Этот вопрос решается на приходе индивидуально. Однако подлинное освящение вербы, как в старину, осуществляется под особые молитвы в субботу. В 2017 году она падает на 8 апреля. Многие не знают, когда освещают вербу в субботу или воскресенье. Вопрос сложный, во многом он зависит от порядков в храме. Вот что пишут современные источники по этому поводу.

Накануне в субботу

Она называется Лазарева, в честь одного из самых ярких чудес Иисуса Христа. В неё произошло событие, во время которого Христос смог воскресить Лазаря, кто уже 4 день как был мёртв и уже начал разлагаться. По преданию, он символизировал и самого Спасителя, который воскреснет на 3 день после своей крестной смерти. Однако воскрешение Лазаря позволили сотням тысяч свидетелей уверовать в его силу и божественное призвание. Именно поэтому Лазарева суббота плавно переходит в вербное воскресенье, когда Христа приветствовали во время его входа в Иерусалим. А по иудейскому календарю праздники все начинаются накануне вечером. Именно по этой причине вербу начинают святить в субботу на вечерней службе. Именно в это время батюшка читает особые молитвы на освящение вайи – так называют вербу на церковно-славянском языке. Если в южных странах христиане преподносят различные цветы и пальмовые ветви, как в Греции, то россияне к Вербному воскресенью покупают ветки молодой вербы. Их можно нарвать в лесополосе, а лучше купить на рынке или около храма. Их продают в храме, как и церковные свечи. Нужно перед службой (она начинается в 16 или 15 часов) купить церковную свечу и несколько веток вербы. Свечу можно поставить в храме перед иконой или держать от освящения вербы. Обычно такие молитвы читают в конце богослужения для того, чтобы освятить вербу. Затем батюшка брызгает на неё святой водой, а затем её уже можно забирать из храма. Тем, кто не может принести вербу, можно приобрести её в храме. После этого можно использовать для того, чтобы для того, чтобы поставить её дома.

Однако тем, кто не может по различным причинам быть в храме в субботу вечером, после заката солнца, делают особое освящение вербы в храме. О его времени священник обычно говорит в конце службы вечером в Лазареву субботу, однако можно узнать из объявления у храма или от прихожан. Во сколько точно происходит освящение вербы в воскресенье нужно узнать только в храме.

Воскресный день

Дату богослужения можно узнать в субботу или позвонить в храм. Иногда на утренней службе, которая начинается в 8 часов, можно узнать во сколько оно будет (в конце). Тогда стоит пойти на рынок или около храма приобрести несколько веток вербы. Затем прийти в указанное время. В него обычно освящение проходит не в храме, а не улице. Священник просто ходит со святой водой, крестит вербу и после этого можно нести её домой. Хорошей приметой считается, если вы сможете донести пламя свечи до своего дома так, чтобы она не сгорела. После этого она несёт источник благодати в дом, охраняя его от бед и колдовства.

Для чего нужно освящение вербы и что это даёт людям

Святая верба считается очень полезной охраной дома от нечистой силы. Её проявления могут быть совершенно различными. Некоторых людей она оберегает от страстей (в церкви они означают страдания), воздействия колдовства или отчаяния из-за несчастья. Во время вербного воскресенья известно, что пост немного ослабляется. В это время нельзя делать различные сельскохозяйственные работы, домашнюю уборку, стирку, крупные дела. А стоит приготовить праздничный стол и поставить несколько веток вербы посередине. Они будут напоминать о весне и счастье, давать надежду на лучшее время. Вот каким может быть этот стол и что обязательно должно присутствовать.

  1. Рыбное блюдо. Оно заменяет мясо. Лучше всего делать запечённую рыбу, например, с чесноком, различными специями, укропом и базиликом. Лучше всего выбирать для этой цели карпов, потрошить их и запекать вместе со специями. Её можно сделать по количеству людей в доме. Тем, у кого мало времени готовить, можно приготовить судака в томате, сёмгу или суп из неё и даже раков. Чем вкуснее будет приготовлено рыбное блюдо – основное для этого праздника, тем лучше будет ваш праздник.
  2. Салат с мидиями, креветками и морепродуктами. Делать их можно по-разному. Самый простой и вкусный – мидии с крабовыми палочками, сладкая кукуруза, листья салата и дольки апельсина. Он будет очень вкусной и приятной закуской, дополнением к рыбному блюду.
  3. Вино. Лучше использовать красное или качественное белое вино, но не пиво, шампанское или коктейли.
  4. Фрукты и сладости. Можно использовать различные блюда, которые позволят сделать ужин вкусным и приятным. На стол можно поставить лимонад или сок для детей. Различные виды шоколада позволят почувствовать праздничное настроение.

Праздник советуют отмечать в семейном или дружеском кругу без бурного веселья и обилия выпивки. Такой праздник будет приятен всем домочадцам. Не забудьте также выбрать

Два дня радости отделяют покаянное время Четыредесятницы от скорби Страстной Седмицы. В 2013 года Церковь вспоминает Воскресение Спасителем праведного Лазаря 27 апреля, а Вход Господень в Иерусалим - 28 апреля. В чем смысл этих событий? Какие особенности богослужения? Почему освящаем вербу и едим рыбу?

Вход Господень в Иерусалим. Фрагмент «Маэсты» собора в Сиене (Италия) Дуччо ди Буонисенья. 1308-11 гг.

Вербы воскресенья

Словосочетания «вербное воскресенье» вы не найдете ни в Постной триоди, на в Типиконе. В русской традиции этот день принято называть «Неделя ваий». Вайа - молодая ветвь финиковой пальмы. Чтение, разъясняющие смысл праздника, санаксарий из Триоди на этот день говорит, что «Вайа бо у евреев ветвь мягкая глаголется». По понятным причинам в наших широтах место финиковых ветвей заняли вербы - наши русские вестники весны и нового пробуждения мира от зимнего оцепенения. Так, что там, где написано «Неделя ваий», смело можем говорить «Вербное воскресенье». В Богослужении Вербного воскресенья вайи-вербы упоминаются многократно, практически во всех песнопениях. Во время утреннего богослужения Вербного воскресения, после чтения Евангелия, ветви кадятся, над ними читается молитва на освящение ваий, а затем раздаются верующим. Эти трогательные атрибуты и символически, и осязательно позволяют верующим проникнуть сквозь тысячелетия к событию, полному трепетного торжества и кажущейся нелогичности. Поэтому ветви верб - участники именно утренней части богослужения Вербного воскресенья, а не весеннее украшение квартир. Вне храма, вне нашего участия в богослужении они теряют свой символический смысл…

Торжество и печаль Вербного воскресенья.

Тот же санаксарий начинается словами, способными вызвать священный трепет верующего и недоумение для стороннего наблюдателя: «Простерший небо словом, возсел на осленка, стремясь освободить смертных от безсловесия». То есть Тот, кто одним только словом Своим растянул для нас шатер небес, едет на ослике, животном отнюдь не торжественного вида. И Едущий в Вербное воскресенье на таком, по видимости невзрачном, существе, стремится освободить смертных от бессилия перед смертью.

Канва праздничного события Вербного воскресенья объясняется следующим образом. Многим стало известно о воскресении Лазаря. Одни, уверовали во Христа, другие - «иудейская сонмица» - решают Его непременно убить в праздник Пасхи. «И вот Тот, Кто небо имеет престолом, восседши на осленка, входит в Иерусалим. Отроки евреев, да и сами они постилали Ему одежды и срезанные ветви фиников, иные же, неся ветви в руках, провожали Его, восклицая: «Осанна Сыну Давидову, благословен грядущий во имя Господне, Царь Израилев!» Ветви финиковых пальм знаменовали победу Христа над смертью. Победителей в бою или на войне встречали с ветвями вечнозеленых растений. С одной стороны как победитель смерти Христос явился, когда воскресил Лазаря, с другой - Ему предстоит страдать, умереть и окончательно победить господствовавший над людьми закон смерти.

Уже с вайями - вербами Вербного воскресенья верующие поют на службе тропарь, песнопение, в котором сопрягаются торжество и печаль этого праздника: «Общее воскресение прежде Твоея страсти уверяя, из мертвых воздвигл еси Лазаря, Христе Боже. Темже и мы, яко отроцы победы знамения носяще, Тебе победителю смерти вопием: осанна в вышних, благословен грядый во имя Господне». В Вербное воскресенье мы, словно те еврейские дети, встречавшие Христа в Иерусалиме, встречаем Его «победы знамения носящее», то есть с вербами, знаменами христовой победы над смертью, помня о воскресении Лазаря, которое уверяет нас в общем воскресении мертвых. Но все это - «прежде Твоея страсти». Христос едет на страдание и смерть. Вербное воскресенье - время, где одними дорогами ходят Божественная сила Христа и человеческое несовершенство, которое уже замыслило предать своего Бога. Из канона Вербного воскресенья мы слышим как Бог, сидящий в вышних на херувимах, грядет со славою, в то время, когда фарисеи («писменницы и священницы» иудеев) на уровне обыденного сознания («тщетным поучистеся») удивляются, кто это такой, кому дети воспевают Осанну. Другое песнопение Вербного воскресенья еще более подчеркивает невероятность происходящего: «На престоле на небеси, на жребяти на земли носимый, Христе Боже, Ангелов хваление и детей воспевание приял еси, зовущих Ти: благословен еси, грядый Адама воззвати». Иисус Христос одновременно на Небесном Престоле и на осленке, Его воспевают ангелы и земные дети. И хотя, как говориться в каноне, ноги непокорных (иудеев) скоры на пролитие Владычней крови, но Он воскреснет.

Вербное воскресенье в Священном Писании

Пророк Захария за шестьсот лет до славного входа Христа в Иерусалим (Вербного воскресенья), предрек: «Ликуй от радости, дщерь Сиона, торжествуй, дщерь Иерусалима: се Царь твой грядет к тебе, праведный и спасающий, кроткий, сидящий на ослице и на молодом осле, сыне подъяремной» (Захария 9:9). Что исполнилось по евангелисту Матфею с мельчайшими подробностями:

«И когда приблизились к Иерусалиму и пришли в Виффагию к горе Елеонской, тогда Иисус послал двух учеников, сказав им: пойдите в селение, которое прямо перед вами; и тотчас найдете ослицу привязанную и молодого осла с нею; отвязав, приведите ко Мне; и если кто скажет вам что-нибудь, отвечайте, что они надобны Господу; и тотчас пошлет их. Всё же сие было, да сбудется реченное через пророка, который говорит: Скажите дщери Сионовой: се, Царь твой грядет к тебе кроткий, сидя на ослице и молодом осле, сыне подъяремной. Ученики пошли и поступили так, как повелел им Иисус: привели ослицу и молодого осла и положили на них одежды свои, и Он сел поверх их. Множество же народа постилали свои одежды по дороге, а другие резали ветви с дерев и постилали по дороге; народ же, предшествовавший и сопровождавший, восклицал: осанна Сыну Давидову! благословен Грядущий во имя Господне! осанна в вышних!» (Мф. 21. 2-9).

Вербное воскресение - история праздника.

О Неделе ваий (нашем Вербном воскресенье) вполне определенно известно с конца 4 века. Паломница Эгерия описывает торжество, происходящее на ландшафтах новозаветной истории, в Иерусалиме. Верующие молятся на Елеонской горе, после чего все идут пешком в храм Воскресения. И все дети (у них особая роль в этом празднике, ведь именно они «неискусозлобны», то есть не испорчены опытом мертвой и политизированной книжности), держат в руках пальмовые или масличные ветви. Народ - и простые люди и знать - сопровождают епископа, который является образом Христа, грядущего во славе и на Страсть. При этом все поют песнопения, рефреном которых служит «Благословен грядый во имя Господне». Так что уже около полутора тысячи лет в Вербное воскресенье (Неделя ваий) празднуются торжество и печаль предпасхальных ожиданий.

В Русской Православной Церкви с XVI века Вербное воскресенье праздновалось еще более торжественно. Патриарх или архиерей с крестом и Евангелием в руках ехал по городу верхом на осле, а царь или кто-то из знатных горожан вел этого осла под уздцы. Вербное дерево, украшенное и обвешанное сладостями, везли перед ослом. Шествие сопровождал хор. Со времен Петра I праздновать Вербное воскресенье подобным образом перестали.

Вход Господень в Иерусалим. Тверь. XV в.

Вербное воскресенье и аскетика.

Образ Вербного воскресенья связан у нас прежде всего с весенним солнцем, пучками верб, рыбными блюдами, которые не вкушались весь пост? и предвкушением пасхальных торжеств. Отчего же тогда духовный писатель IX века прп. Феодр Студит произносит именно в неделю Ваий (Вербное воскресенье) свое поучение «О том, что мы не должны унывать, но быть мужественными в деле, к которому призвал нас Бог»?

Святитель Григорий Палама вот что пишет об этом дне: «..так как приближается память спасительных Страстей Христовых, приближается и новая, и великая и духовная Пасха, пальма (победная награда) за бесстрастие, начало будущего века». Пост закончен, но впереди нас ждет Страстная седмица, неделя воспоминания того, чего стоила наша Пасха: «Пусть же уклонится каждый от таковых зол и да сотворит благо. А что есть благо? - Это - воздержание, пост, целомудрие и праведность, милосердие и великодушие, любовь и смирение, лишь при наличии коих мы сможем достойно соучаствовать закланному за нас Агнцу Божиему и тем приять залог бессмертия, который да сохраним с твердой надеждой на обещанное нам на небе наследие». Соучастие «закланному за нас Агнцу Божию» - вот что предстоит верующим после торжества Вербного воскресенья. Впереди - последний, самый трудный шаг. Это особо продолжительные богослужения, максимальное воздержание в пище и отказ от суеты в повседневной жизни. Вербное воскресенье - последняя передышка перед Страстной неделей.

Дмитрий ДАЙБОВ

Вербное воскресенье это последнее воскресенье перед великой Пасхой. Возвращаясь к библейским историям мы узнаем, что в этот день состоялся вход Господень в Иерусалим. Иисус Христос въехал в город верхом на осле, в то время, когда народ Израиля находился под притязаниями римлян, а накануне произошло значимое событие, воскрешение умершего Лазаря, Христа встречали, как победителя, как Мессию, о котором вещали пророки.

Икона вход Господень в Иерусалим

Все события, описанные в Библии являются притчами, или символизируют что-либо. Вход Господень в Иерусалим по значению символизирует вход праведного человека в рай. Встречали Иисуса, как Царя царей, не земного, но небесного. Встречающие воспринимали это событие как праздник. В то время было принято встречать царей с пальмовыми ветвями и цветами в руках, означающих почтение и преклонение перед правителем или победителем. Еще никто не знал, какая судьба уготована Спасителю в ближайшее семь дней, и как славившие Его, через несколько дней будут распинать Его...

В южных странах, где почти весь год очень жарко, пальмы не являются редкими растениями, их листья - широкие веера, как царские опахала. Как и в библейские времена, этот день недели называется цветоносным воскресением.

В наших широтах пальмы не растут, а вот верба самая первая из растений, которая оживает весной, даже если еще не сошли снега. Еще до проклевывания листиков и травы, почки вербы распушаются на ветках, означая, что зимний сезон завершился. Поэтому именно верба стала символом грядущего возрождения и преддверием Пасхи.

Кстати, если обратить внимание, то веточки, приносимые в храм, выглядят по разному. Это потому, что они принадлежат растениям семейства ивовых, которые имеют разные названия: ива, верба, ветла, ракита, и разную ботаническую классификацию. Но все они первые распускают распушенные серебристые почки.

Накануне воскресения на всенощной субботней службе ветки вербы, которые можно соединять с цветами в букеты, освящают после чтения Евангелия, совершая каждение и окропляя святой водой. Эта православная традиция вторит встрече Иисуса в Иерусалиме.

Иногда прихожане в храмах во время освящения вербы волнуются о том, достаточно ли окропили их веточки святой водой. Но верующие должны знать, что освещение происходит благодатью Святого Духа, поэтому не важно сколько воды попало на веточки, важна истинная вера и глубокое понимание значимости предстоящих дней. Окропление может повторяться и в сам день праздника. В некоторых храмах, освященную вербу предлагают и в церковных лавках.

В русских православных традициях Вербное воскресение давно привычный церковный праздник, а в обращении с вербными ветками можно увидеть отклик доправославного языческого свойства. Принято стучать освященной веткой вербы друг друга, изгоняя тем самым злых духов и хвори, давая жизненную силу и здоровье. А еще считается, что освященная вербная веточка способна управлять даже самыми непослушными домашними животными, а поставленные у изголовья кровати вербочки, хранят семейный очаг. Конечно, это суеверия, но в течение долгих веков эта традиция помнится в народе.

Художник Владимир Сулковский "Вербная неделя"

Освященные вербные ветви сохраняют весь следующий год. По старым традициям их засушивают и оставляют рядом с домашними иконами.

Если нужно утилизировать ветки, потерявшие свой внешний вид, то рекомендуется их сжечь отдельно от других веток и мусора, это можно сделать в некоторых храмах в специально отведенных местах.

Но если держать их в воде, они могут прорасти и дать хорошие корни, ивовые довольно легко укореняются. Тогда везите их на дачу или найдите место во дворе, где можно посадить вербочку, которая будет расцветать нежными пушистыми почками каждую весну.

В первый день апреля 2018 года мы будем отмечать светлый весенний праздник, который знают практически все – Вербное воскресенье. А ровно через неделю, как и обычно, предстоит отметить Пасху.

Обе даты отмечаются уже почти 2000 лет. Интересно, что до сих пор многие люди задаются вопросом, что нужно делать в Вербное воскресенье и накануне этого дня. Попробуем подробно осветить этот вопрос.

Смысл праздника: прошлое и современность

Вербное воскресенье, как и Пасха – это одни из самых любимых весенних праздников практически всех людей. Далеко не каждый человек ходит в церковь в эти дни, однако вербочки со свежими почками можно увидеть практически в каждом доме.

А исторические события, связанные с Вербным воскресеньем, мы все знаем. Спаситель ровно за неделю до того, как воскреснуть, въезжает на ослике в священный город еврейского народа – Иерусалим. Восторженная толпа встречающих, которые поверили в него как в Мессию, устилают путь великолепными, пышными пальмовыми ветвями.

В древние времена люди обращали внимание на символы и знаки, пожалуй, больше, чем сегодня. Вот и въезд Христа в Иерусалим был воспринят не иначе как добрый символ: ведь он управлял не лошадью, а ослом. Получается, что Иисус въехал как Спаситель, но не как завоеватель.

Сегодня все верующие вспоминают эти интересные события с большим почтением. Для понимания основного смысла праздника даже необязательно владеть всеми тонкостями богословия. Очевидно, что Христос покорил сердца людей миром, а не войной. Вот и вошел он в город как победитель. Но люди, встречавшие Спасителя, не были его пленниками. Они разделили радость встречи с тем, в кого искренне поверили.

Поэтому Вербное воскресенье как праздник не утратил своей актуальности, да и нет оснований сомневаться, что люди не будут отмечать его и через 100 лет. Приятный весенний день, свежие вербы (ведь в наших краях пальмы, конечно, не растут) – все это зримый символ возрождения природы после длительной зимы. А главное – это основа наших добрых надежд на свершение всех благих планов.

Что нужно сделать перед праздником

Мало кто знает, что день перед праздником тоже почитается в христианстве. Он называется Лазаревой субботой, поскольку по преданию, накануне въезда в Иерусалим Спаситель воскресил из мертвых знакомого своих друзей – Лазаря. Это событие и само по себе является интересным символом. Да и сам факт воскрешения позволил людям еще раз убедиться в том, что Христос – это и есть обещанный Мессия от Бога.

Поэтому и накануне Вербного воскресенья лучше приготовиться к празднику. Как правило, стараются заранее приготовить вкусный стол (но, конечно, без чревоугодия), а еще – прибрать все вокруг. По возможности все эти работы выполняют в пятницу, поскольку в субботу лучше побыть с семьей и вспомнить о Боге, быть может, сделать какие-то добрые, бескорыстные дела.

Что делают в сам праздник Вербное воскресенье

Конечно, основной символ Вербного воскресенья – это свежие ветви ивы (вербы). Интересно, что это дерево первым набирает почки в наших широтах. Вы наверняка замечали, что когда бы ни выпало празднование Пасхи, а вербы все равно поспевают, ведь у природы нет плохой погоды.

На Руси существовала добрая традиция ходить за вербами всей семьей. Накануне праздника домочадцы, соседи, целые деревни выходили в рощи, на побережья водоемов и срывали свежие ветви ивы с распускающимися почками. Вербами украшали дом, иконы, светлые углы в каждой комнате. И конечно, их дарили всем родным и близким.

Что нужно делать в церкви

Первым делом в этот день нужно отправиться за вербами и осветить ветви в церкви. Будет здорово купить их заранее, а с утра сразу пойти на праздничное служение. В принципе тут даже не играет особой роли, насколько часто человек ходит в церковь, крещен ли он. Никаких запретов нет – главное все делать искренне, от души, а не для формального соблюдения обычая.

К тому же именно в церкви можно почувствовать довольно необычную, особую праздничную атмосферу. Это особенно важно сделать людям, которые пока одиноки или переживают нелегкие времена. Порой ведь надо сделать маленький шаг, и перемены к лучшему могут произойти как будто сами собой.

Конечно, верующие знают, что делают в церкви на Вербное воскресенье. Пойти на богослужение необходимо с самого утра. Если человек придерживается строго поста, он просто обязан быть в собрании верующих. Ну а все остальные могут просто уделить немного внимания и насладиться атмосферой праздника.

Что делают дома

И вот самый главный вопрос – что делают в Вербное воскресенье дома. Конечно, первым делом нужно искренне поздравить всех домашних, близких, гостей и соседей с этим праздником. Кстати говоря, на Руси с незапамятных времен существует интересный обычай: освященными ветвями вербы легонько ударяют близкого человека и желают ему здоровья. А тем, кто планирует какое-то важное мероприятие, можно скушать три почки и искренне поверить в то, что ситуация сложится хорошо.

Из верб можно сделать маленькие букетики и поставить их пучками в воду – это самое главное, что нужно сделать в Вербное воскресенье у себя дома. Если в доме есть икона, то несколько веток надо обязательно разместить рядом со святым ликом. Так мы усиливаем полезное действие вербы и к тому же подзаряжаем домашнюю обстановку, настраиваясь на все самое доброе.

В такой прекрасный день лучше постараться уделить побольше времени своей семье. Почему бы не испечь вкусную домашнюю сдобу? Ведь, пожалуй, не найти запаха уютнее, чем тот, который идет от горячих булочек. Кстати говоря, на Руси пекли мучные шарики (как колобки) и прятали в некоторые из них почки вербы. Дети могут оценить это веселье и сегодня - попробуйте сыграть с ними в эту интересную игру.

Для тех, кто соблюдает пост, в такой день разрешается небольшое послабление: можно употреблять рыбные блюда, а еще – немного хорошего красного вина (например, церковного кагора). Конечно, не стоит устраивать пышные застолья и тем более злоупотреблять спиртным. Ведь смысл праздника – в приятном семейном общении, воспоминаниях о Спасителе, который уже совсем скоро, ровно через 7 дней, воскреснет. Ну а это, как говорится, уже другая история.



Для многих верующих актуален вопрос, когда освящать нужно вербу: в субботу или все таки воскресенье. Потому что, с одной стороны именно воскресенье в народе называется , но с другой стороны, многие вечером в субботу Лазаря уже идут к храмам с праздничными букетиками. Попытаемся разобраться в вопросе как делать правильно и почему.

О традиции освящения

Вербные букетики в народе, действительно, принято заготавливать в Лазареву субботу. В этот день собирают у водоемов саму вербу, а вот веточки ивы и березы можно сорвать еще раньше и поставить их в вазу, чтобы они за несколько дней до праздника распустились. Свой букетик, чтобы он был еще более праздничным и нарядным, можно украсить дополнительно ленточками.

Затем уже на вечернюю праздничную службу в субботу Лазаря в храм можно отправляться с этими веточками. Но нужно понимать, что первое их освящение священник проведен только поздним вечером практически под окончание службы. Это уже бывает, как правило, ночью. Так что, если не планируется так много времени провести в храме, то в это раз букетики лучше с собой не брать. А проснуться утром в Вербное воскресенье и уже при параде со своими веточками отправиться в храм.




Как правило, праздничная утренняя служба в этот важный христианский праздник, последнее воскресенье перед Пасхой Христовой, начинается в девять утра и длится несколько часов. После этой службы проводится повторный обряд освящения праздничных букетиков.

Что делать с освященной вербой

Когда букетики вербы освящены, они становятся неприкосновенным. Ведь вместе со святой водой на них как бы снизошла благодать Святого Духа. Поэтому, это уже не просто красивые украшенные веточки, а настоящая реликвия. Нужно по традиции хранить букетик дома в красном уголке.

На Руси, если кто-то в течение года болел или у него ухудшалось душевное состояние, то обрывали несколько почек и добавляли больному в еду. Или же просто клали вербу у изголовья кровати, считая, что растение поможет излечить болезнь телесную или душевную, быстрее восстановить силы. Некоторые точно также поступают и сейчас, церковь ничего против этого обряда не имеет, но все таки в проповедях довольно часто можно услышать, что это все таки народные суеверия. Потому что, главное, что нужно сделать в день Вербное воскресенье - это поприветствовать Господа в своей душе, а уже вербные букетики и другие материальные ритуалы даны для того, чтобы лучше и проще понять суть происходящего.




Куда деть старый букетик?

Если верующий человек отмечает Вербное воскресенье каждый год, то дома у него должно быть много прошлогодних букетиков. По идее, на самом деле, когда новая верба этого года приносится в дом, то старую нужно утилизировать. Но утилизация происходит не просто, выкинув ветки в мусорное ведро. Как уже отмечалось выше, освященные веточки - это реликвия святая и то, что прошел год, реликвия не перестала быть святой.

Поэтому, имеются разные варианты предпочтительной утилизации. Как вариант, это может быть сжигание в огне (в храмах также ежегодно проводится ритуал сжигания старой вербы, так что, можно просто приносить ее в храм и складывать в специально выделенное для этого место, а там уже разберутся), можно пустить по реке (должен быть чистый водоем с течением), веточку можно даже закопать (но выбрать для этого тихое и уединенное место).

Освящение вербы происходит или в ночную службу с на Вербное воскресенье или после праздничной утренней литургии в сам день Вербного воскресенья. Желающих, как правило, очень много, поэтому обязательно продумайте заранее, куда поехать и сколько времени на все про все у вас будет: чтобы точно успеть получить свой свежий освященный вербный букетик.