Привет, любители Флоренции. Сегодня мы расскажем о городе, который невозможно не полюбить и о самом знаменитом здании в нём. Во Флоренции невероятное количество красивых зданий, но наш сегодняшний рассказ о главном здании Пьяцца дель Дуомо во Флоренции или, говоря нашим языком, о кафедральном соборе города. Санта-Мария-дель-Фьоре входит в пятёрку грандиознейших соборов мира.

Италия. Флоренция. Кафедральный собор Санта-Мария-дель-Фьоре (La Cattedrale di Santa Maria del Fiore).

Кафедральный собор Санта-Мария-дель-Фьоре напоминает по форме латинский крест. Особо примечательная деталь здесь – это купол, созданный Филиппо Брунеллески и мраморные панели разных цветов.

Размеры собора огромны, — он создавался с расчетом на то, что при необходимости, здесь спокойно поместится всё население города одновременно.

Общая площадь собора составляет 8300 квадратных метров при высоте в 45 метров.

История

Дуомо, как еще называют этот собор, построили на месте собора Санта-Репарата, последний к XIV веку уже начал обрушаться. Кроме того, предыдущий храм был уже мал для города. Создать проект нового здания гильдии искусств поручила Арнольфоди Камбио.

Возводилось здание около шести веков. Правда после смерти его проектировщика строительство ненадолго приостановилось. Новым толчком к работам над этим зданием стали привезенные во Флоренцию мощи Зиновия Флорентийского.

Интерьер

По сравнению с пышным экстерьером, интерьер собора выглядит довольно скромно. Внешне – это готическое здание с чертами архитектуры эпохи Кватроченто.

Внутри это лаконичный католический храм.

Во многом, возможно, здесь виноват доминиканский священник Джироламо Савонарола. Он был знаменит строгостью взглядов. И постарался сделать так, чтобы Дуомо стал оплотом морали и скромности.

Яркой деталью интерьера собора можно назвать часы. Их стрелка движется в противоположном обычному направлении.

Своды здания украшают фрески. На них изображены флорентийцы, внёсшие вклад в развитие своего города.

Нельзя не заметить и витражи храма. Их вы увидите на барабане купола. Они рассказывают о жизни Богоматери и Христа.

Сам купол также достоин восхищения. Его расписали в XVI веке. Здесь вы увидите изображения святых, ангелов, старцев апокалипсиса и других персонажей.

Музей

Практически все предметы, ранее украшавшие собор, перемещены в Музей Опера ди Санта Мария дель Фиоре, который расположен на Соборной площади.

Это помещение ранее было мастерской Филиппо Бруннелески. Поэтому сейчас вы можете ознакомиться с чертежами мастера и макетами.

Здесь же находятся хоры собора и выставлена коллекция скульптур, украшавших баптистерий собора, колокольную башню и фасад здания.

Баптистерий

И раз уж мы упомянули баптистерий, пару слов о нем. Баптистерий Сан Джованни – это отдельное здание, расположенное недалеко от Дуомо.

Он назван в честь Иоанна Крестителя и является старейшим зданием площади. Внутри него лики Христа и барельефы.

Время работы

  • По будням кроме четверга: 10:00 — 17:00
  • Суббота: 10:00 — 16:45
  • Воскресенье: 10:30 — 16:45

Сколько стоит

  • Осмотр здания – бесплатно.
  • Подъем к куполу – 6 евро.
  • Посещение музея Дуомо – 6 евро.
  • Комплексный билет – 8 евро.

Конечно, цены могут меняться, поэтому уточняйте информацию на официальном сайте.

Официальный сайт: www.ilgrandemuseodelduomo.it

Где остановиться во Флоренции

Сейчас много вариантов жилья в Флоренции появилось на сервисе AirBnb . Как пользоваться этим сервисом у нас написано . Если вы не найдете свободный номер в отеле, то ищите жилье через этот сайт бронирования.

Мы жили в отеле MsnSuites Palazzo dei Ciompi Florence . У нас были апартаментах с кухней.

Предлагаем неплохие варианты отелей во Флоренции

Как добраться

Доехать до него можно на любом автобусе, следующем через Соборную площадь, например, 6, 17, 37.

Не забудьте осмотреть и другие знаменитые здания площади: Баптистерий, Кампанилу Джотто, музей.

Адрес: PiazzadelDuomo, 17

Собор на карте

Подписывайтесь на нас друзья. И до свидания!

39,105 просмотрели

Самой красивой и популярной Флоренции является собор Санта-Мария-дель-Фьоре (Duomo di Firenze) – символ столицы Тосканы.

Современный путешественник, прогуливаясь по улицам неподалеку Соборной площади, определит местонахождение Санта-Мария-дель-Фьоре издалека. Устремленная ввысь башня кафедрального собора, возвышается на 90 метров над землей. Огромное здание, мастерски изукрашенное лепниной, увенчано ярко красным куполом. Этот купол, подобен путеводному маяку, он притягивает взгляд, призывает путешественников к себе. Кстати, ни одна, даже самая широкоугольная камера, не может целиком захватить в объектив здание собора!

Кафедральный собор Санта-Мария-дель-Фьоре (итал. — La Cattedrale di Santa Maria del Fiore) производит неизгладимое впечатление. Обширная постройка не давит на посетителей своей монументальностью. Переплетение и готики, в результате дали непередаваемый по своей красоте архитектурный стиль кватроченто. Он наполняет мраморные стены собора благостной легкостью и заставляет задуматься о самом сокровенном. Обратимся к истории, каков был жизненный путь этой постройки.

О строительстве нового кафедрального собора на закате 13 столетия побеспокоилась католическая церковь. В те времена Флоренция стремительно развивалась, превращаясь в крупный город. Число прихожан местного храма Санта Репарата, превысило его предельную вместимость. Власти города также были заинтересованы в том, чтобы Флоренция смогла конкурировать с другими крупными городами Тосканы – Пизой и . Таким образом, отживший свое собор Санта Репарата канул в Лету, чтобы освободить место для своего приемника.

Строительство Дуомо (собора) стартовало в 13 веке, а последние работы по отделке фасада закончились к концу 19 столетия.

Целых 6 веков ушло на возведение кафедрального собора Санта-Мария-дель-Фьоре, славящегося своим непревзойденным куполом и завораживающей игрой цветов наружной отделки. В результате жители получили уникальный по своим габаритам храм, его вместимость — 30 тысяч прихожан. По сути, он представляет собой целую площадь, накрытую куполом собора.

Строительные работы

Составителем архитекторского проекта собора был избран Арнольфо ди Камбио . Опираясь на идеи раннего итальянского возрождения и классические элементы готики, архитектор задумал грандиозное по своим масштабам строение. Дуомо Санта-Мария-дель-Фьоре виделся разработчику трехнефным храмом в виде креста. Причем, размеры нового собора превзошли параметры предшественника в значительной степени. Вся площадь, ранее занимаемая Санта Репарата, уместилась в среднем нефе Санта-Мария-дель-Фьоре.

Символический первый камень, в основу собора был заложен в сентябре 1296 года посланником Папы Римского Бонифация VIII. Стараниями Арнольфо ди Камбио были завершена большая часть работ по возведению стен Дуомо. Однако, после смерти архитектора, стройка приостановилась на 30 лет. Следующим куратором возведения храма выступил знаменитый итальянский живописец и архитектор (итал. Giotto di Bondone) . Творчеством этого художника впоследствии вдохновлялись такие гении искусства как , и . Джотто на тот момент работал главным архитектором Флоренции. В рамках служебных обязанностей он вплотную занялся работами над колокольной башней Дуомо, получившей название Кампанила (итал. Campanile) . Джотто разработал строительный план для колокольни, а также создал подробные эскизы для внешней отделки первого яруса постройки.

Смерть архитектора в 1337 году на время лишила стройку основной созидающей силы. А пришедшая через 11 лет эпидемия чумы и вовсе оборвала работы.

Рабочие вновь преступили к своим обязанностям только в 1349 году под руководством архитектора Франческо Таленти . Спустя 10 лет его заменит Джованни ди Лаппо Гини . На счету данных кураторов числится завершение строительства колокольни и окончательное формирование архитектурного образа стен собора. В начале 15 века Санта-Мария-дель-Фьоре была подготовлена к созданию купола. В этом вопросе и возникла наибольшая загвоздка. Обширная площадь купола требовала от строителей на тот момент невозможного. Следовательно, проблему устойчивости конструкции нужно было решить инженерным путем.

Бытует мнение, что Флорентийские власти объявили конкурс, чтобы найти решение для возникшей задачи. С одной стороны требовалось придумать идеальный вариант дизайна купола, а с другой – решить проблему его строительства на высоте в несколько десятков метров. Как бы там ни было, а ответы на интересующие строителей вопросы родились в голове архитектора (Filippo Brunelleschi)


Умнейший итальянский муж точно просчитал параметры восьмигранной башни и вытянутого шпиля. Также он изобрел и воплотил в реальность ряд механизмов, позволяющих поднимать на большую высоту целые секции купола. Для того, чтобы стабилизировать конструкцию, Брунеллески приказал установить 24 вертикальных ребра жесткости и 6 горизонтальных колец . Этот каркас до сих пор удерживает в целостности купол Дуомо, общий вес которого около 37 тысяч тонн .

Работы над куполом велись с 1410 по 1461 года. В качестве последнего архитектурного штриха Филиппо Брунеллески предусмотрел фонарную башенку (лантерну), венчающую купол собора Санта-Мария-дель-Фьоре. Она помогает равномерно распределить вес купола на «барабан» постройки, а заодно имеет эстетическую и функциональную нагрузку. Завершенную постройку освятил сам Папа Римский Евгений IV, что придало ей дополнительный вес в кругах католической церкви.

В 16 веке вокруг кафедрального собора возник настоящий скандал. Солидная часть работ, связанных с внешней отделкой Дуомо, была выставлена на конкурс. Однако различные вельможи и чиновники пытались нагреть руки на участниках конкурса. В результате строительные мероприятия были отложены до середины 19 века.

В конечном счете дизайном собора с 1876 по 1887 года занимался итальянский зодчий Эмилио де Фабрис . Придуманные им узоры до сих пор украшают фасады Санта-Мария-дель-Фьоре. Особая находка де Фабриса – полихромный облицовочный мрамор. Этот материал заставляет собор «играть» цветами: белый, плавно перетекающий в серый, зеленый и розовые тона. Такая палитра призвана имитировать трехцветный итальянский флаг.

Стрельчатые арки фасада украшены фресками, посвященными жизни Богоматери. Над центральным входом в собор размещен младенец Христос, восседающий на троне с Богоматерью. Этот барельеф окружен статуями двенадцати проповедников. Чуть выше портала со статуями, фасад украшает огромное ажурное окно. Пространство вокруг окна вмещает в себя лепные медальоны, изображающие известных жителей Флоренции. Большой интерес представляют три бронзовые двери, оберегающие вход в собор.

Внутреннее убранство собора

Невероятное впечатление на путешественников производит богатство внешней отделки собора Санта-Мария-дель-Фьоре, также как и его размеры. Попав вовнутрь, посетитель будет сбит с толку. Кружевная вязь наружного декора уступает место лаконичному внутреннему убранству католического храма. Во времена правления , в Дуомо проповедовал доминиканский священник Джироламо Савонарола . Он славился строгостью своих взглядов, и не преминул позаботиться о том, чтобы Дуомо превратился в образец морали и добродетели.

Своды собора украшены фресками 15 века, изображающими флорентийцев, внесших большой вклад в жизнь города, страны и церкви. К ним можно отнести композиции, посвященные Данте Алигьери, Джованни Акуто, Николо да Толлентино . Помимо этого сохранены бюсты работы Арнольфо ди Камбио, Джотто ди Бондоне, Брунеллески, Эмилио де Фабриса .

Самая главная реликвия Санта-Мария-дель-Фьоре – это урна с мощами святого Зиновия Флорентийского , обнаруженная в руинах храма Санта Репарата в 14 веке. Необычным украшением собора служат часы, созданные Паоло Уччело в 1443 году. Изюминка хронометра в том, что его стрелки вращаются в обратном направлении.

Просто невозможно обойти стороной удивительные витражи Дуомо. 44 картины из стекла украшают собой арки нефов и трансептов. Каждая из них посвящена деяниям святых и мучеников Ветхого и Нового Завета. Округлые витражи, размещенные в барабане купола, иллюстрируют сцены из жизни Христа и Богоматери.

Насладившись энергетикой, исходящей от фресок, витражей и скульптур, находящихся в стенах кафедрального собора, достаточно поднять глаза вверх, чтобы испытать новый прилив восхищения. Обширный купол Дуомо был мастерски расписан во второй половине 16 века художниками (Giorgio Vasari) и Федерико Цуккари.

Картина имеет многоярусную структуру и посвящена Страшному суду. Самое нижнее кольцо отведено смертельным грехам и жителям Ада, во главе с Антихристом. Последующие кольца, уходящие ввысь к лантерне, изображают святых, старцев апокалипсиса, ангелов небесных, Богоматерь и благие деяния. Образ Сатаны является антагонистом светлой фигуры Христа.

Музей Опера ди Санта Мария дель Фиоре

Большая часть предметов, в прошлом украшавших интерьер собора, была постепенно перемещена в Музей Дуомо (Museo dell’Opera di Santa Maria del Fiore), расположенный на Соборной площади. Помещение, служившее архитектору Брунеллески мастерской, в 1891 году открылось в качестве музея при соборе. Посетители музея смогут полюбоваться проектировочными чертежами купола, а также макетами, созданными самим Брунеллески. Великолепные хоры, служившие певчим кафедрального собора в 15 веке, также нашли свое пристанище в музее.

Отдельного упоминания заслуживает обширная коллекция скульптуры, выставленная в Музее Дуомо. В нее входит:

  • Отличная подборка флорентийских скульптур, датированная 16 веком.
  • Статуя «Кающаяся Мария Магдалена» (15 век) ранее, украшавшая собой Баптистерий собора.
  • «Пророк Аввакум» (15 век) работы был перемещен в музей с колокольной башни;
  • Статуя, посвященная Папе Римскому Бонифацию VIII авторства Арнольфо ди Камбио – снята с фасада собора.
  • а также незавершенная работа великого , – « ».

Баптистерий Сан-Джованни

В комплекс собора Санта-Мария-дель-Фьоре также входит (Battistero di San Giovanni), иными словами место для крещения. Он выполнен в виде отдельного здания, стоящего неподалеку Дуомо на Соборной площади. Баптистерий носит имя Иоанна Крестителя (итал. San Giovanni Battista) , и является наиболее древним строением на площади. Дата его постройки теряется в 5 веке нашей эры. Приземистое шестигранное здание выполнено в романском стиле, а свой современный вид оно получило в 12 веке. Внутри баптистерия можно полюбоваться золотистым куполом, расписанным ликами Христа, святых, и сценами из библии.

Особый интерес представляют барельефы, украсившие ворота баптистерия в 13-15 веках. На них изображен Иоанн Креститель и Основные добродетели. Самые новые ворота, восточные, они были оформлены Лоренцо Гиберти в средине 15 века особенным образом. Позолоченное полотно ворот было разделено на 10 равных табличек. В каждой из них скульптор бережно воспроизвел библейские истории. Второе название этого шедевра — Врата рая.

Собор Санта-Мария-дель-Фьоре в цифрах

Если взглянуть на Дуомо с высоты птичьего полета, тогда будет ясно, что его форма — это латинский крест, у которого вертикаль составляет 153 метра, а трансепт (ширина поперечины) – 90 метров. Высота внутренних арок достигает 23 метров. А самая высокая точка собора – бронзовый шар, на кончике купола — 90 метров. Вместимость – 30 тысяч человек. Над строительством здания в общей сложности потрудилось с десяток архитекторов, а продолжительность работ достигла 6 веков.

  • диаметр его составляет 42 (!) метра;
  • вес – 37 тысяч тонн;
  • число кирпичей – порядка 4 миллионов штук.

Учитывая все эти данные можно смело заявить, что Дуомо Санта-Мария-дель-Фьоре – один из самых вместительных и впечатляющих храмов Европы!

Практическая информация

Как добраться

Кафедральный собор Санта-Мария-дель-Фьоре находится в итальянском городе Флоренция по адресу: (Piazza del Duomo), здание № 17.

Найти отель рядом с собором Дуомо

Добраться до кафедрального собора не тяжело, поскольку он расположен в центре города и является самой знаменитой достопримечательностью Флоренции. Подойдет любой автобус, следующий к Соборной площади.

Время работы собора

  • понедельник, вторник, среда, пятница – открыт с 10:00 до 17:00;
  • суббота – с 10:00 до 16:45;
  • воскресенье – с 13:30 до 16:45.

Полюбоваться куполом собора можно:

  • все дни, кроме субботы – с 8:30 до 19:00;
  • суббота – с 8:30 до16:40.

Время работы музея

  • все дни, кроме воскресенья – с 9:00 до 19:00;
  • воскресенье — с 9:00 до 13:45.

Стоимость билетов

С 2018 года насладиться красотой внутреннего убранства Санта-Мария-дель-Фьоре можно купив заранее единый билет за 18 евро, который действителен также для подъема на купол (нужна предварительная бронь времени), посещения Музея Дуомо и Баптистерия.

Актуальную стоимость билета и расписание работы всегда можно уточнить на официальном сайте www.museumflorence.com , который доступен на итальянском и английском.

Для детей в возрасте от 3 до 11 лет стоимость билета составляет 3 евро. Билеты действуют в течение 72 часов, каждую достопримечательность можно посетить по одному разу.

В собор также можно попасть бесплатно отстояв примерно 2-х часовую очередь.

Альтернативные варианты:

Попасть на купол без очереди можно в составе групповой экскурсии на английском языке, продолжительность 1 час, стоимость 40 евро с человека, время начала 10:00 или 14:00. Также этот вариант подойдет тем, кто не успел зарезервировать время посещения купола заранее.

Мы влюблены в Италию с первого раза и на всю жизнь. Рады делиться полезными советами и заметками о самой прекрасной стране в мире. Приглашаем на наши авторские экскурсии в Риме, Неаполе, Флоренции, Венеции, Парме, Милане, Тоскане, а также на Сицилии и Сардинии.

Купол главного собора Флоренции Санта-Мария дель Фьоре по праву считается наиболее грандиозным произведением в творчестве . По своим размерам в Италии он уступает только куполу собора Святого Петра в Риме. Покрытый красной черепицей, с подчеркнутыми ребрами из белого камня, восьмигранный и двухслойный - купол стал символом Раннего Ренессанса. Несмотря на некоторые готические приемы, примененные при его сооружении, он является новаторским произведением.

Собор появился, когда жители города решили превзойти сосед­ние города – Сиену и Пизу. К концу XIII века Флоренция была самым сильным из этих трех городов как в политике, так и в экономике, но вот старый разваливающийся собор портил все впечатление, поэтому правительство города приказало зодчему Арнольфо ли Камбио «соз­дать проект… настолько великолепный, чтобы его нельзя было превзойти ни технически, ни духовно». Арнольфо принял это к сведению и спроек­тировал большую сводчатую базилику в стиле высокой готики с восьмиугольным основанием. Это было необычное решение, в то время чаще всего строили соборы на основе квадрата. Основание шириной 42 метра требовало огромного купола, который показал бы соборам в Сиене и Пизе подобающее им место! Создание такого купола, конечно, оказалось сложной технической задачей: вообще-то в то время никто не знал, как такое строить, хотя перед глазами был уже созданный небольшой прототип – купол знаменитого восьмигранного романского баптистерия (построенный в 1128-1150 годах).

Неоднократное появление этого памятника в изобразительном искусстве еще больше увеличило его славу, превратив в неотъемлемый признак эпохи. История сооружения купола необычна. Огромный собор Санта-Мария дель Фьоре был заложен в 1296 году. Строительство поручили Арнольфоди Камбио, крупнейшему тосканскому архитектору того времени. Но дерзновенный замысел, исполнение которого, казалось, было под силу процветающей Флоренции, оказался чересчур затратным. Кроме того, оно требовало немыслимых тогда технических возможностей. Сооружение храма затянулось на века, и один из современников Брунеллески даже выражал сомнение в том, что собор вообще когда-либо будет закончен, а не превратится в развалины.

По своей архитектуре собор Санта-Марии прост: это с хорами, в форме латинского креста. Но впечатляют его огромные размеры. В начале XV века он еще неспешно строился под руководством Джованни д’Амброджо. Архитектор смог завершить восьмигранное основание купола, разместив крупные круглые окна на каждой грани. Но дальше проект оказался в тупике по той причине, что было неясно, как справиться с купольным перекрытием такого объема.

В 1404 году Брунеллески вместе с Лоренцо Гиберти был включен в комиссию, которая должна была наблюдать за ходом строительных работ. Вероятно, Филиппо уже с этого времени начинает размышлять о самостоятельном проекте купола, хотя и предоставил первый его эскиз лишь в 1417 году. Рисунок отдали на экспертизу математику Джованни дель Аббако. С учетом его замечаний Брунеллески сделал деревянную модель в масштабе 1:6, которая была одобрена комиссией. Тем не менее в 1418 году был объявлен новый конкурс на проект купола. К участию, из патриотических побуждений, допускались лишь жители Флоренции, равно как и жюри состояло только из представителей местной знати.

Серьезная проблема заключалась в сооружении лесов на такую высоту, поэтому их проект также входил в конкурс. В процессе были высказаны совершенно фантастические идеи: предлагалось насыпать внутри храма холм из земли или возвести башню и обстроить затем каменной кладкой. Брунеллески представил на конкурс новую кирпичную модель в пропорции 1:8, которую он выполнил совместно с Донателло и Нанни ди Банко. В отличие от других макетов, которые демонстрировали купол в разрезе, это был полноценный сферический свод, похожий на небольшую капеллу, в которую можно было входить. В итоге конкурс выиграла именно эта модель, и в 1420 году Брунеллески был назначен главным архитектором.

Строго говоря, проект Филиппо был не совсем самостоятельным и близко соотносился с моделью Арнольфади Камбио, сделанной еще в 1368 году, но не воплощенной, так как было неясно, как ее технически осуществить. Брунеллески выступал в решении этой проблемы скорее как инженер, а не как архитектор. Без его таланта изобретателя возведение купола было бы невозможно. Какой именно была конструкция легких подвесных лесов, предложенная Филиппо, до сих не вполне ясно, но с ее помощью наконец удалось решить строительную задачу.

По непонятным причинам Гиберти был также назначен на должность главного архитектора (вероятно, его продвинула его сильная партия). Нам ничего неизвестно о предшествующей архитектурной деятельности обоих мастеров. Есть подлинные сведения об участии Гиберти в создании скульптурного декора дверей баптистерия. Филиппо же успел прославиться лишь ювелирным мастерством и несложными техническими изобретениями наподобие часов, а также своим путешествием в Рим, где изучал древнюю архитектуру. Несмотря на возможные трудности, в 1296 году строи­тельство собора началось. Оно продолжалось с перерывами более века – сменялись архитекторы, дополнялись планы, возникали споры. От проекта Арнольфо все же почти не отходили, только фасад, который он построил, Франческо Таленти снес и заменил другим, готиче­ским. В 1334 году была пристроена кампанила (колокольня), которую создал знаменитый художник Джотто. В 1418 году неф и апсида были достроены, но проблему купола так никто и не решил. Напротив, все стало только хуже, так как собор и восьмистольное основание увеличили, к нему достроили еще стен, и получился «барабан» высотой почти 55 метров над землей.

Однако маловероятно, что у него действительно не было никакого архитектурного опыта. Сомнительно, чтобы мастер без всяких инженерных навыков был способен принять участие в таком эпохальном конкурсе и победить в нем.

Беспрецедентное по своему масштабу строительство началось в августе 1420 года, что было отмечено церемониальным завтраком. Сохранилась подробная хроника работ с их поэтапным описанием. Сотрудничество Брунеллески и Гиберти складывалось сложно, точнее, оно только лишь задерживало процесс из-за постоянных несогласий архитекторов. В итоге Филиппо решился, как пишут его биографы, на небольшую хитрость.

Сославшись на болезнь, он устранился от работы, но после быстрого выздоровления так раскритиковал самостоятельную деятельность Гиберти, что тот был со скандалом уволен. Помимо этого строительство задерживалось из-за исторических событий, среди них была война Флоренции с Луккой (1429-1430), а также внутренние переделы власти, в результате которых в республике установилась диктатура Козимо Медичи Старшего, владельца крупнейшего банкирского дома. Но возведение купола все это время не останавливалось.

Новшество Филиппо Брунеллески было в том, что он предложил построить двухслойный, пустотелый купол с мощным каркасом из восьми основных ребер и 16 вспомогательных, опоясанных кольцами, без применения громоздких строительных лесов. Внутренняя оболочка несла основную конструктивную нагрузку и представляла собой мощный каркас из арматур, или «цепей», которые были включены в кладку. Внешняя оболочка была более легкой, держала динамику формы и выполняла декоративную роль. Такая конструкция значительно сокращала количество строительных материалов, которые было необходимо поднять на высоту около 100 метров. Но даже при этом их вес составил 9000 тонн.

По подсчетам искусствоведа Санпаолези, иногда в день приходилось поднимать около шести тонн материалов. Механизмы Филиппо были устроены так, что шестеренки можно было переключать на подъемный или спусковой режим без выпряжки волов, как это было до того, что значительно ускорило строительный процесс. Деревянные лекала для сохранения единого угла наклона граней купола передвигались вверх по мере роста кладки. Противолежащие ребра соединялись свободно висящим шнуром, к которому крепился груз на веревке. Это устройство держало центровку купола и его вертикальную ось.

Форма купола напрямую зависела от конструкции основания. Строго говоря, это не купол, так как он должен был быть полностью сферической конструкцией. Перед нами восьмилотковый сомкнутый свод, возведенный над равносторонним октагоном. Сам по себе октагон - древняя римская и ранневизантийская архитектурная форма, но в прежние времена его перекрытие чаще всего было деревянным. Только в эпоху Возрождения центрические храмы получили особое значение, отражая идеальные представления о Боге (совершенная форма бесконечности).

Конструктивная тайна купола Санта-Марии дель Фьоре неясна до сих пор. Брунеллески нашел устойчивый для такого объема изгиб ребер - их дуга выдерживает угол в 60 градусов и обладает особой прочностью. По сути, каменные ребра являются готической нервюрной системой. Еще одна техническая находка заключалась в обращении к забытому виду римской кладки: кирпичи располагались не горизонтально, а с наклоном внутрь, что давало совсем иную нагрузку на основание и ослабляло внутренний распор.

Также была использована система кладки «в елочку», то есть чередование уложенных вертикально и горизонтально кирпичей. Подобный прием освобождал от необходимости использования кружал. При этом уровень по каждой из восьми граней выдерживался единым, своды росли равномерно за счет работы сразу восьми групп каменщиков. Таким образом, равновесие между давлением на каждую из граней не нарушалось. В 1428 году купол был поднят уже на треть. В 1429 году часть кладки дала трещины, что Брунеллески списал на ошибки при возведении собора. Архитектор предложил возвести дополнительные боковые капеллы в качестве контрфорсов. За неимением средств вместо них временно установили внутренние железные тяги. К 1434 году строительство было завершено.

Официальная церемония окончания работ состоялась 25 марта 1436 года при участии папы Евгения IV, который за два года до этого был вынужден бежать во Флоренцию из Рима. Еще в 1435 году в знак своего благословения он отправил в собор дар - золотую розу. Вскоре после этого был отмечен праздник «последнего камня», особенно эффектный и торжественный: епископ Беноццо Федериго поднялся на самую вершину законченного купола и оттуда, с невероятной высоты, благословил весь храм и город.

Если есть у Флоренции символ, то это Дуомо – граненый купол собора Санта-Марня-дель-Фьоре потря­сающей красоты. Он высится над терракотовыми крышами города и над залами собора, украшенны­ми чудным ярким мрамором – красным, белым и зеленым.

Оба автора проекта были скульп­торами, но они предложили технически новую схему, где обычные строительные подмостки и леса были не нужны (а они все равно бы не помогли, при таком-то широком про­странстве), вместо этого купол строился в виде нескольких концентрических кругов с опорой друг на друга.

Брунеллески раньше бывал в Риме, учился там и испытывал влияние тех архитектурных приемов, которые можно разглядеть в древнеримских руи­нах, в том числе – в . Он захо­тел сделать остроконечный купол в готическом стиле, а не круглый, как в Пантеоне и в первоначальном проекте. У купола было несколько главных и второстепенных ребер, заполненных кирпичной кладкой «в елочку», а также внешняя и внутренняя стенки (между которыми были ступеньки, туда и сейчас в принципе можно залезть) – таким образом, купол облегчили, как только смогли. Ребра уходили вверх, к круглому отверстию в самой вершине. Позже отверстие было закрыто лантерной, последней работой Брунеллески, уже после его смерти в 1461 году.

Купол собора Санта-Мария-дель-Фьоре — наиболее раннее из крупнейших произведений Брунеллески во Флоренции. Вход на купол платный, так же как и на колокольню. Все это входит в универсальный билет, об этом я уже писал. Если так получится что вам придется выбирать между куполом и колокольней, то я бы выбрал купол, потому что вы сможете ближе рассмотреть фрески которыми расписан купол Брунеллески.

1.

Первым делом я отправился на колокольню. Подниматься надо пешком, всего три уровня и с каждого уровня вид все лучше и лучше.

2.

3.

Подьем очень узкий и крутой, поэтому иногда возникают сложности как разойтись с другими туристами.

4.

5.

6.

Колокольня собора Санта-Мария-дель-Фьоре носит название одного из создателей — Джотто. Авторами кампанилы были три мастера: Джотто, сделавший общий проект и закончивший первый ярус, Андреа Пизано, в 1340-х годах поставивший следующий ярус с высокими окнами-бифоре, и, наконец, Франческо Таленти, достроивший кампанилу и облицовавший её тремя типами мрамора. Скульптурное убранство кампанилы - самое важное произведение Итальянского треченто, демонстрирующее изысканное смешение монументальности и готической трепетности.

7.

Многие туристы не могут пройти мимо и не оставить после себя что-нибудь. Не знаю что им дает эти надписи на стенах, но их очень много.

8.

9.

Где еще туристы могут посмотреть на других туристов на куполе Брунеллески, конечно только с колокольни .

10.

11.

12.

Колокольня облицована тремя типами мрамора: белый мрамор был привезён из Каррары, красный - из Монсуммано-Терме и Сиены, а зелёный - из Прато. Таленти не стал ставить шпиль на её вершине, что было в планах Джотто: из-за этого проектная высота башни была снижена с 122 метров до 84.7 метров. С вершины башни открывается захватывающая панорама на всю Флоренцию и окружающие её холмы. Чтобы подняться на колокольню, нужно преодолеть 414 ступеней, так что будьте готовы.

13.

14.

15.

Некоторым итальянцем повезло с квартирой и у них есть веранда на крыше, на которой можно здорово позавтракать, наслаждаясь видом на Флоренцию.

16.

17.

18.

Купол имеет диаметр 45,5 метров, высоту - 42 м, вес - приблизительно 40000 тонн, 4 млн. кирпичей в конструкции!

19.

20.

Лучший способ полюбоваться куполом, подняться на 463 ступени (лифта нет). Тропа идет внутри купола и позволяет вам видеть красивые фрески Джорджо Вазари. К сожалению, он не успел закончить работу. После его смерти она была завершена Федерико Зуккари, его учеником, в 1579 году. Фрески реставрированы полностью в 1996 году. Продолжая подниматься, вы попадете на специальную площадку на вершине купола Санта Мария дель Фьоре. Вид на Флоренцию отсюда удивительный.

21.

22.

Кроме фресок обратите внимание и на витражи.

23.

24.

25.

Обратите внимание на фрески купола. Это цикл фресок Джорджо Вазари на тему «Страшного суда». В 1572 г. Козимо I Медичи заказал Вазари роспись купола. Теологическую программу фрески составил Vincenzo Borghini. Фигуры сгруппированы в пять рядов, по восемь секторов в каждом. Вверху вокруг фонаря изображены 24 старца (8 хорошо видны, остальные выглядывают из-за спины передних) и 4 животных из Апокалипсиса, окруживших Престол; ниже ангелы с орудиями Страстей Господних; святые и искупленные; олицетворение даров Святого Духа; ад. В восточной части изображен Христос с Богородицей и Крестителем, под ними — теологические добродетели (Вера, Надежда и Милосердие), аллегорические фигуры Времени и Триумфа церкви.

26.

27.

Подьем на сам купол иногда очень экстремальный.

28.

29.

К сожалению состояние купола Брунеллески далеко от идеального. Поэтому спешите посмотреть на это чудо, пока не началась крупная реставрация.

30.

31.

32.

И уже на выходе все могут увидеть те изобретения, которые Брунеллески разработал во время работы над куполом.

33.