Тема урока: Первая помощь при поражении органов дыхания

Цель урока: познакомить учащихся с возможными нарушениями дыхания; разъяснить приемы первой помощи при нарушении дыхания, показания к искусственному дыханию, последовательность действий при методах реанимации и условия его применения.

Оборудование: мультимедийный проектор, куклы для оказания первой помощи, листы контроля.

Тип урока: урок практического применения знаний.

Ход урока:

I. Организационный момент (1мин)

II. Актуализация опорных знаний (10 мин)

Опрос.

1. Грипп 2. Бронхит 3. Бронхиальная астма 4. ОРЗ 5. Туберкулез 6. Рак легких

III. Изучение нового материала (15 мин)

1. Тема урока слайд 1

2. Цели урока слайд 2

Как вы думаете, что может привести к нарушению дыхания? Ответы учащихся

3. Причины нарушения дыхания слайд 3

4. ПМП

Удаление инородного тела из дыхательных путей приемом Геймлиха слайд 4,5

слайд 6,7,8,9

Последовательность проведения искусственной вентиляции легких слайд 10

Нужно помнить! Слайд 11

  • Искусственную вентиляцию легких проводят при затрудненном дыхании.
  • Непрямой массаж сердца проводят, если не прощупывается пульс.

III. Практическая работа (10 мин)

Работа в группах. слайд 12

Определите по карточке тип поражения дыхания. Окажите первую помощь пострадавшему.

Карточка №1.

У Пети перестал работать светильник, он решил его самостоятельно починить. При этом забыл отключить светильник из розетки. Он вывернул лампочку и стал осматривать провода, дотронулся до провода. Петя потерял сознание. Пульс еле прощупывался.

Что произошло?

Каковы ваши действия?

Карточка №2.

Маленькая Оля играла с конструктором. Вдруг внезапно девочка стала задыхаться.

Что произошло?

Каковы ваши действия?

Какие выводы и советы можно сделать из анализа этой ситуации?

Карточка №3.

Друг Олег ел вишни при этом, он рассказывал анекдот и хохотал. Внезапно он стал задыхаться.

Что произошло?

Каковы ваши действия?

Какие выводы и советы можно сделать из анализа этой ситуации?

Карточка № 4

Подростки пошли купаться на речку. Вдруг Вася исчез под водой. Его вытащили на берег, он был без признаков жизни.

Что произошло?

Каковы ваши действия?

Какие выводы и советы можно сделать из анализа этой ситуации?

Карточка № 5

Во время грозы в люду попала молния. Девочка упала без чувств.

Что произошло?

Каковы ваши действия?

Какие выводы и советы можно сделать из анализа этой ситуации?

IV. Самоанализ работы в группах. (5 мин)

Выставление оценок.

Закрепление. (3 мин)

Рефлексия. что полезного сегодня на уроке получили?

Довольны ли вы своей работой на уроке?

Домашнее задание (1 мин): Повторить параграфы 23-28, подготовиться к контрольной работе

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Первая помощь при поражении органов дыхания

Изучить приемы оказания первой помощи при поражении дыхания Выяснить причины нарушения проходимости дыхательных путей; Выяснить значение и приемы оказания первой доврачебной неотложной помощи; Познакомиться с техниками наружного массажа сердца и искусственного дыхания Цель урока: Задачи урока:

Причины нарушения дыхания Язык (в бессознательном состоянии) Инородное тело - наиболее частая причина закупорки дыхательных путей у детей Травма - нарушение анатомии, кровь и тд. Отек гортани (сжатие голосовых связок) при термическом или химическом ожоге, удушье Инфекция - пленки при дифтерии, гнойники Злокачественные новообразования гортани (опухоли)

Удаление инородного тела из дыхательных путей приемом Геймлиха Признаки: Пострадавший задыхается (судорожные дыхательные движения), не способен говорить, внезапно становится синюшным, может потерять сознание. Положи младенца на предплечье левой руки, ладонью правой руки хлопни 2-3 раза между лопатками. Переверни младенца вниз головой и подними его за ноги.

Обхвати пострадавшего сзади руками и сцепи их в "замок" чуть выше его пупка, под реберной дугой. С силой резко надави - сложенными в "замок" кистями - в надчревную область. Повтори серию надавливаний 3 раза. Беременным женщинам сдавливать нижние отделы грудной клетки. Если пострадавший без сознания, сядь сверху на бедра, обеими ладонями резко надави на реберные дуги. Повтори серию надавливаний 3 раза.

Последовательность проведения искусственной вентиляции легких Обеспечь проходимость верхних дыхательных путей. С помощью марли (платка) удали круговым движением пальцев из полости рта слизь, кровь, иные инородные предметы. Запрокинь голову пострадавшего.(Приподними подбородок, удерживая шейный отдел позвоночника.) Не выполнять при подозрении на перелом шейного отдела позвоночника! Зажми нос пострадавшего большим и указательным пальцами. Используя устройство для искусственной вентиляции легких типа "рот-устройство-рот", герметизируй полость рта, произведи два максимальных, плавных выдоха ему в рот. Дай две-три секунды на каждый пассивный выдох пострадавшего. Контролируй, приподнимается ли грудь пострадавшего при вдохе и опускается ли при выдохе.

Правила проведения закрытого (непрямого) массажа сердца Определи место расположения мечевидного отростка, как показано на рисунке. Определи точку компрессии на два поперечных пальца выше мечевидного отростка, строго по центру вертикальной оси. Положи основание ладони на точку компрессии. Компрессии проводи строго вертикально по линии, соединяющей грудину с позвоночником. Компрессии выполняй плавно, без резких движений, тяжестью верхней половины своего тела.

Глубина продавливания грудной клетки должна быть не менее 3-4 см, 100-110 надавливаний в 1 минуту. - детям грудного возраста массаж производят ладонными поверхностями второго и третьего пальцев; - подросткам - ладонью одной руки; - у взрослых упор делается на основании ладоней, большой палец направлен на голову (на ноги) пострадавшего. Пальцы приподняты и не касаются грудной клетки

Чередуй два "вдоха" искусственной вентиляции легких (ИВЛ) с 15 надавливаниями, независимо от количества человек, проводящих реанимацию. Контролируй пульс на сонной артерии, реакцию зрачков на свет (определение эффективности реанимационных мероприятий). Проводить закрытый массаж сердца нужно только на твердой поверхности!

первая помощь при поражении электрическим током Обеспечь свою безопасность. Надень сухие перчатки (резиновые, шерстяные, кожаные и т.п.), резиновые сапоги. По возможности отключи источник тока. При подходе к пострадавшему по земле иди мелкими, не более 10 см, шагами. Сбрось с пострадавшего провод сухим токонепроводящим предметом (палка, пластик). Оттащи пострадавшего за одежду не менее чем на 10 метров от места касания проводом земли или от оборудования, находящегося под напряжением. Определи наличие пульса на сонной артерии, реакции зрачков на свет, самостоятельного дыхания. При отсутствии признаков жизни проведи сердечно-легочную реанимацию. Если пострадавший пришел в сознание, укрой и согрей его. Следи за его состоянием до прибытия медицинского персонала, может наступить повторная остановка сердца

Нужно помнить! Искусственную вентиляцию легких проводят при затрудненном дыхании или при отсутствии дыхания. Непрямой массаж сердца проводят, если не прощупывается пульс.

Работа в группах. Определите по карточке тип поражения дыхания. Окажите первую помощь пострадавшему.

Повторить параграфы 23-28, подготовиться к контрольной работе Домашнее задание

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ Материал сайта http://www.rg.ru/2010/12/25/pomosh.html


В ходе этого урока мы узнаем о том, каким образом необходимо оказывать первую помощь пострадавшим с поражением органов дыхания. Эти знания помогут сохранить жизнь окружающим Вас людям.

Тема: Дыхательная система

Урок: Первая помощь при поражениях органов дыхания

При неосторожном поведении мелкие предметы могут попасть в дыхательные пути, что может вызвать затрудненное дыхание. Поэтому необходимо уметь оказывать первую помощь в таких ситуациях.

При попадании посторонних предметов в нос необходимо закрыть 1 ноздрю и попытаться с силой выдуть попавший предмет. Если это сделать не удается, необходимо доставить пострадавшего в травмпункт.

Рис. 1. Действия при попадании предмета в нос

Попадание посторонних частиц в гортань сопровождается сильным кашлем. Благодаря этому происходит самопроизвольное удаление этих частиц из гортани.

Рис. 2.

Если кашель не помогает необходимо сильно ударить пострадавшего по спине, предварительно перегнув его через колено так, чтоб голова оказалась как можно ниже. Если это не помогает, необходимо вызывать скорую помощь.

Иногда происходят обвалы и другие несчастные случаи, которые вызывают травмы прекращающие поступление воздуха в легкие. Если мозг в течение 2-3 минут не получает достаточного количества кислорода, он умирает.

В результате несчастного случая человек может потерять сознание. У него прекращается сердцебиение и дыхание. И если в течение 5-7 минут восстановить его нормальное дыхание и пульс, человек будет жить. Для этого необходимо провести искусственное дыхание и непрямой массаж сердца.

Сначала больного надо положить на спину, на твердую поверхность. Запрокинуть его голову, расстегнуть одежду и обнажить грудь. Нос или рот накрыть марлей и энергично вдыхать воздух 16 раз/мин.

При оказании первой помощи утопающему в первую очередь нужно освободить его ротовую полость от ила и песка, а легкие от воды. Для этого пострадавшего перекидывают через живот или колено и резкими движениями надавливают на живот или встряхивают его.

Рис. 3. Первая помощь утопающему

Если сердце не бьется, то искусственное дыхание сочетают с непрямым массажем сердца. Для этого ритмически надавливают на грудину 60 раз/мин. Через каждые 5-6 надавливаний производят вдувание воздуха. Периодически необходимо проверять пульс. Его появление - первый признак возобновления работы сердца.

Рис. 4.

Оказание первой помощи заканчивают, когда пострадавший приходит в себя и начинает дышать самостоятельно.

1.Колесов Д.В., Маш Р.Д., Беляев И.Н. Биология 8 М.:Дрофа

2. Пасечник В.В., Каменский А.А., Швецов Г.Г. / Под ред. Пасечника В.В. Биология 8 М.:Дрофа.

3. Драгомилов А.Г., Маш Р.Д. Биология 8 М.: ВЕНТАНА-ГРАФ

1. Колесов Д.В., Маш Р.Д., Беляев И.Н. Биология 8 М.: Дрофа - с. 153, задания и вопрос 3,4,5,9,10.

2. Что необходимо предпринять при попадании постороннего предмета в нос?

3. Каким образом проводят непрямой массаж сердца?

4. Представьте, что Вы вытащили из воды утопающего. Какие будут Ваши дальнейшие действия?

Доврачебная помощь при ушибах грудной клетки заключается в следующем; необходимо создать полный покой, полусидячее положение пострадавшему, при резкой боли во время дыхания следует наложить круговую повязку бинтом на выдохе или полотенцем, простыней хорошо стянуть ребра (чтобы повязка не сползла вниз, перед ее наложением надо через плечо повесить кусок бита, концы которого потом завязать на втором плече) и вызвать врача.

Не исключено развитие пневмоторакса . При открытом пневмотораксе накладывается герметичная повязка;1 необходимо вызвать врача.

2.5. Оказание первой помощи при несчастных случаях на воде

Извлечение из воды. Основное правило при спасении то­нущего - действовать обдуманно, спокойно и осторожно.

Если услышан призыв тонущего о спасении, надо ему обязательно ответить, что его положение замечено, и помощь будет оказана. Это обод­ряет и придает силы тонущему.

Если возможно, то нужно подать тонущему или уставшему при плавании человеку шест или конец одежды, с помощью которых при­тянуть его к берегу, лодке, или же бросить ему подручный плавающий предмет, специальную спасательную принадлежность. Бросать спаса­тельный предмет следует так, чтобы не ударить спасаемого. Если этихпредметов нет или применение их не обеспечивает спасение тонущего, необходимо плыть к нему на помощь.

Оказывающий помощь должен сам не только хорошо плавать и ны­рять, но и знать приемы транспортировки пострадавшего, уметь освобо­ждаться от его захватов.

При массовых несчастных случаях нужно стараться помочь каждо­му тонущему в отдельности. Спасать вплавь одновременно нескольких человек невозможно.

Если нужно срочно прыгнуть в воду для оказания помощи, то сле­дует снять одежду и обувь. Нельзя нырять в воду вниз головой в мес­тах, где неизвестны состояние дна водоема и глубина. Место для прыж­ка в воду следует выбрать так, чтобы, используя силу течения, скорее приплыть к месту происшествия.

При низкой температуре воды или от переутомления у плывущего могут начаться судороги в икроножных, бедренных мышцах или мыш­цах пальцев. При судорогах в икроножных мышцах рекомендуется, плы­вя на спине, вытянуть ногу, которую свела судорога, и потянуть на се­бя ее пальцы. При судороге мышц бедра помогает сильное сгибание но­ги в колене, причем следует прижимать ступню руками к тыльной сто­роне бедра. При судороге мышц пальцев руки нужно сжать руку в ку­лак и, вытянув ее из воды, сильно встряхнуть.

Помощь уставшему при плавании человеку можно оказать следую­щим образом. Оказывающий помощь должен подставить свои плечи подкисти вытянутых рук уставшего человека и транспортировать его, плы­вя стилем «брасс». Хорошо, если уставший человек сможетгрести ногами в такт движениям оказывающего помощь. Нужно следить, чтобы руки уставшего не соскользнули с плеч оказывающего помощь.

Помощь тонущему необходимо оказывать сзади, защищаясь от его захватов. Отчаяние и смертельный страх часто придают тонущему ог­ромные силы, и захват может угрожать жизни оказывающего помощь.

Если тонущий все же схватил оказывающего помощь, то нужно сделать вдох и погрузиться под воду. Тогда тонущий, стараясь остать­ся у поверхности воды, отпустит спасающего его человека.

Для освобождения от захватов тонущего есть еще несколько прие­мов: если тонущий схватил оказывающего помощь за туловище или за шею спереди, нужно, одной рукой удерживая его за поясницу, ладонью другой руки упереться в подбородок тонущего, зажав пальцами ему нос, и сильно толкнуть в подбородок. В крайнем случае оказывающему помощь нужно упереться коленом в низ живота тонущего и с силой от­толкнуться от него (рис.2.8); если тонущий схватил оказывающего помощь за шею сзади, нужноодной рукой захватить кисть руки тонущего, а другой подтолкнуть ло­коть этой же руки, затем резко перебросить руку тонущего толчком че­рез свою голову и, не освобождая руки, повернуть его к себе спиной и буксировать к берегу (рис.2.12);

Если тонущий схватил оказывающего помощь за кисти рук, нужно сжать их в кулаки и сделать сильный рывок наружу, одновременно, подтянув ноги к животу, упереться в грудь тонущего и оттолкнуться от него (рис.2.10);

Если тонущий схватил оказывающего помощь за ноги, то для ос­вобождения нужно одной рукой прижать его голову к себе, а другой захватить его подбородок и повернуть от себя (рис.2.11). Если тонущий скрылся под водой, следует нырнуть за ним. Не най­дя его сразу, нужно сделать несколько параллельных ныряний.

Если подплыть к тонущему сзади не удается, лучше всего в несколь­ких метрах от него нырнуть и, подплыв сбоку, одной рукой оттолкнуть его колено, а другой захватить другую ногу, рывком повернуть его спи­ной к себе и буксировать к берегу (рис. 2.9).

Если пострадавший лежит на дне водоема лицом вверх, оказыва­ющий помощь должен нырнуть и подплыть к нему со стороны головы, а если он лежит лицом вниз - подплыть к нему со стороны ног. И в том, и в другом случае оказывающий помощь должен взять пострадавшего подмышки, приподнять, затем сильно оттолкнуться ногами от грунта, всплыть с тонущим на поверхность и буксировать к берегу.

Буксировать тонущего можно несколькими способами:

за голову (рис. 2.12). Для этого оказывающий помощь должен пере­вести тонущего в положение на спину, поддерживая его в таком поло­жении, обхватить его лицо ладонями (большими пальцами за щеки, а мизинцами под нижнюю челюсть, закрывая уши ладонями) и, держа над водой, транспортировать его к берегу. Плыть нужно на спине;

за руки (рис. 2.13). Для этого оказывающий помощь должен подплыть сзади, стянуть локти тонущего назад за спину и, прижимая его к себе, плыть к берегу вольным стилем;

Рис.2.8. Освобождение от захвата спереди

Рис.2.9. Освобождение от захвата за ноги

Рис. 2.11.Освобождение от захвата сзади

Рис.2.10. Освобождение от захва­та за кисти рук

Рис. 2.13. Буксировка тонущего

а)«под руку» через грудь;

б) под спину

Рис. 2.12. Поворот тонущего

к себе спиной

Буксировка тонущего за голову

под руку (рис. 2.13). Для этого оказывающий помощь должен под­плыть к тонущему сзади, быстро подсунуть свою правую (левую) ру­ку под его правую (левую) руку, взять тонущего за другую руку выше локтя, прижать его к себе и плыть к берегу на боку.

Для буксировки человека, находящегося без сознания, оказываю­щий помощь должен плыть на боку и тянуть пострадавшего за волосы или воротник одежды. При всех способах буксировки тонущего необходимо, чтобы его нос и рот находились над поверхностью воды.

Спасение тонущего с помощью лодки. Отправляясь на лодке спасать утопающего без специальных спасательных принадлежностей, следует захватить с собой шест, палку и т. п., чтобы подать тонущему, если он не потерял сознание. Если в лодке находится только один человек, ему лучше не прыгать в воду, иначе неуправляемую лодку легко может отнести. Лодку нужно подводить к тонущему кормой или носом, но не бортом. Брать тонущего в лодку следует всегда с кормы или носа, так как при втаскивании через борт лодка может опрокинуться. Если второй человек, оказывающий помощь, может удержать тонущего в воде с кормы, то его можно не брать в лодку.

У большинства тонущих вода попадает в легкие и быстро всасывается в кровь; кожа у них синеет, вены набухают, изо рта и носа выделяется пена, иногда окрашенная кровью. Через 3-5 мин после утопление в организме возникают необратимые изменения. Поэтому из желудка и легких надо быстро удалить воду, очистить рот от тины и пены. Для этого пострадавшего кладут на согнутое колено спасающего так, чтобы грудь свеши­валась, и слегка нажимают на спину между лопатками. После этого его кладут на спину и делают искусственное дыхание в сочетании с массажем сердца (если нет пульса).

Что необходимо сделать, если человек возле вас начинает задыхаться?

Первая помощь при утоплении, завалах землей, удушении осуществляется в несколько этапов. На первом этапе очищаются верхние дыхательные пути от грязи, удаляется вода из желудка и легких, на втором - приступают к искусственному дыханию и непрямому массажу сердца. При электротравмах прежде всего необходимо выключить рубильник, отбросить провод деревянным предметом. При остановке дыхания и сердечной деятельности применяют искусственное дыхание изо рта в рот и непрямой массаж сердца.

1. Как удаляют инородные тела, попавшие в нос; в гортань?

Разговоры во время еды, неосторожные игры часто приводят к тому, что посторонние предметы - рыбные кости, фасоль, горох и даже монеты и камешки, с которыми играли дети, - попадают в дыхательные пути: в нос, в гортань, трахею. При попадании такого предмета в нос необходимо зажать вторую ноздрю и попытаться выдуть посторонний предмет. Если это не получается, надо обратиться к врачу, поскольку неумелыми действиями можно загнать постороннее тело еще дальше. Попадание посторонних тел в гортань происходит при недостаточном закрытии гортани надгортанником. Это сопровождается сильными приступами кашля, благодаря которому происходит удаление посторонних частиц из гортани. Если кашель не помогает, можно несколько раз ударить пострадавшего по спине, предварительно перегнув его через колено так, чтобы голова опустилась как можно ниже. Маленьких детей просто поднимают за ноги. Если эго не помогло, надо срочно отвезти пострадавшего в медицинское учреждение.

2. В каком порядке следует оказывать помощь извлечённому из воды тонувшему человеку?

После того как тонувшего извлекли из воды, прежде всего надо очистить его рот от грязи, удалит!» воду из легких и желудка. С этой целью пострадавшего перекидывают через колено и резкими движениями сдавливают живот и грудную клетку или встряхивают. При остановке дыхания и сердечной деятельности не следует дожидаться удаления всей воды из органов дыхания, важнее приступить к искусственному дыханию и непрямому массажу сердца.

3. Каковы причины прекращения дыхания при обмороке, как их обнаружить и устранить?

Удушение может произойти при сдавливании горла, при западании языка. Последнее часто случается при обмороках, когда человек внезапно на короткое время теряет сознание. Поэтому прежде всего надо прислушаться к дыханию. Если оно сопровождается хрипом или прекращается вовсе, необходимо открыть рот и оттянуть язык вперед или переменить положение головы, откинув ее назад. Полезно дать понюхать нашатырный спирт или другие вещества с резким запахом. Это возбуждает дыхательный центр и содействует восстановлению дыхания.

4. Как помочь человеку, попавшему в завал?

Особенно тяжелые поражения органов дыхания бывают при завалах землей. При длительном сдавливании скелетных мышц в них накапливаются ядовитые соединения. Когда тело человека освобождают от сдавливания, эти вещества устремляются в кровоток и нарушают функции почек, сердца и печени. После извлечения человека из завала необходимо прежде всего восстановить дыхание: очистить рот и нос от грязи и начать искусственное дыхание, непрямой массаж сердца. Только после восстановления этих важных процессов можно приступить к осмотру повреждений, наложению жгутов и шин. При заваливании землей или утоплении важно согреть пострадавшего. Для этого его растирают, закутывают в теплую одежду, дают чай, кофе и другие горячие напитки. Согревать пострадавшего грелками, бутылками с горячей водой нельзя, так как можно вызвать ожоги и нарушить нормальное распределение крови между органами.

5. Что надо делать при электротравме?

Поражение молнией и электротоком имеет много общего, а потому их объединяют одним понятием - электротравма. При поражении человека техническим электрическим током прежде всего надо обесточить провод. Сделать это не всегда легко: если человек схватился рукой за провод, оторвать его от провода практически невозможно, поскольку его мышцы парализованы. Легче выключить рубильник или просто откинуть провод от пострадавшего, конечно предварительно изолировав себя от действия тока (следует использовать резиновые перчатки и обувь, сухую деревянную палку). Пострадавшего от молнии обесточивать не надо. К нему можно смело прикасаться. А вот последствия поражения во многом сходны. Они зависят от силы и направления тока, от того, под каким напряжением оказался человек, в каком состоянии находились его кожные покровы, одежда. Влага снижает сопротивление кожи, а потому поражение током оказывается более сильным. В местах входа и выхода технического тока видны воронкообразные раны, напоминающие ожоговые повреждения. Ток поражает нервную систему, человек теряет сознание, перестает дышать. Сердце работает слабо, и не всегда удается прослушать пульс. Если электротравма была сравнительно слабой и человек сам вышел из обморока, необходимо осмотреть внешние поражения, наложить повязку и немедленно отправить пострадавшего в больницу, поскольку может наступить повторная потеря сознания из-за сердечной недостаточности. В стационар пострадавшего доставляют тепло укрытым. Полезно дать обезболивающее, например анальгин, и соблюдать полный покой. Полезны также сердечные препараты: валерьянка, капли Зеленина. При тяжелых случаях происходит остановка дыхания. Тогда применяют искусственное дыхание, а при остановке сердца - его непрямой массаж.

6. Как проводят искусственное дыхание изо рта в рот и непрямой массаж сердца?

В результате несчастных случаев (при утоплении, ударе молнии, сильном ожоге, отравлении, ранении) человек может потерять сознание. У него останавливается сердце, прекращается дыхание, наступает клиническая смерть. В отличие от биологической это состояние обратимое. Мероприятия, связанные с выводом человека из клинической смерти, называются реанимацией (букв.: оживление). Биологическая смерть наступает после гибели мозга. Если в течение 5-7 мин восстановить работу сердца и легких, человек будет жить. Спасти его могут немедленные действия - искусственное дыхание и непрямой массаж сердца. В первую очередь больного надо положить на спину на твердую поверхность, голову запрокинуть. Затем расстегнуть одежду, обнажить грудь. Нос или рот накрыть марлей и энергично вдувать воздух (16 раз в 1 мин). При оказании помощи тонувшему нужно предварительно освободить ротовую полость от ила песка, а легкие и желудок от воды. Если сердце не бьется, искусственное дыхание сочетают с непрямым массажем сердца - ритмическим надавливанием на грудину (60 раз в 1 мин). Через каждые 5-6 надавливаний производят вдувание воздуха. Периодически необходимо проверять пульс. Появление пульса - первый признак возобновления работы сердца. Искусственное дыхание, массаж сердца иногда приходится делать долго - 20-50 минут. Оказание первой помощи заканчивают, когда пострадавший приходит в сознание и начинает дышать самостоятельно.

Гигиена дыхании. Первая помощь при остановке дыхания. Конспект урока по биологии в 8 классе Цели урока: Образовательные: актуализировать и развить знания учащихся о дыхательной системе, познакомить их с заболеваниями органов дыхания, рассмотреть влияние курения на дыхательную систему, сформировать негативное отношение к курению; познакомить с первой помощью при остановке дыхания Развивающие: развить умение выбирать верное утверждение, анализировать, обобщать, делать выводы; продолжить формирование основ гигиены (правила гигиены дыхания); формирование навыков оказания первой помощи при травматизме дыхательных путей. Воспитательные: воспитать бережное отношение к органам дыхания и здоровью в целом. Оборудование: компьютер, слайдовая поддержка (презентация), таблица «Органы дыхания», учебник биологии «Биология. 8 кл.» Рохлов В.С., Трофимов С.Б. Ход урока 1. Организационный момент.    2. приветствие; подготовка аудитории к работе; наличие учащихся в классе. Проверка знаний учащихся. Дыхание – синоним жизни. Что же такое дыхание? Какие органы входят в состав дыхательной системы? Покажите пожалуйста на слайде (слайд 1) А теперь задание «Закончите предложения» (слайд 2) 3. Изучение нового материала Нельзя человека закупорить в ящик, Жилище проветривай чище и чаще. В. В. Маяковский: (слайд 3) Ответы учащихся. = Сегодня мы выясним причины нарушения дыхания (частично о них мы уже говорили, изучая органы дыхательной системы и меры их предупреждения.) Записывают в тетрадях число, тему урока. ­ Органы дыхания имеют прямую связь с внешним миром, они первыми принимают удары различных вредных факторов внешней среды. Учитель: назовите пожалуйста эти факторы Учащиеся: пыль, бактерии, экологическая обстановка, курение и т.д. Учитель: Человек вдыхает и выдыхает в одну минуту – 5 литров воздуха, в один час – 300 литров воздуха, за одни сутки 7200 литров воздуха. Допустим, что в одном литре воздуха находится пять частиц пыли. Сколько частиц ученик вдохнет за урок? А за сутки? Считают и записывают полученное число – 1125 частиц 36000 частиц. (слайд 6) Мы всегда окружены невидимым облаком пыли. Она портит жилище, одежду, продукты. Но, главное, пыль в воздухе вредна для здоровья человека. (сообщение ученика о вреде пыли) Ученик: Еще М.В.Ломоносов писал о вредности “каменной и земляной пыли”. И только спустя 100 лет было исследовано влияние пыли на организм. Каторжные условия труда шахтеров описал Эмиль Золя в романе “Жерминаль”, где он рассказал о рабочих, которые, откашливаясь, выплевывают угольную черную мокроту. Вместе с пылью в воздухе всегда есть бактерии. Они оседают на пылинки и, как на парашютах, долго находятся во взвешенном состоянии. Там, где много пыли в воздухе, много и микробов. В чистом жилом помещении в 1 м воздуха их 15­20, на улице – до 5 тысяч. Учитель: итальянская поговорка гласит: “Куда не проглядывает солнечный луч, туда часто заходит врач”.(слайд 7,8,9) ­ Но, к сожалению, человек сам усугубляет состояние дыхательной системы – не правильно дышит, и в частности курением. О вреде курения на органы сердечно­сосудистой системы мы уже знаем, а вот что происходит с легкими от этой вредной привычки. Сообщение ученика. (о вреде курения на органы дыхания) (слайды10­11) Жесткому отравлению через органы дыхания подвергает свой организм курильщик. При анализе табачного дыма химики установили 91 органическое вещество,9000и 1200 твердых и газообразных соединений. Никотин вызывает отравление организма. Курящие люди значительно чаще заболевают хроническим бронхитом, раком легких, туберкулезом и астмой. Некурящий человек, сберегает не только собственное здоровье,но и здоровье окружающих людей. Выявлено, что через 8 ч после последней из крови улетучивается угарный газ, через 9 месяцев восстанавливается функция легких, через 5лет вероятность инсульта уравнивается с таковой для некурящих, через10 лет падает вероятность заболеть раком и через 15 лет снижается вероятность инфаркта. Пассивное курение. (слайд 12) Люди, являющиеся активными курильщиками, наносят вред не только своему здоровью, но и здоровью окружающих их людей, прежде всего своим близким. Есть такое понятие «пассивный курильщик». Это человек, который сам не курит, но находится в окружении курящих людей и получает примерно такое же количество никотина и др. вредных веществ, содержащихся в табачном дыме. Табачный дым не проходит через сигаретный фильтр и поэтому содержит больше токсинов. 75% никотина и 70% углерода попадает в атмосферу при курении табака. Я призываю – любите себя, Свой мозг, свою печень и сердце, друзья. Сделайте вывод сами немедля – Курить человеку опасно и вредно! ­ Что нужно делать, чтобы улучшить состояние своих дыхательных путей? Ответы учащихся: ­бороться с загрязнением воздуха; ­чаще бывать за городом; ­отказ от курения; ­вести здоровый образ жизни. ­ Все, что вы назвали сейчас ­ это будет вашим заданием на всю жизнь. Заболевания легче предупредить, чем вылечить, для этого необходимо укреплять дыхательную систему, защищая себя тем самым от вредных факторов окружающей среды. Проведем дыхательную гимнастику. Показ гигиенических упражнений на профилактику дыхания “Пахнет гарью, “Свечка”” ­ Встаньте прямо. Руки по швам. Ноги на ширине плеч. Делайте короткие, как укол, вдохи, громко шмыгая носом. Заставьте ноздри соединяться в момент вдоха. Тренируйте по 2 – 4 вдоха подряд. Внимание на вдох. Чем глубже вдох, тем незаметнее выдох. Внимание на короткие выдохи через рот, вдох через нос. Упражнение «Насос». Исходное положение – стоя или сидя прямо, ноги немного уже ширины плеч. Громко вдохните и медленно наклонитесь, а затем так же медленно вернитесь в исходное положение, словно если бы вы работали насосом. Сделайте 8 серий по 8 раз. : Среди болезней, поражающих органы дыхания, есть инфекционные, Учитель аллергические, воспалительные. (слайд 13) Наиболее распространены вирусные инфекции­ грипп и острые респираторные(дыхательные)заболевания, ангина, туберкулез. Различают капельные и капельно­пылевые инфекции. Капельные передаются при кашле, чихании, разговоре: с выдыхаемым воздухом вылетают частицы с болезнетворными микроорганизмами. Капельно­пылевые передаются при контакте с предметами, которыми пользовался больной. Сообщения учащихся: 1. Грипп. (слайд 14) Грипп – вирусное заболевание, относящееся к воздушно­капельной инфекции. Быстро распространяется, т.к. вирус устойчив в окружающей среде, и заражение производиться за счет капелек слизи больных, попавших в воздух при кашле и чихании. Грипп опасен возможными осложнениями. Больные и здоровые люди при общении должны закрывать нос и рот марлевыми повязками, большое значение в профилактике гриппа имеет соблюдение чистоты помещений и воздуха. Вирус гриппа поражает людей всех возрастов. Это самая распространенная болезнь из всех ныне существующих. Вирус гриппа под воздействием лекарств меняет свою форму. Эпидемиологи все время обновляют сыворотку в соответствии с изменениями вируса, чтобы не происходило возникновение массовой эпидемии гриппа врачи рекомендуют вам сделать прививку от гриппа заблаговременно. 2. Туберкулёз – хроническое заболевание лёгких, возбудителем которого является микобактерия туберкулёза или палочка Коха. (демонстрация слайда 8). Болезнь начинается постепенно и медленно прогрессирует. Сначала больной может не знать о том, что он болен. Однако со временем нарастает слабость, появляется покашливание, в мокроте появляются прожилки крови, температура тела повышается до 37,2 – 37,9°С. Микобактерия туберкулёза может поражать и другие органы, вызывая туберкулёз почек, кожи, глаз и др. Основной источник распространения туберкулёза – больной человек, который выделяет при кашле, чихании, смехе мелкие капли мокроты и слюны, где содержатся микобактерии туберкулёза, с этими капельками они рассеиваются вокруг на расстоянии 0,5­1,5 м и содержатся в воздухе около 30­60 минут. С воздухом они проникают в лёгкие находящихся рядом людей. Болезнь, несмотря на длительное лечение и большое количество мед. препаратов, излечима. Больной должен строго соблюдать правила личной гигиены: иметь своё полотенце, отдельную посуду и т.д.(слайд 15­16) Проявление болезни: легочная ткань распадается и преращается в рыхлую массу. Яд, выделяемый микробами, отравляет весь организм. Выявление болезни на ранней стадии: сделать флюорографию­ рентгеновский снимок грудной клетки. Первый флюорографический кабинет появился в 1924 году в Рио­де­Жанейро. Учитель: отравление парами аммиака, хлора и другими химическими веществами рефлекторно прекращает дыхание. Дыхание останавливается у утопленников, после поражения электрическим током, при серьезных травмах. Вскоре останавливается сердце. Однако смерть наступает не сразу: пока жив мозг, можно восстановить угасающие функции тела. Обратимую фазу наступающей смерти называют клинической смертью. Она длится всего 5­7 минут, за которые еще можно вернуть человека к жизни. Приемы возвращения к жизни называют реанимацией. Биологическая смерть наступает вследствие необратимой утраты функций мозга и остановки сердца. При потере сознания и выключения самостоятельного дыхания применяют искусственное дыхание и непрямой массаж сердца. «Оказание первой помощи при остановке дыхания. Профилактика заболеваний органов дыхания» (слайд 17) работа по учебнику стр. 209­210 «Искусственное дыхание “рот в рот”» Когда пострадавший лежит на спине, прежде всего, удалите изо рта все, что попало туда и может мешать дыханию. Откройте дыхательные пути, запрокинув голову назад и подняв подбородок, сожмите нос указательным и большим пальцами, глубоко вдохните и плотно прижмите свои губы к губам пострадавшего. Сильно вдохните в рот пострадавшего пока не увидите, как поднялась клетка. Уберите свои губы и пусть грудная клетка опустится, «Искусственное дыхание “рот в нос”» Если вы спасли человека на воде и невозможно открыть рот пострадавшего, можно провести искусственное дыхание «рот в нос». Вдуть воздух в нос легко, но трудно сделать так чтобы воздух попал куда нужно. Мягкие ткани носа могут закрыть проход воздуху. «Непрямой массаж сердца» Если пульс отсутствует, значит сердце остановилось. Вам придется делать непрямой массаж сердца. Пострадавший лежит на спине на твердой поверхности. Склонитесь над ним и нащупайте пальцами нижние ребра. Положите ладонь другой руки на ребро и опускайте ее ниже до вашего указательного пальца. Это место, где вы будете надавливать на грудь. Положите одну руку на другую.Надавите на грудь на 4­5 см. Потом ослабьте давление, не убирая рук. Повторите надавливания примерно 80 раз в минуту. /Демонстрация приемов проводится на муляже/ Практическая работа. Вопрос № 1. Вы стали свидетели трагедии – на реке тонет человек! К счастью, его удалось вытащить на берег. Но что делать дальше? Помните, промедление смерти подобно! Вопрос № 2. Человека, пораженного электрическим током, люди пытались закопать в землю (в качестве первой помощи). Приехала “скорая помощь” и спасла его от неминуемой гибели. Объясните, почему без врачебной помощи человек мог бы погибнуть и какая первая помощь врача его спасла? Вопрос № 3. Произошла остановка сердца с задержкой дыхания. В вашем распоряжении 5 минут. Действуйте! «Общие выводы урока» ­ Дыхание должно быть правильным. ­ Необходимым условием для нормального газообмена является чистый воздух. ­ Курение вредно для органов дыхания. ­ К инфекционным заболеваниям относят грипп,орви,дифтерию, туберкулез. ­ К профилактическим мерам борьбы с заболеваниями дыхательной системы относятся:  Борьба с пылью,  Влажная уборка,  Проветривание помещений. Рефлексия. Алгоритм рефлексии. Я – как чувствовал себя в процессе учения, было ли мне комфортно, доволен ли собой. Мы – насколько комфортно мне работалось в малой группе; я помогал товарищам, они помогали мне – что было больше; у меня были затруднения с группой. Дело – я достиг цели учения; мне этот материал нужен для дальнейшей учебы (практики, просто интересен); в чем затруднился, почему; как мне преодолеть свои проблемы.