Разделы: Работа с дошкольниками

Программные задачи:

  1. Побуждать детей к активной вокальной деятельности.
  2. Развивать артикуляцию и дикцию, координацию между слухом и голосом.
  3. Способствовать развитию у детей выразительного пения, без напряжения, плавно, напевно.
  4. Закреплять умение петь в унисон.
  5. Продолжать работу по развитию мелкой моторики дошкольников.
  6. Выполнять движения в соответствии с характером музыки, передавая в танце эмоционально-образное содержание.
  7. Закреплять знакомые танцевальные движения.
  8. Реализовывать национально-региональный компонент в образовательном процессе.

Ход занятия:

(Дети заходят в зал, танцуют “Парную польку” муз. Жилинского).

Муз. рук.: Ребята, очень рада новой встрече с Вами. Давайте друг с другом поздороваемся.

/ Дети пропевают : “Здрав-ствуй-те” /

Муз. рук.: Вы вошли в зал и поздоровались друг с другом и со мной, а сейчас давайте поздороваемся со своими руками, ногами, глазами – со своим телом.

/П есня “Здравствуйте” /

Муз. рук.: Молодцы, ребята! Скажите, что вам помогало петь эту песню?

Дети: Рот, Язычок!

Муз. рук.: А я про язычок сказку знаю. Хотите послушать?

Язычок на свете жил,
Путешествовать любил.
И гулял он, где хотел,
С интересом мир смотрел. (Покать язычком)
Снова осень, в тундру он,
За грибочками пошёл.
Захватив с собой корзину,
Отправляется в долину.
Дул осенний ветерок. (Превращаемся в “ветер” и своим дыханием рисуем разные образы ветра (порывами, сильного, холодного, тёплого, ласкового, еле заметного, спокойного).
Показался – ручеёк. /Слушание музыки: “Ручеёк” муз. А.Аренский/
А вода там холодна, (Выполнить упр. “Ручеёк”: Холодная струйка воздуха “стекает” посередине широкого языка, кончик которого упирается в основание нижних передних зубов; губы развёрнуты в улыбке, или выполняем упражнение “болтушка”).
Не достанет он до дна. /Слушание: “Гроза” муз. А.Вивальди/
И вдруг начал капать дождик, (поют: кап-кап…; поют песню-дразнилку “Дождик” р.н.м – игра на музыкальных инструментах).
Потом он стал капать сильнее. /Песня: “Дождик” муз. Парцхаладзе/
Но вот дождик закончился,
Засветило солнышко /Песня: “Солнышко” муз. А.Т.Бердышева/
И Язычок увидел красивую радугу /Слушание песни: “Радуга” муз. Г.Левкодимова/
Посмотрев на небо, увидел
Пушистые облака. /Пальчиковая игра/
Облака, облака,
Кучерявые бока,
Целые, дырявые
Лёгкие, кудрявые.
Огляделся он вокруг и увидел,
Что после дождика
На полянке выросли грибы,
Увидев язычка, грибы стали танцевать. /Танец “Грибочков” муз. А.Т.Бердышева/

Муз. рук.:

Язычку очень грибы понравились,
И решил он с ними поиграть /Игра с Грибами/

Муз. рук.:

А ещё язычок увидел полянку,
На которой росла ягода – Морошка.
И стал напевать песню. /Песня-хоровод: “Ягода-Морошка” муз. А.Т.Бердышева, сл.М.Пляцковского./

Муз. рук.:

Набрал язычок полную корзинку грибов,
Очень устал, и отправился домой.
Дверь он запер на замок,
Лёг в кроватку и умолк.
Вот и закончилась сказка про Язычок.
И наше занятие подошло к концу.
Ребята, что вам понравилось сегодня на занятии? (ответы детей).
Давайте, ребята, попрощаемся друг с другом до следующей встречи. / Дети поют: “До-сви-да-ни-я”/

ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:

  1. “Каждый день с друзьями” Панорама “Молодёжной эстрады” № 2, 1999
  2. И. Э. Сафарова “Игры” для организации пианистических движений. Екатеринбург,1994
  3. С. Няруй. Сборник песен № 2 “Праздник тундры”, Салехард, 1997
  4. Сборник песен “Северный калейдоскоп”, Салехард, "1998
  5. Аудиокассета: О. П. Радынова “Мы слушаем музыку” № 5 “Природа и музыка”, А. Вивальди (compact disk) “Времена года”.

«Путешествие Язычка»

Цель: Развиватьмузыкально-речевые способности, преодоление речевого нарушения путём развития и коррекции неречевых и речевых психических функций ребёнка через музыку, движение и ритмическую выразительность.Расширить знания по лексической теме осень, обогащать словарный запас -признаки (дождливая, пасмурная, ветреная, окрас листьев).Развивать словесно-логическое мышление детей, артикуляционный аппарат, дыхание, основные движения, слух, внимательность.Создать атмосферу праздника, применить здоровьесберегающие технологии. Воспитывать бережное отношение к природе, к своему коллективу.

Оборудование: атрибуты осеннего леса: деревца, листья, грибы, игрушки:: ёжик, лесные зверята, демонстрационный материал: язычок., пособие «домик Язычка», раздаточный материал: осенние листья по количеству детей.

Задачи:

- Познавательно-речевое развитие

« Коммуникация»

Совершенствовать диалогическую речь: учить участвовать в беседе, выражать свою точку зрения, проговаривать чистоговорки, пальчиковых игр, активизировать словарный запас

«Познание»

Развивать умение узнавать и называть время года, выделять признаки осени. «Сказка о Язычке », « Опиши лес осенью». Способствовать развитию любознательности, мышления.

« Чтение художественной литературы

Познакомить с чистоговорками, потешками, текстом песен.

Социально-личностное развитие

«Социализация»

Научить коммуникативному танцу

«Безопасность»

Закрепить правила поведения в лесу.

Художественно-эстетическое развитие

« Музыка»

Развивать музыкальный слух, ритм, певческий голос, дыхание, посредством игр «Здравствуй», «Гриб-дерево-кочка» танца «хоровод дружбы», игрового массажа, релаксации.

Познакомить с распевкой.

Песня « Осень милая, шурши».

« Художественное творчество»

Познакомить с пособием «домик Язычка»

Физическое развитие

– Стихотворения с движениями «меж еловых лап».

– Разучить подвижные игры «Гриб-дерево-кочка» «Собери грибы»

«Здоровье»

Динамические паузы

Релаксация

Предшествующая работа : экскурсия по парку(на территории посёлка) –наблюдения за природой осенью, логопедические тренинги(сказки про язычок),слушание потешек, поговорок, распевок осени, закрепление основных движений подвижных музыкальных игр,танца.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Логопед: Здравствуйте ребята!Судя по вашим добрым лицам и улыбкам у вас сегодня хорошее настроение.Это так?

Дети : Да, так.

Логопед: Нас ждёт интересное занятие,а называется оно «Путешествие язычка» и мы с музыкальным руководителем приглашаем всех вас принять участие в этом увлекательном путешествии.А отправимся мы с вами в путешествие на поезде(под песню « Поезд» Метлова дети едут).

Логопед : Ребята мы прибыли с вами на станцию «лесная полянка»Давайте с вами вспомним правила поведения в лесу,Что мы должны делать ачего нет?

Дети: Мы должны быть очень осторожными,не терять друг друга из виду,не подходить к лесным обитателям близко,не ломать деревья.норы,не мусорить.Потому что природа это наш дом.

Логопед: Мы вспомнили с вами правила поведения в лесу,теперь садитесь поудобнее и вспомните как называется наше занятие.

Дети : Путешествие Язычка.

Логопед : Правильно,теперь посмотрите что у меня в руках.(Показываю пособие «домик Язычка»)послушайте сказку про Язычок.(провожу логопедический тренинг)

Жил во рту Язычок.Утром просыпался,с боку на бок поворачивался.Захотелось Язычку прогуляться.Сначала Язычок решил посмотреть какая погода на улице.Постучал он в одну щечку-там нет окошка.Постучал в другую тоже нет окошка.А тут губки раскрылились,улыбнулись.И Язычок выглянул в окошко.Он посмотрел сначало в одну сторону. потрём в другую.потом наверх-вниз,хорошая погода можно пойти гулять.Поскакал Язычок по лесенке(язык перешагивает через зубы и прячется назад в рот).Пересчитал все дощечки у забора(язык гладит сначала верхние потом нижние зубы)И отправился гулять на лесную полянку.Интересно что же увидел язычок в лесу?Ребята поднимайтесь посмотрим на лес(дети встают и образовывают круг)

Проговариваниечистоговорки «С-С»(мягкий вариант)с движениями.

Са-са-са- На траве лежит роса(дети встряхивают кистями рук)

Су-Су-Су-В лесу увидели лису(приставляют раскрытую ладонь к глазам)

Си-Си-Си- В пруду живут караси(Прижатыми ладонями вращают вправо-влево)

Ся–Ся-Ся-мы поймали карася(поднимают и опускают сложенные ладони)

Логопед : Вежливый Язычоксразу нашел в лесу новых друзей и поздоровался с ними.

Пальчиковая-ритмическая игр а « Здравствуй»

Здравствуй солнце золотое!

Здравствуйте!

Здравствуй небо голубое!

Здравствуйте!

Здравствуй вольный ветерок!

Здравствуйте!

Здравствуй маленький дубок

Здравствуйте!

Мы живём в одном краю-

Всех я вас приветствую!

Логопед: Веселый Язычок решил научить новых друзей своему любимому танцу.Давайте ребята поможем нашему Язычку станцуем вместе « Хоровод дружбы»

Коммуникативный танец « Хоровод дружбы».

Логопед : Любуется Язычок красотой леса,давайте и мы полюбуемся ребята и вспомним какое же время года на дворе?Какие признаки осени? Теперь с язычком напоём распевку…

«Падают листики на земле лежат».

Сделаем с вами дыхательную гимнастику(деть дуют на листья)

Дует легкий ветерок: Ф-Ф-Ф

И качает так листок: Ф-Ф-Ф

Дует сильный ветерок: Ф-Ф-Ф

И качает так листок Ф-Ф-Ф

А песню об осени знаете?

Дети : знаем песню «Осень милая шурши»

Логопед : Ходит осень по дорожке промочила где-то ножки

Льют дожди и нет просвета

Затерялось где-то лето

Как же дождику не лень

Моросить четвертый день?

Ребята давайте под песню «дождик» сделаем друг дугу массаж.

Дождик капает по крыше

Бом-бом-бом (похлопывают ладонями по спинам друг друга)

По весёлой звонкой крыше

Бом-Бом-Бом (постукивают пальчиками)

Дома, дома посидите

Бом-Бом-Бом(поколачивают кулачками)

Никуда не выходите

Бом-бом-бом(растирают рёбрами ладони)

Почитайте поиграйте

Бом-Бом-Бом(растирают плечи)

А уйду тогда гуляйте

Бом-бом-бом(поглаживают ладонями)

Видит язычок –под дождем начинают расти грибы, решил Язычок насобирать грибы.

Стихотворение с движениями «М еж еловых лап»

Меж еловых мягких лап (дети протягивают вперёд руки,раздвинув пальцы)

Дождик кап-кап-кап(ударяют указательным пальцем по ладони)

Где сучок давно засох(поднимают руки к плечам и опускают)

Всюду мох- мох-мох (сжимают и разжимают пальцы)

Где листок к листку прилип(трут ладони друг о друга)

Вырос гриб –гриб-гриб (постепенно поднимают руки)

Кто нашел его друзья(протягивают руки вперёд)

Я,Я,я,я (указывают на грудь)

Логопед: Язычок очень любит играть и предлагает нам поиграть в игру

«Гриб-дерево-кочка»(дети идут по залу на команду «Гриб» останавливаются,стоят на одной ноге, «дерево»-замирают руки вверх, «Кочка»-приседают.

Логопед: Пока вы играли, язычок придумал игру- импровизацию.Вы послушайте стихотворение и попробуйте передать мимикой лица все описанные эмоции.

«Жил на свете старичок

Малого росточка

Он смеялся целый день,

сидевши на пенёчке

Хе-Хе-хе,ха-ха-ха.

Вдруг увидел паука,

Очень испугался

А потом повеселел

Громко рассмеялся

Хи-хи-хи.ха-ха-ха

Испугался паука.

Логопед : Молодцы ребята,а какие эмоции мы передавали?

Дети : Радость,страх.

Логопед : Нам ребята пора возвращаться в детский садик,но в осеннем лесу так много грибов.давайте их соберём.

Игра подвижная «Собери грибы»

Логопед : Вот молодцы,ребята,а вам понравилось гулять с Язычком по лесу?А что особенно запомнилось? Какую песню пели?

Дети : ответы детей.

Логопед : Язычку тоже с вами понравилось гулять, теперь он хочет с вами отдохнуть.Садитесь на полянку и слушайте стихотворение:

Наши ножки устали (дети слушают спокойную музыку)

Они прыгали,скакали.

Наши ручки устали,

Они хлопали, играли.

Глазки засыпают (логопед идет по кругу гладит каждого ребёнка по голове проговаривает)

Детки отдыхают.

Глазки открываются

Детки просыпаются.Теперь ребята можно возвращаться в детский сад,займите свой вагоны,а вместо билетиков мы вручаем вам сладкие призы,за ваше участие.Молодцы ребята! Спасибо вам за занятие.Мне сегодня было очень приятно с вами путешествовать Язычку тоже.

Под песню «Поезд» дети выходят из зала.

Давлетянова Ольга Николаевна воспитатель МБДОУ№201 Г. Ижевск

Сказка «Путешествие Весёлого Язычка».

(к основному комплексу артикуляционной гимнастики)

Жил - был Весёлый Язычок. И у него был домик. Это рот. Вот как - то проснулся Язычок утром рано и решил отправиться в путешествие в лес. Выглянул Язычок в окно (упражнение «окошко»), посмотреть какая погода и улыбнулся (упражнение «улыбка»), посмотрел сначала вправо, а затем влево (упражнение «часики»).

.

На улице было тепло и ярко светило летнее солнышко. Язычок расчесался (упражнение «расчёска»), почистил зубки (упражнение «чистим зубки») и сел завтракать блинчиками со сметаной (упражнение «блинчик»).

Выпил чашечку ароматного чая (упражнение «чашечка»), с вкусным земляничным вареньем (упражнение «вкусное варенье») и быстро сбежал по ступенькам вниз (упражнение «качели»).


В лесу было тихо и прохладно. Язычок весело бежал и пел песенку, как вдруг его привлёк писк в кустарнике. Интересно стало Язычку. Заглянул - а там мама - птица кормит своих маленьких птенцов (упражнение «кормление птенцов» открыть и закрыть рот). Понаблюдал Язычок и побежал дальше. И вдруг Язычок выбежал на красивую, солнечную полянку, на которой росли яркие цветы, а на цветах пестрые бабочки грелись на солнышке (упражнение на дыхание «летят бабочки»). Погонялся Язычок за бабочками, устал и решил присесть на траву. Достал из кармана сладкую конфетку (упражнение «вкусная конфетка»). И вдруг услышал, как квакают лягушки (упражнение «лягушка») Проголодался Язычок и решил возвратиться домой. Язычок закрыл сначала одну дверь - зубы (упражнение «лягушка»), а затем другую дверь - губы (сомкнуть зубы).

«Бегемотики»

Вот пришел язычок в зоопарк и видит, что в пруду сидит огромный, как гора, и рот широко открывает. Это был…бегемот. Давай и мы превратимся в бегемотиков и будем широко открывать рот. Открыли род как можно шире, удержали его в таком положении до счета «пять». Закроем рот. Повторим 4 раза.

Рот пошире открываем
в бегемотиков играем:
Широко откроем ротик,
как голодный бегемотик.
Закрывать его нельзя,
До пяти считаю я.
А потом закроем рот-
Отдыхает бегемот.

«Лягушки»

Посмотрел язычок на бегемотиков и только хотел дальше отправиться, как слышит: ква-ква. Это были Лягушки. Давай изобразим, как лягушки улыбались. Улыбнемся, покажем сомкнутые зубы. Удержим губы в таком положении до счета «пять», затем вернем губы в исходное положение. Повторим 4 раза.

Подражаем мы лягушкам:
Тянем губки прямо к ушкам.
Вы сейчас тяните губки-
Я увижу Ваши зубки.
Мы потянем-перестанем
И нисколько не устанем.

«Слон»

Идет Язычок дальше. Ой! Кто это такой большой с линным носом? Да это же…слон! Давай покажем, какой у слона хобот!
Сомкнутые губы вытянем вперед и удержим в таком положении до счета «пять», вернемся в исходное положение.

Буду подражать слону!
Губы хоботом тяну.
А теперь их отпускаю
И на место возвращаю.

«Змея»

Полюбовался Язычок слоном и пошел к другой клетке. А там никого нет, только длинный резиновый шланг валяется посередине. Но вдруг шланг зашевелился, и язычок увидел, что это…змея! Давай изобразим змею.
Улыбнемся, откроем ротик, высунем острый язычок изо рта, затем спрячем.

Подражаем мы змее,
С ней мы будем наравне.
Высунем язык и спрячем.
Только так, а не иначе.

«Лошадка»

Понаблюдал Язычок за змеей и пошел дальше. Видит, лошадка детей катает. Захотел прокатиться: «Лошадка, покатаешь меня?» А лошадка отвечает: «Конечно!». Сел Язычок на лошадку, крикнул: «Но!», и поскакал. Давай покажем, как Язычок катался на лошадке. Улыбнемся, широко откроем рот, щелкнем языком громко и энергично. Стараемся, чтобы нижняя челюсть была неподвижна и «прыгал только язычок.

Я – веселая лошадка,
Темная, как шоколадка.
Язычком пощелкай громко-
стук копыт услышишь звонкий.

«Расческа»

Покатался Язычок, слез с лошадки и вдруг увидел себя в зеркале: «Ах! Какой я стал лохматый! Наверное, очень быстро на лошадке мчался! Надо причесаться!». Достал Язычок расческу и начал причесываться. Давай покажем, как он это делал. Улыбнемся, закусим язык зубами. «Протаскиваем» язык между зубами вперед-назад, как бы причесывая его.

С волосами я дружу,
Их в порядок привожу.
Благодарна мне прическа.
А зовут меня расческа.

«Часики»

Привел Язычок себя в порядок и вдруг подумал: а не пора ли идти домой? Надо узнать который час. Покажи, как работают часики! Улыбнемся, откроем рот. Тянем язык попеременно то к левому углу рта, то к правому. Повторим 10 раз.

Тик-так, тик-так.
Язычок качался так,
Словно маятник часок.
Ты в часы играть готов?

Приложение 3.

«Путешествие Язычка»

(Конспект занятия вокального кружка в старшей и подготовительной группе

составитель Мертвищева О.Г. музыкальный руководитель МДОУ №3 «Орленок».)

Программные задачи:

  1. Побуждать детей к активной вокальной деятельности.
  2. Закреплять умение петь в унисон, а капелла , пропевать звуки, используя движения рук.
  3. Отрабатывать перенос согласных, тянуть звук, как ниточку.
  4. Продолжать работу по развитию мелкой моторики дошкольников.
  5. Выразительно читать стихи.
  6. Способствовать развитию у детей выразительного пения, без напряжения, плавно, напевно.

Оборудование:

Фланелеграф, иллюстрации, мыльные пузыри.

Ход занятия:

(Дети заходят в зал)

Муз.рук.: ребята, очень рада новой встрече с Вами. Давайте друг с другом поздороваемся.

/дети пропевают: ""Здрав-ствуй-те""/

Муз.рук.: Вы вошли в зал и поздоровались друг с другом и со мной, а сейчас давайте поздороваемся со своими руками, ногами, глазами – со своим телом.

/песня ""Здравствуйте""/

Муз.рук.: Молодцы, ребята! Скажите, что вам помогало петь эту песню?

Дети: Язычок!

Муз.рук.: А я про язычок сказку знаю. Хотите послушать?

Жил на свете язычок. Был у него свой домик.

В домике этом красные двери,

Белые звери сидят у дверей.

Любят зверюшки

Конфеты и плюшки.

Догадались, что это за домик?

Правильно: это домик – рот.

Двери в домике то открываются,

то закрываются - вот так.

/муз.рук. и дети то открывают, то закрывают рот /

Муз.рук.: непоседа - язычок не сидит на месте. Он очень любопытный, ему все хочется знать. Однажды проснулся язычок, поиграл со своими зверюшками.

/муз рук. и дети выполняют разные движения

языком и губами/

и решил выглянуть из домика своего, посмотреть, что же творится на белом свете. Язычок широко открыл дверь, выглянул на улицу, посмотрел вниз – нет ли луж на земле;

посмотрел вверх – светит ли солнышко - и вдруг увидел тучку.

/муз.рук. проводит пальчиковую игру/

Тучка по небу плыла,

Дождик за собой вела.

Он шагал на тонких ножках

В черных маленьких галошках.

Дождик по крыше похлопал,

По дорожке походил,

На крылечке наследил,

В темной луже потоптался

И умчался.

/игру можно провести 2 раза/

Муз.рук.: закончился дождик, появились облака.

/пальчиковая игра/

Облака, облака,

Кучерявые бока,

Целые, дырявые,

Легкие, воздушные,

Ветерку послушные.

А одно облачко было похоже на лошадку.

Сел язычок на лошадку из облачка и поскакал.

/дети цокают язычком/

Лошадка привезла язычок на поляну.

А там прыгает тютюшечка – не зверек, не птушечка. Кто же это?

Дети: лягушка.

Муз.рук.: Правильно!

/читает стихотворение вместе с детьми/

  1. Вот лягушка по дорожке /дети говорят средним

Скачет, вытянувши ножки голосом/

Ква, ква, ква

Ква, ква, ква

  1. Вот из лужицы на кочку / пищат /

Да за мошкою вприскочку,

Ква, ква, ква

Ква, ква, ква

  1. Больше есть ей неохота, /низким голосом/

Прыг, опять в свое болото.

Ква, ква, ква

Ква, ква, ква

Муз.рук.: только ускакала лягушка в болото, как на полянке, на лугу, язычок услышал

""Му – у – у"". Кто же это мычал? Правильно, коровы. Каждая корова мычит по-своему, у каждой коровы своя окраска голоса.

Послушайте, я вам спою песенку – дразнилку про корову.

/муз.рук поет песенку - дразнилку/

Муз.рук.: давайте споем ее вместе.

А теперь обыграем песенку. Сейчас мы будем двигаться по залу, заполняя пространство, исполнять песенку. Как только она закончится, показываем друг другу рожки, бодаемся, и каждая ""коровка"" мычит по-своему.

/муз.рук. хвалит детей; дети исполняют песню еще раз.

Затем муз.рук предлагает ""помычать"", как ""мычит

коровка"" у Владика, у Артема./

Муз.рук.: молодцы, хорошо поиграли!

Ой, ребята, смотрите, стоит теремок, а у ворот важно ходит кот.

/попевка ""Ходит кот у ворот""

дети поют попевку с показом движения мелодии руками.

Затем поют эту попевку еще несколько раз. /

Муз.рук.: Интересно, кто же в теремке живет? Кого сторожит кот?

/звучит музыкальный фрагмент ""Баба Яга""/

Дети: Баба Яга!

/муз.рук. предлагает спеть песню, выполнить соответствующие движения руками, мимикой, ногами.

Танец-игра ""Бабка Ежка""/

Муз.рук.: Не догнала Баба Яга Язычок и ребят. Побежал Язычок дальше и увидел много мыльных пузырей, и ему так захотелось с ними поиграть.

А вам, ребята, хочется поиграть с воздушным шариком?

/Пальчиковая игра-песенка «Воздушный шарик» Е.Железнова/

Муз.рук.: наигрался Язычок с воздушным шариком, отдохнул и решил спеть песенку. Давайте, ребята, и мы вместе с ним споем.

/муз. рук. показывает пиктограмму к песне ""Жук"".

Дети узнают и исполняют.

Муз.рук. предлагает узнать 2-ю песню по мелодии.

Дети поют вторую песню./

Муз.рук.: Язычок наш устал. Захотелось ему спать. Дверь он запер на замок, лег в кроватку и умолк.

Вот и закончилась сказка про Язычок.

И наше занятие подошло к концу.

Ребята, что вам понравилось сегодня на занятии?

Давайте, ребята, попрощаемся друг с другом до следующей встречи.

/дети поют: ""До-сви–да-ни–я""/

(За основу взят конспект занятия Пермяковой И.В. ДОУ №144 г.Пермь)