С 2016 года российских медиков ждут большие перемены: сертификация и циклы повышения квалификации раз в 5 лет уйдут в прошлое. Вместо этого будут аккредитация и новая система непрерывного медицинского образования. Что конкретно изменится для врачей, и как будут внедряться новшества, рассказал член Координационного совета по развитию непрерывного медицинского и фармацевтического образования минздрава России Залим Балкизов .

Как будет проходить аккредитация врачей с 2016 года?

Согласно федеральному закону № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ», с 1 января 2016 года сертификацию медицинских работников заменит аккредитация. Свидетельство об аккредитации будет допуском к медицинской и фармацевтической деятельности. Первыми его получат новоиспеченные стоматологи и фармацевты - выпускники медицинских вузов 2016 года. А с 2017-го аккредитация ждет всех остальных выпускников.

Процедура будет включать три этапа: тестирование, оценку компетенций на симуляционном оборудовании, решение клинических задач . Причем задания для первого этапа уже известны: на сайтах Минздрава России (www.rosminzdrav.ru) и Методического центра аккредитации (www.ffos.ru) опубликованы 3500 тестов по стоматологии и 3200 - по фармации. Из этих вопросов будут составлять индивидуальные наборы заданий для экзамена - его можно «прорепетировать» онлайн. В режиме подготовки система предложит 60 заданий с четырьмя вариантами ответов и даст на их решение 90 минут.

Как будет внедряться аккредитация медработников?

Все, но не сразу

Аккредитацию медиков будут внедрять поэтапно. Так что пока разрешение на работу еще можно получить «по-старинке». Сертификаты специалистам, уже работающим в системе здравоохранения, продолжат выдавать до 2021 года, а действовать они будут до 2026 года.

Повышение квалификации по-новому

Еще одна важная реформа 2016 года - внедрение новой модели непрерывного медицинского образования (НМО). Повышать квалификацию врачи и медсестры теперь будут не один раз в 5 лет, а постоянно. «Сложившаяся практика, когда медработник повышает квалификацию раз в пятилетку, давно устарела, - уверен Залим Балкизов. - При такой системе дополнительного профессионального образования (ДПО) знания врача обновляются медленнее, чем сама медицина. Наука не стоит на месте: постоянно внедряются современные методы лечения и диагностики, на рынок выходят новые лекарства. А некоторые привычные препараты, напротив, выходят из оборота, потому что обнаружились серьезные побочные эффекты, или лекарство стало бесполезным. Едва ли врач будет знать все это, обучаясь раз в 5 лет. Тем более что циклы повышения квалификации зачастую сводятся к повторению изученного на 6 курсе медицинского вуза».

Как изменится дополнительное образование медработников?

Предполагается, что новая модель непрерывного медицинского образования поможет упорядочить «разболтавшуюся» систему ДПО. Чем же новая модель НМО будет принципиально отличаться от старой? Вместо 144 часов повышения квалификации 1 раз в 5 лет, которые умещались в 4 недели, у медиков будет 250 часов обучения в течение 5 лет. За год медработник обязан набирать не меньше 50 часов (или баллов) образовательной активности. «Не обязательно получать баллы за один раз, - поясняет Залим Балкизов. - Врач может пройти короткие обучающие циклы по 18 часов, посетить конференцию, дистанционно изучить электронные образовательные модули и т.д.

Где совершенствовать знания - на конференциях, симуляционных тренингах, мастер-классах или привычных циклах повышения квалификации - специалист решает сам. Но выбирать виды образовательной активности можно только из тех, что одобрены Координационным советом минздрава России по непрерывному образованию. Таких материалов уже предостаточно на сайте edu . rosminzdrav . ru . Здесь должен будет зарегистрироваться каждый, кто вступает в систему непрерывного медицинского образования. После этого можно составлять собственный план обучения, выбирать электронные материалы и мероприятия, следить за накопленными баллами. «За 5 лет медработнику нужно набрать 250 баллов и подтвердить это отчетом, - продолжает Залим Балкизов. - Причем большую часть всех баллов (от 70%) надо получить именно по своей специальности, а не по смежным».

Потом специальная комиссия проверит отчет. Если нареканий не будет, медика допустят к аккредитации. Те, кто пройдут ее успешно, смогут работать дальше и копить баллы для очередного повышения или подтверждения квалификации.

Нет баллов - нет аккредитации?

Систему НМО, как и аккредитацию медработников, будут внедрять поэтапно. С 2016 года в непрерывное образование включатся те, кто в этом году впервые пройдут аккредитацию или в последний раз получат сертификат. С 2017 года - следующая «партия». Каждый год в систему НМО будут входить по 120-150 тысяч медиков, и в конце концов это коснется всех.

- Без портфолио на портале НМО ни один врач не будет допущен к первичной или повторной аккредитации . Следовательно, не сможет дальше работать, - подчеркивает Балкизов. - Вот мой сертификат хирурга действителен до 2017 года. В следующем году я в последний раз пройду сертификационный цикл и сразу вступлю в систему НМО. Если к 2022 году накоплю 250 баллов, смогу пройти реаккредитацию и получу право работать хирургом.

А что если по каким-то причинам специалист не успеет набрать заветные баллы? Эксперт Координационного совета обнадеживает: «Будем искать какой-то выход. Дадим дополнительный срок, чтобы медработник прошел интенсивные курсы и добрал недостающие баллы. Так делают в большинстве развитых стран. На них мы и ориентировались, меняя систему непрерывного медицинского образования. НМО в Европе уже давно реализуется по этим принципам: 250 часов - за 5 лет и не меньше 50 часов - в год».

«Подводные камни» новой системы

Правда, чтобы перейти на европейские стандарты, в российской системе медицинского ДПО надо многое изменить. Пресловутые 250 часов обучения за 5 лет - система совершенно новая для медвузов. А значит, нужно менять учебные программы, согласовывать их с экспертной комиссией минздрава. «Министерство сейчас прорабатывает новую форму обучения - по 18 часов, т.е. всего по два дня, - говорит Залим Балкизов. - За это время врач может посетить симуляционный курс, семинар или мастер-класс, изучить дома часть образовательных материалов. Если разбить на такие «отрезки» все 250 часов обучения, работодателям не нужно будет отпускать врача на целых 4 недели, искать ему специалиста на замену. Так будет удобнее для руководителей, но самим медработникам эта система может не понравиться. Ведь многие расценивают циклы повышения квалификации как дополнительный отпуск и не хотят его терять».

Впрочем, сами руководители пока неохотно отпускают врачей даже на однодневные конференции. В подтверждение тому - первые результаты пилотного проекта НМО, который стартовал в России в конце 2013 года и продлится до 2020-го. В рамках проекта 569 участковых терапевтов, врачей общей практики и педиатров из 15 регионов страны начали повышать квалификацию по-новому. И тут же столкнулись со сложностями: руководители медучреждений не отпускают на образовательные мероприятия. Так, конгресс союза педиатров из 20 московских врачей-участников пилотного проекта смогли посетить только три.

Есть и другая проблема: далеко не все медики хорошо владеют компьютером и интернетом. А без этих навыков включиться в систему НМО будет трудно. Около 30% участников «пилота» уже признались, что работа с электронным портфолио дается им с трудом. «Участие в пилотном проекте побудило многих специалистов научиться работать в интернете, - комментирует Залим Балкизов. - В итоге часть врачей стала активнее пользоваться интернетом, кто-то купил ноутбук. У людей была потребность получить такие навыки, и они их освоили. А пока врач раз в 5 лет посещает образовательные циклы, ему и не нужен интернет».

Анастасия Леменкова

На текущей странице, предоставлен тренажёр, так сказать репетиционный экзамен, в который входит 60 вопросов, на них необходимо ответить за 60 минут, сформированных из перечня тестовых заданий первого этапа первичной аккредитации специалистов со средним профессиональным образованием по специальности сестринское дело (34.02.01). Положительная оценка выставляется при правильном ответе на 70% тестовых заданий, в ином случае выставляется оценка - неудовлетворительно. Вопросы выбираться в случайном порядке. Всего в перечень тестовых заданий входит 1898 вопрос с 4 вариантами ответов. Данные вопросы 2018 года, взяты с сайта методического цента аккредитации специалистов fmza.ru .

Так же предлагаем вам ссылки для тренировки по всем тестовым заданиям предназначенным для проведения аккредитации медсестер. Каждая ссылка включает в себя тест состоящий из 400 вопросов, при необходимости можно посмотреть правильный ответ.

Тесты для медсестер

Данный способ подготовки к аккредитации медсестер очень эффективен и даёт возможность качественно изучить и знать ответ на все вопросы входящие в программу подготовки по специальности сестринское дело.

Всего согласно приказу Приказ Министерства здравоохранения РФ от 2 июня 2016 г. N 334н "Об утверждении Положения об аккредитации специалистов" существует три формы аккредитации медицинских сестер :

  • качественную подготовку фармацевтов, способных качественно и в полной мере предоставлять свои услуги населению, в области медицины;
  • сбор информации об уровне подготовки фармацевтов.

Виды аккредитации

  • Первичная - необходимость которой возникает после окончания специалиста медицинского учебного заведения;
  • Первичная специализированная аккредитация - данную аккредитацию медсестер проводят с работками прошедшими программы подготовки кадров высшей квалификации или профессиональной переподготовки;
  • Периодическая аккредитация медицинских сестер проводиться с работниками которые постоянно повышают свои знания и профессионализм, в течении всей своей профессиональной деятельности, подготовившимися по профессионально образовательным программам обучения в области медицины

Какие виды аккредитации установлены и для кого? Где и в каком порядке она проводится? Как оформляются ее результаты? Как формируется аккредитационная комиссия? Что такое аккредитация медработников, с какой даты она возможна? Что делать медработникам, у которых еще не закончился срок сертификата специалиста? Какой документ в настоящее время подтверждает право вести медицинскую деятельность?

Одним из лицензионных требований, предъявляемых к организации, осуществляющей медицинскую деятельность, является специалистов , которое до 1 января 2016 года подтверждалось сертификатом специалиста, получаемым работниками раз в пять лет. Однако с 1 января 2016 года сертификат специалиста заменило свидетельство об аккредитации специалиста, которое также выдается раз в пять лет. В статье расскажем, что такое аккредитация, кто ее должен проходить и в какие сроки, в каком порядке она проводится и кем.

Сроки проведения аккредитации.

С января 2016 года согласно ст. 69 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее – Закон № 323-ФЗ) право на осуществление медицинской деятельности в Российской Федерации имеют лица, получившие медицинское или иное образование в нашей стране в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами (ФГОС) и имеющие свидетельство об аккредитации специалиста.

К медицинской деятельности также могут быть допущены лица, имеющие медицинское образование, но не работавшие по своей специальности более 5 лет при условии прохождения ими обучения по дополнительным профессиональным программам и аккредитации.

Кроме того, в силу п. 2.1 ст. 69 Закона № 323-ФЗ правом вести медицинскую (фармацевтическую) деятельность обладают:

  • педагогические и научные работники, имеющие сертификат специалиста либо свидетельство об аккредитации специалиста, осуществляющие практическую подготовку студентов в соответствии со ст. 82 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Закон № 273-ФЗ);
  • научные работники, имеющие сертификат специалиста либо свидетельство об аккредитации специалиста, осуществляющие научные исследования в сфере охраны здоровья.

При этом на педагогических и научных работников при осуществлении ими медицинской деятельности распространяются права, обязанности и ответственность медработников.

К сведению

Лица, получившие медицинское или фармацевтическое образование в иностранных государствах, допускаются к осуществлению медицинской или фармацевтической деятельности после признания в Российской Федерации образования и (или) квалификации, полученных в иностранном государстве, в порядке, установленном законодательством об образовании, и прохождения аккредитации специалиста, если иное не предусмотрено международными договорами РФ.

Аккредитация специалиста согласно той же ст. 69 Закона № 323-ФЗ – это процедура определения соответствия лица, получившего медицинское, фармацевтическое или иное образование, требованиям к осуществлению медицинской деятельности по определенной медспециальности либо фармацевтической деятельности.

Переход к процедуре аккредитации специалистов осуществляется поэтапно с 1 января 2016 года по 31 декабря 2025 года включительно (ч. 1.1 ст. 100 Закона № 323-ФЗ).

Сроки и этапы указанного перехода и категории лиц, имеющих медицинское, фармацевтическое или иное образование и подлежащих аккредитации, утверждены Приказом Минздрава РФ от 25.02.2016 № 127н. Представим их в таблице на стр. .

Сертификаты специалиста, выданные медицинским и фармацевтическим работникам до 1 января 2021 года, действуют до истечения указанного в них срока. Форма, условия и порядок выдачи сертификата специалиста утверждены Приказом Минздрава РФ от 29.11.2012 № 982н .

Этап

Дата, после которой получено образование

Образование по основным образовательным программам в соответствии с ФГОС

Специальность

Высшее образование

«Стоматология»,
«Фармация»

Высшее образование

«Здравоохранение и медицинские науки» (уровень специалитета)

Высшее образование

«Здравоохранение и медицинские науки» (уровень ординатуры)

Высшее образование

«Здравоохранение и медицинские науки» (уровни бакалавриата, магистратуры)

Среднее профессиональное образование

«Здравоохранение и медицинские науки»

Дополнительное профессиональное образование по программам профессиональной переподготовки

Медицинское или фармацевтическое образование, полученное в иностранных государствах

Иное высшее образование

Иные лица, не прошедшие процедуру аккредитации специалистов на этапах 1 – 3

Виды аккредитации.

Положение об аккредитации специалистов утверждено Приказом Минздрава РФ от 02.07.2016 № 334н. Данное Положение устанавливает порядок организации и проведения аккредитации и выделяет три ее вида в зависимости от того, в отношении каких лиц она проводится.

1. Первичная аккредитация. Проводится в отношении лиц, завершивших освоение основных образовательных программ:

  • высшего медицинского (фармацевтического) образования;
  • среднего медицинского (фармацевтического) образования;
  • иного образования.

2. Первичная специализированная аккредитация. Проводится в отношении лиц:

  • завершивших освоение программ подготовки кадров высшей квалификации и дополнительных профессиональных программ;
  • получивших образование на территории иностранного государства.

К сведению

Первичную специализированную аккредитацию, например, должны будут пройти лица, получившие высшее медицинское образование и прошедшие программу ординатуры. Напомним при этом, что в силу п. 4 ст. 108 Закона № 273-ФЗ прием в интернатуру прекращен с 01.09.2016.

3. Периодическая аккредитация. Проводится в отношении лиц, завершивших освоение профессиональных образовательных программ медицинского образования и фармацевтического образования, обеспечивающих непрерывное совершенствование профессиональных знаний и навыков в течение всей жизни, а также постоянное повышение профессионального уровня и расширение квалификации.

Аккредитационные комиссии.

Аккредитация специалистов проводится комиссией в помещениях образовательных и (или) научных организаций, реализующих программы медицинского (фармацевтического) образования.

Аккредитационные комиссии формируются Минздравом по специальностям, по которым проводится аккредитация, с участием профессиональных некоммерческих организаций, указанных в ст. 76 Закона № 323-ФЗ.

Лица, входящие в состав аккредитационной комиссии:

  • не должны иметь конфликт интересов или иную личную заинтересованность при проведении аккредитации специалиста;
  • должны иметь высшее или среднее профессиональное образование по специальности, соответствующей специальности, по которой формируется аккредитационная комиссия, и стаж работы по соответствующей специальности не менее 5 лет (за исключением председателя комиссии).

Основная форма деятельности аккредитационной комиссии – заседание, по итогам которого оформляется протокол (приложение 1 к Положению). Протоколы подписываются всеми участниками заседания непосредственно после его окончания.

Персональный состав аккредитационной комиссии по каждой специальности в сфере здравоохранения утверждается приказом Минздрава.

В случае несогласия с решением аккредитационной комиссии участник заседания вправе требовать внесения в протокол особого мнения или изложить его в письменной форме в заявлении на имя председателя комиссии. Протоколы заседаний аккредитационной комиссии сшиваются в книги и хранятся в архиве образовательных и (или) научных организаций в течение 6 лет.

Заседание комиссии проводится после каждого этапа аккредитации специалиста. Заседание правомочно, если в нем приняли участие все члены комиссии, участвовавшие в проведении данного этапа.

Порядок аккредитации.

Для прохождения первичной или первичной специализированной аккредитации лицо, изъявившее желание ее пройти, лично представляет в аккредитационную комиссию следующие документы:

  • заявление о допуске к аккредитации специалиста, в котором в том числе указываются сведения об освоении аккредитуемым образовательной программы высшего или среднего профессионального образования, а также специальность, по которой аккредитуемый намерен осуществлять медицинскую или фармацевтическую деятельность (приложение 2 к Положению);

Для прохождения периодической аккредитации работник представляет лично или направляет заказным письмом с уведомлением в аккредитационную комиссию следующие документы:

  • заявление;
  • копию документа, удостоверяющего личность;
  • портфолио;
  • копию сертификата специалиста (при наличии) или свидетельства об аккредитации специалиста (при наличии);
  • копии документов о высшем образовании и о квалификации (с приложениями) или о среднем профессиональном образовании (с приложениями) или выписку из протокола заседания государственной экзаменационной комиссии;
  • копию трудовой книжки (при наличии);
  • копию страхового свидетельства обязательного пенсионного страхования (при наличии).

Портфолио – это отчет за последние 5 лет о профессиональной деятельности аккредитуемого, включающий сведения об индивидуальных профессиональных достижениях, освоении программ повышения квалификации, обеспечивающих непрерывное совершенствование профессиональных навыков и расширение квалификации. Портфолио формируется аккредитуемым самостоятельно. Указанные в нем сведения об освоении образовательных программ должны подтверждаться соответствующими документами об образовании и (или) о квалификации.

Документы, представленные аккредитуемым, секретарь комиссии фиксирует в журнале регистрации документов под расписку и в течение 7 календарных дней со дня регистрации передает на рассмотрение комиссии.

Не позднее 10 календарных дней со дня регистрации документов комиссия проводит заседание и принимает решение о допуске аккредитуемого к аккредитации и о сроках ее проведения.

Первичная и первичная специализированная аккредитация включают такие этапы:

1. Тестирование. Проводится с использованием тестовых заданий, комплектуемых для каждого аккредитуемого автоматически с использованием информационных систем путем случайной выборки 60 тестовых заданий из Единой базы оценочных средств, формируемой Методическим центром аккредитации специалистов. На решение аккредитуемым тестовых заданий отводится 60 минут.

Результат тестирования формируется автоматически. На основании результата комиссия оценивает результат прохождения аккредитуемым этого этапа аккредитации как «сдано» (при 70 % или более правильных ответов) или «не сдано» (при 69 % или менее правильных ответов).

2. Оценка практических навыков (умений) в симулированных условиях. Может проводиться с использованием симуляционного оборудования (тренажеров и (или) манекенов) и (или) привлечением стандартизированных пациентов. Комиссия оценивает не менее 5 практических заданий, которые также комплектуются с использованием информационных систем автоматически из Единой базы оценочных средств. На выполнение одного задания отводится 10 минут.

Оценку правильности и последовательности выполнения практического задания члены комиссии осуществляют путем заполнения оценочных листов.

Результат выполнения практических заданий также формируется автоматически с указанием процента правильно выполненных практических действий, на основании которого комиссия оценивает результат прохождения данного этапа аналогично этапу тестирования.

3. Решение ситуационных задач. Аккредитуемый отвечает на 5 вопросов, содержащихся в каждой из 3 ситуационных задач. Комплектование задач осуществляется автоматически. На подготовку ответов на вопросы отводится 60 минут.

Решение задач оценивают 3 члена комиссии. На основании результата решения, сформированного по количеству правильных ответов, комиссия выносит решение «сдано» (при 10 правильных ответах или более) или «не сдано» (при 9 правильных ответах или менее).

Периодическая аккредитация включает в себя такие этапы:

1. Оценка портфолио. По результатам его оценки комиссия принимает решение о прохождении аккредитуемым данного этапа аккредитации «сдано» или «не сдано», исходя из соответствия уровня квалификации и дополнительного профессионального образования требованиям к профессиональной деятельности по специальности.

2. Тестирование.

Результаты аккредитации.

Оценка результата каждого этапа аккредитации, решения комиссии о признании аккредитуемого прошедшим или не прошедшим аккредитацию или отдельный этап аккредитации отражаются в протоколах заседания комиссии и размещаются на официальном сайте и информационных стендах организации, в которых проводилась аккредитация, в течение 2 рабочих дней со дня подписания протокола.

Аккредитуемый признается:

  • прошедшим аккредитацию – если каждый этап оценивается как «сдано». Решение о признании аккредитуемого прошедшим аккредитацию отражается в итоговом протоколе заседания комиссии, подписываемом в течение 2 календарных дней от даты прохождения последнего этапа аккредитации и в течение 5 календарных дней со дня его подписания направляется секретарем в Минздрав;
  • не прошедшим этап аккредитации – если он не явился для прохождения этапа или использовал при прохождении аккредитации средства связи либо результат прохождения этапа «не сдано».

Обратите внимание

Лицу, признанному прошедшим или не прошедшим аккредитацию специалиста, в течение 3 дней с даты подписания протокола выдается выписка из него, содержащая соответствующее решение.

Сведения о лицах, признанных прошедшими аккредитацию специалиста, вносятся секретарем комиссии в Федеральный регистр медицинских работников . А не позднее чем через 30 календарных дней с момента подписания протокола заседания аккредитационной комиссии аккредитованным выдается свидетельство об аккредитации специалиста в порядке, утвержденном Приказом Мин­здрава РФ от 06.06.2016 № 352н .

Обратите внимание

Свидетельство об аккредитации специалиста действует 5 лет с даты подписания протокола заседания аккредитационной комиссии, содержащего решение аккредитационной комиссии о признании лица прошедшим аккредитацию. Срок действия свидетельства продлевается на 5 лет в случае признания специалиста прошедшим очередную аккредитацию.

Аккредитуемому, не прошедшему какой-либо этап, предоставляется право пройти его повторно на основании заявления. После 3 раз непрохождения этапа аккредитуемый считается не прошедшим аккредитацию и право на повторное прохождение аккредитации у него возникает не ранее чем через 11 месяцев со дня признания его таковым. Аккредитуемый, не прошедший аккредитацию или ее этап, вправе подать жалобу на соответствующее решение комиссии в апелляционную комиссию в течение 2 рабочих дней с момента размещения ее результатов для общего доступа.

Решения аккредитационной и апелляционной комиссий могут быть обжалованы в Минздрав.

Первый этап аккредитации специалистов.

Как было отмечено, согласно Приказу № 127н на первом этапе в 2016 году к аккредитации специалистов были допущены выпускники вузов, завершившие освоение основных образовательных программ по специальностям «Стоматология» и «Фармация».

Поскольку система аккредитации еще только внедряется, возникают некоторые сложности. И одна из них касается документа, подтверждающего прохождение аккредитации, – свидетельства об аккредитации. Разъяснения по этому вопросу даны в Письме Минздрава РФ от 05.08.2016 № 16-5/10/2-4847.

Порядок выдачи свидетельства об аккредитации специалиста, формы свидетельства об аккредитации специалиста и технические требования к нему утверждены Приказом Минздрава РФ от 06.06.2016 № 352н.

Поскольку на момент прохождения аккредитации выпускниками 2016 года бланки свидетельств находились на стадии изготовления, те, кто свидетельства не получил, в качестве документа, являющегося основанием для допуска их к осуществлению медицинской деятельности, должны использовать выписку из протокола аккредитационной комиссии.

Таким образом, специалисты, успешно прошедшие в 2016 году процедуру первичной аккредитации по специальностям «Стоматология» или «Фармация», имеющие выписку из протокола аккредитационной комиссии и не получившие до настоящего времени свидетельство об аккредитации специалиста, могут осуществлять медицинскую деятельность на должности «врач-стоматолог» или фармацевтическую деятельность на должностях «провизор» и «провизор-технолог».

Обобщая вышесказанное, отметим, что первичную аккредитацию будут проходить все выпускники медицинских учебных заведений. Специализированной аккредитации подлежат специалисты, которые прошли специализацию (ординатуру) и получили новую квалификацию, и лица, получившие образование за границей. А по окончании срока действия сертификата специалиста периодическую аккредитацию раз в 5 лет должны проходить и все остальные врачи, ведущие практическую деятельность в государственных или частных медицинских учреждениях.

Что касается работодателей, напрямую в аккредитации они не участвуют. Ее проводят образовательные организации на базе медицинских вузов, имеющие соответствующие технические возможности. А у работодателя в связи с аккредитацией возникают две обязанности: по отслеживанию того, кто из врачей-специалистов и студентов медицинских вузов должен проходить аккредитацию в следующем году, чтобы при приеме на работу они имели свидетельство об аккредитации; по контролю действия сертификатов своих сотрудников. Те медработники, у которых прежние сертификаты заканчиваются в этом году, должны быть включены в обучение по программам непрерывного профессионального образования и пройти процедуру повторной сертификации, поскольку выдаваться сертификаты будут до 2021 года.

Постановление Правительства РФ от 16.04.2012 № 291 «О лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково»)».

«Об утверждении условий и порядка выдачи сертификата специалиста медицинским и фармацевтическим работникам, формы и технических требований сертификата специалиста».

Приказ Минздрава РФ от 31.12.2013 № 1159н «Об утверждении Порядка ведения персонифицированного учета при осуществлении медицинской деятельности лиц, участвующих в оказании медицинских услуг».

«Об утверждении порядка выдачи свидетельства об аккредитации специалиста, формы свидетельства об аккредитации специалиста и технических требований к нему».

Неразбериха вокруг сертификации и аккредитации вызывала много вопросов о том, кому и когда можно получить сертификат, минуя процедуру аккредитации. Также в этом материале был дан ответ на вопрос о том, какую ответственность несут специалист и работодатель, если срок действия сертификата уже истек.

Чья это обязанность - повышать квалификацию?

Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" обязывает не только работников, но и работодателей.

Согласно ст. 100 данного закона медицинской деятельностью могут заниматься лица, прошедшие обучение по программам высшего или среднего медицинского образования, а также имеющие сертификат специалиста.

Работник: В этом же законе (пп. 3 п. 2 ст. 73 ) прописана обязанность медицинского (фармацевтического) работника совершенствовать свои профессиональные знания и навыки путем обучения по дополнительным профессиональным программам в образовательных и научных организациях.

Работодатель: Работодатель обязан направлять своих работников на курсы повышения квалификации (пп. 8 п. 1 ст. 79).

Какую ответственность несут стороны за отсутствие сертификата специалиста (свидетельства)?

Росздравнадзор за прошедший период выявил случаи несоблюдения сроков повышения квалификации специалистов (не реже 1 раза в 5 лет) - 151 случай . Были наложены штрафы.

Что касается врачей. Если вина врача будет установлена, а именно специалист проигнорировал указание руководства о необходимости пройти курсы повышения квалификации, то работодатель может применить следующие меры воздействия.


Изменения системы совершенствования знаний и навыков медицинских работников

Порядок и сроки совершенствования знаний и навыков определял Приказ Минздрава России от 03.08.2012 N 66н. Данный нормативный акт действовал на момент публикации материала. Но в ноябре 2017 года медицинское сообщество было предупреждено о том, что в связи с введением системы аккредитации и института НМО Приказ №66н будет изменен.

В Приказе были четко разделены 3 вида совершенствования знаний и навыков путем освоения программ дополнительного профессионального образования:

    1 вид: Повышение квалификации

    2 вид: Профессиональная переподготовка

    3 вид: Стажировка

Помимо дополнительного профессионального образования, были еще Институт базового медицинского образования (получение высшего или среднего мед.образования) и институт ординатуры (узкая специализация).

Таким образом всю систему можно представить таким образом:

А. Базовое профессиональное образование:

    А1. Высшее или среднее образование (Диплом + сертификат)

    А2. Ординатура (Диплом + сертификат)

Б. Дополнительное профессиональное образование

    Б1. Повышение квалификации или как обычно называют «сертификационный цикл» (Удостоверение + сертификат)

    Б2. Профессиональная переподготовка (Диплом + сертификат)

    Б3. Стажировка

После завершения любой из данных образовательных программ специалисты получали, помимо основного документа о дополнительном образовании, еще и сертификаты специалиста. Теперь в связи со вступлением в систему аккредитации будет выдаваться свидетельство об аккредитации.

Статья 100 Федерального закона №323-ФЗ определила сроки запуска системы аккредитации. Там же указывается, что переход к новой системе осуществляется поэтапно: с 1 января 2016 по 1 января 2021 г.

22 декабря 2017 года был издан Приказ №1043, а 21 декабря 2018 года приказ №898н, которые определил сроки вступления работников здравоохранения в систему аккредитации. Из документов следовало, что процесс перехода будет поэтапным и будет включать отдельные категории специалистов. Кто эти специалисты?

Плановая сертификация или внеплановая?

Некоторые специалисты путались с тем, можно ли им получить еще раз сертификат, минуя аккредитацию. Раньше все зависело от того, какую сертификацию им нужно было пройти.

Есть плановая сертификация – каждые 5 лет (согласно ФЗ-323) повышать квалификацию.

Есть неплановая сертификация. Сюда относятся те, кто закончили ординатуру, курс переподготовки.

Для плановой сертификации уже были определены сроки аккредитации. Если специалист получил сертификат специалиста до 1 января 2016 года, то он мог еще раз пройти сертификацию. Если же в последний раз сертификат получен после указанной даты, то этот специалист в следующий раз должен был проходить аккредитацию.


Плановая сертификация: вступать в НМО или нет?

Что делали те, кто уже не мог получить сертификат (в рамках 5 летнего цикла)? Некоторые из них еще не зарегистрировались на сайте НМО . Сомневались, нужно ли вообще вступать в НМО?

Поводом к сомнениям послужили обсуждения о необходимости поправок в Приказ 66Н. Как уже заявлялось, Минздрав был намерен внести поправки в данный нормативный акт. Предполагалось, что медицинские и фармацевтические работники могли бы выбирать: проходить ежегодно курсы повышения квалификации и набирать баллы (ЗЕТы) или прослушать единовременно курс объемом не менее 150 ак. часов.

Напомним, что согласно системе аккредитации специалист должен зарегистрироваться на сайте НМО и прослушать 36-часовой или два 18-часовых курса + 14 часов очных мероприятий. За год специалист должен набрать 50 зачетных единиц (ЗЕТ): из которых очные мероприятия должны составлять не более 14 ак. часов (или 14 ЗЕТ).

В любом случае одним из важных этапов аккредитации является оценка портфолио. Наличие в портфолио не только грамот, благодарностей, публикаций в научных изданиях, но сертификатов, свидетельств, удостоверений позволят успешно пройти аккредитацию.

Когда отменили сертификацию для тех, кто хотел пройти курсы переподготовки?

Приказ №1043 от 22 декабря 2017 года определил, что сертификаты можно получать до 31 декабря 2018 года. То есть данной категории специалистов продлили возможность получения сертификата еще на 1 год. Все, кто завершил обучение на курсах профессиональной переподготовки после 1 января 2019 года, сдавали многоэтапный экзамен.

На момент публикации данного материала процедура аккредитации состояла из 3 этапов:

    1 этап: Тестирование знаний

    2 этап: Оценка практических умений и навыков

    3 этап: Решение ситуационных задач

Плановую сертификацию уже нельзя, а внеплановую – еще можно

Тем не менее сертификат мог быть выдан даже тем, кому уже нельзя получить его в рамках пятилетнего цикла (после курсов повышения квалификации). Для этого достаточно было пройти переподготовку и получить сертификат.

В Современной научно-технологической академии (СНТА) медицинские специалисты: врачи и средний медицинский персонал, - могли пройти сертификационные циклы и курсы профессиональной переподготовки.

Обучение очно-заочное с применением дистанционных технологий. Согласно Приказу №66н, обучение проходиит по индивидуальным учебным планам. Обучение доступно для жителей отдаленных регионов России. После прохождения тестирования, на адрес слушателей высылается диплом о переподготовке + сертификат специалиста государственного образца, а в случае освоения курса повышения квалификации (сертификационный курс) высылается удостоверение о повышении квалификации + сертификат специалиста государственного образца.

Для врачей, среднего медицинского персонала, а также фармацевтических работников.

Согласно действующим нормативным актам, с 1 января 2020 года проходить аккредитацию должны будут все медицинские работники, получившие диплом о высшем образовании в сфере здравоохранения и медицинских наук. Кроме того, с 2020 года специалисты, закончившие курсы профессиональной переподготовки, должны также будут пройти экзамены в рамках аккредитации и получить свидетельство.

Таким образом, представленный ранее способ пройти сертификацию более не является актуальным.

Если у вас остались вопросы, позвоните нам или же оставьте свой номер для обратного звонка. Наши специалисты свяжутся с вами и дадут подробную консультацию по всем вопросам, касающимся аккредитации.

В недоработанном виде и в неумелых руках аккредитация – предприятие сомнительное, неожиданное и даже опасное.

Нужна ли она нам?

Да, если рассматривать её как универсальную, справедливую и адекватную оценку профессиональной пригодности доктора. Нет, если она окажется несостоятельной в течение 3-х лет.

Какие у неё есть плюсы? На мой взгляд, их два.

  • Единый подход к оценке знаний и умений.

Универсальность аккредитации заключается в том, что проходить её обязан каждый выпускник. Причём разницы нет, планирует ли он продолжать своё образование в ординатуре либо уходит в первичное звено. И в том, и в другом случае избежать этого никак нельзя: для первички это зелёный свет на пути к самостоятельной работе, для ординатуры и вовсе главный экзамен (представляете, для этого нужно всего лишь выучить ответы на тест и вуаля – добро пожаловать на любую кафедру любого лицензированного учреждения! Кошмар!). При этом все сдают по сути одно и то же в одинаковых условиях. В результате вроде бы получается, что оценка объективизируется.

  • Возможность вчерашнему выпускнику оперативно стать практикующим врачом и трудоустроиться сразу по прохождении процедуры.

В 2017 году, по словам министра здравоохранения РФ Вероники Скворцовой, 15.4% выпускников медвузов, пройдя процедуру первичной аккредитации, пришли работать в первичное звено. В целом неплохая статистика для проекта, только начавшего свой путь – особенно с учётом того, что дефицит кадров и спрос на специалистов имеются повсеместно. Кроме того, как заявляют , к примеру, в Москве заработная плата держится на уровне 70-100 тысяч рублей, что, если правда, и вовсе отлично. Таким образом, принцип «закончил вуз – пришёл работать» показал свою востребованность, люди включились (хотя о нагрузке сейчас умолчим – равно как и том, сколько из этих 15.4% не прочь сменить нынешний род деятельности).

Но, конечно, где есть плюсы, там есть и минусы. И они, увы, куда более весомые.

Отсутствие опыта самостоятельной работы вкупе с отсутствием наставника на первых порах медицинской деятельности для врача оборачиваются стрессовой и дезорганизующей ситуацией, а для пациента – риском столкнуться с врачебной ошибкой. Никто из только что пришедших в поликлинику зачастую не знает, как работать в ЕМИАС, как за положенный норматив времени понять, что происходит хотя бы в собственной голове (и тем более с пациентом). Врачей рядом мало и все они заняты, а ты, раз аккредитацию прошёл – значит, к работе годен. Вот и работай. Не знаешь как? Хорошо, если старшие товарищи придут на помощь, но это – далеко не факт. В результате, не имея уверенности и ресурса времени, молодой врач пропускает на первый взгляд незначительные жалобы и симптомы. Особенно это касается сложных и многокомпонентных заболеваний – аутоиммунных, онкологических, психических, а также состояний, требующих неотложного хирургического вмешательства. Например, когда есть картина почечной колики, а оно – воспалившийся аппендикс, расположенный атипично, или имеет место манифестация бактериального менингита, имеющего общие черты с гипертоническим кризом.

Вообще отказ старшего врача в помощи младшему, на мой взгляд – это безответственность и в корне неверно. Врачевание относится к одной из исключительных областей, где знания должны передаваться от учителя к ученику, где очень важен опыт. Есть ошибки, о которых стоит знать заранее, и избегать их. Помогите, научите! Никто не гарантирует тебе, старому и умудрённому, что, случись с тобой болезнь, ты попадёшь в надёжные руки профессора (ну, который действительно профессор, а не как сейчас, когда регалий список на А4, а по факту общие фразы и гомеопатия).

Аккредитация призвана установить степень соответствия аккредитуемого требованиям к квалификации медицинского/фармацевтического работника. Но каким образом это определить, если для двух из трёх этапов процедуры достаточно выучить прилагаемый к банку вопросов банк ответов? Кроме того, имеющиеся официальные ответы для ситуационных задач третьего этапа довольно спорные. Диагностический поиск в них ведётся зачастую либо по пути откровенной очевидности (что само по себе вариант неплохой, но не слишком верно трактуемый на практике), либо методами исключения и утрированной гипердиагностики. Возможно, ситуация была бы менее плачевной, не будь тестирование первого этапа прямым этапом для ординатуры, являющейся, на минуточку, специалитетом, но об этом в другой раз.

Единственное, пожалуй, рациональное зерно новой системы – этап сдачи практических навыков, поскольку в имитируемых ситуациях в подавляющем числе случаев действительно следует придерживаться чётких алгоритмов. Однако и тут есть недочёты. Например, для специальности «Лечебное дело» предусмотрены алгоритмы по обследованию только сердечно-сосудистой и дыхательной систем, проведению сердечно-лёгочной реанимации, оказанию неотложной помощи и выполнению внутривенной инъекции. Понятно, что при подборе исходили из наиболее нужных умений и процента распространённости заболеваний. Но разве можно вычеркнуть всё остальное, что предписывает знать врачу пропедевтика внутренних болезней? Словом, любой здравомыслящий медик сегодняшнюю систему аккредитации если и примет, то не поймёт в силу того, что медицина – не набор стандартов и, шаблонно применив клинический протокол, вылечить пациента невозможно.

Аккредитация считается объективным методом оценки знаний и умений, что, согласно описанным выше фактам, конечно, совсем не так. Что, впрочем, и понятно: любое нововведение вначале несовершенно и нуждается в доработках. Говоря медицинским языком, судить об эффективности и безопасности пока рано. Оправдает ли себя первичная аккредитация – вопрос времени. Главное – не упустить его зря.