Медицинская сестра строго выполняет назначения врача. Ей необходимо также решать психологические, социальные и духовные потребности пациента. Для этого медицинской сестре, как специалисту, нужны не интуитивные, а дополнительные знания в области методологии сестринского дела, современной философии, психологии человека. Медицинская сестра должна владеть педагогическими знаниямии владеть исследовательскими навыками. Эти знания обеспечат повышение профессионального роста медсестер, повысят качество медицинской помощи, обеспечат систематический подход к сестринскому уходу, восстановят утраченные профессиональные ценности медицинских сестер.

Но для внедрения сестринского процесса потребуются конкретные изменения не только профессионального, но и организационного характера. Чтобы такие перемены произошли, очень важно признание необходимости этих изменений в законодательном порядке. Сегодня осуществление сестринского процесса является одной из целей развития сестринского дела в России.

Сестринский процесс - это метод научно обоснованных и осуществляемых на практике действий медицинской сестры по оказанию помощи пациентам.

Цель этого метода - обеспечение приемлемого качества жизни в болезни путем обеспечения максимально доступного для пациента физического, психосоциального и духовного комфорта с учетом егокультуры и духовных ценностей. В настоящее время сестринский состоит из пяти этапов :

1 этап - сестринское обследование

2 этап - Сестринская проблема пациента

3 этап – Планирование сестринского ухода за пациентом

4 этап - Реализация плана сестринского ухода за пациентом

5 этап – Оценка результативности сестринских вмешательств

Первый этап сестринского процесса - сестринское обследование.

На этом этапе медицинская сестра производит сбор данных о состоянии здоровья пациента и заполняет сестринскую карту стационарного пациента. В процессе общения с пациентом для медсестры очень важно установить теплые, доверительные отношения, необходимые для сотрудничества в борьбе с заболеванием.



Второй этап сестринского процесса – сестринская проблема пациента.

Понятие сестринской проблемы пациента впервые было официально признано и законодательно закреплено в 1973 г в США . Перечень сестринских проблем, утвержденных Американской Ассоциацией медсестер, насчитывает в настоящее время 114 основных наименований, в числе которых гипертермия, боль, стресс, социальная самоизоляция, недостаточная самогигиена, беспокойство, пониженная физическая активность и другое .

Сестринская проблема пациента - это состояние здоровья пациента, установленное в результате проведенного сестринского обследования и требующее вмешательств со стороны сестры. Это симптомный или синдромный диагноз, во многих случаях основанный на жалобах пациента. Основными методами этого этапа являются наблюдение и беседа. Сестринская проблема определяет объем и характер ухода за пациентом и его окружением. Медсестра рассматривает не заболевание, а реакцию пациента на заболевание.

Классифицировать сестринские проблемы можно как физиологические, психологические и духовные, социальные. Помимо этой классификации, все сестринские проблемы делятся на существующие/настоящие - проблемы, которые беспокоят пациента в настоящий момент (например, боль, одышка, отеки).

Поскольку у пациента всегда бывает несколько настоящих проблем, медицинская сестра должна определить систему приоритетов, классифицировав их как первичные, вторичные и промежуточные. Приоритеты - это последовательность первоочередных самых важных проблем пациента, выделяемых для установления очередности сестринских вмешательств, их не должно быть много - не более 2-3-х.

К первичным приоритетам относят такие проблемы пациента, которые в условиях отсутствия лечения могут оказать пагубное влияние на больного. Промежуточные приоритеты – неэкстремальные и неопасные для жизни потребности больного.

Вторичные приоритеты – это потребности пациента, которые не имеют прямого отношения к болезни или прогнозу (например, у больного с травмой позвоночника первичная проблема – боль, промежуточная – ограничение подвижности, вторичная – чувство беспокойства).

Критерии выбора приоритетов:

1. все неотложные состояния, например, острая боль в сердце, риск развития легочного кровотечения;

2.наиболее тягостные проблемы для пациента в настоящий момент, то, что больше всего беспокоит, является для него самым мучительным и главным сейчас. Например, пациент с заболеванием сердца, страдающий приступами загрудинных болей, головными болями, отеками, одышкой, может указать именно на одышку как на свое главное страдание. В этом случае "одышка" будет являться приоритетной сестринской проблемой.

Потенциальные - это проблемы, которые пока не существуют, но могут появиться с течением времени (например, риск развития осложнений – переход в хроническую форму, сепсис, хроническую почечную недостаточность);проблемы, решение которых приводит к разрешению ряда других проблем. Например, снижение страха перед предстоящей операцией улучшает сон, аппетит и настроение пациента.

Следующей задачей второго этапа сестринского процесса является формулировка проблем пациента – определение реакции пациента на болезнь и свое состояние. Сестринские проблемы пациента могут меняться каждый день и даже в течение дня по мере того, как изменяются реакции организма на болезнь.

Установив оба вида проблем, сестра определяет факторы, способствующие или вызывающие развитие этих проблем, выявляет также сильные стороны пациента, которые он может противопоставить проблемам.

Третий этап сестринского процесса - планирование ухода.

После обследования, установления диагноза и определения первичных проблем пациента сестра формулирует цели ухода, ожидаемые результаты и сроки, а также методы, способы, приёмы, т.е. сестринские действия, которые необходимы для достижения поставленных целей. Необходимо путём правильного ухода устранить все осложняющие болезнь условия, чтобы она приняла своё естественное течение.

Во время планирования для каждой приоритетной проблемы формулируются цели и план ухода. Различают два вида целей: краткосрочные и долгосрочные. Краткосрочные цели должны быть выполнены за короткое время (обычно за 1-2 недели). Долгосрочные цели достигаются за более длительный период времени, направлены на предотвращение рецидивов заболеваний, осложнений, их профилактику, реабилитацию и социальную адаптацию, приобретение медицинских знаний.

Каждая цель включает 3 компонента:

1. действие;

2. критерии: дата, время, расстояние;

3. условие: с помощью кого/чего-либо.

После формулировки целей медсестра составляет собственно план ухода за пациентом, представляющий собой подробное перечисление специальных действий медсестры, необходимых для достижения целей ухода.

Требования к постановке целей:

1. цели должны быть достигаемыми;

2. необходимо устанавливать конкретные сроки достижения каждой цели;

3. цели сестринского ухода должны находиться в пределах сестринских компетенций.

После формулирования целей и составления плана ухода медсестра обязана согласовать действия с пациентом, заручиться его поддержкой, одобрением и согласием. Действуя таким образом, медсестра ориентирует пациента на успех, доказывая достижимость целей и совместно определяя пути их достижения.

Четвертый этап - реализация плана ухода.

Этот этап включает меры, которые принимает медицинская сестра для профилактики заболеваний, обследования, лечения, реабилитации пациентов.

1. независимое – предусматривает действия, осуществляемые медицинской сестрой по собственной инициативе, руководствуясь собственными соображениями, без прямого требования со стороны врача или указаний от др. специалистов (например, измерение температуры тела, артериального давления, частоты пульса и т.д.);

2. зависимое – выполняется на основании письменных назначений врача (например, проведение инъекций, инструментальных и лабораторных исследований и т.д.);

3. взаимозависимое – совместная деятельность медицинской сестры с врачом и др. специалистами (например, подготовка пациента к какому – либо обследованию).

Проводя четвертый этап сестринского процесса, медицинская сестра выполняет необходимые манипуляции для достижения намеченных целей.

Пятый этап сестринского процесса – оценка.

Целью пятого этапа является оценка реакции пациента на сестринский уход, анализ качества оказанной помощи, оценка полученных результатов и подведение итогов.

Источниками и критериями оценки сестринского ухода служат следующие факторы:

1.оценка степени достижения поставленных целей сестринского ухода;

2.оценка ответной реакции пациента на сестринские вмешательства, на медперсонал, лечение, удовлетворенности фактом пребывания в стационаре, пожеланий;

3.оценка эффективности влияния сестринской помощи на состояние пациента; активный поиск и оценка новых проблем пациента.

При необходимости план сестринских мероприятий пересматривается, прерывается или изменяется. Когда намеченные цели не достигаются, то оценка дает возможность увидеть факторы, мешающие их достижению. Если конечный результат сестринского процесса приводит в неудаче, то сестринский процесс повторяется последовательно для нахождения ошибки и изменения плана сестринских вмешательств.

Систематический процесс оценки требует от медсестры навыка мыслить аналитически при сравнении ожидаемых результатов с достигнутыми. Если поставленные цели достигнуты, проблема решена, то медицинская сестра удостоверяет это, сделав соответствующую запись в сестринской истории болезни, расписывается и проставляет дату.

Суть сестринского дела состоит в уходе за человеком и в том, каким образом сестра осуществляет этот уход. В основе этой работы должна лежать не интуиция, а продуманный и сформированный подход, рассчитанный на удовлетворение потребностей и решение проблем пациента. Другими словами, в основе должна лежать модель.

Модель - это образец, по которому что-то должно быть сделано. Модель сестринского дела - это направление на достижение цели.

Значение моделей сестринского дела для развития сестринской специальности очень велико, оно помогает по-другому взглянуть на функции медицинской сестры. Если раньше она только ухаживала за тяжелобольными пациентами, то сейчас сестринский персонал совместно с другими специалистами видит главную задачу в поддержании здоровья, предупреждении заболеваний, обеспечении максимальной независимости человека в соответствии с его индивидуальными возможностями.

Действуя подобным образом, новая концепция заменит давно установившуюся иерархическую и бюрократическую систему организации сестринского дела профессиональной моделью. Высококвалифицированная практикующая сестра должна иметь достаточно знаний и навыков, а также уверенности, чтобы планировать, осуществлять и оценивать результаты ухода, отвечающего потребностям конкретного пациента. При этом делает особый акцент на уникальность вклада сестринского ухода в выздоровлении, восстановлении здоровья.

На развитие действующих сестринских моделей оказали влияние исследования и открытия в области физиологии, социологии, психологии.

В каждой модели по-разному отражено понимание сущности пациента как объекта сестринской деятельности, цели ухода, набора сестринских вмешательств и оценки результатов сестринского ухода (Приложение №4).

Государственное автономное образовательное учреждение

среднего профессионального образования Республики Крым

«Крымский медицинский колледж»

Психологические аспекты

профессиональной деятельности

медицинской сестры

Подготовила: Смутчак И.А.

Преподаватель сестринского

Ухода в терапии

г.Симферополь 2018

Труд медицинской сестры как общественное явление имеет свои специфические особенности.

Прежде всего, он предполагает процесс взаимодействия людей.

«Чтобы стать медиком - надо быть безукоризненным человеком » - говорили наши выдающийся предшественники. Нужно соблюдать такие этические категории, как долг, совесть, справедливость, любовь к человеку, обладать знаниями в области психологии.

Известно, что профессия медицинского работника является творческой. Он не может догматически следовать определенным постулатам и предписаниями, не учитывая характера.

Творческий характер труда обусловлен также индивидуальными особенностями как умение наладить взаимосвязь с пациентами, их родственниками. При этом. медицинская сестра использует свой личный опыт,авторитет, человеческие качества.

Психология общения с больными заключается в умении подойти к больному, найти ключ к его личности,установить контакт с ним.

Практикующие специалисты давно используют данные научных наблюдений для решения вопросов делового общения. Есть наблюдения, которые в совокупности со всеми остальными данными о том или оном человеке могут оказаться полезными для первого делового знакомства.

Психология учит, что человек представляет собой не только организм,но и личность, поэтому учитывать все ее особенности необходимо как при лечении,так и в процессе предупреждения заболеваний как психогенной этиологии,так и соматического характера. И их излечение самым непосредственным образом связаны с особенностями личности,а иногда даже определяются этими особенностями.

Тактика общения с помощью жестов

Наблюдение №1

Если ваш собеседник откровенен с вами, он открывает свои ладони полностью или частично. Если же он обманывает, то скорее всего спрячет ладони или за спиной, или в карманах, или скрестит руки на груди. Ваш собеседник может конечно обманывать с открытыми ладонями,но вы скорее всего заметите неестественность его позы.

Совет : Выработайте у себя привычку при беседе держать ладони открытыми, так как это поможет искренне разговаривать с вашим собеседником. А так же этот жест поможет вашему собеседнику быть с вами честным и открытым.

Наблюдение №2.

Если ладонь выглядит как рука просящего,то человек воспринимает ваше желание как просьбу, доверительное пожелание. Если ладонь находится снизу,такой жест воспринимается как покровительствующий или указание, иногда жестоко. Если при этом используется указательный палец, то такой жест вызывает желание защиты от подавляющей руки.

Совет: Старайтесь высказывать свои указания и пожелания с помощью жеста, когда ладонь находится вверху. Не используйте ” указующий ” жест, т.е. с помощью указательного пальца,так как это всегда приводит к негативной реакции.

Наблюдение №3

Установлено, что существуют три типа рукопожатий.

1.Одно из них является доминирующим: ваш собеседник при таком рукопожатии держит руку ладонью вверх, а вы являетесь доминирующим.

2.При другом рукопожатии ваша ладонь обращена кверху – это покорное рукопожатие.

3. Оптимальный вариант – равноправное рукопожатие, где обе ладони находятся в одинаковых позициях.

Исследователи также заметили,что покорное рукопожатие часто встречается у людей, которые берегут руки – это хирурги, художники, артисты,музыканты. А так же у людей, руки которых отражают болезнь – артрит

Совет: Не пользуйтесь доминирующим рукопожатием, так как можете потерять партнера. Старайтесь изменить положение.если сами попали под доминирующее рукопожатие.Сделайте шаг левой ногой вперед,затем правой, вторгаясь в интимную зону человека и разворачивайте руку в вертикальное положении.

Если вы пришли в гости, первым руку для рукопожатия предлагает хозяин дома. Если он этого не делает - не настаивайте, ограничьтесь кивком головы.

Наблюдение №4

Если пальцы рук сцеплены, то это показывает разочарование и желание его скрыть. Отрицательное отношение выражают все три способа сцепление пальцев. Разница только в силе разочарования.

Совет: Если ваш собеседник таким образом сложил руки, попробуйте

расслабить ” его жест, покажите свои ладони открыто,спокойно измените позу на располагающую.

Наблюдение №5

Кисти рук сложены в фигуру, похожую на шпиль башни. Такое положение рук используют уверенные в себе люди, которые закрепили свои позиции и не боятся промаха. Мужчины чаще используют шпиль вверх, а женщины шпиль вниз.

В целом этот жест рассматривается как положительный,а в определенном контексте может быть и отрицательным.Но везде он обозначает уверенность в себе.

Совет: При толковании этого жеста вспомните предшествующие жесты. Если они положительные шпиль - жест закрепляет, а если отрицательные – обозначает негативное отношение к происходящему.

Наблюдение №6

Если ваш собеседник делает акцент на большом пальце, т.е. отставляет его на одежде или на скрещенных руках, то это тоже говорит об уверенности в себе. Но этот жест необходимо рассматривать в совокупности с другими жестами. Такой жест при скрещенных руках – жест отрицательный, так как оборонительное скрещивание рук плюсуется к чувству превосходства больших пальцев. Это может быть и насмешка и неуважение к собеседнику.

Прикосновение рук

Наблюдение №1

Прикосновение к ушам или к уху чаще всего предполагает, что ваш собеседник устал слушать. Он не хочет больше выслушивать те или иные сведения и у него появилось желание высказаться. Этот жест пришел к нам из детства, замаскированный в прикосновении к мочке уха, в потирании ушной раковины, в сверлении уха пальцем. В детстве дети затыкают уши, чтобы не слышать наставлений и упреков взрослых.

Совет: Дайте возможность вашему собеседнику высказаться или переведите разговор на другую тему.

Наблюдение №2

Прикосновение к шее, почесывание боковой ее части или оттягивание воротничка говорит, что ваш собеседник не согласен с вами. Таким образом он протестует.

Жест «оттягивание воротничка » может быть использован также, если ваш собеседник расстроен или сердиться. Бывает, что человек оттягивает воротничок, когда лжет или боится,что обман будет раскрыт.

Наблюдение №3

Если человек держит пальцы во рту или старается грызть карандаш, если он подносит ко рту разные предметы (ручки, сигареты, фломастеры) , то скорее всего ваш собеседник расстроен и требует одобрения и поддержки. Такой жест тоже пришел из детства, когда ребенок чувствовал себя в безопасности, если держал во рту соску.

Совет: Когда у вашего собеседника появится такой жест, необходимо поддержать его или заверить,что все идет хорошо.

Наблюдение №4

Существуют жесты, которые обозначают скуку. Все они сводятся к одному – подпиранию подбородка рукой. Если голова полностью лежит на руке, то скорее всего человек давно заскучал. Если при этом он другой рукой постукивает по столу пальцами или под столом ногами, то это свидетельствует о нетерпении, о нежелании слушать. Такой человек ничего не воспринимает и не старается понять. Чем быстрее постукивание, тем нетерпеливее становится человек.

Наблюдение №5

Агрессивное отношение человек чаще всего передает с помощью позы

«руки на поясе» .

Такой человек готов действовать,но действие это будет связано с агрессией. Это наступательная позиция,которую используют мужчины и женщины. В данном жесте скрыто бесстрашие, открыты живот и грудная клетка.

Наблюдение №6

Существуют жесты готовности к действиям сидящего человека: корпус подается вперед, а руки лежат на коленях.

На протяжении всей практики важно постоянно совершенствовать свои навыки и повышать уровень знаний и квалификацию. Для этого необходимо посещать курсы медсестер, семинары, конференции. Проработав по этой специальности не менее трех лет, можно получить вторую категорию, после пяти лет стажа - первую, через восемь лет - высшую.

Место работы определяет и круг обязанностей медсестры:

· Патронажные сестры работают в диспансерах (противотуберкулезный, психоневрологический, кожно-венерологический), в детских и женских консультациях. Такие медсестры все лечебные процедуры проводят на дому.

· Детские медсестры . Их можно встретить в детских поликлиниках и больницах, в детских садах, в домах ребенка.

· Медсестры в кабинете физиотерапии . Проводят лечебные процедуры с использованием различных специальных аппаратов: электрофореза, ультразвука, приборов УВЧ и т.д.

· Участковые медсестры . Помогают участковому врачу вести прием больных. Получают из лабораторий результаты анализов, снимки. Следят за тем, чтобы у врача всегда были наготове все необходимые стерильные инструменты для осмотра пациента. Приносят из регистратуры амбулаторные карточки.

· Процедурная медсестра делает уколы (в том числе внутривенные), берёт кровь из вены, ставит капельницы. Всё это очень непростые процедуры - они требуют высокой квалификации и безупречного умения. Особенно если процедурная медсестра работает в больнице, где могут лежать и тяжёлые пациенты.

· Палатная медсестра - раздает лекарства, ставит компрессы, банки, клизмы, делает уколы. Она также измеряет температуру, давление и докладывает лечащему врачу о самочувствии каждого пациента. А если нужно, медсестра оказывает неотложную помощь (например, при обмороке или кровотечении). Здоровье каждого пациента зависит от работы палатной медсестры. Особенно если это тяжёлобольной пациент. В хороших больницах палатные медсестры (с помощью младших медсестёр и сиделок) ухаживают за слабыми пациентами: кормят, умывают, меняют бельё, следят, чтобы не было пролежней.

У палатной медсестры нет права не небрежность или забывчивость. К сожалению, работа палатной медсестры предполагает ночные дежурства. Это плохо сказывается на здоровье.

· Операционная медсестра помогает хирургу и отвечает за постоянную готовность операционной к работе. Это, пожалуй, самая ответственная сестринская должность. И самая любимая у тех, кто хотя бы немного успел поработать на операциях.



Сестра готовит для будущей операции все необходимые инструменты, перевязочные и шовные материалы, обеспечивает их стерильность, проверяет исправность аппаратуры. А во время операции ассистирует врачу, подаёт инструменты и материалы. От слаженности действий врача и медсестры зависит успех операции. Для этой работы нужны не только хорошие знания и навыки, но и скорость реакции и крепкая нервная система. А также крепкое здоровье: как и хирургу, медсестре приходится в протяжение всей операции стоять на ногах. Если после операции пациенту нужны перевязки, их также делает операционная медсестра.

· Для стерилизации инструменты относят в стерилизационное отделение. Работающая там медсестра управляется со специальным оборудованием: паровыми, ультрафиолетовыми камерами, автоклавами и т.п.

· Старшая медсестра руководит работой всех медсестер отделения больницы или поликлиники. Она составляет графики дежурств, следит за санитарным состоянием помещения, отвечает за хозяйственное и медицинское снабжение, за содержание и сохранность медицинского инструментария и аппаратов. Помимо собственно медицинских обязанностей медсёстрам приходится вести учётную документацию, старшая медсестра следит и за этим. Она же руководит и работой младшего медицинского персонала (санитаров, санитарок, сиделок и др.). Чтобы делать это качественно, старшая медсестра должна до мелочей знать специфику работы отделения.

· Младшая медсестра ухаживает за пациентами: меняет бельё, кормит, помогает перемещать лежачих пациентов внутри больницы. Её обязанности схожи с обязанностями сиделки, а медицинское образование ограничивается краткосрочными курсами.

Есть также медсестры по массажу, диетические и т.д. Это далеко не полный перечень вариантов работы медсестры. В каждом - своя специфика. Объединяет их то, что, хотя медсестра и считается ассистентом врача, главная цель работы медсестры - помощь пациентам. Такая работа приносит моральное удовлетворение, особенно если это работа в больнице. Но это и очень тяжёлая работа, даже если ты её очень любишь. Тут нет времени для перекуров и задумчивости посреди рабочего дня.



Самыми трудными считаются отделения, в которых проводятся операции и куда поступают экстренные больные. Это хирургия, травматология, отоларингология. К особенностям профессии медсестры относится то, что многие люди этой специальности не только делают уколы и измеряют давление, но и морально поддерживают больного в трудную минуту. Ведь даже самый сильный человек, болея, становится беззащитным и уязвимым. А доброе слово может творить чудеса.

Медсестра должна знать способы дезинфекции, правила выполнения прививок, инъекций. Она обязана разбираться в лекарственных препаратах и их назначениях и уметь выполнять различные медицинские процедуры. Для освоения профессии медсестры необходимы хорошие знания в области медицины и психологии, а также по таким предметам, как биология, ботаника, анатомия, химия. И это понятно, ведь медицинские сестры, обладая новейшими знаниями могут более качественно и эффективно выполнять свою работу, что не только отразится на благополучии пациентов, но и на удовлетворенности медицинских сестер своей работой.

Качество сестринской помощи

Качество сестринской помощи - совокупность характеристик, подтверждающих соответствие оказанной медицинской помощи имеющимся потребностям пациента (населения), его ожиданиям, современному уровню медицинской науки и технологий. Современный опыт сестринской медицинской помощи населению показывает, что сестринская помощь является неотъемлемой частью лечебного процесса.

Соответствие ожиданий восприятию потребителя услуг опреде­ляет уровень удовлетворенности пациентов, родственников, обще­ства сестринскими услугами.

Основными критериями качества сестринской помощи являются:

Доступность - возможность получить необходимую медицинскую помощь и уход независимо от экономических, социальных и иных барьеров;

Непрерывность и преемственность - получение пациентом необходимой медицинской помощи без задержки и перерывов;

Безопасность - сведение до минимума риска возможных осложнений, побочных эффектов лечения;

Результативность - эффективность сестринских вмешательств, улучшающих здоровье пациента.

По словам автора ряда научных работ и монографий, посвященных медицине, Ю.К. Субботина, «медицинская этика - это наука, изучающая моральную сторону деятельности медработников, их моральные отношения и моральное сознание, связанные с исполнением профессиональных обязанностей» .

Этика имеет огромное значение в системе взаимоотношений «медработник - пациент». Аналогом широко известной врачебной клятвы Гиппократа для медицинских сестер стала в XIX в. клятва Флоренс Найтингейл.

Этический кодекс медицинской сестры России имеет особенное значение в истории отечественной медицины и, в частности, сестринского дела в ХХ в. С одной стороны, подавляющее большинство медицинских работников всегда оставались верны долгу и клятве, а с другой - не следует забывать о том, что еще в 1920-е гг. официальные руководители здравоохранения Советского Союза расценивали профессиональную медицинскую этику как «буржуазный пережиток». Более того, эти деятели были твердо убеждены в том, что такое понятие, как «врачебная тайна», для советской медицины неприемлемо и вскоре отомрет. Предвзятое отношение во время не всегда оправданных реформ было и к самому понятию «медицинская сестра», на смену которому должны были прийти термины «помврача», «замврача», «медтехник» и т. п.

Таким образом, создание Этического кодекса медицинской сестры России явилось своеобразным покаянием и надеждой на возвращение морально-этического здоровья нашим медицинским работникам. При составлении этого Кодекса были учтены новые идеи, появившиеся в предшествующие несколько десятилетий и оказавшие влияние на профессиональную этику медсестры. В первую очередь данный Кодекс отразил современные понятия о правах пациента, которые, в свою очередь, определяют обязанности медицинского работника.

Этический кодекс медицинской сестры России составлен на основе таких документов, как Устав ВОЗ (1946 г.), Этический кодекс медицинских сестер Международного совета медицинских сестер (1973 г.), Кодекс профессиональной этики психиатра, принятый Российским обществом психиатров в 1993 г., и др. Согласно этим документами медсестры выступают не просто послушными исполнителями инструкций врача, а представителями самостоятельной профессии, обладающими навыками комплексного ухода за больными и располагающие должным объемом знаний в области психологии и психотерапии. По словам основоположницы сестринского дела Ф. Найтингейл, «сестра должна иметь тройную квалификацию: сердечную - для понимания больных, научную - для понимания болезней, техническую - для ухода за больными».

Практически любой из нас хотя бы 1 раз в жизни обращался за помощью в какое-либо лечебное учреждение, поэтому ни для кого не секрет, что впечатление о больнице или поликлинике зависит не только от качества предоставленных медицинских услуг, но и от того, как вас встретил персонал. Самый первый контакт пациента, в частности с медсестрой, имеет исключительное значение, поскольку определяет дальнейшие взаимоотношения сторон, наличие или отсутствие доверия, возникновение неприязни и т.д.

Деонтология (в переводе с греческого языка - «должное») - наука о проблемах нравственности и морали. В ее рамках рассматриваются такие вопросы, как ответственность за жизнь и здоровье больных, соблюдение врачебной тайны, взаимоотношения в медицинском сообществе и др.

И внешний вид (аккуратность, прическа, выражение лица), и внутренний настрой медицинской сестры должны вызывать у пациента чувство расположения, приязни, доверия. Медсестре ни в коем случае не следует обращаться к пациенту обезличенно «больной», поскольку это свидетельствует о ее полном безразличии. Для установления доверительных отношений между медсестрой и пациентом, необходимо дать ему почувствовать, что вас заботит его судьба, и вы искренне хотите ему помочь. Только в такой ситуации может возникнуть та степень доверия, при которой медсестра может узнать все нужные сведения о пациенте, особенностях его характера, его мнение о собственном заболевании, больничных условиях, планах на будущее. Ведь именно эта информация, полученная в ходе прямого контакта, даст медсестре возможность постановки объективного сестринского диагноза. Однако медсестре необходимо помнить, что недопустимо переходить тонкую грань между доверительными отношениями и панибратством, следует всегда оставлять за собой ведущую роль. Медицинская сестра обязательно должна проявлять сочувствие к пациенту, способствовать установлению между ними симпатии, но при этом не следует идентифицировать себя с больным. Обязательным условием для установления доверительных отношений является уверенность пациента в конфиденциальности бесед с медсестрой.

Обладая информацией об особенностях личности и характера пациента, его переживаниях, медсестра может тактично разъяснить больному не только его права, но и некоторые обязанности, подготовить его к предстоящим обследованиям и терапевтическим процедурам, рассказав о них в доступной форме. Нежелание больного проходить некоторые виды обследования или медицинских процедур не должно вызывать негативного отношения к нему со стороны медицинской сестры. Медсестры обязаны быть честными и правдивыми в общении с больным, но любые разговоры, касающиеся диагноза или особенностей его заболевания, не должны выходить за пределы, обозначенные врачом. Это же правило нужно соблюдать и во время бесед с родственниками пациента.

Взгляды врача и медсестры в отношении некоторых аспектов ухода за пациентом могут иногда несколько расходиться. Конечно, принципиальных разногласий возникать не должно, но тем не менее нужно предельно тактично обсудить возникшую проблему с врачом, поскольку достижение полного согласия существенно облегчает работу. Оговаривать подобные спорные ситуации с третьими лицами или сразу непосредственно с начальством не следует, поскольку это может спровоцировать развитие нездоровой обстановки внутри трудового коллектива. Несомненно, медицинская сестра имеет полное право отстаивать свою точку зрения, но при этом она должна быть готова признать и исправить собственные ошибки. Высокая требовательность к себе является одним из важнейших качеств любого профессионала, и медсестра не исключение.

Гуманизм профессии медицинского работника создает базис для защиты личного достоинства медсестры, обеспечения ее неприкосновенности, права на помощь вовремя исполнении профессиональных обязанностей.

В системе взаимоотношений «медсестра - пациент» большое значение имеет индивидуальный стиль работы медицинской сестры. Основными качествами, которыми должна обладать хорошая медсестра, являются знание, умение, нежность, ласковость, сострадание, милосердие, безграничное терпение, ответственность и вежливость. К сожалению, в настоящее время не уделяется должного внимания определению и поощрению этих важных качеств. Огромные нагрузки на медсестру в ходе выполнения ею своих профессиональных обязанностей не всегда позволяют проявить нужные качества в должной степени. В идеале организация работы в лечебном учреждении должна быть такой, чтобы знания, навыки, компетентность и профессиональный рост ожидались и соответственно вознаграждались. Любой человек, решивший посвятить свою жизнь медицине, должен понимать, что нет и не может быть таких обстоятельств, которые оправдывали бы любой неэтичный поступок.

Этической основой профессиональной деятельности медицинской сестры является гуманность и милосердие. Важнейшими задачами профессиональной деятельности медицинской сестры выступают комплексный всесторонний уход за пациентами и облегчение их страданий; восстановление здоровья и реабилитация; содействие укреплению здоровья и предупреждение заболеваний.

Этический кодекс дает четкие нравственные ориентиры профессиональной деятельности медицинской сестры, призван способствовать правовому обеспечению сестринской деятельности, повышению престижа и авторитета сестринской профессии в обществе, развитию сестринского дела в России .

Чтобы стать медсестрой, следует получить среднее медицинское образование, окончив училище или колледж. На протяжении всей практики важно постоянно совершенствовать свои навыки и повышать уровень знаний и квалификацию. Для этого необходимо посещать курсы медсестер, семинары, конференции. Проработав по этой специальности не менее трех лет, можно получить вторую категорию, после пяти лет стажа - первую, через семь лет - высшую.

Место работы определяет и круг обязанностей медсестры.

  • · Патронажные сестры работают в диспансерах (противотуберкулезный, психоневрологический, кожно-венерологический), в детских и женских консультациях. Такие медсестры все лечебные процедуры проводят на дому.
  • · Детские медсестры. Их можно встретить в детских поликлиниках и больницах, в детских садах, в домах ребенка.
  • · Медсестры в кабинете физиотерапии. Проводят лечебные процедуры с использованием различных специальных аппаратов: электрофореза, ультразвука, приборов УВЧ и т.д.
  • · Участковые медсестры. Помогают участковому врачу вести прием больных. Получают из лабораторий результаты анализов, снимки. Следят за тем, чтобы у врача всегда были наготове все необходимые стерильные инструменты для осмотра пациента. Приносят из регистратуры амбулаторные карточки.
  • · Процедурная медсестра делает уколы (в том числе внутривенные), берёт кровь из вены, ставит капельницы. Всё это очень непростые процедуры - они требуют высокой квалификации и безупречного умения. Особенно если процедурная медсестра работает в больнице, где могут лежать и тяжёлые пациенты.
  • · Палатная медсестра - раздает лекарства, ставит компрессы, банки, клизмы, делает уколы. Она также измеряет температуру, давление и докладывает лечащему врачу о самочувствии каждого больного. А если нужно, медсестра оказывает неотложную помощь (например, при обмороке или кровотечении). Здоровье каждого пациента зависит от работы палатной медсестры. Особенно если это тяжёлый больной. В хороших больницах палатные медсестры (с помощью младших медсестёр и сиделок) ухаживают за слабыми больными: кормят, умывают, меняют бельё, следят, чтобы не было пролежней.

У палатной медсестры нет права не небрежность или забывчивость. К сожалению, работа палатной медсестры предполагает ночные дежурства. Это плохо сказывается на здоровье.

· Операционная медсестра помогает хирургу и отвечает за постоянную готовность операционной к работе. Это, пожалуй, самая ответственная сестринская должность. И самая любимая у тех, кто хотя бы немного успел поработать на операциях.

Сестра готовит для будущей операции все необходимые инструменты, перевязочные и шовные материалы, обеспечивает их стерильность, проверяет исправность аппаратуры. А во время операции ассистирует врачу, подаёт инструменты и материалы. От слаженности действий врача и медсестры зависит успех операции. Для этой работы нужны не только хорошие знания и навыки, но и скорость реакции и крепкая нервная система. А также крепкое здоровье: как и хирургу, медсестре приходится в протяжение всей операции стоять на ногах. Если после операции больному нужны перевязки, их также делает операционная медсестра.

  • · Медицинская сестра отделения ЦСО должен иметь хорошую теоретическую подготовку и практический навык использования современных средств и методов стерилизации изделий медицинского назначения, для чего проходит регулярную учебу и повышение квалификации в специальных учебных центрах .
  • · Старшая медсестра руководит работой медсестер отделения. Она составляет графики дежурств, следит за санитарным состоянием помещения, отвечает за хозяйственное и медицинское снабжение, за содержание и сохранность медицинского инструментария и аппаратов. Помимо собственно медицинских обязанностей медсестре приходится вести учётную документацию, старшая медсестра следит и за этим. Она же руководит и работой младшего медицинского персонала (санитаров, санитарок, сиделок и др.). Чтобы делать это качественно, старшая медсестра должна до мелочей знать специфику работы отделения.
  • · Младшая медсестра ухаживает за больными: меняет бельё, кормит, помогает перемещать лежачих больных внутри больницы. Её обязанности схожи с обязанностями сиделки, а медицинское образование ограничивается краткосрочными курсами.

Это далеко не полный перечень вариантов работы медсестры. В каждом - своя специфика. Объединяет их то, что, хотя медсестра и считается ассистентом врача, главная цель работы медсестры - помощь больным людям. Такая работа приносит моральное удовлетворение. Тут нет времени для перекуров и задумчивости посреди рабочего дня. Самыми трудными считаются хирургические отделения, в которых проводятся операции и куда поступают экстренные больные. К особенностям профессии медсестры относится то, что многие люди этой специальности не только делают инъекции и проводят измерение артериального давления, но и морально поддерживают пациента в трудную минуту. Ведь даже самый сильный человек, болея, становится беззащитным и уязвимым. А доброе слово может творить чудеса.

Медсестра должна знать способы дезинфекции, правила выполнения прививок, инъекций. Она обязана разбираться в лекарственных препаратах и их назначениях и уметь выполнять различные медицинские процедуры. Для освоения профессии медсестры необходимы хорошие знания в области медицины и психологии, а также по таким предметам, как биология, ботаника, анатомия, химия и т. д. И это понятно, ведь медицинские сестры, обладают профессиональными знаниями могут более качественно и эффективно выполнять свою работу, что не только отразится на благополучии пациентов, но и на удовлетворенности медицинских сестер своей работой.