Начало перестройки в СССР оказало непосредственное влияние на Чехословакию. Возможности, открытые либерализацией в СССР, были использованы сторонниками реформ в Чехословакии. Прологом «бархатной революции» стала разрешённая властями студенческая демонстрация 17 ноября 1989 года, закончившаяся разгоном и массовыми арестами участников. Реакция на них последовала почти мгновенно — по стране прокатилась волна демонстраций протеста, в организации которых важную роль сыграл созданный в Чехии 19 ноября «Гражданский форум», одним из лидеров которого был Вацлав Гавел.

На территории Словакии также была создана аналогичная общественная организации — «Общественность против насилия». Кульминацией деятельности оппозиции стал многотысячный митинг протеста в Праге. Результатом этих событий стала мирная капитуляция коммунистического правительства и формирование нового коалиционного правительства. Данные события вошли в историю как «бархатная революция». Президент Гусак подал в отставку. 29 декабря 1989 года Федеральное собрание избрало своим председателем А. Дубчека, а президентом Чехословакии — В. Гавела.

20 апреля 1990 года государство было переименовано в Чешскую и Словацкую Федеративную Республику (ЧСФР). С территории страны были выведены части Советской Армии. В июне 1990 года в ЧСФР были проведены первые с 1946 года свободные выборы в парламент, на которых кандидаты от «Гражданского форума» и «Общественности против насилия» одержали победу, получив 170 из 300 депутатских мандатов. Гавел и Дубчек были переизбраны на свои посты. В Чехословакии началась глубокая трансформация политической системы.

Переговоры между представителями Чехии и Словакии по поводу разграничения властных полномочий в рамках федерации начались в конце лета и продолжались до осени 1990 года. Их результатом стало подписание конституционного акта о передаче основных полномочий республикам.

В марте 1991 года начался раскол двух крупнейших общественных движений Чехии и Словакии, которые выступали движущей силой «бархатной революции». На основе «Общественности против насилия» образовалось Движение за демократическую Словакию (ДЗДС), которое выступало за продолжение процесса разделения двух республик. Раскололся и «Гражданский форум» в Чехии. Его преемником стала Гражданская демократическая партия (ГДП), выступившая за скорейшее проведение экономических реформ. В июне 1991 года переговоры между представителями Чехии и Словакии возобновились, однако ещё до их завершения чешские и словацкие политики стали склоняться к варианту «развода» двух республик.

В июне 1992 года состоялись всеобщие выборы. ДЗДС во главе с Владимиром Мечиаром получило большинство голосов в Словакии, а ГДП — в Чехии.

Премьер-министр Чехии Вацлав Клаус, представитель победившей в Чехии «Гражданской демократической партии», и премьер-министр Словакии Владимир Мечиар открыли переговоры по поводу будущего Чехословакии. Клаус и Мечиар придерживались различных политических и экономических стратегий реформирования. К концу августа 1992 года правительства Чехии и Словакии приняли решение о прекращении существования ЧСФР. 1 сентября 1992 года Национальный совет Словакии утвердил конституцию независимого государства. 25 ноября федеральный парламент с перевесом в три голоса принял конституционный закон о прекращении существования государства Чехословакия, в котором определялось время мирного «развода» двух государств — 31 декабря 1992 года.

Предыстория [ | ]

В Чехословакии именно этнические (а точнее, конфликт национальных элит, а не населения - согласно опросу ), а не чисто экономические, причины привели к распаду государства. Межэтнические проблемы (в несравненно меньших масштабах, чем в СССР) дестабилизировали экономическую ситуацию в стране и привели её к распаду. Межэтнические трения в республике существовали всегда, поскольку настоящая автономия многочисленным меньшинствам в стране так и не была предоставлена. Поначалу (до 1945), однако, они проходили по линии славяне (чехи , словаки , русины) - неславяне (в первую очередь во вторую группу входили судетские немцы в Чехии и венгры в южной Словакии). Однако после депортации немцев после Второй мировой войны и значительной эмиграции венгров основные противоречия сместились в другую плоскость - между относительно однородной и более развитой Чешской СР (чей ВВП на душу населения на 20 % превосходил подобный показатель в более бедной Словакии) и Словакией. Тогда же чешские политики начали высказывать мнение, что Чехия обременена Словакией, куда уходят, как в прорву, налоговые поступления, а словацкие были раздражены тем, что находятся в унизительном положении в союзном государстве.

Накануне подписания соглашений о разделении республики, в сентябре 1992 года был проведён опрос населения Чехословакии об отношении к разделу страны. В Словакии за разделение страны было 37 %, против 63 %, в Чехии за 36 %, против 64 % .

Хронология событий [ | ]

По мере дестабилизации обстановки в Чехословакии, встал вопрос и о национальном самоопределении составляющих её республик. Поначалу было найдено чисто формальное компромиссное решение - писать официальное название страны как Чехо-Словакия (полностью - Чешская и Словацкая Федеративная Республика , ЧСФР), которое действовало в 1990-1992 годах. В целом, несмотря на явственную смену политико-экономического курса страны, большинство населения, и чехов , и словаков , было не готово к национальному самоопределению, что подтвердили результаты опроса, проведённого в то время . Тем не менее судьба страны оказалась в руках политиков, которые распорядились иначе. Отдельные жители приграничных областей с обеих сторон новой границы негативно относились к разделу страны

Прежде чем перейти к распаду Чехословакии, обратимся к истории образования двух государств. К началу Первой мировой войны у чешских и словацких политиков сложилась достаточно ясная концепция будущего государства чехов и словаков. Эта идея была предложена русскому царю в начале войны и он одобрил создание Чехословацких легионов. С чешской стороны главными представителями были Томаш Масарик и Эдуард Бенеш, а со словацкой - Милан Штефаник. В 1915 году Масарик официально представил план создания Чехословакии в Женеве. В октябре этого же года эмигрантские организации чехов и словаков в Кливленде подписали совместную декларацию. Окончательное соглашение было подписано 31 мая 1918 года в Питтсбурге. Первое временное правительство заседало в Париже. Чешским национальным советом 28 октября 1918 года была провозглашена независимая Чехословакия, а 30 октября Словацкий национальный совет в г.Турчански-Свети-Мартин (совр. Мартин) заявил об отделении Словакии от Венгрии и создании чехословацкого государства (так называемая Мартинская декларация). 14 ноября 1918 года президентом Чешской Словацкой Республики стал Томаш Масарик. Совместное государство было воссоздано на основе объединения двух народов после десяти веков разделения, но вопрос о четких взаимоотношениях между ними оставался открытым. В конституционных дебатах победу одержала централистская тенденция, получившая поддержку большинства чехов. Чехословакия была провозглашена единой и неделимой республикой. Идея единой нации, использующей общий язык, нашла поддержку и в Праге, и у части словацкого населения. И все же централистский характер новой республики не устраивал многих граждан Словакии, в первую очередь сторонников Народной партии Глинки, а также Йозефа Тисо, выступавших с требованием полной автономии для этой части страны и получивших 32% голосов словаков на выборах 1925 года. Часть голосов в Словакии получили также более умеренные партии, выступавшие против автономии. Ведущую роль в более экстремистских движениях играли католики. В результате словацкий вопрос превратился в центральную проблему нового государства, а антагонизм и напряженность в отношениях между чехами и словаками часто заслоняли подлинные достижения в развитии Словакии.Некоторые из ее наиболее умеренных лидеров занимали высокие посты в чехословацком правительстве. В 1935 году президент Масарик уходит в отставку и его сменяет Эдвард Бенеш. 28 сентября 1938 года в Мюнхене было подписано Мюнхенское соглашение 1938 года, по которому Судетская область была передана Германии, а Тешинский край Польше. В 1938 после Мюнхенского соглашения многие словаки из числа экстремистского крыла автономистов выступили с требованиями полного отделения от чехословацкого государства. Вследствие этого соглашения возобладала линия на расчленение Чехословакии; Венгрия и Польша присоединили к себе части территории Словакии. 6 октября 1938 года словацкие политики в Жилине провозгласили автономию Словакии в рамках Чехословакии. Правительство было вынуждено это одобрить и назначило Йозефа Тисо премьёр-министром автономного правительства. 2 ноября 1938 в результате Венского арбитража Венгрия и Третий рейх отторгли от Словакии южную её часть. 13 марта 1939 года Гитлер на встрече с Тисо предложил ему провозгласить самостоятельность Словакии, в противном случае Словакия бы была разделена между Польшей и Венгрией. 14 марта 1939 года была провозглашена Первая Словацкая республика, а на следующий день немецкие войска оккупировали Чехию, Моравию и чешскую Силезию. Был провозглашён так называемый "Протекторат Чехии и Моравии", которым «Управлял» Эмиль Гаха. 21 сентября 1944 года Красная армия перешла границу Чехословакии у Медзилаборец. 19 января 1945 года была освобождена Братислава - Первая Словацкая республика пала, а 9 мая была освобождена Прага. В 1946 году состоялись первые выборы. В Словакии их выиграла Демократическая партия, в Чехии Коммунистическая партия. В феврале 1948 года разразился политический кризис, демократические министры подали в отставку, президент Бенеш под давлением коммунистических демонстраций создал правительство в котором преобладали коммунисты. 9 мая 1948 года была принята конституция и после смерти Бенеша президентом стал Клемент Готвальд при котором стала социалистическим государством. 1 января 1969 года, после закона о федерализации, Чехия стала федеральной республикой в рамках Чехословакии, которая называлась Чешская социалистическая республика.

Огромные достижения чехословацкого социализма в 1969 - 1989 гг в сопоставлении с текущим спадом продолжавшаяся более 20 лет так называемая нормализация привела к огромному подъему в науке, экономике, политике, идеологии, культуре и общественной жизни.Без малейшего колебания можно смело утверждать, что именно в 1969 - 1989 гг. Чехословацкая Советская Социалистическая Республика добилась наибольших успехов на протяжении всей своей истории. В качестве примера приведу один-единственный факт. В 1989 года внутри валовая продукция (ВВП) в бывшей Чехословакии составляла почти 9000 $ на душу населения, тогда как сегодня менее 3000 $, или, иначе говоря, Чехословакия 16 лет назад завоевала 11-е место во всём мире, среди всех, в том числе и высокоразвитых промышленных стран. Сегодня не стоит даже говорить про это, один смех сквозь слёзы - где-то 80 место. Задолженность ЧССР до ноября 1989 года была самой маленькой среди всех стран социалестического лагеря (кроме Румынии, у которой долгов не было) - 2,5 миллиарда долларов (Венгрия - 10 миллиардов, Польша - 40 миллиардов долларов). Речь шла о всей Чехословакии, нынешняя задолженность только Чешской республики без малого 50 миллиардов долларов. Чешская промышленность, бывшая гордостью страны, окончательно умирает. После переворота только в одной Чехии был потерян один миллион рабочих мест. Грань между уровнем жизни сельского населения и городского стиралась при коммунистах слово в слово. Сельское хозяйство выполняло продовольственный план родины в целом настолько успешно, что даже через 10 лет после переворота французы оценили чехословацкое социалистическое сельское хозяйство в качестве наиболее развитого во всей Европе. Ввиду прихода горбачёвской перестройки в СССР завершился в Чехословакии социалистический путь развития событиями ноября 1989 года, когда правящая номенклатура оказалась неспособной в отсутствие внешней поддержки противостоять растущему давлению прокапиталистических сил и практически без боя уступила им власть. Многие молодые партийные работники в обмен на возможность участия в приватизации части общенародной собственности и сохранение в политико-экономической "элите" страны пошли на постыдную измену собственной совести. Формально это выразилось в их участии в так называемом "переходном коалиционном правительстве" (декабрь 1989 - май 1990 года), запустившем все основные либерально-рыночные реформы. Тем не менее возврат капиталистических порядков не мог не вызвать к жизни и политической активности представителей действительно марксистских сил, которые сохранились и в КПЧ, и вне её. Уже на чрезвычайном съезде в декабре 1989 года, несмотря на огромное давление буржуазной реакции и панические настроения части партийного актива, было отклонено предложение о самороспуске партии. XVIII cъезд КПЧ определил тактику работы партии в новых политических условиях (подготовка к парламентским и местным выборам, "завоевание позиций" в профсоюзах, борьба против "возврата" собственности прежним владельцам и против ликвидации сельскохозяйственных кооперативов, борьба против монополии властей и новых собственников в средствах массовых информации и т. д.) и ближайшие организационные задачи (перевод партийных организаций с предприятий и учреждений на "территории" по месту жительства, создание новых форм первичных организаций по профессиональному и функциональному признаку и по интересам, формирование "союза молодых коммунистов", материальное обеспечение политической деятельности и прочее). В том же 1990 году, исходя из объективных процессов ослабления чехословацкой федерации, из всплеска буржуазного национализма (в первую очередь словацкого), приведшего в 1993 году к разделению страны на Чехию и Словакию, была создана Коммунистическая партия Чехии и Моравии (КПЧМ). Моравия, это восточная треть Чешской респ., название вытекает из одноимённой и вливающейся в реку Дунай реки, куда вошли парторганизации работавшие в чешских землях. Несмотря на постоянное давление буржуазных партий, средств массовых информации (СМИ), государственного аппарата. КПЧМ ныне является первой по численности политической партией Чехии, стабильно получающая на любых выборах, начиная с 1990 года, свои 15, а в последнее время без малого 19 процентов голосов. КПЧМ - единственная парламентская партия, отстаивающая интересы людей труда и выступающая против вовлечения страны в НАТО и в "европейские структуры". В Словакии действует правопреемница КПС (председатель Йозеф Шевц). Её политическое развитие, идеология и практика во многом схожи с КПЧМ, схожи и методы борьбы с левыми, к которым прибегает буржуазия в этих двух странах. Понятно, что в современных условиях административно-политическое давление, и постоянное появление в СМИ представляют собой неотъемлемое слагаемое борьбы правых против чешских и словацких коммунистов. На этом месте следует упомянуть некую "странность" на чешской политической сцене, это создание с последующей государственной регистрацией организации - двойника, являющейся собой "карикатурой на коммунизм", как часто говорят с претензией на остроумие в адрес этого двойника многие, не только правые противники. Речь идёт о КПЧ (название, порядок съездов и организационная структура до сих пор соответствуют компартии до переворота - теперешний генеральный секретарь Мирослав, членская база которой состоит, в основном, из бывших «нормализаторов» - готвальдовцев, исключенных из КПЧ еще в 1989-1990 годах.Демонстрации в ноябре 1989 положили конец коммунистическому правлению. В Чехии возникло движение Гражданский форум (ГФ), а в Словакии - Общественность против насилия (ОПН). Страна получила новое название - Чешская и Словацкая Федеративная Республика. На выборах 1990 ОПН и Христианско-демократическое движение (ХДД) набрали наибольшее число голосов. 29 декабря 1989 года новым президентом Чехословакии стал лидер оппозиции В. Гавел, причем за него проголосовали даже многие коммунисты. А через полгода в стране прошли первые свободные выборы в национальный парламент, победу на которых одержала коалиция Гражданского форума Чехии и «Общественность против насилия» Словакии. Примечательно, однако, что немало голосов получила и партия, заметно обновленная после исключения из не более 20 прежних руководителей. Остальные же партии (Христианско-демократическая уния, Социалистическая партия, Словацкая национальная партия и Движение за самоуправляемую демократию) потерпели поражение и практически не принимали участие, во-первых, социально-экономических и общественно-политических реформах.В конце 1990 федеральный парламент предоставил Словакии право распоряжаться своим бюджетом, не решив при этом вопроса о гарантиях ее суверенитета. В 1991 федеральные, чешские и словацкие правительственные круги провели серию встреч, на которых рассматривались вопросы предоставления автономии Словакии, однако соглашение не было достигнуто. Движение ОПН раскололось, в частности по вопросу о сепаратизме, а на выборах 1992 новая организация патриотических сил - Движение за демократическую Словакию (ДЗДС, основано в 1991) - получила большинство мест в словацком законодательном органе. В июне 1992 лидеры федерального, чешского и словацкого правительств пришли к соглашению о мирном разделении Чехословакии.1 января 1993 возникли два самостоятельных государства: Чешская Республика и Словацкая республика. Очередной этап серьезных политических и экономических реформ наступил в Чехословакии только через два с лишним десятилетия после разгрома Пражской весны. Программу экономических реформ новое правительство представило парламенту уже к сентябрю 1990 г., т. е. почти сразу же после своего формирования. А с января 1991., то есть буквально через четыре месяца началась реализация этой программы. Надо заметить, что в Чехословакии, как в любой другой стране, проходящей через реформы, имела место дискуссия между сторонниками осуществления быстрых преобразований и теми, кто предпочитал градуализм. Самым ярким представителем первого подхода был министр финансов Вацлав Клаус. К моменту начала реформ он достиг пятидесятилетнего возраста. Это был реформатор совершенно иной волны, нежели те, кто стояли во главе государства во время Пражской весны. Если О. Шик впервые посетил страну развитого капитализма в зрелом возрасте, будучи уже одним из руководителей, то Клаус прошел научную стажировку в Италии еще в двадцать пять лет, когда писал свою кандидатскую диссертацию. После защиты стажировка в Соединенных штатах Америки. Несмотря на то, что Клаус имел непосредственное отношение к событиям Пражской весны и даже был в 1970 г. уволен из института экономики за свои реформаторские взгляды, его подходы к реформированию оказались совершенно иными, нежели у Шика. Если Шик прославился, помимо всего прочего, своими поисками третьего пути, несовпадающего ни с капитализмом, ни с социализмом, то Клаус стал во многом известен благодаря своей крылатой фразе: “Третий путь -- это путь в третий мир”. Он стремился к тому, чтобы поставить точку на социализме и сделать из Чехословакии образцовую, эффективно функционирующую капиталистическую страну. Клаус в реформаторской деятельности откровенно ориентировался на жесткость, характерную для тэтчеризма, и старался всячески делать упор на принадлежность своей страны к западному миру, в котором доминирует рынок. Министром финансов Клаус стал еще в конце 1989 г., т. е. сразу же после бархатной революции. Уже в это время он был одним из ведущих деятелей Гражданского форума, объединявшего демократические силы Чехословакии.Главным противником Клауса оказался директор Института прогнозирования экономики Вальтер Комарек, занявший в первом посткоммунистическом правительстве должность вице-премьера. Под руководством Комарека Институт прогнозирования подготовил документ, в котором предлагалась концепция постепенного вхождения в рынок с сохранением государственного регулирования. Комарек резко протестовал против шокотерапии и занимал позиции, характерные для левого центра, для социал-демократии. В этой политической борьбе явную победу В. Клаус. Если двумя десятилетиями раньше Чехословакия была пионером реформ, то теперь в Праге практически полностью ориентировались на те подходы, которые годом раньше применялись в Варшаве. Правда, положение Чехословакии отличалось по многим важным параметрам от положения, в котором находилась Польша, что и определило тактическое различия реформ. В первой половине 1990-х гг. безработица в Чехии держалась на уровне, примерно в три раза более низком, чем в Венгрии, и в четыре раза более низком, чем в Польше. С одной стороны, это было вроде бы неплохо. Однако, с другой стороны, проблема переходной экономики в значительной степени определялась тем, каковы причины столь высокого уровня занятости. Ведь Чехия сумела поддержать занятость, так и не пройдя через структурную трансформацию. В январе 1991 г. в Чехословакии были применены практически все элементы польской стратегии шокотерапии, хотя некоторые из них -- в явно смягченном варианте. Интересно, что правительство не только не пыталось затушевать жесткость своего подхода, но, напротив, активно подчеркивало тот факт, что оно осуществляет именно шокотерапию. Итак осуществляется следующим образом: Во-первых, произошла либерализация цен. Наверное, темпы ее были в Чехословакии наиболее высокими среди всех стран региона. Во-вторых, чехословацкие власти попытались применить жесткую финансовую политику для того, чтобы воспрепятствовать развитию инфляции. Впрочем, как отмечали наблюдатели, реализация заявленной программы шокотерапии в Чехословакии была менее болезненной, нежели в любой другой стране Центральной и Восточной Европы. В-третьих, после значительной девальвации кроны была обеспечена ее внутренняя конвертируемость. Крону зафиксировали и привязали к корзине валют. Использование польского сценария реформ сделало и результаты чехословацких преобразований в значительной степени похожими на польские. Реформаторы ожидали, что ВВП в первый год упадет на 5 %. На практике же сокращение производства было огромным. ВВП упал за год на 15 %. Спад продолжился и на будущий год и составил 6,4 %. В 1993 г. в Чехии он оказался практически преодолен (падение меньше 1%), тогда как в Словакии был еще замечен. Чехословацкие экономисты, естественно, задавались вопросом о том, мог бы этот спад быть менее существенным, если бы реформы шли по градуалистскому сценарию. К. Коуба проводил сравнение венгерских и чехословацких реформ. Он отмечал, что если объем промышленного производства в каждой из этих стран в 1985 г. принять за 100 %, то окажется, что в 1991 г. в Чехословакии промышленность находилась на уровне 78,8 %, а в Венгрии -- на уровне 72,3 %. Иначе говоря, венгры просто растянули свой спад по сравнению с чехами и словаками, которые получили все его “прелести” буквально за один год. Это показывает, что и в России огромный спад был неизбежен.Первые программы реформ состояли из наборов стабилизационных мер, институциональных перемен и структурной политики, в том числе приватизации. Монетарные и фискальные ограничения должны были сбить инфляцию, восстановить финансовое равновесие, обеспечить предпосылки создания стабильной макроэкономической ситуации. Либерализация внешних связей должна была помочь выйти на оптимальный уровень цен и внести на внутренний рынок необходимую дозу конкуренции.Наиболее тревожным и неожиданным для восточноевропейских стран стал «переходный» спад, проявившийся в сокращении производства и занятости до уровней значительно более низких, чем в дореформенный период. Общий спад производства за период 1989-1993 гг. оказался действительно очень крупно масштабным, сравнимым, пожалуй, только с Великой депрессией 1929-1933 гг. Спад достиг особой глубины в Болгарии и Румынии - странах, по общему мнению, хуже подготовленных к немедленным рыночным реформам и меньше продвинувшихся по пути реформ, нежели Чехословакия, Венгрия и Польша. Обращает на себя внимание и тот факт, что во всех рассматриваемых странах падение промышленного производства оказалось заметно глубже (приблизительно более чем наполовину) падения ВВП. В Болгарии и Румынии спад промышленного производства составил к концу 1993 г. 50%. Специалисты тем не менее сейчас склонны представлять происшедший спад как вполне естественный и неизбежный. Одним из основополагающих предположений явилось то, что почти полная занятость в централизованно планируемой экономике обеспечивалась слабой трудовой дисциплиной, идеологической догмой о полной занятости при социализме и низкой зарплатой. Соответственно предсказывались широкомасштабные увольнения в переходный период. В то же время предполагалось, что возросший спрос на труд в сфере услуг и частном бизнесе поглотит значительную часть избыточной рабочей силы в промышленности, так что общий уровень безработицы останется умеренным. На практике в большинстве восточноевропейских стран незанятость существенно превысила 1/10 численности трудоспособного населения и остается на высоком уровне, несмотря на некоторое оживление экономики.Поскольку основной причиной высокой безработицы был «переходный спад», оживление экономики в принципе должно было бы открыть возможности для решения или, по крайней мере, смягчения этой проблемы. К сожалению, взаимосвязь между уровнями производства и занятости не столь проста. Рассчитывать, что намечающееся в середине 90-х гг. экономическое оживление радикально изменит ситуацию на рынке труда, нельзя, поскольку масштабы создания новых рабочих мест будут в целом перекрыты притоком новых безработных из сферы образования (выпускников школ и вузов), перенаселенной деревни и сужающегося госсектора. В результате, восточноевропейским странам, видимо, придется жить с двузначным уровнем безработицы еще несколько лет. Причем доля долгосрочной безработицы (более 12 месяцев) постепенно растет, в Польше и Болгарии она уже близка к 50%. Другой тревожный факт - растущая незанятость молодежи, такая тенденция грозит им надолго остаться безработными.Большую роль в процессе чехословацких экономических реформ играла приватизация. Приватизация может делать упор на продажу имущества, в результате чего оно, как правило, сразу переходит в руки эффективного собственника, способного осуществить реструктуризацию предприятия и обеспечить необходимые инвестиции. Либо приватизация может обеспечивать бесплатную передачу имущества широкому кругу лиц, что создает иллюзию достижения социальной справедливости. В Чехословакии, где не было столь длительного периода рыночного развития экономики, как в Венгрии, и где не было такого сильного частного сектора, как в Польше, реформаторам пришлось в наибольшей степени вести приватизационный процесс по компромиссному пути. Примерно таким же образом обстояло дело и в России. А потому российская модель приватизации оказалась в значительной степени похожа на модель чехословацкую с той только разницей, что сравнительная слабость государства вынудила российских реформаторов в большей степени пойти на уступки директорам, фактически уже контролировавшим свои предприятия, и трудовым коллективам. В России, как и в Чехословакии, в той или иной форме в процесс приватизации были вовлечены практически все граждане страны, а не только предприниматели. В Праге авторы приватизационной стратегии любили прибегать к сравнению своей позиции с шахматной партией. В начале игры шахматист может иметь лишь самые общие представления о том, как он будет действовать в середине партии, и совершенно не иметь конкретных идей относительно своей стратегии в эндшпиле. Важно выиграть партию. Точно так же главная задача реформаторов -- осуществить приватизацию. Важно по возможности сделать это быстро и не допустить наименее эффективного с экономической точки зрения развития событий -- приватизации в пользу трудовых коллективов. Все более частные вопросы -- это сфера конкретных поисков, находок и возможных компромиссов. Главной формой компромисса в Чехословакии стало использование ваучеров. Тем или иным способом контроль за предприятиями через посредство ваучерного механизма сосредоточился в руках инвестиционных фондов, что устранило власть трудовых коллективов, но создало в дальнейшем иные проблемы.На начальном этапе экономических преобразований Чехия отличалась наибольшей политической стабильностью среди всех посткоммунистических стран. В 1992 г. Клаус, опираясь на те особенности риторики и политики, о которых шла речь выше, сумел, находясь во главе своей гражданско-демократической партии (ГДП), выиграть парламентские выборы с большим преимуществом. Эта победа ознаменовала окончание борьбы между двумя крыльями Гражданского форума. Технократы, ведомые Клаусом, смогли сформировать правящую коалицию, в которую вошли также неолибералы из гражданского демократического альянса и представители христианско-демократического союза. Коалиция имела прочные позиции в парламенте и спокойно правила страной на протяжении четырех лет.Клаусу не пришлось сразу же после осуществления радикальных преобразований испытать на себе ту переменчивость народной любви, которую испытали Лешек Бальцерович в Польше и Егор Гайдар в России. Клаусу единственному среди политиков либеральной ориентации удалось провести реформы и сохранить власть, не проиграв на выборах левым силам. В июле 1992 принята Декларация о суверенитете Словакии. В ноябре 1992 парламентом был принят федеративный законно прекращении существования чехословацкой федерации к 1 январю 1993 г. Чехословакия разделилась на две самостоятельные республики -- Чехию и Словакию. Разделение произошло, в отличие от разделения Югославии, абсолютно мирным путем. А в отличие от разделения СССР, оно произошло уже после того, как основные необходимые шаги реформ оказались осуществлены. Тем не менее, чрезвычайно важные для завершения модернизации преобразования должны были идти и после 1993 г. С этого момента реформы в Чехии и Словакии осуществлялись независимо друг от друга.Таким образом, «бархатная» революция и распад СССР косвенно или прямо привел к распаду единого государства. Мирный раскол Чехословакии означает конец идей чехословизма, существовавший не один десяток лет. Она предполагала с одной стороны, единство чехов и словаков, а с другой - их уникальность как единственной в Центральной и Восточной Европе группы славян, приверженным принципам демократии.

Чехословакия была образована на территории Австро-Венгрии. Славянские народы годами страдали от притеснений со стороны австро-венгерской короны, что было причиной частых волнений и выступлений. После начала в 1914 году Первой Мировой войны участники славянских национально-освободительных движений особенно активизировались и стали налаживать связи со странами Антанты. Одним из таких борцов был и чех Томаш Масарик, создавший проект объединённого независимого государства чехов и словаков. Проект был поддержан не только этими народами, но и странами Антанты. Масарику и его соратникам также удалось создать вооружённые формирования — Чехословацкие легионы, которые получали снаряжение от стран Антанты и сражались против Австро-Венгрии.

После окончания войны в сентябре 1918 года чехи и словаки образовали своё независимое государство, президентом которого был назначен Масарик.

Процесс распада государства

В 1943 году чехословацкий президент Эдвард Бенеш, бежавший из страны после прихода нацистов, подписал договор о сотрудничестве и дружбе с СССР. После окончания Второй Мировой войны этот договор привёл к тому, что Чехословакия стала ориентироваться в своей политике, главным образом, на Советский Союз. К тому же руководство Чехословакии было благодарно СССР за помощь в восстановлении территориальной целостности страны после Мюнхенского сговора. Всё это привело к тому, что в Чехословакии утвердился социалистический режим.

Однако к концу 1980-х социализм в Чехословакии изжил себя, общество нуждалось в ликвидации этой системы. Одновременно с демонтажом социалистических институтов слабела и центральная власть. Всё чаще возникали трения между чешской и словацкой политическими элитами, каждая из которых решила взять курс на самоопределение.

В ночь с 31 декабря 1992 на 1 января 1993 в силу вступил закон о разделении страны и единая Чехословакия прекратила своё существование.

Распад Чехословакии стал своего рода феноменом, поскольку прошёл мирно, без кровопролитий и столкновений между сторонниками и противниками закона о разделении. События конца 1992 — начала 1993 года даже назвали «бархатным разводом», подчёркивая этим названием мирный характер разделения страны.

Вторая республика и Вторая мировая война: 1938–1945.

Преданный своими союзниками, президент Бенеш, не желая вступать в конфронтацию с Германией, 15 октября 1938 ушел в отставку и эмигрировал в Великобританию. Правительство Чехословакии под руководством нового президента Эмиля Гахи вынуждено было проводить коллаборационистскую политику. Новая конституция, принятая под давлением Германии, предоставила широкую автономию Словакии и Закарпатской Украине, а Партия национального единства, в состав которой вошли аграрии, национальные социалисты, католики и партия мелких ремесленников, взяла на себя обязательство сотрудничать с Германией. Тем не менее Гаха, под угрозой воздушных налетов на Прагу, согласился 15 марта 1939 признать Чехию и Моравию протекторатом Германии. Гахе было разрешено по-прежнему занимать свой пост, но фактически «Протекторатом Богемия и Моравия» правил немецкий наместник. Словакия провозгласила свою независимость, но по существу стала союзником Германии; Закарпатская Украина отошла к Венгрии.

В ноябре 1939 в Париже был создан Чехословацкий национальный комитет, во главе которого встал Бенеш. После падения Франции в 1940 чехословацкие воинские части переправились в Великобританию; в Лондоне было создано временное правительство во главе с президентом Бенешем, премьер-министром Яном Шрамеком и министром иностранных дел Яном Масариком. В июле 1940 Великобритания и СССР признали это правительство, другие союзники последовали их примеру. США признали правительство Бенеша в ноябре 1942.

В конце 1943, когда на советско-германском фронте началось крупное наступление Красной Армии, Чехословакия подписала соглашение с СССР сроком на 20 лет. Оно подтверждало договор 1935 о взаимопомощи в случае агрессии со стороны Германии. Стороны также брали на себя обязательство уважать независимость и не вмешиваться во внутренние дела друг друга.

Успехи советской армии в Восточной и Центральной Европе и реальность скорого освобождения большей части Чехословакии ускорили переговоры Бенеша с чехословацкими коммунистами, которые еще не были представлены в его лондонском кабинете. В марте 1945 Бенеш и Масарик прибыли в Москву, где советское правительство вновь выступило с заверениями об уважении независимости Чехословакии и ее территориальной целостности. После этого кабинет министров был реорганизован, и в него вошли ведущие представители КПЧ, некоторые из которых провели военные годы в Москве. Новый кабинет, прибывший в освобожденную Словакию в мае 1945 и разработавший т.н. Кошицкую программу, возглавил социал-демократ Зденек Фирлингер. Портфели министров внутренних дел, образования и информации достались коммунистам, их лидер Клемент Готвальд стал заместителем премьер-министра. Ян Масарик остался на посту министра иностранных дел, его заместителем стал представитель коммунистов. Правительство опиралось на партии Национального фронта, в состав которого вошли чешские и словацкие коммунисты, социал-демократы, национальные социалисты, представители Чехословацкой народной и словацкой Демократической партии. Деятельность всех остальных политических группировок была запрещена.

10 мая новое правительство переехало из Кошице в Прагу. За исключением небольшой территории в западной Чехии, освобожденной войсками США, всю страну вплоть до декабря 1945 занимала Красная Армия. Этим обстоятельством воспользовались коммунисты, которые получили непропорционально большое представительство в национальных комитетах. Используя подготовленный в Лондоне документ о привлечении к ответственности военных преступников и лиц, сотрудничавших с нацистами, коммунисты начали действовать через министерство внутренних дел, которое находилось под их контролем, в целях устранения некоторых своих политических противников, обвиняя их в сотрудничестве с Германией. Во временном правительстве, созданном на основе соглашения между партиями Национального фронта, коммунисты получили большое число мест, разделив свою партию на две партии: это дало им возможность выступить с требованием предоставить места в парламенте как для чешской, так и для словацкой фракции компартии.

На парламентских выборах, состоявшихся 27 мая 1946, к которым были допущены только партии Национального фронта, коммунисты получили 2,7 из 7,1 млн. голосов и 114 мест из 300. 19 июня президентом был избран Бенеш, 2 июля он предложил Готвальду сформировать кабинет министров.

Границы довоенной Чехословакии были восстановлены и даже несколько расширены за счет Венгрии, но Закарпатскую Украину пришлось уступить Советскому Союзу. Проблема немецкого меньшинства была решена путем массового выселения судетских немцев. Произошел обмен населением между Словакией и Венгрией.

С июля 1947 по февраль 1948 политическая обстановка в стране все больше накалялась. Коммунисты раскрыли «заговор» в Словакии, что повлекло за собой массовые аресты лидеров словацкой Демократической партии. Представители Коммунистической партии отказались сотрудничать со словацкими демократами и подали в отставку. Их поддержал премьер-министр Готвальд, и процедура назначения членов корпуса уполномоченных (правительства) была изменена. В ноябре 1947 съезд Чехословацкой социал-демократической партии сместил прокоммунистически настроенного Фирлингера и избрал лидером социал-демократов более независимого Богумила Лаушмана. В феврале 1948 большинство кабинета министров выступило с протестом против деятельности министра внутренних дел, члена КПЧ, который наводнил полицию коммунистами. Этот шаг, бросавший вызов коммунистам, привел к открытому столкновению. Двенадцать членов кабинета министров подали в отставку (представители Чехословацкой национально-социалистической, Чехословацкой народной партии и словацкой Демократической партии), надеясь привлечь внимание к сложившейся ситуации.

Успех их демарша зависел от позиции социал-демократов, реакции президента Бенеша и народной поддержки. Демарш потерпел неудачу. Социал-демократы не подали в отставку, одобрив тем самым действия коммунистического большинства; президент Бенеш был серьезно болен и опасался начала гражданской войны; коммунисты, под контролем которых находились полиция, профсоюзы и служба информации, оказались хозяевами положения. В каждой общественной организации и среди предпринимателей организовывались комитеты для подавления и искоренения любой оппозиции; премьер-министр Готвальд выступил с разоблачением подавших в отставку министров. 25 февраля Бенеш принял отставку министров-антикоммунистов, а двумя днями позже принял новое правительство, сформированное из коммунистов, представителей левого крыла социал-демократов и нескольких членов других партий. Единственный независимый министр, Ян Масарик, был вскоре найден мертвым – было объявлено, что он покончил жизнь самоубийством.

Получив неограниченную власть, коммунисты провели чистку в средствах массовой информации, университетах, общественных организациях и других учреждениях. Новый закон о выборах предусматривал единственный список кандидатов с заранее распределенными местами для партий Национального фронта. На выборах в мае 1948 этот единственный список кандидатов получил 90% голосов избирателей в чешских землях и 86% в Словакии. 6 июня президент Бенеш ушел в отставку, а 3 сентября умер. Новую конституцию подписал президент Готвальд, который назначил премьер-министром Антонина Запотоцкого.

В Чехословакии по примеру Советского Союза проводились чистки и показательные судебные процессы. Масарик и Бенеш изобличались как «лакеи западного империализма». Широкомасштабная чистка КПЧ (1950–1952) достигла кульминации, когда был осужден и казнен генеральный секретарь КПЧ Рудольф Сланский.

В марте 1953 умер Клемент Готвальд. Президентом был избран Антонин Запотоцкий, пост премьер-министра получил Вильям Широкий. В июне 1953 в Пльзене и других промышленных районах начались волнения, поводом для которых послужил значительный рост цен, результат проведения денежной реформы и отмены ограничений на приобретение продовольствия и потребительских товаров. Стремясь успокоить население, правительство приняло ряд мер по увеличению производства товаров массового потребления. В июле общественность потребовала от правительства отмены суровых наказаний за уход с работы. Чтобы успокоить крестьян, форсированная коллективизация была приостановлена, а крестьянам разрешили выходить из коллективных хозяйств. В мае 1956 в Праге студенты провели демонстрацию с требованием отмены контроля за культурной и интеллектуальной жизнью.

Смерть Запотоцкого в ноябре 1957 и избрание Антонина Новотного на пост генерального секретаря КПЧ и одновременно президента страны означало наступление новой волны репрессий. Политике репрессий помешали начавшиеся в Советском Союзе реформы Хрущева. В 1960 начались первые шаги в сторону десталинизации. Готвальд подвергся критике за «культ личности». В 1961 его тело было вынесено из мавзолея. Несколько высокопоставленных лиц, осуществлявших репрессии в период сталинизма, были выведены из состава руководящих органов, других заключили в тюрьму. Был демонтирован памятник Сталину в Праге.

Разоблачение культа Сталина было продолжено в 1962–1963. Коммунисты, подвергшиеся репрессиям в сталинскую эру, например Владимир Клементис и Рудольф Сланский, были посмертно реабилитированы, премьер-министр Широкий смещен, его пост занял Йозеф Ленарт. Для ликвидации «бюрократических методов» в КПЧ были созданы четыре специальные комиссии. Были нормализованы отношения с Католической церковью и Ватиканом, Йозефа Беран, архиепископ Праги, и несколько других священников были освобождены из-под ареста.

Продолжение политики либерализации привело к ряду политических изменений в 1968. В январе президент Новотный был отстранен от руководства партией, а в марте смещен с поста президента страны. Президентом стал Людвик Свобода, герой Второй мировой войны. Олдржих Черник сменил на посту премьер-министра Йозефа Ленарта. Александр Дубчек, первый секретарь Коммунистической партии Словакии, выступавший с критикой правительства Новотного, стал новым партийным лидером и главной политической фигурой в стране. Новые чехословацкие руководители, будучи приверженцами идеи «социализма с человеческим лицом», провозгласили планы дальнейшей либерализации экономики и разработки новой конституции, гарантирующей права национальных меньшинств.

Реформы, связанные в первую очередь с устранением цензуры в печати, встретили резкую критику в СССР, Польше, Венгрии, Болгарии и ГДР. Руководство Дубчека, однако, имело сильную поддержку со стороны как коммунистов стран Западной Европы, так и Румынии и Югославии. В июле в словацком городе Чьерна-над-Тисоу вблизи советско-чехословацкой границы чехословацкое руководство встретилось с политбюро ЦК КПСС, прибывшем почти в полном составе, а в начале августа – в Братиславе со своими критиками из стран Восточной Европы. Участники этих встреч договорились сохранить основные коммунистические принципы в сфере экономики, политики, военного сотрудничества.

Неожиданно в ночь на 20–21 августа 1968 крупные армейские соединения СССР, а также войска ГДР, Венгрии, Польши и Болгарии общей численностью 650 тыс. человек вторглись на территорию Чехословакии и оккупировали страну. Были арестованы ведущие деятели руководства страны, включая Дубчека, Свободу и Черника. Большинство оставшихся на свободе чехословацких лидеров отказалось от коллаборационизма. Население, не прибегая к насилию, оказывало стойкое сопротивление оккупантам. Подпольные радиостанции передавали антисоветские передачи, горожане снимали таблички с названиями улиц и указывали ложные направления командирам советских танковых частей. Около 25 чехословацких граждан были убиты во время антисоветских демонстраций. Пассивное сопротивление продолжалось до конца 1968 и достигло кульминации в начале 1969, когда один из чешских студентов совершил акт самосожжения на Вацлавской площади в Праге.

Советскому руководству, которому не удалось сформировать в Праге просоветское правительство, пришлось начать переговоры с находившимися в Москве интернированными чехословацкими лидерами. В результате переговоров правительство Дубчека было восстановлено, но инициаторам реформ пришлось согласиться с новыми ограничениями и размещением в Чехословакии войск стран Варшавского договора на границе с Западной Германией – в обмен на постепенный вывод оккупационных войск. Был подписан договор об условиях временного пребывания советских войск на территории Чехословакии, узаконивший оккупацию. Страну наводнили советские военные и гражданские советники. Была восстановлена цензура печати, расформированы некоммунистические организации; к концу 1969 большинство либеральных начинаний было ликвидировано. Важным исключением явилась возросшая автономия Словакии в рамках нового федеративного государства, официально провозглашенного 1 января 1969.

В апреле 1969, после антисоветских выступлений, связанных с победой чехословацких хоккеистов над командой СССР, Дубчек был вынужден покинуть пост партийного лидера и передать руководство партией Густаву Гусаку. Гусак – один из руководителей антигитлеровского восстания в Словакии в 1944 – оказался в тюрьме как ярый словацкий «националист» в период сталинских чисток в 1950-х годах. Он принимал участие в движении за демократизацию, которое возглавлял Дубчек в 1968, но придерживался просоветской ориентации после вторжения войск Варшавского договора. Гусак проводил просоветский курс во внешней политике и прилагал усилия к либерализации внутри страны. Эти усилия, однако, встретили сопротивление тех членов партии, которые склонялись к возврату сталинской политики и вынашивали планы мести лидерам реформ. В 1970 Черника на посту премьер-министра сменил Любомир Штроугал. Дубчека (после кратковременного пребывания послом в Турции) и Черника исключили из КПЧ. В результате среди высших руководителей страны из реформаторов остался только президент Свобода. В 1975 Свободу на его посту сменил Гусак, который одновременно занимал пост генерального секретаря партии.

В 1975 чехословацкая делегация присутствовала на конференции по безопасности и сотрудничеству в Европе в Хельсинки (Финляндия). Конференция зафиксировала существовавшие в послевоенной Европе границы государств, а страны-участницы взяли на себя обязательства уважать права человека в своих странах и способствовать установлению контактов и обмену мнениями между Востоком и Западом. 1 января 1977 ок. 500 граждан Чехословакии подписали петицию, в которой выдвигалось требование к правительству уважать права человека в соответствии с Хельсинкской договоренностью. Лидеры «Хартии 77» подвергались преследованиям и арестам; один из них, философ Ян Паточка, умер в марте 1977, сразу после длительного «допроса» в полиции.

Под влиянием процессов либерализации в Польше, а позднее – в Советском Союзе росло недовольство населения. С января по сентябрь 1989 в Праге проходили многочисленные демонстрации протеста, все они были подавлены полицией, а лидеры диссидентов периодически подвергались арестам. Студенческая демонстрация 17 ноября 1989, в день 50-й годовщины студенческих выступлений против нацистов, привела к избиениям и вынесению смертных приговоров, закрытию всех чешских вузов, проявлениям грубости и жестокости со стороны властей. В последующие дни студенты университета и представители художественной интеллигенции начали забастовку. 20 ноября был создан союз всех оппозиционных сил страны, получивший в чешских землях название Гражданский форум (ГФ), а в Словакии – Общественность против насилия (ОПН), под руководством драматурга и правозащитника Вацлава Гавела, участника движения «Хартия 77», неоднократно подвергавшегося арестам. Постепенно нараставший и ширившийся протест достиг кульминации 25 ноября, когда на митинг в Праге собралось 750 тыс. человек, а всеобщая забастовка протеста 27 ноября охватила всю страну.

В результате этих событий наиболее одиозные партийные лидеры и министры в правительстве подали в отставку, и было сформировано новое коалиционное правительство. В начале декабря было отменено зафиксированное в конституции положение о «руководящей» роли КПЧ, а неделей позже президент Гусак подал в отставку.

28–29 декабря 1989 федеральное собрание, ставшее представительным органом после отставки многих коммунистов и кооптации в его состав членов ГФ и ОПН, избрало Вацлава Гавела президентом Чехословакии, а Александра Дубчека – своим председателем. В феврале 1990 Гавел посетил Москву и принял извинения советского правительства за вооруженное вторжение 1968, а также получил обещание о выводе из Чехословакии всех советских войск к июлю 1991. В следующем месяце федеральное собрание узаконило частное предпринимательство и в принципе одобрило приватизацию государственных промышленных предприятий. 20 апреля 1990 федеральное собрание из уважения к национальным чувствам словаков изменило официальное название Чехословакии, которая стала называться Чешской и Словацкой Федеративной Республикой (ЧСФР).

8 и 9 июня состоялись первые после 1946 свободные выборы, в которых приняло участие 96% избирателей. Кандидаты от ГФ и ОПН победили с большим преимуществом, получив более 46% голосов и большинство в федеральном собрании. Коммунисты оказались на втором месте, набрав почти 14% голосов, а коалиция из группировок христианских демократов заняла третье место. 5 июля 1990 новое федеральное собрание переизбрало Гавела на пост президента республики на двухлетний срок, а Дубчека – на пост председателя собрания.

В конце лета и осенью 1990 проходили переговоры между представителями Чехии и Словакии, закончившиеся подписанием конституционного акта о передаче основных полномочий республикам. В марте 1991 ОПН раскололась, и наиболее многочисленная из отколовшихся групп оформилась в партию Движение за демократическую Словакию (ДЗДС). Вскоре после этого произошел раскол в рядах ГФ с образованием трех группировок, в том числе Гражданской демократической партии (ГДП). В июне 1991 переговоры между лидерами Чехии и Словакии возобновились, но руководство ГДП уже понимало, что они ни к чему не приведут, и обратилось к рассмотрению варианта «бархатного развода».

В июне 1992 состоялись всеобщие выборы. ДЗДС получило большинство голосов в Словакии, а ГДП – в чешских землях. Предложение ДЗДС создать конфедерацию не встретило одобрения со стороны руководства ГДП. Несмотря на оппозицию со стороны большинства как чехов, так и словаков, ГДП и ДЗДС договорились о роспуске федерации в полночь 31 декабря 1992. 17 июля 1992 Словацкий национальный совет провозгласил суверенитет Словакии. Президент Гавел подал в отставку. Предложение провести референдум по вопросу о роспуске федерации было отклонено ГДП, недовольной тем, что граждане Словакии, принявшие участие в голосовании в июне, уже решили этот вопрос за ДЗДС. В октябре федеральное собрание передало большую часть государственных полномочий республикам. 25 ноября 1992 федеральное собрание ЧСФР с перевесом в три голоса приняло Закон о прекращении существования чехословацкой федерации. В полночь 31 декабря 1992 ЧСФР прекратила свое существование, а ее государствами-преемниками с 1 января 1993 стали Чешская Республика (ЧР) и Словацкая Республика (СР).