Ваш ребёнок плохо говорит, и ему невролог назначил полное неврологическое обследование? В этой статье разъясняется, что входит в программу полного неврологического обследования.

В программу полного неврологического обследования входят:

1. Беседа с врачом, общий осмотр (сбор анамнеза, проведение дифференциальной диагностики, формирование программы обследования).

2. Электроэнцефалография (ЭЭГ).

Электроэнцефалография, сокращенно ЭЭГ. Вы никогда не задумывались, почему так много на автомобильных трассах аварий в яркий солнечный день, когда и видимость отличная, и водители не устали от ночной езды?

Дело в том, что при мелькании света, прорывающегося сквозь кроны придорожных деревьев, у водителей с предрасположенностью к фотогенной эпилепсии возникает судорожный приступ. Впервые на фотогенную эпилепсию обратили внимание французские врачи во время войны в пустынях Алжира - там такие приступы возникали у летчиков вертолета при мелькании света от вращения лопастей винта. Для выявления такой предрасположенности применяется электроэнцефалография с функциональной пробой - фотостимуляцией, которую неплохо бы проводить всем, кто садится за руль.

ЭЭГ - основной метод для диагностики явной и скрытой предрасположенности к судорогам и эпилепсии для контроля за ходом лечения эпилепсии. Здесь ей нет конкурентов. В отличие от взрослых, у которых ЭЭГ стабильна, у детей электроэнцефалограмма очень сильно изменяется с возрастом, отражая развитие мозговых структур и совершенствование нервной деятельности. Поэтому интерпретация детской ЭЭГ гораздо сложнее, особенно при наличии патологии.

ЭЭГ - это запись биоэлектрической активности коры больших полушарий, но на эту активность накладываются мощные влияния активности ствола мозга, лимбической системы и других мозговых структур. Поэтому специалисту важно выделить из сложного волнового спектра именно "поломку" - патологию определенной структуры. Активность мозга сильно зависит от качества кровоснабжения различных его областей, что тоже необходимо учитывать.

3. Проверка гипервентиляции.

4. Ультразвуковое исследование артерий головного мозга.

5. Ультразвуковое исследование артерий шеи.

6. Допплеровская сонография (ультразвуковая эхография).

Допплерография - метод исследования сосудов шеи (экстракраниальная допплерография) и магистральных сосудов головного мозга (транскраниальная допплерография). У взрослых основные проблемы с кровотоком возникают чаще всего в каротидном бассейне (бассейне сонных артерий). У детей же там практически не бывает патологий. Основные проблемы у них связаны с позвоночными артериями (вертебробазилярный бассейн), которые почти всегда страдают во время родов. Более того, у детей иные скорости кровотока, причем они меняются по мере роста ребенка. И глубина залегания магистральных сосудов у детей не такая, как у взрослых, и тоже меняется с возрастом.

У малышей задержка развития речи, дефекты артикуляции почти всегда связаны с нарушением кровотока в вертебробазилярном бассейне. Расторможенное поведение, гиперактивность детей двух-пяти лет, повышенная капризность, утомляемость чаще всего связаны с венозным застоем в этом бассейне.

У дошкольников очень часты заикание, проявления астенических состояний с повышенной утомляемостью, снижением памяти и внимания.

У школьников с дислексией и дисграфией всегда выявляются нарушения кровотока, при этом нарушения могут быть негрубыми, слабо выраженными. Однако именно эти нарушения и приводят к "школьным" проблемам.

7. Цветная допплеровская сонография.

Нейросонография (или УЗИ мозга) - безвредное, безопасное, надежное и дешевое ультразвуковое исследование "картинки" мозга.

Проводится с помощью секторальных датчиков различной частоты как через родничок, так и через височное окно у детей старше одного года.

Методика позволяет в амбулаторных условиях, без применения наркоза, который необходим при проведении компьютерной томографии и ядерно-магнитно-резонансной томографии, получить данные о состоянии головного мозга ребенка.

Хорошо определяются размеры желудочков мозга, состояние сосудистых сплетений, наличие кист в них, успешно проводится контроль при лечении, например, гидроцефального синдрома у детей.

8. Транскраниальная допплеровская сонография

МРТ / КТ головы

С помощью компьютерной томограммы возможно обследование всей артериальной системы - от основания черепа до колен. Обследование проводится амбулаторное и длится не более 10 минут. Циркулирующая в сосудах кровь не задерживает рентгеновские лучи, и, чтобы сосуд стал виден на рентгеновских снимках, в кровь необходимо ввести йодоседаржащее контрастное вещество.

Преимущества метода:

Неинвазивный метод обследования без опасности последующего кровотечения, без применения катетера;

Обследование всей артериальной системы за один приём;

Время обследования - 10 минут.

Недостатки:

Несколько повышенное облучение (немного выше, чем годовая естественная норма облучения);

Не предполагает параллельного лечения при стенозах артерии - в этих случаях необходимо дополнительное вмешательство.

9. Акустически вызванные потенциалы ствола мозга.

Вызванные потенциалы (ВП)

Прежде всего, это методика стволовых слуховых вызванных потенциалов (АСВП), применяемая для оценки слуха и работы ствола головного мозга.

Методика акустических стволовых вызванных потенциалов (АСВП) позволяет оценить нарушения функций ствола головного мозга, что, в частности, у грудных детей проявляется в виде миатонического синдрома (диффузное снижение мышечного тонуса), нарушения рефлекса сосания и глотания и т.д. У детей дошкольного и школьного возраста со "школьными" проблемами, т.е. повышенная утомляемость, снижение работоспособности, нарушения обучения чтению и письму, выявляются нарушения функции ретикулярной формации ствола.

В Великобритании АСВП применяют для диагностики нарушений слуха у детей младшего возраста.

Для объективной оценки когнитивной функции в настоящее время используют (правда, чаще всего только в научных целях) методику вызванных когнитивных потенциалов (исследование волны П-300). Через наушники ребенку подают различные сигналы (привычные, часто повторяющиеся, и новые, подающиеся в случайном порядке). По результатам усредненной электроэнцефалограммы высчитывают параметры когнитивной волны П-300. Латентный период, то есть время, которое требуется мозгу для ответа на новую информацию, составляет в норме около 300 миллисекунд (позитивная волна - 300 миллисекунд), поэтому волна и названа П-300.

Если мозг человека медленно реагирует на новую информацию, то время возникновения когнитивной волны П-300 удлиняется, когнитивный комплекс выражен слабее, его амплитуда меньше. Амплитуда также уменьшается, если уровень непроизвольного внимания у ребенка снижен, если снижена концентрация внимания, что встречается очень часто.

Приборное исследование П-300 абсолютно объективно. От ребенка не требуется желания сотрудничать, не важно, устал он или нет, при этом на получение результата не нужно тратить несколько часов. Ребенок сидит в наушниках, а компьютер фиксирует способности его мозга и выдает точный результат.

Скрининг-миография (ЭМГ, ЭНМГ).

Скрининг-миография всего за 10-15 минут дает возможность посмотреть состояние мозгового ствола и спинного мозга справа и слева. Так, с помощью глобальной электромиографии можно оценивать и прогнозировать развитие у грудного ребенка нейроортопедической патологии - косолапости, "врожденного" вывиха бедра, леворукости, сколиоза, непропорционального развития мышечной системы. Проблемы расстройств мочеиспускания (энурез, ночной энурез) и дефекации (энкопрез) также часто бывают связаны с патологией центров регуляции, также находящихся в спинном мозге. Этот метод дает полезную информацию при патологии шейного, грудного и пояснично-крестцового отделов спинного мозга, часто встречающейся на практике.

Компьютерная подометрия (компьютерная барометрия, подометрия)

Компьютерная подометрия позволяет оценить не только рельеф стопы, но и распределение нагрузок в статике и динамике. Исследование проводится с помощью платформы израильской фирмы, обладающей высоким разрешением и чувствительностью. От классической подометрии методика отличается тем, что появляется не только оценить визуально рельеф стопы, но и распределение нагрузок по поверхности. А это, возможно, является более важной информацией.

Нейроэнргометрия

Нейроэнргометрия использается для оценки метаболизма головного мозга. Методика проста, безболезненна. Позволяет оценить уровень метаболизма головного мозга в покое и во время активной деятельности (счет, чтение). Эффективна при оценке любых патологий, связанных с нарушением метаболизма (ацидогенные процессы, митохондриальные патологии и пр.)

10. Заключительная беседа с врачом, обсуждение результатов обследования, лечебно-профилактические рекомендации.

Даже у детей первого года жизни может обнаруживаться патология нервной системы, причинами которой являются нарушения в периоде внутриутробного развития плода (инфекции, гипоксия плода) или тяжелое течение родов. Последствиями поражения нервной системы может стать задержка умственного и физического развития ребенка, нарушение речи и др. Наблюдение врача-невролога, таким образом, показано каждому ребенку с определенной периодичностью. В данной статье ответим на возможные вопросы родителей и устраним их беспокойство по поводу того, что же смотрит врач-невролог у детей.

Поражение нервной системы у грудничков встречается достаточно часто. Но заболевания эти могут иметь скрытую форму, поэтому на первом году жизни малыши неоднократно осматриваются невропатологом: при рождении, в 1 мес., в 3, 6, 9 мес. и по достижении года. Иногда врачи назначают и более частое наблюдение за младенцем по индивидуальному графику. Особое внимание уделяется .

В некоторых случаях, помимо осмотра невролога, назначается дополнительное аппаратное обследование. Раннее выявление и своевременное лечение могут значительно снизить или даже исключить последствия неврологической патологии у детей старшего возраста.

Осмотры невролога грудничкам следует обязательно проводить даже при отсутствии жалоб у родителей. Именно на первом году жизни малыш интенсивно развивается, и врачу легче выявить отклонения.

При осмотре малыша невролог проводит осмотр головы, определяет размеры ее, состояние и величину родничка. Обращает внимание на симметричность лица и глазных щелей, размер зрачков, движения глазных яблок (выявление ). При каждом осмотре проверяются рефлексы, мышечный тонус, объем движений в суставах, чувствительность, наличие навыков и коммуникабельность ребенка.

Еще в родильном доме младенцу проводят УЗИ головного мозга для исключения кист, которые часто появляются при гипоксии плода. Если обнаружены кисты, то такое обследование проводится в динамике. Кисты размером до 3-4 мм должны исчезать бесследно.

Осмотр в 1 месяц

Врач обращает внимание на позу ребенка (она еще напоминает внутриутробную), проверяет наличие и симметричность безусловных рефлексов у малыша, мышечный тонус (преобладание тонуса сгибателей – согнуты ручки и ножки, кулачки сжаты) – он обязательно должен быть симметричным.

Движения малыша еще хаотичны, координация их отсутствует. Дитя в месячном возрасте может на какое-то время задерживать взгляд на предмете и следить за его движением. Кроха уже улыбается, услышав ласковую речь.

Невролог измеряет окружность головы малыша и проверяет размеры и состояние большого родничка. На первом полугодии ежемесячно размер головы увеличивается на 1,5 см (средняя окружность при рождении 34-35 см), а на втором полугодии – на 1 см.

Осмотр в 3 месяца

Поза малыша более расслаблена, так как тонус сгибателей уже снизился. Ребенок может брать в рот кулачки, захватывать ручками предметы. Он хорошо удерживает головку. Если младенец головку не держит – это может указывать на отставание в развитии. Кроха уже может смеяться, проявляет оживление при контакте и показе игрушки.

Осмотр в 6 месяцев

Малыш должен самостоятельно переворачиваться на живот и на спинку, поднимать головку, опираясь на ручки. В положении на спине дитя может поднимать стопы и играть с ними. К 6 месяцам ребенок сидит, может не только держать игрушку, но и перекладывать из ручки в ручку. Полугодовалый ребенок узнает близких, особенно маму. На чужих людей может реагировать плачем. Иногда малыш в 6 месяцев произносит слоги.

Осмотр в 9 месяцев

Некоторые детки уже ползают, с поддержкой встают на ножки. Ребенок может переступать ножками, удерживаясь за опору. Врач оценивает и мелкую моторику: способность взять предмет двумя пальчиками и удержать его. Малыш подражает движениям взрослого: умеет при прощании помахать ручкой, хлопает в ладошки и т.д.

Кроха хорошо знает родителей, понимает значение многих слов и слово «нельзя», находит (по просьбе) знакомый ему предмет из числа других. Если родничок у ребенка остается открытым, то назначается дополнительное обследование (УЗИ головного мозга, МРТ).

Осмотр в год

Врач оценивает развитие малыша, его навыки и умения. Ребенок должен уметь подняться на ножки, стоять, ходить за ручку. Окружность головы за год увеличивается на 12 см. Грудничок хорошо пьет из чашки, должен правильно держать ложку и кушать из нее. Малыш узнает всех членов семьи, знает названия и показывает части тела (ушко, носик, глазки и т.д.), произносит некоторые слова.


Внеплановое посещение невролога

Родители должны насторожиться и посетить врача внепланово при таких симптомах:

  • частые или обильные срыгивания;
  • повышенная возбудимость, частые вздрагивания;
  • или конечностей (в покое или при плаче);
  • при повышенной температуре;
  • выбухание и пульсация родничка;
  • нарушения в походке: малыш не встает на стопу полностью, ходит на пальчиках или поджимает их;
  • задержка развития.

Осмотры после года


Осмотр и помощь невролога может понадобиться ребенку в любом возрасте.

График осмотров таков: невролог в плановом порядке должен осмотреть детей в 3, 6, 7, 10, 14, 15, 16, 17 лет.

При осмотрах оценивается физическое развитие, мышечный тонус, наличие и симметричность рефлексов, координация движений, цвет и тургор кожных покровов, чувствительность, речь, умственное развитие, наличие или отсутствие очаговых неврологических симптомов.

При необходимости врач может назначить дообследование: осмотр окулиста с осмотром глазного дна, УЗИ головного мозга, ультразвуковую допплерографию, рентгенографию черепа, МРТ мозга, электроэнцефалографию.

Родители должны обратиться внепланово к неврологу при таких симптомах:

  • нарушение речи ( , задержка речевого развития);
  • недержание мочи ();
  • нарушения сна;
  • тики (повторяющиеся, часто непроизвольные, движения или высказывания, подергивания мимической мускулатуры, гримасничанье, моргание, сопение, ощупывание вещей, отбрасывание волос, повторение слов или фраз и др.);
  • обмороки;
  • укачивание в транспорте;
  • повышенная активность, неусидчивость, рассеянное внимание;
  • черепно-мозговые травмы.


Резюме для родителей

В зависимости от течения беременности и родов, наследственных факторов ребенок может иметь неврологическую патологию даже в самом раннем возрасте. Осмотры врача-невролога дают возможность выявить изменения со стороны нервной системы на ранних сроках, что позволит провести своевременное лечение.

Алгоритм обследования ребенка:

В программу полного неврологического обследования входят:

1. Беседа с врачом, общий осмотр (сбор анамнеза, проведение дифференциальной диагностики, формирование программы обследования).

2. Электроэнцефалография (ЭЭГ).(ЭЭГ - основной метод для диагностики явной и скрытой предрасположенности к судорогам и эпилепсии для контроля за ходом лечения эпилепсии. ЭЭГ - это запись биоэлектрической активности коры больших полушарий3. Проверка гипервентиляции).

4. Ультразвуковое исследование артерий головного мозга.

5. Ультразвуковое исследование артерий шеи.

6. Допплеровская сонография (ультразвуковая эхография).Допплерография - метод исследования сосудов шеи (экстракраниальная допплерография) и магистральных сосудов головного мозга (транскраниальная допплерография 7. Цветная допплеровская сонография.

Нейросонография (или УЗИ мозга) - безвредное, безопасное, надежное и дешевое ультразвуковое исследование "картинки" мозга.

Проводится с помощью секторальных датчиков различной частоты как через родничок, так и через височное окно у детей старше одного года.

Методика позволяет в амбулаторных условиях, без применения наркоза, который необходим при проведении компьютерной томографии и ядерно-магнитно-резонансной томографии, получить данные о состоянии головного мозга ребенка. 8. Транскраниальная допплеровская сонография

МРТ / КТ головы

Ангио-КТ С помощью компьютерной томограммы возможно обследование всей артериальной системы - от основания черепа до колен. Обследование проводится амбулаторное и длится не более 10 минут. Циркулирующая в сосудах кровь не задерживает рентгеновские лучи, и, чтобы сосуд стал виден на рентгеновских снимках, в кровь необходимо ввести йодоседаржащее контрастное вещество. так же возможны:

1. Скрининг-миография всего за 10-15 минут дает возможность посмотреть состояние мозгового ствола и спинного мозга справа и слева., Компьютерная подометрия - 2. (компьютерная барометрия, подометрия)

Компьютерная подометрия позволяет оценить не только рельеф стопы, но и распределение нагрузок в статике и динамике.-3Нейроэнргометрия

Нейроэнргометрия использается для оценки метаболизма головного мозга.

Неврологическое обследование позволяет выявить возможные отклонения со стороны нервной системы органического или функционального характера. Органические нарушения являются следствием перинатального поражения, перенесенных нейроинфекций, черепно-мозговых травм или наследственных причин (парезы, параличи, нарушение функции черепно-мозговых нервов, мозжечковые или экстрапирамидные расстройства, нарушения функции сенсорных систем).

Неврологическое обследование новорожденного начинается с наблюдения за поведением ребенка во время кормления, бодрствования и сна, за положением головы, туловища, конечностей, спонтанными движениями. В результате физиологической гипертонии мышц сгибательной группы, которая преобладает у ребенка первых месяцев жизни, конечности новорожденного согнуты во всех суставах.

| следующая лекция ==>

В характеристику неврологического статуса новорожденного ребенка входит состояние тонуса мышц и двигательной актив­ности, оценка безусловных рефлексов, отсутствие или наличие признаков, свойственных поражению черепных нервов, способ­ность к самостоятельному сосанию и элементы эмоционального тонуса на этой стадии развития.

Данные клинического осмотра дополняются акушерским анамнезом, характером родов и нейросонографическим исследо­ванием. Первичная неврологическая оценка в дальнейшем может быть изменена, характеризующие ее симптомы могут оказаться кратковременными и быстро исчезнуть или, наоборот, появиться позднее после короткого или длительного латентного периода.

Эталоном нормы является здоровый доношенный ребенок, неврологический статус новорожденных недоношенных детей рассматривается в соответствии с их сроком гестации, во многом определяющей их неврологическую зрелость.

Осмотр ребенка при оценке неврологического статуса производится на пеленальном столике, в условиях оптимального температурного режима. Это относится ко всем весовым категориям, включая и детей с весом 750-1000 г. Мы не являемся сторонниками осмотра детей непос­редственно в инкубаторе, так как это ограничивает качество осмотра, но это не распространяется на детей, находящихся на ИВЛ.

Состояние тонуса мышц определяет позу ребенка. Для здорового доношенного новорож­денного с первых дней жизни характерно флексорное положение конечностей: ноги согнуты в тазобедренных, колен­ных суставах, бедра отведены в стороны, руки обычно приведе­ны к туловищу и согнуты в локтях. Разгибание конечностей за­труднено от умеренного до более выраженного, что отражает их физиологический гипертонус.

Физиологический гипертонус разной интенсивности сво­йствен всем доношенным новорожденным, он выражен уже при рождении ребенка, в возрасте 3-4 недель начинает постепенно уменьшаться и к 2 месяцам полностью исчезает.

Отсутствие физиологического гипертонуса на первой неделе жизни свидетельствует о неврологических отклонениях от нор­мы и нуждается в уточнении генеза этих нарушений.

Патологический гипертонус конечностей в неврологическом статусе новорожденного, как результат гипоксического, травматического или другого вида поражения го­ловного мозга, также может быть выражен с первых дней жизни или появляться позднее, в возрасте 2-3 недель, когда его еще можно спутать с физиологическим гипертонусом. Однако, в отличие от последнего, он имеет тенденцию к прогрессированию и сочета­ется с другими неврологическими симптомами (скрещивание го­леней, запрокидывание головы, снижение рефлекса Моро). В анамнезе этих детей есть указания на патологическое течение бе­ременности или на травматизацию в родах.

Тонус верхних конечностей определяется по трем позициям: сгибание, разгибание в локтевых суставах, отведение рук в сто­роны, поднятие рук вверх. Более низкий тонус отмечается при сгибании и разгибании рук, более высокий - при отведении их в стороны.

Тонус кистей определяется путем фиксирования предплечья ребенка и «подбрасывания» кисти вверх.

Тонус нижних конечностей при оценке неврологического статуса новорожденного определяется путем сгибания и разгибания ног в коленных, тазобедренных суставах, разведе­нием бедер. Кроме того, оценивается положение конечностей, вытянутые ноги при отсутствии их вялости свидетельствуют о преобладании экстензоров, а расположении руки вдоль тулови­ща- о ее гипотонии.

Двигательная активность у маловесных недоношенных де­тей определяется при наблюдении за их поведением в инкубато­ре, где они лежат обнаженными, и их активность (пассивность) хорошо видна. Желательно оценивать активность ребенка в раз­ных позах: на спине и на животе.

Дополнительно о двигательной активности судят во время оценки неврологического статуса новорожденного, поочередно разводя, отводя и разгибая руки и ноги, и задерживая их в этой позе около 5 с. Застывание в позе свидетельствует о локализованной или общей гиподинамии.

В целом, даже у детей с весом 750-1000 г и сроком гестации свыше 26-27 недель без сопутствующих тяжелых патологических состояний, двигательная активность отмечается уже на первой неделе жизни.

Гиподинамия отражает не только поражение ЦНС, но и сопу­тствует тяжелой соматической патологии.

Повышенная двигательная активность, кратковременная или более продолжительная с избыточным движением конечностей и передвижением по инкубатору не является редкостью и может наблюдаться у детей с весом 900-1500 г, свидетельствуя о гипоксическом или геморрагическом поражении ЦНС.

При повышенной двигательной активности следует обращать внимание на их характер. Движения, напоминающие картину езды на велосипеде, в виде вращения педалей, греблю или плава­ние, относятся к эквивалентам судорог.

Легкий тремор и единичные вздрагивания в первые 2-3 дня жизни можно рассматривать как вариант нормы неврологического статуса новорожденного.

Статью подготовил и отредактировал: врач-хирург
  • 3. Основные этиопатогенетические факторы арушений психического и соматического здоровья детей-сирот
  • 3.1. Генетические болезни как этиологический фактор нарушений развития
  • 3.2. Влияние экзогенно-органических факторов
  • 3.3. Влияние неблагоприятных социально-психологических факторов
  • 4. Контроль за здоровьем детей и подростков
  • 5. Дети 1-го года жизни
  • 5.1. Особенности психомоторного развития
  • 5.2. Контроль за развитием
  • 5.3. Логопедическое обследование ребенка 1-го года жизни
  • 5.4. Педагогическое обследование слуха
  • 5.5. Контроль за поведением детей
  • 6. Дети раннего возраста (1 - 3 года)
  • 6.1. Особенности развития
  • 6.2. Психопатологическое обследование
  • 6.3. Параметры оценки умственного развития
  • 6.4. Методика проведения психолого-педагогического обследования
  • 6.5. Логопедическое обследование
  • 6.6. Педагогическое обследование слуха
  • 7. Дети дошкольного возраста
  • 7.1. Особенности развития
  • 7.2. Психолого-педагогические аспекты обследования
  • 7.3. Методика проведения психолого-педагогического обследования
  • 7.4. Логопедическое обследование
  • 8. Дети младшего школьного возраста
  • 8.1. Особенности развития
  • 8.2. Методика проведения психолого-педагогического обследования
  • 9. Особенности пубертатного возраста
  • 9.1. Анатомо-физиологическая перестройка организма
  • 9.2. Половое созревание и психосексуальная идентичность
  • 9.3. Особенности познавательных процессов и умственных способностей
  • 9.4. Характеристика становления личности
  • 9.5. Подходы к психологической диагностике подростков-сирот
  • 10. Диагностика и меры социального вмешательства по предупреждению социального сиротства
  • 11. Проект положения о психолого-медико-педагогической консультации с диагностическим стационаром для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
  • 11.1. Общие положения
  • 11.2. Основные задачи региональной пмпк(с)
  • 11.3. Категории и группы населения, обслуживаемые пмпк(с)
  • 11.4. Структура, основные направления и содержание деятельности региональной пмпк(с)
  • 11.5. Основные цели, задачи и содержание деятельности федеральной пмпк
  • 11.6. Управление работой региональной пмпк(с), организация и оплата труда
  • 11.7. Средства и имущество, хозяйственная деятельность пмпк(с)
  • 11.8. Реорганизация и ликвидация пмпк(с)
  • 11.9. Штатное расписание, порядок отпусков и зарплата сотрудников пмпк(с)
  • Приложения Приложение 1 Схема записи педиатром этапного эпикриза в у. Ф. 112
  • Приложение 2 Схема неврологического обследования детей 1-го года жизни
  • Приложение 3. Диагностика нервно-психического развития детей 1-го года жизни
  • Приложение 4 Методика выявления значимых раздражителей для стимулирования гуканья, гуления и лепета
  • Приложение 5 Варианты заключения логопеда (1-й год жизни)
  • Приложение 6 Контроль за поведением детей 1-го года жизни
  • Приложение 7 Схема неврологического обследования детей раннего, дошкольного и школьного возраста
  • Приложение 8 Методика психолого-педагогического обследования детей 2-го года жизни
  • Приложение 9 Методика психолого-педагогического обследования детей 3-го года жизни
  • Приложение 10 Схема логопедического обследования ребенка 2 - 3 лет
  • Приложение 11 Варианты заключения логопеда (2 - 3-й годы жизни)
  • Приложение 12 Методика психолого-педагогического обследования детей 4 - 5-го годов жизни
  • Приложение 13 Методика психолого-педагогического обследования детей 6-го года жизни
  • Приложение 14 Методика психолого-педагогического обследования детей 7-го года жизни
  • Приложение 15 Результаты психолого-педагогического обследования
  • Приложение 16 Речевая карта № 1. Состояние речевой деятельности ребенка 4-го года жизни
  • Приложение 17 Речевая карта № 2. Состояние речевой деятельности ребенка 5-го года жизни
  • Приложение 18 Речевая карта № 3. Состояние речевой деятельности ребенка 6-7-го годов жизни
  • Приложение 19 Методики психолого-педагогического обследования детей младшего школьного возраста
  • Приложение 20 Материально-техническое оснащение пмпк(с) для детей-сирот с диагностическим стационаром
  • Приложение 7 Схема неврологического обследования детей раннего, дошкольного и школьного возраста

    Социальный анамнез___________________________________

    Наследственный анамнез________________________________

    Биологический анамнез_________________________________

    Неврологический статус:

    1. Жалобы больного (+, -).

    2. Головная боль (+, -).

    3. Тошнота, рвота, головокружение (+, -).

    4. Стереотипные состояния: приступы судорог, стереотипные боли и др. (+, -).

    5. Двигательные расстройства.

    6. Тазовые расстройства.

    7. Расстройства чувствительности.

    8. Расстройства вегетативных функций.

    Объективное исследование:

    1. Положение больного (активное, пассивное, вынужденное).

    2. Диспластические черты развития (0 - 5, 5 - 7,7 стигм и более).

    3. Менингиальные симптомы и синдром натяжения:

    Ригидность мышц затылка;

    Скуловой синдром Бехтерева;

    Рефлекс прямых мышц живота (двусторонний);

    Синдром Брудзинского (верхний, средний, нижний);

    Синдром Кернига;

    Синдром треножника;

    Синдром Лассега;

    Синдром Вассермана;

    Синдром Нери;

    Синдром Дежерипа.

    2. Аномалии перкуторного звука.

    3. Венозный рисунок.

    4. Окружность головы

    Черепно-мозговая иннервация:

    1. 1-я пара - обонятельный нерв: обоняние (сохранено, снижено, повышено, нет, да).

    Гиперосмия после гипервентиляции.

    2. 2-я пара - зрительный нерв: острота зрения (+, -), выпадение полей зрения (+, -), цветоощущение (+, -).

    3. 3, 4, 6-я пары глазодвигателей (птоз, анизонория, реакция зрачков на свет - прямая, содружественная, реакция зрачков на конвергенцию, на аккомодацию, диплопия).

    Косоглазие.

    4. 5-я пара - тройничный нерв.

    Лицевые боли (точки выхода ветвей болезненны, неболезненны, 1-я ветвь, 2-я ветвь, 3-я ветвь, сочетание).

    Корковая зона (+, -).

    Расстройство чувствительности на лице: по зонам Зельдера, по зонам ветвей тройничного нерва.

    Конъюнктивальный рефлекс, корнеальный рефлекс, нижнечелюстной рефлекс, функция жевательных мышц.

    5. 7-я пара - лицевой нерв (отсутствует, одностороннее, двустороннее):

    Поражение лицевого нерва по периферическому типу;

    Поражение лицевого нерва по центральному типу;

    Расстройства вкусовой чувствительности на передней трети языка.

    6. Тест вибрации век (сохранен, снижен, исчезает после 10-кратного зажмуривания глаз, снижен или утрачен на одной стороне).

    7. 8-я пара - слуховой нерв:

    Острота слуха (сохранена, снижена с обеих сторон или с одной стороны);

    Системное головокружение (+, -); нистагм (установочный, ротаторный).

    8. 9-я, 10-я пары - языкоглоточный и блуждающий: небный рефлекс;

    Глоточный рефлекс;

    Расстройства вкусовой чувствительности на задней трети языка.

    9. 11-я пара - добавочный:

    Гипертрофия грудинно-ключично-сосцевидной мышцы; гипотрофия грудинно-ключично-сосцевидной мышцы; опущение надплечья;

    Ограничение поднимания рук выше горизонтального уровня;

    Отставание лопаток от туловища.

    10. 12-я пара - подъязычный нерв: девиация языка; фибрилляция; неподвижность.

    Двигательно-рефлекторная сфера:

    Нарушение трофики мышц (+, -); деформация костной системы; активные движения ограничены в руках; активные движения ограничены в ногах;

    Тонус мышц (гипотонический, атонический, гипертонический);

    Гиперкинезы;

    Олигобрадикинезия.

    Исследование координации движений:

    Устойчив в позе Ромбера;

    Пальценосовая проба;

    Адиадохокинез;

    Проба остановки руки.

    Асинергия Бабинского.

    Статическая;

    Динамическая;

    Мозжечковая;

    Вестибулярная.

    спастическая;

    атактическая;

    спастико-атактическая;

    астазия - абазия;

    гемипаретическая;

    паретическая.

    Гиперкинезы:

    Тремор при паркинсонизме;

    Хореические гиперкинезы;

    Хореоатетоз;

    Гемибаллизм;

    Миоклония;

    Фибриллярные или фасцикулярные подергивания.

    Торсионная дистония.

    Судороги (тонические, клонические, тетанические).

    Локализованный спазм.

    Анизорефлексия.

    Сухожильные рефлексы с рук (нижний и верхний).

    Сухожильные рефлексы с ног (нижний и верхний).

    Расширение зоны сухожильных рефлексов.

    Брюшные рефлексы.

    Пирамидные знаки (+, -).

    Клонусы стоп.

    Тазовые расстройства (отсутствуют, выражены по центральному типу, по периферическому типу).

    Кремастерные рефлексы.

    Анальный рефлекс.

    Расстройства поверхностной чувствительности (+, -):

    Болевой;

    Тактильной;

    Температурной.

    Расстройства глубокой чувствительности:

    Отсутствуют;

    Расстройства суставно-мышечной чувствительности;

    Расстройство сложных видов чувствительности.

    Расстройство функции вегетативной нервной системы.

    Высшие корковые функции:

    Сознание (ясное, отпущенность, аменция, сопор, кома).

    Восприятие (сохранено, аллюзии, галлюцинации, расстройства восприятия схемы тела).

    Мышление (критичность оценки своего состояния, навязчивые идеи, бредовые состояния).

    Память (не изменена, нарушение кратковременной памяти, нарушение долговременной памяти, амнезия).

    Внимание (устойчивое, неустойчивое, рассеяное).

    Интеллект (соответствует возрасту, снижен).

    Нарушения речи.

    Аграфия (+, -).

    Акалькулия (+, -).

    Апраксия (+, -).

    Заключение:_______________________________________

    Диагноз:___________________________________________

    Назначения:________________________________________