Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

Обзор древней и средневековой истории Африки Составитель Казанцева Л.В. Преподаватель ГБПО СО КУПедК

2 слайд

Описание слайда:

Африка - прародина человечества Африка считается родиной человека. Здесь найдены останки древнейших видов рода Homo. Из восьми видов этого рода выжил только один - человек разумный, и в небольшом количестве (ок. 1000 особей) начал расселяться по территории Африки примерно около 100 000 лет назад. А уже из Африки люди мигрировали в Азию (около 60 000-40 000 лет назад), и оттуда в Европу (40 000 лет), Австралию и Америку (35 000-15 000 лет).

3 слайд

Описание слайда:

Ущелье Олдувай - территория множества находок доисторического периода. Археологами Луисом и Джонатаном Лики на территории ущелья на протяжении 30-60-х гг. XX века велись масштабные раскопки, при этом наиболее важные открытия, часть из которых стала существенной ступенью в деле исследования происхождения человека, сделаны ими в 1959-1963 гг. В частности, были найдены останки Homo habilis (древность свыше 2 млн лет), напоминавших австралопитековых обезьян, но уже перешагнувших рубеж, отделявший человека от животного царства. Был также обнаружен череп австралопитека, расколотые кости убитых на охоте животных и очень грубые каменные орудия, относящиеся к древнейшей эпохе палеолита (т. н. олдувайская культура). Вышележащий слой (древность 1,4-1 млн лет) содержал помимо каменных орудий кости людей, занимавших промежуточное положение между Homo habilis и питекантропом. В ущелье расположен музей антропологии и эволюции человека «Олдувай Годж», в котором представлены останки предшественников современного человека, останки доисторических животных, бивни мамонтов.

4 слайд

Описание слайда:

6 слайд

Описание слайда:

Одни из самых древних образцов черепов гоминидов. Череп Австралопитека африканского. Объём мозга 520 см3. Крупная лицевая часть не сильно выдвинутая вперёд. Надглазничные валики не очень большие. Череп Австралопитека Бойса. Объём мозга 530см3. Очень крупная лицевая часть далеко выдвинутая вперёд. Очень большие надглазничные валики. Череп Человека умелого. Объём мозга 680см3. Маленькая лицевая часть не сильно выдвинутая вперёд. Мелкие надглазничные валики. Т. О. размер мозга - примерно в два с половиной раза меньше мозга современных людей. Зато размерами он был как мы, рост 1,8-1,7 метра, да и весом природа не обидела этого гоминида 65-80 кг.

7 слайд

Описание слайда:

8 слайд

Описание слайда:

9 слайд

Описание слайда:

10 слайд

Описание слайда:

11 слайд

Описание слайда:

Самые известные рисунки первобытной эпохи находятся во французской пещере Ласко и Каповой пещере на Урале, на скалах Тассили в Африке. Художники каменного века отлично делали отдельные рисунки, но не научились собирать их в большие картины, где все связано общим смыслом. Не любили также рисовать людей, охотно делали только изображение животных.

12 слайд

Описание слайда:

Артефакты древней истории Африки Наскальная живопись в Тассили-и-Аджер в алжирской Сахаре Аджер.IV тыс. до н.э. Изображение лучника. Тассили-и-Аджер. Аджер.IV тыс. до н.э.

13 слайд

Описание слайда:

14 слайд

Описание слайда:

Негоидный тип Характерны: различный рост, удлинённые конечности (особенно руки), темная кожа, курчавые волосы, широкий плоский нос, толстые губы, прогнатизм. Распространена в Африке, к югу от Сахары. Прогнатизм предполагает выступающие вперёд челюсти, кроме того, нижняя челюсть лишена подбородочного выступа. Эти черты создают острый лицевой угол.

15 слайд

Описание слайда:

Капоидная раса бушменская малая раса в составе большой Африканской негроидной расы. В настоящее время обитает в пустынных и полупустынных районах Южной Африки.

16 слайд

Описание слайда:

Пигмеи (греч. Πυγμαϊοι - «люди величиной с кулак») - группа низкорослых негроидных народов, обитающих в лесах тропической Африки Упоминаются уже в древнеегипетских надписях 3-го тыс. до н. э., в более позднее время - в древнегреческих источниках (в «Илиаде» Гомера, у Геродота и Страбона).

17 слайд

Описание слайда:

Эфиопская раса имеет некое сходство с негроидной группой, но по строению лицевого скелета эфиопская группа резко отличается от негроидной расы. Цвет кожи хоть и коричневый с красноватым оттенком, но, как правило, светлее чем у негрских народов, хотя некоторые группы эфиопской расы обладают одними из наиболее тёмных в мире оттенками кожи, вьющиеся волосы, обычно, не достигают характерной для негров курчавости, полные губы не настолько вздутые, как у представителей негроидной расы.

18 слайд

Описание слайда:

Берберы (самоназвание амазиг, амахаг - «человек»; кабильск Imaziɣen) - общее название покоренных в VII веке арабами и обращенных в ислам коренных обитателей северной Африки от Египта на востоке до Атлантического океана на западе и от Судана на юге до Средиземного города на севере. Численность 11,52 млн человек (1992 г.). Говорят на берберо-ливийских языках. По религии - в основном мусульмане-сунниты.

19 слайд

Описание слайда:

Зулу́сы (зулу amaZulu, англ. Zulus) - африканский народ численностью около 10 млн человек, обитающий в основном в провинции Квазулу-Натал в Южно-Африканской республике. Небольшие группы зулусов проживают также в Зимбабве, Замбии и Мозамбике. Язык зулу принадлежит к группе нгуни семьи банту. Зулусское королевство сыграло важную роль в истории нынешней ЮАР в 19 и 20 веках. В эпоху апартеидазулусы в ЮАР, будучи крупнейшей этнической группой, рассматривались как граждане второго сорта.

20 слайд

Описание слайда:

Масаи полукочевой африканский народ, живущий в саванне на юге Кении и на севере Танзании. Масаи являются, пожалуй, одним из самых известных племён Восточной Африки. Несмотря на развитие современной Цивилизации, они практически полностью сохранили свой традиционный уклад жизни, хотя это и становится труднее с каждым годом. Говорят на масайском языке.

21 слайд

Описание слайда:

22 слайд

Описание слайда:

23 слайд

Описание слайда:

Африка – родина множества уникальных цивилизаций В 6-5-м тысячелетиях до н. э. в долине Нила складывается земледельческие культуры (Тасийская культура, Файюм, Меримде), на основе которой в 4-м тысячелетии до н. э. возникает древнейшая африканская цивилизация - Древний Египет. К югу от неё, также на Ниле, под её влиянием сформировалась керма-кушитская цивилизация, сменившаяся во 2-м тысячелетии до н. э. нубийской (Набата), расцвет которой пришёлся на период существования Мероитского царства (VI век до н. э. - IV век н. э.). На обломках последнего образовались государства Алоа, Мукурра, Набатейское царство и др., находившиеся под культурным и политическим влиянием Эфиопии, коптского Египта и Византии. На севере Эфиопского нагорья под влиянием южноаравийского Сабейского царства возникла эфиопская цивилизация: в V веке до н. э. выходцами из Южной Аравии образовано Эфиопское царство, во II-XI веках н. э. существовало Аксумское царство, на основе которого складывается средневековая цивилизация христианской Эфиопии (XII-XVI век). Эти очаги цивилизации были окружены скотоводческими племенами ливийцев, а также предками современных кушито- и нилотоязычных народов.

24 слайд

Описание слайда:

Древние свидетельства о занятиях населения В Сахаре, бывшей тогда плодородной территорией, обитали группы охотников-рыболовов, о чём говорят археологические находки. По всей Сахаре обнаружено множество петроглифов и наскальных росписей, датируемых от 6000 до н. э. до VII века н. э. Наиболее известным памятником первобытного искусства Северной Африки является плато Тассилин-Аджер. Памятники наскальной живописи также встречаются в Сомали и ЮАР (древнейшие рисунки датируются 25,500 до н. э). Древнейшие археологические находки, свидетельствующие об обработке зерна в Африке, датированы тринадцатым тысячелетием до н. э. Скотоводство в Сахаре началось ок. 7500 до н. э., а организованное сельское хозяйство в районе Нила появилось в 6 тысячелетии до н. э.

25 слайд

Описание слайда:

Развитие ремесел и торговли В Африке южнее Сахары в 1-м тысячелетии до н. э. повсеместно распространяется металлургия железа. Это способствовало освоению новых территорий, прежде всего - тропических лесов, и стало одной из причин расселения по большей части Тропической и Южной Африки народов, говорящих на языках банту, оттеснивших к северу и югу представителей эфиопской и капоидной рас.

26 слайд

Описание слайда:

Протогосударства древней Африки Нынешний уровень наших знаний позволяет с полной определенностью утверждать, что нигде в Африке к югу от Сахары до рубежа VII-VIII вв. н. э. не сложились общества с антагонистическими классами и что лишь после появления в Северной и Восточной Африке арабов народы субсахарской Африки познакомились с письменностью.

27 слайд

Описание слайда:

Условно говоря, древнейшие цивилизации, сложение которых совпало по времени с переходом к железному веку на всей территории субсахарской Африки, формировались в нескольких главных районах, которые разделяли огромные расстояния: Западный Судан и сопредельные с ним части сахельской зоны на севере; прилегавшие к ним области Сахары; центральная и юго-западная части современной Нигерии; бассейн верхнего течения р. Луалаба (нынешняя провинция Шаба в Заире); центральные и восточные области сегодняшней Республики Зимбабве, африканское побережье Индийского океана. Археологические исследования последних двух десятилетий убедительно показывают прямую преемственность между этими древнейшими цивилизациями и цивилизациями африканского средневековья-великими державами Западного Судана (Ганой, Мали, Сонгай), Ифе, Бенином, Конго, Зимбабве, суахилийской цивилизацией и др.

28 слайд

Описание слайда:

Примеры древних цивилизаций Африки На основе коневодства (с первых веков н. э. - также верблюдоводства) и оазисного земледелия в Сахаре складываются городские цивилизации (города Телги, Дебрис, Гарама), возникает ливийское письмо. На средиземноморском побережье Африки в XII-II веках до н. э. процветала финикийско-карфагенская цивилизация.

29 слайд

Описание слайда:

Начиная с 3 века до н.э. происходит активный процесс миграции негроидных племен на юг континента, связанный с наступлением пустыни. Величайшая в мире пустыня Сахара делит Африку на две неравные части. В меньшей из них - Северной Африке - находились Египет, Карфаген и другие древние государства. К югу от Сахары простирается Тропическая Африка.

30 слайд

Описание слайда:

Напата город на западном берегу Голубого Нила, располагался на 400 километром севернее Хартума, современной столицы Судана. Был основан около 1450 г. до н.э. нубийцами. Через 600 лет он стал столицей Куша. После того как столица была перенесена в Мероэ, Напата стала религиозным центром. В 24 г. н.э. была разрушена римлянами при царствование царицы Аманирене. Римлянами командовал префект Египта Гай Петроний.

31 слайд

Описание слайда:

Воссоздание храма Амона в Джебель-Баркал при фараонах XXV династии. Изображение бога Амона.

32 слайд

Описание слайда:

Этруски, ушедшие к истокам Тигра и Евфрата, тоже разделись на два потока около 4 тыс. лет назад. Один поток людей ушёл к южному берегу Чёрного моря в район Каппадокии Понтийской (Турция), а второй поток народа ушёл через Палестину и северный Египет в восточную часть Ливии в район Киренаики, что у Средиземного моря. Здесь 3,8 тыс. лет назад они основали своё государство со столицей в оазисе Куфра (юго-восток Ливии).

33 слайд

Описание слайда:

34 слайд

Описание слайда:

Аксумское царство Возникло во II в. н. э. на севере современной Эфиопии. В IV в. Аксумом правил царь Эзана. В V - VI вв. христианство стало в Аксуме господствующей религией. Аксумское государство перестало существовать в IX – X вв.

35 слайд

Описание слайда:

Аксум, Аксумское царство - могущественное государство, существовавшее в 2 - 11 веках на территории современной Эфиопии. Столицей государства был Аксум. В 3-4 веках произошло возвышение Аксума. В IV веке при царе Эзане Аксум господствовал в Северо-Восточной Африке и Красноморье, соперничая с Византией. С 6 века государственной религией стало христианство. С 8 века начался период упадка, и в первой половине XI века Аксум распался. Под его властью находилась огромная территория вдоль побережья Красного моря и часть Аравийского полуострова, включая красивейший город того времени Йемен. Он располагался на пересечении торговых путей из Сирии, Ирана, Ирака, Турции и Египта. Аксумиты вели торговлю золотом, слоновьей костью, живыми зверями и их шкурами, ароматическими смолами, изумрудами, а также рабами.

36 слайд

Описание слайда:

37 слайд

Описание слайда:

Большие доходы от торговли (золото, изумруды, слоновая кость, звериные шкуры). Изготовление статуй и громадных каменных обелисков. Правитель – «царь царей».

38 слайд

Описание слайда:

Государство Гана Одно из самых ранних государств возникшее в западной части Африки, создана народом сонинке на территории современных Мавритании и Мали. По преданиям, Гана возникла в конце III - начале IV в. В 1076 г. Гану разгромили племена берберов - альморавидов, населявшие Сахару.

39 слайд

Описание слайда:

Гана, государство, существовавшее на территории. южной части современной Мавритании и западной части Республики Мали. По преданиям, государство Гана (ср.-век. государство) (другое название Аукер или Аухар) сложилось в 4 в. Этническую основу Гана (ср.-век. государство) составили сонике - один из народов группы манде. Основными отраслями хозяйства были земледелие и скотоводство; значительного развития достигла обработка металлов. Столица Гана (ср.-век. государство) - Кумби-Сале играла важную роль в караванной торговле солью и золотом, а также рабами со странами Северной Африки. Сведений об общественном строе Гана (ср.-век. государство) почти не сохранилось; можно предположить, что в Гана (ср.-век. государство) проходил процесс сложения раннеклассового общества. Расцвет Гана (ср.-век. государство) относится к 9 - середине 11 вв. В 1076 Гана (ср.-век. государство) была на короткое время завоёвана Альморавидами. В начале 13 в. правители Мали, одной из южных провинций Гана (ср.-век. государство), распространили свою власть на всю территорию Гана (ср.-век. государство), образовав государство Мали. По имени средневекового Гана (ср.-век. государство) названо современное государство Гана.

40 слайд

Описание слайда:

41 слайд

Описание слайда:

Государство Мономотапа Образовалось в XIV в. В юго-восточной части африканского континента, в междуречье рек Замбези и Лимпопо. В XVII в. единое государство распалось на множество мелких владений.

Первые Цивилизации стали возникать 100 в. назад.

Последняя Цивилизация остановилась 32 в. назад.

Тойнби приводит в числе независимых цивилизаций африканскую.

Современные справочники делят Африку также на северную, центральную и южную.

Есть деление на древнеафриканскую и современную африканскую цивилизацию.

Первые цивилизационные общества примитивных социокультов возникают в центре Африки, где наметилась стабилизация природных условий, несмотря на не совсем подходящие самих этих условий.

Типично Африканские цивилизации перестали возникать с проникновением в Африку иноземных социокультурных технологий, которые несли на своих горбах невиданные в Африке верблюды, понукаемые берберами.

+++++++++++++++++++++++++++++++++++++++

Африка была местом рождения подсемьи и рода Homo, включая восемь разновидностей, от которых остался только Человек разумный.

Согласно последнему палеонтологическому и археологическому свидетельству, гоминиды уже существовали по крайней мере пять миллионов лет назад. Эти животные все ещё очень походили на их близких кузенов, больших африканских обезьян, но приняли двуногую форму передвижения, что дало им критическое преимущество в борьбе за выживание, поскольку это позволило им жить и в лесистых областях и на открытой саванне, в то время, когда Африка высыхала, с саванной, вторгающейся на лесистые области.

3 миллиона лет назад несколько разновидностей австралопитеков развились всюду по южной, восточной и центральной Африке.

Археологические полученные данные показывают, что примитивные племена жили по Нилу прежде, чем династическая история фараонов началась. Организованное сельское хозяйство появилось 6000 до н.э.

Лингвистические данные показывают, что люди языковой группы банту (например, Xhosa и зулу), эмигрировали в юго-западном направлении в места, где до них жили Khoisan, и что банту вытеснили прежних жителей. Поселения банту использовали характерный набор зерновых культур, подходящих для тропической Африки, включая маниоку и ямс.

Население состоит в основном из представителей двух рас: негроидной южнее Сахары, и европеоидной в северной Африке (арабы) и ЮАР (буры и англоюжноафриканцы). В Африке расположено 56 стран. Большинство из них долгое время были колониями европейских государств и обрели независимость только в 50-60-х годах XX века.

До этого независимыми были только Египет (c 1922), Эфиопия (c 1941), Либерия (с 1847 года) и ЮАР (с 1910 года), но в ЮАР вплоть до 90-х годов XX века сохранялся режим апартеида, дискриминационный к коренному (чёрному) населению.

На Севере континента расположены территории Испании Сеута, Мелилья. Распространены традиционные религии: ислам, христианство (католики, протестанты, православные, монофизиты).

В связи с тем, что границы африканских государств проводились искусственно, без учёта расселения различных народов и племён, а также традиционное африканское общество не было готово к демократии, во многих африканских странах после обретения независимости начались гражданские войны. Во многих странах к власти пришли диктаторы. Возникшие в результате этого режимы отличаются пренебрежением к правам человека, бюрократией, тоталитаризмом, что в свою очередь приводит к кризису экономики и растущей бедности.

Наиболее распространены арабский, английский, французский языки, также суахили, конго, фульбе.

Современная Африканская цивилизация (южнее Сахары) проходит стадию формирования, однако ее положение среди цивилизаций 5-го поколения остается самым тяжелым. Виной тому наиболее высокие темпы прироста населения при одновременном сокращении объемов ВВП на душу населения. Так, доля этой цивилизации в общей численности жителей планеты возросла с 6,2% в 1950 г.до 10,6% в 2000 г., а в первой половине XXI в. увеличится до 18,6%, рост численности населения составит 2,5 раза. В то же время доля в мировом ВВП сократилась с 3,4% в 1950 г. до 2,4% в 2000 г., а в 2015 г., согласно прогнозу ИМЭМО РАН, составит всего 2,1%. Уровень жизни в большинстве африканских стран рекордно низкий.

В целом по африканской цивилизации ВНП на душу населения в 11,4 раза ниже среднемирового, а в Эфиопии (население 69 млн. человек), Нигерии (130 млн. человек) - в 15,7 раза. В 2000 г. в Африке проживало 540 млн. человек, а к 2050 г. их будет уже 692 млн. При пессимистичном сценарии развития Африканской цивилизации разрыв между богатыми западными и бедной африканской цивилизациями только увеличится, что еще более осложнит мировую обстановку. Африка - это своеобразный стенд, на котором пройдут испытание эффективность глобализации, способность цивилизаций 5-го поколения к взаимной поддержке и партнерству.

Способность какого-либо потенциального сердцевинного государства (одна из важнейших характеристик цивилизации) лидировать в Тропической Африке ограничивается ее делением на франко- и англоговорящую части. Какое-то время Кот-д"Ивуар был сердцевинным государством франкофонной Африки. Однако ту же роль в значительной мере выполняла Франция, которая после обретения колониями независимости поддерживала с ними тесные экономические, военные и политические связи. Обе африканские страны, наиболее подходящие на роль сердцевинного государства, англофонны.

Размеры, ресурсы и расположение делают Нигерию потенциальным сердцевинным государством, но отсутствие внутрицивилизационного единства, массовая коррупция, политическая нестабильность, репрессивное правительство и экономические проблемы резко ограничили ее способность играть эту роль, хотя время от времени она это и делала.

Мирный, на основе переговоров, отход Южной Африки от апартеида, ее индустриальная мощь, более высокий по сравнению с другими африканскими странами уровень экономического развития, ее военные возможности, природные ресурсы и умудренное опытом черно-белое руководство ясно указывают на это государство как на лидера южной части Африки - вероятного лидера английской Африки и возможного - всей Тропической. (Хантингтон)

+++++++++++++++++++++++++++++++++++++

Одна из противоборствующих на мировой арене цивилизаций, наряду с Западной, Исламской, Латиноамериканской, Православной, Сино-Китайской, Индуистской, Буддистской и Японской. Включает в себя Африку южнее Сахары, кроме ЮАР, которую часто относят к Западной цивилизации. Религией Африканской цивилизации является либо «привезённое» европейскими колонизаторами христианство (чаще католическое или протестантское , но также иногда и православное : см. Александрийская православная церковь), либо местные традиционные верования: шаманизм , анимизм , язычество . В Северной Африке (Магриб) преобладает Исламская цивилизация.

История

Первой страной Африканской цивилизации был Древний Египет . Затем Нубия , Сонгай , Гао , Мали , Зимбабве . Последними, уже в XVIII веке , возникли Зулуленд и Матабелеленд . Все эти африканские государства вначале были ослаблены в результате междоусобиц, а затем захвачены иноземцами (Древний Египет был завоёван Римской Империей , государство зулусов - Британской). К 1890 году , 90 % территорий Африки контролировали европейские колониальные империи , часто вступавшие в конфликты в том числе из-за колоний на этом континенете (см. Драка за Африку), и было всего два независимых государства - Либерия и Эфиопия . Но уже в 1910 году автономию в составе Британского Содружества получил ЮАР , в 1922 Египет , в 1941 британцы изгнали из Эфиопии войска Фашистской Италии . Однако масштабная деколонизация началась только после окончания Второй Мировой . На данный момент почти все страны являются формально независимыми от своих бывших метрополий ; однако на практике, всё ещё сильно зависят от них экономически, так как большинство из них очень бедны (Африка - самый бедный континент в мире , единственной развитой страной является ЮАР). На данный момент, перспективы развития Африканских стран очень туманны. Специалисты утверждают, что население продолжает увеличиваться за счёт традиционно высокой рождаемости, а экономика очень слаба и будет не в состоянии прокормить такое большое население. Такое человечеству предсказывал Мальтус .

См. также

Напишите отзыв о статье "Африканская цивилизация"

Примечания

Ссылки

  • «Столкновение цивилизаций » Хантингтона. Хантингтон С. . - М .: АСТ, 2003. - ISBN 5-17-007923-0

Отрывок, характеризующий Африканская цивилизация

Когда он вернулся назад в комнату, Пьер сидел на том же месте, где он сидел прежде, опустив руки на голову. Лицо его выражало страдание. Он действительно страдал в эту минуту. Когда капитан вышел и Пьер остался один, он вдруг опомнился и сознал то положение, в котором находился. Не то, что Москва была взята, и не то, что эти счастливые победители хозяйничали в ней и покровительствовали ему, – как ни тяжело чувствовал это Пьер, не это мучило его в настоящую минуту. Его мучило сознание своей слабости. Несколько стаканов выпитого вина, разговор с этим добродушным человеком уничтожили сосредоточенно мрачное расположение духа, в котором жил Пьер эти последние дни и которое было необходимо для исполнения его намерения. Пистолет, и кинжал, и армяк были готовы, Наполеон въезжал завтра. Пьер точно так же считал полезным и достойным убить злодея; но он чувствовал, что теперь он не сделает этого. Почему? – он не знал, но предчувствовал как будто, что он не исполнит своего намерения. Он боролся против сознания своей слабости, но смутно чувствовал, что ему не одолеть ее, что прежний мрачный строй мыслей о мщенье, убийстве и самопожертвовании разлетелся, как прах, при прикосновении первого человека.
Капитан, слегка прихрамывая и насвистывая что то, вошел в комнату.
Забавлявшая прежде Пьера болтовня француза теперь показалась ему противна. И насвистываемая песенка, и походка, и жест покручиванья усов – все казалось теперь оскорбительным Пьеру.
«Я сейчас уйду, я ни слова больше не скажу с ним», – думал Пьер. Он думал это, а между тем сидел все на том же месте. Какое то странное чувство слабости приковало его к своему месту: он хотел и не мог встать и уйти.
Капитан, напротив, казался очень весел. Он прошелся два раза по комнате. Глаза его блестели, и усы слегка подергивались, как будто он улыбался сам с собой какой то забавной выдумке.
– Charmant, – сказал он вдруг, – le colonel de ces Wurtembourgeois! C"est un Allemand; mais brave garcon, s"il en fut. Mais Allemand. [Прелестно, полковник этих вюртембергцев! Он немец; но славный малый, несмотря на это. Но немец.]
Он сел против Пьера.
– A propos, vous savez donc l"allemand, vous? [Кстати, вы, стало быть, знаете по немецки?]
Пьер смотрел на него молча.
– Comment dites vous asile en allemand? [Как по немецки убежище?]
– Asile? – повторил Пьер. – Asile en allemand – Unterkunft. [Убежище? Убежище – по немецки – Unterkunft.]
– Comment dites vous? [Как вы говорите?] – недоверчиво и быстро переспросил капитан.
– Unterkunft, – повторил Пьер.
– Onterkoff, – сказал капитан и несколько секунд смеющимися глазами смотрел на Пьера. – Les Allemands sont de fieres betes. N"est ce pas, monsieur Pierre? [Экие дурни эти немцы. Не правда ли, мосье Пьер?] – заключил он.
– Eh bien, encore une bouteille de ce Bordeau Moscovite, n"est ce pas? Morel, va nous chauffer encore une pelilo bouteille. Morel! [Ну, еще бутылочку этого московского Бордо, не правда ли? Морель согреет нам еще бутылочку. Морель!] – весело крикнул капитан.
Морель подал свечи и бутылку вина. Капитан посмотрел на Пьера при освещении, и его, видимо, поразило расстроенное лицо его собеседника. Рамбаль с искренним огорчением и участием в лице подошел к Пьеру и нагнулся над ним.
– Eh bien, nous sommes tristes, [Что же это, мы грустны?] – сказал он, трогая Пьера за руку. – Vous aurai je fait de la peine? Non, vrai, avez vous quelque chose contre moi, – переспрашивал он. – Peut etre rapport a la situation? [Может, я огорчил вас? Нет, в самом деле, не имеете ли вы что нибудь против меня? Может быть, касательно положения?]

Понятия: культура, цивилизация

Для того чтобы лучше разобраться в сложной картине культурно-исторической дифференциации человечества, попытаемся дать предварительные определения понятий «культура» и «цивилизация».

Культура - совокупность знаний, которые человек должен приобрести для обогащения своего духовного опыта и вкуса посредством занятий искусством, литературой и науками. Иногда культура трактуется более широко - как совокупность материальных и духовных ценностей, а также способов их создания и применения; в этом смысле она практически «сливается» с понятием цивилизация.

Существует мнение, что культура (понимаемая в узком смысле) в отличие от цивилизации относится к явлениям субъективного порядка, поскольку совокупность знаний у человека может формироваться через образование и средства массовой информации, которые в свою очередь могут контролироваться центральной авторитарной властью в своих целях. В истории можно найти примеры, когда навязываемая обществу культура оказывалась в противоречии с традиционными ценностями цивилизации (нацистская Германия и т.д.).

Термин «цивилизация» впервые вошел в обиход во Франции. Им первоначально обозначались добродетели завсегдатаев просвещенных парижских салонов. Сегодня под цивилизацией понимается «некая культурная общность, самый высокий уровень группировки людей по признаку культуры и самый широкий срез культурной идентичности после того, который отделяет человека от других биологических видов» (Huntington, 1993).

Совершенно очевидно, что цивилизация может определяться как объективными критериями (история, религия, язык, традиции, институты), так и субъективными - характером самоидентификации. Она может охватывать множество государств (как западноевропейская) или только одно (Япония). Каждая из цивилизаций отличается своей неповторимой спецификой и только ей свойственной внутренней структурой (так, японская цивилизация имеет, в сущности, один вариант; западная цивилизация - два основных варианта: европейский и североамериканский; исламская - по крайней мере три: арабский, турецкий и малайский).

В данном случае цивилизация интересует нас прежде всего как региональное (глобальное) пространство, наполненное особым культурным содержанием. Любую из цивилизаций образуют совокупности компонентов и компонентных связей, причем не следует забывать, что понятием «цивилизация» охватывается не только материальная и духовная культура людей, но и окультуренные естественные ландшафты, т.е., в сущности, природа.

Культурная интеграция мира и регионализм

Одно из замечательных проявлений современного процесса общения - разнообразные культурные контакты человечества. Они берут начало в древнейшие времена с обмена предметами материальной культуры между первобытными племенами и продолжаются сегодня в масштабной интеграции региональных культур и цивилизаций. Подобный синтез культур способствует устранению изоляционизма народов и экономической автаркии государств, преодолению обывательского чувства страха перед всем новым и непривычным.

На рубеже XX-XXI вв. мир меняется с невиданной быстротой. Культурная экспансия теперь вовсе не обязательно связана с территориальными завоеваниями. Сегодня стремительно укрепляются экономические связи, расширяется сеть глобальных коммуникаций и средств массовой информации, огромный размах приобрел обмен ценностями культуры в рамках различных национальных и международных программ. Судьбы народов сливаются в одну всемирную судьбу.

Некоторыми западными учеными в этой связи высказывается мнение о том, что мир перерос суверенитет. Действительно, с каждым годом государства делегируют мировому сообществу (в частности, ООН) все больше полномочий. Однако роль государства как стабилизирующей и направляющей силы в процессе мировой интеграции не уменьшается, а скорее усиливается.

Процессы интеграции и регионализма всегда «шествуют» рядом, центростремительные тенденции сменяются центробежными и наоборот. Острое соперничество государств в экономической, военной и идеологической сферах имеет самое непосредственное отношение к культуре и цивилизации.

Культурная интеграция мира может и должна опираться на развитие (возрождение) национальной культуры, самобытное развитие народов, их самоопределение в области языка, духовной культуры. Иногда при этом добавляют: и государственность. Однако этот вопрос очень непрост. Начиная с И. Фихте, а отчасти и раньше в европейской общественной мысли утверждалась идея о том, что каждая нация должна иметь свое государство. Но сегодня нация может быть дисперсно «вкраплена» в другую. Нередко суверенитет одного народа автоматически ведет к потере независимости другого. Многие этносы в силу исторических обстоятельств вообще не имеют собственной территории. Проблем и вопросов много, вплоть до того, что не ясно, что вообще следует понимать под нацией?

Культура и общественно-политические территориальные формирования

Существует некая условность, как в определении сторон света, так и в делимитации общественно-политических регионов. Например, стороны света не являются геостационарными: они фиксируются в зависимости от местонахождения наблюдателя (классическая восточная страна Япония по отношению к США превращается в западную). Для того чтобы стороны света из относительных понятий превратились в геостационарные, необходима «логическая точка отсчета» - пространственный центр. Нечто подобное иногда происходит и с общественно-политическими регионами. Так, в свое время по «логике» конфликта между Востоком и Западом Япония, Южная Корея и Тайвань вдруг стали ассоциироваться с Западом, а находящаяся в западном полушарии Куба - с Востоком. Само понятие «Восток» на протяжении столетий неоднократно меняло свое содержание. До XX в. оно употреблялось в зависимости от контекста как синоним Китая, Византийской империи, православного христианства, славянского мира. Примерно с 1920-х гг. Восток стал ассоциироваться с «коммунистическим миром» и приобрел сугубо азиатские контуры. Впрочем, в дальнейшем к Востоку нередко стали относить даже Африку.

В отличие от частей света и общественно-политических регионов культурно-исторические очаги всегда фиксируются как более или менее геостационарные. Связующим элементом таких территорий становится культура, в целом слабо подчиняющаяся усилиям общественно-политического порядка по ее ликвидации или изменению. В отдельных случаях (например, при образовании Российской империи и СССР) географические границы формировались под воздействием скорее политических и идеологических факторов, чем культурных. Иначе трудно объяснить сосуществование в пределах одного государства регионов, принадлежащих к разным цивилизациям.

Вместе с тем даже при перемещении культуры «на месте» остаются элементы «твердого осадка»: архитектурные формы, геопланировка, археологические памятники и т.п.

Цивилизационные пространства

Попытки установления границ существующих ныне цивилизаций наталкиваются на хорошо известную трудность: их наиболее характерные признаки отчетливо проявляются лишь в фокусных зонах (ядрах), в то время как периферийные участки отличаются от ядер увеличением чуждых им особенностей. Так, если Франция, Великобритания или страны Бенилюкса отражают идеальное сочетание признаков, характерных для западноевропейской цивилизации, то в странах Восточной Европы эти признаки несколько «тускнеют» - здесь наблюдается своеобразное смешение или переплетение «трансцивилизационных» элементов. Не отражают внезапных межцивилизационных переходов также многие регионы Российской Федерации (например, территории преобладания мусульманской и буддистской идентичностей), Тибет в Китае и т.д.

Распространения цивилизации

На протяжении истории очаги цивилизации постоянно меняли свои очертания, расширялись в разных направлениях - вдоль осевых линий цивилизаций. Первыми, наиболее изученными культурными очагами были долина Нила и бассейн Тигра и Евфрата, где возникли центры цивилизации Египет и Шумер. Расширение древнеегипетской цивилизации происходило на соприкасающихся частях трех материков Старого Света, включая часть Малой Азии, Эфиопии и более отдаленные районы. От Двуречья движение цивилизации шло как в сторону Малой Азии, Сирии, Ливана, Палестины, так и в сторону Закавказья и Ирана.

Расширение древнекитайского цивилизационного района в бассейне реки Хуанхэ происходило на северо-восток - в сторону позднейшей Маньчжурии и на северо-запад - в сторону будущей Монголии, на запад в сторону современной провинции Сычуань, а на юг - будущего Вьетнама и на восток - Японии. Сфера влияния индуистской цивилизации со временем охватила весь Индостан, на юге в ее орбиту вошел Цейлон, на востоке - прилегающие друг к другу части Малаккского полуострова, восточной Суматры и западной Явы и т.д.

Постепенно образовалась обширнейшая цивилизационная зона от Атлантического до Тихоокеанского побережья, представленная как старыми очагами цивилизации - Евро-афро-азиатским (на стыке Африки, Азии и Европы), Китайским и Индуистским, так и новыми - Афро-карфагенским, Латинским, Среднеазиатским и другими. Рост Римской империи на рубеже старой и новой эр вовлек в «цивилизационное поле» Испанию, Галлию, Британию и т.д. Дальнейший ход географического развития цивилизации хорошо известен. Расширение цивилизационного пространства происходило за счет новых районов Европы, азиатской части Евразийского континента, Северной Америки, Австралии, Океании и т.д.

Вместе с тем за пределами отмеченной цивилизационной зоны, в областях, разбросанных между пустынями, степями и горными кряжами, возникали и другие истоки высокой культуры, а иногда и самостоятельные цивилизации - индейских племен майя и ацтеков в Центральной Америке иинков (как называют их некоторые историки, «римлян Нового Света») в Южной, народов Черной Африки и др.

Современные цивилизации

На вопрос, сколько в мире насчитывается цивилизаций, разные авторы отвечают по-разному; так, Тойнби насчитал 21 крупную цивилизацию в истории человечества. Сегодня чаще всего выделяют восемь цивилизаций: 1) западноевропейскую с отпочковавшимися от нее североамериканским и австралийско-новозеландским очагами; 2) китайскую (или конфуцианскую); 3) японскую; 4)исламскую; 5) индуистскую; 6) славяно-православную (или ортодоксально-православную); 7)африканскую (или негроидно-африканскую) и 8) латиноамериканскую .

Однако принципы отбора современных цивилизаций остаются дискуссионными.

Взаимоотношения между народами и странами, принадлежащими к разным цивилизациям, в нашу эпоху расширяются, но это не нивелирует, а порой усиливает самосознание, чувство принадлежности к данной цивилизации. (Например, эмигрантов из Польши французы встретили более доброжелательно, чем из Северной Африки, а американцы, вполне лояльно относящиеся к экономической экспансии западноевропейских держав, болезненно реагируют на японские инвестиции в США.)

Линии «разлома» между цивилизациями, по мнению некоторых ученых, могут заменить в XXI в. политические и идеологические рубежи времен холодной войны, стать очагами кризисов и даже войн. Одной из таких линий цивилизационного «разлома» является дуга от исламских стран Африки (Африканский рог) до Средней Азии бывшего СССР с целой серией недавних конфликтов: мусульмане - иудеи (Палестина - Израиль), мусульмане - индуисты (Индия), мусульмане - буддисты (Мьянма). Думается, у человечества хватит мудрости избежать противоборства цивилизаций.

Цивилизации Востока

Среди «классических» восточных цивилизаций обычно различают китайско-конфуцианскую, индуистскую и исламскую. Часто к ним относят также японскую, несколько реже - африканскую цивилизации (народов южнее Сахары).

Восточные общества во многом отличны от европейского. Например, роль частной собственности здесь всегда была невелика. Земля, ирригационные системы и т.д. были собственностью общины. Человек согласовывал свою деятельность с ритмами природы, а среди его духовных ценностей одно из ведущих мест занимала установка на адаптацию к природным условиям. Ценностно-духовная сфера человеческого бытия ставилась выше экономической. На Востоке ценна активность, направленная вовнутрь человека, на самосозерцание и самосовершенствование. Свято почитаются традиции, обычаи, передаваемые из поколения в поколение. Поэтому данный тип общества получил название традиционного.

Широко известно крылатое выражение английского писателя Р. Киплинга: «Запад есть Запад, Восток есть Восток, и им никогда не сойтись». Но сегодня в эпоху универсализации мировой истории оно нуждается в уточнении. Запад и Восток, сохраняя свою самобытность, обязаны «сойтись» во имя решения глобальных проблем человечества и сохранения стабильности на планете.

Индуистская цивилизация

Как и китайская, индуистская (индийская) цивилизация насчитывает тысячелетия. Ее «кристаллизационное ядро» относится к бассейну рек Инд и Ганг. На стыке старой и новой эр цивилизационным процессом был охвачен весь Индостан и соседние регионы. Впоследствии появились «индуизированные» государства даже на территории современной

Индонезии, которые, по мнению ученых, вовлекли в цивилизационный процесс и далекий Мадагаскар.

Связующим звеном индуистской цивилизации являлась каста как социальное явление, наиболее соответствующее местной мифологии и религии (каста - обособленная группа людей, связанная происхождением и правовым положением своих членов). Именно каста, веками обеспечивая стабильность, породила специфическую индийскую общину, помогла сохранить языческую религию индуизма, повлияла на политическую раздробленность государства, закрепила многие черты духовного склада (например, восприятие скорее идеала, чем реальности) и т.д. (Ко времени получения независимости в 1949 г. в стране насчитывалось более 3000 каст, делившихся на высшие и низшие. Конституция Индии отменила кастовое деление, однако в деревне его пережитки дают о себе знать до сих пор.)

Вклад индуистской цивилизации в мировую культуру огромен. Это прежде всего религия - индуизм (брахманизм) как комплекс религиозных, этических и философских представлений, учение «отца индийской нации» Махатмы Ганди о ненасилии, многочисленные памятники духовной и материальной культуры.

Китайско-конфуцианская цивилизация

Ядро этой древнейшей цивилизации - бассейн реки Хуанхэ. Именно в пределах Великой китайской равнины сформировалась древняя культурная область, давшая впоследствии «побеги» в Индокитай, Японию, Монголию, Маньчжурию и т.д. В то же время Тибет (как оплот буддизма) оставался вне сферы влияния конфуцианства, что позволяет иногда говорить о несовпадении границ Китая как историко-культурной области и как государства.

Термин «конфуцианская» указывает на огромную роль, которую в развитии китайской цивилизации сыграло конфуцианство (по имени основоположника Конфуция) - религия-этика. Согласно конфуцианству, судьба человека определяется «небом» (отсюда Китай часто называют Поднебесной), младший должен безропотно подчиняться старшему, нижестоящий - вышестоящему и т.д. В конфуцианстве всегда была четко выражена установка на самореализацию тех способностей, которые заложены едва ли не в каждом человеке. Учиться, познавать, совершенствоваться всю жизнь, говорил Конфуций, должен каждый.

Китайцы издревле отличались высокой организацией труда. Миллионы, сотни миллионов неутомимых тружеников под бдительным «оком» государства веками создавали материальные ценности, немалая Доля которых сохранилась до наших дней, они создали величественные памятники и прославленные гигантские сооружения - от Великой Стены и Великого Канала до дворцово-храмовых комплексов.

В сокровищницу мировой цивилизации древние китайцы внесли четыре величайших изобретения: компас, бумагу, книгопечатание и порох. Наиболее древний из дошедших до нас шедевров китайской медицины «Медицинский канон Желтого императора» (18 томов) был написан около III в. до н.э. В Древнем Китае была изобретена десятичная система исчисления. Китайцы достигли вершин и в таких областях, как искусство керамики и фарфора, разведение домашнего скота и птицы, шелководство и шелкоткачество, чаеводство, изготовление астрономических и сейсмических приборов, и др.

Долгие века Китай фактически был изолирован от внешнего, мира. Только после опиумных войн в середине XIX в. он был открыт для колониальной торговли. Лишь в последние десятилетия в КНР стали интенсивно внедряться рыночные начала в экономике (в частности, созданы свободные экономические зоны).

Вместе с тем китайцы всегда отличались культурной восприимчивостью и отсутствием ксенофобии, а местные власти не чинили препятствий распространению христианства и ислама в прибрежных провинциях. Своеобразными посланцами китайской цивилизации за рубежами Китая являются многочисленные хуацяо (эмигранты).

Важным фактором китайской цивилизации является иероглифическая письменность.

Японская цивилизация

Часть ученых оспаривает существование особой японской цивилизации. Отмечая неповторимость японской культуры в истории человечества (сравнивая ее с уникальностью культуры античной Греции), они склонны считать Японию периферийной частью влияния китайской цивилизации. Действительно, китайско-конфуцианские традиции (высокая культура труда, почитание старших, нашедшее отражение в культуре самурайской этики, и т.д.) подчас в несколько трансформированном виде во многом определили облик страны. Но в отличие от Китая, более «скованного» традициями, Японии удалось быстрее синтезировать традиции и европейскую современность. В результате японский эталон развития по многим параметрам становится ныне оптимальным, превосходящим европейский и американский. Среди непреходящих ценностей японской культуры - местные традиции и обычаи, японский сад и храмы из дерева, кимоно и икебана, местная кухня и аквакультура, граверное и театральное искусство, высокое качество продукции, гигантские туннели, мосты и т.д.

Исламская цивилизация

Народы Ближнего и Среднего Востока, Северной Африки и Испании за исторически короткий срок были объединены в гигантское государство - Арабский халифат, постепенно рассыпавшийся на самостоятельные государства. Но с момента арабских завоеваний все они (за исключением Испании) сохранили одну важнейшую общность - исламскую религию.

Со временем ислам проник еще дальше - в Тропическую Африку, Малайзию, Индонезию и т.д. Своеобразной «экологической нишей» ислама является аридный пояс (сердце арабского мира - пустынная Аравия со священными городами Меккой и Мединой), и несколько неожиданным оказалось широкое проникновение ислама в мусонную Азию. Во всяком случае, сегодня мир ислама значительно шире арабского мира. Внутри исламской цивилизации различают субкультуры (варианты цивилизации): арабскую, тюркскую (в частности, турецкую), иранскую (или персидскую), малайскую.

Культурное наследие исламской цивилизации, унаследовавшей ценности прежних культур (древних египтян, шумеров, византийцев, греков, римлян и др.) богато и многообразно. Оно включает величественные дворцы халифов (правителей), мечети и мусульманские школы (медресе) в Аммане, Анкаре, Багдаде, Дамаске, Иерусалиме, Каире, Мекке, Рабате, Тегеране, Эр-Рияде и других городах.

Здесь высоко развито искусство керамики, ковроделия, вышивки, художественной обработки металла, тиснения на коже. (Меньшее развитие получило изобразительное искусство, так как ислам запрещает Изображать живые существа, особенно человека.) Широко известен вклад в мировую культуру поэтов и писателей исламского Востока (Низами, Фирдоуси, Омар Хайям и др.), ученых (Авиценна - Ибн-Сина), философов.

Крупнейшим достижением исламской культуры является Коран.

Heгрo-африканская цивилизация

Существование негро-африканской цивилизации часто подвергается сомнению. Многообразие африканских этносов, языков и культур к югу от Сахары дает повод утверждать, что здесь нет единой цивилизации, а существуют только «ни на что непохожести». Это крайнее суждение. Традиционная негритянская африканская культура представляет собой сложившуюся, достаточно четко очерченную систему духовных и материальных ценностей, т.е. цивилизацию. Имеющиеся здесь сходные исторические и природно-экономические условия определили много общего в социальных укладах, искусстве, менталитете негроидных народов банту, манде и др.

Народы Тропической Африки, пройдя длительный путь развития, внесли большой, до сих пор еще мало изученный вклад в историю мировой культуры. Уже в эпоху неолита в Сахаре были созданы замечательные наскальные изображения. Впоследствии то в одном, то в другом месте огромного региона возникали и исчезали очаги древних, подчас родственных культур.

На развитие культуры стран Тропической и Экваториальной Африки сильное влияние оказали колонизация, чудовищная практика работорговли, расистские идеи, целенаправленно насаждавшиеся на Юге континента, массовая исламизация и особенно христианизация («крещение») местного населения. Начало активному смешению двух цивилизационных типов, один из которых был представлен традиционной общиной (вековой формой организации крестьянской жизни), другой - западноевропейскими миссионерами, насаждавшимиеврохристианские нормы, было положено примерно на рубеже XIX-XX вв. При этом оказалось, что прежние нормы, «правила» жизни разрушаются быстрее, чем формируются новые, «рыночные». Обнаружились трудности в культурной адаптации африканцев к западным ценностям.

Большая часть негроидных народов Африки до XX в. не имела письменности (ее заменяло устное и музыкальное творчество), здесь не сложились самостоятельно «высокие» религии (подобно христианству, исламу или буддизму), не появились техническое творчество, наука, не возникли рыночные отношения по простейшей формуле товар - деньги - товар. Все это пришло к африканцам из других регионов. Однако исходя из принципа «рядоположенности» (равноправности) всех культур и цивилизаций, ошибкой было бы недооценивать африканскую культуру. Нет народа без культуры, и она не является синонимом европейских стандартов.

Цивилизации Запада

Чаще всего к цивилизациям Запада относят: 1) западноевропейскую (техногенную, индустриальную, научно-техническую и т.д.); с некоторыми оговорками 2) латино-американскую и 3) православную (ортодоксально-православную) цивилизации. Иногда их объединяют в одну -христианскую (или западную) цивилизацию. Но независимо от названия цивилизации Запада во многих отношениях противоположны традиционному восточному обществу. Они отличаются относительной молодостью в сравнении с цивилизациями Востока, насчитывающими тысячелетия.

Сложившееся в западноевропейском регионе с его более суровой по, сравнению со странами Востока природной средой интенсивное производство требовало предельного напряжения физических и интеллектуальных сил общества. В связи с этим формировалась и новая система ценностей, где действовали принципы - «добросовестный труд как путь к процветанию» и «честное состязание как путь к самоутверждению». Эти принципы, часто противопоставляющиеся «созерцательности» традиционных обществ Востока, были сформулированы еще в античной Греции и выдвигали на первый план творческую, преобразующую деятельность человека.

Западноевропейская цивилизация вобрала в себя достижения античной культуры, идеи Возрождения, Реформации, эпохи Просвещения и Французской революции. При этом история Европы «писана не голубыми или розовыми красками»: она знает времена инквизиции, кровавых режимов и национального гнета; она заполнена бесчисленными войнами, пережила чуму фашизма.

Культурное наследие западноевропейской цивилизации, представленное материальной и духовной сферами, неоценимо. Философия и эстетика, искусство и наука, техника и экономика Западной Европы представляют собой уникальное достижение человеческого разума. «Вечный город» Рим и афинский Акрополь, вереница королевских замков в долине Луары и ожерелье античных городов европейского Средиземноморья, парижский Лувр и британский Вестминстерский дворец, польдеры Голландии и индустриальные пейзажи Рура, музыка Паганини, Моцарта, Бетховена и поэзия Петрарки, Байрона, Гете, творения Рубенса, Пикассо, Дали и многих других гениев - все это элементы западноевропейской цивилизации.

Пока что европейский Запад имеет явный перевес (прежде всего, в экономической сфере) над другими цивилизациями. Однако западная культура «пропитывает» лишь поверхность остального мира. Западные ценности (индивидуализм, либерализм, права человека, свободный рынок, отделение церкви от государства и др.) находят слабый резонанс в исламском, конфуцианском, буддийском мире. Хотя западная цивилизация уникальна, но она не универсальна. Страны, добившиеся в конце XX в. реальных успехов в социально-экономическом развитии, вовсе не перенимали идеалы западной цивилизации (европоцентризма), особенно в духовной сфере. Япония, Сингапур, Южная Корея, Саудовская Аравия - современные, процветающие, но явно не западные общества.

Жизненное пространство западноевропейской цивилизации нашло продолжение в США, Канаде, Австралии, Новой Зеландии, ЮАР.

Латиноамериканская цивилизация

Она органично впитала в себя индейские элементы доколумбовых культур и цивилизаций (майя, инков, ацтеков, и др.). Фактическое превращение европейскими завоевателями (конкистадорами) материка в «заповедное поле охоты на краснокожих» не прошло бесследно: индейская культура понесла большие потери. Однако ее проявления можно встретить повсеместно. Речь идет не только о древних индейских обычаях, орнаментах и гигантских фигурах пустыни Наска, танцах и мелодиях кечуа, но и об элементах материальной культуры: дорогах инков и высокогорном животноводстве (ламы, альпаки) в Андах, террасном земледелии и навыках возделывания «исконных» американских культур: маиса, подсолнечника, картофеля, фасоли, томатов, какао и т.п.

Ранняя колонизация Латинской Америки (главным образом испанцами и португальцами) способствовала массовой, подчас насильственной «католизации» местного населения, обращению его в «лоно» западноевропейской цивилизации. И все же длительное «автономное» развитие местных обществ и происшедший симбиоз разных культур (включая африканскую) дают основание говорить о становлении особой латиноамериканской цивилизации.

Православная цивилизация

Она отделена от западноевропейской по линии, проходящей вдоль нынешней границы России с Финляндией и странами Балтии и отсекающей католические «окраины» Западной Украины и Западной Белоруссии от православных областей. Далее эта линия идет на запад, отделяя Трансильванию от остальной Румынии, на Балканах она практически совпадает с границей между Хорватией и Сербией (т.е. с исторической границей между Габсбургской и Османской империями).

О месте православного мира и конкретно России в цивилизацион-ном пространстве Евразии давно ведутся ожесточенные споры (в частности, между западниками и славянофилами, отстаивающими особый цивилизационный путь России). («Да мы уж тыщу лет в Европе!» - восклицает Президент России. «Да, скифы мы, да, азиаты мы!» - отвечают ему оппоненты, цитируя известные стихи А. Блока.)

С одной стороны, Россия - действительно европейская страна: культурно, религиозно, династически. Она в значительной степени сформировала ту культуру, которую принято называть западной (достаточно вспомнить православную теологию и литургию, Достоевского и Чехова, Чайковского и Шостаковича и др.). С другой стороны, значительная часть России - это слабозаселенные, просторные равнины Азии; кроме того, Россия вплотную соприкасается с интенсивно развивающимися регионами Востока. Отсюда специфичность России - евразийской страны, служащей своеобразным мостом и «фильтром» между Западным и Восточным мирами.



Европейские колонизаторы поступили с африканской цивилизацией несправедливо. Погубили в самом начале ее развития, не дав достичь расцвета, а спустя столетия заявили, что так было всегда. Отсталые, мол, народы. Страны третьего мира. Что с них взять?

СЕНСАЦИОННЫЕ НАХОДКИ

А ведь на территории Черного континента найдено немало очагов высокоразвитой культуры. Так, на границе Танзании и Кении обнаружены развалины древнего города Энгаруки, с остатками древних монументальных сооружений, рудников, кузниц и даже сложной оросительной системы.

Еще большую сенсацию вызвали раскопки на территории Зимбабве: археологи отыскали там тысячи выработанных месторождений золота, меди, железной руды, цинка. Но интереснее всего величественные каменные сооружения, возведенные предками народа шона. В XI веке на территории современных Центрального Мозамбика и Зимбабве они создали настолько богатое и процветающее государство, что могли себе позволить возводить вокруг построек величественные каменные стены, так называемые Зимбабве (отсюда и пошло современное название страны).

В XIV веке вокруг Большого Зимбабве - огромного, обнесенного каменной стеной комплекса сооружений, расположенного вблизи современного города Масвинго, - сложилось мощное государство Мономотапа. Высота стен Большого Зимбабве доходила до 9 метров, у основания их толщина достигала 8 метров, а сама царская резиденция состояла из 900 тысяч каменных блоков. В Мономотапе процветали ремесла и торговля (при раскопках были найдены китайский фарфор и стеклянные сосуды арабского и персидского производства XIII века), собирались налоги, была даже таможня.

До наших дней дошли искусные бронзовые барельефы древних мастеров Бенина и ювелирные изделия, которые восхищали европейцев.

Увы, на примере Бенина понятно, как негритянские государства пришли в упадок: они стали жертвой соблазнов, неизбежных при столкновении с техногенной цивилизацией. Правители Бенина попытались извлечь выгоду из обмена рабов на огнестрельное оружие, но эти сделки ослабили государство, а междоусобные войны довершили катастрофу…

Причем Европе, опередившей в техническом развитии Африканский континент на 3 и даже 4 века, не требовалось жечь города и уничтожать королевства. Достаточно было объявить, что к обмену предлагаются ружья и прочие изделия передовой технологии. Плата одна - люди.

ВСЕ ПРОТИВ ВСЕХ

Что произошло дальше, хорошо известно. Поначалу мелкие феодалы и крупные владыки были рады сплавить подальше преступников. Потом начались набеги на соседние земли для захвата пленников. Через 100 лет на континенте уже шла война всех против всех. Уголовное законодательство подстроили к нуждам работорговли. Любое преступление и даже легкий проступок карались продажей в рабство, причем заодно с виновным хватали всех членов его семьи.

История не имеет сослагательного наклонения, но представьте себе на минуту, что все случилось наоборот и в X веке владеющие оружием африканцы приплыли к берегам Европы…

Вот от берега отчаливают набитые пленниками корабли. Плывут в рабство французы, у которых никогда не будет собора Парижской Богоматери и Эйфелевой башни, Вольтера и Наполеона. Англичане, у которых украли Шекспира и Байрона, русские, которым не суждено построить Петербург и отправить человека в
космос.

Хотя о чем это мы? Какие французы и итальянцы? В начале II тысячелетия нации в нынешнем понимании только складывались. На корабли грузили бы саксов, древлян и франков.

А где-нибудь за океаном плантатор рассуждал бы в кругу друзей также высокомерно, как говорили в реальной истории белые о неграх:

У меня рабов каких только нет. Лучше всего швабы, они хорошо возделывают землю и понятливы. Вятичи - отменные рыболовы и охотники, но своенравны и часто бегут. Норманны слишком воинственны, за ними нужен глаз да глаз. Сицилийцы - лентяи, каких свет не видывал, но их женщины плодовиты…

Но оставим социальную фантастику. Давайте посмотрим, как происходило, например, крушение цивилизации в Конго.

КОРОЛИ БЕЗ ПОДДАННЫХ

Португальцы не стремились выглядеть врагами местных правителей. Они даже готовы были оказать чернокожим братскую помощь. Король Португалии направил в Африку каменщиков, кровельщиков и плотников, которые умело реконструировали столицу Мбанза-Конго. Государства обменивались посольствами. Миссионеры обратили вождя и его подданных в католичество. Вскоре столицу переименовали в Сан-Сальвадор, а дети конголезской знати поехали обучаться в Европу. Двор было не узнать.

Где браслеты из слоновой кости и уборы из пальмовых листьев? Новоиспеченные негритянские герцоги и маркизы одевались по португальской моде! Черный король Аффонсу I вел постоянную переписку с белым королем Жуаном III. В своих посланиях Аффонсу сетовал на работорговцев, из-за которых его владения теряли людей. Однако спохватился он поздно: с его ведома португальцы уже построили и миссии, и укрепленные форты. А вместо золотого песка и слоновой кости все настойчивее требовали рабочую силу.

Избавившись от иллюзий, правитель Конго запретил вывоз рабов. Но государство уже попало в заколдованный круг. Страна ослабла, и соседи вторгались в ее пределы. Чтобы отбиться, надо было привлечь наемников с огнестрельным оружием. А чем платить? Конечно, рабами. Одним словом, негритянское государство подсело на работорговлю как на наркотик. В благодарность за португальскую военную помощь пришлось отменить ограничения на продажу людей. Территория сокращалась, как шагреневая кожа. Правители становились королями без подданных…

ГЕНОЦИД

Историки подсчитали, что за период колонизации на континенте погибло 100-150 миллионов человек. Это был самый настоящий геноцид. Последствия расправы с черной цивилизацией сказываются до сих пор. Многовековое господство банд привело к кризису всех систем. К XIX веку экономика и культура лежали в руинах, а население было развращено культом силы. Выживал тот, кто умел убивать, воровать, грабить.

ВОЙНА - ВЫГОДНЫЙ БИЗНЕС

До прихода европейцев африканские правители получали доходы за счет крестьян и ремесленников. А потому были заинтересованы в развитии производства и заботились о безопасности своих подданных. Работорговля приостановила развитие государственности. Наиболее удачливые вожди быстро смекнули, что можно припеваючи жить за счет войн. Они совершали набеги на соседей.

Их хищные дружины жгли деревни и обращали в рабство тех, кто не смог убежать. Шло планомерное истребление целых регионов. Ремесло приходило в упадок. Изделия черных мастеров были куда хуже и примитивнее, чем предметы 500-летней давности!

Когда во всем мире наблюдался прогресс в аграрной области, Африка обходилась мотыгой и не могла даже мечтать о культурном возделывании земли, а постоянная угроза набега лишала крестьянина всякого стимула к труду. А в век Просвещения африканская цивилизация уже лежала в руинах. Столицы крупных государств превратились в большие деревни, и даже их обитатели не знали, что было здесь 3 столетия назад.

2785