Адрес: Красная площадь

Храм Василия Блаженного , или собор Покрова Божией Матери на Рву , − так звучит его каноническое полное название, − был построен на Красной площади в 1555-1561 годах. Этот собор по праву считается одним из главных символов не только Москвы, но и всей России. И дело даже не только в том, что он построен в самом центре столицы и в память об очень важном событии. Храм Василия Блаженного еще и просто необыкновенно красив.

На том месте, где сейчас красуется собор, в XVI веке стояла каменная Троицкая церковь, «что на Рву». Здесь действительно был оборонительный ров, тянувшийся вдоль всей стены Кремля со стороны Красной площади. Этот ров был засыпан только в 1813 году. Сейчас на его месте – советский некрополь и Мавзолей.

А в XVI веке, в 1552 году, у каменной Троицкой церкви был погребен блаженный Василий, скончавшийся 2 августа (по другим источникам, он умер не в 1552 году, а в 1551). Московский «Христа ради юродивый» Василий родился в 1469 году в селе Елохове, с юности был наделен даром ясновидения; он предсказал страшный пожар Москвы в 1547 году, уничтоживший почти всю столицу. Блаженного чтил и даже побаивался Иван Грозный. После кончины Василий Блаженный был погребен на кладбище при Троицкой церкви(вероятно, по распоряжению царя) с большими почестями. А вскоре здесь началось грандиозное строительство нового Покровского собора, куда позднее перенесли мощи Василия, на чьей могиле стали совершаться чудесные исцеления.

Возведению нового собора предшествовала длинная строительная история. Это были годы большого Казанского похода, которому придавалось колоссальное значение: до сих пор все походы русских войск на Казань заканчивались неудачей. Иван Грозный, лично возглавивший войско в 1552 году, дал обет в случае успешного окончания кампании построить в Москве на Красной площади грандиозный храм в память об этом. Пока шла война, в честь каждой крупной победы рядом с Троицкой церковью ставилась небольшая деревянная церковь в честь того святого, в чей день победа была одержана. Когда же русское войско с триумфом возвратилось в Москву, Иван Грозный принял решение на месте выстроенных восьми деревянных церквей поставить одну большую, каменную − на векá.

О строителе (или строителях) храма Василия Блаженного идет немало споров. Традиционно было принято считать, что Иван Грозный заказал постройку мастерам Барме и Постнику Яковлеву, но многие исследователи сейчас сходятся на мнении, что это был один человек – Иван Яковлевич Барма, по прозванию Постник. Также бытует легенда, будто после постройки Грозный повелел ослепить мастеров, чтобы они больше не смогли построить ничего подобного, но это не более чем легенда, так как в документах указано, что уже после возведения собора Покрова на Рву мастер Постник «по реклу Барма» (т.е., по прозвищу Барма) строил Казанский кремль. Также опубликован ряд других документов, где упоминается человек по имени Постник Барма. Этому мастеру исследователи приписывают строительство не только храма Василия Блаженного и Казанского кремля, но также и Успенского собора, и Никольского храма в Свияжске, и Благовещенского собора в Московском Кремле,и даже (по некоторым сомнительным источникам) церковь Иоанна Предтечи в Дьякове.

Храм Василия Блаженного состоит из девяти церквей на одном фундаменте. Войдя внутрь храма, даже трудно бывает разобраться в его планировке, не сделав круг-другой по всему зданию. Центральный престол храма посвящен празднику Покрова Божией Матери. Именно в этот день взрывом была разрушена стена Казанской крепости и город был взят. Вот полный список всех одиннадцати престолов, существовавших в соборе до 1917 года:

  • Центральный – Покровский
  • Восточный − Троицкий
  • Юго-восточный − Александра Свирского
  • Южный − Николая Чудотворца (Великорецкой Иконы Николая Чудотворца)
  • Юго-западный − Варлаама Хутынского
  • Западный − Входоиерусалимский
  • Северо-западный − Св. Григория Армянского
  • Северный – Св. Адриана и Наталии
  • Северо-восточный − Иоанна Милостивого
  • Над могилой Иоанна Блаженного − придел Рождества Богородицы (1672г.), примыкающий к приделу Василия Блаженного
  • В пристройке 1588 года − придел Василия Блаженного

Собор выстроен из кирпича. В XVI веке этот материал был достаточно новым: прежде традиционным материалом для церквей были белый тесаный камень и тонкий кирпич – плинфа. Центральная часть увенчана высоким великолепным шатром с «огненным» декором почти до середины его высоты. Окружают шатер со всех сторон купола приделов, ни один из которых не похож на другой. Мало того, что различается рисунок больших луковиц-куполов; если всмотреться, то легко заметить, что и отделка каждого барабана уникальна. Первоначально, по-видимому, купола были шлемовидными, но уже к концу XVI века они точно были сделаны луковичными. Нынешняя их расцветка утвердилась только в середине XIX века.

Главное в облике храма то, что он лишен определенно выраженного фасада. С какой стороны к собору ни подойдешь – кажется, что именно она и есть главная. Высота храма Василия Блаженного − 65 метров. Долгое время, вплоть до конца XVI века, это было самое высокое здание Москвы. Первоначально собор был покрашен «под кирпич»; позднее он перекрашивался, исследователи обнаружили остатки рисунков, изображающих ложные окна и кокошники, а также сделанные краской памятные надписи.

В 1680 году собор значительно реставрируют. Незадолго до этого, в 1672 году, к нему пристраивают небольшой придел над могилой еще одного почитаемого московского блаженного – Иоанна, погребенного здесь в 1589 году. Реставрация 1680 года выразилась в том, что деревянные галереи-гульбища заменили на кирпичные, вместо звонницы устроили шатровую колокольню и сделали новое покрытие. Тогда же в подклет храма перенесли престолы тринадцати или четырнадцати церквей, стоявших на Красной площади вдоль рва, там, где проводились публичные казни (все эти церкви имели в названиях приставку «на крови»). В 1683 году по всему периметру храма провели изразцовый фриз, на плитках которого излагалась вся история здания.

Перестраивался, хотя и не так значительно, собор во второй половине XVIII века, в 1761-1784 годах: заложили арки подклета, убрали керамический фриз и все стены храма снаружи и изнутри расписали «травчатым» орнаментом.

Во время войны 1812 года храм Василия Блаженного впервые подвергся риску сноса. Уходя из Москвы, французы заминировали его, но взорвать не смогли, только разграбили. Сразу же после окончания войны один из самых любимых храмов москвичей отреставрировали, а в 1817 году занимавшийся восстановлением послепожарной Москвы О.И.Бове укрепил и украсил чугунной оградой подпорную стену храма со стороны Москвы-реки.

На протяжении XIX века собор еще несколько раз реставрировался, и в конце века даже была предпринята первая попытка его научного исследования.

В 1919 году был расстрелян «за антисемитскую пропаганду» настоятель собора о.Иоанн Восторгов. В 1922 году из собора были изъяты ценности, а в 1929 году собор был закрыт и передан Историческому музею. На этом, казалось бы, можно было успокоиться. Но самое страшное время было еще впереди. В 1936 году Петра Дмитриевича Барановского вызвали и предложили заняться обмерами храма Покрова на Рву, для того, чтобы его можно было спокойно снести. Храм, по мнению властей, мешал движению автомобилей по Красной площади… Барановский поступил так, как от него не ожидал, наверное, никто. Прямо заявив чиновникам, что снос собора − безумие и преступление, он пообещал немедленно покончить с собой, если это произойдет. Надо ли говорить, что после этого Барановский немедленно был арестован. Когда через полгода он был освобожден, собор продолжал стоять на своем месте…

О том, как сохранился собор, ходит немало легенд. Самая популярная – это история о том, как Каганович, представляя Сталину проект реконструкции Красной площади для удобства проведения парадов и демонстраций, снял с площади макет храма Василия Блаженного, на что Сталин скомандовал ему: «Лазарь, поставь на место!». Это будто бы и решило судьбу уникального памятника…

Так или иначе, но храм Василия Блаженного, пережив всех пытавшихся его уничтожить, остался стоять на Красной площади. В 1923-1949 годах в нем проводились масштабные исследования, позволившие восстановить первоначальный вид галереи. В 1954-1955 годах собор снова, как в XVI веке, раскрасили «под кирпич». В соборе расположен филиал Исторического музея, и поток туристов туда не иссякает. С 1990 года в нем иногда проводятся службы, но в остальное время это по-прежнему музей. Но главное, наверное, даже не в этом. Главное, что один из красивейших московских и вообще российских храмов по-прежнему стоит на площади, и больше ни у кого не возникает идей убрать его отсюда. Хочется надеяться, что это навсегда.

Освобождая Красную площадь от построек, «мешающих» проводить масштабные праздничные мероприятия (парады и демонстрации), Лазарь Каганович предложил полностью разобрать собор Василия Блаженного. А чтобы убедить Сталина в своей правоте, для наглядности изготовил макет площади, с которого можно было бы снять церковь. Но всё пошло не так, как он планировал: когда он забрал собор с макета, вождь этих действий не оценил и сказал фразу, вошедшую в историю храма навсегда: «Лазарь, поставь на место!».

Находится собор Василия Блаженного в столице России, в Москве, недалеко от Кремля, в южной части Красной площади. На географической карте его можно обнаружить по следующим координатам: 55° 45′ 9.25″ с. ш., 37° 37′ 23.27″ в. д.
Огромный каменный храм появился здесь после того, как царь Иван Грозный пообещал Богу в случае успеха Казанского похода возвести собор.

А пока длились военные действия, после каждой серьёзной победы на Красной площади вокруг Троицкой церкви возводили временные церквушки, посвящённые святым, в день которых было выиграно сражение. Когда война закончилась победой, царь велел на месте этих церквей (всего оказалось восемь построек) возвести одну, каменную, которая простояла бы века, и в честь того, что окончательная победа пришла на Покрову, в октябре 1552 г., назвать храм Покровским собором.

Новую церковь возвели очень быстро, за шесть лет. Строительство московского храма началось в 1555 г., а закончилось в 1561 г. Исследователи до сих пор не пришли к единому мнению о том, кто именно был его архитектором. Официальная версия говорит о том, что за строительные работы отвечали зодчие Плотник Яковлев и Барма, но в последнее время многие историки согласны с тем, что архитектором храма являлся лишь один мастер – Иван Яковлевич Барма, в народе – Плотник.

Некоторые историки выдвигают ещё одну ничем не подтверждённую гипотезу о том, что архитектором здания является итальянский мастер (об этом свидетельствует оригинальный стиль постройки, сочетающий в себе как элементы русского зодчества, так и европейской архитектуры времён Ренессанса).

После того как строительство было закончено, возникла легенда о том, что царь велел ослепить зодчих, дабы они не смогли возвести храм подобной красоты. В последнее время историки сходятся на том, что это лишь миф, поскольку существуют документы, подтверждающие архитектурную деятельность Плотника, который занимался строительством Казанского кремля и других зданий.

Названия храма

Ещё до начала строительных работ, московский царь Иван Грозный, недалеко возведённый от Кремля храм, наименовал Покровским собором. Москвичи ещё долго именовали собор Троицкой церковью (ранее находящаяся святыня была посвящена Святой Троице). А некоторое время спустя после завершения строительства люди прозвали храм собором Василия Блаженного – в честь местного юродивого, который постоянно, вне зависимости от сезона, ходил с цепями, одетыми на голое тело. Василий Блаженный обладал ясновидением и сумел предсказать пожар, который в 1547 году почти уничтожил Москву.

Умер он в 1557 году и был похоронен возле стен недостроенной святыни, а через тридцать лет над его могилой возвели придел, пристройку, в которой установили алтарь с престолом для богослужений. Естественно, придел получил имя блаженного, которого в это же канонизировали: над местом его захоронения было зафиксировано не одно чудесное исцеление.

После того как была закончена пристройка, служения в московском соборе стали проводить каждый день: ранее храм не отапливался, а потому богослужения в нём происходили лишь в тёплое время года (новая пристройка была более просторная и тёплая).

Строительство

Собор архитекторы строили из кирпича – материала по тем временам довольно нового и непривычного (обычно при строительстве храмов зодчие использовали белый тёсаный камень). В западной части храма мастера смогли даже выложить перекрытие из кирпичей, проделав в них круглые отверстия, вставив металлическую скрепку и надежно скрепив между собой.

Уже на первоначальном этапе архитектор столкнулся с первой проблемой: здание нужно было построить на песчаном рыхлом и влажном грунте (сказывалась близость протекающей поблизости Москвы-реки), из-за чего было невозможно сделать глубокий фундамент (фундамент храма имеет глубину в несколько метров). Чтобы разрешить ситуацию, архитекторы применили очень интересный ход: опирается массивная конструкция храма на состоящий из нескольких помещений подклет – нижний этаж, высота которого составляет шесть, а ширина стен – три метра, при этом подклет имеет очень мощные своды и перекрытия.


В качестве строительного материала для нижнего этажа было решено остановиться на белом известняке: его способность хорошо впитывать влагу, давала возможность минимизировать риск подтопления в случае наводнения. После того как подклеты были установлены, на них поставили восьмиугольные основы, на которых планировалось возвести будущие храмы (таким образом, основа здания внешне напоминала пчелиные соты и отличалась повышенной прочностью).

Интересно, что специалисты, говоря про тайны собора Василия Блаженного, нередко упоминают про тайники, которые обустраивали в специальных нишах нижнего этажа (до конца XVI ст. здесь даже прятали царскую казну, а богатые горожане – своё имущество).

Попасть сюда было непросто – о лестнице, ведущей из церкви Покрова Божьей Матери, знали лишь несколько человек, а впоследствии и этот узкий проход был замурован. Обнаружили ход лишь в 1930 г., когда проводили реставрационные работы, сейчас в помещениях подклета хранятся иконы собора.

Интересный способ применили архитекторы, создавая акустику внутри собора (метод нередкий при строительстве древнерусских церквей): для того, чтобы создать хорошее звучание, в стены храма архитекторы вмонтировали глиняные горшки, голосники, направив их горловинами в сторону внутреннего пространства здания. Такой метод давал возможность облегчить давление на несущие части храма.

Описание храма

Давая описание московского храма, специалисты акцентируют внимание на том, что он лишён чётко выраженного главного фасада: все его стороны выглядят основными. Высота сооружения достигает 65 метров, поэтому на протяжении долгого времени храм считался самым высоким зданием города.


В наше время, глядя на храм, трудно поверить, что изначально собор не был таким пёстрым: судя по описаниям, стены церкви были белого цвета. Перекрашивать его стали уже некоторое время спустя, причём делали это, кардинально меняя облик собора – историки обнаружили на его стенах рисунки, изображающие ложные окна, кокошники, памятные надписи. Полихромная и растительная роспись на красном фоне появилась лишь в конце XVII ст.

Судя по дошедшим описаниям, в прежние времена Покровский собор был более красивым и нарядным: он имел более сложную роспись, а основной купол опоясывали меньшие.

Внешний вид здания был довольно сильно изменён уже через сто лет после окончания строительства: пристроили два крыльца, внешнюю галерею перекрыли сводами, а внутри собора расписали стены. Поэтому в храме можно увидеть сочетание редких памятников древнерусской иконописи с фресками шестнадцатого века, росписью семнадцатого, масляной живописью восемнадцатого.

Возводили храм, учитывая стороны света: ориентируясь на них, соорудили четыре церкви, и столько же построили по диагонали. Покровский собор насчитывает девять церквей: в центре – основной храм Покрова Божьей Матери, окружённый четырьмя большими (от 20 до 30 м) и четырьмя малыми церквами (около 15 м), возле которых находилась колокольня и придел Василия Блаженного. Все эти церкви находятся на одном основании, имеют общую обходную галерею и соединяются внутренними коридорами.


Купола Покровского собора

Сначала на Покровском соборе было установлено двадцать пять куполов, символизирующих Господа и старцев, находящихся возле его трона. Впоследствии их осталось лишь десять: один расположен над колокольней, другой возвышается над приделом Василия Блаженного, остальные – каждый над своим храмом. При этом все они отличаются друг от друга: уникален не только рисунок больших куполов, но и отделка каждого барабана.

Учёные выдвигают предположение, что изначально купола имели шлемовидную форму, но довольно скоро были заменены на луковичную форму, теперешняя расцветка появилась лишь в середине XIX ст., а до XVII ст. храм имел купола золотого цвета.

Храм в наши дни

Судя по описаниям, на протяжении всей истории храм Василия Блаженного не раз перестраивался и менял облик (свою лепту в необходимости проведения частых ремонтных работ вносили и частые пожары, которые были нередки в городе).

Впервые на грани исчезновения собор Василия Блаженного очутился в 1812 году, когда французы, покидая столицу России, заминировали его (правда, взорвать его они по каким-то причинам не смогли, но церковь разграбили). Когда война закончилась, Покровский собор был не только отреставрирован, но и со стороны реки его стена была украшена чугунной оградой.

Самые печальные времена храм пережил в XX ст. В 1918 году большевики расстреляли настоятеля церкви Иоанна Восторгова за «антисемитскую пропаганду». Через три года из собора изъяли все ценности, а здание передали Историческому музею. Ещё некоторое время он являлся действующей церковью, пока в 1929 г. богослужения не запретили, сняв все колокола (богослужения в соборе возобновились лишь в 1991 г.).

Второй раз на грани исчезновения храм оказался в 1936 г., когда реставратору Петру Барановскому предложили измерить храм, чтобы впоследствии снести. В ответ на это архитектор категорически заявил, что идея эта безумна и преступна, и пригрозил покончить с собой, если её осуществят. Сразу после этого последовал арест, но церковь не тронули: слишком уж много у неё оказалось защитников. Поэтому, когда через полгода его освободили, храм стоял на прежнем месте.


Всего 78 фото

Собор Василия Блаженного занимает особое место не только среди шедевров мировой архитектуры, но и в сознании любого русского человека. Эта церковь на Красной площади является олицетворением красоты русской души, ее бездонного внутреннего духовного мира, сокровенного желания обрести рай и блаженство, как на земле, так и на небе. Собор Василия Блаженного безоговорочно признан всеми нами как один из символов России и как одна из её значительных духовных основ. Архитектурный ансамбль Красной площади сейчас просто немыслим без этой небесной красоты воплощенной в камне. Страшно подумать, но по одной из легенд, известный Лазарь Каганович, как то, предлагал Сталину снести Собор Василия Блаженного, эффектно выхватив его с макета реконструкции Красной площади, который был представлен на рассмотрение вождю народов. Лазарь! Поставь нам место, - сказал тогда коротко Сталин…

Храм Василия Блаженного так сильно впечатляет тебя, надолго остается в сознании и продолжает долго в нем жить, питая душу чувственной нематериальной энергией этого земного чуда. Находясь рядом с храмом можно бесконечно любоваться его неповторимым живым образом, играющими всеми гранями возвышенной и изысканной красоты с любого его ракурса. Об этом храме написано множество очерков, проведено бесчисленное количество научных исследований и, конечно же, выложено в сети не поддающееся исчислению материалов независимых исследователей и просто любителей русской архитектуры и старины.

Мне хотелось представить моему читателю о Покровском храме на Рву нечто такое, отличающееся от творений других авторов, что, конечно же, в этом контексте, сложная и, во многом, неподъемная задача. Однако, я, все таки, попытаюсь) Как обычно, здесь будет много моих фотографий этого храма, самых его разнообразных ракурсов, в разное время года - с целью раскрыть как внешний чувственный образ собора, так и показать его удивительные внутренние пространства, без лицезрения которых невозможно впитать всю эту Красоту целиком и полностью. Как оказалось, пребывая в самом храме, я умудрился-таки, что частенько со мной происходит, пропустить при съемке некоторые виды и детали его богатого внутреннего интерьера, что, как обычно, выясняется уже при подготовке конкретного материала. Конечно, же, эти недоработки будут мной восполнены здесь по мере поступления соответствующего визуального исходного материала.

Мне чрезвычайно интересен период строительства шатровых храмов на Руси и Собор Василия Блаженного занимает, среди чудом уцелевших к настоящему времени шатровых храмов, свое особое уникальное место, потому как центральной архитектурной доминантой этого шедевра и является возвышенная шатровая церковь Покрова Богородицы. Эта статья будет одной из некоторых в цикле моих будущих обзорных статей о периоде шатрового строительства на Руси.

В первой части, уже по традиции, мы попытаемся впитать чу́дный и неповторимый образ Собора Василия Блаженного, узнаем об его удивительной и загадочной истории, духовной основе истории его создания, об архитектурных особенностях, а уже во второй и третьей частях - осмотрим и исследуем церковь изнутри, ведь главное - это чувственное комплексное впечатление, и именно то, что мы выносим для себя и то, что остается, в результате, с нами надолго, а то и навсегда.


У меня нет архитектурного образования и я не считаю себя независимым экспертом в этой области, но сфера искусства и творчества в в области православной архитектуры меня чрезвычайно воодушевляет и интересует. Поэтому при рассказе об архитектурных особенностях собора будут использованы сторонние источники - как говориться - не будем изобретать велосипед там, где уже он уже давным давно изобретен и всё профессионально и дотошно описано и разъяснено в деталях. Так, что я не буду пытаться в этом смысле проявлять оригинальность. Для отделения академического текста об истории и архитектуре собора - мои впечатления и соображения я выделю курсивом.
02.

Итак, собор был построен в 1555-1561 годах по приказу Ивана Грозного в память о взятии Казани и победе над Казанским ханством, которые случились именно в день Покрова Пресвятой Богородицы - в начале октября 1552 года. Существует несколько версий о создателях собора. По одной из версий, архитектором был известный псковский мастер Постник Яковлев по прозвищу Барма.
03.

По другой, широко известной версии Барма и Постник - два разных архитектора, оба участвовавших в строительстве. Но эта версия ныне уже устарела. По третьей версии, собор был построен неизвестным западноевропейским мастером (предположительно итальянцем, как и ранее - значительная часть сооружений Московского Кремля), отсюда и столь неповторимый стиль, сочетающий в себе традиции как русского зодчества, так и европейского зодчества эпохи Возрождения, но эта версия пока так и не нашла никакого чёткого документального подтверждения.
04.

У нас больше эмоциональный подробный репортаж, поэтому я позволил себе добавить в свой рассказ теплого ощущения от цветников, разбитых на Красной площади прошлым летом...)
05.

Согласно московским легендам, зодчие собора (Барма и Постник) были ослеплены по приказу Ивана Грозного, чтобы они не смогли больше построить второго подобного по красоте храма. Однако, если автором собора является Постник, то он не мог быть ослеплён, поскольку в течение нескольких лет после строительства собора участвовал в создании Казанского кремля.
06.

Сам храм символизирует собой Небесный Иерусалим, однако значение цветовой раскраски куполов и по сей день остается неразгаданной загадкой. Ещё в прошлом столетии писатель Чаев предположил, что цвет куполов храма можно объяснить сном блаженного Андрея Юродивого (Константинопольского) - святого подвижника, с которым, по церковному Преданию, и связан праздник Покрова Божией Матери. Ему привиделся Небесный Иерусалим, и там «были сады многие, в них древа высокие, колеблющиеся своими вершинками… Одни из деревьев цвели, другие златовидною листвою были украшены, иные имели плоды различные несказанной красоты».
07.

Первоначально собор был покрашен «под кирпич». Позднее он перекрашивался, исследователи обнаружили остатки рисунков, изображающих ложные окна и кокошники, а также сделанные краской памятные надписи.
08.

В 1588 году к храму была пристроена церковь Василия Блаженного, для устройства которой в северо-восточной части собора были заложены арочные проёмы. В архитектурном отношении церковь представляла собой самостоятельный храм с отдельным входом. В конце XVI века появились фигурные главы собора - взамен первоначального покрытия, сгоревшего во время очередного пожара. Во второй половине XVII века во внешнем облике собора произошли существенные изменения - окружавшую верхние церкви открытую галерею-гульбище перекрыли сводом, а над белокаменными лестницами возвели крыльца, украшенные шатрами.
09.

Внешняя и внутренняя галерея, площадки и парапеты крылец были расписаны травным орнаментом. Эти обновления были завершены к 1683 году, а сведения о них включены в надписи на керамических изразцах, которыми украсили фасад собора.
10.

Архитектура храма Василия Блаженного

Какой бы сложной ни казалась конструкция храма, на самом деле она очень логична. В центре композиции находится главная шатровая Покровская церковь, вокруг которой помещены восемь других столпообразных с купольным завершением церквей. В плане собор образует восьмиконечную звезду. Большие церкви расположены по углам ромба. Ромб, вписанный в квадрат, таково строение храма. Восьмиконечная звезда в христианской символике несёт глубокий смысл - она символизирует всю христианскую церковь, которая является путеводной звездой в жизни человека к Небесному Иерусалиму.
11.

Другой аспект рассмотрения архитектурных особенностей храма в целом может сводиться к простому рассмотрению его архитектурных форм. Все элементы комплекса, включая и центральный, собственно Покровский собор, и большие и малые церкви соответствуют разным типам церковной архитектуры. Но их взаимодействие основано на нескольких композиционных элементах. Это сочетание восьмерика на четверике, или двух восьмериков, различного диаметра. Центральная часть - это два восьмерика на четверике, венчает конструкцию шатёр. Два восьмерика, увенчанные куполом - так можно описать архитектуру больших церквей. Малые церкви - восьмерик на четверике, увенчанный куполом над круглым барабаном. Хотя нижнюю часть малых церквей, их четверики, рассмотреть весьма проблематично, они скрыты за внешним декором - кокошниками.
13.

По всему периметру храм украшен кокошниками, расположены они по разному, разного размера, но выполняют они одну функцию - сглаживают переход от четвериков в восьмерик. Собор построен по принципу нарастания высоты - центральный шатёр в два раза выше больших церквей, большие церкви - в два раза больше малых.
14.

Ещё одна особенность храма делает его абсолютно непохожим на другие - это отсутствие симметрии в декоре и размерах больших и малых церквей. Но весь в целом собор оставляет впечатление собранности и сбалансированности. Кто бы ни был автором собора, его идея - реализация и политического, и религиозного смысла была воплощена в его архитектурных формах безупречно. Схожесть и различие, объединение и разделение - сочетание этих взаимоисключающих элементов стала главной темой в архитектуре собора и принципиальной идеей его конструкции.
15.

Высота храма составляет 65 метров. Собор состоит из храмов, престолы которых освящены в честь праздников, приходившихся на дни решающих боёв за Казань:

Троицы.

В честь святителя Николая Чудотворца (в честь иконы его Великорецкой из Вятки).

Входа во Иерусалим.

В честь мучеников Адриана и Наталии (первоначально - в честь священномучеников. Киприана и Иустины - 2 октября).

Святителей Иоанна Милостивого (до XVIII - в честь святителя Павла, Александра и Иоанна Константинопольских - 6 ноября).

Все эти восемь церквей (четыре осевые, четыре поменьше между ними) увенчаны луковичными главами и сгруппированы вокруг возвышающейся над ними девятой столпообразной церкви в честь Покрова Божией Матери, завершённой шатром с маленькой главкой. Все девять церквей объединены общим основанием, обходной (первоначально открытой) галереей и внутренними сводчатыми переходами.
17.

В 1588 году с северо-востока к собору был пристроен десятый придел, освящённый в честь Василия Блаженного (1469-1552 гг.), мощи которого находились на месте постройки собора. Название этого придела дало собору второе, обиходное название. К приделу Василия Блаженного примыкает придел Рождества Пресвятой Богородицы, в котором в 1589 году был погребён блаженный Иоанн Московский (вначале придел был освящён в честь Ризоположения, но в 1680 году переосвящён как Рождество-Богородицкий). В 1672 году в нём состоялась обретение мощей Иоанна Блаженного, а в 1916 году он был переосвящён во имя блаженного Иоанна, московского чудотворца.
19.

В 1670-х годах построена шатровая колокольня.
21.

Куполов всего одиннадцать, из них девять куполов над храмом (по числу престолов):

Покрова Богородицы (центр),

Святой Троицы (восток),

Входа Господня в Иерусалим (запад),

Григория Армянского (северо-запад),

Александра Свирского (юго-восток),

Варлаама Хутынского (юго-запад),

Иоанна Милостивого (бывш. Иоанна, Павла и Александра Константинопольских) (северо-восток),

Николая Чудотворца Великорецкого (юг),

Адриана и Наталии (бывш. Киприана и Иустины) (север).

Ещё два купола расположены над приделом Василия Блаженного и над колокольней.
22.



Собор неоднократно реставрировался. В XVII веке были добавлены асимметричные пристройки, шатры над крыльцами, затейливая декоративная обработка глав (первоначально они были золотыми), орнаментальная роспись снаружи и внутри (первоначально сам собор был белый).

ПЕРВЫЙ УРОВЕНЬ

Подклет (1-й этаж)

В Покровском соборе нет подвальных пространств. Церкви и галереи выстроены на едином основании - подклете, состоящем из нескольких помещений. Прочные кирпичные стены подклета (до 3 м в толщину) перекрыты сводами. Высота этих помещений - около 6,5 м.

На плане первого уровня помещения в подклете обозначены черным цветом. В цвете - церкви второго уровня собора.
23.

Конструкция северного подклета уникальна для XVI в. Его коробовый свод большой протяжённости не имеет поддерживающих столбов. Стены прорезаны узкими отверстиями - продухами. Вместе с «дышащим» строительным материалом - кирпичом - они обеспечивают особый микроклимат помещения в любое время года.
24.

Раньше помещения подклета были недоступны для прихожан. Глубокие ниши-тайники в нём использовали как хранилища. Их закрывали дверями, от которых теперь сохранились петли. До 1595 года в подклете прятали царскую казну. Зажиточные горожане также приносили сюда своё имущество.

В подклет попадали из верхней центральной церкви Покрова Богоматери по внутристенной белокаменной лестнице. О ней знали только особо доверенные лица. Позднее этот узкий ход был заложен. Однако, в процессе реставрации 1930-х гг. потайная лестница была обнаружена. Мы её еще увидим.
25.

В подклете находятся иконы Покровского собора. Самая древняя из них - икона св. Василия Блаженного конца XVI в., написанная специально для Покровского собора. Также здесь экспонируются две иконы XVII в. - «Покров Пресвятой Богородицы» и «Богоматерь Знамение». Икона «Богоматерь Знамение» является репликой фасадной иконы, расположенной на восточной стене собора. Написана в 1780-е гг. В XVIII-XIX вв. икона находилась над входом в придел Василия Блаженного.

Церковь святого Василия Блаженного

Нижняя церковь была пристроена к собору в 1588 году над захоронением святого Василия Блаженного на церковном кладбище. Стилизованная надпись на стене повествует о строительстве этой церкви после канонизации святого по повелению царя Фёдора Иоанновича. Храм кубической формы, перекрыт крещатым сводом и увенчан небольшим световым барабаном с главкой. Покрытие церкви выполнено в едином стиле с главами верхних церквей собора.

Мы можем видеть четверик этой церкви и самую низкую по уровню главку зеленого цвета с малиновыми шипами и, собственно, ее приделы на первом плане на фото ниже.
27.

Доступ в сам собор Василия Блаженного как раз и начинается с Храма Василия Блаженного, что и находится на первом уровне, в отличие от всех остальных церквей собора...
На праздники здесь очень много народа, как вы видите.

29.

Ризница

В 1680 году выше церкви Василия Блаженного к собору была пристроена еще одна церковь во имя Святой Феодосии Девы. Она была двухэтажной (на подклете). Верх был сделан в виде восьмерика с главкой на узком барабане.

Уже в 1783 году восьмерик разобрали и превратили церковь в ризницу (хранилище облачений и литургической утвари) при церкви Василия Блаженного. Картина Гильфе́рдинга, написанная в 1770 году - единственное изображение церкви Святой Феодосии Девы до ее перестройки. В настоящее время ризница отчасти сохранила свое назначение: в ней проводятся выставки вещей из фондов собора, то есть тех самых, которые когда-то в ней хранились.

Осмотр экспозиции Собора Василия Блаженного начинается с входа через малое северное крыльцо в здание бывшей соборной ризницы (слева - на фото ниже).
30.


А вот эта фотография снята как раз от входа в музей Храма Василия Блаженного.
31.

В музей мы еще с Вами попадем, а пока предлагаю осмотреть внимательно Собор Василия Блаженного в деталях и с разных ракурсов.

ВТОРОЙ УРОВЕНЬ

Галереи и крыльца

По периметру собора вокруг всех церквей проходит внешняя обходная галерея. Первоначально она была открытой. В середине XIX века застеклённая галерея стала частью интерьера собора. Арочные входные проёмы ведут с внешней галереи на площадки между церквами и соединяют её с внутренними переходами.
32.


Центральную церковь Покрова Богоматери окружает внутренняя обходная галерея. Её своды скрывают верхние части церквей. Во второй половине XVII в. галерея была расписана растительным орнаментом. Позднее в соборе появилась сюжетная масляная живопись, которая неоднократно обновлялась. В настоящее время на галерее раскрыта темперная роспись. На восточном участке галереи сохранена масляная живопись XIX в. - изображения святых в сочетании с растительным орнаментом.

Это большое северное крыльцо - через него осуществляется уже выход экскурсантов, посещающих музей и церкви собора.
33.


Собственно, вот такие виды с него можно снять...
35.

Раньше дневной свет проникал в галерею из окон, расположенных над проходами на гульбище. Сегодня её освещают слюдяные фонари XVII в., которые ранее использовали во время крестных ходов. Многоглавые навершия выносных фонарей напоминают изысканный силуэт собора. И фонари мы тоже осмотрим чуть позже.
37.

Это западная сторона собора. Сейчас мы его будем обходить против часовой стрелки. Некоторые фото, что вы видите сняты намеренно с высокими геометрическими искажениями для того, чтобы по возможности охватить целиком фасады собора.
38.

Две галереи объединяют приделы собора в единый ансамбль. Узкие внутренние переходы и широкие площадки создают впечатление «города церквей». Пройдя лабиринт внутренней галереи, можно попасть на площадки крылец собора. Их своды представляют собой «цветочные ковры», хитросплетения которых завораживают и привлекают к себе взоры посетителей.
48.

Сейчас мы находимся с южной стороны Собора Василия Блаженного. На площадке перед собором довольно просторно. Относительно недавно в этом месте проводились археологические раскопки. Их результаты можно увидеть прямо тут же - были найдены каменные ядра и старинные пушки...

Достопримечательности

104839

Самое известное и знаковое место в России и в Москве, свидетель судьбоносных событий прошлого, а ныне - главная арена грандиозных празднеств в Москве - Красная площадь - по праву именуется сердцем столицы и лицом страны. В её облике запечатлелись история и мощь всего государства. Величавая красота и неизменная торжественность поистине культового места восхищает туристов со всего мира, не устающих запечетлевать всю мощь монументальность площади на ярких фото. Прогулка по Красной площади и её ближайшим окрестностям - не просто обязательный, но первостепенный маршрут для каждого гостя в Москве. Ведь именно в этом общественном пространстве, за несколько веков ставшем сакральным, сконцентрированы главные достопримечательности и целый комплекс уникальных памятников, воплощающих национальные идеи и ценности разных эпох. О них - главных объектах, составляющих популярнейший пешеходный маршрут столицы, - и пойдёт речь в нашем гиде.


«Начинается земля, как известно, от Кремля…» От Московского Кремля началась и история главной площади в Москве. В конце XV века после разрушительного пожара выгоревшее пространство между северо-восточной кремлёвской стеной и Торгом застраивать не стали, уцелевшие постройки снесли, и на новообразованной площади вскоре закипела торговля. Пожар, Торг, Троицкая (по церкви святой Троицы) - так почти два столетия называли площадь, прилегающую к Кремлю. Современное имя закрепилось за ней на исходе XVII века. Красной площадью место нарекли не по красному цвету кремлёвских стен, а за исключительную красоту. Самое людное место в Москве, ставшее не только торговым, но и политическим центром города, постепенно застраивалось великолепными зданиями - настоящими шедеврами архитектуры. Вместе с тем, главной достопримечательностью, расположенной в непосредственной близости от Красной площади, всегда оставался Кремль.

Средневековая крепость, с конца XV столетия служившая резиденцией российских правителей, по сей день является основным общественно-политическим и духовным центром страны. Московский Кремль - один из крупнейших в мире архитектурных ансамблей, облик которого складывался на протяжении веков. «Место величайших исторических воспоминаний» удивительно многолико: поражают своей мощью и красотой высокие стены и башни, восхищают своей монументальной торжественностью старинные храмы и палаты, дворцы и административные здания. Кремль - это и уникальный музейный комплекс Москвы, одна из богатейших сокровищниц историко-художественных реликвий и памятников. Вобрав в себя многовековую культуру страны, Кремль превратился в общенародную святыню, стал неоспоримым символом великого государства.

Читать полностью Свернуть

Достопримечательность, Музей, Религия, Памятник архитектуры

Главный храм в Москве - Собор Покрова Пресвятой Богородицы, что на рву, возведённый на Красной площади в 1555–1561 годах. Строительством грандиозного культового сооружения была ознаменована триумфальная победа над Казанским ханством. Удивительная красота храма и затейливость архитектурного решения его образа породили интересную легенду о том, что участвовавшие в создании собора зодчие по приказу Ивана Грозного были ослеплены, дабы не имели возможности соорудить подобный шедевр.

На протяжении своего существования Покровский собор не раз претерпевал изменения в своём облике. Так, в 1588 году к нему была пристроена ещё одна (десятая) церковь в честь Василия Блаженного, давшая древнему храму второе, «народное» имя.

Покровский собор был не только воинским храмом, но и символом национальной идеи, согласно которой Москва провозглашалась Третьим Римом - религиозно-политическим центром, главным хранителем православной веры. Собор также являет собой зашифрованный образ Небесного Иерусалима: разнофигурные и многоцветные главы восьми церквей, окружающие высокий шатёр девятого храма, в плане образуют восьмиконечную звезду - символ, отсылающий к Вифлеемской звезде, указавшей волхвам путь к Спасителю.

Сегодня Собор Василия Блаженного - это действующий храм, а также один из крупнейших музеев страны и Москвы в частности, повествующий об истории православной Руси.

Читать полностью Свернуть

Достопримечательность

Перед Собором Василия Блаженного находится легендарный монумент, посвящённый Кузьме Минину и князю Дмитрию Пожарскому - предводителям второго народного ополчения, войска которого в 1612 году освободили Москву от польских оккупантов. Идея увековечения славы национальных героев возникла в начале XIX века. Автором монумента был избран российский скульптор Иван Мартос. В 1812 году началась работа по созданию памятника. На его отливку потребовалось 1100 пудов меди.

Массивную скульптурную композицию планировали разместить в Нижнем Новгороде - городе, являвшемся центром формирования ополчения. После окончания Отечественной войны 1812 года памятник приобрёл особый общественно-патриотический смысл: был призван стать символом победоносного изгнания захватчиков из Москвы. Первоначальное решение было изменено, монумент установили в центре Красной площади. Его открытие стало торжественным событием, в котором принял участие сам император Александр. А уже в 1931 году памятник, мешавший проведению парадов и демонстраций, переместили к Собору Василия Блаженного.

Читать полностью Свернуть


О существование на Красной площади общественной трибуны, именуемой Лобным местом, впервые повествуют летописные источники середины XVI столетия. Возникновение в Москве «театра прокламаций» связывают со спасением столицы от нашествия крымских татар в 1521 году. До петровских времён Лобное место оставалось главной политической трибуной страны. С этой возвышенной круглой площадки оглашали царские указы и приговоры, объявляли об избрании патриарха, о начале войны или о заключении мира.

Зачастую на Лобном месте для всенародного поклонения выставляли мощи православных святых. А вот казни, вопреки распространённому мнению, здесь происходили крайне редко, в исключительных случаях. Древнерусский ораторский постамент, известный также как «Царево место», долгое время имел сакральное значение. Вплоть до революции возле него останавливались Крестные ходы, отсюда архиерей осенял народ крестным знамением.

Сохранившийся до наших дней облик сооружение приобрело в 1786 году. Тогда устаревший помост был реконструирован по проекту Матвея Казакова. Круглая платформа, выполненная из тёсаного камня, приобрёла каменные перила; вход был оформлен в виде двери с железной ажурной решёткой; для подъёма устроена лестница.

Со временем Лобное место утратило свою первоначальную роль. Тем не менее, вокруг него не перестают собираться люди. Незаурядная достопримечательность притягивает миллионы взглядов не только как необычный архитектурный объект, но и как историческое место, отмеченное торжественными и трагическими событиями многовековой российской истории.

Читать полностью Свернуть

Достопримечательность, Памятник архитектуры, Торгово-развлекательный центр

Парадным фасадом на Красную площадь выходит здание ГУМа - главного отечественного универмага. Масштабное трёхэтажное сооружение в псевдорусском стиле протянулось по восточной границе площади примерно на четверть километра. Возведённое в 1893 году здание почти всегда (за исключением первых лет советской власти) использовалось по своему первоначальному предназначению. Верхние торговые ряды, Государственный универсальный магазин, «Торговый дом ГУМ» - в этих трёх названиях запечатлелась не только судьба крупнейшего пассажа страны, но обозначились основные этапы в развитии российского государства. До революции здесь размещалось более 300 салонов известных торговых фирм, где были представлены практически все группы промышленных и продовольственных товаров. Именно здесь впервые появились ценники, исключающие торг. В XX веке историко-архитектурный памятник пережил национализацию, неоднократные угрозы сноса, всё же обернувшиеся двумя реконструкциями (в 1953-м и в начале 1980-х гг.), и, наконец, приватизацию.

Современный ГУМ не устаёт совершенствовать своё внутреннее пространство и смысловое наполнение. Сегодня это не просто самый красивый магазин в Москве, предлагающий покупателям широчайший спектр товаров, но и комфортная зона отдыха с многочисленными кафе и ресторанами, а также место проведения разнообразных культурных мероприятий - художественных выставок, концертов, модных показов, интересных фотосессий. Каждой зимой перед зданием ГУМа открывается рождественская ярмарка и главный городской каток.

Читать полностью Свернуть

Музей, Достопримечательность

Ансамбль Красной площади невозможно представить без Исторического музея. Огромное краснокирпичное здание, напоминающее нарядный древнерусский терем, было возведено на северном конце площади (напротив Собора Василия Блаженного) в 1875–1883 годах. Авторами архитектурного шедевра стали выдающиеся российские зодчие В.Шервуд и А.Семёнов. Неслучайно присутствие в декоре здания символических элементов: навершиями главных башен являются двуглавые орлы, а малые боковые шатры венчают фигуры львов и единорогов. Ведь именно здесь вскоре после окончания строительства расположился Императорский музей («Музея имени Его Императорского Высочества Государя Наследника Цесаревича»), призванный стать хранителем исторических реликвий страны.

За время своего существования учреждение не только изменило название, став Государственным историческим музеем, но и значительно расширило свои фонды. Сегодня музейное собрание включает свыше 5 миллионов предметов, отражающих политику, экономику, культуру российского государства с древнейших времён до начала XX века. Среди экспонатов - личные вещи царей и императоров. Масштабная экспозиция поделена на залы, каждый из которых посвящён определённому периоду в жизни страны.

Читать полностью Свернуть

Достопримечательность, Религия, Памятник архитектуры, Исторический памятник

Путь на Красную площадь со стороны Манежной площади и площади Революции лежит через Воскресенские ворота - восстановленный фрагмент Китайгородской стены. Двухарочное сооружение с надвратными палатами и двумя шатровыми башнями, увенчанными двуглавыми орлами, расположено между Историческим музеем и зданием Городской думы. Торжественную надстройку ворота приобрели в 1680 году. Возведение же на этом месте двухпролётного проезда датируется 1535 годом.

За свою многовековую историю крепостное сооружение сменило не одно имя: ворота называли Неглиненскими (по когда-то стоящему рядом мосту через реку Неглинная), Троицкими (по ближней Троицкой башне Кремля). Именовались ворота и Триумфальными: через них осуществлялись торжественные въезды российских правителей на Красную площадь. Возникновение распространённого ныне названия «Воскресенские» объясняется тем, что в 1680 году к воротам была прикреплена икона Воскресения Христова. Исторический памятник также известен как Иверские ворота. Ещё в XVII веке между проездами была установлена Часовня Иверской иконы Божьей Матери - одна из самых почитаемых в Москве. Культовую постройку снесли вскоре после революции, а в 1931 году разобрали и Воскресенские (Иверские) ворота, мешавшие проезду военной техники в ходе парадов. И ворота, и часовню восстановили в 1994 году.

Читать полностью Свернуть

Достопримечательность, Религия, Памятник архитектуры

Расположенный в северной части Красной площади одноглавый собор, украшенный четырьмя ярусами килевидных кокошников, являет собой образец русского храмового зодчества первой половины XVII столетия. Над северо-западным углом открытой галереи, окружающей основной объём, возвышается шатровая колокольня - характерное сооружение того времени. Однако Казанский собор - не подлинный памятник старины, а воссозданный храм. Архитектурная копия древней церкви, разобранной в 1936 году, появилась на историческом месте в постсоветский период, в 1990–1993 годы.

Ещё в 1625 году деревянный предшественник каменного храма был освящён в честь Казанской иконы Божией Матери. Общенациональная известность этой святыни связана с событиями Смутного времени. Список с иконы (копия) сопровождал второе ополчение, освободившее Москву от польско-литовских интервентов. Казанский собор, возведённый в 1635 году на средства родоначальника династии Романовых - царя Михаила Федоровича, стал воинским храмом, своеобразным памятником русским воинам, павшим в борьбе за независимость своего Отечества. Культовое сооружение за несколько веков своего существования не раз перестраивалось. Сегодня мы можем и наблюдать его первоначальный облик, и сделать отличное фото столь знаковой достопримечательности.

Читать полностью Свернуть


За Казанским собором вдоль Никольской улицы находится архитектурный комплекс конца XVII столетия. Это один из старинных монетных дворов в Москве. Его называли Красным или Китайским (по расположению у Китайгородской стены). Старейшая постройка комплекса - двухэтажные кирпичные палаты с проездной аркой, возведённые в 1697 году. Фасад здания, обращённый во внутренний двор, богато украшен в барочном стиле. Окна второго этажа обрамлены белокаменными резными наличниками, простенки декорированы приставными колонками, по верху стены протянута цветная полоса изразцового фриза. Подвал палат использовался для хранения драгоценных металлов, на нижнем этаже функционировали кузница, плавильная и другие производственные помещения, верхний этаж занимали казначейная, пробирная, кладовая.

Красный монетный двор работал на протяжении столетия. Здесь чеканили золотые, серебряные и медные монеты общегосударственного образца. Надежная система охраны позволяла использовать двор и в качестве долговой тюрьмы. В дальнейшем комплекс перестраивали, появлялись новые корпуса для размещения государственных учреждений. Продолжала действовать тюрьма, где содержали таких опасных преступников, как Е. Пугачёв, А. Радищев. В начале XX века один из корпусов Старого монетного двора был преобразован в Никольские торговые ряды, часть построек приспособили под торговые помещения. В советское время в старинных зданиях размещались административные учреждения. Сегодня бывший монетный двор находится в распоряжении Государственного исторического музея.

Читать полностью Свернуть

Кремль, Москва

Достопримечательность, Памятник архитектуры

Двухэтажное здание, расположенное напротив Исторического музея, между Воскресенскими воротами и Казанским собором, было построено в 30-х годах XVIII века как один из корпусов Монетного двора. С екатерининских времён его занимало Московское губернское правление. Свой первоначальный барочный декор, созданный архитектором П.Ф. Гейденом, сооружение утратило в 1781 году. Тогда в ходе реставрационных работ, осуществляемых знаменитым московским зодчим М.Ф. Казаковым, здание приобрело лепной классицистский фасад. Однако нередко дворовые фасады не менее интересны, чем парадные. Во внутреннем дворе можно наблюдать сохранившиеся элементы декоративной кирпичной кладки, характерной для раннего барокко. С 1806 года и до начала следующего столетия над Домом губернского правления возвышалась ратушная башня, служившая пожарной каланчой.

Не так давно историко-архитектурный памятник был отреставрирован и сегодня своим обновлённым фасадом оформляет восточную линию парадного входа на Красную площадь.

Читать полностью Свернуть

Кремль, Москва

Достопримечательность, Памятник архитектуры

В конце XIX столетия к Дому губернского правления было пристроено представительное здание, предназначенное для Московской городской думы. Масштабы сооружения и его нарядный декор, характерный для древнерусского зодчества, делают его созвучным соседнему зданию Исторического музея, возведённому на десятилетие ранее. Автором проекта выступил выдающийся российский архитектор, мастер эклектики и псевдорусского стиля Д.Н. Чичагов. Ныне главный фасад старинной постройки определяет облик площади Революции (бывшей Воскресенской), одной из ближайших к Красной площади.

Депутаты заседали в роскошном «тереме» вплоть до 1917 года. После революции над главным входом вместо герба Москвы появился медальон с изображением рабочего и крестьянина, а само здание заняли отделы Московского совета. В 1936 году, после реконструкции внутренних помещений, уничтожившей первоначальное убранство, в здании был открыт Центральный музей В.И. Ленина - крупнейший выставочный центр, полностью посвящённый жизни и деятельности вождя социалистической революции. Сегодня это филиал Исторического музея, представляющий собой прекрасное экспозиционное пространство для проведения различных выставок.

Читать полностью Свернуть

Кремль, Москва

Музей

Один из самых молодых и интереснейших музеев столицы - Музей Отечественной войны 1812 года - распахнул свои двери в 2012 году. Уникальные коллекции расположились в новом двухэтажном павильоне, занявшем пространство внутреннего двора между зданием бывшей Московской городской думы и палатами Красного Монетного двора. Автором проекта современного сооружения, удачно вписанного в историческую застройку, стал известный московский архитектор П.Ю. Андреев. Сотрудниками Исторического музея была проведена огромная работа по отбору экспонатов и подготовке их к показу.

На первом этаже выставочного комплекса представлена экспозиция, отражающая предысторию легендарных событий - десятилетний период взаимоотношений России и Франции накануне войны, а также мемориальный раздел, включающий серию картин «1812 год. Наполеон в России» В.В. Верещагина и собрание памятных медалей и раритетов. В экспозиционных залах второго этажа раскрывается образ самой Отечественной войны 1812 года, освещаются и последовавшие за ней заграничные походы, благодаря которым Европа освободилась из-под власти Наполеона. Современное выставочное пространство оснащено мультимедийной информационной системой, что делает посещение музея ещё более увлекательным.

Читать полностью Свернуть

Достопримечательность, Исторический памятник

Перед Сенатской башней Кремля расположен уникальный историко-архитектурный объект XX века - Мавзолей В.И.Ленина, ставший центром западной части Красной площади. Существующее каменное здание мавзолея, возведённое в 1929–1930 годах, - третье по счёту. Две предшествующие ему усыпальницы создавались как временные и были деревянными. Первый мавзолей был построен уже через 6 дней после смерти Ленина - 27 января 1924 года: так стало возможным продлить церемонию прощания с вождём мирового пролетариата после официальных похорон. Спустя полгода весьма скромную постройку сменило более значительное ступенчатое сооружение с колоннами и трибунами. Оба проекта были выполнены архитектором А.В. Щусевым. Впоследствии идея сохранить тело Ленина приобрела важное общественно-политическое значение, кроме того, бальзамирование было признано успешным. Тем же Щусевым был спроектирован вариант здания, призванного стать усыпальницей вождя на долгие годы.

Дошедший до наших дней памятник представляет собой железобетонную конструкцию с кирпичными стенами, облицованную гранитом, с отделкой мрамором и лабрадоритом. Надпись «Ленин» над входом инкрустирована из порфира. Зачастую пластическое решение мавзолея, имеющего ступенчатую композицию, связывают с вавилонскими зиккуратами. Однако здание на Красной площади являет собой своеобразную, и даже новаторскую форму в духе достижений авангарда. Хотя, безусловно, ритуально-мемориальный характер памятника и сам саркофаг Ленина отсылают нас к далёкому прошлому, к древней традиции поклонения мощам.

Читать полностью Свернуть

Достопримечательность

На Красной площади находится и одно из самых известных мемориальных кладбищ страны - Некрополь у Кремлёвской стены. История легендарного погоста началась в 1917 году, когда в братских могилах, вырытых от Никольских до Спасских ворот, были похоронены 240 борцов революции, павших в Октябрьском вооружённом восстании в Москве. В дальнейшем у Кремлёвской стены появлялись не только братские могилы (всего в них погребено свыше 300 человек), но и отдельные захоронения. Первым, кого похоронили в отдельной могиле на Красной площади, стал Я. Свердлов (в 1919 году), последним - К. Черненко (в 1985-м).

За несколько десятилетий Почётный некрополь пополнился 12 могилами видных государственных и военных деятелей Советского Союза (И. Сталина, К. Ворошилова, С. Будённого, Л. Брежнева и других), а также 115 захоронениями в виде урн с прахом выдающихся личностей. Над могилами установлены памятники - бюсты знаменитых большевиков, за каждым из которых посажена голубая ель. На Кремлёвской стене, являющейся колумбарием, видны мемориальные доски, на которых золотыми буквами выгравированы имена и годы жизни «героев своего времени».

Список похороненных у Московского Кремля не исчерпывается советскими политиками и военачальниками, а включает также иностранных коммунистов, деятелей науки, лётчиков и космонавтов. В некрополе погребены А. Луначарский, В. Чкалов, М. Горький, С. Королёв, Ю. Гагарин, Г. Жуков, М. Келдыш и другие.

Читать полностью Свернуть

Кремль, Москва

Достопримечательность, Памятник архитектуры, Исторический памятник

Из двадцати башен Кремля на Красную площадь выходят четыре - Угловая Арсенальная, Никольская, Сенатская и Спасская. Последняя - высокая и красивая башня с часами знакома каждому: праздничный бой её курантов давно стал атрибутом Нового года в России.

Архитектурное сооружение, построенное в 1491 году, возвышается над главными воротами Московского Кремля, издавна почитаемыми как святые. Через эти ворота в древнюю крепость въезжали великие князья и цари, а начиная с XVIII века - российские императоры; через них прибывали послы иностранных государств; через них проходили крестные ходы.

Первоначально башня именовалась Фроловской, в честь ближайшей церкви Фрола и Лавра, ныне не существующей. Второе название было дано в 1658 году по образу Спаса Смоленского, помещенному над Фроловскими воротами после освобождения русскими войсками Смоленска в 1514 году. Икона, более 70 лет скрытая под слоем штукатурки, в 2010 году была восстановлена.

Для соблюдения времени богослужения ещё в XVI веке на башне были установлены первые часы. Нынешний облик куранты приобрели в середине XIX столетия. Механизм в разное время «обучали» разным мелодиям. Сегодня главные часы страны умеют исполнять мелодию гимна Российской Федерации и хора «Славься» из оперы «Иван Сусанин» М.И. Глинки.

Читать полностью Свернуть

Достопримечательность, Музей, Религия, Памятник архитектуры, Исторический памятник

Ещё в первой половине XIV столетия на вершине Боровицкого (Кремлёвского) холма были возведены первые белокаменные храмы, определившие пространственную организацию будущей Соборной площади. Древние постройки не сохранились, однако новые соборы выросли на месте своих предшественников. Строительство величественных культовых сооружений осуществлялось в конце XV - начале XVI века - в период, когда завершалось объединение русских земель вокруг Москвы, превратившейся в столицу единого Русского государства.

Соборная площадь, являющаяся историческим и архитектурным центром Московского Кремля, спустя пять веков сохранила уникальный архитектурный ансамбль, включающий знаменитые памятники русского храмового зодчества - Успенский, Архангельский, Благовещенский соборы, Церковь Ризположения, Колокольню «Иван Великий», собор Двенадцати апостолов. Помимо архитектурной ценности храмы имеют важное историко-мемориальное значение. Успенский собор знаменит тем, что в нём происходили все коронации российских монархов, начиная с Ивана III и заканчивая Николаем II. А усыпальницей русских правителей (великих и удельных князей, царей) стал Некрополь Архангельского собора. В настоящее время соборы Кремля являются не только действующими православными храмами, но и музеями, экспонирующими шедевры древнерусского искусства.

Читать полностью Свернуть

Музей, Достопримечательность, Исторический памятник

История музейного дела на территории Московского Кремля началась в 1806 году, когда по указу императора Александра I статус музея получила Оружейная палата. Первоначальное собрание составила хранившаяся в Кремле сокровищница, первые сведения о которой датируются XV веком. После революции кроме Оружейной палаты музейными учреждениями стали соборы Кремля, Патриаршие палаты. В стенах исторических зданий сегодня размещаются постоянные экспозиции, проводятся временные тематические выставки.

Многие коллекции музеев Московского Кремля поистине уникальны. Это и коллекция государственных регалий, коллекция удивительных дипломатических даров, коллекция коронационных костюмов, редчайших старинных экипажей российских правителей, богатейшая коллекция оружия и доспехов. В музейное собрание входит около трёх тысяч икон, охватывающих период с конца XI до начала XX века. Особый интерес представляет археологическая коллекция, которую образуют артефакты, найденные на территории Кремля.

Дошедший до наших дней ансамбль колокольни «Иван Великий», складывавшийся на протяжении трёх с лишним столетий, включает в себя три разновременных объёма. Это столп колокольни Ивана Великого, в 1600 году увеличивший свою высоту до 81 м, Успенская звонница середины XVI - второй половины XVII века, а также увенчанная шатром Филаретовая пристройка - звонница первой половины XVII века. До начала XVIII столетия Колокольня являлась самым высоким в России зданием. В 1812 году при отступлении из Москвы французские войска взорвали храм: столп колокольни уцелел, однако северные пристройки были разрушены до основания. Вскоре после окончания войны памятник был восстановлен.

Сегодня на трёх ярусах звона колокольни «Иван Великий» и на примыкающих к ней пристройках находятся 22 старинных колокола. С 2008 года в историческом здании работает музей, знакомящий посетителей с его уникальным внутренним пространством. Со смотровой площадки памятника отрывается панорамный обзор и восхитительные виды на Кремль и Замоскворечье.

Царь-пушка, по своему устройству, несомненно, являющаяся орудием, ни разу не участвовала в боевых действиях. Никому не удалось услышать и звон Царь-колокола, от которого во время пожара откололся огромный кусок весом 11 т и который к тому же целое столетие пролежал в яме, представ на суд публики лишь в 1836 году. Однако вопрос о функциональности одного из кремлёвских исполинов в XX веке получил неожиданный ответ: исследователи установили, что Царь-пушка стреляла как минимум один раз. Как бы то ни было, уже сам облик памятников - их внушительные размеры и искусное декоративное оформление поражают воображение и вызывают неподдельный восторг.

Читать полностью Свернуть

Музей, Достопримечательность, Памятник архитектуры, Исторический памятник

Музеем русского дворцового интерьера по праву называют Большой Кремлёвский дворец. Однако музейным учреждением роскошный дворцовый комплекс Московского кремля никогда не был. Масштабное сооружение, возведенное в 1838–1849 годах, первоначально служило московской резиденцией российских монархов и их семей. Над созданием архитектурного шедевра работала группа выдающихся русских зодчих, которую возглавлял знаменитый петербургский архитектор, мастер «русско-византийского» стиля Константин Тон.

В советское время в залах бывшего императорского дворца проходили сессии Верховного Совета СССР. Сегодня это парадная резиденция Президента России. Здесь проводятся церемонии вступления главы государства в должность, переговоры с лидерами других стран, церемонии вручения государственных наград и другие официальные общегосударственные мероприятия. Однако увидеть великолепное убранство дворца всё же возможно: в свободное от мероприятий время по предварительным заявкам организаций здесь осуществляется экскурсионное обслуживание.

Главная достопримечательность набережной - Московский Кремль, а именно - его южная стена. В самом её начале расположена круглая Водовзводная башня, далее - Благовещенская башня, за которой следуют - Тайницкая, две Безымянных и Петровская башни. Замыкает набережную угловая Беклемишевская башня и Большой Москворецкий мост. За стеной и башнями виден не только Большой Кремлёвский дворец, но Архангельский и Благовещенский соборы и, конечно же, 81-метровая Колокольня Ивана Великого. С Кремлёвской набережной открывается изумительный вид на Васильевский Спуск и, частично, на Красную площадь.

Читать полностью Свернуть

Парк, Достопримечательность, Памятник архитектуры, Исторический памятник

От Красной площади до Кремлевской набережной вдоль западной стены Московского Кремля протянулся парк, история которого насчитывает почти два столетия. Устройство сада, спроектированного знаменитым архитектором Осипом Бове, приходится на 1820–1823 годы. Тогда в Москве активно проводились восстановительные работы после пожара 1812 года. Парк, выросший над заключённой в трубу рекой Неглинкой, включал три сада (Верхний, Средний и Нижний), именовавшиеся Кремлёвскими. Нынешнее общее название было получено в 1856 году в честь Александра I, победителя Наполеона и освободителя Европы.

Старинный сад, преобразившийся за последние годы, всё же сохранил былое очарование и первоначальную планировку. До сих пор существуют отчетливые границы между его тремя частями. Главным входом в сад по-прежнему являются великолепные чугунные ворота с двуглавыми орлами, изготовленные по проекту Е. Паскаля. Среди знаменитых достопримечательностей Александровского сада - «Итальянский грот» у подножия Средней Арсенальной башни, символизирующий возрождение Москвы из пепла, Могила Неизвестного Солдата, композиция с фонтанами и скульптурами, имитирующая русло реки Неглинки. Вдоль живописных аллей парка, которые становятся отличным фоном для туристических фото, произрастают различные виды кустарников и деревьев, среди которых - двухсотлетний дуб.

Читать полностью Свернуть

Посмотреть все объекты на карте