Здравствуйте, дорогие друзья!

Речь — характеризует человека. Его способность мыслить, выражать и чувства по отношению к происходящему. Благодаря словам мы способны более красочно и эффектно доносить к слушателям свою позицию, размышления или информацию.

Именно по этой причине люди стремятся избавиться от возможных дефектов в произношении, чтобы максимально соответствовать норме и стандарту речи. И при этом, не всегда есть возможность во взрослом возрасте исправить укоренившуюся проблему.

Чаще всего людям попросту некогда заниматься усовершенствованием, они ленятся или не могут найти оптимальную систему занятий. Некоторые могут испытывать серьезные из-за присутствия в их жизни характерного отличия.

Речевые дефекты ребенка или подростка — более податливы и исправимы. Но не всегда техники, применяемые специалистами, имеют долгожданный результат. В сегодняшнем материале мне хотелось бы рассказать вам о существующих упражнениях исправления дефектов в домашних условиях. И, как говорят, дома могут лечить даже стены! Но каковы причины возникновения щепетильной проблемы?

Особенности развития дефектов речи

Нарушение произношения слов может возникнуть в процессе искаженного выговаривания звуков. Это выражается в картавости, шепелявости и заикании.

Зачастую, у взрослых развивается подобные особенности из-за перенесенного шока или стресса. Также влияют сложные операции, травмы или эмоциональные потрясения в виде смерти близкого или разрыва отношений.

Дефект может развиться благодаря полученной травмы речевого аппарата: языка, неба, челюстей, лицевых мышц, губ или даже зуба. Но особое место занимает нарушение работы головного мозга, а именно той его части, что ответственна за речь.

Я хочу отметить риск получения нарушений при ситуациях, которые личность может добровольно себе воссоздать. Речь идет о систематичном, нервном перенапряжении, что выливается в легкую форму заикания или невозможности четко построить предложения.

Пик развития речи приходится на возраст в области 3-6 лет. Именно к этому моменту мы получаем возможность использовать словарный запас более 1500 слов.

Способность говорить четко и понятно всегда зависит от нескольких факторов, а именно от внутренних и внешних. Нужно понимать, что в раннем возрасте у детей открывается способность копировать манеру разговора своих родителей. И если вы нашли у себя нарушения построение звуков, то стоит не игнорировать ситуацию, а скорее взяться за решение вопроса.

От этого зависит не только ваш уровень комфорта, но и отношения членов семьи друг к другу. Всем хочется быть понятым и услышанным правильно. Особенно важно это как раз в детстве во имя избежания насмешек и подколов со стороны одноклассников.

Что такое нормальная речь? Это четкое и абсолютно внятное произношение всех букв алфавита родного языка. В процессе воспроизведения слов люди задействуют речевые органы: , нервные соединения, дыхательные мышцы, все лицо и язык. Только в случае сбалансированной работы этих органов, речь особи будет ритмичной, плавной и сбалансированной. Но как исправить нарушения дома?

Планирование тактики

В этом вопросе результативней всего себя рекомендуют игры на коррекцию речи. При таком формате подхода личность полностью вовлекается в процесс и воспринимает задания, как интересную игру, в которой могут участвовать все члены семьи одновременно!

Вам не нужно ехать в другой конец города и записываться к логопеду на сеанс. Вы сможете обеспечить лечащий курс в окружении родных стен! Уделяя игровым занятиям достаточное количество минут, а особенно при систематическом подходе, вы сможете заметить долгожданные изменения в ближайшее время.

На сегодняшний день подобных игр существует великое множество. Упражнения рассчитаны на стимулирование органов речи и построение правильного выговаривания звуков и букв.

Отмечу то, что сам принцип работы с детьми и взрослыми людьми - идентичен. Просто отличие формируется принципом подхода к детской психике через призму игры.

Предлагаю вам ознакомиться с наиболее успешными методиками для тренировок, чтобы получить максимальный результат от такого полезного времяпрепровождения.

Проблемы и их устранение

1. Техника

Упражнения на технику помогают маленькому человечку обрести и почувствовать свой голос.

  • Обеспечьте себе и ребенку удобное положение, сделайте глубокий вдох через нос. Предложите ему сделать упражнение, как будто он - это маленький шарик! Нужно максимально наполнить диафрагму и легкие воздухом, а после сделать выдох через нос (7 подходов);
  • аналогичное упражнение с первым, но с задержкой дыхания на 3-5 секунд. Подготовить малыша к нему можно с помощью игры в «аквалангистов» под водой;
  • игра в мычание прекрасно тренирует технику и заряжает позитивом. Вам нужно набрать полные легкие воздухом, а на выдохе начать рассказывать стишок, петь любимую песенку или зачитывать скороговорку.

В момент, когда воздух станет заканчиваться - выбросьте оставшийся с резким звуком «хааа»!

2. Работа с дикцией

Пять минут в день такой зарядки обеспечивают , расслабляя нужные мышцы.

  • опустите нижнюю челюсть вниз и осуществляйте движения вниз-вверх, право-влево (12 раз);
  • предложите ребенку представить себя оперным певцом. Для этого нужно занять исходное положение стоя и положить руки на грудь. При наклоне вперед требуется воспроизводить протяжные гласные звуки максимально низким голосом (2-3 мин.);
  • расплывшись в улыбке нужно двигать язычком от одного уголка губ к другому, не нужно при этом двигать челюстями или открывать рот.
    Предложите ребенку продемонстрировать голливудскую улыбку! Для этого нужно улыбаться с открытым ртом, а после облизать губы языком (по 1 подходу 12-15 раз);
  • пусть покажет язычок, пытаясь достать к подбородку и носу. Но смотрите за тем, чтобы язык не сворачивался в трубочку и максимально избегал зубов и губ.

3. Устраняем дефекты посвистывания, шепелявости и букв «р» и «л»

  • Дудка
    Плотно сжимаем губки, а затем вытягиваем их, как при игре на трубе;
  • блюдце
    Широко открывайте рот, представляя, что наш язык - это круглое блюдечко, высовываем его вперед;
  • бокс языком
    Фантазируем, что язык - это спортсмен в боксерской перчатке и вам нужно ударять им по небу и ряду верхних зубов. Обязательное условие произносить при этом звук «д»;
  • пианино
    Думаем о том, что верхние и нижние зубы - это пианино, а вам нужно языком провести по «ноткам-зубам».

4. Боремся с заиканием

  • Веселый шаг
    Вам нужно устроить веселый хоровод и двигаться по кругу. На каждый шаг произносите фразу: «Мы весело шагаем в хороводе опа-опа-па-па, нати-нати-тата»;
  • прыгуны
    Организуйте прыжки на каждой ноге поочередно, произнося: «Прыг-скок-прыг-скок, уф-уф, аф-аф, тап-тап, пап-пап, тат-пап, пап-тап»;
  • весело поем
    Активно двигайте руками в образе дирижера, проговаривая слова стихотворения на распев.

На этом точка! Дополняйте свой арсенал упражнений и делитесь своими в комментариях!

Заботьтесь о речи и занимайтесь ежедневно, только в таком случае эффект не заставит себя ждать долго!

Не забудьте подписаться на обновления, до встречи на блоге, пока-пока!

Дефекты речи подлежат коррекции в детском возрасте. Своевременные занятия с логопедом могут исправить даже тяжелые нарушения.

Человек отличается от животного способностью мыслить и говорить, умением связно выражать то, о чем он думает. Но в некоторых случаях человеческая речь невнятна и непонятна окружающим. Одни дефекты речи подлежат исправлению, другие — сопровождают человека всю его жизнь.

Причины нарушения речи у детей

Причины нарушения речи у детей:

  • негативное влияние некоторых неблагоприятных факторов на плод в период беременности и родов
  • недостаток общения с ребенком
  • родовые или послеродовые поражения мозга
  • травмы и повреждения головы у детей младше 3 лет
  • плохая наследственность
  • анатомические особенности, своеобразное строение челюстей
  • привычка сосать пальцы
  • психические травмы
  • испуг
  • длительная напряженная ситуация в семье


Испуг — одна из причин нарушения речи у детей

Особенности нарушения речи

Речь человека быстро развивается в первые 3-5 лет жизни.
Под нормальной речью подразумевают внятное проговаривание ребенком всех букв.

Различают следующие основные речевые недостатки:

  • афония — дефект произношения звуков
  • дислалия — проявляются дефекты фонетики
  • – прерывистый ритм, отсутствие плавности
  • брадилалия — неестественное замедление темпа
  • тахилалия – слишком быстрая речь
  • ринолалия — патологии тембра
  • дизартрия — недоразвитие нерва, связывающего речевой аппарат и мозг
  • афазия — потеря речи при поражениях ЦНС
  • алалия — недоразвитие речи при поражениях мозга

Видео: Ринолалия, формирование речи



Видео: Речевые дефекты у детей

Логопедические нарушения речи

Основной формой коррекции речи являются логопедические занятия. Перед занятиями проводят обследование ребенка: его поведение в игре, учебе, общении с другими людьми.

Нарушения речи у ребенка негативно сказывается на его эмоциональном состоянии. У ребенка снижается интерес к занятиям, он замыкается в себе.

ВАЖНО: Родители должны помнить, что они ответственны за своего ребенка. Чем раньше будут обнаружены нарушения речи, тем скорее нужно обращаться к специалисту — логопеду.



Видео: Логопедия. Нарушения речи у детей

Нарушение письменной речи

Впервые родители поймут, что у ребенка имеются проблемы с письменной речью при обучении его грамоте.

Дисграфия — неполное нарушение письма, проявляется в повторении одних и тех же ошибок при написании:

  • замене слогов или отдельных букв
  • нарушении порядка букв в словах
  • разрыве отдельных слов при их написании

Дислексия — частичное нарушение чтения. Проявляется в устойчивых ошибках, обусловленных отсутствием важных психических функций.



Нарушения письменной речи проявляются при обучении письму

Нарушение темпа речи у детей

Темп речи - это скорость речи, ее замедления и ускорения. Бывает быстрый, медленный и прерывистый темп речи.

Различают несколько видов нарушений:

  • речевые запинки - неожиданные остановки речи, прерывание разговора молчанием
  • тахилалия — паталогически быстрый темп речи, во время которого происходит расстройство речевого внимания. Часто сопровождается нарушениями моторики
  • брадилалия — неестественно медленный темп речи, чтения и написания слов

Причинами возникновения нарушений могут быть:

  • внутриутробные пороки
  • повреждения ребенка в родах
  • продолжительное воздействие на новорожденного младенца вредных факторов

Нарушение функции речи у детей

При правильном воспитании в полноценной языковой среде, а также при нормальном строении и функции анатомо-физиологических механизмов, у ребенка развивается правильная речь.

ВАЖНО: Нарушения речи могут возникать вследствие психологических травм и стрессов у детей. Родителям необходимо обеспечить ребенку спокойный психоэмоциональный фон, оградить его от чрезмерных переживаний.



Психологическая травма может стать причиной нарушения функции речи у ребенка

Нарушения речи дошкольников

Основные нарушения речи у дошкольников – это мутизм, алалия и .

ВАЖНО: Выявленные нарушения речи у детей дошкольного возраста требуют незамедлительной корректировки.

Если родители вовремя не примут все необходимые меры для нормализации речи у ребенка дошкольного возраста, в школьные годы он будет испытывать трудности в учебе и общении. В тяжелых случаях дефекты речи становятся причиной отказа ребенка от устного чтения.



Для детей, имеющих нарушения речи, предусмотрена комплексная логопедическая работа.

Обязательные коррекционные мероприятия:

  • устранение нарушений устной и письменной речи
  • устранение особенностей психического развития
  • профессионально-трудовая подготовка.

ВАЖНО: Большую роль в подготовке к обучению детей с дефектами речи имеет взаимосвязь в работе логопедов садов и школ.

Учителя, имеющие специальные знания и опыт работы с данной категорией детей, могут заметно улучшить результаты учеников.



Работа с детьми с нарушением речи

Работа с детьми с нарушением речи проводится в дошкольном учреждении воспитателем-логопедом.

Во время индивидуальных занятий с ребенком важно, чтобы остальные дети не отвлекали его от процесса. Лучше всего, если обучение проходит в отдельной комнате или специальном логопедическом уголке, оборудованном большим зеркалом.

ВАЖНО: Логопед должен внимательно следить за речью ребенка и исправлять любые ошибки в речи. Переход к новому материалу происходит только тогда, когда ребенок начнет выполнять правильно все предложенные задания.

Во время занятия воспитатель проговаривает материал четко, громко, медленно и требует того же от ученика. Занятия проводят не менее трех раз в неделю.

ВАЖНО: Необходимо вызвать у ребенка интерес к занятиям. Для этого можно, например, рассказать сказку или вместе с малышом сочинить историю, главным героем которой будет выступать он сам.

Видео: Алалия (диспраксия). Логопедическое занятие

Игры для детей с нарушением речи

Проведение игр с ребенком с нарушенной речью, должно сопровождаться эмоциональными движениями, демонстрацией ярких картинок. Это позволит снять нагрузку, улучшит качество усвоения знаний, подтолкнет ребенка к речевой активности.

«Волшебные колокольчики». Воспитатель предлагает детям прислушаться к звукам, которые издают звенящие колокольчики. Когда они звенят тихо - дети садятся на стульчики, когда громко - бегают по классу.

«Умный мячик». Если воспитатель бросает красный мячик, то, поймав его, ребенок называет любое слово с твердым звуком. Если воспитатель бросает желтый мячик, малыш произносит слово с мягким звуком.

Чистоговорки. Детям предлагают повторять за преподавателем или самостоятельно придумывать стишки, например: «Са-са-са, где сидит оса?», «За-за-за, прибежит коза».

ВАЖНО: Эффект от любой логопедической игры будет тем выше, чем больше ребенок будет в нее вовлечен и заинтересован процессом.



Видео: Логопедические игры с детьми

Коррекция нарушений речи у детей

  • Если в 3-4 года малыш проговаривает не все звуки — это норма, а если нарушения речи присутствуют у пятилетнего ребенка — необходимо проконсультироваться у логопеда
  • Ни в коем случае нельзя закрывать глаза на проблемы с речью у детей. Сама собой ситуация может только усугубиться со временем. Своевременные индивидуальные занятия с ребенком логопеда-дефектолога помогут исправить имеющиеся дефекты речи
  • Родители должны проявить терпение, ведь успех зависит не только от квалификации специалиста и заинтересованности ребенка, но и от регулярности, частоты и продолжительности занятий

ВАЖНО: Нередко проблемы с речью у детей возникают по вине взрослых, которые умышленно или неосознанно коверкают слова при общении с ребенком.

Нарушения речи у детей, возникшие в результате травм, исправляют в стационаре или реабилитационной клинике.



Коррекция нарушений речи у детей проводится логопедом-дефектологом

Тяжелые нарушения речи

Наиболее тяжелые нарушения речи — алалия, афазия, заикание и различного типа дизартрии.

Возникают они вследствие воздействия неблагоприятных внутренних и внешних факторов.

Употребление алкоголя, курение беременной женщины, эндокринные заболевания будущей матери, токсикоз, несовместимость крови матери и плода приводят к нарушению развития и появлению речевой патологии.

Неблагоприятные условия, приводящие к тяжелым нарушениям детской речи:

  • заикание может появиться у ребенка, родственники которого имеют аналогичный дефект
  • недоразвитие происходит у хорошо слышащих детей, которых воспитывают глухие родители

Дети с тяжелым недоразвитием речи страдают от:

  • нарушений
  • неустойчивого
  • отклонений в проявлении


Тяжелые нарушения речи у детей могут возникать, если ребенка воспитывают глухонемые родители

Следование четким указаниям логопеда, соблюдение всех рекомендаций специалиста, регулярность занятий, и, конечно же, настойчивость и терпение родителей, – все это в совокупности приведет к необходимому результату в формировании правильной речи у ребенка.

Видео: Нарушение речи детей: рассказывает логопед детского сада-школы

В современном мире внешний облик человека напрямую связан с его успешностью в делах, личной и общественной жизни. Большинство из нас тратит немалые деньги и время на подбор качественного стильного гардероба, приобретение средств по уходу за телом, косметики. Мы получаем образование, стараемся следить за новинками кино и литературы, покупаем всё более новые гаджеты. Все эти атрибуты позволяют нам чувствовать себя более уверенно, воплощая образ успешного человека.

Важнейшим и неотъемлемым элементом внешнего облика человека является его речь. И если в речи присутствует заметный дефект – нарушение голоса, картавость, заикание, запинки, трудность произношения определённых звуков, проблемы темпа речи – ни дорогая одежда, ни самый навороченный смартфон не улучшат общей картины. Особенно важно иметь красивую, внятную, чёткую речь для людей, работающих в сферах преподавания, управления, юриспруденции, торговли и других, где требуется постоянное общение, и где успех зависит от впечатления, которое производит человек.

Бытует мнение, что если в детстве человек не занимался с логопедом, не исправил нарушения речи, то во взрослом возрасте скорректировать речь невозможно. Это не так. Современные логопедические методики позволяют устранить нарушения речи в любом возрасте в достаточно короткие сроки.

Как выбрать логопеда для взрослого человека?

  1. Обратите внимание на образование логопеда. Лучше, если это будет логопед-дефектолог, так как такая подготовка предполагает наличие качественных знаний в области нейрофизиологии, неврологии, психофизиологии, патопсихологии речи, то есть знания не педагогические, а медицинские. Это является гарантией того, что речевая диагностика и коррекция будут осуществлены качественно.
  2. Общий опыт работы логопеда должен быть не менее 2-3 лет.
  3. Важно, чтобы логопед имел опыт работы именно с Вашим типом нарушения речи (особенно если речь идёт о заикании у взрослых или афазии, нарушении голоса).
  4. Важно, чтобы у специалиста была возможность принимать Вас в удобное для Вас время, при необходимости — возможность выезда на дом (в офис), поскольку заниматься придётся регулярно на протяжении нескольких недель.

Как проходит первое занятие с логопедом?

На первом занятии обязательно проводится речевая диагностика . Логопед собирает необходимую информацию Вашего анамнеза, исследует особенности Вашей артикуляции, дыхания, тонуса прилегающих мышц. С использованием специальных логопедических методик выявляет причину нарушения речи.

После диагностики логопед рассказывает о выявленных дефектах и необходимых мерах по их устранению, а также определяет прогноз и режим последующих занятий. После этого начинается коррекционная работа, которая включает те методики, которые оптимально подходят клиенту с учётом результатов диагностики. Кроме того, специалист может давать домашние задания для закрепления новых речевых навыков, ведь важно не только «поставить» нужный звук, но и ввести его в речь, что требует постоянной практики.

Сколько занятий с логопедом потребуется?

К сожалению, заочно нельзя определить, сколько именно потребуется занятий в каждом конкретном случае. Очень многое зависит от анатомических особенностей артикуляционного аппарата и других индивидуальных причин нарушения речи. Как правило, в среднем курс включает 5-10 занятий с логопедом для коррекции нарушений звукопроизношения. Для более сложных нарушений речи (заикание, афазия, патологии голоса) необходимо больше времени. Достоверный ответ о количестве занятий даст специалист после проведения диагностики речи.

Сложно, но можно. Научиться произносить правильный звук можно достаточно быстро. Сложность состоит в том, что довольно долгое время придется постоянно контролировать себя во время разговора. Вам придется менять годами установившийся автоматический навык.

  • Скачать видео "Сам себе логопед. Курс самокоррекции речи для взрослых."

    Из-за чего может быть нарушено произношение звуков у взрослых?

    Довольно часто это - результат привычки, закрепившейся с детства. Как правило, такую привычку сопрождают слабость и небольшая раскоординированность органов артикуляции: языка, губ, нижней челюсти. Нередко встречаются и различные дефекты строения речевого аппарата (их может определить стоматолог или ортодонт): неправильный прикус, укороченная подъязычная связка («уздечка»), высокий нёбный свод и др.

    Более серьезные причины нарушения звуков определяются, как правило, еще в детстве.

    Можно ли самостоятельно исправить произношение?

    Лучше всего, конечно, заниматься под руководством опытного логопеда. Специалист поможет справится с проблемой наиболее быстро и качественно. К логопеду также стоит обратиться, если у вас:

    Нарушены не один-два, а три или более звуков;

    Возможны нарушения строения речевого аппарата (неправильный прикус, короткая «уздечка» т.п., см. выше);

    Хотя бы незначительное снижение слуха;

    Неврологические проблемы;

    Проблемы с речью появились после травмы или сильного стресса.

    Если же вышеописанное «не про вас», вы можете попробовать заниматься самостоятельно. Однако, помните, что в случае отсутствия каких-либо результатов после двух-трех недель регулярных самостоятельных занятий, стоит все-таки обратиться за помощью к логопеду. Возможно, вам понадобится несколько советов, после которых вы продолжите самостоятельную работу. А может оказаться, что в вашем случае необходима более глубокая помощь, чем кажется на первый взгляд, и оказать ее может только квалифицированный специалист.

    С чего начать?

    С определения, какие именно звуки нужно исправлять. Иногда люди не замечают недостатков собственного произношения, и узнают о них со слов других людей или записав свою речь на диктофон. Услышать свою речь со стороны - хороший способ установить, какие звуки у вас нарушены. Например, можно воспользоваться следующими словами и фразами.

    1. Группа свистящих (нарушаются, как правило, все вместе) – [с], [з], [ц].

    Коси, коса, пока не высохла роса.
    В зоопарке Зина видела разных зверей.
    В конце деревни цветет акация.

    2.Группа шипящих (могут нарушаться как вместе, так и по отдельности) – [ш], [ж], [ч], [щ].

    У Наташи новая шуба и шапка.
    У ежа ежата, у ужа ужата.
    У причала кричали чайки.
    Волки рыщут, пищу ищут.

    2. Звук [л].

    Клава надела на голову белый платок.
    У Лёни болит левое колено.

    3. Звук [р].

    В порту разгружают пароходы.
    Марина принесет грецкие орехи.

    4. Все звуки.

    Галин черный щенок резвится около дома.
    Бабушка сушит на веревке мокрое бельё.
    Съешь еще этих мягких французских булок, да выпей чаю.

    Начать можно с любого из нарушенных звуков. Главное, работать над звуками по очереди, а не над всеми разом. То есть, только после того, как исправлен один, можно переходить к следующему.

    Процесс работы над звуком

    включает в себя четыре обязательных этапа:
    - подготовительный;
    - этап постановки звука;
    - этап автоматизации;
    - этап дифференциации;
    а также один дополнительный этап:
    - введение звука в речь.
    О том, почему он дополнительный, речь пойдет ниже.

    При прохождении всех этих этапов весьма важна преемственность и последовательность. Нельзя перескочить через этап или перейти к следующему, не освоив предыдущего. Результат вас явно не обрадует.

    Подготовительный этап.

    Помогает подготовить речевой аппарат к правильному произношению звука. Начните с изучения правильной артикуляции звука, т.е. какое положение занимают органы речи и как они двигаются при произнесении каждого конкретного звука. Возможно, у вас сразу же получится правильный звук. Если нет, придется поделать специальные упражнения артикуляционной гимнастики, но сначала обязательно прочтите рекомендации по ее выполнению. Артикуляционный уклад наиболее часто нарушающихся звуков, а также упражнения специальной гимнастики можно найти в разделе "Эти трудные звуки!.."

    После того, как речевые органы будут достаточно подготовлены (упражнения выполняются четко, без ошибок, в достаточно быстром темпе), можно переходить к постановке звука.

    Этап постановки звука.

    Постановка звука может осуществляться различными способами, в зависимости от артикуляции каждого конкретного звука. Рекомендации по постановке того или иного звука смотрите в разделе “Эти трудные звуки!..”.

    Конечной целью этого этапа является постановка правильного произношения изолированного звука. Звук считается поставленным, если вы можете правильно произносить его изолированно, т.е. рычать: "р-р-р", шипеть «ш-ш-ш» и т.д.

    Автоматизация.

    Поставленный звук нужно обязательно автоматизировать, то есть довести произношение его в речи до автоматизма.

    Автоматизацию начинают с произношения слогов - прямых (ра, ро, ру, ша, шо, шу и т.д.) и обратных (ар, ор, ур, аш, ош, уш…). Поначалу удобнее произносить слоги в медленном темпе, растягивая все звуки, как бы пропевая их - ааа-ррр, ррр-ааа. Это позволяет органам речи занять правильное, но пока еще не совсем привычное для них положение. Постепенно темп произнесения слогов можно увеличивать, приближая его к нормальному темпу речи и даже чуть быстрее.

    После успешной автоматизации звука в слогах можно переходить к словам, а потом и к предложениям. Не спешите сразу же приняться за скороговорки. Это наиболее трудная, а потому последняя часть этапа автоматизации, к ней нужно хорошо подготовится. Материал для автоматизации наиболее часто нарушающихся звуков также есть в разделе “Эти трудные звуки!..”.

    Дифференциация.

    Это различение, разграничение похожих звуков, например, [р] и [л], [с] и [ш]. На этапе дифференциации мы учимся не путать эти звуки в речи. Этот этап особенно важен для тех, кто в своей речи смешивает эти звуки или смешивал раньше. Однако, и остальным не стоит пренебрегать дифференциацией.

    Начинаем дифференциацию, так же, как и автоматизацию, с различения звуков в слогах (ра-ла, со-шо), затем переходим к словам (рожки-ложки, миска-мишка) и фразам. На этом этапе можно активно использовать скроговорки (Шла Саша по шоссе. Карл у Клары украл кораллы и др.) Материалы для дифференциации различных звуков также есть у нас на сайте.

    Этапы, описанные выше обязательно нужно пройти, чтобы научиться правильно произносить тот или иной звук. Как правило, после завершения последнего этапа дети уже свободно употребляют ранее нарушенный звук в своей речи. Однако, у взрослых это проиходит не всегда. В этом случае на помощь приходит еще один вид работы.

    Введение звука в речь.

    Введению звука в речь хорошо способствует заучивание наизусть стихов, содержащих слова с нужным звуком, пересказывание текстов и составление рассказов (устных сочинений). Поскольку звук/звуки вводятся в речь уже после этапа дифференциации, работа проводится, как правило, сразу над группой звуков, например, группой свистящих, группой шипящих, соноров ([р] и [л]) и т.д.

    Работа над текстом.

    1.Возьмите любой текст. Лучше, если он будет содержать слова и выражения, которые вам часто приходится употреблять в своей профессиноальной деятельности. Например, можно использовать доклад, с которым предстоит выступить перед коллегами или просто текст из профильного учебника. Но, в принципе, любой художественный текст или газетная статья тоже подойдут.

    2.Прочитайте выбранный текст про себя, подчеркивая все встречающиеся буквы, обозначающие нужный звук/звуки. Обратите внимание, что в русском языке многие буквы могут обозначать не один, а несколько звуков. Так, например, буква «з» может обозначать звук [з] в слове “замок”, мягкий звук [з’] в слове “зима”, звук [с] в слове “мороз”, мягкий звук [с’] в слове “гвоздь”. Буква “ч” в некоторых словах читается как звук [ш]: “что”, “чтобы”, “конечно” и т.д.

    3.Прочитайте текст вслух несколько раз, стараясь произносить нужный звук/звуки правильно.

    4.Перескажите, стараясь произносить звуки правильно.

    Устное сочинение.

    Это может быть рассказ на любую тему, например, «Как я провел выходные» или «Предложение по увеличению объема продаж в условиях экономического кризиса».

    1. Продумайте план рассказа. Можно набросать его на бумаге, а можно держать в голове.

    2. Подумайте, какие слова с нужным звуком/звуками там могут встретиться.

    3. Рассказывайте, стараясь произносить звуки правильно. Запишите свой рассказ на диктофон.

    4. Прослушайте запись. Во всех ли словах звуки были произнесены правильно?

    5. Поработайте над ошибками, если они были. Выпишите на бумагу слова, которые были произнесены неверно, и произнесите их вслух, стараясь выговаривать правильно.

    6. Еще раз расскажите свое сочинение, стараясь правильно выговаривать звуки.

    Если вы обнаружите, что занимаясь регулярно, «застряли» на каком-либо этапе больше месяца, или у вас возникнут вопросы, обратитесь за консультацией к логопеду.

  • Картавость или дислалия является дефектом, не имеющим отношения к развитию речевого аппарата. Исправлять недостаток желательно в детстве, обратившись к помощи логопеда. Если родители постоянно будут заниматься с малышом, он быстро сможет научиться произносить букву «р » правильно. В противном случае дефект закрепится и в дальнейшем избавиться от него будет намного сложнее.

    Почему люди картавят – причины дефекта речи

    Дислалия может развиваться по нескольким причинам. Например, слишком короткая уздечка ограничивает движения языка. Ребенок может просто не понимать, как ставить язык при попытке произнести «р ». Мышцы самого языка могут быть слишком слабыми для воспроизведения раскатистого звука.

    Порой дефект имеет психологическую причину. Если в окружении ребенка есть близкий человек, не умеющий произносить «р », малыш начинает картавить, подсознательно подражая взрослому.

    Стоит ли переживать, если дефект не удается исправить? Считается, что для взрослого человека неумение произносить букву «р » может негативно сказаться на карьерном росте. На самом деле больше значения в карьере все же уделяется знаниям, а не четкости речи. Даже для ораторов подобный дефект не является определяющим. Картавость Ленина не помешала увлечь за собой толпы.

    Существует целая нация, где этот недостаток, наоборот, считается достоинством. Почему французы картавят, и этот диалект признается одним из наиболее красивых в мире? И в настоящее время огромное количество школьников и студентов озадачены проблемой, как обучиться картавить букву «р », чтобы совершенствовать свой французский.

    Впрочем, если Ленин и французы не являются авторитетами, можно приложить усилия и уже во взрослом возрасте избавиться от недостатка. Правда, специалисты утверждают, что для исправления устоявшегося дефекта может потребоваться 1-2 года.

    Упражнения для взрослого человека, как перестать картавить


    Существуют специально разработанные упражнения, с помощью которых можно навсегда избавиться от дислалии. Конечно, любое упражнение станет намного эффективнее, если выполнять его под руководством опытного логопеда.

    Однако и самостоятельно можно добиться положительного результата, проявив терпение и настойчивость.

    Прежде чем приступить к основному комплексу, рекомендуется выполнить несложную разминку:

    • необходимо растягивать губы, а затем вытягивать их вперед, словно поочередно произнося звуки «и » и «у ».
    • языком дотрагиваются до верхнего, а также нижнего неба;
    • водят языком в полости рта слева направо;
    • широко открыв рот, кончиком языка нужно сначала дотронуться верхнего неба и только после этого широким языком прижаться к нему, стараясь коснуться неба большей поверхностью органа.

    Каждое из приведенных упражнений желательно выполнять не менее 2-х минут.

    По завершении разминочного комплекса можно переходить к основным упражнениям:


    • Нужно научиться выполнять «рычание ». Откройте рот и постукивайте по верхнему ряду зубов кончиком языка. Сначала следует произносить звук «д-д-д », постепенно пытаясь перевести его в «др-р-р » или «тр-р-р». Звук должен напоминать звучание, которое раздается, если заводить мотор. Использование звуков «д » и «т » перед «р » поможет эффективнее освоить науку «рычания »;
    • Когда «рычание » начнет получаться, но сама по себе буква «р » еще не звучит, следует больше внимания уделить чтению стихотворений, в которых часто встречаются сочетания «др » или «тр ». Постепенно вводят и прочие слова, где звук «р » сочетается с другими согласными буквами;
    • Замечательный эффект получают, произнося скороговорки. Важно продолжать занятия каждый день;
    • Еще одно отличное упражнение, как не картавить звук «р », на протяжении 1-2-х минут неторопливо проговаривать звуки «дэ-тэ-лэ ». Говорить нужно без остановок, наращивая темп. Желательно уделить упражнению 5-6 минут в день. Особое внимание уделяют произнесению звука «лэ ». При этом кончик языка должен помещаться под верхние зубы и касаться расположенных за ними бугорков;
    • Освоив это упражнение, переходят к следующему. В этом случае необходимо проговаривать набор звуков «дэ-тэ-дэ ». Первое «дэ » произносят так, как привычно, второй раз сочетание звуков выполняют, поместив кончик языка на бугорки под верхними зубами, как в предыдущем упражнении с сочетанием «лэ ». Разрабатывают эти звуки около 5-7 минут;
    • Когда звуки будут получаться отчетливыми, наращивают темп до тех пор, пока не начнет явственно слышаться буква «р ». Значит, можно переходить к произнесению слов с содержанием этого звука;
    • Как правило, рекомендуется не менее 10 раз произносить: дрожь, дробь, дротик, дрофа, дроссель, бедро, метро, хитро, ведро и т.д. Почувствовав, что слова начинают удаваться, упражнение разнообразят, вводя в него: стрижка, правильно, стойка, борозда, тархун, привет, разряженный и т.д.

    Такие слова нужно проговаривать по 3 раза в день. Если проявить упорство, вскоре можно забыть, что означает «картавость » и сделать речь четкой, лишенной дефектов.