Принятие великого ангельского образа (греч . - "туо ме́га ангелико́н схи΄ма", великая схима) - это совершеннейшее отчуждение от мира для соединения со Христом (Флп. 1, 23). Последование великого ангельского образа походит на чин пострижения в малую схиму, но совершается с большей торжественностью, строгостью, соответствующей высоте принимаемых обетов.

С вечера в алтарь вносятся одеяния желающего принять святой образ и полагаются у подножия престола, дабы они освятились от близости трапе́зы Господней. На утрене в день пострижения поется особый канон, состоящий из молений о приемлющем святой образ. Принимающий схиму вступает в церковь во время малого входа Литургии, снимает с главы покров и с ног сандалии, трижды поклоняется земно. После входа с Евангелием поется тропарь дня, потом особые тропари и умилительные, покаянные антифоны: "Хотех слезами очистити моих грехов рукописание, Господи, и прочее живота моего благоугодити Тебе, но враг льстит мя и вземлет душу мою. Господи, прежде даже до конца не погибну, спаси мя!".

"Кто обуреваем и притека́яй к пристанищу сему не спасется? или кто, боле́знуя и припа́дая ко врачевству сему, не исцелеет? Содетелю всех и Врачу недужных, Господи, прежде даже до конца не погибну, спаси мя!".

"Овча есмь словеснаго Твоего стада, и к Тебе прибега́ю, Пастырю Доброму, взыщи мя заблудшаго, Боже, и помилуй мя".

Затем настоятель предлагает принимающему великую схиму те же вопросы, какие предлагаются и в чине малой схимы: "Что пришел еси, брате? Желаеши ли сподобитися ангельскому образу?" и т. д. и при этом вопрошает: "Отрицаешися ли мира и яже в мире, по заповеди Господней?"

После испытания пришедшего и молитв о нем настоятель велит ему трижды подать ножницы и затем постригает его. При пострижении ему дается новое имя. Затем следует облачение. Одежды, в которые облачается великосхимник, отчасти те же, что носят и иноки малой схимы, только с ними соединено значение более великих обетов. Так, при облачении в рясу настоятель говорит: "Облачится в ризу правды и радования, великаго ангельскаго образа". При облачении в мантию говорит: "Приемлет мантию великаго и ангельскаго образа". Вместо клобука великосхимник надевает ку́ку́ль (греч . "то куку́лион" - шапочка). Кукуль остроконечен и покрывает главу и плечи кругом, и украшен пятью крестами, расположенными на челе, на груди, на обоих плечах и на спине. При надевании его настоятель произносит: "Облачится в куко́ль беззлобия, в шлем спасительнаго упования". Затем возлагается аналав (от греч . - "аналамванин" - воспринимать) - такой же, как и параман, четырехугольный плат со шнурами, пришитыми по углам, объемлющий плечи схимника и украшенный крестами. При возложении аналава настоятель говорит, что великосхимник восприемлет крест свой на ра́мех и следует Владыке Христу. Оканчивается чин пострижения в великую схиму целованием мира - братским приветствием.

Если пострижение совершается не за Литургией, то после облачения нового схимника следует краткая ектения диакона о его благостоянии духовном и пение крещального стиха: "Ели΄цы во Христа крести΄стеся, во Христа облеко́стеся, аллилуиа", после чего читается Апостол, где святой апостол Павел (Еф. 6, 10-17) учит, какова наша духовная брань и как мы должны сражаться. Затем следует евангельское чтение (Мф. 10, 37, 38; 11, 28-30), где Спаситель проповедует самоотвержение и отвержение от плотски΄х привязанностей.

Братия, приветствуя нового сподвижника целованием мира, поют: "Познаим, братие, Таинства силу: от греха бо по Отческому дому востекшаго блуднаго сына, Преблагий Отец, предусрет, лобызает и паки Своея славы да́рует познание, и таи΄нственное горними совершает веселие, закалая тельца́ упита́ннаго, да мы достойно жительствуем Заклавшему Человеколюбивому Отцу и славному Заколению - Спасу душ наших".

В последовании великого ангельского образа находится еще молитва "во еже сняти кукуль". Как новопросвещенные, после Крещения, в продолжении семи дней должны пребывать при всех богослужениях в белой одежде, так и монахи после пострижения семь дней должны присутствовать в храме в своих одеждах. На восьмой день они всенародно в церкви с молитвою слагают с себя кукуль как принадлежность, отличительную от прочих монашеских степеней, чтобы обратиться к телесному подвигу послушания и ежедневному рукоделию. Потом схимник может по собственному усмотрению надевать кукуль и слагать его с себя по необходимости.

В Большом Требнике сказано, что монах после пострижения (малого и великого) должен пребывать в церкви дней пять, упражняясь в чтении, и на это время освобождается от прочих послушаний.

Монах-священник, принявший великую схиму, может литургисать. Архиерей, постригшийся в великую схиму, должен отказаться от епископской власти и управления и остаться до конца дней схимником (схиепископом) (Номоканон, гл. 90).

Схима, высшая ступень православного монашества, подразделяется на малую и великую. Еще эти монашеские ступени называют малый ангельский образ и великий ангельский образ. Почему же их именно так называют, поможет понять греческий язык.

Вообще система монашества в Православной Церкви имеет тройственную структуру. То есть, монашеский постриг делится на рясофор, малую схиму (мантию) и великую схиму. Если говорят про схиму без уточнения, то имеют в виду как раз великую схиму.

Итак, схима с ее двумя ступенями, низшей и высшей, следует сразу после рясофора (по-гречески это слово означает «носящий рясу») или послушника. Когда постригают в рясофора, то читают определенные молитвы и крестообразно постригают волосы, при этом постригаемый не дает монашеских обетов и порой даже не меняет имени. Теперь его зовут рясофорным . На этой ступени он готовится к принятию малой схимы.

Как говорили святые отцы, постриг в рясофора можно сравнить с записью в войско Небесного Царя и беспрестанным изучением боевого дела для будущих походов и сражений. Рясофорному монаху, как следует из самого названия, дозволяется носить рясу и камилавку. Ряса (дословно по-гречески это слово значит «вытертая», «поношенная»), повседневное длиннополое одеяние черного цвета с широкими рукавами и наглухо застегнуты воротом, символизирует отречение от мира, плач и покаяние.

Постригаемый же в схиму (сначала малую) дает обеты послушания, нестяжания и девства, и получает новое имя. Ему дозволяется носить мантию (длинную, до земли накидку без рукавов, которая покрывает рясу), отчего малая схима еще называется мантией. Также облачение малосхимника состоит из рясы, парамана (особый четырехугольный плат), клобука на голове, четок и особой обуви – сандалий. Постригаясь в малую схиму, монах вступает на путь строгого аскетизма.

Самая же высшая ступень, великая схима, означает как можно более полное, предельное отчуждение от мира и отвержение его ради соединения с Богом. Схимники еще раз дают те же обеты, но в более строгой форме, что обязывает их к еще более строгому соблюдению, и им еще раз меняют имя. Так у схимников становится больше небесных покровителей, святых.

Схимники в монастырях обычно живут отдельно от других монахов и не имеют никаких послушаний кроме служения литургии и духовничества. Епископы-схимники складывают с себя управление епархией (тогда их называют схиепископы), монахи-священники тоже освобождаются ото всех других обязанностей. Великосхимники или просто схимники носят рясу, аналав (особый параман), куколь (остроконечную шапочку с крестами), мантию, чётки, сандалии, пояс, хитон.

Таким образом, православное монашество невозможно представить без его высшей степени – великой схимы. По мысли святых отцов, великий схимнический образ - это и есть самая-самая вершина монашества… «Принятие схимничества, или великой схимы, - по пониманию Церкви, - есть не что иное, как высшее обещание Креста и смерти, есть образ совершеннейшего отчуждения от земли, образ претворения и преложения живота, образ смерти и предначатия иной, горней жизни».

Интересно посмотреть, как о трех ступенях монашества писал преподобный Нил Мироточивый :

«Принятие рясофора есть вписание себя в войско и беспрестанное изучение боевого дела. Мантия же есть выступление в поход, подобно тому, как при наступлении войны войска выступают на войну и шествуют военным походом. Принятие же великого образа схимы есть вступление в решительное сражение, когда войска достигнут места боя и приведут себя в полную боевую готовность ».

Но почему же схиму называют ангельским образом, малым или великим? Дело в том, что древнегреческое слово τό σχῆμα (shēma) означает вид, образ, фигуру и т.д. От него произошло и всем известное слово «схема». В данном случае же имеется в виду, что постригающиеся в малую или великую схиму приобретают вид или образ ангела, поскольку умирают для мира ради единения с Богом. Принесение ими обетов и следование им можно метафизически толковать так, что они призваны стать своего рода бесплотными ангельскими «схемами» или образами.

И еще одна интересная словесная и смысловая перекличка. Слово τό σχῆμα является однокоренным с глагольной формой σχεῖν, образованной от глагола ἔχω – иметь, сдерживать. Получается, что схема – это некий остов, сдерживающее или все держащее на себе начало. И о том, что схима является великим удерживающим средством от греха, писал тот же Нил Мироточивый:

«Воину, ради воинства его, присваивается право на ношение великолепных царских доспехов, которыми царь благоволил украсить войско свое; воин, видя себя украшенным царскими доспехами, очень бережется, чтобы не опозорить царских доспехов, чтобы не прикоснуться к чему-либо, от чего могли бы они запятнаться, дабы не подвергнуться Страшному Суду и не услышать страшного гласа Судящего: “Рабе лукавый и ленивый! – где одежда брачная?” Точно так же и монах, препоясанный обетованным спасением и благолепием веры, во все продолжение монашеской жизни или монашеского подвига весьма остерегается злых дел, дабы не опозорить ими своего крещения и не запятнать Великой Ангельской схимы.

Человек покусился бы сделать тысячи и тьмы зол, но, при воззрении на свою схиму, удерживается от многих грехов, вспоминая, что дал обет и не может его нарушить… Поэтому-то я и говорю тебе: не снимай с себя схимы, дабы не овладели тобою противники твои и не стать тебе пищею великого отступник а».

Каждому, кто пожелал посвятить свою жизнь иноческому подвигу и достигнуть в этом деле высот, предстоит пройти три этапа, из которых и состоит путь к его вершине. Тройственная структура системы монашества включает в себя рясофор, мантию (или малую схиму), а также высшую ступень - великую схиму. Чтобы уяснить значение слова "схимник" и понять всю глубину заложенного в нём смысла, рассмотрим все три ступени, ведущие к этому

Вступление на иноческий путь

Когда мирянин приходит к мысли, что его дальнейший жизненный путь должен пройти в стенах монастыря, он обращается с прошением к настоятелю выбранной им обители, и тот, если не видит к тому препятствий, даёт ему шанс проверить свою готовность отрешиться от всего мирского ради спасения души и обретения вечной жизни. Будущие схимники - это люди, прежде всего обладающие глубоким смирением, поэтому они, независимо от своего возраста и положения в мирской жизни, покорно склоняют головы перед необходимостью стать на время учениками и младшими братьями прочих монахов.

Испытание твёрдости намерений

Для того чтобы новообращённый инок смог в полной мере проверить серьёзность своих намерений и делом доказать готовность вступить в новую для себя жизнь, его постригают в рясофор. Это первая, начальная стадия монашества, которую не миновал ни один прославленный старец-схимник. Само слово, обозначающее её, переводится с греческого как «носящий рясу». Во время священного обряда новичку выстригают крестообразно волосы и читают особые молитвы, однако он при этом не даёт никаких обетов, и ему не меняют имени. С этого дня новопостриженник получает право носить рясу и камилавку - монашеский головной убор.

В его жизни начинается то, что в миру принято называть испытательным сроком. Разница заключается лишь в том, что растянуться он может на долгие годы, и его конец определяет сам настоятель обители. В течении всего этого периода рясофорный монах, или, как ещё принято говорить, послушник, имеет право отказаться от задуманного и вернуться к мирской жизни. При этом он не понесёт никакого церковного наказания, на него не будет возложена епитимья.

Вторая ступень монашеского пути

Следующий этап, который должны пройти будущие схимники, - это пострижение в мантию, или, как её называют, малую схиму. При этом они дают обеты послушания, нестяжания и целомудрия. Тем самым обещают Господу до конца земной жизни беспрекословно подчиняться воле своих духовных отцов и исполнять любое послушание, наложенное на них монастырским начальством, не иметь никакой личной собственности, а довольствоваться только тем, что принадлежит всей братии, и, наконец, отказаться от супружества и интимной жизни.

Их повседневный гардероб с этого дня включает в себя, кроме рясы, длинную накидку без рукавов - мантию, которая и дала название этому этапу монашеского пострига. Кроме того, их голову покрывает клобук - высокий головной убор, поверх которого крепится четырёхугольный плат, именуемый параманом. Дополняют облачение чётки и пошитые особым образом сандалии. Каждый, кто удостоился пострижения в малую схиму, становится на путь строгого аскетизма.

Он предполагает отказ от всех обычных земных удовольствий, направленных на ублажение плоти, и концентрирует все свои усилия на непрерывном духовном росте. Умаление или даже отрицание чувственного внешнего мира ради будущей вечной жизни - вот основополагающий принцип аскезы. Схимники - это люди, окончательно порвавшие со своим прошлым и лишённые возможности вернуться к прежней жизни, не понеся строгого церковного наказания.

Вершина монашеского подвига

Высшей ступенью монашества является великая схима. Она требует наиболее полного, предельного отречения от мирской жизни во имя единения с Богом. Во время обряда дают ещё раз те же самые обеты, что и прежде, но они при этом имеют более строгую форму. Это, в свою очередь, даёт дополнительный толчок к их неукоснительному соблюдению.

Каждый, кто постригается в великую схиму, получает новое имя, благодаря чему у него увеличивается число небесных покровителей, помогающих сносить все тяготы и укрепляющих на пути к спасению. Не случайно схима именуется «ангельским образом». Дело в том, что само это слово греческого происхождения, а означает оно «вид» или «образ». Исходя из этого, схимники - это носители образа ангела, которому они уподобляются своим служением Богу.

Особенности жизни великосхимников

Жизненный уклад тех, кто принял великую схиму, имеет свои особые черты. Они живут отдельно от остальной братии, и их послушания ограничиваются только духовничеством и служением литургии, ведь схимник - это монах, полностью отрешившийся от повседневных земных попечений. Например, если великую схиму принимает епископ, то он слагает с себя управление епархией, так как эта область деятельности предполагает решение не только духовных, но и хозяйственных вопросов. То же касается и иеромонахов, то есть монахов, имеющих священнический сан, - они также освобождаются от всех прочих обязанностей.

Монахов, достигших высшей степени (великосхимников), нетрудно узнать по их специфическому облачению. Оно состоит из рясы, особого вида парамана, который называется аналавом, хитона и пояса. Главу его венчает куколь - остроконечная шапочка с изображением креста, и дополняют убранство сандалии и чётки. Все элементы облачения имеют чёрный цвет, наводящий на мысли о смерти и исходе из земной жизни.

Монашество - истинное воинство Христово

Зародившееся в Египте в первые века христианства, монашество обрело на нашей земле благодатную почву и сделалось неотъемлемой частью русского православия. Но едва ли его можно представить в отрыве от высшей формы, её венца - великой схимы. Что значит схимник, достигший этой высочайшей ступени, можно уяснить себе из трудов святых отцов, видевших в нём образ полнейшего отчуждения от всего земного, смерти для мира тленного и предначатия жизни вечной.

Один из основателей монашества - преподобный Нил Сорский - дал очень меткую характеристику всем трём его ступеням. В своих трудах он писал, что первый этап, рясофор, подобен принятию новобранца в войско Христово, где он должен неустанно постигать искусство будущих побед. Мантия же, по его словам, - это выступление в боевой поход, а великая схима - не что иное, как генеральное сражение, которое дают войска, приведённые в полную боевую готовность.

Как считается, монахи молятся за весь человеческий род, за каждого человека в отдельности и мир полностью. Эти люди полностью отдают себя служению человечеству и отрекаются от мира. Для того, чтобы выбрать такой путь в православии принимается схима, по сути, это высшая ступень отречения от мира. Что значит принять схиму.

Монашество в различных религиях

Традиция посвящать свою жизнь монашескому подвигу существует практически в каждой более-менее развитой религиозной традиции. Об этом свидетельствует Википедия и другие доступные источники. Безусловно, институт монашества является актуальным для общества в целом, а также для высоких духовных целей.

Люди приходят в монастыри зачастую с совершенно разными целями . Кто-то бежит от мира, другие просто не смогли ничего достичь и решили выбрать духовный путь. Есть и такие, которые намеренно решили полностью отдать себя служению Господу, к примеру, Серафим Саровский, который вполне мог бы стать богатым купцом, но решил уйти в монашество.

Обратите внимание! Монах представляет собой идеал человеческого образа. Однако, такая жизнь доступна не всем, поэтому общество вполне разумно разделяется на мирских и монашествующих.

Нужно ясно осознавать особенности этого религиозного института. Признаком развитого общества и человека в отдельности является глубокое почтение к служителям религии, которые поддерживают, передают и несут в себе определенную традицию.

Монашеский постриг


Монахами могут становиться разные люди, порой, с совершенно разными целями.
Чтобы сохранять этот религиозный институт в благости и чистоте, в православии используется специальная система ступеней, которая фактически каждому позволяет обрести желаемое духовное состояние.

Каждый из монахов, выбравших для себя путь служения Богу, может остановиться на определенной ступени и обрести, так сказать, покой. Благодаря этой системе никто не остается без дела, не печалится. При этом традиция получает людей соответствующей квалификации для каждого дела.

Итак, ступени православного монашества:


Таким образом, система внешних формальностей также представляет собой и систему духовного развития от простого человека, который иногда трудится в монастыре, до полного отрешения от мира и принятия обета непрестанной молитвы.

Особенности великой схимы

Пострижение в великую схиму сейчас довольно часто разрешают престарелым монахам, которым целесообразно отправиться на покой. К примеру, когда игумену или архиерею более не представляется возможным управлять монастырем или епархией, соответственно, они переходят в схиму великого ангельского образа (второе название великой схимы) и постепенно отдаляются от мира.

Зачастую люди, которые живут на русской земле, ищут различных «гуру» или религиозного послушания в других традициях, хотя совсем рядом располагается бездонно глубокая православная традиция, которая включает в себя и непрерывную передачу учения, и отношения между духовными наставниками и учениками. Все то, что часто привлекает люди в восточных религиозных учениях.

Обратите внимание! Сейчас многие люди прельщаются различными восточными духовными течениями.

Полезное видео

Подведем итоги

Изначально этот вариант монашества отличался от простого пострига отрешением от мирских дел, которое включало:

  • отшельничество — даже если схимонахи обитают в монастырской обители, они поселяются в затворе, то есть какой-то отдельной пещере, далекой келье, вдали от остальной братии;
  • непрестанная молитва – перешедшим в схиму этого типа более не требуется трудиться (хотя, как правило, по возможности они не пренебрегают изнурением плоти), они полностью посвящают себя практике непрестанной молитвы и духовного служения;
  • суровые обеты: принятие схимы ангельского чина, как правило, подразумевает более суровые обеты и духовные подвиги, эти люди по большей части постники, столпники или достигают духовных высот путем других подвигов.

Данное краткое описание позволяет понять, что такое схима у православных христиан. Тем не менее, тема этим не исчерпывается, является весьма глубокой и интересной.

Вконтакте

Чем отличается священник от монаха, и кто такая схимница? У моей знакомой сын решил посвятить свою жизнь Христу и ушел в монастырь. Женщина сильно переживала за разлуку с единственным сыном, и я решила узнать о посвящениях в монахи подробнее. Схимник — это последняя и наивысшая ступень посвящения и отречения от мира, но сначала неофит просто живет при монастыре и является послушником. Почему православные христиане становятся монахами, что побуждает отрекаться от мира? Об этом я расскажу вам в статье.

История монашества

В старину схимников называли отшельниками или пустынниками, так как они жили сначала в пустыне. В V веке отшельничество сменилось затвором, и монахи стали жить в монастырях. Но с течением времени затвор перестал быть обязательным условием схимничества. Отличить схимника можно было по одежде, поэтому и название «схима» относилось именно к одежде. Впоследствии к одежде и аскетическому образу жизни прибавились обеты.

В наши дни великосхимника можно отличить по особой остроконечной шапочке, которая называется куколь.

Первые монахи появились в Сирии и Египте в IV и III веках нашей эры. Целью монашества было обретение спасения через жизнь во Христе . Первые христиане буквально понимали заповеди Христа и напутствия апостолов, поэтому отрекались от мирской суеты полностью. По мнению первых христиан мир наполнен злом, а источником зла является бренное тело. Именно тело поддается многочисленным соблазнам, которые можно преодолеть постом и молитвой.

Монах принимал на себя обеты:

  1. нестяжания (бедности);
  2. целомудрия (безбрачия);
  3. послушания (отказ от собственной воли).

Обет нестяжания предполагает полный отказ от какой-либо собственности. Монаху не принадлежит даже пишущая ручка, у него ничего нет. Это добровольный отказ от всех вещей мира, потому что они становятся ненужными. Это утрата всякого интереса к земным вещам по причине их ненадобности. Монах пользуется вещами только по крайней необходимости.

Обет безбрачия не просто предполагает отказ от совместной жизни с супругом (ой), но отрицание пола вообще. То есть, для человека имеет значение только душа, а она пола не имеет.

Обет послушания обозначает, что у человека больше нет собственных желаний. Остается только одно желание — постоянно пребывать с Господом. В монастырской жизни обет реализуется в беспрекословном послушании настоятелю монастыря. Однако беспрекословное послушание предполагает не безропотное повиновение против собственной воли, а радостное служение.

Первые монахи уходили в пещеры или пустынные места, чтобы проживать вдали от мирских соблазнов. Со временем они стали образовывать монашеские общины — монастыри. Они принимали новых членов общины и проводили их через испытания, чтобы проверить твердость намерения жизни во Христе. Испытания предполагали полное послушание и отречение от собственной воли.

Монашество на Руси

На Руси монахов именовали иноками. Это русское название, образованное от слова «иной». Также монахов и монахинь называли чернецом и черницей (из-за черного цвета одежды). Почему люди на Руси уходили добровольно в монахи и отрекались от мира? Потому что он терял для них свою привлекательность и смысл. Первые монахи были отшельниками и пустынниками, они добровольно уходили от людей в свой «райский уголок». Пещера для них являлась райскими кущами, наполненными благодатью и особым смыслом.

Если человек ощущает внутри себя особенную близость к богу, он принимает решение уйти в монастырь на служение. Монашество имеет три ступени посвящения:

  1. рясофор (инок);
  2. малая схима;
  3. великая схима.

При пострижении в иноки монашеского обета не произносят, это степень послушника в монастыре. Инок готовится к постригу в схимники, он изучает божье слово и осваивает азы монашества. Послушник получает право носить рясу, которая символизирует покаяние и плач, а также отречение от мирской суеты . Дословно с греческого слово «ряса» переводится как «ветхая, потертая». Однако рясофор может и не получить нового имени.

Одним из первых известных монахов на Руси был Антоний Печерский, основавший Киево-Печерский монастырь.

Малая схима предполагает получение нового духовного имени, монах дает обет бедности (нестяжания), девства и послушания. Малосхимника можно отличить от рясофора наличием специальной накидки без рукавов (мантии), которая одевается поверх рясы. С момента пострига в малую схиму монах дает обет сурового аскетизма.

У монаха схимника появляются новые святые покровители, их намного больше, чем у простого верующего или рясофора.

Великая схима — это самая высокая ступень монашеского посвящения, достичь которой может не каждый монах. Великая схима предполагает полное отчуждение от мирской жизни ради единения с Христом . Великую схиму называют Великим Ангельским Образом. Монах произносит те же обеты, но обязан их выполнять в более суровой форме. Также при Великой Схиме дают новое духовное имя.

Преподобный Нил Мироточивый о монашестве:

Почему схиму называют ангельским образом? Потому что постригающиеся приобретают подобие ангелов, так как полностью отрекаются от мира (как бы умирают для него). Они выбрали стать подобными ангелам, полностью утратить контакты с миром людей ради общения с богом.

Благодать схимы именуется святыми отцами вторым крещением.

Для чего схимонах получает новое имя? Потому что он умирает для земного мира и рождается для нового — горнего. Новое имя монах слышит впервые при пострижении, его дает духовный наставник. Получив новое имя, монах осознает себя совершенно другим человеком.

Служение схимников

Чем отличается послушание схимников от послушания рясофоров? У них остается только одно послушание — духовничество и отправление литургии. Одним словом, великосхимники не занимаются ничем, кроме молитвенного служения . Рясофор выполняет в монастыре разные работы наравне с трудниками (проживающими в обители работниками). Он проходит своего рода искус — испытание на выдержку.

После того как искус пройден успешно, начинаются посвящения. Сначала человека постригают в иноки, затем в схимники. Эти посвящения отличаются друг от друга числом даваемых обетов и особенностями аскетического поведения. Схимники полностью оставляют все земные дела и заботы, чтобы посвятить себя молитве. Молитва в христианстве является высшей добродетелью, так как позволяет соединяться духом с Господом.

Схимонах и схимонахиня стараются во всем уподобиться в своей жизни образу Богочеловека — Иисуса Христа. Это является самым главным и значимым в их жизни. Все остальное меркнет по сравнению со светом Господа и его благодатью.

Однако период послушничества может растянуться на многие годы, и человек может умереть послушником. Почему так происходит? Потому что монашество — это не выбор человека, а призвание . Если настоятель монастыря не видит призвания у человека, постриг так и не состоится. Человек может быть полностью уверен в своем избрании, но через несколько лет может и усомниться в этом. Потому ответственность за постриг ложится на настоятеля монастыря, который должен определить истинность намерений и выбора пути послушника.