Аннотация: Лексико-грамматическое занятие в средней логопедической группе по теме «Семья». Материал, отобранный для занятия, соответствует возрасту детей, доступен для понимания, насыщен игрой и наглядностью, предполагает активную деятельность детей. Использовалась презентация, художественное слово (стихотворение), речевые упражнения, которые способствовали накоплению и уточнению словаря детей, дыхательные упражнения. Обращалось внимание на формирование у детей навыков учебной деятельности: умение слушать и слышать указание педагога, работать в определённом темпе.

Конспект НОД по образовательной области «Речевое развитие»

Тема: «Семья»

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие».

Программные задачи:

Образовательная область «Речевое развитие»:

  1. Расширять активный и пассивный словарь детей по лексической теме «Семья» знакомство с членами семьи: мама, папа, брат, сестра, бабушка, дедушка, тетя, дядя, внук, внучка, сын, дочь, их качествами, особенностями характера, занятиями).
  2. Упражнять в практическом употреблении категории Т.п. с предлогом -с, существительных с обобщающим значением.
  3. Закреплять умение образовывать и употреблять в речи существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Образовательная область «Познавательное развитие»:

  1. Формировать представления о составе семьи, знакомить с родственными связями в семье (брат, сестра, родители, бабушка, дедушка, сын, дочь, внук, внучка).
  2. Развивать зрительное и слуховое восприятие, внимание, память, связную речь.

Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»:

  • Продолжать работу по формированию доброжелательных взаимоотношений между детьми, умение работать коллективно.

Образовательная область «Физическое развитие»:

  • Развивать общую моторику и мелкую моторику кистей рук.

Оборудование:

  • картинный материал по теме, семейные фотографии.

Ход НОД

1. Открытый вход в деятельность

Назовите свое имя.

2. Вводно — организационный

Рассматривание семейных фотографий

Дети находят на столе фотографию своей семьи.

3. Мотивация на деятельность

Сегодня я предлагаю вам поговорить о самых близких людях – о своей семье.

4. Расширение имеющихся знаний

Рассматривание сюжетной картинки.

Посмотрите на картинку. Здесь нарисована семья. Помогите мне правильно назвать всех членов семьи.

Вот …. (папа, мама, дочь, сын, бабушка, дедушка).

Давайте придумаем имена для мальчика и девочки (Паша и Маша).

Для мамы Маша дочь. Кто Маша для папы?

А Паша кто для мамы?

Как мама (папа) скажет о Маше (Паше)? Маша - моя ….

Кто Паша для Маши? А Маша для Паши?

У Маши и Паши есть бабушка и дедушка. А кто они для бабушки и дедушки?

Как бабушка скажет о Маше (Паше)?

Д/и «Кто что делает?»

Детям предлагаются картинки с изображением членов семьи в действии. Педагог комментирует действия:

Вот мама. Мама стоит.

Вот папа. Папа сидит.

Вот дедушка. Дедушка читает. И т. д.

Затем дети отвечают на вопросы:

Кто сидит?

Кто играет?

Кто читает? И т.д.

5. Динамическая пауза

«Солнышко и дождик»

Когда светит солнышко (поднять его изображение), дети гуляют.

Когда начинается дождик, дети прячутся в домики (приседают и над головой соединяют кончики пальцев рук - делают «крышу»).

6. Знакомство с новым материалом

Д/и «Назови ласково»

Детям предлагается назвать членов семьи ласково:

мама-мамочка
папа-папочка
бабушка-бабуля
дедушка-дедуля
сын-сынок
дочь-дочка
сестра-сестренка
брат-братишка

Д/и «С кем ты живешь»

Каждый ребенок рассказывает, с кем он живет дома.

Я живу с мамой и папой. И т.д.

7. Практическая деятельность

Пальчиковая гимнастика «Этот пальчик…»

Этот пальчик — дедушка, (поочередно загибать пальцы, начиная с большого)
Этот пальчик – бабушка,
Этот пальчик — папа,
Этот пальчик – мама,
Этот пальчик – я.
Вот и вся моя семья. (сжимать – разжимать кулачок)

6. Открытый выход из деятельности

Как назвать одним словом маму, папу, сына, дочь, бабушку, дедушку?

Давайте каждый из вас нарисует свою семью.

Бикмаева А.Н.,
учитель-логопед

Прислала Фомина О.С.

Цель: Систематизировать имеющиеся знания детей о семье, расширять интерес к своей родословной, воспитывать добрые чувства и любовь к членам своей семьи, проявлять о них заботу, приносить радость своими делами и поступками, обеспечивать атмосферу непринужденного общения, упражнять детей в использовании сложных грамматических конструкций, развивать внимание к звуковой стороне слова, к звучанию грамматической формы, испытывать чувство удовлетворения от достижения результата.

Материал: Карточки «дерево семьи» на каждого ребенка, звоночек, «волшебная палочка», шкатулка с «добрым словом», угощения для детей – сладости; альбом с фотографиями детей и их родителями, графическое изображение семьи, кукла – малышка, яркий платочек, запись народной плясовой, и мелодия песни «Мы желаем счастья вам», фотоаппарат.

Предварительная работа: рассматривание фотографий детей, беседы, заучивание пословиц о «Дне семьи».

Ход занятия

Входит логопед одета бабушкой с колокольчиком в руке, проговаривает напевно:

И ребята вокруг собираются.

Мой звоночек звенит и звенит,

Всем ребятам собраться велит.

Мой звоночек звенит заливается,

И звоночек его всем нам нравится.

– Дети посмотрите в окошко. Скажите, какое сегодня утро (ответы детей)

– Действительно, утро ласковое, доброе, ясное. Солнышко улыбается нам, шлет свои лучи, приветствует всех нас. Протяните солнышку руки, улыбнитесь ему, а теперь повернитесь друг к другу, улыбнитесь, поприветствуйте друг друга и обнимитесь. Ребята я тоже вас всех приветствую, посылаю всем вам свою улыбку.

– Пришла я к вам в группу, вас еще не было, и заметила вот это изображение и обрадовалась, но удивилась: «Что это может быть?» Решила Вас дождаться, чтобы вместе рассмотреть, на что похоже это изображение? (На ступеньки дома)

– А что в домах находится? (Квартиры).

– А кто в квартирах живет? (Люди).

– Да, дети, люди живут семьями; семьи бывают разными, большие и маленькие в зависимости от состава людей в семье: бабушки, дедушки, мамы, папы и их дети. Дети мне очень хочется рассказать вам о моей семье моего детства. Послушайте.

– Мы жили большой семьей: бабушка, мама, папа, я и два моих брата, жили мы дружно, любили друг друга, заботились друг о друге. В доме было тепло, светло, уютно. Бабушка каждую субботу пекла: пирожки, ватрушки или булочки. Мы собирались вечерами пили чай, обсуждали наши дела. Бабушка любила нам рассказывать сказки, пела русские народные песенки и играла с нами в старинные игры: «Барыню», «Булавочку», «Платочек». Я с теплотой вспоминаю свое детство.

– Дети, мне очень хочется узнать о ваших семьях, расскажите мне. Садитесь на ковер, возьмите листочки с «деревом семьи» и начнем рассказывать (4-5 человек).

– Молодцы, Правда, хорошо, что есть семья, все друг друга любят, заботятся друг о друге. Давайте поиграем в игру моего детства «Платочек».

Дети становятся в круг, бабушка в середине круга с платочком в руке над головой машет и пропивает песенку:

Я платочком помашу,

Всем ребяткам покажу,

Кто платочек найдет,

Тот плясать пойдет.

Повторяет 1-3 раза после игры.

– Дети, посмотрите, показывает графическое изображение семьи в круге. Проводится игра «Что в круге?»

– Дети, я так изобразила свою семью, а как еще можно её изобразить? (ответы детей).

– Подойдите к столам, что здесь на подносах? (цветные шишки).

– Какого цвета, размера?

– Как вы считаете можно ниточками изобразить свою семью?

– Попробуем, а потом рассмотрим работы.

Дети выполняют задание. После отвечают на вопросы

– Кто это? А где ты?

– Кого изобразил красной ниточкой? Почему?

– А знаете, кто помог вам?

– Ваши пальчики, дружная, маленькая семья. Поиграем с ними?

Проводиться пальчиковая игра «Дружная семья»

Этот пальчик – дедушка,

Этот пальчик – бабушка,

Этот пальчик – папочка,

Этот пальчик – мамочка,

Этот пальчик – я –

Вот и вся моя семья.

– Ой, заигралась я с вами, а моя малышка проснулась и зовет. Давайте покачаем её. Садитесь на ковер. (берут ногу согнутую в колене, звучит колыбельная).

Псих гимнастика «Качаем малышку».

– Какая малышка? (маленькая, крошечка).

– Как ее можно ласково назвать? (куколка, лапочка).

– Коснитесь её личиком своим, щеки поцелуйте, повыше поднимите, коснитесь своего лица. Покачайте (дети качают под колыбельную). Уснула, тише.

Бабушка показывает графическое изображение в круге (кольце).

– Что это может быть? (люстра, мишень)

– Дети, это моя семья, живущая в квартире. А где находиться квартира? (в доме).

– А где находиться дом? (на улице).

– А улица? (в нашем городе Гуково).

– А город? (в Ростовской области).

– А область? (в стране).

– Как называется наша страна? (Россия).

– Да, Россия – наша Родина, большая, красивая, которую мы должны любить и беречь!

– Дети, а мы можем всех нас в группе назвать семьей?

– Какая она? (большая, дружная)

– Сколько нас? (считают вместе)

– Сейчас я проверю, дружная ли наша семья.

Проводиться игра «Волшебная палочка».

Игра с движениями.

1,2,3,4 мы гуляем по квартире,

1,2,3 – замри. В конце на слово «замри» все замирают. «Оживление» – всех по одному «волшебной палочкой».

– Вот мои детки, мои малолетки, мои касатики – обнимаются.

– Дети, «волшебная палочка», куда – то ведет меня, и чувствую, что вы за мной все продвигаетесь. Куда же она нас ведет? (к «волшебной шкатулке», находят и читают добрые слова, зачитывают их.)

– А кому они нужны? (людям)

– Дети, давайте по кругу передадим доброе слово друг другу нежно, ласково, с любовью.

– Я передаю Алиночке, возьми, пожалуйста «доброе слово (умница)» и передавай другому, спасибо и т.д.

– И так дети всем досталось доброе слово, пусть доброта живет у вас в сердце, в ваших семьях, где доброта, таи и счастье. Давайте пожелаем счастье песней: «Мы желаем счастья вам». Дети исполняют песню.

– Дети, а в шкатулочке что-то еще осталось (конфеты). На память мы сфотографируемся всей своей большой семьей. Нашей группой «Говорушки».

Надежда Аникина

Логопедическое занятие на лексическую тему «Семья»

Цель: активизация и актуализация словаря по теме, уточнение понимания детей родственных отношений.

Задачи:

Коррекционно - образовательные:

Обобщение и систематизация представлений о семье, членах семьи, об окружающем предметном мире;

Актуализация и активизация словаря по теме "Моя семья" (семья, родители, родственники, забота, мама. папа, дедушка, бабушка, внук, внучка, тетя, дядя, брат, сестра);

Совершенствование навыка составления рассказа по картинке;

Формирование целостного впечатления об изображении на серии картинок;

Совершенствовать грамматический строй речи (формирование образование прилагательного от существительного, употребление простых и сложных предлогов, местоимений).

Коррекционно - развивающие:

Развитие связной речи, общих речевых навыков, зрительного и слухового внимания и восприятия, тонкой и моторики, творческого воображения.

Коррекционно-воспитательные:

Прививать теплое, заботливое отношение к своим родственникам;

Воспитывать культуру речевых высказываний.

Оборудование: ребус /цифра 7 и буква Я/, мяч, сюжетная картинка «Семья»

Ход занятия:

1. Организационный момент

Ребята, посмотрите на доску и отгадайте ребус. (На листе бумаги изображены цифра 7 и буква Я).

Какая это цифра?

Какая буква?

А теперь скажите, какое слово получилось? («семья»)

Показ сюжетной картинки «Семья» (отгадка)

2. Д/и: «Назови свое имя»

Л. называю своё Имя - громко. Каждый из детей называет своё Имя громко. Позови кого- нибудь громко!

Л. называю своё Имя - тихо. Каждый из детей называет своё Имя тихо. Позови кого- нибудь тихо!

3. Пальчиковая гимнастика

"Дружная семейка"

Раз уселась на скамейке/

Наша дружная семейка:

(пальцы сжаты в кулак)

Самой первой села мама,

(разогнуть большой палец)

Рядом - строгий наш отец.

(разогнуть указательный)

Следом братец и сестрица.

(разогнуть средний и безымянный)

Ну а мне где поместиться

(разогнуть мизинец)

4. Д/и: «Я и моя семья»

Развивать умение соотносить родственные связи, образовывать прилагательное от существительного, использовать ласкательные слова

Кто девочка для мамы? (дочка)

Кто мальчик для мамы? (сын)

Кто мальчик для девочки? (брат)

Кто мама для папы? (жена)

Кто девочка для дедушки? (внучка)

Кто мальчик для бабушки? (внук)

Кто мама для бабушки? (дочь)

Кто папа для мамы? (муж)

Кто папа для бабушки? (сын)

Как ты называешь маму папы?

Ребенок: Бабушка, бабуля!

Как ты называешь папу мамы?

Ребенок: Дедушка, дедуля!

Как называешь сестру папы?

Ребенок: Тетя, тетушка!

Как ты называешь брата мамы?

Ребенок: Дядя, дядюшка!

А кем ты являешься маме, папе своей мамы?

Ребенок: Внуком, внучком.

Ребенок: Внучка, внученька


Логопед: А какие традиции есть в вашей семье?

Дети рассказывают про традиции в своей семье.




5. Мимические упражнения "Настроение"

Логопед: Ребята! Настроение - какое оно бывает?

Дети: Грустное, веселое, печальное, радостное, огорченное!

Изобразить добродушную маму;

Строгого дедушку;

Рассердившегося папу;


Провинившегося ребенка


Родители ушли в гости, а ребенка оставили одного (изобразить состояние тоски и одиночества)

Изобразить непослушного и капризного ребенка;

Жадную сестренку;

Добрую бабушку.

6. Рассматривание сюжетной картины "Семья"

Логопед: Ребята! Посмотрите на картину и расскажите, кто изображен на картине!

Дети: Папа, мама, дедушка, бабушка, сестра, брат.

Логопед: Что делает бабушка?

Ребенок: Бабушка сидит в кресле и вяжет носки.

Логопед: Что делает дедушка?

Ребенок: Дедушка читает газету.

Логопед: Чем занимается мама и папа?

Ребенок: Папа накрывает на стол, а мама варит суп и печет пирожки.

Логопед: Чем занимаются брат и сестра?

Ребенок: Брат строит замок из кубиков, а сестра читает сказки.

Логопед: Как всех этих людей мы можем назвать одним слово?

Дети: Семья!

7. Игра с мячом "Мой, моя, мои"

Логопед называет члена семьи, бросает мяч, ребенок должен использовать в правильном назначении предлог.

Логопед: Семья.

Ребенок: Моя семья.

Логопед: Братья.

Ребенок: Мои братья.

Логопед: Брат.

Ребенок: Мой брат.

Логопед: Сестра.

Ребенок: Моя сестра.

Логопед: Сестры.

Ребенок: Мои сестры.

Логопед: Бабушка.

Ребенок: Моя бабушка.

Логопед: Дедушка.

Ребенок: Мой дедушка

Логопед: Родственники.

Ребенок: Мои родственники.

Логопед: Мама, папа.

Ребенок: Мои мама и папа, мои родители.

10. Итог занятия

Логопед: Ребята о чем мы сегодня с вами разговаривали!

Дети: Мы говорили сегодня о семье!

Логопед: Давайте вспомним стихи о семье!


Дети читают стихи о семье и рассматривают свои семейные альбомы.

1. Мама на папу глядит,

Улыбается,

Папа на маму глядит,

Улыбается,

А день самый будний,

Не воскресение,

И за окошком – не солнце,

Просто такое у них

Настроение,

Просто они

Очень любят друг друга.

От этой любви

И легко, и светло.

Мне с папой и мамой

Так повезло!

2. Семья – это счастье, любовь и удача,

Семья – это летом поездки на дачу.

Семья – это праздник, семейные даты,

Подарки, покупки, приятные траты.

3. Рождение детей, первый шаг, первый лепет,

Мечты о хорошем, волнение и трепет.

Семья – это труд, друг о друге забота,

Семья – это много домашней работы.

4. Семья – это важно!

Семья – это сложно!

Но счастливо жить одному невозможно!

Всегда будьте вместе, любовь берегите,

Хочу, чтоб про вас говорили друзья:

Какая хорошая Ваша семья!©

5. Что может быть семьи дороже?

Теплом встречает отчий дом,

Здесь ждут тебя всегда с любовью,

И провожают в путь с добром!

6. Отец и мать, и дети дружно

Сидят за праздничным столом,

И вместе им совсем не скучно,

А интересно впятером.

7. Любите! И цените счастье!

Оно рождается в семье,

Что может быть ее дороже

На этой сказочной земле.

В рамках недели по сказкам К. И. Чуковского, которому исполнилось 135 лет, 31 марта 2017, была проделана большая работа с детьми и как итог.

Групповое логопедическое занятие с обучающимися 3 класса с системным недоразвитием речи Тема занятия: Выделение гласных из слов. Лексическая.

Итоговое подгрупповое логопедическое занятие «Закрепление знаний по лексической теме «Насекомые» Цели занятия: 1) Обобщить знания и обогатить словарь по данной теме. 2) Уточнить названия насекомых, внешние признаки, их строения. 3).

Итоговое подгрупповое логопедическое занятие по закреплению знаний по лексической теме «Перелетные птицы» . I - подгр Цели занятия: 1) Обобщить знания и обогатить словарь по данной теме. 2) Уточнить названия перелетных птиц, внешние признаки,.

Логопедическое занятие по лексической теме для подготовительной группы ТЕМА: “ФРУКТЫ”. Цель: -развивать внимание, мышление. Задачи: -усвоить категории родительного и дательного падежей; - учить образовывать.

Логопедическое занятие по лексической теме для подготовительной группы «Овощи» Цель: закрепить знания учащихся об овощах. Ход урока I. Организационный момент. II. Вступительное слово. - Какое сейчас время года? - В.

Конспект занятия для логогруппы по лексической теме «Осень». Коррекционно-образовательная задача: систематизировать знания детей об осени.

Логопедическое занятие в старшей группе по лексической теме: «Победный май»! с использованием ИКТ. Конспект логопедического занятия в старшей группе

Қазақстан Республикасының Білім және ғылым министрлігі Солтүстік Қазақстан облысы әкімдігінің «Мамлют ауданының психология–педагогикалық түзету кабинеті» коммуналдық

мемлекеттік мекемесі

Тема: Моя семья

Педагог- логопед Рубас В. В.

Тема : Семья.

Цель: Учить ребенка вслушиваться в обращенную к нему речь.

Задачи:

учить узнавать своих близких на фотографии, показывать предложенное логопедом изображение. Закреплять в речи ребенка слова, называющие людей по их роли в семье (мама, папа, дети).

стимулирование слухового восприятия, внимания. Развитие мелкой моторики и координации пальцев рук;

воспитывать уважительное отношение к членам семьи.

Оборудование: доска, мел, магниты, фотографии родных людей, пальчиковый театр, карандаш, лист с пунктирным изображением солнышка.

Ход занятия.

Орг. момент.

(создание положительного микроклимата на занятии).

Основная часть .

1 . Задание 1. «Кто в доме живет?»

Фотографии родных людей приклеены в окна дома, который нарисован на доске.

Речевая инструкция: «Вот дом. В доме живет семья: мама, папа, сын, дочь Жания, дочь». Далее ребенку предлагается показать, где мама? Где папа? и т.д. Во время показа ребенком своих близких логопед комментирует его действия: «Вот папа; это сын; тут мама» и т.д.

(допустимым является любое высказывание ребенка, но на данном этапе работы главным является развитие понимания речи).

2. Задание. «Семья» (Пальчиковый театр)

Стимулирование слухового восприятия слухового восприятия, внимания. Развитие мелкой моторики рук и координации движений пальцев рук.

Логопед сначала сам читает потешку и одновременно выполняет соответствующие движения, затем рассказывает потешку вместе с ребенком. Затем логопед читает потешку, а ребенок выполняет движения пальцами самостоятельно.

Этот пальчик - дедушка,

Этот пальчик – бабушка,

Этот пальчик – папочка,

Этот пальчик – мамочка,

Этот пальчик – я,

Вот и вся моя семья!

3.Задание. «У зеркала».

Развитие мимических мышц лица; обучение пониманию эмоционального состояния людей.

Логопед объясняет и показывает ребенку, как могут двигаться брови, губы, щеки. Если ребенок затрудняется, логопед помогает ему своими пальцами найти нужный уклад, фиксируя нужный результат зрительно (в зеркале). Желательно, чтобы ребенок после механической помощи и зрительного контроля выполнил заданный уклад по образцу.

Задание. Сенсорное развитие.

Нарисуй (карандашом) радостное солнышко.(Зрительная опора на 3 задание).

Речевая инструкция: «Посмотри, где лицо радостное, веселое. Покажи в зеркало, какое радостное лицо. А теперь давай нарисуем радостное солнышко. Оно круглое… у него есть глаза,… улыбается,… теперь нарисуем лучи - палочки».

Конспект по теме «Семья»

Выполнила: Учитель – логопед

ГУ СРЦН «Причал надежды»

Мухаммеджанова А.В.

Цель: 1. Закрепление представлений о семье, родственных отношениях членов семьи.

2. Развитие связной речи.

3. Развитие памяти, внимания, мышления, мелкой моторики руки.

4. Воспитание бережного отношения к собственному здоровью и здоровью членов семьи, желания заботиться о близких.

    Организационный момент.

Отгадайте загадку:

«Сколько нас живет в квартире?

Вместе нас пока четыре:

Мама, папа, брат, сестра-

Вместе дружная…» (семья)

Молодцы! Сегодня мы с вами поговорим о семье.

    Игра-разминка «Какая у тебя семья?» (по кругу, с мячом)

Пример: большая, маленькая, дружная, трудолюбивая, добрая, строгая, крепкая, работящая, заботливая, веселая, хорошая, здоровая.

    Составление предложения по картинке «Семья»

Кто нарисован на картинке, чужие люди или родственники?

Как можно назвать их вместе, одним словом?

Кто это? (мама). Что она делает?

Кто это? (папа). Что он делает?

Кто это? (бабушка). Что она делает?

Кто это? (дедушка). Чем он занят?

Кто это? (дочка). Что она делает?

Кто это? (сын). Что он делает?

Что делает семья на этой картинке, трудиться или отдыхает?

Может ли жить семья, если все в ней будут только отдыхать?

4. Игра с мячом «Распределим обязанности в семье»

(кто что делает дома?)

Сын - учит уроки, убирает, выносит мусор, ходит в магазин за продуктами, помогает убирать…и т.д.

Дочь - учит уроки, моет и вытирает посуду, вытирает пыль, помогает убирать…и т.д.

Отец – зарабатывает деньги, гладит, ремонтирует…и т.д.

Мать зарабатывает деньги, ходит в магазин за продуктами, готовит пищу, стирает, ухаживает…и т.д.

Бабушка – готовит, вяжет…и т.д.

Дедушка – ремонтирует, помогает…и т.д.

    Дидактическая игра «Кому что нужно?»

Детям раздаются роли: «Мама», «Папа», «Ребенок». Детям предлагается выбрать предмет в зависимости от роли (на столе лежат предметы, имеющие отношение к быту в семье).

После того, как участники выбрали, они садятся и рассказывают, почему они взяли тот или иной предмет и для чего он нужен.

    Пальчиковая гимнастика «Моя семья»

«Этот пальчик – дедушка,

Этот пальчик – бабушка,

Этот пальчик – папочка,

Этот пальчик – мамочка,

Этот пальчик – я,

Вот и вся моя семья!»

«Раз, два, три, четыре, пять –

Вышли пальчики гулять!

Раз, два, три, четыре, пять –

В домик спрятались опять!»

    Игра на развитие временной ориентации, связанной с возрастом «Разложи картинки по возрасту, начиная с самого старшего (младшего)».

«Ребята, какими вы хотите вырасти? Что нужно, чтобы вырасти сильными, крепкими, здоровыми? Чем нужно заниматься? В какие игры вы любите играть зимой на улице? (кататься на лыжах, на коньках, на санках; играть в снежки и т.д.). А летом? (купаться, играть в футбол и т.д.)»

«Ребята, посмотрите внимательно на картинки и ответьте на вопросы:

Кто сильнее – взрослый мужчина или дошкольник?

Кто слабее – взрослая женщина или дошкольник?

Почему надо защищать малышей и стариков?

Почему надо помогать маленьким и старикам?

Почему надо заботиться о детях и стариках?

    Анализ детских рисунков