Вступил в силу обновленный Закон «О ветеранах». Он повышает социальную защищенность вдов участников Великой Отечественной войны и других боевых действий.

До сих пор меры соцподдержки предоставлялись им лишь в том случае, если они не вступили в повторный брак и проживают отдельно от других родственников. Новая редакция снимает целый ряд ограничений.

В частности, право на соцподдержку получают вдовы ветеранов войны и боевых действий, так и не связавшие себя повторными узами брака, которые проживают не только в одиночестве, но и с детьми - несовершеннолетними или в возрасте до 23 лет, обучающимися в образовательных учреждениях по очной форме. Эта норма распространяется и на вдов, которые воспитывают детей-инвалидов старше 18 лет, имеющих ограничение по трудоспособности.

Поясню на примере, - комментирует для «РГ» изменения в законодательстве директор департамента социальной защиты Мин здравсоцразвития Ольга Самарина. - Возьмем жен ветеранов, погибших во время Великой Отечественной войны. Они - люди в возрасте, как правило, нуждаются в поддержке своих родственников и не проживают самостоятельно. После принятия поправок проживание с родственниками - не препятствие для получения ими социальной поддержки в прежнем объеме.

Речь не только о пожилых женщинах. Под действие закона попадают и вдовы ветеранов других боевых действий, в частности контртеррористической операции на Северном Кавказе. По данным Комитета Госдумы по делам ветеранов, сегодня у нас около 5 тысяч женщин, которые имеют право воспользоваться этими льготами. А это примерно 10 процентов от всех членов семей погибших ветеранов, получающих соцподдержку от государства.

Раньше вдова военнослужащего, погибшего во время боевых действий и имевшая одного или нескольких несовершеннолетних детей, не попадала под действие этого закона, так как проживала с детьми, а не одна. Внесенные поправки позволили нам устранить эту несправедливость. Теперь вдовы ветеранов боевых действий, воспитывающие несовершеннолетних детей, также смогут получать соцподдержку, - говорит Ольга Самарина.

По сведениям «РГ», на реализацию закона из бюджета потребуется 80 млн рублей. Из них почти 50 млн - средства на ежемесячные выплаты. Сегодня это 820 рублей в месяц. Финансирование расходов начнется задним числом - с 1 июля 2009 года.

Конкретно

Льготы, положенные вдовам ветеранов войны и боевых действий по новому закону:

«скидка» на квартплату в размере 50 процентов общей площади жилых помещений;

половина оплаты за коммунальные услуги (водоснабжение, вывоз мусора, газ, электроэнергия - в пределах нормативов потребления указанных услуг, установленных в регионе).

Меры соцподдержки предоставляются независимо от вида жилья и от того, кто из членов семьи погибшего считается нанимателем или собственником квартиры или дома.

В соответствии с п. 2 ст. 21 Федерального закона "О ветеранах" независимо от состояния трудоспособности, нахождения на иждивении, получения пенсии или заработной платы меры социальной поддержки предоставляются:
1) родителям погибшего (умершего) инвалида войны, участника Великой Отечественной войны и ветерана боевых действий;
2) супруге (супругу) погибшего (умершего) инвалида войны, не вступившей (не вступившему) в повторный брак;
3) супруге (супругу) погибшего (умершего) участника Великой Отечественной войны, не вступившей (не вступившему) в повторный брак;
4) супруге (супругу) погибшего (умершего) ветерана боевых действий, не вступившей (не вступившему) в повторный брак и проживающей (проживающему) одиноко, или с несовершеннолетним ребенком (детьми), или с ребенком (детьми) старше возраста 18 лет, ставшим (ставшими) инвалидом (инвалидами) до достижения им (ими) возраста 18 лет, или с ребенком (детьми), не достигшим (не достигшими) возраста 23 лет и обучающимся (обучающимися) в образовательных учреждениях по очной форме обучения.
В соответствии с п. 2.16 Инструкции о порядке и условиях реализации прав и льгот ветеранов Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий, иных категорий граждан, установленных Федеральным законом "О ветеранах", утвержденной Постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 11 октября 2000 г. N 69 (с изменениями, внесенными решением Верховного Суда Российской Федерации от 30 июля 2004 г. N ГКПИ 04-945), права и льготы, установленные Федеральным законом "О ветеранах", предоставляются членам семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий, а также членам семей военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и органов безопасности, погибших при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей), указанным в ст. 21 Федерального закона "О ветеранах", - на основании удостоверения о праве на льготы, выданного в соответствии с Постановлением Совета Министров СССР от 23 февраля 1981 г. N 209. Удостоверение выдается по обращению граждан органами, осуществляющими их пенсионное обеспечение, на основании документов о прохождении военной службы или участии в боевых действиях погибшим (умершим), свидетельства о смерти, документов, подтверждающих родственное отношение к погибшему (умершему), пенсионного удостоверения либо справки о праве на пенсию по случаю потери кормильца (с учетом п. 2 ст. 21 Федерального закона "О ветеранах"). Кроме того, основанием для предоставления права на льготы могут служить пенсионное удостоверение с отметкой: "Вдова (мать, отец) погибшего воина", а также справка установленной формы о гибели военнослужащего. В удостоверении производится отметка о праве на льготы, установленные ст. 21 Федерального закона "О ветеранах". Как следует из письма Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 3 апреля 2006 г. N 1611-ВС "О праве родителей и вдов погибших военнослужащих на меры социальной поддержки", содержащаяся в п. 2 ст. 21 названного Федерального закона формулировка "независимо от получения любого вида пенсии" означает, что право на меры социальной поддержки имеют не только граждане, перечисленные в п. 2 ст. 21 Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ, получающие различные виды пенсии (по старости, инвалидности и т.д.), но и те из числа указанных граждан, кто не получает какую-либо пенсию.

1. Меры социальной поддержки, установленные для семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий (далее также - погибшие (умершие)), предоставляются нетрудоспособным членам семьи погибшего (умершего), состоявшим на его иждивении и получающим пенсию по случаю потери кормильца (имеющим право на ее получение) в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации. Указанным лицам предоставляются следующие меры социальной поддержки:

1) льготы по пенсионному обеспечению в соответствии с законодательством;

2) утратил силу. - Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ;

3) преимущество при вступлении в жилищные, жилищно-строительные, гаражные кооперативы, первоочередное право на приобретение садовых земельных участков или огородных земельных участков;

4) обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, членов семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями настоящего Федерального закона. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Члены семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения;

5) - 6) утратили силу. - Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ;

7) сохранение права на получение медицинской помощи в медицинских организациях, к которым указанные лица были прикреплены при жизни погибшего (умершего) в период работы до выхода на пенсию, а также внеочередное оказание медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в медицинских организациях, подведомственных федеральным органам исполнительной власти, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, в медицинских организациях, подведомственных исполнительным органам государственной власти субъектов Российской Федерации, - законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации;

8) утратил силу. - Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ;

9) компенсация расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в размере 50 процентов:

платы за наем и (или) платы за содержание жилого помещения, включающей в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, исходя из занимаемой соответственно нанимателями либо собственниками общей площади жилых помещений (в коммунальных квартирах - занимаемой жилой площади), в том числе членам семьи погибшего (умершего), совместно с ним проживавшим;

взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, но не более 50 процентов указанного взноса, рассчитанного исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт на один квадратный метр общей площади жилого помещения в месяц, установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, и занимаемой общей площади жилых помещений (в коммунальных квартирах - занимаемой жилой площади), в том числе членам семьи погибшего (умершего), совместно с ним проживавшим;

платы за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме;

платы за коммунальные услуги, рассчитанной исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определенного по показаниям приборов учета, но не более нормативов потребления, утверждаемых в установленном законодательством Российской Федерации порядке. При отсутствии указанных приборов учета плата за коммунальные услуги рассчитывается исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых в установленном законодательством Российской Федерации порядке;

оплаты стоимости топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению, и транспортных услуг для доставки этого топлива - при проживании в домах, не имеющих центрального отопления. Обеспечение топливом семей погибших (умерших) производится в первоочередном порядке.

Меры социальной поддержки по оплате жилых помещений и коммунальных услуг предоставляются лицам, проживающим в жилых помещениях независимо от вида жилищного фонда, и не распространяются на установленные Правительством Российской Федерации случаи применения повышающих коэффициентов к нормативам потребления коммунальных услуг.

Меры социальной поддержки по оплате коммунальных услуг предоставляются независимо от того, кто из членов семьи погибшего (умершего) является нанимателем (собственником) жилого помещения;

10) утратил силу. - Федеральный закон от 29.06.2015 N 176-ФЗ;

11) утратил силу. - Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ;

12) при наличии медицинских показаний преимущественное обеспечение по последнему месту работы погибшего (умершего) путевками в санаторно-курортные организации;

13) - 14) утратили силу. - Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ;

15) первоочередной прием в организации социального обслуживания, предоставляющие социальные услуги в стационарной форме, в полустационарной форме, внеочередное обслуживание организациями социального обслуживания, предоставляющими социальные услуги в форме социального обслуживания на дому, супруги (супруга) погибшего (умершего).

2. Независимо от состояния трудоспособности, нахождения на иждивении, получения пенсии или заработной платы меры социальной поддержки предоставляются:

1) родителям погибшего (умершего) инвалида войны, участника Великой Отечественной войны и ветерана боевых действий;

2) супруге (супругу) погибшего (умершего) инвалида войны, не вступившей (не вступившему) в повторный брак;

3) супруге (супругу) погибшего (умершего) участника Великой Отечественной войны, не вступившей (не вступившему) в повторный брак;

4) супруге (супругу) погибшего (умершего) ветерана боевых действий, не вступившей (не вступившему) в повторный брак и проживающей (проживающему) одиноко, или с несовершеннолетним ребенком (детьми), или с ребенком (детьми) старше возраста 18 лет, ставшим (ставшими) инвалидом (инвалидами) до достижения им (ими) возраста 18 лет, или с ребенком (детьми), не достигшим (не достигшими) возраста 23 лет и обучающимся (обучающимися) в образовательных организациях по очной форме обучения.

3. Меры социальной поддержки, установленные для членов семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий, распространяются на членов семей военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, войск национальной гвардии, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и органов государственной безопасности, погибших при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей). Указанные меры социальной поддержки предоставляются членам семей военнослужащих, погибших в плену, признанных в установленном порядке пропавшими без вести в районах боевых действий, со времени исключения указанных военнослужащих из списков воинских частей.

4. Членам семей погибших в Великой Отечественной войне лиц из числа личного состава групп самозащиты объектовых и аварийных команд местной противовоздушной обороны, а также членам семей погибших работников госпиталей и больниц города Ленинграда предоставляются меры социальной поддержки, установленные для членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны.

Положения статьи 21 закона №5-ФЗ используются в следующих статьях:
  • Расходные обязательства по социальной защите и социальной поддержке ветеранов
    1. Меры социальной поддержки, установленные статьями 14 - 19 и 21 настоящего Федерального закона и принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, являются расходными обязательствами Российской Федерации.

Когда речь заходит о ветеранах, многие люди начинают представлять себе поседевших участников ВОВ. Та война закончилась много лет назад, и далеко не каждый из победителей дожил до современности.

Но, термин ветеран можно использовать не только по отношению к фронтовику того далекого времени, ведь России коснулись и другие локальные военные конфликты, участвовать в которых приходилось как военнослужащим, так и гражданским лицам.

Эти граждане тоже называются ветеранами и имеют право обращаться за и социальными гарантиями.

Законодательное регулирование вопроса

Федеральный закон, носящий одноименное название , регламентирует назначение государственной поддержки и гарантирует определенные привилегии лицам, участвующим в действиях боевого значения.

Среди основных документов, регламентирующих льготное обеспечение ветеранов, можно выделить:

Кто относится к данной категории граждан

В соответствии с законодательством ветераном можно считать:

В настоящее время официально признанной помощью российских военных считается участие в конфликтах в таких государствах, как: Ангола, Египет, Камбодже, Ливан, Сирия, Таджикистан, Абхазия, Южная Осетия и т.д. Кроме того рассматривается вопрос о том, чтобы признать ветеранами боевых действий тех военных, которые участвовали в конфликте в Чехословакии в 1968 г.

Для оформления льгот ветеран должен подать заявление и документы (свидетельство о прохождении службы, паспорт, 2 фото), подтверждающие право на присвоение статуса.

Государственная помощь семьям

Назначение льгот может распространяться на любого нетрудоспособного члена семьи, находившегося на иждивении у погибшего инвалида войны или ветерана боевых действий.

Федеральный уровень не предусмотрел подобной привилегии в отношении детей ветеранов боевых действий. Без очереди поступить в детский сад можно: сиротам, детям чернобыльцев, прокуроров, следователей и т.д. В первую очередь принимают малышей, родители которых являются инвалидами, детей полицейских, погибших при исполнении воинского долга.

70% скидку на родительскую плату могут оформить военнослужащие-срочники.

С недоразумением, касающимся отсутствия ветеранов боевых действий в списках на внеочередное оформление в детское дошкольное учреждение, решило разобраться региональное законодательство. А вот компенсационные выплаты, частично погашающие оплату детского сада, так и не были никем рассмотрены.

Зачисление в школу и ВУЗ

Закон об образовании № 3266-1, датированный 1992 г., гласит, что внеконкурсное поступление в ВУЗ при условии, что вступительные испытания были успешно пройдены, (среди достаточно обширного списка) положено и ветеранам боевых действий. Но государственная власть, к сожалению, ничего не предусмотрела для детей данной категории граждан, поэтому они поступают в соответствии с общими требованиями и никакими привилегиями не пользуются.

Ребенок ветерана боевых действий во внеочередном порядке может быть принят в среднее образовательное учреждение (школу). Данную категорию учащихся также должны обеспечить двухразовым . Если школа пользуется специальной униформой, то она также предоставляется на безвозмездных началах.

О полном списке льгот и социальных гарантий, полагающихся семье погибшего участника боевого действия, можно узнать из ст. 21 ФЗ «О ветеранах» .

Виды государственной помощи для данной категории граждан рассмотрены в следующем видеосюжете:

С 1 июля 2013 г., согласно статье 28 Федерального закона от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах» (в редакции Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 46-ФЗ, далее - Закон № 5-ФЗ), реализация мер социальной поддержки ветеранов и членов семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий осуществляется при предъявлении ими удостоверения единого образца, установленного для каждой категории ветеранов и членов семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий Правительством СССР до 1 января 1992 г. или Правительством Российской Федерации.

С указанной даты вступило в силу постановление Правительства Российской Федерации от 20 июня 2013 г. № 519 «Об удостоверении члена семьи погибшего (умершего) инвалида войны, участника Великой Отечественной войны и ветерана боевых действий» (далее - постановление № 519), которым утвержден единый образец бланка удостоверения члена семьи погибшего (умершего) инвалида войны, участника Великой Отечественной войны и ветерана боевых действий (далее - удостоверение) и Инструкция о порядке заполнения, выдачи и учета удостоверений (далее - Инструкция).

Пунктом 2 постановления № 519 установлено, что удостоверения, выданные до его вступления в силу, действительны для предоставления мер социальной поддержки. Согласно пункту 3 постановления № 519 полномочия по разъяснению вопросов, связанных с применением Инструкции, закреплены за Минтрудом России. В информационном письме Минтруда России от 15 августа 2013 г. указано, что в связи с вступлением в силу постановления №519 с 1 июля 2013 г. при решении вопросов о выдаче удостоверений необходимо руководствоваться этим нормативным правовым актом.

С упомянутой даты бланки удостоверения о праве на льготы, предъявители которого имеют право на льготы и преимущества, установленные для родителей и жен погибших военнослужащих, форма которого утверждена постановлением Государственного комитета СССР по труду и социальным вопросам от 18 октября 1989 г. № 345, не выдаются. Согласно пункту 1 Инструкции удостоверение выдается лицам, указанным в статье 21 Закона № 5-ФЗ. В соответствии с пунктом 2 Инструкции выдача удостоверений производится гражданам, пенсионное обеспечение которых осуществляется в соответствии с Законом № 4468-I, органами, осуществляющими их пенсионное обеспечение. Гражданам, пенсионное обеспечение которых осуществляется территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации, а также гражданам, не получающим пенсию, удостоверение выдается государственными органами, уполномоченными в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации. Поскольку до 1 июля 2013 г. для членов семей умерших инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий никаких удостоверений не предусматривалось, то им по месту пенсионного обеспечения выдавались только соответствующие справки, оформленные согласно приложению № 3 к приказу МВД России от 3 ноября 1995 г. № 407, содержащие необходимые сведения для целей социального обеспечения.

В настоящее время этой категории лиц при обращении в пенсионные органы системы МВД России выдаются удостоверения взамен вышеуказанной справки, которую следует приобщать к материалам пенсионного дела. Членам семей, указанным в пункте 3 статьи 21 Закона № 5-ФЗ, выдается только указанная справка. Полномочия пенсионных органов системы МВД России на выдачу членам семей погибших, состоящим на ведомственном пенсионном обеспечении, соответствующих справок, подтверждающих их статус федеральных льготников, закреплены пунктом 2.16 Инструкции о порядке и условиях реализации прав и льгот ветеранов Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий, иных категорий граждан, установленных Федеральным законом «О ветеранах», утвержденной постановлением Минтруда России от 11 октября 2000 г. № 69.

Согласно подпункту 21.3 Административного регламента предоставления Пенсионным фондом Российской Федерации государственной услуги по установлению ежемесячной денежной выплаты отдельным категориям граждан в Российской Федерации, утвержденного приказом Минтруда России от 30 октября 2012 г. №353н (вступил в силу с 19 мая 2013 г.), а также пункту 3 ранее действовавшего приказа Минздравсоцразвития России от 30 ноября 2004 г. № 294 и пункту 20 приложения № 3 к Порядку осуществления ежемесячной денежной выплаты отдельным категориям граждан в Российской Федерации, утвержденному данным приказом, в качестве документов, подтверждающих категорию лица, имеющего право на ежемесячную денежную выплату в соответствии с законодательством Российской Федерации, принимаются в том числе справки, заменяющие удостоверение (справки установленного образца, справки и документы компетентных органов, содержащие требуемые сведения).

Члены семей погибших (умерших) инвалидов вследствие военной травмы, полученной при обстоятельствах, не связанных с защитой Отечества, участием в войнах и боевых действиях, права на получение удостоверения не имеют, так как погибшие (умершие) инвалидами войны не являются (статья 4 Закона № 5-ФЗ). В случае гибели (смерти) после 1 января 2004 г. военнослужащих и сотрудников правоохранительных органов, принимавших участие в соответствии с решениями органов государственной власти Российской Федерации в боевых действиях и контртеррористических операциях на территории Российской Федерации (Федеральный закон от 27 ноября 2002 г. № 158-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О ветеранах») (далее - Закон № 158-ФЗ), которым удостоверение ветерана боевых действий выдать не успели, члены их семей, состоящие на пенсионном учете в МВД России, имеют право на получение удостоверения на основании документов, бесспорно подтверждающих участие в названных событиях.

Лица, принимавшие участие в упомянутых событиях, погибшие (умершие) до вступления в силу Закона № 158-ФЗ, к ветеранам боевых действий, в том числе посмертно, отнесены быть не могут, так как Законом № 158-ФЗ и изданными во исполнение его нормативными правовыми актами это не предусмотрено. Новое удостоверение выдается на основании заявления, соответствующего заключения ВВК или МСЭ (при необходимости), документов, подтверждающих статус погибших (умерших), свидетельства о смерти, документов, подтверждающих родственное отношение к погибшему (умершему).