Hellblade: Senua"s Sacrifice - это проект от студии Ninja Theory, который является приключенческим экшеном, вдохновленным скандинавской мифологией. В игре нам, игрокам, предстоит гулять, не много, не мало, по аду.
Меня зовут Илья, я хочу немного углубится перед прохождением Hellblade: Senua"s Sacrifice в мифологию, которой Ninja Theory вдохновлялись. А вот это видок сандинавского ада - Хельхейма:

Впечатляет, однако.

Один из девяти миров, мир мёртвых, в Хельхейм бог Один низверг великаншу Хель, где она теперь и властвует.
Это холодное, темное и туманное место, куда попадают все умершие. Хельхейм расположен в Нифльхейме, на самом дне вселенной. Он окружён непроходимой рекой Гьёлль. Ни одно существо, даже боги, не может вернуться из Хельхейма (Ну, правда, был там один посол, но он по блату пролетел). Вход в Хельхейм охраняется Гармом, чудовищной собакой, и великаншей Модгуд, которых вы можете увидеть на картинке ниже. Перед вратами в Хельм находится железный лес - Ярнвинд. Если человек ни разу не помог нуждающимся, то пёс их непременно сжирал. Он есть некое жестокое правосудие, наказывающее небытием подлецов.



Выглядит как не вход в ад, а на стоянку. Ну, это претензии к художнику, не важно .

Оттуда не выходит никто из смертных. Физических страданий в Хельме не так много, сколько психологических. Из физических можно выделить лишь постоянных холод и голод. Местечко отвратное и попадёте вы туда если не боролись с честью и отвагой, детишки! В Вальгаллу попадёт лишь храбрый воин. Днём он будет драться, вечером пировать а ночью его будут ублажать женщины. Вот так-то вам, честные рабочие!
Попасть туда можно только через тонкий золотоой мост Гьялларбр. Если по мосту движется мёртвый, то он не издаёт никаких звуков. Но если по нему пройдёт живой - то он безумно зазвенит. Была даже традиция надевать мёртвых хорошие ботинки, ведь дорога в ад длинная, можно и ноги в кровь стереть.
А во время апокалипсиса Рагнарёка Хельм вместе с остальными мирами падёт, а души оттуда улетят в небытие.

Хельхельм в играх

Можно выделить два появления этого отвратного места в видеоиграх. Это в World of Warcraft. Скриншот локации ниже:


Из особенностей стоит выделить, что при смерти на этой локации вы получите дебафф «Потерянная душа». Ваша душа станет принадлежать Хелии. Да и вообще, место угнетающее.

Вторе появление Хельхейма в играх это Tomb Rider: Underworld.


Аутентичненько.

Лара Крофт в игре попадает в царство мёртвых через ледовитый океан, как ни странно, но окей, я это принял.

Из больших появлений это всё, но не стоит забывать про God Of War, который ещё, правда, не вышел, но можно с уверенностью сказать, что царство мёртвых там будет.

Подытожим вышесказанное.


Собсна, вышло коротко и сердито, но это всё, что стоит знать про царство мёртвых перед игрой в Hellblade: Senua"s Sacrifice. Удачи вам в царстве мёртвых и не сойдите там с ума. Ну, знаете, такая обстановочка не будет будить ваших бабочек в животе. Максимум скелетов в шкафу. Место холодное, страшное и брутальное. Всё, мир во всех мирах , народ, пока!

Скандинавские мифы о сотворении мира повествуют о битвах, что происходили, когда Вселенной в нашем понимании еще не было. Эсхатология этого древнего народа не менее уникальна, но основу, образный каркас, всегда составляло Древо Вселенной – 9 миров. Скандинавской мифологии порой приписывают множество черт, которых у нее исконно не было. В действительности, не было у скандинавов человеческих жертвоприношений, и жили они отнюдь не одним лишь грабежом. Они были торговцами, фермерами, ремесленниками, кузницами, причем – выдающимися! И все это закономерно нашло свое отражение в культуре народа. 9 миров скандинавской мифологии – это своеобразная основа основ, дающая нам возможность понять, почему в определенные моменты викинги поступали именно так, а не иначе...

В описании сущности мифологических миров часто употребляется древнее слово "хейм " (heim). Да, оно старое и крайне редко употребляется в наше время, но в нём заложена уйма смысла. Хейм - это и дом, и жилище, и прибежище, и обиталище, и среда обитания, и место проживания, а так же любой мир, имеющий своё население, свой неповторимый народ, "хейм" - и страна, и земля... И чего я до сих пор понять не могу, как представители этих миров, разделённых жёсткими границами, умудрялись говорить на одном языке... А создать стройную (в своём роде) систему мироздания ещё задолго до появления письменности, закрепить её в умах соплеменников, сделать основой религии (языческого культа) не всякой стране (странам) под силу... Центром мироздания являлось "священное древо", Иггдрасиль (это оно изображено на верхней картинке), в ветвях и корнях которого и располагались 9 миров скандинавской Вселенной.

1. Асгард (Åsgard)
Если прочесть скандинавское название этого мира, то получится - Осгард, мы же привыкли к русской адаптации этого слова - Асгард.

"На горе в середине вселенной, высоко над миром людей, находится мир богов. Светящиеся залы богов кружатся в небе подобно звездам и двенадцати знакам зодиака. Только те, кто храбр и чист сердцем, смогут поднятся в небо к дворцам Асгарда. Они оседлают радугу и будут бороться бок о бок с богами в конце эры."

Вот так описывается город богов, Асов в одном из "путеводителей" по скандинавским мирам. Асгард по сути - небесный город, обитель богов-асов. Асы ведут непрерывную войну с низшими богами - ванами, поэтому мощное укрытие от них - необходимость. Кроме богов и богинь, в Асгарде живут коннокрылые девы-воительницы - валькирии.
В Младшей Эдде рассказывается, что Асгард был построен ётуном-каменщиком Хримтурсом с помощью своего коня Свадильфари, и за это асы должны были отдать солнце, луну и богиню Фрейю. Но Локи, превратившись в кобылу, отвлёк коня Свадильфари от работы, и, поскольку работа не была выполнена в срок, боги избежали расплаты. А великан был убит Тором, когда в гневе стал кидать в асов строительные камни.
Все светлые боги жили в одном месте, Асгарде, но у каждого был свой чертог. У верховного бога Одина - Валяскьяльв, дворец с серебрянной кровлей. Неподалеку - в Вальхалле живут павшие на поле битвы воины - эйнхерии. У стража богов Хеймдалля свой чертог - Химинбьерг, у бога грома Тора - Трудхейм. В Асгарде расположена Вальхалла, жилище павших в бою воинов. Асгарду противопоставлен Мидгард - жилище людей (сущность его далее по тексту). За пределами "прекрасного" Мидгарда находится другой, пограничный мир - Утгард (сущность его далее по тексту), отождествляемый с пустынной страной великанов на краю земли - Ётунхеймом (сущность его далее по тексту).

2. Ванахейм (Vanaheim)
"Есть две расы богов. Ваны Ванахейма принадлежат старой расе богов, может быть даже более старой, чем Асы. Они живут в плодородных областях и около моря на западе от Мидгарда. Ваны известны своей властью над жизнью и счастьем, и семя является их символом. Фрейр и Фрейя, - правители Ванахейма и они объеденены в священном браке, который приносит жизнь на плодородную землю."

Не всем известны секретные знания колдовства, которые ваны передают избранным. Сам Ванахейм расположен к западу от Митгарда и Асгарда. По сути, это мир высших сил, но обстановка здесь более спокойная и умиротворяющая, чем в Асгарде. В первые годы от сотворения мира ваны послали асам женщину Гулльвейг (что значит «сила золота»), живое воплощение алчности. Бог Один трижды пытался уничтожить её, и трижды она оживала. В отмщение за оскорбление, Асы начали войну против ванов. Позже боги заключили мирный договор и обменялись друг с другом заложниками. С тех пор некоторые ваны - Фрейр, Фрейя и Ньёрд поселились в Асгарде, а Асы Хёнир и Мимир живут с ванами. Впоследствии Хёнир стал вождем ванов, тогда как Мимиру они отрубили голову и сделали из неё амулет

Божественная направленность ванов:

  • Ньёрд - бог плодородия, ветра и морской стихии, живёт в Асгарде как заложник; отец Фрейра и Фрейи.
  • Фрейр - бог лета, урожая, богатства и мира.
  • Фрейя - богиня любви и красоты, дочь Ньёрда, ведьма, обучившая асов колдовству.
  • Гулльвейг - злая колдунья, послужившая причиной войны асов и ванов.

3. Юсальфхейм (Ljusalfheim)

В нашей адаптации - Льюсальфхейм. Ljus (юс) переводится как свет, светлый. Светлые существа, альфы (альвы), знакомые нам как эльфы, и феи, создания невероятной красоты.

"Они действуют как мысль или фантазия, и для вас может быть просто идти по пути, навеянному их светом. Вы можете подняться на их крыльях выше небес, но берегитесь... в следующий момент они могут позволить Вам упасть."

Вот так характеризует их тот самый "путеводитель". Светлые альфы - искусные кузнецы, волшебники и музыканты. Вёлунд - повелитель альвов, умелый кузнец. Другие - Бейла, Биггвир, Дёккальфар, Свартальфар. Темных же альфов на много больше. Юсальфхейм находится между Асгардом и Мидгардом.

4. Мидгард (Midgard)
Сам Мидгард (Срединный Мир) населён людьми, и является "миром смертных".

"Некоторые считают, что Мидгард создаёт самые красивые листья на Игграсиле, но мир людей очень хрупок и постоянно находится под угрозой. Сложный баланс между полюсами, которые являются основой Мидгарда, легко может быть разрушен. Если это случится, силы хаоса наводнят землю и смерть будет единственным будущим для людей."

Мидгард был создан Одином и его братьями (Вили и Ве) из тела убитого ими великана Имира. Кровь Имира стала морями и озерами, череп - небом, мозг - облаками, волосы - деревьями, скелет - горами, зубы и челюсти - скалами и камнями, а веки Имира отгородили этот мир от других. Искры и тлеющие угли из Муспельхейма (сущность его далее по тексту) были установлены в середине Гиннунгагап, чтобы дать свет Мидгарду. Они стали звездами, указывающими путь. Гиннунгагап (др.-сканд. Ginnungagap ) - первичный хаос, мировая бездна в скандинавской мифологии. Сама по себе лишена жизни, но, первоначально, там возникло два мира - Нифльхейм (сущность его далее по тексту) и Муспельхейм, и от их взаимодействия в пустоте мировой бездны зародилось первосущество - великан Имир (Аургельмир). Из Гиннунгагапа берут своё начало одиннадцать рек, которые омывают все девять из миров. Вокруг Мидгарда расположен мировой океан, который невозможно пересечь и в котором обитает великий морской змей Ёрмунганд. Мидгард соединен с Асгардом (страной асов) радужным мостом (Биврёст).
Мидгард будет разрушен в результате Рагнарёка, последней и решающей битвы миров...

5. Ётунхейм (Jotunheim)
"Где-то за границей известного мира, на востоке от Мидгарда, Вы можете услышать звучные и тяжелые шаги гигантов. Они рождены первобытными силами природы и происходят из времени, когда даже боги не родились. Их грубая мощь превзойдена только их мудростью, с древних времён гиганты могут видеть то, что ни боги, ни люди никогда не смогут."

Ётунхейм - земля населённая великанами-ётунами. По легендам этот мир был сотворён асами к востоку от Мидгарда для Бергельмира и его потомков. От Асгарда Ётунхейм отделяет река Ивинг. Ётунхеймом правит король Трим. Основное поселение Ётунхейма - Утгард. Также упоминаются расположенные там Железный лес и Каменные горы. В Ётунхейме расположены Гастропнир - дом Менглад и Тримхейм - дом Тиаци. Часто посещался асами. В сагах упоминается неоднократные путешествия Тора и Локи по Ётунхейму, в том числе и в Утгард (будет упомянут далее по тексту).

Бергельмир - великан, который вместе со своей женой пережил убийство Имира. В сагах упоминается, что Бергельмир был сыном Трудгельмира и, соответственно, внуком Имира. Когда асы убили Имира - он оказался единственным, кто построил лодку и не утонул. Позже Асы создали для Бергельмира страну (Ётунхейм) к востоку от Мидгарда. Бергельмир считается прародителем всех ётунов.

6.Нифльхейм (Niflheim)
"Мир льда на отдаленном севере - очень загадочное место. Среди тумана и льда похоронено семя жизни. Когда жара Муспельхейма превратит лед Нифльхейма в поток воды начнётся виток создание. Несмотря на то, что замороженная вода Нифльхейма скрывала искру жизни, это прежде всего место смерти, и мир боится смертельной силы ледяных гигантов, которая родилась здесь в начале времени."

Нифль - холодный туман, образующий глыбы льда. Нифльхейм, то есть туманная земля - земля льдов и туманов, местообитание ледяных (инеистых) великанов, существовал до всего живого.
В сказаниях говорится, что Нифльхейм находился к северу от бездны Гиннунгагап. А к югу от бездны располагался Муспельхейм.
По преданиям в самом начале времён в Нифльхейме забил родник Хвельгельмир. Мороз же превратил воду в лед, но источник бил не переставая и ледяные глыбы начали продвигаться к Муспельхейму. Когда лед подошел близко к царству огня, то он стал таять. Искры, вылетающие из Муспельхейма, смешались с растаявшим льдом и вдохнули в него жизнь. Так появился Имир, первое живое существо.
Позже Нифльхейм стал страной ледяных великанов. Кроме того в Нифльхейме Асы сотворили Хельхейм (страну мёртвых), отделив его рекой Гьёолль, куда отправили Хель, дочь Локи.
В Нифльхейме из источника Хвельгельмир берут своё начало двенадцать потоков Эливагар. Считается, что вода в этих потоках самая холодная в мире. Тор и некоторые другие Асы иногда посещали Нифльхейм. В Нифльхейме также находится один из корней мирового дерева Иггдрасиль.

7. Свартальфхейм (Svartalfheim)
"Тёмные альфы живут под землёй, в пнях и камнях. Среди всех существ во вселенной они лучшие кузнецы. Глубоко внизу под землёй они создают сокровища богов. Они используют металлы из вен земли и создают самые драгоценные вещи. Было сказано, что этот народ может научить Вас секретам алхимии и знанию получения золота из земли. Свартальфхейм находится между Мидгардом и Хель."

Свартальфхейм - буквально Дом Чёрных Альфов - родина Цвергов, тех кого принято называть гномами.
Свартальфхейм был создам Асами в одно время с Юсальфхеймом. Асы создали этот мир для Цвергов, которых они сотворили из червей, появившихся в мясе Имира. (Из мяса этого великана был создан Мидгард).
Свартальфхейм располагается между Мидгардом и Хельхеймом (Хелем, в коротком варианте)

Тёмные альвы (гномы)

  • Альвис - мудрый гном, сватавшийся к дочери Тора и хитростью превращённый в камень.
  • Андвари - карлик, владеющий сокровищами Нибелунгов.
  • Брок - помогал Синдри в работе, не переставая, раздувал огонь кузнечными мехами.
  • Бил - сын Видфина.
  • Видфин - гном, отправивший своих сыновей добыть мёд из медового фонтана.
  • Галар - упоминается, как изготовитель «мёда поэзии ».
  • Двалин - выковал копьё Гунгнир , ожерелье Брисингамен, корабль Скидбладнир и золотые волосы для Локи, который затем отдал их Сиф.
  • Отр - сын Хрейдмара.
  • Регин - сын Хрейдмара.
  • Синдри - выковал молот Мьёллнир, вепря Гулиннбурсти и кольцо Драупнир.
  • Фафнир - сын Хрейдмара.
  • Фьялар - упоминается, как изготовитель «мёда поэзии ».
  • Хрейдмар - герой-колдун, которому в качестве выкупа за убийство сына асы передали сокровища Нибелунгов, проклятые Андвари.
  • Хьюки - сын Видфина.
  • Эйтри - брат Синдри и Брока.

8. Хельхейм (Helheim)
"Хель, богиня смерти является также богиней возрождения. Ее имя означает «отверстие» и «целый», и она управляет не только смертью, но также процессом рождения и возрождения. Хель спустилась в мир льда в начале времени, и там она создала девять темных миров. Светлый бог Бальдер и мощность солнца спустились в ее туманный мир, но в будущем Бальдер будет возрождён и выйдет из мира Хель подобно солнцу весной."

Хельхейм - буквально Владения Хель - один из девяти миров, мир мёртвых, в котором властвует безобразная Хель, дочь Локи и великанши Ангрбоды (Вредоносной ), одно из трёх хтонических чудовищ. В Хельхейм великаншу Хель низверг бог Один, потому она там и властвует.
Это холодное, темное и туманное место, куда попадают все умершие, кроме героев, принятых в эйнхерии. Хельхейм расположен в Нифльхейме, на самом низком уровне вселенной. Он окружён непроходимой рекой Гьёолль. Ни одно существо, даже из богов, не может вернуться из Хельхейма. Вход в Хельхейм охраняется Гармом, чудовищной собакой, и великаншей Модгуд.
Хермод - единственный, кто был в Хельхейме и вернулся обратно.
В день Рагнарёка из Хельхейма на корабле Нагльфар воинство Хель вплывет для сражения с Асами.
Другие названия:
* Нифльхель (Туманная Хель)
* Хель (короткий вариант по имени хозяйки)
* Хельгард (Земля Хель) один из девяти миров, мир мёртвых, в котором властвует Хель.

"Младшая Эдда", написанная Снорри Стурлусоном в XIII веке, содержит основную информацию о Хель как о богине.

В «Видении Гюльви» Высокий Муж рассказывает о происхождении Хели от Локи и великанши Ангрбоды. Хель вместе с другими детьми Локи привезли к Одину, и он отдал ей во владение страну мёртвых. К ней попадают все умершие, кроме героев, погибших в бою, которых валькирии забирают в Вальхаллу. Там же приведено её описание: она исполинского роста (крупнее большинства великанов), одна половина её тела чёрно-синяя, другая мертвенно-бледная, поэтому она иногда называется сине-белой Хель (по другим версиям, левая половина её лица была красной, а правая - иссиня-чёрной; выше пояса она выглядела, как живая женщина, но её бёдра и ноги были покрыты пятнами и разлагались, как у трупа).

Наиболее известное упоминание о Хели связано с мифом об убийстве Бальдра, который после смерти оказался в её царстве. Она согласилась исполнить просьбу Хермода и освободить Бальдра, но лишь в том случае, если каждое живое существо оплачет его. Из-за козней Локи это условие не было выполнено, и Бальдр остался в Хельхейме.

Кроме того в сагах, Хель упоминается как одна из противниц Асов во время Рагнарёка. Древние скандинавы верили, что в последней битве она поведёт армию мертвецов на штурм Асгарда.

9. Муспельхейм (Muspelheim)
"На юге находятся силы хаоса и разрушения. Невероятная жара Муспельхейма очень скоро сожжёт мир и превратит его в прах. Огненный гигант Сурт со своими стаями идёт на встечу с богами во время последней битвы в Рагнарек. Но колесо судьбы повернётся ещё раз и из праха вырастет новый мир."

Muspelheim, то есть огненная земля - страна огненных великанов, огненное царство, вход в которое, по преданию, охраняет великан Сурт («Чёрный»). В конце времён сыны Муспелля проскачут через Мюрквид (мифический «Тёмный Лес») к Биврёсту, и от их скачков разрушится радужный мост асов.
В Муспельхейме живут огненные великаны, вместе со своим повелителем Суртом. Муспельхейм существовал вместе с Нифльхеймом ещё до появления всего живого.
По легендам, искры из Муспельхейма породили жизнь в талой воде. Также из искр асы создали звезды. Часть звезд они укрепили неподвижно, другие же, для того чтобы узнавать время, разместили так, чтобы они двигались по кругу, обходя его за один год.

Не вижу необходимости выделять Утгард (Утгардар) , как 10 мир (др.-исл. «внешнее отгороженное пространство», «окраинная земля»; др.-сканд. Útgarðar ) - в германо-скандинавской мифологии трансцендентный мир, «внешний» по отношению к земному, материальному миру, называемому Мидгард, или «срединное отгороженное пространство», где обитают люди. В некоторых мифах Утгард располагают в мире великанов (ётунов) - Ётунхейме, а иногда и отождествляют с ним. Это мир, существующий по своим особым законам, не подчиняющийся мировому порядку, установленному триадой «новых богов»-братьев Одином, Вили и Ве, мир демонической магии, сопоставимый с «иным», Тридевятым Царством, недоступный простым смертным, но возможный для избранных, которые могут попасть туда в любой момент в любой точке Мидгарда, как это случилось однажды с богом Тором и его спутниками ("Путешествие Тора в Утгард").

Мифологические миры имеют чёткие и крепкие границы, охраняемые недремлющими стражами. Но... тринадцать дней (Судный День и есть 13-й) и двенадцать ночей в Йоль границы эти становятся открытыми. Начинается путешествие соседей "по соседям"... Так к засидевшемуся допоздна селянину из Мидгарда мог нагрянуть на огонёк косматый ётун из Ётунхейма в надежде отведать крынку молока, а к кузнецу - цверг из Свартальвхейма с приличным куском драгоценной меди в руках и предложением обмена металла на корзину варёной репы, но такие визиты не всегда были мирными и плодотворными - случались и стычки, сопровождаемые кровопролитием, грабежами и насилием.

Хель — богиня смерти, повелительница мира мёртвых в германо-скандинавской мифологии. Является дочерью бога и великанши Ангрбоды. В Эдде приводится описание богини Хель: она исполинского роста и по высоте превышает большинство великанов, одна половина её чёрно-синяя, а другая — мертвенно-бледная. Поэтому королеву Хельхейма часто называют сине-белой Хель. Считается, что когда придёт Рагнарёк, и боги подземного мира восстанут против Асгарда (город богов), Хель поведёт армию мертвецов на штурм Асгарда и асов.

Хель, как богиня мёртвых и царица подземного мира, является точной копией нашей богини , которая также является королевой загробного мира, богиней зимы и смерти. Среди древних источников, в которых упоминается богиня Хель — Старшая и Младшая Эдда, Деяния Дана, а также различные саги, начиная с IX века. От имени богини смерти произошли такие слова, как Хэллоуин — праздник мёртвых, и английское слово «Hell», означающее — ад. Также слово «hel» у скандинавов использовалось для обозначения смерти и могилы. Во всяком случае, мир мёртвых скандинавы называли по имени богини — Хелльхейм. Хель стало именем нарицательным, которое в разных словоформах означает что-либо связанное с болезнями, смертью и опасностью. Такая же участь постигла и Мару (Морану, Марену) — мор, мрак, смерть и т. д.

Матерью и отцом богини являются Локи и Ангрбода. Её привезли к Одину вместе с её братьями — волком Фенриром и змеем Ёрмунгандом. Один отдал дочери Локи страну мёртвых в полное владение. Она стала здесь настолько полновластной, что перестала слушать богов и, в частности, Одина, который не смог заставить Хель вернуть ей его умершего брата Бальдра (Бальдура). Таким образом, в царство Хель попадают не только души умерших людей, но даже умершие боги! Её брат волк Фенрир был прикован глубоко под землёй, и считается защитником мира мёртвых Хельхейма. Другой брат — змей Ёрмунганд обитает на дне океана. Отец богини Локи также находится под землёй, прикованный к скале. Можно сказать, что все члены семейства Локи являются властителями подземного мира мёртвых.

Все души после смерти попадают в Хельхейм. В Хельхейм не попадают только самые славные воины, которые отправляются к Одину в . Этот мир нельзя назвать адом или местом, где души умерших мучаются и страдают. Хельхейм — это место жизни душ после смерти, и по своей сути оно является местом лучше, чем та же земля или Мидгард. Конечно же, никакого пекла, огня, пыток и мучений в Хельхейме не существует и даже противоречит самому понятию жизни после смерти, где нет ни боли, ни несчастий, ни страданий. В качестве отступления стоит отметить, что понятие ада, объятого пламенем, характерно для Ближнего Востока, где жара является одной из самых смертельно-опасных напастей, способных уничтожить урожай и навредить людям. В скандинавских странах, в России и других странах, где половину года властвует зима, владычицу загробного мира приравнивали к владычице холода и зимы, а не жара и огня. Так Мара была одновременно и богиней смерти и богиней зимы.

По предположениям исследователей германо-скандинавских мифов, Хель является поздней интерпретацией богини домашнего очага и хозяйства Хольды. Хольда покровительствует дому и женщинам, женскому труду, материнству. Однако у Хольды была и другая ипостась: она насылает снег и бури, предводительствует в «Дикой охоте». В германском фольклоре Хольду также называли Госпожой Метелицей. Считалось, что в царство Хольды можно попасть, просто упав в колодец. Интересно, что подобное раздвоение личности богини мёртвых есть и в других языческих верованиях, например в Греции, где половину года живёт в мире мёртвых, а половину года живёт в мире людей, где считается покровительницей плодородия. Та же самая история с римской богиней мёртвых и богиней плодородия . Если учесть такое совпадение мифов, которые ведут начало из одного источника, то можно с большой уверенностью предположить, что в древности славяне именно такой представляли себе и Морану.

Что касается царства мёртвых Хельхейма , то это один из девяти миров германо-скандинавской мифологии. По некоторым описания, Хельхейм — это тёмное и туманное место. Стоит отметить, что это вовсе не значит, что жить здесь страшно и ужасно. Зачастую именно так и представляли себе в разных культурах мира подземный мир, где живут души умерших — тёмный мир, то есть мир, где нет света. Считать его злым и опасным нельзя по определению, так как свет необходим только людям, которые пользуются глазами для координации в пространстве. Для людей Хельхейм — это тёмное место и даже холодное место, а вот для душ ни темнота, ни температура никакого значения не имеют.

Хельхейм расположен на самом низком уровне вселенной. Страна мёртвых окружена непроходимой рекой Гьёлль. В славянкой мифологии такой рекой считается река , в древнегреческой — река Стикс.

Через реку Гьёлль перекинут мост Гьялларбру. В славянской мифологии таким мостом считается Калинов мост. В греческой моста нет, но через реку в мир мёртвых души перевозит на своей лодке Харон. Здесь стоит отметить, что по предположениям некоторых исследователей, мосты через загробные реки появились гораздо позже. В изначальной индо-европейской мифологии существовали только перевозчики на лодках. Именно по этой причине в древности существовала традиция сжигать умерших в лодках или оставлять с умершим монеты и драгоценности для платы за перевозку.

Мост через Гьёлль охраняет великанша Модгуд и пёс Гарм. Пёс Гарм — другое название волка Фенрира, который прикован к скале в подземной пещере Гнипа. Греческим аналогом Гарма-Фенрира считается пёс Цербер. В славянской мифологии таким защитником может быть Семаргл.

«Полинар» — медицинский центр доктора Климченко. Официальный сайт narkomaniya.polinar-clinic.com . Избавление от вредных привычек и зависимостей.

Слово «Вальхалла» можно перевести с древнего исландского языка как «зал павших» (в бою воинов). Часто можно столкнуться с различным написанием слова «Вальхалла». Это Валгалла, Вальхалла, Вальгалла. Любая транскрипция является допустимой.

Согласно легендам древних скандинавов, Вальхалла – это чертог Асгарда, в котором правит бог Один. Хозяин Вальхаллы спрашивает воинов, достойно ли они погибли и забирает лучших в свою дружину, которая будет сражаться вместе с ним, когда наступит Рогнарёк.

Нелёгкая дорога в Вальхаллу

Дорога в Вальхаллу тяжела и лишь достойные воины найдут её. Не каждый павший в бою воин был достоин войти в Вальгаллу. Туда попадали только лучшие. Часть убитых Валхаллы не достигали, а были «перенаправлены» в Фольквангр к Фрейе, что считалось не таким почётным. Викинги, которым посчастливилось попасть к Одину, становились его личной гвардией (в некоторых источниках их называют ледяными воинами). Для того, чтобы дорога в Вальхаллу привела воина именно к Одину, пасть викинг должен был с оружием в руках. Смертельно раненые воины просили товарищей вложить меч или топор в руки, иначе дорога в Вальхаллу ему не откроется.

Следует отдельно упомянуть, что оружие являлось своеобразным проводником к Вальхалле. Без меча или другого оружия дорога в Вальхаллу не откроется, и воин будет вечно блуждать в её поисках.

Ледяные воины Вальхаллы с утра сражаются друг с другом, пока не останется единственный уцелевший. После этого все павшие воскрешаются, их раны заживают, а отрубленные конечности вырастают вновь. После битвы путь героев лежит в зал Одина, где их встречает сам хозяин Вальхаллы. Там храбрецы пируют до самого вечера, вспоминая свои подвиги и чествуя сегодняшнего победителя. Ночью викинги расходятся по всей Вальхалле, а к ним приходят прелестные девы, которые ублажают их до самого утра. Некоторые считают, что воины, попавшие в свой рай, развлекаются с валькириями, однако ночные красавицы вовсе не являются ими.

Вступление в ряды дружинников Одина могло совершаться несколькими способами:

  1. Хозяин Вальхаллы забирал себе лучших бойцов, причём викинги верили, что Один может специально послать валькирий на поле боя, чтобы те мешали сражаться героям. Если воин внезапно спотыкался или промахивался, это значило, что Один хочет поскорее заполучить его в свои чертоги;
  2. Если воин доживал до старости, он мог покончить жизнь ритуальным самоубийством, повесившись на дубе. Таким образом, он повторял жертвенное самоубийство Одина, который повесился, чтобы постичь мудрость рун;
  3. Самым суровым был третий вариант – мужественная смерть через специфическую казнь, носившую название «кровавый орёл». Если викинг терпел такую казнь без криков и стонов – вход в Вальхаллу для него считался открытым, и он мог рассчитывать на почётное место между ледяными воинами Одина;
  4. Считается, что другого пути в Вальхаллу нет, но существовал ещё один жестокий обычай. Пленным врагам викинги редко давали умереть достойно, но мужественные воины знали, как попасть в Вальхаллу в этом случае. Они просили распороть себе живот и прибить кишки к высокому столбу. Потом храбрец ходил вокруг столба, наматывая кишки на него и насмехаясь над своими врагами. Если он не терял самообладания и мужественно переносил боль, враги сжигали его тело, прося Одина принять к себе доблестного воина.

Как устроена Вальхалла и чертоги Одина

Чертоги Вальхаллы представляют собой большой пиршественный зал, только вместо крыши у него золотые щиты гвардии Одина (эйнхериев). Стены сделаны из огромных копий героев, которые пируют в зале. Утром, уходя на сражение, воины разбирают стены и крышу, фактически забирая чертоги с собой.

Всего в пиршественном зале 540 дверей, из каждой должно выйти по 800 бойцов, когда настанет Рогнарёк. В сумме должно получиться 432 000 воинов, готовых поддержать богов в последней битве с великанами.

Несмотря на то, что женщины в культуре викингов занимали достаточно привилегированное положение и часто сражались наравне с мужчинами, в скандинавских сагах нет ни одного упоминания о том, куда попадают прекрасные воительницы. Единственной женщиной, упоминаемой в сагах, была Брунгильда, сосланная в наказание на землю и лишённая статуса валькирия. В древних сагах она не считается ни человеком, ни валькирией.

В самой середине Вальхаллы стоит трон Одина, с которого суровый бог осматривает все миры единственным глазом, чтобы не пропустить начало конца света.

Стоит заметить, что такая дикая и суровая жизнь виделась язычникам викингам настоящим раем, ведь их настоящая жизнь была чередой битв, убийств и пьяного веселья.

Какой виделась Вальхалла в христианские времена

Весьма интересно, какого мнения о Вальхалле были первые христиане, которые узнали про рай суровых северных воинов. Первые миссионеры, посетившие скандинавов и узнавшие аспекты их суровой религии, были поражены до глубины души. Христиане и так считали викингов настоящими демонами, а узнав, что их рай напоминает христианский ад и вовсе утвердились в своём мнении. Ежедневное воскрешение воинов для того, чтобы на следующий день опять убивать друг друга, было трактовано христианами как муки грешников в аду. Сам Один в этом месте являлся воплощение сатаны.

Бесстрашные воины севера, кидавшиеся в бой на превосходящие их в несколько раз отряды врагов и не боящиеся смерти, вызывали ужас у цивилизованных европейцев. А элита викингов – берсерки и улфхеднары — наводили мысли о прирученных демонах из ада.

Несмотря на принятие норвежцами христианства, многие язычники бежали в Исландию, где до наших дней сохранилась религия Асатру (что означает вера в Ассов). Современные исландские воины спецназа до сих пор используют боевой клич викингов «Till Valhall!», который в переводе на наш язык означает « В Вальгаллу!».

Врата Вальхаллы

Чтобы войти в Вальхаллу, мёртвые герои должны отпереть врата Вальгринд. Их значение до сих пор не ясно, хотя по логике, они должны запирать Вальхаллу от нежелательных посетителей. В пользу этой теории говорит и то, что одна из скандинавских Эдд ясно говорит о том, что ворота Вальгринд могут отпереть только мёртвые. Запор данных ворот является одним из уникальных артефактов, которые были изготовлены тёмными альвами.

Данные персонажи являются прообразом тёмных эльфов, так широко растиражированных благодаря современным играм. Хотя в отличие от игр, в которых тёмные и светлые эльфы являются близкими родственниками, скандинавские Эдды говорят, что тёмные альвы имеют совершенно иную природу, нежели альвы (эльфы) светлые.

Замок обладает волшебной силой, каждый недостойный его коснуться, при прикосновении к нему будет скован навеки.

Некоторые фольклористы и публицисты Швеции (в частности Виктор Рюдберг) считают, что название ворот Вальхаллы можно перевести как «громко хлопающие». Данное утверждение основано на древнем поверье, которое связывало раскаты грома и открытие ворот Вальгринд в одно целое.

Воины Одина эйнхерии – избранные из лучших

В культуре древних скандинавов можно найти достаточно подробные описания героев Вальхаллы эйнхериев. Хотя этим словом называли великих героев, точное его значение утеряно и никто не знает, что оно означает на самом деле.

Сражающиеся друг с другом воины Одина оттачивают своё мастерство, так как им придётся вступить в схватку с ужасными великанами во время последней битвы богов. Так как раны эйтхериев всегда затягиваются, они бессмертны.

Во время пира в чертогах павшие герои пьют волшебный мёд, который течёт из вымени козы Хейдрун. Скандинавская мифология не даёт нам ответа на вопрос, является ли этот напиток алкогольным, хотя зная быт викингов, не трудно предположить, что в раю без выпивки им было бы скучно. Основным блюдом на пиру является мясо огромного вепря Сехримнира, который кроме того, что способен накормить неограниченное число воинов, возрождается каждый день.

На рубеже I и II тысячелетий нашей эры вся Европа, в особенности жители ее прибрежных территорий, испытывали постоянный ужас перед кровожадными, не знающими ни жалости, ни страха викингами, известными в Западной Европе, как норманны, а в Восточной - как варяги. Ужас перед викингами объяснился их крайней жестокостью. Недаром одной из самых популярных молитв в южной Англии и северной Франции была: "Боже, спаси нас от норманнов" .
Но викинги вызывали не только ужас, но и восхищение своей вошедшей в предания храбростью и бесстрашием в бою. Именно поэтому викинги-варяги составляли элитную часть дружин русских князей времен Киевской Руси. Да и многие короли Западной Европы стремились нанять викингов, зная о их пренебрежении перед смертью в сражениях, которых в те времена было немало.
В чем же причина легендарного бесстрашия викингов?
На мой взгляд, одна из главных причин неустрашимости норманнов во время сражений заключалась в их религиозных верованиях, в основе которых лежал не страх перед Божьим наказанием, как в христианстве, а убежденность в том, что лишь доблестная смерть в бою гарантирует им счастливое посмертное существование в скандинавском мифологическом раю - ВАЛЬХАЛЛЕ - царстве верховного божества Одина. А попасть туда без помощи ВАЛЬКИРИЙ было невозможно.
Так кто же такие эти валькирии?
Ответу на этот вопрос и посвящено данное иллюстрированное эссе .


ВАЛЬКИРИЯМИ в скандинавской мифологии (VALKYRJA - с древнеисландского - "выбирающая убитых" ) называли воинственных дев, подчиненных Одину и участвующих в распределении побед и смертей в битвах.

"... девы в шлемах с просторов небесных
Мчались в кольчугах, обрызганных кровью,
Свет излучали копья валькирий."

(См.: "Первая песнь о Хельги Убийце Хундинга" / Скандинавский эпос: Старшая Эдда, Младшая Эдда. Исландские саги. - М, 2009. С. 81.)

Обладающие внешностью прекрасных дев, валькирии были сродни норнам, только норны определили судьбу мира и богов, а валькирии - каждого конкретного человека, точнее, воина в битве. Образно выражаясь, "из костей и кишок" валькирии ткали будущее каждого сражения.
Вот какие слова были вложены в уста валькирий в "Саге о Ньяле" :

"Соткана ткань, большая, как туча,
Чтоб возвестить воинам гибель.
Окропим ее кровью.
Накрепко ткань, стальную от копий,
Кровавым утком битвы свирепой
Ткать мы должны.
Сделаем ткань из кишок человечьих...

Мы ткем, мы ткем стяг боевой,
Рвутся вперед смелые воины.
Конунга жизнь мы защитим, -
Нам выбирать, кто в сече погибнет."

(См.: Исландские саги. В 2 томах. - СПб., 1999.)

Заранее определив исход сражения, валькирии кружили над полем битвы в облике всадниц, скачущих на крылатых конях-облаках. Из грив коней-облаков валькирий капала на землю оплодотворяющая роса, а от их мечей и копий исходил свет. Во время самого кровавого действа валькирии витали над битвой и забирали с окровавленной земли (или палубы драккара) отважных воинов - ЭЙНХЕРИЕВ . Забирали не просто куда-то, а уносили в Вальхаллу (с древнеисландского - "чертог убитых" ).

В находящемся на небе, принадлежавшем самому Одину жилище, павшие в бою храбрые воины - эйнхерии проводят свою загробную жизнь в привычных им в жизни земной реалиях: смертельных поединках. Но наносимые им друг другу смертельные раны заживают сами собой, а отрубленные боевыми топорами и мечами конечности волшебным образом вновь отрастают.

После сражений эйнхерии пируют за столом Одина, пьют неиссякающее медовое хмельное молоко козы Хейдрун и едят никогда не кончающееся мясо вепря Сэхримнира , которое варит в котле Эльдхримнир повар Андхримнир . При этом съеденный храбрыми мертвецами волшебный вепрь ежедневно возрождается целым и невредимым.
Во время пиров в Вальхалле отважным погибшим воинам прислуживают валькирии. Они подносят им питье, меняют посуду и чаши.

Всего валькирий тринадцать. Это известно благодаря саге "Речи Гринмира" из "Старшей Эдды" , в которой приводится полный перечень валькирий:

"Христ и Мист пусть рог мне подносят,
Скеггьёльд и Скегуль, Хильд и Труд,
Хлёкк и Херфьётур, Гейр и Гейрёлуль,
Рангрид и Радгрид, и Регинлейя
Тоже цедят пиво эйнхериям."

(См.: "Речи Гринмира" / Скандинавский эпос... С. 42-43.)

Некоторые имена валькирий расшифровываются:

- Хильд - "битва";
- Херфьётур - "путы войска";
- Хлёкк - "шум битвы";
- Труд - "сила";
- Христ - "потрясающая";
- Мист - "туманная".
Остальные имена: Скеггьёльд, Скёгуль, Гёль (Гейр), Гейрахед (Гейрёлуль), Рандгрид, Радгрид и Регинлейя - точной расшифровке пока не подаются.

(См.: Мифы народов мира. Энциклопедия в 2 томах. - М., 1994. Т. 1. С. 211.)

Впрочем, учитывая транскультурные параллели, скорее всего валькирии оказывали эйнхериям и другие услуги, ублажая их по ночам. По крайней мере, в поздней, романтизированной традиции.

В поздних скандинавских мифах образ валькирий романтизировался, и они превратились в нордических красавиц с ослепительно яркими голубыми глазами и длинными светлыми волосами. Как достойные пары павшим героям, одеты валькирии были соответственно: обычно в доспехи (чаще всего в облегченном варианте), в руках - мечи или копья, на голове - шлем, украшенный рогами либо птичьими крыльями.

Согласно поверьям, от блеска их доспехов на небе возникает северное сияние.

Романтизация образа привела к тому, что валькирии стали более самостоятельными персонажами, способными противостоять воле Одина, влюбляться в земных героев, выходить за них замуж и рожать от них детей. Природа валькирий серьезно изменилась: они перестали быть дочерями Одина и обзавелись человеческой сущностью.

"Одного конунга звали Эйлими. У него была дочь Свава. Она была валькирией и носилась по небу и по морю. Она дала Хельги имя и часто потом защищала его в битвах."

(См.: "Песня о Хельги сыне Хьерварда" / Скандинавский эпос... С. 88.)


Во время христианизации Скандинавии все эти мифологические персонажи были, разумеется, демонизированы. ВАЛЬХАЛЛА стала ассоциироваться с Адом - преисподней, боги скандинавской мифологии - асы - превратились в демонов, герои-воины - эйнхерии - стали великими грешниками, а валькирии, конечно же, - ведьмами и суккубами.


Благодарю за внимание.

Сергей Воробьев.