Замедленная речь у взрослых, может появиться резко или развиваться постепенно. Причины такого состояния различны: нарушения функционального состояния нервной системы, травмы головного мозга, которые появились после инсульта или тромбоза, или злокачественные новообразования. Для того что бы узнать, что же делать и от чего замедлилась речь, нужна консультация врача. Только специалист может рекомендовать дальнейшее обследование и способ лечения для пациента с такой жалобой.

Речевые трудности, связаны с замедлением речи

Речевые трудности встречаются во многих формах, включая заикание, дизартрию, проблемы с голосом и трудности сочленения. Несчастные случаи могут привести к повреждению мозговых центров или голосовых мышц. Иногда эти патологии исправляются естественным образом, но часто имеют длительные последствия. Некоторые болезни могут вызывать трудности речи из-за дегенерации мышечных и нервных клеток.

У некоторых взрослых проблемы с речью были с детства, а трудности с речью стали проблемой, когда человек стал пожилым. Пациенты описывают это как «препятствие речи», «речевую проблему» или «проблему произношения». Иногда бывает трудно изменить некоторые речевые трудности, которые присутствовали с детства, настолько они встроены. Проблема замедленной речи чаще возникает вследствие проблем и заболеваний людей пожилого возраста.

Травма головного мозга, вызывающая замедленность речи, может быть вызвана опухолью головного мозга, инсультом, церебральным параличом, долгосрочным использованием определенных лекарств или дегенеративными заболеваниями, такими как болезнь Паркинсона.

Почему возникает замедленная речь у взрослых

Нарушение речи относится к очаговой симптоматике. Нарушение речи может протекать как по типу афазии, так и в более легкой форме - замедленной речи. Чаще всего у человека есть поражения коры доминантного полушария (у левши - правого). Человек теряет способность частично или полностью пользоваться речью для выражения собственных мыслей и чувств. Еще одна причина расстройства экспрессивной речи при сохранении её понимания (дизартрия). Это поражение мозжечка, базальных ганглиев. Вследствие нарушения этих анатомических структур могут возникать вялые или спастические параличи речевого аппарата: языка, глотки, гортани, мягкого неба, мышц, поднимающих нижнюю челюсть, дыхательной мускулатуры. Особенно страдает артикуляция согласных, речь замедленна, иногда прерывиста. При этом голос часто слабый и глухой.

Заболевания, провоцирующие появление замедленной речи

Причины нарушения речи у взрослых людей разнообразны по своей этиологии и патогенеза, с симптомами большого количества заболеваний. Замедленная речь может развиваться постепенно, но может внезапно ухудшить качество речи и вызвать дискомфорт у людей.

  • Болезнь Альцгеймера.
  • Опухоли головного мозга.
  • Деменция.
  • Черепно-мозговая травма.
  • Перенесенный инсульт.
  • Транзиторная ишемическая атака (ТИА).
  • Алкогольная интоксикация.
  • Болезни, влияющие на нервно-мышечные структуры, такие как боковой амиотрофический склероз, церебральный паралич, рассеянный склероз.
  • Операция головы и шеи при раке.
  • Неврологические нарушения функций головного мозга, такие как болезнь Паркинсона у старых людей или болезнь Хантингтона.
  • Плохо приспособлены протезы.
  • Побочные действия лекарств, действующих на центральную нервную систему, такие как наркотические анальгетики и противосудорожные.

Мозг является чрезвычайно сложным механизмом и состоит из многих различных рабочих зон. Когда один или несколько компонентов перестают эффективно работать, часто это может повлиять на язык и речь. Степень тяжести замедления речи зависит от локализации процесса и тяжести повреждения. Воспроизведение речевых звуков может быть очень сложным, поэтому речь замедляется.

Совет врача. При любых изменениях речи нужно обратиться к специалисту, чтобы устранить причину, которая может в дальнейшем угрожать жизни человека

Инсульт как наиболее частая причина замедления речи

Геморрагические и ишемические изменения в сосудах происходят быстро, поэтому симптомы часто появляются внезапно и без предупреждения.

Основными симптомами инсульта являются:

  • Нарушения речи. При повреждении нижних отделов левой лобной доли и нижних отделов теменной у правшей может возникнуть моторная афазия. Больной лишается возможности говорить из-за нарушения речевых двигательных команд. Эти пожилые люди отличаются молчаливостью. Они неохотно вступают в разговор, отвечают односложно.
  • Головная боль - возможно, с измененным сознанием или рвотой.
  • Онемение или неспособность перемещать части лица, руки или ноги - особенно на одной стороне тела.
  • Проблемы с ходьбой - в том числе головокружение и отсутствие координации.
  • Последствия инсульта сопровождаются стойкими изменениями такими, как: проблемы с мочевым пузырем или кишечником, боль в руках и ногах, паралич или слабость на одной или обеих сторонах тела.

Болезнь Паркинсона сопровождается нарушениями речи

При болезни Паркинсона часто помимо двигательных нарушений есть патологические изменения процессов фонации и артикуляции. Объем изменений речи зависит от преобладания в клинике ригидности, гипокинезии или дрожания, кроме того зависит от соотношения и степени выраженности последних. Патологические изменения речи чаще проявляются замедлением речи, снижением звучности голоса, может возникать афония (исчезновения голоса). Беззвучный шепот (практически неслышимый) делает речь человека неразборчивой, что усугубляется монотонностью и исчезновение интонаций, которые свойственны разговорному языку. У больных с гипокинезией снижается спонтанная речевая активность, их ответы лаконичны, а речь замедленна. При выраженной акинезии речь становится тихой, невнятной, невыраженной и замедленной, поэтому понять пациента становится невозможно. Лишь под влиянием большого волевого усилия человек может произнести слово более громко и четко. Патологические изменения вовлекают артикуляционные мышцы, что приводит к дизартрии, которая становится основной причиной замедленной речи.

Существует много способов, которыми можно пользоваться в повседневной жизни, чтобы речь была более понятной и простой для понимания.

Важно! Если есть опасения по поводу речи и голоса лучше получить консультацию квалифицированного врача или логопеда для оценки степени и дальнейшей коррекции

А-Я А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я Все разделы Наследственные болезни Неотложные состояния Глазные болезни Детские болезни Мужские болезни Венерические болезни Женские болезни Кожные болезни Инфекционные болезни Нервные болезни Ревматические болезни Урологические болезни Эндокринные болезни Иммунные болезни Аллергические болезни Онкологические болезни Болезни вен и лимфоузлов Болезни волос Болезни зубов Болезни крови Болезни молочных желез Болезни ОДС и травмы Болезни органов дыхания Болезни органов пищеварения Болезни сердца и сосудов Болезни толстого кишечника Болезни уха, горла, носа Наркологические проблемы Психические расстройства Нарушения речи Косметические проблемы Эстетические проблемы

Нарушения речи – различные расстройства речевой деятельности, препятствующие полноценному речевому общению и социальному взаимодействию. О нарушениях речи говорят в том случае, если имеют место отклонения функционирования психофизиологичес­ких механизмов речи; несоответствие уровня речевого развития возрастной норме; недостатки речи не преодолеваются само­стоятельно и могут негативно влиять на пси­хическое развитие индивида. Изучением и преодолением нарушения речи у детей и взрослых занимается педагогическая наука – логопедия, а также содружественные ей науки медицинского цикла (нейрофизиология, неврология, отоларингология, стоматология и др.).

Современные классификации рассматривают нарушения речи с позиций этиопатогенеза (клинико-педагогическая клас­сификация) и в аспекте расстройства психофизической организации речевой деятельности (психолого-педагогическая классификация).

Все многообразие причин, вызывающих нарушение развития речи, может быть поделено на биологические и социальные. Так, биологические факторы, вызывающие нарушения речи, могут воздействовать в различные периоды онтогенеза. На стадии внутриутробного развития и родов наиболее неблагоприятное воздействие на созревание и последующее функционирование мозговых структур ребенка оказывают гипоксия плода , внутриутробные инфекции , родовые травмы и пр.; в первые месяцы после рождения – травмы, мозговые инфекции. Нарушения речи у лиц старшего возраста, как правило, связаны с сосудистыми поражениями головного мозга (инсультом , разрывом аневризмы сосудов головного мозга), тяжелыми травмами головы , нейрохирургическими вмешательствами.

Социально-психологические факторы, приводящие к нарушению развития речи у детей, могут выражаться в отсутствии должного внимания к формированию детской речи со стороны взрослых; неправильной речи окружающих; необходимости усвоения ребенком-дошкольником одновременно двух языковых систем; излишней, не соответствующей возрастным возможностям стимуляции речевого развития ребенка, стрессах и т. д.

Предрасполагающими условиями к возникновению нарушений речи у детей служат, так называемые, критические периоды в развитии речевой функции: 1-2 года, 3 года и 6-7 лет. Эти периоды являются сензитивными для развития речи: в это время происходит наиболее интенсивное формирование психофизиологической основы речи, и нервные механизмы регуляции речевой деятельности чрезвычайно ранимы. Поэтому любые, даже, казалось бы, незначительные биологические или социальные факторы, действующие в критические периоды, могут привести к возникновению нарушений речи.

Нарушения речи носят стойкий характер и, возникнув под влиянием того или иного фактора, не исчезают самостоятельно, без специально организо­ванной логопедической помощи. Кроме этого, нарушения речи отрицательно сказываются на развитии интеллектуальной сферы, поведения и личности в целом. Вместе с тем, в большинстве случаев нарушения речи обратимы, и целенаправленная и своевременно предпринятая коррекция позволяет вернуть человеку радость общения и предупредить развитие вторичных психических наслоений.

Логопедическая помощь лицам, страдающим нарушениями речи, оказывается в системе образования (специализированных ДОУ, логопедических группах, логопедических пунктах, школах для детей с тяжелыми нарушениями речи и пр.), в системе здравоохранения (логопедических кабинетах при поликлиниках, диспансерах, стационарах, специализированных медицинских цент­рах, домах ребенка и т. д.), частных развивающих центрах. В этих учреждениях логопеды проводят консультации, всестороннее диагностическое обследование и коррекцию нарушений речи .

Курс логопедических занятий проводится по специальной программе в соответствии со спецификой нару­шения речи. На занятиях по коррекции нарушений речи используются речевые упражнения, артикуляционная и дыхательная гимнастика, логопедический массаж , логоритмика. Логопедическое воздействие при нарушениях речи активно сочетается с лекарственной терапией, психотерапией, массажем , физиотерапией, лечебной физкультурой , при необходимости – хирургическим вмешательством.

Профилактика нарушений речи начинается фактически с момента зарождения новой жизни и продолжается уже после рождения, на протяжении всей жизни. Она включает в себя заботу о благоприятном протекании беременности, нервно-психическом и физическом здоровье беременных и детей, раннее выявление факторов риска нарушений речи и их устранение. Важнейшее значение в профилактике нарушений речи у детей имеет речевая среда.

Ознакомиться с основными видами речевой патологии и формами логопедического воздействия Вы можете в разделах «Нарушения речи» и «Логопедия» на сайте «Красота и медицина ». Вашему вниманию также предлагается каталог организаций, оказывающих логопедическую помощь, удобный сервис поиска специалиста-логопеда в Москве с возможностью онлайн-записи на консультацию и лечение.

В сильных стрессовых ситуациях человек может потерять голос, т.е. онеметь. Физически он остается полностью здоровым, но не может произнести ни слова. Это состояние называется психогенным мутизмом. Чаще всего мутизм встречается у детей, но взрослые с неустойчивой психикой тоже ему подвержены. К счастью, такая потеря речи временна и излечима.

При сильном стрессе возможна временная потеря речи

Причины возникновения мутизма

Причинами психогенной немоты становятся:

  • смерть близких;
  • физическое или психическое насилие;
  • сильный испуг;
  • внезапная смена условий жизни.

У восприимчивых и легковозбудимых людей нарушения речи будут сложнее, а период восстановления дольше. Причина испуга индивидуальна для каждого человека. В отличие от мутизма, развившегося на основе физических нарушений, при психогенном мутизме больной сохраняет способность жестикулировать. Иногда он отказывается говорить только с посторонними людьми, но с близкими продолжает общаться. Иногда больной не разговаривает ни с кем, кроме его лечащего врача. Если человек перестал говорить, нельзя давить на него, заставлять общаться, с теми, кого он сам избегает. На полное восстановление ему требуется время.

Симптомы

Нарушения речи проявляются сразу же после стресса. Больной может находиться в шоке, не понимать что с ним происходит. При попытке заговорить он обнаруживает, что у него пропал голос. Иногда больной отказывается от самого общения, замыкается в себе.

Возможна потеря не только вербальной способности общаться, но и выражать свои мысли письменно человек не в состоянии. На почве нервного потрясения у больного возможно помутнение сознания, тремор конечностей и другие нарушения.

Если голос не восстанавливается в течение нескольких часов после случившегося, это еще не является патологией. Следующие 2–3 дня будут решающими. Если человек не заговорит за это время, его немоту уже определяют как мутизм. Молчание, длящееся 2 недели и более, можно считать хроническим мутизмом.

Немота в течение 2-3 дней после травмирующего события считаются нормой

Лечение

После сильного стресса потребуется много времени на восстановление. Лечить потерю речи придется комплексно, используя медикаменты и психотерапию. Только врач способен подобрать лекарства, которые снизят нагрузку на нервную систему и помогут человеку справиться с ситуацией. Действия одних только таблеток недостаточно. Из-за длительного молчания речевой аппарат, как мотор долго стоявшей в гараже машины, нуждается в «разогреве». Для восстановления голоса полезно делать специальную гимнастику. Подобрать комплекс упражнений можно вместе с логопедом.

Восстановиться после утраты речи помогает арт-терапия. Нужно рисовать свои страхи, эмоции, впечатления, чтобы дать им выход. Скрытые переживания часто становятся причиной осложнений при мутизме.

После стрессовых ситуаций важно обеспечить стабильную обстановку в семье. Человек нуждается в дополнительном внимании со стороны близких. С ним нужно постоянно общаться, несмотря на то, что он не может ответить. Если его стиль общения до болезни не предполагал близких контактов, то настаивать на них нельзя. Покой и умиротворение способствует быстрому возвращению голоса.

Истерический невроз

Иногда причиной потери способности говорить становятся не сами стрессовые факторы, а развившийся на их фоне истерический невроз. Его появление провоцируют регулярные психические нагрузки. Больной неврозом во время приступа немоты остается в сознании. Важно, чтобы он мог побыть в спокойной обстановке, пока его психическое состояние не придет в норму. Нельзя обливать больного водой или давать пощечину. Такие методы не успокаивают: они могут спровоцировать новый приступ и появление осложнений. После восстановления голоса, чтобы избежать повторения приступа, желательно избегать ситуаций, приводящих к нервному перенапряжению.

Больному истерическим неврозом можно помочь снизить проявления нарушений речи. Если удастся распознать приступ заранее, его почти всегда удается купировать.

Основные симптомы:

  • учащенное сердцебиение;
  • побледнение кожи;
  • чувство холода в руках и ногах;
  • затрудненное дыхание;
  • головокружение.

Важно понимать, что люди с истерией не контролируют свою болезнь, и помочь им - задача окружающих.

Если больной чувствует спазм, речевой аппарат не слушается его, нужно сделать дыхательную гимнастику: чередовать глубокие вдохи и медленные выдохи с короткими и быстрыми.

Полезно сделать легкий массаж: погладить руки, начиная с плеч, тыльную сторону шеи. Если больной в состоянии пить, нужно дать ему немного теплой воды. Потеря голоса, даже на время, для любого человека станет серьезным испытанием. Если пропала способность не только говорить, но и общаться с помощью письма и жестов, больной оказывается в изоляции. Его необходимо поддержать, чтобы он мог чувствовать себя в безопасности. Полезно гулять с ним, вместе смотреть кино, читать ему вслух, окружить его вниманием и заботой.

Дефекты речи могут быть довольно опасными, поскольку они мешают нормальному общению и способствуют отторжению человека обществом. В чем причины невнятной речи у взрослых и что делать чтобы ее скорректировать?

Особенности состояния

Нарушения артикуляции речи могут проявляться по-разному, в зависимости от особенностей патологии. Тем не менее, во всех случаях можно выявить определённые черты, свойственные практически всем пациентам.

Наиболее часто можно отметить нечёткость речи. В таком случае слова как бы смазываются, окончания их становятся неразборчивыми. Возможно наличие некоторого замедления повествования и так далее. В общем, понять такого человека можно, одно общение с ним будет затруднительным.

В противовес замедленности, в некоторых случаях пациенты, наоборот, начинаю говорить излишне торопливо. Как и предыдущем случае понять что-либо из их речи становится очень сложно.

Отдельно следует упомянуть о трудностях формирования речи. В таких ситуациях пациенты с большим трудом подбирают или связывают довольно простые слова, входящие в обиход любого человека.

Нарушения речи, помимо упомянутого выше, могут проявляться и следующим образом: излишняя торопливость мышления, абсолютная бессмыслица, постановка ударения на каждом слоге, неправильно произносимые слова и так далее.

Кроме этого в диагностическом плане очень важна динамики появления невнятной речи. В некоторых случаях такие состояния возникают внезапно и эпизодически, после чего следует период, когда речь полностью нормальна. В других ситуациях динамики нарушений речи нарастает медленно. Заболевание при этом неуклонно прогрессирует.

Причины возникновения невнятной речи

Большинство причин невнятной речи носят неврологический характер. Если нечёткость возникала резко, такое часто бывает в предынсультных ситуациях, когда в тканях головного мозга возникают локальные ишемические явления.

Цереброваскулярные заболевания также являются причиной невнятности речи. Например, при атеросклерозе или тромбозах сосудов головного мозга возникает кислородное голодание, что может послужить причиной нарушения речи. Динамика нарастания клинической симптоматики в этом случае, как правило медленная и плавная.

Опухолевые поражения центральной нервной системы могут приводить к появлению нарушений речи. Однако в таких случаях нарушения речи являются не единственными проявлениями недуга. В таких случаях больные всегда жалуются на постоянные головные боли.

Сенильная деменция является одной из наиболее частых причин развития невнятности речи у пациентов старшей возрастной группы. В этом случае симптоматика всегда нарастает медленно и развивается годами.

Следует также упомянуть о причинах, не связанных с патологией центральной нервной системы. К невнятности речи могут приводить следующие состояния: плохо подобранные зубные протезы, слабость мимической мускулатуры, хронический алкоголизм и так далее.

Лечение невнятности речи

Нарушение речи - это не то состояние, с которым можно справится народными средствами и без помощи врача. Лечением всегда должен заниматься специалист. Посещение медицинских учреждений начинают с визита к терапевту, который направит пациента к нужному узкому специалисту.

Выбор лечебной тактики зависит от патологии, лежащей в основе нарушения речи. При опухолевом поражении пациентом занимается онколог. В этом случае проводится хирургическое удаление опухоли, лучевая или химиотерапия.

Сосудистая патология требует вмешательства прочих медицинских специалистов: нейрохирургов или ангиологов. Лечение в таких случаях комплексное: устранение препятствий току крови, нормализация свертываемости крови и так далее.

В любом случае назначаются препараты, улучшающие мозговой метаболизм и нормализующие церебральный кровоток. Что еще делать при невнятной речи? Довольно часто с пациентами работает логопед, помогающий справиться с дефектами произношения. Вот собственно и все.

Расстройства речи в современном мире встречаются довольно часто, как у взрослых, так и у детей. Для правильного функционирования речи, кроме отсутствия проблем в самом голосовом аппарате, необходима слаженная работа зрительных и слуховых анализаторов, головного мозга и других частей нервной системы.

Расстройство речи – это нарушение речевых навыков, которое может быть вызвано различными причинами. Рассмотрим самые распространенные заболевания:

Заикание

Заикание, или логоневроз - одно из отклонений, которые встречаются наиболее часто. Выражается это расстройство в периодическом повторении отдельных слогов или звуков во время разговора. Кроме этого в речи человека могут возникать судорожные паузы.

Существует несколько видов заикания:

  • Тонический вид – частые остановки в речи и растягивание слов.
  • Клонический вид – повторение слогов и звуков.

Провоцировать и усугублять заикание может стресс, эмоциональные ситуации и потрясения, например, выступления перед большим количеством людей.

Логоневроз встречается у взрослых и детей. Причинами его возникновения могут быть неврологические и генетические факторы. При своевременном диагностировании и начале лечения возможно полностью избавиться этой проблемы. Существует множество методик лечения - как медицинских (физиотерапевтические, логопедические, медикаментозные, психотерапевтические), так и методами народной медицины.

Дизартрия

Заболевание, которое характеризуется смазанной речью и проблемами с артикуляцией звуков. Появляется вследствие нарушений в центральной нервной системе.

Одной из характерных особенностей этого заболевания можно назвать пониженную подвижность речевого аппарата – губ, языка, мягкого неба, что усложняет артикуляцию и происходит из-за недостаточной иннервации речевого аппарата (наличие нервных окончаний в тканях и органах, что обеспечивает связь с центральной нервной системой).

  • Стертая дизартрия – не слишком явно выраженное заболевание. Человек не имеет проблем со слухом и речевым аппаратом, но имеет трудности в звукопроизношении.
  • Выраженная дизартрия – характеризуется непонятной, нечленораздельной речью, нарушениями в интонации, дыхании, голосе.
  • Анартрия – форма заболевания, при котором человек не в состоянии внятно говорить.

Это нарушение требует комплексного лечения: логопедическая коррекция, медикаментозное вмешательство, лечебная физкультура.

Дислалия

Косноязычие – заболевание, при котором человек неправильно произносит некоторые звуки, пропускает их или заменяет на другие. Это расстройство, как правило, встречается у людей с нормальным слухом и иннервацией артикуляционного аппарата. Как правило, лечение проводится логопедическим вмешательством.

Это одно из самых распространенных нарушений речевого аппарата, которое обнаруживают у около 25% детей дошкольного возраста. При своевременном диагностировании нарушение довольно успешно поддается коррекции. Дети дошкольного возраста гораздо легче воспринимают коррекцию нежели школьники.

Олигофазия

Заболевание, которое часто встречается у людей, перенесших эпилептический припадок. Характеризуется обеднением словарного запаса или упрощенным построением предложений.

Олигофазия может быть:

  • Временная – острая олигофазия, вызванная эпилептическим припадком;
  • Прогрессирующая – межприпадочная олигофазия, которая возникает при развитии эпилептического слабоумия.

Также заболевание может возникать при нарушениях в лобной доле головного мозга и некоторых психических расстройствах.

Афазия

Нарушение речи, при котором человек не может понимать чужую речь и выражать собственные мысли при помощи слов и словосочетаний. Расстройство возникает при поражении центров, отвечающих за речь, в коре головного мозга, а именно, в доминантном полушарии.

Причиной заболевания могут стать:

  • кровоизлияние в мозг;
  • абсцесс;
  • черепно-мозговая травма;
  • тромбоз сосудов мозга.

Существует несколько категорий этого нарушения:

  • Моторная афазия – человек не в состоянии произносить слова, но может издавать звуки, понимать чужую речь.
  • Сенсорная афазия – человек может говорить, но не может понимать чужую речь.
  • Семантическая афазия – речь человека не нарушена и он способен слышать, но не может понять смысловые отношения между словами.
  • Амнестическая афазия – заболевание, при котором человек забывает название предмета, но способен описать его функцию и назначение.
  • Тотальная афазия - человек не в состоянии говорить, писать, читать и понимать речь другого.

Так как афазия не является психическим нарушением, для ее лечения необходимо устранить причину заболевания.

Акатофазия

Нарушение речи, которое характеризуется заменой необходимых слов на слова, схожие по звучанию, но не подходящие по смыслу.

Шизофазия

Психиатрическое заболевание речи, которому свойственна речевая разорванность, неправильная смысловая структура речи. Человек в состоянии составлять фразы, но его речь не имеет никакого смысла, является бредом. Это расстройство наиболее характерно для больных шизофренией.

Парафазия

Речевое расстройство, при котором человек путает отдельные буквы или слова и заменяет их на неправильные.

Существует два вида нарушения:

  • Вербальное – замена слов, которые являются схожими по смыслу.
  • Литеральное – вызванные сенсорными или моторными проблемами речи.

Расстройство экспрессивной речи

Нарушение в развитии у детей при котором отмечаются недостатки в использовании выразительных средств речи. При этом дети способны выразить мысль и понять смысл чужой речи.

К симптомам этого нарушения также относят:

  • небольшой словарный запас;
  • грамматические ошибки – неправильное употребление склонений и падежей;
  • невысокая речевая активность.

Это нарушение может передаваться на генетическом уровне, и больше свойственно мужчинам. Диагностируется при осмотре логопеда, психолога или невролога. Для лечения, в основном, применяют психотерапевтические методы, в отдельных ситуациях назначают медикаментозное лечение.

Логоклония

Заболевание, выражающееся в периодическом повторении слогов или отдельных слов.

Провоцируют это нарушение проблемы с сокращением мышц, которые участвуют в процессе речи. Мышечные спазмы повторяются один за другим из-за отклонений в ритмике сокращений. Это заболевание может сопровождать болезнь Альцгеймера, прогрессивный паралич, энцефалит.

Большинство речевых расстройств поддаются коррекции и лечению при своевременном обнаружении. Будьте внимательны к своему здоровью и обращайтесь к специалистам, если заметили отклонения.

Запись к врачу:

Затруднения речи - расстройство речевой деятельности, которое препятствует нормальному речевому общению и социальному взаимодействию человека с другими людьми. Можно говорить о наличии нарушений тогда, когда имеются отклонения в функционировании психофизиологических механизмов речи, если уровень речевого развития не соответствует возрастной норме, при недостатках речи, негативно влияющих на психическое развитие, которые невозможно преодолеть самостоятельно. Изучают и лечат затруднения речи у взрослых и детей врачи-логопеды, а также нейрофизиологи, неврологи, отоларингологи и прочие специалисты.

Симптомы и проявления

Данная патология может выражаться либо в полном отсутствии речи, или же в нарушении произношения конкретных фраз и слов. Кроме этого, присутствуют следующие симптомы:

  • отмечается нечеткость и замедленность речи, она неразборчива;
  • пациенту трудно подбирать слова и правильно называть вещи;
  • возможна быстрая и без запинок речь, но совершенно бессмысленная;
  • присутствует поспешность и бессвязность мышления;
  • человек сильно разделяет слоги и ставит ударение на каждом из них.

Причины у взрослых

Возможно внезапное или постепенное развитие нарушений речи. Выделяют такие основные причины, способные привести к данному патологическому процессу:

  • неправильная работа головного мозга (в частности, базальных ганглий – тех частей мозга, которые ответственны за движения мышц тела и за речь);
  • травмы мозга, спровоцированные инсультом или тромбозом;
  • травмы головы;
  • наличие опухолей в головном мозгу;
  • наличие дегенеративных заболеваний, при которых нарушаются когнитивные функции (к ним относятся деменция и болезнь Альцгеймера);
  • болезнь Лайма;
  • чрезмерное потребление спиртных напитков;
  • слабость мышц лица, к примеру, паралич Белла;
  • слишком слабое или тугое закрепление зубных протезов.

Виды речевых расстройств у детей

Все затруднения речи у детей разделяются на два типа:

  1. Фонационное (внешнее) оформление высказывания – сюда относятся расстройства произношения речи;
  2. Структурно-семантическое (внутреннее) оформление высказывания – является системным или полиморфным расстройством речи.

Нарушения процесса речи фонационного оформления высказывания могут быть как отдельными, так и комбинированными. Исходя из этого, в логопедии выделяются следующие разновидности нарушений:

  1. Афония и дисафония – является расстройством либо полным отсутствием фонации вследствие различных патологических изменений в голосовом аппарате. Для данного состояния характерно нарушение силы, высоты и тембра голоса или полное отсутствие фонации. Афония и дисафония могут быть обусловлены функциональными или же органическими расстройствами голосообразующего механизма и возникают на различных этапах развития ребенка.
  2. Брадилалия - представляет собой патологическое замедление речевого темпа. Характерной особенностью является замедленная реализация артикулярной речевой программы.
  3. Тахилалия - патологическое ускорение речевого темпа. Характерна ускоренная реализация артикуляторной речевой программы.
  4. Заикание - является нарушением организации речи, при котором мышцы речевого аппарата пребывают в судорожном состоянии. Патология центрально обусловлена и появляется, как правило, в процессе речевого развития ребенка.
  5. Дислалия - патология представляет собой расстройство произношения звуков, при котором остаются нормальными слух, а также иннервация речевого аппарата. Клинически проявляется в виде искаженного звукового оформления речи, при этом отмечается неправильное произношение звуков либо их замена и смешение.
  6. Ринолалия - является нарушением произношения звуков и тембра голоса, обусловленных анатомическими и физиологическими расстройствами речевого аппарата. Характерно патологическое изменение тембра голоса, сопровождающееся прохождения голосовой струи воздуха на выдохе и в процессе произношения звуков в носовую полость. Это приводит к образованию в последней резонанса.
  7. Дизартрия - нарушение произношения, отличительной особенностью которого выступает недостаточная иннервация речевого аппарата. В большинстве своем данная патология развивается вследствие церебрального паралича, появившегося в раннем возрасте ребенка.

Затруднения речи структурно-семантического оформления разделяются на две разновидности: алалию и афазию.

  • Алалия – является отсутствием или недостаточным развитием речи, спровоцированным поражением участков отвечающих за речь, расположенных в коре головного мозга в процессе внутриутробного развития или в раннем возрасте малыша.

Нужно заметить, что алалия представляет собой один из самых тяжелых дефектов речи, который проявляется в нарушениях операция отбора и анализирования на всех стадиях рождения, а также приема речевого высказывания, вследствие которого речевая деятельность ребенка выступает не до конца сформированной.

  • Афазия – является полной или частичной потерей речи, к которой приводят локальные поражения головного мозга. Способность нормально говорить может быть утрачена из-за черепно-мозговой травмы, нейроинфекции или опухолей мозга, после формирования речи.

Диагностика

Прежде всего, необходимо анализировать жалобы, предъявляемые пациентом, а также анамнез заболевания. Важно при этом учесть, как давно возникли жалобы на тихую, замедленную речь и затруднения в произношении слов и фраз, а также имеются ли подобные проявления у ближайших родственников больного.

Затем необходимо пройти осмотр невролога, заключающийся в проверке нижнечелюстного и глоточного рефлексов, осмотре глотки, наличии истончения (атрофии) мышц языка. Кроме этого, важно проверить рефлексы нижних и верхних конечностей.

Нужно пройти обследование у логопеда, врач сможет оценить показатели речи, определить наличие нарушений темпа, а также трудностей в произношении конкретных звуков.

Осмотр отоларинголога помогает исключить различные объемные процессы (гнойники и опухоли) в полости носа, так как они также способны влиять на голос.

С помощью компьютерной томографии и магнитно-резонансной томографии головы можно провести послойное изучение строения головного мозга и определить причину дизартрии (это могут быть опухоли, очаги нарушенного кровообращения, гнойники, очаги распада миелина – главного белка нервной ткани).

В некоторых случаях дополнительно необходимо получить консультацию нейрохирурга.

Лечение

Терапия нарушений речи заключается в лечении главного заболевания, которое и спровоцировало дизартрию:

  • опухоль необходимо удалить хирургически;
  • возможна резекция гематомы (кровоизлияния) в том случае, если она расположена на поверхности;
  • хирургически удаляют гнойники из полости черепа, а затем назначают антибактериальные препараты, чтобы как можно скорее прекратить инфекционный процесс;
  • нормализуют кровяное (артериальное) давление, используют средства, которые улучшают обмен веществ и мозговой кровоток (ноотропные препараты, ангиопротекторы) в случае нарушения мозгового кровообращения.

И, безусловно, пациентам с любыми видами затруднений речи необходимо ходить к логопеду для исправления имеющегося дефекта с помощью специально подобранных упражнений.

Единый центр записи к врачу по телефону.

Нарушение речи

Нарушения речи заключаются в появлении различных форм расстройств речевой функции, в результате чего обуславливается формирование определенного рода препятствия для полноценного и адекватного речевого общения, а также для соответствующего социального взаимодействия. То есть при нормальном слухе и уровне интеллекта пациента нарушению подлежит при такого рода расстройствах процесс формирования смысловой и звуковой структур речевой организации.

Способствовать развитию нарушений речи могут различные факторы, воздействующие на организм, в качестве результата такого воздействия выступает нарушение определенного количества звеньев в цепи формирования речи.

В качестве основных причин, провоцирующих развитие нарушений речи, обозначают воздействие психологических факторов (стресс, испуг), эндогенных факторов (например, нарушение слуха), экзогенных факторов (травма головы и пр.), органических факторов (поражению подлежат участки мозга, отвечающие за процесс формирования речи, что может произойти при инсульте, опухоли и пр.). Отдельно можно обозначить роль сугубо функционального фактора, при актуальности которого речь идет о неспособности речевого аппарата к реализации соответствующих функций, то есть к звукопроизношению.

Сложные нарушения сопровождаются не только неверным произношением, но и нарушением умения отличать на слух разницу звуков. Это сопровождается существенным ограничением словарного запаса, воспринимаемого на слух и применяемого в разговоре. В свою очередь, актуальные проблемы приводят к тому, что нарушению подлежит процесс правильного построения фраз и целых предложений, развивается заикание.

При нарушениях речи утрачивается (или не развивается нормальным образом) способность к ясному выражению собственных мыслей, в целом речь становится смазанной и невнятной, большинству людей понять ее становится трудно. Частым спутником попыток изъяснения становится мычание. Тяжелые случаи нарушений речи сопровождаются полным исчезновением речи.

Основные заболевания, при которых имеют место нарушения речи:

  • дизартрия;
  • мутизм;
  • заикание;
  • афония;
  • логофобия;
  • алалия;
  • ринолалия;
  • родовая травма;
  • невротические патологии;
  • заболевания нервной системы;
  • шизофрения;
  • эпилепсия;
  • дефицит внимания;
  • травмы головы;
  • длительное течение соматических заболеваний и т.д.

«Нарушение речи» наблюдается при заболеваниях:

Адентия – представляет собой заболевание, которое заключается в дефекте стоматологических единиц, что выражается в частичном или полном их отсутствии. Недуг может быть диагностирован как у взрослых, так и у детей. Поскольку подобное отклонение бывает первичным и вторичным, то естественно, что причины в каждом конкретном случае будут отличаться. Предрасполагающих факторов довольно много, начиная от гибели зачатков зубов и заканчивая широким спектром стоматологических патологий.

Алкогольная интоксикация – комплекс нарушений поведения, физиологических и психологических реакций, которые обычно начинают прогрессировать после употребления алкоголя в больших дозах. Основная причина – отрицательное воздействие на органы и системы этанола и продуктов его распада, которые не могут на протяжении длительного времени выйти из организма. Данное патологическое состояние проявляется нарушением координации движений, эйфорией, нарушением ориентации в пространстве, потерей внимательности. В тяжёлых случаях интоксикация может привести к коме.

Ангиома (красная родинка) – опухоль доброкачественного характера, которая состоит из лимфатических и кровеносных сосудов. Чаще всего образование формируется на лице, коже туловища и конечностей, на внутренних органах. Иногда её появление и развитие может сопровождаться кровотечением. В большинстве клинических ситуаций данная патология является врождённой и диагностируется у новорождённых в первые несколько дней их жизни.

Аневризма сосудов головного мозга (также называется внутричерепной аневризмой) представляется как небольшое аномальное образование в сосудах мозга. Это уплотнение может активно увеличиваться за счёт наполнения кровью. До своего разрыва такая выпуклость не несёт опасности или вреда. Она лишь оказывает незначительное давление на ткани органа.

Что такое артериальная гипертензия? Это болезнь, для которой характерны показатели артериального давления выше отметки 140 мм рт. ст. в этом случае пациента посещают головные боли, головокружение и чувство тошноты. Устранить все возникшие симптомы может только специально подобрана терапия.

Атипичный аутизм (син. расстройство аутического спектра, инфантильный аутизм) – это психоневрологическое заболевание, которое вызывает нарушение восприятия и понимания окружающей действительности. Болезнь может привести к необратимой умственной отсталости или ЗПРР. Развитие такого патологического процесса обусловлено нарушением структур головного мозга, что в большинстве случаев носит необратимый характер.

Болезнь Альцгеймера – это заболевание головного мозга дегенеративного характера, проявляющееся в форме прогрессирующего снижения интеллекта. Болезнь Альцгеймера, симптомы которой некогда впервые были выделены Алоисом Альцгеймером, немецким психиатром, представляет собой одну из наиболее распространенных форм деменции (приобретенного слабоумия).

Болезнь Ниманна-Пика - наследственное заболевание, при котором происходит накопление жиров в различных органах, чаще всего в печени, селезёнке, головном мозге и лимфатических узлах. Данное заболевание имеет несколько клинических форм, у каждой из которых свой прогноз. Специфического лечения нет, высокий риск летального исхода. Болезни Ниманна-Пика в одинаковой мере подвержены как особи мужского, так и женского пола.

Болезнь Пика - необратимый патологический процесс, который приводит к полной атрофии коры головного мозга, чаще всего в лобных и височных долях. Это, в конечном счёте, становится причиной слабоумия. Болезнь, как правило, диагностируется в возрасте после 50 лет, однако возможны и случаи поражения людей более молодого или преклонного возраста. Лечение, в большинстве случаев, носит паллиативный характер и направлено на улучшение качества жизни больного.

Болезнь Фабри (син. наследственный дистонический липидоз, церамидтригексозидоз, диффузная универсальная ангиокератома, болезнь Андерсена) - наследственное заболевание, вызывающее проблемы с обменом веществ, когда происходит скопление гликосфинголипидов в тканях человеческого организма. У мужчин и женщин встречается в равной степени.

Ботулизм представляет собой достаточно тяжелое заболевание токсико-инфекционного характера, особенности течения которого приводят к поражению нервной системы, спинного и продолговатого мозга. Ботулизм, симптомы которого проявляются при попадании в организм ботулотоксин-содержащих продуктов, аэрозолей и воды, в результате комплекса процессов приводит также к развитию острой и прогрессирующей дыхательной недостаточности. В результате отсутствия должного лечения ботулизма не исключается наступление летального исхода.

Вибрационная болезнь - патологический процесс, который возникает на фоне длительного воздействия на организм вибрации, что, в конечном счёте, приводит к изменениям в рецепторном аппарате и некоторых отделах центральной нервной системы.

Волчья пасть – аномальное строение неба, в середине которого хорошо виден разрыв. Такая патология является врождённой, при наличии которой новорождённые малыши не могут полноценно питаться и у них в некоторой мере нарушается дыхательная функция. Это обуславливается тем, что между полостями рта и носа отсутствует перегородка, от чего в нос попадает употребляемая еда и жидкость. С таким недугом рождается очень мало детей, на одну тысячу младенцев приходится только один, у которого наблюдается такой синдром.

Гемипарез, или центральный паралич, проявляется в ограниченном движении мышц правой или левой половины тела. Прогрессирует такое заболевание из-за негативного воздействия на нейроны и аксоны мозга. Стадия поражения определяется доктором по выявленной симптоматике. Проявляется патология в правостороннем или левостороннем, верхнем или нижнем поражении конечностей.

Гемиплегия (син. гемипарез) – это отсутствие произвольных движений в одной половине тела, являющееся следствием нарушения процесса прохождения нервного импульса непосредственно от высших центров к рабочим мышцам. Помимо верхней и нижней конечности, в патологию могут вовлекаться мышцы туловища и лица со стороны поражения.

Геморрагический инсульт – опасное состояние, которое характеризуется кровоизлиянием в мозг из-за разрыва кровеносных сосудов под действием критически повышенного артериального давления. По МКБ-10 патология кодируется в рубрике I61. Данный вид инсульта является наиболее тяжёлым и имеет худший прогноз. Чаще всего он развивается у лиц в возрасте 35–50 лет, у которых в анамнезе имеется гипертоническая болезнь или атеросклероз.

Вирусом простого герпеса (Herpes simplex virus) заражено больше 80% населения планеты, но в организме большинства людей он находится в спящем состоянии и активизируется лишь в периоды снижения иммунитета. Герпетическая инфекция поражает преимущественно слизистые оболочки глаз, губ, наружных половых органов и кожу, и на первый взгляд кажется достаточно безобидной, так как относительно легко поддаётся лечению, но в особо тяжёлых случаях течения болезни она может нарушать работу центральной нервной системы и вызывать развитие энцефалита.

Гиперестезия (син. повышенная чувствительность) может указывать на повышенную психическую возбудимость или на чрезмерную восприимчивость кожных покровов, реже - зубов, части головы, к внешним раздражителям. Патология может развиваться как у взрослых, так и у детей.

Глиома головного мозга – новообразование, формирующееся из разнообразных клеток глии, что в свою очередь представляет собой ткань, покрывающую нейроны и обеспечивающую их адекватную работу. Механизм развития и предрасполагающие факторы, приводящие к формированию подобного новообразования, остаются до конца неизвестными, несмотря на развитие технологий нейрохирургии.

Глубокий прикус - представляет собой нарушение зубочелюстного развития, характеризующееся перекрытием верхним зубным рядом нижних стоматологических единиц. Подобная патология в ортодонтии встречается у каждого второго пациента.

Гнойный менингит – это острое воспалительное заболевание, которое поражает мягкую оболочку головного мозга. Такая опасная болезнь может поразить человека практически в любом возрасте. Но наиболее подвержены гнойному менингиту люди с ослабленной иммунной системой, перенёсшие ранее тяжёлые инфекционные или воспалительные заболевания, с травмами головы. Также в группе риска недоношенные дети.

Деменция определяет собой приобретенную форму слабоумия, в рамках которой у больных отмечается утрата приобретенных ранее практических навыков и усвоенных знаний (что может происходить в различной степени интенсивности проявления), при одновременно стойком снижении у них познавательной деятельности. Деменция, симптомы которой, иными словами, проявляются в форме распада психических функций, чаще всего диагностируется в старости, однако не исключается возможность ее развития и в молодом возрасте.

Детский церебральный паралич (ДЦП) – общий медицинский термин, который используют для обозначения группы двигательных нарушений, прогрессирующих у грудничка вследствие травматизации различных зон мозга в околородовом периоде. Первые симптомы ДЦП иногда можно выявить уже после рождения ребёнка. Но обычно признаки недуга проявляются у младенцев в грудном возрасте (до 1 года).

Диабетическая кома – крайне опасное состояние, развивающееся на фоне сахарного диабета. В случае его прогрессирования в теле человека нарушаются обменные процессы. Это состояние угрожает не только здоровью, но и жизни пациента.

Диабетическая полинейропатия проявляется как осложнение сахарного диабета. Основывается недуг на повреждении нервной системы больного. Зачастую недуг формируется у людей через 15–20 лет после того, как развился сахарный диабет. Частота прогрессирования недуга до осложнённой стадии составляет 40–60%. Заболевание может проявиться у людей как с 1 типом болезни, так и со 2.

Диастема – это недуг, который характеризуется развитием видимого межзубного промежутка, разделяющего центральные резцы. Верхний зубной ряд поражается в несколько раз чаще нижнего. Основные причины развития патологии остаются неизвестными, однако при изучении многих наблюдений клиницисты пришли к выводу, что основополагающим фактором является генетическая предрасположенность.

Диатез у взрослых и детей представляет собой наследственную предрасположенность организма к проявлению некоторых недугов или же патологических реакций. Чаще всего данная патология проявляется себя ещё в раннем детском возрасте, но не исключено её первичное проявление и у взрослых людей. Исходя из того, какой именно вид диатеза начал прогрессировать у человека, у него может отмечаться склонность к прогрессированию недугов инфекционной природы, к аллергии, сбою процесса метаболизма и прочее.

Дизартрия представляет собой такого типа патологию, развитие которой обусловлено органическим поражением центральной нервной системы. Дизартрия, симптомы которой отличаются от иных форм, касающихся произношения, проявляется в виде нарушения у больного полностью речи, а не нарушения, отмечаемого в произношении отдельных типов звуков.

Дистальный прикус – патологическое нарушение окклюзии, при котором верхняя часть зубов выступает сильно вперёд по отношению к нижнему зубному ряду. Эта патология может приводить к скошенному подбородку, деформации лица, не смыканию нижних и верхних зубных рядов, и, как следствие этого, нарушению речи и глотательной функции.

Дисциркуляторная энцефалопатия – недуг, характеризующийся нарушением функционирования головного мозга из-за неправильной циркуляции крови по его сосудам. Патологические изменения затрагивают одновременно кору и подкорковые структуры мозга. Заболевание сопровождается нарушением двигательных и психических функций, в сочетании с эмоциональными расстройствами.

Страница 1 из 3

При помощи физических упражнений и воздержанности большая часть людей может обойтись без медицины.

Симптомы и лечение заболеваний человека

Перепечатка материалов возможна только с разрешения администрации и указанием активной ссылки на первоисточник.

Вся предоставленная информация подлежит обязательной консультации лечащим врачом!

Вопросы и предложения:

Нарушения речи: причины, разновидности

Без сомнения, болезни эти существуют так же давно, как и человеческое слово. Это достаточно распространенное явление и среди детей, и среди взрослых.

Что это?

Расстройства речи известны с глубокой древности. Без сомнения, болезни эти существуют так же давно, как и человеческое слово. Это достаточно распространенное явление и среди детей, и среди взрослых. Греки и римляне, у которых публичное слово играло важную общественную роль, а обучение изящной речи входило в круг предметов общего образования, уже имели понятие о многих расстройствах речи.

Это отразилось в большом количестве терминов, употреблявшихся для их обозначения. Уже у Гиппократа встречаются упоминания почти обо всех известных нам формах расстройств речи: потеря голоса, потеря речи, косноязычие, невнятная речь, заикание и др.

Причины

Причинами нарушения речи могут быть различные факторы или их сочетания:

  • трудности в различении звуков на слух (при нормальном слухе);
  • повреждение во время родов речевой зоны, расположенной на макушке;
  • дефекты в строении речевых органов - губ, зубов, языка, мягкого или твёрдого нёба. Примером могут служить короткая уздечка языка, расщелина верхнего неба, называемая в народе «волчьей пастью», или неправильный прикус;
  • недостаточная подвижность губ и языка;
  • задержка речевого развития вследствие задержки психического развития;
  • неграмотная речь в семье и др.

Что происходит?

При наиболее серьезных нарушениях речи страдает не только произношение звуков, но и умение различать звуки на слух. При этом ограничен активный (используемый в речи) и пассивный (тот, который ребенок воспринимает на слух) словарь ребенка, возникают проблемы с построением предложений и фраз. Все эти нарушения, если их вовремя не исправить, вызывают трудности общения с окружающими. В дальнейшем они могут привести к развитию у ребенка закомплексованности, мешая ему учиться и в полной мере раскрывать свои природные способности и возможности.

По степени тяжести речевые нарушения можно разделить на те, которые не являются препятствием к обучению в массовой школе, и тяжелые нарушения, требующие специального обучения. Из тяжелых нарушений речи чаще всего встречаются алалия, различного типа дизартрии, некоторые формы заикания и др.

Алалия - это полное или частичное отсутствие речи у детей при хорошем физическом слухе, обусловленное недоразвитием или поражением речевых областей головного мозга. При сенсорной алалии ребенок плохо понимает чужую речь, причем, не распознает именно звуки речи: слышит, что человек что-то говорит, но не понимает, что именно. Это сходно с тем, как мы не понимаем говорящих на неизвестном нам иностранном языке. При моторной алалии ребенок не может овладеть языком (его звуками, словами, грамматикой).

Дизартрия (анартрия) - это нарушение произношения, возникающее вследствие поражения нервной системы. При дизартрии страдает не произношение отдельных звуков, а вся речь. Ребенок с дизартрией нечетко, смазанно произносит звуки, голос у него тихий, слабый, или напротив, чересчур резкий; ритм дыхания нарушен; речь теряет свою плавность, темп речи ненормально ускорен или чересчур замедлен. Нередко у детей с дизартрией нарушены мелкие движения кисти, они неловки физически.

Дети со стертыми формами дизартрии не выделяются резко среди своих сверстников, даже не всегда сразу обращают на себя внимание. Однако у них имеются некоторые особенности. Так, эти дети нечетко говорят и плохо едят. Обычно они не любят мясо, хлебные корочки, морковь, твердое яблоко, так как им трудно жевать. Немного пожевав, ребенок может держать пищу за щекой, пока взрослые не сделают ему замечание. Часто родители идут малышу на уступки - дают мягкую пищу, лишь бы поел. Тем самым они, не желая того, способствуют задержке у ребенка развития движений артикуляционного аппарата.

Дислалия – это нарушения произношения различных звуков, другое название этого типа нарушений речи – косноязычие. Виды косноязычия весьма разнообразны. Для обозначения их обычно пользуются греческими названиями тех звуков речи, произношение которых нарушено: искаженное произнесение звука «р» получило название ротацизма, звука «л» – ламбдаизма, свистящих и шипящих звуков («с», «з», «ц», «ш», «ж», «г», «щ») – сигмаизма (от греческих букв «ро», «ламбда», «сигма»). Если нарушено произнесение всех согласных и звукосочетаний за исключением «т», так что речь становится совсем непонятной, то употребляют термин «тетизм» (от греческого названия буквы «т» (тета)).

Заикание - это нарушение темпа, ритма, плавности речи, вызываемое судорогами, спазмами в различных частях речевого аппарата. При этом у ребёнка в речи наблюдаются вынужденные остановки или повторения отдельных звуков и слогов. Заикание чаще всего возникает у детей в возрасте от двух до пяти лет. Очень важно не пропустить первые признаки заикания: ребёнок вдруг внезапно замолкает, отказывается говорить. Это состояние может длиться до нескольких дней. В таком случае необходимо срочно обратиться к врачу.

Нередко причиной заикания становится испуг или длительная психическая травма. Нарушения речи в дошкольном возрасте, при отсутствии коррекционной работы, неминуемо приведут к проблемам в школе, в частности, может развиться дисграфия - нарушение письма, так называемое, косноязычие в письме. Как правило, оно проявляется, когда ребёнок начинает учиться читать и писать. Причиной этого нарушения является недоразвитие или нарушение фонематического слуха. Кстати, проговаривание вслух всех операций при написании буквы в нужной последовательности – довольно действенное средство для обучения ребенка правильно мыслить о действии, то есть может быть профилактикой возникновения графических ошибок у младших школьников.

В первых классах у ребенка может также проявиться дислексия (алексия) - нарушение процесса чтения или овладения им при поражении различных отделов коры левого полушария (у правшей). В зависимости от того, какие конкретно участки поражены, выделяют различные виды алексий.

Лечение

Некоторые нарушения речи исчезают с возрастом, часть из них может быть устранена при незначительной помощи логопеда в работе с родителями либо на логопункте, в детской поликлинике или в обычном садике. Дети с тяжелыми нарушениями речи нуждаются в обязательной длительной помощи логопеда в речевых группах логопедических детских садов. При этом чем раньше Вы обратились за помощью к логопеду, тем успешнее будет проведена коррекционная работа с вашим ребенком.

Использовать материалы «Медпортала» на других сайтах можно только с письменного разрешения редакции. Пользовательское соглашение.