Введение

На каждом этапе исторического развития общества педагогика как наука отражала состояние образования, обучения и воспитания подрастающего поколения.

Развитие педагогики как науки проходило в русле философии (знания о человеке и обществе). Лишь в 16-17 вв. педагогика становится самостоятельной наукой. В рамках философии рассматривались в основном взгляд на мир и место в нем человека, взаимосвязь человека и общества. Педагогика как частная наука сосредоточилась на проблемах:

  • -- человек;
  • -- личность и общество;
  • -- воспитание, образование, обучение;
  • -- идеалы воспитания;
  • -- идеал личности в обществе.

Педагогика становится наукой об образовании, процессе просвещения и самовоспитания личности.

Функции педагогической науки

Педагогическая наука осуществляет те же функции, что и любая другая научная дисциплина: описание, объяснение и предсказание явлений того участка действительности, который она изучает. Эти функции взаимосвязаны. Так, предпосылкой для предсказания (прогностической функции) является объяснение положения вещей путем поиска закономерностей, из которых это положение вытекает в данных условиях. Объяснение, например, неэффективности того или иного метода обучения можно дать на основании описания фактов, когда его применение не приводило к усвоению учениками конкретного учебного материала.

Однако педагогическая наука, объект которой лежит в социально-гуманитарной сфере, имеет свою специфику. Хотя процесс получения педагогического знания подчиняется общим закономерностям научного познания и внедрение в этот процесс точных, строгих методов исследования необходимо, характер и результаты педагогического исследования в значительной степени определяются влиянием установок ценностного практического сознания, как это всегда имеет место в социально-гуманитарной области. Поэтому построить педагогическую науку полностью по образцу дисциплин естественнонаучного цикла не удается. Прогностическая функция педагогической теории в отличие, например, от теории в физике состоит не только в том, что она дает возможность предвидеть, как процесс (в данном случае педагогический) будет протекать «сам по себе», без нашего вмешательства. Важно не только охватить «самодвижение» объекта и на этой основе предсказать, как будет вести себя именно эта, изучаемая нами, педагогическая система. Необходимо еще показать, как эту систему можно преобразовать, улучшить. Задача будет двуединая: не только изучать, но и конструировать. Поэтому к перечню уже упомянутых функций науки необходимо сделать некоторое дополнение. Остановимся на этом вопросе подробнее.

Процесс получения в педагогике знаний, отображающих действительность в теоретическом или эмпирическом знании, принципиально не отличается от того, что происходит в таких науках, как физика, химия или, например, история. Но педагогическая действительность не может ограничиться лишь объективным отображением изучаемого, хотя бы и самым достоверным. От нее требуется влиять на педагогическую действительность, преобразовывать, совершенствовать ее. Поэтому в ней совмещаются две функции, которые в других научных областях обычно поделены между разными дисциплинами: научно-теоретическая и конструктивно-техническая (нормативная, регулятивная). Научно-теоретическая функция присуща таким фундаментальным наукам, как физика, химия, биология, конструктивно-техническая -- техническим наукам, медицине и т.п. В педагогике же эти функции совмещаются. Педагогику нельзя характеризовать только как теоретическую или только как прикладную науку Она, с одной стороны, описывает и объясняет педагогические явления, с другой -- указывает, как нужно обучать и воспитывать. Реализуя научно-теоретическую функцию, исследователь отражает педагогическую действительность как она есть, как сущее. В результате получаются знания об успешности или неуспешности работы учителей по новым учебникам, о трудностях, которые испытывают учащиеся при изучении учебных материалов определенного типа, о составе, функциях и структуре содержания образования и т.п.

Осуществляя конструктивно-техническую функцию, исследователь отражает педагогическую действительность такой, какой она должна быть. Это знания о должном -- о том, как нужно планировать, осуществлять и совершенствовать педагогическую деятельность в соответствии с целями учебно-воспитательного процесса и условиями, в которых он протекает. Сюда относятся и принципы обучения отдельным предметам, педагогические правила, методические рекомендации и т.п.

Функции педагогической науки разделяются на теоретическую и технологическую функцию.

Теоретическая функция педагогики представлена тремя уровнями:

  • -- описательно - объяснительным;
  • -- диагностическим;
  • -- прогностическим.

Первый уровень реализуется в изучении передового педагогического опыта (описательный уровень).

Второй уровень позволяет выявить состояние педагогических явлений, эффективность деятельности педагога и воспитанников, определить условия и факторы, их обеспечивающие (диагностический уровень).

Третий уровень реализуется в экспериментальных исследованиях педагогической действительности, что позволяет создавать на их основе модели преобразования этой действительности (прогностический уровень).

Технологическая функция педагогики связана:

  • -- с разработкой методических материалов (учебных планов, программ, учебников и учебных пособий, методических рекомендаций), что позволяет проектировать план педагогической деятельности (проективный уровень);
  • -- с внедрением достижений педагогической науки в образовательную практику с целью ее преобразования (преобразовательный уровень);
  • -- с оценкой влияния результатов научных исследований на практику обучения и воспитания, позволяющей рефлексировать и корректировать взаимодействие научной теории и практической деятельности (рефлексивный уровень).

Исходя из этих функций, основными задачами педагогики являются:

анализ современного состояния и прогнозирование развития образования в будущем;

разработка теоретико-методологических основ образования;

выявление закономерностей обучения, воспитания личности и управления педагогическими системами;

определение содержания образования в конкретных условиях;

разработка образовательных стандартов;

разработка новых методов, средств, форм, систем обучения и воспитания;

изучение и обобщение практики, опыта педагогической деятельности, научный анализ педагогический инноваций;

внедрение результатов научных исследований в педагогическую практику;

изучение истории развития образования и педагогической мысли.

Страница 3 из 42


3. Предмет, объект и функции педагогики
Предметом педагогики является особая функция общества – воспитание.
Но не только педагогика изучает образование. Его изучают другие науки, такие как философия, социология, психология, экономика и т. д. Так, например, экономист, определяя уровень возможностей «человеческих ресурсов», продуцируемых системой образования, пытается вычислить затраты на их подготовку. Социолог выясняет, хорошо ли готовит современная система образования людей, которые адаптируются к социальной среде, помогают научно-техническому прогрессу, различным социальным преобразованиям. Психолог изучает психологические аспекты образования как педагогического процесса. Политолог хочет выяснить, насколько эффективна государственная образовательная политика и т. д.
Вклад многих наук в изучение образования очень ценный, но эти науки не затрагивают важные, определяющие аспекты образования, связанные с каждодневными процессами развития человека, взаимодействием педагогов и учащихся в процессе этого развития и с соответствующей ему структуре. И это понятно, так как изучение данных элементов определяет ту часть объекта (образования), которую должна изучать специальная наука – педагогика.
Предмет педагогики
Предметом педагогики является образование как целостный педагогический процесс. В данном случае педагогика является наукой, которая изучает сущность, закономерности, тенденции и перспективы развития педагогического образования.
В связи с этим педагогика вырабатывает теорию и технологию организации образования, формы и методы, которые совершенствуют деятельность педагога и различные виды деятельности учащихся, а также стратегии и способы их взаимодействия.
Объект педагогики
А. С. Макаренко в 1922 г. высказал мысль об особенностях объекта педагогической науки. Он писал, что «многие считают объектом педагогического исследования ребенка, но это неверно. Объектом исследования научной педагогики является педагогический факт (явление)». В то же самое время человек не исключается из внимания исследователя. Но, являясь одной из наук о человеке, педагогическая наука предполагает исследование эффективности профессиональной практической деятельности педагогических процессов и явлений, направленных на формирование и развитие личности.
Поэтому в качестве объекта педагогика имеет не отдельного человека, его психику (это объект психологии), а систему образовательных и педагогических явлений, связанных с его развитием. Можно сказать, что объектом педагогики является та действительность, которая обусловливает развитие человека в процессе деятельности общества. Эти явления называются образованием. Это и есть предмет педагогики.
Педагогика рассматривает следующие проблемы:
1) сущность и закономерность развития личности и их влияние на воспитание;
2) цель воспитания;
3) содержание воспитания;
4) методы воспитания.
Функции педагогической науки. Функции педагогической науки, несомненно, определены ее предметом. Имеется в виду определение теоретических и технологических задач, поставленных в процессе выявления принципов и закономерностей педагогической деятельности. Это теоретическая и технологическая функции, которые педагогика осуществляет в ограниченном виде.
Теоретическая функция осуществляется на трех уровнях: 1) описательная – предполагает исследование новаторского опыта ученых-педагогов; на описательном, или, как его еще называют, объяснительном, уровне изучает основы новаторского педагогического опыта.
2) диагностический уровень – предполагает выявление состояния педагогических процессов, эффективности деятельности преподавателя и учащихся, установление причинно-следственных связей;
3) прогностический уровень – представляет собой экспериментальные исследования педагогического процесса, а также построение на их основе моделей преобразования действительности. Прогностический уровень теоретической функции раскрывает сущность педагогических процессов, научно обосновывает предполагаемые изменения. На этом уровне создаются определенные теории обучения и воспитания, а также модели педагогических систем, которые опережают педагогическую практику.
Технологическая функция также осуществляется на трех уровнях реализации:
1) проективный уровень – предполагает формирование критериев и принципов построения учебного пособия, составление методических разработок (учебных планов, программ, учебников и учебных пособий, педагогических рекомендаций), которые воплощают теоретические концепции и определяют «нормативный, или регулятивный» (В. В. Краевский) план педагогической работы;
2) преобразовательный уровень – изучает и внедряет опыт педагогической науки;
3) рефлексивный уровень – предполагает определение степени влияния результатов исследований на практику образовательной деятельности и последующую коррекцию.

Для определения педагогики, так же, как и для любой другой науки, необходимо прежде разграничить понятия ее объекта и предмета

Объект науки - это то, что существует как реальность вне самого изучением. Каждый объект может изучаться разными науками. Так, человек изучается антропологией, физиологией, психологией, социологией и др.; процесс воспитание человека - педагогикой, социологией, физиологией, медициной, теорией управления, общей, социальной, возрастной, педагогической психологией и т.д.що. . Объектом педагогики является та часть объективного мира, те его явления, которые обусловливают развитие человеческого индивида в процессе целенаправленной деятельности общества. Эти явления получили название"образование"

Предмет науки - это то, что каждая наука изучает в объекте. Так, если предметом возрастной психологии в воспитательном процессе являются закономерности и механизмы психического развития человека и личностного формирования от д рождения до старости, предметом педагогической психологии - механизмы и закономерности усвоения человеком социокультурного опыта, то предметом педагогики является процесс направленного личностного развития у человека в условиях ее обучения, воспитания, образованийи.

Закономерности становления человеческой личности обусловлены закономерностями развития и формирования ее как социального существа; законами деятельности людей (в виде принципов и правил воспитательной деятельности); специфическими законами процесса воспитания, таящиеся в его структуре, соотношении компонентов, внешних и внутренних факторов. Поэтому общим задачей педагогики проявление, изучение и обоснование закономерностей воспитания и развития человеческой личности, разработка на этой основе теории и технологии воспитания как специально организованного педагогического процесса

Педагогика как наука содержит базовые научные знания о закономерностях и законы воспитания, отражающих объективные основы его осуществления. Эти знания имеют общий характер для всех стран и народов. Н. Например, закономерные связи педагогического процесса с общественными требованиями и условиями; связи между воспитанием и развитием личности; взаимосвязь деятельности воспитателя и воспитанника; взаимосвязь мы же целями, средствами, условиями и результатами педагогического процесса и др.. Такие закономерности не могут принадлежать отдельной стране, народу. В этом смысле педагогика является наукой общечеловеческой. Однако выхо ния осуществляется в конкретной стране в зависимости от цели, задач и методов воспитания, отражающие его исторические, этнические и региональные особенности. В этом случае оно приобретает национального хар актера и получает названиеназву "национальное воспитание"

Педагогика как наука разрабатывает теорию и технологию организации педагогического процесса, пути совершенствования деятельности педагога (педагогическая деятельность) и различных видов деятельности учащихся, а также стратегию и способы их взаимодействия

. Теоретическая функция педагогики осуществляется на трех уровнях: описательном - изучение передового и новаторского педагогического опыта; диагностическом - выявления состояния педагогических явлений (например, успешности, воспитанности учащихся), установление условий и причин, которые их обусловливают; прогностическом - экспериментальные исследования педагогической действительности и побьет строение на их основе моделей преобразования этой действительности.

На прогностическом уровне теоретической функции педагогики раскрывается суть педагогических явлений, определяются их глубинные причины, научно обосновываются гипотезы. На этом уровне создаются теории обу ния и воспитания, модели педагогических систем, опережающие образовательную практику.

. Технологическая функция педагогики как науки также реализуется на трех уровнях: проективном связанный с разработкой соответствующих методических материалов (учебных планов, программ, учебников, учебных пособий, педагогических рекомендаций) на базе теоретической концепции, в которой визначаеть ься план педагогической деятельности; преобразовательной, направленный на внедрение достижений педагогической науки в учебно-воспитательную практику с целью ее совершенствования; оценочном и коррекционной предусматривающей оценку влияния результатов научных исследований на педагогическую практику и последующую коррекцию взаимодействия научной теории и практики обучения и воспитания

Теоретическая и технологическая функция педагогики реализуются в органическом единстве

Термином"педагогика"обозначают две сферы человеческой деятельности, направленные на воспитание человека: педагогическую науку и педагогическую практику. Объектом педагогической практики реальное взаимодействие участников педагогического процесса а предметом - способы взаимодействия, обусловленные его целями, задачами и содержанием

Педагогическая практика, опираясь на педагогическую теорию, наполняет ее абстрактные истины живым содержанием. С этой точки зрения практической воспитательную деятельность рассматривают как искусство

На необходимость соотношения теоретических знаний и педагогического искусства в воспитании указывал. ЧП. Блонский. Он отмечал, что для практической воспитательной деятельности одинаково нужны умение, талант и особенности ских знания. Умение производятся личным опытом, талант совершенствуется в процессе воспитательной практики, теоретические знания формируются в результате глубокого постижения сути развития и воспитания человек и и передаются в виде идетідей. 1

Только идею, а не технику и талант, может сообщать один человек другому, и потому лишь в виде известных идей, то есть в виде теоретической науки, может существовать педагогикаП. П . Блонский

Опыт миллионов педагогов свидетельствует, что в решении проблем воспитания они опирались не на способности, склонности, полеты фантазий, а на научные разработки и рационально обоснованные технологии. Чем сложнее е задачи решал учитель, тем выше был уровень его педагогической культури.

ФУНКЦИИ ПЕДАГОГИКИ

Слово «функция» имеет много значений. Применительно к данной постановке вопроса больше всего подходят такие его определения как «явление, зависящее от другого, основного явления и служащее формой его проявления или осуществления» или же «обязанность, круг деятельности, подлежащая исполнению работа». Таким образом, понятие «функции педагогики» позволяет нам говорить о том, как именно функционирует педагогика как наука, что она должна делать. На основании определения функций формулируются задачи педагогики.

При знакомстве с педагогической литературой обращает на себя внимание тот факт, что если по вопросу об определении педагогики как науки нет единого четкого ответа, определение предмета педагогики имеет некие расхождения, то и вопрос о функциях педагогики не решен однозначно. В сущности, рассмотрение этого вопроса начинает выделяться в самостоятельную тему лишь во второй половине 1990-х годов.

Так, обращаясь к академическому изданию «Российская педагогическая энциклопедия» (т.2, М., 1999), мы не найдем четкого определения функций педагогики как науки. В соответствующей статье «ПЕДАГОГИКА» (где последняя определяется как отрасль науки, раскрывающая сущность, закономерности образования, роль образовательных процессов в развитии личности, разрабатывающая практические пути и способы повышения их результативности) рассмотрено лишь как вопрос о функциях данной науки решался в начале ХХ века. В то время «педагогика рассматривалась как некоторая прикладная дисциплина, функция которой состоит, прежде всего, в применении в опосредованном и несколько адаптированном виде знаний, заимствованных из других наук (например, психологии, социологии и др.), к решению теоретических и практических задач, возникающих в сфере образования». На этом рассмотрение функций педагогики остановлено.

Отсутствие специальной постановки вопроса о функциях педагогики мы встречаем и в трудах ёва («Педагогика. Курс лекций. М., 1993 и 2001 г. изд.), где рассмотрены основные категории педагогики как науки, подчеркнут интегрирующий характер таких категорий как воспитание, образование, указано на многообразие связей педагогики с другими науками.

Тем не менее, со второй половины 1990-х годов и по настоящее время к вопросу о функциях педагогики обращались в учебно-педагогической литературе для студентов педагогических вузов более активно. Можно выделить два подхода к рассмотрению этой проблемы.

В работах Сластенина В., Исаева И. и др. «Педагогика: Учебное пособие» функции педагогики как науки обусловливаются ее предметом и рассматриваются как теоретическая и технологическая функции, реализующиеся в ограниченном пространстве.

Теоретическая функция педагогики реализуется на трех уровнях:

· описательном или объяснительном - изучение передового и новаторского педагогического опыта;

· диагностическом - выявление состояния педагогических явлений, успешности или эффективности деятельности педагога и учащихся, установление условий и причин, их обеспечивающих;

· прогностическом - экспериментальные исследования педагогической действительности и построение на их основе моделей преобразования этой действительности. Прогностический уровень теоретической функции связан с раскрытием сущности педагогических явлений, нахождением глубинных явлений в педагогическом процессе, научным обоснованием предполагаемых изменений. На этом уровне создаются теории обучения и воспитания, модели педагогических систем, опережающие образовательную практику.

Технологическая функция педагогики предлагает также три уровня реализации:

· проективный , связанный с разработкой соответствующих методических материалов (учебных планов, программ, учебников и учебных пособий , педагогических рекомендаций), воплощающих в себе теоретические концепции и определяющих "нормативный или регулятивный" () план педагогической деятельности, ее содержание и характер;

· преобразовательный, направленный на внедрение достижений педагогической науки в образовательную практику с целью ее совершенствования и реконструкции;

· рефлексивный и корректировочный , предполагающий оценку влияния результатов научных исследований на практику обучения и воспитания и последующую коррекцию во взаимодействии научной теории и практической деятельности.

Вариантом данного подхода выглядит и схема в работе «Педагогика», предложенная и Левиной Т. В, базирующихся на трудах Кононенко И., Михалевой Л., хотя в их работе речь идет о функциях педагогической теории. Они выделяют три функции, включающие в себя подуровни:

1. Теоретические функции:

§ обогащение, систематизация научных знаний;

§ обобщение опыта практики;

§ выявление закономерностей в педагогических явлениях.

2. Практические функции:

· повышение качества воспитания;

· создание новых педагогических технологий;

· внедрение итогов педагогических исследований в практику.

3. Прогнозирование:

§ научное предвидение в социальной сфере, связано с целеполаганием.

На основании этих функций они формулируют задачи педагогики как науки, что и позволяет их отождествлять с функциями педагогики. Задачи ими выделены следующие:

1. Научное обоснование развития систем образования, содержания обучения и воспитания.

2. Исследование сущности, структуры, функций педагогического процесса.

3. Выявление закономерностей и формулирование принципов процесса обучения и воспитания людей.

4. Разработка эффективных форм организации педагогического процесса и методов его осуществления.

5. Разработка содержания и методики самообразования и самовоспитания людей.

6. Исследование особенностей и содержания деятельности педагога и путей формирования развития его профессионального мастерства.

7. Разработка методологических проблем педагогики, методик ее исследования, обобщения, распространения и внедрения опыта обучения и воспитания.

Несколько иная система рассмотрения функций педагогики предложена в работе «Педагогика» под редакцией д. п.н., проф. (1999 г.). В ней подчеркивается, что процесс получения педагогического знания подчиняется общим закономерностям научного познания, а педагогическая наука осуществляет те же функции , что и любая другая научная дисциплина :

· описание,

· объяснение,

· предсказание явлений того участка действительности, который она изучает.

Эти функции взаимосвязаны. Так, предпосылкой для предсказания (прогностической функции) является объяснение положения вещей путем поиска закономерностей, из которых это положение вытекает в данных условиях. Объяснение, например, неэффективности того или иного метода обучения можно дать на основании описания фактов, когда его применение не приводило к усвоению учениками конкретного учебного материала.

Однако характер и результаты педагогического исследования в значительной степени определяются влиянием установок ценностного практического сознания, что привносит свою специфику в реализацию данных функций в педагогике.

Так, прогностическая функция педагогической теории состоит не только в том, что она дает возможность предвидеть, как процесс (в данном случае педагогический) будет протекать "сам по себе", без нашего вмешательства. Необходимо еще показать, как эту систему можно преобразовать, улучшить. Задача будет двуединая: не только изучать, но и конструировать.

Поэтому существуют специфические функции педагогики как науки.

Педагогическая действительность не может ограничиться лишь объективным отображением изучаемого, хотя бы и самым достоверным. От нее требуется влиять на педагогическую действительность, преобразовывать, совершенствовать ее. Поэтому в ней совмещаются две функции , которые в других научных областях обычно поделены между разными дисциплинами: научно-теоретическая и конструктивно-техническая (нормативная, регулятивная) .

Педагогику нельзя характеризовать только как теоретическую или только как прикладную науку. Она, с одной стороны, описывает и объясняет педагогические явления», с другой - указывает, как нужно обучать и воспитывать. Реализуя научно-теоретическую функцию , исследователь отражает педагогическую действительность как она есть, как сущее. В результате получаются знания об успешности или неуспешности работы учителей по новым учебникам, о трудностях, которые испытывают учащиеся при изучении учебных материалов определенного типа, о составе, функциях и структуре содержания образования и т. п.

Осуществляя конструктивно-техническую функцию , исследователь отражает педагогическую действительность такой, какой она должна быть. Это знания о должном - о том, как нужно планировать, осуществлять и совершенствовать педагогическую деятельность в соответствии с целями учебно-воспитательного процесса и условиями, в которых он протекает. Сюда относятся общие принципы учения и воспитания, принципы обучения отдельным предметам, педагогические правила, методические рекомендации

Пожалуй, в рамках этого подхода следует рассматривать выделение функций дидактики как педагогической теории воспитания и обучения по отношению к практике (, ёрстова. Дидактика на рубеже эпох. Владимир, 2010):

· Описательно-объяснительная (широко используется на практике; применяется при изучении и обобщении опыта педагогов);

· Конструктивно-техническая (нормативная);

· Прогностическая (мысленное сопоставление вариантов решения той или иной дидактической задачи и прикидке возможных последствий от применения того или иного варианта решения; практически не применялась).

В заключении хотелось бы остановиться на характеристике функций педагогики, приведенной в лекции д. п.н., проф. , выделившей 2 уровня:

1. Общенаучные функции:

a. Описательная

b. Объяснительная

c. Предсказательная

2. Специфические функции:

a. Нормативная: конструктивно-техническая функция, связанная с конструированием образовательного процесса на основе ценностных и методологических предпосылок философии, социологии, педагогики;

b. Интегративная функция: наиболее полно отражается при создании педагогических систем и концепций развития, позволяет соединить теорию и практику.

Нельзя не отметить определенное сходство предлагаемой схемы с той, что изложена в работах проф. . В связи с этим появляется возможность интерпретировать интегративную функцию педагогики как слияние в ней функций и задач именно прикладной и теоретической науки, научно-теоретического познания и применения на практике его выводов.

Во взглядах ученых на педагогику утвердились три точки зрения:

1) педагогика - междисциплинарная область человеческого знания. Та­кой подход фактически отрицает педагогику как самостоятельную теорети­ческую науку, т. е. как область отражения педагогических явлений. В этом случае в педагогике оказываются представленными самые разные сложные объекты действительности (космос, культура, политика и др.);

2) педагогика - прикладная дисциплина, функция которой состоит в опосредованном использовании знаний, заимствованных из других наук (психологии, естествознания, социологии и др.) и адаптированных к реше­нию задач, возникающих в сфере образования или воспитания. Содержа­ние такой педагогики составляет совокупность фрагментарных представле­ний об отдельных сторонах педагогических явлений;

3) педагогика - это относительно самостоятельная дисциплина, имею­щая свой объект и предмет изучения 1 .

Третья точка зрения, согласно которой педагогика рассматривается как самостоятельная научная дисциплина, является наиболее признаваемой. В отличие от житейских знаний в области воспитания и обучения педагогика как наука обобщает разрозненные факты, устанавливает причинные связи

1 Сластенин В. А., Каширин В. П. Психология и педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М., 2001.

между явлениями. Она отвечает на вопросы, какие и почему происходят из­менения в развитии человека под влиянием обучения и воспитания.

Для определения педагогики как науки важно установить границы ее предметной области, ответив на вопрос: «Что же она изучает?» Поэтому не­обходимо осмысление объекта и предмета педагогики.

Объект - это область действительности, которую исследует данная нау­ка. Объектом педагогики выступают явления действительности, которые обусловливают развитие человеческого индивида в процессе целенаправленной деятельности общества. Таким явлением действительности является обра­зование - целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах чело­века, общества и государства.

Предмет - это способ видения объекта с позиций данной науки.

Предметом педагогики является сознательно и целенаправленно организуе­мый педагогический процесс.

Под педагогическим процессом понимают специально организованное, раз­вивающееся во времени и в рамках определенной воспитательной системы взаимодействие воспитателей и воспитанников, направленное на достижение поставленной цели и призванное привести к преобразованию личностных свойств и качеств воспитанников.

Педагогическая наука исследует сущность, закономерности, принципы, тенденции и перспективы развития педагогического процесса, разрабаты­вает теорию и технологию его организации, совершенствует содержание и создает новые организационные формы, методы и приемы педагогической деятельности воспитателей и воспитанников (детей и взрослых).

Исходя из такого понимания объекта и предмета педагогики, можно сделать вывод, что педагогика - это наука о воспитании, обучении и образо­вании детей и взрослых.

Каковы же функции педагогической науки, обусловленные ее предметом?

Педагогическая наука осуществляет те же функции, что и любая другая научная дисциплина: описание, объяснение и предсказание явлений действи­тельности, которую она изучает.

Различают следующие функции педагогической науки: общетеоретиче­скую, прогностическую и практическую.

Общетеоретическая функция педагогической науки состоит в теорети­ческом анализе закономерностей педагогического процесса. Наука описы­вает педагогические факты, явления, процессы, объясняет, по каким зако­нам, при каких условиях, почему они протекают, делает выводы.

Прогностическая функция педагогики состоит в обоснованном предви­дении развития педагогической реальности (какой, например, будет школа будущего, как будет изменяться контингент учащихся и т. п.). На базе на­учно обоснованного прогноза становится возможным более уверенное пла­нирование. В области воспитания значимость научных прогнозов исклю­чительно велика, ибо по своей природе воспитание обращено в будущее.

Практическая (преобразовательная, прикладная) функция педагогики со­стоит в том, что на основе фундаментального знания усовершенствуется педагогическая практика, разрабатываются новые методы, средства, фор­мы, системы обучения, воспитания, управления образовательными струк­турами. Единство всех функций педагогики позволяет наиболее полно решать задачи педагогического процесса в различных типах образовательно-воспи­тательных учреждений.