Разделы: Спорт в школе и здоровье детей

Школьные годы - один из важнейших этапов в становлении человека как активного члена общества. В этот период завершается развитие физиологических систем, в том числе и двигательного аппарата. Вот почему в эти годы должна быть создана прочная основа для укрепления здоровья и физического совершенствования человека.

Формирование основных двигательных качеств и навыков в процессе физического воспитания может быть более успешным при условии обоснованного применения средств и методов физической культуры, а также интенсификации физических нагрузок, требующих напряженной деятельности всех физиологических систем. Однако при этом необходимо учитывать возрастно-половые и индивидуальные особенности детей и подростков, а также резервные возможности их организма на разных этапах развития.

Такой подход оградит практику физического воспитания от применения недостаточных и наряду с этим чрезмерных нагрузок, опасных для здоровья учащихся.

Проблема адаптации ребенка к большим тренировочно-соревновательным нагрузкам представляет не только теоретический, но и практический интерес, так как связь между состоянием учащегося и задаваемой нагрузкой - один из важных моментов планирования занятий. При этом сам фактор величины нагрузки является нерешающим, главное - степень ее соответствия состоянию организма и уровню его подготовленности . Физическое перенапряжение развивается в тех случаях, когда тренировочная нагрузка превышает функциональные возможности организма. Нагрузки выше оптимального уровня становятся чрезмерными и являются причиной возникновения различных патологических изменений в организме от перенапряжения как физического, так и эмоционального. Нельзя не видеть, что вектор педагогических воздействий направлен на изменение физического потенциала ребенка и подростка, то есть на биологическую сторону его сущности. Поэтому без системы контроля, обеспечивающей оценку изменения физического состояния, невозможно правильно спланировать и провести педагогический процесс повышения тренированности.

Насколько же важно нормирование нагрузок на уроках физической культуры для детей, когда уроки физической культуры будут нести оздоровительное значение?

Физиолого-гигиеническому нормированию подлежат все основные факторы, определяющие состояние и развитие организма. И естественно ни у кого не возникает сомнений в необходимости обоснования физиологических норм физических нагрузок в процессе физического воспитания детей и подростков. При обосновании и градации физических нагрузок, адекватных функциональным возможностям организма, как правило, подходят с трех позиций:

1. градация физических нагрузок по отдельным физиологическим показателям, в частности по ЧСС, потреблению кислорода, легочной вентиляции и др;

2. дозировки интенсивности физической нагрузки в зависимости от максимальной скорости передвижения;

3. оценки интенсивности нагрузки, исходя из максимальных энергетических возможностей организма.

  • продолжительность упражнения;
  • интенсивность;
  • продолжительность интервалов отдыха между упражнениями;
  • характер отдыха;
  • число повторений упражнения.

К примеру, при нормировании выполнения циклических упражнений особое внимание заслуживают процессы возрастного развития двигательной системы. Изменения физиологических процессов в связи с выполнением упражнений обусловлены воздействием на организм повторяющихся движений. При этом в первую очередь происходят изменения функционального состояния двигательной системы. Вегетативные процессы перестраиваются под влиянием раздражений, сигнализирующих о возможной гипоксии, но главным образом - под влиянием моторных рефлексов. Поэтому, при планировании занятий и выборе нагрузок важно учитывать не только обменные процессы, но и возрастные особенности регуляции движений и освоения техники моторных навыков.

Одна из целей обоснованного нормирования нагрузок на уроках физической культуры заключается в том, что затраты энергии, число повторений упражнений и продолжительность выполнения серий упражнений были оптимальными. Если затраты энергии и число повторений малы, то эффект от упражнений будет понижен вследствие недостаточной мобилизации физиологических функций. Если же затраты энергии, число повторений и продолжительность выполнения упражнений чрезмерно велики, то эффект от упражнений будет понижен вследствие ослабления физиологических процессов в связи с истощением веществ, богатых энергией и ферментов, а также, нервных механизмов регуляции движений.

Содействие гармоничному физическому развитию, воспитание основных физических качеств должны осуществляться с начальных классов, однако выполнение упражнений для развития физических качеств, требует достаточно точной дозировки физических нагрузок и контроля за реакцией организма.

Анатомо-физиологические и психологические особенности, отличающие школьников разного возраста, оказывают существенное влияние на организацию учебного процесса, методику обучения и естественно, нормирование нагрузок. Остановимся на некоторых возрастных особенностях учащихся, которые следует учитывать на уроках физкультуры.

К настоящему времени накапливается все больше данных о том, что физические качества учащихся следует как можно полнее развивать уже в первые годы обучения в школе. Подчеркивается возможность целенаправленного развития выносливости у детей младшего школьного возраста. Для обоснования этого была изучена возрастная картина вегетативных реакций и ряда биомеханических параметров работы при выполнении нагрузок разной интенсивности. Было выявлено, что от 7-8 до 9-10 лет выносливость повышается только к нагрузкам, выполняемым в режиме аэробного энергообеспечения, т.е. к таким, предельная продолжительность которых более 2,5 минут. Максимальная продолжительность работы при 70% нагрузке увеличивается в среднем на 2,5 минуты, а при 50% нагрузке - на 4 минуты. Анализ естественного прироста выносливости к нагрузкам разной интенсивности к 9-10 годам свидетельствует о том, что это качество интенсивнее увеличивается к физическим нагрузкам большей мощности и меньше - к умеренным нагрузкам. В 7-8 лет отмечена несколько более напряженная деятельность систем, обеспечивающих транспорт кислорода, и менее эффективная его утилизация из вентилируемого воздуха при нагрузках аэробной направленности. Меньшая предельная продолжительность работы у школьников 7-8 лет при выполнении 70% нагрузки сочетается с менее эффективной кислородной производительностью дыхательного и сердечного циклов. Таким образом, результаты изучения возрастной динамики естественного развития показателей работоспособности школьников 7-8 и 9-10 лет и особенностей адаптации их систем дыхания и кровообращения дают основание считать, что использование нагрузок большой и умеренной интенсивности позволит повысить эффективность уроков физической культуры, направленных на развитие выносливости младших школьников (Алексеева.Ю.А., Борисова М.А. и др. "Здоровье и физическое воспитание детей и подростков")

С 5 по 8 классы (10 - 14 лет) рост и развитие детей происходят неравномерно. Особенно бурные морфологические и функциональные изменения во всех системах организма протекают с началом полового созревания. Общее явление, присуще всем детям в этот период - это увеличение скорости роста длины тела, которая может достигать 10 см. в год. Изменяются также, хотя и не в равной степени, все костные и мышечные размеры тела. Распространяется пубертатный скачок на сердечную мышцу и на все остальные органы. Причем изменения физиологических функций организма выражены резче у мальчиков, чем у девочек. По окончании подросткового периода мальчики, вследствие способности к большему проявлению мышечной силы, на 1 кг. мышц становятся значительно сильнее девочек.

В связи с тем, что после 12 лет сопротивление мышц растягиванию значительно увеличивается, в этом возрасте нужно повышенное внимание уделять развитию гибкости. Высокая лабильность и возбудимость нервно-мышечного аппарата способствуют ускоренному развитию быстроты движения и по скорости мышечного сокращения достигают максимума. Поэтому у подростков надо развивать быстроту, ловкость, динамическую силу.

Протекающие не одновременно у разных учащихся процессы полового созревания затрудняют работу педагога, так как в одном классе учатся подростки на начальных стадиях полового созревания и подростки, у которых этот процесс уже завершается. В связи с этим для качественного проведения учебного процесса необходимо осуществлять дифференцированный подход к учащимся, особенно тщательно подбирать упражнения и нагрузку.

В 15 - 17 лет практически завершается морфофункциональное созревание организма, но продолжается развитие костно-мышечного и связочного аппарата: отвердение костей ног, рук, позвоночника еще не закончено, поэтому следует избегать чрезмерных нагрузок, упражняясь с тяжестями. У старшеклассников еще не окончено развитие нервной регуляции работы сердца. Слишком большие эпизодические нагрузки могут привести к неблагоприятным последствиям. Тем более, что юноши этого возраста склонны переоценивать свои возможности. Не следует допускать максимальной интенсивности выполнения упражнений.

Для девушек этого возраста характерно увеличение массы тела. Причем сила возрастает в меньшей степени, чем масса тела. Этим обусловлено падение у девушек относительной силы, в результате чего им труднее, чем юношам, справляться с упражнениями, выполнение которых требует преодоления собственного веса. Обязательным для девушек являются упражнения умеренной интенсивности, направленные на укрепление мышц спины, живота, малого таза.

Из выше сказанного, многообразие отличительных черт, своеобразие каждого учащегося не значат, что эффективна лишь индивидуальная работа со школьниками. Учитель должен основываться на типовых характеристиках учеников, т.е. выделять признаки, присущие определенным группам учащихся: например, класс обычно делится на группы по полу, внутри этих групп - по подготовленности, а опытные учителя и внутри этих групп выделяют школьников, которые требуют к себе иного подхода. Это может касаться ребят подготовительной медицинской группы или отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе, занимающихся в силу определенных обстоятельств вместе со всеми.

При всем многообразии подходов в исследованиях физического состояния (ФС) человека в центре внимания специалистов самых различных дисциплин оказались общебиологические вопросы о возможностях и ограничениях механизмов адаптивной саморегуляции функций и резервов организма в условиях физических и психических нагрузок. Определение и оценка ФС организма - задача функциональной диагностики, сущность которой заключается в изучении механизмов приспособления органа, системы или организма в целом к той или иной нагрузке. В области функциональной диагностики используется широкий комплекс методов определения состояния организма, в том числе сердечно-сосудистой, дыхательной, нервной, нервно-мышечной и других систем. Группу методов оценки ФС организма с заданием разного рода нагрузок называют функциональными методами. Среди них особое значение имеет функциональное тестирование с использованием тестов и проб с физическими нагрузками, так как при этом уровень ФС организма и его изменения проявляются наиболее четко. К настоящему времени предложено множество тестов, которые применяются для определения способности к выполнению разного рода движений с разными нагрузками. При тестировании обычно выбирается один из следующих типов нагрузок:

Непрерывная нагрузка равномерно повышающейся мощности;

Непрерывная ступенеобразно повышающаяся нагрузка без интервалов отдыха;

Ступенеобразно повышающаяся нагрузка с интервалом отдыха после каждой ступени (В.В.Роженцов, М.М.Полевщиков)

В функциональных пробах с физической нагрузкой при тестировании используются естественные движения в виде приседаний, прыжков, бега, поднятия тяжестей, а также выполнение специфических физических упражнений, дозирование нагрузки определяется длительностью и темпом ее выполнения. Наибольшее распространение получили пробы: Кевдина - 40 приседаний за 30 сек.;

Котова-Дешина - 2-3 минутный бег на месте в темпе 180 шагов в минуту с подъемом бедра на высоту до положения прямого угла с туловищем.

Используемые до сих пор в практике методы нормирования физических нагрузок основываются на интуиции учителя физкультуры и его индивидуальном педагогическом опыте, что далеко не всегда приводит к позитивному результату. Слова о том, что нагрузки должны быть "доступны", "оптимальны" и т.д., лишены конкретного смысла, когда предварительное планирование с указанием для всего класса конкретных количественных показателей не базируется на индивидуальных функциональных показателях учеников. Очевидно, что в этом случае одни и те же физические нагрузки для одних учеников будут низкими, а для других - высокими. В первом случае положительный эффект будет отсутствовать, а во втором может быть получен негативный результат. Непосильная физическая нагрузка приводит к тому, что лицо учащегося бледнеет или краснеет, с его лба струится обильный пот, у него появляется отдышка, нарушается координация движений, пропадает желание и интерес к занятию.

В условиях урока физической культуры о соответствии применяемой нагрузки функциональному состоянию организма, можно судить по пульсу перед началом очередного занятия. Это делается следующим образом: до начала занятия надо отдохнуть сидя в течение 3-х минут, а затем подсчитать количество сердечных сокращений за 1 минуту. Если перед каждым занятием их количество примерно одинаково, это говорит о нормальном восстановлении и готовности организма к началу очередного занятия. Величину пульса 48-60 ударов в минуту оценивают как отличную, 60-74 удара - как хорошую, 74 - 89 - как удовлетворительную, более 90 уд/мин - как неудовлетворительную (Дутов В.С., Северин А.Е. и др.)

Во время занятий физическими упражнениями степень увеличения пульса зависит от многих факторов, основными из которых являются интенсивность и объем физической нагрузки. Пульсовой режим при выполнении физических упражнений должен быть таким,

чтобы обеспечивалась физиологически оправданная нагрузка, направленная на развитие определенных двигательных качеств. В основе определения интенсивности тренировочной нагрузки по ЧСС лежит связь между ними, чем больше нагрузка, тем больше ЧСС. Для определения интенсивности нагрузки используются не абсолютные, а относительные показатели ЧСС. Относительная рабочая ЧСС (% ЧСС макс.) - это выраженное в процентах отношение частоты сердечных сокращений во время нагрузки и максимальной частоты сердечных сокращений для данного человека. Приближенно ЧСС макс. можно рассчитать по формуле: ЧСС макс = 220 - возраст (лет).

Следует иметь ввиду довольно значительные различия ЧСС макс для разных детей одного возраста. В ряде случаев у школьников с низким уровнем физической подготовки ЧСС макс = 180 - возраст (лет) (Л.Е.Любомирский).

При определении интенсивности тренировочных нагрузок по ЧСС используются два показателя: пороговая и пиковая ЧСС. Пороговая ЧСС - это наименьшая интенсивность ниже которой тренировочного эффекта не возникает. Пиковая ЧСС - это наибольшая интенсивность, которая не должна быть превышена в результате занятий. (Приложение 1). Примерные показатели ЧСС у относительно здоровых людей, занимающихся физкультурой, могут быть: пороговая - 70 - 75% от ЧСС макс., пиковая - 90 - 95 % от ЧСС макс.

Для нормирования циклических упражнений, используемых на уроках физической культуры, важно выделить такую умеренно напряженную мышечную деятельность, которая может поддерживаться в течении продолжительного времени без значительного увеличении кислородного долга. Нагрузка 50% от максимальной может поддерживаться длительное время.

Для оценки влияния физических нагрузок на организм школьников можно пользоваться классификацией нагрузок, включающей 5 зон:

1. зона низкой интенсивности (20 - 30 %). Здесь работа может выполняться очень длительное время. При этом все физиологические функции организма не испытывают напряжения, ЧСС не превышает 100 - 120 уд/мин Сюда относят режимы выполнения упражнений с низкой интенсивностью и малой скоростью.

2. зона умеренной интенсивности (50% от максимальной нагрузки) . Режим выполнения физических упражнений в этой зоне способствует развитию общей выносливости. Величина пульса при выполнении нагрузок достигает 130 - 160 уд/мин. Работа в этой зоне способствует установлению взаимодействия между функциями ССС, дыхания и двигательного аппарата.

3. зона большой интенсивности (70%) . Вызывает напряжение физиологических функций в организме школьников при мышечной работе. Выполнение нагрузки в этой зоне не превышает 4 - 5 минут у младших школьников, и 10 минут - у старших.

4. зона субмаксимальной или высокой интенсивности (80%).

Соответствует режиму выполнения упражнений (бег на короткие дистанции, скоростно-силовые упражнения, статические нагрузки и др.) , при котором работа мышц сердца и других органов и тканей обеспечивается в основном анаэробными источниками энергии. Предельная продолжительность выполнения циклических нагрузок у младших школьников 50секунд, у старших - 1 минута и более.

5. зона максимальной интенсивности (100%).

Соответствует выполнению физических упражнений с максимальной скоростью, предельным темпом и усилением предельного времени выполнения нагрузок до 10 секунд. За столь малое время функциональные сдвиги ССС, дыхания и других функций не достигают высоких величин.

Зоны работы по частоте сердечных сокращений:

  • до 120 - подготовительная, разминочная, основной обмен
  • до 120 - 140 - восстановительно-поддерживающая
  • до 140 - 160 - развивающая выносливость, аэробная
  • до 160 - 180 - развивающая скоростную выносливость
  • более 180 - развитие скорости.

Величины ЧСС и АД у детей и подростков весьма изменчивы в силу повышенной реактивности. Так, у первоклассников ЧСС в покое составляет в среднем 88 уд/мин. В 10 лет - 79 уд/мин, в 16 лет - 72 уд/мин. При этом индивидуальный разброс нормальных значений может достигать + 10 уд/мин., а иногда и больше. АД у детей 7 - 10 лет 90/50 - 100/55 мм.рт.ст.; 10 - 12 лет - 95/60 - 110/ 60; у 13 - 14 летних - 105/60 - 115/60; у 15 - 16 летних - 105/60 - 120/70. При физической нагрузке в зависимости от ее интенсивности ЧСС увеличивается, у детей и подростков может превышать 200 уд/мин. У детей школьного возраста сразу после 20 приседаний наблюдается прирост ЧСС на 30 - 50%, увеличение макс. АД на 10 - 20 мм.рт.ст., снижение минимального АД на 4 - 10 мм.рт.ст. Обычно через 1 - 2 мин. ЧСС и АД восстанавливаются. Такая реакция ССС оценивается как благоприятная. Резко сниженная или наоборот, повышенная ЧСС может указывать на патологические изменения в сердце или нарушение его нейрогуморальной регуляции. Учащение пульса на следующий день после физкультурных занятий, особенно если оно сопровождается плохим самочувствием, нарушением сна и т.д., свидетельствует об утомлении (В.В.Роженцов).

Эффективным методом оценки степени восстановления после занятии, для планирования дальнейшей нагрузки является ортостатическая проба.

Ученик отдыхает лежа на спине 5 мин., затем подсчитывается ЧСС в положении лежа за 1 мин. После этого ученик встает, отдыхает стоя 1 минуту, снова замеряется пульс в положении стоя за 1 минуту. По разнице ЧСС стоя и лежа судят о реакции ССС на нагрузку при изменении положения тела. (Приложение 2)

Другим вариантом пробы является проба Руфье с приседаниями: испытуемый ложится на спину, через 5 мин. определяется ЧСС за 15 с. (пересчитывается за 1 мин.) (Р1), затем, в течении 45 с. ученик выполняет 30 приседаний и вновь ложится, сразу же определяется ЧСС за 15 с. (Р2); затем за последние 15 с. с 1-й мин восстановления (Р3) . Проба оценивается по индексу Руфье-Диксона (Приложение 2).

Такой подход позволяет определять индивидуальные показатели физических нагрузок, рассчитанных на основании результатов тестирования УФЗ учеников. При этом класс делится на группы с близкими показателями УФЗ, и для каждой группы рассчитываются показатели физической нагрузки. В этом случае в рамках решения общих для всего класса задач реализуется дифференцированный подход, обусловленный генеральным критерием - состоянием физического здоровья каждого ученика.

Идеальным вариантом стало бы проведение тестирование УФЗ в конце каждой учебной четверти, с тем, чтобы на основании полученных результатов корректировать индивидуальные физические нагрузки и состав групп.

Список используемой литературы.

1. "Нормирование нагрузок в физическом воспитании школьников" под ред. Л.Е.Любомирского.

3. Круговая тренировка при массовых занятиях физической культурой. Романенко В.А.; Максимович В.А. 1986 г. Изд. "Физкультура и спорт".

4. Утомление при занятиях физической культурой и спортом. Изд. "Советский спорт". Роженцов В.В.; Полевщиков М.М. 2006 г.

5. Спортивная медицина. Учебник для институтов физкультуры. изд. "Физкультура и спорт" 1987г.

6. Физическая культура. Тестовый контроль 5-9 классы. В.И.Лях. Изд."Просвещение" Москва 2007г.

7. Здоровье сберегающие технологии в начальной школе.1-4 класс. Ковалько В.И. Москва изд."Вако" 2004 г.

8. Объективные критерии выбора оптимального метода физических нагрузок у детей в период школьного обучения. Материал Всероссийской научно-практической конференции. Алексеева Ю.А., Борисова М.А. и др.; .Москва, 11-12 ноября 2003 год.

Одним из обязательных предметов школьной программы является физкультура. Она необходима для полноценного физического развития деток. Такой предмет помогает малышам сохранить свое здоровье в условиях постоянного нахождения за партой во время уроков, когда тело вынуждено большую часть времени находится в статичном положении. Для большей части здоровых деток физкультура совершенно безопасна, однако есть определенные группы школьников, которым не рекомендуется выполнять определенные виды физических нагрузок. Поэтому все дети, посещающие школу, проходят обязательное обследование у педиатра, где их могут отнести к определенной медицинской группе для занятий физической культурой.

Принципы разделения

Не стоит путать группы здоровья, которые нужны в основном докторам, с медицинскими группами по посещёниям физкультуры. Группы здоровья определяются ещё в новорожденном возрасте и могут корректироваться по мере роста ребенка. Медицинские группы для занятий физкультурой обычно определяются перед поступлением в школу и требуют ежегодного подтверждения либо опровержения. В большей части школ учителя не могут в точности определить смысл спецмедгруппы и не знают, чем занятия у таких деток отличаются от ЛФК. Однако лечебная физкультура проводится лишь специалистами-докторами, в то время как обычный урок физкультуры у детей из спецгруппы проводит педагог, который способен подобрать наиболее оптимальные методики тренировки.

Все школьники в начале учебного года, либо незадолго до него, в зависимости от анамнеза, распределяются ровно на три группы, а именно основную, подготовительную, а также специальную. Доктор, который проводит распределение, принимает в учёт особенности здоровья и функционального состояния организма. Если поднимается вопрос о спецгруппе, врач должен обязательно установить диагноз и указать степень нарушений функциональной деятельности организма. Подробнее поговорим про группы здоровья по физкультуре в школе, охарактеризуем их детальнее.

Основная группа

Так основная медицинская группа для занятий физкультурой включает в себя деток, относящихся к первой группе здоровья, а также определенное количество представителей второй группы здоровья, если существующий недуг никак не ограничивает двигательный режим. Такие школьники характеризуются отсутствием отклонений в состоянии своего здоровья, а также физического развития. Они имеют отличное функциональное состояние и такую физподготовку, которая полностью соответствует возрасту. Также к основной группе здоровья относят и тех детей, которые имеют незначительные, большей частью функциональные отклонения. При этом такие школьники совершенно не отличаются от своих сверстников по физическому развитию и физподготовке.

Таким детям можно выполнять занятия физкультурой в полном объёме, который соответствует программе учебного воспитания, а также сдавать тесты по индивидуальной физподготовке. Кроме того таким школьникам разрешено посещать спортивные секции, кружки и пр., а также участвовать в разного рода соревнованиях, спортивных праздниках и т.п.

Подготовительная группа

В такой группе находятся дети, которые обладают некоторым отставанием в физическом развитии, имеют недостаток физподготовки либо незначительные отклонения в состоянии здоровья. Это представители второй групп здоровья.

Специальные цели физического воспитания таких школьников состоят в том, чтобы повысить уровень их физподготовки до нормального.

Ослабленное состояние здоровья часто фиксируется в качестве остаточного явления после разных перенесенных недугов острого типа, а также при их переходе в стадию хронического заболевания. Кроме того такая ситуация наблюдается и при хронических формах заболеваний на этапе компенсации. Таким школьникам нужно соблюдать определенные ограничения и специальные методические правила, а также не выполнять значительные нормы физической нагрузки с высокой интенсивностью.

Специальная группа

В этой группе находятся те школьники, состояние здоровья которых требует занятий в соответствии с отдельной программой, которая принимает в учет состояние их здоровья. Однако таких детей не нужно полностью освобождать от физической культуры, хотя это довольно часто практикуется. Этой группе школьников особенно нужны правильно организованные физические нагрузки.

В спецгруппе могут находится дети со временными либо постоянными отклонениями в состоянии здоровья, которым настоятельно рекомендуется посещать курс физкультуры по специализированной программе в обычной школе под руководством педагога. Такие школьники имеют подгруппу А.

Кроме того спецгруппа включает в себя детей, которые страдают от довольно серьезных отклонений в состоянии здоровья. Таким малышам требуется существенно ограничивать объемы и интенсивность разного рода физических нагрузок. Они относятся к подгруппе В. В этом случае занятия физкультурой должны проводиться под наблюдением не только педагога, но и квалифицированного доктора. Чаще всего такие мероприятия проводят в поликлинике, специальном диспансере либо же в учебном заведении по индивидуальной программе.

Перевод из одной группы в другую вполне возможен, после того, как будет проведено врачебное обследование и педагогическое тестирование. Чаще всего это становится возможным по окончанию четверти, семестра либо учебного года.

Занятия по физической культуре призваны обеспечить минимальный уровень двигательной активности для студентов с оздоровительной целью. На самих занятиях интенсивность нагрузки может быть весьма и весьма высокой. С ней может успешно справиться только практически здоровый студент. Однако статистика последних лет неутешительна. Состояние здоровья школьников старших классов – будущих абитуриентов – неуклонно ухудшается. А это означает, что с каждым годом будет увеличиваться количество студентов, имеющих определённые ограничения в отношении физической нагрузки. Это серьёзный факт, который нельзя игнорировать, особенно учитывая, что ответственность за жизнь и здоровье студентов на занятиях по физической культуре несёт преподаватель. Одним из обязательных условий допуска и занятиями физкультурой в вузе является предоставление студентов медицинской справки с заключением врача о состоянии и группе здоровья. Подобные медосмотры организуются самими вузами. Данные мероприятия строго не регламентированы в отношении количества медосмотров, контингента, подлежащего его прохождению и т.д. В итоге в настоящее время нет единой структуры проведения медосмотра в вузах. В некоторых из них студентов осматривают только на первом курсе, в некоторых – студентов первого и второго курсов, в некоторых – студентов с первого по четвёртый курс и т.д.

Вообще, медицинский допуск к занятиям по физической культуре – это отдельная и проблемная в настоящее время тема. Не совсем понятны недавно введённые новшества, касающиеся запрета на полное освобождение от практических занятий. С одной стороны, безусловно, необходимо привлекать молодёжь как можно более массово к физической активности. Однако есть ситуации, когда подобные занятия не могут быть рекомендованы ни при каких условиях. Речь идёт о таких серьёзных диагнозах, как сердечная недостаточность, серьёзные проблемы со зрением, тяжёлые формы астмы и т.д. Ведь едва ли не главной целью оздоровительных занятий является укрепление здоровья студентов, но не его ухудшение, и уж тем более не провокация приступов болезни.



Ещё один сомнительный момент – это сокрытие по желанию студента его диагноза. Конечно, информация о заболеваниях человека должна носить строго конфиденциальный характер и ни при каких условиях не должна стать всеобщим достоянием. Однако преподаватель должен знать о проблемах своих студентов, поскольку именно он несёт за них ответственность на уроке. Кроме того, в зависимости от того или иного диагноза, для конкретного студента может быть составлен индивидуальный комплекс упражнений, или студент может быть освобождён от тех заданий, которые будут ему противопоказаны. Но подобные решения возможны только при полной и своевременной информированности преподавателя о состоянии здоровья его студентов.

Также представляется своевременным отметить не всегда качественное проведение медицинского осмотра в вузах для допуска к занятиям по физической культуре. Из-за большого потока студентов такие осмотры зачастую проводятся поверхностно и базируются на тех сведениях, которые предоставляются из тех медицинских заведений, где обучающийся наблюдался ранее. В результате имеют место быть такие ситуации, когда студенты с серьёзными диагнозами не получали в заключительной справке отметку об отнесении их к специальной медицинской группе. И напротив, те, у кого состояние здоровья вполне позволяли заниматься в общей группе, получали право на облегчение нагрузки, т.к. были отнесены к специальной группе. Одним из основных факторов подобной проблемы является катастрофическая нехватка медицинского персонала и крайне низкие зарплаты, что совершенно не способствует изменению ситуации в лучшую сторону. Да и сама система вузовского медосмотра нуждается в усовершенствовании. Возможно, следовало бы создать несколько государственных медицинских центров исключительно для студенчества, в которые люди, получающие высшее образование, могли бы обращаться за любой квалифицированной медицинской помощью, в том числе и за допуском к занятиям по физической культуре.

Именно этой проблемой вызвана необходимость проведения преподавателями-практиками по физической культуре специального анкетирования со студентами первого курса в начале каждого учебного года, касающегося состояния их здоровья. Студентам разъясняется, для каких целей преподаватель осуществляет сбор конфиденциальной информации медицинского характера, до сведения обучающихся доводится важность своевременного информирования и проблемах со здоровьем, а также о возможных послаблениях при проведении практических занятий. И если выясняется, что у будущего обучающегося имеются проблемы со здоровьем, которые не нашли отражение или нашли в недостаточной степени отражение в медицинском заключении, преподаватель вынужден сам принимать решение о дозировании нагрузки для такого контингента, а в отдельных случаях – и вопрос о допуске к практическим занятиям.

По итогам медицинского осмотра в вузе каждый студент получает медицинское заключение в виде справки с указанием группы здоровья, к которой относится, исходя из основных показателей состояния здоровья на момент похождения комиссии и на основании медицинских документов, свидетельствующих о наличии каких-либо проблем со здоровьем или об их отсутствии.

Традиционно выделяются три основные группы здоровья: основная, подготовительная и специальная.

К основной группе здоровья относятся студенты, не имеющие серьёзных противопоказаний к занятиям физической культурой. Предполагается, что такие студенты могут избрать для себя любой вид спорта или заниматься в группах общефизической подготовки без каких-либо ограничений по интенсивности нагрузки, сложности выполняемых упражнений и сдаче контрольных тест-нормативов на результат.

К подготовительной группе здоровья относятся студенты, имеющие незначительные отклонения в состоянии здоровья, которые в целом не препятствуют регулярным занятиям физической культурой, однако всё-таки предполагают ряд ограничений, в зависимости от диагноза. Это может быть частичное или полное освобождение от сдачи контрольных нормативов (при астме, при проблемах с сердцем, суставами), освобождение в процессе занятия от беговых или прыжковых упражнений (например, при прогрессирующей миопии) и т.д. В данном случае необходим самоконтроль за своим самочувствием и со стороны самого студента. Особенно не допустимо выполнение упражнений, противопоказанных ему согласно имеющемуся диагнозу.

К специальной группе относятся студенты, имеющие значительные и очень серьёзные проблемы со здоровьем. Подавляющее большинство студентов, отнесённых к этой группе, с ограничениями (иногда весьма серьёзными), но всё-таки могут заниматься физической культурой. Разумеется, они освобождаются от сдачи каких бы то ни было нормативов. Освобождаются от повышенной пиковой нагрузки в процессе самого урока – в основном, это относится к беговым и прыжковым сериям упражнений. Однако решение об ограничении нагрузки или полном её исключении должно приниматься преподавателем на основании диагноза в каждом конкретном случае индивидуально. Необходимо пару слов сказать о группе занимающихся, которые ни при каких условиях не могут быть допущены к практическим занятиям по физической культуре. Это студенты, для которых даже умеренная физическая нагрузка может привести к смертельному исходу (например, порок сердца), а также инвалиды, для которых выполнение типичных физических упражнений не представляется возможным (например, при ампутации конечностей или при слепоте). Разумеется, для такого контингента студентов должен быть обеспечен индивидуальный подход. Задания должны быть адекватными состоянию здоровья обучающихся. Допускается выполнение теоретических заданий.

Контрольные вопросы.

1. Каковы условия допуска к практическим занятиям по физической культуре в вузе?

2. С какими проблемами сталкиваются преподаватели и студенты в процессе медосмотра в вузах?

3. Какие группы здоровья Вы можете перечислить?

4. Дайте характеристику каждой из групп здоровья.

Родители первоклассников нередко сталкиваются со сложными и незнакомыми вопросами. Один из них: «Какая группа здоровья по физкультуре у вашего ребенка?» Ответ на этот вопрос на самом деле очень прост. Группы делятся на три вида: основная, специальная и подготовительная. Основная группа здоровья – это дети, которые либо полностью здоровы, либо не имеют противопоказаний к физическим нагрузкам. В подготовительной и специальной группах занимаются дети, у которых есть какие-либо проблемы со здоровьем.

Содержание статьи:
1.
2.
3.

Что означает подготовительная группа по физкультуре?

Подготовительная группа здоровья по физкультуре – это группа, в которой находятся дети после болезни, с низкой физической подготовкой, с незначительными отклонениями в состоянии здоровья. Кроме того, таким детям противопоказаны сильные физические нагрузки любого типа, а сдача нормативов разрешается после дополнительного медицинского осмотра.

Для получения этой группы достаточно обычной справки из поликлиники, которую выписывает педиатр или другой специалист. В ней будут указаны запрещенные упражнения или же, наоборот, основные рекомендации врача. В справке должно быть:

  • Диагноз или основание, почему ребенок должен посещать подготовительную группу;
  • Срок: четверть, полугодие или весь учебный год;
  • Конкретные рекомендации: что нельзя выполнять, какие нормативы запрещено сдавать и какие упражнения, наоборот, необходимо делать для поддержания здоровья.

Отличие от специальной группы

Дети, которые входят в подготовительную группу по физкультуре, сдают нормативы в облегченной форме. Комплекс упражнений, которые ребенку можно выполнять в такой группе, подбирается педагогом на основе рекомендаций от врача, прописанных в справке. Кроме того, после указанного срока в справке ребенок автоматически переходит в основную группу.

В специальную группу с одной справкой от врача не попасть. Для этого собирается специальная комиссия (КЭК), которая на основе всех анализов и данных о ребенке принимает решение. Стоит отметить, что специальная группа также делится на две:

  • Специальная «A»: дети с существенными ограничениями. Для этой группы занятия проводятся отдельно;
  • Специальная «B»: полное освобождение от занятий физкультурой. Возможно свободное посещение теоретических лекций.

Упражнения и нормативы в подготовительной группе по физкультуре

Обычный план упражнений строится по схеме:

  • Разминка: ходьба по кругу, на месте, высоко поднимая колени, на носках и т. д. Возможен легкий бег;
  • Восстановление дыхания (после каждой части);
  • Общеукрепляющие упражнения с палками;
  • Полоса препятствий;
  • Упражнения с мячами;
  • Игры.

Как уже было сказано, нормативы могут сдаваться ребенком только с разрешения врача. Что же делать, если нагрузки запрещены, но оценку необходимо выставить? В таких случаях учитель оценивает активность на уроке, готовность заниматься и другие параметры в рамках уроков. Кроме этого, учитель может дать ученику возможность поработать с теорией или историей физкультуры. Например, подготовить реферат, защитить проект, выступить с докладом или сделать презентацию. Темы могут быть абсолютно разные: от истории спортивной формы до ЗОЖ.

В заключение можно добавить, что нет ничего страшного в том, что ваш ребенок попадает в подготовительную группу здоровья по физкультуре. Он не остается без спорта вообще, просто ему подбираются облеченные варианты упражнений и разминок. Это сможет подготовить ребенка к основной группе и, возможно, поможет на пути к олимпийскому чемпионству.

«В здоровом теле - здоровый дух» - знакомая всем поговорка, которая особенно актуальна в современном обществе.

Что такое физкультура

Физкультура - это воспитание культуры тела посредством физических нагрузок и гимнастики. Она развивает не только тело, а также нервную систему человека. Нагрузки на тело способствуют нормализации деятельности психической системы. Особенно это важно для детей, ведь они каждый день впитывают огромные потоки информации. Спорт помогает мозгу снять напряжение и вернуть голове ясность.

Физкультура может быть лечебной и адаптивной. помогает восстановить организму человека некоторые функции, которые были повреждены во время травмы или серьёзного психологического потрясения. Адаптивная физкультура применима для людей, которые имеют отклонения в развитии.

Спорт в жизни детей

Спорт занимает особое место в жизни детей и подростков. Он необходим не только для гармоничного развития тела, но и для создания чувства дисциплины. Спорт воспитывает в ребятах такие качества, как сила воли, упорство, сдержанность. Эти черты характеры, усвоенные с детства, будут сопровождать человека на протяжении всей последующей жизни.

Давно доказано, что люди, занимающиеся спортивной деятельностью, намного чаще добиваются успеха. Этот факт объясняется тремя причинами:

1. Здоровье.

Спорт улучшает и укрепляет здоровье. Люди, имеют больше сил и энергии, которые необходимы для работы в любой сфере.

2. Волевые качества.

Как уже было сказано, спорт воспитывает человека. Он делает его упорным и внимательным.

3. Психологическая разрядка.

Физкультура - это отличный способ Обычно люди склонны копить негативные эмоции в себе, тогда как спортивное общество всегда знает, куда выплеснуть накопившийся эмоциональный груз. Это бережёт психическое здоровье, повышает стрессоустойчивость и продуктивность решения конфликтных ситуаций.

Спорт сопровождает нас на всех этапах созревания. В средних общеобразовательных школах физкультура - это обязательный предмет. Ведёт урок бывший спортсмен или преподаватель предлагает стандарты спортивных достижений, которые ребёнок должен достичь на каждом этапе своего развития. Для того чтобы он успешно окончил год, необходимо качественно сдать нормативы. Естественно, они рассчитаны только на здоровых детей. Также благодаря нормативам можно узнать и контролировать уровень развития ребёнка. Детская физкультура предназначена для развития культуры тела во время обучения.

Если ученик имеет отклонения в здоровье, то он может быть частично или полностью отстранён от занятий. Место проведения физических нагрузок зависит от возможностей конкретной школы. Помимо гимнастики, стандартная программа физкультуры включает в себя: бег, плавание, бег на лыжах, прыжки в длину и высоту, футбол, баскетбол, волейбол, акробатику, аэробику, активные игры.

Занятия физической культурой проходят в специально оборудованных для этого классах или на спортплощадках (в тёплое время года).

Она подразумевает небольшие нагрузки, целью которых не есть достижение определённых результатов в спорте. Чаще всего дети занимаются ЛФК - лечебной физической культурой. Физкультура направлена на поддержание тела в здоровом состоянии, при этом нагрузки минимальны. Они помогают ребёнку растянуть мышцы, почувствовать динамику упражнений, но не тратить все силы организма.

ЛФК очень распространена среди детей, которые имеют проблемы в развитии или со здоровьем. По этой причине они не могут заниматься спортом вместе с основной группой. Большое внимание на ЛФК уделяется правильному дыханию, которое помогает сохранять контроль над телом. Ещё одной целью ЛФК является профилактика болезней и их обострений. ЛФК очень полезна не только для школьников, но и для детей младшего возраста.

Влияние физических нагрузок на организм

Переоценить влияние физических нагрузок на организм человека очень трудно. Полезность физкультуры для растущего организма неоценима. Молодое тело нуждается не только в стимулировании тканей, которые формируются очень быстро. Физкультура нужна для того, чтобы ребёнок вырос психологически уравновешенной и цельной личностью.

Физические нагрузки комплексно воздействуют на весь организм. Рассмотрим подробнее, как реагирует тело человека на умеренные нагрузки:

  • активизируются обменные процессы тканей, сухожилий и мышц, что является отличной профилактикой ревматизма, артрозов, артрита и других дегенеративных изменений двигательной функции организма;
  • улучшается деятельность сердечно-сосудистой и дыхательной систем, обеспечивая кислородом и полезными веществами весь организм;
  • физические упражнения активизируют выработку гормонов, что ведёт к стабилизации работы обменных процессов;
  • стимулируется нейрорегуляторная функция мозга.

Подводя итог, можно сказать о том, что физкультура и спорт должны быть неотъемлемой частью жизни любого взрослого и растущего человека. Занимайтесь спортом сами и прививайте это детям. Физкультура - это «вечный двигатель» жизни, который делает активными, жизнерадостными и полными энергии для новых свершений.