Главная задача людей находящегося в посту, сопротивление искушениям, необузданным желаниям. Постящийся христианин тренирует дух свой, учит его руководить мыслями, похотью, страстью. Это довольно сложно, нужно приложить все усилия, чтобы выработать силу духа. Пост требует от человека сдержанности, отказа от привычной еды.

Многие думают, что пост это голод. Голодают и бедные, и богатые, и нищие, и заключенные. Но это, к посту не имеет никакого отношения. Церковь призывает к посту телесному и духовному. Постящийся человек приходит к заветной цели только тогда, когда соединяет отказ от привычной пищи с постом духовным. Ходит в церковь, читает соответствующие молитвы, не сквернословит, не лжет, помогает ближним своим.

По средам поминают смерть и мучения Иисуса и то, как его предал Иуда.

В пятницу поминают Спасителя, Его смертельные муки и кончину.

В учениях Иисуса говорится о том, что: «Одержимость бесами можно выгнать только в посте и молитве»(МФ. 17:21). Пост — голубь двукрылый, одно крыло и есть пост, второе молитва. Голубь без одного крыла жить не может, так и мы с Вами, не можем, и не имеем права разделять одно целое.

Придерживаясь постных дней круглый год, человек укрепляет и поддерживает защиту своей души и астрального тела, от сглаза, порчи. Это единственное, что работает на все сто процентов и дает результат. Придерживаясь таких несложных правил, всегда будете во всеоружии, и нечистая сила не сможет Вас искусить.

Православным, которые работают изнурительно, очень тяжело, болеющим, деткам, женщинам в положении, церковь позволяет не поститься по всей строгости. Исключениями могут стать только те дни, которые православные проводят в полном отказе от еды, церковь позволяет в виде исключения таким людям употреблять сухую еду, чаи, компоты.

Пост среда и пятница, что можно и что нельзя

Если на эти дни припадает религиозное празднество, они становятся не постными, разрешено готовить рыбу. Если приходится такой большой и светлый праздник как Рождество Спасителя или Крещение его, то и вовсе отменяется.

В период летних постных дней, которые держат свое начало от Петровского и до начала Рождественского, необходимо строго поститься. В период от начала Рождественского и до начала Масленицы, длится не строгий постный период, разрешено готовить рыбные блюда из нежирных сортов. В седмицу поста нет.

Каким бы ни были постные дни, это комплексное мероприятие, которое приближает человечество и духом, и телом к Спасителю.

К примеру, человечество сравнимо с наездником на породистом скакуне. Душа человеческая и есть тот самый наездник, а физическое тело — породистый скакун. Задача наездника привести своего скакуна к определенной цели, но и скакун тоже должен быть в форме и не подвести наездника. Вот примерно также и с человеком. Душа должна привести тело к поставленной цели – Царствию небесному.

Первым делом, мы должны придерживаться канонов церковных. Ведь Адам и Ева были и наказаны только за то, что, не выдержав поста, не удержались и были искушены, съев банальное яблоко. Это урок нам всем номер один.

Вторым же, что нужно отметить, так это саму философию поста. Воздерживаясь от плотских утех, обыденной еды, проводя время в молитве и покаянии, мы поднимаемся на ступень выше. Становимся ближе к Богу.

Если же просто ограничить себя в приеме пищи и при этом поедать друг друга, то выйдет ничто другое, как банальная диета, и для души она никакой пользы не принесет.

Однодневный пост январь 2019

К однодневным январским постным дням относят 1,18,23,25,30. Разрешено готовить блюда с добавлением рафинированного масла, рыбы.

Со 2 по 6 продолжаются строгие постные дни. 18 числа, религиозное празднование Крещенского сочельника. Положено проводить его в полной строгости, в отказе от еды и всяческих увеселительных программ. Православие ведет подготовку своей души к Крещению Спасителя. Весь последующий день верующие проводят в молитве, посещают храм, освящают воду. На рассвете положено искупаться, считается, что вода, которая течет с крана освящена и имеет целебные свойства.

Однодневный пост февраль 2019

Февральский месяц богат на постные дни. К ним относят 1,6,8,13,15,27 число. Разрешается готовить рыбные блюда, пищу с добавлением рафинированного масла.

Православные отмечают Сретение Господнее, в этот день не постятся.

Последняя неделя февраля Сырная седмица или в народе Масляная. В этот период никто не постится. За исключением потребления продуктов животного происхождения. Держит начало подготовка к Пасхальному посту.

Однодневный пост март 2019

Выделяют первое число, как единственный однодневный постный период. Разрешено приготовление рыбных блюд, добавлением рафинированного масла в приготовлении еды. Выделяют 2,23,30 число, для поминания умерших родственников.

С 4 по 10 число нужно строго поститься, это посвящено воскрешению Спасителя. С 11 по 31 разрешают приготовление еды с добавлением рафинированного масла и рыбной продукции.

Однодневный пост апрель 2019

Верующие постятся полностью весь месяц. Выделят 6 число, для поминания умерших родственников.

Церковь позволяет не поститься 7 и 21 числа. Так как на них выпадают религиозные празднования. Благовещение Богородицы и Вход Господень в Иерусалим.

Разрешается приготовление рыбной продукции, допускается употребление красного вина. Заканчивается постный период празднованием Пасхи.

Однодневный пост май 2019

Месяц богат постными днями, выделяют 8,10,15,17,22,24,29,31. Разрешается приготовление рыбных блюд, добавлять в пищу рафинированное масло. Выделяют 7 и 9 число, для поминания умерших родственников.

Однодневный пост июнь 2019

Выделяют 5,7,12,14 число. Разрешается приготовление пищи с добавлением рафинированного масла, рыбной продукции. Выделяют 15 число, для поминания умерших родственников.

Православие отмечает Вознесение Господнее и Троицу.

В последнюю неделю месяца верующие держат Петровский пост. Разрешается приготовление рыбной продукции, с добавлением рафинированного масла.

Однодневный пост июль 2019

Выделяют 17,19,24,26,31 число. Разрешается приготовление пищи с добавлением рафинированного масла, рыбной продукции. С 1 по 11 включительно длится Петровский пост. Усиленно постятся 3,5,10 числа.

Верующие отмечают Рождество Иоанна Предтечи, Петра и Павла.

Однодневный пост август 2019

Выделяют 2,7,9,30 число. Разрешается приготовление пищи с добавлением рафинированного масла, рыбной продукции. Верующие усиленно постятся с14 по 27 число.

Празднуют Преображение Господнее, и Успение Богородицы. В эти дни не постятся.

Однодневный пост сентябрь 2019

Выделяют 4,6,11,13,18,20,25,27 число. Разрешается приготовление пищи с добавлением рафинированного масла, рыбной продукции. Исключение становят 11 и 27 число.

Верующие постятся во всей строгости, посвящено религиозному празднованию Усекновению Иоанна Предтечи и Воздвижение Креста Господня.

В Рождество Богородицы не постятся.

Однодневный пост октябрь 2019

Выделяют 2,4,9,11,16,18,23,25,30 число. Разрешается приготовление пищи с добавлением рафинированного масла, рыбной продукции. На Покров Пресвятой Богородицы не постятся.

Однодневный пост ноябрь 2019

Выделяют 1,6,8,13,15 число. Разрешается приготовление пищи с добавлением рафинированного масла, рыбной продукции. С 27 числа верующие вступают в Рождественский постный период. Выделяют 2 число, для поминания умерших родственников.

Однодневный пост декабрь 2019

Весь месяц постятся. В строгости соблюдают 6,11,13,18,20,25,27 число. В день Введения Богородицы в храм Господень.

Разрешается приготовление пищи с добавлением рафинированного масла, рыбной продукции, употребление вина.

Дневник питания в пост 2018 — 2019

В 2018 и 2019 году выделены 4 больших постных периода: Пасхальный, Петров, Успенский, Рождественский.

Во всей строгости соблюдают особые постные дни выделенные в православном календаре. Разрешается только употребление сухих продуктов, фруктов и овощей в печенном или отварном виде, пищи без масла. Позволено при соблюдении не полной строгости готовить постную жидкую и отварную пищу с добавлением рафинированного масла. За основу можно взять приблизительное меню из предоставленного дневника. Меню можно расширять и совершенствовать. Но обязательно придерживаться православного календаря.

Дневник питания в очень строгий Пасхальный и Успенский пост.

Дневник питания в Рождественский и Петров пост.

Православный церковный календарь постов и трапез на 2019 год с указанием и кратким описанием многодневных и однодневных постов и сплошных седмиц.

Церковный православный календарь постов и трапез на 2019 год

Пост не в брюхе, а в духе
Народная пословица

Ничего в жизни не дается без труда. И чтобы отметить праздник, надо к нему подготовиться.
В Русской Православной Церкви существует четыре многодневных поста, пост в среду и пятницу в течение всего года (за исключением нескольких недель), три однодневных поста.

В первые четыре дня первой седмицы Великого поста (с понедельника по четверг) за вечерним богослужением читается Великий (Покаянный) канон, произведение гениального византийского гимнографа святителя Андрея Критского (VIII в.).

ВНИМАНИЕ! Ниже Вы найдете информацию о сухоядении, пище без масла и днях полного воздержания от пищи. Все это давняя монастырская традиция, которая даже в монастырях не всегда может быть соблюдена в наше время. Такая строгость поста не для мирян, а обычная практика – это воздержание от яиц, молочной и мясной пищи в пост и в строгий пост – воздержание еще и от рыбы. По всем возможным вопросам и о Вашей индивидуальной мере поста Вам нужно консультироваться с духовником.

Даты указаны по новому стилю.

Календарь постов и трапез на 2019 год

Периоды понедельник вторник среда четверг пятница суббота воскресенье

с 11 марта по 27 апреля
сухоядение горячая без масла сухоядение горячая без масла сухоядение горячая с маслом горячая с маслом
Весенний мясоед рыба рыба

с 24 июня по 11 июля
горячая без масла рыба сухоядение рыба сухоядение рыба рыба
Летний мясоед сухоядение сухоядение

с 14 по 27 августа
сухоядение горячая без масла сухоядение горячая без масла сухоядение горячая с маслом горячая с маслом
Осенний мясоед сухоядение сухоядение
с 28 ноября 2019 года по 6 января 2020 года до 19 декабря горячая без масла рыба сухоядение рыба сухоядение рыба рыба
20 декабря – 1 января горячая без масла горячая с маслом сухоядение горячая с маслом сухоядение рыба рыба
2-6 января сухоядение горячая без масла сухоядение горячая без масла сухоядение горячая с маслом горячая с маслом
Зимний мясоед рыба рыба

в 2019 году

Сам Спаситель был поведен духом в пустыню, сорок дней искушался дьяволом и ничего не ел в эти дни. Спаситель постом начал дело нашего спасения. Великий пост – пост в честь Самого Спасителя, а последняя, Страстная седмица этого сорокавосьмидневного поста установлена в честь воспоминания о последних днях земной жизни, страданиях и смерти Иисуса Христа.
С особой строгостью соблюдается пост в первую и Страстную седмицы.
В Чистый Понедельник принято полное воздержание от пищи. В остальное время: понедельник, среда, пятница – сухоядение (вода, хлеб, фрукты, овощи, компоты); вторник, четверг – горячая пища без масла; суббота, воскресенье – пища с растительным маслом.
Рыба разрешается в Благовещение Пресвятой Богородицы и в Вербное воскресенье. В Лазареву субботу разрешается рыбная икра. В Страстную Пятницу нельзя вкушать пищу до выноса Плащаницы.

в 2019 году

С понедельника недели всех Святых начинается пост Святых апостолов, установленный перед праздником апостолов Петра и Павла. Этот пост называется летним. Продолжение поста различно, в зависимости от того, как рано или поздно бывает Пасха.
Постоянно он начинается с понедельника всех Святых, а прекращается 12 июля. Продолжительнейший Петров пост заключает в себе шесть недель, а кратчайший неделю с днем. Этот пост установлен в честь Святых апостолов, которые постом и молитвою приготовлялись к всемирной проповеди Евангелия и готовили себе преемников в деле спасительного служения.
Строгий пост (сухоядение) в среду и пятницу. В понедельник можно горячую пищу без масла. В остальные дни – рыба, грибы, крупы с растительным маслом.

в 2019 году

С 14 по 27 августа в 2019 году.
Через месяц после Апостольского поста наступает многодневный Успенский пост. Он продолжается две недели – с 14 по 27 августа. Этим постом Церковь призывает нас к подражанию Божьей Матери, которая перед переселением Своим на небо непрестанно пребывала в посте и молитве.
Понедельник, среда, пятница – сухоядение. Вторник, четверг – горячая пища без масла. В субботу и воскресенье разрешается пища с растительным маслом.
В день Преображения Господня (19 августа) разрешается рыба. Рыбный день в Успенье, если он придется на среду или пятницу.

в 2019 году

Рождественский (Филиппов) пост. В конце осени, за 40 дней до великого праздника Рождества Христова, Церковь призывает нас к зимнему посту. Он называется и Филиппов, потому что начинается после дня, посвященного памяти апостола Филиппа, и Рождественский, ибо бывает перед праздником Рождества Христова.
Этот пост установлен для того, чтобы нам принести Господу благодарственную жертву за собранные земные плоды и приготовиться к благодатному единению с родившимся Спасителем.
Устав о пище совпадает с уставом Петрова поста, до дня святителя Николая (19 декабря).
Если праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы выпадает на среду или пятницу, то разрешается рыба. После дня памяти Святителя Николая и до предпраздненства Рождества разрешается рыба в субботу и воскресенье. В предпраздненство нельзя есть рыбу во все дни, в субботу и воскресенье – пища с маслом.
В сочельник нельзя вкушать пищу до появления первой звезды, после чего принято вкушать сочиво – вареные в меду зерна пшеницы или отварной рис с изюмом.

Сплошные седмицы в 2019 году

Седмица – неделя с понедельника по воскресенье. В эти дни отсутствие поста в среду и пятницу.
Сплошных седмиц пять:
Святки – с 7 по 17 января,
Мытаря и фарисея – за 2 недели до
Сырная (масленица) – неделя перед (без мяса)
Пасхальная (Светлая) – неделя после Пасхи
– неделя после Троицы.

Пост в среду и пятницу

Еженедельными постными днями являются среда и пятница. В среду пост установлен в воспоминание предательства Иудой Христа, в пятницу – в память крестных страданий и смерти Спасителя. В эти дни недели Святая Церковь запрещает употребление мясной и молочной пищи, а в период недели Всех Святых до Рождества Христова следует воздержание также от рыбы и растительного масла. Лишь когда на среду и пятницу приходятся дни празднуемых святых, разрешается растительное масло, а в самые большие праздники, такие как Покров, – рыба.
Больным и занятым тяжелым трудом допускается некоторое послабление, чтобы христиане имели силы на молитвы и необходимый труд, но употребление рыбы в неположенные дни и тем более полное разрешение поста уставом отвергается.

Однодневные посты

Крещенский сочельник – 18 января, накануне Крещения Господня. В этот день христиане готовятся к очищению и освящению святой водой в праздник Крещения.
Усекновение главы Иоанна Предтечи – 11 сентября. Это день памяти и гибели великого пророка Иоанна.
Воздвижение Креста Господня – 27 сентября. Память о страданиях Спасителя на кресте ради спасения рода человеческого. Этот день проводят в молитвах, посте, сокрушении о грехах.
Однодневные посты – дни строгого поста (кроме среды и пятницы). Запрещается рыба, но разрешается пища с растительным маслом.

Православные праздники. О трапезе в праздники

По церковному Уставу, в праздники Рождества Христова и Богоявления, случившиеся в среду и пятницу, поста нет. В Рождественский и Крещенский сочельники и в праздники Воздвижения Креста Господня и Усекновения главы Иоанна Предтечи разрешается пища с растительным маслом. В праздники Сретения, Преображения Господня, Успения, Рождества и Покрова Пресвятой Богородицы, Введения Ее во храм, Рождества Иоанна Предтечи, апостолов Петра и Павла, Иоанна Богослова, случившиеся в среду и пятницу, а также в период от Пасхи до Троицы в среду и пятницу разрешается рыба.

Когда не совершается браковенчание

Накануне среды и пятницы всего года (вторник и четверг), воскресных дней (суббота), двунадесятых, храмовых и великих праздников; в продолжение постов: Великого, Петрова, Успенского, Рождественского; в продолжение Святок, в Неделю мясопустную, в течение сырной седмицы (Масленицы) и в Неделю сыропустную; в течение Пасхальной (Светлой) седмицы и в дни Воздвижения Креста Господня - 27 сентября.

  • Вы только что прочитали статью Церковный православный календарь на 2019 год . Если Вы хотите знать больше о православных постах , тогда обратите внимание на статью .

Многих православных терзают сомнения по поводу того, нужно ли соблюдать пост в среду и пятницу.

Данная статья расскажет о том, для чего это следует делать, и как поститься, не нарушая церковных традиций.

Почему среда и пятница считаются постными днями

Люди, которые только недавно пришли к осознанному выбору духовной жизни, не всегда знают для чего именно соблюдаются посты.

Но особенно, их мучают терзания по поводу обязательного поста в третий и пятый день недели, которые считаются постными днями независимо от того идет сейчас пост или же нет.

В среду, постящиеся люди, своим отказом от скоромной пищи вспоминают день предательства Иуды Христа. Пятница – день, когда Христа распяли, приговоренного к смерти на кресте.

Таким образом соблюдается траур по трагичным событиям, произошедшим при земной жизни Иисуса.

Но, кроме этого, эти дни имеют свойство спасать души людей, неустанно показывая дьяволу крепость и нерушимость веры. Пост укрепляет дух православного человека, очищает его, способствует развитию духовности. Это подобие регулярных тренировок для спортсмена.

Постные дни позволяют держаться в форме, только духовной, и тем самым оказывают благотворное влияние на физическую форму. Отказ от определенной пищи в эти дни недели позволяют задуматься о бренности своего существования и еще раз обратиться к молитве.

Как правильно поститься в среду и пятницу

При соблюдении постных дней нужно знать правила, чтобы нечаянно, по неведению не оскорбить память столь важных дней в христианстве.

День по церковному времени начинается не в обычное время. Отсчет новых церковных суток идет с момента начала вечернего богослужения в храме.

В каждом храме подобная служба может начинаться в разное время, но приход должен знать расписание богослужений и, таким образом, знать во сколько наступает новый день.

Обычно вечерня служится в отрезке от 4 до 8 часов вечера. Поэтому и отсчет начала постного дня происходит в это же время. Христианин перед вечерней молитвой может принимать обычную пищу, а после нее уже только постную. Таким же образом постный день и завершается, то есть по окончанию богослужения вечером.

Исходя из этих правил следует, что, например, пятничный пост берет свое начало с вечерней службы четверга и заканчивается богослужением вечером в пятницу, независимо от того, во сколько она прошла.

Что касается строгости постных дней, то тут все индивидуально. Ее поможет обозначить священник при храме. Если возникают подобные вопросы следует прежде всего обратиться к настоятелю за разъяснением. В некоторых случаях держать строгий пост не рекомендуется, так как это может отрицательно сказаться на физическом здоровье православного человека, а пост ни в коем случае не допускает нанесение вреда верующему.

Так, есть послабления у женщин, которые ждут ребенка или кормят грудью. Люди ведущие трудовую жизнь в тяжелых физических условиях и дети до 7 лет пользуются более легким вариантом поста, о котором будет рассказано ниже. Это касается и спортсменов, которые усиленно тренируются.

Но, человек, не вправе определить степень строгости постного дня самостоятельно, он обязательно должен спросить на это благословления священного лица.

Также пост не соблюдаются в Святки, первую седмицу после Пасхи, в первую седмицу после Троицы и в дни празднования Масленицы.

Можно ли рыбу в среду и пятницу

Посты в среду и пятницу по церковным правилам должны проходить с такой же строгостью, как и каждый пост.

В эти дни нужно исключить из своего рациона такие продукты как: яйца, мясо, молочные изделия. Из рациона исключается и рыба.

В сохоядение или сыроедение можно употреблять в пищу овощи, фрукты, ягоды, орехи, мед.

Все эти правила не касаются тех, кто получил от священника благословение на послабление постных дней. Категорий таких людей отмечались выше.

Помимо этих правил существует и такие особые дни, когда в среду и пятницу разрешается есть рыбу.

Это то время, когда постные дни выпадают на зимние и весенние мясоеды. К периоду зимнего мясоеда относится промежуток времени между Рождественским и Великим постами, а к весеннему мясоеду относится промежуток между Великим праздником Пасхи и днем празднования Святой Троицы.

Рабы можно употреблять в пищу во время больших церковных праздников. Многие церковные праздники имеют свойство переходить с одной даты на другую. И в каждый год празднуются в разное число. Поэтому лучше всего сверится с православным календарем или же узнать у настоятеля храма о приближающихся праздниках. В эти почитаемые христианами дни в храмах идут службы и пост не соблюдается.

Постные дни обязательно сопровождаются усиленной молитвой, благочестивыми делами, раздачей милостыни, покаянием. Это крайне важно для православного человека. Не только отстранится от употребления скоромной пищи, но и работать над своим духовным пробуждением.

Однодневных постов много. Они разные по строгости соблюдения и не всегда связаны с конкретной календарной датой. Самые известные из них - по средам и пятницам на каждой неделе, в день Воздвижения Креста Господня, в день накануне Крещения Господня, в день Усекновения главы Иоанна Предтечи.

Существуют также однодневные посты, связанные с поминовением известных святых. Эти посты не являются строгими, если только не приходятся на среду и пятницу. В такие однодневные посты нельзя употреблять в пищу рыбу, но разрешена пища с растительным маслом.

Особые посты могут быть назначены церковью по поводу какого-нибудь несчастья или общественного бедствия - эпидемии, войны, террористического акта и т. д.

Однодневные посты предваряют таинство причащения.

Пост по средам и пятницам

В среду, согласно Евангелию, Иуда Искариот предал Иисуса Христа, а в пятницу Христос претерпел крестные страдания и смерть. В память об этих событиях в православной церкви установлены посты по средам и пятницам каждую неделю. Исключение составляют сплошные недели, или седмицы, во время которых существующие ограничения на эти два дня не распространяются. Такими седмицами являются Святки (7-18 января), Мытаря и Фарисея, Сырная, Пасхальная и Троицкая (первая неделя после Троицы).

Соблюдение поста по пятницам является наиболее древним и распространенным обычаем, возникшим еще в I в н. э.

По средам и пятницам нельзя употреблять мясную и молочную пищу, а также яйца. Многие особо благочестивые христиане не позволяют себе есть в эти дни даже рыбу и растительное масло, т. е. переходят на сухоядение. Ослабление поста по средам и пятницам может быть только в том случае, если на этот день приходится праздник особо прославленного святого, памяти которого посвящается специальная церковная служба.

В период от недели Всех Святых и до Рождества Христова следует воздерживаться также от рыбы и растительного масла. Если на среду или пятницу приходятся дни празднуемых святых, можно употреблять в пищу растительное масло. В большие праздники - такие, как Покров, - разрешается есть рыбу.

Пост в день Воздвижения Креста Господня

Этот день приходится на 14 (27) сентября. Праздник учрежден в честь воспоминания об обретении Креста Господня. Это событие произошло в IV в. Согласно легенде, император Византийской империи Константин Великий одержал много побед благодаря Кресту Господню и потому благоговел перед этим символом. Выражая благодарность Богу за согласие церкви на I Вселенском Соборе, он решил построить храм на Голгофе. Елена, мать императора в 326 году отправилась в Иерусалим, чтобы найти Крест Господень.

По существовавшему тогда обычаю, кресты как орудия казни, закапывались недалеко от места казни. Вскоре на Голгофе было найдено 3 креста. Трудно было узнать, какой из них Господень, поскольку дощечка с надписью: «Иисус Назареянин царь Иудейский» была найдена отдельно от всех крестов. В итоге Крест Господень был определен по силе, которая проявилась в исцелении больной женщины и воскрешении человека от прикосновения к этому кресту.

По статистическим данным, большинство монахов являются долгожителями. Возможно, причина этого - в режиме питания, который они соблюдают.

Слава о чудесах Креста Господня привлекла также множество народа, что из-за тесноты многие не могли не то что приблизиться и поцеловать, но даже увидеть его. Тогда патриарх Макарий встал на возвышенном месте и поднял крест, показывая его всем находящимся в отдалении. Так и возник праздник Воздвижения Креста Господня.

Праздник приурочили ко дню освящения храма Воскресения Христова, которое произошло 13 сентября 335 года, и стали праздновать на следующий день, 14 сентября.

В 614 году персидский царь Хозрой овладел Иерусалимом и вывез оттуда святыню. В 328 году преемник Хозроя, Сироесом, вернул похищенный Крест Господень в Иерусалим. Это произошло 14 сентября, таким образом этот день является двойным праздником - Воздвижения и Обретения Креста Господня.

В этот день нельзя употреблять в пищу сыр, яйца и рыбу. Так православные верующие выражают свое почитание Креста.

У протестантов нет фиксированных календарных постов. Вопрос о времени проведения и продолжительности поста решается индивидуально.

Пост накануне Крещения Господня

Крещение Господне проходит 5 (18) января. Согласно Евангелию, когда Иисус крестился в реке Иордан, на него сошел Дух Святой в виде голубя, чему свидетелем был Иоанн Креститель. Он также слышал голос Божий, говорящий: «Это есть Сын Мой возлюбленный, на Нем Мое благоволение». Таким образом, Иоанн засвидетельствовал, что Иисус есть Мессия, т. е. Христос - помазанник Божий.

Накануне праздника Крещения Господня в храме проводится навечерие, во время которого происходит освящение кроплением и вкушение святой воды. В связи с этим церковным уставом установлен пост. Во время этого поста можно есть 1 раз в день и только сочиво и кутью с медом. Благодаря такому меню канун Крещения в народе называется сочельником (сочевником). Если навечерие выпадает на субботу или воскресенье, пост в этот день не отменяется, но облегчается. В такой день едят 2 раза - после литургии и после освящения воды.

У современных католиков пост максимально облегчен. Разрешено употреблять яйца и молоко, разрешается прием пищи за 1–2 часа до причащения.

Пост в день Усекновения главы Иоанна Предречи

Этот день отмечается 29 августа (11 сентября). Он установлен в память о смерти Иоанна, который был Предтечей Спасителя. Согласно Евангелию, Иоанн Креститель был заключен Иродом Антипой в темницу за то, что обличал его за сожительство с Иродиадой - женой Филиппа, родного брата Ирода.

В день своего рождения Ирод устроил пир, на котором Саломея, дочь Иродиады, так искусно танцевала, что понравилась царю.

Очень часто медики игнорируют факты, зафиксированные статистикой: многие народы и племена, питающиеся в основном растительной пищей, отличаются особой выносливостью и долголетием.

Тот обещал дать ей за танец все, что девушка пожелает. Мать подговорила дочь просить в награду голову Иоанна Крестителя. Царь исполнил свое обещание, послав к узнику воина, чтобы тот отсек ему голову.

Женщина в платке и длинной юбке уже долго мучила продавщицу кондитерского отдела: «Покажите мне, пожалуйста, еще эту коробку конфет. Вот жалость, и они не подходят - в них тоже сухое молоко». «Простите, у Вас непереносимость этого компонента?» - тактично спросила сотрудница магазина. «Да нет, иду в гости на день рожденья, а сегодня среда - постный день; ведь мы, православные, среду и пятницу свято чтим», - гордо ответила женщина, глубоко поглощенная анализом химического состава сладостей…

Иерей Владимир Хулап, кандидат богословия,
клирик храма св. равноап. Марии Магдалины г. Павловска,
референт Санкт-Петербургского филиала ОВЦС МП

Пост среды и пятницы - одна из традиций Православной Церкви, к которой мы настолько привыкли, что большинство верующих просто никогда не задумывалось о том, как и когда он возник.

Действительно, практика эта очень древняя. Несмотря на то что она не упоминается в Новом Завете, о ней свидетельствует уже раннехристианский памятник «Дидахи», или «Учение двенадцати апостолов», возникший в конце I - начале II вв. в Сирии. В 8 главе этого текста мы читаем интересное предписание: «Посты же ваши да не будут с лицемерами, ибо они постятся во второй и пятый день недели. Вы же поститесь в четвертый и шестой».

Перед нами - традиционный ветхозаветный счет дней недели, соответствующий порядку творения в 1 главе книги Бытия, где каждую седмицу завершает суббота.

Если перевести текст на язык известных нам календарных реалий (первый день недели в «Дидахи» - следующее за субботой воскресенье), то мы увидим четкое противопоставление двух практик: пост в понедельник и четверг («во второй и пятый день недели») против поста среды и пятницы («в четвертый и шестой»). Очевидно, что вторая из них - это наша сегодняшняя христианская традиция.

Но кто такие «лицемеры» и почему было необходимо выступать против их поста на самой заре церковной истории?

Пост лицемеров

В Евангелии мы неоднократно встречаем слово «лицемеры», грозно звучащее из уст Христа ( и др.). Он использует его, говоря о религиозных лидерах израильского народа той эпохи - фарисеях и книжниках: «Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры» (). Более того, Христос прямо осуждает их практику поста: «Когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры, ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися» ().

В свою очередь, «Дидахи» - древний иудео-христианский памятник, отражающий литургическую практику раннехристианских общин, состоявших преимущественно из обратившихся ко Христу иудеев. Он открывается популярным иудейским «учением о двух путях», полемизирует с иудейскими предписаниями о ритуальных качествах воды, использует в качестве евхаристических молитв христианскую переработку традиционных иудейских благословений и т. д.

Очевидно, в предписании «Посты же ваши да не будут с лицемерами» не было бы нужды, если бы не существовало христиан (и, судя по всему, значительного числа), которые придерживались постной практики «лицемеров» - очевидно, продолжая следовать той самой традиции, которую они соблюдали до своего обращения ко Христу. Именно на нее обращен огонь христианской критики.

Долгожданный дождь

Общеобязательным постным днем для иудеев в I в. Р. Х. был День Очищения (Йом Киппур). К нему добавлялись четыре однодневных поста в воспоминание национальных трагедий: начала осады Иерусалима (10 тевета), завоевания Иерусалима (17 тамуза), разрушения Храма (9 ава) и убийства Годолии (3 тишри). В случае наступления тяжелых бедствий - засухи, угрозы неурожая, эпидемии смертельных болезней, нашествия саранчи, угрозы военной атаки и т. д. - могли объявляться особые периоды поста. В то же время существовали и добровольные посты, рассматривавшие как дело личного благочестия. Еженедельный пост понедельника и четверга возник в результате соединения двух последних категорий.

Основная информация об иудейских постах находится в талмудическом трактате «Таанит» («Посты»). Помимо прочего, в нем описывается одно из самых страшных для Палестины природных бедствий - засуха. Осенью, в месяце мархешван (начало периода дождей в Израиле, октябрь - ноябрь по нашему солнечному календарю), назначался особый пост о даровании дождя: «Если дожди не пошли - отдельные люди начинают поститься, и постятся три поста: в понедельник, четверг и следующий понедельник». Если ситуация не менялась, то точно такая же схема поста предписывалась в течение двух следующих месяцев кислева и тебета (ноябрь - январь), однако теперь его должно были соблюдать все израильтяне. Наконец, в случае продолжения засухи, строгость поста усиливалась: в течение следующих семи понедельников и четвергов «сокращали торговлю, строительство и посадки, число обручений и бракосочетаний и не здоровались друг с другом - как люди, на которых разгневался Вездесущий».

Образец благочестия

Талмуд говорит, что «отдельные люди», упоминающиеся в начале данных предписаний, - это раввины и книжники («те, кого можно поставить руководителями общины»), либо особые аскеты и молитвенники, чья жизнь рассматривались как особо угодная Богу.

Некоторые благочестивые раввины продолжали соблюдать обычай поститься в понедельник и четверг в течение всего года, независимо от погодных реалий. Этот широко распространившийся обычай упоминается даже в Евангелии, где в притче о мытаре и фарисее последний выдвигает такой двухдневный пост в качестве одной из своих отличительных особенностей от остального народа: «Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь: пощусь два раза в неделю…» (). Из этой молитвы следует, что подобный пост не был общеобязательной практикой, именно поэтому фарисей и хвалится им перед Богом.

Хотя евангельский текст и не говорит о том, что это за дни, не только иудейские, но и христианские авторы свидетельствуют, что ими были именно понедельник и четверг. К примеру, св. Епифаний Кипрский († 403 г.) говорит, что в его время фарисеи «постились два дня, во второй и пятый день по субботе».

Два из семи

Ни талмудические, ни раннехристианские источники не сообщают нам о том, почему были выбраны именно два еженедельных дня поста. В иудейских текстах мы встречаем попытки позднейшего богословского обоснования: воспоминание восхождения Моисея на Синай в четверг и схождения в понедельник; пост о прощении грехов, вызвавших разрушение Храма и для предотвращения подобного несчастья в будущем; пост за плавающих в море, путешествующих в пустыне, за здоровье детей, беременных женщин и кормящих матерей и т. д.

Внутренняя логика такой схемы становится более ясной, если мы взглянем на распределение этих дней в рамках иудейской недели.

Само собой разумеется, что пост в субботу был запрещен, поскольку она считалась днем радости о завершении творения мира. Постепенно святость субботы начали ограничивать с двух сторон (пятницей и воскресеньем): во-первых, чтобы кто-то случайно не нарушил постом субботней радости, не зная точного времени ее наступления и завершения (оно варьируется в зависимости от географической широты и времени года); во-вторых, для отделения периодов поста и радости друг от друга хотя бы одним днем.

Об этом ясно говорит Талмуд: «Не постятся накануне субботы из-за чести, подобающей субботе и не постятся в первый день (т. е. в воскресенье), чтобы тем самым резко не переходить от отдыха и радости к труду и посту».

Иудейский пост той эпохи был очень строгим - он длился либо с момента пробуждения до наступления вечера, либо с вечера до вечера, поэтому его продолжительность могла достигать 24 часов. В течение этого времени была запрещена любая еда, а некоторые отказывались и от употребления воды. Понятно, что два таких следующих друг за другом постных дня были бы слишком тяжелым испытанием, как говорит еще один талмудический текст: «Посты эти… не следуют друг за другом подряд, каждый день, потому что такое предписание не в состоянии выполнить большинство общества». Поэтому понедельник и четверг стали равноудаленными друг от друга постными днями, которые вместе с субботой были призваны к еженедельному освящению времени.

Постепенно они приобрели и литургическое значение, став наряду с субботой днями общественного богослужения: многие благочестивые иудеи, пусть даже и не соблюдавшие пост, старались прийти в эти дни в синагогу на особую службу, во время которой читалась Тора и произносилась проповедь.

«Мы» и «они»

Вопрос об обязательности ветхозаветного наследия стоял в ранней Церкви очень остро: для решения вопроса о том, нужно ли обрезывать принимающих христианство язычников, даже потребовался созыв Апостольского собора (). Апостол Павел неоднократно подчеркивал свободу от иудейского церемониального закона, предупреждая о лжеучителях, «запрещающих употреблять в пищу то, что Бог сотворил» (), а также опасности «наблюдения дней, месяцев, времен и годов» ().

Противостояние с еженедельным иудейским постом начинается не в «Дидахи» - возможно, о нем говорится уже в Евангелии, когда окружающие не понимают, почему не постятся ученики Христа: «почему ученики Иоанновы и фарисейские постятся, а Твои ученики не постятся?» (). Едва ли можно предположить, что речь здесь идет об одном из общеобязательных ежегодных иудейских постов - мы видим, что Христос исполняет Закон, выступая против позднейших ритуальных раввинистических предписаний, «предания старцев» (). Поэтому речь здесь, судя по всему, идет именно об этих еженедельных постах, соблюдение которых рассматривалось в качестве важной составляющей благочестивой жизни.

Спаситель ясно отвечает на этот вопрос: «могут ли поститься сыны чертога брачного, когда с ними жених? Доколе с ними жених, не могут поститься, но придут дни, когда отнимется у них жених, и тогда будут поститься в те дни» ().

Вполне возможно, что некоторые палестинские верующие понимали эти слова Христа таким образом, что после Вознесения наступило время соблюдать традиционные иудейские посты. Поскольку эта традиция была популярна среди вчерашних выходцев из иудаизма, более эффективным путем борьбы представлялась ее христианская модификация. Поэтому, не желая уступать в уровне благочестия, христианские общины установили свои еженедельные постные дни: среду и пятницу. «Дидахи» ничего не говорит нам о том, почему были выбраны именно они, однако текст ясно подчеркивает полемическую антииудейскую составляющую: «лицемеры» постятся два дня в неделю, христиане не отказываются от этой практики, которая, очевидно, сама по себе не плоха, но устанавливают свои дни, рассматривающиеся как характерная и отличительная особенность христианства по сравнению с иудаизмом.

В христианстве высшей точкой недельного круга становится воскресный день, поэтому естественным образом меняется и его внутренняя структура. В воскресенье, как и в субботу, ранняя Церковь не постилась. Если исключить иудейские постные дни, оставались две возможности: «вторник и пятница» или «среда и пятница». Вероятно, чтобы еще более обособиться от «лицемеров», христиане не просто передвинули оба поста на один день вперед, но первый из них был смещен на два дня.

Богословие традиции

Любая традиция рано или поздно требует богословского истолкования, особенно если ее истоки с течением лет предаются забвению. В «Дидахи» пост среды и пятницы обосновывается исключительно в рамках противопоставления «нашего» и «их» поста. Однако это толкование, актуальное и понятное для живших в иудейском окружении христиан I в., с течением времени требовало переосмысления. Мы не знаем, когда начался этот процесс рефлексии, но первые свидетельства о его завершении мы имеем в начале III в. «Сирийская дидаскалия» вкладывает в уста воскресшего Христа, обращающегося к апостолам, следующие слова: «Итак, не поститесь по обычаю прежнего народа, но согласно Завету, который Я заключил с вами… Вы должны поститься за них (т. е. за иудеев) в среду, ибо в этот день они начали губить души свои и решили схватить Меня… И вновь вы должны поститься за них в пятницу, ибо в этот день они распяли Меня».

Этот памятник возник в той же самой географической области, что и «Дидахи», но через столетие богословская перспектива меняется: христиане, живущие рядом с иудеями, еженедельно постятся «за них» (очевидно, соединяя с постом молитву об их обращении ко Христу). В качестве мотива поста называются два прегрешения: предательство и распятие Христа. Там, где подобный контакт был не настолько тесным, постепенно выкристаллизовываются только темы предательства Христа Иудой и Крестной Смерти. Традиционное истолкование, которое сегодня можно найти в любом учебнике Закона Божьего, мы встречаем в «Апостольских Постановлениях» (IV в.): «В среду же и в пятницу Он повелел нам поститься - в ту, потому что Его тогда предали, а в сию потому, что тогда Он пострадал».

Церковь на посту

Тертуллиан († после 220 г.) в своем труде «О посте» обозначает среду и пятницу латинским термином «statio», буквально означающим «воинский караульный пост». Такая терминология понятна в рамках всего богословия этого североафриканского автора, который неоднократно описывает христианство в военных терминах, называя верующих «воинством Христовым» (militia Christi). Он говорит о том, что этот пост был исключительно добровольным делом, продолжался до 9 часа дня (до 15 часов по нашему времяисчислению), и в эти дни происходили особые богослужения.

Выбор 9 часа глубоко оправдан с богословской точки зрения - это время смерти Спасителя на Кресте (), поэтому именно оно рассматривалось как наиболее подобающее для окончания поста. Но если сейчас наши посты носят качественный характер, т. е. состоят в воздержании от того или иного вида пищи, пост Древней Церкви был количественным: верующие полностью отказывались от пищи и даже воды. Мы встречаем в описании мученичества испанского епископа Фруктуоза († 259 в Таррагоне) следующую деталь: «Когда некоторые по братской любви предложили ему для телесного облегчения принять чашу из вина, смешанного с травами, он сказал: "Еще не наступил час прекращения пост"… Ибо была пятница, и он стремился радостно и уверенно завершить statio с мучениками и пророками в раю, который Господь уготовал им».

Действительно, в такой перспективе постящиеся христиане уподоблялись солдатам, находящимся на боевом посту, которые также ничего не вкушали, посвящая все свои силы и внимание несению своей службы. Тертуллиан использует ветхозаветные военные сюжеты (), говоря о том, что эти дни - период особой напряженной духовной борьбы, когда истинные воины, конечно, ничего не едят. У него же мы встречаем и «военизированное» восприятие молитвы, которая в христианской традиции всегда была неразрывна связана с постом: «Молитва - крепость веры, наше оружие против врага, который осаждает нас со всех сторон».

Важно, что этот пост был не только личным делом верующего, но включал в себя диаконическую составляющую: та трапеза (завтрак и обед), которые не съедали верующие в постный день, приносились в церковное собрание предстоятелю, и он распределял эти продукты среди нуждающихся бедных, вдов и сирот.

Тертуллиан говорит о том, что «statio должно прекращаться принятием Тела Христова», т. е. либо совершением Евхаристии, либо причащением Дарами, которые верующие в древности хранили дома для ежедневного приобщения. Поэтому среда и пятница постепенно становятся особыми богослужебными днями, как свидетельствует, к примеру, св. Василий Великий, говоря, что в его время в Каппадокии существовал обычай причащаться четыре раза в неделю: по воскресеньям, средам, пятницам и субботам, т. е. очевидно совершать в эти дни Евхаристию. Хотя в других областях существовала и другая практика неевхаристических собраний, о которой говорит Евсевий Кесарийский († 339 г.): «В Александрии в среду и пятницу читается Писание и учителя истолковывают его, и здесь происходит все, что относится к собранию, за исключением приношения Тайн».

От добровольного к обязательному

В «Дидахи» мы не находим указания о том, был ли пост среды и пятницы в то время обязательным для всех верующих или добровольным благочестивым обычаем, который соблюдали лишь некоторые христиане.

Мы видели, что пост фарисеев был личным выбором человека, и, вероятно, такой же подход господствовал и в ранней Церкви. Так, в Северной Африке Тертуллиан говорит, что «можно соблюдать его (пост) по своему собственному усмотрению». Более того, еретиков-монтанистов обвиняли в том, что они сделали его общеобязательным.

Однако постепенно, прежде всего на Востоке, степень обязательности этого обычая постепенно начинает возрастать. В «Канонах Ипполита» (IV в.) мы читаем следующее предписание о посте: «К постам относятся среда, пятница и четыредесятница. Кто помимо этого соблюдает другие дни, получит награду. Кто же, за исключением болезни или нужды, уклоняется от них, преступает правило и противостоит Богу, Который постился за нас». Последнюю точку в этом процессе поставили «Апостольские Правила» (кон. IV - нач. V в.):

«Если епископ, или пресвитер, или диакон, или иподиакон, или чтец, или певец не постится во святую четыредесятницу пред Пасхою, или в среду, или в пяток, кроме препятствия телесной немощи, да будет извержен, если же мирянин: да будет отлучен».

Из слов св. Епифания Кипрского видно, что пост среды и пятницы не соблюдался в период Пятидесятницы, как противоречащий праздничному характеру этих дней: «В течение всего года в святой кафолической Церкви соблюдается пост, а именно в среду и пятницу до девятого часа, за исключением только всей Пятидесятницы, во время которой не предписаны ни коленопреклонения, ни пост». Однако постепенно монашеская практика изменила и эту традицию, оставив лишь несколько «сплошных» седмиц в течение года.

Итак, длительный процесс рецепции иудейской практики и ее трансформации в новую христианскую традицию завершился богословской рефлексией и, наконец, канонизацией среды и пятницы.

Средство или цель?

Глядя на пост среды и пятницы в сегодняшней церковной жизни, вспоминаются слова св. Ефрем Сирина: «Поститься христианину необходимо для того, чтобы прояснить ум, возбудить и развить чувство, подвигнуть к благой деятельности волю. Эти три способности человека мы затмеваем и подавляем более всего объеданием, пьянством и заботами житейскими, а через то отпадаем от источника жизни - Бога и ниспадаем в тление и суету, извращая и оскверняя в себе образ Божий».

Действительно, в среду и пятницу можно наесться постной картошкой, упиться постной водкой и в очередной раз провести весь вечер перед постным телевизором - ведь ничего из этого наш Типикон не запрещает! Формально предписания поста будут выполнены, но цель его не будет достигнута.

Воспоминание в христианстве - это не листок календаря с той или иной годовщиной, но причастность к событиям священной истории, которые некогда сотворил Бог и которые должны актуализироваться в нашей жизни.

Каждые семь дней нам предлагается глубокая богословская схема освящения повседневности, возводящая нас к высшей точке священной истории - Распятию и Воскресению Христа.

И если они не отразятся в нашей душе, в наших «малых Церквях» - семьях, в наших отношениях с окружающими, то тогда нет никакой принципиальной разницы между нами, не вкушающими «некошерные» мясомолочные продукты в среду и пятницу, и теми, кто много столетий назад в далекой Палестине проводил в полном воздержании от пищи каждый понедельник и четверг.