Протоиерей Сергий Филимонов Самое главное и самое страшное – то, что русскую женщину, превращая в советскую, отучили быть покорной воле Божией. А ведь покорность Богу означает и покорность мужу, который поставлен главой. „Почему я должна ему подчиняться? Кто он такой? Я умнее его, у меня высшее образование, а он плотник (или дворник, или слесарь)“. А кто тебе дал право оскорблять и унижать мужа? Ты по любви выходила за него, почему же теперь пренебрегаешь тем, кто дан тебе Богом? Но, высоко держа гордую голову и забывая о том, что браки совершаются на небесах, что ни один человек в жизни не встречается нам случайно, женщина начинает командовать в семье. И сама же от этого проигрывает, сама же терпит страшные скорби, теряет любовь и уважение мужа. Мужу не нужны в семье командиры, ему нужна любящая помощница, нежная жена, которая будет воспитывать детей. А она не умеет, не может и не хочет нести тот крест, который подает ей Господь. Да, этот крест очень нелегок. Мужчины разные: одни хотят работать – другие нет; одни хотят служить в армии – другие нет; одни желают идти по честному пути – другие им пренебрегают. Но ведь ты отдавала себе отчет, за кого выходишь замуж, на каких принципах строишь брак. Желала ты непременно выйти за честного человека или же сознательно не увидела в своем избраннике зачатки будущего пьянства, нелюбви к детям, пренебрежения тобой как женщиной и человеком? Так что же теперь стонешь? Проси у Бога прощения за то, что совершила; проси крепости и силы нести крест, который тебе дан для того, чтобы ты спасла свою душу. Непослушна жена мужу – значит, непослушна Богу и Его воле. И Господь делает детей точно такими же – для того чтобы ощутила заблуждающаяся, что она творит, как поступает по отношению к своему Создателю, насколько далека от образа Пресвятой Богородицы и Приснодевы Марии. Как Пресвятая Богородица несла Свой крест? С каким смирением Она приняла благовестие Божие и пророчества, которые касались Ее, все то, что происходило с Ее Сыном: когда Сын покидал Ее, когда благовествовал, умирал, когда Его распинали на Кресте – все это Она восприняла как Божию волю. Когда Господь видит, что женщина покорна в своем крестоношении, Он все раскладывает по своим местам. Приходит время, и муж бросает пить, в семье наступает мир и порядок, все устраивается. Если муж был случайным человеком в ее жизни, она со временем обретает другого супруга, который действительно послан ей Богом – за ее смирение и терпение страданий. Но происходит это, только когда женщина хочет исполнять волю Божию. А если не исполняет ее, то вместо спасения ее жизненный крест становится для нее крестом позора. Она остается одинокой, дети не слушаются, злословят собственную мать, говорят ей кощунственные слова, предают, бросают, выгоняют ее на улицу, – вот что она пожинает в старости. Если она непослушна воле Божией, то крест позора открывается ей в конце жизни: она остается у разбитого корыта. Не зная молитв, не зная порядка богослужений – она не может молиться, не умеет общаться с Богом. Вот такой удручающий итог. Господь милостив. Он старается каждого, кто перенес скорби и страдания, хотя бы в конце жизни привести к покаянию. Чтобы они припали к своему Творцу, чтобы, оглянувшись на свою предыдущую жизнь – жуткую, безнравственную, непослушную Богу, с разрушением своей семьи – от всего сердца оплакали содеянное. Господь дает возможность той, которая всегда высоко поднимала голову, низко склонить ее пред аналоем с Крестом и Святым Евангелием и искренне покаяться в заблуждениях и страшных поступках, которые до этого совершала.

На вопросы «Русского Дома» отвечает настоятель храма Державной иконы Божией Матери протоиерей Сергий Филимонов

Протоиерей Сергий ФИЛИМОНОВ - член исполкома Общества православных врачей России (ОПВР), председатель Общества православных врачей Санкт-Петербурга имени свт. Луки (Войно-Ясенецкого), кандидат богословия, доктор медицинских наук, профессор СПбГМУ им. акад. И.П. Павлова, практикующий лор-хирург высшей категории, главный редактор журнала «Церковь и медицина»

– Отец Сергий, впечатляет уже одно перечисление ваших должностей. По примеру святителя Луки вы совмещаете служение Богу с работой врача. Почему вы выбрали именно эту профессию?

– С пелёнок моя жизнь была связана с медициной. Запахом детства для меня был запах клиники. Я в буквальном смысле слова впитал его с молоком матери. Младенцем я лежал на носилках в машине скорой помощи, когда мама ездила на вызовы. В перерывах между осмотрами больных она кормила меня грудью. Позже, забрав из детского садика и начальной школы, меня оставляли среди больных и врачей.

Я окончил среднюю школу в 1982 году. Любил физику и математику. По результатам олимпиад меня могли зачислить в профильный вуз. Но мама сказала, что в медицине я смогу реализовать все мои способности. Конечно, таких высоких целей, как молодой Валентин Войно-Ясенецкий, я перед собой не ставил, но хотел послужить людям, помогать им в их скорбях и болезнях.

Мама училась и работала в Научно-исследовательском институте протезирования им. Альбрехта в Петербурге. Мне часто приходилось быть среди детей с повреждённой психикой. Отец работал в Военно-медицинской академии им. С.М. Кирова, участвовал в двух войнах – Эфиопско-сомалийской и Афганской. Он имел большой опыт хирургического лечения огнестрельных и минно-взрывных ранений, преподавал курсантам академии и лечил больных. Я видел, что мои родители всегда с большим вниманием, любовью и ответственностью относились к своим пациентам – к больным детям и взрослым с ампутированными конечностями.

– Известна фраза из автобиографии святителя Луки «Я полюбил страдание»: «Раненые салютовали мне ногами». Что этот святой значит для вас?

– До 21 года я ничего не знал о святителе Луке. Когда был курсантом Военно-медицинской академии, на курсе оперативной хирургии преподаватели рекомендовали нам «Очерки гнойной хирургии» как классический и прекрасный труд по медицине. В советское время нам не говорили о том, что его автор – священнослужитель. Когда я стал верующим врачом и начал воцерковляться, мой духовный отец – протоиерей Василий Лесняк, узнав, что я ничего не слышал про святителя Луку, принёс его автобиографию с пожеланием, чтобы я стал похожим на него, чтобы его жизнь стала для меня примером. Я изучал иконографию святителя Луки, даже сделал доклад на эту тему. Прочитав труды и проповеди святителя, был поражён его многогранностью, титанической высотой и силой его мысли. Мне стало ясно, что человек не сможет ничего подобного сотворить в своей жизни, если ему не станет помогать Бог. Так для меня через святителя Луку засиял свет Христа. В то время я был офицером и разрывался между желанием быть священником и в то же время не оставлять медицину. Как врач, я был тогда крайне не удовлетворён медициной. Возник профессиональный кризис.

– Почему вы не оставили медицину, как некоторые другие священники?

– Чтобы узнать волю Божию, я поехал на остров Залит к старцу Николаю Гурьянову. Он благословил меня не бросать медицину, а соединять служение Богу и ближнему. Автобиография святителя поразила меня до глубины души, и я стремился духовно ему подражать. Я всегда молился и молюсь во время операции, ставлю йодом крест на операционном поле или накладываю крестное знамение. Во время операции непрерывно читаю Иисусову молитву. В трудные моменты хирургического вмешательства молитвенно обращаюсь к святителю Луке за вразумлением и помощью и всегда её получаю. Нестандартные решения приводят к эффективному результату операции. Мне стало ясно, что исцеление тела без очищения души больного человека от грехов имеет несовершенный и половинчатый характер. Основа болезни закопана глубоко в недрах души грешника, и она провоцирует новую болезнь тела при его внешнем исцелении и видимом благополучии. Часто прибегая в своей клинической практике к Таинствам Церкви, я совершенно явственно обнаружил кардинальные изменения в патофизиологических процессах в организме моих больных, которые не поддавались ни общемедицинским канонам, ни логике.

Когда я сделал свой выбор, святитель Лука начал всюду «сопровождать» меня. На моём жизненном пути стали встречаться люди, имевшие то или иное отношение к святителю: пациенты, которых он оперировал, врачи, которые его лично знали или учились у него. К сожалению, в то время я не записывал эти свидетельства, так как не понимал их важности для себя и для других. Я их просто запоминал. Однажды я случайно встретил в поезде профессора Белову из Петербургского горного института, которую владыка в детстве крестил во время своей ссылки в Плахино. В горах она не раз попадала в опасные для жизни ситуации во время геологоразведки ледников. Всегда интуитивно чувствуя приближение опасности, в последние минуты она избегала смерти и приписывала помощь свыше святителю Луке. Она считала, что именно его благословение хранило её всю жизнь. И разве не чудо встретить в многомиллионной стране единственного живого свидетеля крещения? Ведь за свою жизнь святитель крестил всего двоих или троих детей. И другие дети к тому моменту умерли.

– А какие ещё интересные встречи вы помните?

– Познакомился я с архимандритом Иннокентием, правнуком известного святого – святителя Иннокентия, митрополита Московского, апостола Аляски и Сибири, которого в молодости святитель Лука благословил быть хирургом до принятия монашества. За 25 лет его хирургической работы никто из его пациентов не умер. В советское время он, как и святитель Лука, ставил крест перед операцией, хотя и очень боялся, что его выдадут и уволят безбожные сотрудники. Встречался я и с писателем Лялиным, которого святой Лука оперировал.

Прихожанином моего храма является Николай Николаевич Сидоркин, внучатый племянник святителя, сопровождавший его в старости и помогавший ему как келейник. Общение с ним помогло ближе познакомиться с семьёй святителя, его родителями, детьми и потомками, среди которых и врач Татьяна Войно-Ясенецкая. Я понимал, что эти встречи промыслительны – святитель Лука открывался мне во всей широте своей жизни.

– Как и с какой целью было создано Общество православных врачей России?

– ОПВР было создано вследствие снижения духовного и нравственного уровня современной отечественной медицины, разобщённости медицинских работников, исповедующих православную веру, из-за низкого уровня душевного и христианского сострадания к лицам, нуждающимся в медицинской помощи, активизации и широкого распространения экстрасенсорики, магических и прочих оккультных техник воздействия на население. В 1998 году священноначалие благословило меня создать Научно-просветительское Общество православных врачей Санкт-Петербурга им. свт. Луки (Войно-Ясенецкого), архиепископа Крымского. Мы стали молиться ему.

На логотипе ОПВ СПб на фоне российского флага изображены ангел на Александрийском столпе и красный крест – символ медицинской помощи и врачебного искусства, заключённые в круге – символе вечности, объединяющем небесное и земное. Это было одно из первых подобных Обществ в возрождаемой России. Оно родилось по инициативе отдела благотворительности епархии и двух наиболее крупных сестричеств милосердия: Покровского и св. мц. Татианы. Тогда я был настоятелем больничного прихода св. великомученика и целителя Пантелеимона на Ручье. Созданию Общества предшествовала скрупулёзная подготовка проекта Устава и положений о внутренней деятельности специально созданной рабочей группой. В 2001 году в Институте травматологии и ортопедии мы открыли первую в Санкт-Петербурге часовню в честь святителя Луки, через которую прошли тысячи травматологических больных.

– Общество православных врачей Санкт-Петербурга имени свт. Луки (Войно-Ясенецкого) – это региональное отделение Российского Общества православных врачей имени святителя Луки (Войно-Ясенецкого). Как создавалось ОПВР?

– Девять лет назад, 29-30 сентября 2007 года мне выпала честь участвовать в учредительной конференции, посвящённой созданию ОПВР (opvr.ru), которая состоялась в Белгороде в рамках I Всероссийского съезда православных врачей. 12 октября Патриарх Алексий II благословил деятельность ОПВР, присвоив ему имя святителя Луки (Войно-Ясенецкого), архиепископа Симферопольского. Было удивительно и радостно видеть, что зерно, посеянное исповедником и врачом более 50 лет назад, дало такие обильные всходы и в нашей стране, и за её пределами.

Беседовала
Ирина Рамизовна АХУНДОВА

Пастырский долг перед Богом и людьми

Во-первых, хо­телось бы сказать, что отец Василий действительно нес подвиг служе­ния Христу. И об этом можно смело говорить, потому что та молитва, то служение, то окормление людей, которое он прово­дил, не могло реа­лизовываться без особого действия благодати Божи­ей. Это понятно с точки зрения его физического со­стояния, возраста и огромного коли­чества людей, при­текающих к нему. И огромную ответ­ственность он нес и за храм, как на­стоятель, и за все то, что было ввере­но в его руки.

Как-то отец Ва­силий, когда мы были на богос­лужении, сказал мне: «Отец Сергий, подойди, может быть, что-нибудь посоветуешь, как врач, посмотри». И протянул мне «портянку». Она, примерно сантиметров пятнадцать размером, была исписана мелким убористым почерком его различными диагнозами. Я знал, и как врач, сталкивался с тем, что в семьдесят лет люди болеют достаточно, и привык к тому, что в преклонном возрасте в исто­рии болезни пять-шесть-семь заболева­ний, восемь - норма. Но когда я увидел «портянку», в которой было за двадцать наименований - можно было смело ска­зать, как вообще с этим можно жить и при этом, проводить по двенадцать часов на ногах, исповедуя людей, молясь, скорбя и отвечая на вопросы. Естественно я по­нимал, что этот вопрос был задан батюш­кой с подвохом - зачем ему спрашивать, когда ему самому многое было открыто. К тому же его лечили достаточно известные врачи, внимательные, наблюдательные, и он находился под медицинским наблюде­нием. Я ответил батюшке: «Да Вы сами знаете!» - понимая подоплеку этого во­проса, то, что она имела чисто пастыр­ское значение. Когда видишь «портянку» в двадцать пять - тридцать заболеваний, которые имеют достаточно серьезный характер, то понимаешь, что священни­ку осуществлять свое служение со всем этим возможно только при содействии Благодати Божией.

Подоплеку этого вопроса, или, вернее даже, ответ, я получил в самом этом во­просе, который для меня является укре­пляющим по настоящее время. С годами мы не молодеем, но не надо христианину, священнослужителю скулить, не надо ему плакаться, не надо ему унывать, он должен нести свое служение Христу, он должен идти по дороге жизни, доверяя Богу, прикрепляясь к нему всем сердцем. И Господь его, такого человека, не посра­мит. Он даст ему силы, даст ему возмож­ность, он даст ему терпение превозмогать все то, что у него есть. И эти заболевания уходят на второй или третий план, а все остальное дает Господь.

Этот случай - мелкий штрих, кото­рый является примером. Батюшка таким образом учил: «Вот я не скулю. Вот я несу то, что мне положено - свой пастырский крест - вот так крест надо нести». Он не мог сказать об этом прямо, это было бы, может быть, не совсем скромно, а в подо­плеке такого вопроса - весь смысл, всё объяснение.

Другие назидательные моменты я по­лучил от батюшки, даже не в течение того времени, когда его знал, а, пожалуй, одним из самых глубоких впечатлений и размышлений такого священнического характера для меня были последние дни батюшки и его кончина.

Дело в том, что тридцатого декабря, когда отмечается очередная годовщина Хиротонии нашего митрополита Санкт­-Петербургского и Ладожского Владими­ра, в Казанском соборе проводится празд­ничное богослужение. Мы съезжаемся поздравлять архиерея, молимся с ним, участвуя в евхаристии, и практически все настоятели храма собираются для со­вместной молитвы. Отец Василий никог­да не пропускал эти богослужения. И я помню, по Исаакиевскому и по Казанско­му собору, он всегда говорил, что необхо­димо поздравлять архиерея, но это долж­но быть не как-то, а выражено конкретно, в молитве, в соучастии и в евхаристии. И когда батюшка незадолго до кончины мо­лился, прямо в алтаре ему стало плохо. Он не ушел со службы, а продолжая сидя молиться, попросил чтобы ему вычитыва­ли молитвы, которые положены во время божественной литургии. Он был покрыт мокрым потом, слушал, и в тот момент, когда надо было идти причащаться, он встал, привел себя в порядок, всех от­странил, хотя уже тогда его бледное лицо свидетельствовало о нарушении мозгово­го кровообращения, пошел и причастился святых Христовых тайн.

Характерно, что после причастия он мог бы уже отдыхать, но нет, батюшка до конца выполнил свой долг, поздравил нашего Владыку митрополита и поехал не домой, а в храм. Поскольку духовные чада узнали, что с батюшкой произошло нарушение речи, что ему было очень плохо, они испугались и, конечно, люди с трепетом ждали в храме.

Надо сказать, что батюшка всегда был очень мужественным человеком не только глубокого духовного такта, но очень бережно относившимся к пережи­ваниям окружающих его людей и духов­ных чад. Я должен сказать, что это одна из редких свойств священника, когда он свои мысли посвящает не только себе и своему состоянию - что со мной бу­дет? - а тому, как это скажется на тех людях, которые в него верят, которые о нем переживают, и во всех ситуациях он старался сглаживать такие внутренние переживания людей.

Батюшка благословил, чтобы водитель вез его в Серафимовский приход. По­скольку я врач и в этот момент находился рядом, я промыслительно видел все про­исходящее и делал для себя соответству­ющие выводы. По приезду в приход, успо­коив людей, убедившись в том, что они перестали переживать - хотя ему уже было очень сложно говорить, речь у него была сильно нарушена, он не мог выгова­ривать фразы - тем не менее, батюшка благословил всех. Все успокоились. По­звонил домой и поехал, стараясь никому не доставлять никакого беспокойства. Этот случай, еще раз повторюсь, про­извел на меня глубокое впечатление, в связи с тем, что батюшка показывал, как пастырь должен до конца выполнять свой священнический долг, при этом помня о людях и об ответственности, которая ле­жит на нем, как на священнике.

Это наблюдение, предсмертное, пе­рекликается с теми случаями, которые были до того. Я помню, когда накану­не престольного праздника Серафима Саровского, как раз в день Святителя Василия Великого, у батюшки была температура около тридцати восьми. Он служил в алтаре. Ждал, пока за­кончим, причастился святых Христо­вых тайн. После этого ему принесли чашку с лекарствами, он был весь насквозь мо­крый, и, тем не менее, все равно был настроен слу­жить Престоль­ный праздник на следующий день. Меня тоже это тогда глубоко поразило, я не пом­ню точно, какие слова сказал отец Василий, но смысл их заключается в том, что настоятель или священнослу­житель должен нести ответствен­ность и должен вы­полнять свой долг мужественно и при температуре, и при плохом самочув­ствии, не плакать­ся в этот момент, не стараться сойти с того места, куда поставил Господь, а выполнить все от начала и до конца. И приняв все лекар­ства, горячий чай, пропотев, будучи очень усталым, он на следующий день служил так, как по­ложено, Престоль­ный праздник.

«Я не могу игнорировать моего архие­рея, я обязан быть в свой престольный праздник с людьми, они должны со мной молиться, должно быть утешение» - вот такой настрой до конца был харак­терен, для отца Василия, во все дни, сколько я знал его. Такая внутренняя несгибаемая воля, долг и ответствен­ность перед Богом и перед людьми.

Не было никаких назиданий, много слов батюшка не говорил, но само его по­ведение, сам характер выполнения его послушания, его личный пример показы­вал, как должен священник относиться к различным трудным обстоятельствам жизни, состоянию здоровья, каким-то настроениям в храме или каким-то труд­ностям в служении, что он должен твердо стоять, уповая на помощь и на волю Бо­жию. И выполнять свой пастырский долг до конца.

И я должен сказать, что эти несколь­ко случаев, о которых я рассказал, в течение уже многих лет, когда отца Ва­силия нет, в трудные минуты меня укре­пляют. Его образ возникает перед мои­ми глазами и всегда для меня является немым укором совести с его стороны: «ведь я это делал, ведь я так служил - почему ты так не сумеешь?» И одновре­менно становится назиданием, что если помолишься Богу - и преодолеешь всё с помощью Божией. И что очень важ­но - когда другой священнослужитель идет таким путем, то на его примере уже знаешь, как вести себя в подобных ситуациях. Поэтому здесь не теория, а конкретная христианская жизнь.

Еще, вспоминая батюшку, мне хо­телось бы сказать несколько слов о его последних минутах. Потому что, думая о том, что происходило непо­средственно перед его кончиной, еще раз возвращаясь мысленно к тем собы­тиям трехгодичной давности, я пони­маю, что это, конечно же, было Божие чудо, промысел. Это опять же прояв­лялось пастырской любовью к своим пасомым.

Когда у отца Василия случилось нарушение мозгового кровообращения, и он был помещен в больницу, началось соответствующее лечение. Первый раз его привезли на литургию в Рождество Хри­стово. Батюшка причастился, после это­го что-то говорил, но не мог еще твердо стоять на ногах, речь и память были еще нарушены. А еще через семь дней, отец Василий уже служил полную службу. Он принимал поздравления от Владыки митрополита и принимал соответствую­щие награды. После этого провел по­здравительный вечер с теми, кто приез­жал к нему в гости, то есть практически он был на ногах в течение шести часов, в состоянии отличной и безукоризнен­ной памяти, с глубокой молитвой, яв­ной была только небольшая усталость на лице.

Как врач, я понимаю, что это совер­шенно невозможно - с точки зрения медицины. Потому что, когда у человека случается инсульт и предынсультное со­стояние, и если он так себя ведет, может что угодно произойти. Повторю, это не­возможно для человека с инсультом - за семь дней подняться на ноги. И со­вершенно невозможно, чтобы человек, который был без памяти, с нарушениями речи четырнадцать дней назад - в пол­ном объеме служил службу, отвечал на вопросы и участвовал в богослужении. Но это факт, это действительно реаль­ное событие, которое происходило с от­цом Василием.

Я, конечно, понимаю, что здесь была и молитва духовных чад, и опять же проя­вилась ответственность и любовь само­го отца Василия к духовным чадам. Он не хотел, чтобы престольный праздник и день ангела, были омрачены для них сле­зами расставания, переходом в вечность. Он знал, что это будет, но Господь смило­стивится и по его молитвам даст возмож­ность людям в последний раз испытать радость сопереживания совместных мо­литв, совместного общения, даст возмож­ность получить последнее благослове­ние и напутствие на свою последующую жизнь. И когда эти последние благосло­вения были даны, он с чистой совестью, с чистой душой до конца, до последней точки, исполнил свой пастырский долг и ушел на Небо.

В отношении вопроса о том, что проис­ходит на протяжении трех лет. Я должен сказать что, в последние годы жизни ба­тюшки у меня не было возможности часто с ним встречаться, как это было раньше. И конечно, я от этого где-то и скорбел, но должен был исполнять свои священниче­ские обязанности. Священнику на самом деле, не так-то легко вырваться, как ка­жется, для того, чтобы задать вопросы и просто побыть с любимым духовным от­цом и, что называется, на себе ощутить тепло отцовской руки.

И когда мы, сами священники, не име­ем такой возможности, тоже страдаем от этого, нам этого не хватает. И теперь уже прошло время, вот это трехлетнее, и все то, что узнается от людей, через ки­нофильмы, книги - с каждым годом, все больше и больше раскрывает те черты и грани характера, которые были прису­щи отцу Василию. Ведь для того, чтобы у людей не было искушения восхвалять человека, как святого, такие священни­ки как батюшка, ведут себя с неким рас­суждением, они не показывают каждому отдельно взятому человеку, всю свою душу, открывая лишь определенную грань. И потом, когда человек уходит из этой жизни, без опасности повреждения для себя, люди, обмениваясь тем, что они дело, что стояло за его именем, и Кто ре­ально помогал отцу Василию в его слу­жении.

Поэтому период учебы продолжается и сейчас. И батюшка ощущается для нас живым, назидающим и продолжающим наставления, и я могу об этом твердо свидетельствовать. Потому что посто­янно получаю какие-либо подсказки или какие-то пояснения, которые необходи­мы в священническом служении, через то или иное, что связано с жизнью отца Василия.

О судьбе духовных чад. Дела, которые благословил отец Василий - живут.

Когда отец Василий умер, возникла такая парадоксальная ситуация, которая бывает обычно со смертью таких людей высокого духовного уровня: люди, часть людей, стали находиться в прострации. Ведь то, что совершал батюшка, совер­шалось по благодати Божией. И своими советами, своими молитвами отец Васи­лий помогал даже тем, кто пребывал в унынии. Некоторые из людей говорят о том, что после смерти отца Василия, они вдруг почувствовали резкое духовное оскудение. Нет такого горения веры в сердце, нет такого желания делать то-то или то-то. Здесь можно провести очень простое сравнение. Когда горит очаг, и в него запускается металл, железо рас­калено, когда металл отводишь или га­сишь очаг - железо начинает остывать. Остыл очаг - не стало отца Василия, и, естественно, люди стали тем, чем были.

Отец Василий дал каждому человеку правильные основы, правильный жиз­ненный выбор, правильный путь, открыл волю Божию - как человек должен идти по жизни. Но ведь батюшка не может и не должен жить жизнью другого челове­ка. Вот и возникла такая ситуация, когда многие духовные чада вдруг ощутили, что у них что-то стало рушиться, что-то куда-то не пошло, и что вдруг возникло безволие и даже отхождение от церкви. То есть проявилось самое негативное. Здесь хотелось бы как раз и пояснить, что задача священнослужителя в том, чтобы человеку помочь правильно духовно орга­низоваться.

Отец Василий каждому дал благослове­ние определенное и помог найти свой путь в жизни и совершенно конкретное христи­анское делание. Но если это делание раз­валилось, понятно, здесь проблема не в отце Василии, а в том, кто носитель этого дела, как он относится к этому благосло­вению, как он трудится дальше над собой. Ведь батюшка дал начало, а человек дол­жен продолжать трудиться. Если не будет духовного труда, то не будет и реализации тех семян, которые посеял отец Василий. И это нормально. Надо себе это совершен­но реально представлять.

Поэтому возникает такой внутрен­ний конфликт: как так, я был духовным чадом такого великого человека, я был духовным чадом такого духоносного отца, почему же сейчас у меня ничего не получается. Потому что я дальше не тружусь. Необходимо уже это понять и очнуться некоторым духовным чадам. Понять то, что дальше требуется мо­литва Господу, молитва упокоения отца Василия, и просьба к батюшке, чтобы он помог реализовать все то, что было заложено, и все то, на что были даны какие-то советы. Без труда ничего не получится. Надо понять.

Протоиерей Сергий Филимонов, настоятель храма во имя Державной иконы Божией Матери г. Санкт-Петербурга

ПРОТОИЕРЕЙ СЕРГИЙ ФИЛИМОНОВ - настоятель петербургской церкви во имя иконы Божией Матери «Державная», профессор, доктор медицинских наук, кандидат богословия. Его кипучей энергии можно только позавидовать! Отец Сергий построил 6 больничных церквей и часовен, организовал общину сестер милосердия, центр милосердия св. мчц. Татианы, братство трезвости, братство сострадания и милосердия, душепопечительский центр по реабилитации пострадавших от магии, оккультизма, алкоголизма и наркомании, загородный реабилитационный центр, основал Общество православных врачей Санкт-Петербурга, содействовал основанию Общества православных врачей России, аналогичных обществ и сестричеств в других городах России. О деятельности последнего его детища, о том, что волнует сегодня православных врачей, как они относятся к тем или иным явлениям, мы и беседуем сегодня с отцом Сергием.

Задачи организации


- Отец Сергий, расскажите о вашей организации. Каковы ее цели, задачи?

Общество православных врачей - это общественная организация, которая объединила верующих православных врачей Санкт-Петербурга, в единый соборный организм, что позволяет врачам иметь единомыслие по поводу проблем, возникающих в современной медицине, которые сейчас принято называть особым термином «биомедицинские проблемы». Также мы ставим своей целью помогать тем гражданам - прежде всего верующим, которые нуждаются в лечении и не имеют на это соответствующих средств.

Я знаю, что первоначально организация задумывалась для того, чтобы противостоять оккультным, колдовским и другим темным силам, а также тоталитарным сектам.

Да, а также заниматься реабилитацией пострадавших лиц, и через эту реабилитацию заниматься миссионерством, а через миссионерство открывать людям глаза, что Церковь позволяет делать в отношении лечения своего организма, а куда обращаться не следует, и к каким тяжелым последствиям это может привести. Поэтому, естественно, это вылилось в такие научно-просветительские цели. Мы проводим различные заседания, на которые могут собираться открыто люди со всего города, используем разного рода печатные издания - газеты, журналы, проводим выступления на радио и телевидении, иными словами, используем широкий спектр всех средств массовой информации, включая Интернет, для того, чтобы обозначить свои позиции.

Омоложение - это грех

- Расскажите, пожалуйста, о выводах, к которым вы пришли, исследуя те или иные актуальные темы, например, о вашем отношении к омоложению стволовыми клетками.

Рассматривая данный вопрос с точки зрения верующего человека, я считаю: относиться нужно очень осторожно. Обычно омоложение происходит при помощи стволовых клеток либо используются какие-то технологии: фетальная терапия, фетальные кремы или специальные уколы. Если омоложение является самоцелью, оно человеку ничего не дает. Более того - оно вступает в конфликт с Божьим замыслом о человеке: ведь человек по замыслу Творца должен прожить определенное количество лет и умереть. А если он ставит своей целью омолаживаться для того, чтобы быть привлекательным - к примеру, женщины хотят, чтобы мужчины реагировали, чтобы в 50 лет можно было мужчину соблазнить и он оказался с такой 50-летней или 60-летней женщиной в постели, или заключил с ней совершенно несуразный брак с 20-30-летней разницей, - то в этом есть неправда.

- Потому что цели, которые ставятся - земные, греховные?

Да, они достаточно конфликтные с Богом. Другое дело, когда человек поддерживает жизнедеятельность своего организма посредством какой-то диеты, или воздержания от алкоголя, или проводит санаторно-курортное лечение, потому что ему предстоит тяжелая работа в течение года, или у него семья и много детей, он тратит много сил, чтоб прокормить их - и поэтому он ложится на профилактическое лечение, или раз в неделю ходит в спортивный зал, - это нормально. Вот к такого рода «омолаживанию» организма можно относиться положительно. Это не противоречит Божьему замыслу о человеке.

Чем опасны ГМО

- Скажите, а есть ли есть данные по генетически модифицированным продуктам? Действительно ли они вредны для организма человека?

Работы по генетически модифицированным продуктам проводились, и у нас был специалист, который достаточно серьезно занимался этим вопросом, даже имел монографии, но в настоящее время все научные работы в этой области свернуты.

- Почему?

Есть определенные причины. Те компании, назовем их транснациональные (они занимают практически весь рынок этих продуктов, и их штаб-квартира находится в Соединенных Штатах), заинтересованы в этом, чтобы эти продукты широко распространялись по всему миру. И даже когда в Европе был принят закон об ограничении ввоза модифицированных продуктов, благодаря финансовым средствам, которые дали компании, они смогли изменить существующее законодательство. Этот закон был отменен. Зерна, которые посеяны из этих продуктов, как правило, не дают больше двух всходов. Потом надо опять обращаться в компанию-производитель. Это значит, что все садятся на так называемый «пищевой крючок», так как они будут зависеть от компаний, которые это производят.

- Какое влияние на человеческий организм оказывают эти продукты?

Работы по исследованию этого вопроса не проводятся, и понятно, что люди, которые работают на рынке продажи этих продуктов, не заинтересованы в том, чтобы появилась информация о негативном влиянии этих продуктов на человеческий организм. Здесь уже возникают интересы большого капитала, больших денег, и понятно, что эти компании лоббируют все научные исследования в этой области. Я знаю, что многие такие лаборатории были закрыты, а ученые, которые занимались такими исследованиями, преследовались.

- Но все-таки что-то уже известно?

Для того чтобы говорить, как могут действовать модифицированные продукты, нужно, чтоб прошло одно-два поколения людей, употребляющих эти продукты, и должно быть проведено массовое обследование большой выборки - ста-двухсот тысяч человек, которые употребляют эти продукты. Тогда можно определить их положительное или отрицательное действие. Но мы знаем из опыта человеческой жизни, что любые генные модификации, любые игры с генами - они бесследно для человеческого организма не проходят.

Хочу ребеночка любой ценой?

ПОСЛЕ ЗАСЕДАНИЯ общества.
Разговор с врачами
- Скажите, а к таким явлениям, как зачатие в пробирке или суррогатное материнство, как людям относиться?

По этим вопросам существует соборное мнение Церкви. Юбилейный Архиерейский собор Русской Православной Церкви 2000 года совершенно четко определил, что все виды экстракорпорального оплодотворения, которые на данный момент существуют, не благословляются Церковью, потому что во время этих оплодотворений происходят вещи, которые Церковь не может принять. И самое недопустимое - редукция лишних эмбрионов. Разрешен вид искусственного оплодотворения, когда все происходит естественным образом без зачатия в пробирке. Но, к сожалению, его эффективность не очень велика, она не превышает 20%. Поэтому это вопрос сугубо индивидуальный, но, естественно, использование чужого генетического материала, какая бы ни была прекрасная методика, и даже если не будет редукции эмбрионов, - это нарушение целостности брака. Возникает чужой генетический набор. Это значит, что в семье появляется чужой человек. Его не видно, но гены его присутствуют в этом ребенке. Значит, целостность брака нарушена и супруги не идут по воле Божией, но ищут обходной путь.

- А что касается суррогатного материнства?

Сейчас готовится новый законопроект о репродуктивных технологиях (он подготовлен министерством здравоохранения России), в котором суррогатное материнство узаконивается. И в законе об охране здоровья граждан этот вид технологий утвержден. Но надо сказать, что это законодательное решение абсолютно противоречит закону Божьему. Потому что воспитание ребенка в утробе чужой матери противоестественно и нарушает всякие этические принципы. У такого родившегося ребенка может быть одновременно несколько родителей. И это полный нонсенс! Например, в Бразилии была бесплодной дочка, мама решила родить ей ребенка. Она стала суррогатной матерью для своей дочки, родила ребенка. Возникла двойственная ситуация: с одной стороны, она является для ребенка матерью, с другой стороны, она является одновременно бабушкой. Возникает путаница: кто же она тогда такая - бабушка или мама? Кем теперь является дочь по отношению к ней? То есть возникают вопросы как в медицинской плоскости и социальной, так и в плоскости духовно-нравственной и плоскости церковной. И везде проблемы. Поэтому, безусловно, такая методика - она неприемлема.

- В то время как у нас сотни тысяч детей-сирот без родителей, можно брать их спокойно и воспитывать.

Да, если есть желание, ответственность и гражданское мужество.

Грехи и болезни - связаны

- Поговорим о болезнях. Скажите, а есть ли какая-то логическая связь между некоторыми человеческими грехами и болезнями?

Ну, связь кое-какая просматривается. Православные врачи и священники, исходя из медицинского и пастырского опыта, хорошо видят их. Например, человек постоянно гневается, раздражается, кричит, орет, скандалит. Какой у него грех? Он заражен гневно-раздражительной страстью. Если он с ней не борется и не воспитывает себя в духе кротости, в духе терпения, великодушия, смирения, то тогда этот грех, его греховная страсть может вылиться в язвенную болезнь желудка или в гипертоническую болезнь. Поэтому гипертонической болезнью нередко болеют те люди, которые часто психуют, все время шумят, кричат, негодуют. Если человек имеет блудную страсть, то, безусловно, он может наткнуться на инфекцию, передающуюся половым путем.

- Верующие по-другому переносят болезни?

Люди, которые понимают, что греховным страстям должна быть противопоставлена добродетель терпения и молитвы, благодушно переносят все, благодарят Бога, молятся и благодаря этому преодолевают депрессивные состояния. А у тех, которые в этом грехе, в этой страсти продолжают находиться, развиваются различные психические заболевания. А если нет психического заболевания, то они находятся в каком-то психопатическом состоянии, и тогда они отравляют жизнь и себе, и окружающим - отсюда и мысли не о том, чтобы продолжать бороться за жизнь, а о том, чтобы ее прекратить. Вот и связь с этой страстью. Так вот, если копнуть, то, конечно же, видно, что те или иные заболевания - они связаны со страстями. Однако нельзя только заниматься антропоморфизмом страстей или говорить, что вот именно эта болезнь связана четко с этой страстью. Есть то, что просматривается, а есть вещи, которые для нас закрыты и являются тайной Божией, и мы не должны пытаться здесь что-то вскрыть.

Почему важны исповедь и причастие

- Какую роль в исцелении людей играет исповедь и причастие?

Исповедь и причастие играют огромную роль в жизни больного человека. Должен сказать, что, наблюдая за тем, что происходит с людьми в результате исповеди и причастия, в свое время как врач я и пришел к мысли о том, чтобы стать священнослужителем. В результате глубокого покаяния Господь может изменить физическое состояние человека, и это реальность, и мы ее наблюдаем. Наш приход находится рядом с больницами. Рядом 3 больших больницы - 122 медсанчасть, Областная больница, госпиталь ГУВД. Мы ходим к больным, сами больные к нам обращаются. За это время, а мы уже 17 лет несем это служение, были десятки тысяч обращений. И мы совершенно четко видим эти закономерности - как выздоравливают без запланированного хирургического вмешательства, когда они покаются и причастятся.

- То есть люди получили чудесное исцеление?

Были случаи чудесного исцеления, и были случаи благополучного выздоровления, были случаи благоприятного протекания операции. Были случаи, когда люди могли стать калеками, находились в состоянии, несовместимом с жизнью, и выходили, что называется, сухими из воды. То, что удалось увидеть, противоречит самим физическим законам. Бог вмешивается в происходящие процессы и продолжает, как и 2000 лет назад, исцелять людей. Он Сам смотрит, как и когда подать врачевание через врача, а когда Ему Самому вмешаться. Безусловно, мы убедились за это время не теоретически, а практически, как помогает Таинство Церкви человеку, который к нему обращается.

- И вы всем больным советуете, прежде чем обращаться к врачам, пойти в церковь и исповедаться и причаститься?

Ну, всем больным сложно посоветовать, потому что среди больных есть и люди неверующие, и мало верующие. И не верить в Бога - это их позиция. Мы говорим о том, что это необходимо, а человек сам делает выбор. Мы им напоминаем слова преподобного Нила Синайского о том, что прежде врачей обращайся к Богу и молитве.

Здоровая ли мы нация?

- Насколько, на ваш взгляд, мы больная или здоровая нация? Есть ли какая-то статистика?

Статистика есть, и эту статистику ежегодно приводят на Рождественских образовательных чтениях в Москве. Ее приводили люди очень высокого ранга, те, которые имели доступ к информации. Статистика - вещь очень сложная, ей нельзя до конца доверять. Но, тем не менее, даже при тех не всегда точных и правильных показателях, которыми располагают статистические органы, можно проследить некоторые тенденции, и одна из них известна под названием «русский крест».

- Это когда смертность превышает рождаемость?

Да. Мы совершенно четко наблюдаем демографический спад. Мы это видим и в нашем городе Санкт-Петербурге, и по всей стране. Причины известны. Но на этот процесс на данный момент мы повлиять не можем, потому что, во-первых, существующие законы не позволяют изменить ситуацию, и, во-вторых, потому что голос Церкви на данный момент в народе не слышен. Люди не слышат набата Церкви об опасности, которая нависла над народом. Мне не хочется этими цифрами пугать людей и расстраивать...

Ну, а что самое большее у вас вызывает тревогу - может быть, участившиеся случаи бесплодия? Где-то я читал, что у нас 25% пар не имеет детей по причине бесплодия. Или, может быть, рост алкоголизма?

Количество людей, которые страдают бесплодием, на самом деле достигает даже, по мнению некоторых исследователей, до 40%.

- А с чем это связано?

С беспорядочной половой жизнью. Сегодня как бы все дозволено, и нам прививается западный образ отношений в семье, где муж и жена - это не муж и жена, а партнеры, или друзья на время, и в результате этой беспорядочной жизни люди вовремя не рожают детей, а потом болезни, которые развиваются, не позволяют им иметь детей. Это раз. Второе - конечно, высокий уровень алкоголизма и наркомании. Кроме того, огромное количество абортов, сейчас - 2 миллиона в год. Но, тем не менее, прерывание беременности разрешено. Если не будет укрепляться институт семьи и поощряться деторождение, то мы не сможем выйти из того положения «русского креста», которое на данный момент сложилось.

Как помочь умирающему человеку?

- Отец Сергий, все мы однажды умрем. Быть может, интервью прочитает человек, который смертельно болен. Скажите, как можно помочь умирающему человеку подготовиться к смерти?

Прежде всего надо умирающему человеку напомнить о том, что это все-таки определенная стадия жизни. Что смерть - это такой отрезок, который является частью жизни. И это очень важный участок жизни, который надо прожить, прожить осмысленно. И очень часто этот отрезок помогает расставить очень многие точки над «i» в жизни человека. Второе - чтобы человек, который подходит к этому рубежу, помнил о том, что смерть является только запятой, она не является точкой в его личностном бытии. Потому что вслед за этой запятой следует вечная жизнь. И поэтому человек, который находится на этом этапе, должен жить надеждой вечной жизни, и соответствующим образом к этому готовиться, понимать, что его ждет встреча с Богом. И что за этой запятой только начнется большая, настоящая, развернутая жизнь. Что та жизнь, которая была здесь - это только подготовка, это только испытание склонностей человека, черт его характера, его отношения к Богу, его отношения к вечности, его преданности, а настоящая жизнь начнется там. Там человеку будет дана возможность развернуть все свои способности, и время там не будет ограничено. Потому что наш Бог не есть Бог мертвых, а Бог живых. Поэтому человек умирающий должен верить в жизнь, а не в уход в какое-то непонятное небытие. И это должно давать ему очень сильную опору. Но к этому ответственному моменту перехода туда, в вечность, он должен соответствующим образом подготовиться.

Часто уход человека в мир иной ускоряет огромное количество негативных новостей, долетающих с телеэкрана. Скажите, как можно себя обезопасить?

Во-первых, нужно понимать, что журналисты подают информацию, которая их реализует как журналистов, это их хлеб. Но это не значит, что каждый человек должен на это все реагировать. Есть прекрасные передачи, которые, например, заставляют человека о чем-то задуматься, проанализировать, какая ситуация в стране, например, передачи Мамонтова, известного журналиста. Потом, есть передачи, где люди вспоминают о Великой Отечественной войне, тоже нелишне вспомнить. Есть передачи из области культуры, которые с детьми важно смотреть, о географии, о животных - какого-то общего развития. Есть очень глубокие передачи духовно-нравственного содержания, которые заставляют задуматься о жизни, под каким-то углом посмотреть на проблему - безусловно, мы выберем эту программу. Но это не значит, что надо смотреть все негативное, что на нас выливается. Мы здесь сами хозяева.

Перед интервью вы посмотрели нашу газету. Скажите, насколько важно, чтобы такие газеты, как «Вечный Зов», имели место быть в обществе? И что бы вы читателям посоветовали?

Те ориентиры, которые дает ваша газета, наводят человека на мысли о том, как он должен духовно строить свою жизнь и какие он должен сделать выводы, анализируя свое сегодняшнее состояние. Это должно быть не праздное чтение, а чтение к действию, чтение к практике. Человек должен спросить: а что я могу сделать, что во мне соответствует тому, что я читаю, что это мне дает? Любая духовная литература, в том числе и газета, которой вы занимаетесь, - она, безусловно, способствует тому, чтобы это влияло на спасение души человека. Все, что влияет на спасение души человека - оно положительно, оно Богом благословенно. А все, что отвращает его от этого спасения - оно вредит человеку и просто растрачивает его силы. Поэтому я желаю читателям, чтобы они не были «головастиками», то есть не получалось так, что в голове очень много, а на практике очень мало, а чтобы они потихонечку вводили в свою жизнь, соизмеряли с ней то, что они прочитали в газете или в других духовных изданиях.

- Спасибо большое, отец Сергий!

Вел беседу Сергей РОМАНОВ
Фотографии из архива о. Сергия

Протоиерей Сергий Филимонов


Протоиерей Сергий Филимонов pодился 27 сентября 1965 г. в России в г. Мариуполе (Жданов).
В 1982 г. с золотой медалью закончил среднюю школу в Ленинграде. В 1988 г. с отличием закончил Военно-медицинскую академию. Проходил службу офицером Военно-Морского флота на кораблях СССР. В 1993 г. закончил обучение в адъюнктуре Военно-медицинской академии, защитил кандидатскую диссертацию в области отоларингологии и военно-морской и авиационной медицины. Перешел на работу в гражданское здравоохранение, работал на различных должностях. С 1995 г. и по настоящее время - преподаватель Санкт-Петербургского Государственного Медицинского университета им. акад. И. П. Павлова на кафедре оториноларингологии. Действующий ЛОР-хирург, область научных интересов - микрохирургия уха. Врач высшей категории.
В 2005 г. защитил докторскую диссертацию в области организации здравоохранения и биомедицинской этики. В 1995 г. рукоположен сначала в дьякона, затем во пресвитера (священника) и назначен настоятелем для создания больничного «Прихода св. вмч. и целителя Пантелеймона на ручье» и строительства церкви во имя иконы Божией Матери «Державная» в Санкт-Петербурге.
В 1999 г. экстерном закончил Санкт-Петербургскую духовную семинарию, защитив дипломную работу на тему «Пастырское служение в больнице». В 2003 г. закончил Духовную академию и в 2006 г. защитил богословскую диссертацию на тему: «Пастырское служение в государственных и церковных медицинских и медико-социальных учреждениях России в начале XXI в.».
В 2005 г. по благословению Святейшего Патриарха Алексия II возведен в сан протоиерея.
За время медицинской и церковной деятельности построил 6 больничных церквей и часовен, организовал общину сестер милосердия, центр милосердия свщмц. Татианы, братство трезвости, братство сострадания и милосердия, городской Душепопечительский центр по реабилитации пострадавших от магии, оккультизма, алкоголизма и наркомании, 2 загородных реабилитационных центра, основал Общество православных врачей Санкт-Петербурга, содействовал основанию аналогичных обществ в 15 городах России.
Является главным редактором журнала «Церковь и медицина».
Автор 1 изобретения, 53 рационализаторских предложений в области медицины, 69 публикаций в научно-медицинских и церковных изданиях, из них 14 монографий и учебников, в том числе касающихся пастырского служения в больнице.
Женат, имеет троих детей.

Проповеди (видео)


О болезнях, лекарствах и вере

Книга «О болезнях, лекарствах и вере» состоит из ответов двух православных медиков на актуальные вопросы читателей-пациентов.
Один из докторов - председатель общества православных врачей Санкт-Петербурга, кандидат медицинских наук, священник Сергий Филимонов. Отец Сергий уже хорошо известен православным читателям по многим популярным изданиям.
Второй автор - подполковник медицинской службы в отставке Владимир Иванович Соловьев. В книге помещено интервью, данное Владимиром Соловьевым православной газете «Свете тихий».

В помощь болящему

Перед вами шестое, переработанное и существенно дополненное издание книги, которая вот уже 10 лет пользуется постоянным спросом самого широкого круга читателей. За это время она превратилась из тонкой брошюрки в подробное руководство, необходимое каждому - здоровому, быть может, не менее, чем больному.
Автор книги - председатель Общества православных врачей Санкт-Петербурга, доктор медицинских наук, настоятель большого прихода и одновременно практикующий врач-хирург. Он подробно рассказывает о духовных причинах возникновения болезней; об исцеляющих святынях; об отношении Православной Церкви к разным методам лечения, от гомеопатии до уринотерапии, от лазеротерапии до трансплантации органов и тканей. Отдельные разделы посвящены болезням детей, онкологии и душевным болезням, одержимости и беснованию.
Много внимания отведено духовным и медицинским аспектам пребывания пациента в больнице. Автор, священник и врач, рассказывает об особенностях причастия, исповеди и соборования болящих, приводит подборку молитв и случаев исцелений по молитвам.

Настоятель и прихожане

Книга предназначена как руководителям православных общин, так и их подчиненным. Она рассказывает о том, как по Богу управлять церковной общиной, как старшие и младшие, начальники и подчиненные соработничают ради Христа. Это обобщение и опыта Церкви, и собственного опыта православного настоятеля во взгляде на руководящий пост в Церкви как на особое, непростое послушание Богу.
Рекомендовано к публикации Издательским Советом Русской Православной Церкви.

Спутник русского паломника по святым местам Кипра

Настоящее издание представляет собой путеводитель по святым местам Кипра. Его составил председатель Общества православных врачей Санкт-Петербурга протоиерей Сергий Филимонов, настоятель церкви Державной Божией Матери на пр. Культуры (СПб.).
Книга адресована русскому паломнику, но будет интересна и любому путешественнику по Кипру, который хочет осмотреть основные достопримечательности острова. Ведь Кипр – это остров святых и святынь, киприоты – люди православные, вера и поныне является основным аспектом их жизни. Читатель найдет в путеводителе информацию о том, как добраться до церкви или монастыря, какие святыни там находятся, фотографии (в основном – авторские).
Здесь приведены жития святых, чьи мощи (или частицы мощей) почивают на Кипре в соответствующих церквях и монастырях; рассказано о чудотворных иконах; в книгу включены молитвы, тропари, кондаки и величания, чтобы можно было помолиться при святыне. В конце книги специально для русских паломников дан краткий русско-греческий словарь, чтобы иметь возможность задать элементарные вопросы по устройству храмов, подаче записок, отправлению треб, порядке богослужений и пр.