Последняя деталь, как решать задания С1 из ЕГЭ по математике - решение однородных тригонометрических уравнений. Как их решать мы расскажем в этом завершающем уроке.

Что же представляют из себя эти уравнения? Давайте запишем их в общем виде.

$$a\sin x + b\cos x = 0,$$

где `a` и `b` - некоторые константы. Это уравнение называется однородным тригонометрическим уравнением первой степени.

Однородное тригонометрическое уравнение первой степени

Чтобы решить такое уравнение, нужно поделить его на `\cos x`. Тогда оно примет вид

$$\newcommand{\tg}{\mathop{\mathrm{tg}}} a \tg x + b = 0.$$

Ответ такого уравнения легко записывается через арктангенс.

Обратите внимание, что `\cos x ≠0`. Чтобы убедиться в этом, подставим в уравнение вместо косинуса ноль и получим, что синус тоже должен быть равен нулю. Однако одновременно нулю они равны быть не могут, значит, косинус - не ноль.

Некоторые задания реального экзамена этого года сводились к однородному тригонометрическому уравнению. Перейдите по ссылке, чтобы . Мы же возьмем чуть упрощенный вариант задачи.

Первый пример. Решение однородного тригонометрического уравнения первой степени

$$\sin x + \cos x = 0.$$

Разделим на `\cos x`.

$$\tg x + 1 = 0,$$

$$x = -\frac{\pi}{4}+\pi k.$$

Повторюсь, подобное задание было на ЕГЭ:) конечно, нужно еще выполнить отбор корней, но это тоже не должно вызвать особых трудностей.

Давайте теперь перейдем к следующему типу уравнений.

Однородное тригонометрическое уравнение второй степени

В общем виде оно выглядит так:

$$a\sin^2 x + b\sin x \cos x + c\cos^2 x =0,$$

где `a, b, c` - некоторые константы.

Такие уравнения решаются делением на `\cos^2 x` (который вновь не равен нулю). Давайте сразу разберем пример.

Второй пример. Решение однородного тригонометрического уравнения второй степени

$$\sin^2 x - 2\sin x \, \cos x - 3\cos^2 x = 0.$$

Разделим на `\cos^2 x`.

$${\tg}^2 x - 2\tg x -3 =0.$$

Заменим `t = \tg x`.

$$t^2 - 2t -3 = 0,$$

$$t_1 = 3, \ t_2 = -1.$$

Обратная замена

$$\tg x = 3, \text{ или } \tg x = -1,$$

$$x = \arctan{3}+\pi k, \text{ или } x= -\frac{\pi}{4}+ \pi k.$$

Ответ получен.

Третий пример. Решение однородного тригонометрического уравнения второй степени

$$-\sin^2 x + \frac{2\sqrt{2}}{3}\sin x \cos x - 3\cos^2 x = -2.$$

Все бы ничего, но это уравнение не однородное - нам мешает `-2` в правой части. Что делать? Давайте воспользуемся основным тригонометрическим тождеством и распишем с его помощью `-2`.

$$-\sin^2 x + \frac{2\sqrt{2}}{3}\sin x \cos x - 3\cos^2 x = -2(\sin^2 x + \cos^2 x),$$

$$-\sin^2 x + \frac{2\sqrt{2}}{3}\sin x \cos x - 3\cos^2 x + 2\sin^2 x + 2\cos^2 x = 0,$$

$$\sin^2 x + \frac{2\sqrt{2}}{3}\sin x \cos x - \cos^2 x = 0.$$

Разделим на `\cos^2 x`.

$${\tg}^2 x + \frac{2\sqrt{2}}{3} \tg x - 1 = 0,$$

Замена `t= \tg x`.

$$t^2 + \frac{2\sqrt{2}}{3} t - 1 = 0,$$

$$t_1 = \frac{\sqrt{3}}{3},\ t_2 = -\sqrt{3}.$$

Выполнив обратную замену, получим:

$$\tg x = \frac{\sqrt{3}}{3} \text{ или } \tg x = -\sqrt{3}.$$

$$x =-\frac{\pi}{3} + \pi k,\ x = \frac{\pi}{6}+ \pi k.$$

Это последний пример в этом уроке.

Как обычно, напомню: тренировка, это наше все. Каким бы гениальным ни был человек, без тренировки навыки не разовьются. На экзамене это черевато волнением, ошибками, потерей времени (продолжите этот список самостоятельно). Обязательно занимайтесь!

Тренировочные задания

Решите уравнения:

  • `10^{\sin x} = 2^{\sin x} \cdot 5^{-\cos x}`. Это задание из реального ЕГЭ 2013. Знание свойств степеней никто не отменял, но если забыли, подсмотреть ;
  • `\sqrt{3} \sin x + \sin^2 \frac{x}{2} = \cos^2 \frac{x}{2}`. Пригодится формула из седьмого урока .
  • `\sqrt{3} \sin 2x + 3 \cos 2x = 0`.

На этом все. И как обычно напоследок: задаем вопросы в комментариях, ставим лайки, смотрим видео, учимся решать ЕГЭ.

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение с.Тээли Республики Тыва

Разработка урока по математике

Тема урока:

«Однородные тригонометрические уравнения»

Преподаватель: Ооржак

Айлана Михайловна

Тема урока : «Однородные тригонометрические уравнения» (по учебнику А.Г. Мордковича)

Группа : Мастер растениеводства, 1 курс

Тип урока : Урок изучения нового материала.

Цели урока :

2. Развивать логическое мышление, умение делать выводы, умение оценивать результаты выполненных действий

3. Воспитывать у обучающихся аккуратность, чувство ответственности, воспитание положительных мотивов учения

Оборудование урока : ноутбук, проектор, экран, карточки, плакаты по тригонометрии: значения тригонометрических функций, основные формулы тригонометрии.

Продолжительность урока: 45 минут.

Структура урока:

Структурный элемент урока

Пд

(мин)

Методические особенности, краткие указания по проведению этапа урока

Деятельность преподавателя

Деятельность обучающихся

Организационный момент

Контроль явки учащихся.

α 0

Преподаватель проверяет готовность к уроку

Дежурные сообщают отсутствующих на уроке

Актуализация опорных знаний

Проверка домашнего задания

α 2

Повторение основных понятий

Делает обход

3 обучающихся у доски записывают решение. Остальные делают взаимопроверку

Формирование новых знаний

Мотивационный момент

α 2

На экране примеры тригонометрических уравнений

Задает вопросы

Отвечают

Объяснение новой темы

α 1

На экране слайды с решением однородных тригонометрических уравнений

Преподаватель объясняет тему

Обучающиеся слушают и записывают

Закрепление

Решение примеров

α 2

Слабые обучающиеся работают с преподавателем. Сильные обучающиеся работают самостоятельно.

Работает со слабыми обучающимися у доски.

Решают примеры

Дифференцированная самостоятельная работа

α 2

Раздать карточки

Делает обход. Контроль слабых обучающихся

Решают примеры

Подведение итогов

α 1

Подведение итогов урока. Сообщение оценок учащимся

Преподаватель подводит итог и сообщает оценки

Обучающиеся слушают

Выдача домашнего задания

α 1

Сообщить обучающимся домашнее задание

Преподаватель дает краткий инструктаж по домашнему заданию

Записывают домашнее задание

Ход урока.

1. Организационный момент (1 мин)

Проверить готовность обучающихся к уроку, заслушать дежурных по группе.

2. Актуализация опорных знаний (3 мин)

2.1. Проверка домашнего задания.

Трое обучающихся решают у доски № 18.8 (в,г); № 18.19. Остальные обучающиеся делают взаимопроверку.

№ 18.8 (в)

5 cos 2 x + 6 sin x – 6 = 0

5 (1 - sin x) + 6 sin x – 6 = 0

5 - 5 sin 2 x + 6 sin x – 6 = 0

5 sin 2 x + 6 sin x – 1 = 0

5 sin 2 x – 6 sin x + 1 = 0

z=sin x,

5z 2 – 6 z + 1 = 0

z 1 = 1, sin x = 1, х= +2 π n , n Z

z 2 = , sin x = , х= (-1) n arcsin + π n, n Z

Ответ: х= +2 π n , х=(-1) n arcsin + π n, n Z

№ 18.8 (г)

4 sin 3x + cos 2 3x = 4

4 sin 3x + (1-sin 2 3x) – 4 = 0

Sin 2 3x + 4 sin 3x – 3 = 0

sin 2 3x – 4 sin 3x + 3 = 0

z=sin 3x,

z 2 – 4 z + 3 = 0

z 1 = 3, не удовлетворяет условию

z 2 = 1, sin 3x =1, 3х= +2 π n , n Z

X = + π n , n Z

Ответ: x = + π n , n Z

№ 18.19 (в)

сos =

2x – = , n Z

x 1 = , n Z

x 2 = , n Z

а) б) 0, , , в) - г) - , 0,

3. Изучение нового материала (13 мин)

3.1. Мотивация обучающихся.

Обучающимся предлагается назвать уравнения, которые они знают и могут решить (слайд № 1)

1) 3 cos 2 х – 3 cos х = 0;

2) cos (х – 1) = ;

3) 2 sin 2 х + 3 sin х = 0;

4) 6 sin 2 х – 5 cos х + 5 = 0; 1 2

5) sin х cos х + cos²х = 0;

6) tg + 3ctg = 4.

7) 2sin х – 3cos х = 0;

8) sin 2 х + cos 2 х = 0;

9) sin²х – 3sinх cos х+2cos²х = 0.

Обучающиеся не смогут назвать решение уравнений 7-9.

3.2. Объяснение новой темы.

Преподаватель: Уравнения, которые вы не смогли решить довольно часто встречаются на практике. Они называются однородными тригонометрическими уравнениями. Записать тему урока: «Однородные тригонометрические уравнения». (слайд № 2)

На экране проектора определение однородных уравнений. (слайд № 3)

Рассмотреть метод решения однородных тригонометрических уравнений (слайд № 4, 5)

I степени

II степени

a sinx + b cosx = 0, (a,b ≠ 0).

Разделим обе части уравнения почленно на cosx ≠ 0.

Получим: a tgx + b = 0

Tgx = - –

простейшее тригонометрическое уравнение

a sin²x + b sinx cosx + c cos²x = 0.

1) если а ≠ 0, разделим обе части уравнения почленно на cos²x ≠0

Получим: a tg²x + b tgx + c = 0, решаем методом введения новой переменной z= tgx

2) если а = 0, то

Получим: b sinx cosx + c cos²x =0, решаем методом разложения на множители

При делении однородного уравнения

a sinx + b cosx = 0 на cos x ≠ 0

При делении однородного уравнения a sin²x + b sinx cosx + c cos²x = 0 на cos 2 x ≠ 0

корни этого уравнения не теряются.

Разобрать решение примеров

Пример 1. Решить уравнение 2sin х – 3cos х = 0; (слайд № 6)

Это однородное уравнение первой степени. Разделим обе части уравнения почленно на cos x , получим:

2tg x – 3 = 0

tg x =

x = arctg + πn , n Z.

Ответ: x = arctg + π n, n Z.

Пример 2 . Решить уравнение sin 2 х + cos 2 х = 0; (слайд № 7)

Это однородное уравнение первой степени. Разделим обе части уравнения почленно на cos 2 x , получим:

tg2 x + 1 = 0

tg2 x = - 1

2x = arctg (-1)+ πn, n Z.

2x = - + πn, n Z.

x = - + , n Z.

Ответ: x = - + , n Z.

Пример 3 . Решить уравнение sin²х – 3sinх cos х+2cos²х = 0. (слайд № 8)

Каждый член уравнения имеет одну и ту же степень. Это однородное уравнение второй степени. Разделим обе части уравнения почленно на сos 2 x ≠ 0, получим:

tg 2 x-3tg x+2 = 0. Введем новую переменную z = tg x, получим

z 2 – 3z + 2 =0

z 1 = 1, z 2 = 2

значит, либо tg x = 1, либо tg x = 2

tg x = 1

х = arctg 1 + πn, n Z

x = + πn, n Z

tg x = 2

х = arctg 2 + πn, n Z

Ответ: x = + πn, х = arctg 2 + πn, n Z

4. Закрепление изученного материала (10 мин)

Преподаватель подробно разбирает примеры со слабыми обучающимися на доске, сильные обучающиеся самостоятельно решают в тетрадях.

№ 18.12 (а)

18.24 (а)

18.24 (б)

sin 2 х + 2 sin х cos х – 3 cos² х = 0

tg 2 x + 2 tg x – 3 = 0

z = tg x

z 2 + 2 z – 3 = 0

z 1 = 3; z 2 = - 1.

tg x = 3, х = arctg 3 + πn, n Z

tg x = -1, х = arctg (-1) + πn, n Z

x = + πn, n Z

Ответ: х = arctg 3 + πn,

X = + πn, n Z

sin 2 х = cos 2 х

tg2x = 1

2x = arctg 1 + πn, n Z

2x = + πn, n Z

x = + , n Z

Ответ: x = + , n Z

Tg 3 x = 1

tg 3 x =

3 x = + πn, n Z

x = + , n Z

5. Дифференцированная самостоятельная работа (15 мин)

Преподаватель выдает карточки с заданиями трех уровней: базовый (А), средний (В), повышенный (С). Обучающиеся сами выбирают, примеры какого уровня они будут решать.

Уровень А

2 sin x+ 2 cos x = 0

cos x+ 2 sin x = 0

Уровень В

2 sin x+ 2 cos x = 0

6 sin 2 х - 5 sinх cos х + cos 2 х =0

Уровень С

5 sin 2 х + 2 sinх cos х - cos 2 х =1

2 sin x - 5 cos x = 3

1- 4 sin 2x + 6 cos 2 х = 0

6. Подведение итогов. Рефлексия учебной деятельности на уроке (2 мин)

Ответить на вопросы:

Какие виды тригонометрических уравнений мы изучили?

Как решается однородное уравнение первой степени?

Как решается однородное уравнение второй степени?

Я узнал …

Я научился …

Отметить хорошую работу на уроке отдельных обучающихся, выставить оценки.

7. Домашнее задание. (1 мин)

Сообщить обучающимся домашнее задание, дать краткий инструктаж по его выполнению.

№ 18.12 (в, г), № 18.24 (в,г), № 18.27 (а)

Использованная литература:

    Слайд 2

    «Однородные тригонометрические уравнения»

    1. Уравнение вида а sin x + b cos x = 0, где а ≠0, b ≠0 называют однородным тригонометрическим уравнением первой степени. 2. Уравнение вида а sin 2 х + b sin х cos х + c cos 2 x = 0, где a ≠0, b ≠0, с ≠0 называют однородным тригонометрическим уравнением второй степени. Определение:

    I степени a sinx + b cosx = 0, (a,b ≠ 0). Разделим обе части уравнения почленно на cosx ≠ 0. Получим: a tgx + b = 0 tgx = -b /а простейшее тригонометрическое уравнение При делении однородного уравнения a sinx + b cosx = 0 на cos x ≠ 0 корни этого уравнения не теряются. Метод решения однородных тригонометрических уравнений

    a sin²x + b sinx cosx + c cos²x = 0. 1) если а ≠ 0, разделим обе части уравнения почленно на cos ² x ≠0 Получим: a tg ² x + b tgx + c = 0, решаем методом введения новой переменной z = tgx 2) если а = 0, то Получим: b sinx cosx + c cos ² x =0, решаем методом разложения на множители / При делении однородного уравнения a sin ² x + b sinx cosx + c cos ² x = 0 на cos 2 x ≠ 0 корни этого уравнения не теряются. II степени

    Это однородное уравнение первой степени. Разделим обе части уравнения почленно на cos x , получим: Пример 1. Решить уравнение 2 sin х – 3 cos х = 0

    Это однородное уравнение первой степени. Разделим обе части уравнения почленно на cos 2 x , получим: Пример 2 . Решить уравнение sin 2 х + cos 2 х = 0

    Каждый член уравнения имеет одну и ту же степень. Это однородное уравнение второй степени. Разделим обе части уравнения почленно на с os 2 x ≠ 0, получим: Пример 3 . Решить уравнение sin ² х – 3 sin х cos х+2 cos ² х = 0

    Ответьте на вопросы: - Какие виды тригонометрических уравнений мы изучили? -Как решается однородное уравнение первой степени? - Как решается однородное уравнение второй степени? Подведение итогов

    Я узнал … - Я научился … Рефлексия

    № 18.12 (в, г), № 18.24 (в,г), № 18.27 (а) Домашнее задание.

    Спасибо за урок! МОЛОДЦЫ!

    Предварительный просмотр:

    Самоанализ урока математики преподавателя Ооржак А.М.

    Группа : Мастер растениеводства, 1 курс.

    Тема урока : Однородные тригонометрические уравнения.

    Тип урока : Урок изучения нового материала.

    Цели урока:

    1. Сформировать у обучающихся навыки решения однородных тригонометрических уравнений, рассмотреть методы решения однородных уравнений базового и повышенного уровня сложности.

    2. Развивать логическое мышление, умение делать выводы, умение оценивать результаты выполненных действий.

    3. Воспитывать у обучающихся аккуратность, чувство ответственности, воспитание положительных мотивов учения.

    Урок проводился согласно тематического планирования. Тема урока отражает теоретическую и практическую часть урока и понятна обучающимся. Все этапы урока были направлены на выполнение этих целей с учетом особенностей группы.

    Структура урока.

    1.Организационный момент включал в себя предварительную организацию группы, мобилизующее начало урока, создание психологической комфортности и подготовку обучающихся к активному и сознательному усвоению нового материала. Подготовка группы и каждого обучающегося была проверена мною визуально. Дидактическая задача этапа: П оложительный настрой на урок.

    2. Следующий этап – актуализация опорных знаний обучающихся. Основной задачей этого этапа является: восстановление в памяти обучающихся знаний, необходимых для изучения нового материала. Актуализация была проведена в форме проверки домашнего задания у доски.

    3. (Основной этап урока) Формирование новых знаний. На этом этапе были реализованы следующие дидактические задачи: Обеспечение восприятия, осмысление и первичного запоминания знаний и способов действий, связей и отношений в объекте изучения.

    Этому способствовали: создание проблемной ситуации, метод бесед в сочетании с использованием ИКТ. Показателем эффективности усвоения обучающимися новых знаний является правильность ответов, самостоятельная работа, активное участие обучающихся в работе.

    4.Следующий этап - первичное закрепление материала. Цель которого, установка обратной связи для получения информации о степени понимания нового материала, полноты, правильности его усвоения и для своевременной коррекции обнаруженных ошибок. Для этого я использовала: решение простых однородных тригонометрических уравнений. Здесь использовались задания из учебника, которые соответствуют обязательным результатам обучения. Первичное закрепление материала проводилось в атмосфере доброжелательности, сотрудничества. На этом этапе я работала со слабыми обучающимися, остальные решали самостоятельно, с последующей самопроверкой с доски.

    5. Следующий момент урока был первичный контроль знаний. Дидактическая задача этапа: Выявление качества и уровня овладения знаниями и способами действий, обеспечение их коррекции. Здесь реализовала дифференцированный подход к обучению, предложила ребятам на выбор задания трех уровней: базовый (А), средний (В), повышенный (С). Сделала обход и отметила себе обучающихся, которые выбрали базовый уровень. Эти обучающиеся выполняли работу под контролем преподавателя.

    6. На следующем этапе – подведение итогов, решались задачи анализа и оценки успешности достижения цели. Подводя итоги урока я одновременно осуществила рефлексию учебной деятельности. Обучающиеся усвоили способы решения однородных тригонометрических уравнений. Были выставлены оценки.

    7. Заключительный этап – задание на дом. Дидактическая задача: Обеспечение понимания обучающихся содержания и способов выполнения домашнего задания. Дала краткий инструктаж по выполнению домашнего задания.

    В ходе урока мне довелось реализовать обучающие, развивающие и воспитательные цели. Считаю, что этому способствовало то, что с первых минут урока ребята показали активность. Они были готовы к восприятию новой темы. Атмосфера в группе была психологически благоприятной.


    Тип урока: обяснение нового материала. Работа проходит в группах. В каждой группе есть эксперт, который контролирует и направляет работу учащихся. Помогает слабым учащимся поверить в свои силы при решении данных уравнений.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Урок по теме

    " Однородные тригонометрические уравнения"

    (10-й класс)

    Цель:

    1. ввести понятие однородных тригонометрических уравнений I и II степени;
    2. сформулировать и отработать алгоритм решения однородных тригонометрических уравнений I и II степени;
    3. научить учащихся решать однородные тригонометрических уравнений I и II степени;
    4. развивать умение выявлять закономерности, обобщать;
    5. стимулировать интерес к предмету, развивать чувство солидарности и здорового соперничества.

    Тип урока : урок формирования новых знаний.

    Форма проведения : работа в группах.

    Оборудование: компьютер, мультимедийная установка

    Ход урока

    I. Организационный момент

    На уроке рейтинговая система оценки знаний (учитель поясняет систему оценки знаний, заполнение оценочного листа независимым экспертом, выбранным учителем из числа учащихся). Урок сопровождается презентацией. Приложение 1.

    Оценочный лист№

    п\п

    Фамилия имя

    Домашнее задание

    Познавательная активность

    Решение уравнений

    Самостоятельная

    работа

    Оценка

    II. Актуализация опорных знаний..

    Мы продолжаем изучение темы “Тригонометрические уравнения”. Сегодня на уроке мы познакомимся с вами с еще одним видом тригонометрических уравнений и методами их решения и поэтому повторим изученное. Все виды тригонометрических уравнений при решении сводятся к решению простейших тригонометрических уравнений. Вспомним основные виды простейших тригонометрических уравнений. Поставьте с помощью стрелок соответствии между выражениями.

    III. Мотивация обучения.

    Нам предстоит работа по разгадыванию кроссворда. Разгадав его, мы узнаем название нового вида уравнений, которые научимся решать сегодня на уроке.

    Вопросы спроецированы на доску. Учащиеся отгадывают, независимый эксперт заносит в оценочный лист баллы отвечающим учащимся.

    Разгадав кроссворд, ребята прочитают слово “однородные”.

    Кроссворд.

    Если вписать верные слова, то получится название одного из видов тригонометрических уравнений.

    1.Значение переменной, обращающее уравнение в верное равенство? (Корень)

    2.Единица измерения углов? (Радиан)

    3.Числовой множитель в произведении? (Коэффициент)

    4.Раздел математики, изучающий тригонометрические функции? (Тригонометрия)

    5.Какая математическая модель необходима для введения тригонометрических функций? (Окружность)

    6.Какая из тригонометрических функций четная? (Косинус)

    7.Как называется верное равенство? (Тождество)

    8.Равенство с переменной? (Уравнение)

    9.Уравнения, имеющие одинаковые корни? (Равносильные)

    10.Множество корней уравнения? (Решение)

    IV. Объяснение нового материала.

    Тема урока “Однородные тригонометрические уравнения”. (Презентация)

    Примеры:

    1. sin x + cos x = 0
    2. √3cos x + sin x = 0
    3. sin 4x = cos 4x
    4. 2sin 2 x + 3 sin x cos x + cos 2 x = 0
    5. 4 sin 2 x – 5 sin x cos x – 6 cos 2 x = 0
    6. sin 2 x + 2 sin x cos x – 3cos 2 x + 2 = 0
    7. 4sin 2 x – 8 sin x cos x + 10 cos 2 x = 3
    8. 1 + 7cos 2 x = 3 sin 2x
    9. sin 2x + 2cos 2x = 1

    V. Самостоятельная работа

    Задачи: всесторонне проверить знания учащихся при решении всех видов тригонометрических уравнений, стимулировать учащихся к самоанализу, самоконтролю.
    Учащимся предлагается выполнить письменную работу на 10 минут.
    Учащиеся выполняют на чистых листочках под копировку. По истечении времени собираются вершки самостоятельной работы, а решения под копировку остаются у учащихся.
    Проверка самостоятельной работы (3 мин) проводится взаимопроверкой.
    . Учащиеся цветной ручкой проверяют письменные работы своего соседа и записывают фамилию проверяющего. Затем сдают листочки.

    Потом сдают независимому эксперту.

    1 вариант: 1) sin x = √3cos x

    2) 3sin 2 x – 7sin x cos x + 2 cos 2 x = 0

    3) 3sin x – 2sin x cos x = 1

    4) sin 2x⁄sin x =0

    2 вариант: 1) cosx + √3sin x = 0

    2)2sin 2 x + 3sin x cos x – 2 cos 2 x = 0

    3)1 + sin 2 x = 2 sin x cos x

    4) cos 2x ⁄ cos x = 0

    VI. Подведение итогов урока

    VII. Задание на дом:

    Домашнее задание – 12 баллов (на дом было задано 3 уравнения 4 х 3 = 12)

    Активность уч-ся – 1ответ – 1 балл (4 балла максимально)

    Решение уравнений 1 балл

    Самостоятельная работа – 4 балла


    Соблюдение Вашей конфиденциальности важно для нас. По этой причине, мы разработали Политику Конфиденциальности, которая описывает, как мы используем и храним Вашу информацию. Пожалуйста, ознакомьтесь с нашими правилами соблюдения конфиденциальности и сообщите нам, если у вас возникнут какие-либо вопросы.

    Сбор и использование персональной информации

    Под персональной информацией понимаются данные, которые могут быть использованы для идентификации определенного лица либо связи с ним.

    От вас может быть запрошено предоставление вашей персональной информации в любой момент, когда вы связываетесь с нами.

    Ниже приведены некоторые примеры типов персональной информации, которую мы можем собирать, и как мы можем использовать такую информацию.

    Какую персональную информацию мы собираем:

    • Когда вы оставляете заявку на сайте, мы можем собирать различную информацию, включая ваши имя, номер телефона, адрес электронной почты и т.д.

    Как мы используем вашу персональную информацию:

    • Собираемая нами персональная информация позволяет нам связываться с вами и сообщать об уникальных предложениях, акциях и других мероприятиях и ближайших событиях.
    • Время от времени, мы можем использовать вашу персональную информацию для отправки важных уведомлений и сообщений.
    • Мы также можем использовать персональную информацию для внутренних целей, таких как проведения аудита, анализа данных и различных исследований в целях улучшения услуг предоставляемых нами и предоставления Вам рекомендаций относительно наших услуг.
    • Если вы принимаете участие в розыгрыше призов, конкурсе или сходном стимулирующем мероприятии, мы можем использовать предоставляемую вами информацию для управления такими программами.

    Раскрытие информации третьим лицам

    Мы не раскрываем полученную от Вас информацию третьим лицам.

    Исключения:

    • В случае если необходимо - в соответствии с законом, судебным порядком, в судебном разбирательстве, и/или на основании публичных запросов или запросов от государственных органов на территории РФ - раскрыть вашу персональную информацию. Мы также можем раскрывать информацию о вас если мы определим, что такое раскрытие необходимо или уместно в целях безопасности, поддержания правопорядка, или иных общественно важных случаях.
    • В случае реорганизации, слияния или продажи мы можем передать собираемую нами персональную информацию соответствующему третьему лицу – правопреемнику.

    Защита персональной информации

    Мы предпринимаем меры предосторожности - включая административные, технические и физические - для защиты вашей персональной информации от утраты, кражи, и недобросовестного использования, а также от несанкционированного доступа, раскрытия, изменения и уничтожения.

    Соблюдение вашей конфиденциальности на уровне компании

    Для того чтобы убедиться, что ваша персональная информация находится в безопасности, мы доводим нормы соблюдения конфиденциальности и безопасности до наших сотрудников, и строго следим за исполнением мер соблюдения конфиденциальности.

    С помощью этого видеоурока учащиеся смогут изучить тему однородных тригонометрических уравнений.

    Дадим определения:

    1) однородное тригонометрическое уравнение первой степени выглядит как a sin x + b cos x = 0;

    2) однородное тригонометрическое уравнение второй степени выглядит как a sin 2 x + b sin x cos x + c cos 2 x = 0.

    Рассмотрим уравнение a sin x + b cos x = 0. Если а будет равно нулю, то уравнение будет выглядеть как b cos x = 0; если b равно нулю, то уравнение будет выглядеть как a sin x = 0. Это уравнения, которые мы называли простейшими и решали ранее в предыдущих темах.

    Сейчас рассмотрим вариант, когда a и b не равны нулю. С помощью деления частей уравнения на косинус x и осуществим преобразование. Получим a tg x + b = 0, тогда tg x будет равен - b/а.

    Из вышеизложенного следует вывод, что уравнение a sin mx + b cos mx = 0 является однородным тригонометрическим уравнением I степени. Чтобы решить уравнение, его части делят на cos mx.

    Разберем пример 1. Решить 7 sin (x/2) - 5 cos (x/2) = 0. Сначала части уравнения делим на косинус(x/2). Зная, что синус, деленный на косинус, это тангенс, получим 7 tg (x/2) - 5 = 0. Преобразовывая выражение, найдем, что значение тангенса (x/2)равно 5/7. Решение данного уравнения имеет вид х = arctg a + πn, в нашем случае х = 2 arctg (5/7) + 2πn.

    Рассмотрим уравнение a sin 2 x + b sin x cos x + c cos 2 x = 0:

    1) при а равном нулю уравнение будет выглядеть как b sin x cos x + c cos 2 x = 0. Преобразуя, получим выражение cos x (b sin x + c cos x) = 0 и перейдем к решению двух уравнений. После деления частей уравнения на косинус x, получим b tg x + c = 0, а значит tg x = - c/b. Зная, что х = arctg a + πn, то решением в данном случае будет х = arctg (- с/b) + πn.

    2) если а не равно нулю, то, путем деления частей уравнения на косинус в квадрате, получим уравнение, содержащее тангенс, которое будет квадратным. Это уравнение можно решить путем ввода новой переменной.

    3) при с равном нулю уравнение примет вид a sin 2 x + b sin x cos x = 0. Это уравнение можно решить, если вынести синус x за скобку.

    1. посмотреть, есть ли в уравнении a sin 2 x;

    2. если в уравнении член a sin 2 x содержится, то решить уравнение можно путем деления обеих частей на косинус в квадрате и последующим введением новой переменной.

    3. если в уравнении a sin 2 x не содержится, то решить уравнение можно с помощью выноса за скобки cosx.

    Рассмотрим пример 2. Вынесем за скобки косинус и получим два уравнения. Корень первого уравнения x = π/2 + πn. Для решения второго уравнения разделим части этого уравнения на косинус x, путем преобразований получим х = π/3 + πn. Ответ: x = π/2 + πn и х = π/3 + πn.

    Решим пример 3, уравнение вида 3 sin 2 2x - 2 sin 2x cos 2x + 3 cos 2 2x = 2 и найдем его корни, которые принадлежат отрезку от - π до π. Т.к. это уравнение неоднородное, необходимо привести его к однородному виду. Используя формулу sin 2 x + cos 2 x = 1, получим уравнение sin 2 2x - 2 sin 2x cos 2x + cos 2 2x = 0. Разделив все части уравнения на cos 2 x, получим tg 2 2x + 2tg 2x + 1 = 0. Используя ввод новой переменной z = tg 2x, решим уравнение, корнем которого будет z = 1. Тогда tg 2x = 1, откуда следует, что x = π/8 + (πn)/2. Т.к. по условию задачи нужно найти корни, которые принадлежат отрезку от - π до π, решение будет иметь вид - π< x <π. Подставляя найденное значение x в данное выражение и преобразовывая его, получим - 2,25 < n < 1,75. Т.к. n - это целые числа, то решению уравнения удовлетворяют значения n: - 2; - 1; 0; 1. При этих значениях n получим корни решения исходного уравнения: x = (- 7π)/8, x = (- 3π)/8, x =π/8, x = 5π/8.

    ТЕКСТОВАЯ РАСШИФРОВКА:

    Однородные тригонометрические уравнения

    Сегодня мы разберем, как решаются «Однородные тригонометрические уравнения». Это уравнения специального вида.

    Познакомимся с определением.

    Уравнение вида а sin x+ b cos x = 0 (а синус икс плюс бэ косинус икс равно нулю) называют однородным тригонометрическим уравнением первой степени;

    уравнение вида а sin 2 x+ b sin x cos x cos 2 x = 0 (а синус квадрат икс плюс бэ синус икс косинус икс плюс сэ косинус квадрат икс равно нулю) называют однородным тригонометрическим уравнением второй степени.

    Если а=0 , то уравнение примет вид b cos x = 0.

    Еслиb = 0 , то получим а sin x= 0.

    Данные уравнения являются элементарными тригонометрическими, и их решение мы рассматривали на прошлых наших темах

    Рассмотрим тот случай, когда оба коэффициента не равны нулю. Разделим обе части уравнения а sin x + b cos x = 0 почленно на cos x .

    Это мы можем сделать, так как косинус икс отличен от нуля. Ведь, если cos x = 0 , то уравнение а sin x + b cos x = 0 примет вид а sin x = 0 , а ≠ 0, следовательно sin x = 0 . Что невозможно, ведь по основному тригонометрическому тождеству sin 2 x+ cos 2 x =1 .

    Разделив обе части уравнения а sin x + b cos x = 0 почленно на cos x , получим: + =0

    Осуществим преобразования:

    1. Так как = tg x, то = а tg x

    2 сокращаем на cos x , тогда

    Таким образом получим следующее выражение а tg x + b =0 .

    Осуществим преобразование:

    1.перенесем b в правую часть выражения с противоположным знаком

    а tg x =- b

    2. Избавимся от множителя а разделив обе части уравнения на а

    tg x= - .

    Вывод: Уравнение вида а sin m x+ b cos mx = 0 (а синус эм икс плюс бэ косинус эм икс равно нулю) тоже называют однородным тригонометрическим уравнением первой степени. Чтобы решить его, делят обе части на cos mx .

    ПРИМЕР 1. Решить уравнение 7 sin - 5 cos = 0 (семь синус икс на два минус пять косинус икс на два равно нулю)

    Решение. Разделим обе части уравнения почленно на cos, получим

    1. = 7 tg (так как соотношение синуса к косинусу - это тангенс, то семь синус икс на два деленное на косинус икс на два, равно 7 тангенс икс на два)

    2. -5 = -5 (при сокращении cos)

    Таки образом получили уравнение

    7tg - 5 = 0, Преобразуем выражение, перенесем минус пять в правую часть, изменив знак.

    Мы привели уравнение к виду tg t = a, где t=, a =. А так как данное уравнение имеет решение для любого значения а и эти решения имеют вид

    х = arctg a + πn, то решение нашего уравнения будет иметь вид:

    Arctg + πn, найдем х

    х=2 arctg + 2πn.

    Ответ: х=2 arctg + 2πn.

    Перейдем к однородному тригонометрическому уравнению второй степени

    а sin 2 x+b sin x cos x + с cos 2 x= 0.

    Рассмотрим несколько случаев.

    I. Если а=0 , то уравнение примет вид b sin x cos x cos 2 x = 0.

    При решении э то уравнения используем метод разложения на множители. Вынесем cos x за скобку и получим: cos x (b sin x cos x )= 0 . Откуда cos x = 0 или

    b sin x + с cos x= 0. А эти уравнения мы уже умеем решать.

    Разделим обе части уравнения почленно на cosх, получим

    1 (так как соотношение синуса к косинусу - это тангенс).

    Таким образом получаем уравнение: b tg х+с=0

    Мы привели уравнение к виду tg t = a, где t= х, a =. А так как данное уравнение имеет решение для любого значения а и эти решения имеют вид

    х = arctg a + πn, то решение нашего уравнения будет:

    х = arctg + πn, .

    II. Если а≠0 , то обе части уравнения почленно разделим на cos 2 x .

    (Рассуждая аналогично, как и в случае с однородным тригонометрическим уравнением первой степени, косинус икс не может обратится в ноль).

    III. Если с=0 , то уравнение примет вид а sin 2 x + b sin x cos x = 0. Это уравнение решается методом разложения на множители (вынесем sin x за скобку).

    Значит, при решении уравнения а sin 2 x + b sin x cos x cos 2 x = 0 можно действовать по алгоритму:

    ПРИМЕР 2. Решить уравнение sinxcosx - cos 2 x= 0 (синус икс, умноженный на косинус икс минус корень из трех, умноженный на косинус квадрат икс равно нулю).

    Решение. Разложим на множители (вынесем за скобку cosx). Получим

    cos x(sin x - cos x)= 0, т.е. cos x=0 илиsin x - cos x= 0.

    Ответ: х =+ πn, х= + πn.

    ПРИМЕР 3. Решить уравнение 3sin 2 2x - 2 sin2xcos2 x +3cos 2 2x= 2 (три синус квадрат двух икс минус удвоенное произведение синуса двух икс на косинус двух икс плюс три косинус квадрат двух икс) и найти его корни, принадлежащие промежутку (- π; π).

    Решение. Это уравнение не однородное, поэтому проведем преобразования. Число 2, содержащееся в правой части уравнения, заменим произведением 2·1

    Так как по основному тригонометрическому тождеству sin 2 x + cos 2 x =1, то

    2 ∙ 1= 2 ∙ (sin 2 x + cos 2 x) = раскрыв скобки получим: 2 sin 2 x + 2 cos 2 x.

    2 ∙ 1= 2 ∙ (sin 2 x + cos 2 x) =2 sin 2 x + 2 cos 2 x

    Значит уравнение 3sin 2 2x - 2 sin2xcos2 x +3cos 2 2x= 2 примет вид:

    3sin 2 2x - 2 sin 2x cos2 x +3cos 2 2x = 2 sin 2 x + 2 cos 2 x.

    3sin 2 2x - 2 sin 2x cos2 x +3cos 2 2x - 2 sin 2 x - 2 cos 2 x=0,

    sin 2 2x - 2 sin 2x cos2 x +cos 2 2x =0.

    Получили однородное тригонометрическое уравнение второй степени. Применим способ почленного деления на cos 2 2x:

    tg 2 2x - 2tg 2x + 1 = 0.

    Введем новую переменную z= tg2х.

    Имеем z 2 - 2 z + 1 = 0. Это квадратное уравнение. Заметив в левой части формулу сокращенного умножения - квадрат разности (), получим (z - 1) 2 = 0, т.е. z = 1. Вернемся к обратной замене:

    Мы привели уравнение к виду tg t = a, где t= 2х, a =1 . А так как данное уравнение имеет решение для любого значения а и эти решения имеют вид

    х = arctg x a + πn, то решение нашего уравнения будет:

    2х= arctg1 + πn,

    х= + , (икс равно сумме пи на восемь и пи эн на два).

    Нам осталось найти такие значения х, которые содержатся в интервале

    (- π; π), т.е. удовлетворяют двойному неравенству - π х π. Так как

    х= + , то - π + π. Разделим все части этого неравенства на π и умножим на 8, получим

    перенесем единицу в право и в лево, поменяв знак на минус один

    разделим на четыре получим,

    для удобства в дробях выделим целые части

    -

    Этому неравенству удовлетворяют следующие целочисленные n: -2, -1, 0, 1