Риторика – интегральная наука.

· лингвистика – наука о языке – грамотное составление речи

· философия – формы мировоззрения – идейное наполнение речи

· психология – наука, изуающая закономерности психики. обеспечивающие взаимодействие человека со средой – управление аудиторией

· психолингвистика – наука о речевом поведении людей – анализ психологии оратора и аудитории через речь

· этика – учение о нравственности, морали – этические рамки

· эстетика – наука о прекрасном – украшение речи, приближение речи к эстетическому идеалу (+внешний вид оратора)

· социология – наука об обществе – изучение аудитории, «ключ» к обществу

o социолингвистика – отрасль языкознания, изучающая вопросы общественного существования и развития языка – синтез знаний об аудитории и о речи

o статистика

· история - примеры из истории, развитие общеста

· культурология – общение с иностранным гражданами

· иностранные языки

· мышление

· техника речи и актерского мастерства

· политика

Риторика как наука и учебная дисциплина

Зачем нужна риторика сегодня?

Речь как средство общения играет важнейшую роль в жизни человека. С помощью речи реализуется основная общественная потребность – обмен информацией между людьми. Будучи неразрывно связанной с мышлением, речь является средством самовыражения и воздействия на окружающих. . По тому, что и как говорит человект, мы судим об уровне его развития и культуры. Недаром ещё Цицерон М.Т. задавал вопрос: «Почему среди наук и искусств красноречие выдвинуло меньше всего замечательных представителей?» Отвечать на этот вопрос можно долго, ориентируясь на периоды расцвета и кризиса культур различных цивилизаций, но сам классик античности отвечал на него так: «Красноречие есть нечто такое, что дается труднее, чем это кажется, и рождается из очень многих знаний и стараний» («Об ораторе». 55 г. до н.э.). Каждый человек заинтересован в том, чтобы говорить правильно и хорошо. Кроме того, риторические навыки нужны многим людям в их профессиональной деятельности: юристам, учителям, врачам, политикам, дипломатам, журналистам, воспитателям, менеджерам, бизнесменам, то есть тем, кому необходимо постоянно общаться: что-то объяснять, консультировать, рекомендовать, выступать публично, защищать свои идеи перед аудиторией, презентовать какую-либо продукцию и т.д. Знакомство с источниками риторики, понимание её традиций, освоение опыта выдающихся ораторов прошлых веков позволяют повысить уровень риторической культуры обучаемых, способствуют лучшей подготовке их к профессиональной деятельности.

Основной задачей курса риторики следует считать формирование сложнейшего речетворческого умения - коммуникативной компетентности. При этом коммуникативная компетентность понимается как «комплекс знаний и умений коммуникантов (общающихся) об использовании языка в изменяющихся условиях речи (т.е. речевых ситуациях); комплекс, позволяющий им добиваться результативности в общении (Кан-Калик В.А.). Дар говорить хорошо, ясно и убедительно всегда высоко ценился и ценится в любом обществе.

Современные словари определяют риторику как науку и искусство красноречия, убеждения словом.

Но сам термин «риторика» многозначен и не раз менялся за более чем 2500 лет существования науки.

Риторика изучает способы и методы речи, которые наиболее эффективно доносят мысль до слушателей и рождают желание делать и действовать. Польза риторики очевидна, она известна со времен Древней Греции.

Риторика – это наука, а значит, по определению своему не может быть бесполезной, так как направлена любая наука на выработку и систематизацию знаний о действительности. Стало быть, и риторика занимается тем самым «производством» знаний, а значит, является общественно полезным делом. Другой вопрос – кому нужны эти знания?

Риторика - ораторское мастрество

Первый ответ, который напрашивается сам собою – риторика необходима людям определённых профессий. В первую очередь тех, где ценится То есть педагогам, журналистам, адвокатам, психологам, работникам торговли и многим другим. Продолжать этот список можно долго, но суть сводится к одному: человек, работающий с людьми, как бы это ни было банально, должен уметь с ними разговаривать – красиво, грамотно, увлекательно. Именно в той науке, о значимости которой мы говорим, обобщены многие знания. Они помогают человеку научиться выступать публично, создавать речи для подобных выступлений, убеждать свою аудиторию в том или ином мнении, доносить факты, побуждать слушателей или зрителей к действиям.

Конечно, могут возразить, мол, зачем рядовому сварщику или, например, водителю трамвая ораторское искусство? В профессиональной деятельности представители многих профессий могут, конечно, обойтись и без особого красноречия. Однако, в повседневной жизни ораторские навыки могут оказаться весьма кстати.

Искусство говорить хорошо

Согласитесь, практически любому человеку приходилось когда-либо Перед однокурсниками, в большом зрительном зале, со школьной сцены, в центре офисной «курилки» или просто на задворках ближайшего двора перед сверстниками… Да что там говорить, в любой компании всегда находится умелец «травить байки», которого по праву считают душой компании за умение красиво, увлечённо, грамотно, артистично излагать свои мысли. Таких людей уважают, они заведомо пользуются авторитетом в своём кругу. Стало быть, те, у кого «подвешен язычок», зачастую, становятся любимы обществом! Речь идёт не о «любителях потрындеть», а о тех, кто действительно делает это с умом, воплощая перед слушателями свой талант по созданию и произнесению развлекательных речей, ритуальных, информационных и т.д.

Обучение правильной речи начинается с самого детства, когда родители, воспитатели, окружение учат ребёнка произносить слова, формировать предложения из них… Именно это обучение говорению в раннем возрасте можно считать начальным этапом риторики.

У одних ораторский дар – природный, другим же приходится преодолеть непростой путь, прежде чем они . И именно риторика призвана помочь им в этом. Освоив риторические приёмы человек, может научиться держаться уверенно перед публикой, говорить аргументировано и грамотно. Эти навыки не только украшают имидж человека, но и повышают его социальный статус в глазах других людей. Красноречие считается признаком образованности, интеллигентности в какой-то степени.

Зачем нужна риторика

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«БАШКИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Филологический факультет

Кафедра русской литературы

Специальность «Русский язык и литература»

ЗАЧЕМ НУЖНА РИТОРИКА

Акимова Л.П.

Проверила:

доцент Г.Х.Фазылова


Введение

1. Зачем нужна риторика

2. Чему учит риторика

3. Так ли уж нова риторика как учебный предмет?

4. Что же представляет собой современная риторика?

5. Зададимся вопросом: нужна ли Риторика нам?

Заключение

Список использований литературы

Введение


Мы живем в сложном, противоречивом мире. С одной стороны, это мир новейших достижений техники, мир открытых границ и больших возможностей для развития человека. Например, возможность путешествовать, получать любую информацию из Интернета. С другой стороны, это мир, в котором многие люди мало общаются, одиноки, лишены привычной системы нравственных ценностей, живут бедной духовной жизнью. Многие не умеют общаться в разных жизненных ситуациях: выступать с информационным сообщением, докладом; участвовать в дискуссии, убедительно аргументируя свою точку зрения; писать официальные письма; выступать с публичной речью; вежливо попросить, отказать, посоветовать, оценить что-либо и т.д.

1. Зачем нужна Риторика


Чтобы эффективно общаться в различных ситуациях, решать разнообразные коммуникативные задачи, которые ставит перед человеком жизнь, в конечном счете, для успешной самореализации человека.

1. Это осуществляется с помощью 1 линии развития, которая подразумевает:

Овладение умениями ориентироваться в различных ситуациях общения, учитывать компоненты этих ситуаций (ролевые характеристики коммуникантов, задачи общения, время и место взаимодействия и т.д.);

Овладение умениями реализовывать именно те устные и письменные тексты - речевые жанры (существующие в реальной речевой практике), которые эффективны для достижения задач общения в заданных ситуациях.

2. Чтобы развивать умения функциональной грамотности. Это 2-я линия развития, которая подразумевает:

Обучение ознакомительному и изучающему чтению;

Обучение умениям слушать различного вида высказывания, воспринимать смысловую и эмоциональную информацию;

Обучение умению свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме в соответствии с речевой ситуацией;

Овладение коммуникативными качествами речи: правильностью, богатством, уместностью, выразительностью и т.д., осознание важности качеств речи для достижения задач общения.

Речь обогащается лексическими, грамматическими, интонационными и другими средствами связи, важными для устных и письменных высказываний;

3. Чтобы развивать интеллект, гибкость мышления, эмоциональную сферу, умения и навыки оценки и самооценки, совершенствовать креативные способности, воображение, речевой слух, речевую память, чувство языка. Это достигается реализацией 3-й линии развития, которая обеспечивается не только содержанием и направленностью курса, но и применением специальных методов, приемов, специфической организацией преподавания, обусловленной особенностями предмета. Среди них важное место занимают такие методы и приемы, как риторический анализ, риторические задачи, риторические игры.

4. Чтобы помочь в осмыслении нравственных ориентиров, общечеловеческих ценностей, важности доброжелательного, уважительного отношения к людям, направленного на сотрудничество, взаимодействие. Это 4-я линия развития.


2. Чему учит риторика


Риторика была введена в дополнение к курсу русского языка во второй половине ХVIII века как самостоятельный учебный предмет. Именно риторика учила речи, по определению М.В. Ломоносова, - «о всякой предложенной материи... красно говорить и писать». А задача хорошо известного нам предмета «Русский язык» в то время состояла в том, чтобы изучить грамматику родного языка.

Начиная с конца ХIХ века риторика постепенно исчезает как самостоятельный предмет из школьного и высшего образования. Основная причина - отрыв от реалий современной жизни, чрезмерное увлечение «красивостями» в ущерб содержанию речи, мертвая, схоластическая методика преподавания риторики. До сих пор люди, слыша внешне эффектную, но бессодержательную речь, говорят: «Это все риторика».

Риторика учит анализировать различные обстоятельства общения: учитывать, с кем говорит человек, для чего, где, когда и как - адекватному речевому поведению. Анализируя примеры успешного и неуспешного общения, создавая свои собственные высказывания при решении риторических задач, оценивая свою и чужую речь, люди развивают умения адаптироваться к изменяющимся условиям жизни, рефлексировать по поводу своего речевого поведения.

Так, риторика помогает стать личностью, которая совершает меньше ошибок в общении и тем самым избегает стрессов. Риторика готовит к успешной работе в коллективе, когда требуется взаимодействовать с коллегами, искать оптимального решения проблемы вместе с сотрудниками и начальством и т.д.

Риторика учит гуманитарному мышлению людей, привыкших делить мир на черное и белое, правильное и неправильное - учит искать разные варианты решения одной и той же задачи. (Например, как отказать, не обидев человека? Как отстоять свои убеждения, не поссорившись с оппонентом?) Тем самым риторика учит позитивному отношению к людям, к миру.

Кроме того, она помогает осознать некоторые нравственные ценности, в том числе связанные с общением, значением слова в жизни человека. Так, риторика учит: будь внимателен к своему слову; помогай другим и словом, и делом; общайся так, как бы ты хотел, чтобы общались с тобой.

Риторика также учит умениям, характеризующим уровень функциональной грамотности, например, умению извлекать значимую информацию из текста; выделять главное; интерпретировать и преобразовывать информацию, представляя ее в нескольких формах (схем, таблиц, диаграмм и т.д.); сжато пересказывать текст; реализовывать такие тексты, как отзыв, реферат, доклад, и т.д.

Ни для кого не секрет, что в последнее время происходит снижение уровня речевой культуры. Например, мы слышим неправильные ударения в речи дикторов, грубые слова в речи участников теле- и радиопередач, наблюдаем некорректное речевое поведение в самых различных сферах общения. Риторика во многом воспитывает неприятие этих отрицательных явлений и тем самым способствует повышению речевой культуры (а значит, и культуры вообще). Ведь культура, по мнению Ю.М. Лотмана, это то, как мы общаемся. Не случайно во всем мире при модернизации образования в центре оказываются вопросы коммуникативной компетенции. От коммуникативных умений во многом зависят и личные успехи, и успехи общества в целом.

Современная риторика, в центре которой общающийся человек, объединила в неразрывное целое разные знания о человеке из теории коммуникации, психологии общения, лингвистики, этики, социологии, логики, семиотики и т.д. Таким образом, риторика учит общению на новом витке развития общества, в условиях открытости информационного пространства, колоссальных возможностей информационных технологий. Именно этим отличается современная риторика от той, которая преподавалась в ХVIII-ХIХ веках.

Хотелось бы подчеркнуть, что риторика не вписывается в существующий лингвистический курс русского языка, не может быть его элементом, так как риторика отличается своими задачами, содержанием и структурой, а также специфическими методами и приемами преподавания.

Как показывает многолетний опыт, коммуникативные умения формируются только в результате целенаправленной работы, основанной на специальных методах и приемах. Эта работа может быть реализована только в рамках особого учебного предмета со своим содержанием, логикой изложения и технологией.


3. Так ли уж нова риторика как учебный предмет?


Начиная с 70-90 гг. ХIХ века, риторика постепенно исчезает как самостоятельный предмет из школьного и высшего образования. Основная причина такого положения дела - мертвая, схоластическая методика преподавания риторики, когда учили главным образом на текстах древних риторов, и обучаемые создавали “свои” произведения как подражание этим текстам по форме, стилю и нередко по содержанию.

Итак, исчезает специальный предмет, который учит речи. Но школа, педагоги чувствуют необходимость работы над речью. К началу 20 века складывается область преподавания родного языка, которая называется в методике “развитием речи”, появляется наименование “культура речи” и т.д.

И наконец, в 70-е годы 20 века в программе и учебниках по родному языку появляется раздел “Связная речь” (Работа над изложениями и сочинениями). В данной статье не представляется возможным охарактеризовать методические поиски включения элементов риторики в курс родного языка. Можно отметить только одно: стремление методистов включить работу над речью в этот предмет.

Однако эта работа не ставила и не ставит целью научить школьников общению, научить создавать тексты разной коммуникативной направленности - разные речевые жанры, такие, как доклад, отзыв, рецензия, приветственное слово, поздравительная речь, автобиография, благодарственное письмо, дискуссия, реферат и т.д. Хотя потребность обращения к многим из указанных речевых жанров в жизни, даже в учебном процессе очевидна. В учебниках по разным предметам мы встречаем задания типа: “Напишите доклад”, “Подготовьте реферат”, “Перескажите кратко текст ”; “Подготовьте устное выступление на тему: ...”, “Выступите в дискуссии” и т.д.

О несоответствии традиционного курса родного языка реальным потребностям человека в обществе писал Л.Н. Толстой, который, как известно, сам учил детей в Яснополянской школе: “В моем личном опыте я <...> не нахожу почти ни одного намека на то, чтобы знания грамматики яснополянских школьников прилагались ими к какому-нибудь употреблению. Мне кажется, что грамматика идет само собой... как умственное небесполезное гимнастическое упражнение, язык - умение писать, читать и понимать идет само собой...”



4. Что же представляет собой современная риторика?


Современная риторика не может быть слепком, копией русской риторики 19 века. Мы не можем, например, просто издать самые лучшие из этих учебников (Мещерякова, Сперанского и мн. других). Современная риторика базируется на достижениях современных гуманитарных наук - лингвистики, теории коммуникации, психологии общения, этики, социологии, логики, семиотики и т.д.

В центре центре современной риторики общающийся человек, человек, который общается. Следовательно, риторика - антропоцентрический предмет. Поэтому естественна его практическая направленность, его задача как учебного предмета - научить эффективному общению, что, конечно, требует определенной теоретической базы.

Итак, риторика - учебный предмет, при разработке которого реализуются оба направления модернизации образования:

За счет достижений современных базовых смежных наук;

За счет потребностей настоящего и будущего общества, так как риторика учит коммуникативным (риторическим) умениям на новом витке развития общества в условиях открытости информационного пространства и колоссальных возможностей информационных технологий.


5. Зададимся вопросом: нужна ли Риторика нам?


Насколько необходимы для нас риторические знания и умение применять их - сегодня и в будущем? Начнем с того очевидного факта, что природа человека с древнейших времен до наших дней осталась неизменной по крайней мере в одном своем проявлении: человек очень много говорит (65% рабочего времени проходит в устном общении, 2,5 года - расход чистого времени на беседы у среднестатистического жителя Земли, по данным американских ученых, что составляет 400 томов по 1000 страниц успеваем наговорить за свою трудовую деятельность).

Таким образом, человек разумный был и остается человеком говорящим.

Значит, говорили и говорим мы действительно много. Но, как показывают исследования, делаем это плохо: общение людей, не получивших специальной (риторической!) подготовки, эффективно (успешно) всего лишь на 50%. Конечно, это весьма приблизительные оценки, сухие факты и цифры, но и они свидетельствуют о многом: необходимо совершенствовать и владение собственным словом, и восприятие слова чужого.

"Приходит министр в парламент, скажем, в Думу. Выходит на трибуну и говорит...

Но министр плохой актер. Он не чувствует обстановки, не понимает ситуации, и неточности начинают нагромождаться одна на другую. Какая-нибудь забубенная голова выкрикивает нелестное замечание. Как плохой актер от неправильно поданной реплики, министр теряет тон и самообладание. Голос его начинает звучать фальшиво, жесты перестают подходить к принесенному делу. Мысль осталась недосказанной, дело недоделанным., а впечатление произведено отрицательное. Не понял министр своей роли - провалился" (Шаляпин Ф.И. Маска и душа: Мои сорок лет на сцене).

Не правда ли, это звучит достаточно современно? Однако в целом уровень речевой культуры общества в дореволюционной России и в первые послереволюционные годы был несравненно выше того, что мы имеем теперь, спустя почти столетие.

Почему это произошло? Каковы причины того, что лишь немногие наши современники сохранили высокую речевую культуру? Ответить на эти вопросы необходимо, чтобы представить перспективы реконструкции и возрождения отечественной речевой культуры, увидеть возможные пути грядущего "риторического Ренессанса" в России. Без возвращения риторики вряд ли мыслимо и возрождение отечественной культуры вообще. Ведь роль слова именно в русской культуре традиционно была особенно значительна.

Именно поэтому можно говорить о том, что слово современное (и будущее) реально возвращается к античному, сократовскому идеалу: оно должно быть полно смысла, глубоко, насыщено мыслью. Красота речи в наши дни во многом сродни красоте любого предмета обихода – это, прежде всего функциональность, соответствие своей основной задаче.

И так, риторика, особенно современная, - это прежде всего школа мысли, а затем уже - школа слова.

Хорошую современную публичную речь можно охарактеризовать так же, как некогда было сказано о речах замечательного афинского оратора и политического деятеля Демосфена: "Не ищите у него украшений, там имеются только доводы. Аргументы и доказательства скрещиваются, подталкивают друг друга, стремительно бегут перед вашими глазами, выбрасывая на ходу восхитительные блестки антитез".

Значит, современная речь - это некая " литературная геометрия", результат усиленной мыслительной работы, это соразмерное здание, логически выстроенное из четких смыслов точно употребленных слов. Мужественная логика слова вызывает у наших современников одобрение и восхищение скорее, нежели женское изящество. Чтобы убедиться в этом, посмотрим, как пишет о прекрасной речи Алексей Федорович Лосев: "Слова всегда были для меня глубоким, страстным, завораживающе-мудрым и талантливым делом. Как мало людей, которые любят и умеют талантливо говорить! И как я искал, как я любил, как я боготворил этих людей! Боже мой, что это за чудный дар - уметь говорить и уметь слушать, когда говорят! В молодости при звуках талантливой речи я чувствовал, как утончается, серебрится и играет моя мысль, как мозг перестраивается у меня наподобие драгоценного и тончайшего музыкального инструмента, как дух мой начинал носиться по безбрежной и бледной зелености мысленного моря, на котором вспененная мудрость ласкает и дразнит тебя своими багряными, алыми всплеками!" (Лосев. Жизнь).

Ядром, центром современной риторики является тот путь от мысли к слову, который в классической традиции описывался как совокупность трех этапов: изобретение содержания, расположение изобретенного в нужном порядке и, наконец, словесное выражение. Что сказать? Как? Какими словами? Вот три главных вопроса, на которые мы учимся отвечать, получая риторическое образование, чтобы овладеть мастерством эффективной речи.

Этот центральный и отправной раздел общей риторики будем называть риторическим каноном, так как три этапа пути от мысли к слову - изобретение, расположение и словесное выражение - определяются системой специальных законов и правил - каноном (греч. kanon).

Узнав эти законы и усвоив принципы, человек сможет уверенно ориентироваться в любой ситуации, требующей от него связной осмысленной речи.


Заключение


Итак, перед нами - задача исследовать путь от мысли к слову, как промелькнувшую идею превратить в хорошую риторически грамотную речь, т.е. можно ли сделать так, чтобы мыслей стало больше, чтобы они были интересней, чтобы идеи не ускользали и не мешали друг другу а получили стройный порядок, и наконец, ожили в слове.

Нам необходимо проникнуть в тайны совершенно особой жизни - жизни идей, понятий. Это необходимо, потому что научиться говорить можно только научившись думать.

Список использованной литературы


1. Ладыженская Т.А. Роскошь или необходимость? Зачем нужна риторика // Учительская газета. – 2006. -№23.

2. Панов М.И. Зачем сегодня нужно искусство красноречия?

3. Александров Д.Н. Риторика.


ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «БАШКИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДА

Больше работ

Многое в жизни определяется умением общаться. Успехи в учебе, карьере, в личных отношениях, построены на способностях к коммуникации. Читаете ли вы доклад в аудитории, поздравление на празднике или проходите собеседование на работу, лаконичная, структурированная речь, донесет информацию до слушателей в выгодном свете. Наукой, изучающей тонкости ораторского искусства, является риторика. Она помогает придать речи ясности, конкретики, убедительности.

С зарождения в античности до наших дней, риторика как наука, понималась по-разному. Софисты-основатели определяли её как дисциплину, учащую манипулировать, доказывать точку зрения оратора, доминировать в дискуссиях.

Сегодня на первом месте гармонизирующая речь, поиск правды, побуждение к мысли. В современном понимании, риторика – это дисциплина, изучающая способы создания целесообразной, воздействующей, гармонизирующей речи. Предмет риторики – мыслеречевое действие.

Объединяя в себе философию, социологию, психолингвистику и филологию, современная риторика позволяет достигать эффективного речевого взаимодействия с любым обществом.

Предмет и задачи риторики

Предметом в риторике являются способы формирования целесообразного слова:

  • устного;
  • печатного;
  • электронного;
  • процесс преобразования мысли в речь.

Задачи риторики сводятся к её направлению. Первым направлением является логическое: убедительность, эффективность речи выступают преимущественными параметрами. Вторым представлено литературное направление: главенствующими аспектами являются пышность и красота слов. Учитывая объединение логического и литературного направления в современной риторике, в её задачи входит правильность, убедительность и целесообразность речи.

Риторика и культура речи

Культура речи – это дисциплина, изучающая нормы литературного и национального языков, а также правила целесообразного употребления языковых средств выразительности. Риторика и культура речи взаимосвязанные понятия, обеспечивающие продуктивное общение.

Частная и общая риторика

Риторика подразделяется на две категории: общая и частная. Общая риторика изучает ораторское мастерство в целом и пригодится любому человеку.

Частная риторика, опираясь на каноны и правила, изучает искусство красноречия в разных профессиональных сферах.

Общая риторика имеет разделы:

  • риторический канон;
  • ораторику – искусство публичного речевого выступления;
  • спор – искусство аподиктической дискуссии (ведение спора ради достижения истины);
  • беседу – раздел, обучающий вести частный, светский или деловой разговор;
  • риторику повседневного общения, обучающую распознавать эмоциональные и речевые сигналы, посылаемые собеседником, подстраиваться под них;
  • этнориторику, изучающую особенности речевого поведения разных национальностей.

Риторический канон античности состоял из пяти частей:

  • Изобретение (инвенция).Формирование идеи для выступления. Поиск ответа на вопрос: Что сказать?
  • Расположение (диспозиция). Составление плана текста, для достижения передачи основной мысли.
  • Выражение (элокуция). Оформление речи изобразительными средствами языка, редактирование текста.
  • Запоминание (меморио). Выбор оратором способа передачи информации. Заучивание, составление заметок.
  • Произнесение (акцио). Выступление оратора перед аудиторией.

На пятом этапе происходит кульминация ораторской деятельности и заканчивается античный риторический канон. Ради совершенствования ораторских навыков, в современном каноне добавлен еще один пункт:

  • Рефлексия. Подразумевает рассуждения автора над своим выступлением, поиск слабых формулировок и выделение удачных речевых приемов.

В риторическом каноне можно выделить три этапа:

  • докоммуникативный, включающий работу над речью (изобретение, расположение, выражение, запоминание);
  • коммуникативный, представляющий взаимодействие оратора с аудиторией (произнесение);
  • посткоммуникативный этап, являющийся анализом выступления (рефлексия).

В основе ораторской деятельной лежит три понятия – этос, логос, пафос.

  • Этос подразумевает обоснованность речи обстоятельствами, влияющими на тему выступления (место, время, продолжительность речи);
  • Логос отвечает за логическую составляющую;
  • Пафос включает эмоциональный и мимический окрас выступления.

Виды красноречия

Существует пять основных видов красноречия:

  • Социально-политический вид – дипломатические, социально-политические, политико-экономические, парламентские, митинговые и агитаторские речи.
  • Академический вид – научные лекции, сообщения, рефераты, семинары и доклады.
  • Судебный вид – речи действующих лиц судебных процессов: адвокатов, обвинителей, судей.
  • Богословское красноречие или духовный вид – напутствия, проповеди, торжественные речи церковной направленности.
  • Социально-бытовые виды красноречия – застольные, юбилейные, праздничные или поминальные речи.

Зарождение риторики как научной дисциплины, происходит в древней Греции еще в пятом веке до нашей эры. В силу становления рабовладельческой демократии, искусство убедительного слова приобрело большой спрос в обществе. Любой представитель полиса (города) мог обучиться ораторскому мастерству у преподавателей риторики – софистов (мудрецов).

Обладая всеми навыками красноречия, софисты обучали подопечных посредством практических занятий. На жарких дискуссиях и последующих анализах выступлений, мастера слова готовили учеников к профессиям судебных защитников, обвинителей, риторов. Софисты преподавали искусство украшения слова, создание убедительных речей. Они утверждали, что искусство речи не в поиске истины, а в доказательстве правоты оратора.

Риторика понималась софистами как наука убеждения, цель которой победа над противником. Это послужило последующим негативным окрасом значения слова «софизм». Если вначале оно понималось как «умение, мастерство, мудрость», теперь же «уловка, выдумка».

Известные философы-софисты:

  • Протагор (485–410 гг. до н. э.)

Считается основателем искусства дискуссии. Автор тезиса: «Человек – это мера всех вещей».

  • Горгий (483–375 гг. до н. э.)

Ораторского дела мастер, первый преподаватель риторики в Афинах. Основоположник применения в риторике троп и фигур речи. Наследие: «Похвала Елене», «Защита Паламеда».

  • Лисий (445–380 гг. до н. э.)

Отец искусства судебного слова. Его речи выделялись ясностью и краткостью, до наших дней их сохранилось 34, среди которых: «Речь против Эратосфена, бывшего члена коллегии Тридцати» и «Оправдательная речь по делу об убийстве Эратосфена». Эратосфен был одним из тридцати тиранов, виновных в гибели брата Лисия после захвата Афин Спартой.

  • Исократ (436–338 гг. до н. э.)

Один из учеников Горгия, основатель литературной риторики. Речи его выделялись простотой, понятностью слога для всех афинян. Самыми известными изречениями являются: «Панегирик» и «Панафинейская» речь. Понимание Исократа зачем нужна риторика отражается в высказывании: «Настоящему мастеру слова следует не с пустяками возиться и не то внушать слушателям, что им бесполезно, а то, что и их избавит от бедности, и другим принесёт великие блага». Ему также принадлежит выражение: «Ученость - это сладкий плод горького корня».

Софисты превозносили искусство слова над истиной. Диалектика понималась как состязание ради победы. Поиск правды представлялся бессмысленным, потому что таковой, по мнению софистов, не существовало.

Учение Сократа заставляет взглянуть на риторику по-новому. Поиск истины и обретение добродетели становятся главными задачами. Своими диалогами, названными «сократовской иронией», философ подводил собеседника к познанию самого себя. Он учил глубокомыслию, нравственности. Трудов Сократ не писал, но работы его учеников, таких как Платон и Ксенофонт, передают изречения мыслителя. Например: «Никто не желает зла», «Добродетель – это знание».

Платон в 380-х гг. до н. э. основал Академию, в которой преподавались астрономия, философия, математика, геометрия, а также техники развивающие духовные качества человека. Его учение призывало отказаться от страстей, ради очищения разума для знаний. Наукам обучались диалектическим методом, развивался индивидуализм.

Риторический идеал Платона отражен в высказывании: «Всякая речь должна быть составлена, словно живое существо». Подразумевалась четкая структура речи, соотношение общего с частным. Особенно ценилась философом ясность речи и истинность.

Аристотель – древнегреческий мыслитель, ученик Платона. В Академии он провел 20 лет, позднее основал Ликей (по названию храма Аполлона Ликейского), в котором преподавал лично философию и риторику. Своим трактатом «Риторика» Аристотель выделил искусство слова среди прочих наук, определил принципы построения речи и способы доказательства. Именно Аристотель считается основоположником риторики как науки.

В Древнем Риме свой вклад в развитие риторики внес политик, философ и великий оратор Марк Туллий Цицерон. В труде «Брут или о знаменитых ораторах» Цицерон передал историю риторики в именах известных ораторов. Трактат «Об ораторе» формирует образ достойного ритора, объединяющего познания в истории, философии и праве. Произведение «Оратор» посвящено стилям и ритму красноречия. Марк Туллий выделял риторику среди прочих наук, называя её самой сложной. В его понимании предмет риторики таков – оратор должен владеть глубокими познаниями во всех сферах, чтобы суметь поддержать любой диалог.

Марк Фабий Квинтилиан в сочинении из 12 книг «Риторические наставления» проанализировал риторику, дополняя собственными выводами относительно всех её составляющих. Он ценил ясность слога, умение оратора пробудить эмоции в слушателях. Риторика определялась им как «наука хорошо говорить». Квинтилиан также дополнил учения риторики, указав значимость невербальной составляющей.

Развитие риторики в России

Русская риторика развивалась преимущественно на базе римской. Потребность в риторике возрастала и падала со сменой политико-общественных режимов.
Как развивалась русская риторика в веках:

  • Древняя Русь (XII–XVII вв.). До XVII века на Руси не существовало термина «риторика», а также учебных пособий по ней. Однако существовали правила. Этика речи, обозначающаяся терминами: «красноречие», «благоречие» или «риторикия». Обучались искусству слова, руководствуясь богослужебными текстами, сочинениями проповедников. Например, сборником «Пчела» (XIII век).
  • Первая половина XVII века. «Сказание о семи свободных мудростях»; открытие Московских школ повышенного типа; Киевская духовная Академия; 1620 год – первый учебник по риторике на русском языке; Книги «Об изобретении дел», «Об украшении».
  • Конец XVII – начало и середина XVIII вв. «Риторика» Михаила Усачева; Риторики Андрея Белобоцкого; «Старообрядческая риторика»; трактаты «Поэтика», «Риторика», «Этика, или Наука об обычаях», а также ряд лекций о риторическом искусстве Феофана Прокоповича.
  • XVIII век. Риторика как наука в России сформировалась трудами Михаила Васильевича Ломоносова: «Краткое руководство к риторике» (1743), «Риторика» (1748). «Риторика» Ломоносова является хрестоматией, фундаментальным трудом в развитии этой науки.
  • Начало и середина XIX в. До середины девятнадцатого века, в России происходил риторический «бум». Учения слову издавались одно за другим. Выделяются работы И.С. Рижского, Н.Ф. Кошанского, А.Ф. Мерзлякова, А.И. Галича, К.П. Зеленского, М.М. Сперанского. Во второй половине столетия риторика вытесняется словесностью. В советское время преподается стилистика, лингвистика, культура слова, риторика же критикуется.

Предмет и задачи риторики в XXI веке или зачем нужна риторика сегодня

Наше время характеризуется высокими технологиями, разносторонней, доступной, неустанно развивающейся системой образования. Это век информации и сообщения. Коммуникативные способности личности, её стремление к развитию, определяют успехи во всех сферах жизни.

В первую очередь ораторское мастерство пригодится людям непроизводственных сфер деятельности – работникам СМИ, адвокатам, психологам, преподавателям, дизайнерам, продавцам и пр.

Но зачем нужна риторика слесарям, врачам, водителям? Ответ в следующем вопросе каждый найдется для себя отдельно: Какому человеку не нужно уметь мыслить и владеть своим словом?

Изучение основ ораторского мастерства, психологии, языка телодвижений будут полезны каждому, кто стремится к полной, комфортной жизни в обществе.

Сейчас в мире идёт большой обмен информацией, причём совершенно разнообразной, и обмен осуществляется различными способами. В современное время, как бы печально это не было, но всё живое общение нам заменили Интернет c социальными сетями. Человек XXI века живёт в мире больших возможностей, инновационных технологий, так сказать, идёт в ногу со временем, и всё вроде бы хорошо, прогресс не стоит на месте, но, одно большое но, вместе со всем этим куда-то исчезает умение правильно и красиво говорить, излагать свои мысли. Многие уже давно перестали обращать внимание на элементарные грамматические или пунктуационные ошибки, которые допускают при написании чего-либо, поскольку это стало нормой. То же самое происходит и в устной речи. Порой человек говорит, и, похоже, сам не понимает, что он пытается донести до своего слушателя. В таком случае про слушателя и не стоит даже говорить, естественно, что он ничего не поймёт. Вот в этом вся беда современного общества. В языке столько слов, чтобы сказать, о чём думаешь, мечтаешь, что хочешь сделать, но многие и двух слов связать не могут, чтобы доходчиво выразить свои мысли.

Вот именно с этого момента и возникает вопрос: «Что же тогда такое правильное речевое общение? И каким оно должно быть?» О том, что говорить нужно не просто связно и правильно, но и красиво, прописная истина. Но мало кто может похвастаться тем, что его учили искусству красноречия и что он им обладает. Такой предмет, как риторика , преподают далеко не во всех школах, а если и включают его в программу, то часто не могут найти хороших учителей. Попросту говоря, красивая речь для большинства людей - это то, чему они якобы должны учиться, но не знают, как и где это можно сделать. Мы решили посвятить цикл статей этой важной теме - риторике, как умению правильно и красиво говорить.

Для каждого человека важно уметь общаться, так как такой навык является хорошим помощником во многих жизненных ситуациях. На коммуникативных способностях строятся почти все успехи на учёбе, работе, в личной жизни. Если информация подаётся оратором лаконично и структурированно, то она дойдёт до слушателей в лучшем виде. Наука, которая изучает все детали ораторского искусства, называется риторика. Именно благодаря ей можно сделать свою речь ясной и убедительной.

Риторика помогает придать речи ясности, конкретики, убедительности.

А правильное речевое общение или устная коммуникационная деятельность, по определению А.В. Соколова (родился в 1934 году, специалист в области социальных коммуникаций), «есть духовное общение социальных субъектов». Ещё в далёкой древности Аристотель, роль которого в разработке классической риторики наиболее значима, отвечал на этот вопрос так:

«Любая речь слагается из трёх элементов: из самого оратора, из предмета, о котором он говорит, и из лица, к которому он обращается; оно-то и есть конечная цель всего; (я разумею слушателя)». [ 1 ]

И тут возникает вопрос: «Актуально ли высказывание Аристотеля в наши дни?». Ответ на этот вопрос является многогранным. Но сначала обратимся к истокам возникновения риторики.

Риторика в древнее время

Происхождение риторики началось ещё в древней Греции. Благодаря тому, что в этом государстве формировалась демократия, умение убеждать приобрело немалую популярность в обществе.

Каждый житель города имел возможность пройти обучение ораторскому мастерству, которое преподавали софисты. Эти мудрецы считали риторику наукой убеждения, которая изучает способы словесной победы над соперником. Из-за этого в дальнейшем слово «софизм» вызывало отрицательную реакцию. Ведь при них риторика рассматривалась, как уловка, выдумка, хотя ещё раньше эту науку считали высшим мастерством, умением.


В Древней Греции создавалось много трудов, раскрывающих риторику. Автором классического греческого трактата об этой науке является известный мыслитель Аристотель.

Данный труд под названием «Риторика» выделил ораторское искусство среди всех остальных наук. В нём были определены принципы, на которых должна строиться речь, и указаны способы, применяющиеся как доказательства. Благодаря этому трактату Аристотель и стал основоположником риторики как науки.

В Древнем Риме в становление риторики внёс свой вклад Марк Туллий Цицерон (106 - 43 годы до н.э.), который занимался политикой, философией и ораторским искусством. Он создал произведение под названием «Брут или о знаменитых ораторах», описав развитие науки в именах популярных ораторов. Также он написал труд «Об ораторе», в котором рассказал о том, какое речевое поведение должно быть у достойного оратора.

Затем Цицерон создал книгу «Оратор», раскрывающую основы красноречия.

Цицерон считал риторику самой сложной наукой в отличие от других. Он утверждал, что для того, чтобы стать достойным оратором, человеку необходимо иметь глубокие познания во всех областях жизнедеятельности. В противном случае он просто не сможет поддержать диалог с другим человеком.

Марк Фабий Квинтилиан в сочинении из 12 книг «Риторические наставления» проанализировал риторику, дополняя собственными выводами относительно всех её составляющих. Он ценил ясность слога, умение оратора пробудить эмоции в слушателях. Риторика определялась им как «наука хорошо говорить». Квинтилиан также дополнил учения риторики, указав значимость невербальной составляющей.

В средние века риторика стала называться гомилетикой , церковным красноречием и, конечно, изменила облик и внутреннее содержание. Теперь красноречие было направлено на прославление Бога и его величия, а также на то, чтобы доказать существование высшей силы исключительно умозрительно, в теории, на словах.

Развитие риторики в России


Риторика в России возникла на основе римской науки. К сожалению, не всегда она была столь востребована. Со временем, когда менялись политико-общественные режимы, необходимость в ней воспринималась по-разному.

Развитие российской риторики по этапам:

  • Древняя Русь (до 988 года). Жизнеречение - внутриобщественная функция ж-рече-ства. Это очевидно для вспоминающих, что буква «Ж» в славянской азбуке имеет название «Живёте». Понятийный же корень «рече» (речь, как выражение мысли) непосредственно присутствует в обоих словах, что говорит об очень серьёзном отношении к тому, что рекётся индивидом. Даже буква «Р» имела название «рцы». А «Рцы» - форма повелительного наклонения, аналогичная по смыслу нынешнему «реки́». Вот жречество должно было властно (в том смысле, что слова не должны оставаться без соответствующих их смыслу последствий) «говорить» о том, как должно жить общество и как оно должно решать возникающие в его жизни проблемы, и что будет, если оно будет жить иначе и не будет решать проблемы.
  • Русь Киевского периода (XII - XVII вв.). В этот период ещё не существовало термина «риторика» и учебных книг по ней. Но и тогда и раньше, безусловно применялись некоторые её правила. Люди в то время называли этику речи краснобайством, красноречием, благоречием либо риторикией. Обучение искусству слова проводилось на основе богослужебных текстов, которые создавали проповедники. К примеру, одним из таких сборников является «Пчела», написанный в XIII веке.
  • Первая половина XVII века. В этот период важным, реперным событием стало издание первого русского учебника, раскрывающего основы риторики.
  • Конец XVII - начало и середина XVIII века. На этом этапе была издана книга «Риторика», написанная Михаилом Усачёвым. Также было создано множество произведений, таких как «Старообрядческая риторика», труды «Поэтика», «Этика», несколько лекций о риторическом искусстве Феофана Прокоповича.
М.В. Ломоносов - «Риторика»
  • XVIII век. В данное время произошло формирование риторики как российской науки, огромный вклад в которое внёс Михаил Васильевич Ломоносов. Он написал несколько произведений, посвящённых ей, из которых книга «Риторика» стала основой в развитии данной науки.
  • Начало и середина XIX века. Данный период характеризуются тем, что в стране происходил риторический бум. Известные авторы издавали большое количество учебных пособий. К таковым относятся труды И.С. Рижского, Н.Ф. Кошанского, А.Ф. Мерзлякова, А.И. Галича, К.П. Зеленского, М.М. Сперанского.
  • Однако, начиная со второй половины века данную науку начинает активно вытеснять словесность. Советские же люди изучали стилистику, лингвистику, культуру речи и меньше - риторику.

Как обстоят дела с риторикой в наше время?

Кое-где она преподаётся, входит в число не факультативных, а обязательных дисциплин. Однако косноязычия и элементарного неумения выступать публично от этого меньше, увы, не становится. Однажды социологи спрашивали респондентов о том, чего те больше всего боятся. Ответы были вполне предсказуемыми - тяжёлой болезни или смерти: как собственной, так и близких нам людей. Действительно, против этой напасти мы часто оказываемся бессильны. А вот на втором месте, с очень небольшим отрывом от страха смерти, находится … страх публичного выступления. Странно и неожиданно? Это ещё как сказать…

Вспомните каждый самого себя в школьные годы. Когда в начале урока начиналась проверка домашнего задания и кого-то непременно вызывали к доске. Какие были ощущения, когда называли твоё имя? Даже когда был готов и уверен в себе - всё равно начинались волнение, а то и паника. Идёшь к доске - и кажется, что твои шаги гулко отдаются в тишине, а сердце колотится так, словно норовит выскочить из груди. Ни дать ни взять - идёшь на казнь. Так что страхи были, и ещё какие!

Из этих полудетских страхов и вытекает первая необходимость риторики как способа обрести уверенность в своих силах. Ведь, если разобраться, почему некоторые рот открыть боятся у доски, почему их охватывает немота, хотя они всё или почти всё знают? У них просто нет навыка связной, грамотной, красивой речи - всех тех навыков, которым и учит риторика.

А когда ещё и кавардак в голове, в мыслях, то и в устной, в звучащей речи будет тот же сумбур. Не можешь сформулировать тезисы будущего выступления устно, в теории - почти наверняка будешь сбиваться и путаться на практике. Так что чем раньше и целостнее сложится мировоззрение, система наших взглядов - тем лучше для нас. И тогда будет ясной голова.

Вообще достаточно задать себе простой вопрос: а что будет, если вы не сможете достойно выступить и с треском провалитесь? Мир ведь не исчезнет. Надо понимать, что любой опыт ценен, в том числе и отрицательный. Словом, можно больше приобрести, нежели потерять. А путей избавлений от страхов предостаточно.

Во-вторых, риторика просто незаменима тогда, когда мы проходим процесс первичной и, тем более, вторичной социализации - от семьи к дружеской компании, школе и вузу, не говоря уж о взрослой, самостоятельной жизни. Нам помогают определиться по жизни все вокруг - причём, делая это чаще всего не с помощью невербальных средств общения, а посредством живого слова. Полноценной замены ему нет, и вряд ли она когда-нибудь найдётся. Если вовремя не приобрести навыков успешной коммуникации, полноценного общения - вряд ли ты в жизни чего-то значительного добьёшься. Так и будешь, как говорится, вариться в собственном соку, будешь нем, как рыба, и примешься судорожно глотать обиды вперемешку со злостью и завистью на окружающий мир - мол, я такой замечательный, а меня недооценили, не заметили. А лучше действовать! Как это делал Демосфен - величайший оратор античности. Ведь он и надежд никаких не подавал, но превозмог свои слабости - физические и духовные - и стал тем, кем он стал. Так что есть, на кого равняться.

Когда опытные тренеры в области риторики начинают спрашивать у аудитории, кто и зачем хочет научиться хорошо говорить публично, то многие лукавят и спешат спрятаться за красивые фразы типа «хочу повышения по службе» или «хочу оказывать влияние на других». Во всех этих репликах есть своя доля правды, но далеко не вся. А весь секрет, точнее, отсутствие такового, заключается в том, что многим втайне хочется получать удовольствие от самого процесса говорения и производимого им эффекта. Только стесняются или боятся в этом признаться - себе и людям.

Так вот, в-третьих, мало что сравнится с удовольствием именно от успешного публичного выступления, особенно когда почувствуешь вкус к этому делу. Только представьте себе в обозримой перспективе - тебя слушают со всё возрастающим вниманием, люди жадно ловят каждое твоё слово, контакт между тобой и аудиторией прочный и устойчивый, настрой - дружеский. Конечно, до такой почти идеальной ситуации ещё нужно дорасти и дотянуться. Но и здесь всё в наших руках.

В-четвёртых, сила слова многократно возрастает, когда это слово - публичное, услышанное, а затем подхваченное многими. Тем более, если это слово исходит от человека компетентного во многих вопросах, держащегося уверенно и спокойно, сохраняющего чувство собственного достоинства, доброжелательно настроенного по отношению к аудитории и не возвышающегося над ней. Хороший оратор, а по совместительству - психолог или педагог, воспитатель - находка для любой компании, учебного заведения, коллектива.

Наконец, для тех, кто мечтает о карьере и финансовом успехе, слово - тоже мощный рычаг и инструмент воздействия на умы и чувства людей. Конечно, не всем нам быть великими ораторами, - кому-то надо и сеять, и пахать, и строить, и мастерить что-то своими руками - но тот начальник и руководитель, кто не лезет за словом в карман, у кого поставлена речь, кто обладает даром убеждения и обаяния, уже не просто начальник и руководитель, а настоящий харизматический лидер, за которым пойдут хоть на край света. Если покопаться в не столь уж и далёкой от нас истории, почитать воспоминания, то мы узнаем, какими замечательными ораторами были Наполеон Бонапарт, Троцкий, Гитлер и Муссолини. Они не перестают быть при этом великими диктаторами и злодеями. Именно поэтому и важно умело распорядиться своим влиянием и не использовать его во вред. Так что трижды прав поэт Владимир Маяковский, который назвал слово «полководцем человечьей силы» («Сергею Есенину»,1926 год).

А слово - это и есть главное орудие оратора, данное ему от Бога или от природы. И тот, кто приобщился к риторике всерьёз и надолго, уже никогда не спросит, зачем она нужна.

Послесловие

В мире есть наука, которая носит гордое название - риторика. Жаль, конечно, но есть люди, которые не знают о её существовании или её значении. Так вот именно риторика занимается вопросами правильной и красивой речи, говоря самым простым языком. Именно риторика разбирает ошибки в общении. По нашему мнению, её не помешало бы ввести в школы обязательным предметом. Просто, глядя на современное молодое поколение, видно, что многим она явно не помешала бы.

И в заключение, возвращаясь к вопросу об актуальности высказывания Аристотеля, можно сказать, что оно более чем актуально. Ведь если подумать, то быть хорошо подготовленным, обладать приличным словарным запасом, уметь собрать свои мысли в единое целое и донести их до слушателей, учитывая особенности аудитории - это очень тяжёлый труд. Но посильный. Ведь как говорил Цицерон:

«Красноречие есть нечто такое, что даётся труднее, чем кажется, и рождается из очень многих знаний и стараний».

Он не случайно поставил старания после знаний. Только хорошо понимая, зачем и почему нужно то или иное знание, человек будет стараться его освоить.

Ну и пусть не все мы владеем искусством красноречия, но говорить красиво, правильно, вежливо и понятно мы можем и должны. Вот как раз, поэтому высказывание Аристотеля актуально и поныне. Люди постепенно разучиваются говорить так, как это было положено, и как бы печально это не было, но факт остаётся фактом. Но ведь в наших силах всё исправить. Хотя бы на личностном уровне. Не так ли?

В следующих статьях о риторике мы будем приводить как поучительные истории, так и методики повышения своих ораторских навыков.