Все организмы рождаются с врожденными реакциями, которые помогают им выжить. Безусловные рефлексы отличаются своим постоянством, на одно и то же раздражение можно наблюдать одинаковую ответную реакцию.

Но окружающий мир постоянно изменяется, и организм вынужден приспосабливаться к новым условиям, а здесь уже только врожденные рефлексы не справятся. Включаются в работу высшие отделы головного мозга, которые обеспечивают нормальное существование и приспособление к постоянно меняющимся условиям среды.

Высшая нервная деятельность

ВНД - это и есть работа всех подкорковых образований и коры больших полушарий. Это достаточно широкое понятие, которое включает в себя:

  • Психическую деятельность.
  • Особенности поведения.

Свойства ВНД

Основные особенности передаются человеку по наследству. К свойствам ВНД можно отнести:

  1. Силу нервных процессов.
  2. Уравновешенность.
  3. Подвижность.

Самым важным считается первое свойство, оно характеризуется способностью нервной системы выдерживать длительное воздействие возбуждающих факторов.

Можно привести такой пример: в самолетах громкий шум во время полета, для взрослого человека это не сильный раздражитель, а вот у детей, у которых еще слабые нервные процессы, он может вызывать запредельное торможение.

Уравновешенность характеризуется высокой скоростью выработки условных рефлексов.

Такое свойство, как подвижность, зависит от того, насколько быстро сменяют друг друга процессы торможения и возбуждения. Люди, легко переключающиеся с одной деятельности на другую, имеют подвижную нервную систему.

Типы ВНД

Психические процессы и поведенческие реакции у каждого человека имеют свои индивидуальные особенности. Сочетание силы, подвижности и уравновешенности определяет тип ВНД. Их различают несколько:

  1. Сильный, подвижный и уравновешенный.
  2. Сильный и неуравновешенный.
  3. Сильный, уравновешенный, инертный.
  4. Слабый тип.

ВНД - это еще и функции, связанные с речью, поэтому у человека выделяют типы, которые характерны только для него, и связаны они с взаимодействием первой и второй сигнальной системы:

  1. Мыслительный. На первый план выступает вторая сигнальная система. У таких людей хорошо развито абстрактное мышление.
  2. Художественный тип. Ярко проявляется 1-я сигнальная система.
  3. Средний. Обе системы уравновешены.

Физиология ВНД такова, что наследственные особенности протекания психических процессов могут претерпевать изменения под влиянием воспитания, это связано с тем, что имеется такое качество, как пластичность.

Сангвиник

Еще Гиппократ подразделял людей на различные категории, имеющие свой темперамент. Особенности ВНД как раз и определяют принадлежность людей к тому или иному типу.

Сильная нервная система с подвижными процессами характерна для сангвиников. Все рефлексы у таких людей образуются быстро, речь громкая и четкая. Говорят такие люди выразительно, с использованием жестов, но без лишней мимики.

Угасание и восстановление условных связей происходит легко и быстро. Если у ребенка такой темперамент, то он имеет неплохие способности, хорошо поддается воспитанию.

Холерик

У таких людей процессы возбуждения преобладают над торможением. Условные рефлексы вырабатываются с большой легкостью, а вот их торможение, наоборот, происходит с затруднением. Холерики всегда подвижны, не могут долго сконцентрироваться на одном деле.

ВНД - это и поведение, а у людей с таким темпераментом оно зачастую требует жесткой коррекции, особенно у детей. В детском возрасте холерики могут вести себя агрессивно и вызывающе, это связано с высокой возбудимостью и слабым торможением нервных процессов.

Флегматик

ВНД человека с сильной и уравновешенной нервной системой, но медленным переключением между психическими процессами относят к флегматическому темпераменту.

Рефлексы образуются, но гораздо медленнее. Разговаривают такие люди медленно, речь размеренная и спокойная, без всякой мимики и жестикуляции. ВНД ребенка с таким темпераментом имеет такие особенности, которые делают таких детей усидчивыми, дисциплинированными. Они выполняют все задания добросовестно, но медленно.

Очень важно родителями и педагогам знать эту особенность и учитывать ее во время занятий и общения.

Меланхолик

Типы ВНД отличаются своими свойствами и особенностями функционирования нервной системы. Если она слабая, то можно говорить о меланхолическом темпераменте.

Такие люди с большим трудом переносят воздействие сильных раздражителей, у них в ответ начинается запредельное торможение. Очень трудно меланхоликам привыкать к новому коллективу, особенно это касается детей. Все рефлексы образуются медленно, после многократного сочетания с безусловным раздражителем.

Движения, речь таких людей медленные, размеренные. Они, как правило, не совершают лишних движений. Если посмотреть со стороны на ребенка с таким темпераментом, то можно сказать, что он постоянно чего-то боится, никогда не может постоять за себя.

Отличительные черты высшей нервной деятельности человека

Физиология ВНД такова, что при наличии любого темперамента в человеке можно развить и воспитать все те качества и которые в обществе просто необходимы.

В каждом темпераменте можно отметить как свои положительные качества, так и негативные. Очень важно в процессе воспитания не дать развиться нежелательным свойствам личности.

Для человека характерно наличие второй сигнальной системы, а это существенно усложняет его поведение и психические процессы.

К особенностям можно также отнести:


Разновидности ВНД у людей имеют и большое практическое значение, его можно охарактеризовать так:

  • Уже научно доказано, что большинство заболеваний ЦНС напрямую связаны с особенностями протекания нервных процессов. Например, потенциальными клиентами клиники неврозов можно считать людей со слабым типом.
  • На течение многих болезней также накладывает отпечаток особенность ВНД. Если нервная система сильная, то и болезнь переносится легче, а выздоровление наступает быстрее.
  • Воздействие препаратов на организм в какой-то мере зависит от индивидуальных особенностей ВНД. Это можно и нужно учитывать при назначении лечения.

Чаще всего определяется не особенностями темперамента, а условиями их жизни в обществе, взаимоотношением с действительностью. Особенности психических процессов могут накладывать свой отпечаток, но они не являются определяющими.

Тип нервной деятельности не стоит сбрасывать со счетов, но необходимо помнить, что темперамент имеет подчиненное значение и является только предпосылкой для развития важных качеств личности.

В опытах с животными И.П.Павлов установил, что у некоторых животных положительные условные рефлексы образуются быстро, а тормозные медленно. У других животных, наоборот, положительные условные рефлексы вырабатываются медленно, а тормозные быстрее. У третьей группы животных и те и другие рефлексы вырабатываются легко и прочно закрепляются. Так, было установлено, что действие тех или иных раздражителей зависит не только от их качества, но и от типологических особенностей высшей нервной деятельности.

Под типологическими особенностями высшей нервной деятельности имеется в виду динамика протекания нервных процессов (возбуждения и торможения) у отдельных индивидуумов.

Она характеризуется следующими тремя типологическими свойствами:

1) силой нервных процессов - работоспособностью нервных клеток при возбуждении и торможении;

2) уравновешенностью нервных процессов - соотношением между силой процессов возбуждения и торможения, их сбалансированностью или преобладанием одного процесса над другим;

3) подвижностью нервных процессов - скоростью смены процессов возбуждения и торможения.

В зависимости от сочетания вышеуказанных свойств И.П. Павлов выделил четыре типа высшей нервной деятельности (рис. 9).

Первый тип (живой тип) характеризуется повышенной силой нервных процессов, их уравновешенностью и высокой подвижностью. Животные легко возбудимы и подвижны. Переделка тормозных условных рефлексов в положительные и наоборот протекает у них быстро. У таких животных легко вырабатываются запаздывательные условные рефлексы и переделывается динамический стерео­тип (соответствует сангвиническому типу темперамента по Гиппократу).

Второй тип (безудержный тип) характеризуется повышенной силой нервных процессов, но они не уравновешены, возбудительный процесс преобладает над тормозным, процессы эти подвижны. Неуравновешенность у сильных собак встречается обычно в одной форме: имеется сильный возбудительный процесс и отстающее от него по силе торможение. У животных этого типа быстро образуются положительные условные рефлексы, но тормозные вырабатываются медленно, с трудом. Так как возбудительный процесс не уравновешивается тормозным, то при очень большой нервной нагрузке у этих животных нередко происходит срыв нервной деятельности. Большей частью - это животные боевые, агрессивные, чрезмерно возбуждающиеся, безудержные (по выражению И. П. Павлова) (соответствует холерическому типу темперамента по Гиппократу).

Третий тип (спокойный тип) характеризуется повышенной силой нервных процессов, их уравновешенностью, но малой подвижностью. Животные мало подвижны, трудно возбудимы, медлительны. Переделка сигнального значения условного раздражите­ля происходит у них с большим трудом. Животные с этим типом высшей нервной деятельности характеризуются отличной работо­способностью корковых нейронов, легко переносят сильные внешние воздействия, адекватно реагируя на них. Их трудно выве­сти из равновесия, они с трудом изменяют свои реакции, несмотря на перемену значения условного сигнала (соответствует флегматическому типу темперамента по Гиппократу).

Четвертый тип (слабый тип) характеризуется пониженной силой нервных процессов, пониженной их подвижностью. У представителей этого типа слабыми являются оба нервных процесса (особенно слабым нередко оказывается тормозной процесс). Такие собаки суетливы, беспрерывно озираются или, наоборот, постоянно останавливаются, как бы застывают в какой-нибудь позе. Это объясняется тем, что внешние воздействия, даже весьма незначительные, оказывают на них сильное влияние. Условные рефлексы вырабатываются у них с трудом, а продолжительные или слишком сильные раздражители вызывают быстрое истощение, неврозы. Животные слабого типа различаются между собой и по другим особенностям (кроме силы нервных процессов), но на фоне общей слабости нервной системы эти различия не имеют существенного значения (соответствует меланхолическому типу темперамента по Гиппократу).

Рис. 9. Типы высшей нервной деятельности у животных по И.П. Павлову

А - живой тип (сангвиник), Б - безудержный тип (холерик), В - спокойный тип (флегматик), Г - оранжерейный тип (слабый тип, меланхолик)

Таким образом, типом высшей нервной деятельности является определенное сочетание устойчивых свойств возбуждения и торможения, характерных для высшей первой деятельности того или иного индивидуума.

Тип высшей нервной деятельности придает определенный облик всему поведению животного, в том числе и в эксперименте. Тип нервной деятельности относится к природным особенностям организма, но не является чем-то неизменным. Он развивается, тренируется и меняется под влиянием окружающих условий. Лабораторными опытами установлено, например, что у сильного типа с преобладанием возбуждения можно путем тренировки развить отстающий тормозный процесс.

Известно, что под влиянием условий существования, требующих того или иного поведения, ответные реакции организма нередко закрепляются на всю жизнь. При этом условные связи, возникающие в результате внешних воздействий, могут маскировать свойства нервной системы. Поэтому возможны случаи расхождения, несоответствия между внешним поведением животного и его типом нервной.деятельности.

Различные типы высшей нервной деятельности лежат в основе четырех темпераментов: сангвинического, холерического, флегматического, меланхолического.

В 1935 г. И.П. Павловым в статье «Общие типы высшей нервной деятельности животных и человека» была установлена окончатель­ная классификация типов высшей нервной деятельности:

1) сильный, неуравновешенный, безудержный (холерик);

2) сильный, уравновешенный, подвижный (сангвиник);

3) сильный, уравновешенный, инертный (флегматик);

4) слабый (меланхолик).

И. П. Павлову и его сотрудникам было известно, что эти четыре типа высшей нервной деятельности в чистом виде встречаются не часто. Поэтому стали выделять так называемые промежуточные типы. Например, когда собак по характеристике одного свойства нервных процессов можно отнести к сильному типу, а по характеристике другого - к слабому, стали говорить о «слабой вариации сильного типа» или о «сильной вариации слабого типа». Здесь следует ска­зать, что Павлов не распространял понимание этих типов на выс­шую нервную деятельность человека. Известно его высказывание на одной из «Сред», что «собачьи» типы человеку не подходят.

В 20-е гг. И.П. Павлов изучал высшую нервную деятельность человека, сопоставляя свои наблюдения с ранее полученными данными по ВНД животных. В результате этих наблюдений было сформулировано представление о двух сигнальных системах.

Первая сигнальная система – система организма, обеспечивающая формирование непосредственного представления об окружающей действительности с помощью условных связей, с помощью органов чувств . Сигналами для первой сигнальной системы служат цвет, запах, форма и т.д. То есть эта система присуща как животным, так и человеку.

Вторая сигнальная система – система организма, обеспечивающая формирование обобщенного представления об окружающей действительности с помощью речи. Сигналом для второй сигнальной системы служит слово. То есть эта система присуща только человеку. Вторая сигнальная система зависит от функционирования первой сигнальной системы, но в то же время может контролировать ее работу.

Благодаря наличию второй сигнальной системы мы с вами обладаем не только образным, но и абстрактным мышлением.

И.П. Павлов выделили чисто человеческие типы высшей нервной деятельности (рис. 10):

1) художественный тип – лица, у которых преобладает первая сигнальная система. Такие люди отличаются оборазно-эмоциональным мышлением, у них развито воображение. Таких людей много среди артистов, художников, музыкантов.

2) мыслительный тип - лица, у которых преобладает вторая сигнальная система. Такие люди характеризуются способностью к анализу, систематизации, у них преобладает абстрактное мышление.

3) средний тип – лица, у которых одинаково развиты и первая и вторая сигнальная система. К этому типу, по мнению И.П. Павлова, принадлежит большинство людей.

4) гениальный тип – этот тип был представлен в последних работах И.П. Павлова. И к этому типу он предложил отнести людей, у которых очень сильно развиты и первая и вторая сигнальные системы. Как отмечал сам Иван Петрович, таких людей очень мало, это настоящие гении.

Рис. 10. Типы ВНД человека (по И.П. Павлову):

1 – первая сигнальная система, 2 – вторая сигнальная система, А – художественный тип, Б – мыслительный тип, В – средний тип, Г – гениальный тип.

100 р бонус за первый заказ

Выберите тип работы Дипломная работа Курсовая работа Реферат Магистерская диссертация Отчёт по практике Статья Доклад Рецензия Контрольная работа Монография Решение задач Бизнес-план Ответы на вопросы Творческая работа Эссе Чертёж Сочинения Перевод Презентации Набор текста Другое Повышение уникальности текста Кандидатская диссертация Лабораторная работа Помощь on-line

Узнать цену

Тип ВНД– совокупность индивидуальных свойств нервной системы, обусловленных наследственными особенностями индивидуума и его жизненным опытом.

Согласно учению И.П. Павлова о типах ВНД, основными являются три свойства нервных процессов: сила нервных процессов, уравновешенность и подвижность.

1. Сила нервных процессов (сила процессов возбуждения и торможения) связана с уровнем работоспособности нервных клеток. Слабые нервные процессы характеризуются неспособностью нервных клеток выдерживать сильные или длительные нагрузки, следовательно, эти клетки обладают низким уровнем работоспособности. Сильные нервные процессы связаны соответственно с высоким уровнем работоспособности нервных клеток.

2. Уравновешенность нервных процессов определяется их соотношением. Возможно преобладание одного из нервных процессов (например, возбуждения над торможением) или их уравновешенность.

3. Подвижность нервных процессов - скоростью, с которой возбуждение может сменять торможение или наоборот. Следовательно, нервные процессы могут быть высоко подвижными или инертными.

Различные люди характеризуются различными соотношениями всех перечисленных свойств, которые в конечном итоге и определяют тип их нервной системы и высшей нервной деятельности.

1. Сильный неуравновешенный («безудержный») тип характеризуется сильной нервной системой и преобладанием процессов возбуждения над торможением (их неуравновешенностью).

2. Сильный уравновешенный подвижный (лабильный) тип отличается высокой подвижностью нервных процессов, их силой и уравновешенностью.

3. Сильный уравновешенный инертный тип (спокойный, малоподвижный) имеет при значительной силе нервных процессов их низкую подвижность.

4. Слабый тип характеризуется низкой работоспособностью корковых клеток и слабостью нервных процессов.

Пластичность типов высшей нервной деятельности. Врожденные свойства нервной системы не являются неизменными. Они могут в той или иной мере меняться под влиянием воспитания в силу пластичности нервной системы. Тип высшей нервной деятельности складывается из взаимодействия унаследованных свойств нервной системы и влияний, которые испытывает индивидуум в процессе жизни.

Пластичность нервной системы И. П. Павлов называл важнейшим педагогическим фактором. Сила, подвижность нервных процессов поддаются тренировке, и дети неуравновешенного типа под влиянием воспитания могут приобрести черты, сближающие их с представителями уравновешенного типа. Длительное перенапряжение тормозного процесса у детей слабого типа может привести к «срыву» высшей нервной деятельности, возникновению неврозов. Такие дети с трудом привыкают к новому режиму работы и нуждаются в специальном внимании.

Темперамент

Вопрос 1: Понятие и структура темперамента

Темперамент – совокупность индивидуально – типологических свойств личности, характеризующих особенности динамики психической деятельности: интенсивности, скорости, темпа и ритма психических процессов и состояний, поведения и деятельности.

Темперамент является одним из наиболее значимых свойств личности. Интерес к данной проблеме возник более двух с половиной тысяч лет тому назад. Он был вызван очевидностью существования индивидуальных различий, которые обусловлены особенностями биологического и физиологического строения и развития организма, а также особенностями социального развития, неповторимостью социальных связей и контактов. К биологически обусловленным структурам личности относится прежде всего темперамент. Темперамент определяет наличие многих психических различий между людьми, в том числе по интенсивности и устойчивости эмоций, эмоциональной впечатлительности, темпу и энергичности действий, а также по целому ряду других динамических характеристик.

Несмотря на то что предпринимались неоднократные и постоянные попытки исследовать проблему темперамента, до сих пор эта проблема относится к разряду спорных и до конца не решенных проблем современной психологической науки. Сегодня существует много подходов к исследованию темперамента. Однако при всем существующем разнообразии подходов большинство исследователей признает, что темперамент - это биологический фундамент, на котором формируется личность как социальное существо, а свойства личности, обусловленные темпераментом, являются наиболее устойчивыми и долговременными.

Б. М. Теплов дает следующее определение темперамента: «Темпераментом называется характерная для данного человека совокупность психических особенностей, связанных с эмоциональной возбудимостью, т. е. быстротой возникновения чувств, с одной стороны, и силой их-с другой» (Теплов Б. М., 1985). Таким образом, темперамент имеет два компонента - активность и эмоциональность.



Структура темперамента.

В структуре темперамента выделяют 3 компонента:

1) Активность – интенсивность и скорость взаимодействия человека со средой.

2) Эмоциональность – характеризует особенности возникновения, протекания и угасания эмоциональных состояний.

3) Моторный (двигательный) – характеризует особенности двигательной сферы, а именно темп реакции, мышечный тонус, интенсивность, ритм и общее количество движений.

Вопрос 2: Типы темперамента, их психологическая характеристика.

Типы темперамента:

1. Холерик – невысокая сензитивность, высокая реактивность, высокая активность, преобладание реактивности, высокий темп, высокая эмоциональная возбудимость, невысокая тревожность, ригидность, экстраверсия.

2. Меланхолик – высокая сензитивность, низкая реактивность, низкая активность, низкий темп, высокая эмоциональная возбудимость, высокая тревожность, ригидность, интроверсия.

3. Флегматик – пониженная сензитивность, низкая реактивность, высокая активность (в плане волевой регуляции), низкий темп, низкая эмоциональная возбудимость, низкая тревожность, ригидность, интраверсия.

4. Сангвиник – низкая сензитивность, высокая реактивность, высокая активность, преобладание активности, высокий темп, высокая эмоциональная возбудимость, низкая тревожность, пластичность, экстраверсия.

Сангвиник – человек решительный, энергичный, быстро возбудимый, подвижен, впечатлителен, с ярким внешним выражением эмоций и легкой сменой их.

Флегматик – спокойный, медлительный, со слабым проявлением чувств, трудно переключается с одного вида деятельности на другой.

Холерик – вспыльчивый, с высоким уровнем активности, раздражительный, энергичный, с сильными, быстро возникающими эмоциями, ярко отражающимися в речи, жестах, мимике.

Меланхолик – имеет низкий уровень нервно-психической активности, унылый, тоскливый, с высокой эмоциональной ранимостью, мнительный, склонный к мрачным мыслям и с угнетенным настроением, замкнут, пуглив.

Вопрос 3. Физиологическая основа темперамента: свойства и типы высшей нервной деятельности.

Согласно учению И. П. Павлова, индивидуальные особенности поведения, динамика протекания психической деятельности зависят от индивидуальных различий в деятельности нервной системы. Основой же индивидуальных различий в нервной деятельности является проявление и соотношение свойств двух основных нервных процессов - возбуждения и торможения.

Были установлены три свойства процессов возбуждения и торможения:

1)сила процессов возбуждения и торможения,

2)уравновешенность процессов возбуждения и торможения,

3)подвижность (сменяемость) процессов возбуждения и торможения.

Сила нервных процессов выражается в способности нервных клеток переносить продолжительное либо кратковременное, но очень концентрированное возбуждение и торможение. Это определяет работоспособность (выносливость) нервной клетки.

Слабость нервных процессов характеризуется неспособностью нервных клеток выдерживать длительное и концентрированное возбуждение и торможение. При действии весьма сильных раздражителей нервные клетки быстро переходят в состояние охранительного торможения. Таким образом, в слабой нервной системе нервные клетки отличаются низкой работоспособностью, их энергия быстро истощается. Но зато слабая нервная система обладает большой чувствительностью: даже на слабые раздражители она дает соответствующую реакцию.

Важным свойством высшей нервной деятельности является уравновешенность нервных процессов, т. е. пропорциональное соотношение возбуждения и торможения. У некоторых людей эти два процесса взаимно уравновешиваются, а у других этого равновесия не наблюдается: преобладает или процесс торможения или возбуждения.

Одно из основных свойств высшей нервной деятельности - подвижность нервных процессов. Подвижность нервной системы характеризуется быстротой сменяемости процессов возбуждения и торможения, быстротой возникновения и прекращения их (когда этого требуют условия жизни), скоростью движения нервных процессов (иррадиации и концентрации), быстротой появления нервного процесса в ответ на раздражение, быстротой образования новых условных связей, выработки и изменения динамического стереотипа.

Комбинации указанных свойств нервных процессов возбуждения и торможения были положены в основу определения типа высшей нервной деятельности. В зависимости от сочетания силы, подвижности и уравновешенности процессов возбуждения и торможения различают четыре основных типа высшей нервной деятельности.

Слабый тип. Представители слабого типа нервной системы не могут выдерживать сильные, длительные и концентрированные раздражители. Слабыми являются процессы торможения и возбуждения. При действии сильных раздражителей задерживается выработка условных рефлексов. Наряду с этим отмечается высокая чувствительность (т.е. низкий порог) на действия раздражителей.

Сильный уравновешенный тип. Отличаясь сильной нервной системой, он характеризуется неуравновешенностью основных нервных процессов - преобладанием процессов возбуждения над процессами торможения.

Сильный уравновешенный подвижный тип. Процессы торможения и возбуждения сильны и уравновешенны, но быстрота, подвижность их, быстрая сменяемость нервных процессов ведут к относительной неустойчивости нервных связей.

Сильный уравновешенный инертный тип. Сильные и уравновешенные нервные процессы отличаются малой подвижностью. Представители этого типа внешне всегда спокойны, ровны, трудно возбудимы.

Тип высшей нервной деятельности относится к природным высшим данным, это врожденное свойство нервной системы. На данной физиологической основе могут образоваться различные системы условных связей, т. е. в процессе жизни эти условные связи будут различно формироваться у разных людей: в этом и будет проявляться тип высшей нервной деятельности. Темперамент и есть проявление типа высшей нервной деятельности в деятельности, поведении человека.

Особенности психической деятельности человека, определяющие его поступки, поведение, привычки, интересы, знания, формируются в процессе индивидуальной жизни человека, в процессе воспитания. Тип высшей нервной деятельности придает своеобразие поведению человека, накладывает характерный отпечаток на весь облик человека - определяет подвижность его психических процессов, их устойчивость, но не определяет ни поведения, ни поступков человека, ни его убеждений, ни моральных устоев.

Совокупность сложных форм деятельности коры больших полушарий и ближайших к ней подкорковых образований, обеспечивающих взаимодействие целостного организма с внешней средой, называют высшей нервной деятельностью (ВИД). Условно-рефлекторная деятельность зависит от индивидуальных свойств нервной системы, которые обусловлены наследственными особенностями индивидуума и его жизненным опытом. Совокупность этих свойств называется типом высшей нервной деятельности.

Представление о типологических особенностях нервной системы человека и животных является одним из определяющих в учении И.П. Павлова о высшей нервной деятельности.

В основу деления нервной системы на типы положены три основных показателя:

  • сила процессов возбуждения и торможения;
  • уравновешенность этих процессов;
  • подвижность процессов возбуждения и торможения.

Изучение свойств нервной системы ребенка позволило создать

классификацию типов ВИД детей, учитывающую особенности их нервной деятельности (силу, уравновешенность, подвижность нервных процессов, взаимоотношения коры и подкорковых образований, соотношение между сигнальными системами).

На основании этих признаков в настоящее время выделяют различные типа ВИД (рис. 51).

Согласно современной классификации различают четыре типа

1. Сильному, уравновешенному, подвижному (лабильному) типу ВИД свойственны сильные нервные процессы, нормальная возбудимость и оптимальный баланс между возбуждением и торможением с взаимными переходами, т.е. их уравновешенностью.

Он характеризуются быстротой образования условных рефлексов и их легким угасанием в случае неподкрепления.

Дети с таким типом ВИД без труда переключаются с одного занятия на другое и выполняют их с равным удовольствием. Это сильные, спокойные, общительные дети. Они отличаются хорошим поведением, легко поддаются воспитанию. У них быстро развиваются речевые рефлексы, они обладают достаточно богатым словарным запасом; их речь громкая, быстрая, часто сопровождается мимикой и жестикуляцией.

Рис. 51.

2. Если нервная система человека отличается невысокой подвижностью нервных процессов при их значительной силе, то это сильный уравновешенный инертный тип. Это оптимально возбудимый, медленный тип. Для него характерна легкость образования прочных условных рефлексов, но их формирование осуществляется несколько медленнее тормозных.

Дети с таким типом ВНД отличаются дисциплинированностью, отличным поведением; они сильные, спокойные и сосредоточенные; хорошо овладевают различными навыками. У них правильная речь, с достаточно большим словарным запасом, но жестикуляция при разговоре отсутствует. Для таких детей характерно активное отношение к трудностям, любое поручение они доводят до конца. Однако их отличает некоторая медлительность и протяженность рефлексов.

3. Сильный неуравновешенный (безудержный) тип отличается сильной нервной системой, в которой процессы возбуждения существенно преобладают над торможением. Это повышенно возбудимый, безудержный тип ВНД. В данном случае положительные условные рефлексы формируются достаточно легко, а отрицательные - медленно и являются неустойчивыми.

У детей с таким типом нервной организации деятельность подкорки преобладает над деятельностью коры больших полушарий, чем и объясняется их вспыльчивость и неумение управлять своими эмоциями. Короткие вспышки возбуждения у них, как правило, сопровождаются двигательным эффектом. Дети с таким типом ВНД отличаются непостоянством характера и сложностью воспитания. Учатся они неровно, чаще всего удовлетворительно; у них богатый словарный запас, но речь неровная, быстрая, с меняющимися интонациями. Начало фразы, как правило, бывает бойким, но речь постепенно угасает и заканчивается тихо.

4. Слабый тип ВНД отличается пониженной возбудимостью коры и подкорковой области, а также низкой работоспособностью корковых клеток, слабостью нервных процессов и длительностью тормозных фаз.

У таких детей деятельность первой и второй сигнальных систем протекает на более низком уровне, чем у детей с другими типами ВНД. Условные рефлексы образуются медленно, они неустойчивы и легко поддаются внешнему торможению. Такие дети не переносят длительного действия раздражителей, быстро утомляются и впадают в застойное запредельное торможение. У них тихая, медленная речь, словарный запас небольшой; незначительные перегрузки нередко приводят к утомлению; запредельное торможение развивается, как правило, в конце учебной недели, в конце четверти или учебного года.

На основе наблюдений за поведением людей еще в древности были выделены четыре типа человеческого темперамента (Гиппократ, IV в. до н.э.), которые соответствуют типам ВНД (рис. 52). Так, сильный уравновешенный подвижный тип соответствует сангвиническому темпераменту, сильный уравновешенный инертный - флегматическому, сильный неуравновешенный - холерическому, а слабый - меланхолическому темпераменту.

Русский физиолог И.П. Павлов, опираясь на наличие у человека второй сигнальной системы и его способности к творческой мыслительной деятельности, предложил выделить следующие типы ВНД.

Художественный тип, для которого характерно образное мышление; в общем поведении человека преобладают стимулы первой


сигнальной системы, вызывающие в мозге яркие образы. Познавательные процессы и творческая деятельность у людей такого типа преимущественно ориентированы на яркие художественные образы.

Мыслительный тип, при котором процессы познания, мышление преимущественно базируются на абстрактных понятиях. Определяющими в индивидуальном поведении становятся «сигналы сигналов» - стимулы второй сигнальной системы (словесное мышление). Люди такого типа обладают способностью к тонкому анализу и синтезу раздражителей окружающего мира.

Средний тип с уравновешиванием обеих сигнальных систем. Людей такого типа большинство, им в равной степени свойственны как умозрительные заключения, так и образные впечатления.

В целом типология ВИД определяется врожденными свойствами человека, однако в процессе развития на наследственные особенности нервной системы существенное влияние оказывает окружающая среда, что базируется на свойстве пластичности нервной системы. Помимо этого свойства нервных процессов могут меняться при соответствующей тренировке.

Все это свидетельствует о том, что изучение типологических особенностей ВИД необходимо для реализации индивидуального подхода в обучении и воспитании ребенка.

В процессе учебно-воспитательной работы педагогу следует учитывать типологические особенности учащихся и применять индивидуальный подход к каждому из них. Это в наибольшей степени позволит устранить факторы, вызывающие нервное перенапряжение, и избежать развития невротических расстройств у детей.