Вице-президент США Генри Уоллес и секретарь ЦК МНРП Д.Дамба во время исторического визита американской делегации в МНР в июле 1944 года.

Он первым из западных политиков посетил МНР – молодую страну с неустойчивым международным статусом, а позже на родине был заподозрен в шпионаже в пользу СССР Историю этого визита и народные байки о нём рассказал АРД монгольский журналист Ч.Мунхбаяр.

Во время второй мировой войны вопрос суверенитета МНР был совсем неясным.

Запад с расистской пренебрежительностью не делал различий между маньчжурским государством Чин и страной китайцев Чина. И китайцы постарались, внушая заморским пришельцам свое, что если какое-нибудь государство завоюет Китай, то это значит, что таких государств и в помине нет - вместо них были и есть только исконно китайские земли. Это осложняло понимание монгольского вопроса.

К тому же позиции СССР были противоречивыми. Заверил МНР и ТНР в том, что они самые самостоятельные республики - мы вас признаем на подобающем уровне, только западные империалисты не хотят делать того же. А китайцам дали понять, что Внешняя Монголия (значит и Тува) является бесспорной частью дружественного Китая, только это несколько особая территория, и поэтому мы там проводим антифеодалистские и антинационалистические меры, отвечающие нашим общим революционным целям.

В глубине души Сталин стремился присоединить к СССР не только ТНР и МНР, но даже и Китай. Однако в связи с уменьшением или ростом этого аппетита Советы заявили, что “Монголия является частью Китая”, с оговоркой или без.

Хотя Советский Союз на мировой арене никогда не декларировал МНР, как субъект международного права, Запад догадывался, что вопрос о независимости Монголии рано или поздно выдвинется Советами, ибо им необходима демонстрация международности большевизма и буферные государства. Ведь буферные территории, приобретенные после пакта Молотова - Риббентропа, можно сказать, спасли СССР от крушения.

В 1943 году, перед Тегеранской конференцией в Каире встретились Рузвельт, Черчилль и Чан Кайши. Вождь гоминьдановцев обрисовал участникам этой встречи территорию будущего Китая, конечно, включая в неё МНР и ТНР. Но лидеры США и Великобритании отказались признать такой контур и предпочли ограничиться только оккупированными Японией зонами, что и нашло отражение в Каирской декларации.

Франклин Рузвельт и Генри Уоллес.

20 мая 1944 года президент США Ф.Рузвельт сделал заявление о турне вице-президента Генри Уоллеса. Он говорил, что мистера Уоллеса будут сопровождать глава отдела Госдепартамента Джон Картер, замдиректора офиса военной информации О.Латтимор. Рузвельт подчеркнул, что вице-президент соберет для Америки правдивую информацию о Восточной Азии и посетит те страны, где сам президент мечтает пребывать.

Уоллес позже в своих мемуарах вспоминал, что одной из главных целей его путешествия было изучение вопроса о независимости Внешней Монголии. Его миссия была для Монголии как бы рабочая группа, представлявшая весь мир.

Генри Эгард Уоллес (1888-1968) - совсем нестандартный политик, он работал министром сельского хозяйства в 1933-40 годах, и вице-президентом в 1941-45 годах. Его отец в 1921-24 годах тоже работал министром сельского хозяйства.

Будучи глубоко верующим христианином, Г.Уоллес, тем не менее, симпатизировал буддизму. Его тянул к себе Восток. Ещё в 20-е годы он познакомился с Рерихом, увлекся его философией, назвал русского художника и исследователя своим гуру, поддержал его экспедицию, как мог. Наверняка они не раз беседовали и о Монголии - оба стояли на позиции сохранения самобытной культуры и религиозных традиций азиатских народов, а Рерих разработал для монголов идею о слиянии марксизма и буддизма.

Ге́нри Э́гард Уо́ллес , 20 января194120 января1945, 33-й вице-президент США. В 1933—1940 министр сельского хозяйства, в 1941—1945 вице-президент США в правительстве Ф. Рузвельта. Сторонник рузвельтовского курса во внутренней и внешней политике. В 1945—1946 — министр торговли.

Уоллес горячо поддержал и лоббировал пакт Рериха и немало воздействовал на то, чтобы, наконец, в 1935 году этот пакт был подписан в Вашингтоне, в Белом доме, странами Американского континента в присутствии Ф.Рузвельта. Прогрессивный пакт объединял заинтересованные в защите художественные и научные учреждения и исторические памятники.

Уоллес был не только защитником культуры азиатских народов, но и приверженцем политической свободы их, особенно малых народов, и имел определенное влияние по этому вопросу на президента Ф.Рузвельта. Потому у него и до приезда в Монголию было достаточное представление и намерение по отношению к нашей стране.

Американская делегация прибыл по трассе Алсиб (Аляска-Сибирь) и работала на Чукотке, в Магаданской области, Якутии, Казахстане и в Узбекистане, оценивая платежеспособность Советов, наблюдая за транспортировкой и распределением товаров по ленд-лизу. Она познакомилась с реалиями общества, обмениваясь мнениями с должностными лицами и с обычными трудящимся.В свою очередь повлиял на вице-президента востоковед Оуэн Латтимор. Он испытывал большие симпатии к монгольскому миру и был сторонником независимости Монголии, контактировал с разными монгольскими деятелями национализма и патриотами.

Они посещали и лагеря ГУЛАГа, где повсеместно сотрудники НКВД устраивали для них беспрецедентный спектакль - например, вместо узников трудились надсмотрщики и их жены, а командовал ими политзаключенный, все были очень довольны тем, что водили за нос янки. Но Уоллес все знал и оценил правильно, что нашло отражение в рассказе В.Шаламова “Иван Федорович” .

По трассе Z (Сары-Озек - Ланьчжоу) делегация въехала в Китай. Уоллес обсудил с чанкайшистами вопросы о недопущении гражданской войны, о мобилизации дополнительных местных ресурсов против Японии, и о советско-гоминьдановских отношениях.

2 июля вице-президент США и сопровождающие его лица приземлились в Улан-Баторе. Впервые должностное лицо такого уровня посетило самопровозглашенную Монголию. С 1911 года сюда пока ни разу не пожаловал даже какой-нибудь иностранный министр. И факт прибытия Уоллеса выглядел в глазах монголов как некая акция международного признания.

Позже об этом визите заместитель Госсекретаря Дж.Грю в своем отчете заметил, что было совсем неясно, к кому обращаться по визовым вопросам, чтобы посетить МНР. Наконец, они пересекли границу без виз.

На аэродроме американцев встретил маршал Х.Чойбалсан собственной персоной. Хотя он и был послушным исполнителем Сталина, в вопросах независимости страны и объединения всех монголов в одно государство он проявил собственный интерес и иногда даже осторожную самостоятельность. К примеру, тувинского генсека С.Тока он уговаривал вернуться в лоно родной Монголии - иногда даже устраивая дебоши и пуская в ход кулаки или саблю. Вообще держал того в напряжении в вопросе воссоединения.

Маршал придавал визиту Уоллеса весомое значение, полагая, что на самом деле эта делегация - посланцы не только Америки, но и всего капиталистического мира.

К их приезду здесь приготовились не менее тщательно, чем сотрудники НКВД на Колыме. Монгольского посла в СССР Ж.Самбуу представили как мэра Улан-Батора, первого секретаря ЦК партии Д.Дамба - как старшину обслуживающего персонала, выдающегося лингвиста Б.Ринчина - как обычного переводчика. Завотделами монгольского “НКВД” превратились в секьюрити с автоматами.

Около 1500 граждан СССР временно выслали из города.

Гостей принимали в больших юртах, на которых завевались флаги США. Приезжих переместили на государственные дачи в Нухте, они могли расположиться и в брусчатом доме, и в 12-стенной юрте - по собственному выбору.

О.Латтимор вспоминал, что Г.Уоллес обменивался мнениями с Х.Чойбалсаном, затрагивая самые разные аспекты. Маршал отвечал ему сдержанно, не винил ни в чем гоминьдановцев, но критически оценил междоусобицу в Китае.

Американскую делегацию познакомили с Монгольским университетом, которому вице-президент США подарил два микроскопа. Также Уоллес с сопровождающими его лицами посетили биокомбинат и с монастырь Гандантэгчинлен.

Монастырю вообще крупно повезло. Ведь по совету Кремля в Монголии все монастыри были закрыты, а в Гандантэгчинлене находилась типография советской армии. Однажды Сталин говорил с Чойбалсаном о помощи фронту верующих и спросил, как с этим обстоит дело в МНР. Узнав о реальном положении религии в Монголии, Сталин с удивлением сказал, что ему в это не верится, и такое невозможно. И тогда в Монголии с особой поспешностью восстановили Гандантэгчинлен, а бывшим ламам было приказано снова «затуманивать разум трудящихся», вызвав их даже из монгольского «НКВД». Этот единственный действующий монастырь и посещали заморские гости. Кроме того, им показали в “Шаровом зеленом” театре монгольский спектакль “Три хана реки Шарая”.

Уоллес захотел отойти от намеченного маршрута и нагрянул с визитом в обычную пастушескую семью, где живо интересуясь всем, беседовал с хозяевами. Пастухи спрашивали о культе Чингисхана во Внутренней Монголии, и американцы их предостаточно информировали.

Маршал Х.Чойбалсан подарил Г.Уоллесу национальный халат дээл.

В Улан-Баторе американцы отпраздновали и День независимости США. К концу визита Уоллес с довольным видом заметил, что в Монголии произошло больше прогрессивных сдвигов, чем во Внутренней Монголии.

Чем меньше сведений, тем больше легенд. Про табуированный визит американского вице-президента распространяли разные байки в очень узком кругу.

“При вывешивании флагов США один из обслуживающих спросил у начальника: “Это ведь флаг империалистического врага. Разве не перепутали случайно? Надо еще раз уточнить у высшей инстанции”. На что начальник ответил: “Даже у советских товарищей осведомился, они и приказывают это сделать, не беспокойся”. А первый проворчал: “Советские товарищи раньше нам рекомендовали как друзей и гитлеровских немцев, и мы же потом виноватыми осталиь”.

“Монгольский ученый Б.Ринчен пришел во двор музея Богдо-хана раньше положенного часа. И не теряя времени даром, решил подмести. Вдруг появились американцы, и лингвист представился уборщиком и тотчас стал знакомить гостей с музеем. Тогда американцы провозгласили, что раз в этой стране даже уборщик такой просвещенный - ей суждено стать свободной”.

“Подготовили одно образцовое пастушеское семейство, в роли хозяина - знаменитый актер Ц.Цэгмид, а в роли хозяйки - популярная актриса Л. Цогзолмаа. Погостив в этой «идеальной семье», вице-президент США воскликнул: “Какая прекрасная пара! Будто артисты!”.

После отлета гостей обслуживающие мероприятие чиновники облегченно вздохнули и принялись отмечать успешно выполненное задание. В разгар банкета вдруг вернулись американцы, ссылаясь на плохую погоду. Тогда американский вице-президент пошутил: “С вашей прекрасной страной мне не расстаться! Посмотрим Наадам! (национальный праздник монголов - авт.)”. И, заметив, что принимающая сторона уже значительно опьянела, проявил понимание и угостил их американским пивом и виски. Таким образом, Уоллес дважды посетил Монголию...

Конечно, всё это байки, но в них есть доля правды. Действительно, из-за климатических условий зарубежные гости на один день задерживались в нашей стране. В тот день Генри Уоллес и его попутчики вдоволь пообщались с должностными лицами Монголии в не очень официальной обстановке. Сказывалось и увлечение Востоком вице-президента.

Любопытно, что господин Уоллес вдруг снова посетил Гандантэгчинлен. Из уважения к буддизму или хотел увериться в том, что монастырь функционирует постоянно - сейчас неизвестно.

Потом он останавливался в Читинской области и познакомился с местным скотоводством. А скотоводы там были, в основном, буряты. Его, как агронома, очень заинтересовало разведение породистых коней и коров. Понравился американцам и женский духовой оркестр бурятской художественной самодеятельности.

Уоллес писал Рузвельту: “ Во Внешней Монголии наблюдались в достаточной мере верный прогресс, военная готовность и национальные идеи. Хотя, несомненно, присутствуют большие советские влияния, но в руках способных монголов находятся политический и административный контроль. Не очень распространены мысли о легком восстановлении китайского влияния в этой стране. Но, возможно, после войны здесь будет развернута агитация в целях воссоединении с Внутренней Монголией”.

По пути домой, 9 июля в Сиэтле, вице-президент Генри Уоллес обратился по радио к американскому народу. Он говорил и о нашей стране, как совершившей огромные перемены за 20 лет. И далее подчеркнул важность дружбы с отдаленными странами.

Окончательно был предрешен великими державами статус МНР на Ялтинской конференции в феврале 1945. Тогда при обсуждении проблем Дальнего Востока Сталин выдвинул вопрос признания независимости МНР как одно из главных условий участия СССР в войне против Японии. Конечно, воспротивился бы к этому Чан Кайши, на которого в тот момент имели большее влияние США. Усердствовали и советская и американская дипломатия, чтобы смягчить его жесткий настрой.

Тогда американская дипломатия опиралась на позицию, формированию которой очень помогали сведения и разработки Уоллеса. Он дал понять и США, и Западу, и вообще миру, что Внешняя Монголия - де-факто суверенное государство.

Как и предупреждал Уоллес, действительно, руководство МНР еще чаще стало предъявлять претензии к Внутренней Монголии. Ведь в 1911 году монголы стремились создать единое ханство, а не так чтобы сначала ара-монголы, то есть коренные жители Внешней Монголии, организовали собственное государство, а потом из других монгольских районов посыпались на Богдо-хана волеизъявления воссоединиться, как указывает советская историография.

На самом деле инициативнее и энергичнее были даже увур-монголы, то есть коренные жители Внутренней Монголии.

Монголы не мыслили начертаниями великих держав, для них священной целью было национально-политическое объединение. И поэтому воссоединение Внутренней Монголии (и других монгольских земель, например, части Синьцзяна) с МНР Х.Чойбалсан считал естественным, а не сверхъестественным, как великие державы. Он перестал говорить о вхождении ТНР в СССР, которую считал краем МНР, рассчитывая заполучить Внутреннюю Монголию, к тому же советская сторона не раз намекала на то, что это является возможным и желательным.

Во время Ялтинской конференции Сталин говорил приближенным, что здесь он не вымолвит ни слова о возможном воссоединении Внутренней Монголии с МНР - «не стоит обижать Мао, Внутренняя Монголия и Китай - части одного революционного механизма».

Если ныне монголы Монголии безмерно благодарны Сталину за ультиматум по вопросу о статусе МНР, то националистически настроенные монголы Внутренней Монголии - напротив: проклинают конференцию, прозвав её расчленившей монгольский народ.

10 октября 1945 года Чан Кайши, по требованиям союзников, на совместном заседании партии и армии заявил: “На основе революционных принципов Гоминьдана мы юридически признаем независимую Внешнюю Монголию и будем поддерживать с ней дружественные отношения”. Но после признания МНР режима Мао Чан Кайши отказался от признания суверенитета и объявил Монголию провинцией Китайской Республики, то есть Тайваня. И США следовали тому вплоть до 1961 года - до момента вступления МНР в ООН.

Советы стали подтолкивать МНР к южному соседу, добиваясь лишения Монголии пограничных войск, некоторого трехязычия в разных делах, допущения в страну многих тысяч китайских рабочих и даже спонсируя помощь КНР Монголии.

Независимо от намерений иностранных государств монголы имеют право решать свою судьбу сами, как декларировали центральные и южные монголы в 1911 году. Но в вопросе независимости Монголии фактор России и СССР был решающим, хотя позиция северного соседа не отличалась устойчивостью.

В годы, когда СССР и КНР ссорились, Москва решительно поддерживала независимости МНР, но в другие годы либо заявляла, что Монголия - часть КНР, либо проявляла неуверенность.

Репрессии и террор Советов на монгольской земле не укрепили нашу самостоятельность. Но монголы за независимость безгранично признательны СССР, Сталину, россиянам, Путину - иногда доходя до суеверий.

Однако все это не умаляет заслуг Генри Уоллеса в независимости Монголии. Без его выводов, без компромиссной позиции Запада, на которую изрядно повлиял вице-президент США, добиться признания международным сообществом суверенитет МНР было бы труднее.

Любопытный экспонат музея Дорнод аймака в Монголии - пишущая машинка легендарного монгольского маршала Чобалсана - со шрифтом на Монгол Бичиг (монгольское письмо). Сделано по индивидуальному заказу в Нью-Йорке, США. Фото

Предшественник: Джон Паттерсон Преемник: Джеймс Аллен 18 января - 15 января Вице-губернатор: Джер Бисли Предшественник: Альберт Брюэр Преемник: Форрест Джеймс 17 января - 19 января Вице-губернатор: Билл Баксли Предшественник: Форрест Джеймс Преемник: Гай Хант Рождение: 25 августа (1919-08-25 )
Клайо, Алабама Смерть: 13 сентября (1998-09-13 ) (79 лет)
Монтгомери , Алабама Место погребения: кладбище "Гринвуд" (англ. ) Автограф:

Джордж Корли Уоллес-младший (25 августа - 13 сентября ) - 45-й губернатор штата Алабама , на протяжении четырёх сроков; 1963-1967, 1971-1979 и 1983-1987. «Самый влиятельный проигравший» 20-го столетия в политике США, согласно биографам Дэну Т. Картеру и Стивену Лешеру , баллотировался четыре раза на пост президента США.

Ранние годы

Первый из четырёх детей Уоллес родился в городе Клайо (округ Барбор, штат Алабама). Его родители Джордж Корли Уоллес и Мозел Смит Уоллес не любили приставку «младший», поэтому называли сына Джордж Си, чтобы отличать его от отца и деда - Доктора Джорджа Уоллеса. Отец Уоллеса бросил колледж для того, чтобы заняться фермерским хозяйством во время Первой мировой войны , когда цены на сельхозпродукцию были высоки. Однако после его смерти в 1937 году Мозел была вынуждена продать их ферму, чтобы заплатить по долгам.

Джордж увлекся политикой ещё в 10-летнем возрасте. Тогда он выиграл конкурс на право войти в обслуживающий персонал Сената штата Алабама и предсказал, что однажды будет губернатором. Уоллес добился заметных успехов в боксе на местном уровне. А в 1937 году поступил на юридический факультет университета Алабамы. Сразу после получения степени бакалавра в 1942 Уоллес прошел подготовку в рядах ВВС США и стал штаб-сержантом . Выполняя боевые задания на бомбардировщике B-29 , он служил под командованием Кёртиса ЛеМея , который впоследствии стал его напарником по президентской кампании 1968 . Во время службы Уоллес едва не умер от менингита . Несмотря на то, что медикам удалось спасти ему жизнь, он частично потерял слух и был комиссован.

Начало политической карьеры

В 1938 г., в возрасте 18 лет Уоллес поспособствовал успешному выдвижению своего деда на должность судьи. Позже, в 1945 г., его назначили помощником генерального прокурора штата Алабама . В следующем году он был избран в Палату представителей штата. В то время он придерживался умеренной позиции по расовому вопросу. Будучи делегатом Национальной конвенции демократической партии , он не поддержал диксикратов , покинувших зал заседания в ответ на призыв мэра Миннеаполиса Хьюберта Хамфри «прямо идти к яркому свету прав человека». И тем не менее Уоллес выступил против программы Гарри Трумэна , касавшейся гражданских прав, которую он рассматривал как покушение на права штатов.

Выборы 1968-го

На Президентских выборах в США в 1968 г. получил победу в пяти штатах, как по голосам избирателей, так и представителей их коллегии выборщиков. Все они находились в уже приходящем в упадок в связи с Южной Стратегией Никсона Монолитном Юге .

Поздняя жизнь

После покушения 1972 г. его парализовало, и он вынужден был передвигаться на инвалидном кресле остаток своей жизни.

Он известен, прежде всего, своими крайне правыми, ультраконсервативными, расистскими и антикоммунистическими взглядами, в частности, защитой расовой сегрегации в эпоху борьбы за гражданские права. Однако впоследствии Уоллес отказался от этих убеждений.

Напишите отзыв о статье "Уоллес, Джордж"

Примечания

Ссылки

  • archived at the University of Alabama
  • at the Encyclopedia of Alabama
  • from
  • Caught on Tape: The White House Reaction to the Shooting of Alabama Governor and Democratic Presidential Candidate George Wallace from History’s News Network: hnn.us/articles/45104.html
  • PBS American Experience documentary, including complete transcript, teacher tools and links
  • on Decatur Daily

Отрывок, характеризующий Уоллес, Джордж

В плену, в балагане, Пьер узнал не умом, а всем существом своим, жизнью, что человек сотворен для счастья, что счастье в нем самом, в удовлетворении естественных человеческих потребностей, и что все несчастье происходит не от недостатка, а от излишка; но теперь, в эти последние три недели похода, он узнал еще новую, утешительную истину – он узнал, что на свете нет ничего страшного. Он узнал, что так как нет положения, в котором бы человек был счастлив и вполне свободен, так и нет положения, в котором бы он был бы несчастлив и несвободен. Он узнал, что есть граница страданий и граница свободы и что эта граница очень близка; что тот человек, который страдал оттого, что в розовой постели его завернулся один листок, точно так же страдал, как страдал он теперь, засыпая на голой, сырой земле, остужая одну сторону и пригревая другую; что, когда он, бывало, надевал свои бальные узкие башмаки, он точно так же страдал, как теперь, когда он шел уже босой совсем (обувь его давно растрепалась), ногами, покрытыми болячками. Он узнал, что, когда он, как ему казалось, по собственной своей воле женился на своей жене, он был не более свободен, чем теперь, когда его запирали на ночь в конюшню. Из всего того, что потом и он называл страданием, но которое он тогда почти не чувствовал, главное были босые, стертые, заструпелые ноги. (Лошадиное мясо было вкусно и питательно, селитренный букет пороха, употребляемого вместо соли, был даже приятен, холода большого не было, и днем на ходу всегда бывало жарко, а ночью были костры; вши, евшие тело, приятно согревали.) Одно было тяжело в первое время – это ноги.
Во второй день перехода, осмотрев у костра свои болячки, Пьер думал невозможным ступить на них; но когда все поднялись, он пошел, прихрамывая, и потом, когда разогрелся, пошел без боли, хотя к вечеру страшнее еще было смотреть на ноги. Но он не смотрел на них и думал о другом.
Теперь только Пьер понял всю силу жизненности человека и спасительную силу перемещения внимания, вложенную в человека, подобную тому спасительному клапану в паровиках, который выпускает лишний пар, как только плотность его превышает известную норму.
Он не видал и не слыхал, как пристреливали отсталых пленных, хотя более сотни из них уже погибли таким образом. Он не думал о Каратаеве, который слабел с каждым днем и, очевидно, скоро должен был подвергнуться той же участи. Еще менее Пьер думал о себе. Чем труднее становилось его положение, чем страшнее была будущность, тем независимее от того положения, в котором он находился, приходили ему радостные и успокоительные мысли, воспоминания и представления.

22 го числа, в полдень, Пьер шел в гору по грязной, скользкой дороге, глядя на свои ноги и на неровности пути. Изредка он взглядывал на знакомую толпу, окружающую его, и опять на свои ноги. И то и другое было одинаково свое и знакомое ему. Лиловый кривоногий Серый весело бежал стороной дороги, изредка, в доказательство своей ловкости и довольства, поджимая заднюю лапу и прыгая на трех и потом опять на всех четырех бросаясь с лаем на вороньев, которые сидели на падали. Серый был веселее и глаже, чем в Москве. Со всех сторон лежало мясо различных животных – от человеческого до лошадиного, в различных степенях разложения; и волков не подпускали шедшие люди, так что Серый мог наедаться сколько угодно.
Дождик шел с утра, и казалось, что вот вот он пройдет и на небе расчистит, как вслед за непродолжительной остановкой припускал дождик еще сильнее. Напитанная дождем дорога уже не принимала в себя воды, и ручьи текли по колеям.
Пьер шел, оглядываясь по сторонам, считая шаги по три, и загибал на пальцах. Обращаясь к дождю, он внутренне приговаривал: ну ка, ну ка, еще, еще наддай.
Ему казалось, что он ни о чем не думает; но далеко и глубоко где то что то важное и утешительное думала его душа. Это что то было тончайшее духовное извлечение из вчерашнего его разговора с Каратаевым.
Вчера, на ночном привале, озябнув у потухшего огня, Пьер встал и перешел к ближайшему, лучше горящему костру. У костра, к которому он подошел, сидел Платон, укрывшись, как ризой, с головой шинелью, и рассказывал солдатам своим спорым, приятным, но слабым, болезненным голосом знакомую Пьеру историю. Было уже за полночь. Это было то время, в которое Каратаев обыкновенно оживал от лихорадочного припадка и бывал особенно оживлен. Подойдя к костру и услыхав слабый, болезненный голос Платона и увидав его ярко освещенное огнем жалкое лицо, Пьера что то неприятно кольнуло в сердце. Он испугался своей жалости к этому человеку и хотел уйти, но другого костра не было, и Пьер, стараясь не глядеть на Платона, подсел к костру.
– Что, как твое здоровье? – спросил он.
– Что здоровье? На болезнь плакаться – бог смерти не даст, – сказал Каратаев и тотчас же возвратился к начатому рассказу.
– …И вот, братец ты мой, – продолжал Платон с улыбкой на худом, бледном лице и с особенным, радостным блеском в глазах, – вот, братец ты мой…
Пьер знал эту историю давно, Каратаев раз шесть ему одному рассказывал эту историю, и всегда с особенным, радостным чувством. Но как ни хорошо знал Пьер эту историю, он теперь прислушался к ней, как к чему то новому, и тот тихий восторг, который, рассказывая, видимо, испытывал Каратаев, сообщился и Пьеру. История эта была о старом купце, благообразно и богобоязненно жившем с семьей и поехавшем однажды с товарищем, богатым купцом, к Макарью.
Остановившись на постоялом дворе, оба купца заснули, и на другой день товарищ купца был найден зарезанным и ограбленным. Окровавленный нож найден был под подушкой старого купца. Купца судили, наказали кнутом и, выдернув ноздри, – как следует по порядку, говорил Каратаев, – сослали в каторгу.


Участие в войнах: Война за независимость Шотландии.
Участие в сражениях: Стерлингский мост. Фолкерк

(William Wallace) Один из шотландских лидеров в войне за независимость от Англии. Хранитель Шотландии в 1297—1298 годы. Национальный герой Шотландии

После кончины королевы Маргариты в 1290 г. в Шотландии пресеклась прямая линия династии Мак Альпинов . Свои права на трон предъявили несколько кандидатов, находившихся в ближайшем родстве с угасшей династией, в том числе Роберт Брюс (дед будущего короля) и Джон Баллиоль . Спор был вынесен на рассмотрение короля Англии Эдуарда I . В 1292 г. Эдуард вынес решение в пользу Джона Баллиоля, и 30 ноября 1292 г. Баллиоль стал королём Шотландии. В благодарность за поддержку Баллиоль признал сюзеренитет Англии над Шотландией.

Однако англичане почувствовали себя полноправными хозяевами на шотландской земле и, в конце концов, это привело к тому, что Баллиоль сам выступил против них, заключив союз с Норвегией и Францией . В 1296 г. Эдуард, поддерживаемый Брюсами, вторгся в Шотландию, 27 апреля он разгромил войска Баллиоля в сражении при Спотсмуре и сравнительно легко покорил большую часть страны. Король Баллиоль был захвачен в плен, отрекся от престола и помещен в Тауэр (вскоре он был сослан во Францию). На правах сюзерена Эдуард объявил себя королем Шотландии, в результате чего страна утратила свою независимость. Английские гарнизоны были введены во все шотландские замки, шотландское духовенство постепенно начало подменяться английским. Тем не менее, уже в следующем, 1297 г., в стране сразу в нескольких местах произошли мятежи против английской оккупации. На севере восстание возглавил Эндрю де Моррей , в центре и на западе Уильям Уоллес.

Уильям Уоллес был младшим сыном мелкопоместного шотландского рыцаря сэра Малькольма Уоллеса, который приходился вассалом лорду Джеймсу Стюарту (по другой версии Уильям Уоллес был сыном влиятельного шотландского вельможи Аллана Уоллеса).

В мае 1297 г. Уоллес с группой сподвижников убил Уильяма Гезльрига , шерифа Ланарка. Это было одним из рядовых антианглийских, но именно ему было уготовано стать толчком к первой войне за независимость Шотландии. С убийством Гезльрига Уоллес рождается на страницах истории. О предшествовавших этому событию обстоятельствах документы не сообщают, но предание, записанное Слепым Гарри , гласит, что Уоллес отомстил англичанам за насмешку над своей женой Мэрионой Брейдфьюит .

После убийства шерифа Уоллес нападет на ряд английских гарнизонов, его маленькая армия стремительно растет, к нему присоединяются повстанческие отряды со всех концов Шотландии. Первым знатным дворянином, соединившимся с Уоллесом, был Вильям Харди , лорд Дуглас. Вместе они устроили налет на Скунское аббатство, где завладели английской казной, вынудив бежать юстициария. Наказать Дугласа Эдуард приказал молодому Роберту Брюсу (будущему королю), но тот присоединился к восстанию, несмотря на то, что оно происходило под знаменем его Баллиоля. В то время как Уоллес действовал в западной и центральной Шотландии, на севере главой восстания был Эндрю де Моррей, а на юге мятежом руководили: Джеймс - верховный стюард Шотландии, Роберт Уишарт - епископ Глазго и Роберт Брюс.

9 июля шотландская армия знати, возглавляемая Брюсом, Дугласом и другими сошлась с английской армией Генри Перси близ озера Ирвин. Лорды не желавшие терять свои поместья в Англии, заключили с Эдуардом компромиссной соглашение, отказавшись от борьбы на условиях амнистии и гарантии ряда привилегий и льгот для шотландской аристократии.

Уоллес ушел на север на соединение с Морреем. К этому времени, вся Шотландия к северу от реки Форт была уже в руках повстанцев; только крепость Данди оставалась под контролем англичан. Уоллес воспользовался случаем и взял крепость в осаду, но узнав, что на него движется десятитысячная армия под командованием Хью Крессингема и Джона де Варенна (победителя при Спотсмуре ), Уоллес выступил навстречу неприятелю.

11 сентября 1297 г. отряды Уоллеса и Моррея наголову разгромили англичан на Стерлингском мосту .

Английские рыцари были застигнуты на переправе через узкий деревянный мост и атакованы шотландской пехотой, вооруженной длинными копьями. Видя гибель своего авангарда, отрезанного рекой от основных сил, Суррей попытался ускорить переправу через мост, но в результате хлипкий мост, не выдержав английских латников, рухнул. Разгром довершил рейд де Моррея, который с легкой кавалерией перешел вброд реку Форт и ударил на англичан с тыла, но столь блестящая победа была омрачена ранением де Моррей, от которого он вскоре и скончался.

После сражения при Стерлинге , Шотландия была избавлена от англичан. Шотландские бароны избрали Уоллеса Хранителем Шотландии в отсутствие короля Баллиоля. Уильям Уоллес опирался на свою колоссальную популярность и народное ополчение, которое после победы при Стерлинге подчинялось только ему. С ним Уоллес проделал в ноябре рейд по Северной Англии (через Нортумберленд и Кемберленд), безжалостно сокрушая английские отряды.

В 1298 г. Эдуард I вновь вторгся в Шотландию. Король привёл с собой двенадцать тысяч воинов (в том числе тысячу тяжеловооруженных рыцарей). Уоллес принял решение использовать "тактику выжженной земли" , и Эдуард уже намеревался вывести голодавшую армию из Шотландии, но узнал, что Уоллес со своей армией стоит при Фолкерке. 22 июля 1298 г. состоялась Фолкеркское сражение . Компенсируя слабость своей конницы, Уоллес прибег к оборонительной тактике. Но предательство лордов, которые увели рыцарскую конницу, не желавшие сражаться за низкородного Уоллеса, сделало положение пехоты критическим. Сражение было проиграно.

Уоллес, авторитет которого теперь был подорван, в сентябре сложил с себя обязанности Хранителя Шотландии в пользу Роберта Брюса и Джона Комина, племянника короля Иоанна Баллиола. После этого он, по-видимому, направился во Францию для переговоров о заключении союза, но французский король только что заключил соглашение о браке его дочери Изабеллы с сыном Эдуарда Длинноногого (будущим королём Эдуардом II). Тем не менее, сохранилось послание короля его представителям в Риме , в котором он требует, чтобы те оказали поддержку Уоллесу перед Папой. В Шотландии в это время продолжалась партизанская война, и Уоллес в 1304 г. вернулся на родину, приняв активное участие в нескольких столкновениях. Однако 5 августа 1305 г. он был схвачен в окрестностях Глазго английскими солдатами, которых привел лояльный англичанам шотландский рыцарь Джон де Ментейс . Уоллес был перевезен в Лондон, и в Вестминстере король Эдуард лично судил его за измену. 23 августа он был казнён через повешение, потрошение и четвертование в Лондоне. Его тело было обезглавлено и разрублено на части, голова вывешена на Большом Лондонском мосту, а части тела выставлены в крупнейших городах Шотландии - Бервике, Ньюкасле, Стерлинге и Перте.

4 СТАДИИ ПРОЦЕССОВ ТВОРЧЕСТВА:

Ø подготовка (зарождение идеи);

Ø созревание (концентрация, добывание ранее недостающих сведений);

Ø озарение (интуитивное схватывание искомого результата);

Ø проверка.

Важнейшими условиями развития творческого воображения являются выполнение деятельности, в которой требуется такое воображение, и обучение сознательному использованию эвристических методов.

Особым видом воображения является мечта. МЕЧТА - это форма воображения, направленного на будущее, то, к чему человек стремится. Мечты бывают реальные, когда человек точно знает, как достигнуть своей цели, и нереальные, оторванные от действительности.

Нереальные мечты иногда называют грезами. Грезы свойственны и отдельному человеку, и толпе. Обычный человек плохо различает грезы и действительность, об этом свидетельствует восприятие миллионами телезрителей сериалов «Санта-Барбара» и других.

Процесс воображения осуществляется по своим ЗАКОНАМ.

Один из наиболее известных приемов воображения называется АГГЛЮТИНАЦИЯ, что в переводе с греческого означает «склеивание». С помощью этого приема были созданы сказочные и мифологические образы русалки (голова и тело женщины, хвост рыбы, а волосы - зеленые водоросли кентавра, сфинкса По такому же принципу достроена» избушка на курьих ножках.

Другой прием творческого воображения - АКЦЕНТИРОВАНИЕ , наделение и подчеркивание какой-либо части, детали в создаваемом образе. Этим нередко пользуются карикатуристы: изображают болтуна с длинным языком, любителя поесть с большим животом.

ГИПЕРБОЛИЗАЦИЯ - увеличение или уменьшение предмета изменение количества частей предмета. Например, дракон с 3-мя головами, мальчик-с пальчик, девочка-дюймовочка.

Еще один прием творческого воображения - СХЕМАТИЗАЦИЯ , т.е. изображение чего-либо в обобщенном виде. Схематизация проявляется в национальных орнаментах, узорах вышивки, росписи. По орнаменту можно определить страну, где она создана.

ТИПИЗАЦИЯ - выделение существенного, повторяющегося в однородных явлениях и воплощение его в конкретном образе. АТворческие одаренные люди отдают много сил своему делу и облекают свое вдохновение в «Осязаемые формы».

ВООБРАЖЕНИЕ РАЗЛИЧАЕТСЯ У ЛЮДЕЙ ПО НЕСКОЛЬКИМ ПРИЗНАКАМ :

Ø Яркости образов

Ø Степени их реалистичности и правдивости, новизне, оригинальности

Ø Широте воображения

Ø Произвольности, т.е. умению подчинять воображение поставленной задаче



Ø Типу представлений, которыми преимущественно оперирует человек

Ø Устойчивости

Морально-психические качества, обеспечивающие по­знавательный аспект юридической деятельности. Сюда относятся определенные свойства ума, мышления, вообра­жения, внимания, наблюдательности и памяти, т. е. свой­ства, обеспечивающие успешное протекание мыслитель­ных процессов, выявление и закрепление доказательств.

Для юриста наиболее предпочтительны следующие качества ума:

1) гибкость, быстрота переключения с одного вида ум­ственной деятельности на другой, поскольку юристу приходится оценивать доказательства, несущие различ-цый объем информации, к трму же информация эта бы­вает ненадежной, недостаточной, вероятностной;

2) самостоятельность мышления - умение не поддавать­ся чужому влиянию, внушению, все подвергать проверке;

3) широта ума - умение вникать в сущность предмета с цомощью обобщения большого числа фактов;

4) глубина ума - умение вскрывать первопричины, вникать в самую основу сущности предмета;

5) быстрота ума - умение решать мыслительные зада­чи в минимальное время;

6) целеустремленность - последовательное и плано­мерное осмысление задачи, способность продолжительное время удерживать ее в сознании.

Мышление - это процесс, подготавливающий личность к сознательной деятельности, определенному поведению на основании воспринятой информации и имеющегося прошлого опыта. Основное в мышлении - это решение мыслительных задач, которое осуществляется при помо­щи: а) анализа - сознательного расчленения объекта на отдельные части для последующего изучения целого по частям; б) синтеза - мыслительного обобщения, сделанно­го на основе анализа; в) сравнения одного объекта с дру­гим; г) обобщения - выявления общего в ряду наблюдае­мых явлений; д) мыслительного отвлечения, под кото­рым понимается построение абстрактных заключений.



Для юридической деятельности важны следующие ка­чества мышления:

быстрота, но не торопливость, при которой упускают­ся логические связи, что приводит к ошибкам;

последовательность или логичность;

самоконтроль, который состоит в анализе хода мысли­тельных операций, умение возвращаться к исходной точке, чтобы найти возможную ошибку.

При выдвижении и проверке версий важно преодолеть стереотипность, косность мышления. Иногда следователь бывает не в силах оторваться от какой-либо одной вер­сии, посмотреть со стороны, возвыситься над нею. Эта версия становится для него доминантной. И хотя некото­рые данные «не вписываются» в эту версию, начинается их подтасовка в ущерб объективности. Здесь важно уметь отделить эмоциональное от рационального. Юрист дол­жен научиться пользоваться помощью специалистов, экспертов, но не идти слепо за их мнением.

Воображение - мыслительное создание нового в фор­ме образа, идеи. Создание нового невозможно без вооб­ражения - этого образования новых временных связей на базе прошлого опыта.

Воображение подразделяется на непроизвольное, при котором мыслительные картины появляются под воздействием речи другого человека либо проходящих мимо явлений, и произвольное, которое в свою очередь делится на воспроизводящее (воссоздающее) и творческое вооб­ражение. При выдвижении версий следователь прибегает именно к творческому воображению, используя при этом и воспроизводящий вид воображения.

Внимание - направленность сознания, сосредоточен­ность на определенном предмете, благодаря чему человек хорошо ориентируется в окружающей действительности и более четко ее воспринимает. Это способность выделять определенные объекты из всей их суммы. Сознание и вся деятельность человека благодаря вниманию организуют­ся в определенном направлении.

Внимание подразделяется на:

а) непроизвольное, которое не сопровождается сознательным намерением, не требует напряжения воли и обу­словливается особенностями объекта наблюдения (силой раздражителя, изменениями в предмете, его новизной и необычностью);

б) произвольное, которое вызвано напряжением воли и имеет избирательный характер.

Для юриста важным является воспитание целена­правленного, произвольного внимания. Лучший способ стать внимательным, - утверждают психологи, - никогда не позволять себе делать работу невнимательно.

Качество, противоположное вниманию, - рассеян­ность - быстрая смена объектов внимания, интересов, неумение сосредоточиться. Рассеянный человек редко до­водит до конца начатое дело, он не способен к длитель­ным, терпеливым усилиям. То одно, то другое обстоя­тельство ускользает из поля его зрения, так как много­численные детали окружающего привлекают его, застав­ляя на время забывать предмет своих занятий.

Наблюдательность - планомерное и целенаправлен­ное восприятие, умение логически осмысливать резуль­таты наблюдения. Основное качество наблюдательности -ее острота, которая зависит главным образом от профес­сии человека. Опыт показывает, что, наблюдая за чело­веком в течение одинакового времени, люди разных про­фессий обратят внимание на разные детали. Это объясня­ется избирательностью наблюдения.

Наблюдательность всегда носит объяснительный ха­рактер, она направлена на отыскание следов преступле­ния, которые могут быть доказательствами по делу. Здесь важно обладать психологической наблюдательностью, «ви­деть» мысли человека. Это выражается в умении подме­чать и улавливать внешние проявления внутреннего мира людей, в способности понимать их чувства, пере­живания, побуждения, мотивы и цели, распознавать психические свойства личности, угадывать «психологи­ческий подтекст» каждого действия и поступка. Важно также научиться наблюдать за собой, видеть себя со стороны. Это необходимо для самовоспитания и само­контроля.

Все воспринятое человеком сохраняется в коре голов­ного мозга, образуя временные связи. Их восстановление и воспроизведение тем или иным способом называется памятью. Память, - по меткому выражению Э. Берк­ли, - передача информации во времени. Это умственная деятельность, выражающаяся в закреплении, сохранении и последующем воспроизведении того, что уже было в сознании. В зависимости от того, что мы запоминаем, память подразделяется на слуховую, зрительную (образ­ную), моторную (двигательную), словесно-логическую и эмоциональную. Способность к запоминанию, сила памяти у разных людей различна. У одних лучше развита зри­тельная память, у других - слуховая, у третьих - словес­но-логическая и т. д. Так, например, математик запоми­нает лучше цифры, художник - лица, а музыкант - зву­ки. Такая память называется профессиональной.

Память самым тесным образом связана с процессом запоминания, укреплением временных связей в коре го­ловного мозга. Запоминание может быть осмысленным, если оно заключается в сознательном увеличении коли­чества временных связей, и механическим, когда оно сводится к сумме привычных приемов, позволяющих че­ловеку запоминать.

Запоминание может быть произвольным и непроиз­вольным. При произвольном запоминании преднамеренно прилагаются усилия к удержанию в памяти явления ли­бо предмета. Однако самое распространенное - непроиз­вольное, непреднамеренное запоминание, без специально поставленной цели запомнить что-либо

Память характеризуется такими качествами, как бы­строта, полнота, точность и прочность запомина­ния, готовность к воспроизведению, т. е. оператив­ность. Юрист должен обладать хорошей оперативной памятью, так как он имеет дело с большим объемом ин­формации, которую надо быстро обработать и быть гото­вым в любой момент ее воспроизвести.

С течением времени уменьшается отчетливость вос­принятых событий вплоть до полного выпадения их из памяти. Количество и качество информации, поступаю­щей в память человека извне, зависит от энергии и вре­мени действия внешнего раздражителя, среды, через ко­торую проходят сигналы информации, и состояния рецеп­торов. Интенсивность запоминания зависит от силы впе­чатления, которое оказывал тот или иной факт на челове­ка в момент восприятия; от того, была ли поставлена цель на точность или длительность запоминания; последующих усилий удержать этот факт в памяти; времени, прошед­шего с момента события, и наличия дефектов памяти.

ЭМОЦИИ И ВОЛЯ

Сложные и необычные ситуации, острые конфликты, в ходе которых совершаются правонарушения, в ряде случаев способствуют развитию у человека таких психических состояний как гнев, аффект, страх, растерянность и др. Эти состояния, так же как и устойчивые особенности характера и личности правонарушителя, развиваются и протекают, подчиняясь общепсихологическим и психофизическим законам. Специфика предмета юридической психологии заключается в своеобразии видения этих состояний, в исследовании их правового значения, в оценке их «криминогенности», в поисках научно обоснованных методов снижения возможности нарушений правовых норм путем психологической коррекции этих состояний, равно как и свойств личности правонарушителей.

Эмоции и чувства играют особую роль в общении следователя с участниками уголовного процесса. В сущности, без них было бы невозможно достижение контакта с допрашиваемыми, в особенности в конфликтных ситуациях.

Но, являясь необходимыми и неизбежными, эмоции и чувства в расследовании играют не только положительную роль. Отрицательные эмоциональные состояния следователя могут нарушать, а иногда и разрушать его деятельность. Эмоции и чувства способны вызвать представления, не соответствующие действительности. Под влиянием чрезмерных чувств следователь может прийти к результатам желаемым, но далеким от истинного положения дел.

Фрустрации в деятельности противостоит толерантность , понимаемая как терпеливость, способность переносить сильное воздействие фрустраторов, не отзываясь на него гнетущими переживаниями и резкими реакциями.

Качество восприятия зависит не только от состояния органов чувств человека, но и от его общего физического и психического состояния в момент восприятия. Болезненное состояние может не только влиять на достоверность получаемых ощущений, но и быть причиной неполноты восприятия. Равным образом на качестве восприятия сказывается и состояние усталости, опьянения, взволнованности и т. п. Так, пьяный потерпевший может существенно исказить воспринимаемые факты. Усталость, болезненное состояние притупляют интерес к окружающему.

Восприятие во многом зависит от настроения и особенностей характера человека, сложившихся привычек, предопределяющих его отношение к окружающей действительности, интересы и склонности . В хорошем, бодром настроении человек склонен больше подмечать положительные стороны действительности. В подавленном, мрачном, угнетенном настроении он видит скорее отрицательные ее черты, нередко преувеличивая и переоценивая их.

На процесс приема и переработки информации могут влиятьчувства (или эмоции). Одни события волнуют человека, другие оставляют безразличным, одних людей он любит, других - ненавидит, а к третьим не имеет определенного отношения. Человек переживает радость и горе, удовольствие и неудовольствие. Испытываемые чувства в зависимости от индивидуальных особенностей человека и конкретной ситуации восприятия могут быть более или менее глубокими.

Эмоции и чувства всегда прямо или косвенно отражают объективную реальность. Они являются как бы индикаторами, указывающими степень полезности внешних воздействий для организма или для взаимоотношений личности и общества. Профессиональная деятельность следователя, да и вся жизнь современного человека насыщена событиями и ситуациями, вызывающими самые различные эмоциональные отклики. Все эти чувства пронизывают, окрашивают в определенный тон деятельность человека, включая его ощущения, мысли, воображение.

Формирование материала показаний нередко происходит в критических ситуациях, которые вызывают в человеке различные эмоциональные реакции.

Своеобразной формой такой реакции является напряженность и растерянность . Напряженность, именуемая еще английским словом«стресс» , возникает при опасности, при различных физических и умственных перегрузках, при необходимости принимать быстрые и важные решения. Человек, оказавшийся очевидцем преступления (например, убийства) или ставший жертвой, испытывает состояние напряженности. При этом все его психические процессы как бы заторможены: человек плохо слышит, мало видит, медленно соображает, плохо ощущает свои движения. У одних картина напряженности может быть ярко выраженной, длительной, у других - менее заметной и короткой.

Фрустрация - (уничтожение замысла, расстройство планов) указывает на ситуацию, которая сопряжена с неудачей .

Н. Д. Левитов определяет фрустрацию как психическое состояние, выражающееся в характерных особенностях переживаний и поведения и вызываемое объективно непреодолимыми (или субъективно воспринимаемыми как таковые)трудностями ,возникающими на пути к достижению цели или к решению задачи 1 .

В состоянии растерянности может находиться потерпевший, не сумевший отразить нападение преступника, и человек, оказавшийся не в состоянии реализовать до конца свой преступный замысел из-за возникших непредвиденных преград. Отличие растерянности от напряженности состоит в их происхождении. «Если при напряженности нарушения во внимании и мышлении производны от эмоционального состояния, то при растерянности они первичны, а эмоции - производны» 2 .

Осознание опасности вызывает у человека страх. Существует три формы страха :

* стеническая форма (паника), плохо или совсем не контролируемая сознанием;

* астеническая форма, протекающая кратковременно и выражающаяся в оцепенении, дрожи, нецелесообразных поступках,

* стеническое возбуждение - поведение, регулируемое сознанием и направленное на преодоление опасности и подавление страха.

При стенической и астенической формах страха внимание воспринимающего захватывается возникшей опасностью. Отсюда сужение сознания, снижение полноты и точности отражения, неверность оценки ситуации. При стеническом возбуждении страх остается, но деятельность определяется мышлением и волей. Это заставляет человека напрячь все усилия для преодоления опасности. Такой эмоциональный подъем способствует быстрой, правильной ориентировке в сложившейся ситуации и соответствующим действиям.

Из сказанного видно, что страх может неодинаково влиять на процесс формирования показаний. В одних случаях под воздействием страха события воспринимаются преувеличенно, искаженно, в других - они плохо или вовсе не запечатлеваются, в третьих - воспринимаются правильно, объективно.

Искажение материала показаний объясняется иногда и тем, что мышление в ситуации, предшествующей страху, не всегда может быть объективным. Иногда ситуация может ошибочно восприниматься как опасная, могут переоцениваться сила соперника и недооцениваться собственные возможности. В таких случаях причина страха - в нереальности мышления воспринимающего. Такой страх чаще проявляется у людей эмоционально возбудимых, впечатлительных.

Есть еще одна форма эмоциональной реакции на опасность -это тревога , т. е. ожидание опасности, неизвестно откуда исходящей и потому волнующей человека. Тревога влияет на формирование показаний и потерпевшего, и преступника.

Из сказанного следует вывод: в принципе по каждому делу потерпевшего, свидетеля, подозреваемого, обвиняемого необходимо допрашивать как можно скорее . Но если имеется основание полагать, что показания, данные непосредственно после события преступления, недостаточно обстоятельны, то через три-четыре дня целесообразно провести повторный допрос. При этом дополнительные данные, содержащиеся в их повторных показаниях, не должны вызывать огульного недоверия и подлежат тщательной проверке.

Воля - это сознательная, целенаправленная психологическая активность, связанная с преодолением препятствий. Это целостный психический процесс, из которого волевой импульс вычленяется условно для педагогических целей.

Началом формирования воли является влечение , которое возникает на базе инстинктов: пищевого, оборонительного, полового и др. Когда влечение достаточно оформлено в сознании, выяснены пути и способы его удовлетворения, тогда мы называем его «желанием».

В волевом процессе можно выделить несколько этапов .

Первый этап - возникновение побуждения, стремления к достижению определенной цели. Потом появляетсясознание ряда возможностей достижения этой цели (II этап) мотивы (III этап), подкрепляющие или опровергающие эти возможности. Дальше начинается борьба мотивов (IV этап). Взвесив все «за» и «против», рассмотрев различные мотивы, учтя конкретную обстановку, человек принимает решение (V этап). Волевое действие заканчивается реализацией принятого решения (VI этап). Продолжительность этапов различна и зависит от особенностей личности и от объективных условий выполнения принятого решения. Чтобы побуждение обратилось в действие, требуется решительность (способность делать окончательный выбор). Особенно трудно бывает преодолеть этап борьбы мотивов и осуществить принятое решение.

Немаловажное волевое качество -инициатива, которая особенно важна при выполнении принятого решения. Среди других волевых качеств следует отметить самостоятельность, выдержку, самообладание в момент неожиданных осложнений и определенную самокритичность .

Развитие воли, способности к волевой деятельности - процесс длительный. С раннего детства родители формируют у ребенка вначале самые простые (опрятность, самообслуживание и др.) и усложняющиеся по мере развития индивида навыки.

Заключительным этапом всякого волевого процесса является мышечное движение. Это движение может быть самым разнообразным: изготовление сложной детали на токарном станке, создание художественного полотна, саркастическая улыбка в ответ на незаслуженное оскорбление и другие виды человеческой деятельности и поведения.

Неправильное воспитание делает человека менее способным к волевой деятельности.

Трагедию безволия в русском обществе образно охарактеризовал в своей небольшой статье «Рефлекс цели» великий русский физиолог И. П. Павлов. Размышляя об утрате в определенных слоях русского общества «рефлекса цели жизни», он писал: «Леность, не предприимчивость, равнодушие или даже неряшливое отношение ко всякой жизненной работе - ...это не коренные наши черты, это - дрянной нанос, это проклятое наследие крепостного права... Оно сделало из барина тунеядца, оно сделало из крепостного совершенно пассивное существо без всякой жизненной перспективы».

Воля человека проявляется различно, в зависимости от силы, моральной воспитанности и самостоятельности.

По силе волевые проявления могут характеризоваться как сильные, средние, слабые . Та или иная степень силы воли выражается во всем волевом процессе: в стремлении, в желании, в скорости принятия решения, в устойчивости принятого решения. Сила воли проявляется в решимости, т. е. в полной уверенности в исполнении решения, в установке только на исполнение решения, какими бы ни были (или казались) встречающиеся трудности. Однако не всякое исполнение решения, не всякое совершение действия будет говорить о сильной воле. Силу воли можно распознать в зависимости от того, какие препятствия человек преодолевает, совершая волевые действия, и какие результаты при этом получает. Если человек в трудных для него ситуациях проявляет самообладание, настойчивость, выносливость, терпение, то это означает, что он обладает сильной волей. Слабое же проявление воли обычно расценивается как ее отсутствие, как безволие. Все черты, в которых выражается сила и твердость волевого характера, становятся положительными в той мере, в какой проявляется моральная воспитанность личности, характеризующая как формы поведения человека, так и его отношение к людям и общественным задачам .

Моральная воспитанность определяется по тому, какие цели ставит перед собой человек, какими средствами добивается их достижения, какими побуждениями вызваны волевые стремления (желания), какими принципами он руководствуется, принимая то или иное решение в жизни. Волевые черты: настойчивость, самообладание, постоянство, самостоятельность, выносливость и др. - будут полноценными, если сочетаются с высокими моральными качествами человека.

Для человека аморального люди - лишь средство достижения его эгоистических целей. Это индивид с приглушенным голосом совести или вовсе лишенный его. Такими часто бывают рецидивисты и обвиняемые, совершившие особо тяжкие преступления.

Помимо двух этих полярно противоположных характеров, существуют различные переходные типы, более близко стоящие к одному из полюсов.

Слабовольные, слабохарактерные лица, имеющие недостатки морального воспитания, могут проявлять несамостоятельность, совершать действия под внушением. Они, исходя из корыстных целей, легко могут идти на обман и ложь, быстро поддаваться влиянию заинтересованных лиц (обвиняемого, потерпевшего или их родственников). У таких людей определенные черты характера - правдивость, застенчивость, решительность, справедливость - будут проявляться своеобразно. Так, если правдивость смелого человека проявляется во всех случаях, то правдивость и справедливость трусливого будет зависеть от того, не причинит ли она вреда его личным интересам. Застенчивость самолюбивого человека будет отличаться от застенчивости скромного: у самолюбивого она связана с боязнью уронить себя в глазах других людей, а у скромного - с высокой самокритичностью.

Волевые черты характера проявляются в определенном соотношении с эмоциональными особенностями человека: у волевого человека воля доминирует над чувствами, а у человека с эмоциональным характером преобладающее значение имеют эмоциональные состояния, и поступки часто совершаются под влиянием случайно возникших чувств и настроений.

Эмоциональные побуждения, которые проявляются в волевых процессах, бывают моральными или аморальными: в переживаниях, как и в стремлениях, намерениях выражается моральный облик человека.

Раздел 7

Психология личности

После того как я посетил Вас в прошлую среду, я с неослабным интересом размышлял о Ваших словах относительно мира в мировой экономике, и о том, как Вы выразили эту мысль в символической форме. Использование символа, вокруг которого могли бы синтезироваться общечеловеческие цели, всегда представлялось мне наиболее удачным и эффективным способом достижения идеала.
По этой причине проект Знамени Мира Николая Рериха, который я представлял Вашему вниманию и которым я интересуюсь вот уже на протяжении ряда лет, кажется мне воплощением по-настоящему жизненного плана. Он предполагает объединение народов на основе взаимного охранения тех ценностей, по поводу которых не может быть никаких противоречий. Речь идет о ценностях культуры. Подобно Красному Кресту, который вызывает у всех народов единые чувства, связанные с физическим благосостоянием, Знамя Мира может символизировать всеобщую заботу о духовном и культурном благосостоянии.
Питая глубокое уважение к идеалам, определяющим Ваш подход к странам мира, а также к Вашей глубокой проницательности, проявляемой в этой области, я почувствовал необходимость приступить к обсуждению этого вопроса. На мой взгляд, здесь имеется возможность, которую следует использовать безотлагательно, особенно в связи с намеченным на ноябрь Третьим международным съездом по Знамени Мира Рериха, который Музей Рериха планирует провести в Вашингтоне.
Действительно, в последние годы интересы всех стран сводятся к тому, чтобы урегулировать свои внутренние дела и ради достижения этой цели они предпринимают шаги, направленные друг против друга. Это выражается в форме повышения тарифов, импортных квот, квот по курсам валюты и множестве других приемов с сильным националистическим уклоном. И хотя некоторые из этих действий могут быть до поры до времени оправданы, просвещенным представителям даже самых националистически настроенных государств все же следует признать, что как бы ни были велики временные препятствия к достижению мира, не должно существовать барьеров для тех основополагающих ценностей, которые выходят за рамки национальных границ и относятся к предметам культуры.
Мне думается, что в настоящее время мир, быть может как никогда прежде, обращает свои взоры к возглавляемой Вами Америке в поисках новых путей, выводящих из старых лабиринтов. И если сейчас наша страна объявит об уважении культурных достижений всех народов и своем участии в защите и сохранении этих достижений, это прозвучит с особенной силой.
Ввиду моей осведомленности о Знамени Мира, которым я очень интересуюсь со времени обнародования этого проекта в 1929 г., мне хотелось бы вкратце изложить его историю и суть.
Пакт Рериха и Знамя Мира были разработаны для защиты мировых культурных и научных ценностей, забота о сохранении которых занимает Николая Рериха еще со времени его археологических раскопок в 1904 г. Говоря кратко, этот план предусматривает, чтобы образовательные, художественные и научные учреждения, художественные и научные миссии, произведения искусства, летописи культуры, а также все места и памятники, имеющие культурное значение, считались нейтральными и признавались в качестве таковых как в военное, так и в мирное время. С этой целью Николаем Рерихом было разработано Знамя, с помощью которого должны быть отмечены университеты, соборы, храмы, специальные коллекции, библиотеки и другие культурные центры. Знамя Мира представляет собой вполне осуществимый на практике проект, подтверждением чего служит пример организации Красного Креста.
Со времени обнародования в 1930 г. проект Знамени Мира достиг значительного прогресса, будучи рассмотрен правительствами, международными юристами, культурными учреждениями и отдельными известными деятелями культуры во всем мире. В мае 1930 г. Международное управление музеев при Лиге Наций безоговорочно одобрило план, связанный со Знаменем Мира. В то же время проявляемый многими странами интерес к этому проекту привел к основанию в Брюгге (Бельгия) Международного Союза за Пакт Рериха – постоянной организации, сформированной для дальнейшего продвижения Знамени Мира. По инициативе этой организации в 1931 и 1932 гг. в Брюгге были проведены две международные конференции, сопровождаемые выставками, в которых приняли участие двадцать две страны, что привело к основанию в Брюгге Фонда Рериха за мир, науку, искусство и труд. Обе конференции прошли под патронажем президента Постоянного Международного Суда в Гааге д-ра М.Адачи. На обеих конференциях было выражено глубокое сожаление по поводу равнодушия, проявленного к обеим конференциям со стороны администрации Гувера. Этот факт выглядит тем более прискорбно, если учесть, что данный план был разработан одним из американских учреждений. Музей Рериха проявляет озабоченность тем, что инициатива в этом проекте, столь гуманном по своим целям, может быть потеряна Америкой. Поэтому было принято решение, что в ноябре этого года в Вашингтоне будет организована Третья конференция по Знамени Мира.
С 1929 г. осуществляется широкомасштабная поддержка Пакта различными организациями и частными лицами, что говорит о серьезной заинтересованности в этом проекте самых широких кругов. С позиций международного права, кроме доктора Адачи, поддержку Пакту Рериха и озабоченность по поводу его принятия выразили такие авторитетные личности, как член Постоянного Международного Суда доктор Антонио де Бустаманте; бывший президент и нынешний член этой же организации профессор Б.Лодер; бывший министр образования Российской империи, международный юрист барон Мишель де Таубе; вице-президент Института международного права профессор Альфред Жоффр де Ла Праделль и доктор Георгий Шклявер. Пакту оказали поддержку и такие имеющие широкую известность деятели, как Главный маршал Франции г-н Лиоте, Папа Пий , президент маршал фон Гинденбург, президент Масарик, король Бельгии Альберт, король Югославии Александр, А.Эйнштейн, Р.Тагор, М.Метерлинк, Дж.Боше, Раман и другие. Кроме мировых университетов и культурных центров, оказавших поддержку Пакту, следует особо упомянуть Международный Красный Крест в Женеве, поскольку по своей сути Пакт Рериха является организацией, аналогичной Красному Кресту. Широкая поддержка Пакта женщинами всего мира была выражена в единодушном одобрении Генеральной Федерации женских клубов. Особенно проникновенным мне кажется мнение, которое было выражено по этому поводу г-жой Рузвельт: «Я считаю, что идеалы, заключенные в Пакте Рериха, не могут оставить равнодушными всех тех, кто надеется на сохранение лучших достижений прошлого ради служения и направления будущих поколений».
Хотя Пакт Рериха призван осуществлять защиту культурных достижений во время войны, еще более важным представляется то, что его конструктивные аспекты могут служить в качестве профилактики против самой войны. Этот проект предусматривает регистрацию мировых культурных ценностей с целью осуществления их постоянной охраны. Он предполагает создание конструктивной образовательной программы, в первую очередь для молодежи, в которой будет дана высокая оценка культурных ценностей других народов. Он включает в себя формирование Лиги старинных городов Искусства. Эта идея получила развитие на основе Пакта и предполагает, что такие города, как Падуя, Рим, Руан и другие, могут целиком войти в эту Лигу, которая поможет оградить их от войны.
Зная о Вашем интересе ко всему, что связано с новыми и непредвзятыми подходами к насущным мировым вопросам, я имею удовольствие снова предложить Вашему вниманию эту тему. Мне кажется, что этот план вполне соответствует новым подходам к решению мировых проблем и может стать новым идеалом в международных отношениях. Мне представляется, что если сейчас Америка проявит уважение к этой конвенции, связанной с художественными и научными достижениями других стран, и выкажет свою заинтересованность в их сохранении, это произведет глубокое впечатление. Поскольку я испытываю большой интерес к вопросам искусства и науки, я думаю, что конференция по Пакту Рериха, которая состоится в ноябре в Вашингтоне, может предоставить Америке еще одну счастливую возможность заявить о своей вере в то, что каждый народ может идти своим собственным путем, но вместе с тем государства должны быть едины в вопросах о фундаментально значимых ценностях, которые выходят за рамки национальных границ и являются выражением общечеловеческих целей. Я верю, что через такое взаимное уважение и внимание к культурным достижениям всех народов, являющихся общим наследием человеческой расы, может пролегать счастливый путь этих народов к миру.