Урок русского языка в 7 классе.

Учитель: Гришина Е. М.

Тема: Правописание частиц НЕ и НИ.

Технология: развитие критического мышления через чтение и письмо.

Тип урока: работа с информационным текстом.

Цели:

познавательные:

  1. закрепить умение определять частицы, характеризовать их; 2) сформировать умение различать частицы НЕ и НИ.

воспитательные:

  1. поддерживать готовность принимать другие точки зрения; 2) воспитывать умение слушать и слышать, уважать мнение другого человека.

развивающие:

  1. развивать критическое мышление через чтение информационного текста;

2) развивать логическое мышление, языковое чутье; 3) развивать умение работать в группе.

Ход урока.

Стадия вызова.

На доске и на отдельных карточках для каждого учащегося записан текст (по А. Грину) с пропущенными буквами и знаками препинания.

Он прекрасно изучил Зурбаган, Лисс, Кассет и все побережье полуострова, но не терялся и в (н..) значительных фарватерах. Все за что брался он для других оканчивалось (н..)изменно благополучно как бы (н..) были тяжелы обстоятельства. (Н..) было судна потерпевшего крушение в тот рейс в который он вывел его из гавани. (Н..) когда корабль напутствуемый его личной работой (н..) подвергался эпидемиям, нападениям и другим опасностям. (Н..) кто на нем (н..) падал за борт и (н..) разу (н..) совершал преступлений.

Встретились ли вам непонятные слова?

(Фарватер – часть водного пространства, достаточно глубокая для прохода судов).

Задание 1. Прочитайте текст (один человек – вслух) и расставьте пропущенные знаки препинания, составьте в тетрадях схемы предложений, с которыми вы работали.

Задание 2. Работая в группах (по партам), выпишите слова с НЕ И НИ, где вы можете объяснить выбор гласной и слитное и раздельное написание, в два столбика: в первом НЕ (НИ) будет приставкой, во втором – частицей.

Есть ли случаи, которые вы затрудняетесь объяснить или в которых не совсем уверены? (могут быть разные точки зрения)

Чтобы разъяснить эти моменты, нам надо познакомиться с теорией, но сначала составим схему (кластер), в которой отразим то, что нам известно о НЕ и НИ. (НЕ – отриц. частица, ударная приставка в мест. и наречиях; приставка, выражающая отрицание в сущ., прилаг., нар. и прич.; НИ – безуд. приставка в отриц. мест. и нар., часть союза, усиление отрицания – если догадаются об этом значении, в этом случае обязательно доказательство своей точки зрения с несколькими примерами, примеры могут и должны приводиться разными учащимися, а не только теми, кто выдвинул эту точку зрения).

Задание 3. Составление кластера.

Итак, НЕ – отрицательная частица или приставка. Давайте посмотрим на спорное предложение (с НИ БЫЛИ). Чувствуете ли вы здесь отрицание? (факт утверждается, а не отрицается). Как же правильно записать этот случай?

А второй неясный случай (с НИ РАЗУ)? (если до этого не выяснен и не доказан).

Стадия осмысления.

Задание 4. Прочитаем текст параграфа 37 (с. 213-214), отмечая значком « v » то, что уже знали, « + » новую для себя информацию и «?» то, что вызвало какие-то вопросы (если вопросов не будет, спрашивает учитель: связано ли с выражением утверждения написание частицы НИ в случае, упомянутом авторами учебника? связано ли это со структурой предложения? Обязательна работа с примерами, допустим:

Как ни пытался он сдвинуть камень с места, ничего у него не выходило.

Сколько веревочке ни виться, а конец будет.

Куда б он ни обращался, везде встречал отказ.

Кто б ты ни был, будь гостем в моем доме - и т. д.)

Обсуждение информации.

Можем ли мы теперь определить, кто был прав в тех двух спорных случаях?

Рефлексия.

Задание 5. Вернемся к схеме и дополним ее новой для нас информацией (НЕ – двойное отрицание, в вопросительно-восклицательных предложениях обобщающего характера; НИ – усиление отрицания, выражение утверждения в СПП).

Итак, подведем итоги. Что мы сегодня еще раз уяснили для себя? Что узнали нового?

Д/з: параграф 37, упр. 455, 456 (записывать только свои примеры).


Возраст: 8 класс.

Тип урока: комбинированный (урок – закрепление пройденного материала, повторительно-обобщающий, урок – изучение новой темы)

Оборудование:

Карточки для проверки усвоения предыдущего материала,

Развернутые таблицы на доске.

Проверка усвоения предыдущего материала (повторение темы

«-н и -нн- в суффиксах разных частей речи»,

Выработка умений и навыков по применению знаний на практике,

Изучение нового учебного материала,

Развитие навыков правописания не и ни с разными частями речи,

Развитие монологической речи.

Форма проведения: урок – лекция, урок – практикум.

Скачать:


Предварительный просмотр:

План-конспект урока.

Правописание не- и ни- с разными частями речи.

Возраст: 8 класс.

Тип урока: комбинированный (урок – закрепление пройденного материала, повторительно-обобщающий, урок – изучение новой темы)

Оборудование:

Карточки для проверки усвоения предыдущего материала,

Развернутые таблицы на доске.

Цели:

Проверка усвоения предыдущего материала (повторение темы

«-н и -нн- в суффиксах разных частей речи»,

Выработка умений и навыков по применению знаний на практике,

Изучение нового учебного материала,

Развитие навыков правописания не и ни с разными частями речи,

Развитие монологической речи.

Форма проведения: урок – лекция, урок – практикум.

Ход урока

I. Организационный момент (2-5 мин.)

Приветствие учителя. Проверка посещаемости учеников.

II. Проверка домашнего задания. (8-10 мин.)

Фронтальный опрос по правилам предыдущей темы (правописание -н- и

Нн- в суффиксах разных частей речи,

Индивидуальная работа по карточкам.

Карточка №1.

Вставить -н- или –нн-.

Безветр енн ый день, буль онн ый кубик, воро н ой конь, глин ян ый горшок, грач ин ое гнездо, див анн ая подушка, искусств енн ый шелк, карт инн ая галерея, лекарств енн ое растение.

Карточка №2.

Вставить -н- или -нн-.

Овч инн ый полушубок, мужеств енн о, разорв анн ый рукав, нежд анн ый гость, позолоч енн ое кольцо, груж енн ая кирпичом баржа, сумка нагруж ен а, посаж енн ый дуб, любимый плем янн ик.

III. Основная часть. (20-25 мин.)

Изложение нового материала. Наглядное пособие – таблицы.

1. Слитное и раздельное написание не.

1.1. не пишется слитно, если слово без не не употребляется,

1.2. не с глаголами и деепричастиями пишется раздельно. Глаголы с приставкой недо- пишутся слитно (недосыпать, недоглядеть). От глаголов с приставкой недо- следует отличать глаголы с приставкой до- и частицей не , которые обозначают неполное, незаконченное действие (ему не до стает такта, аквалангист не до стал морскую раковину).

1.3. не с существительными, прилагательными и наречиями:

Слитно

Раздельно

Если слово с не имеет синонимы без не :

Недруг – враг,

Небольшой – маленький,

Негромко – тихо.

Если есть противопоставление с союзом а:

Не друг, а враг,

Не большой, а маленький,

Не громко, а тихо.

В конструкциях типа далеко не , вовсе не , отнюдь не , нисколько не , далеко не :

- далеко не единственный случай,

Вовсе не обязательно.

1.4. не с причастиями:

1.5. не с отрицательными местоимениями:

1.6. В остальных случаях не пишется отдельно:

С числительными (не в осемь книг ),

С местоимениями (не э тот ),

Со сравнительной степенью (не с тарше, не г лубже ),

Со словами дефисного написания (не пол-лимона, не п о-старому ),

В вопросительных предложениях (Не п равда ли ).

2. Слитное и раздельное написание ни.

IV. Проверка понимания нового материала. (2 – 3 мин. мин.)

Упражнение из учебника (Власенков А. И. Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи). Устно объяснить правописание не . Выписать слова с не и ни .

Словарный диктант. Проверка результатов, объяснение правописания. (3 – 5 мин.)

Не скрывая удивления, недоумевая, не мог встретить, затаить ненависть, негодовать от возмущения, не деревянный дом, недешево стоить, неширокая река, незадолго до встречи, нечем писать, ни рыба ни мясо, нет ни у кого.

V. Подведение итогов. (2 – 3 мин.)

Как пишутся с не слова, которые без не не употребляются?

Как пишется не с глаголами и деепричастиями?

Как пишется не с прилагательными, существительными и наречиями?

Как пишется не с причастиями?

Выставление оценок.

VI. Домашнее задание. (1 – 2 мин.)

Упражнение из учебника,

Выучить материал урока.

VII. Список дидактического материала:

Власенков А. И. Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи: Учеб. Пособие для 8 кл. общеобразоват. Учреждений / А. И. Власенков, Л. М. Рыбченкова. – М.: Просвещение.

Власенков А. И. Дидактические материалы к учебнику «Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи» - М.: Просвещение, 2004.

Золотарева И. В., Дмитриева Л. П.: Поурочные разработки по русскому языку. – М.: ВАКО, 2005.


Урок по русскому языку в 7 классе

Тема:

Правописание частиц НЕ и НИ

Тема урока: Правописание частиц НЕ и НИ

Цели урока : расширить знания учеников о правописании частиц не и ни; отработать навык различия частиц не и ни ; пока­ зать случаи, когда предложение с двумя частицами не получает положительный смысл; развивать навыки написания не с различ­ ными частями речи;

Методы обучения: практические, словесные, наглядные методы

Ι. Организационный момент.

- Добрый день, ребята. Давайте настроимся на хорошую работу.

ΙΙ.проверка домашнего задания

Кто сделал диктовку на раздельное и дефисное написание частиц.

ΙΙΙ. Работа над темой урока.

1. игра «Четвёртый лишний» (слайд 2)

(Проверяется степень усвоения орфограммы слитного-раздельного написания не с именами существительными, прилагательными, глаголами и местоимениями)

2.Слово учителя: (слайд 3)

Объясните значения устойчивых выражений :

Палец в рот не клади (смекалистый, хитрый человек, от которого можно ожидать всего), комар носу не подточит (что-либо сделано хорошо, тщательно, не к чему придраться), камень на камне не оставить (полностью разрушить, уничтожить)

ни больше ни меньше (именно столько ), ни жив ни мертв (сильно испуган), ни свет ни заря (очень рано ), ни пуха ни пера (шутливое пожелание успеха, удачи).

Какая частица пишется в данных выражениях?

Ставится запятая в выражениях?

Что такое частица

На какие разряды делятся частицы

Какие разряды частиц мы с вами изучали на предыдущих уроках

- Мы только что вспомнили правописание частицы не и ни . Как вы думаете, с какой целью

Сформулируйте тему сегодняшнего урока. (слайд 4-5)

Исходя из темы, каковы цели сегодняшнего урока

Рассмотрим подробнее функции этих частиц.

1. наблюдение «Частица не» (запись опорных сведений) (слайд 6-7)

1.Ветер не утихал. (отрицание)

2.Где он только не бывал! (обобщающе –утвердительное значение)

3.Товарищ не мог не понять меня.(утверждение)

Давайте сравним наши наблюдения с параграфом учебника.

Есть ли в наших наблюдениях то, чего нет в учебном материале

2. объяснительный диктант (слайд 8)

Н… могу н… помочь.

Он никого н… ждал.

Я н… мог н… знать об этом.

Кто н… знает русского балета!

3. чтение параграфа «Частица ни»(запись опорных сведений) (слайд 9-12)

4.упр.432(1-5)

IV .Закрепление

1. Объясните выбор той или иной частицы (слайд 13)

Никогда не увидишь ты ни этой деревушки, ни этих людей.

Куда бы ни отправился странник, его везде встречали приветливо.

*Он вернулся ни свет ни заря.

*Нестерпимая жара не давала возможности ни думать, ни действовать.

*Не верил ни одной строчки.

* Кто ни посмотрит на море, оно всегда прекрасно.

*После охоты я не могу не заснуть.

2.Запомнить : не раз – ни разу; не один – ни один

3.Запомни:

нЕ кто иной, как…

нЕ что иное, как…

нИкто иной не…

нИчто иное не...

Составьте устно предложения с данными словами.

4. Проверь себя (слайд 14-15)

Определите, в каких случаях пишется частица НИ

Рисовать Егор (1)не умел и (2)ни разу в жизни (3)не видел (4)ни одной картины.

Определите, в каких случаях пишется частица НЕ (слайд 16-17)

(1)Ни музы, (2) ни труды,(3) ни радости досуга (4)не смогут заменить мне друга.

5. .Цифровой диктант

Запишите номера предложений, разделив на две группы: НЕ и НИ.

1. Кто ни принимал участие в читательской конференции, все остались довольны.

2. Кто не принимал участие в конкурсе, очень сожалел об этом.

3. Сколько бы ни читал стихи Пушкина, всегда открываешь для себя что-то новое.

4. Сколько я еще не прочитал произведений русских классиков.

5. Сколько волка не корми, он все в лес смотрит.

6. В поле нет ни души.

7. Я не мог не улыбнуться, читая письмо.

Проверим! (слайд 18)

НЕ: 2,4,7

НИ: 1,3,5,6

V .Стадия рефлексии . ( слайд 19)

Расскажите о чем мы сегодня говорили на уроке?

Расскажите, в каких случаях НЕ и НИ пишется со словами слитно?

А когда НЕ и НИ пишется со словами раздельно?

Понравился вам урок? С каким настроением пойдёте на перемену?

V I . Домашнее задание . (слайд 20)

П.71, упр.430, 434 или Составить словарную диктовку «Правописание не и ни »

Урок в 7 классе (УМК М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская и др., М., «Просвещение», 2006 г.).

Учитель МКОУ «Перемышльская средняя общеобразовательная школа» Николаева Елена Васильевна.

Тема урока: «Отрицательные частицы НЕ и НИ».

Имя урока: «Такие разные и такие нужные».

Цели:

Формирование умения различать смысловые значения частиц НЕ и НИ.

Задачи.

1. Образовательные:

Научить детей понимать смысл словосочетания или предложения с не и ни;

Сознательно анализировать, сопоставлять возможные варианты, доказывать свой выбор.

2. Развивающие:

Развивать зрительную память, наблюдательность, внимательность;

Уметь составлять предложения.

3. Воспитательные:

Прививать чувство любви к Родине, природе, родному краю.

Социализация

Тип урока: урок – исследование.

Оборудование: учебник.

Эпиграф: « Чего вы не понимаете, то не принадлежит вам». Гёте.

Ход урока

    Орг. момент. Здравствуйте, ребята. Меня зовут Елена Васильевна.

Вызов. Наш урок я хочу начать со стихотворения, а вы догадайтесь, какое слово я не прочитала.

Я – часть речи с названием …, /частица/

Встречаюсь вам почти на всех страницах.

Могу оттенки придавать значеньям,

Могу усилить их без напряженья,

Могу помочь я форм образованью,

Могу вообще подвергнуть отрицанью

Всё то, что кто-нибудь произнесёт.

Думаю, вы догадались, о какой части речи пойдёт речь.

Запишем число 17 апреля, классная работа. Имя урока: «Такие разные и такие нужные».

    Актуализация знаний. (вспоминаем то, что знаем о частице)

Составление таблицы.

Знаю

Хочу узнать

Узнал

1.Служебная часть речи.

Продолжите предложение. - Частица – это …..

Как могут писаться частицы? (Вариант: Заполните пропуски в кластере.)

3.Ввод в тему. (определяем проблему)

Эпиграфом к уроку я взяла слова немецкого поэта Гёте. Запишите в тетрадь.

Чего вы не понимаете, то не принадлежит вам. Гёте.

А как вы понимаете смысл этих слов?

Какие частицы есть в высказывании Гёте?

Какой оттенок они вносят в предложение?

К какому разряду они относятся?

Как вы думаете, о каких частицах мы будем говорить на уроке?

Запишите в таблицу, что вы хотите узнать об этих частицах)

4. Изучение нового материала . (решаем проблему)

Запишем тему урока ………… «Отрицательные частицы не и ни».

Мотивация . - Кто не проклинал эти частицы! Кто не бранился, часто ошибаясь в словах и предложениях с не и ни! Кто в минуту гнева не говорил: «Какая разница, что писать?»

- Как вы думаете, чему мы должны научиться на уроке? (научиться различать по смыслу частицы не – ни, уметь их правильно писать)

Мы постараемся понять, как нужны они в речи, как меняется смысл от неверного их написания. Многие замечательные слова «приходят и уходят», а НЕ – НИ остаются.

Частицы не - ни в безударном положении совпадают в произношении. Это приводит к ошибкам в употреблении этих частиц, различать их надо по их значению, опираясь на контекст.

Сегодня постараемся научиться различать не – ни. По ходу урока записывайте в таблицу то, что узнали на уроке.

1 – е значение НЕ. Посмотрите на предложения.

1. Вы не были в Национальном парке «Угра».

2. Не вы были в Национальном парке «Угра».

3. Вы были не в Национальном парке «Угра».

Какой смысл вносит частица не?

Перед каким членом предложения стоит частица не?

Вывод: в 1 случае всё предложение отрицательное, т. к. НЕ стоит перед сказуемым;

во 2 и 3 предложениях отрицается только один факт (кто-то другой был, где-то вы были), а в целом смысл у предложений утвердительный.

Убедимся в правильности выбора, прочитаем определение на странице 179 п. 67 вашего учебника.

Задание : Ребята, я прочитаю вам предложения. (Работа с текстом. Один у доски)

Чего не надо делать в лесу.

Не ломайте вершинку у берёзки. Вершинка не вырастает заново.

Не разжигайте без необходимости костёр. Не оставляйте огонь непогашенным. Не погашенный вовремя огонь может принести непоправимое несчастье.

Вопросы. – Можно ли назвать записанные предложения текстом?

К какому стилю речи принадлежит текст?

Какова основная мысль текста?

Выпишите предложения, в которых частица НЕ придаёт отрицательное значение всему предложению. Где должна стоять частица не?

2 – значение . - Частица НЕ вносит отрицание в предложение. А какое значение вносит частица НЕ в следующие предложения? Запишите в тетрадь.

Я часто думаю о Родине, о ней не думать не могу. (А.Прокофьев)

Не могу не говорить об охране природы.

Вывод: здесь два отрицания, каждая частица НЕ употреблена в отрицательном значении, но смысл у предложения утвердительный.

Давайте обратимся к учебнику и убедимся в правильности нашего вывода. Прочитаем определение на странице 180.

Задание. Поработаем в паре. Запишите предложения, ставя частицу НЕ сначала только перед 1-м глаголом, затем только перед 2-м, перед обоими сразу. В каком случае предложение получило не отрицательный, а положительный смысл?

    Молодая яблоня может расцвести весной.

    Я могу летом поехать в Этномир.

Работа в паре. 1 ряд – 1 предложение, 2 ряд – 2 предложение. У каждого из вас должно получиться по три перестроенных предложения.

3 – значение. - Посмотрите на следующие предложения, которые напечатаны на ваших листках . Прочитаем выразительно.

1) Матушка русская земля!

Кто не топтал тебя, не бил копытами! Какая жадная орда не бесновалась по тебе!

Всё выдержала ты… (Д.Зорин)

2) Кто не восхищается необъятными просторами России!

3) И какой же русский не любит быстрой езды? Его ли душе не любить её? Её ли не любить, когда в ней слышится что-то восторженно-чудное (Н. В. Гоголь)

В чём особенность этих предложений?

Какие они по цели высказывания?

Нужны ли ответы на эти вопросы? Как называются такие вопросы?

(Такие вопросы называют риторическими . Особенность риторических вопросов в том, что вопрос ставится не с целью получить ответ, а чтобы привлечь внимание читателя или слушателя к тому или иному явлению.)

Обратите внимание, что в конце таких предложений ставится вопросительный или восклицательный знаки, отрицательный смысл этих предложений не замечается, это отрицательная конструкция всегда пишется с НЕ.

Творческое задание. - Давайте сами попробуем сочинить предложения с риторическими вопросами.

(Куда он только не обращался с просьбой о создании заповедной зоны! Где он только не был!)

5. Физкультминутка. Я буду вам читать стихотворение, а вы, ребята, делаете движения и хором называете частицы, которые услышите.

Что за трудный наш урок!

Неужели не устали?

Уж пора бы распрямиться, потянуться.

Как нужна нам физзарядка!

Глазками перемигнемся и

И друг другу улыбнемся!

Какие частицы вы услышали, выполняя упражнения?

4 – значение. Задание. А теперь мы посмотрим, когда в предложении употребляется частица НИ. Запишите предложения.

1.На небе ни облачка.

2. Нет ни одного равнодушного человека среди юннатов.

Во втором предложении подчеркните грамматическую основу.

Есть ли подлежащее в предложении?

1. Сказуемые нет, не видно в 1-м предложении опущены, а частица ни усиливает отрицательный смысл этих опущенных, но подразумевающихся сказуемых.

2. - Какое значение у предложений?

Частица НИ усиливает отрицание, которое выражено словами не, нельзя, нет.

5 – значение . А теперь запишем такие предложения.

1. Кто не бывал в Парке птиц, тому стоит поехать туда.

2. Кто ни бывал в Парке птиц, всем очень понравилось.

Эксперимент. – Ребята, простые или сложные предложения мы записали?

Что получится, если написать частицу НЕ во 2- предложении?

Если опустить частицу НИ, изменится ли смысл? А НЕ?

Какое значение вносит частица НЕ в 1-е предложение? НИ во 2- е предложение?

Чтобы убедиться в правильном выводе, прочитаем правило на странице 177.

Потренируемся, выполняя коллективно упражнение 388 1 – 3 предложения.

Индивидуальное задание у доски. Карточки. (Льются птичьи переборы, стелются поля, и куда ни кинешь взором, всё моя страна. (М.Исаковский)

6. Закрепление.

Задание . Ребята, у вас на листочках напечатаны предложения. Прочитайте. Определите, из какого произведения вз я ты предложения, кто автор. (Н.В.Гоголь «Т.Бульба»)

Давайте выясним значение частиц.

    Уж если на то пошло, чтобы умирать, - так никому ж из них не доведётся так умирать…

    Всех, кто ни стоял, разобрала такая речь…

    Не ослабела ещё козацкая сила?

    Повалился на траву, не сказавши ни одного слова.

    А на Остапа уже наскочило шестеро; но не в добрый час наскочило.

    Ни крика, ни стону не было слышно из уст его, не дрогнулось лицо его.

    Что бы ни было, пойду разведать, что он… Разведаю во что бы то ни стало.

    Проверим, чему научились на уроке. - Какой темой объединены предложения?

Цифровой диктант. 1 – НЕ, 2 – НИ. (на листах)

1. В поле нет ни души.

2. Ни один из восходов солнца не бывает похож на другой. (К.Паустовский)

3. В каких только уголках России не побывал я за эти годы!

4. Сколько ни ходи в лес, а всё увидишь невиданное и услышишь неслыханное. (Н.Сладков)

5. Я не мог несколько раз не улыбнуться, наблюдая за работой ласточек.

6. В каком бы далёком и прекрасном краю человек ни был, всегда помнит о свое малой Родине.

7. Кто не любит природу, тот не может гармонично развиваться.

Обменяйтесь мнением.

Проверка. 2 2 1 1 2 1 1 2 1 1

    Итоги. Вернёмся к таблице. Что же вы узнали сегодня?

Вывод:

Знаю

Хочу узнать

Узнал

1.Служебная часть речи.

2.Служит для образования форм слова.

3.Вносит различные оттенки значения.

4. Служат для отрицания, усиления отрицания.

5.Частицы БЫ, ЛИ, ЖЕ пишутся раздельно.

6.Частицы – ТО, - КА, - ТАКИ (с наречиями, глаголами)пишутся через дефис.

Как различать частицы НЕ - НИ

1.В отрицательном предложении – не.

2.В утвердительном предложении при двойном не – не.

3.В предложении с риторическим вопросом и восклицанием – не.

4.В СПП с отрицанием – не.

5.В односоставном безличном предложении усиливает отрицание - ни.

6. В СПП с утвердительным значением – ни.

Когда пишется частица не? Какое значение она придаёт предложению?

Что такое риторический вопрос и какая частица в нём пишется?

Когда пишется частица ни?

Обратимся к нашему эпиграфу. Теперь мы понимаем значение частиц НЕ и НИ, а значит, эти знания теперь принадлежат нам.

Вы хорошо поработали, но на этом тема не заканчивается.

9.Домашнее задание (на выбор)

    П. 67, упр.387

    Выписать из произведения Н.В.Гоголя «Тарас Бульба» 6 - 10 предложений с частицами НЕ – НИ.

    Написать сочинение-миниатюру, обязательно используя частицы НЕ - НИ, на одну из тем « А в лесу ни души», «Чего не надо делать в лесу».

10. Рефлексия.

Продолжите фразы:

Сегодня на уроке мы…

Мне понравилось…

Я научился…

Я чувствовал себя на уроке…

Мне удалось…

Меня удивило…

НЕ и НИ у нас частицы,

Нам их нужно уважать.

И при этом не лениться,

И ни часу не терять.

Спасибо за урок.

Заполните таблицу примерами.

частица

значение

примеры

НЕ

1.Отрицательное значение всему предложению или отдельным его членам.

2.Утвердительное значение

НЕ мочь + НЕ инфинитив.

3. Утвердительное значение в восклицательном предложении.

4.Значение отрицания в СПП.

НИ

1.Отрицание в предложении без подлежащего.

2.Усиление отрицания.

3.Значение утверждения в СПП.

Где бы люди меня (н…) спросили,

Я отвечу им так, (н…) солгу:

Мне (н…) жить без России,

Я дышать без неё (н…) могу. (А.Прокофьев)

Вставьте пропущенные буквы. Объясните значение частиц.

(Н…) ломайте черёмуху.

(Н…) ломайте рябину,

Берегите калину.

(Н…) в апреле, (н…) в праздничном мае

(Н…) топчите свою луговину.

Мураву (н…) топчите, (н…) рвите,

(Не…)губите своих незабудок! (Ф. Сухов)

Вставьте пропущенные буквы. Расставьте знаки препинания.

Вставьте пропущенные буквы. Расставьте знаки препинания.

Всем известна пр...тягательная сила родников. (Н…)один путник (н...)может пройти мимо что(бы) (н...)остановит(?)ся (н…)пр...пасть к хрустальной студё(н,нн)ой воде. (Н…)в людных местах (н...)в глухой тайге родник (н...)остаётся (н...)замече(н,нн)ым к нему всегда есть тропа,- он нужен (н...)только людям но и зверям птицам. Люди (из)давна стремились пользоваться родниками, селились (во)круг них сохраняли и обустраивали источники. (По А. Порядину).

Вставьте пропущенные буквы. Расставьте знаки препинания.

Какой (н…) была богатой природа возможности её (не)безграничны. Мы должны быть её защитниками, ибо нельзя только владеть (н…) платя за добро ответным добром. (Н…)какими законами (н…) оградить пр…роду от ущерба, если каждый из нас (н…) осознает и (н…) на минуту (н…) буд…т забывать, что, нанося вред окружающей среде, мы вредим сами себе… (В.Ткаченко)

Правописание НЕ и НИ с различными частями речи НЕНИ Отрицание = НЕТ Погода НЕ испортилась (Испортилась? – Нет.) Отрицание = И О не сказал НИ слова. (Не сказал И слова) Утверждение = ДА. Как НИ спешил, всё равно опоздал. (Спешил? – Да.) Частицу НЕ опустить нельзя: измениться смысл Частицу НИ можно опустить из предложения, не нарушив смысла Двойное отрицание в утвердительных предложениях. Я не мог не сказать (сказал). Я не мог не прийти (пришёл). НИ пишется раздельно со всеми частями речи, кроме отрицательных наречий и местоимений без предлога. Никуда, никто.


Устойчивые словосочетания. Ни то ни сё Ни жив ни мёртв Ни рыба ни мясо Ни нашим ни вашим Ни ответа ни привета Ни пуха ни пера Ни свет ни заря Ни слуху ни духу Ни к селу ни к городу Ни с того ни с сего Ни взад ни вперёд Ни за что ни про что Откуда ни возьмись Куда ни шло






Существительные, прилагательные, наречия. СлитноРаздельно Без НЕ слово не употребляется. Неряха Ненастный Нелепо Есть противопоставление. Не хорошо, а плохо Не правда, а ложь Не близкий, а далёкий. Образует новое слово, которое можно заменить близким по значению словом без НЕ. Неправда (ложь) Неблизкий (далёкий) Неплохо (хорошо) Есть зависимые слова (далеко, вовсе, совсем…). Вовсе не лёгкий поход. Совсем не интересно. Пояснительные слова обозначают степень качества. (очень, весьма, крайне, в высшей степени, совершенно, почти и т.д.) Совершенно неблизкий путь Есть зависимое слово, выраженное отрицательным местоимением или наречием. Ничуть не далёкий.






Глаголы и деепричастия. СлитноРаздельно Без НЕ слово не употребляется. ненавидеть В остальных случаях. Не хотелось Не видя. Обрати внимание! Глаголы с частицей НЕ следует отличать от глаголов с приставкой НЕДО-. Опираться в этих случаях нужно на значение, которое придаёт глаголу частица и приставка. Приставка НЕДО- придаёт глаголу значение неполноты, недостаточности по сравнению с нормой. А глагол с частицей НЕ означает неоконченное, не доведенное дело до конца действие. Недоедал досыта Не доел обед.












Причастия. СлитноРаздельно Без НЕ слово не употребляется. Негодующий. С краткими причастиями. Не решена. Нет зависимого слова и противопоставления. Нерешенная задача. Есть противопоставление. Не решенная, а списанная задача. Есть зависимое слово. Не решенная дома задача.