Текст приводится по изданию: Коваленко Г.М., Смирнов В.Г. Легенды и загадки земли Новгородской. — М.: Вече, 2007.

В донесении рижских купцов из Новгорода от 10 ноября 1331 года говорится о том, что в Новгороде произошла драка между немцами и русскими, при этом один русский был убит. Для того чтобы урегулировать конфликт, немцы вступили в контакт с тысяцким (hertoghe), посадником (borchgreue), наместником (namestnik), Советом господ (heren van Nogarden) и 300 золотыми поясами (guldene gordele). Конфликт закончился тем, что немцам вернули предполагаемого убийцу (его меч был в крови), а они заплатили 100 монет городу и 20 монет чиновникам. Кто же были эти люди, именуемые «золотыми поясами»?

В.О. Ключевский считал, что 300 золотых поясов — это вся правительствующая знать города: от уличанских старост до бояр, не заседавших в Совете господ. С великим русским историком не согласен академик В.Л. Янин, который считает, что 300 золотых поясов — это и есть новгородское вече, на которое собирались владельцы 300—400 усадеб. В качестве доказательства Валентин Лаврентьевич приводит ограниченные размеры вечевой площади, которая не вместила бы большое число людей. Датский историк Кнуд Расмуссен посвятил этой проблеме специальное исследование, в котором доказывает, что вече и 300 золотых поясов — это разные органы власти, поскольку каждый из них выдвинул немцам разные требования. Итак, однозначного ответа нет. И не только на этот вопрос. Хотя о знаменитом новгородском вече написано множество книг и статей, ученые продолжают спорить о его действительной роли в жизни новгородского государства.

Было ли вече органом народоправства или послушной марионеткой в руках нескольких знатных семей? Где собиралось вече? Кто и в каком количестве принимал в нем участие? И даже такая, казалось бы, второстепенная деталь: сидели или стояли участники вечевых собраний, тоже остается предметом острых дискуссий. Не претендуя на истину в последней инстанции, коротко напомним историю вопроса. Слово «вече», вероятно, происходит от глагола «вещать». Веча существовали и в других русских городах. Но только в Новгороде эти сохранившиеся от родового строя стихийные народные собрания постепенно стали приобретать значение верховного органа целого государства. Хотя вече не имело четкого регламента и собиралось по необходимости, с годами сложились вечевые традиции, которые прочно зацепились в сознании новгородцев. О месторасположении вечевой плошади ученые спорят до сих пор, но, по мнению большинства, городское вече собиралось рядом с Ярославовым дворищем возле Никольского собора.

Право участвовать в вече имели все свободные граждане, независимо от звания и состояния. Это право составляло предмет законной гордости граждан Новгородской республики. Созвать вече мог каждый новгородец. Для этого достаточно было позвонить в вечевой колокол, голос которого чуткое новгородское ухо легко выделяло в хоре других колоколов. Однако этим правом никто не злоупотреблял, так как самочинный созыв веча по недостойному поводу грозил виновнику суровой карой. Посреди вечевой площади возвышался помост, на который поднимались ораторы. Помост назывался «степенью», вероятно, отсюда пошло название «степенный посадник», то есть посадник, который вел народное собрание. Городское вече принимало законы, приглашало князя или изгоняло его, решало вопрос о войне и мире, вершило суд по важнейшим преступлениям, связанным с лишением жизни и конфискацией имущества, избирало посадника. Выражаясь современным языком, вече соединяло в себе сразу две ветви власти — законодательную и судебную.

Решения веча назывались приговором, все они протоколировались вечевым дьяком, который затем скреплял документ свинцовой печатью. Приговор определялся на слух, по силе криков. Когда мнения расходились, консенсус достигался кулаками и кольями. В отличие от современных демократий, когда избранный чиновник выходит из-под контроля избирателей вплоть до следующих выборов, вече могло в любой момент изгнать плохого управленца. Нередко отстранение от власти сопровождалось побоями, конфискацией имущества, а для некоторых коррупционеров карьера и вовсе завершалась падением с Волховского моста. Не этим ли объясняется почти образцовое состояние городского хозяйства Новгорода? Сравнительной чистотой и опрятностью Новгород выгодно отличался от утопавших в нечистотах европейских городов, включая Париж и Лондон.

Город состоял из пяти концов (Плотницкий, Славенский, Людин, Загородский и Неревский). Все концы имели свои веча, которые представляли их интересы на общем вече. Свои уличанские веча имели городские улицы. В деятельности кончанских и уличанских вечевых собраний было гораздо меньше политики, на них обсуждались те вопросы, которые сейчас принято называть «коммуналкой» — состояние мостовых, распределение повинностей, улаживание споров между соседями и т.д. Но именно на этом уровне закладывались основы местного самоуправления — корневая система любой демократии. Для отправления текущих дел кончанское вече выбирало старосту. Староста правил не один, а при содействии наиболее именитых граждан, которые составляли кончанскую управу.

Власть веча не ограничивалась городской чертой. Она простиралась на огромные земли республики, делившиеся на пятины и области. В них были свои малые столицы: Псков, Изборск, Великие Луки, Старая Русса, Ладога, имевшие свои веча, но в общих делах они подчинялись приговору новгородского веча. «На чем старшие сдумают, на том и пригороды станут». За пять веков роль веча менялась, и сам этот институт власти тоже менялся. Были спокойные веча, решавшие рутинные вопросы, но были и веча бурные. Историки нередко сравнивают вече со спектаклем, поставленным кучкой новгородской знати. Разумеется, бояре стремились управлять народным собранием. Но нередко в самой элите возникал раскол, и тогда народная стихия выходила из-под контроля, страсти выплескивались наружу, в ход шли кулаки и колья, и только вмешательство духовенства могло остановить кровопролитие. Вечевая традиция не прервалась даже после присоединения Новгорода к Москве. Хотя городские веча больше не собирались, но многие «жилищно-коммунальные» вопросы горожане по-прежнему решали сообща. В этом смысле уличанские веча можно считать предшественниками современной системы местного самоуправления.

Высшими органами государственной власти в Новгороде являлись вече и Совет господ.
По своему происхождению Новгородское вече было городским собранием, похожим на остальные, существовавшие в других городах Руси в XII столетии (6). Вече не было постоянно действующим органом. Оно созывалось не периодически, а только тогда, когда в нем была действительная необходимость. Чаще всего это случалось во время войн, восстаний и призыва князей. Вече созывалось князем, посадником или тысяцким на Торговой стороне города, на Ярославовом дворе, или же собирали вече по воле народа, на Софийской или Торговой стороне. Состояло оно из жителей как Новгорода, так и его пригородов; ограничений в среде новгородских граждан не было: всякий свободный и самостоятельный человек мог идти на вече. Вече собиралось по звону вечевого колокола.
Фактически вече состояло из тех, кто мог прийти на него, то есть в основном жителей Новгорода, так как о созыве веча не сообщалось заранее. Но иногда на вече присутствовали делегаты от крупных пригородов Новгорода, таких как Псков, Ладога и другие. Например, на вече 1136 г. присутствовали ладожане и псковичи. Чаще, однако, жители пригородов приезжали на вече с жалобой на то или иное решение новгородцев. Так, в 1384 г. жители Орехова и Корелы послали в Новгород своих делегатов с жалобой на литовского князя Патрикия, посаженного у них новгородцами. Вопросы, подлежавшие обсуждению веча, предлагались ему со степени князем, посадником или тысяцким. Вече обладало законодательной инициативой, решало вопросы внешней политики и внутреннего устройства, а также судило по важнейшим преступлениям. Вече имело право принимать законы, приглашать и изгонять князя, выбирать, судить и снимать с должности посадника и тысяцкого, разбирать их споры с князьями, решать вопросы о войне и мире, раздавать волости на кормление князьям.

Решения веча постановлялись единогласно; в случае несогласия вече разделялось на партии, и сильнейшая силой заставляла согласиться слабейшую. Иногда, как результат распри, созывалось два веча; одно на Торговой, другое – на Софийской стороне. Конфликт кончался тем, что оба веча сходились на Великом мосту и дрались, если вмешательство духовенства не предупреждало кровопролития.
На вече не было понятия кворума, а отсюда один раз на вече могло быть все население города и не принять закона, а другой раз – сотая часть населения и принять такой закон, который был выгоден только этой части. Результат голосования определялся не по количеству голосов, а по мощи глотки кричащих: за что громче кричали, то и считалось принятым.
Так как вече собиралось не постоянно, а только тогда, когда его созывали, то необходим был постоянный орган власти, который бы занимался управлением Новгородской республикой. Таким органом власти стал Совет господ. Он состоял из старых и степенных посадников, тысяцких, сотских и архиепископа. Совет имел аристократический характер, число его членов в XV в. доходило до 50. Этот орган развился из древнего института власти – боярской думы князя с участием городских старейшин. В XII в. князь к себе на совет со своими боярами приглашал городских сотских и старост. По мере того как князь терял органические связи с местным новгородским обществом, он с боярами был постепенно вытеснен из совета. Его заменил местный владыка – архиепископ, который стал постоянным председателем Совета.
Частые смены высших чиновников Новгорода стали причиной быстрого разрастания состава Совета господ. Все члены Совета, кроме председателя, назывались боярами.
Совет господ подготовлял и вносил на вече законодательные вопросы, представлял готовые законопроекты, при этом он не имел собственного голоса в принятии законов. Также Совет осуществлял общее наблюдение за работой государственного аппарата и должностных лиц республики, контролировала деятельность исполнительной власти. Он же, совместно с князем, посадником и тысяцким решал вопросы о созыве веча и впоследствии направлял всю его деятельность.
Совет господ имел огромное значение в политической жизни Новгорода. Он состоял из представителей высшего новгородского класса, имевшего могущественное экономическое влияние на весь город, этот подготовительный совет часто и предрешал выносимые им на вече вопросы, проводя среди граждан подготовленные им самим ответы. Таким образом, вече очень часто становилось оружием для придания решениям Совета законности в глазах граждан.

Был следующим:

Но ведь можно быть христианином не посещая собраний? Бог смотрит на сердце. Главное, как ты живешь. Христос говорил: «Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди». (Иоанна гл.14, ст.15). Если я живу по Евангелию, делюсь словом Библейским в интернете, разве этого не достаточно? Я ходила в «Вифанию», меня сразу же зачислили в группу (там все поделены на группы), стали приглашать на домашние вечера с чаепитиями. Эти вечера мне не понравились, я нашла их пустыми и бесполезными, и получилось, что, отказавшись от посещения их, я откололась от группы. Я люблю людей, но по натуре своей я — нелюдим, мне лучше дома одной. Или, если посещать приход, то чтобы не напрягали и не обязывали к чему — то.

Перед ответом на вопросы нашей читательницы предлагаю обратить внимание на изученный материал на темы Церкви в этих статьях:

Стоит сказать, что под собранием или церковью мы понимаем любое место, где будут собираться верующие для поклонения Богу в Духе и Истине.

19 Истинно также говорю вам, что если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то, чего бы ни попросили, будет им от Отца Моего Небесного,
20 ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них.
(Матф.18:19,20)

Иисус не говорит, что достаточно верить в самом себе, Он призывает, проповедовать, искать верующих и объединяться в семью Бога.

Собрание таких верующих Петр называет — родом избранным, людьми святыми, помилованными:

9 Но вы — род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет;
10 некогда не народ, а ныне народ Божий; [некогда] непомилованные, а ныне помилованы.
(1Пет.2:9,10)

Таким способом пастух выстараивал забор вокруг своих овечек, что защищал стадо от волков. Подобрым образом Бог защищает Церковь от сатаны, объединяя верующих вместе.

Когда окружающие видели изучение Слова Бога и регулярные встречи собрания, они стали называть верующих — христианами:

26 Целый год собирались они в церкви и учили немалое число людей, и ученики в Антиохии в первый раз стали называться Христианами.
(Деян.11:26).

Люди вокруг нас видят не только, например, наш отказ от курения, употребления спиртных напитков, использования мата, но и то, как мы стремимся быть вместе ради Изучения Библии. По этой причине в первом веке верующих, люди со стороны стали называть — христианами.

Апостолы учили, что каждый христианин член собрания, а вместе — одно тело.

3 По данной мне благодати, всякому из вас говорю: не думайте [о] [себе] более, нежели должно думать; но думайте скромно, по мере веры, какую каждому Бог уделил.
4 Ибо, как в одном теле у нас много членов, но не у всех членов одно и то же дело,
5 так мы, многие, составляем одно тело во Христе, а порознь один для другого члены.
(Рим.12:3-5)

12 Ибо, как тело одно, но имеет многие члены, и все члены одного тела, хотя их и много, составляют одно тело, — так и Христос.
13 Ибо все мы одним Духом крестились в одно тело, Иудеи или Еллины, рабы или свободные, и все напоены одним Духом.
14 Тело же не из одного члена, но из многих.
(1Кор.12:12-14)

При изучении Нового Завета мы встретим создание церковей в разных городах и поклонение верующих вместе.

Почти все послания Апостолов были направлены к собраниям в разных городах, где были разногласия, споры, непонимания и отклонения от Истины в служении: посления к Римской церкви, цервки в Коринфах, Коллосах и так далее.

Они писали и отдельным христианам, чтобы наставить их в благовествовании в собраниях, где они служат: Титу, Тимофею…

Подтверждением желания служить Богу становиться акт веры через водное крещение, об этом мы писали в этой статье:

Одно из правил или заповедей становиться эта:

24 Будем внимательны друг ко другу, поощряя к любви и добрым делам.
25 Не будем оставлять собрания своего , как есть у некоторых обычай; но будем увещевать [друг друга], и тем более, чем более усматриваете приближение дня оного.
26 Ибо если мы, получив познание истины, произвольно грешим, то не остается более жертвы за грехи,
(Евр.10:24-26)

Общение между христианами одна из важных составляющих духовной жизни собрания.

6 Если мы говорим, что имеем общение с Ним, а ходим во тьме, то мы лжем и не поступаем по истине;
7 если же ходим во свете, подобно как Он во свете, то имеем общение друг с другом , и Кровь Иисуса Христа, Сына Его, очищает нас от всякого греха.
8 Если говорим, что не имеем греха, — обманываем самих себя, и истины нет в нас.
9 Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды.
(1Иоан.1:6-9)

Иисус призывает нас ходить во свете и иметь общение с братьями и сестрами по вере.

Например, без общения и без понимания мы может быть осуждены, когда вместе принимаем причастие в воскресный день.

23 Ибо я от [Самого] Господа принял то, что и вам передал, что Господь Иисус в ту ночь, в которую предан был, взял хлеб
24 и, возблагодарив, преломил и сказал: приимите, ядите, сие есть Тело Мое, за вас ломимое; сие творите в Мое воспоминание.
25 Также и чашу после вечери, и сказал: сия чаша есть новый завет в Моей Крови; сие творите, когда только будете пить, в Мое воспоминание.
26 Ибо всякий раз, когда вы едите хлеб сей и пьете чашу сию, смерть Господню возвещаете, доколе Он придет.
27 Посему, кто будет есть хлеб сей или пить чашу Господню недостойно, виновен будет против Тела и Крови Господней.
28 Да испытывает же себя человек, и таким образом пусть ест от хлеба сего и пьет из чаши сей.
29 Ибо, кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем.
(1Кор.11:23-29)

Остерегая друг друга от ошибок, изучая вместе Писания — мы пребывает в одном учении, вдохновляем, поддерживаем и сочувствуем. В день воскресного служения мы вместе, подобно христианам первого века — воспеваем Богу, молимся и вспоминаем о Христе. Вместе мы семья!

Если мы не можем найти собрания для служения Богу по примеру первых христиан, значит нам нужно самим организовать церковь. Так же, как это делали первые христиане.

Оставаться одному долго — опасно. Ищите верущих, ищите общения — желайте ходить во свете!

Как Вы считаете, мы сильнее, когда вместе?

25 Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее,
26 чтобы освятить ее, очистив банею водною посредством слова;
27 чтобы представить ее Себе славною Церковью, не имеющею пятна, или порока, или чего-либо подобного, но дабы она была свята и непорочна.
(Еф.5:25-27)

Значение вече в Новгородской республике

Несмотря на то, что после событий 882 года центр русской земли был отодвинут в Киев, Новгородской земле удаётся оставаться независимой.

Так в 980 году князь Новгорода Владимир Святославович лишил власти киевского князя Ярополка, заручившись помощью варяжской дружины, что лишь укрепило авторитет Новгорода.

Во второй половине двенадцатого века Владимир Мономах принимает определённые меры для закреплений позиций центральной власти в Новгороде. в 1117 году, невзирая на недовольства новгородских бояр, новгородский престол занимает Всеволод Мстиславович.

Уже к 1136 году после того как данного правителя выгнали из Новгорода, фактическое государственное управление в Новгородской республике начало выполняться при помощи так называемой системы вечевых органов или же просто Вече. Такая система управления только придавала самостоятельности Новгороду.

В задачи и обязанности вече входило избрание, а также свержение князей, а также решение различных вопросов, которые касались военных походов или же уложения мира с врагами. Кроме того данный управляющий орган составлял все законодательные новгородские законные акты и совершал справедливый суд над различными руководителями исполнительных органов новгородской государственной власти.

Новгородский князь, избираемый, как правило, из рода Рюриковичей призывался на управление данным собранием. Необходимо также отметить, что именно князь являлся основным символом данного государства. Князь вместе со своими посадниками был обязан выполнять судебные функции, а также назначать и убирать судебных приставов и судей.

Кроме того, в состав новгородского вече входил посадник и архиепископ.

Посадника выбирали вечем на чётко установленный определённый срок, наделяя его специальными судебными полномочиями для решения различных вопросов, которые касались организации жизни в Новгородской республике.

В роли архиепископа выступал церковный глава, который обладал некоторыми привилегиями, в том числе и в осуществлении суда. Кроме этого, он являлся председателем так называемого Боярского совета, который в Новгороде носил название «Оспода» (в Пскове этот же совет назывался «Господа).

В качестве управляющего республикой органа данное вече смогло просуществовать до самого присоединения Новгородского княжества к Русскому государству.

Новгородские князья иногда призывались или утверждались вечем из близлежащих княжеств (как правило, изВладимиро-Суздальского княжества ). Функциями князя были гражданский суд и оборона, во время войны он также был главным военачальником. Князь отвечал за защиту частиНовгородской земли (в некоторых городах Новгородской земли были свои князья).

Посадник

Исполнительная власть была в руках посадника , первого гражданского сановника, председателя народного вече. В их функции входило: отношения с иноземными государствами, суды и внутреннее управление. Во время исполнения своих обязанностей они назывались степенными (от слова «степень» - помост, с которого они обращались к вече). При отставке они получали название старого посадника и старого тысяцкого.

Тысяцкий был предводителем новгородского ополчения, а также в его обязанности входило: сбор налогов, торговый суд.

Помимо этих административных должностей и веча, существовал совет господ («госпо́да») - своеобразная новгородская высшая палата. В состав совета входили:

    архиепископ

    посадник

    тысяцкий

    кончанские старосты

    сотские старосты

    старые посадники и тысяцкие.

Регулирование взаимоотношений Совета господ, посадника и веча с князем устанавливались особыми договорными грамотами.

С XV века фактическим главой Совета господ, а также республики, становится новгородский архиепископ. В его руках находилась городская казна, он ведал внешней политикой государства, приобрёл право суда, а также следил за торговыми мерами веса, объёма и длины .

Административное деление

Окружённый земляными валами, Новгород раскинулся на обоих берегах Волхова своими пятью концами:Загородским ,Неревским ,Людиным наСофийской стороне иСлавенским иПлотницким наТорговой .

Каждый конец Новгорода имел своё вече и делился на две сотни. Сотни делились на улицы. Соответственно, во главе их стояли кончанские, сотские и улицкие старосты. Во время войны каждая улица, сотня и конец составляли свою военную часть, входившую в ополчение.

Сословное деление

Горожане

были основной землевладельческой группой в Новгороде и Пскове. Только они могли покупать вотчины в городских землях.

Высший класс составлялибояре , владевшие землями и капиталом и ссужавшие деньгами купцов. Происходя из древней местной племенной знати, они, согласно своему социальному статусу, были самыми влиятельными людьми и занимали все высшие должности.

Житьи люди

Житьи люди - следующийкласс . Это были меньшие землевладельцы и с меньшим капиталом, не занимавшие высших должностей. Иногда они пускались в торговлю.

Купечество

Чёрные люди

В «чёрных людях» числились ремесленники, мелкие торговцы, рабочие.

    Бояре , владевшие землями.

    Своеземцы (земцы) - не бояре, но люди, которые имели свою землю и сами её обрабатывали (отсюда и название).

    Смерды -крестьяне , жившие на государственных землях и обрабатывавшие эти земли.

    Паломники

    Изорники, кочетники - крестьяне, обрабатывающие чужие частновладельческие земли.

    Закупы (от «купа» - долг) - крестьяне, бравшие плату за свою работу вперёд (авансом). В этом случае они становились временно, до полной выплаты долга, зависимыми от владельца земли.

    Одерноватые холопы - низшая ступень, полныерабы , ставшие таковыми в результате невыплаты долга или совершения какого-либо проступка.