Умники и умницы 2 класс

Занятие 2.

Презентацию подготовила:

Романова Лариса Викторовна

МБОУ СОШ №276,

г.Гаджиево,

Мурманской области


Р а з м и н к а

Назови всегда твёрдые согласные звуки?

Ж, Ш, Ц.


Р а з м и н к а

Вспомни, название компонентов при сложении?

Слагаемое, слагаемое, сумма.


Р а з м и н к а

У Миши 3 пары варежек. Сколько варежек на левую руку?


Р а з м и н к а

Во дворе куры. У всех кур 10 ног. Сколько кур во дворе?


Р а з м и н к а

В люстре 7 лампочек, 5 из них перегорели. Сколько лампочек надо заменить?


Р а з м и н к а

Самый смешной артист цирка?

Клоун


Р а з м и н к а

Воздушное пространство, где летают птицы?

Небо


Р а з м и н к а

Вытянутый круг?

Овал


Р а з м и н к а

Надутая домашняя птица?

Индюк


Р а з м и н к а

Цепочка верблюдов, движущаяся в пустыне?

Караван




КАБАЧОК


КОЛОДЕЦ

Не водя рукой по линиям, а лишь следя глазами, определи, какие буквы соответствуют числам. Причитай слова.


Сосчитай зонтики


Путь первый:

1 клетка вверх,


Посмотри на квадрат. В одной из клеточек сидит бабочка Слушая рассказ о её полёте и, не прикасаясь рукой к таблице, а лишь следя глазами, узнай, в какую клетку она перелетела. Нарисуй её там.

Путь второй:

2 клетки вправо,


Посмотри на квадрат. В одной из клеточек сидит бабочка Слушая рассказ о её полёте и, не прикасаясь рукой к таблице, а лишь следя глазами, узнай, в какую клетку она перелетела. Нарисуй её там.

Путь третий:

1 клетка влево,


В очереди за мороженым стоит 13 человек. Федя стоит седьмым от начала очереди. Догадайся, каким по счёту он стоит от конца очереди?


ЛОГИЧЕСКИ – ПОИСКОВЫЕ ЗАДАНИЯ

Лестница состоит из 15 ступенек. Подумай, на какую ступеньку надо встать, чтобы быть на середине лестницы?


ЛОГИЧЕСКИ – ПОИСКОВЫЕ ЗАДАНИЯ

КАМЕНЬ ВОДА ПЕСОК


ЛОГИЧЕСКИ – ПОИСКОВЫЕ ЗАДАНИЯ

Прочитай анаграмму. Какое слово соответствует ей по смыслу? Поставь рядом с зашифрованным словом подходящий значок.

ЗАВОД БОЛЬНИЦА ШКОЛА

АЧВР

ВРАЧ


ЛЁД -

ЛЁ Н

СЛОГ -

СЛО Н

СОК -

СО Н

СЫР -

СЫ Н

РАМА -

РА Н А


Замени одну букву из согласных в слове на букву «Н» и получи новое слово.

СЕЛО -

СЕ Н О

КОРА -

Н ОРА

СОЛЬ -

Н ОЛЬ

МИЛА -

МИ Н А


Лиза, Галя и Нина живут в разных домах. Первый дом высокий каменный, второй – высокий деревянный, третий – невысокий каменный. Подпиши, кто в каком доме живёт, если Галя и Нина живут в высоком, а Нина и Лиза - в каменном.

НИНА

ЛИЗА

ГАЛЯ


Впиши номер нужной фигуры


М о л о д ц ы!

С п а с и б о з а у р о к!

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http :// www . allbest . ru /

Психология внимания

Психическая жизнь человека течет по определенному руслу. Эта упорядоченность достигается благодаря особому состоянию психики - вниманию.

Внимание - это состояние направленности и сосредоточенности сознания на каких-либо объектах с одновременным отвлечением от всего остального.

Под направленностью понимается селективный, избирательный характер протекания познавательной деятельности. Внимание может быть направлено на объекты окружающего мира (внешненаправленное внимание) или на собственные мысли, чувства, переживания человека (внутреннее, или самонаправленное, внимание).

Под сосредоточенностью подразумевается удержание внимания на одном объекте, игнорирование остальных объектов, большее или меньшее углубление в содержание психической деятельности.

Проявление внимания связано с характерными внешними проявлениями:

* имеют место движения приспособительного характера - специфическая поза всматривания, вслушивания, если внимание направлено на внешние объекты. Если же оно направлено на собственные мысли и чувства, то у человека наблюдается так называемый «отсутствующий взгляд» - глаза «устанавливаются на бесконечность», благодаря чему окружающие предметы воспринимаются неясно и не отвлекают внимания;

* все лишние движения задерживаются - для напряженного внимания характерна полная неподвижность;

* при напряженном внимании дыхание становится более поверхностным и редким; вдох делается короче, а выдох удлиняется;

* когда человека что-то удивляет, это четко выражается в мимике внимания: здесь оно обнаруживается, как писал Ч. Дарвин, «...легким приподнятием бровей. Когда внимание переходит в чувство неожиданности, то поднятие бровей становится энергичнее, глаза и рот сильно раскрываются... Степень раскрытия этих двух органов соответствует интенсивности чувства неожиданности»;

* на основе двух критериев - соотношения внешней (поведенческой) и внутренней картин внимания - профессор И.В. Страхов выделил четыре состояния внимательности: действительная и кажущаяся внимательность и невнимательность. При действительной внимательности (невнимательности) отмечается полное совпадение внешней и внутренней картин внимания, при кажущейся - их несоответствие, расхождение.

Физиологические основы внимания. Физиологическим механизмом внимания является взаимодействие нервных процессов (возбуждения и торможения), протекающих в коре головного мозга на основе закона индукции нервных процессов, согласно которому всякий возникающий в коре головного мозга очаг возбуждения вызывает торможение окружающих участков. Эти очаги возбуждения могут быть разными по силе и величине.

И.П. Павлов выделил у животных безусловный ориентировочно-исследовательский рефлекс «Что такое?». Биологическое значение этого рефлекса состоит в том, что животное выделяет в окружающей среде новый раздражитель и реагирует соответственно с его значением. Данный рефлекс является врожденным и у людей, в нем ясно прослеживается зависимость внимания от внешних раздражителей.

Этот механизм не может объяснить всей сложности произвольного внимания человека, развившегося в процессе трудовой деятельности и приобретшего новые условно-рефлекторные механизмы.

Изучая физиологическую деятельность мозга, русский физиолог А.А. Ухтомский (1875-1942) создал учение о доминанте. Доминанта - это господствующий очаг возбуждения, отличающийся большой силой, постоянством, способностью усиливаться за счет других очагов, переключая их на себя. Наличие доминирующего очага возбуждения в коре головного мозга позволяет понять такую степень сосредоточения человека на каком-либо предмете или явлении, когда посторонние раздражители не в силах вызвать отвлечение внимания.

Понять физиологическую основу внимания помогает и открытое И.П. Павловым явление очага оптимального возбуждения - очага средней силы, очень подвижного, наиболее благоприятного для образования новых временных связей, что обеспечивает ясную работу мысли, произвольное запоминание.

Виды внимания. Принято выделять следующие виды внимания: непроизвольное, произвольное и послепроизвольное.

Непроизвольное внимание возникает без всякого намерения человека, без заранее поставленной цели и не требует волевых усилий.

Слово «непроизвольное» в этом словосочетании имеет несколько синонимов: непреднамеренное, пассивное, эмоциональное. Все они помогают раскрыть его особенности. Когда говорят о пассивности, имеют в виду зависимость непроизвольного внимания от объекта, который его привлек, подчеркивают отсутствие усилий для сосредоточения со стороны человека. Называя непроизвольное внимание эмоциональным, подчеркивают связь между объектом внимания и эмоциями, интересами, потребностями человека.

Выделяются две группы причин, вызывающих непроизвольное внимание. В первую группу входят особенности раздражителя, когда сосредоточение сознания на объекте происходит в силу именно этого обстоятельства:

* степень интенсивности, сила раздражителя (громкий звук, резкий запах, яркий свет). В ряде случаев важна не абсолютная, а относительная интенсивность (соотношение по силе с другими раздражителями, действующими в данный момент);

* контраст между раздражителями (большой предмет среди маленьких);

* новизна объекта - абсолютная и относительная (необычное сочетание знакомых раздражителей);

* ослабление или прекращение действия раздражителя, периодичность в действии (пауза в речи, мерцающий маяк).

Перечисленные особенности раздражителя ненадолго превращают его в объект внимания. Более длительное сосредоточение на объекте связывается с личностными особенностями человека - потребностями, интересами, эмоциональной значимостью и т. п. Поэтому во второй группе причин возникновения непроизвольного внимания фиксируется соответствие внешних раздражителей потребностям личности.

Произвольное внимание - это сознательное регулируемое сосредоточение на объекте, внимание, возникающее вследствие сознательно поставленной цели и требующее волевых усилий для его поддержания.

Произвольное внимание зависит не от особенностей объекта, а от поставленной личностью цели, задачи. Человек сосредоточивается не на том, что для него интересно или приятно, а на том, что он должен делать. Произвольное внимание - продукт социального развития. Способность произвольно направлять и поддерживать внимание развилась у человека в процессе труда, так как без этого невозможно осуществлять длительную и планомерную трудовую деятельность.

Для возникновения и поддержания произвольного внимания необходимо соблюдение некоторых условий:

* осознание долга и обязанности;

* понимание конкретной задачи выполняемой деятельности;

* привычные условия работы;

* возникновение косвенных интересов - не к процессу, а к результату деятельности;

* сосредоточение внимания на умственной деятельности облегчается, если в познание включено практическое действие;

* важным условием поддержания внимания является психическое состояние человека;

* создание благоприятных условий, исключение отрицательно действующих посторонних раздражителей. При этом надо помнить, что слабые побочные раздражители не снижают эффективность работы, а повышают ее.

Послепроизвольное внимание - это внимание, возникающее на основе произвольного, после него, когда для его поддержания уже не требуется волевых усилий. По психологическим характеристикам послепроизвольное внимание близко к непроизвольному: оно также возникает на основе интереса к предмету, но характер интереса в этом случае иной - он проявляется к результату деятельности. Это можно проиллюстрировать следующим образом: вначале работа не увлекает человека, он заставляет себя заняться ею, прилагает серьезные волевые усилия для поддержания сосредоточения, но постепенно увлекается, втягивается - ему становится интересно.

Кроме этого, выделяются еще сенсорное внимание, связанное с восприятием различных раздражителей (зрительное и слуховое); внимание, объектом которого являются мысли и воспоминания человека; индивидуальное и коллективное внимание.

Свойства внимания. Говоря о развитии и воспитании внимания, имеют в виду совершенствование его свойств, которые можно условно разделить на три группы: свойства, характеризующие силу, широту, и динамические свойства внимания.

1. Свойства, характеризующие силу (интенсивность) внимания. К ним относятся сосредоточенность и устойчивость внимания.

Сосредоточенность (концентрация) - это удержание внимания на одном объекте или деятельности, полная поглощенность явлением, мыслями. Она обеспечивает углубленное изучение познаваемых объектов. Показателем интенсивности является «помехоустойчивость», невозможность отвлечь внимание от предмета деятельности посторонними раздражителями.

С сосредоточенностью тесно связано такое свойство, как устойчивость - время сохранения сосредоточения, длительность удержания внимания на чем-либо, сопротивляемость утомляемости и отвлечению.

Состоянием, противоположным устойчивости, является отвлекаемость, причиной которой часто бывает непосильная и чрезмерно обширная деятельность. На устойчивость внимания значительное влияние оказывает интерес. Например, при выполнении однотипных упражнений первые из них ученик делает внимательно, сосредоточенно, а дальше, когда материал уже достаточно освоен, интерес утрачивается, ребенок работает механически, устойчивость внимания страдает.

2. Свойства, характеризующие широту внимания. Это прежде всего объем внимания, измеряемый тем количеством объектов, которые могут быть одномоментно восприняты с достаточной степенью ясности.

Внимание может очень быстро переходить от одного объекта к другому, что создает иллюзию большого объема внимания. Объем внимания взрослого человека равен «магическому числу Миллера»: 7 ± 2. Он зависит от многих обстоятельств: степени знакомости объектов, связи между ними, их группировки.

Во вторую группу входит и распределение внимания, которое выражается в умении удерживать в центре внимания несколько объектов, одновременно выполнять два или несколько видов деятельности. Уровень распределения зависит от характера совмещаемых видов деятельности, их сложности и знакомости.

3. Динамические свойства внимания. Это прежде всего колебание - непроизвольное периодическое кратковременное изменение интенсивности внимания, и переключение - сознательный перенос внимания с одного объекта на другой, быстрый переход от одной деятельности к другой. Переключение может быть преднамеренным, сопровождающимся участием волевых усилий (при изменении характера деятельности, постановке новых задач), и непреднамеренным, протекающим легко, без особого напряжения и волевых усилий. Если внимание «соскальзывает» со штатной деятельности, это квалифицируется как отвлечение.

Одним из распространенных недостатков внимания является рассеянность. Этим термином обозначают совершенно разные, в каком-то смысле даже противоположные состояния. В частности, это так называемая мнимая рассеянность как следствие чрезмерной сосредоточенности, когда человек ничего не замечает вокруг. Она наблюдается у людей, увлеченных работой, охваченных сильными переживаниями, - ученых, творческих работников. Истинная рассеянность представляет собой частую непроизвольную отвлекаемость от основной деятельности, слабость произвольного внимания, нарушение сосредоточенности. У людей такого типа скользящее, порхающее внимание. Истинная рассеянность может быть вызвана утомлением, начинающимся заболеванием, а может возникнуть и в результате плохого воспитания, когда ребенок не приучен к сосредоточенной работе, не умеет доводить начатое дело до конца.

Упражнения на концентрацию внимания

1. Упражнение «Линия»

Задача - на чистом листе бумаги с помощью карандаша, очень медленно и плавно, ведете линию и сосредотачиваете все мысли и внимание только на ней. Как только поймали себя на отвлечении - делаете маленький пик наверх, как на кардиограмме, и продолжаете. По итогам нетрудно подсчитать количество отвлечений. Хороший уровень концентрации, если за три минуты нет ни одного пика.

2. Наблюдение за неподвижной и подвижной точкой.

Неподвижная точка, это черная нарисованная на бумаге точка, за которой нужно будет учиться наблюдать. Именно наблюдать, а не концентрировать на ней внимание. Т.е. в ходе выполнения данного упражнения не должно быть никакого напряженного внимания, никаких напряжений, простое наблюдение, простое слежение за неподвижной нарисованной на белом листе бумаги точке.

Подвижной точкой является кончик секундной стрелки, за которым нужно будет наблюдать. Здесь точно так же никакой напряженной концентрации внимания, только спокойное наблюдение без каких-либо напряженных состояний. Появление любых напряжений является сигналом для прекращения упражнения.

Я вынужден называть данное упражнение концентрацией внимания, тренировкой и развитием внимания, наблюдательности, внимательности, но что на самом деле происходит внутри мыслительной системы я толком не знаю. Нет, у меня есть представления о том, что происходит внутри мыслительной системы, но это совсем отдельный разговор, это тема устройства мыслительной системы человека, которая частично описана в моих книгах.

Тесты на внимательность и внимание и наблюдательность

На этой картинке 16 лиц. Попробуйте отыскать их все.

2. Найдите кота среди собак.

Мышление

Познание окружающего мира идет «от живого созерцания к абстрактному мышлению и от него к практике - таков диалектический путь познания истины, познания объективной реальности» (В.И. Ленин).

Ощущения, восприятие, память - это первая, присущая большинству животных ступень познания, дающая лишь внешнюю картину мира, непосредственное, «живое созерцание» действительности. Но иногда чувственного познания недостаточно для получения полной картины какого-либо явления или факта. Именно здесь приходит на помощь мышление, которое помогает познанию законов природы и общества. Особенностью мышления является отражение предметов и явлений действительности в их существенных признаках, закономерных связях и отношениях, которые существуют между частями, сторонами, признаками каждого предмета и между разными предметами и явлениями действительности.

Мышление - это процесс, благодаря которому человек мысленно проникает за пределы того, что ему дано в ощущениях и восприятии. Иными словами, с помощью мышления можно получить знания, недоступные органам чувств. Ступень абстрактного мышления (см. ниже) свойственна только человеку. внимание заинтересованность концентрация мышление

Мышление - более высокая ступень познания, это ступень рационального, опосредованного познания действительности, условие разумной практической деятельности. Истинность такого познания проверяется практикой. Мышление - это всегда процесс решения задачи, поиска ответов на вопрос или выхода из создавшейся ситуации.

Не все задачи требуют мышления. Например, если способ решения поставленной перед человеком задачи давно и хорошо им усвоен, а условия деятельности привычны, то для того, чтобы справиться с нею, вполне достаточно памяти и восприятия. Мышление «включается» при постановке принципиально новой задачи или при необходимости использовать накопленные ранее знания, умения и навыки в новых условиях.

Мышление - это опосредованное, обобщенное отражение действительности в ее наиболее существенных связях и отношениях, происходящее в единстве с речью.

Особенности мышления состоят в следующем.

1. Решение задач опосредованным путем, т. е. таким способом, при котором используются разнообразные вспомогательные приемы и средства, рассчитанные на получение нужных знаний. Человек прибегает к помощи мышления тогда, когда непосредственное познание либо невозможно (люди не воспринимают ультразвук, инфракрасное излучение, рентгеновские лучи, химический состав звезд, расстояние от Земли до других планет, физиологические процессы в коре головного мозга и т. п.), либо в принципе возможно, но не в современных условиях (археология, палеонтология, геология и т. п.), либо возможно, но нерационально. Решить задачу опосредованным путем - это значит решить ее в том числе и с помощью мыслительных операций. Например, когда, проснувшись утром, человек подходит к окну и видит, что крыши домов мокрые, а на земле - лужи, он делает умозаключение: ночью шел дождь. Человек непосредственно не воспринимал дождь, а узнал о нем косвенным путем, через посредство других фактов. Другие примеры: о наличии в организме больного воспалительного процесса врач узнает, используя дополнительные средства - термометр, результаты анализов, рентгена и т. п.; учитель может оценить степень прилежания ученика по его ответу у доски; узнать, какова температура воздуха на улице, можно по-разному: непосредственно, высунув руку в форточку, и опосредованно - с помощью термометра. Опосредованное познание предметов и явлений осуществляется при помощи восприятия других предметов или явлений, закономерно связанных с первым. Эти связи и отношения обычно скрыты, их нельзя воспринимать непосредственно и для их выявления прибегают к мыслительным операциям.

2. Обобщенное отражение действительности. Непосредственно воспринимать можно только конкретные предметы: это дерево, этот стол, эту книгу, этого человека. Мыслить же можно о предмете вообще («Любите книгу - источник знаний»; «Человек произошел от обезьяны»). Именно мысль позволяет улавливать сходство в различном и различное в сходном, открывать закономерные связи между явлениями и событиями.

Предвидеть, что произойдет в каком-то конкретном случае, человек может потому, что он отражает общие свойства предметов и явлений. Но мало заметить связь между двумя фактами, необходимо еще осознать, что она имеет общий характер и определяется общими свойствами вещей, т. е. свойствами, относящимися к целой группе сходных предметов и явлений. Такое обобщенное отражение позволяет предсказать будущее, представить его в виде образов, которых в действительности не существует.

3. Отражение наиболее существенных свойств и связей действительности. В явлениях или предметах мы выделяем общее, не беря во внимание несущественное, неглавное. Так, любые часы - это механизм для определения времени, и это главный их признак. Ни форма, ни размер, ни цвет, ни материал, из которого они изготовлены, не имеют существенного значения.

В основе мышления высших животных лежит каузальный рефлекс (от лат. causa - причина) - вид рефлексов головного мозга, который, по мнению И.П. Павлова, не тождествен условному рефлексу. Каузальный рефлекс является физиологической основой непосредственного (без участия понятий) психического отражения существенных связей между предметами и явлениями (у человека каузальный рефлекс в соединении с опытом лежит в основе интуиции и мышления).

4. Основной особенностью человеческого мышления является то, что оно неразрывно связано с речью: словом обозначается то общее, что есть у предметов и явлений. Язык, речь - это материальная оболочка мысли. Только в речевой форме мысль человека становится доступной другим людям. У человека нет иных способов отражения соответствующих связей внешнего мира, кроме тех речевых форм, которые закрепились в его родном языке. Мысль не может ни возникать, ни протекать, ни существовать вне языка, вне речи.

Речь - орудие мышления. При помощи слов человек мыслит. Но отсюда не следует, что процесс мышления сводится к речи, что мыслить - значит говорить вслух или про себя. Различие между самой мыслью и ее словесным выражением состоит в том, что одну и ту же мысль можно выразить на разных языках или при помощи разных слов («Будущее лето ожидается жарким» - «Предстоящий сезон между весной и осенью будет знойным»). Одна и та же мысль имеет разную речевую форму, но без какой-либо речевой формы она не существует.

«Знаю, но не могу передать словами» - это состояние, когда человек не может перейти от выражения мысли во внутренней речи к речи внешней, затрудняется выразить ее способом, понятным другим людям.

Результат мышления - это выраженные в словах мысли, суждения и понятия.

Физиологической основой мышления является деятельность всей коры головного мозга, а не какого-то одного его участка. В качестве специфического нервно-физиологического механизма мышления выступают вре?менные нервные связи во второй сигнальной системе во взаимодействии с первой, которые образуются между мозговыми концами анализаторов.

Мыслительные операции. Новые мысли и образы возникают на основе того, что уже было в нашем сознании благодаря мыслительным операциям: анализу, синтезу, сравнению, обобщению, абстрагированию. Анализ - это мысленное расчленение целого на части, выделение отдельных признаков или сторон и установление связей и отношений между ними. При помощи анализа мы вычленяем явления из тех случайных, несущественных связей, в которых они даны нам в восприятие (разбор предложения по членам, фонетический анализ слова, анализ условия задачи на известные, неизвестные и искомые элементы, анализ учебной деятельности по предметам и успехам учащихся и т. п.). Анализ как мыслительная операция возник из практических действий (так, ребенок разбирает новую игрушку, чтобы понять, как она устроена).

Синтез - процесс, обратный анализу, представляющий собой мысленное объединение частей, свойств объекта в единое целое, в комплексы, системы (мозаика; слоги - слова - предложения - текст).

Эти противоположные по содержанию мыслительные процессы находятся в неразрывном единстве. В ходе мыслительного процесса анализ и синтез непрерывно переходят друг в друга и могут поочередно выступать на передний план, что обусловлено характером материала: если исходные проблемы не ясны, их содержание нечетко, то на первых порах будет преобладать анализ; если же, напротив, все данные достаточно отчетливы, мысль сразу пойдет преимущественно по пути синтеза. В конечном счете все процессы воображения и мышления состоят в мысленном разложении явлений на составляющие их части и последующем объединении этих частей в новых сочетаниях.

Анализ и синтез как основные мыслительные операции присущи любому человеку, но склонность к дроблению или соединению явлений окружающей действительности у разных людей может быть разной: одни подмечают мельчайшие детали, подробности, частности, но не схватывают целого - это представители аналитического типа; другие сразу переходят к главному, но выражают суть событий слишком обобщенно, что свойственно представителям синтетического типа. У большинства людей - смешанный, аналитико-синтетический тип мышления.

Сравнение - это мыслительная операция, посредством которой устанавливается сходство и различие отдельных объектов. К.Д. Ушинский считал сравнение основой всякого понимания и всякого мышления: «Все в мире мы узнаем не иначе, как через сравнение, и если бы нам представился какой-либо новый предмет, которого мы не могли бы ни к чему приравнять и ни от чего отличить... то мы не могли бы составить об этом предмете ни одной мысли и не могли бы сказать о нем ни одного слова».

Одной из наиболее распространенных ошибок, которые учащиеся допускают при сравнении, является рядоположение объектов («Онегин такой-то..., а Печорин - такой-то»), при этом они абсолютно уверены, что дают сравнительную характеристику героев. Сравнению нужно обучать: сравнивать следует по одному основанию (цвету, форме, назначению). Необходимо также учить составлять план сравнения объектов (чем похожи и чем различаются, например, такие объекты, как гвоздь и шуруп, кошка и белка, белый гриб и мухомор, такие интеллектуальные качества, как любопытство и любознательность).

Абстрагирование (отвлечение) - это мыслительная операция, обеспечивающая выделение существенных признаков и отвлечение от несущественных, выделение свойств объекта и рассматривание их по отдельности: красивыми могут быть и человек, и пейзаж, и платье, и поступок, но все они - носители абстрактного признака - красоты, красивости.

Без абстрагирования невозможно понимание переносного смысла пословиц («Не в свои сани не садись»; «Цыплят по осени считают»; «Любишь кататься, люби и саночки возить»).

Обобщение - это мыслительная операция, обеспечивающая выделение общего в предметах и явлениях и объединение объектов в множества, классы; отбрасывание единичных признаков при сохранении общих с раскрытием существенных связей. Обобщением является любое правило, любой закон, любое понятие. Это всегда какой-то итог, общий вывод, совершаемый человеком.

Очевидно, что все основные операции мышления не выступают в «чистом виде». При решении поставленной задачи человек использует тот или иной «набор» операций, в тех или иных сочетаниях: он различен в мыслительном процессе различной сложности и структуры.

Формы мышления . Выделяется три содержательных компонента мышления - понятие, суждение и умозаключение.

Понятие - это форма мышления, посредством которой отражаются общие и существенные признаки предметов и явлений.

Понятия носят обобщенный характер, потому что являются продуктом познавательной деятельности не одного человека, а многих людей. Еще раз напомним, что представление - образ конкретного предмета, а понятие - отвлеченная мысль о классе предметов. Слово - носитель понятия, но, зная слово (например, престидижитатор), можно не владеть понятием.

Существуют так называемые житейские понятия, которые складываются без специального обучения и отражают не существенные, а второстепенные признаки объектов. Так, для дошкольников крыса - хищник, а кошка - милое домашнее животное.

Любое понятие имеет содержание и объем.

По содержанию (совокупности признаков объекта) понятия бывают конкретными и абстрактными. Конкретные понятия относятся к самим предметам, определяют объекты или классы в целом (стол, революция, ураган, снег и т. п.), а абстрактные отражают свойства, отвлеченные от реальных предметов и явлений (молодость, честность, белизна, скорость, высота, сила и т. п.).

По объему (множеству объектов, охватываемых данным понятием) понятия могут быть единичными и общими. Единичные понятия отражают единственный объект (Российская Федерация, Волга, Куликовская битва, Пушкин, Марс, космос и т. п.), а общие распространяются на группы однородных объектов (страны, города, реки, вузы, студенты, дома, организмы и т. п.). Кроме этого, различают еще родовые и видовые понятия.

Дефиниция (определение) понятий - это раскрытие его существенных признаков. Например, человек - общественный индивид, обладающий сознанием, абстрактным мышлением, речью, способный к творческой деятельности, создающий орудия труда; личность - сознательный человек, включенный в общественные отношения и творческую деятельность.

Процесс усвоения понятий - это активная творческая мыслительная деятельность.

Суждение - это форма мышления, содержащая утверждение или отрицание каких-либо положений относительно предметов, явлений или их свойств, т. е. суждение есть отражение отношений или объективных связей между явлениями или предметами.

Суждение всегда либо истинно, либо ложно. По качеству суждения могут быть утвердительными и отрицательными, по объему - общими, частными и единичными.

Общие суждения относятся к целому классу предметов (все металлы проводят электричество; все растения имеют корни). Частные суждения относятся к части какого-либо класса предметов (некоторые деревья зимой зеленые; не всегда хоккеисту удается забросить шайбу в ворота). Единичные относятся к одному предмету или явлению (Юрий Гагарин - первый космонавт).

Суждения всегда раскрывают содержание понятий. Работа мысли над суждением называется рассуждением. Оно может быть индуктивным и дедуктивным.

Индуктивное рассуждение называется умозаключением - это форма мышления, при помощи которой из одного или нескольких известных суждений (посылок) выводится новое суждение (вывод), завершающее мыслительный процесс. При этом мысль движется от частного к общему. Типичный пример умозаключения - доказательство геометрической теоремы.

Дедуктивное рассуждение называется обоснованием - здесь вывод получают, идя от общего суждения к частному (все планеты шарообразны. Земля - планета, значит, она имеет форму шара).

Виды мышления. В своей практической деятельности человек встречается с задачами, разными как по содержанию, так и по способу их решения.

В зависимости от степени обобщенности мышления при решении мыслительных задач различают наглядное и абстрактное мышление.

Наглядным (конкретным) называется такое мышление, предмет которого человек воспринимает или представляет. Оно непосредственно опирается на образы предметов и делится на наглядно-действенное и наглядно-образное.

Наглядно-действенное мышление - генетически самый ранний вид мышления, при котором мыслительная задача решается непосредственно в процессе деятельности и преобладают практические действия с материальными предметами.

При наглядно-образном виде мышления решение задачи происходит в результате внутренних действий с образами (представлениями памяти и воображения). Например, анализ исторического события может быть произведен по-разному (научное описание блокады Ленинграда, роман А. Чаковского «Блокада», дневник Тани Савичевой, Седьмая симфония Шостаковича).

Дискурсивное (абстрактно-понятийное, словесно-логическое) мышление - это речевое мышление человека, опосредованное прошлым опытом. Данный вид мышления характеризуется тем, что оно выступает как процесс связного логического рассуждения, в котором каждая последующая мысль обусловлена предшествующей, и что, решая мыслительную задачу в вербальной форме, человек оперирует отвлеченными понятиями, логическими конструкциями. Оно представляет собой наиболее поздний этап исторического и генетического развития мышления.

Другим основанием для выделения видов мышления является его направленность. По этому критерию выделяют практическое и теоретическое мышление.

Практическое (техническое, конструктивное) мышление - это процесс мышления, совершающийся в ходе практической деятельности и направленный на создание реальных предметов и явлений путем изменения окружающей действительности при помощи орудий. Оно связано с постановкой целей, выработкой планов, проектов, часто развертывается в условиях дефицита времени, что иногда делает его более сложным, чем теоретическое мышление.

На открытие законов, свойств объектов, объяснение явлений направлено теоретическое (объяснительное) мышление, основными компонентами которого являются содержательные абстракции, обобщения, анализ, планирование и рефлексия. Иными словами, теоретическое мышление востребовано там, где необходимо вскрыть связи и отношения между отдельными понятиями, связать неизвестное с известным, определить возможность предвидения.

Мышление как процесс решения новой задачи может быть включено в любую деятельность: игровую, спортивную, трудовую, художественную, общественную. Но во всех этих видах деятельности оно будет выполнять служебную роль, подчиняясь основной цели деятельности: построить дом, победить в состязаниях и т. д. От этих видов деятельности и мышления как процесса отличается мыслительная деятельность, в которой мышление выполняет основную роль, где цель и содержание деятельности составляет познание. Поэтому, например, два ученика одного класса, работающие над одними и теми же заданиями, могут осуществлять разные виды деятельности: мыслительную - тот, кто решает задачу, чтобы понять ее суть и познать что-то новое, практическую - тот, кто решает для отметки, для престижа.

Проблемная ситуация и мыслительная задача. Если почти все познавательные психические процессы могут быть как непроизвольными, так и произвольными, то мышление всегда и обязательно носит произвольный характер: оно возникает при встрече с проблемной ситуацией, когда необходимо найти выход из создавшейся ситуации.

Проблемная ситуация - это задача, требующая ответа на определенный вопрос, ситуация, в которой содержится что-то непонятное, неизвестное для субъекта наряду с известным. Мышление служит именно для того, чтобы, опираясь на явное, найти скрытые связи, звенья и закономерности (головоломки, шахматные этюды, поломка механизмов, жизненные конфликты и т. п.).

Многие проблемные ситуации не затрагивают конкретно субъекта, они «запускают» мышление только тогда, когда становятся личностно значимыми для него, потому что непонятный факт (проблемная ситуация) и мыслительная задача (продукт переработки проблемной ситуации) - далеко не одно и то же.

Мыслительная задача возникает в случае, если у человека есть желание или осознание необходимости разобраться в проблемной ситуации; иными словами, возник вопрос - заработало мышление.

Этапы решения мыслительной задачи таковы:

1) осознание проблемной ситуации, точная формулировка вопроса;

2) анализ и синтез данных, относящихся к задаче;

3) выдвижение и анализ гипотез, поиск возможных путей решения;

4) проверка (мысленная или практическая), сопоставление полученного результата с исходными данными.

Качества ума и интеллект. В процессе мышления проявляется не только глубина познания человеком действительности, но и отчетливо выступают многие черты личности. Под умственными способностями понимается совокупность тех качеств, которыми отличается мышление данного человека. Качества ума - это свойства личности человека, которые устойчиво характеризуют его мыслительную деятельность.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Рассмотрение и анализ внимания как психического процесса. Теории и физиологические основы внимания. Выявление физиологических особенностей и основ внимания. Основные тенденции, функции, виды и свойства внимания. Разновидности непроизвольного внимания.

    курсовая работа , добавлен 09.07.2011

    Характеристика внимания как психического процесса. Определение физиологических основ сосредоточенности и отвлекаемости. Изучение типов невнимательности и особенностей произвольного внимания у детей в младенчестве, раннем детстве и дошкольном возрасте.

    курсовая работа , добавлен 21.09.2011

    Сущность произвольного внимания. Условия, методы развития произвольного внимания у младших школьников. Организация и проведение экспериментального исследования влияния произвольности внимания на успешность обучения, обработка и анализ результатов.

    курсовая работа , добавлен 24.10.2012

    Общие функции внимания. Виды внимания. Произвольное и непроизвольное внимание. Свойства внимания. Возможность целенаправленного формирования внимания. Использование непроизвольного внимания и содействие развитию произвольного.

    лекция , добавлен 12.09.2007

    Рассмотрение основных видов внимания: непроизвольного, произвольного и послепроизвольного. Внимание как условие качественного проявления внешней и внутренней деятельности ребенка в младенческом и раннем возрасте. Создание игр для развития речи и памяти.

    курсовая работа , добавлен 15.02.2014

    Возрастные особенности развития произвольного внимания у детей дошкольного возраста. Методика использования общеразвивающих упражнений как средства развития произвольного внимания. Уровень развития продуктивности и устойчивости внимания у дошкольников.

    дипломная работа , добавлен 17.01.2015

    Теории и физиологические основы внимания. Основные психологические теории внимания. Механизм доминанты как физиологический коррелят внимания. Разновидности непроизвольного внимания. Основные свойства внимания. Устойчивость и концентрация внимания.

    курсовая работа , добавлен 04.06.2012

    Понятие и физиологические основы внимания, его свойства. Виды и функции внимания. Особенности развития внимания в старшем дошкольном возрасте. Условия и методические особенности развития произвольного внимания у детей старшего дошкольного возраста.

    дипломная работа , добавлен 28.09.2012

    Память как основа психологической деятельности. Функции и виды внимания. Краткая характеристика особенностей непроизвольного и произвольного внимания. Сущность закона Эббингауза, реминисценция. Развитие непосредственного и опосредствованного запоминания.

    презентация , добавлен 18.11.2013

    Обзор психологических исследований изучения внимания. Понятие внимания. Физиологические основы внимания. Функции, свойства и виды внимания. Экспериментальные исследования индивидуальных особенностей внимания (продуктивность и устойчивость).

Филиал МБОУ «Высокогорская средняя общеобразовательная школа №3 Высокогорского муниципального района РТ»- «Пановская основная общеобразовательная школа Высокогорского муниципального района РТ»

«Рассмотрено»

Руководитель ШМО учителей нач. классов Мусина Н.Р.

___________

Протокол № 1

«Согласовано»

Зам. и.о. зав.филиалом по УР

Багавиева.Т. А.

______________

«Утверждаю»

И.о заведующей филиалом:

Тумакова И. А.

__________

Приказ № 239

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Содомовой Елены Владимировны

«Конструируем и моделируем»

1 класс

2016-2017

Пояснительная записка

Данная рабочая программа составлена для развития познавательных способностей.

Курс «Развитие познавательных способностей» представляет систему интеллектуально-развивающих занятий для детей в возрасте 6 лет.

Система представленных на занятиях по РПС задач позволяет решать все три аспекта дидактической цели: познавательный, развивающий и воспитывающий.

Основные цели программы:

  • Познавательный аспект

Формирование и развитие различных видов памяти, внимания, воображения.

Формирование и развитие общеучебных умений и навыков.

Формирование общей способности искать и находить новые решения, необычные способы достижения требуемого результата, новые подходы к рассмотрению предлагаемой ситуации

  • Развивающий аспект

Развитие речи.

Развитие мышления в ходе усвоения таких приёмов мыслительной деятельности, как умение анализировать, сравнивать, синтезировать, обобщать, выделять главное, доказывать и опровергать.

Развитие пространственного восприятия и сенсомоторной координации.

Развитие двигательной сферы.

  • Воспитывающий аспект

Воспитание системы нравственных межличностных отношений.

Основные принципы распределения материала:

  1. системность: задания располагаются в определённом порядке;
  2. принцип «спирали»: через каждые 7 занятий задания повторяются;
  3. принцип «от простого - к сложному»: задания постепенно усложняются;
  4. увеличение объёма материала;
  5. наращивание темпа выполнения заданий;
  6. смена разных видов деятельности.

Особенности данной программы в том, что на занятиях ребёнку предлагаются задания неучебного характера. Так серьёзная работа принимает форму игры, что очень привлекает и заинтересовывает младших школьников. Таким образом, принципиальной задачей предлагаемого курса является именно развитие познавательных способностей и общеучебных умений и навыков, а не усвоение каких-то конкретных знаний и умений.

В основе построения курса лежит принцип разнообразия творческо-поисковых задач. При этом основными выступают два следующих аспекта разнообразия: по содержанию и по сложности задач.

Систематический курс, построенный на таком разнообразном неучебном материале, создает благоприятные возможности для развития важных сторон личности ребёнка.

Основное время на занятиях занимает самостоятельное выполнение детьми логически-поисковых заданий. Благодаря этому у детей формируются общеучебные умения: самостоятельно действовать, принимать решения, управлять собой в сложных ситуациях.

Курс включает: 1 занятие в неделю, 31 занятие в 1 классе

Тематический план:

Наименование разделов и тем

Количество часов

1 класс:

Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций.

Развитие концентрации внимания. Развитие мышления.

Тренировка внимания. Развитие мышления.

Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления.

Развитие мышления.

Поиск закономерностей. Совершенствование мыслительных операций.

Совершенствование воображения. Задания по перекладыванию спичек.

Итого:

1 класс (31 ч)

Графический диктант

Рисование графических фигур - отличный способ разработки мелких мышц руки ребёнка, интересное и увлекательное занятие, результаты которого скажутся на умении красиво писать и логически мыслить.

На данном этапе занятия ребята сначала выполняют графический рисунок под диктовку учителя, а затем заштриховывает его косыми линиями, прямыми линиями, «вышивают» фигурку крестиком или просто закрашивают. Штриховка не только подводит детей к пониманию симметрии, композиции в декоративном рисовании, но развивает мелкие мышцы пальцев и кисти руки ребёнка.

При регулярном выполнении таких упражнений ребёнок начинает хорошо владеть карандашом, у него появляется устойчивое, сосредоточенное внимание, воспитывается трудолюбие, усидчивость.

Графические диктанты - это и способ развития речи, так как попутно ребята составляют небольшие рассказики, учат стихи, загадки, овладевают выразительными свойствами языка. Поэтому в процессе работы с графическими диктантами развивается внутренняя и внешняя речь, логическое мышление, формируются внимание, глазомер, зрительная память ребёнка, аккуратность, фантазия, общая культура, активизируются творческие способности.

Тренировка внимания (5 ч)

Предлагаемые в 1 классе задания направлены на создание положительной мотивации, на формирование познавательного интереса к предметам и к знаниям вообще. Эта задача достигается с помощью специально построенной системы заданий, которые помогают преодолеть неустойчивость внимания шестилеток, непроизвольность процесса зрительного и слухового запоминания и ведут к развитию мыслительной деятельности

К заданиям этой группы относятся различные лабиринты и целый ряд упражнений, направленных на развитие произвольного внимания детей, объёма внимания, его устойчивости, переключения и распределения.

Выполнение заданий подобного типа способствует формированию таких жизненно важных умений, как умение целенаправленно сосредотачиваться, вести поиск нужного пути.

Тренировка слуховой памяти (4 ч)

В рабочие тетради включены упражнения на развитие и совершенствование слуховой памяти. Выполняя эти задания, школьники учатся пользоваться своей памятью и применять специальные приёмы, облегчающие запоминание. В результате таких упражнений учащиеся осмысливают и прочно сохраняют в памяти различные термины и определения. Вместе с тем у них увеличивается объём слухового запоминания, развивается смысловая память, восприятие и наблюдательность, закладывается основа для рационального использования сил и времени.

Тренировка зрительной памяти (4 ч)

В силу возрастных особенностей первоклассников им предлагаются в основном те задания, выполнение которых предполагает использование практических действий. На первых порах работы с заданиями можно допускать угадывание ответа, решения, но тут же постараться подвести учащихся к обоснованию ответа. При работе над такими заданиями очень важна точная и целенаправленная постановка вопросов, выделение главного звена при рассуждении, обоснование выбранного решения. Как правило, это делает учитель, опираясь на ответы детей и давая точное и лаконичное разъяснение. Очень важно, чтобы пояснения, даваемые учителем, постепенно сокращались с одновременным повышением доли участия детей в поиске решения предложенной задачи.

В курс включены упражнения на развитие и совершенствование зрительной памяти. Выполняя эти задания, школьники учатся пользоваться своей памятью и применять специальные приёмы, облегчающие запоминание. В результате таких упражнений учащиеся осмысливают и прочно сохраняют в памяти различные термины и определения.

Поиск закономерностей (4 ч)

Приоритетным направлением обучения в начальной школе является развитие мышления. С этой целью в рабочих тетрадях приведены упражнения, которые позволяют на доступном детям материале и на их жизненном опыте строить правильные суждения и проводить доказательства без предварительного теоретического освоения самих законов и правил логики. В процессе выполнения таких упражнений дети учатся сравнивать различные объекты, выполнять простые виды анализа и синтеза, устанавливать связи между понятиями, учатся комбинировать и планировать.

Задания по перекладыванию спичек (4 ч)

Развитие воображения построено в основном на материале, включающем задания геометрического характера:

  • выбор фигуры нужной формы для восстановления целого;
  • деление фигуры на несколько заданных фигур и построение заданной фигуры из нескольких частей, выбираемых из множества данных;
  • складывание и перекладывание спичек с целью составления заданных фигур.

Требования к уровню подготовки учащихся, оканчивающих 1 класс

Динамика развития познавательных способностей оценивается с помощью таблицы, в которую заносятся результаты, полученные после проверки выполнения детьми заданий на занятиях № 1 и № 31. Сопоставляя данные начала года и результаты выполнения заданий последнего занятия, определяем динамику роста познавательных способностей ребят.

Календарно-тематическое планирование занятий

факультативного курса «Развитие познавательных способностей»

1 класс

№ п/п урока

Развиваемые способности

Кол-во час.

Дата

Примечание

I четверть (7 часов)

Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления. Графический диктант (вводный урок).

Развитие концентрации внимания. Развитие мышления. Графический диктант «Кенгуру».

Тренировка внимания. Развитие мышления. Графический диктант «Кот».

Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления. Графический диктант «Корабль».

Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления . Графический диктант «Самолет».

Поиск закономерностей. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант «Жираф».

II четверть (8 часов)

Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант «Носорог».

Развитие концентрации внимания. Развитие мышления. Графический диктант «Собака».

Тренировка внимания. Развитие мышления. Графический диктант «Верблюд».

Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления. Графический диктант « Ящерица ».

Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления. Графический диктант «Лошадь».

Поиск закономерностей. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант «Робот».

Совершенствование воображения. Задания по перекладыванию спичек. Графический диктант.

Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант «Олень».

III четверть (9 часов)

Развитие концентрации внимания. Развитие мышления. Графический диктант «Рыба».

Тренировка внимания. Развитие мышления. Графический диктант «Баран».

Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления. Графический диктант «Курица».

Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления. Графический диктант «Пеликан».

Поиск закономерностей. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант «Осел».

Совершенствование воображения. Задания по перекладыванию спичек. Графический диктант.

Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант «Журавль».

Развитие концентрации внимания. Развитие мышления. Графический диктант «Гусь».

Тренировка внимания. Развитие мышления. Графический диктант «Козел».

IV четверть (7 часов)

Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления. Графический диктант «Слон».

Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления. Графический диктант «Петух».

Поиск закономерностей. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант «Цветок».

Совершенствование воображения. Задания по перекладыванию спичек. Графический диктант.

Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант «Космический корабль».

Развитие концентрации внимания. Развитие мышления. Графический диктант «Рак».

Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления на конец учебного года.

Список литературы:

Для учителя:

Юным умникам и умницам: Задания по развитию познавательных способностей: Методическое пособие 1,2,3,4 класс + Программа курса «РПС» (О. А. Холодова, «Росткнига», 2009г.).

Для ученика:

Юным умникам и умницам: Задания по развитию познавательных способностей: Рабочие тетради 1, 2 часть 1,2,3,4 класс (О. А. Холодова, «Росткнига», 2009г.)

Концентрация внимания – попросту говоря, умение сосредотачивать внимание, когда это требуется. Человеку способному вовремя сконцентрировать внимание, не отвлекаясь на внешние факторы, легче идти по жизни и добиваться успехов. Развитие внимательности с помощью упражнений и специальных техник поможет повысить концентрацию внимания.

Занимаясь важным делом, человек отвлекается на посторонние звуки, переключается на другое занятие, тем самым сбиваясь с нужного пути. Плохая концентрация и потеря внимательности может быть спровоцирована следующими факторами:

  • недостаточный сон;
  • неполноценное питание;
  • включенный телевизор;
  • шум транспорта;
  • посторонние разговоры и действия;
  • усталость;
  • стресс и депрессия;
  • лекарственное или алкогольное воздействие.

Чтобы исключить нарушение концентрации внимания во время работы, и обеспечить развитие концентрации оградите себя от перечисленных помех.

Как оценить уровень концентрации внимания

Чтобы понять состояние вашей внимательности, разработана методика изучения концентрации и устойчивости внимания. Прежде чем ответить на вопрос как повысить концентрацию внимания рекомендуется пройти тест.

  • Методика Мюнстерберга.

Тест поможет определить уровень концентрации, избирательности внимания и помехоустойчивости.

Среди указанных букв присутствуют слова, которые нужно выделить. На тест отводиться две минуты. Добейтесь того, чтобы концентрация внимания была максимальной.

За две минуты нашли все зашифрованные слова - сосредоточенность на должной высоте. Отведенного времени на тест показалось много – отличный результат. Двух минут не хватило – концентрация внимания низкая. Добавьте себе 5 секунд за каждое слово, которое не смогли найти.

  • «Десять слов».

Данный тест проверяет состояние сосредоточенности и работу кратковременной памяти.

Чтобы пройти тест нужно, чтобы другой человек прочитал для вас десять слов. Выбранные слова не могут быть связаны смыслом или ассоциациями.

Подушка, пирог, снег, пудель, тетрадь, фокус, тапочки, осень, корабль, кирпич.

Если после первого прочтения слов вы назвали 8 – уровень концентрации внимания на высоте. Повторили 7 слов – удовлетворительное состояние концентрации. Назвали меньше 7 слов – концентрация внимания на низком уровне.

Используйте одну таблицу для одной попытки. В каждой из таблиц среди вразброс расположенных цифр нужно показывать и называть цифры по порядку от 1 до 25. Засекайте время, потраченное на тест.

Концентрация внимания на высоте, если вы потратили на тест (одна таблица) не больше чем 40 секунд. На тест ушло от 40 до 50 секунд – средний уровень внимания. Затратили больше 50 секунд – низкий уровень внимательности. Методика Шульте – проверка уровня сосредоточенности и одновременно тренировка внимания.

Упражнения для развития концентрации внимания

После проверки уровня внимательности, рассмотрим, как развить концентрацию внимания. Эффективным методом усиления сосредоточенности является упражнение. Следующие упражнения не требуют много времени и сил, выполняются ежедневно, при каждом удобном случае.

  • Осознание происходящего.

Находясь дома, на улице, на работе не пребывайте в прострации. Постарайтесь сконцентрировать внимательность на том, что происходит вокруг. Сосредотачивайтесь на том, что делаете, кто рядом, чем заняты люди, какая погода.

Данное упражнение поможет легко повысить уровень сосредоточенности.

  • Выполнение осознанных действий.

Научитесь выполнять привычные действия осознанно и внимательно. К каждому моменту жизни относитесь серьезно, как будто многое зависит от того как вы переставляете ноги при ходьбе, протираете пыль, надеваете одежду.

Такого рода упражнение научит сосредоточенно относиться к делам. Занятие поможет увеличить силу внимания.

  • Умение видеть скрытое.

Выполняя упражнение, смотрите на предметы вокруг и замечайте новые свойства, качества вещей, внешний вид предметов. Постарайтесь увидеть то, что не замечали раньше.

Упражнение сформирует навык переключения сосредоточенности с одного предмета на другой, не теряя концентрации.

  • «Линия».

Для выполнения занятия приготовьте белый лист бумаги, ручку или карандаш. Линию нужно вести плавно и медленно. Сконцентрируйте внимание на проводимой линии. Как только поняли, что отвлеклись, проведите линию вверх. Должно получиться похоже на кардиограмму. Упражнение проводится 3 минуты.

Результат положительный только в том случае, если линия осталась прямой.

  • Музыка.

Классическая музыка для концентрации внимания – способ увеличить уровень сосредоточенности. Улучшение внимательности в ходе прослушивания музыки происходит за счет воздействия мелодичности и гармонии классического жанра на правое полушарие мозга . При выполнении задания нужно расслабиться и отвлечься от посторонних мыслей. Для упражнения подойдет музыка Гайдна, Мендельсона, Моцарта и Чайковского.

Техники для развития концентрации внимания

Развитие сосредоточенности пойдет быстрее, если использовать для тренировки внимания упражнения и специальные техники.

  • «Черная точка».

Данная техника развития внимательности подразумевает длительное удержание высокой сосредоточенности на предмете.

Для занятия приготовьте белый лист бумаги с нарисованной посередине черной точкой. Закрепите рисунок на расстоянии одного метра от вас. Примите удобную позу так, чтобы лист с точкой оставался на уровне глаз. Закройте глаза и отвлекитесь от мыслей и образов. После погружения в состояние покоя откройте глаза и посмотрите на точку. Постарайтесь не отводить глаз, не моргать. Ни о чем не думая, не напрягаясь, удерживайте внимание только на черной точке. Техника выполняется в течение 20–30 минут. По окончании занятия закройте глаза, наблюдая остаточное явление черной точки до полного исчезновения.

  • «Горящая свеча».

Техника сосредоточенности на пламени горящей свечи помогает повысить уровень внимательности. Поставьте зажженную свечу в полуметре от себя. Сядьте так, чтобы пламя горело на уровне глаз. Обеспечьте тишину в комнате, чтобы ничего не отвлекало от занятия. Отключите источники света и шума. Закройте глаза и абстрагируйтесь от навязчивых мыслей и образов. Когда вы расслабитесь и успокоитесь, посмотрите на пламя свечи. Не моргая, зафиксируйте взгляд на кончике огня. Техника занимает 30 минут. Далее, продолжите смотреть на свечу с закрытыми глазами до полного исчезновения картинки.

  • Медитация.

Научитесь медитировать. Техника медитации поможет добиться высочайшего уровня концентрации внимательности за счет отвлечения от постороннего и сосредоточения на внутренних ощущениях.

  • «Часы».

Для выполнения занятия возьмите механические часы и положите на стол. Займите удобное положение и расслабьтесь. Нужно сконцентрировать внимание на стрелке часов, не думая ни о чем. Техника выполняется до тех пор, пока в ходе полного оборота секундной стрелки вас не посетит ни одна мысль, ничего не отвлечет от процесса.

Техника «Часы» тренирует внимание и помогает сконцентрироваться.

  • «Випассана».

Примите удобную позу и расслабьтесь. Дышите плавно и свободно. Переведите взгляд на кончик носа, и зафиксируйте внимание на нем. Следите только за ощущениями, дыханием и взглядом на кончике носа, отвлекитесь ото всех мыслей. Как только мысли переключатся на что-то другое, верните в начальную точку.

Каждая техника или упражнение помогает развивать внимательность и учит сосредотачиваться, абстрагируясь от посторонних шумов, запахов, действий другого человека. Тренировка концентрации – залог успешного выполнения поставленных задач.

Теперь вам известно как улучшить концентрацию внимания и добиться высокого уровня сосредоточенности в работе. Уделяя время занятиям по развитию внимания, вы одновременно натренируете и память.

Занятие «Развитие познавательных способностей»

Тема: Развитие концентрации внимания. Развитие мышления.

Цель: Создать условия для развития концентрации внимания и мышления.

Планируемые результаты обучения, в том числе и формирования УУД

Познавательные УУД : формирование умения самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель и тему урока; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме; самостоятельное создание способов решения проблем творческого характера; выбор оснований для сравнений, доказательство.

Коммуникативные УУД: формирование умения слушать и слышать друг друга, вступать в диалог; планирование учебного сотрудничества с одноклассниками (при парной и групповой работе); умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Регулятивные УУД : целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно; планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик; коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата; оценка – выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; саморегуляция, как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию и преодолению препятствий.

Личностные УУД: формирование культуры учебного труда; нравственно – этическая ориентация, оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор.

Метапредметные связи: изо, окружающий мир, математика.

Оборудование : Рабочая тетрадь О. Холодова «Юным умникам и умницам» 1 класс (часть 1), конверт с заданием, рисунок снеговика, солнышка.

Ход занятия

Добрый день, уважаемые гости, дорогие ребята! Я рада приветствовать вас всех на нашем занятии кружка. Надеюсь, наша встреча принесет нам всем радость общения и хорошее настроение.

Ребята, посмотрите на доску, что светит и улыбается нам? (Солнце)

Давайте, улыбнемся солнышку. А теперь повернемся к нашим гостям и подарим им свои солнечные улыбки. От ваших улыбок им станет теплее и уютнее.

А теперь, повернитесь ко мне и давайте представим, что ваши ладошки – это маленькое зеркальце, посмотрите в него и улыбнитесь себе.

Теперь улыбнитесь друг другу, улыбнитесь мне.

Ведь добрая улыбка поднимает настроение и улучшает здоровье.

Ребята, сегодня для вас пришло письмо. Давайте прочитаем его.

«Здравствуйте, дорогие ребята. У меня случилась большая неприятность. Баба Яга порвала мою фотографию и заколдовала меня. И я теперь не могу прийти к вам в гости. Помогите мне, пожалуйста. Ваш друг Снеговичок ».

Ребята, поможем снеговику. Для этого нам с вами нужно выполнить задания и тогда соберем фотографию по частям и расколдуем его. Готовы? Тогда начинаем.

Чтобы вам было легко и интересно работать, давайте, проведем «Мозговую гимнастику» и разминку.

I. Мозговая гимнастика.

Цель: улучшение показателей различных психических процессов, лежащих в основе творческой деятельности: увеличение объема памяти, повышение устойчивости внимания, ускорение решения элементарных интеллектуальных задач, убыстрение психомоторных процессов.

1. «Качание головой» - (30 сек).

Цель: Упражнение стимулирует мозговую деятельность.

Голова медленно качается из стороны в сторону, подбородок вычерчивает слегка изогнутую линию на груди по мере расслабления шеи.

2. «Ленивые восьмерки».

Цель: Упражнение активизирует структуру мозга, обеспечивает запоминание, повышает устойчивость внимания.

Нарисовать в воздухе в горизонтальной плоскости «восьмерки» по три раза каждой рукой, а затем обеими руками.

3. «Шапка для размышлений».

Цель: Упражнение улучшает внимание, ясность восприятия и речь.

Мягко завернуть уши от верхней точки до мочки три раза.

4. «Гимнастика для глаз».

Цель: Профилактика нарушения зрения.

«Плавно глазками моргаем,

А потом их закрываем.

Чтобы было больше силы,

К ним ладошки приложили.

Раз, два, три, четыре, пять!

Глазки можно открывать».

II. Разминка. Коллективная работа.

Цель: включение детей в работу, подготовка их к активной учебно-познавательной деятельности на протяжении всего занятия; развитие сообразительности, быстроты реакции.

Итак, ребята, выполняем 1 задание для спасения Снеговика:

1. «Подумай, отгадай, хором дружно отвечай!»

    Какое сегодня число? Месяц? День недели? Время года? На какой сигнал светофора надо переходить улицу? Т – согласный, а – О? Сколько хвостов у двух ослов? У Саши 5 книг, а у Пети столько же. Сколько книг у мальчиков? Как называется полосатая африканская лошадь? Какие буквы не обозначают звуков? Назовите последний день недели... Максиму 5 лет, а Коля старше его на 2 года. Сколько лет Коле? В шахте трудится? (шахтер) В жаркой кузнице? (кузнец) Кто все знает? (молодец).

Молодцы, ребята, мы с вами справились с первым заданием и получаем 1 часть фотографии.

II I . Логически – поисковые задания. Работа в парах.

Цель: Обучать детей умению наблюдать, сравнивать, обобщать, находить закономерности, строить простейшие предположения, проверять их, делать выводы, «добывать» новую информацию; развивать речь.

1. Задание «Найдите лишний предмет»

Цель: развивать логическое мышление, умение работать парами и осуществлять прием взаимопроверки.

Откройте тетради на странице 22 и выполните задание №1.

(задание читает ученик) Это задание вы выполняете в парах, объясняя свой выбор. Проверка.

И с этим заданием вы справились. Получите часть фотографии.

I V. Логически – поисковые задания. Коллективная и групповая работа.

1 . Задание «Закончи предложение».

Цель: 1. Развитие логического мышления поисковым методом и методом выбора, внимания, сенсомоторики.

Учить детей наблюдать, сравнивать, обобщать, находить закономерность, строить простейшие предложения. Развивать умения работать в группе и в коллективе .

Ребята, сейчас я вам назову начало предложений, а вы должны их закончить.

Если слово не подходит к предложению – вы топаете ногами, если подходит – хлопаете в ладоши.

У птицы есть... (бумага, цветы, диван, клюв, букварь)

У человека есть... (хвост, крылья, потолок, лицо, жало, глаза).

А теперь каждая из команд посовещавшись, придумает одно такое же предложение. Выбранный вами участник загадывает его всем.

Дети получают часть фотографии.

V . Индивидуальная работа.

1. Задание «Карандаши»

Цель: Развитие произвольного внимания, мыслительной и поисковой деятельности.

Консультант помогает тем, у кого возникли трудности при выполнении этого задания.

Молодцы, с заданием справились быстро, получите часть снеговика.

VI. Работа в парах.

1. Задание «Соберите снеговика»

А составить фотографию снеговика на доске сможет та пара, которая первая составит снеговика из деталей в конверте.

Вот у нас и собралась целая фотография снеговика. Какие мы молодцы.

VII. Коллективная работа.

1. Задание «Телефон»

На груди снеговика его телефонный номер. Наберите правильный номер и прочитайте сообщение.

С п а с и б о

VI . Рефлексия

Ребята, какие задания были для вас интересными?

А при выполнении, каких заданий у вас возникли трудности?

(Стук в дверь, на пороге пакет с зефиром и записка)

(Спасибо, ребята. Вы так помогли мне. За это я вас хочу отблагодарить сладким подарком. (зефир)