Спарта располагалась в Лаконии – регионе Древней Греции. К слову, с лёгкой руки спартанцев появилось «лаконичное выражение», означавшее умение кратко и точно выражать свои мысли. Спартанцы не любили долгих бесед и были немногословны. Ну а для того, чтобы отдать приказ, много слов не надо.

Одна из самых распространённых легенд о Спарте гласит о том, что слабых младенцев сбрасывали в пропасть или же оставляли умирать. Эту легенду распространил греческий историк Плутарх. По его словам, судьбу младенца решал совет старейшин. С лёгкой рукиподачи Плутарха эта история сначала разошлась по всему древнему миру и дошла до наших дней.

Археологи провели раскопки в ущелье, куда согласно легенде и сбрасывали несчастных детей, но обнаружили в нём массовое захоронение взрослых мужчин и никаких детских костей. Вполне возможно, что Плутарх ошибся, а спартанцы поддержали легенду ради устрашения врагов.

Агоэ

Несмотря на то, что младенцев, вероятнее всего, никто в пропасть не сбрасывал, детей в древней Спарте воспитывали варварскими методами, от которых современные родители и авторы книг о воспитании пришли бы в ужас. В семь лет мальчика забирали из семьи и отдавали в специальную школу. Там его обучали военному мастерству по системе агоэ и всё время били. Кормили детей в школах очень плохо, но оставляли возможность украсть что-то из продуктов. Если вор попадался, его жестоко наказывали, при чём наказание было двойным – за кражу и за то, что попался. На праздник одного из многочисленных греческих богов на алтарь клали сыр и сгоняли мальчишек. Они должны были драться за него. Если вдруг дети не хотели этого делать, их стимулировали плетью. Наесться ребёнок мог только в том случае, если приносил добычу с охоты. Её он должен был разделить на всех, но всё же за удачливым охотником оставляли право взять дополнительную порцию.

Детей в Древней Спарте воспитывали с помощью крайне жестоких методов // Фото: нome-obrazovaniya.ru


Будущих воинов учили владеть разными видами оружия, быть жестоким и выносливым. Выносливость снова проверялась побоями. Тех, кто умирал во время испытания, считали слабаками. Если мальчик умудрялся выжить после школы, то он становился воином и мог жениться. Спартанцы должны были служить в армии до шестидесятилетнего возраста.

Стоит отметить, что большинство спартанцев были полуграмотными. Умение читать и писать было необязательным, а модная в Древней Греции философия считалась блажью. Девочки также проходили обучение военному ремеслу. Они должны были уметь защитить город, если враг нападёт, когда все мужчины уйдут на войну. Однако главным предназначением женщины в Спарте было рожать воинов.

Илоты

Поскольку жители Спарты умели только воевать, всю остальную работу выполняли рабы, которых называли илоты, а также физически неполноценные люди. Отношение спартанцев к рабам было весьма жестоким. Ученики военных школ частенько устраивали засады, а затем нападали на рабов. Кто не успевал убежать был убит. Таким образом илотам показывали, где их место, а детям устраивали симулятор боя.


Хозяйством в Древней Спарте занимались рабы илоты // Фото: нome-obrazovaniya.ru

Ликург

В древней Спарте, как и в большинстве греческих городов, была демократия. Право голоса и участия в политической жизни имели свободные мужчины. Одним из наиболее известных спартанских правителей стал Ликург. Он решил, что созданные им законы безупречны, а государственное устройство настолько прекрасно, что должно соблюдаться до скончания веков. Тогда Ликург решился на отчаянный шаг, чтобы спартанцы не смогли ничего изменить. Он собрался в Дельфы и заставил жителей государства поклясться, что они не изменят ни один из его законов, пока он не вернётся. Прибыв в Дельфы Ликург объявил голодовку и умер. Таким образом он хотел вынудить спартанцев придерживаться клятвы вечно.

Умереть от старости в кровати, окружённой детьми и внуками считалось в Спарте необыкновенным позором. Таких людей были единицы, и хоронили их в безымянных могилах. Получить именную могильную плиту представлялось для спартанцев огромной честью, которой мог быть удостоен либо павший в бою воин, либо умершая во время родов женщина.


Почётной смертью в Спарте считалась гибель на поле боя либо во время родов // Фото: pikabu.ru


Несмотря на всё величие спартанских воинов, Древняя Спарта растворилась в Римской империи. Как гласит легенда, в этом виновато золото персов. Когда спартанцы завладели несметными богатствами персидского царя, они решили их разделить между собой. Сокровища сделали их слабыми и безвольными, приблизив упадок государства.

1. Во главе Спарты стоял не один царь, а два. Эти "цари" были не полновластными монархами, а всего лишь полководцами и первосвященниками. Реальная власть находилась в руках геронтов, позже - эфоров.

2. Вообще, Спарта была геронтократией. Государственное управление осуществляла герусия - совет старейшин из 28 геронтов и обоих царей. Каждый геронт не мог быть младше 60 лет. Выборы геронтов проходили так: в день выборов кандидаты, один за другим, являлись перед народным собранием. Особые лица, "выборщики", находившиеся в отдельном закрытом помещении и не видевшие кандидатов, решали, кого из них народ встречал более громкими приветствиями - эти "достойные" и становились геронтами.

3. Народное собрание состояло из спартанцев, достигших 30 лет. Голосовали криками одобрения или неодобрения, без подсчета голосов, по принципу: кто громче крикнет, тот и прав.

4. Дети в Спарте находились в безраздельной собственности государства. Сразу после рождения они подвергались тщательного досмотру. Слабых и увечных сбрасывали в пропасть с Тайгетской скалы. Здоровые дети возвращались родителям, которые воспитывали их до 6 лет. После шести дети отбирались у родителей в пользу государства. Мальчики воспитывались под надзором специальных государственных надзирателей, которых возглавлял педоном. Детей подвергали всякого рода лишениям, едва кормили скверной пищей, а иногда нарочно морили голодом. Тех же, кто пытался добывать себе пропитание самостоятельно, выслеживали и сурово наказывали. Одежда детей состояла из простого лоскута материи, а ходили они всегда босиком. Ежегодно в праздник Артемиды (Дианы, богини-охотницы) мальчиков секли до крови, иногда - до смерти; кто выживал - становился воином. Таково было спартанское воспитание.

5. Вопреки распространенному убеждению, спартанцы не знали искусства войны, например, они не умели осаждать укрепленные города и воевать на море. Все, чему их учили, - сражаться в пешем строю, "один на один" и в фаланге.

6. Ни один спартанец не имел права питаться у себя дома. Все, не исключая и царей, ели в государственных столовых. Однажды царь Агис, возвратившись после изнурительного похода, пожелал обедать у себя дома, но это было ему воспрещено. Национальным кушанием у спартанцев была т.н. "черная похлебка" - суп из крови и уксуса.

7. Умственные занятия в Спарте не поощрялись. Люди, которые пытались ими заниматься, объявлялись трусами и изгонялись. За века своего существования Спарта не дала Элладе ни одного философа, оратора, историка или поэта.

8. Спартанцы очень мало занимались и ручным трудом. Всю черновую работу за них делали общественные рабы - илоты. Угнетение рабов в Спарте было самым сильным во всей Греции. Рабы Спарты не были неграми, они вообще не были чужестранцами, это были такие же эллины-греки, но покоренные и порабощенные спартанцами.

9. Впрочем, ни один спартанец сам не мог владеть рабом (рабами). Все илоты были собственностью государство, а уж оно передавало рабов отдельным лицам "в пользование".

10. Спартанцы часто заставляли илотов напиваться допьяна, распевать непристойные песни и танцевать непристойные пляски. На этом примере "свободных граждан" Спарты обучали, как нельзя себя вести. Патриотические песни имели право петь только спартанцы.

11. Государство поощряло своих граждан шпионить за рабами. Молодых спартанцев специально посылали подслушивать речи илотов и всех, кто покажется подозрительным, убивать. Самых сильных и отважных рабов, способных на протест, убивали тайно. Спартанцы особо следили, чтобы число илотов не превышало полмиллиона, так как иначе рабы могли стать опасны для государства. Само собой, илоты, то есть греки, обращенные в рабов, люто ненавидели своих поработителей-спартанцев.

12. Ликург, главный спартанский законодатель, под конец жизни покинул Спарту. Перед отъездом он взял со своих соотечественников клятву ничего не менять в законах до его возвращения. Чтобы связать ими спартанцев намертво, Ликург не стал возвращаться на родину, а добровольно уморил себя голодом на чужбине.

13. В конце своей истории Спарта, верная установлениям Ликурга, стала именно тем, от чего он и хотел ее спасти - обществом слабых, развращенных и неспособных бездельников.

Во главе Спарты стоял не один царь, а два. Эти «цари» были не полновластными монархами, а всего лишь полководцами и первосвященниками. Реальная власть находилась в руках геронтов, позже - эфоров.

Вообще, Спарта была геронтократией. Государственное управление осуществляла герусия - совет старейшин из 28 геронтов и обоих царей. Каждый геронт не мог быть младше 60 лет. Выборы геронтов проходили так: в день выборов кандидаты, один за другим, являлись перед народным собранием. Особые лица, «выборщики», находившиеся в отдельном закрытом помещении и не видевшие кандидатов, решали, кого из них народ встречал более громкими приветствиями - эти «достойные» и становились геронтами.

Народное собрание состояло из спартанцев, достигших 30 лет. Голосовали криками одобрения или неодобрения, без подсчета голосов, по принципу: кто громче крикнет, тот и прав.

Дети в Спарте находились в безраздельной собственности государства. Сразу после рождения они подвергались тщательного досмотру. Слабых и увечных сбрасывали в пропасть с Тайгетской скалы.

Здоровые дети возвращались родителям, которые воспитывали их до 6 лет. После шести дети отбирались у родителей в пользу государства. Мальчики воспитывались под надзором специальных государственных надзирателей, которых возглавлял педоном. Детей подвергали всякого рода лишениям, едва кормили скверной пищей, а иногда нарочно морили голодом. Тех же, кто пытался добывать себе пропитание самостоятельно, выслеживали и сурово наказывали. Одежда детей состояла из простого лоскута материи, а ходили они всегда босиком. Ежегодно в праздник Артемиды (Дианы, богини-охотницы) мальчиков секли до крови, иногда - до смерти; кто выживал - становился воином. Таково было спартанское воспитание.

Вопреки распространенному убеждению, спартанцы не знали искусства войны, например, они не умели осаждать укрепленные города и воевать на море. Все, чему их учили, - сражаться в пешем строю, «один на один» и в фаланге.

Ни один спартанец не имел права питаться у себя дома. Все, не исключая и царей, ели в государственных столовых. Однажды царь Агис, возвратившись после изнурительного похода, пожелал обедать у себя дома, но это было ему воспрещено. Национальным кушанием у спартанцев была «черная похлебка» - суп из крови и уксуса.

Умственные занятия в Спарте не поощрялись. Люди, которые пытались ими заниматься, объявлялись трусами и изгонялись. За века своего существования Спарта не дала Элладе ни одного философа, оратора, историка или поэта.

Спартанцы очень мало занимались и ручным трудом. Всю черновую работу за них делали общественные рабы - илоты. Угнетение рабов в Спарте было самым сильным во всей Греции. Рабы Спарты не были неграми, они вообще не были чужестранцами, это были такие же эллины-греки, но покоренные и порабощенные спартанцами.

Впрочем, ни один спартанец сам не мог владеть рабом (рабами). Все илоты были собственностью государство, а уж оно передавало рабов отдельным лицам «в пользование».

Спартанцы часто заставляли илотов напиваться допьяна, распевать непристойные песни и танцевать непристойные пляски. На этом примере «свободных граждан» Спарты обучали, как нельзя себя вести. Патриотические песни имели право петь только спартанцы.

Государство поощряло своих граждан шпионить за рабами. Молодых спартанцев специально посылали подслушивать речи илотов и всех, кто покажется подозрительным, убивать. Самых сильных и отважных рабов, способных на протест, убивали тайно. Спартанцы особо следили, чтобы число илотов не превышало полмиллиона, так как иначе рабы могли стать опасны для государства. Само собой, илоты, то есть греки, обращенные в рабов, люто ненавидели своих поработителей-спартанцев.

Ликург, главный спартанский законодатель, под конец жизни покинул Спарту. Перед отъездом он взял со своих соотечественников клятву ничего не менять в законах до его возвращения. Чтобы связать ими спартанцев намертво, Ликург не стал возвращаться на родину, а добровольно уморил себя голодом на чужбине.

В конце своей истории Спарта, верная установлениям Ликурга, стала именно тем, от чего он и хотел ее спасти - обществом слабых, развращенных и неспособных бездельников

Что такое «лаконичное выражение»? Это умение коротко и ясно выражать свои мысли. Наверное, не все знают, что свое начало это понятие берет из Спарты, которая располагалась в Лаконии, одном из регионов Древней Греции. В Спарте не любили длинных речей, высказываться нужно было кратко и по существу.

Кстати, выражение «со щитом или на щите» также появилось в Древней Спарте. Именно так матери напутствовали сыновей, которые отправлялись в военный поход. Погибших воинов приносили на щитах, а смерть в бою была почетной. По законам того времени, имена на надгробиях писали только у мужчин, погибших в бою или у женщин, умерших во время родов.

Древний историк Плутарх писал о том, что спартанцы очень суровы и жестоки, поэтому, новорожденных детей несли к старейшинам, чтобы те определили, насколько ребенок здоров. Слабых и больных бросали со скалы. С легкой руки Плутарха эта версия дошла и до наших дней. Но, греческие историки опровергают этот миф. Археологи из Афинского университета провели раскопки в ущелье, куда по легенде бросали несчастных детей.

Ученые, действительно, нашли там множество костей, но они принадлежали взрослым мужчинам от 18 до 35 лет. Получается, что либо слухи о жестокости спартанцев преувеличены, либо искали не там, где нужно.

Спартанцы должны были питаться из общего котла. Военачальник Агис, возвратившись из похода, решил нарушить это правило и приказал подать обед домой. Ему было отказано, кроме того, Агиса подвергли наказанию в виде штрафа.

Единственным ремеслом, которым спартанцы владели в совершенстве, было военное искусство. А вот физический труд считался в Спарте унизительным занятием. Для этого использовались рабы – илоты. Кроме того, илотов заставляли пить вино, чтобы показать молодежи – в кого превращается пьяный человек.

Дети считались собственностью государства. В семилетнем возрасте мальчиков забирали из семьи и передавали в военные школы. Условия здесь были, действительно, спартанскими – воспитанники должны были пройти суровую подготовку и стать бесстрашными воинами. Кормили их скудно, поощряя воровство продуктов. Но, если кто-либо попадался его наказывали дважды: за то, что воровал и за то, что попался. Военную службу спартанец нес до 60 лет.

Известный спартанский законодатель Ликург, решил, что созданное им государственное устройство должно соблюдаться вечно. Для этого он пошел на отчаянный шаг – отправился в путешествие в город Дельфы, взяв с жителей Спарты клятву, что до его возвращения они не изменят ни один из существующих законов. Чтобы связать этой клятвой спартанцев навечно, Ликург уморил себя голодом в Дельфах.

О распаде Спарты есть интересная легенда. В 404 году спартанцы захватили несметные сокровища персидского царя. А что делать с этим богатством? Персы посоветовали разделить все это между собой. Вот тут-то все и началось. Спартанцы превратились в жадных и безвольных людей. К началу нашей эры Спарта уже входила в состав Римской империи.

Во главе Спарты стоял не один царь, а два. Эти «цари» были не полновластными монархами, а всего лишь полководцами и первосвященниками. Реальная власть находилась в руках геронтов, позже - эфоров.

Вообще, Спарта была геронтократией. Государственное управление осуществляла герусия - совет старейшин из 28 геронтов и обоих царей. Каждый геронт не мог быть младше 60 лет. Выборы геронтов проходили так: в день выборов кандидаты, один за другим, являлись перед народным собранием. Особые лица, «выборщики», находившиеся в отдельном закрытом помещении и не видевшие кандидатов, решали, кого из них народ встречал более громкими приветствиями - эти «достойные» и становились геронтами.

Народное собрание состояло из спартанцев, достигших 30 лет. Голосовали криками одобрения или неодобрения, без подсчета голосов, по принципу: кто громче крикнет, тот и прав.

Дети в Спарте находились в безраздельной собственности государства. Сразу после рождения они подвергались тщательного досмотру. Слабых и увечных сбрасывали в пропасть с Тайгетской скалы.

Здоровые дети возвращались родителям, которые воспитывали их до 6 лет. После шести дети отбирались у родителей в пользу государства. Мальчики воспитывались под надзором специальных государственных надзирателей, которых возглавлял педоном. Детей подвергали всякого рода лишениям, едва кормили скверной пищей, а иногда нарочно морили голодом. Тех же, кто пытался добывать себе пропитание самостоятельно, выслеживали и сурово наказывали. Одежда детей состояла из простого лоскута материи, а ходили они всегда босиком. Ежегодно в праздник Артемиды (Дианы, богини-охотницы) мальчиков секли до крови, иногда - до смерти; кто выживал - становился воином. Таково было спартанское воспитание.

Вопреки распространенному убеждению, спартанцы не знали искусства войны, например, они не умели осаждать укрепленные города и воевать на море. Все, чему их учили, - сражаться в пешем строю, «один на один» и в фаланге.

Ни один спартанец не имел права питаться у себя дома. Все, не исключая и царей, ели в государственных столовых. Однажды царь Агис, возвратившись после изнурительного похода, пожелал обедать у себя дома, но это было ему воспрещено. Национальным кушанием у спартанцев была «черная похлебка» - суп из крови и уксуса.

Умственные занятия в Спарте не поощрялись. Люди, которые пытались ими заниматься, объявлялись трусами и изгонялись. За века своего существования Спарта не дала Элладе ни одного философа, оратора, историка или поэта.

Спартанцы очень мало занимались и ручным трудом. Всю черновую работу за них делали общественные рабы - илоты. Угнетение рабов в Спарте было самым сильным во всей Греции. Рабы Спарты не были неграми, они вообще не были чужестранцами, это были такие же эллины-греки, но покоренные и порабощенные спартанцами.

Впрочем, ни один спартанец сам не мог владеть рабом (рабами). Все илоты были собственностью государство, а уж оно передавало рабов отдельным лицам «в пользование».

Спартанцы часто заставляли илотов напиваться допьяна, распевать непристойные песни и танцевать непристойные пляски. На этом примере «свободных граждан» Спарты обучали, как нельзя себя вести. Патриотические песни имели право петь только спартанцы.

Государство поощряло своих граждан шпионить за рабами. Молодых спартанцев специально посылали подслушивать речи илотов и всех, кто покажется подозрительным, убивать. Самых сильных и отважных рабов, способных на протест, убивали тайно. Спартанцы особо следили, чтобы число илотов не превышало полмиллиона, так как иначе рабы могли стать опасны для государства. Само собой, илоты, то есть греки, обращенные в рабов, люто ненавидели своих поработителей-спартанцев.

Ликург, главный спартанский законодатель, под конец жизни покинул Спарту. Перед отъездом он взял со своих соотечественников клятву ничего не менять в законах до его возвращения. Чтобы связать ими спартанцев намертво, Ликург не стал возвращаться на родину, а добровольно уморил себя голодом на чужбине.

В конце своей истории Спарта, верная установлениям Ликурга, стала именно тем, от чего он и хотел ее спасти - обществом слабых, развращенных и неспособных бездельников.