Дата: 20.09.2013г

Цель урока: изучить физические и химические явления, их значение, сформировать понятие о химической реакции, признаках отличающих химическую реакцию от физического явления, изучить условия возникновения и протекания химической реакции.

Задачи:

  • способствовать формированию знаний учащихся о физических и химических явлениях;
  • сформировать представлений о признаках и условиях протекания химических реакций;
  • способствовать развитию умений учащихся обращаться с лабораторным оборудованием, соблюдая ТБ;
  • продолжить развивать общеучебные умения и навыки, логическое мышление, умение анализировать, делать вывод.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Оборудование и реактивы: свеча, ступка с пестиком, мел, сульфат натрия, хлорид бария, медный купорос, щелочь, сахар-песок, хим.стаканы, пробирки, штатив, воронка, бумага фильтровальная, презентация к уроку.

Основные методы и приемы: демонстрационный эксперимент, объяснение, наблюдение, решение упражнений, взаимопроверка, беседа.

Основные понятия: физические и химические явления, химическая реакция, условия возникновения и протекания химической реакции.

Ход урока:

  1. Оргмомент.(мин.)

На столе зажженная свеча (видеослайд 1)

Мело, мело по всей земле

Во все пределы.

Свеча горела на столе,

Свеча горела.

Как летом роем мошкара

Летит на пламя,

Слетались хлопья со двора

К оконной раме.

Метель лепила на стекле

Кружки и стрелы.

Свеча горела на столе,

Свеча горела.

Учитель: мы с вами изучаем науку «химия». Давайте вспомним ее определение.

Предполагаемый ответ учащихся: Химия – наука о веществах, их свойствах, превращениях и явлениях, сопровождающих эти превращения.

Учитель: тема нашего урока – это как раз «явления , сопровождающие превращения».

Какие явления вы наблюдаете при горении? (слайд 2)

Плавление парафина (переход из твёрдого состояния в жидкое)

Затвердевание парафина (переход из жидкого в твердое состояние)

Как называются такие явления?

Горение парафина (свет и выделение тепла).

Слайд 3

Учитель записывает тему урока на доске (слайд 3). Ученики записывают в тетрадях. Число и тему урока.

Цель нашего урока – изучить подробнее эти явления. (слайд 4).

определить сущность физических и химических явлений

отметить значение физических и химических явлений

выявить признаки химических реакций

рассмотреть условия возникновения и протекания реакций

Слайд 7

Учитель: как вы думаете – все ли явления в природе одинаковы, по сути? Поднимите, пожалуйста, руки те, кто считает, что все явления, по сути, сходны или одинаковы, а теперь те, кто считает, что явления отличаются. Кто может объяснить свой выбор?В ходе беседы обсуждаются ответы учащихся – ход обсуждения сводится к объяснению нового материала на основе жизненного опыта учащихся.Все окружающие нас предметы состоят из разнообразных веществ, которые могут находиться в твердом, жидком и газообразном состоянии. Железо, сахар, поваренная соль при обычных условиях- твердые вещества, вода и спирт – жидкости, воздух – это смесь газов. Но остаются ли вещества неизменными? Что например происходит с водой, вынесенной на мороз, или со спичкой, если ее поджечь, или с упавшим в лесу деревом?Ответить на эти вопросы нетрудно: вода, вынесенная на мороз замерзает, подожженная спичка сгорает, упавшее дерево постепенно разрушается в результате гниения древесины.Иногда вещества изменяются так медленно, что кажутся как бы неизменными. Если оставить во влажном воздухе железный гвоздь, то первое время создается впечатление, что с ним ничего не происходит. Но пройдет время и мы увидим, что гвоздь покрылся бурой ржавчиной: на поверхности железа под влиянием влажного воздуха образовалось новое вещество. В природе нет неизменные веществ. Даже построенные из самых прочных материалов здания, корабли и мосты постепенно разрушаются, и поэтому время от времени их надо восстанавливать.

Мы живем в постепенно изменяющемся мире. Вам, наверно известно изречение: «Нельзя дважды войти в одну и ту же реку» Почему? Да потому, что в ней ежесекундно происходят какие –то изменения. Да и планета Земля, на которой мы живем, не остается неизменной: возникают и исчезают горные хребты, сближаются и расходятся материки, мелеют реки и моря.

пишут определение в тетрадь) слайд 8

Учащиеся открывают учебник, находят стр.11читают и записывают определения в тетрадь виде схемы 4. Первичное закрепление знаний осуществляется ввиде постановке 2-х вопросов и ответов на них в паре.2мин

Различают два вида явлений в природе: физические и химические. Физическими называют явления, при которых у веществ изменяется форма, агрегатное состояние или температура. При физическом явлении могут изменяться все три названных параметра или отдельно каждый из них.

Запишите в рабочие тетради определения физических и химических явлений. Химические явления чаще называют химическими реакциями, т.е. .

Давайте теперь на практике попробуем определить, какие явления являются физическими, а какие – химическими.

Физкультминутка. (слайд 9)

Опыт №1. В ступку поместили кусочек мела и растерли его пестиком. Что наблюдаем? Ответ: измельчение вещества, его переход из кристаллического состояния в порошкообразное.Вывод: само вещество (мел) при растирании не изменяется, изменяется только его физическое состояние.

Опыт №2 . Разрезание бумаги.

Опыт №3. Диффузия перманганата калия.

Опыт №4. Взаимодействие раствора медного купороса с раствором щелочи – химическое явление – образование нового вещества (голубого осадка) с новыми свойствами.

Опыт №5. К раствору сульфата натрия прильем раствор хлорида бария. Наблюдается образование белого осадка. Произошла химическая реакция.

Видеослайды слайд (10-18)

Учитель. По каким признакам вы определяли, какое явление – химическое или физическое происходит?

В результате беседы подводится итог – признаки химических реакций (явлений), который записывается учащимися в рабочую тетрадь: (слайд 19-20)

  1. Изменение окраски;
  2. Образование осадка;
  3. Появление запаха;
  4. Выделение газа;

Условия протекания:

  • Контакт веществ
  • Нагревание
  • Действие

электрическим током

Облучение светом

А) Химические реакции лежат в основе жизни всех живых организмов. Назовите химический процесс, который вы изучали на уроках биологии, обеспечивающий существование всех живых организмов на Земле? (фотосинтез)

Химические реакции используются в быту. Ни одно производство не обходится без химических процессов.

Если химические реакции приносят пользу, то как их можно вызвать, какие условия необходимо создать для возникновения и протекания реакций.

Установите соответствие:

Вариант 1

Физические явления: _______

Химические явления: _______

  1. Высыхание дождевых луж;
  2. Морской прилив;
  3. Лёд уронили, он разбился, и получилось несколько ледышек.

Физические явления: 1, 3, 5, 6, 8,10

Химические явления: 2, 4, 7, 9

Установите соответствие:

Вариант 2

Физические явления: _______

Химические явления: _______

  1. Выветривание горных пород;
  2. Горение керосина в лампе;
  3. Движение воздуха (ветер);
  4. Плавление куска железа;
  5. Горение спички;
  6. а мок;

Физические явления: 1, 3, 5, 7, 9

Химические явления: 2, 4, 6, 8, 10

Учитель обращает внимание на поставленные задачи в начале урока и спрашивает: «Справились ли мы с поставленными задачами?»

Взаимопроверка и выставление оценок

Поднимите руку, кто получил «5», «4» - «Молодцы»

Остальным необходимо поработать еще дома.

§3 №11-13 стр.13 Привести примеры химических явлений, которые встречаются в трудовой деятельности ваших родителей, в домашнем хозяйстве или сделать подборку стихов, загадок, пословиц о химических и физических явлениях.(выставление оценок, сообщений, ассистентам).

5.Рефлексия. (мин)

В ходе урока вы пытались овладеть самым главным в процессе познания – умением находить истину с помощью доказательств, то есть проводить исследования. Многие ученые прошлых веков опирались в своих изысканиях лишь на интуицию и в результате нередко ошибались.

Вы же с помощью опытов нашли свою истину.

1. Сегодня я понял …

2. Теперь я могу…

3. Я приобрел….

4. Меня удивило …

5. Я попробую …

6. Мне захотелось…Что интересного было на уроке?Ваше впечатление?Выводы?

Подвести итоги нашего урока можно словами Р.Ролана

(учащиеся зачитывают слова):

«Высокая цель человека науки проникать в самую сущность наблюдаемых явлений,

понимать их сокровенные силы, их законы и течения чтобы управлять ими».

5. Учитель зажигает свечу. Читает отрывок стихотворения Б.Пастернака «Зимняя ночь»

Метель лепила на стекле

Кружки и стрелы.

Свеча горела на столе,

Свеча горела…

И все терялось в снежной мгле,

Седой и белой.

Свеча горела на столе,

Свеча горела.

6. «…я могу только выразить вам свое пожелание, чтобы вы могли с честью выдержать сравнение со свечой, то есть могли быть светочем для окружающих, и что бы во всех ваших действиях вы подражали красоте пламени, честно и производительно выполняли свой долг перед человечеством»Майкл Фарадей, англ.ученый

Какие у вас ко мне вопросы?Урок закончен.Всем спасибо!

Тема: «Физические и химические реакции»

Вариант 1

Установить соответствие.

Физические явления: _______

Химические явления: _______

  1. Вода в озере покрылась коркой льда;
  2. Появление ржавчины на железном гвозде;
  3. Золотую проволоку вытянули в нить;
  4. Сжигание бензина в двигателе внутреннего сгорания (в автомобиле);
  5. Ледяная игрушка весной растаяла;
  6. Высыхание дождевых луж;
  7. Для приготовления теста в ложке смешали соду и уксусную кислоту;
  8. Морской прилив;
  9. Кусочек свинца бросили в азотную кислоту, он «исчез», «растворился», при этом выделился бурый газ;

10.Лёд уронили, он разбился, и получилось несколько ледышек

Вариант 2

Установить соответствие.

Физические явления: _______

Химические явления: _______

  1. Выветривание горных пород;
  2. Серебряная ложка на воздухе потемнела;
  3. Испарение воды с поверхности реки;
  4. Горение керосина в лампе;
  5. Движение воздуха (ветер);
  6. Скисание молока с образованием кефира;
  7. Плавление куска железа;
  8. Горение спички;
  9. Дети на пляже построили из песка за мок;
  10. Кусочек цинка бросили в соляную кислоту, при этом интенсивно начал выделяться газ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: Физические и химические явления. Химические реакции.

Дата: 20.09.2013г

Цель урока: изучить физические и химические явления, их значение, сформировать понятие о химической реакции, признаках отличающих химическую реакцию от физического явления, изучить условия возникновения и протекания химической реакции.

Задачи:

  • способствовать формированию знаний учащихся о физических и химических явлениях;
  • сформировать представлений о признаках и условиях протекания химических реакций;
  • способствовать развитию умений учащихся обращаться с лабораторным оборудованием, соблюдая ТБ;
  • продолжить развивать общеучебные умения и навыки, логическое мышление, умение анализировать, делать вывод.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Оборудование и реактивы: свеча, ступка с пестиком, мел, сульфат натрия, хлорид бария, медный купорос, щелочь, сахар-песок, хим.стаканы, пробирки, штатив, воронка, бумага фильтровальная, презентация к уроку.

Основные методы и приемы: демонстрационный эксперимент, объяснение, наблюдение, решение упражнений, взаимопроверка, беседа.

Основные понятия: физические и химические явления, химическая реакция, условия возникновения и протекания химической реакции.

Ход урока:

  1. Оргмомент.(мин.)

На столе зажженная свеча (видеослайд 1)

стихотворения Б.Пастернака «Зимняя ночь»

Мело, мело по всей земле

Во все пределы.

Свеча горела на столе,

Свеча горела.

Как летом роем мошкара

Летит на пламя,

Слетались хлопья со двора

К оконной раме.

Метель лепила на стекле

Кружки и стрелы.

Свеча горела на столе,

Свеча горела.

Учитель: мы с вами изучаем науку «химия». Давайте вспомним ее определение.

Предполагаемый ответ учащихся: Химия – наука о веществах, их свойствах, превращениях и явлениях, сопровождающих эти превращения.

Учитель: тема нашего урока – это как раз « явления , сопровождающие превращения».

Какие явления вы наблюдаете при горении? (слайд 2)

Плавление парафина (переход из твёрдого состояния в жидкое)

Затвердевание парафина (переход из жидкого в твердое состояние)

Как называются такие явления?

Горение парафина (свет и выделение тепла).

Слайд 3

Учитель записывает тему урока на доске (слайд 3). Ученики записывают в тетрадях. Число и тему урока. «Физические и химические явления. Химические реакции.»

Цель нашего урока – изучить подробнее эти явления. (слайд 4).

Итак сегодня мы должны:(слайд 5).

определить сущность физических и химических явлений

отметить значение физических и химических явлений

выявить признаки химических реакций

Рассмотреть условия возникновения и протекания реакций

Это будет планом нашего урока.

2.Изучение нового материала. (мин)

Слайд 7

Учитель: как вы думаете – все ли явления в природе одинаковы, по сути? Поднимите, пожалуйста, руки те, кто считает, что все явления, по сути, сходны или одинаковы, а теперь те, кто считает, что явления отличаются. Кто может объяснить свой выбор?В ходе беседы обсуждаются ответы учащихся – ход обсуждения сводится к объяснению нового материала на основе жизненного опыта учащихся.Все окружающие нас предметы состоят из разнообразных веществ, которые могут находиться в твердом, жидком и газообразном состоянии. Железо, сахар, поваренная соль при обычных условиях- твердые вещества, вода и спирт – жидкости, воздух – это смесь газов. Но остаются ли вещества неизменными? Что например происходит с водой, вынесенной на мороз, или со спичкой, если ее поджечь, или с упавшим в лесу деревом?Ответить на эти вопросы нетрудно: вода, вынесенная на мороз замерзает, подожженная спичка сгорает, упавшее дерево постепенно разрушается в результате гниения древесины.Иногда вещества изменяются так медленно, что кажутся как бы неизменными. Если оставить во влажном воздухе железный гвоздь, то первое время создается впечатление, что с ним ничего не происходит. Но пройдет время и мы увидим, что гвоздь покрылся бурой ржавчиной: на поверхности железа под влиянием влажного воздуха образовалось новое вещество. В природе нет неизменные веществ. Даже построенные из самых прочных материалов здания, корабли и мосты постепенно разрушаются, и поэтому время от времени их надо восстанавливать.

Мы живем в постепенно изменяющемся мире. Вам, наверно известно изречение: «Нельзя дважды войти в одну и ту же реку» Почему? Да потому, что в ней ежесекундно происходят какие –то изменения. Да и планета Земля, на которой мы живем, не остается неизменной: возникают и исчезают горные хребты, сближаются и расходятся материки, мелеют реки и моря.

Различные изменения, происходящие с веществами- явления. (пишут определение в тетрадь) слайд 8

Учащиеся открывают учебник, находят стр.11читают и записывают определения в тетрадь виде схемы 4. Первичное закрепление знаний осуществляется ввиде постановке 2-х вопросов и ответов на них в паре. 2мин

Различают два вида явлений в природе: физические и химические. Физическими называют явления, при которых у веществ изменяется форма, агрегатное состояние или температура. При физическом явлении могут изменяться все три названных параметра или отдельно каждый из них.

Химическими называют явления, при которых образуются новые вещества с новыми свойствами. Запишите в рабочие тетради определения физических и химических явлений. Химические явления чаще называют химическими реакциями, т.е. химические реакции – это химические явления .

Давайте теперь на практике попробуем определить, какие явления являются физическими, а какие – химическими.

Физкультминутка. (слайд 9)

Помощь ассистентов. Правила ТБ.

Опыт №1. В ступку поместили кусочек мела и растерли его пестиком. Что наблюдаем? Ответ: измельчение вещества, его переход из кристаллического состояния в порошкообразное. Вывод: само вещество (мел) при растирании не изменяется, изменяется только его физическое состояние.

Опыт №2 . Разрезание бумаги.

Опыт №3. Диффузия перманганата калия.

Опыт №4. Взаимодействие раствора медного купороса с раствором щелочи – химическое явление – образование нового вещества (голубого осадка) с новыми свойствами.

Опыт №5. К раствору сульфата натрия прильем раствор хлорида бария. Наблюдается образование белого осадка. Произошла химическая реакция.

Видеослайды слайд (10-18)

Учитель. По каким признакам вы определяли, какое явление – химическое или физическое происходит?

В результате беседы подводится итог – признаки химических реакций (явлений), который записывается учащимися в рабочую тетрадь: Признаки химических реакций: (слайд 19-20)

  1. Изменение окраски;
  2. Образование осадка;
  3. Появление запаха;
  4. Выделение газа;
  5. Поглощение или выделение теплоты (иногда со светом).

Условия протекания:

  • Контакт веществ
  • Нагревание
  • Действие

электрическим током

Облучение светом

Значение химических реакций. Сообщение учащегося.

А) Химические реакции лежат в основе жизни всех живых организмов. Назовите химический процесс, который вы изучали на уроках биологии, обеспечивающий существование всех живых организмов на Земле? (фотосинтез)

Химические реакции используются в быту. Ни одно производство не обходится без химических процессов.

Если химические реакции приносят пользу, то как их можно вызвать, какие условия необходимо создать для возникновения и протекания реакций.

  1. Закрепление учебного материала (мин) Слайд21

Взаимопроверка, в паре меняются тетрадями.

Установите соответствие:

Вариант 1

Физические явления: _______

Химические явления: _______

  1. Высыхание дождевых луж;
  2. Морской прилив;
  3. Лёд уронили, он разбился, и получилось несколько ледышек.

Ответы:

Физические явления: 1, 3, 5, 6, 8,10

Химические явления: 2, 4, 7, 9

Установите соответствие:

Вариант 2

Физические явления: _______

Химические явления: _______

  1. Выветривание горных пород;
  2. Горение керосина в лампе;
  3. Движение воздуха (ветер);
  4. Плавление куска железа;
  5. Горение спички;
  6. а мок;

Ответы:

Физические явления: 1, 3, 5, 7, 9

Химические явления: 2, 4, 6, 8, 10

Учитель обращает внимание на поставленные задачи в начале урока и спрашивает: «Справились ли мы с поставленными задачами?»

Взаимопроверка и выставление оценок

Поднимите руку, кто получил «5», «4» - «Молодцы»

Остальным необходимо поработать еще дома.

  1. Домашнее задание (1 мин) Слайд 22

§3 №11-13 стр.13 Привести примеры химических явлений, которые встречаются в трудовой деятельности ваших родителей, в домашнем хозяйстве или сделать подборку стихов, загадок, пословиц о химических и физических явлениях.(выставление оценок, сообщений, ассистентам).

5.Рефлексия. (мин)

В ходе урока вы пытались овладеть самым главным в процессе познания – умением находить истину с помощью доказательств, то есть проводить исследования. Многие ученые прошлых веков опирались в своих изысканиях лишь на интуицию и в результате нередко ошибались.

Вы же с помощью опытов нашли свою истину.

1. Сегодня я понял …

2. Теперь я могу…

3. Я приобрел….

4. Меня удивило …

5. Я попробую …

6. Мне захотелось…Что интересного было на уроке?Ваше впечатление?Выводы?

Подведение итогов (2мин) Слайд 23-24.

Подвести итоги нашего урока можно словами Р.Ролана

(учащиеся зачитывают слова):

«Высокая цель человека науки проникать в самую сущность наблюдаемых явлений,

понимать их сокровенные силы, их законы и течения чтобы управлять ими».

5. Учитель зажигает свечу. Читает отрывок стихотворения Б.Пастернака «Зимняя ночь»

Метель лепила на стекле

Кружки и стрелы.

Свеча горела на столе,

Свеча горела…

И все терялось в снежной мгле,

Седой и белой.

Свеча горела на столе,

Свеча горела.

6. «…я могу только выразить вам свое пожелание, чтобы вы могли с честью выдержать сравнение со свечой, то есть могли быть светочем для окружающих, и что бы во всех ваших действиях вы подражали красоте пламени, честно и производительно выполняли свой долг перед человечеством»Майкл Фарадей, англ.ученый

Какие у вас ко мне вопросы?Урок закончен.Всем спасибо!

Тема: «Физические и химические реакции»

Вариант 1

Установить соответствие.

Физические явления: _______

Химические явления: _______

  1. Вода в озере покрылась коркой льда;
  2. Появление ржавчины на железном гвозде;
  3. Золотую проволоку вытянули в нить;
  4. Сжигание бензина в двигателе внутреннего сгорания (в автомобиле);
  5. Ледяная игрушка весной растаяла;
  6. Высыхание дождевых луж;
  7. Для приготовления теста в ложке смешали соду и уксусную кислоту;
  8. Морской прилив;
  9. Кусочек свинца бросили в азотную кислоту, он «исчез», «растворился», при этом выделился бурый газ;

10.Лёд уронили, он разбился, и получилось несколько ледышек

Вариант 2

Установить соответствие.

Физические явления: _______

Химические явления: _______

  1. Выветривание горных пород;
  2. Серебряная ложка на воздухе потемнела;
  3. Испарение воды с поверхности реки;
  4. Горение керосина в лампе;
  5. Движение воздуха (ветер);
  6. Скисание молока с образованием кефира;
  7. Плавление куска железа;
  8. Горение спички;
  9. Дети на пляже построили из песка з а мок;
  10. Кусочек цинка бросили в соляную кислоту, при этом интенсивно начал выделяться газ.

Физические и химические явления

Проводя опыты и наблюдения, мы убеждаемся, что вещества могут изменяться.

Изменения веществ, которые не ведут к образованию новых веществ (с иными свойствами), называют физическими явлениями.

1. Вода при нагревании может переходить в пар, а при охлаждении – в лед .

2.Длина медных проводов изменяется летом и зимой: увеличивается при нагревании и уменьшается при охлаждении.

3.Объем воздуха в шаре увеличивается в теплом помещении.

Изменения с веществами произошли,но при этом вода осталась водой, медь – медью, воздух – воздухом.

Новых веществ, несмотря на их изменения, не образовалось.

Опыт

1. Закроем пробирку пробкой со вставленной в нее трубкой

2. Опустим конец трубки в стакан с водой. Рукой нагреем пробирку. Объем воздуха в ней увеличивается, и часть воздуха из пробирки выходит в стакан с водой (выделяются пузырьки воздуха).

3. При охлаждении пробирки объем воздуха уменьшается, и вода входит в пробирку.

Вывод. Изменения объема воздуха – физическое явление.

Задания

Приведи 1–2 примера происходящих с веществами изменений, которые можно назвать физическим явлением. Запиши примеры в тетради.

Химическое явление (реакция) – явление, при котором образуются новые вещества.

А по каким признакам можно определить, что произошла химическая реакция ? При некоторых химических реакциях происходит выпадение осадка. Другие признаки – изменение цвета исходного вещества, изменение его вкуса, выделение газа, выделение или поглощение тепла и света.

Примеры таких реакций рассмотри в таблице

Признаки химических реакций

Изменение цвета исходного вещества

Изменение вкуса исходного вещества

Выпадение осадка

Выделение газа

Появление запаха

Реакция

Признак

Изменение цвета

Изменение вкуса

Выделение газа

В живой и неживой природе постоянно протекают различные химические реакции. Наш с тобой организм тоже настоящая фабрика химических превращений одних веществ в другие.

Понаблюдаем за некоторыми химическими реакциями.

Опыты с огнем самостоятельно проводить нельзя!!!

Опыт 1

Подержим над огнем кусочек белого хлеба, содержащего органические вещества.

Наблюдаем:

1. обугливание, то есть изменение цвета;

2. появление запаха.

Вывод . Произошло химическое явление (образовалось новое вещество - уголь)

Опыт 2

Приготовимстаканчик с крахмалом. Добавим немного воды, перемешаем. Затем капнемраствором йода.

Наблюдаем признак реакции: изменение цвета (посинение крахмала)

Вывод. Произошла химическая реакция. Крахмал превратился в другое вещество.

Опыт 3

1. Разведем в стакане небольшое количество питьевой соды.

2. Добавим туда несколько капель уксуса (можно взять сок лимона или раствор лимонной кислоты).

Наблюдаем выделение пузырьков газа.

Вывод. Выделение газа – один из признаков химической реакции.

Некоторые химические реакции сопровождаются выделением тепла.

Задания

Помести в стеклянную баночку (или стакан) несколько кусочков сырого картофеля. Добавь к ним перекись водорода из домашней аптечки. Объясни, по какому признаку можно определить, что произошла химическая реакция.

Дата публикации 08.01.2013 18:41

Окружающий нас мир, при всём его богатстве и многообразии, живёт по законам, которые достаточно легко объяснить с помощью таких наук, как физика и химия. И даже в основе жизнедеятельности такого сложного организма, как человек, лежит не что иное, как химические явления и процессы.

Определения и примеры химических явлений

Элементарный пример – чайник, поставленный на огонь. Через некоторое время вода начнёт нагреваться, затем закипать. Мы услышим характерное шипение, из горлышка чайника будут вылетать струйки пара. Откуда он взялся, ведь в посуде его изначально не было! Да, но вода, при определённой температуре, начинает превращаться в газ, меняет своё физическое состояние из жидкого на газообразное. Т.е. она осталась всё той же водой, только теперь в виде пара. Это физическое явление.

А химические явления мы увидим, если опустим в кипяток пакетик с чайной заваркой. Вода в стакане или другом сосуде окрасится в красно-коричневый цвет. Произойдёт химическая реакция: под воздействием тепла чаинки начнут запариваться, выделяя цветовые пигменты и вкусовые свойства, присущие этому растению. У нас получится новое вещество – напиток со специфическими, свойственными только ему качественными характеристиками. Если туда же добавим несколько ложек сахара, он растворится (физическая реакция), а чай станет сладким (реакция химическая). Таким образом, физические и химические явления часто связаны и взаимозависимы. К примеру, если тот же чайный пакетик поместить в холодную воду, реакции не произойдёт, чаинки и вода не будут взаимодействовать, да и сахар растворяться тоже не пожелает.

Таким образом, химические явления – это такие, при которых одни вещества превращаются в другие (вода в чай, вода в сироп, дрова в золу и т.д.) Иначе химическое явление называется химической реакцией.

Физическими называются явления, при которых химический состав вещества остаётся прежним, а изменяется агрегатное состояние, размер тела, форма и т.д. (деформированная пружина, вода, замёрзшая в лёд, ветка дерева, разломанная пополам).

Условия возникновения и протекания химических явлений

О том, происходят ли химические и физические явления, мы можем судить по некоторым признакам и изменениям, которые наблюдаются у того или иного тела или вещества. Так, большинство химических реакций сопровождается следующими «опознавательными знаками»:

в результате или при протекании таковой выпадает осадок;

происходит изменение цвета вещества;

может выделяться газ, например, угарный при горении;

происходит поглощение или, наоборот, выделение теплоты;

возможно излучение света.

Чтобы химические явления наблюдались, т.е. реакции происходили, необходимы некоторые условия:

реагирующие вещества должны соприкасаться, быть друг с другом в контакте (т.е. ту же заварку нужно насыпать в кружку с кипятком);

вещества лучше измельчать, тогда реакция будет протекать быстрее, скорее наступит взаимодействие (сахар-песок скорее растворится, растает в горячей воде, чем кусковой);

чтобы многие реакции могли произойти, нужно изменить температурный режим реагирующих компонентов, охлаждая или нагревая их до некоторой температуры.

Понаблюдать за химическим явлением можно опытным путём. А вот описать его на бумаге можно при помощи химического уравнения (уравнения химической реакции).

Некоторые из этих условий работают и для возникновения физических явлений, например, изменение температуры или непосредственный контакт предметов, тел между собой. Допустим, если ударить достаточно сильно молотком по шляпке гвоздя, он может деформироваться, потерять свою обычную форму. Но она так и останется шляпкой гвоздя. Или же, при включении электролампы в сеть, вольфрамовая нить внутри неё начнёт греться и светиться. Однако вещество, из которого нить сделана, так и останется прежним вольфрамом.

Описание физических процессов и явлений происходит через физические формулы, решение физических задач.

I. Новый материал

Из курса природоведения и физики вы знаете, что с телами и веществами происходят разнообразные изменения.

Прежде чем приступить к изучению темы урока, я предлагаю вам выполнить следующее задание, не торопитесь с ответами, выполните задание до конца.

Задание:

Рассмотрите внимательно картинки и попробуйте ответить на следующие вопросы:

1. Где можно наблюдать явления, представленные на рисунках и картинках?

№1

№2

№3

№4


№5

№6

2. Дайте название каждому явлению. Какие вещества участвуют в представленных явлениях? Что происходит с каждым веществом в происходящем явлении? Запишите в рабочих тетрадях и заполните следующую таблицу:

№, Название явления

Вещество, участвующее в явлении

Изменения, происходящие с веществом

№1,..





№6,..



3. В каких явлениях образуются новые вещества?

4. Как и по каким признакам можно разделить представленные явления?

Физические и химические явления

Проводя опыты и наблюдения, мы убеждаемся, что вещества могут изменяться.

Изменения веществ, которые не ведут к образованию новых веществ (с иными свойствами), называют физическими явлениями.


1. Вода при нагревании может переходить в пар, а при охлаждении – в лед .

2. Длина медных проводов изменяется летом и зимой: увеличивается при нагревании и уменьшается при охлаждении.

3. Объем воздуха в шаре увеличивается в теплом помещении.

Изменения с веществами произошли, но при этом вода осталась водой, медь – медью, воздух – воздухом.

Новых веществ, несмотря на их изменения, не образовалось.

ПРОАНАЛИЗИРУЕМ ОПЫТ

1. Закроем пробирку пробкой со вставленной в нее трубкой

2. Опустим конец трубки в стакан с водой. Рукой нагреем пробирку. Объем воздуха в ней увеличивается, и часть воздуха из пробирки выходит в стакан с водой (выделяются пузырьки воздуха).

3. При охлаждении пробирки объем воздуха уменьшается, и вода входит в пробирку.

Вывод. Изменения объема воздуха – физическое явление.

Химическое явление (реакция) – явление, при котором образуются новые вещества.

А по каким признакам можно определить, что произошла химическая реакция ? При некоторых химических реакциях происходит выпадение осадка. Другие признаки – изменение цвета исходного вещества, изменение его вкуса, выделение газа, выделение или поглощение тепла и света.

Примеры таких реакций рассмотри в таблице

Признаки химических реакций

Изменение цвета исходного вещества

Изменение вкуса исходного вещества

Выпадение осадка

Выделение газа

Появление запаха

РЕАКЦИЯ

ПРИЗНАК


ИЗМЕНЕНИЕ ЦВЕТА


ИЗМЕНЕНИЕ ВКУСА


ВЫДЕЛЕНИЕ ГАЗА

В живой и неживой природе постоянно протекают различные химические реакции. Наш с тобой организм тоже настоящая фабрика химических превращений одних веществ в другие.

Понаблюдаем за некоторыми химическими реакциями.

Опыты с огнем самостоятельно проводить нельзя!!!

Опыт 1

Подержим над огнем кусочек белого хлеба, содержащего органические вещества.

Наблюдаем:

1. Обугливание, то есть изменение цвета;

2. Появление запаха.

Вывод . Произошло химическое явление (образовалось новое вещество - уголь)

Опыт 2

Приготовим стаканчик с крахмалом. Добавим немного воды, перемешаем. Затем капнем раствором йода.

Наблюдаем:

1. Признак реакции: изменение цвета (посинение крахмала)

Вывод. Произошла химическая реакция. Крахмал превратился в другое вещество.

Опыт 3

1. Разведем в стакане небольшое количество питьевой соды.

2. Добавим туда несколько капель уксуса (можно взять сок лимона или раствор лимонной кислоты).


Наблюдаем :
1. Выделение пузырьков газа.

Вывод. Выделение газа – один из признаков химической реакции.

Некоторые химические реакции сопровождаются выделением тепла.

Подведём итоги

1. Вещества могут участвовать в физических и химических явлениях

2. Сравнительная характеристика физических и химических явлений представлены следующей интерактивной анимацией

3. Отличие физических и химических явлений

·При физических явлениях молекулы вещества не разрушаются, вещество сохраняется.

·При химических явлениях молекулы вещества распадаются на атомы, из атомов образуются молекулы нового вещества.

Признаки химических реакций

Изменение цвета


Выпадение или растворение осадка

>> Физические и химические явления (химические реакции). Экспериментируем дома. Внешние эффекты при химических реакциях

Физические и химические явления (химические реакции)

Материал параграфа поможет вам выяснить:

> чем различаются физические и химические явления . (химические реакции);
> какие внешние эффекты сопровождают химические реакции.

На уроках природоведения вы узнали, что в природе происходят различные физические и химйческие явления.

Физические явления.

Каждый из вас неоднократно наблюдал за тем, как плавится лед, кипит или замерзает вода. Лед, вода и водяной пар состоят из одних и тех же молекул, поэтому они являются одним веществом (в разных агрегатных состояниях).

Явления, при которых вещество не превращается в другое, называют физическими.

К физическим явлениям относится не только изменение веществ, но и свечение раскаленных тел, прохождение электрического тока в металлах, распространение запаха веществ в воздухе, растворение жира в бензине, притяжение железа к магниту. Такие явления изучает наука физика.

Химические явления (химические реакции).

Одним из химических явлений является горение . Рассмотрим процесс горения спирта (рис. 46). Он происходит при участии кислорода, который содержится в воздухе. Сгорая, спирт, казалось бы, переходит в газообразное состояние подобно тому, как вода при нагревании превращается в пар. Ho это не так. Если газ, полученный в результате сгорания спирта, охладить, то часть его сконденсируется в жидкость, но не в спирт, а в воду. Другая часть газа останется. С помощью дополнительного опыта можно доказать, что этот остаток - углекислый газ.

Рис. 46. Горение спирта

Таким образом, спирт, который горит, и кислород , который участвует в процессе горения, превращаются в воду и углекислый газ.

Явления, при которых одни вещества превращаются в другие, называют химическими явлениями, или химическими реакциями.

Вещества, вступающие в химическую реакцию, называют исходными веществами, или реагентами, а те, которые образуются, - конечными веществами, или продуктами реакции.

Суть рассмотренной химической реакции передает такая запись:

спирт + кислород -> вода + углекислий газ
исходные вещества конечные вещества
(реагенты) (продукты реакции)

Реагенты и продукты этой реакции состоят из молекул. Во время горения создается высокая температура. В этих условиях молекулы реагентов распадаются на атомы, которые, соединяясь, образуют молекулы новых веществ - продуктов. Следовательно, все атомы во время реакции сохраняются.

Если реагентами являются два ионных вещества, то они обмениваются своими ионами. Известны и другие варианты взаимодействия веществ.

Внешние эффекты, сопровождающие химические реакции.

Наблюдая за химическими реакциями, можно зафиксировать такие эффекты:

Изменение цвета (рис. 47, а);
выделение газа (рис. 47, б);
образование или исчезновение осадка (рис. 47, в);
появление, исчезновение или изменение запаха;
выделение или поглощение теплоты;
появление пламени (рис. 46), иногда - свечение.


Рис. 47. Некоторые внешние эффекты при химических реакциях: а - появление
окраски; б - выделение газа; в - появление осадка

Лабораторный опыт № 3

Появление окраски в результате реакции

Окрашены ли растворы кальцинированной соды и фенолфталеина?

Добавьте к порции раствора соды I-2 капли раствора фенолфталеина. Какая окраска появилась?

Лабораторный опыт № 4

Выделение газа в результате реакции

К раствору кальцинированной соды добавьте немного хлоридной кислоты. Что наблюдаете?

Лабораторный опыт № 5

Появление осадка в результате реакции

К раствору кальцинированной соды добавьте 1 мл раствора медного купороса. Что происходит?

Появление пламени является признаком химической реакции, т. е. свидетельствует именно о химическом явлении. Другие внешние эффекты можно наблюдать и во время физических явлений. Приведем несколько примеров.

Пример 1. Порошок серебра, полученный в пробирке в результате химической реакции, имеет серый цвет. Если его расплавить, а затем расплав охладить, то получим кусочек металла, но не серого, а белого, с характерным блеском.

Пример 2. Если нагревать природную воду, то из нее задолго до кипения начнут выделяться пузырьки газа. Это растворенный воздух; его растворимость в воде при нагревании уменьшается.

Пример 3. Неприятный запах в холодильнике исчезает, если в него поместить гранулы силикагеля - одного из соединений Силиция. Силика­гель поглощает молекулы различных веществ без их разрушения. Аналогично действует активированный уголь в противогазе.

Пример 4 . При превращении воды в пар теплота поглощается, а при замерзании воды - выделяется.

Чтобы определить, какое превращение произошло - физическое или химическое, следует внимательно наблюдать за ним, а также всесторонне исследовать вещества до и после эксперимента.

Химические реакции в природе, повседневной жизни и их значение.

В природе постоянно происходят химические реакции. Вещества, растворенные в реках, морях, океанах, взаимодействуют между собой, некоторые реагируют с кислородом. Растения поглощают из атмосферы углекислый газ, из почвы - воду, растворенные в ней вещества и перерабатывают их на белки, жиры, глюкозу, крахмал, витамины , другие соединения, а также на кислород.

Это интересно

Вследствие фотосинтеза ежегодно из атмосферы поглощается около 300 млрд т углекислого газа, выделяется 200 млрд т кислорода и образуется 150 млрд т органических веществ.

Очень важны реакции с участием кислорода, который поступает в живые организмы при дыхании.

Многие химические реакции сопровождают нас в повседневной жизни. Они происходят во время поджаривания мяса, овощей, выпекания хлеба, прокисания молока, брожения виноградного сока, отбеливания тканей, горения различных видов топлива, затвердевания цемента и алебастра, почернения со временем серебряных украшений и т. п.

Химические реакции составляют основу таких технологических процессов как получение металлов из руд, производство удобрений, пластмасс, синтетических волокон, лекарств, других важных веществ. Сжигая топливо, люди обеспечивают себя теплом и электричеством. С помощью химических реакций обезвреживают токсичные вещества, перерабатывают промышленные и бытовые отходы.

Протекание некоторых реакций приводит к негативным последствиям. Ржавление железа сокращает срок работы разных механизмов, оборудования, транспортных средств, приводит к большим потерям этого металла. Пожары уничтожают жилье, промышленные и культурные объекты, исторические ценности. Большинство пищевых продуктов портится вследствие их взаимодействия с кислородом, находящимся в воздухе; при этом образуются вещества, которые имеют неприятный запах, вкус и являются вредными для человека.

Выводы

Физическими явлениями называют явления, при которых каждое вещество сохраняется.

Химические явления, или химические реакции, это превращения одних веществ в другие. Они могут сопровождаться различными внешними эффектами.

Множество химических реакций происходят в окружающей среде, в растениях, организмах животных и человека, сопровождают нас в повседневной жизни.

?
100. Найдите соответствие:

1) взрыв динамита; а) физическое явление;
2) затвердевание расплавленного парафина; б) химическое явление.
3) подгорание пищи на сковороде;
4) образование соли при испарении морской воды;
5) расслоение сильно взболтанной смеси воды и растительного масла;
6) выцветание окрашенной ткани на солнце;
7) прохождение электрического тока в металле;

101. Какими внешними эффектами сопровождаются такие химические превращения: а) горение спички; б) образование ржавчины; в) броже­ние виноградного сока.

102. Как вы думаете, почему одни пищевые продукты (сахар, крахмал, уксус, соль) могут храниться неограниченное время, а другие (сыр, сливочное масло, молоко) быстро портятся?

Экспериментируем дома

Внешние эффекты при химических реакциях

1. Приготовьте небольшие количества водных растворов лимонной кислоты и питьевой соды. Слейте вместе порции обоих растворов в отдельный стакан. Что происходит?

К остатку раствора лимонной кислоты добавьте немного кристалликов соды, а к остатку раствора соды - немного кристалликов лимонной кислоты. Какие эффекты наблюдаете - такие же или другие?

2. В три небольших стакана налейте немного воды и в каждый добавьте 1-2 капли спиртового раствора бриллиантового зеленого, известного под названием «зеленка». В первый стакан долейте несколько капель нашатырного спирта, во второй - раствора лимонной кислоты. Изменился ли цвет красителя (зеленки) в этих стаканах? Если да, то как именно?

Результаты опытов запишите в тетрадь и сделайте выводы.

Попель П. П., Крикля Л. С., Хімія: Підруч. для 7 кл. загальноосвіт. навч. закл. - К.: ВЦ «Академія», 2008. - 136 с.: іл.

Содержание урока конспект урока и опорный каркас презентация урока интерактивные технологии акселеративные методы обучения Практика тесты, тестирование онлайн задачи и упражнения домашние задания практикумы и тренинги вопросы для дискуссий в классе Иллюстрации видео- и аудиоматериалы фотографии, картинки графики, таблицы, схемы комиксы, притчи, поговорки, кроссворды, анекдоты, приколы, цитаты Дополнения рефераты шпаргалки фишки для любознательных статьи (МАН) литература основная и дополнительная словарь терминов Совершенствование учебников и уроков исправление ошибок в учебнике замена устаревших знаний новыми Только для учителей календарные планы учебные программы методические рекомендации