(VI в.) и храм Вишну (V-VI вв.) в Деогахе.

В эпоху Гуптов развивалось пе­щерное зодчество. Образцом вели­колепного единства архитектуры,

скульптуры и живописи является пещерный комплекс в Аджанте (IV- VII вв.). Среди сооружений выде­ляются чайтьи и виха"ры - общежи­тия буддийских монахов.

Скальные ансамбли Аджанты сла­вятся прежде всего своей живописью. Этот вид изобразительного искусст­ва известен в Индии с начала I тыся­челетия до н. э. Однако поскольку под действием влажного климата живо­писный слой быстро разрушается, пещерные храмы Аджанты являются едва ли не единственным сохранив­шимся памятником, по которому можно судить о росписях Гуптской эпохи. Стенопись Аджанты относит­ся к IV-VII вв., поэтому росписи, вы­полненные в эпоху Гуптов, входят в неё только как составная часть. Жи­вопись сохранилась лишь в шестнад­цати пещерах. Здесь расписывались потолки, стены и даже колонны.

Росписи пещер сложны по содер­жанию, в композициях много персо­нажей, но нет и намёка на передачу

Росписи храмов в Аджанте. IV-VII вв.

Индия.

перспективы, объёмы фигур чуть намечены. Линия, цвет и ритм со­ставляют основу всего живописно­го ансамбля. Разнообразие красок невелико, но их богатые сочетания и контрасты вызывают необычное эмоциональное чувство. Краски на росписях как будто светятся в тем­ноте. Возникает ощущение, что зем­ное и небесное гармонично соеди­нились в этом храме.

Влияние комплекса Аджанты на искусство Индии огромно. Основные стилистические и идейные особен­ности этого памятника нашли от­ражение и в скульптуре Гуптской эпохи. Гуптский Будда - образ иде­альный, воплощающий идею дости­жения нирваны. Именно таким он предстаёт в знаменитой статуе из Сарнатха (V в.). Божественный Будда восседает на троне, богато украшен­ном скульптурными изображения­ми и орнаментом. Его фигура лише­на всех черт живой человеческой плоти. Будда сидит в позе «лотоса», его руки сложены в жесте поучения.

В гуптской художественной культуре буддийское искусство пе­режило свой последний расцвет, надолго уступив место изображе­нию богов индуизма.

ИНДИЯ VI-X ВЕКОВ

В VI столетии, после заката дина­стии Гуптов, страна вновь распалась на небольшие государства, правите­ли которых в политике опирались не только на военную силу, но и на религию индуизма. Пантеон этой религии чрезвычайно обширен. В Средневековье возводились храмы главным индуистским богам - Ши­ве, Вишну, Брахме, составляющим Тримурти.

В VII в, на юге Индии в портовом городе Махабалипураме был возве­дён огромный храмовый ансамбль. Этот священный комплекс воздвиг­ли на природной площадке, распо­ложенной между горами и океаном. Таким образом, комплекс как бы соединял две природные стихии:

воду и землю. В ансамбль вошли индуистские пещерные храмы, во­семь небольших святилищ, выруб­ленных из цельной скалы, знамени­тый Прибрежный храм Шивы, а также широко известный наскаль­ный рельеф «Нисхождение Гаити на землю».

В архитектуре комплекса выделя­ются монолитные храмы-ратхи, посвящённые эпическим героям «Махабхараты». Таковы ратха Арджуны, ратха Бхимы и др. Эти маленькие храмы Махабалипурама чередуются с высеченными из скал большими фигурами священных животных - слонов, львов и быков. «Разгуливаю­щие» и «отдыхающие» среди ратх животные как бы связывают архи­тектурные формы с прибрежным ландшафтом.

В храмовом комплексе Махабалипурама скульптура не только украша­ет архитектуру, но и служит центром всей композиции. Таков огромный (около тридцати метров в длину) на-

Ходит много легенд и домыслов. Многие вопросы задаваемые людьми, так и остаются без ответа на протяжении многих лет. Да и само происхождение пещер Аджанты то же весьма странно, почему именно в этом месте, как удалось так быстро построить, почему храмы покинули люди и т.д.

Светящиеся краски в пещерах Аджанты

Многие пещерные храмы Аджанты имеют уникальную яркую роспись стен и потолков, но изюминкой расписных стен является краска, которая способна аккумулировать свет и изучать его в темноте. Как древние художники производили светящиеся краски и зачем они это делали?

Остается вопрос о самих наскальных росписях, каким образом художники расписывали стены в полной темноте пещер? Вероятно, они использовали отражение солнечного света от белой ткани расположенной внутри пещеры, а сам поток солнечного света направляли вглубь пещеры с помощью отполированных листов металла, но это всего лишь догадки.

Проклятие пещер Аджанты

В 1844 году по распоряжению Ост-Индийской компании в Аджанту прибывает капитан Британской армии и по совместительству талантливый художник Роберт Гилл. Основная задача Роберта Гилла состояла в кропотливом документировании всего что было изображено на стенах пещер.

Роберт старательно выполнял порученную работу, которая ему очень нравилась. Художник кропотливо копировал наскальные фрески на полотно, а позже их прорисовывал и добавлял цвета. На эту работу Роберт потратил 20 лет своей жизни, большую часть времени из этих 20 лет он не выходил на свет, стараясь каждую минуту уделять своему любимому делу.

Часто от индусов он слышал о проклятии пещер Аджанты, но не обращал особого внимания на эту легенду. Но с течением времени все чаще задумывался о том, не нарушает ли он покой богов своим присутствием, а причиной таких мыслей стал случай произошедьший с ним в 1866 году. Именно тогда, в Хрустальном дворце Лондона была выставка его работ из пещерных храмов Аджанты, по удивительному стечению обстоятельств на выставке случился пожар, в котором Роберт чуть не погиб. Тогда в огне пропали все его труды за 20 лет, да и от самого дворца тоже ничего не осталось.

Роберт долгое время не находил себе места, но все же вновь приехал в Аджанту и начал все с чистого листа. Однако, завершить свою работу художнику было не суждено и вскоре он умирает. Понять, что за болезнь свела в гроб Роберта Гилла в те времена определить не удалось и Роберта похоронили недалеко от пещер, которыми он так восторгался.

В 1872 году Администрация Бомбейского президентства (одной из провинций Британской Индии) вновь заказывает выполнить копирование росписей. На этот раз заказ принял Джон Гриффитс, директор Школы искусств в Бомбее. Гриффитс и его ученики выполнили копии на 300 полотнах, но треть из них вновь погибла в пламени пожара в Лондонском имперском институте в 1885 году.

После было предпринято еще несколько тщетных попыток, которые также были провальными. Вплоть до 2005 года, все копии фресок (164 картины) из пещерных храмов Аджанты хранились в запасниках и были недоступными для исследователей и зрителей.

Множество охотников за сокровищами, которые пытались соскрести часть фресок, наносили лишь непоправимый урон и никакого финансового профита для себя. Большинство артефактов, которые покидали пещеры Аджанты, умирали сами и уводили на тот свет всех кто имел к этому причастие.

Сегодня, есть только один случай, когда произведению древней живописи из Аджанты (фреска размером 38 x 26 см), удалось выжить без ущерба для себя. Часть древней фрески из пещеры номер 16, которую вырезал Джеймсон Эдвин Уильямс в первой половине девятнадцатого века.

Древняя фреска (возраст которой оценивается примерно концом V века н.э.) хранится в коллекции Бостонского музея изящных искусств. Фреска была продана за тысячу фунтов стерлингов на аукционе Сотбис в Лондоне в 1924 году.

Случай из жизни

Несмотря на то, что я во все эти страшилки не верю, со мной в Аджанте произошел интересный случай. Посмотрев все пещеры и облазив все вьюпоинты, я уже собрался идти на выход, но особого желания покидать пещерный комплекс не было и я решил еще раз налегке (без фотографирования) пройти по пещерам. Пройдя по второму кругу все пещеры и побеседовав с реставраторами, которые устроили себе офис в одной из пещер я вновь направляюсь на выход, но странное чувство меня так же как и ранее не отпускает.

Ощущение подобно тому, когда сидишь с приятелями в кафе на Невском проспекте, а твою неправильно припаркованную машину «ожидает» свободный эвакуатор. Решил проверить свои вещи, на предмет, не потерял ли я чего, но все мои вещи были на месте и даже более того. В рюкзаке обнаружился камень, который я подобрал «на память» в одной из незавершенных пещер (я про него существование уже и забыл), камень пришлось вернуть на место и только после этого мне стало легче. Ерунда конечно, но что-то демоническое все же в пещерах Аджанты есть.

В 321 г. до н. э. в Индии возникло первое объединённое государство - империя Маурьев. Их столицу - Паталипутру (в долине Ганги) - опи­сывали древнегреческие авторы. Го­род окружала мощная стена с дозорными башнями и рвом. Боль­шинство архитектурных сооруже­ний были из дерева.

В строительстве и скульптуре ка­мень начали широко применять во времена правления царя Ашоки (268-232 гг. до н. э.), что в первую очередь связано с утверждением буддизма в качестве государствен­ной религии. Власти стремились увековечить основы буддизма в мо­нументальном искусстве, которое принято называть «искусством Ашоки». Это прежде всего мемориальные колонны, на которых высечены ука­зы правителя. Такую колонну нель­зя назвать архитектурным соору­жением в полном смысле слова: она соединяет в себе элементы зодчест­ва и скульптуры.

Колонна, или стамбха, представ­ляет собой хорошо отполирован­ный каменный столб. Стамбхи быва­ют высотой более десяти метров и завершаются капителью со скульп­турными изображениями животных Самая знаменитая из них - Львиная капитель из Сарнатха (середина III в. до н. э.). Столб, нёсший эту капитель, по преданию, был поставлен на том месте, где Будда произнёс свою пер­вую проповедь.

Со времени царя Ашоки в архи­тектуре получили распространение буддийские мемориальные и погре­бальные памятники - ступы. Ран­ние ступы в буддизме служили для хранения реликвий самого Будды. Существует легенда о том, что Буд­ду как-то спросили, каким должно быть его погребальное сооружение. Учитель постелил на землю свой плащ и перевернул на него круглую чашу для сбора подаяний. Так ступа

Стамбха Ашоки. Середина III в. до н. э.

Индия.

Стамбха Ашоки.

Фрагмент.

Середина III в. до н. э.

Индия.

*Нирвана - психологи­ческое состояние полноты внутреннего бытия, отсутст­вия желаний, совершенной удовлетворенности, абсолют­ной отрешённости от внеш­него мира, освобождения от оков материи, бесконеч­ной цепи рождений и смер­тей (сансары).

**Буддизм - мировая ре­лигия наряду с христианст­вом и исламом. Одним из главных представлений буддизма является видение жизни как страдания. Прео­долеть его и познать истину можно, пройдя путь спасе­ния. Высшей целью в буд­дизме является нирвана - просветление, освобождение человека от плена земных перерождений и, наконец, соединение с космическим порядком - Абсолютом.

с самого начала приобрела полусфе­рическую форму.

Полусфера, символ Неба и бес­конечности, в буддизме означает нирвану Будды и самого Будду. Центральный шест ступы - ось Вселенной, соединяющая Небо и Землю, символ Мирового Древа Жизни. «Зонты» на конце шеста, ступени восхождения к нирване, считаются также и символом власти.

Одна из самых древних сохра­нившихся ступ, сооружённых при Маурьях, - ступа в Санчи (около 250 г. до н. э.). Позже она была пере­строена и чуть увеличена в размерах. Полусферический купол ступы поко­ится на круглом основании с терра­сой, служившей для ритуального об­хода. С южной стороны к террасе ведут лестницы. Купол ступы над­строен каменным кубом с квадрат­ной оградой, форма которой повто­ряет очертания алтарей эпохи вед и может считаться символом Земли или горы Меру. Ступу окружает мас­сивная ограда. По четырём сторонам света в ней сделаны ворота - тораны, украшенные рельефом.

Ранняя ступа была воздвигнута также в Бхархуте. До нашего време­ни дошла ограда с воротами. Само сооружение времён царя Ашоки не сохранилось. На рельефах столбов ограды предстают древнейшие бо­жества в облике человека: якши и якшини - духи подземных недр и сил природы, тесно связанные с культом плодородия. Поскольку якшини про­изошли от богинь растительного царства, иногда их изображали духами дерева. В буддизме якши и якшини считались низшими божествами, по их роль значительна, так как они являлись в широком смысле охранителями учения, а в более уз­ком - святого места, буддийского сооружения от злых духов, поэтому их часто изображали попарно на ог­радах и воротах ступы, а также дру­гих культовых построек.

Ещё один вид буддийской архи­тектуры - пещерные храмы. Пеще­ра Ломас Риши в Бодх-Гаи - оваль­ное святилище и прямоугольный зал - была высечена при Ашоке

(около 250 г. до н. э.). Стены храма тщательно отполированы. Его фасад и план послужили образцами для более поздних культовых построек I в. н. э.

Монументальная скульптура из камня - вид искусства, который получил при Маурьях широкое рас­пространение. В скульптуре ранне­го буддизма изображения Будды в облике человека не встречались.

Рельеф колонны ступы в Бхархуте. III в. до н. э.

Индия.

Львиная капитель стамбхи в Сарнатхе. Середина III в. до н. э.

Археологический музей, Сарнатх. Индия.

Ступа. Ill- - I вв. до н. э.

Индия.

Будда и его учение представали в об­разах священного дерева Бо (под ним Учитель достиг просветления), трона Будды и Колеса Закона, изо­бражения ступы или отпечатка сто­пы великого проповедника. Эти изображения символизировали раз­личные этапы жизненного пути Учителя: рождение, распростране­ние учения, достижение нирваны. Стиль этих изображений обобщён­но-декоративный и чрезвычайно напоминает резьбу по дереву или слоновой кости.

При Маурьях создавались статуи, и сегодня поражающие монумен­тальностью образа, законченностью и совершенством форм. Такова скульптура якшини из Дидарганджа (около III в. до н. э.). Богиня в образе молодой женщины стоит держа в руках опахало. У неё пышные, тяжё­лые формы (широкие бёдра, чуть выступающий живот, большая грудь). Превосходная полировка придаёт статус завершённость, а крупные формы якшини удивительно сочета­ются с мельчайшими деталями её одежд и украшений.

Аджанта (Ajanta) - заброшенная деревенька в центральной Махараштре на расстоянии 100 км. от Аурангабада. Благодаря своим пещерных храмам, наполненным уникальными скульптурами и фресками Аджанта включена в реестр мирового наследия .

История скальных храмов Аджанты

Пещеры Аджанты были обнаружены в 19 веке британскими чиновниками, наткнувшимися на них во время охоты на тигров.

Начало строительства пещер Аджанты датируется от 5 до 2 века до нашей эры, а окончание 650 годами.
В Аджанте в общей сложности 29 пещер, выдолбленных в ручную, как предполагается, в качестве монастырей, мест обучения и уединения буддийских монахов. Строились пещеры также монахами, которые при помощи самых простых материалов и инструментов создали потрясающие образы, украшающие стены пещер. Некоторые пещеры имеют барельефы и скульптурные изображения тонкой работы, другие украшены изысканными фресками, свидетельствующими о высоком уровне изобразительного исскуства Индии того времени. Многие пещеры изображают сцены из Джатак, иллюстрируют различные инкарнации Будды. Образы нимф и принцесс, имеющиеся среди прочих изображений, также переданы очень тщательно.

Около 7 века зодчие покидают пещеры Аджанты по некоторой неизвестной причине, и очевидно перемещаются в Эллору. Возможно это было связано с упадком, который в тот период переживал в Индии.

Аджанта, что посмотреть?

Не все пещеры Аджанты одинаково интересны, некоторые представляют просто выдолбленные в камне залы, почти лишенные украшений видимо они использовались как склады или какие то хозяйственные помещения, возможно они просто не были закончены.

Пещеры 2, 16, 17 украшены фресками, освещение или никакое или плохое, многие фрески, что видны находятся в состоянии плачевном. Большинство фоток, встречающихся в альбомах и на сайтах оттуда видимо отретушированы, а откорректирован.
Потрясающие расписные потолки, которые местами сохранились лучше настенных фресок.
Пещеры 1, 4, 19, 24 и 26 имеют действительно интересные .

Интересны в Аджанте чайтьи, которых тут много, некоторые украшены прекрасной резьбой, другие росписями. Причем резьба здесь на мой взгляд интересней и фресок и рельефов полее поздней по времени строительства Эллоры.
Наибольшее на меня произвела пещера № 26. Это чайтья. По левую сторону от входа, головой ко входу лежит спящий или ушедший в нирвану гигантский семиметровый , отгороженный от центрального зала колоннами и просто не влезающий в кадр. В его ногах сюжеты из его жизни. Рядом с чайтьей слева сидящего на возвышении в позе медитации Будду обступили красавицы, целая толпа прекрасных женщин, группа просто потрясающая. Эти красавицы почти стерли у меня все предшествующие впечатления, а больше открытых для осмотра пещер в Аджанте нет. Из 28 имеющихся пещер 4 или 5 закрыты на реставрацию

В пещерах снимать на нельзя, только снаружи, со вспышкой снимать тоже нельзя, света явно не достаточно, поэтому часть рельефов и фресок просто не видна ни глазу, ни объективу. В некоторых пещерах смотрители вообще запрещают снимать, но если дать денег - то снова можно.

Выходной - понедельник. Входной стоит 250 рупий или 5 баксов, есть еще световой билет и билет на видео(!), я их купила, но они абсолютно не нужны, слабое освещение есть и так, большего никто не включает и за дополнительную плату.

Пещера Аджанты открыты ежедневно с 9.00 до 17.30

Добраться в Аджанту

из Аурангабада можно демократическими автобусами, время в пути около 4 часов, на такси около 2.5 часов (1200 рупий в оба конца).
От парковки до пещер ходят специальные зелененькие , до которых нужно пройти по дорожке мимо торговцев, автобус примерно 20 минут, стоит 6 и 10 рупий в один конец в зависимости от наличия AC.
От конечной до пещер нужно протопать по довольно крутой и длинной лесенке в гору, без остановок сделать нам это не удалось, правда для немощных тут предусмотрены носилки.

Кстати, на подступах к Аджанте много магазинчиков, где торгуют альбомами фотографий Аджанты и Эллоры очень приличного качества по цене от 200 до 500 рупий в зависимости от толщины и формата и открытками, больше таких я нигде не видела.
В Аджанте есть , но мы решили не оставаться там на ночлег, если приезжаешь утром - светового дня вполне достаточно чтобы осмотреть все.

Буддистский пещерный монастырь Ajanta расположен в штате Maharashtra (Махараштра), в центральной части Индии. Комплекс состоит из 29 пещер, в 13 из которых сохранились уникальные росписи, покрывающие стены, колонны и потолок. Аджанта входит в список ЮНЕСКО, и является важной туристической достопримечательностью Индии.

История пещерных храмов

Монастырский комплекс создавался на протяжении семи столетий - со II в. до н. э. до V в. Наиболее интенсивное строительство велось в конце этого периода. Монахи жили в монастыре предположительно до XI-XIII вв. К этому времени индийский буддизм уступил свои позиции в стране возрождавшемуся индуизму и активно насаждавшемуся мусульманскими захватчиками исламу. Аджанта оказалась заброшенной и забытой.

Второе открытие пещерного монастыря состоялось в 1819 г. Охотившиеся в джунглях на тигров английские солдаты, раздвинув густые заросли, обнаружили вход в пещеру. Англичане вошли в него, зажгли факелы, и неожиданно оказались в большом расписанном зале с колоннами и каменной буддистской ступой. Затем они обнаружили множество тропинок, ведущих в другие пещеры скалы, имеющей форму подковы.

За следующую четверть века Аджанту посетили несколько учёных и туристических групп.

Серьёзное исследование пещерного комплекса предпринял в 1843 г. британский археолог Джеймс Фергюсон. Он подробно описал пещеры, указал на их научную ценность и необходимость спасения разрушающихся росписей.

Хотя заброшенность и труднодоступность Аджанты способствовали её сохранности, росписи продолжали исчезать под воздействием времени и климата.

После доклада Фергюсона Королевскому Азиатскому обществу, в монастырь в 1844 г. был командирован художник Роберт Гилл. Перед ним поставили задачу тщательно скопировать уникальную наскальную живопись на полотно. Гилл очень добросовестно подошёл к своему делу, которому посвятил два десятилетия жизни. Во время работы до нередко болевшего художника доходили разговоры индусов о проклятии, довлеющем над пещерами, но он не придавал им значения.

По окончании работы он показал свои труды в Хрустальном дворце Лондона. Увы, плоды 20-летней кропотливой работы художника сгорели в крупном пожаре, случившимся в 1866 г. на выставке. Тогда и пришлось ему вспомнить легенду о мести богов потревожившим их людям. Гилл нашёл в себе силы вновь приехать в Аджанту, и начать всё сначала. Вскоре, однако, он умер от неизвестной болезни, и был похоронен недалеко от пещер.

Следующую попытку копирования наскальной живописи предпринял бомбейский искусствовед Джон Гриффитс с учениками. Как ни странно, но на выставке в 1885 г. в Лондоне, где они представили выполненные ими 300 живописных полотен, произошёл пожар, и треть картин была уничтожена.

Единственная успешная попытка вывезти фрагмент фресок без негативных последствий для себя удалась Джеймсу Эдвину Уильямсу в первой половине XIX в. Сейчас эта древняя фреска V в. находится в Бостоне, в экспозиции Музея изящных искусств.

Широкую общественную известность пещерный монастырь получил менее века назад - в 1928 г. Тогда многие газеты опубликовали серию фотоснимков, сделанных итальянскими учёными, исследовавшими древний памятник.

29 пещер Аджанта

Пещерный монастырь простирается более чем на полкилометра в ущелье реке Waghora (Вагхора). От параллельной берегу дороги проложены ответвления в каждую из 29 пещер. Их входы соединены построенной много позже террасой.

Пещеры были пронумерованы Фергюсоном по направлению с востока на запад. Эта последовательность не совпадает с хронологией строительства. Самые древние пещеры находятся в центре комплекса, а получившие первые два номера были обустроены позже других.

Некоторые пещеры (№ 9, 10 и 12) были созданы в более ранний хинаянский период развития буддизма. В это время акцент делался на независимом совершенствовании личности в монашеской общине. Поэтому в них нет статуй Будды. Махаянскому периоду свойственен сложный религиозный культ. В пещерах, датированных этим временем, много картин и статуй Будды, а потолки декорированы растительными орнаментами и изображениями птиц и животных. Этот приём древних живописцев позволял им визуально приподнять высоту.

Сохранившуюся в 13 пещерах настенную и потолочную живопись можно назвать живописной энциклопедией жизни древней Индии. Поскольку Будда - не бог, а учитель человечества, живший среди людей, то в посвящённых ему сюжетах часто изображаются картинки повседневного быта. Много эротических рисунков, которые в Индии никогда не считались антагонистами религиозных сюжетов.

До сих пор непонятно, как древние мастера в полумраке смогли создать такую высокохудожественную роспись. По одной из версий, они направляли внутрь пещеры отражённые полированным листом металла солнечные лучи. Для их дальнейшего распространения вглубь могла быть применена белая ткань. Другой загадкой Аджанты остаётся обнаруживаемая при реставрациях светящаяся краска древних мастеров, сохранявшая свою яркость много веков. Она способна воспринимать свет, накапливать его, а затем излучать в темноте.

Храмы Чайтья

Из 29 пещер 5 были отведены под молитвенные храмы (caitya, чайтья), а оставшиеся 24 (vihara, вихара) - под общежития монахов или святилища Будды. Чайтья представляют собой узкий зал с высоким потолком и множеством колонн по бокам. Солнечный свет поступает через единственное окно над входом.

К чайтья относятся пещеры № 9, 10, 19, 24 и 26. Первые две из них - самые старые. Именно пещеру № 10 первой обнаружили англичане. Она состоит из центрального зала, боковых восьмиугольных столбов и замыкающей пространство каменной ступы. В пещере 19 можно увидеть множество нарядных резных элементов фасада, подковообразное окно, тройную ступу и множество изображений Будды в разных позах. Особенность пещеры 26 - огромная статуя лежащего Будды. Стены покрыты многочисленными высеченными эпизодами его жизни.

Пещеры Вихара

Большинство пещер Аджанты -- Вихара. Они, как правило, имеют квадратный зал с плоским потолком и расположенными по бокам монашескими кельями. В них собирались, трапезничали и отдыхали монахи.

Пещера 1 - самая большая: её высота - 6 м, а ширина - 12. Она считается и самой красивой. В ней находится наиболее известное произведение наскальной живописи Аджанты - изображение Bodhisattva Padmapani (Бодхисаттвы Падмапани) . Потолок пещеры покрывает прекрасная роспись с удивительно точной художественной перспективой.

Пещера 2 не уступает № 1 красотой росписи потолка, а пещера 17 выделяется наилучшей сохранностью фресок. Их основные сюжеты - обыденная жизнь и путешествия царственных особ.

Как добраться до пещер Аджанты

Большинство туристов приезжает в Аджанту из центра штата Махараштра - города Aurangabad. Туда ходят поезда из Дели, Мумбаи, Джалгаона и Бхусавала. Есть в Аурангабаде и аэропорт, в который прилетают самолёты местных авиалиний.

Расстояние от Аурангабада до пещер Аджанты - примерно 100 км. В этом направлении работает автобус Аурангабад - Джалгаон. На нём за 2 часа и 80 INR (индийских рупий) следует доехать до посёлка Fardapur. Рядом с ним есть Т-образный перекрёсток, от которого до пещер - 5 км. Их можно преодолеть на часто курсирующих автобусах, заплатив 5 INR.

Монастырский комплекс открыт с 9 до 17:30. Входной билет для иностранцев стоит 250 INR, ещё 25 INR нужно заплатить за видеосъёмку. Следует учитывать, что по понедельникам пещерный монастырь закрыт.