Глинская пустынь отошла Киевской митрополии. Около 1704-1706 гг. по благословению Киевского митр. Варлаама (Ясинского) она была приписана к Бутыринскому Петропавловскому монастырю Глуховского уезда Черниговской губернии, а в г., после измены Мазепы, пожалована кн. А. Д. Меншикову , который стал благотворителем обители. Он отдал Глинской пустыни около пяти тысяч гектаров земли, построил кельи и деревянную церковь в честь Вознесения Господня (). В донесении 1730 г. Киевского архиеп. Варлаама (Ванатовича) в Святейший Синод сказано, что Глинская пустынь благодаря дару «князя Меншикова стала обширнейшей» .

Указами имп. Анны Иоанновны и Синода от 11 октября года Глинская пустынь вошла в подчинение Синодальной области и приписана к путивльскому Молченскому монастырю , в г. стала самостоятельной, заштатной.

В монастыре был введен особый Глинский распев, партесного пения прп. Филарет не допускал. В пустыни совершались непрерывное чтение Псалтири и ежедневное поминовение по особому синодику. В 1-ю неделю каждого месяца совершалось освящение воды. Среди особенностей богослужения Глинской пустыни было ношение диаконами по храму дарохранительниц, каждение кациями (кадильницами с ручками).

Второй и третий отделы устава регламентировали обязанности настоятеля, старшей и рядовой братии. Иноки не имели собственности, никого не принимали в кельях, с родственниками встречались изредка и только в гостинице. Каждый поступавший в обитель поручался для духовного окормления старцу , который назначал ученику келейное правило, послушания, ежедневно принимал исповедь и откровение помыслов. Помимо существовавших послушаний духовника и казначея прп. Филарет ввел в пустыни должности благочинного, ризничего, уставщика, экклисиарха, эконома, больничного, гостинника и др. Согласно 25-й главе, братию, не исполнявшую устава, удаляли из пустыни.

Среди старцев, подвизавшихся в Глинской пустыни при игум. Филарете , известны иеромонахи Василий (Кишкин) , Анастасий, духовниками братии были иеромонахи Аввакум, Варсонофий, принявший постриг на Афоне иеросхим. Пахомий (Сковородка) , с 1824 года - иеросхим. Порфирий (Мамчич) , с 1826 года - иеросхим. Пантелеимон Отшельник (+ 1831). В пустыни подвизались ученики прп. Филарета мон. Феодот (Левченко) (+ 1859); иеросхим. Макарий (Шаров) (+ 1864), схим. Евфимий (Любимченко) (+ 1866) и схиархим. Илиодор (Голованицкий) (+ 1879), схим. Марк (Карлов) (+ 1893), иеросхим. Илиодор (Захаров) (+ 1895), схим. Архипп (Шестаков) (+ 1896), схим. Лука (Швец) (+ 1898), мон. Петр (Лешков) (+ 1898), духовник и скитоначальник иером. Феоктист (Бородин) (+ ок. 1911), иером. Аристоклий (Ветер) , иером. Иулиан (Гагарин) (+ ок. 1911), иером. Софроний (Юденков) (+ ок. 1911) и др. Некоторые из них окормляли как братию, так и мирян. До г. послушники могли ходить на откровение помыслов к любому старцу или братскому духовнику. Игум. Иоанникий ввел более строгий порядок: при поступлении в обитель каждому назначался старец (по своему желанию нельзя было избирать), которому ежедневно следовало открывать помыслы и поступки, без благословения его ничего нельзя было предпринимать.

В корпусах Глинской пустыни образован был городок для детей Поволжья, в г.- сельскохозяйственная артель, реорганизованная в г. в колхоз «Красный Октябрь» (с. Сосновка), в г. - в промкомбинат по изготовлению сельхозинвентаря. Часть братии перешла в Рыльский Никольский монастырь , Дранский Успенский и другие монастыри, некоторые служили на приходах, жили у родственников, в ссылке находились схиигум. Андроник (Лукаш) , схиархим. Серафим (Романцев) , схиигум. Николай (Хондарёв) , иеросхим. Иоанн (Примаков) , схим. Симон (Хондошко) и др. Последний настоятель архим. Нектарий (Нуждин) жил в Путивле.

К концу 1942 года в пустыни проживали 12 насельников, в году - ок. 25, в году - 60 (34 монаха и 26 послушников). В 1942 г. Глуховское лесничество передало монастырю больницу с Крестовоздвиженской церковью и двухэтажный архиерейский корпус, в котором устроили кельи, трапезную, кухню, просфорню. Библиотека насчитывала ок. 600 книг. Глинская пустынь содержалась на пожертвования прихожан; при поступлении в обитель насельники приносили кто что мог (продукты, одежду, домашних животных). Не хватало одежды, обуви, литургии совершали в лаптях. Часто на трапезе вместо хлеба была вареная свекла. В году пустынь получила от Сосновского сельского совета 5 га болотистой земли, которую использовали под огород; зерновые не сеяли. Весной г. Шалыгинский райсовет выделил Глинской пустыни около 10 га земли, на которых сеяли овес, просо, ячмень, кукурузу, фасоль. К году в Глинской пустыни было две лошади, два вола, три коровы, бык, устроена пасека на 14 ульев.

Братия соблюдала строгий богослужебный устав, во многом благодаря опытному уставщику, слепому иеросхим. Никодиму (Калиушу) (+ 1953). В 4 часа утра служили полунощницу, утреню, затем следовали 3-я и 6-я песни канона, читались святоотеческие поучения и Пролог, первый час. В 7 ч. 30 мин. читался акафист Спасителю, в субботу - Божией Матери. В 9 ч. совершалась литургия, с 11 ч.- требы. В 16 ч. начиналась вечерня, в 18 ч.- повечерие с канонами. После вечернего правила встречи и разговоры не допускались. Келейное правило давалось старцем, обычно включало Евангелие, Апостол, Псалтирь, пятисотницу с земными и поясными поклонами. На келейную молитву перед утренней службой насельники вставали в 2 часа ночи. Воскресные и праздничные богослужения начинались в 16 часов малой вечерней, с 18 часов до 1 часа ночи служилось всенощное бдение. В 6 часов начиналась воскресная или праздничная полунощница, затем соборный Акафист Пресвятой Богородице, часы и литургия, которая оканчивалась в 13 часов. По праздникам звонили в маленькие колокола и подвешенные рейки. Как и прежде, кадили кациями, с «гробницею» на плечах. Пение совершалось двумя клиросами на гласы и подобны. Левый клирос придерживался распевов Глинской пустыни, правый - обихода и распевов Киево-Печерской лавры . В храме монахи стояли отдельно от богомольцев, в особой комнате.

В 1940-50-х годах в Глинской пустыни сохранялась традиция старчества . При схиархим. Серафиме братским духовником был схиигум. Антоний (Ветер) , затем - архим. Антоний (Прохода) , схиархим. Серафим (Романцев) , благочинным - иеросхим. Иов (Полхов) , затем - схиархим. Андроник (Лукаш) . С середины 1940-х годов в пустыни подвизались архимандриты Тихон (Беляев) , Артемий (Миньковский) , иеросхимонахи Иов (Полхов) , Петр (Дробязка) , Мелетий (Шечко) , Алексий (Заярный) и др. Среди поступивших в Глинскую пустынь после 1945 г. были опытные подвижники, схииером. Оптиной пустыни Паисий (Гришкин) , схим. Новоафонского монастыря Симон (Хондошко) , постриженик Св. Горы схим. Варсонофий (Середа) . Старцы окормляли паломников, приезжавших в Глинскую пустынь со всей страны, вели переписку.

Постройки

Согласно офицерской описи подпоручика А. Рязанцева, к 1764 году в Глинской пустыни находились

  • деревянный на каменном фундаменте Богородице-Рождественский собор с резным позолоченным четырехярусным иконостасом, на южных вратах располагалась чудотворная Глинская икона ;
  • теплый храм во имя свт. Николая Чудотворца (сгорел в 1769 вместе с монастырским архивом);
  • деревянные колокольня с пятью колоколами, настоятельский и братский корпуса, трапезная, кухня, хлебная с погребом и ледником, шесть амбаров, конюшня, два сарая, за оградой - гостиница.

В - годах был возведен каменный собор в честь Рождества Богородицы: восьмерик на двухэтажном четверике. На нижнем этаже собора находились главный престол в честь Рождества Богородицы и притвор с теплым приделом во имя свт. Николая Чудотворца, на верхнем этаже - небольшой придел в честь Преображения (по описи 1817 г.- Вознесения) Господня.

Около года к притвору храма была пристроена каменная колокольня. В Богородице-Рождественском храме справа от царских врат помещалась Глинская икона, украшенная позолоченной ризой, серебряной лампадой. В соборе хранились также чтимые Молченская икона Божией Матери в серебряной ризе, образы апостола Иоанна Богослова, свт. Геннадия I, патриарха Константинопольского и др.

Собор в честь Рождества Богородицы (XVIII в.) был капитально отремонтирован при игум. Филарете и освящен 6 сентября года еп. Евгением (Казанцевым) . В результате перестройки 1852-1864 гг. к собору были пристроены два придела, освященные в сентябре 1864 года еп. Курским Сергием (Ляпидевским) : южный - во имя свт. Митрофана Воронежского и Тихона Задонского , северный - свт. Алексия Московского и мц. Александры. Приделы были оформлены в едином стиле пилястрами, двумя ярусами окон (окна нижнего света имели треугольные разорванные фронтоны), тремя декоративными килевидными кокошниками над карнизами северных и южных фасадов. Барабан увенчала массивная глава луковичной формы с ребрами, соответствующими граням барабана. Вероятно, в это же время вплотную к углам основного четверика были сооружены четыре главки на высоких восьмигранных барабанах, установленных на восьмигранные, декорированные глухими арками основания. На каждой апсиде появилось по три небольшие главки. На средства харьковского помещика К. Д. Хрущова в храме был поставлен резной, с позолотой, двухъярусный иконостас.

Надвратная церковь в честь Иверской иконы Божией Матери была построена в - гг. и освящена в октябре году игум. Филаретом. Это трехъярусная постройка: в нижнем ярусе расположены св. врата, украшенные четырехколонным портиком; второй ярус - четверик с полукруглой апсидой и симметричным ей объемом, с запада декорированный пилястрами с окнами между ними; третий ярус - восьмерик с окнами на каждой грани, увенчанный ребристым куполом и луковичной главкой на высоком барабане. В нишах между колонн первого яруса и над окнами четверика - изображения святых. В храме был установлен резной, из красного дерева, позолоченный иконостас. При входе с гостиного двора братия и прихожане поклонялись поставленной над св. вратами Иверской иконе, присланной с Афона.

В - годах к югу от собора был построен теплый каменный Успенский храм с правым приделом во имя свт. Николая Чудотворца и левым - вмц. Варвары : двухсветный четверик, завершенный треугольными фронтонами с северной и южной сторон, увенчанный луковичной главкой на барабане, с трехчастной апсидой, трапезной с папертью с запада. Храм был декорирован пилястрами по углам, треугольными фронтонами над дверными проемами и полукруглыми нишами со сдвоенными окнами на северном и южном фасадах. В

Глинская икона Рождества Пресвятой Богородицы

Этот образ Пресвятой Богородицы был явлен в начале XVI века бортникам (пчеловодам) в лесу, где они создавали новые ульи. Образ висел на высокой сосне, из-под корней которого проистекал целебный источник. Позже на этом месте поселился монах-отшельник, который и стал основателем будущей обители. Пришедшие сюда монахи близлежащего путивльского монастыря трижды пытались снять образ с дерева, но он возвращался на прежнее место.

Обитель, возникшая здесь в 1648 году получила название Глинской пустыни в честь рода Глинских бояр, владевших окрестными землями (сейчас это Украина, Сумская область).

Икона прославилась множеством исцелений и была почитаема как чудотворная. В 1768 году архиерей Кирилл Севский и Брянский перенес образ в собор города Севска, но икона чудесным образом возвращалась обратно в Глинскую пустынь. Иноки называли свою обитель чудесным достоянием Царицы Небесной, а перед чудотворной иконой произносили монашеские обеты. В честь таких чудес по молитвам перед этим образом, как исцеление от эпидемии холеры в 1848 году и избавление от саранчи в 1856 и 1857 годах, были установлены ежегодные крестные ходы.

В 1922 году обитель была закрыта, а образ утрачен. В 1994 году Глинская обитель была возвращена Церкви. В настоящий момент здесь находится чтимый список с древнего образа.

Сама икона представляет собой вариант иконографии Рождества Пресвятой Богородицы небольшого размера, всего 20 на 16,7 см, написанный в академической манере. Архитектурным фоном иконы служит трехпролетная арка, символизирующая ветхозаветную скинию. На ее фоне возлежит на высоком ложе мы видим фигуру праведной Анны, возле которого стоит стол символ жертвенника. В проемах арки изображены служанка, несущая дары и святой Иоаким. В нижнем правом углу служанка держит Младенца Марию возле купели символа обновления рода человеческого. Позднее икона была помещена в серебряный киот, больший по размеру чем сама икона. На нем образ дополняли фигуры двух ангелов, поддерживающих икону и изображение Бога Саваофа вверху. Позднее, когда Глинская икона копировалась, это обрамление стало также воспроизводиться. Находящийся в обители список с Глинской иконы представляет собой древний вариант иконы без ангелов и Господа Саваофа.

Тропарь, глас 4

Днесь, благовернии людие, / осеняемии святым Богоматери образом, / во умилении глаголем: / Владычице. помози рабом Твоим / в напастех, скорбех и болезнех, / обременены бо грехми многими, / и избави ны от всякаго зла, / молящи Сына Твоего, Христа Бога нашего, / спасти души наша.

Кондак. глас 8

Аще и многажды икона Твоя, Богородице, / уносима бысть с места явления, / обаче чудесно в пустыню возвращашеся, / отонудуже всем верным подает благо потребное.

Икона «Рождество Пресвятой Богородицы» заметно выделяется среди прочих важных, так как на ней изображена земная людская жизнь. Хоть и не запечатлено какое-то конкретное значимое праздничное событие, но она пронизана интимными деталями, приоткрывающими бытовые нюансы. Икона Рождества Богоматери знакомит нас с семьей Анны и Иоакима, вовлекая в происходящее священное событие.

Святая Анна расположилась в левой части иконы. На ее лице радость. Справа к Анне идут служанки и несут ей попить и поесть. Прислужницы — персонажи не вымышленные, поэтому изображены крайне жизненно с детальной прорисовкой. В нижнем правом углу расположились повивальные бабки, готовящие воду, чтобы омыть новорожденного младенца. И нельзя сказать, что хоть одна мелочь и деталь лишняя, все эти подробности происходящего превращают его в святое таинство, частью которого является каждый наблюдающий и присутствующий. Рождество Пресвятой Богородицы ознаменовывает начало не только семейного счастья, бытового, но и общечеловеческого, ведь очень скоро состоится встреча людей с Великим Царем. Несмотря на то что Матерь Божья является главной фигурой иконы, изображена она не в центре, а на руках у повивальной бабки, укутанная в пеленку или ожидающая своего омовения. Этим самым икона «Рождество Пресвятой Богородицы» указывает людям на то, что нужно всегда оставаться смиренными и скромными. И это невзирая на свою важность и значимость.

Начало истории про Рождество Пресвятой Богородицы

Дева Мария родилась во времена морального и нравственного людского упадничества, из которого самостоятельно у них не было сил выбраться. Знающие умы того времени заявляли, что спасти мир может только Господь. Сын Божий возжелал прийти к людям в человеческом обличии и вернуть их на путь праведный. А на роль матери своей он выбрал Марию, единственную достойную среди прочих. Ее родителями стали Анна и Иоаким, жившие в Назарете. Они были из знатного рода, богаты и трудолюбивы, но не этим были известны. Их знали как благочестивую пару, жертвующую 2/3 своих доходов бедным и в храм. На протяжении долгих лет они старались завести ребенка, но тщетно. Анна и Иоаким проводили в молитвах все свое время. Анна обещала Господу, что если он ниспошлет ей ребенка, то она отдаст его ему на служение. В один из дней усердной молитвы к Анне спустился Ангел, чтобы сообщить о том, что Бог услышал ее и дарует ей дочь. Через девять месяцев у супругов родилась Мария. Ее имя означает «госпожа», «царица», и это неслучайно, ведь ей была уготована великая миссия стать Царицей небесной.

Когда девочке исполнилось 3 года, ее привели в храм, отдав на поруки первосвященника Захария. Так она осталась жить там. Про Марию можно сказать только то, что даже среди прочих девушек, живущих с ней, она выделялась наибольшим усердием, трудолюбием и святостью. Трижды в день молилась, в свободное время читала Священные Писания и рукодельничала.

В возрасте девяти лет она потеряла обоих родителей.

Значение иконы

Согласно словам митрополита Анатолия Сурожского, событие, которое икона «Рождество Пресвятой Богородицы» ознаменовывает, становится началом устранения разграничения между Богом и человеком. Перед тем как все случилось, было много чудес и знаков свыше, предвещающих великий день. Даже в Ветхом Завете упоминалось о пришествии Мессии. Говоря о том, какое значение имеет Рождество Пресвятой Богородицы, нельзя не заметить, что это событие сопровождалось нескончаемой чередой чудес, начиная с того, что родилась она у старой бесплодной Анны.

Правда, бесплодной она была только для незнающих, на самом же деле она была целомудренной, такой же, как и ее дочь Мария. Миру подарена, благодаря такому событию, как Рождество Пресвятой Богородицы, икона, значение которой кроется в принципах благочестия, противоречащих напутствиям людям о регулярном чадорождении. Но тем самым она говорит, что при благословении Господнем, дарованном во время венчания, возможно и непорочное зачатие.

Люди, празднуя этот светлый день Рождества Богоматери, радуются и благодарят ее за то, что она заступается и молится за весь человеческий род, одаривает всех безграничной материнской любовью.

Каким образом икона защищает

Икона «Рождество Пресвятой Богородицы», описание которой изложено выше, помогает каждому, кто обращает свои молитвы к ней, так как она слышит всех. Она отводит беду и защищает. К ней приходят с самыми разнообразными просьбами, но в первую очередь просят о спасении души человеческой, об искоренении в ней сомнений, разрушающих ее соблазнов, о наставлении на путь истинный, который непременно приведет к спасению и исцелению.

Исполнению каких просьб способствует икона

Справиться со многими земными бедами помогает икона «Рождество Пресвятой Богородицы». Фото молящихся еще раз показывает, какое огромное количество людей уповают на ее защиту и поддержку.

Ведь с ее приходом в этот грешный мир в него же приходит надежда на спасение, на жизнь в лучшие времена, но уже вместе со спасителем Иисусом Христом. Если прочитать внимательно молитвы, обращенные к Царице небесной, становится ясно, что для нее нет неисполнимых просьб.

Но чаще всего к ней взывают с мольбами о спасении заблудшей души, лишенной силы и веры. Икона «Рождество Пресвятой Богородицы» (фото представлено в статье) помогает бездетым семейным парам, долгое время страдающим от этой беды, а также тем, в чьих семьях конфликты и разлад. Как правило, просящие обращаются не только к Деве Марии, но и к ее родителям Анне и Иоакиму.

Глинская икона Рождества Пресвятой Богородицы

В начале 16 века эта икона предстала перед пчеловодами, занятыми в лесу установкой ульев. В 1648 году на том самом месте появилась Глинская пустынь, получившая свое название в честь боярского рода Глинских, владеющих местными землями. Икона исцелила очень многих людей, вследствие чего стала известной, но, как ни прискорбно, до наших дней она не дожила. На ней изображена арка с тремя пролетами, на фоне которой разместилась на высоком ложе святая Анна, только что родившая младенца, и ее муж.

Справа внизу находится купель, а рядом с ней — повивальная бабка, держащая на руках новорожденную. Икона «Рождество Пресвятой Богородицы», написанная в Глинском стиле, отличается от классического варианта присутствием на ней Бога Саваофа. С 1994 года Глинская пустынь принадлежит церкви и находится на територии Украины.

День празднования Рождества Божьей Матери

Примерно в 4-ом веке впервые состоялось празднество в честь Рождества Богородицы, и с тех пор ежегодно 21 сентября (8 сентября по старому стилю) люди, радуясь и ликуя, продолжают восхвалять Деву Марию.

Этот день вдвойне значим для русского народа, ведь именно 8 сентября 1380 года русские войска выиграли битву с ханом Мамаем на Куликовом поле. Это событие стало началом формирования единого русского государства и положило конец междоусобным войнам и распрям между князьями.


Рождества Богородицы Глинская пустынь, мужской монастырь (ставропигиальный)

Глинская пустынь возникла в глухом месте, среди дремучих лесов Крупецкой волости, в 160-ти верстах от Курска, 36-та верстах от Путивля. Ныне это село Сосновка Глуховского района Сумской области. Именно там, в XVI веке, крестьяне, ставившие на деревьях ульи, на высокой сосне увидели икону Рождества Пресвятой Богородицы, от которой исходил свет. Когда прошел страх, стали молиться Матери Божией, собираясь у сосны с родственниками и односельчанами. Вскоре у корней этой сосны появился источник. Приходящие получали помощь Царицы Небесной, исцеление душевных и телесных недугов. Некий пустынник построил там часовню и подвизался в посте и молитве. Народное почитание свитого места не прекращалось, а слух о чудесах от явленной иконы привлек иноков ближайшего монастыря - Путив-льского Молченского, находившегося в 40 верстах от места явления иконы. Монахи поставили новую часовню и в ней исполняли свое правило. Их можно назвать первыми иноками новой обители, названной Глинской скорее всего потому, что ее земли принадлежали Глинским, из рода которых была жена Ивана Грозного - Елена. Есть и другая версия: будто был здесь удобный участок, с хорошей глиной, которую брали местные крестьяне для изготовления глиняной посуды. Сейчас трудно об этом судить. Почва там песчаная, совсем не подходящая для гончаров.

Архивные материалы свидетельствуют о внешнем благолепии и процветании обители в конце XIX века. Пустынь, обнесенная каменной оградой, имела пять отдельных и четыре домовых храма. Соборный храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы, каменный, с колокольней, трехпрестольный, построен в 1770-1781 годах тщанием Преосвященного Кирилла, епископа Севского и Брянского. Храм в честь Успения Пресвятой Богородицы, каменный, трехпрестольный, возведен в 1843-1849 годах на пожертвования благотворителей. Храм в честь Иверской иконы Божией Матери, каменный, однопрестольный, сооружен над святыми вратами в 1726-1731 годах также на средства благотворителей. Храм во имя святых Богоотец Иоакима и Анны, каменный, с колокольней, однопрестольный, построен в 1848 году в скиту, на месте Сретения чудотворной иконы Рождества Пресвятой Богородицы, на средства ахтырского помещика Константина Дмитриевича Хрущева. Пятый храм - в честь Нерукотворного Спаса, деревянный, однопрестольный - поставлен в 1892 году на месте подвигов старца схиархимандрита Илиодора, в трех верстах от обители, на средства схимонахини Севского женского монастыря Рафаилы и монахини Анны - графини Гейден. При этой церкви был учрежден скит. В 1906 году здесь выстроили каменную колокольню с двумя келлиями. Домовые храмы были построены в основном в конце ХIХ века: во имя Архистратига Михаила - в 1893 году в деревянном доме Сеймских монастырских мельниц при городе Путивле, храм в честь Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня выстроен в 1896 году на средства благотворителей при новой монастырской больнице, храм во имя Крестителя Господня Иоанна устроен в 1899 году в Спасо-Илиодоровском скиту также на пожертвования. Четвертый домовый храм - в честь Вознесения Господня - освящен в 1907 году в деревянном доме при хуторе Негровском.





Мощи прославленных Глинских старцев находятся в соборе Рождества Пресвятой Богородицы Глинской пустыни.

На иконе изображены 13 преподобных Глинских старцев, в разное время подвизавшихся в этой святой обители (причтены к лику святых в 2008 году):

Преподобный Филарет (Данилевский); »

Преподобный Илиодор (Голованицкий);

Преподобный Иоанникий (Гомолко);

Преподобный Серафим (Амелин);

Преподобный Иннокентий (Степанов);

Преподобный Василий (Кишкин);

Преподобный Макарий (Шаров);

Преподобный Лука (Швец);

Преподобный Архипп (Шестаков);

Преподобный Евфимий (Любимченко);

Преподобный Феодот (Левченко);

Преподобный Мартирий (Кириченко);

Преподобный Досифей (Колченков).

В конце прошлого века в Глинской обители подвизалось до 700 насельников, включая послушников, которых было большинство. Содержание от казны пустынь не получала, довольствовалась собственными средствами, трудами братии, помощью усердствующих к обители благотворителей.

Ежегодно 19 июля совершался крестный ход из Глинской пустыни в город Глухов с чудотворной иконой Рождества Пресвятой Богородицы. Это происходило в память об избавлении жителей города от холерной эпидемии в 1848 году и для отвращения бед на будущее. Святую икону устанавливали на площади города, в особо устроенной каменной часовне, где и совершалось всенощное бдение, после которого чудотворную икону переносили в городской собор. На другой день, после литургии, бывал крестный ход от собора к часовне, в которой служили акафист. Затем святыню принимали в храмах и домах. 2 августа святая икона возвращалась в обитель, а на следующий день, после литургии, совершался крестный ход в ближний скит, где тоже служили акафист. Такой же крестный ход с чудотворной иконой Богородицы бывал 9 сентября по случаю престольного праздника в скитской церкви во имя святых Богоотец Иоакима и Анны. По просьбе верующих, святую икону иногда приносили на источник, находившийся на лугу с юго-западной стороны пустыни.

В 50-е годы к остаткам ограды прилепились маленькие каморки, где выполнялись разные послушания, работали, например, сапожник, кузнец, столяр. Желающие попасть в обитель ехали до Глухова, а дальше или шли пешком, или добирались на попутной машине. Письма и посылки приходили на ближайшую станцию Локоть, за ними ездил на лошади монах Афанасий. Каждому паломнику старались найти место на ночь и за трапезой. Для этого не надо было ни рекомендации, ни знакомства, ни вклада. Кто оставался больше трех дней, благословлялся выполнять общие послушания (на огороде, к примеру, или на кухне).

В последующие годы в святой обители был по-прежнему строгий устав. Утреннее богослужение начиналось в четыре часа, и богомольцы стекались в полутемный храм, где горела одна свеча - в руках монаха, читающего утренние молитвы (электричества тогда в обители не было, пользовались керосиновой лампой или свечами). После утренних молитв шла полунощница, по окончании которой и начиналась утреня, по шестой песни канона с амвона читался Пролог. После утрени служили молебен перед чтимой иконой Рождества Пресвятой Богородицы - списка с чудотворной иконы, явленной в XVI веке. Примерно в шесть часов утра все расходились на послушания. А те, кто работал на поварне, уходили после шестопсалмия. Служащий иеромонах брал огонь от лампады перед Чудотворным образом Богоматери и давал повару, который разжигал печь благословенным огнем.

Литургия была одна. Начиналась она в будние дни около девяти часов, затем в храме читались заказные акафисты. Часа в два был обед. Сначала в трапезную шли монахи, после них - богомольцы, В монастыре готовили не только для братии, но и для паломников, которые обеда получали бесплатно хлеб. Бесплатной была монастырская гостиница.

Вечерня начиналась в пять часов, после которой был перерыв на ужин. Затем совершалось повечерие, читали каноны Спасителю, Божией Матери, Ангелу-Хранителю и молитвы на сон грядущим. По окончании службы монахи исполняли келейное правило. Встречи и всевозможные разговоры с паломниками в это время не допускались. Если совершалась всенощная, то богослужение кончалось совсем поздно. Первый час читали в час ночи, а во втором все расходились по своим местам. Праздничные службы начинались в шесть утра. В 1961 году монастырь снова был закрыт, а насельники — разогнаны. В пустыни разместили психоневрологический интернат.

Для корректного отображения содержимого страницы необходимо включить JavaScript или воспользоваться браузером с поддержкой JavaScript.

Кондак 1

Избранней от всех родов Пресвятей Деве и Божией Матери похвальное приносим пение пред чудотворною иконою преславного рождества Твоего Богородице. Ты же, Пречистая, имущая о нас благое промышление, от всяких бед, скорбей и постыдныя смерти свободи, да во умиленнии зовем Ти: Радуйся, Пресвятая Дево, рождеством Своим радость спасения миру возвестившая.

Икос 1

Ангел Предстатель Престолу Вседержителя послан бысть возвестити неплодным родителям о рождестве Твоем, Владычице, и Ангелов воинство ныне на небеси славит Тя, Честнейшую Херувим и Матерь Бога нашего. Мы же земнороднии, рождеству Твоему и явлению иконы радующеся, аще и бренными усты похвальная приносим Ти таковая: Радуйся, Непорочная, праведными родителями рожденная; Радуйся, Дщерь земная, в Матерь Божию благословенная. Радуйся, неплодия радостное разрешение; Радуйся, родителей-старцев великое утешение. Радуйся, молитвою у Бога испрошенная; Радуйся, Святая, святыми воспитанная. Радуйся, Иоакима и Анны чудное прозябение; Радуйся, мирови верное спасение. Радуйся, силою Вышняго осененная; Радуйся, Славо небес превознесенная. Радуйся, радости приятелище, праматернюю клятву разрушившая; Радуйся, Рождшимся из Тебе древняго змия победившая. Радуйся, Пресвятая Дево, рождеством Своим радость спасения миру возвестившая.

Кондак 2

Видевши в рождестве Твоем избавление поношения безчадства, праведнии родители Твои слависта Бога. Темже и мы, подражающе им, благопокорно хощем носити поношение злословящих нас, Сына Твоего ради, православно исповедуя и славя святое Имя Его, поюще: Аллилуиа.

Икос 2

Разум Ангельский недоумеваше о рождестве Твоем, о тайне воплощения Сына Божия, како неискусобрачная Дева возможет имети зачатие. Ныне же вси верующии, уразумевше тайну Божественнаго смотрения о спасении рода человеческаго, славят девство Твое, Пречистая, усердно взывающе Тебе таковая: Радуйся, сбытие пророческих вещаний; Радуйся, Дево, исполнение благих желаний. Радуйся, Святая и Пренепорочная в девах; Радуйся, Богом избранная в женах. Радуйся, от младенчества Богу посвященная; Радуйся, Духом Святым приосененная. Радуйся, новый и живый кивоте, во святая Святых хранимый; Радуйся, Неувядаемый Цвете, достойно хвалимый. Радуйся, Архангелы и Ангелы посещаемая; Радуйся, небесною пищею питаемая. Радуйся, святостию паче всех просиявшая; Радуйся, в девственную утробу Господа приявшая. Радуйся, Пресвятая Дево, рождеством Своим радость спасения миру возвестившая.

Кондак 3

Сила Вышняго, осенившая Иоакима и Анну, разрешила заматоревшее их неплодие, помяну бо Господь смирение рабов Своих. Сего ради почитающе праведных родителей Твоих, Пречистая, молимся, да разрешится их молитвами и Твоим заступлением неплодие добродетелей наших ко умножению молитвы и смирения, терпения и воздержания, благодатию всех благ Подателя Бога, Ему же поем: Аллилуиа.

Икос 3

Имущи великое смирение, достойна избранна была еси, Пресвятая Дево, Матерь Христу Богу, Спасителю нашему, туне являя нам многия благодеяния, имиже наслаждающеся, благодарственно воспеваем пение: Радуйся, смиренная Рабо Господня, нас смирению научающая; Радуйся, рабом Божиим помогающая. Радуйся, младенцев благодатное хранение; Радуйся, юношей мудрое наставление. Радуйся, матерей радостное похваление; Радуйся, сущим в браке любовное единомыслие. Радуйся, добрых к добру влечение; Радуйся, злых сердец умягчение. Радуйся, Подательнице Божественныя благости; Радуйся, Виновнице всякия радости. Радуйся, Своею помощию земнородных взыскавшая; Радуйся, под кров Свой христиан приявшая. Радуйся, Пресвятая Дево, рождеством Своим радость спасения миру возвестившая.

Кондак 4

Бури страстей и напастей наших Господь хотя утолити, в честней иконе рождества Твоего явил нам Тя, Богородице, Ходатаицу. Сего ради ближних и дальних Твоя чудеса исповедывать собрала еси, Благодеющему же Богу взывати: Аллилуиа.

Икос 4

Слышавше о иконе Твоей, Богородице, вси верующии притекают в надежде Твоего заступления, никто бо отходит от нея тощь, и не может по достоянию блажити Тя, Владычице, обаче приими благодарное хваление наше: Радуйся, Богоизбранная, рождеством Своим возвеселившая родителей; Радуйся, благое научение детоводителей. Радуйся, разума духовного подательнице; Радуйся, соблазнителей карательнице. Радуйся, скорбями грехи очищающая; Радуйся, от скорбей малодушных избавляющая. Радуйся, ангельскому житию нас научающая; Радуйся, благами небесными от благ земных отвлекающая. Радуйся, борющихся с соблазнами верное укрепление; Радуйся, изнемогающих в борьбе и подвигах скорое поможение. Радуйся, Благодатная, явлением иконы благодать нам явившая; Радуйся, ею же чудеса велия сотворившая. Радуйся, Пресвятая Дево, рождеством Своим радость спасения миру возвестившая.

Кондак 5

Боготечная звезда бысть святая икона Твоя, Богородице, егда невидимо шествова вспять из окрестных градов на место явления, таковому чуду дивящеся, Господу Богу похвальная приносим: Аллилуиа.

Икос 5

Видя Архипастырь Кирилл троекратное чудесна возвращение иконы Твоея из града Севска на место явления, познает, яко не удержит ю во граде своем, и в прославление иконы рождества Твоего абие создает храм и благоустрояет обитель. Таковому промышлению Твоему о нас радующеся, Тебе, Покровительнице нашей, гласом радования взываем: Радуйся, Владычице, человеческому самоволию не благоволившая; Радуйся, неугодное Тебе людское желание разорившая. Радуйся, Ангелы носимая; Радуйся, родом человеческим хвалимая. Радуйся, воздуха благодатное освящение; Радуйся, губительных поветрий очищение. Радуйся, дожди благовременные к плодоношению земли посылающая; Радуйся, вредное многодождие прекращающая. Радуйся, пажити наша от всякаго вреда сохраняющая; Радуйся, и нас всех ко благу наставляющая. Радуйся, всю вселенную просветившая; Радуйся, умерщвленныя страстьми оживившая. Радуйся, Пресвятая Дево, рождеством Своим радость спасения миру возвестившая.

Кондак 6

Проповедуют чудеса богатство благодати Царицы Матере, от дивныя иконы бывшия, не оставляет бо Пречистая Богородица с верою притекающих к Ней и избавляет их от всякия напасти. Темже, Богородице Деве, благодарственная Тебе восписуя, Всещедрому Богу присно славу возсылаем: Аллилуиа.

Икос 6

Возсия, яко крин в пустыни, явленная икона Твоя, Богородице, подающе всем благопотребную помощь, обаче не благоволила есть противящимся воле Твоей: наказа смертию сгубившаго древо, на нем же икона Твоя явися. Сего ради со страхом и умилением рцем вси: Радуйся, Царице, непокорных воле Твоей наказующая; Радуйся, человеческое мудрование отсекающая. Радуйся, человеческую злобу укрощающая; Радуйся, Судию Праведнаго о грехах наших умоляющая. Радуйся, тела моего врачевание; Радуйся, души моея спасение. Радуйся, упование мое в жизни сей; Радуйся, надеждо по смерти моей. Радуйся, Тобою бо от вечныя смерти избавляемся; Радуйся, Тобою бо блаженныя жизни сподобляемся. Радуйся, иноческия обители имени Своего во отечестве нашем обильно насадившая; Радуйся, благочестие в сердцах верных укрепившая. Радуйся, Пресвятая Дево, рождеством Своим радость спасения миру возвестившая.

Кондак 7

Хотяще милость Свою явити христианскому роду, даровала еси нам пречудную икону рождества Твоего, Богородице, да вси радующеся о Твоих благодеяниях, аще и недостойни суще, Ангельскую песнь поем Христу Спасителю нашему: Аллилуиа.

Икос 7

Новый источник благодати явила еси нам, Владычице, егда избавила еси град Глухов от смертоносныя язвы, наставляющи нас прибегати к скорой благодатной Помощнице в бедах и болезнех, во еже звати Тебе: Радуйся, Богообрадованная, печальных и плачущих присное утешение; Радуйся, кающихся грешников прощение. Радуйся, исцелений неоскудеваемое сокровище; Радуйся, труждающихся тихое покоище. Радуйся, обидимых заступающая; Радуйся, обидящих вразумляющая. Радуйся, оклеветанных оправдание; Радуйся, погибающих взыскание. Радуйся, градов и весей упование; Радуйся, наше непостыдное возвание. Радуйся, иконам Своим благодать даровавшая; Радуйся, верных Господеви сочетавшая. Радуйся, Пресвятая Дево, рождеством Своим радость спасения миру возвестившая.

Кондак 8

Странно рождество Твое от неплодия престарелых родителей; яко же странно и явление иконы Твоея, Владычице, обаче Бог, идеже хощет, побеждается естества чин, глаголет бо: «Невозможная у человек, возможна суть у Бога». Сего ради чудодействующему нам Всемогущему Промыслителю возносим хвалу: Аллилуиа.

Икос 8

Вся тварь о Тебе радуется, Благодатная, Ангельский Собор и человеческий род светло торжествует преславное рождество Твое. Ты же, яко Царица небесе и земли, приими моление рабов Твоих, покланяющихся честному образу Твоему и любовию вопиющих: Радуйся, Преблагословенная, Ангелов честнейшая; Радуйся, без сравнения Серафим славнейшая. Радуйся, по Бозе Святейшая всех Святых; Радуйся, краснейшая паче дщерей земных. Радуйся, Царице, Престолу Царя славы предстоящая; Радуйся, молитвы Ему о нас приносящая. Радуйся, храмов Божиих великолепное украшение; Радуйся, притекающих к Тебе истинное утешение. Радуйся, во иконах Твоих ризами златыми одеянная; Радуйся, каменями драгими испещренная. Радуйся, вся добродетели в Себе вместившая; Радуйся, воплощению Сына Божия послужившая. Радуйся, Пресвятая Дево, рождеством Своим радость спасения миру возвестившая.

Кондак 9

Всякаго естества Ангельскаго высшая в горних обителях владычествуеши, Богородице, но и дольних не оставлявши, защищающи святою иконою обитель нашу и вся к Тебе прибегающая, тем же Тя верховную Покровительницу нашу молим, облагодати нас умом и сердцем Источнику спасения усердно взывати: Аллилуиа.

Икос 9

Витии суемудреннии недоумевают, како прибегающе к иконе Твоей вернии приемлют Божественную благодать; мы же, извещены бывше глаголом Господним, яко вся возможно верующему, несумненно притекаем к чудотворней иконе Твоей в надежде Божественнаго благопотребнаго воздания. Тем же, теплое заступление Твое о нас ведуще глаголем: Радуйся, Богородице правоверущия возносящая; Радуйся, неверующия наставляющая. Радуйся, суеверие и невежество отметающая; Радуйся, заблудшия право веровати научающая. Радуйся, к познанию истины приведение; Радуйся, нераскаянных грешников устрашение. Радуйся, никому же погибели хотящая; Радуйся, и отчаянных к упованию приводящая. Радуйся, невидимых врагов наших мучение; Радуйся, видимых врагов наших посрамление. Радуйся, веру нашу чудесами утвердившая; Радуйся, гнев Божий, праведно движимый на ны, многократно утолившая. Радуйся, Пресвятая Дево, рождеством Своим радость спасения миру возвестившая.

Кондак 10

Спасения нашего начало бысть славное рождество Твое, Богородице, явленная же икона Твоя бысть началом спасения иноков на месте сем, идеже верующие притекают к Тебе, тепле моляся: «Не забуди нас, Владычице, вся полезная душам подающи, да спасаемии Тобою Подвигоположнику и Спасителю нашему поем: Аллилуиа».

Икос 10

Стена нерушимая еси всем, к Тебе и иконе Твоей прибегающим, не имамы бо инаго упования по Бозе, разве Тебе, Владычице, Ты нам прибежище и сила в скорбех, обретших ны зело, избавляющи ны от всякия напасти, и Тебе, Радосте наша, взываем: Радуйся, Пречистая, с небес на христиан призирающая; Радуйся, от бед обитель нашу избавляющая. Радуйся, постников не изнемогающее воздержание; Радуйся, добродетелей наших стяжание. Радуйся,страстей укрощение; Радуйся, кающихся исправление. Радуйся, искушений прогнание; Радуйся, падших восстание. Радуйся, злосмрадие грехов удаляющая; Радуйся, благоуханием святости снабдевающая. Радуйся, основание обители нашея положившая; Радуйся, Пресвятая Дево рождеством Своим радость спасения миру возвестившая.

Кондак 11

Пение всеусердное приносим Ти, Владычице, о Твоих великих благодеяниях бывших на нас, обаче ничтоже совершаем достойно о всех, яже подаеши нам, Сыну Твоему вопиющим: Аллилуиа.

Икос 11

Светоприемную свещу зрим цельбоносную икону Твою, Пречистая, благодатию нам возжженную, просвещающую вся концы на спасение всем, с верою прибегающим, сего ради Тя явившую христианам многия знамения, звании почитаем сими: Радуйся, Путеводительнице, на путь спасения наставляющая; Радуйся, Вратарнице, двери райския верным отверзающая. Радуйся, Благоуханный Цвете, в горном Сионе благоухающий; Радуйся, Живоносный Источниче, обильно благодать источающий. Радуйся, нерушимая стено, православие укрепляющая; Радуйся, Неопалимая Купино, от огненнаго запаления избавляющая. Радуйся, Заступнице, Сыну Своему о нас вопиющая; Радуйся, Скоропослушнице, скорую помощь нуждающим подающая. Радуйся, всех скорбящих Радосте; Радуйся, жизни нашея духовныя сладосте. Радуйся, Милостивая, милость Свою многократно явившая; Радуйся, многия от бед и мук свободившая. Радуйся, Пресвятая Дево, рождеством Своим радость спасения миру возвестившая.

Кондак 12

Благодать Божия преисполни Тя в рождестве Твоем, Благодатная, юже иконою Своею выну изливаеши нам, с верою прибегающим к заступлению Твоему и благодарственная Милосердному Богу приносящим: Аллилуиа.

Икос 12

Поюще Твое рождество, почитаем, чудотворную икону Твою, славим о нас вся чудеса Твоя и, научившеся за благодеяния благодарственно блажити святое имя Твое, взываем Благословенней в женах: Радуйся, Заре Царя славы Божественною красотою сияющая; Радуйся, вся концы вселенныя озаряющая. Радуйся, архангельский глас о воплощении Еммануила приемшая; Радуйся, невместимаго всеми Бога во утробе Своей вместившая. Радуйся, наитием Духа Святаго обетованнаго Мессию родившая; Радуйся, Солнце Правды миру явившая. Радуйся, Богом данная христианам Предстательнице; Радуйся, неусыпающая о нас Молитвеннице. Радуйся, на земле родом человеческим хвалимая; Радуйся, на небеси святыми превозносимая. Радуйся, прародительский грех упразднившая; Радуйся, благоплудие душевное обогатившая. Радуйся, Пресвятая Дево, рождеством Своим радость спасения миру возвестившая.

Кондак 13

О Всепетая Дево, рождшая всех святых Святейшая в женах, в похвалу рождества Твоего приими малое сие моление, Христа Бога о нас умоли избавити от всякия напасти, и вечныя муки нас свободи, Богу о Тебе вопиющих: Аллилуиа, Аллилуиа, Аллилуиа.

(Этот кондак читается трижды, затем икос 1 и кондак 1)

Молитвы Пресвятой Богородице пред иконою Ея «Пустынно-Глинскою»

Молитва первая

О Пресвятая Владычице, Христа Спасителя нашего Богоизбранная Мати, у Бога святыми молитвами праведных родителей испрошенная, Богу посвященная, и Богом возлюбленная. Кто Тебе не ублажит, или кто не воспоет Твоего преславного рождества? Рождество бо Твое бысть началом спасения человеком и мы, сидящии во тьме согрешений, зрим Тя неприступнаго Света жилище. Сего ради витийствующий язык не может песнословити Тя по достоянию, паче бо Серафим возвысилася еси Пречистая; обаче приими недостойных рабов Твоих нынешнее похваление и не отрини мольбы наша, Твое величие исповедуем, Тебе во умилении припадаем и скорую в заступлении чадолюбивую и благосердую Матерь дерзновенно просим: умоли Сына Твоего и Бога нашего даровати нам, много согрешающим, искреннее покаяние и благочестное житие, да возможем творити вся Богу угодная и душам нашим полезная, и к тому возненавидим вся злая, укрепляемии Божественною благодатию во благом произволении нашем. Ты, непостыдная Надеждо наша в час смерти, даруй нам христианскую кончину, безбедное шествие на страшных мытарствах воздушных и наследие вечных, неизреченных благ Царствия Небеснаго, да со всеми святыми немолчно исповедуем Твое о нас заступление и да славим Единаго Истиннаго Бога, во Святей Троице покланяемаго Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь.

Молитва вторая

Преблагословенная Дево Марие, Царице небесе и земли, Твоему чудотворному образу припадающе, умильно глаголем: призри милостиво на рабы Твоя и Твоим всесильным ходатайством ниспосли комуждо потребная: вся верныя чада Святыя Церкви спаси, неверныя обрати, заблудшия на путь правый настави, старость и слабость сил поддержи, юных в вере святой возрасти, мужей ко благу направи; грешников к покаянию приведи и всех христиан мольбы услыши; болящия уврачуй, скорби утоли, путешествующим спутешествуй. Ты веси, Всемилостивая, яко немощни, яко грешни, яко озлобляеми и достойни прещения Божия; обаче буди нам на помощь, да ни коим грехом самолюбия, соблазна и диавольскаго прельщения прогневаем Бога. Тя имамы Предстательницу, Юже не отринет Господь, аще бо восхощеши, вся даровати нам можеши, яко благодатный источник верно поющих Тя и превозносящих преславное Твое рождество. Избави, Владычице, грехопадений и бед всех благочестно призывающих Святое Имя Твое и покланяющихся честному образу Твоему, Ты бо молитвами Своими, беззакония наша туне очищаеши. Темже Тебе припадаем и паки вопием: отжени от нас всякаго врага и супостата, всякия напасти и губительныя поветрия, молитвами Своими подающи дожди благовременны и земли обильное плодоприношение; вложи в сердца наша страх Божественный ко исполнению заповедей Господних, да вси в христианской любви, благочестии и чистоте благоденственно, тихо и мирно поживем во спасение душ наших, во благо ближних и во славу Господа. Ему бо, яко Творцу, Промыслителю и Спасителю нашему всякая подобает слава, честь и поклонение ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.

Эта ико­на «Рож­де­ство Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы» в на­ча­ле XVI ве­ка чу­дес­ным об­ра­зом яви­лась пче­ло­во­дам, ко­то­рые устра­и­ва­ли в ле­су ульи. В 1648 го­ду на ме­сте яв­ле­ния ико­ны ос­но­ва­на Глин­ская пу­стынь, по­лу­чив­шая своё на­зва­ние от бла­го­тво­ри­те­лей мо­на­сты­ря – ро­да бо­яр Глин­ских, вла­де­ю­щих окрест­ной мест­но­стью. Ико­на про­сла­ви­лась мно­же­ствен­ны­ми ис­це­ле­ни­я­ми. В на­сто­я­щее вре­мя, к со­жа­ле­нию, чу­до­твор­ная ико­на утра­че­на.

На древ­ней иконе на фоне 3-х про­лёт­ной ар­ки пред­став­ле­на фигу­ра свя­той пра­вед­ной Ан­ны на вы­со­ком ло­же, в про­ёмах ар­ки изо­бра­же­ны: же­на, несу­щая да­ры, и свя­той пра­вед­ный Иоаким. В пра­вом ниж­нем уг­лу ико­ны – слу­жан­ка с мла­ден­цем Ма­ри­ей на ру­ках, ря­дом с ней ку­пель, на­по­ми­на­ю­щая об об­нов­ле­нии и очи­ще­нии че­ло­ве­че­ско­го ро­да.

Поз­же ико­ну вло­жи­ли в се­реб­ря­ный ки­от с са­мо­сто­я­тель­ным изо­бра­же­ни­ем: на об­ла­ках ан­ге­лы, пред­сто­я­щие чу­до­твор­но­му об­ра­зу, под­дер­жи­ва­ют свя­ты­ню, над ко­то­рой в окру­же­нии хе­ру­ви­мов бла­го­слов­ля­ю­щий Гос­подь Са­ва­оф. В совре­мен­ной ико­но­гра­фии на­ли­чие на ико­нах Рож­де­ства Бо­го­ро­ди­цы изо­бра­же­ния Бо­га Са­ва­о­фа слу­жит при­зна­ком при­над­леж­но­сти к Глин­ско­му ва­ри­ан­ту, неза­ви­си­мо от то­го, от­де­ле­ны изо­бра­жён­ные фигу­ры очер­та­ни­я­ми ар­ки или нет. Тем не ме­нее, в Глин­ской пу­сты­ни на­хо­дит­ся древ­ний спи­сок ико­ны без изо­бра­же­ния Бо­га От­ца.

Свя­то-Рож­де­ства Бо­го­ро­ди­цы Глин­ская пу­стынь по­сле де­ся­ти­ле­тий за­бве­ния и раз­ру­хи, в 1994 го­ду, воз­вра­ще­на Церк­ви. На­хо­дит­ся на Укра­ине: се­ло Сос­нов­ка, Глу­хов­ский рай­он, Сум­ская обл.