Одной из важных задач в работе логопеда является поиск и разработка новых, более эффективных методов и приемов работы с детьми дошкольного возраста с нарушениями речи. Методы и приемы, предлагаемые в специальной литературе, вызывают трудности, связанные с восприятием детьми этих приемов. Если, например, задание дается в виде монотонной инструкции, у ребенка быстро рассеивается внимание, теряется интерес к деятельности. Ввиду несформированности мотивационной сферы трудно вовлечь детей в активное участие в процессе, направленном на коррекцию речи, а это очень важно для достижения максимального результата.

Поэтому необходимо искать приемы коррекционной работы с дошкольниками, которые могут заинтересовать ребенка, вовлечь его в логопедический процесс.

Один из таких приемов – это рифмование, проговаривание, договаривание и придумывание чистоговорок.

Как известно, детям нравится рифмовать слоги, слова. Это не только доступное и несложное занятие для детей 5-6 лет, но и очень увлекательное.

Чистоговорка - это зарифмованная фраза, в которой часто повторяется какой-либо звук. Использование чистоговорок в коррекции звукопроизношения – один из наиболее эффективных способов отработки, закрепления звуков в речи. Работа с чистоговорками нацелена на отработку звукопроизносительной стороны речи, развитие фонематической стороны речи, силы голоса, темпа речи, чувства рифмы, речевого дыхания, а так же коррекцию лексико-грамматической и фонетико-фонематической стороны речи.

Чистоговорки используются не только на логопедических занятиях, но и на музыкальных, физкультурных, в режимных моментах. Дети поют чистоговорки, сопровождают пение движениями. На физкультуре чистоговорки применяются в упражнениях на согласование речи с движениями. Воспитатели так же могут использовать чистоговорки и в закреплении логопедического материала, и в режимных моментах. Например, одевая детей на улицу, можно проговаривать: ны-ны-ны – оденем мы штаны, ни-ни-ни – куртку застегни, се-се-се – оденемся мы все и т.д.

Дети с удовольствием придумывают чистоговорки самостоятельно и рисуют к ним иллюстрации.

Виды заданий для работы с чистоговорками:

1.Автоматизация звука, работа над выразительностью, дикцией.

-произносим с различной интонацией;

-произносим тихо или громко;

-произносим в разном темпе (медленно или быстро);

-произносим, меняя место логического ударения.

2. Развитие фонематического слуха, звукового и слогового анализа и синтеза.

- добавляем слог с определённым звуком:

Сы-со-са – на бумаге поло… (са).

Су-са-сы – у девчушки две ко… (сы) и т.д.

-прошагаем по слогам:

Ла-ла-ла – ост-ра-я пи-ла.

Ча-ча-ча – на-ша ка-ша го-ря-ча.

-закончим чистоговорку (выбираем слово с соответствующим слогом):

Са-са-са – … (каша, коза, коса)? Са-са-са – коса.

Ро-ро-ро – (ведро, весло, верно)? Ро-ро-ро – ведро.

-повторяем без ошибок:

Су-шу, су-шу – я письмо пишу.

За-жа, за-жа – есть иголки у ежа.

-поменяем звуки:

«л» на «р»: Ал-ал-ал – бал. Ар-ар-ар – бар.

«ш» на «с»: Ша-ша-ша – крыша. Са-са-са – крыса.

3. Совершенствование лексико-грамматического строя и связной речи.

На материале чистоговорок можно учить детей изменять форму слова, образовывать слова, согласовывать их между собой, употреблять предлоги, составлять предложения и небольшие рассказы.

- изменяем форму слова:

Са-са-са – вот опять идёт … (лиса).

Сы-сы-сы – прибежали две … (лисы).

Су-су-су – дети видели … (лису).

Сой-сой-сой – волк погнался за …(лисой).

Се-се-се – много сказок о … (лисе).

Ис-ис-ис – в лесу есть много … (лис) и т.д.

-отвечаем чистоговоркой на вопрос (признаки, действия):

Ра-ра-ра – какая детвора? Ра-ра-ра – весёлая, шумная, дружная детвора

Ра-ра-ра – что делает детвора? Ра-ра-ра – играет, напевает, танцует детвора

- подбираем слово с заданным звуком (с опорой на слова-признаки):

Са-са-са – хитрая, рыжая, пушистая? Са-са-са – это лиса.

-отвечаем чистоговоркой на вопрос (можно использовать схемы, картинки):

Ла-ла-ла – где юла? Ла-ла-ла – в столе юла, на столе юла, под столом юла

-называем слова, противоположные по значению:

Ра-ра-ра – высокая гора. Ра-ра-ра – низкая гора.

Ро-ро-ро – полное ведро. Ро-ро-ро – пустое ведро и т.д.

-называем слова «ласково»:

Лу-лу-лу – стул в углу. Лу-лу-лу – стульчик в углу.

Ре-ре-ре – искра в костре. Ре-ре-ре – искорка в костре и т.д.

4. Придумываем рассказ по картинке или вопросам:

Са-са-са – кто это? Са-са-са – это лиса.

Са-са-са – какая лиса? Са-са-са – рыжая лиса.

Са-са-са – что же делает лиса? Са-са-са – гуляет по лесу лиса.

Са-са-са – кого встретила лиса? Са-са-са – волка встретила лиса и т.д.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное

учреждение "Детский сад" № 2 "Золотой ключик"

поселка Энергетик

Новоорского района Оренбургской области

Инновационный

логопедический проект

«Чистоговорки – фантазерки»

Разработала и реализовала: учитель-логопед

Тронева С. В.

Как показывает практика, в последние годы количество детей, имеющих речевые трудности, неуклонно растет. Стандартизованные методы коррекционной работы с детьми, имеющими речевые нарушения, не всегда дают ожидаемого результата. В связи с этим актуальным становится поиск эффективных форм и методов, необходимость включения в содержание образования дошкольника поисковой деятельности, требующей использования знаний и умений в новой для них ситуации, для решения новых проблем. Анализируя различные формы коррекционной работы с детьми с нарушениями речи, я искала такие, которые позволили бы ускорить процесс постановки, автоматизации нарушенных звуков, в целом развития всех компонентов речи, когнитивных процессов, коммуникативных навыков, и пришли к выводу о модернизации совместных детских проектов в практику работы учителя-логопеда. В связи с этим возникла идея создания творческого проекта «Чистоговорки - фантазерки».

Все стороны речи можно развивать с помощью чистоговорок. Их рифмы и ритмическое оформление облегчают произношение и запоминание звуков. Слоговой компонент шутки – чистоговорки способствует формированию слухового и фонематического восприятия, внимания, памяти, стимулирует развитие языкового чутья. В процессе составления чистоговорок обогащается словарный запас, совершенствуется грамматический строй, связная речь ребёнка, активизируется его воображение. Современные родители мало времени уделяют своим детям и не замечают их словотворчества, а хотелось бы, чтобы, обратив внимание на речь ребенка, взрослые заинтересовались ею и продолжали работу самостоятельно.

Современное дошкольное образовательное учреждение – это детский сад, который имеет возможность устойчиво развиваться и составлять программу коррекционно-развивающей работы в соответствии с потребностями дошкольников и запросами родителей.

Данный проект направлен на оказание коррекционно-развивающей логопедической помощи детям и их родителям (законным представителям), заинтересованным в развитии ребенка. Проект рассчитан на детей 6 - 7 лет, посещающих логопункт дошкольного учреждения. Он позволяет снять напряженность и обеспечить доступность логопедической помощи в сензитивный период развития и формирования речи дошкольников в условиях логопедического пункта ДОУ.

Проект «Чистоговорки - фантазерки» носит открытый характер : проанализировав традиционные и нетрадиционные формы логопедической работы, опираясь на материально-техническое оснащение логопедического кабинета, мною запланирована работа по развитию творческого потенциала, культуры речи, познавательной активности ребенка через творческую деятельность - словотворчество.

Целью моего проекта было развить речь и сформировать правильное звукопроизношение у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи;

заинтересовать родителей в коррекционно-развивающем процессе, направленном на преодоление речевых нарушений детей старшего дошкольного возраста.

Задачи: - Привлечение интереса и внимания ребенка к сочинению чистоговорок.

    Развитие фонематического слуха и восприятия у детей.

    Развитие умения подбирать к слову рифму, способствовать словотворчеству детей (развивать образность речи).

    Закрепление произношения поставленных звуков.

    Привлечение внимания родителей к работе по развитию стихотворного творчества у детей.

    Привлечение детей к созданию дидактических игр и речевого материала для автоматизации звуков в речи.

По мере усвоения детьми правильной артикуляции звуков, звуки автоматизировались в слогах, словах, чистоговорках, предложениях, в связной речи.

Проходя этап автоматизации звуков в чистоговорках, речевой материал не просто проговаривался. Детям предлагалось самим придумать чистоговорки, сначала способом договаривания (са-са-са – села на цветок … (оса)), а затем и самостоятельно. Так же дети рисовали и лепили из пластилина сюжеты к придуманным чистоговоркам.

Чистоговорки пропевались детьми на музыкальной образовательной деятельности, сопровождались движениями, логоритмическими упражнениями.

Данная деятельность по автоматизации звуков и развитию словотворчество детей занимательна, интересна детям, и дает положительный результат в коррекции речи.

Помимо выполнения заданий в ДОУ, детям и их родителям было предложено сочинить и нарисовать иллюстрации к чистоговоркам дома.

Ожидаемые результаты:

У детей

    Овладение навыками выразительной, правильной речи.

    Развитие творческого потенциала, культуры речи, познавательной активности ребенка через творческую деятельность.

У родителей

    Участие в совместной стихотворной деятельности.

    Активное участие родителей в воспитательно-образовательном процессе ДОУ с позиции сотрудничества.

Ресурсы реализации проекта

Учебно-методические:

Фонды методического и логопедического кабинетов:

    библиотека;

    игротека;

    аудиотека;

    фонотека.

Материально – технические:

    Предметно-развивающая среда логопедического кабинета, организованная в соответствии с возрастными особенностями и возможностями детей с нарушениями речи.

    Информационные ресурсы: кабинет коррекции оснащен компьютером с доступом к сети Интернет, принтером, ламинатором, видеопроектором, функционирует сайт ДОУ и интернет сообщество «Логопункт ДОУ №2» .

Продукт проекта:

    создание дидактических и речевого материала для автоматизации звуков в речи в виде детских книжек – самоделок «Чистоговорки - фантазерки».

    мини-выставка книжек-самоделок.

    презентация проекта.

В итоге важно отметить, что в ходе реализации проекта происходит творческое взаимодействие детей и родителей, направленное на общее и речевое развитие дошкольников:

    формирование фонетической стороны речи;

    активизация воображения и словотворчества;

    психологическая готовность родителей в понимании своего ребенка, заботы о нем, видение его талантов, возможностей;

    развитие педагогической компетентности родителей;

    использование данной деятельности на логопедических занятиях превращает обычную коррекционную работу в увлекательную игру.

Проведение данного проекта по сочинению и проговариванию чистоговорок благотворно сказалось на динамике развития звукопроизношения у детей с нарушениями речи.

Многие родители поделились впечатлениями о проделанной работе, которая оказалась интересна и для детей и для взрослых, еще более сплотила семью выполнением интересного задания, приблизила родителей к проблеме коррекции речи.


Выставка – презентация

по результатам проекта



Подготовила и провела: учитель-логопед Тронева С. В.

Цель: обобщение результатов проделанной работы в рамках проекта «Чистоговорки - фантазерки» в виде выставки книжек-самоделок.

Участники: дети, принимавшие участие в проекте, воспитанники подготовительной группы, педагоги, родители.

Оборудование: магнитная доска, стол, видеопроектор, ноутбук, плакаты для оформления выставки, книжки-самоделки, похвальные грамоты.

« Здравствуйте, ребята, уважаемые родители и педагоги! Мы рады приветствовать вас нашей выставке книжек – самоделок. Мы с ребятами хотим представить вам результат нашей работы по проекту «Чистоговорки - фантазерки», в котором они участвовали вместе с родителями.

В ходе проекта ребята узнали о том, что такое чистоговорки, какие они бывают, как можно с ними играть и одновременно закреплять произношение любого звука, а так же мы учились сами придумывать свои чистоговорки. В завершении нашего проекта, ребятам было предложено самим придумать интересные и необычные чистоговорки на определенные звуки, с которыми мы работали в течение года и оформить собственную книжку-самоделку.

Ребята, а вы знаете, что такое чистоговорки? (выслушиваются ответы детей). Приводятся примеры чистоговорок…

А сейчас, каждый из участников проекта расскажет о своей книжке – самоделке, представит название книги, на какие звуки придуманы чистоговорки, произнесет свои любимые, покажет нам рисунки, которые они рисовали дома вместе с родителями, и поделится своими впечатлениями от проделанной работы.



Выступления детей, во время которого все детям предлагается задание:

«Доскажи чистоговорку».

Физминутка:

- Ребята, а вы знаете, что чистоговорки можно непросто проговаривать, а можно проговаривать чистоговорки и выполнять движения. Давайте попробуем сделать это!

Али – али – мы шагали.

Али – али – мы бежали.

Ами – ами – затопали ногами.

Оши – оши – захлопали в ладоши.

Ыли – ыли – мы поплыли.

Цы – цы – цы – вот такие молодцы!

А ещё мы с ребятами пробовали проговаривать чистоговорки по-разному – радостно, грустно, с удивлением, вопросительно, тихо, громко, быстро, медленно, а также выполняя различные задания, например, прыгая на одной ноге или хлопать в ладоши и прыгать на месте. Вы хотите так же поиграть с чистоговорками?

Самая любимая игра – это «Логопедический твистер». Крутим стрелочку на малом игровом поле и определяем, на какую картинку мы должны встать нужной ногой или рукой, при этом придумать чистоговорку с картинкой, на которую вы встаете.


Выполнение заданий всеми детьми.

Сейчас я хотела бы поблагодарить всех участников нашего проекта за их старание, творчество и активность и вручит им похвальные грамоты!

Вручение похвальных грамот участникам проекта.

Спасибо и всем присутствующим на нашей выставке! Сейчас вы можете поближе рассмотреть книжки – самоделки наших участников. Всего вам доброго и спасибо за внимание!

Литература

    Бабина Е.С. Партнерство дошкольного образовательного учреждения и семьи в логопедической работе - журнал Логопед - № 5, 2005.

    Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников. М., 2010.

    Евдокимова Е.С. Технология проектирования в ДОУ. Сфера. М.,2005.

    Киселева Л.С. проектный метод в деятельности дошкольного учреждения. Арти. М., 2005.

    Миронова С.А. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях. - М.,2007.

    Фадеева Ю.А., Жилина И.И. Образовательные проекты в группе для детей с ОНР. М., 2012.

Приложение 1

Логопедические игры

с

чистоговорками

Практические игры и упражнения с чистоговорками

Развитие правильного звукопроизношения

Использовать чистоговорки для закрепления звуков можно, когда идёт автоматизация звука в словах и фразах.

Придумайте с ребёнком слова на изучаемый звук, составьте фразу, а к ней чистоговорку. Для развития у детей выразительности речи, правильной дикции и для лучшей автоматизации звука предложить произнести чистоговорку несколько раз, но с различной интонацией.

Скажи с различной интонацией (вопросительной, восклицательной, с грустью);

Скажи тихо-громко;

Скажи медленно-быстро;

Скажи, выделяя разные слова (ударяем молоточком на разные слова);

Используйте схемы (разные кружки по величине, по частоте), картинки, игрушки, театр.

Развитие фонематического слуха

Для привлечения детей к звучащему слову, для развития звукослогового анализа можно также использовать чистоговорки.

Добавь слог с определённым звуком:

са-са-са – ли…, са-са-са – колба…;

Прошагай по слогам: ла-ла – ост-ра-я пи-ла;

Закончи чистоговорку: са-са – … (каша, коза, коса);

Подбери слово с заданным звуком: са-са – лиса (хитрая, рыжая, пушистая, смелая);

Повтори, не ошибись: су-шу, су-шу – я письмо пишу;

Поменяй звук: ал-ал- бал («л» на «р»), са-са – крыса (часто повторяющий звук на «ш»)

Развитие словаря, грамматики и связной речи

Ответь чистоговоркой на вопрос: ла-ла – где юла? (ла-ла – на столе юла, использовать схемы);

Назови чистоговоркой один-много по картинкам (са-са-лиса, сы-сы-лисы, ис-ис-много лис);

Ответь чистоговоркой на вопрос какой или какая? что делает? (ла-ла – какая юла? Ла-ла – синяя юла, ла-ла-крутится юла);

Посчитай предметы (аш-аш-аш-один карандаш, ша-ша-ша-два карандаша, шей-шей-шей-пять карандашей);

Скажи наоборот, скажи ласково (ра-ра-высокая гора, ра-ра – низкая гора, лу-лу-стул в углу, лу-лу-стульчик в углу);

Придумай рассказ по картинке са-са-это лиса? Са-са-какая лиса? Са-са что делает лиса? Са-са- кого встретила лиса?


Приложение 2

Задания родителям на карточках:

1. Развитие правильного звукопроизношения.

Использовать чистоговорки для закрепление звуков можно, когда идёт автоматизация звука в словах и фразах. Придумайте с ребёнком слова на изучаемый звук, составьте фразу, а к ней чистоговорку. Для развития у детей выразительности речи, правильной дикции и для лучшей автоматизации звука предлагать произносить чистоговорку несколько раз, но с различной интонацией.

Задание на карточках: (автоматизация звука «с» – са-са-са в лесу идёт лиса

    а) Скажи с различной интонацией (вопросительной, восклицательной, с грустью)

    в) Скажи тихо-громко

    г) Скажи медленно-быстро

    д) Скажи выделяя разные слова (ударяем молоточком на разные слова)

Используем схемы (разные кружки по величине, по частоте), картинки, игрушки, театр

2. Развитие фонематического слуха

С детьми среднего и старшего возраста проводится более сложная работа по развитию фонематического слуха. Для привлечения детей к звучащему слову, для развития звукослогового анализа можно также использовать чистоговорки.

Задание на карточках:

    а) Добавь слог с определённым звуком:

    са-са-са – ли…, са-са-са – колба…

    б) Прошагай по слогам: ла-ла – ост-ра-я пи-ла

    в) Закончи чистоговорку: са-са – … (каша, коза, коса)

    г) Подбери слово с заданным звуком: са-са – лиса (хитрая, рыжая, пушистая,

  • д) Повтори не ошибись: су-шу, су-шу – я письмо пишу

    е) Поменяй звук: ал-ал- бал («л» на «р»), са-са – крыса (часто повторяющий звук на «ш»

3. Развитие словаря, грамматики и связной речи.

С помощью чистоговорок можно учить детей употреблять предлоги, согласовывать слова, придумывать новые слова, составлять небольшие рассказы.

Задания на карточках:

    а) Ответь чистоговоркой на вопрос: ла-ла – где юла? (ла-ла – на столе юла, использовать схемы)

    б) Назови чистоговоркой один-много по картинкам (са-са-лиса, сы-сы-лисы, ис-ис-много лис)

    в) Ответь чистоговоркой какой или какая, что делает (ла-ла – какая юла? Ла-ла – синяя юла, ла-ла-крутится юла)

    г) Скажи наоборот, скажи ласково (ра-ра-высокая гора, ра-ра – низкая гора, лу-лу-стул в углу, лу-лу-стульчик в углу)

    д) Придумай рассказ по картинке са-са-это лиса? Са-са-какая лиса? Са-са что делает лиса? Са-са- кого встретила лиса?

УМНЫЕ ЧИСТОГОВОРКИ ЧИСТОГОВОРКА это нескучное, доступное, эффективное средство формирования хорошей речи. Используются чистоговорки для улучшения произношения отдельных звуков и для их автоматизации. Т.е ЧИСТОГОВОРКИ это стихотворные упражнения, направленные на развитие органов артикуляционного аппарата и помогающие отработке произношения какого-то звука при регулярном их повторении. Лучше использовать чистоговорки со зрительной опорой схематично рисовать маленькие опорные картинки, во время чтения чистоговорок. Ведь ребенку гораздо интереснее проговорить и заучить чистоговорку, рассматривая забавные картинки, чем просто повторять за взрослым звуки и слоги. Чистоговорки можно отыскать в логопедических книжках, а можно и придумывать самим.


Чистоговорки, основанные только на повторении отрабатываемых звуков и не несущие смысловой нагрузки: Ба-бо-бы на дворе стоят столбы Бу-бы-ба из окна торчит труба Жи-жи-жи здесь живут ежи Жа-жа-жа -есть иголки у ежа Жу-жу-жу молока дадим ежу Ло-ло-ло на улице тепло Лу-лу-лу стол стоит в углу За-за-за уходи домой коза Зу-зу-зу моем Катю мы в тазу Са-са-са бегает в лесу лиса Ра-ра-ра Кате спать пора


Чистоговорки, имеющие вид обычного детского стихотворения. В котором часто повторяется отрабатываемый звук, несущие в себе обязательную смысловую нагрузку Лежат ежи у ёлки. У ежат иголки А внизу похожие на маленьких ежат Шишки прошлогодние на траве лежат. Дни и ночи напролет Роет землю старый крот. Что же нужно там кроту? - Потемнее темноту. Полосатые матрасы Полоскала дочка Злата. Полоскала. Полоскала - Полосатой речка стала.












Чистоговорки можно использовать и на закрепление знаний по изучаемым детьми лексическим темам, т. е. в процессе их произношения происходит обогащение словаря ребенка, совершенствование лексико – грамматических категорий, усвоение чувства ритма и рифмы. При произношении чистоговорок обращайте внимание на незнакомые ребенку слова и старайтесь объяснить их смысловое значение. Например: длиннохвостая лиса – это значит, что у лисы длинный хвост. В данном варианте чистоговорок желательно предлагать детям самим придумывать чистоговорки, что дает возможность развивать их творческое воображение. Не забудьте напомнить ребенку, что начало чистоговорки является ее окончанием. Например: елки – елки – елки – крошки ищут гелки, арь – арь – арь – на стене висит фонарь и т. д. Чистоговорки по лексическим темам можно произносить: меняя силу голоса, т. е. громко, тихо, шепотом в форме повествовательной, вопросительной или восклицательной интонации И, помните! Ежедневное произношение чистоговорок обеспечит ребенку четкость дикции, выразительность речи, а так же обогатит новыми интересными знаниями.

Сегодня в науке и практике интенсивно отстаивается взгляд на ребенка, как на «саморазвивающуюся систему», при этом усилия взрослых должны быть направлены на создание условий развития детей.

Развитие ребенка в его физическом и духовном становлении в огромной степени зависит от участия родителей.

Результаты психолого-педагогического исследований показывают, что дети, которые вырастают в атмосфере любви, взаимопонимания, поддержки, обладают высокими потенциальными возможностями полноценного развития, в том числе речевого.

Данная проблема особенно актуальна в настоящее время, потому что количество детей, имеющих речевые трудности, неуклонно растет, а родители из-за экономического неблагополучия и социальной нестабильности все меньше уделяют внимания развитию и воспитанию своих детей, переложив всю ответственность на детский сад. В связи с этим возникла идея создания исследовательско-творческого проекта «Старнички-чистоговорки».

Цель проекта: Развивать речь и формировать правильное звукопроизношение у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.

К участию в проекте были приглашены дети старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи, их родители и педагоги дошкольного учреждения.

Задачи проекта:

  • Создание психолого-педагогических условий для комплексной коррекции всех сторон речи у детей с ФФН при работе с чистоговорками.
  • Повышение педагогической культуры родителей.
  • Формирование эмоционального контакта родителей с детьми.

Всем детям в той или иной степени присуще влечение к рифмованным звукам, что позволяет успешно проводить коррекционную работу в заданном направлении.

На логопедические занятия к дошкольникам часто приходит в гости игрушечный попугай Кеша. Он очень любит проговаривать скороговорки, чистоговорки (зарифмованные фразы, в которых часто повторяется какой-либо звук), а ещё Кеше нравится рассматривать картинки к ним, но они встречаются редко.

Поэтому детям предлагается дома вместе с родителями придумать свою чистоговорку, записать её на альбомном листе и сделать к ней иллюстрацию. Готовые Старнички - чистоговорки - подарить Кеше на празднике, посвящённом его Дню рождения.

Для успешной реализации данного проекта необходимо организовать:

  • информирование родителей и воспитателей о ходе реализации проекта через папки передвижки «Всё о чистоговорках»;
  • занятия в Логопедической школе для родителей с целью коррекции речевых нарушений на материале чистоговорок;
  • приёмы работы с чистоговорками (с презентацией) .
  • упражнения в сочинении чистоговорок детьми в группе с воспитателем;
  • придумывание чистоговорок родителей с детьми;
  • совместную деятельность родителей и детей по изготовлению «Страничек -чистоговорок»;
  • подготовку к проведению праздника «День рождения попугая»;
  • совместный праздник родителей с детьми «День рождения попугая»:
  • проведение логопедических занятий по формированию правильного произношения на материале « Страничек-чистоговорок».

Средства оценки результатов реализации проекта:

  • диагностика обследования звукопроизношения детей с ФФН, ФН;
  • беседы с родителями и детьми о ходе реализации проекта;
  • выставки «Страничек-чистоговорок».

В итоге важно отметить, что в ходе реализации проекта происходит творческое взаимодействие детей и родителей, направленное на общее и речевое развитие дошкольников:

  • формирование фонетической стороны речи;
  • активизация воображения и словотворчества;
  • психологическая готовность родителей в понимании своего ребенка, заботы о нем, видение его талантов, возможностей;
  • развитие педагогической компетентности родителей;
  • использование данных страничек на логопедических занятиях превращает обычную коррекционную работу в увлекательную игру.

Развитие проекта: создание детьми книг «Мои Чистоговорки».

Список литературы:

1. Кильмяшкина Т. Азбука скороговорок./Журнал «Обруч»№5 ,2008

2. Темникова В.Э. Логопедические игры с чистоговорками. Пособие для работы с детьми 5-7 лет с речевыми нарушениями. - М.,2008

3. Чуковский К. От двух до пяти. - М.,1990

Валентина Викторовна увлекается комнатными растениями, любит детей и свою работу, читать, петь, заниматься самообразованием. В 2008 году стала лауреатом Всероссийского конкурса «Необычная буква» (газета «Дошкольное образование»), в номинации «Методические находки в обучении грамоте». Фото автора Valia

Приложение 1: Сценарий праздника «День рождения попугая».

Приложение 2: Презентация «Приемы работы с чистоговорками» .

Долгосрочный инновационный проект в старшей логопедической группе для детей с ФФН (5-6 лет).

1. Паспорт инновационного проекта.

1.1. Тема: «Чистоговорки-фантазерки».

1.5. Время проведения проекта: октябрь – март

2. Характеристика инновационного проекта.

2.1 Цели и задачи.

Цели проекта:

  • развивать речь и формировать правильное звукопроизношение у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи;
  • заинтересовать родителей в коррекционно-развивающем процессе, направленном на преодоление речевых нарушений детей старшего дошкольного возраста;

Задачи проекта:

1.Создание психолого-педагогических условий для комплексной коррекции всех сторон речи у детей с ФФНР при работе с чистоговорками:

Закрепление звука в рифмованной речи;
- формирование навыка правильного употребления падежных окончаний;
- развитие воображения;
- развитие просодических компонентов речи;
- развитие чувства ритма.

2.Повышение педагогической культуры родителей воспитанников.

3. Развитие коммуникативных навыков в системе общения «Ребенок – взрослый», формирование эмоционального контакта родителей с детьми.

2.2 Предполагаемые результаты.

  • формирование фонетической стороны речи;
  • активизация воображения и словотворчества;
  • психологическая готовность родителей в понимании своего ребенка, заботы о нем, видение его талантов, возможностей;
  • развитие педагогической компетентности родителей.

3. Актуальность проблемы.

Сегодня в науке и практике интенсивно отстаивается взгляд на ребенка, как на «саморазвивающуюся систему», при этом усилия взрослых должны быть направлены на создание условий развития детей.

Развитие ребенка в его физическом и духовном становлении в огромной степени зависит от участия родителей.

Результаты психолого-педагогического исследований показывают, что дети, которые вырастают в атмосфере любви, взаимопонимания, поддержки, обладают высокими потенциальными возможностями полноценного развития, в том числе речевого.

Данная проблема особенно актуальна в настоящее время, потому что количество детей, имеющих речевые трудности, неуклонно растет, а родители из-за экономического неблагополучия и социальной нестабильности все меньше уделяют внимания развитию и воспитанию своих детей, переложив всю ответственность на детский сад. В связи с этим возникла идея создания исследовательско-творческого проекта «Чистоговорки-фантазерки».

4.1 Работа логопеда с воспитателями группы:

1. Консультация «Коррекция речевых нарушений на материале чистоговорок».

2. Консультация «Приемы работы с чистоговорками» (презентация).

3. Упражнения в сочинении чистоговорок детьми в группе с воспитателем

4. Иллюстрирование чистоговорок.

4.1 Работа с музыкальным руководителем:

1. Пропевание чистоговорок со звуками, закрепленными на фронтальной коррекционно-образовательной деятельности.

2. Выполнение логоритмических упражнений.

4.2 Работа логопеда с родителями воспитанников:

1. Консультация «Всё о чистоговорках».

2. Приглашение родителей на индивидуальные занятия по автоматизации поставленных звуков с использованием чистоговорок.

3. Придумывание чистоговорок родителей с детьми;

совместная деятельность родителей и детей по изготовлению «Страничек –чистоговорок».

4. Индивидуальные беседы о динамике в развитии речи детей

4.3 Работа с детьми:

Образовательная область

Мероприятия

Коммуникация

Постановка звуков;

Автоматизация поставленных звуков на материале чистоговорок»;

Придумывание чистоговорок с различными звуками и на различные лексические темы на логопедических занятиях;

Придумывание чистоговорок совместно с родителями.

Здоровье

Согласование речи с движением с использованием чистоговорок.

Художественное творчество

Создание иллюстраций к чистоговоркам совместно с воспитателями (рисование, аппликация);

Создание иллюстраций к чистоговоркам совместно с родителями;

Лепка «Моя фантазия» (сочинение чистоговорки, лепка сюжета);

Создание альбомов чистоговорок.

5. Анализ эффективности педагогических усилий.

Проект проводился с детьми старшего дошкольного возраста (5-6 лет) логопедической группы. В проектной деятельности были задействованы все воспитанники группы (12 человек).

Целью моего проекта было развить речь и сформировать правильное звукопроизношение у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи;

заинтересовать родителей в коррекционно-развивающем процессе, направленном на преодоление речевых нарушений детей старшего дошкольного возраста.

По мере усвоения детьми правильной артикуляции звуков, звуки автоматизировались в слогах, словах, чистоговорках, предложениях, в связной речи.

Проходя этап автоматизации звуков в чистоговорках, речевой материал не просто проговаривался. Детям предлагалось самим придумать чистоговорки, сначала способом договаривания (са-са-са – села на цветок … (оса)), а затем и самостоятельно. Так же дети рисовали и лепили из пластилина сюжеты к придуманным чистоговоркам.

Чистоговорки пропевались детьми на музыкальной образовательной деятельности, сопровождались движениями, логоритмическими упражнениями.

Данная деятельность по автоматизации звуков и развитию словотворчество детей занимательна, интересна детям, что приносит положительный результат в коррекции речи.

Помимо выполнения заданий в ДОУ, детям и их родителям было предложено сочинить и нарисовать иллюстрации к чистоговоркам дома (февраль-март).

Многие родители поделились впечатлениями о проделанной работе, которая оказалась интересна и для детей и для взрослых, еще более сплотила семью выполнением интересного задания, приблизила родителей к проблеме коррекции речи.

Итогом проекта стало создание книжки – самоделки «Чистоговорки - фантазерки», в ходе работы над которой дети и их родители проявили максимум творчества и заинтересованности.

Книжка-самоделка находится в групповой комнате, дети периодически рассматривают ее, узнают свои рисунки, самостоятельно проговаривают чистоговорки.

Проведение данного проекта и уделение большого внимания сочинению и проговариванию чистоговорок благотворно сказались на динамике развития звукопроизносительной стороны речи.

Если сравнить результаты диагностики звукопроизношения детей старшей логопедической группы в начале и середине года, то можно сделать вывод: 72% дефектных звуков находятся на этапе автоматизации, 21% звуков автоматизированы и введены в речь и лишь 7% звуков не исправлены, т.к. дети не посещали длительное время ДОУ.