Одной из важных задач в работе логопеда является поиск и разработка новых, более эффективных методов и приемов работы с детьми дошкольного возраста с нарушениями речи. Методы и приемы, предлагаемые в специальной литературе, вызывают трудности, связанные с восприятием детьми этих приемов. Если, например, задание дается в виде монотонной инструкции, у ребенка быстро рассеивается внимание, теряется интерес к деятельности. Ввиду несформированности мотивационной сферы трудно вовлечь детей в активное участие в процессе, направленном на коррекцию речи, а это очень важно для достижения максимального результата.
Поэтому необходимо искать приемы коррекционной работы с дошкольниками, которые могут заинтересовать ребенка, вовлечь его в логопедический процесс.
Один из таких приемов – это рифмование, проговаривание, договаривание и придумывание чистоговорок.
Как известно, детям нравится рифмовать слоги, слова. Это не только доступное и несложное занятие для детей 5-6 лет, но и очень увлекательное.
Чистоговорка - это зарифмованная фраза, в которой часто повторяется какой-либо звук. Использование чистоговорок в коррекции звукопроизношения – один из наиболее эффективных способов отработки, закрепления звуков в речи. Работа с чистоговорками нацелена на отработку звукопроизносительной стороны речи, развитие фонематической стороны речи, силы голоса, темпа речи, чувства рифмы, речевого дыхания, а так же коррекцию лексико-грамматической и фонетико-фонематической стороны речи.
Чистоговорки используются не только на логопедических занятиях, но и на музыкальных, физкультурных, в режимных моментах. Дети поют чистоговорки, сопровождают пение движениями. На физкультуре чистоговорки применяются в упражнениях на согласование речи с движениями. Воспитатели так же могут использовать чистоговорки и в закреплении логопедического материала, и в режимных моментах. Например, одевая детей на улицу, можно проговаривать: ны-ны-ны – оденем мы штаны, ни-ни-ни – куртку застегни, се-се-се – оденемся мы все и т.д.
Дети с удовольствием придумывают чистоговорки самостоятельно и рисуют к ним иллюстрации.
Виды заданий для работы с чистоговорками:
1.Автоматизация звука, работа над выразительностью, дикцией.
-произносим с различной интонацией;
-произносим тихо или громко;
-произносим в разном темпе (медленно или быстро);
-произносим, меняя место логического ударения.
2. Развитие фонематического слуха, звукового и слогового анализа и синтеза.
- добавляем слог с определённым звуком:
Сы-со-са – на бумаге поло… (са).
Су-са-сы – у девчушки две ко… (сы) и т.д.
-прошагаем по слогам:
Ла-ла-ла – ост-ра-я пи-ла.
Ча-ча-ча – на-ша ка-ша го-ря-ча.
-закончим чистоговорку (выбираем слово с соответствующим слогом):
Са-са-са – … (каша, коза, коса)? Са-са-са – коса.
Ро-ро-ро – (ведро, весло, верно)? Ро-ро-ро – ведро.
-повторяем без ошибок:
Су-шу, су-шу – я письмо пишу.
За-жа, за-жа – есть иголки у ежа.
-поменяем звуки:
«л» на «р»: Ал-ал-ал – бал. Ар-ар-ар – бар.
«ш» на «с»: Ша-ша-ша – крыша. Са-са-са – крыса.
3. Совершенствование лексико-грамматического строя и связной речи.
На материале чистоговорок можно учить детей изменять форму слова, образовывать слова, согласовывать их между собой, употреблять предлоги, составлять предложения и небольшие рассказы.
- изменяем форму слова:
Са-са-са – вот опять идёт … (лиса).
Сы-сы-сы – прибежали две … (лисы).
Су-су-су – дети видели … (лису).
Сой-сой-сой – волк погнался за …(лисой).
Се-се-се – много сказок о … (лисе).
Ис-ис-ис – в лесу есть много … (лис) и т.д.
-отвечаем чистоговоркой на вопрос (признаки, действия):
Ра-ра-ра – какая детвора? Ра-ра-ра – весёлая, шумная, дружная детвора
Ра-ра-ра – что делает детвора? Ра-ра-ра – играет, напевает, танцует детвора
- подбираем слово с заданным звуком (с опорой на слова-признаки):
Са-са-са – хитрая, рыжая, пушистая? Са-са-са – это лиса.
-отвечаем чистоговоркой на вопрос (можно использовать схемы, картинки):
Ла-ла-ла – где юла? Ла-ла-ла – в столе юла, на столе юла, под столом юла
-называем слова, противоположные по значению:
Ра-ра-ра – высокая гора. Ра-ра-ра – низкая гора.
Ро-ро-ро – полное ведро. Ро-ро-ро – пустое ведро и т.д.
-называем слова «ласково»:
Лу-лу-лу – стул в углу. Лу-лу-лу – стульчик в углу.
Ре-ре-ре – искра в костре. Ре-ре-ре – искорка в костре и т.д.
4. Придумываем рассказ по картинке или вопросам:
Са-са-са – кто это? Са-са-са – это лиса.
Са-са-са – какая лиса? Са-са-са – рыжая лиса.
Са-са-са – что же делает лиса? Са-са-са – гуляет по лесу лиса.
Са-са-са – кого встретила лиса? Са-са-са – волка встретила лиса и т.д.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное
учреждение "Детский сад" № 2 "Золотой ключик"
поселка Энергетик
Новоорского района Оренбургской области
Инновационный
логопедический проект
«Чистоговорки – фантазерки»
Разработала и реализовала: учитель-логопед
Тронева С. В.
Как показывает практика, в последние годы количество детей, имеющих речевые трудности, неуклонно растет. Стандартизованные методы коррекционной работы с детьми, имеющими речевые нарушения, не всегда дают ожидаемого результата. В связи с этим актуальным становится поиск эффективных форм и методов, необходимость включения в содержание образования дошкольника поисковой деятельности, требующей использования знаний и умений в новой для них ситуации, для решения новых проблем. Анализируя различные формы коррекционной работы с детьми с нарушениями речи, я искала такие, которые позволили бы ускорить процесс постановки, автоматизации нарушенных звуков, в целом развития всех компонентов речи, когнитивных процессов, коммуникативных навыков, и пришли к выводу о модернизации совместных детских проектов в практику работы учителя-логопеда. В связи с этим возникла идея создания творческого проекта «Чистоговорки - фантазерки».
Все стороны речи можно развивать с помощью чистоговорок. Их рифмы и ритмическое оформление облегчают произношение и запоминание звуков. Слоговой компонент шутки – чистоговорки способствует формированию слухового и фонематического восприятия, внимания, памяти, стимулирует развитие языкового чутья. В процессе составления чистоговорок обогащается словарный запас, совершенствуется грамматический строй, связная речь ребёнка, активизируется его воображение. Современные родители мало времени уделяют своим детям и не замечают их словотворчества, а хотелось бы, чтобы, обратив внимание на речь ребенка, взрослые заинтересовались ею и продолжали работу самостоятельно.
Современное дошкольное образовательное учреждение – это детский сад, который имеет возможность устойчиво развиваться и составлять программу коррекционно-развивающей работы в соответствии с потребностями дошкольников и запросами родителей.
Данный проект направлен на оказание коррекционно-развивающей логопедической помощи детям и их родителям (законным представителям), заинтересованным в развитии ребенка. Проект рассчитан на детей 6 - 7 лет, посещающих логопункт дошкольного учреждения. Он позволяет снять напряженность и обеспечить доступность логопедической помощи в сензитивный период развития и формирования речи дошкольников в условиях логопедического пункта ДОУ.
Проект «Чистоговорки - фантазерки» носит открытый характер : проанализировав традиционные и нетрадиционные формы логопедической работы, опираясь на материально-техническое оснащение логопедического кабинета, мною запланирована работа по развитию творческого потенциала, культуры речи, познавательной активности ребенка через творческую деятельность - словотворчество.
Целью моего проекта было развить речь и сформировать правильное звукопроизношение у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи;
заинтересовать родителей в коррекционно-развивающем процессе, направленном на преодоление речевых нарушений детей старшего дошкольного возраста.
Задачи: - Привлечение интереса и внимания ребенка к сочинению чистоговорок.
Развитие фонематического слуха и восприятия у детей.
Развитие умения подбирать к слову рифму, способствовать словотворчеству детей (развивать образность речи).
Закрепление произношения поставленных звуков.
Привлечение внимания родителей к работе по развитию стихотворного творчества у детей.
Привлечение детей к созданию дидактических игр и речевого материала для автоматизации звуков в речи.
По мере усвоения детьми правильной артикуляции звуков, звуки автоматизировались в слогах, словах, чистоговорках, предложениях, в связной речи.
Проходя этап автоматизации звуков в чистоговорках, речевой материал не просто проговаривался. Детям предлагалось самим придумать чистоговорки, сначала способом договаривания (са-са-са – села на цветок … (оса)), а затем и самостоятельно. Так же дети рисовали и лепили из пластилина сюжеты к придуманным чистоговоркам.
Чистоговорки пропевались детьми на музыкальной образовательной деятельности, сопровождались движениями, логоритмическими упражнениями.
Данная деятельность по автоматизации звуков и развитию словотворчество детей занимательна, интересна детям, и дает положительный результат в коррекции речи.
Помимо выполнения заданий в ДОУ, детям и их родителям было предложено сочинить и нарисовать иллюстрации к чистоговоркам дома.
Ожидаемые результаты:
У детей
Овладение навыками выразительной, правильной речи.
Развитие творческого потенциала, культуры речи, познавательной активности ребенка через творческую деятельность.
У родителей
Участие в совместной стихотворной деятельности.
Активное участие родителей в воспитательно-образовательном процессе ДОУ с позиции сотрудничества.
Ресурсы реализации проекта
Учебно-методические:
Фонды методического и логопедического кабинетов:
библиотека;
игротека;
аудиотека;
фонотека.
Материально – технические:
Предметно-развивающая среда логопедического кабинета, организованная в соответствии с возрастными особенностями и возможностями детей с нарушениями речи.
Информационные ресурсы: кабинет коррекции оснащен компьютером с доступом к сети Интернет, принтером, ламинатором, видеопроектором, функционирует сайт ДОУ и интернет сообщество «Логопункт ДОУ №2» .
Продукт проекта:
создание дидактических и речевого материала для автоматизации звуков в речи в виде детских книжек – самоделок «Чистоговорки - фантазерки».
мини-выставка книжек-самоделок.
презентация проекта.
В итоге важно отметить, что в ходе реализации проекта происходит творческое взаимодействие детей и родителей, направленное на общее и речевое развитие дошкольников:
формирование фонетической стороны речи;
активизация воображения и словотворчества;
психологическая готовность родителей в понимании своего ребенка, заботы о нем, видение его талантов, возможностей;
развитие педагогической компетентности родителей;
использование данной деятельности на логопедических занятиях превращает обычную коррекционную работу в увлекательную игру.
Проведение данного проекта по сочинению и проговариванию чистоговорок благотворно сказалось на динамике развития звукопроизношения у детей с нарушениями речи.
Многие родители поделились впечатлениями о проделанной работе, которая оказалась интересна и для детей и для взрослых, еще более сплотила семью выполнением интересного задания, приблизила родителей к проблеме коррекции речи.
Выставка – презентация
по результатам проекта
Подготовила и провела: учитель-логопед Тронева С. В.
Цель: обобщение результатов проделанной работы в рамках проекта «Чистоговорки - фантазерки» в виде выставки книжек-самоделок.
Участники: дети, принимавшие участие в проекте, воспитанники подготовительной группы, педагоги, родители.
Оборудование: магнитная доска, стол, видеопроектор, ноутбук, плакаты для оформления выставки, книжки-самоделки, похвальные грамоты.
« Здравствуйте, ребята, уважаемые родители и педагоги! Мы рады приветствовать вас нашей выставке книжек – самоделок. Мы с ребятами хотим представить вам результат нашей работы по проекту «Чистоговорки - фантазерки», в котором они участвовали вместе с родителями.
В ходе проекта ребята узнали о том, что такое чистоговорки, какие они бывают, как можно с ними играть и одновременно закреплять произношение любого звука, а так же мы учились сами придумывать свои чистоговорки. В завершении нашего проекта, ребятам было предложено самим придумать интересные и необычные чистоговорки на определенные звуки, с которыми мы работали в течение года и оформить собственную книжку-самоделку.
Ребята, а вы знаете, что такое чистоговорки? (выслушиваются ответы детей). Приводятся примеры чистоговорок…
А сейчас, каждый из участников проекта расскажет о своей книжке – самоделке, представит название книги, на какие звуки придуманы чистоговорки, произнесет свои любимые, покажет нам рисунки, которые они рисовали дома вместе с родителями, и поделится своими впечатлениями от проделанной работы.
Выступления детей, во время которого все детям предлагается задание:
«Доскажи чистоговорку».
Физминутка:
- Ребята, а вы знаете, что чистоговорки можно непросто проговаривать, а можно проговаривать чистоговорки и выполнять движения. Давайте попробуем сделать это!
Али – али – мы шагали.
Али – али – мы бежали.
Ами – ами – затопали ногами.
Оши – оши – захлопали в ладоши.
Ыли – ыли – мы поплыли.
Цы – цы – цы – вот такие молодцы!
А ещё мы с ребятами пробовали проговаривать чистоговорки по-разному – радостно, грустно, с удивлением, вопросительно, тихо, громко, быстро, медленно, а также выполняя различные задания, например, прыгая на одной ноге или хлопать в ладоши и прыгать на месте. Вы хотите так же поиграть с чистоговорками?
Самая любимая игра – это «Логопедический твистер». Крутим стрелочку на малом игровом поле и определяем, на какую картинку мы должны встать нужной ногой или рукой, при этом придумать чистоговорку с картинкой, на которую вы встаете.
Выполнение заданий всеми детьми.
Сейчас я хотела бы поблагодарить всех участников нашего проекта за их старание, творчество и активность и вручит им похвальные грамоты!
Вручение похвальных грамот участникам проекта.
Спасибо и всем присутствующим на нашей выставке! Сейчас вы можете поближе рассмотреть книжки – самоделки наших участников. Всего вам доброго и спасибо за внимание!
Литература
Бабина Е.С. Партнерство дошкольного образовательного учреждения и семьи в логопедической работе - журнал Логопед - № 5, 2005.
Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников. М., 2010.
Евдокимова Е.С. Технология проектирования в ДОУ. Сфера. М.,2005.
Киселева Л.С. проектный метод в деятельности дошкольного учреждения. Арти. М., 2005.
Миронова С.А. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях. - М.,2007.
Фадеева Ю.А., Жилина И.И. Образовательные проекты в группе для детей с ОНР. М., 2012.
Приложение 1
Логопедические игры
с
чистоговорками
Практические игры и упражнения с чистоговорками
Развитие правильного звукопроизношения
Использовать чистоговорки для закрепления звуков можно, когда идёт автоматизация звука в словах и фразах.
Придумайте с ребёнком слова на изучаемый звук, составьте фразу, а к ней чистоговорку. Для развития у детей выразительности речи, правильной дикции и для лучшей автоматизации звука предложить произнести чистоговорку несколько раз, но с различной интонацией.
Скажи с различной интонацией (вопросительной, восклицательной, с грустью);
Скажи тихо-громко;
Скажи медленно-быстро;
Скажи, выделяя разные слова (ударяем молоточком на разные слова);
Используйте схемы (разные кружки по величине, по частоте), картинки, игрушки, театр.
Развитие фонематического слуха
Для привлечения детей к звучащему слову, для развития звукослогового анализа можно также использовать чистоговорки.
Добавь слог с определённым звуком:
са-са-са – ли…, са-са-са – колба…;
Прошагай по слогам: ла-ла – ост-ра-я пи-ла;
Закончи чистоговорку: са-са – … (каша, коза, коса);
Подбери слово с заданным звуком: са-са – лиса (хитрая, рыжая, пушистая, смелая);
Повтори, не ошибись: су-шу, су-шу – я письмо пишу;
Поменяй звук: ал-ал- бал («л» на «р»), са-са – крыса (часто повторяющий звук на «ш»)
Развитие словаря, грамматики и связной речи
Ответь чистоговоркой на вопрос: ла-ла – где юла? (ла-ла – на столе юла, использовать схемы);
Назови чистоговоркой один-много по картинкам (са-са-лиса, сы-сы-лисы, ис-ис-много лис);
Ответь чистоговоркой на вопрос какой или какая? что делает? (ла-ла – какая юла? Ла-ла – синяя юла, ла-ла-крутится юла);
Посчитай предметы (аш-аш-аш-один карандаш, ша-ша-ша-два карандаша, шей-шей-шей-пять карандашей);
Скажи наоборот, скажи ласково (ра-ра-высокая гора, ра-ра – низкая гора, лу-лу-стул в углу, лу-лу-стульчик в углу);
Придумай рассказ по картинке са-са-это лиса? Са-са-какая лиса? Са-са что делает лиса? Са-са- кого встретила лиса?
Приложение 2
Задания родителям на карточках:
1. Развитие правильного звукопроизношения.
Использовать чистоговорки для закрепление звуков можно, когда идёт автоматизация звука в словах и фразах. Придумайте с ребёнком слова на изучаемый звук, составьте фразу, а к ней чистоговорку. Для развития у детей выразительности речи, правильной дикции и для лучшей автоматизации звука предлагать произносить чистоговорку несколько раз, но с различной интонацией.
Задание на карточках: (автоматизация звука «с» – са-са-са в лесу идёт лиса
а) Скажи с различной интонацией (вопросительной, восклицательной, с грустью)
в) Скажи тихо-громко
г) Скажи медленно-быстро
д) Скажи выделяя разные слова (ударяем молоточком на разные слова)
Используем схемы (разные кружки по величине, по частоте), картинки, игрушки, театр
2. Развитие фонематического слуха
С детьми среднего и старшего возраста проводится более сложная работа по развитию фонематического слуха. Для привлечения детей к звучащему слову, для развития звукослогового анализа можно также использовать чистоговорки.
Задание на карточках:
д) Повтори не ошибись: су-шу, су-шу – я письмо пишу
е) Поменяй звук: ал-ал- бал («л» на «р»), са-са – крыса (часто повторяющий звук на «ш»
а) Добавь слог с определённым звуком:
са-са-са – ли…, са-са-са – колба…
б) Прошагай по слогам: ла-ла – ост-ра-я пи-ла
в) Закончи чистоговорку: са-са – … (каша, коза, коса)
г) Подбери слово с заданным звуком: са-са – лиса (хитрая, рыжая, пушистая,
3. Развитие словаря, грамматики и связной речи.
С помощью чистоговорок можно учить детей употреблять предлоги, согласовывать слова, придумывать новые слова, составлять небольшие рассказы.
Задания на карточках:
а) Ответь чистоговоркой на вопрос: ла-ла – где юла? (ла-ла – на столе юла, использовать схемы)
б) Назови чистоговоркой один-много по картинкам (са-са-лиса, сы-сы-лисы, ис-ис-много лис)
в) Ответь чистоговоркой какой или какая, что делает (ла-ла – какая юла? Ла-ла – синяя юла, ла-ла-крутится юла)
г) Скажи наоборот, скажи ласково (ра-ра-высокая гора, ра-ра – низкая гора, лу-лу-стул в углу, лу-лу-стульчик в углу)
д) Придумай рассказ по картинке са-са-это лиса? Са-са-какая лиса? Са-са что делает лиса? Са-са- кого встретила лиса?
УМНЫЕ ЧИСТОГОВОРКИ ЧИСТОГОВОРКА это нескучное, доступное, эффективное средство формирования хорошей речи. Используются чистоговорки для улучшения произношения отдельных звуков и для их автоматизации. Т.е ЧИСТОГОВОРКИ это стихотворные упражнения, направленные на развитие органов артикуляционного аппарата и помогающие отработке произношения какого-то звука при регулярном их повторении. Лучше использовать чистоговорки со зрительной опорой схематично рисовать маленькие опорные картинки, во время чтения чистоговорок. Ведь ребенку гораздо интереснее проговорить и заучить чистоговорку, рассматривая забавные картинки, чем просто повторять за взрослым звуки и слоги. Чистоговорки можно отыскать в логопедических книжках, а можно и придумывать самим.
Чистоговорки, основанные только на повторении отрабатываемых звуков и не несущие смысловой нагрузки: Ба-бо-бы на дворе стоят столбы Бу-бы-ба из окна торчит труба Жи-жи-жи здесь живут ежи Жа-жа-жа -есть иголки у ежа Жу-жу-жу молока дадим ежу Ло-ло-ло на улице тепло Лу-лу-лу стол стоит в углу За-за-за уходи домой коза Зу-зу-зу моем Катю мы в тазу Са-са-са бегает в лесу лиса Ра-ра-ра Кате спать пора
Чистоговорки, имеющие вид обычного детского стихотворения. В котором часто повторяется отрабатываемый звук, несущие в себе обязательную смысловую нагрузку Лежат ежи у ёлки. У ежат иголки А внизу похожие на маленьких ежат Шишки прошлогодние на траве лежат. Дни и ночи напролет Роет землю старый крот. Что же нужно там кроту? - Потемнее темноту. Полосатые матрасы Полоскала дочка Злата. Полоскала. Полоскала - Полосатой речка стала.
Чистоговорки можно использовать и на закрепление знаний по изучаемым детьми лексическим темам, т. е. в процессе их произношения происходит обогащение словаря ребенка, совершенствование лексико – грамматических категорий, усвоение чувства ритма и рифмы. При произношении чистоговорок обращайте внимание на незнакомые ребенку слова и старайтесь объяснить их смысловое значение. Например: длиннохвостая лиса – это значит, что у лисы длинный хвост. В данном варианте чистоговорок желательно предлагать детям самим придумывать чистоговорки, что дает возможность развивать их творческое воображение. Не забудьте напомнить ребенку, что начало чистоговорки является ее окончанием. Например: елки – елки – елки – крошки ищут гелки, арь – арь – арь – на стене висит фонарь и т. д. Чистоговорки по лексическим темам можно произносить: меняя силу голоса, т. е. громко, тихо, шепотом в форме повествовательной, вопросительной или восклицательной интонации И, помните! Ежедневное произношение чистоговорок обеспечит ребенку четкость дикции, выразительность речи, а так же обогатит новыми интересными знаниями.
Сегодня в науке и практике интенсивно отстаивается взгляд на ребенка, как на «саморазвивающуюся систему», при этом усилия взрослых должны быть направлены на создание условий развития детей.
Развитие ребенка в его физическом и духовном становлении в огромной степени зависит от участия родителей.
Результаты психолого-педагогического исследований показывают, что дети, которые вырастают в атмосфере любви, взаимопонимания, поддержки, обладают высокими потенциальными возможностями полноценного развития, в том числе речевого.
Данная проблема особенно актуальна в настоящее время, потому что количество детей, имеющих речевые трудности, неуклонно растет, а родители из-за экономического неблагополучия и социальной нестабильности все меньше уделяют внимания развитию и воспитанию своих детей, переложив всю ответственность на детский сад. В связи с этим возникла идея создания исследовательско-творческого проекта «Старнички-чистоговорки».
Цель проекта: Развивать речь и формировать правильное звукопроизношение у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.
К участию в проекте были приглашены дети старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи, их родители и педагоги дошкольного учреждения.
Задачи проекта:
- Создание психолого-педагогических условий для комплексной коррекции всех сторон речи у детей с ФФН при работе с чистоговорками.
- Повышение педагогической культуры родителей.
- Формирование эмоционального контакта родителей с детьми.
Всем детям в той или иной степени присуще влечение к рифмованным звукам, что позволяет успешно проводить коррекционную работу в заданном направлении.
На логопедические занятия к дошкольникам часто приходит в гости игрушечный попугай Кеша. Он очень любит проговаривать скороговорки, чистоговорки (зарифмованные фразы, в которых часто повторяется какой-либо звук), а ещё Кеше нравится рассматривать картинки к ним, но они встречаются редко.
Поэтому детям предлагается дома вместе с родителями придумать свою чистоговорку, записать её на альбомном листе и сделать к ней иллюстрацию. Готовые Старнички - чистоговорки - подарить Кеше на празднике, посвящённом его Дню рождения.
Для успешной реализации данного проекта необходимо организовать:
- информирование родителей и воспитателей о ходе реализации проекта через папки передвижки «Всё о чистоговорках»;
- занятия в Логопедической школе для родителей с целью коррекции речевых нарушений на материале чистоговорок;
- приёмы работы с чистоговорками (с презентацией) .
- упражнения в сочинении чистоговорок детьми в группе с воспитателем;
- придумывание чистоговорок родителей с детьми;
- совместную деятельность родителей и детей по изготовлению «Страничек -чистоговорок»;
- подготовку к проведению праздника «День рождения попугая»;
- совместный праздник родителей с детьми «День рождения попугая»:
- проведение логопедических занятий по формированию правильного произношения на материале « Страничек-чистоговорок».
Средства оценки результатов реализации проекта:
- диагностика обследования звукопроизношения детей с ФФН, ФН;
- беседы с родителями и детьми о ходе реализации проекта;
- выставки «Страничек-чистоговорок».
В итоге важно отметить, что в ходе реализации проекта происходит творческое взаимодействие детей и родителей, направленное на общее и речевое развитие дошкольников:
- формирование фонетической стороны речи;
- активизация воображения и словотворчества;
- психологическая готовность родителей в понимании своего ребенка, заботы о нем, видение его талантов, возможностей;
- развитие педагогической компетентности родителей;
- использование данных страничек на логопедических занятиях превращает обычную коррекционную работу в увлекательную игру.
Развитие проекта: создание детьми книг «Мои Чистоговорки».
Список литературы:
1. Кильмяшкина Т. Азбука скороговорок./Журнал «Обруч»№5 ,2008
2. Темникова В.Э. Логопедические игры с чистоговорками. Пособие для работы с детьми 5-7 лет с речевыми нарушениями. - М.,2008
3. Чуковский К. От двух до пяти. - М.,1990
Валентина Викторовна увлекается комнатными растениями, любит детей и свою работу, читать, петь, заниматься самообразованием. В 2008 году стала лауреатом Всероссийского конкурса «Необычная буква» (газета «Дошкольное образование»), в номинации «Методические находки в обучении грамоте». Фото автора Valia
Приложение 1: Сценарий праздника «День рождения попугая».
Приложение 2: Презентация «Приемы работы с чистоговорками» .
Долгосрочный инновационный проект в старшей логопедической группе для детей с ФФН (5-6 лет).
1. Паспорт инновационного проекта.
1.1. Тема: «Чистоговорки-фантазерки».
1.5. Время проведения проекта: октябрь – март
2. Характеристика инновационного проекта.
2.1 Цели и задачи.
Цели проекта:
- развивать речь и формировать правильное звукопроизношение у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи;
- заинтересовать родителей в коррекционно-развивающем процессе, направленном на преодоление речевых нарушений детей старшего дошкольного возраста;
Задачи проекта:
1.Создание психолого-педагогических условий для комплексной коррекции всех сторон речи у детей с ФФНР при работе с чистоговорками:
Закрепление звука в рифмованной речи;
- формирование навыка правильного употребления падежных окончаний;
- развитие воображения;
- развитие просодических компонентов речи;
- развитие чувства ритма.
2.Повышение педагогической культуры родителей воспитанников.
3. Развитие коммуникативных навыков в системе общения «Ребенок – взрослый», формирование эмоционального контакта родителей с детьми.
2.2 Предполагаемые результаты.
- формирование фонетической стороны речи;
- активизация воображения и словотворчества;
- психологическая готовность родителей в понимании своего ребенка, заботы о нем, видение его талантов, возможностей;
- развитие педагогической компетентности родителей.
3. Актуальность проблемы.
Сегодня в науке и практике интенсивно отстаивается взгляд на ребенка, как на «саморазвивающуюся систему», при этом усилия взрослых должны быть направлены на создание условий развития детей.
Развитие ребенка в его физическом и духовном становлении в огромной степени зависит от участия родителей.
Результаты психолого-педагогического исследований показывают, что дети, которые вырастают в атмосфере любви, взаимопонимания, поддержки, обладают высокими потенциальными возможностями полноценного развития, в том числе речевого.
Данная проблема особенно актуальна в настоящее время, потому что количество детей, имеющих речевые трудности, неуклонно растет, а родители из-за экономического неблагополучия и социальной нестабильности все меньше уделяют внимания развитию и воспитанию своих детей, переложив всю ответственность на детский сад. В связи с этим возникла идея создания исследовательско-творческого проекта «Чистоговорки-фантазерки».
4.1 Работа логопеда с воспитателями группы:
1. Консультация «Коррекция речевых нарушений на материале чистоговорок».
2. Консультация «Приемы работы с чистоговорками» (презентация).
3. Упражнения в сочинении чистоговорок детьми в группе с воспитателем
4. Иллюстрирование чистоговорок.
4.1 Работа с музыкальным руководителем:
1. Пропевание чистоговорок со звуками, закрепленными на фронтальной коррекционно-образовательной деятельности.
2. Выполнение логоритмических упражнений.
4.2 Работа логопеда с родителями воспитанников:
1. Консультация «Всё о чистоговорках».
2. Приглашение родителей на индивидуальные занятия по автоматизации поставленных звуков с использованием чистоговорок.
3. Придумывание чистоговорок родителей с детьми;
совместная деятельность родителей и детей по изготовлению «Страничек –чистоговорок».
4. Индивидуальные беседы о динамике в развитии речи детей
4.3 Работа с детьми:
Образовательная область | Мероприятия |
Коммуникация | Постановка звуков; Автоматизация поставленных звуков на материале чистоговорок»; Придумывание чистоговорок с различными звуками и на различные лексические темы на логопедических занятиях; Придумывание чистоговорок совместно с родителями. |
Здоровье | Согласование речи с движением с использованием чистоговорок. |
Художественное творчество | Создание иллюстраций к чистоговоркам совместно с воспитателями (рисование, аппликация); Создание иллюстраций к чистоговоркам совместно с родителями; Лепка «Моя фантазия» (сочинение чистоговорки, лепка сюжета); Создание альбомов чистоговорок. |
5. Анализ эффективности педагогических усилий.
Проект проводился с детьми старшего дошкольного возраста (5-6 лет) логопедической группы. В проектной деятельности были задействованы все воспитанники группы (12 человек).
Целью моего проекта было развить речь и сформировать правильное звукопроизношение у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи;
заинтересовать родителей в коррекционно-развивающем процессе, направленном на преодоление речевых нарушений детей старшего дошкольного возраста.
По мере усвоения детьми правильной артикуляции звуков, звуки автоматизировались в слогах, словах, чистоговорках, предложениях, в связной речи.
Проходя этап автоматизации звуков в чистоговорках, речевой материал не просто проговаривался. Детям предлагалось самим придумать чистоговорки, сначала способом договаривания (са-са-са – села на цветок … (оса)), а затем и самостоятельно. Так же дети рисовали и лепили из пластилина сюжеты к придуманным чистоговоркам.
Чистоговорки пропевались детьми на музыкальной образовательной деятельности, сопровождались движениями, логоритмическими упражнениями.
Данная деятельность по автоматизации звуков и развитию словотворчество детей занимательна, интересна детям, что приносит положительный результат в коррекции речи.
Помимо выполнения заданий в ДОУ, детям и их родителям было предложено сочинить и нарисовать иллюстрации к чистоговоркам дома (февраль-март).
Многие родители поделились впечатлениями о проделанной работе, которая оказалась интересна и для детей и для взрослых, еще более сплотила семью выполнением интересного задания, приблизила родителей к проблеме коррекции речи.
Итогом проекта стало создание книжки – самоделки «Чистоговорки - фантазерки», в ходе работы над которой дети и их родители проявили максимум творчества и заинтересованности.
Книжка-самоделка находится в групповой комнате, дети периодически рассматривают ее, узнают свои рисунки, самостоятельно проговаривают чистоговорки.
Проведение данного проекта и уделение большого внимания сочинению и проговариванию чистоговорок благотворно сказались на динамике развития звукопроизносительной стороны речи.
Если сравнить результаты диагностики звукопроизношения детей старшей логопедической группы в начале и середине года, то можно сделать вывод: 72% дефектных звуков находятся на этапе автоматизации, 21% звуков автоматизированы и введены в речь и лишь 7% звуков не исправлены, т.к. дети не посещали длительное время ДОУ.