Зародившись в Азии и на Востоке, много веков развивалось именно там. Эта плодовитая земля родила немало мастеров, оставивших свой след в искусстве батика на многие, многие десятилетия.

А как же обстоят дела с российской стороной? На Руси у нас явно не рисовали на тканях с помощью воска и природных красителей, хотя одежда, конечно, была цветная — ткани в то время окрашивали . Об этом и поговорим.

Итак, все «расписную» одежду знать на Руси, а потом и в России, закупала в Европе, которая уже тогда переняла традиции восточных мастеров. Но пришло время становления и наших художников.

Интерес к батику в нашей стране возник довольно поздно — в 20-х годах ХХ века . В это время активно развивается новомодный стиль «модерн». Русские художники без ума от этой стилистики и творческих приемов. Центр всего, как обычно — Москва, Санкт-Петербург , также батиком начинают интересоваться мастера в Киеве, Одессе, Тбилиси.

Читайте также:

Интересно, что «русский батик» пошел по своему собственному пути, ведь истоков художники не знали, а, значит, не могли отследить преемственность традиций или какие-то конкретные технологические приемы. Вот почему первые работы батичистов начала прошлого века отличает некоторая размытость технологии и неопытность творческой манеры.

В это время активно расцветают творческие артели — своеобразные объединения мастеров различных областей. Не обошла эта участь и батичистов. Художники по ткани занимались в то время производством шалей, платков, одежды с росписью. Чаще всего это были мелкие заказы, но иногда судьба улыбалась такому объединению: они получали заказ из театра на создание сценических занавесей или ресторана — на оригинальную роспись штор.

В моду в ту пору входила асимметрия рисунка и , вот художники и находили вдохновение в собственной фантазии.

Однако, время НЭПа поубавило творческий пыл. Все, что с любовью создано талантливыми руками, ручная работа, штучный товар, а особенно — роскошные, витиеватые узоры и роспись — было объявлено как «несоответствие моральному облику советской женщины», как мещанство…

У страны была большая потребность в вымпелах, флагах и других атрибутах советской эпохи. Театральные занавеси с изображением серпа и молота — вот какие заказы стали получать художники. Если где-то штучный товар и продавался, то свой след в истории батика в эти годы не оставил.

И хотя в 30-40-х годах издавались книги по технологии росписи ткани и воспитано целое поколение , всеобщая уравниловка не способствовала развитию столь индивидуального и стильного вида искусства.

А вот в 50-е годы ситуация изменилась. Трудно поверить, но даже лозунг такой существовал: «Каждой советский женщине — по красивому платку». Текстильная и легкая промышленность возрождались, в московские и ленинградские фабрики приглашались для работы известнейшие художники.

Вот фамилии мастеров того поколения:

  • А. Алексеева,
  • К. Малиновская,
  • Т. Алексахина,
  • Н. Вахмистров,
  • С. Марголина,
  • Н.С. Балагурова,
  • И. Иноземцева и др.

Именно этим людям советские женщины обязаны появлению в свое гардеробе красивых платков (названия говорят сами за себя: «Труд», «Москва», «Весна» и т.д.). Чаще всего росписью становилось сочетание растительного орнамента и строгой геометрии рисунка.

В Москве появился художественно-производственный Фонд, помогавший начинающим мастерам росписи, устраивающий постоянные выставки и продвигающий интересные проекты. Батикистов стали отправлять за границу — чтобы перенять опыт познакомиться с традициями росписи других культур.

К концу ХХ-го века и началу ХХI-го тот вид декоративно-прикладного искусства активно развивается, он весьма полюбился россиянам.

Самые известные батикисты нашего времени это:

  • Сергей Давыдов
  • Ирина Трофимова
  • Татьяна Шихирева
  • Виктория Кравченко
  • Юрий Булычев
  • Виктор Парийский
  • Евгений Архиреев
  • Юрий Ярин
  • Александр Талаев и многие другие.

Батик Сергея Давыдова

Сегодня батик в России находится на высоком профессиональном уровне. Законодателями «моды» выступают московские мастера, многочисленные победы на международных выставках это подтверждают.

Наши художники переняли опыт своих предшественников и сумели выработать свой собственный индивидуальный стиль, сделав батик не только прикладным видом искусства, но и одним из самых талантливых способах художественного самовыражения. Модельеры, и интерьера — это лишь малая толика тех, кто сегодня трудится на этой ниве.

Батиком (индон. ba — хлопчатобумажная ткань, tik — точка, капля) принято называть роспись по ткани. Родиной этой техники считается Индонезия, хотя батик также издавна практикуется в Японии, Индии и Китае.

Техника батик основывается на том, что перед тем как покрасить ткань, на нее воском, парафином либо другими специальными составами наносится рисунок. Эти составы называются резервирующими, поскольку не пропускают краску (резервируют отдельные участки ткани от краски), и благодаря им рисунок после окрашивания ткани имеет четкие контуры.

Виды батика

Существуют следующие виды батика: горячий, холодный, солевой эффект, свободная роспись, техника сибори и бандан. При применении горячей техники в качестве полотна используется в основном хлопчатобумажная ткань. Резервирующий состав наносится на ткань специальным инструментом, который называется чантингом.

Он похож на крошечную медную лейку, прикрепленную к деревянной ручке. Когда идет процесс нанесения рисунка, резервирующий состав должен всегда находиться в отдельной емкости на водяной бане в растопленном виде, так как его нужно периодически зачерпывать чантингом и затем достаточно быстрыми и уверенными движениями наносить рисунок на ткань через тонкий носик инструмента. После полного высыхания уже готового изделия резервирующий состав можно легко удалить, прогладив изделие горячим утюгом через слои газет.

Солевая техника

Очень интересный и необычный эффект батика дает солевая техника. В основном применяется крупная и средняя соль (пищевая либо соль для ванн без красителей и добавок). После того как ткань окрасили, ее сразу же посыпают солью и дают высохнуть, а соль просто стряхивают. Соль впитывает в себя краску, и в зависимости от того, какое количество соли рассыпано по ткани, получаются необычные и даже неожиданные эффекты, вплоть до полного выбеливания отдельных участков. Солевую технику можно смешивать с горячей и холодной.

Техника холодного батика похожа на горячий, но она немного проще и безопаснее, так как не нужно ничего плавить. Резервирующие составы для холодной техники продаются уже готовыми к применению. Технику холодного батика применяют в основном при нанесении на шелк или шифон.

Техника свободной росписи

Техника свободной росписи напоминает акварельную живопись фактически без применения резервирующих составов. Окрашивание ткани производится анилиновыми красителями либо масляными красками с растворителями. Резервирующие составы применяются только в том случае, если надо где-то провести границу между цветами.

Также свободную роспись можно производить по влажной ткани, образуя при этом очень плавное перетекание одного цвета в другой.

Сибори

Технику сибори (или шибори) еще называют складной техникой, так как при окрашивании этим способом ткань складывается определенным образом. Это древняя японская техника, поэтому способы складывания ткани перекликаются с самым любимым японцами видом искусства — оригами. Сложенная ткань окунается в кипящий красящий раствор и кипятится около получаса.

После остывания, полоскания и просушки получается узор, похожий на картинку из калейдоскопа.

Бандан

Родиной техники бандан считается Индокитай. Применение бандана предусматривает завязывание на окрашиваемой ткани различных узелков, поэтому эту технику называют также узелковой. Здесь фантазия может не ограничиваться, узелки можно вязать где угодно и как угодно, под ткань можно подкладывать пуговицы, бусинки, камешки и затем окрашивать.

Чтобы приступить к росписи ткани в технике батик, следует, прежде всего, подобрать ткань и натянуть ее на подрамник. Далее нужно решить, какой рисунок вы хотите увидеть на этом пока еще чистом «холсте». Если вы не очень хорошо рисуете или затрудняетесь с выбором, можно использовать специальные шаблоны рисунков для батика, которые можно найти в Интернете .

Рисунки для начинающих

Рисунки для начинающих очень просты, но ваш первый шедевр всё равно будет единственным и неповторимым, впрочем, как и все последующие, ведь даже при нескольких одинаковых шаблонных рисунках окраска ткани будет абсолютно разной, потому что краска не умеет растекаться по шаблону.

А еще хочется добавить, что батик — это очень увлекательное занятие не только для взрослых, но и для детей. Дайте своему ребенку несколько шаблонных рисунков для детского батика, все необходимые материалы и принадлежности и простор для воображения — и его новое увлечение, возможно, перерастет в прекрасное хобби, приносящее ни с чем не сравнимое удовольствие.

Мастер-класс по технике батик:

Встречается в голландских текстах 17-го века, так называли любую покрытую узорами ткань.

Слово это индонезийское, но родом пришло из Явы. Термин«амбатик» связан со словом «тик», которое означает «печать точками».

История батика: до наших дней

Именно здесь, на Яве, роспись ткани стала развитым декоративным искусством, но его корни все же можно найти в более ранних временах.

Доподлинно неизвестно, какой именно народ впервые стал использовать воск, чтобы резервировать ткань при ее окрашивании, историки называют цифру 2000. Именно столько лет примерно всеми нами любимому искусству батика.

Это стало известно при обнаружении египетских гробниц: некоторые ткани там были окрашены с помощью батика. Также есть исторические данные, что расписанные в этой технике ткани продавались в Китае еще в V веке н.э, потомбатик распространился на Японии и весь Дальний восток. В это время в Индии батик выполняют не на шелке, а на хлопке. появились уже в то время.

Вероятнее всего, как раз из Индии батик привезли на Яву. Причем, батиком занималась не прислуга, это искусство очень полюбилось высокопоставленным особам, став их развлечением и способом самовыражения. По стилю и можно было определить статус человека, его носившего.

Существуют данные о том, как японские женщины часами сидели со скрещенными ногами над кусочком ткани, при помощи чантинга и воска заполняя каждый миллиметр пространства. Эта кропотливая работа могла длиться месяцами. Мужчины тоже не оставались не у дел: они замачивали и крахмалили ткань, красили ее в чане с краской индиго.

После колонизации Явы голландцами в 17 веке яванский батик стал продаваться всюду, не только в Голландии. К 1830 году батиком заболевает Европа, однако, здесь этот процесс был доведен до автоматизма, не был таким многосложным. Вообще, надо сказать, постепенно, батик упрощался, чего только стоит современная , когда используется контур или резерв вместо воска и закрепляемые утюгом краски.

В 19 веке Япония забеспокоилась: Европа настолько постигла искусство были настолько изощренными, что батик стал приобретать массовость. Японцы тоже стремительно стали делать этот вид искусства массовым.

И тут был придуман метод нанесения воска на ткань с помощью медного штампа, который называется колпаком. Он имеет единственный мотив или рисунок, который выложен медными полосками и булавками, они припаяны к медной рамке. До сих пор эту технику любят на Яве, она позволяет довольно быстро расписать ткань так, как нужно, чем, если бы вы это делали с помощью чантинга.

История батика рассказывает о второй волне любви к этому искусству. Это произошло после второй мировой войны. Батик вновь стал популярен в Индонезии.

Другие страны, практикующие роспись ткани: Африка, Нигерия, Мали, Индия. У всех народов свой подход, свои особенности, в Индии, к примеру, красят хлопковые, а не шелковые ткани.

Сегодня все больше людей увлечены этим видом декоративно-прикладного творчества. Более того, из практических предпочтений, батик начинает приобретать эстетическое значение, все больше творческих людей применяют художественный подход к батику.

Об этом написано в статьях.

А знаете ли вы, что любой рисунок на вашей одежде, вплоть до рубашки в клеточку, - это «батик»? Но начнём по порядку: люди с седой древности украшали свою одежду – обшивали бисером, вышивали и, конечно же, украшали ткань рисунками. Именно так родилось удивительной красоты искусство – батик (batik), что в переводе с индонезийского означает «капля воска». Прежде чем покрыть ткань красителями, мастерицы с острова Ява догадались обрисовывать контуры будущих рисунков расплавленным воском, который не даёт смешиваться краскам и сохраняет чёткие очертания орнамента. С чего всё начиналось и куда эволюция завела батик – читайте дальше!

Зарождение батика

Трудоёмкая технология создания потрясающих рисунков на ткани по сей день остаётся для яванцев практически неизменной. Для этого на полотняную основу наносится растопленный воск – делается это традиционным прибором «чантинга» (медный чайник с тонким носиком, из которого может вытекать небольшой «ручеёк»). Затем хлопчатобумажная ткань погружается в раствор с натуральным красителем из корня местного растения, – моринды цитрусолистной (Morinda citrifolia), - той самой, на которой растёт малоизвестный у нас фрукт нони. Далее ткань вынимается и просушивается, а затем яванки наносят новый слой воска, чтобы окунать изделие в более тёмную краску (которая не затронет уже окрашенные в светлые тона участки). Завершается процесс на самых тёмных оттенках, а потом воск соскабливается. Эта самая первая технология сегодня называется горячим батиком.

На Яве батик до сих пор имеет огромное значение: к примеру, девушка не может выйти замуж, пока сама не разукрасит таким образом свадебное платье. Новобрачных обвязывают тканью с батиком; в шали из батика, перекинутой через плечо, носят детей; платком укрывают людей с недугами – чтобы помочь им выздороветь. И даже провожая человека в мир иной, его накрывают батиком, дабы он благополучно добрался до рая. На острове своя символика цвета – лиловый и розовый сохраняют молодость и красоту, пурпурный пробуждает патриотизм, небесный символизирует благородство. Рисунки бывают различными – мифологическими, геометрическими и, конечно, с изображениями ярких тропических цветов, птиц, животных и буйства тропической природы Индонезии.

Батик в Индии


Индийские женщины пользовались несколькими натуральными красителями, и придумали новый способ «живописи» - перед покраской они завязывали на ткани маленькие узелки с помощью нитей. После окрашивания их удаляли и получали узор «в белый горошек». Техника эта называлась «планги», а ныне носит название «бандан», - и процветала она до конца 17 века. Именно здесь в это время рисунки начали печатать (набивать) различными штампами с орнаментом. Добравшись до Европы, это новшество произвело настоящую модную революцию! Кстати, зайдя в бутик или банально на рынок, всегда можно отыскать какую-нибудь вещицу с орнаментом «индийский огурец» - его индусы позаимствовали у внешнего облика момордики, или «бешеного огурца» (по другим источникам - дыни). По правде сказать, этот орнамент больше похож на инфузорию-туфельку, но факт остаётся фактом - он не выходит из моды уже несколько столетий, и регулярно появляется в новых коллекциях одежды. А может, вы найдёте его и в собственном шкафу?

Батик Китая и Японии


Первые упоминания об окрашенных тканях отмечены в китайских текстах, датируемых серединой третьего тысячелетия до нашей эры. Здесь это искусство очень тесно связано с шёлком – именно в таком виде батик стал известен всему миру, путешествуя по Великому шёлковому пути и ценясь на вес золота.

Страна Восходящего солнца обзавелась батиком благодаря тому сильному влиянию, которое Поднебесная оказывала на Японию во времена династий Суй и Тан (581-907 гг н.э.) Здесь создавались великолепные кимоно и ширмы. В начале 19 века Миязаки Юзен создал авторский стиль батика, используя трафареты и специальный защитный состав – поэтому его работы стали узнаваемы по чётким деталям рисунка.

Как в Японии, так и в Китае развивалась живопись тушью не только по шёлку, но и рисовой бумаге – так рождались воздушные сцены природы и быта, парящих над цветами бабочек и птиц. В наше время рисование на шёлке подразумевает техники свободной росписи (современными красками) либо холодного батика (без растопленного воска), хотя всё могут использоваться и другие ткани. В Японии так же возникла техника «сибори», или складной батик. Она напоминает индийские узелки – только здешние мастерицы предпочитали сладывать ткань для получения более сложных узоров.

Батик в Европе


Европейцы со своей тягой к «массовости» модернизировали батик, создав электрические штифты - эти приборы позволяли поддерживать воск в расплавленном состоянии. Открытие 1868 года подарило миру зелёнку и другие анилиновые красители, а спустя пару лет – такой же стойкий краситель индиго, что делало полученные ткани гораздо практичнее. На заре прошлого века был так же открыт клейкий материал «гутта», благодаря которому и стала возможной технология «холодный батик».

Современный ассортимент красителей и прочих материалов для батика в наши дни заставляет глаза разбегаться по полкам специализированных магазинов. К списку тканей давным-давно добавилась всевозможная синтетика. Краски ныне в предпочтении масляные и акриловые – во втором случае результат достаточно прогладить утюгом для надёжного закрепления (вместо того чтобы запаривать). Кроме воска существует так же резерв – закрепляющий состав, который разграничивает стыки между разноцветными элементами рисунка. В основе резерва могут быть парафин, бензин, резиновый клей, специальные смолы и лаки. Он так же может быть цветным или прозрачным.

Звучит странно, но в Европе батик бывает солёным – если в свободной росписи по ткани применяется солевой раствор. Им либо пропитывают «холст», натянутый на раму, и дают ему высохнуть перед росписью, - либо разбавляют этим раствором сами краски. Соль не даёт краске растекаться и позволяет живописать без предварительного нанесения контуров. В результате - свободные мазки и различная степень насыщенности цвета. А ещё сегодня рисунки на ткани нередко покрываются декоративным бисером.

Благодаря изобилию различных мастер-классов, простоте работы и доступности всех материалов искусство батика завоёвывает всё больше количество поклонников во всём мире. В результате творчества профессионалов и любителей рождаются живописные панно и картины, платки и элементы гардероба, элегантные сумочки и уютные подушки, абажуры и шторы – почему бы и вам не выразить себя в батике?


С незапамятных времен люди научились раскрашивать и украшать ткани, сделав это занятие одним из важнейших ремесел. Первые мастера крашения и набойки тканей проживали на территориях современных Китая и Индия. Учеными установлено, что природные красители были открыты и стали применяться за несколько тысячелетий до нашей эры. Многие слышали об индонезийском острове Ява. Это место по праву считается мировым центром зарождения батика. Само это слово появилось именно там. В буквальном переводе на русский язык оно подразумевает процедуру рисования при помощи горячего воска. От явайцев это искусство переняли индусы и китайцы, египтяне и жители древнего Перу.

Большинство историков сходятся во мнении, что зарождение батика следует отнести к XIII-XIV вв. Однако широкого распространения оно достигло только через несколько столетий - к XVII веку. Именно тогда был создан особый инструмент, который на местном наречии получил название «чан-тинг». Он и был предназначен для нанесения узоров на поверхность ткани при помощи расплавленного воска. Внешне чан-тинг представлял собой маленькую медную емкость, снабженную ручкой из бамбука или дерева, а также имел несколько загнутых носиков. В настоящее время использование этого инструмента отошло на второй план, так как наиболее популярной на Яве стала штамповка «чап».

Как происходит роспись по ткани

При оформлении тканей мастера используют резерв различных смесей. Им покрывают те участки ткани, которые остаются незакрашенными. В состав этого резерва могут входить самые различные компоненты: растительные и древесные смолы, парафин, пчелиный воск. Резерв призван пропитать материю и надежно защитить ее от воздействия краски.

Когда ткань подготовлена, ее опускают в краску, а еще через некоторое время удаляют имеющийся резерв. На холсте остается белый рисунок, тогда как остальной фон полностью закрашен.

Несмотря на то, что в последнее время повсеместно используется штамповка, ткани часто расписываются ручным способом. Существует несколько способов ручной росписи, и у каждого имеются свои особенности.

Когда резерв имеет вид наносимого на ткань замкнутого контура, и уже внутри него изделие подлежит росписи - это холодный батик. Рисунки в этой технике отличаются четкой графикой, а количество используемых красок не ограничено. Если резерв служит и для нанесения контура и для покрытия отдельных участков ткани - такая живопись называется горячим батиком. При свободной росписи узоры наносятся свободными мазками. Наконец, техника узелкового батика предполагает уже не роспись ткани, а исключительное ее окрашивание. Отдельные участки материала могут перевязываться узелками.