Гиподинамия - это заболевание 21 века.

В медицинском словаре можно найти такое определение этой болезни: «Гиподинамия - недостаточная мышечная деятельность, снижение силы сокращения мышц. Гиподинамия совмещается с общим понижением двигательной активности человека — гипокинезией, которая является последствием малоподвижного образа жизни» . Гиподинамия угрожает и детям и взрослым одинаково.

Актуальность исследования заключается в том, что недостаток движения и физической нагрузки замедляет развитие двигательных навыков как ребенка, так и взрослого человека.

Сейчас, когда прогресс полностью вошел в нашу жизнь, физические нагрузки снизились. На работе человек сидит перед монитором компьютера, дома перед экраном телевизора, перемещается человек на автомобиле. Отсюда снижение нагрузки на мышцы, как следствие ухудшение кровоснабжения тканей, замедление поступления кислорода и угроза возникновения кислородного голодания.

Гипотеза: Уровень физической активности и физических нагрузок среди молодежи значительно снизилась.

Доказательством снижения физической активности свидетельствует проведенный социальный опрос среди студентов 1 курса. Всего в опросе приняло участие 67 человек (42 женщины и 25 мужчин).

Девушки: возраст 16-20 лет, средний вес и рост 166 см, 55 кг.

Мужчины: возраст 17-22 года, средний рост и вес 178 см, 71 кг.

На вопрос «делаете ли Вы утреннюю зарядку?» только 33% мужчин ответили «да, конечно», 47% - иногда и 20% - нет.

У девушек все значительно хуже: ни одна из опрошенных не делает утреннюю зарядку, 43% иногда и 57% - вообще не делают утреннюю зарядку.

18% девушек и 22% мужчин посещают спортивный зал не менее трех раз в неделю.

54% девушек и 56% мужчин вообще не посещают спортивный зал и менее 30% опрошенных посещают спортивный зал время от времени, что подтверждает выдвинутую гипотезу - спортивная активность снижена у современной молодежи.

Интересным стал тот факт, что 44% мужчин добираются на учебу пешком или на велосипеде и 56% на общественном транспорте. У девушек ситуация складывается следующим образом: 21% ходят на работу пешком или на велосипеде, 68% добираться общественным транспортом и 11% пользуются услугами такси или имеют свои автомобиль.

Одной из причин развития гиподинамии в 21 веке является тот факт, что в детстве не все посещают спортивные секции и уроки физкультуры: 11% девушек были освобождены от физических занятий. 25% играли в спортивные игры во дворе, и 64% посещали спортивные секции.

У мужчин ответы на этот вопрос практически не отличается от ответов девушек: 67% посещали в детстве спортивные секции и 33% играли в активные спортивные игры во дворе с друзьями. Все опрошенные мужчины посещали уроки физкультуры.

Интересным стали ответы на вопрос о лифте: 33% девушек и 29% мужчин не пользуются «услугами» лифта вообще. 57%и девушек и мужчин прибегают к лифту, если им нужно подняться выше 3 этажа. 11% девушек и 14% мужчин не готовы отказаться от лифта, даже если им нужно подняться на 2-3 этаж. Это лишний раз подтверждает, что молодые люди не отказываются от достижений прогресса, и не хотят тратить свои силы.

На вопрос «Страдаете ли вы от повышенной утомляемости?» ответы девушек кардинально отличаются от ответов мужчин. 12% девушек признали у себя синдром хронической усталости, у 44% такое ощущение появляется изредка и 44% вообще не замечают повышенной усталости.

Ответы мужчин менее оптимистичные: 36% страдают синдромом повышенной усталости, 57 % - изредка и только 7% не испытывают усталости.

Следует обратить внимание на то, что у девушек и мужчин слово «движение» ассоциируется с прогрессом (79% девушек и 100% мужчин). И только 18% девушек провели ассоциацию «движения» с вынужденной жизненной необходимостью.

7% девушек и 44% мужчин проводят отдых активно - ролики, лыжи, коньки и прочие активные виды отдыха.

64% девушек и 56% мужчин чередуют активные и пассивный отдых. И 29% девушек и 11% мужчин слишком устают на учебе, чтобы еще и в свободное время как-то себя нагружать. Их выходной - это диван, телевизор, любимая книга и (или) компьютерная игра.

Так же был задан вопрос в котором были перечислены симптомы гиподинамии и ситуация довольна печальна, особенно у девушек: 29% испытывают заторможенность, 14% отстают в учебе, у 71% отсутствует желание что-либо делать, 82% испытывают сонливость и 43% капризны.

У мужчин эта ситуация не намного лучше: 225 отстают в учебе, 44% ни чего не хотят делать, даже играть, 33% испытывают сонливость.

Из всего сказанного можно подвести итог, что современная молодежь ведет не достаточно активный образ жизни, прогулкам на свежем воздухе и активным играм они предпочитают диван, компьютер и телевизор. У большинства опрошенных есть первые симптомы гиподинамии, но, к сожалению, не осознают всю серьезность данного заболевания и последствия, которые это заболевание за собой повлечет. Следует отметить, что каким бы хорошим не был прогресс и его достижения, но физическая нагрузка и активный отдых должны стоять на первом месте.

Эта задача для нас и главная, и основная. Мы не должны испортить стране статистику, а наоборот – улучшить её. Живём то не в лёгкие годы. За последнее столетие ровно в 100 раз снизилась физическая нагрузка на человека. Урбанизация, механизация, автоматизация… Ну, вы в курсе, конечно. За водой не ходим, дрова не рубим, просто лежим под телевизором.
А ведь как замечательно услышать потрескивание дров в печи и задумчиво поглядеть на огонь: никакой йоги не надо. Но прогноз на вынужденные страдания людей всё хуже. Каждые 10 лет на 10% повышается число людей, испытывающих на себе последствия гиподинамии. И уже сейчас 60% россиян, 75% школьников, возможно не догадываясь, страдают от снижения двигательной активности. Сторонников этой формы ухода из жизни в России почти 500000 человек в год. В 44% случаев женщины с гиподинамией не могут родить сами.
К 60 годам с нами происходят определённые изменения. На 3см падает рост, на 30% усыхают мышцы. Даже костная масса уменьшается, снижается ёмкость лёгких и лёгочная вентиляция, страдают суставы и позвоночник, падает тонус стенок артерий и вен, ухудшается снабжение тканей кислородом. И всё та же гиподинамия – одна из причин
ожирения, сахарного диабета и депрессии.
Вопрос, заданный Николаем Гавриловичем Чернышевским, в позапрошлом столетии (как давно это было) – Что делать? – годится и для этой проблемы!
А статистика знает всё: 6% тех, кто умер от инфаркта, 7% умерших от сахарного диабета 2-ой степени, 10% тех, кто умер от рака, могли бы выжить при условии регулярного выполнения физических упражнений.
«АиФ Здоровье» постоянно «приглядывает» за нами. Почти в каждом номере газеты можно найти комплексы гимнастики для занятий (Мини фитнес, Откуда ноги растут, Площе плоского, Двойной удар, Заходим с тыла, Лепим торс, Удар ниже пояса, Новое тело за 30 минут, Зарядка для сильного пола).
Но не очень большое число людей покупают газеты, только 8% посещают библиотеки и 36% не читают книги. Интернет забит этим фитнесом, но многие из нас сидят где-то на других порталах.
А мы могли бы в 3 раза меньше страдать сердечнососудистыми заболеваниями, посещая фитнес — клубы, делая зарядку дома. Простая 30-минутная физическая нагрузка в день значительно снижает риск ужасного эффекта гиподинамии. Только не хватайте сразу эти тяжёлые гантели, а то вас поведёт не в ту сторону. Заботливый АиФ Здоровье требует не менее 2 месяцев приучения организма к физической нагрузке.
Да, главное не «перегнуть палку»: не переборщить с пульсом, не превысить давление. А физические нагрузки, кстати, его и понижают.

Ни к одной возрастной группе нет таких претензий как к тем, кому уже очень «за». Дыхание, мышцы – всё тренировать. Даже Sex – обязателен. Утренняя зарядка – само собой. А как прислониться к чему-нибудь солидному? Бассейн – хорошо! Фитнес-зал – хорошо!
Но не всякому повезёт жить в одном доме с районной библиотекой и рядом с с бассейном. Да и платить за эти замечательные «фитнесы» необходимо. Есть абсолютно бесплатный ресурс для улучшения здоровья. Это прогулка! Пешая ходьба не только бесплатна, но и полезна. Тут и аэробная, и физическая нагрузка.
Очень многие университеты, отдельные исследователи изучают влияние ходьбы на пожилых людей. Полезный эффект становится заметным (Американская ассоциация кардиологов), если ходить не менее 30 минут в день. А если совершать её до 4…5 раз в неделю, и даже до 7 раз, то эффект может быть таким:
1. Положительное влияние на сердце.
2. Регулирование артериального давления.
3. Насыщение организма кислородом.
4. Способствование снижению веса.
5. Предотвращение развития атеросклероза, деменции, остеопороза.
6. Улучшение настроения.
Елена Малышева определяет время прогулок как 45 минут в день. «Просто думайте о хорошем и идите», — пишет она. А психологи советуют после завершения моциона позвонить кому-нибудь и сообщить о прогулке. Разговор на эту тему следует вести с человеком, который сам поддерживает вас в этом начинании, да и позвонить может сам, если не дождётся вашего звонка.
По собственному опыту знаю, что начинать надо в том темпе, которым ходишь обычно. Пройдёт месяц или два и однажды вы ощутите спокойное дыхание, отличную осанку, а скорость движения окажется больше обычной. С помощью секундной стрелки можно узнать скорость шагов в минуту. Нет с собой часов? Тогда пригодится другой способ. Об этом позаботились городские власти. Подойдите к широкому проспекту а когда на противоположной стороне его загорятся зелёные цифры, сразу ступайте на мостовую и считайте шаги. Дошли до тротуара и запомнили цифру на светофоре. После небольшой числовой разминки можно узнать скорость шагов с секунду и в минуту. Шаги – шагами, а захочется узнать их выражение в километрах. Есть приблизительная таблица:
Шагов\минуту Км\час
60…70 2,5…3
70…90 3…4
90…120 4…5,6
120…140 5,6…6,4
Хотите узнать проходимое расстояние точнее? Дома сделайте возможное число шагов, измерьте сантиметром, разделите и вот он ваш шаг, которым вы будете расправляться с гиподинамией! Конечно, есть шагомеры, часы в мобильном телефоне, но в дороге можно и поэкспериментировать. А вот ещё один метод по поводу расстояний. Изящный!
Если в вашем доме есть отделение Сбербанка, Аптека, любая фирма, то на своём сайте они обязательно укажут расстояние до станции метро. Сгодятся подобные заведения для этой цели и в соседнем здании. Узнав проходимое расстояние в километрах, можно и воодушевиться. Всякая физическая нагрузка – это затраты энергии: при скорости 3км\час – 2ккал\мин., 5км\час – это 4\ккал\мин., 7км\час. – 7ккал\мин.
Учёные из Гарвардского университета искали минимум физической нагрузки для борьбы с гиподинамией. Привлекли 72 000(!) медсестёр. Результат был таков. При ходьбе 30 минут и более в день, риск инсульта снизился на 30…40%. А средний биологический возраст оказался на 2 года меньше физического.
Школа психиатрии при Королевском университете Швеции провела ряд психологических и интеллектуальных тестов среди 128 женщин среднего возраста с малоподвижным образом жизни. Через определённое число недель после оздоровительной ходьбы тесты повторили. Какой результат? Депрессивные признаки у них сократились, они
лучше справлялись с тестами, сообщали, что перестали забывать некие мелочи.
124 пожилых человека под наблюдением учёных Лондонского университета 6 месяцев занимались ходьбой по 45 минут 3…4 раза в неделю, делали упражнения на растяжку или на силу. Все тесты, которые они прошли и анализы показали очень хорошие результаты.


Читаем, видим, верим в подобные результаты – осталось только получить их самим! Ведь привыкли же мы по утрам и вечерам пользоваться зубной пастой. А это всего лишь для хорошего дыхания и сохранения зубов. Неужели нам слабо ввести заботу о всём организме?! Припугнуть болезни и выглядеть «стойким оловянным солдатиком» при любой
погоде.
Совсем недавно возле школ появились стадиончики с искусственным покрытием. В вечернее время девчонки стайкой бегают по кругу, мальчики играют в мяч и наоборот. У школьников появилось своё законное место для спортивных игр и занятий физкультурой. Что может быть лучше такого времяпрепровождения?
А вот со взрослыми не всё так удачно. 26,3% россиян зимой перемещаются только с работы домой (интернет-опрос Минздравсоцразвития РФ). И долго тут размышлять не приходится. Вместо бизнес-центров и супермаркетов нужно строить спорт-залы, спортивно-развлекательные центры для посещения всей семьёй.
У нас зима на пороге – как будем прогуливаться? В снег, дождь и ветер? Будем использовать «складки местности», а раз в городе живём, то нам подойдут прогулки в ашанах с длинными проходами и высокими потолками и избытком воздуха. А лучше всех старинный Гостиный двор с крытой галереей. (Все цифры взяты из номеров еженедельника «АиФ Здоровье).

Физическая пассивность пока не входит в тройку «призеров» среди основных причин смерти, но находится на четвертом месте в мире. Британский медицинский журнал «Ланцет» приподнял специально во время Олимпиады в Лондоне, когда внимание прогрессивного человечества приковано к спортивным чудесам силы, воли и духа.

Эпидемиолог из Гарварда Мин Ли утверждает, что по своему негативному эффекту недостаток физической активности можно сравнить с курением табака. Доктор Ли знает, что говорит, поскольку для статьи в «Ланцете» вместе с коллегами изучил заболеваемость от гиподинамии в 122 странах мира. Причем, по словам эпидемиолога, изучение было довольно поверхностным и щадящим - в расчет брались всевозможные дурные привычки, многие из которых, тем не менее, связаны с неподвижным стилем жизни. Например, физически активные люди меньше курят и имеют меньшую массу тела.

Ученые считают, что физическое безделье в наше «олимпийское время» приобретает характер глобальной пандемии. Чем выше уровень жизни в какой-либо стране, тем меньше ее граждане двигаются. Однако и бедные страны не отстают от тренда - стоит экономике сделать шаг в будущее, как тысячи людей меняют рисовое поле на мягкий диван, а беготню по пересеченной местности - на игрушки в интернете.

Статья в «Ланцете» акцентирует внимание на том, что пока в мире ведется борьба с выпивкой и табаком, последствиями гиподинамии разные народы никто практически не пугает. Несмотря на зловещее 4-е место. Например, бороться с уличной преступностью нужно для того, чтобы люди имели возможность пешком ходить в магазин, и вообще больше гулять и бегать в тех местах и районах, где они живут. То же касается планирования маршрутов и режимов работы общественного транспорта. Список факторов может быть очень длинным.

Доктор Ли пишет, что многих недугов, связанных с физической пассивностью, можно избежать, если заниматься нетяжелой физкультурой по 150 минут в неделю. Даже меньше будет лучше, чем ничего. Мин Ли обещает, что к каждой новой Олимпиаде будет возвращаться к своим исследованиям и предоставлять человечеству возможность подумать об образе своего существования, сообщает «Голос Америки».

Фотографируя улитку в аквариуме (фото позже), задумался, а как называется наука изучающая улиток. И вот что выяснилось. малакология - наука, изучающая моллюсков - раздел зоологии, посвящённый изучению мягкотелых, или моллюсков (Mollusca). Название происходит от греческого слова malakion - моллюск. Ученых, которые изучают моллюсков, называют малакологами. Малакология рассматривает вопросы систематики и филогении, зоогеографии, биологии и экологии моллюсков и др. Один из разделов малакологии - конхология (конхиология) - посвящён исследованию раковин моллюсков.Конхология - раздел малакологии, изучающий раковины моллюсков. В широком смысле - это научное, полунаучное, или любительское изучение раковин мягкотелых животных типа Моллюски. Иппология - наука о лошадях, изучает анатомию, физиологию, биологию размножения, породообразование. До 30-х гг. XX века иппологию преподавали в кавалерийских, артиллерийских школах и других специальных учебных заведениях. По русски это будет звучать как коневодство, но наверное все-таки более углубленное. Тут же вспомнилась энтомология – увлечение детства, изучающая насекомых и ее подразделы арахнология , изучающая пауков и акарология - наука изучающая клещей, и ряд других, изучающих небольшие таксоны паукообразных (скорпионы, сенокосцы, псевдоскорпионы, фаланги и другие). Ну и раз пошла такая пьянка… Апиология – наука изучающая пчел (медоносных) Гельминтология – изучает паразитных червей и болезни вызываемые ими. Герпетология – раздел зоологии изучающий земноводных и пресмыкающих. Ее подраздел серпентология – изучающая змей. Иногда науку о земноводных называют батрахологией (от греч.- лягушка). Карцинология – изучает ракообразных. Также крупными или практически значимыми группами занимаются разделы карцинологии. Так, копепод изучает копеподология , кладоцер - кладоцерология , декапод - декаподология Кетология – изучает китообразных (дельфинов, касаток и естественно китов) Мирмекология – подраздел энтомологии изучающий муравьев. Нематология (Nematology, нематодология) - раздел зоологии, изучающий круглых червей типа Нематода (Nematoda), который является одним из крупнейших в царстве животных по количеству видов (описано 80 000 видов, предполагается до 500 000) Оология - отдел зоологии, посвященный изучению яиц животных, преимущественно птичьих. Также под оологией иногда понимают коллекционирование яиц птиц. Орнитология – термин наслуху, эта наука изучает птиц. Планктология – тут довольно ясно – изучает планктон Териология , она же маммология изучает млекопитающих, ее подразделами являются кетология и приматология Хироптерология – изучает рукокрылых, например летучих мышей. Этология – изучает поведение животных, тесно связана с зоопсихологией.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 18
имени Героя Советского Союза Э.Д.Потапова»
города Мичуринска Тамбовской области

Исследовательская работа на тему:

« Гиподинамия - что это такое? »

Выполнили:

ученики 8-9 классов
Соловых Светлана,

Нерсесян Ангелина

Руководитель:

учитель физической культуры
Дорохова Елена Олеговна

Мичуринск, 2013

Содержание

Введение

1. Основная часть

1.1.Влияние двигательной активности на рост и развитие организма

1.2.Симптомы гиподинамии

2. Исследовательская часть

Заключение
Список используемой литературы

Приложения:

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

Введение

«Если ручка двери часто движется - она не ржавеет.

Так и человек, если он много двигается - он не болеет»

(китайский врач) Хуа То

Во всех цивилизованных странах врачи и ученые давно уже бьют тревогу, обеспокоенные ростом количества полных людей всех возрастов, включая детей и подростков. Многие врачи связывают с ожирением увеличение числа сердечно - сосудистых заболеваний и снижение средней продолжительности жизни человека в развитых странах. Превратить прогресс из скрытого врага в друга и союзника – первостепенная задача современного человека.

Гиподинамия (от греческого hypo – внизу и dynamis – сила) – ослабление мышечной деятельности, обусловленное сидячим образом жизни и ограничением двигательной активности. Гиподинамию еще называют болезнью века и оборотной стороной прогресса.

Актуальность исследования

Необходимым условием гармоничного развития личности школьника является достаточная двигательная активность. Последние годы в силу высокой учебной нагрузки в школе и дома и других причин у большинства школьников отмечается дефицит в режиме дня, недостаточная двигательная активность, обусловливающая появление гипокинезии, которая может вызвать ряд серьёзных изменений в организме школьника.

Школьникам не только приходится ограничивать свою естественную двигательную активность, но и длительное время поддерживать неудобную для них статическую позу, сидя за партой или учебным столом. Исследования гигиенистов свидетельствуют, что до 82 – 85% дневного времени большинство учащихся находится в статическом положении (сидя). Даже у младших школьников произвольная двигательная деятельность (ходьба, игры) занимает только 16 – 19% времени суток. Общая двигательная активность детей с поступлением в школу падает почти на 50%.

Что же делать? Как избежать негативного проявления и возникновения гиподинамии? Наше исследование поможет в этом разобраться и дать профилактические рекомендации.

Гипотеза:
Если родители и ученики будут более информированы в вопросах, связанных со знаниями о гиподинамии, то это внесет свой вклад в улучшение здоровья школьников, будет способствовать повышению культуры здорового образа жизни.

Основной целью исследовательской работы является объединение усилий учеников, членов их семей, учителей в решении вопросов, связанных с низкой двигательной активностью школьников и повышением личной грамотности учеников и членов их семей в целях сохранения и укрепления своего здоровья.

Для достижения этой цели были поставлены следующие задачи:

- провести анкетирование среди учеников, чтобы выяснить, знают ли они, что такое гиподинамия и каковы ее последствия;

Научиться путем исследования получать информацию о признаках гиподинамии;

Стимулировать интерес к научным исследованиям и практическому применению знаний, полученным в школе;

Формировать у учащихся и развивать познавательные навыки здорового и безопасного образа жизни;

Привлечь внимание школьников и их родителей к данной проблеме;

Обобщить и предложить методы профилактики гиподинамии.

1.Основная часть.

1.1.Влияние двигательной активности на развитие организма

Физические нагрузки благотворно влияют на становление и развитие всех функций центральной нервной системы, в том числе и на уравновешенность нервных процессов.

Систематические тренировки делают мышцы более сильными; под влиянием мышечных нагрузок увеличивается частота сердцебиений, мышца сердца сокращается сильнее, это ведет к функциональному совершенствованию системы кровообращения.

Во время мышечной работы увеличивается частота дыхания, углубляется вдох, усиливается выдох, улучшается вентиляция легких. Интенсивное полное расправление легких ликвидирует в них застойные явления и служат профилактикой легочных заболеваний.

Постоянные физические нагрузки способствуют увеличению массы скелетной мускулатуры, укреплению суставов, связок, росту и развитию костей.

У крепкого человека увеличивается умственная и физическая работоспособность и сопротивляемость к различным заболеваниям, организм становится в целом более приспособленным к условиям внешней среды.

Любая работа мышц тренирует и эндокринную систему, что способствует более гармоничному и полноценному развитию организма.

Установленного стандарта определения хорошей физической формы нет, но специалисты пришли к общему мнению относительно оценки ее отдельных составляющих.

Основные составляющие хорошей физической формы:

    сердечно – дыхательная выносливость,

    мышечная сила и выносливость,

    скоростные качества,

гибкость.

1.2.Симптомы гиподинамии

Это достаточно распространенное состояние, которое сопровождается не просто большим, а действительно огромным количеством весьма разнообразных симптомов. Прежде всего, гиподинамия приводит к различным нарушениям морфофункционального состояния человеческого организма. Данные нарушения дают о себе знать в виде атрофии костей и мышц, уменьшения синтеза белков и обмена электролитов, нарушения обмена веществ, уменьшения количества кальция в костях.

Выявить все эти изменения не так уж сложно, так как они со временем начинают давать о себе знать. Так, к примеру, уменьшение количества кальция в костях становится причиной частых переломов. При этом заболевании у людей отмечаются также и такие симптомы как частые головные боли, чрезмерная нервозность, бессонница, общая усталость, снижение работоспособности. Так как гиподинамия отрицательно сказывается и на работе головного мозга, это приводит к тому, что у больного начинает отмечаться чрезмерная возбудимость, то есть его эмоциональное состояние можно считать неуравновешенным. В результате, на лицо не только неврастения, но и астенический синдром.

Малоподвижное положение за партой или рабочим столом отражается на функционировании многих систем организма школьника, особенно сердечно –сосудистой и дыхательной. При длительном сидении дыхание становится менее глубоким обмен веществ понижается, происходит застой крови в нижних конечностях, что ведёт к снижению работоспособности всего организма и особенно мозга: снижается внимание, ослабляется память, нарушается координация движений, увеличивается время мыслительных операций.

Отрицательные последствие гипокинезии проявляется так же сопротивляемости молодого организма “простудным и инфекционным заболеваниям”, создаются предпосылки к формированию слабого, нетренированного сердца и связанного с этим дальнейшего развития недостаточности сердечно – сосудистой системы.

У малоподвижных детей очень слабые мышцы. Они не в состоянии поддерживать тело в правильном положении, у них развивается плохая осанка, образуется сутулось. Наши мышцы лишаются необходимой тренировки, слабеют и постепенно атрофируются. Слабость мышечной ткани отрицательно сказывается на работе всех органов и систем организма человека, нарушаются нервно-рефлекторные связи, заложенные природой и закрепленные в процессе физического труда. (Приложение 1)

Последствия гиподинамии:

    слабеют мышцы сердца;

    нарушение обмена веществ;

    дистрофия мышечной ткани;

    истончаются кости, а содержащийся в них кальций поступает в кровь, которыйоседает на стенках сосудов, из-за чего сосуды становятся ломкими, теряют эластичность и легко повреждаются;

    сколиоз;

    избыточная масса тела.

2. Исследовательская часть

Недостаточная физическая нагрузка среди детей в настоящее время широко распространена. Учащиеся нашей школы – не исключение, от недостатка движения страдают как младшие, так и старшие школьники, их члены семьи и сотрудники школы. Наша задача – выяснить, что знают учащиеся о гиподинамии, дать рекомендации по профилактике «болезни цивилизации». (Приложение 2)

В исследовании принимали участие школьники 5, 6, 7, 8, 9 и 11 классов В начале выявили группы здоровья учащихся.

Распределение учеников по группам здоровья

1 группа

2 группа

3 группа

4 группа

5 класс

6 класс

7 класс

8 класс

9 класс

11 класс

Итого:

1 группа - «здоровые» - это лица, не предъявляющие никаких жалоб и у которых в анализе и во время осмотра не выявлены хронические заболевания или нарушения функции отдельных систем и органов.
2 группа - «практически здоровые» - лица, имеющие в анализе острые или хронические заболевания, но не имеющие обострений в течение нескольких лет, с непродолжительными потерями трудоспособности.
К 3-й группе относятся больные, нуждающиеся в лечении. Это лица с редкими обострениями; лица с частыми и продолжительными потерями трудоспособности.

Распределение учеников по группам здоровья (в %)



Вывод: 1 группу (это абсолютно здоровые дети) имеют 21 % школьников, причем большее их количество приходится на учеников 5-6 классов, и 3-я группа – 5% в наименьших количествах у школьников 5 класса. Больше всего детей с 2-й группой здоровья - 74%, причем количество детей с 2 и 3 группами увеличивается с возрастом. По статистике большинство школьников со 2-й группой имеют проблемы с осанкой, зрением, вегето сосудистой дистонией. Это дети, которые могут заняться своим здоровьем и перейти в 1-ю группу, т. к. низкая физическую активность только усугубляет данные заболевания. Также можно сделать вывод, что старшеклассникам больше времени требуется на подготовку к урокам, они ведут менее активный образ жизни, поэтому у них в основном 2-я группа здоровья.

Исследование на определение уровня двигательной активности проводилось в виде анкетирования по разработанной анкете.

Анкетирование

1.Сколько времени в сутки вы проводите в движении?

2.Выполняете ли по утрам утреннюю зарядку?

3.Как вы считаете, необходим ли 3-ий урок физкультуры в школе?

4.Надо ли заниматься спортом?

5.Занимаетесь ли вы спортом?

6.Много ли вы проводите времени за компьютером?

7. Занимаетесь ли спортом в выходные дни?

8. Вы предпочитаете подниматься домой на лифте или по лестнице?

9.В какое время года ваша двигательная активность больше?

Вывод: утреннюю зарядку делают всего 13 учеников - это 9% от общего количества школьников. Как показали исследования, что независимо от возраста ее проводят те ученики, в семьях которых принято ее проводить.


Уроки физкультуры нравятсяв основном младшим школьникам. Старшеклассники считают, что им нужны другие предметы и уроки физкультуры уже не смогут повлиять на их здоровье. Охотно ходят на уроки физкультуры те старшеклассники, которые занимаются спортом.


Выводы:каждый из школьников в среднем проводит в движении 7 часов; причем учащиеся 7-8 классов находятся в движении большее количество времени - до 8,5 час. ежедневно, нежели ученики 5, 6 классов и старшеклассники (6-7 часов). Учащиеся 5 и 6 классов объясняют это жестким контролем родителей за режимом дня. Старшеклассники объясняют свою небольшую двигательную активность тем, что много времени проводят за подготовкой к занятиям и засиживанием за компьютером.


Вывод:спортивные секции посещают 34% учеников - причем в большинстве это школьники 5-7 классов, среди учащихся 9-10 классов из общего количества обследуемых только 8%, и то это только те ученики, которые занимаются спортом профессионально (бокс, хоккей, спортивные танцы).


Занимаются спортом в выходные дни 61 человек, это 43%. Как показывают исследования, только 3% учащихся ходят на лыжах, 9% - ходят по выходным в бассейн. Хотя самыми «полезными» видами спорта считаются плавание и хотьба на лыжах, так как они задействуют практически все мышцы организма.


Свободное время чаще всего проводят за телевизором или компьютером79 учеников - 58 % опрошенных. Как отмечают школьники 5 -6 классов, им не разрешают родители долго сидеть за компьютером. Старшеклассники считают, что компьютер позволяет им быстрее сделать уроки, а также получить новые знания, пообщаться с друзьями и познакомиться с новыми людьми. Спортом, считает большинство учащихся 9, 10 классов можно заняться позже.

Вывод: 87% учащихся понимают, что двигательная активность нужна и они занимаются и часть из них занимается спортом. 9% школьников считают, что они и так здоровы и их активность достаточна. 4% считают, что спорт вреден или он ничего не дает человеку.

Дети более активны весной и летом, на это указали 100% учащихся.

Определение сердечно – дыхательной выносливости

Цель - показать изменение пульса у тренированных и нетренированных учеников под влиянием различных нагрузок, рассказать о значении двигательной активности.

Вначале ребята подсчитали свой пульс, после чего им было предложено проделать упражнения с незначительной нагрузкой и вновь посчитать пульс.

Используя сведения таблицы оценивался полученный показатель.

Таблица

Показатель пульса (число сокращений в минуту)

Очень высокий

высокий

средний

низкий

Очень низкий

Девушки

Меньше 82

82-90

92-96

98-102

Больше 102

Юноши

Меньше 72

72-76

78-82

84-88

Больше 88

Результаты исследования:

Классы

Количество детей

(с показателями)

Очень высокий

высокий

средний

низкий

Очень низкий

Показатели сердечно – дыхательной выносливости учащихся (в %)


В целом, показатели по классам хорошие, преобладают дети со средними показателями сердечно –дыхательной выносливости.

Вывод:

Абсолютно здоровых детей (1 группа) из обследованных всего 21%. Недостаточность активного образа жизни способствует тому, что с возрастом детей, страдающих гиподинамией, становится все больше. Установлено, что двигательная активность учащихся зависит от них самих. Более активные ученики 5 и 6 классов. Старшеклассники много времени проводят за компьютером, хотя осознают, что двигательная активность – это здоровье. Но они это оставляют на «потом».

Исследования показали, что нетренированных учащихся (с низкими и очень низкими показателями сердечно – дыхательной выносливости) оказалось 33 человека, что составило 24% из всего числа обследованных. Со средними показателями – 46 человек - 33%. Высокий показатель сердечно – дыхательной выносливости – у 61 ученика (44%).

В результате исследования также было выяснено, что у нетренированных учащихся пульс участился на 50% и более, в то время как у тренированных ребят изменения были незначительными. При увеличении нагрузки картина еще более углубилась: у нетренированных учащихся пульс увеличился почти на 100% и долго не восстанавливался, а у ребят занимающихся спортом регулярно, показатели были лучше, восстановление пульса проходило через 3-5 мин.

Более тренированными оказались те учащиеся, которые занимаются спортом постоянно, таких оказалось - 35 %.

Спортом занимаются только 1/4 часть учеников, двигательная активность в воскресные дни больше, чем в учебные. Отмечено изменение величины двигательной активности в разных учебных четвертях, особенно она мала зимой; весной и летом - возрастает.

Таким образом, мы пришли к выводу, что наши школьники страдают от гиподинамии, не все стремятся к активному образу жизни. Поэтому необходима информация и ученикам и родителям о гиподинамии, чем она грозит в будущем. И единственная возможность нейтрализовать отрицательное явление, возникающего у школьников при продолжительном и напряжённом умственном труде, - это активный отдых и организованная физическая деятельность.

Многим людям не хватает времени или средств на серьезные занятия спортом. Но это – отговорка. Существенно укрепить свое здоровье возможно и с минимальными затратами, и такая возможность есть у каждого. Ученые пришли к выводу, что даже 30-минутная ежедневная физическая нагрузка способна значительно снизить риск возникновения ожирения и других сопутствующих заболеваний у людей, ведущих сидячий образ жизни.

Избежать негативного проявления и возникновения гиподинамии помогут наши рекомендации. Советуем вам изменить образ жизни.

Идеальный вариант – заняться спортом, бегом, записаться в спортивные клубы или секции, тем самым тренируя свое тело, формируя его и превращая в красивую, стройную фигуру.

Если у Вас нет финансовой или временной возможности это сделать, то попробуйте просто ежедневно увеличивать свои физические нагрузки.

(вместо лифта пользоваться лестницей, больше ходить пешком, дома делать легкую зарядку).

Если у вас есть возможность завести собаку, то это отличный способ привести свой организм в порядок. Лучше не просто выпускать гулять ее и стоять общаться с соседями, а взяв на поводок пройтись с ней по улицам и дворам.

Старайтесь выполнять работу по дому самостоятельно, не прибегая к использованию посудомоечной или стиральной машин, пылесосу и швабры.

Поменьше времени проводите за компьютером и телевизором, больше двигайтесь. Ведь движение-это жизнь!

Соблюдайте полноценное и режимное питание, правильно составленный распорядок дня. Если у вас нет времени делать различные упражнения, то можно заняться ими прямо на рабочем месте! (Приложение 3)

Для того чтобы улучшить физическую подготовленность, нужно повысить уровень двигательной активности. Поэтому мы разработали программу мероприятий, в которую включили все формы двигательной активности. Программа была представлена учителю физкультуры и принята для осуществления. Также были ознакомлены родители. Это программа включает в себя: проведение в классе физкультминуток перед 1 уроком, различных соревнований и подвижных перемен.

План мероприятий, направленный на увеличение двигательной активности школьников

Месяц

Программа мероприятий

сентябрь

Разработка физкультурных минуток, гимнастики до занятий.

Участие в легкоатлетическом пробеге «Испытай себя» - 5-9 классы.

октябрь

Тестирование, разработка «подвижных перемен», участие в игровой программе

«Путешествие в страну здоровья» – начальная школа

ноябрь

Проведение соревнований «Быстрее, выше, сильнее!» среди учащихся 9-11 классов.

декабрь

Учебно-познавательная программа «Знатоки спорта» – 5-9 классы. Веселые старты.

январь

Лыжные прогулки, конкурс физкультминуток.

февраль

Лыжные прогулки. Спортивные соревнования для мальчиков «Самый, самый, самый!»

март

Спортивные соревнования для девочек «А ну-ка девочки!»

апрель

День здоровья с родителями «Мама, папа, я – спортивная семья» – 1-11 классы

май

Тестирование


Заключение

Прогресс дарит человеку множество самых совершенных приспособлений, способных избавить человека от любой физической нагрузки. Но это делает человека слабее. Во всем цивилизованном мире ширится движение за здоровый образ жизни. Все больше людей осознают, что определенная доза физической активности просто необходима для сохранения здоровья. А школьникам – в первую очередь. И это надо ученикам и их родителям не только понимать, но и прикладывать определенные усилия, так как «закладка» здоровья происходит в школьном возрасте и от двигательной активности зависит многое. Нужно всегда помнить, что движение – это жизнь!

Список использованной литературы

1.Сайт

2.Сайт

3.Сайт

4.Гиподинамия. Борискин Геннадий. Москва, 2005г.

5.Дыхательная гимнастика и упражнения цигун для снижения веса и улучшения обмена веществ. Глеб Порогер. Издательство: Феникс, Неоглори,2000г.

6.К здоровью через движение. Рекомендации. Развивающие игры. Комплексы упражнений. Вера Феоктистова, Любовь Плиева. Издательство: Учитель.2010

7.Похудеть навсегда, или Путь к красоте тела через здоровье. Ольга Хазова. Издательство: Предтеча.2009 год

8.Здоровье своими руками. Простой и доступный справочник для каждого, кто заботится о своем здоровье. Николай Сорока, Ольга Пересада, Михаил Чичко. Издательство: Белфакс Медиа.2004 год

Приложение 1

Физические упражнения при гиподинамии

1. Стать ноги вместе, руки на поясе. Ходьба 20 сек. на носках, потом столько же на пятках. Дыхание произвольное.

2. Ноги вместе, руки согнуты в локтях перед грудью ладонями вниз. Разгибая руки в стороны ладонями вверх, поднять ногу в сторону. Дыхание произвольное. 8-10 раз.

3. Ноги врозь, руки вверх, пальцы сведены в замок. Наклонить туловище влево - выдох. Возвратиться в и. п. - вдох. По 5 раз в каждую сторону.

4. Ноги вместе, руки на поясе. Поднять правую ногу перед собой и вытянуть руки - выдох. Возвратиться в и. п. - вдох. По 5 раз каждой ногой.

5. Ноги вместе, руки вдоль туловища. Поднять руки вверх, одновременно отвести левую ногу назад, прогнуться в спине и пояснице, голову отвести назад. Дыхание произвольное. По 4 раза каждой ногой.

6. Ноги вместе, руками обопритесь о вертикально поставленную палку (длина 75 см). Прогнувшись в спине и пояснице, голову поднять вверх и выполнить 8-10 пружинящих движений туловищем. Дыхание произвольное.

7. Сесть на край стула, руками взяться сзади за дальний край сиденья. Поднять перед собой прямую ногу вверх - выдох. Опустить ногу - вдох. 5-6 раз поочередно каждой ногой.

8. Сесть на край стула, взяться за него руками, ноги выпрямить перед собой. Присесть перед стулом, согнув ноги в коленях и руки в локтях, - выдох. Возвратиться в и. п. - вдох. 8-10 раз.

9. Стать на колени. Сесть на пятки, поднять руки вверх. Дыхание произвольное. 8-12 раз.

10. Лечь на спину (на коврик), руки развести в стороны. Поднять левую прямую ногу вверх - выдох. Опустить ногу - вдох. По 5 раз каждой ногой.

11. Лежа на спине, поднять левую ногу и коснуться ею пальцев правой руки - выдох. Возвратиться в я. и. - вдох. По 5- 6 раз каждой ногой.

12. Лечь на правый бок, правую руку под голову, левую положить впереди на пол. Поднять как можно выше левую ногу - выдох. Возвратиться в и. п. - вдох. По 5 раз на правом и левом боку.

13. Стать на четвереньки. Сесть на пятки - выдох. Возвратиться в и.п.- вдох. 8-10 раз.

14. Стоя на четвереньках, поднять вверх левую прямую руку - выдох. Возвратиться в и. п. - вдох. По 6 раз поочередно каждой ногой.

15. Стать прямо. Поднять руки вперед-вверх и одновременно отвести левую ногу назад на носок - вдох. Возвратиться в и. п.- выдох. По 8 раз каждой ногой.

Приложение 2

У Всемирной организации здравоохранения есть рекомендации о том, какой


Дети и подростки: один час физической нагрузки ежедневно - от умеренной до высокой.
Взрослые 18 до 65 лет:
- полчаса умеренной физической нагрузки 5 раз в неделю,

- или 20 минут высокой физической нагрузки 3 раза в неделю,

- или 8–10 упражнений на укрепление мышц, выполненных по 8–12 раз дважды в неделю.
Пожилые: нагрузка такая же, как для остальных взрослых, но только после консультации лечащего врача. Кроме того, обязательно надо добавить упражнения для поддержания гибкости и равновесия.

Как выбрать нагрузку?

Интенсивность нагрузки определяется расходом калорий в час относительно состояния покоя. Чем больше вы тратите, тем выше нагрузка. Ниже приведены разные варианты, которые можно включить в свой повседневный график:

1. Плавание - 445 ккал в час

2. Быстрая ходьба - 479 ккал в час

3. Уборка в гараже - 402 ккал в час

4. Игра в баскетбол - 479 ккал в час

5. Аэробика - 407 ккал в час

1. Бег по пересеченной местности - 811 ккал в час

2. Бег по лестнице вверх - 1424 ккал в час

3. Верховая езда галопом - 710 ккал в час

4. Игра в теннис - 517 ккал в час

5. Бег 15 км/час - 1168 ккал в час

Приложение 3

Не отходя от рабочего места, можно провести полноценное фитнес-занятие.

1-е упражнение. Упираемся руками в стул, приподнимаем ягодицы и задерживаемся в таком положении 3–7 секунд. Расслабьте поясницу. Вернитесь в исходное положение. Выполните 4–5 повторений. Если у вас слабые руки, попробуйте хотя бы просто с силой надавить на стул.

2-е упражнение. Обхватите стул снизу и попытайтесь как бы притянуть его к себе. Задержитесь в таком положении на 3–7 секунд. Выполните 4–5 повторений.

3-е упражнение. Ладони положите на бедра, пальцы разверните внутрь. Округлите спину, потянитесь спиной назад и вверх. Подбородок при этом опущен на грудь. Выполните 4–5 повторений.

4-е упражнение. Растягиваем боковые отделы поясницы. Положите обе ладони на правое бедро, пальцы расположите навстречу друг другу. Удерживая себя правой рукой, потяните правое плечо влево и вперед, округлив правый бок. Выполните упражнение в другую сторону: ладони положите на левое бедро, округлите левый бок и потянитесь левым плечом вправо и вперед. Выполните 4–5 повторений в каждую сторону.

5-е упражнение. Обхватите руками локти и поднимите их наверх. Затем потянитесь вверх и поочередно растяните правый бок, потом левый. Выполните по 4–5 повторений на каждую сторону.

6-е упражнение. Положите руки на колени и попытайтесь встать на носочки. При этом надавливайте ладонями на колени, создавая сопротивление, не давая пяткам подняться. Расслабьтесь. Сделайте упражнение 3–5 раз.

7-е упражнение. Обхватите руками бедра с внешней стороны и попытайтесь их развести, создавая сопротивление руками. Задержитесь на 3–7 секунд. Поменяйте положение рук: скрестите их и упритесь ладонями во внутреннюю сторону бедер. Попытайтесь свести ноги, создавая сопротивление руками. Выполните 4–5 повторений.

8-е упражнение. Ноги поставьте крест-накрест перед собой. Внешние края стоп соприкасаются. Надавите ими друг на друга, задержитесь на 3–7 секунд, расслабьтесь. Поменяйте положение ног. Выполните по 4–5 повторений в каждую сторону.