27 октября мы совершили дневную прогулку в пригород Петербурга - Стрельну, где есть немало исторических и культурных достопримечательностей. И главной целью нашей поездки был монастырь - Свято-Троицкая Сергиева Приморская Пустынь. Много раз мы проезжали мимо него на автобусе, когда ездили в Петергоф, наконец пришло время и здесь побывать!


Историческая справка. Монастырь этот был основан при императрице Анне Иоанновне, которая в 1734 году передала земли недалеко от новой столицы России своему духовнику Варлааму, настоятелю Троице-Сергиевой Лавры, одного из крупнейших русских монастырей. Варлаам начал обустраивать на новом месте монастырь, при нем построили каменные корпуса и деревянные стены. Так как изначально монастырь еще не был самостоятельным образованием, а лишь дополнением к Троице-Сергиевой Лавре - то от нее он и перенял название. В 1764 году монастырь под Петербургом отделился и стал самостоятельным, а к Свято-Троицкой Сергиевой Пустыни добавилось слово Приморская - чтоб указать, что он рядом с морем, чтоб было понятно, о каком монастыре идет речь. Монастырь был небольшим - всего 20 монахов. Через столетие после основания монастырь переживает свой расцвет - в 1834 году - при новом архимандрите Игнатие (Брянчанинове) , известном православном деятеле, который выстроил новые церкви в монастыре и привел хозяйство в порядок. К 1917 году здесь жили уже 100 монахов, и было 7 храмов. В 19 веке здесь похоронили очень много известных людей, живших в Петербурге. Некоторое время перед окончательным захоронением здесь лежали останки Михаила Илларионовича Кутузова. Похоронены здесь известный архитектор Штакеншнейдер, самый знаменитый дипломат России князь Горчаков, фаворит Екатерины Второй Платон Зубов, и многие другие исторические деятели. После революции - как было везде по России - монастырь закрыли, монахов подвергли репрессиям. Территория монастыря была заселена силами далеко не светлыми - сначала сюда въехала военизированая охрана промышленных объектов, потом здесь разместили школу милиции, и лишь в 1993 году Пустынь начали постепенно возвращать православным.

Вид на монастырь издалека, с запада.

Вид с Петергофского шоссе. Тут все наряднее.

Вход в монастырь. Раньше входили через часовеньки, но сейчас вход через ворота.

У входа в монастырь написано, что он основан в 1732 году. А в википедии - что в 1734. Возможно, что первая дата - это дата указа о передаче земель, а вторая дата - когда он фактически стал исполняться.

Информация для посетителей.

Что-то все чаще пишут в монастырях про то, что нельзя распивать спиртные напитки. Неужели прихожане такое себе позволяют?

Как и в большинстве монастырей, вход идет через мощную надвратную башню, храм над воротами. Сейчас это лишь элемент архитектуры и традиции, а раньше имело большое значение: ворота надо было охранять от непрошенных гостей, и мощная башня с гарнизоном очень способствовала тому, чтоб отбивать атаки разбойников.

Сооружение могучее!

У входа - площадка для кормления голубей. Разумно сделано и гуманно...

И голуби сыты, и беспорядка нет, все довольны!

Заходим в монастырь. Девушки перед этим у входа получили от охранника во временное пользование юбки.

Кельи монахов.

Схема монастыря - каким он был до революции. Двух самых красивых храмов нет - их взорвали при советской власти.

Фонари внутри монастыря.

Здесь похоронен выдающийся русский дипломат и государственный деятель 19 века - князь Горчаков.

Есть дубы, выращенные из семян дуба, посаженного Иоанном Кронштадтским

Архитектура монастыря. Церковь 1809 года.




Состояние памятника архитектуры - далеко от идеального...

Башенка. Их было четыре, по углам. Но сохранилась лишь одна.



Настоятельский корпус.



В целом, внутри монастыря - атмосфера благостная и спокойная. Находиться здесь приятно.

И еще один храм - Сергия Радонежского.

Можно войти.

Была открыта лишь церковная лавка. И нижний храм, где ставят свечки перед иконами. А храм на втором этаже закрыт, когда нет служб.

Но нас местные работницы любезно пригласили его посмотреть, за что им большое спасибо!

Слева от входа столик с мощами. Там есть частица мощей не только Сергия Радонежского, но и Николая Чудотворца. Но в кадре его не видно -я специально не фотографировал, так как знаю, что в церквях не любят, когда фотографируешь мощи.

Симпатичная церквушка Григория Богослова - построена по проекту того самого знаменитого Штакеншнейдера, что похоронен здесь же рядом. Построили ее в 1859 году, но по стилю она напоминает древнерусские церкви. К сожалению, она на реставрации.



Монастырский пруд. Посередине остров, где какие-то захоронения, и есть один домик.

Попасть можно лишь по мостику, но вход туда закрыт, эта часть монастыря не для посетителей.

Купель на пруду.

На ней не было табличек ни что можно купаться, ни что нельзя, поэтому мы не стали рисковать, и ограничились просто осмотром.

Внутрь можно зайти, там есть женское отделение, а дальше я не смотрел - но вероятно, что и мужское.

Ближе к входу - клетка с домашними белочками.


Белки не отсиживались в клетках, а прыгали по всему периметру. Поэтому удалось и полюбоваться, и пофотографировать

Уши и когти впечатляют!

Белки линяют. Надо прийти зимой - тогда увидим их во всей красоте, а не полуголыми.

В общем, приятное место. Здесь и детям не будет скучно!


Пока мы смотрели на белок - подошла местная кошка. Смотрела недоверчиво.

Но мы ей дали сосиску, которую она согласилась скушать.

После этого кошка села рядом с нами, слушала то, о чем мы разговариваем - и смотрела нас с большими любовью и уважением!

Троице-Сергиева Пустынь - ценный памятник русской культуры и архитектуры, расположенный в пригороде Петербурга. Сюда полезно заглянуть каждому, тем более это совсем близко от города! Доехать прямо до Пустыни можно на трамвае 36, что идет мимо станции метро Автово. От его остановки до монастыря идти всего пару минут пешком.

Сергиева Приморская пустынь – православный мужской монастырь в Стрельне (Санкт-Петербург). Архитектурный комплекс в неовизантийском стиле входит в перечень объектов культурного наследия нашей страны.

Основателем монастыря стал настоятель Троице-Сергиевой лавры Варлаам. Строительство обители началось в 1734 году на участке рядом с побережьем Финского залива, подаренном лавре императрицей Анной Иоанновной.

Строили монастырь монахи Троице-Сергиевой лавры. Обитель окружили деревянной оградой с башнями по углам. Анна Иоанновна повелела перевезти в монастырь церковь Успенья Богородицы из имения своей матери Прасковьи Федоровны. Деревянный храм разместили в центральной части обители, рядом с монашескими кельями и каменным домом настоятеля.

Императрица подписала указ о выделении Сергиевой Приморской лавре трех деревень с землей в 219 десятин и всеми жителями. Поначалу в пустыни не было монахов, имеющих право на проведение богослужений. Службы проводились братией из лавры. Самостоятельным учреждением монастырь стал в 1764 году.

Настоящий расцвет Сергиева Приморская пустынь пережила в 1834 году при наместничестве архимандрита Игнатия (Брянчанинова). Были построены новые корпуса для послушников, отремонтированы все здания. Монахи стали вести хозяйство чрезвычайно эффективно, производя животноводческую и растительную продукцию, за которой приезжали люди из Петербурга.

В 1857 году под руководством нового настоятеля, архимандрита Игнатия (Малышева), на территории пустыни была возведена красивейшая каменная церковь.

В Сергиевой Приморской пустыни была собрана крупнейшая монастырская библиотека, насчитывающая свыше 6 тыс. томов. При обители находились богадельня, сиротский приют, церковно-приходская школа и больница. Все эти учреждения работали исключительно на благо народа, любой мог обратиться за помощью к монахам из Сергиевой пустыни, моральный и духовный авторитет которых достиг невероятных высот.

Финансовое состояние обители также было образцовым: накануне революции капитал монастыря оценивался в 350 тыс. рублей. Количество постоянно проживающих в монастыре монахов достигло 100 человек.

В 1931 году новые власти начали репрессии против духовенства. Сергиева Приморская пустынь была закрыта, братия и настоятель монастыря - репрессированы. Большевики уничтожили располагавшееся при обители кладбище, на котором находились могилы архитекторов А. Горностаева, А. Штакеншнейдера и дипломата А. Горчакова, учившегося в Царскосельском лицее вместе с Пушкиным.

На территории монастыря находилось семь невероятно красивых соборов, жемчужин русской архитектуры. Четыре из них были уничтожены в советское время, сохранилось три церкви - Церковь преподобного Сергия Радонежского, Церковь Святителя Григория Богослова и Церковь Саввы Стратилата.

Возрождение Сергиевой Приморской пустыни началось в 1993 году. Здесь снова живут монахи, в церкви Сергия Радонежского проводятся богослужения.


28/09/2016

Свято-Троицкая Сергиева Приморская пустынь расположена в Стрельне, которая входит сегодня в границы г. Санкт-Петербурга, а раньше была приморской мызой Великих княгинь Параскевы и Екатерины, герцогиня Макленбургской-Шверинской.Обитель создана с благословления Синода и соизволения Императрицы Анны Иоанновны, архимандритом Александро-Невской Лавры Варлаамом в 1733 году.


Следует отметить, что время для монастырей на Руси в это время было чрезвычайно тяжелое. Гонения на монашество началось при Петре Ⅰ, который отрицательно относился к тому, что тысяч молодых людей, способных к наукам и искусствам, уходили в монастыри. Кроме того, монастыри для него были источниками средств для ведения войны и обустройства государства. При Анне Иоанновне, когда была создана Свято-Троицкая приморская пустынь, время для монастырей было ещё более трудным.

Церковь Живоначальной Троицы (1766-1758 гг.).Архитекторы П.Трезини, Ф. Растрелли, снесена в 1962 г.

Вспомним, что в 1733 году, когда был основан этот монастырь, последовал Указ о запрещении пострига студентам без трехлетнего искуса, в 1734 году, последовал Указ о запрещении пострига вообще, кроме отставных солдат и вдов священников. В 1735 и среди этих лиц постриг мог совершить только настоятель в присутствии всей братии. Данные, которые опубликованы историками, говорят о том, что за период с 1727 по 1738 год монастыри потеряли около 11000 человек.


Свято-Троицкая Сергиева Приморская мужская пустынь

В миру Василий Высоцкий, ставший впервые известной личность в 1710 году в качестве настоятеля Троицкого Данилова монастыря в Переславле-Залесском, ещё в Петровское время, был отмечен царской милостью. Во времена Анны Иоанновны он один был при ней, стоявший за русское и за русских, в противоположность Феофану Прокоповичу. Может быть поэтому, а также за свою подвижническую жизнь, и был выбран он ею в свои духовники.


Господь Вседержитель. Майолика на Святых вратах пустыни.

Создавая новую обитель, духовный отец Императрицы, а также ещё пяти Высочайших особ, в том числе Екатерины Ⅰ, архимандрит Варлаам перенёс сюда подаренную ему Анной Иоанновной домовую церковь Успения Богородицы, и освятил её в 1735 году во имя Преподобного Сергия Радонежского. Умер прп. Варлаам в мае 1737 года и погребен в созданной им пустыни. После его смерти монастырь подвергся притеснениям, в октябре 1737 года Императрицей был предложен новый кандидат в настоятели – келарь Троице-Сергиева монастыря Арсениий, который был освобожден по болезни от настоятельства менее чем через год.


15 лет пустынь оставалась без присмотра. На содержание обители расходовалось немногим более ста рублей в год, что даже по тем временам было чрезвычайно мало. Так продолжалось до 1753 года, когда в Александро-Невскую Лавру был назначен архимандритом Афанасий (Вольховский).


Памятник на могиле канцлера А.М. Горчакова.

На протяжении ⅩⅧ — ⅩⅨ веков известные архитекторы, такие как Б. Растрелли, А.Горностаев, А. Штакеншнейдер отстраивают первокласный монастырь, добавляя свои штрихи в этот архитектурный ансамбль.
В 1859 году, с финансовой помощью кн. З. Юсуповой, по проекту архитектора А. Горностаева храм во имя Сергея Родонежского перестраивается «в Византийском стиле», становится пятикупольным и двухэтажным. Здесь размещается фамильная усыпальница Апраксиных могилы князей Юсуповых.


Часовня в Сергиевой пустыни.

Современники сравнивали построенный собор с храмом Преображения Господня на Синайской горе. Здесь хранился ковчег с частицами мощей святых угодников. У церкви был похоронен и сам автор этого архитектурного шедевра, а также целый ряд государственных деятелей России того времени.
У алтаря Троицкого собора, созданного по проекту П. Трезини, сына первого архитектора Петербурга, в 1756 году, над могилой архимандрита Варлаама, была построена часовня во имя Тихвинской иконы Божией Матери.


Недалеко от Петергофа в Стрельне (рядом с Константиновским дворцом) находится Свято-Троицкая Сергиева пустынь и Собор Сергея Радонежского. Многие петербуржцы хотя бы раз побывали там на службе.
В один из январьских морозных дней нам посчастливилось ознакомится с историей этого святого места.
Экскурсию проводил один из монахов монастыря.






Монастырь основан в 1734 году настоятелем Троице-Сергиевой лавры архимандритом Варлаамом (имя в миру - Василий Высоцкий). Обитель строилась в 19 верстах от Петербурга, на берегу Финского залива на землях переданных монастырю императрицей Анной Иоанновной. Монастырь занимал почти квадратный, участок со стороной около 140 м и поначалу обнесен деревянной оградой с наугольными башнями. В ноябре того же года императрица разрешила перевезти деревянную церковь Успения Божьей Матери из загородного дома царицы Параскевы Фёдоровны на Фонтанке и повелела освятить ее престол во имя Преподобного Сергия чудотворца Радонежского. Церковь находилась на центральной площади монастыря. По обеим сторонам церкви располагались деревянные монашеские кельи и каменный флигель для настоятеля.


По указу Анны "для поддержания обители в хозяйственном отношении" монастырю было передано 219 десятин земли и приписано три деревни с крепостными крестьянами. Освящение обители состоялось 12 мая 1735 года. В июне 1735 г. императрица посетила пустынь и пожаловала в храм богослужебные книги.

В первое время пустынь не имела особого штата монахов. Для совершения богослужения сюда присылались лица из числа братии Троице-Сергиевой лавры. Жизнь и деятельность братии находилась также под наблюдением и руководством Лавры. Новая обитель в первые годы своего существования называлась Приморской Троице-Сергиева монастыря дачей и существовала на средства Троице-Сергиевой Лавры. Императрица Анна Иоанновна именным указом от 30 января 1738 года повелела описать пустынь. После этого церковь стала официально считаться приписанной Троице-Сергиевой Лавре.


Архимандрит Варлаам скончался в июле 1737 года и по своему завещанию, погребен в основанной им обители. Над его могилой была воздвигнута деревянная часовня Тихвинской Божией Матери.

В 1756-1758 годах в обители храм прп. Сергия Радонежского перестроен: деревянная церковь заменена новой.
В 1760 году - воздвигнут пятиглавый Собор Пресвятой Троицы по проекту Б.Растрелли, утвержденному 12 марта 1756 года. Строительство закончилось в 1760 году.



Монастырь продолжал застраиваться по планировочному проекту, разработанному П.А. Трезини. Были возведены две угловые башни, а весь двор вымощен камнем. В 1760 г. по проекту Ф.Б. Растрелли построены настоятельские кельи. В них была создана картинная галерея, в которой в числе других находились два редких портрета Анны Иоанновны и Елизаветы Петровны. В монастыре в тот момент подвизались около 20 монахов.

В 1764 году в России были учреждены монастырские штаты, по которым Троице-Сергиева пустынь отделялась от Троице-Сергиевой Лавры и возводилась во 2-й класс. 4 мая 1764 года по указу Св. Синода "Состоящую при С.-Петербурге, по Петергофской дороге недавно построенную пустыню, за неимением при С.-Петербурге монастырей, приписать к С.-Петербургской епархии". Монастырь стал управляться собственным архимандритом.


Екатерина II также обратила своё внимание на монастырь и пожелала здесь обрести земное упокоение.
В архивных источниках сохранилась ее записка следующего содержания: "Ежели умру в городе, положить меня в Александро-Невском монастыре, в Соборной церкви, мною построенной. Ежели в Царском Селе - на Софийском кладбище, у Казанской Богородицы. Буде в Петергофе - в Сергиевой пустыни".

Однако похоронили императрицу, вопреки её воле, но согласно традиции, в Петропавловском соборе.

Около 1773 года в пустынь поступил послушником в возрасте 16 лет будущий преподобный Герман Аляскинский и пробыл здесь пять лет, после чего ушел на Валаам.
С 16 января 1774 года по 13 июля 1774 года монастырь возглавлял архим. Вениамин (Краснопевков-Румовский).
С 29(25) мая 1796 года по октябрь 1798 года настоятелем Сергиевой пустыни был архим. Феофилакт (Русанов), кроме этого, он был и законоучителем кадетского корпуса.
Своими обширными познаниями, даром слова и величественной внешностью он производил на окружающих сильное впечатление.

С 9 января 1799 года по 1800 год настоятелем Троице-Сергиевой пустыни являлся архимандрит Амвросий (Протасов). В этот же период он занимал должности: ректора Александро-Невской академии, учителя богословия и присутствующего в консистории. Это был известный талантливый проповедник (1798-1800 гг.), ставший наместником Александро-Невской лавры, а позднее - епископом Тульским, Казанским, Тверским.




Настоятелем монастыря с 27 января 1802 года по 1804 год был Евгений (Болховитинов). Он собрал и оставил богатый научный литературный материал, значимый не только для церковной русской истории, но вообще для истории русской литературы: "Словарь исторический о бывших в России писателях духовного чина Греко-Российской Церкви", "Словарь светских русских писателей, соотечественников и чужестранников, писавших о России" и др.

Архитектор Луиджи Руска в 1805 - 1809 годах построил Инвалидный дом в западной части монастыря с церковью святого мученика Валериана. Храм был освящен в июне 1809 года, а инвалидный дом начал работать через пять лет.


С 1812 года по 1813 год Сергиевой пустынью управлял Мефодий II (Пишнячевский) в сане архимандрита. В этот же период он был ректором Петербургской семинарии.
С 1819 года до 1833 года пустынь находилась в ведении Петербургских викариев епископов Ревельских.








На монастырском кладбище были погребены умершие из знатных и родовитых семей: принцев Апраксиных, Мятлевых, Нарышкиных, Чичериных, Строгановых, Дурасовых, поэт Мятлев, архитекторы А.И. Штакеншнейдер и А.М. Горностаев, многие из родов Юсуповых, Кочубеев, Голицыных; Адлерберги, Зубовы, Кушелевы, Перовские, Чичерины, Яковлевы и многие другие. Почетным по своему статусу считалось погребение "Его Императорского Высочества герцога Николая Максимилиановича Лейхтенбергского, князя Романовского". Здесь также были похоронены канцлер Российской империи А.М. Горчаков; министр народного просвещения А.С. Норов; выдающийся общественный и культурный деятель принц П.Г. Ольденбургский; военные губернаторы Петербурга; потомки А.В. Суворова и М.И. Кутузова.

Некоторые часовни и склепы были подлинными произведениями искусства. Территорию обители украшали изящной архитектуры ротонды и оранжереи - усыпальницы: ротонда-усыпальница семьи Толстых, оранжерея-усыпальница семьи принцев Ольденбургских. Из безжалостного разграбления в 30-е, а особенно в 60-е годы, спасти удалось немногое. В фонды Русского музея из родовой усыпальницы Зубовых были переданы бронзовые и мраморные бюсты работы С. Кампиони, Н. Пименова, П. Ставассера. В Некрополь XVIII века Александро-Невской лавры были перенесены художественные надгробия А.А. и Ф.А. Баташевых, Ф.А. Яковлева. Неподалеку от монастыря находилось кладбище для бедных.

Кладбище было полностью уничтожено в советское время.



Наиболее длительный срок настоятельства в пустыни двадцать четыре года - с 1833 по 1857 годы - выпал на долю известного святителя Игнатия (в миру - Дмитрий Александрович Брянчанинов). 27-летний настоятель сначала был игуменом и только в 1834 году возведен в сан архимандрита.

При его настоятельстве пустынь была переведена в I класс, выросла в образцовый монастырь и стала известна не только в России, но и далеко за её приделами. При нем в монастыре были выстроены поминальные церкви - Покрова Богородицы и Григория Богослова, часовни, кельи для монахов, Святые ворота. Главный объем по проектированию новых построек и переделке старых пришелся в этот период на долю архитектора Алексея Максимовича Горностаева. Монастырским хором при святителе руководил известный духовный композитор прот. П.И.Турчанинов, который в 1836-1841 был священником в соседней Стрельне.

Император Николай I писал Брянчанинову: "Я тебе даю Сергиеву пустынь, хочу, чтобы ты жил в ней и сделал бы из нее монастырь, который в глазах столицы был бы образцом монастырей". Огромными трудами настоятеля Сергиева пустынь действительно встала в один ряд с Донским, Симоновым монастырями, Александро-Невской лаврой. Сам Государь неоднократно приезжал и просил благословения на свои начинания у святителя. Советов и наставлений искали у Игнатия Брянчанинова Н.В. Гоголь, Ф.М. Достоевский. Одно из произведений Н.С. Лескова было посвящено Игнатию Брянчанинову.

Святитель Игнатий был канонизирован православной церковью в 1988 году.

Экономика монастырского хозяйства также стала значительно развиваться. По ходатайству настоятеля Игнатия Брянчанинова пустынь была наделена лесным участком в 50 десятин. Земля была заболочена, но после многих трудов полевое монастырское хозяйство поднялось на очень высокий уровень. Достаточно сказать, что в 1882 году в России на выставке хлеборобов Сергиевой пустыни была присуждена большая серебряная медаль за семена ржи, две медных медали - за семена пшеницы и ячменя.


С 1857 по 1897 годы настоятелем монастыря был Архимандрит Игнатий (Иван Васильевич Малышев). Будучи художественно одаренным человеком, он украсил пустынь прекрасными постройками. Если предыдущий настоятель Игнатий (Брянчанинов), отдал много сил на воспитание монастырской братии, то его преемник, сохранив и преумножив духовные богатства монастыря, украсил внешний вид Сергиевой Пустыни архитектурным ансамблем. На территории монастыря действовали семь храмов: Пресвятой Троицы, преподобного Сергия Радонежского, Воскресения Христова, священномученика Валериана (Зубовская), святителя Григория Богослова (Кушелевская), Покрова Пресвятой Богородицы (Кочубеевская), священномученика Саввы Стратилата (Шишмаревская), и часовни: Покровская и Спасская - у монастырских ворот, Тихвинской Божьей Матери (с чтимым образом), Рудненская - на берегу пруда "Иорданка" в восточной части обители.

В 1886 г. петербургский купец Карл Цоппи получил разрешение провести от станции Сергиево (в советское время - "Володарская") до Троице-Сергиевой пустыни конно-железную дорогу. Известны многочисленные жертвователи, например, в 1873 году псковский помещик Чихачев дал 50 тысяч рублей, а купец Макаров завещал монастырю 40 тысяч рублей.

Хорошая организация жизни и хозяйства монастыря при архимандрите Игнатии позволила осуществлять широкую благотворительную деятельность. С 1866 года на содержание Санкт-Петербургской духовной семинарии и духовного училища Пустынь ежегодно жертвовала по 1 000 рублей. Благотворительная деятельность Пустыни уже в семидесятых годах стала известна и за границей. За благотворительную деятельность архимандриту Игнатию был пожалован орден Святого Владимира. Из Боснии Черногорский князь Николай прислал настоятелю орден Святого Даниила 2-й степени. В 1867 году в пустыни числилось братии 46 человек и 25 человек проживали на богомолье.

В войну с Турцией, в 1877 - 1878 годы, по предложению настоятеля в Сергиевой пустыне была устроена больница с церковью, освященной 29 января 1878 года.
Скончался архимандрит Игнатий 16 мая 1897 года (а 15-го вечером его посетил Иоанн Кронштадтский) и был погребен в Пустыни, в храме Воскресения Христова, в Михайловском приделе. В настоящее время его останки покоятся в храме преподобного Сергия, куда они были перенесены в год столетия со дня его преставления

Собор во имя преподобного Сергея Радонежского





Собор совсем не похож на православный храм. Он единственный в России храм, построенный в виде базилики.
Ранним христианам в Римской Империи не разрешали строить молельные дома и они собирались на молитву в разных домах, в том числе во дворцах богатых римлян-христиан или в административных зданиях - базиликах.
В память о первых собраниях христиан собор выстроен с гранитными колоннами, без купола.
Католические храмы, кстати, строятся подобным образом.

Справка:
Бази́лика
(базили́ка ; греч. βασιλική — «дом базилевса , царский дом») — тип строения прямоугольной формы, которое состоит из нечётного числа (1, 3 или 5) различных по высоте нефов .

В многонефной базилике нефы разделены продольными рядами колонн или столбов, с самостоятельными покрытиями. Центральный неф — обычно более широкий и больший по высоте, освещается с помощью окон второго яруса. В случае отсутствия окон во втором ярусе центрального нефа строение относится к типу псевдобазилика , являющемуся разновидностью зального храма .

Базиликами также именуются наиболее значимые римско-католические храмы вне зависимости от их архитектурного решения.