Исторически понятия «инвалидность» и «инвалид» в России связывались с понятиями «нетрудоспособность» и «больной». И нередко методические подходы к анализу инвалидности заимствовались из здравоохранения, по аналогии с анализом заболеваемости. С начала 90-х годов традиционные принципы государственной политики, направленной на решение проблем инвалидности и инвалидов в связи со сложной социально-экономической ситуацией в стране утратили свою эффективность.

Переход России к принципиально новому социально-экономическому укладу жизни выдвинул потребность в формировании такой системы социальной защиты населения, которая в наибольшей мере соответствует современным задачам общественного развития. К числу таких задач относится создание молодым инвалидам, неспособным без посторонней помощи обеспечивать в полной мере или частично свои жизненные потребности, достойных условий жизни, насыщенной активной деятельностью и приносящей удовлетворение, осознание себя органической частью общества.

Независимая жизнь инвалидов предполагает снятие зависимости от проявлений недуга, ослабление ограничений, им порождаемых, становление и развитие самостоятельности, формирование умений и навыков, необходимых в повседневной жизни, что должно дать возможность интеграции, а затем активного участия в социальной практике, полноценной жизнедеятельности в обществе.

Человек с ограниченными возможностями должен рассматриваться, как эксперт, активно участвующий в реализации программ собственной адаптации. Выравнивание возможностей обеспечивается с помощью социальных служб и организаций, помогающих преодолеть специфические трудности на пути к активной самореализации, благополучному эмоциональному состоянию в обществе.

В основе мероприятий, направленных на социальную адаптацию лиц с ограниченными возможностями:

1. Компенсация возможностей, недостающих от рождения, либо утраченных вследствие болезни или травмы. За счет делигированности другим людям недостающих функций, и создания условий для преодоления неприступных ранее препятствий окружающей среды.

2. Организация работы со всеми участниками взаимодействия: с инвалидом, его семьей, ближайшим окружением.

3. Интеграция в совместную деятельность людей с ограниченными возможностями, и людей, не имеющих проблем со здоровьем. Этот принцип должен быть реализован практически во всех видах служб.

4. Взаимопомощь - широкое участие в работе добровольных помощников и добровольная взаимная поддержка.

Значительное место в социальной реабилитации и интеграции инвалидов занимает социальная адаптация, поскольку она позволяет решить проблему выживания человека, приспособления к процессам окружающей среды. По сути дела, социальная адаптация является целью социальной реабилитации.

Процесс социальной адаптации личности? это сложнейшее общественное явление, которое включает в себя различные стороны жизнедеятельности человека. Для инвалида адаптивные процессы связаны в первую очередь, с новой для него социальной ролью и нахождением нового места в обществе в соответствии со своим статусом.

Следует учитывать, что социальная среда, как правило, враждебна инвалиду и условия для своевременной и успешной адаптации отсутствуют. Задержки и срывы в этом процессе ведут к снижению устойчивости семей инвалидов, росту заболеваемости, психологическому феномену, определяемому как формирование статуса инвалида. Потребности инвалидов можно условно подразделить на две группы: - общие, т.е. аналогичные нуждам остальных граждан и - особые, т.е. потребности, вызванные той или иной болезнью. Наиболее типичными из «особых» потребностей инвалидов являются следующие:

В восстановлении (компенсации) нарушенных способностей к различным видам деятельности;

В передвижении;

В общении;

В свободном доступе к объектам социально-бытовой, культурной и др. сферы;

В возможности получать знания;

В трудоустройстве;

В комфортных бытовых условиях;

В социально-психологической адаптации;

В материальной поддержке.

Удовлетворение перечисленных потребностей - непременное условие успешности всех интеграционных мероприятий в отношении инвалидов. В социально-психологическом плане инвалидность ставит перед человеком множество проблем, поэтому необходимо особо выделить социально-психологические аспекты лиц с ограниченными возможностями.

Инвалидность - это специфическая особенность развития и состояния личности, часто сопровождающаяся ограничениями жизнедеятельности в самых разнообразных ее сферах.

В целом работа по социальной адаптации молодых инвалидов включает в себя несколько основных аспектов: правовой; социально-средовой, психологический, общественно-идеологический аспект, анатомо-функциональный аспект.

Правовой аспект предполагает обеспечение прав, свобод и обязанностей инвалидов. Президентом России подписан Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». Тем самым особо уязвимой части нашего общества даны гарантии социальной защиты.

Рисунок 1 Основные аспекты работы по социальной адаптации молодых инвалидов

Безусловно, основополагающие законодательные нормы, регулирующие положение инвалида в обществе, его права и обязанности являются необходимыми атрибутами любого правового государства. Инвалидам предоставляются права на определенные условия для получения образования; обеспечение средствами передвижения; на специализированные жилищные условия; первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства, и другие.

Например, жилые помещения будут теперь предоставляться инвалидам, семьям, имеющим детей-инвалидов, с учетом состояния здоровья и других обстоятельств. Инвалиды имеют право на дополнительную жилплощадь в виде отдельной комнаты в соответствии с перечнем заболеваний, утвержденным правительством РФ. При этом она не считается излишней и подлежит оплате в одинарном размере.

Еще одно немаловажное положение - это право инвалидов быть активными участниками всех тех процессов, которые касаются принятия решений относительно их жизнедеятельности, статуса и т.д. Социально-средовой включает в себя вопросы, связанные с микросоциальной средой (семья, трудовой коллектив, жилище, рабочее место и т.д.) и макросоциальным окружением (градообразующая и информационная среды, социальные группы, рынок труда и т.д.).

В России сформирована и реализуется федеральная целевая программа «Доступная среда для инвалидов». Критерием оценки политики в отношении инвалидов может служить доступность для инвалида физической среды, включая жилье, транспорт, образование, работу и культуру, и доступность информации и каналов коммуникации.

Закон «О социальной защите инвалидов в РФ» обязывает власти создавать инвалидам условия для свободного доступа к объектам социальной инфраструктуры. В настоящее время положения, обеспечивающие учет интересов инвалидов и других маломобильных групп населения, содержатся в действующих строительных нормах и правилах, откорректированных с целью учета в них требований доступности зданий и сооружений для инвалидов.

В соответствии с законом местные власти не должны выдавать лицензии тем автотранспортным предприятиям, которые отказываются оснащать свои автобусы подъемниками. Перспективным планом благоустройства города считается поэтапная реконструкция улиц и перекрестков, когда учитываются и требования инвалидов.

Специальными устройствами, облегчающими жизнь инвалидам, должны быть оборудованы также аэропорты, железнодорожные и автовокзалы, тротуары и дорожные переходы. Должны быть отдельные стоянки и номера для автотранспорта инвалидов, специальные туалеты, что уже стало обычным во многих странах мира.

Психологический аспект отражает как личностно-психологическую ориентацию самого инвалида, так и эмоционально-психологическое восприятие проблемы инвалидности обществом. Инвалиды относятся к категории так называемого маломобильного населения и являются наименее защищенной, социально уязвимой частью общества. Это связано, прежде всего, с дефектами их физического состояния, вызванного заболеваниями, приведшими к инвалидности.

Психологические проблемы возникают при изолированности инвалидов от внешнего мира, как вследствие имеющихся недугов, так и в результате неприспособленности окружающей среды для инвалидов на кресло-колясках.

Все это ведет к возникновению эмоционально-волевых расстройств, развитию депрессии, изменениям поведения.

Общественно-идеологический аспект определяет содержание практической деятельности государственных институтов и формирования государственной политики в отношении инвалидов и инвалидности. В этом смысле необходимо отказаться от господствующего взгляда на инвалидность, как показателя здоровья населения, а воспринимать его как показатель эффективности социальной политики, и осознавать, что решение проблемы инвалидности - во взаимодействии инвалида и общества.

Анатомо-функциональный аспект социальной адаптации инвалидов предполагает формирование такой социальной среды (в физическом и психологическом смыслах), которая выполняла бы реабилитационную и адаптационную функцию и способствовала развитию реабилитационного потенциала инвалида.

Таким образом, с учетом современного понимания инвалидности предметом внимания государства при решении этой проблемы должны быть не нарушения в организме человека, а восстановление его социально-ролевой функции в условиях ограниченной свободы.

Основной акцент при решении проблем инвалидов и инвалидности смещается в сторону реабилитации, опирающейся, прежде всего, на социальные механизмы компенсации и адаптации. Таким образом, смысл адаптации инвалидов заключается в комплексном многопрофильном подходе к восстановлению способностей человека к бытовой, общественной и профессиональной деятельности на уровне, соответствующем его физическому, психологическому и социальному потенциалу с учетом особенностей микро- и макросоциального окружения.

Комплексное решение проблемы инвалидности предполагает ряд мероприятий. Надо начать с изменения содержания базы данных об инвалидах в государственной статистической отчетности с акцентом на отражение структуры потребностей, круга интересов, уровня притязаний инвалидов, их потенциальных способностей и возможностей общества, с внедрения современных информационных технологий и техники для принятия объективных решений.

Необходимо также создавать систему комплексной многопрофильной реабилитации, направленную на обеспечение относительно независимой жизнедеятельности инвалидов. Крайне важно развитие промышленной основы и подотрасли системы социальной защиты населения, производящей изделия, облегчающие быт и труд инвалидов.

Должен появиться рынок реабилитационных изделий и услуг, определяющий спрос и предложение на них, формирующий здоровую конкуренцию и способствующий адресному удовлетворению потребностей инвалидов. Не обойтись без реабилитационной социально-средовой инфраструктуры, способствующей преодолению инвалидами физических и психологических барьеров на путях восстановления связей с окружающим миром. И, конечно же, нужна система подготовки специалистов, владеющих методами реабилитационно-экспертной диагностики, восстановления способностей инвалидов к бытовой, общественной, профессиональной деятельности, способами формирования механизмов макросоциального окружения с ним.

Таким образом, решение этих задач позволит наполнить новым содержанием деятельность создаваемых сегодня государственных служб медико-социальной экспертизы и реабилитации инвалидов для их успешной адаптации и интеграции в обществе.

Сущность социальной адаптации инвалидов

к производственной среде

Трудовая деятельность является одной из категорий жизнедеятельности, нарушение способности осуществлять которую в соответствии с требованиями к содержанию, объему и условиям работы является одним из критериев инвалидности.

Следует отметить, что среди инвалидов трудоспособного возраста, повторно обратившихся в службы медико-социальной экспертизы, только около 20% продолжают свою трудовую деятельность. Из них, работающих инвалидов 1 группы – 0,15%, 2 группы – 5,15%, 3 группы – 14,7%.

Рассматривая производственную адаптацию инвалидов, необходимо отметить, что болезнь, как правило, приводит к нарушению сложившейся адаптации индивида к труду, что, при соответствующей интерпретативной оценке со стороны самого инвалида, может привести к возникновению адаптивной ситуации, и, соответственно, необходимости адаптации к производственной среде.

Можно привести следующую классификацию видов адаптивных ситуаций среди трудоустраивающихся и работающих инвалидов:

1. Адаптация инвалидов на прежнем рабочем месте в прежней профессии (специальности).

2. Адаптация инвалидов на новом для себя рабочем месте, но в прежней профессии (специальности).

3. Адаптация инвалидов в процессе профессиональной подготовки по смежной специальности (с учетом прежних профессиональных навыков).

4. Адаптация инвалидов при трудоустройстве по смежной специальности (профессии) с учетом прежних профессиональных навыков.

5. Адаптация инвалидов в процессе и условиях профессионального обучения по новой для себя специальности (профессии).

6. Адаптация инвалидов при трудоустройстве по новой для себя специальности (профессии).

Инвалиды, рассматриваемые как субъекты трудовой деятельности, имеют ряд особенностей:

1) ограничения в возможности приобретать и использовать профессиональные навыки;

2) более длительный период врабатывания по сравнению со здоровыми людьми;

3) выполнение одинаковой по мощности работы за счет более высокого напряжения функциональных систем организма;

4) необходимость приспособления рабочего места, оборудования и технологического процесса к особенностям патологии инвалида;

5) средний уровень профессиональной подготовки;

6) узкая сфера общения;

7) внутриличностная конфликтность;

8) низкая устойчивость по отношению к фрустрации ;

9) сложности социально-психологических контактов со здоровыми коллегами , руководством.

Следует отметить, что в настоящее время наблюдается отсутствие единства в терминологическом обозначении процесса адаптации инвалидов к производственной среде. Так адаптацию инвалидов на производстве одни авторы связывают с понятием «социально-трудовая адаптация», в другие – с термином «профессионально-производственная адаптация», поскольку рассматривают адаптацию инвалидов к производству как одно из мероприятий профессиональной реабилитации.

Тем не менее, на наш взгляд, применение термина «производственная адаптация» в отношении адаптации инвалидов на предприятии, более корректно, поскольку сама структура труда представляется нам тремя качественно своеобразными родами трудовой деятельности. К труду первого рода относится общественно-организованный труд, объединяющий разновидности труда, которые включены в систему общественного разделения труда. К труду второго и третьего родов относятся многочисленные разновидности домашнего труда, то есть труда по бытовому самообслуживанию, и досугового, "любительского" труда. Таким образом, термин «трудовая адаптация» гораздо шире, тогда как термин «производственная адаптация» сразу же обозначает специфику объекта социальной адаптации.

Производственную адаптацию инвалидов мы рассматриваем как процесс и результат приспособления инвалида к наиболее адекватному и оптимальному усвоению и выполнению социальных функций, связанных с производственной деятельностью на конкретном предприятии.

Следует отметить, что в течение последних двух десятилетий проводилось достаточно небольшое количество исследований в области производственной адаптации инвалидов. Одно из серьезных исследований, целью которого было изучение взаимосвязи профессиональной и социальной составляющих производственной адаптации инвалидов, было проведено в 1982 – 1983 гг. в Москве. Профессиональная составляющая производственной адаптации изучалась с помощью таких показателей, как наличие трудовых навыков и знаний, уровень квалификации, оценка привлекательности профессии, удовлетворенность трудом. Социальная составляющая производственной адаптации инвалидов включала более широкий круг факторов, связанных с интеграцией работника в жизнь трудового коллектива, общественной активностью, интенсивностью межличностных контактов.

В качестве важнейших выводов данного исследования мы можем отметить следующие:

1. Связь между успешностью профессиональной адаптации и социальной у инвалидов отсутствует. Так если для физически здоровых людей успешная профессиональная адаптация практически гарантирует и адаптацию социальную, то у инвалидов это соотношение предельно усложняется: у большинства обследованных инвалидов достаточно высоко развиты профессиональные навыки; в то же время почти треть имеет низкий уровень социальной адаптации, не вовлечена в общественную жизнь производственного коллектива.

2. Самые низкие показатели производственной адаптации зарегистрированы на первом году инвалидности. В этот период защитные механизмы личности еще не «срабатывают», требуется время, чтобы свыкнуться с мыслью о необходимости изменить прежний жизненный стереотип. На втором году инвалидности уровень социальной составляющей производственной адаптации растет: доля инвалидов с высокой адаптацией увеличивается в два раза. В дальнейшем этот уровень остается стабильным. Что касается профессиональной составляющей адаптации, то лишь после 5 лет пребывания на инвалидности доля лиц с высокими показателями резко увеличивается.

3. При вторичной производственной адаптации мужчины-инвалиды обнаруживают лучшие показатели, чем женщины, а при первичной – наоборот.

4. В группе инвалидов с детства у 1/6 доли отмечен низкий уровень профессиональной составляющей производственной адаптации, среди инвалидов вследствие общего заболевания – 1/55 доли. Самый низкий уровень профессиональной составляющей производственной адаптации зарегистрирован у лиц, причина инвалидности которых – профессиональной заболевание.

В целом, можно отметить, что уровень производственной адаптации инвалидов ниже, чем у неинвалидов. Недостаточно высокий уровень профессиональной составляющей производственной адаптации в значительной степени обусловлен тем, что трудоустройство инвалидов нередко сопряжено со снижением квалификации, сложностями подбора соответствующей их возможностям работы. Низкий уровень социальной составляющей инвалидов, может быть обусловлен сложностями социально-психологических контактов со здоровыми – коллегами, руководством. Об этом, в частности, свидетельствует более высокий уровень социальной адаптации инвалидов, работающих на специализированных предприятиях, где их проблемы лучше понимают окружающие.

Следует отметить недостаточную разработанность структуры производственной адаптации инвалидов, выделение в большинстве научных источниках в качестве ее элементов физиологической, профессиональной и социально-психологической составляющих. Некоторые авторы психологический и социальный аспекты адаптации рассматривают раздельно. Таким образом, нами предлагается структура производственной адаптации инвалидов, включающая такие элементы как: физиологическая адаптация, профессиональная адаптация, социальная адаптация, к которой, в свою очередь, относятся социально-психологическая, социально-экономическая и общественно-организационная.

Дадим характеристику каждой из составляющих производственной адаптации инвалидов.

Физиологическая составляющая приспособления инвалидов к труду понимается как процесс формирования у работника устойчивой системы функциональных связей, обеспечивающей эффективное выполнение работы при наименьших энергетических и духовных затратах организма.

В процессе формирования физиологической адаптированности к труду выделяется три этапа:

Начальный этап (врабатывания), характеризующийся низкой работоспособностью, несовершенством функционирования систем организма, высокими и неадекватными выполняемой работе энергетическими и психическими затратами организма;

Переходный этап, длительность которого определяется тяжестью, напряженностью и условиями выполняемой работы, а также ее соответствием состоянию здоровья работника;

Конечный этап (этап физиологической адаптированности), формирования высокой и устойчивой работоспособности, адекватными выполняемой работе энергетическими и психическими затратами. Каждому из этапов соответствует типичная кривая в изменении работоспособности на протяжении рабочего дня, а также состояния функциональных систем организма, обеспечивающих мышечную или умственную деятельность.

Период формирования устойчивой физиологической адаптации к труду в зависимости от тяжести, напряженности и условий труда у разных авторов колеблются от нескольких месяцев до 1 года. К особенностям физиологической адаптации к труду инвалидов относят: менее устойчивый уровень формирующейся адаптации, выполнение одинаковой по мощности работы за счет более высокого напряжения функциональных систем организма и др. Установлено, что инвалиды быстрее приспосабливаются к труду в своей прежней профессии или с использование профессиональных навыков, чем при переходе на другую, хотя бы и более легкую работу.

Профессиональная составляющая приспособления к труду – это процесс овладения инвалидом необходимыми знаниями, навыками и мастерством, умением быстро ориентироваться в производственных ситуациях, программировать и контролировать свои трудовые действия.

Длительность и успешность профессиональной адаптации определяется: сложностью и особенностями содержания работы, соответствием психофизиологических качеств и способностей работника требованиям профессиональной деятельности (пригодностью к работе), социально-психологическими установками в отношении выполняемой работы. Важное значение в формировании устойчивой профессиональной адаптации инвалидов отводится приспособлению рабочего места, оборудования и технологического процесса к особенностям патологии инвалида.

В большинстве рабочих профессий сроки профессиональной адаптации обычно приравниваются к периоду присвоения рабочему первого квалификационного разряда, т. е. к 3-6 месяцам работы. В профессиях сложных по содержанию, в том числе творческих, достижение профессионального мастерства требует более длительного времени.

Социально-психологическая составляющая приспособления к труду рассматривается как процесс формирования субъективного отношения инвалида к выполняемой работе, осознания им объективного характера и содержания труда и их соответствия внутренней структуре личности, интересам, установкам и ценностным ориентациям работника. Субъективная сторона процесса труда включает более или менее полное осознание работником объективного характера, условий и содержания труда и соответствие их внутренней структуре личности, системе ее интересов, установок и ценностных ориентаций. Субъективная сторона труда наряду с объективной во многом определяет отношение работника к труду и его удовлетворенность выполняемой работой. На отношение человека к работе оказывают влияние особенности внутренней структуры личности (интенсивность, сила и тип эмоциональных проявлений, уровень активности, темперамент, адекватность самооценки личности, предрабочая установка и др.), а также объективные условия труда, складывающиеся в процессе работы (характер, тяжесть, режим труда и отдыха, четкость организации труда, состояние взаимоотношений в коллективе, уровень материального вознаграждения, культурно-бытового обслуживания и т. п.). Удовлетворенность трудом во многом объясняет стойкость закрепления работника на рабочем месте или наоборот – его увольнение или желание уволиться.

Общественно-организационная адаптация инвалидов предполагает, что в процессе этого вида адаптации происходит освоение организационных требований, к которым относится выполнение режимов работы, распорядка дня, должностных инструкций , распоряжений начальства. Здесь создаются связи и отношения между инвалидом-работником и предприятием, которые упорядочивают их взаимодействие в соответствии с требованиями производства. Как правило, эти связи направлены от производства к инвалиду-работнику, жестко нормированы, инвариантны по отношению к его особенностям, в них доминируют интересы производства. Трудовая дисциплина является важнейшим объективным показателем организационной адаптации. Для характеристики организационной адаптации инвалида нами используются показатели его удовлетворенности организацией труда в основном непосредственно на рабочем месте (сменностью, ритмичностью работы и ее соответствием специальности, состоянием оборудования и инструмента).

При исследовании социально-экономической адаптации инвалидов в качестве объекта выступает уровень заработной платы и способ ее распределения, концентрированно выражающие экономические отношения на предприятии и в обществе.

Достаточно актуальной на настоящий момент является проблема оценки степени адаптированности инвалидов, которую мы предлагаем проводить по совокупности критериев, обозначенных в зависимости от составляющих структуру производственной адаптации элементов.

Так оценку физиологической адаптации инвалидов мы предлагаем проводить по таким критериям как чувство усталости к концу рабочего дня, самочувствие во время работы, наличие физического переутомления, наличие нервного переутомления, чувство легкости и тяжести выполняемой работы. В качестве специфических для инвалидов показателей физиологической адаптации мы выделяем такие критерии как: частота заболеваемости с временной утратой трудоспособности по инвалидизирующей патологии и наличие противопоказанных условий труда

Критериями оценки успешности профессиональной адаптации мы выделяем: отношение к профессии, легкость ее освоения, желание сменить профессию, качество выполняемой работы, соответствие профессии имеющейся общей подготовке, а также влияние имеющейся патологии на качество выполняемой работы, нуждаемость в приспособлении технологического процесса к патологии инвалида.

Социально-психологическую адаптацию можно оценивать по удовлетворенности инвалида отношениями с администрацией, наличию социально-психологических трудностей во взаимоотношениях со здоровыми коллегами, наличию социально-психологических трудностей, обусловленных инвалидностью.

Критерии экономической адаптации - удовлетворенность заработной платой, удовлетворенность системой материального поощрения труда работников, удовлетворенность своевременностью выплаты заработной платы, а также соотношение уровня размера заработной платы в сумме с пенсией по инвалидности и заработка до инвалидности.

Общественно-организационную адаптацию, на наш взгляд, необходимо оценивать по следующим критериям: возможность повышения или получения образования, возможность повышения квалификации, удовлетворенность сменностью работы, организацией режима труда и отдыха, состоянием рабочего оборудования и инструментария, условиями труда, ритмичностью работы

Применение в совокупности как специфических для инвалидов, так и подходящих для любой категории работников (общих) показателей обусловлено тем, что инвалиды, несмотря на специфические особенности физиологического, психологического и социального характера, тем не менее, являются также и обычными работниками.

Сложность оценки производственной адаптации инвалидов как по каждому показателю в отдельности, так и в совокупности обуславливает необходимость применения математических формул с целью объективизации выводов о степени производственной адаптации инвалидов: высокой, средней или низкой.

Таким образом, нами сделан вывод, что в общей массе исследований, посвященных производственной адаптации, недостаточно разработаны вопросы адаптации к производству инвалидов. Отдельные исследования теоретического и прикладного характера в целом пока не дают ответа на многие вопросы, накопившиеся по данной проблеме. Нерешенными или требующими более тщательного научного обоснования являются вопросы:

Изучения особенностей и механизмов адаптации к предприятию инвалидов с разными формами заболеваний в целях определения специфических подходов, методов и мероприятий по организации их профессионально-производственной адаптации и др.;

Изучения факторов и условий труда, способствующих производственной адаптации инвалидов;

Разработки критериев и показателей оценки успешности процесса производственной адаптации инвалидов, способов и методов воздействия на этот процесс.

Список литературы:

1. Вершинина текучести и производственной адаптации рабочих. Новосибирск. Наука. 1986. с. 154.

2. , Шабалина: дискриминируемое меньшинство? // Социологические исследования. 1992. № 5. С. 103-106.

3. , Шабалина производственной адаптации инвалидов // Социологические исследования. 1985. № 3. С. 121 – 126.

4. Молевич как объект и предмет исследований общей социологии // Социологические исследования. 2001. № 4. С. 61-64.

5. Отечественный и зарубежный опыт профессионально-производственной адаптации инвалидов. М. ЦБНТИ Минтруда и социального развития РФ. 2001. Вып. 40. с. 24.

Отечественный и зарубежный опыт профессионально-производственной адаптации инвалидов. М. ЦБНТИ Минтруда и социального развития РФ. 2001. Вып. 40. С. 27 – 28.

Отечественный и зарубежный опыт профессионально-производственной адаптации инвалидов. М. ЦБНТИ Минтруда и социального развития РФ. 2001. Вып. 40. С. 4.

Инвалидность — это специфическая особенность развития и состояния личности, часто сопровождающаяся ограничениями жизнедеятельности в самых разнообразных её сферах. Но в настоящее время инвалидность уже не является проблемой некого определённого круга якобы «неполноценных людей» — это проблема всего социума в целом. И эта проблема определяется на уровне правовых, экономических, производственных, коммуникативных и психологических особенностей взаимодействия инвалидов с окружающей действительностью.

В России насчитывается около 16 млн. инвалидов, т.е. более 10 процентов жителей страны. Инвалидность, увы, это проблема не одного человека, а проблема всего общества в целом.

Сожалению, в России, окружающие чаще всего относятся к людям, имеющим инвалидность, с чисто медицинской точки зрения, с позиции «медицинской модели», и для них инвалидом считается тот человек, который ограничен в той или иной степени в возможности передвигаться, слышать, говорить, видеть, писать. Создается некая парадоксальная и нелепая, и очень обидная для инвалидов ситуация, при которой этот человек воспринимается как постоянно больной человек, как не соответствующий определенному стандарту, не позволяющему ему работать, учиться, вести обычный для «здорового» образ жизни. И, по сути, в нашем обществе культивируется и формируется мнение, что инвалид — обуза обществу, его иждивенец. Это «попахивает» мягко говоря «превентивной генетикой»

Вспомним, что с точки зрения «превентивной евгеники», после прихода в Германии фашистов в 1933 году к власти, стала осуществляться «Программа эвтаназии Т-4», которая в том числе предусматривала уничтожение инвалидов и больных более 5 лет, как нетрудоспособных.

Проблемы инвалидов в России

Проблемы для инвалидов и России, и даже на Западе, связаны в первую очередь с возникновением многочисленных социальных барьеров, не позволяющих инвалидам активно включиться в жизнь общества. Увы, данная ситуация — лишь следствие неверной социальной политики, ориентированной только на «здоровое» население и, в большинстве случаев, выражающей интересы именно этой категории общества. Сама структура производства, быта, культуры и досуга, а также и социальных услуг часто не приспособлена к нуждам инвалидов.

Вспомним хотя скандалы с авиакомпаниями, и не только в России, но и на Западе, которые отказывались пускать на рейс инвалидов с инвалидными колясками! А в Росси и общественный транспорт, и подъезды домов ещё не в полной мере оборудованы спецподъемниками и иными средствами.. А точнее — почти вообще не оборудованы..В Москве это еще встречается, да и то эти подъемники закрыт на некий ключ, как и в метро. А в небольших городах? А в домах без лифта? Инвалид, который не может передвигаться самостоятельно, ограничен в движении — вообще часто не может выйти из квартиры!

Получается, что инвалиды становятся особой социально-демографической группой с меньше возможностью передвижения (что, кстати, противоречит Конституции!), более низким уровнем дохода, меньшей возможностью получения образования и особенно, адаптации в производственной деятельности, и лишь небольшое число инвалидов имеет возможность полноценно работать и получать адекватную свою труду заработную плату.

Социальная и трудовая адаптация инвалидов

Важнейшим условием социальной и особенно трудовой адаптации является внедрение в общественное сознание идеи равных прав и возможностей для инвалидов. Именно нормальное взаимоотношение инвалидов и здоровых — мощнейший фактор адаптационного процесса.

Как показывает зарубежный и отечественный опыт, часто инвалиды даже имея определённые потенциальные возможности активно участвовать в жизни общества и тем более работать, не могут их реализовать.

Причина в том, что часть (и зачастую большая часть) нашего общества не хочет общаться с ними, а предприниматели опасаются принимать на работу инвалида в силу устоявшихся негативных стереотипов. И, в данном случае, даже меры по социальной адаптации инвалида не помогут до тех пор, пока не будут сломаны психологические стереотипы как со стороны «здоровых», так и, что немаловажно, работодателей.

Отметим, что сама идея социальной адаптации инвалидов «на словах» поддерживается большинством, существует масса законов, однако всё же существует сложность и неоднозначность отношения «здоровых» к инвалидам, особенно к инвалидам с явно выраженными «инвалидными признаками» — не имеющими возможности самостоятельно передвигаться (т.н. «колясочники»), слепые и плохо видящие, глухие и плохо слышащие, больные ДЦП, больные ВИЧ. В России инвалиды воспринимаются обществом как якобы отличающиеся в худшую сторону, как лишённые многих возможностей, что порождает с одной стороны их неприятие как полноценных членов социума, а с другой — сочувствие по отношению к ним.

И, что немаловажно, отмечается «неготовность» многих здоровых к тесному контакту с инвалидами на рабочем месте, а также развитие ситуаций, когда инвалид не может, не имеет возможности реализоваться наравне со всеми.

К сожалению, одним из главных показателей социально-психологической адаптации инвалидов является их отношение к собственной жизни — практически половина из них оценивают качество своей жизни как неудовлетворительное. Причём само понятие удовлетворённости или неудовлетворённость жизнью чаще всего сводится к плохому или нестабильному материальному положению инвалида, и чем ниже доходы инвалида, тем пессимистичнее его взгляды на своё существование и ниже его самооценка.

Но, отмечено, что у работающих инвалидов самооценка и «взгляды на жизнь» намного выше, чем у безработных. С одной стороны, это связано с лучшим материальным положением работающих инвалидов, их большей их социальной и производственной адаптацией, большей возможностью общения.

Но, как и все мы, инвалиды испытывают страх перед будущим, тревогу и неуверенность в завтрашнем дне, чувство напряжённости и дискомфорта, причем для них потеря работы — более сильный стрессовый фактор, чем для здорового человека. Малейшие изменения материального неблагополучия и малейшие затруднения на работе приводят к панике и сильнейшему стрессу.

Трудовое законодательство для инвалидов в России и в мире

В России существует практика трудоустройства инвалидов или как говорят «людей с ограниченными физическими возможностями» как на специализированные (например, для слепых и слабовидящих), так и на неспециализированные предприятия. Существует и законодательство, обязывающее крупные организации принимать к себе на работу инвалидов в соответствии с определенной квотой.

В 1995 году был принят закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». В соответствии с его 21-й статьей, организациям, численность работников которых составляет более 100 человек, устанавливается определенная квота для приема на работу инвалидов и работодатели обязаны, во-первых, выделять рабочие места для трудоустройства инвалидов, а во-вторых, создавать условия труда в соответствии с индивидуальной программой реабилитации. Квота считается выполненной, если на все выделенные рабочие места трудоустроены инвалиды в полном соответствии с трудовым законодательством РФ. При этом отказ работодателя в приеме на работу инвалида в пределах установленной квоты влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей (статья 5.42 КоАП РФ).

Предприятия и работодатели, использующие труд инвалидов обязаны создавать специальные рабочие места для их трудоустройства, т.е. рабочие места, требующие дополнительных мер по организации труда, включая адаптацию основного и вспомогательного оборудования, технического и организационного оснащения, обеспечение техническими приспособлениями с учетом индивидуальных возможностей инвалидов.

Тем не менее, большинство работодателей не проявляют энтузиазма при приёме на работу инвалидов, старясь оказывать им по самым различным причинам, и даже в случае приёма на работу, будут стараться «избавиться» от такого сотрудника как можно скорее. Главное, что их останавливает — это риск, связанный с возможностью выполнения работы на должном уровне человеком с ограниченными возможностями. И соответственно — «а не понесу ли я убытки?».

Вопрос, связанный с риском «а справится инвалид или нет с поставленной работай или задачей?» вообще можно поставить относительно любого работника, тем более, что инвалид, скорее всего, будет более старательно выполнять свои обязанности.

Конечно, у работодателя возникнут дополнительные сложности и даже расходы, связанные с предоставлением сокращенного рабочего дня, созданием особых условия труда, создания адаптированного для инвалида, рабочего места и т. д. Да и сама адаптация инвалида в трудовом коллективе более сложнее, чем для «нормального» человека, его либо «брезгливо обходят», либо «жалеют», а видя его старание в работе, не исключено, что человек с ограниченным возможностями может быстро «нажить себе врагов», а около него будут в полной мере создаваться и провоцироваться конфликтные ситуации и прямой моббинг. Но это уже дело администрации и руководителей коллектива, а также «штатных» психотерапевтов, «протирающих штаны и юбки» во многих крупных корпорациях.

Отметим, что во многих странах существует законы аналогичные закону «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». Например, в США в соответствии с законодательством предприятие, отказывающееся предоставить работу инвалиду, облагается значительным штрафом, а компании, принимающие инвалидов, имеют льготы по налогообложению. Тем не менее, в США отсутствует законодательство о квотировании рабочих мест для инвалидов, и каждое предприятие имеет возможность определить собственную политику в этом отношении.

Правительство Швеции стимулируют работодателей выплатой индивидуальных дотаций на каждого работающего инвалида, а биржи труда Германии выполняют профконсультационные и посреднические функции в трудоустройстве инвалидов.

В Канаде существует множество федеральных, региональных и локальных целевых программ по различным аспектам реабилитации инвалидов и специальные организации, оказывающие услуги по экспертизе трудоспособности, консультации, профориентации, реабилитации, информации, профподготовке и трудоустройству инвалидов.

Отметим, что «люди с ограниченными возможностями» в развитых странах работают не только швеями, библиотекарями, юристами и т. п. Можно встретить и слесарей-ремонтников большегрузных машин, передвигающихся на колясках, что для России пока просто нереально.

Рассмотрим вопрос о специальном рабочем месте для инвалидов. Например, Национальный Стандарт Российской Федерации ГОСТ Р 52874-2007 так определяет рабочее место для инвалидов по зрению (п. 3.3.1):

Это рабочее место, на котором осуществлены дополнительные меры по организации труда, включая адаптацию основного и вспомогательного оборудования, технического и организационное оснащения, дополнительное оснащение и обеспечение техническими средствами реабилитации с учетом индивидуальных возможностей инвалидов.

Кроме того, определяется состав оптимальных или достаточных технических средств и реабилитационных мероприятий для создания и сопровождения специального рабочего места для инвалидов в условиях расширения и изменения сферы применения их труда с использованием новых технических средств реабилитации и реабилитационных мероприятий (п. 3.1.2).

Создание специального рабочего места для инвалидов включает в себя подбор, приобретение, установку и адаптацию необходимого оборудования (дополнительных приспособлений, оснастки и технических средств реабилитации), а также проведение реабилитационных мероприятий по обеспечению эффективной занятости инвалидов с учетом их индивидуальных возможностей в условиях труда, соответствующих индивидуальной программе реабилитации инвалида к труду (п. 3.1.3.).

Так как Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24 ноября 1995 N 181-ФЗ, предусматривает «профессиональную реабилитацию инвалидов», которая состоит из профессиональной ориентации, профессионального образования, профессионально-производственной адаптации и трудоустройства, существует и Свод правил СП 35-104-2001 — «Здания и помещения с местами труда для инвалидов» разработанный по заказу Министерства труда и социального развития Российской Федерации. Здания и сооружения должны проектироваться с учетом доступности инвалидам и «маломобильныхм групп населения» (СП35-101-2001 «Проектирование зданий и сооружений с учетом доступности для маломобильных групп населения». Общие положения; СП35-102-2001 «Жилая среда с планировочными элементами, доступными инвалидам»; СП35-103-2001 «Общественные здания и сооружения, доступные маломобильным посетителям»).

А что же на самом деле?

Но, несмотря не принимаемые законы и социальные программы реабилитации, численность работающих инвалидов в России продолжает сокращаться и за последние три года уменьшилась почти на 10%, менее трети инвалидов трудоспособного возраста имеют работу, хотя на предприятиях многих отраслей промышленности, в различных учреждениях и организациях имеются профессии и специальности, соответствующие психофизиологическим особенностям инвалидов различных категорий.

Одним из основных направлений поддержки инвалидов является профессиональная реабилитация и адаптация на рабочем месте, которая является важнейшей составной частью государственной политики в области социальной защиты инвалидов и включающая следующие мероприятия: услуги и технические средства — профориентация (профинформирование; профконсультирование; профотбор; профподбор); психологическая поддержка профессионального самоопределения; обучение (переобучение) и повышение квалификации; содействие трудоустройству (на временные работы, на постоянное место работы, самозанятости или предпринимательству); квотирование и создание специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов.

Безусловно, что профессиональная реабилитация инвалидов с их последующим трудоустройством экономически выгодна для государства, так как средства, вложенные в реабилитацию инвалидов, будут возвращаться государству в виде налоговых поступлений, являющихся следствием трудоустройства инвалидов.

А вот в случае ограничения доступа инвалидов к занятиям профессиональной деятельностью, расходы на реабилитацию инвалидов лягут на плечи общества в еще большем размере.

Тем не менее, «законодательство в отношении инвалидов» не учитывает одного важнейшего факта — работодателю нужен всё же не инвалид, а работник» А полноценная трудовая реабилитация и адаптация и состоит в том, чтобы сделать из инвалида работника, для чего сначала надо обучить, адаптировать, а уж потом его трудоустраивать, а не наоборот! Около 60 % инвалидов готовы участвовать в трудовом процессе после получения соответствующих специальностей и трудовой адаптации, и, соответственно, получения достойной заработной платы.

Сама по себе адаптация инвалида на рабочем месте определяется как логическая адаптация к определённой, выполняемой им работе или рабочему месту, которая и позволяет квалифицированному человеку с инвалидностью выполнять свои обязанности на занимаемой должности. То есть адаптация инвалида подразумевает нахождение способа, при помощи которого становится возможным преодоление препятствий, созданных недоступной средой, это преодоление барьеров на рабочем месте, которое достигается путём целенаправленного подхода к решению данной проблемы.

Несмотря на наличие соответствующего законодательства в Российской Федерации, системы квот и реабилитационной инфраструктуры, низкий уровень работающих инвалидов говорит о том, что в России присутствуют определенные факторы, мешающие их трудоустройству и хотя политика поощрения трудоустройства инвалидов существует, тем не менее, психологические, физические и социальные барьеры часто препятствуют её осуществлению.

До сих пор в России существует множество барьеров на пути к трудоустройству инвалидов: отсутствует физический доступ к рабочему месту и соответствующее оборудование, инвалидам платят минимальную заработную плату, не ожидая, что они будут достойно работать, что вообщем-то неверно, практически отсутствует доступный транспорт, а среди работодателей сохраняется множество стереотипов по отношению к инвалидам. Да и сами инвалиды, как мы уже отмечали выше, до сих пор страдают от заниженной самооценки, не готовы самостоятельно выходить на рынок труда, а когда они начинают работать, то часто не справляются с работой из-за отсутствия поддержки и даже прямого моббинга.

В США и Великобритании, например, основными видами трудовой адаптации являются: гибкость подхода к управлению трудовыми ресурсами, повышение доступности помещений, реструктурирование обязанностей (включая рабочее время), заключение с инвалидами срочных контрактов, а также приобретение или модификация оборудования. Отметим, что в западноевропейских странах работают около 40 — 45% инвалидов, а в России в лучшем случае — только 10 %, многие на дому, практически нелегально и за крайне низкую заработною плату…

Хотя трудовая адаптация может быть уникальной в каждом конкретном случае, для большинства российских инвалидов главной необходимостью первоочередной адаптации на рабочем месте и в трудовом коллективе является расписание — например, гибкий график и регулярные перерывы, а также, в ряде случаев, снижение количества определённых действий.

Но наиболее серьезным барьером в России для возможности работы инвалида является потеря социальных льгот («надбавок») или даже самой пенсии по инвалидности. Отметим, что по существующему законодательству инвалиды в России имеют право на получение бесплатных лекарств, бесплатного проезда в городском транспорте и пригородных электричках, санаторно-курортного лечения, частичной оплаты услуг ЖКХ и т.д. И всего этого инвалид может лишиться, официально устроившись на работу! И часто именно это является основной причиной, по которой люди отказываются работать, тем более в том случае, если работа не сможет компенсировать потерю пенсии и всех льгот. Кроме того, инвалид, получающей надбавку к пенсии, вообще не имеет права где-либо подрабатывать, даже временно, «органы социальной защиты» тут же её снимут, да ещё и оштрафуют! Так имеет ли смысл инвалиду терять надбавку, утроившись на работу? Чаще всего нет, если заработная плата слишком низка и не компенсирует, или незначительно компенсирует эту надбавку.

Например, человек с заболеванием сердечно-сосудистой или эндокринной системы, чаще всего получивший инвалидность, уже имея колоссальный опыт научной или преподавательской деятельности вполне может выполнять обычную для него работу, но… «органы социальной защиты», призванные именно «защищать» инвалида, тем не менее, наоборот, лишают его возможности работать, или хотя подрабатывать на полставки или временно, например, по договору, в том же университет, вузе, НИИ или иной организации.

Ещё одним барьером к трудовой адаптации инвалида является физическое окружение, в котором живут люди, и которое мешает им посещать работу, около 30 % людей с инвалидностью в качестве серьёзной проблемы указывают отсутствие адекватного транспорта.

Существует понятие «барьеры физической среды», включающие в себя множество факторов: от недоступности транспорта до отсутствия гибкого графика и сокращения физического труда на рабочем месте. Понятно, что необходимость в гибком графике объясняется тем, что в течение дня инвалид сталкивается с множеством проблем вне работы или готовясь к ней, в частности добираясь на работу и с работы, да и на самой работе он может быть менее мобилен — даже обыкновенное посещение туалета занимает у «инвалида-колясочника» в несколько раз больше времени.

При приеме на работу человека с ограниченными возможностями, работодателям следует давать для выполнения определённые основные действия, необходимые на рабочем месте, и использовать творческие вспомогательные технологии. Например, инвалиды, не способные самостоятельно передвигаться, тем менее прекрасно могут выполнять работу, связанную с компьютерами.

Подумаем, а ведь это расточительство — поручать здоровому человеку работу, которая под силу инвалиду! А инвалиды ощущают свою трудовую изоляцию как полную ненужность обществу. Для них важно не просто существовать получая нищенскую пенсию, а полноценно жить и работать, необходимо быть востребованным обществом, иметь возможность самореализоваться!

В развитых странах один доллар, вложенный в решение проблем инвалидов, приносит 35 долларов прибыли!

Не сама инвалидность — беда человека, а испытания, которые переносит он в связи с тем, что окружающее общество ограничивает свободу выбора в трудоустройстве. Теоретически инвалид обладает всеми конституционными правами, а на практике подавляющее большинство из них не может получить образование, устроиться на работу, тем более достойно оплачиваемую.

И самое главное, самому обществу помощь в адаптации и нормальной работе инвалида даже важнее, чем для самого инвалида. Человек должен видеть, что если с ним что-то случится, он не будет выброшен на обочину жизни, и надо помнить, что как бы ни повернулась жизнь (а она, увы, не предсказуема), эта проблема может коснуться каждого.


В нашей стране насчитывается примерно шестнадцать миллионов инвалидов, что примерно равно десяти процентам от общего количества населения. Именно поэтому инвалидность - это проблема не отдельно взятого человека, а всего общества в целом.

Стоит отметить, что в России отношение к таким людям по сей день оставляет желать лучшего. В лучшем случае к ним относятся пренебрежительно, а в худшем и вовсе считают недостойными жить на одной земле с людьми, не имеющими ограничений в физическом плане.

Программа «Доступная среда»

Нельзя однозначно заявить, что сложившаяся ситуация не меняется. Постепенно граждане нашего государства становятся более толерантными и осознают, что отношение к МГН - это показатель цивилизованности общества в целом. Не последнюю роль в этом сыграла и федеральная программа, благодаря которой адаптация инвалидов происходит более стремительными темпами.

Ей подразумевается обустройство безбарьерных условий. Благодаря этому представители МГН получат возможность перемещаться по любому выбранному маршруту, в том числе на общественном транспорте. - это равные условия для всех в плане посещения социально значимых мест.

Главная цель программы - это изменения взглядов на проблему инвалидности в целом.

Минимальная адаптация

Приоритетной целью обустройства безбарьерности является минимальная адаптация для инвалидов, которая позволяет обустроить окружающее пространство таким образом, чтобы представители маломобильных групп населения могли свободно ориентироваться в пространстве и передвигаться, не прибегая к посторонней помощи или пользуясь ей по минимуму.

Именно о списке мероприятий при содействии которых осуществляется адаптация инвалидов, и пойдёт речь далее.






Визуальное информирование

Главное, что включает в себя адаптация для инвалидов - это визуальная информация, технические требования к элементам которой прописаны в ГОСТ 52131-2003.

К элементам, предающим данные визуальным способом в рамках, которые предусматривает адаптация инвалидов, относятся:

  • Жёлтые кругляшки на стёклах, оповещающие слабовидящих о наличии прозрачной преграды. Такие знаки оповещения размещаются на стеклянных дверях торговых точек, кафе, ресторанов и конечно же в транспорте. Такой цвет кругов выбран не случайно. Дело в том, что именно он различимым на гране слепоты.
  • Покраска первых и последних ступеней в желтый цвет или наклейка полос такого же цвета. Во всех помещениях, внесённых в общероссийский реестр имеется хотя-бы один вход которым способны пользоваться МГН, в том числе и страдающие болезнями глаз. Именно поэтому первую и последнюю ступени, расположенные в общедоступных входных узлах необходимо перекрашивать. Такое обозначение оповещает о начале и конце лестницы. Разумеется, адаптация инвалидов предусматривает нанесение разметки в помещении и на улице.
  • Монтаж антискользящих уголков с жёлтыми вставками. Подавляющему большинству людей на личном опыте знакомо выражение «упасть на ровном месте». Эта неприятность может случиться с каждым в особенности на мокром покрытии. Разумеется, эта проблема актуальна для страдающих болезнями глаз и опорно-двигательного аппарата. Особенно велик рис падения на обледеневшем покрытии. Чтобы избежать этого необходимо устанавливать на опасных участках антискользящий алюминиевый профиль или уголки, сделанные из схожего по характеристикам материала. Стоит отметить, что адаптация инвалидов также предусматривает проведение монтажных мероприятий. Вставки являются своеобразным сигнализатором, оповещающим об опасности.
  • , дублированных шрифтом Брайля. Ещё один неотъемлемый элемент безбарьерного окружающего пространства, который также требует адаптация для инвалидов - это информирующие изделия в виде тактильных табличек, пиктограмм и мнемосхем. Преимущество этих изделий, которые могут быть изготовлены нашими специалистами в индивидуальном порядке, заключается в том, что они способны передавать своё содержание как слабовидящим и полностью слепым, так и абсолютно здоровым гражданам. В наши дни набираю популярность тактильные таблички, дублирующие своё содержание в звуковом режиме.

Поставка тех. средств

В наши дни устройства для облегчения жизни МГН не является дефицитом. Его можно приобрести, а также заказать монтаж во многих компаниях, в том числе и в нашей организации. Адаптация для инвалидов предполагает монтаж следующих устройств:

  • Звонок для вызова помощника. Чаще всего его можно встретить в санузлах. Звонок размещается таким образом, чтобы человек мог воспользоваться им в любой, даже непредвиденной ситуации. Кнопка вызова устанавливается и в других помещениях. Ярким примером этому являются входные группы зданий и сооружений. Следует отметить, что звонок устанавливается совместно с тактильной табличкой, информирующей о его наличии в непосредственной близости.
  • Ещё одним элементом информирования людей с проблемами со слухом, который подразумевает адаптация инвалидов - это бегущая строка. Чаще всего её можно встретить в общественных заведениях с большой проходимостью, например, на вокзалах, в аэропортах, кинотеатрах, АЗС и так далее. Вывод на табло производиться с компьютера или карты памяти. Бегущая строка способна передавать любые данные, в том числе и касающуюся расположения адаптированных входов, туалетов и так далее. Бегущая строка также дублирует данные, касающееся учреждения, в котором она расположена. В настоящее время табло с бегущей строкой уже имеются в огромном количестве различных учреждений. Адаптация инвалидов посредствам своевременного информирования это верный шаг в сторону обустройства безбарьерности.
  • Индукционная система для слабослышащих необходима для преобразования звука, например, речи или аудио записи в электромагнитный сигнал, который принимает катушка слухового устройства. Его применение обусловлено тем, что слабослышащим членам общества, пользующимся слуховым прибором трудно воспринимать звуки, полученные акустическим способом в многолюдных местах, особенно при наличии каких-либо преград. Индукционная система позволяет усилить звук. Адаптация инвалидов предполагает её размещение в общественных учреждениях, например, школах, больницах, торговых центрах и прочих государственных и частных учреждениях.

Производство оборудования для людей с заболеваниями опорно-двигательного аппарата

В связи с активной реализацией остро встаёт вопрос об оснащении зданий и сооружений специальным оборудованием, предназначенным для обустройства безбарьерьерности для маломобильных групп населения. Адаптация для инвалидов подразумевает как минимум монтаж пандусов и опор. Разумеется, недостаточность финансирования и прочие сложности с которыми сталкиваются организации при обустройстве безбарьерности, например, невозможность проведения перепланировки, становятся преградой не позволяющей, чтобы адаптация инвалидов была проведена успешно.

Частично решить проблему помогут переносные (мобильные) аппарели. Именно о них и пойдёт речь далее.

Мобильные пандусы и аппарели

Мобильные аппарели эффективно решают задачу главными целями которой является адаптация инвалидов. Использование такого оборудования полностью исключает проблему барьеров. Их единственный недостаток заключается в необходимости сопровождения. Лицо с ограниченными возможностями не сможет самостоятельно приводить их в рабочее состояние.

В настоящее время существует несколько видов таких устройств. К самым востребованным из них можно отнести:

  • Телескопические аппарели, которые в нерабочем состоянии легко помещаются в багажнике автомобиля.
  • Пандусы для преодоления порогов. Конструктивно они представляет собой три плоскости, две из которых в рабочем состоянии расположены под наклоном, а третья горизонтально.

Адаптация инвалидов с применением таких устройств чаще всего временная мера, ведь до 2020 года в России будет полностью реализован федеральный проект, упомянутый выше и подавляющее большинство объектов будут иметь .

Опорные конструкции

В отличие от пандусов поручни могут быть установлены практически в любом помещении. Это обусловлено тем, что они не громоздки и компактны.

Они призваны выполнять опорные и навигационные функции. Ими способны воспользоваться как лица, страдающие заболеваниями опорно-двигательного аппарата, так и слабовидящие.

Адаптация инвалидов подразумевает использование различных видов опор. К самым распространённым из них можно отнести:

  • Стандартные, изготовленные из нержавеющей, стали или прочих материалов, обладающих схожими характеристиками.
  • Изогнутые, необходимые для опоры больных, страдающих болезнями, оказывающими влияние на работоспособности рук, например, артритом. Особая изогнутая конструкция позволяет перенаправить нагрузку с кистей рук на локтевой сустав и предплечье.
  • Откидные. Чаще всего они устанавливаются в сантехнических узлах не отличающихся большой площадью.

Адаптация инвалидов посредствам установки поручней предполагает предъявление к ним особых требований. К основным из них следует отнести:

  • Высокая эргономичность. Иными словами, они обязаны легко ложиться в руку.
  • Отсутствие частей, травмирующих руки. Таким образом все крепления размещаются таким образом, чтобы не мешать скольжению руки.
  • Способность выдерживать значительные нагрузки, ведь человек может опереться на опору перенеся на него часть массы тела.
  • Кроме того, устанавливая такие изделия на лестницах следует учитывать, что их начало и конец должны выступать за их пределы.

Инклюзивное образование

Разумеется, адаптация инвалидов зависит не только от установки технических средств, позволяющих обустроить доступность. Залог комфортного сосуществования лиц с ограниченными возможностями со здоровыми людьми это отсутствие пренебрежительного отношения и что важно нетерпимости. Именно поэтому адаптация инвалидов необходимо проводить с раннего детства.

Решить подобную задачу позволит инклюзивное образование. Оно подразумевает не только обучение детей с проблемами со здоровьем, но и проведение разъяснительных работ с их сверстниками, которые с раннего детства поймут, что лица с ограниченными возможностями такие же, как и мы все, только имеют определённые ограничения.

Подобная практика получила широкое распространение в странах Западной Европы и Соединённых Штатах Америки. К сожалению, в России инклюзивное образование переживает не самые лучшие времена. Главные проблемами интеграции заключаются в недостатке квалифицированных педагогов и слабой материальной базе. Подобные проблемы вполне решаемы, но для этого нужно определённое время. Например, решить проблему доступности учебных учреждений и их оснащение, готова помочь наша компания. Получить консультацию по этому вопросу можно связавшись с нашими специалистами. Следует отметить, что наши структурные подразделения имеются во всех регионах страны. Таким образом мы единственная общероссийская организация подобного типа.

Специалисты нашей фирмы готовы выполнить ряд работ, позволяющих адаптировать здания и прилегающую территорию для нужд МГН. К наиболее востребованным из них можно отнести производство технических средств, строительно-монтажные работы вплоть до частичной перепланировки, паспортизация и экспертиза доступности. Следует заметить, что экспертиза ОДИ также предполагает составление рекомендаций.

Будем рады видеть вас в числе наших клиентов.

Приобретение и совершенствование инвалидами профессиональных знаний, умений и навыков с учетом полученной или имеющейся у них специальности (профессии);

Приобретение, восстановление и развитие имеющихся у инвалидов трудовых способностей и закрепление их в процессе осуществления трудовой деятельности;

Повышение конкурентоспособности инвалидов на рынке труда;

Трудоустройство инвалидов в соответствии с полученной или имеющейся специальностью (профессией)».

Однако стоит заметить, что данные мероприятия в большей мере направлены на трудоустройство и трудовую занятость преимущественно инвалидов с физическими ограничениями либо легкими формами инвалидности (по слуху, зрению и т.д.), а не людей, например, с интеллектуальными, умственными и множественными нарушениями развития.

Срок адаптации инвалидов к трудовой деятельности может составлять от шести месяцев до одного года. Зачастую ввиду степени тяжести ограничения инвалида все это время уходит не на адаптацию инвалидов к трудовой деятельности как таковую, а на «адаптацию» к рабочему месту, коллективу, приобретение навыков взаимодействия с окружающими, на знакомство с производственными особенностями организации.

Финансирование мероприятий по адаптации инвалидов к трудовой деятельности за счет средств Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь осуществляется органами по труду, занятости и социальной защите в виде выделения нанимателям денежных средств на:

Приобретение оборудования;

Приобретение материалов;

Приобретение спецодежды;

Компенсацию затрат по оплате труда инвалидов.

Компенсация затрат по оплате труда инвалидов производится органами по труду, занятости и социальной защите нанимателям ежемесячно. Что накладывает определенные обязательства на нанимателя. Так, наниматели ежемесячно представляют в органы по труду, занятости и социальной защите справку о затратах по оплате труда инвалидов с указанием периода, за который начислена заработная плата. При этом в указанные затраты включаются начисленная заработная плата за выполненную работу и отработанное время, суммы обязательных страховых взносов в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь и страховых взносов по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Орган по труду, занятости и социальной защите в пятидневный срок со дня получения такой справки предоставляет в территориальные органы государственного казначейства платежные документы для перечисления денежных средств на компенсацию затрат по оплате труда инвалидов на текущий (расчетный) счет нанимателя.

Для осуществления адаптации инвалидов к трудовой деятельности обязательным является наличие у них специальности (профессии) (кроме видов деятельности, не требующих профессиональной подготовки) в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида (далее - ИПР), сформированной медико-реабилитационной экспертной комиссией (далее - МРЭК).

В соответствии с п. 17 постановления Совета Министров Республики Беларусь «Об утверждении Положения о медико-реабилитационных эксперных комиссиях» от 16 октября 2007 г. N 1341 специализированные, межрайонные (районные, городские) комиссии «осуществляют медико-социальную экспертизу, в том числе устанавливают факт наличия инвалидности, группу (степень утраты здоровья у детей), причину, дату наступления и срок инвалидности, выносят трудовые рекомендации». То есть именно специалистами МРЭКа выносится медицинское заключение (о допуске к работе по определенной специальности), на котором базируется ИПР. Что касается людей с интеллектуальными, умственными и множественными нарушениями развития, они такого заключения, как правило, не получают и соответственно не признаются безработными.

ИПР является одним из тех документов, которые инвалид при заключении трудового договора обязан предъявить нанимателю (статья 26 Трудового кодекса Республики Беларусь). Прием на работу инвалида без данного документа не допускается. ИПР инвалида определяет комплекс реабилитационных мероприятий, конкретные виды и сроки проведения реабилитации инвалида, а также ответственных за ее проведение исполнителей, и состоит из трех разделов (программ):

Медицинской реабилитации;

Профессиональной и трудовой реабилитации;

Социальной реабилитации.

ИПР определяет виды деятельности, которыми инвалиду противопоказано заниматься, а также рекомендации по его социально-трудовой реабилитации. Как правило, именно здоровье инвалида принимается во внимание в первую очередь. Зачастую инвалидам могут быть рекомендованы те виды деятельности, по которым недостаточно вакансий в регионах их жительства, т.е. не учитывается конъюнктура рынка.

Далеко не все инвалиды, желающие трудоустроиться, обращаются в службу занятости. Происходит это по разным причинам. Так, например, предлагаемые вакансии не всегда требуют того уровня квалификации, который имеется у инвалидов с соответствующим образованием, рассчитывающим получить достойное вознаграждение за свою работу. Одной из причин является также и то, что люди с I или II группой инвалидности на практике не могут встать на учет в службе занятости, так как у них слишком велика степень утраты трудоспособности. Либо же инвалиду не подходит любая работа, т.к. требуется приспособление рабочего места к их индивидуальным потребностям.

Адаптация инвалидов к трудовой деятельности может осуществляться по направлениям органов по труду, занятости и социальной защите на договорной основе, как у индивидуальных предпринимателей, так и в организациях любых организационно-правовых форм.

Для организации процесса адаптации наниматель должен подать в органы по труду, занятости и социальной защите по месту создания рабочего места:

Заявление с указанием перечня специальностей (профессий), по которым возможна организация адаптации инвалидов к трудовой деятельности, количества и перечня вакантных рабочих мест, а также потребности в создании новых рабочих мест и возможностей дальнейшего трудоустройства инвалидов;

Расчеты финансовых затрат на организацию адаптации инвалидов к трудовой деятельности (приобретение оборудования, материалов, спецодежды, оплата труда инвалидов).

Управление (отдел) по труду, занятости и социальной защите городских (районных) исполнительных комитетов готовит и направляет в комитет по труду, занятости и социальной защите облисполкома (далее - комитет) заключение о целесообразности организации адаптации инвалидов к трудовой деятельности с приложением документов в течение трех дней со дня поступления заявления. Комитет в свою очередь рассматривает представленные документы и принимает решение о целесообразности организации адаптации инвалидов к трудовой деятельности у данного нанимателя в течение семи рабочих дней со дня их поступления, о чем письменно информирует орган по труду, занятости и социальной защите, который информирует нанимателя. Таким образом, формируются перечень нанимателей, готовых к организации адаптации инвалидов к трудовой деятельности по конкретным специальностям (профессиям).

Инвалиду же в свою очередь для получения направления на прохождение адаптации к трудовой деятельности необходимо обращаться в орган по труду, занятости и социальной защите по месту регистрации его в качестве безработного.

Орган по труду, занятости и социальной защите, основываясь на ИПР и учитывая перечень нанимателей, готовых к организации адаптации инвалидов к трудовой деятельности по конкретным специальностям (профессиям), с учетом имеющейся у инвалида специальности (профессии) принимает соответствующее решение и выдает направление инвалиду к нанимателю на адаптацию к трудовой деятельности. В случае отказа в выдаче инвалиду направления на адаптацию к трудовой деятельности он имеет право ознакомиться с причинами отказа, указанными в письменном уведомлении от органа по труду, занятости и социальной защите.

После направления инвалида на адаптацию к трудовой деятельности орган по труду, занятости и социальной защите заключает с нанимателем договор об организации адаптации инвалида к трудовой деятельности.

Наниматель также заключает срочный трудовой договор на адаптацию к трудовой деятельности с инвалидом, направленным органом по труду, занятости и социальной защите, на срок, определенный договором об организации адаптации инвалида к трудовой деятельности. Наниматель обязан в пятидневный срок со дня издания приказа о приеме инвалида на работу предоставить органу по труду, занятости и социальной защите копию соответствующего приказа. Инвалид снимается с учета безработных с даты его трудоустройства.

Что касается «плана адаптации», то здесь отсутствует единая система, касающаяся его содержания. Иногда в разных регионах нашей страны центры занятости требуют от нанимателей предоставления отличающихся по своему содержанию планов адаптации.

К моменту окончания прохождения адаптации к трудовой деятельности инвалид по решению нанимателя может быть принят на постоянную работу либо уволен. О своем решении уволить либо продолжить трудовые отношения с инвалидом наниматель в течение трех рабочих дней обязан представить в орган по труду, занятости и социальной защите копию приказа об увольнении инвалида или о его приеме на работу.

Инвалид, с которым наниматель после окончания прохождения адаптации к трудовой деятельности не заключил трудовой договор или с которым срочный трудовой договор был расторгнут досрочно, может быть снова зарегистрирован в качестве безработного в установленном законодательством порядке.

В заключении хотелось бы отметить также то, что в случае не продления трудовых отношений с инвалидом по окончании адаптации к трудовой деятельности, инвалид вправе рассчитывать только на себя и свою семью. Таким образом, механизм осуществления адаптации инвалида к трудовой деятельности не ориентирован на «качество» адаптации, т.к. отсутствует дальнейшее сопровождение инвалида, «адаптация» не доведена до своего логического конца, она прерывается.

На мой взгляд, успешность адаптации инвалида к трудовой деятельности складывается из совокупности мер, положительно влияющих на неё. Для достижения желаемых результатов (т.е. выполнение в итоге сотрудником требований, предъявляемых к его должности) в процессе адаптации инвалида к трудовой деятельности, необходимы персональный подход к продолжительности адаптации инвалида с целью:

Включения инвалида в межличностные отношения с коллегами;

Знакомства с персоналом, корпоративными правилами поведения;

Практического знакомства работника со своими обязанностями и требованиями;

Завершение процесса адаптации характеризуется постепенным преодолением производственных и межличностных проблем и переходом к стабильной работе.

Ольга Трипутень, ППУ «Офис по правам людей с инвалидностью»