Стив Джобс и Томас Эдисон задавали себе правильные вопросы, Родион Раскольников - неправильные, Гамлет - спорные. Они находили на них ответы и , совершали определенные действия. К чему мы это? Вопросы, которые мы себе задаем и ответы, которые на них даем, очень многое определяют в нашей жизни.

Поэтому важно задавать себе правильные вопросы. Ответы будут своеобразным путеводителем по жизни.

Вопросы для саморазвития

Раз вы читаете наш блог, значит саморазвитие для вас - не пустой звук. А оно невозможно без саморефлексии, то есть процесса . Один из способов для этого - задавать себе правильные вопросы.

Что для меня по-настоящему важно?

Этот вопрос помогает раскрыть ваши цели и ценности. Особенно важно спрашивать себя об этом, когда вы оказались на распутье, не знаете куда двигаться и на что выделять свое время. Пригодится он и когда нужно переосмыслить свое поведение и кардинально изменить жизнь.

Что еще это может означать?

Развитый человек - это тот, кто проявляет недюжинное любопытство во всем, что его окружает. Каждая ситуация, событие и информация представляет для него интерес.

Этот вопрос развивает творческое, критическое и . Хватит смотреть на свою жизнь при помощи розовых или черно-белых очков. Надевайте разные линзы.

Что или кто мне может помочь?

Нет ничего страшного, что вы хотите найти людей, которые помогут. В каком-то смысле все люди либо помогают, либо мешают друг другу. Клиенты, коллеги, руководители, друзья - все как-то взаимодействуют между собой.

Также важно находиться в постоянном поиске ресурсов. Это могут быть книги, сайты, советы для саморазвития, методы и стратегии. Наш сайт предоставляет множество возможностей для этого, здесь каждый найдет то, что ему по душе.

Кому я могу помочь?

Это вопрос, который большинство из нас игнорирует. Мы так зациклены на себе и своих проблемах, что совершенно забываем не то что о знакомых, а даже о близких. А если и пытаемся помочь, то воспринимаем себя как благодетелей.

В этом мире мало быть умным и развитым человеком, необходимо быть еще и полезным. Весь бизнес построен на помощи, а алчные компании выдавливаются из большой игры под общественным давлением. Руководители Википедии могут с полным правом просить пожертвования (которые и получают), потому что организовали свой бизнес с искренним желанием служить.

Даже если у вас сейчас нет прямого ответа, все же не забывайте задавать этот вопрос хотя бы иногда.

Как часто меня подводит интуиция и почему?

Интуиция - это очень неоднозначная штука. Кто-то говорит, что ее не существует, потому что она отдает эзотерикой, ученые же хотят ее доказать при помощи опытов, но пока что не достигли больших успехов. Это рождает множество споров.

И все же интуиция наверняка существует. Можно ли ее развить? Безусловно. Многие великие люди говорили и писали о том, что принимали решения, исходя из шестого чувства. Но они настаивают, что для этого нужно развиваться, много читать и познавать себя и мир вокруг.

Вспомните несколько случаев, когда вы слушались интуиции. Она была права или нет? Почему?

Если бы мне хватало денег, чем бы я занимался?

Мы склонны во многом винить нехватку денег. Дескать, вот если бы я выиграл миллион долларов, вот тогда бы…. Тогда бы что? Вы правда думали об этом или обходились стандартными «Купил бы дом и машину, а остальное положил бы в банк»? Вы должны понимать, что это ответ совершенно не на этот вопрос.

Чем бы вы занимались? Не на что тратили бы деньги, а какой род деятельности выбрали бы. И это не такой бессмысленный вопрос, как может показаться. Он покажет, что для вас действительно важно.

За что я благодарен?

Попытайтесь подавить зевоту, читая этот абзац. Мы знаем, что набили оскомину данным вопросом, но от этого он не станет менее важным.

Это один из самых могущественных вопросов, который к тому же желательно задавать себе каждый день по несколько раз. Причем знаете что? Попытайтесь каждый раз отвечать что-то другое. Можете даже иметь в виду что-то одно, но выражайте благодарность разными словами.

Если вы не знаете, за что благодарны, то можете быть уверены: вы не сможете себя почувствовать по-настоящему счастливыми, а также двигаться дальше в своем саморазвитии.

Что бы сделал Аристотель/Коперник/Эйнштейн?

Или кто-то совершенно другой. Важно просто включить фантазию и научиться смотреть на ситуацию под разными углами.

Какой урок я могу из этого извлечь?

Привычка задавать этот вопрос отличает очень успешных людей от простых смертных. Первые спрашивают себя об этом по несколько десятков раз в день, вторые же боятся его как огня.

Успешные развитые люди считают любую неудачу обратной связью. Они знают, что смогут узнать больше, если из совершенных ошибок извлекать выводы.

Задайте себе этот вопрос прямо сейчас, вспомнив последнюю неудачу: «Чему я могу научиться из этого события?».

Что нужно сделать, чтобы сломать эту привычку?

Мозг любит привычки. Неудачники склонны накапливать множество вредных моделей поведения и не бороться с ними, поскольку это сложно. Но успешные и развитые люди всегда обращают внимание на то, что , портит настроение, фигуру и отношения с окружающими.

Даже сам этот вопрос выводит вас из состояния автопилота. И когда вы становитесь сознательным, то шансы победить врага многократно повышаются.

Что я могу сделать из того, что меня пугает?

Конечно, речь идет о чем-то позитивном, таком, что переводит вас на новый уровень. Например, публичное выступление или марафон. Все это вызывает дискомфорт. Но если вы будете задавать себе этот вопрос и хотя бы иногда выходить из зоны комфорта, то станете намного более развитой личностью, чем сейчас.

Как должен выглядеть мой идеальный день?

Без этого вопроса вы можете испытывать стресс, потому что всегда будет ощущение, что чего-то не хватает.

Если вы никогда не думали о том, как выглядит идеальный день, то подумайте. Чего в нем больше - работы, хобби или отдыха? Может это чтение книги или путешествие? Это скажет о вас очень многое.

Утренние вопросы

Их следует использовать для мотивации, составления плана на день, поднятия боевого духа, пробуждения мозга и многого другого.

Выделите 5-10 минут на то, чтобы ответить на вопросы, которые мы представим чуть ниже. Постарайтесь давать яркие, живые ответы.

  • Что я буду делать сегодня?
  • Кем я хочу быть или стать сегодня?
  • Чего я хочу?
  • Какие мысли будут преобладать в моей голове?
  • Как я намерен себя чувствовать?
  • Как я могу быть полезен другим людям?

Вечерние вопросы

Вечерние вопросы следует использовать для саморефлексии, благодарности и переосмысления прожитого опыта.

Цель таких вопросов - провести психологическую трансформацию, которая поможет подготовиться к следующему дню и стать лучше, чем сегодня:

  • Вырос ли я как личность сегодня?
  • Был ли я полезен людям?
  • Что я сделал, что приблизило меня к достижению моих целей и задач?
  • Каким неправильным шаблонам поведения я следовал сегодня? Как это можно исправить?
  • На какие вопросы о себе мне следует искать ответы?
  • Как я могу заново изобрести себя?

Вопросы для критического мышления

Ниже описан один из методов , который поможет вам наиболее эффективно решать проблемы - как повседневные, так и рабочие или комплексные. Мы рассортируем вопросы на разные группы.

Знания

Речь идет о ваших знаниях. Важно вспомнить, как они помогали в прошлом решать сложные проблемы. Начните со следующих вопросов:

  • Что из прошлого опыта будет полезно сейчас?
  • Насколько правильно применять знания о прошлом опыте в новой ситуации?
  • Почему эта тактика работала в прошлом?
  • Кто или что мне помогали в прошлом? Могу ли я использовать это сейчас?

Понимание

Ваша цель - продемонстрировать свое понимание текущей проблемы или затруднительного положения.

Вы должны собрать подробные объективные сведения о событиях и обстоятельствах, которые существуют в реальности. Это лучше всего достигается путем организации, сравнения, перевода и интерпретации вашего затруднительного положения с разных точек зрения.

С этих вопросов можно начать:

  • Что происходит на самом деле?
  • Как я могу рассмотреть эту проблему с разных точек зрения?
  • Как эта проблема сочетается с моим прошлым опытом?

Применение

Здесь ваша цель - взглянуть на гипотетические решения проблемы. Это достигается благодаря применению приобретенных знаний и использованию полученной информации по предыдущим двум шагам.

Речь идет не о поиске единственно верного решения, а о том, чтобы рассмотреть потенциальные и наиболее вероятные из них:

  • Что, если…?
  • Как мне лучше всего использовать…?
  • Какие примеры, техники и объекты я могу использовать?
  • Какой подход можно попробовать?
  • Что будет, если я сделаю…?

Анализ

Это тот момент, когда критический мыслитель (то есть вы) анализирует всю собранную информацию с помощью сравнения, упорядочения и интенсивного опроса:

  • Как это связано с…?
  • Какая связь между…?
  • Какие различия есть между…?
  • Каковы возможные причины, которые вызвали эту проблему в первую очередь?
  • Какие выводы можно сделать из этого?
  • Какие доказательства я могу найти в подтверждение своих выводов?
  • Какие новые возможности есть?

Синтез

Именно здесь критический мыслитель начинает поиск шаблонов и связей между частями информации, которая помогает ему получить новые идеи и ответы, которые раньше, возможно, не были очевидны:

  • Какие изменения я могу сделать для эффективного решения этой проблемы?
  • Как я могу улучшить…?
  • Что произойдет, если…?
  • Что можно сделать для того, чтобы снизить ущерб от этой проблемы?
  • Какое наилучшее возможное решение этой проблемы?

Вопросы для решения проблем

Несомненно, что стратегическое и целенаправленное использование вопросов может привести к большим успехам. На самом деле вопросы - это, по сути, интеллектуальные плоды наших мыслей, которые помогают преодолевать проблемы и трудности жизни.

Вопрос часто не является творческим по своей природе, он скорее используется как катализатор, который помогает стимулировать творческую мысль: он усиливает наши способности преодолевать проблемы и неудачи, которые противостоят нашим повседневным реалиям.

Мы рассмотрим несколько тактик, при помощи которых можно научиться задавать правильные и полезные вопросы.

Круглосуточные вопросы

Когда вы занимаетесь своими повседневными делами, важно, чтобы ваш ум был заточенным, настороженным и сосредоточенным на решениях, которые потенциально помогут преодолеть проблемы и ловушки, которые расставляет жизнь.

Есть буквально десятки вопросов, которые можно использовать. Тем не менее, вот два очень эффективных, которые особенно полезны:

  • Что в этом есть хорошего?

Независимо от того, насколько серьезны или ужасны обстоятельства на первый взгляд, этот вопрос фокусирует внимание на позитивных результатах.

  • Как я могу использовать это для своей пользы?

Этот вопрос фокусирует внимание на возможных решениях, расширяя ваше понимание потенциальных возможностей, которые могут скрываться. Вы эффективно проводите мозговой штурм, чтобы превратить лимоны в лимонад.

Вопросы для преодоления препятствий

Если вам нужно немного дополнительной помощи, чтобы преодолеть препятствия, то используйте следующие четыре типа вопросов.

Вопросы о возможности: «Что, если я смогу заставить это работать?». Этот вопрос повышает уверенность и расширяет мировоззрение, внимание и понимание потенциальных решений, которые могли бы помочь преодолеть эту проблему.

Вопросы о необходимости: «Что мне нужно сделать, чтобы это произошло?». Этот вопрос стимулирует воображение и способность решать проблемы, помогая придумать возможные решения, чтобы выбраться из затруднительного положения.

Вопросы для снижения сопротивления: «Что я решил сделать?». Мы неохотно предпринимаем шаги, если думаем, что обязаны что-либо делать. Но если считаем, что это наш выбор, то мотивации становится намного больше.

Вопросы о несовпадении: «Что, если это не сработает?». Цель этого вопроса двойная. Во-первых, он помогает подготовиться к возможным вызовам и неудачам. Во-вторых, помогает сделать мышление гибче.

Вопросы о вопросах

Не все вопросы одинаково полезны, многие даже вредны (отдельно мы поговорим об этом дальше). Поэтому важно отличать первые от вторых. Как? Задавая вопросы, конечно же:

  • Я задаю правильные вопросы?
  • Какой самый полезный вопрос я могу задать себе, чтобы решить эту проблему?
  • Какой самый полезный вопрос я могу задать, чтобы разблокировать свою интуицию, творческое мышление, что позволит получить новые идеи, решения и возможности?

Какие вопросы не следует себе задавать

Если, прочитав эту статью, вы решите придумать свои личные вопросы, то нужно, прежде всего, избегать неправильных. Что мы под ними имеем в виду?

Это вопросы «Почему?» (как вариант «Зачем?»). Не каждый, но многие из тех, при помощи которых человек пытается найти виновного, пожалеть себя. Они приводят к бесконечной скорби и нищете, которые погружают разум в состояние хаоса. Они парализуют дух и приводят к мышлению жертвы.

Вот некоторые примеры вопросов, которые вы должны избегать любой ценой:

  • Почему все против меня?
  • Почему у меня нет удачи?
  • Зачем пытаться?
  • Почему это всегда происходит со мной?
  • Почему я всегда делаю глупые вещи?

Это вопросы, на которые нельзя искать ответы. Например, спросив себя «Почему я всегда делаю глупые вещи?», вы выясните, в чем дело? Вряд ли. Вы, скорее всего, решите, что так уж устроены, что вам не привили правильного мышления в детстве, или что такова ваша судьба. Любой из этих ответов никуда вас не приведет и ничего не изменит. Они нацелены единственно на то, чтобы обвинить кого-то или что-то: жизненные обстоятельства, других людей, себя, природные силы и многое другое.

Какие вопросы следует себе задавать в первую очередь

Давайте теперь посмотрим, какие вопросы нужно задавать в противовес тем, что мы привели только что. Их называют усиленными, потому что после них человек начинает искать ответы и развивает свои лучшие, а не худшие, качества.

Вопросы «Как»

Вот некоторые примеры вопросов, которые вы можете использовать, чтобы преодолеть препятствия, стоящие на пути:

  • Как я могу сделать это умнее?
  • Как я могу сделать это лучше?
  • Как я могу успешно преодолеть это?
  • Как я могу воспользоваться нестандартным мышлением в этой ситуации?

Вопросы «Что»

  • Что я могу сделать?
  • Что за скрытая возможность передо мной, которую я не вижу?
  • Что хорошего в этой ситуации?
  • Что из этого может сделать меня сильнее?

Как мы видим, не все вопросы являются полезными. Некоторые заводят в тупик, приходят к мышлению жертвы и заставляют жалеть себя. Поэтому основная часть нашей статьи была посвящена правильным вопросам. То есть таковым, которые провоцируют мозг работать и испытывать приятные эмоции, задумываться и порой даже оказываться в тупиках. Но в последнем случае печалиться не стоит: рано или поздно ответ будет найден.

Желаем вам удачи!

Себе?
Чтобы лучше себя понять, нужно уметь задавать правильные вопросы. 30 провокационных вопросов Стивена Эйтчисона могут послужить примером такого внутреннего диалога.

А какие вопросы правильные? Наверное, те, которые помогают увидеть себя со стороны, глазами стороннего наблюдателя.

Если у Вас в жизни все складывается замечательно, Вы можете быстренько пробежаться по 30-и вопросам С. Эйтчисона (а то и вовсе не читать их) и с радостной улыбкой идти по жизни дальше. А если что-то в Вашей жизни проходит не так, как хотелось бы?

Нередко человек оказывается в тупиковой ситуации:

Нет продвижения вперед;

— нет ожидаемых результатов;

— нет перспективы;

— тебе кажется, что нет никаких возможностей сдвинуться с «мертвой точки.» Это может относиться к любой сфере деятельности: отношений, работы, здоровья, карьеры, друзей.

Кто-то называет это состояние «крысиными бегами», кто-то – «привычной зоной комфорта.» Возможно, это связано с депрессией или с упадком сил. Как быть в такой ситуации?

Остановиться и спокойно проанализировать то, что же с Вами происходит.

В последнее время многие стали обращаться за помощью к профессионалам: психологам или к личным коучам. Они помогают разобраться в себе и в существующих проблемах.

А что делает психолог или коуч?

Задает правильные вопросы. При этом ни в коем случае профессионал не ответит за Вас. Он лишь подведет Вас к правильному вопросу.

Если же Вы хотите самостоятельно разобраться в Вашей конкретной тупиковой ситуации, перечитайте список 30 провокационных вопросов Стивена Эйтчисона. Если честно и правдиво ответите на них, то, вероятнее всего, найдете подсказки: куда двигаться дальше.

30 провокационных вопросов Стивена Эйтчисона.

1. Что я могу сделать сегодня для того, чтобы достигнуть поставленных целей?

2. В какое время работается продуктивнее всего?

3. Что я могу сделать сегодня, чтобы побаловать себя?

4. За какие 5 вещей я могу быть благодарен в своей жизни?

5. Что я могу сделать сегодня, чтобы изменить чью-то жизнь?

6. Какая черта моего характера является лучшей?

7. Чем я действительно хочу заниматься в жизни?

8. Действительно ли я хочу, чтобы эти люди (перечислить) присутствовали в моей жизни?

9. Что я могу сделать для того, чтобы откладывать каждый день небольшую сумму?

10. Как много я смотрю телевизор на протяжении дня?

11. Действительно ли мне нужны все эти вещи?

12. Когда я в последний раз читал хорошую книгу?

13. Когда в последний раз я говорил «Нет»?

14. Действительно ли имеет значение то, что обо мне думают другие люди?

15. Чего я хочу достигнуть в этом году?

16. Какая следующая «великая цель», которой я хочу достигнуть?

17. Что я могу сделать для того, чтобы почувствовать себя счастливым?

18. Когда в последний раз я нарушал границы зоны моего комфорта?

19. Каковы мои жизненные ценности?

20. Какие шаги я должен предпринять сегодня для того, чтобы продвинуться навстречу задуманному?

21. Как должен выглядеть мой идеальный день: начиная с момента пробуждения и до момента отхода ко сну?

22. Какие хорошие привычки я бы хотел привить себе?

23. Как мне избавиться от плохих привычек?

24. Кто меня больше всего вдохновляет?

25. Какие качества присущи людям, которыми я восхищаюсь?

26. Мои мечты так и останутся просто мечтами, или я могу сделать их реальными?

27. Что было бы, если бы я отпустил _______________?

28. Что мне действительно нравится в моей работе?

29. Что бы я сделал по-другому, если бы у меня была возможность ещё раз прожить этот момент?

30. Что я сделаю после того, как прочту эти вопросы?

Прочитав этот список, напрашивается вывод: чем чаще мы будем делать ревизию своим эмоциям, чувствам, привычкам, мыслям, тем проще, легче и интереснее будем жить.

Часто правильный вопрос, заданный себе, заставляет лучше и быстрее двигаться в нужном направлении. Отвечая на него, у тебя появляется видение новых возможностей, ты начинаешь ощущать прилив сил и энергии.

Для меня 30 провокационных вопросов Стивена Эйтчисона стали примером того, как правильно задавать вопросы себе и толком к очередному осознанию: как и куда двигаться дальше. Особенно с 25-го по 30-й.

Как правильно задавать вопросы себе?

Существует ли у Вас проблема с этим?

Насколько правильно и вовремя заданные вопросы помогают Вам по жизни?

codbanner(6);codbanner(7);codbanner(8);codbanner(9);codbanner(10);

Качество ответа зависит не только от того, кому мы задаём вопрос, но и от того, как мы его задаём. Неверно задав вопрос, вы почти гарантированно получите неверный ответ. Правильные вопросы существенно увеличивают шансы на , консультацию, полезную информацию. Попробуем разобраться, что для этого нужно делать.

5 ошибок спрашивающего

1. Задать вопрос, в котором уже содержится ответ

Очень часто у спрашивающего есть какой-то свой вариант ответа, и он хочет проверить его. В этом случае важно, чтобы вопрос не содержал указаний на «правильный» ответ. Примеры таких вопросов: «Нам ведь нужно взяться за этот заказ?», «Я думаю, что выдержит, ты тоже так считаешь?», «Ты ведь согласен, что сработает?» и так далее. Когда вопрос обращён от начальника к подчинённому, вероятность получить желательный ответ возрастает многократно. Если вы действительно хотите знать мнение собеседника, а не просто решили разделить с ним , не давайте понять, что ждёте только его одобрения.

2. Задать закрытый вопрос

Закрытыми называют вопросы, предполагающие ограниченное число вариантов ответа. Как правило, два или три. Самый известный пример - шекспировское «быть или не быть». Если вы не Шекспир, не стоит загонять отвечающего в рамки. Вполне возможно, что за пределами существует ещё множество возможностей. Простой пример: начальство нагружает вас дополнительной работой. «Согласиться или отказаться?» - спрашиваете вы у друга, упуская тем самым вариант «Согласиться, но за прибавку к зарплате».

3. Сделать вид, что поняли ответ, хотя это не так

Не все ответы одинаково понятны. Непонятный ответ бесполезен. Если вы не уверены, что поняли собеседника, не стоит скрывать этот факт. Часто руководители боятся просить разъяснений, так как это якобы демонстрирует их некомпетентность. Между тем бывший генеральный директор General Electric Джек Уэлч (Jack Welch) в книге Winning утверждает, что именно руководители должны задавать вопросы чаще других и их вопросы должны быть лучшими.

4. Давить на отвечающего

«Какого чёрта у тебя там творится с проектом?» «Ты вообще собираешься работать?», «Что за ерунду ты мне показываешь?» - во всех этих случаях спрашивающий получит в ответ только . Если ваша цель - заставить сотрудника признать вину, то вы всё делаете правильно. Если же стоит цель разобраться в проблеме, то давление на отвечающего только повредит. Бизнес-консультант Майкл Маркуардт (Michael Marquardt) пишет, что, защищаясь, человек склонен рассматривать себя как часть возникшей проблемы, а не как источник возможных решений.

wittaya2499/Depositphotos.com

5. Задать целую серию вопросов

Этот способ настолько хорош, что его используют намеренно, когда не хотят услышать ответ. Просто задайте собеседнику множество вопросов подряд, желательно перебивая его. И всё. Его , и ни на один из вопросов ответа вы не получите.

Умение задавать правильные вопросы избавляет от необходимости знать все ответы.

Дональд Питерсон (Donald Peterson), генеральный директор Ford (1985–1989)

5 хороших идей для правильных вопросов

1. Подготовьтесь

Если вам предстоит разговор, где вы будете задавать важные вопросы, имеет смысл подготовиться заранее: определить суть проблемы и цель беседы, набросать список вопросов.

2. Формулируйте вопрос в одном предложении

Бизнес-консультант Джефф Хаден (Jeff Haden) предлагает использовать этот приём, чтобы избавиться от «подсказок» в вопросах. К тому же короткие вопросы, как правило, более понятны. Пытаясь уложиться в одно предложение, вы сами лучше поймёте суть проблемы.

3. Сформулируйте несколько вариантов вопроса

В процессе подготовки целесообразно подобрать несколько вариантов одного и того же вопроса. Это позволит взглянуть на проблему с разных сторон. Полезным бывает задать один и тот же применительно к разным временным промежуткам. Например, не «Что можно сделать для увеличения продаж?», а «Что можно сделать для увеличения продаж в ближайший месяц?».


eteimaging/Depositphotos.com

4. Начинайте вопросы со слова «почему»

Такие вопросы направлены на выявление причины. «Почему» очень хорошо смягчает директивные вопросы. Например, вместо «Ты до сих пор не сдал проект. Что происходит?» лучше спросить «Почему не получается сдать проект вовремя?». Есть даже специальная техника выявления скрытых причин - .

5. Задавайте уточняющие вопросы

Среди важных вопросов мало таких, что предполагают короткий, ясный и единственный ответ. Намного чаще мы сталкиваемся с проблемами, у которых есть много вариантов решения, а последствия сложно оценить. Несколько последовательно заданных вопросов, каждый из которых развивает и уточняет предыдущий, позволяют получить более глубокие и полезные ответы. Если вопрос становится поводом к диалогу, дискуссии, обсуждению, это хороший вопрос.

Для большинства людей задавать вопросы так же естественно, как ходить или есть. Они не задумываются, хорошо или плохо это у них получается. Но если от правильного ответа зависит , имеет смысл поработать над качеством вопросов. А вы используете какие-то специальные приёмы, чтобы задавать хорошие вопросы?

Пренебрегать вопросами, не задавать их в свое время - значит открывать путь догадкам и всевозможным умозрительным построениям, создавать впечатление о других, приписывая им те или иные качества, достоинства и недостатки. Отказываясь или не умея при помощи вопросов выяснить намерения партнеров, мы невольно строим предположения, а затем подгоняем поведение партнеров под нами же выдуманную схему. Задать собеседнику точные вопросы всегда лучше, чем изрекать самые блестящие истины. Чтобы овладеть умением задавать вопросы, надо сделать следующее.

Важным компонентом искусства общения является умение задавать вопросы. Оно требует, чтобы вы владели речью, были чутки к коммуникативным проявлениям партнера (особенно к невербальным), отличали правдивые ответы от уклончивых. Умение задавать вопросы играет очень важную роль в любой деловой беседе. Оно помогает:

  • обеспечивать «взаимопроницаемость», т. е. делать свою систему ценностей проницаемой для партнера, одновременно проясняя его систему;
  • приобретать сведения, выражать сомнение, критически мыслить, обнаруживать собственную позицию, оказывать доверие собеседнику, интересоваться сказанным, проявлять терпимость и показывать, что вы готовы уделить разговору необходимое время;
  • проявлять интерес к личности собеседника.

Пренебрегать вопросами, не задавать их в свое время - значит открывать путь догадкам и всевозможным умозрительным построениям, создавать впечатление о других, приписывая им те или иные качества, достоинства и недостатки. Отказываясь или не умея при помощи вопросов выяснить намерения партнеров, мы невольно строим предположения, а затем подгоняем поведение партнеров под нами же выдуманную схему. Из-за этого достаточно часто возникают недоразумения и конфликты.

Чтобы овладеть умением задавать вопросы, надо пройти следующие этапы:

  1. овладеть правилами построения внутреннего диалога;
  2. овладеть основными видами вопросов во внешнем диалоге.

Основой внутреннего диалога является вопрос. Качество и уместность вопросов, приходящих к нам в голову, их точность и последовательность в значительной степени определяют эффективность большинства предпринимаемых действий. Внутренний диалог имеет преимущество перед внешним: он продуцирует вопросы, предшествующие действию.

Как научиться строить внутренний диалог? Прежде всего нужно помнить, что цель диалога (и внутреннего и внешнего) сводится к анализу какой-либо проблемы. Для всестороннего, системного охвата ситуации требуется соответствующий набор вопросов. Таких наборов (вариантов) существует два.

Вариант 1. Еще античная риторика знала семь классических вопросов, способных упорядочить внутренний диалог:

  • Какими средствами?
  • Почему?
  • Когда?

Этот последовательный ряд позволяет охватить всю проблемную ситуацию для ее словесно-логического анализа.

Вариант 2. Другой вариант анализа проблем - набор из шести вопросов, список которых выглядит так:

  1. Факты. (Каковы факты, относящиеся к данной ситуации?)
  2. Чувства. (Что я чувствую по отношению к ситуации в целом? Что могут чувствовать другие?)
  3. Желания. (Чего я хочу в действительности? Каковы желания других?)
  4. Препятствия. (Что мешает мне? Что мешает другим?)
  5. Время. (Когда и что следует делать?)
  6. Средства. (Какие средства имеются у меня и других для решения проблемы?)

Для того чтобы организовать внутренний диалог, вы можете использовать любой из предложенных вариантов и с его помощью проанализировать несколько трудных для вас ситуаций, требующих каких-либо действий. Когда возникает проблема, нужно обязательно проанализировать ее с помощью вопросов и только затем начинать действовать. Организация внутреннего диалога есть не что иное, как организация собственного мышления. Мышление есть усилие, доводящее наши мысли до ясности. Внутренний диалог есть средство, помогающее нам эти усилия осуществлять.

Значимость внешнего диалога определяется тем, что для поддержания беседы лучше задавать вопросы, чем произносить монологи. Ясно, что тот, кто спрашивает, является лидером в диалоге. Во-вторых, самим вопросом вы показываете, что хотите участвовать в общении и обеспечиваете его протекание и углубление. В-третьих, спрашивая, вы выражаете свой интерес к собеседнику, свое стремление установить с ним позитивные отношения. Но все это происходит при условии, что ваша беседа не выглядит как допрос.

Поэтому перед началом деловой беседы подготовьте для партнера по общению серию вопросов и, перейдя к деловой части разговора, задайте ему их. Таким образом вы обеспечите себе некоторое психологическое преимущество. Задать собеседнику точные вопросы всегда лучше, чем изрекать самые блестящие истины. Ведь искусство убеждения состоит в том, чтобы подвести партнера к нужному выводу, а не в том, чтобы навязывать этот вывод силой логики, голоса или авторитета.

В какой форме могут ставиться вопросы? Вопросы внешнего диалога бывают:

  • информационными;
  • зеркальными;
  • эстафетными;
  • риторическими;
  • переломными;
  • вопросами для обдумывания.

Информационные вопросы. Это вопросы, построенные так,чтобы вызвать содержательные ответы (мысли, суждения, изложение фактов, позиций и т. д.). Вопросы, рассчитанные только на ответы «да» или «нет», не являются информационными, они носят название закрытых - ведь целью таких вопросов является получение согласия или отказа собеседника. В закрытых вопросах всегда присутствует элемент принуждения, а это закрывает диалог, затрудняет дальнейшую беседу. «Вы действительно думаете, что приняли все необходимые меры?» - пример закрытого вопроса. Информационные вопросы не направлены на получение односложных ответов. Они открытые. «Какие меры вы приняли?» - пример открытого информационного вопроса.

Зеркальные вопросы. Зеркальный вопрос есть повторение с вопросительной интонацией части утверждения собеседника с целью заставить его увидеть сказанное с другой стороны. Зеркальный вопрос позволяет (не противореча собеседнику и не опровергая его утверждений) создавать в беседе новые элементы, придающие диалогу новый смысл.

Вопросы, начинающиеся с «почему?», не являются зеркальными, ведь они обычно вызывают защитную реакцию, оговорки, поиски мнимых причин...

Как строятся зеркальные вопросы?

  1. В любой фразе вашего собеседника есть ключевое слово, выделенное интонационно. Например, во фразе «Никогда больше не поручайте мне этого!» ключевыми словами могут быть и «никогда больше», и «мне», и «не поручайте». Смысл утверждения зависит от ключевого слова. Первое, что вы должны сделать, - это выделить ключевое слово.
  2. Вопрос начинается с повторения ключевого слова с вопросительной интонацией.
  3. Далее следует позитивное утверждение, заставляющее партнера реагировать.

В приведенных ниже примерах попробуйте определить ключевое слово:

  • Никогда больше? Я был бы рад это сделать, но это не всегда возможно.
  • Не поручать? Что ж, я подумаю. Но я вам так доверяю и ценю вашу способность брать на себя решение задач.
  • Не поручать вам? Но есть ли еще кто-то, кто так же хорошо мог бы справиться?

Эстафетные вопросы. Это вопросы, направленные на опережение. Они требуют способности схватывать на лету реплики партнера и провоцировать его на дальнейшее раскрытие позиции. Примеры: «Этим вы хотите сказать, что?..», «Наверное, из этого следует, что?..».

Применение в деловой беседе вопросов всех видов позволяет не только сохранить инициативу в разговоре, но и добиться цели - выяснить проблему, позиции и согласовать их.

Риторические вопросы. На эти вопросы не дается прямого ответа, так как их цель - вызвать новые вопросы и указать на нерешенные проблемы. Задавая риторический вопрос, говорящий надеется «включить» мышление собеседника и направить его в нужное русло.

Переломные вопросы. Они удерживают беседу в строго установленном направлении или же поднимают целый комплекс новых проблем. Подобные вопросы задаются, когда уже получена достаточная информация по одной проблеме и хотят «переключиться» на другую. Опасность в этих ситуациях заключается в нарушении равновесия между собеседниками.

Вопросы для обдумывания. Они вынуждают собеседника размышлять, тщательно обдумывать и комментировать то, что было сказано. Цель этих вопросов - создать атмосферу взаимопонимания.

Особенности ведения деловой дискуссии

Одной из форм деловой коммуникации является дискуссия. Дискуссия - процесс продвижения и разрешения проблем путем сопоставления, столкновения, ассимиляции, взаимообогащения предметных позиций участников (мнений участников по сути решаемой проблемы).

Выделяют этапы деловой дискуссии:

  1. вступление в контакт;
  2. постановка проблемы (что обсуждается, зачем, в какой степени нужно решить проблему, какова цель дискуссии);
  3. уточнение предмета общения и предметных позиций (мнений) участников;
  4. выдвижение альтернативных вариантов;
  5. конфронтация участников;
  6. обсуждение и оценка альтернатив, поиск элементов сходства;
  7. установление согласия через выбор наиболее приемлемого или оптимального решения.

Неэффективная дискуссия часто завершается на этапе выдвижения альтернативных позиций и конфронтации участников, не выходя на уровень совместного решения проблемы.

Возможны различные способы вступления в контакт: «пристройка сверху» - «снизу» - «на равных» (через позу, взгляд, темп речи, инициативу), например выпрямленная поза с подбородком, параллельным земле, с жестким немигающим взглядом или отсутствие контакта глаз, медленная речь с паузами олицетворяет «доминирование сверху», и напротив, приниженная поза, постоянные движения глаз вверх-вниз, быстрый темп речи свойственны при позиции «подчинения снизу». Раскованность, мышечная освобожденность, синхронизация темпа речи, равенство ее громкости демонстрирует общение «на равных».

Для деловой дискуссии очень важен предмет общения и отношение участников к нему. Способность понимать предметные позиции партнеров (т. е. представление о ситуации, о проблеме) и свою собственную предметную позицию - необходимое условие успеха делового общения. В дискуссии велика роль ведущего. Он должен:

  1. сформулировать цель и тему дискуссии (что обсуждается, зачем нужна дискуссия, в какой степени следует решить проблему). Целью дискуссии может быть: а) сбор и упорядочивание информации по обсуждаемой проблеме; б) поиск альтернативных подходов к решению проблемы, их обоснование; в) выбор оптимальной альтернативы.
  2. установить время дискуссии (20-40 минут или более);
  3. заинтересовать участников дискуссии (изложить проблему в виде некоторого противоречия);
  4. добиться однозначного понимания проблемы всеми участниками, проверив это контрольными вопросами или попросив участников задавать вопросы;
  5. организовать обмен мнениями (желающим или по кругу);
  6. активизировать пассивных (обратиться к молчащему с вопросом, с просьбой помочь);
  7. собрать максимум предложений по решению обсуждаемой проблемы (свои предложения высказать после того, как выслушаны мнения всех участников);
  8. не допускать отклонений от темы (тактично останавливать, напоминать о целях дискуссии);
  9. уточнять неясные положения, пресекать оценочные суждения о личности участников;
  10. помогать группе прийти к согласованному мнению;
  11. в конце - четкое подведение итогов, формулировка выводов, спектра решений, сопоставление целей дискуссии с полученными результатами, подчеркнуть вклад каждого в общий итог, похвалить, поблагодарить участников.

Важнейшим элементом общения является умение правильно задавать вопросы. Ведь именно так интервьюер получает необходимую ему информацию и переключает мысли человека в нужное русло. То есть именно на этом человеке лежит ответственность по управлению беседой и именно он путем правильно поставленной фразы может избежать недомолвок и конфликтов и составить верное представление о собеседнике.

Начните с себя

Если интервьюер знает, как нужно правильно задать вопрос, то в беседе они помогут ему в следующем:

  • показать, что ему интересна личность партнера и собеседника;
  • в обеспечении «взаимопроникновенности ». То есть общающиеся между собой люди смогут сделать выводы о системе ценностей друг друга;
  • в получении информации, проявлении собственной позиции и отношения к сказанному;
  • ведении диалога и удержании нити повествования в собственных руках;
  • перевести общение на другую сферу;
  • подвести к логическому финалу монолог собеседника и начать диалог с ним.

Если вы не знаете, как правильно задавать вопросы, купите книгу, в которой об этом бы рассказывалось. В любом подобном издании вам будет предложено научиться сначала формулировать собственные мысли и спрашивать о чем-либо у самого себя, а уже потом у собеседника. Ведь от уместности, качества, точности и последовательности фраз будет зависеть эффективность большей части предпринимаемых вами действий.


Прежде чем начать расспрашивать собеседника о том, что вас интересует, необходимо дать ему понять, что этот диалог вам интересен и вы желаете его углубления. Спрашивая, мы подсознательно хотим установить с человеком хорошие отношения, но это возможно только при условии, что беседа не будет напоминать допрос.

Как можно научиться задавать правильные вопросы? Недопустимо являться на беседу неподготовленным. У вас должен иметься набросок фраз, которые стоит начать задавать, когда диалог перейдет в деловое русло или коснется интересующей вас темы. Так вы сможете обеспечить себе психологическое преимущество.

Умение задавать закрытые вопросы

Во время беседы интервьюер может задавать как закрытые, так и открытые вопросы. Первые рассчитаны на то, чтобы получить однозначный ответ «да » или «нет ».

Если вы хотите получить четкий и ясный ответ от собеседника, вы поинтересуетесь у него: «Вы делали то-то и то-то? », «Планируете ли попробовать? », «Вы получили удовлетворение от собственных действий ?» и т.п. Однако, если вы не хотите, чтобы ваш собеседник пришел к окончательному решению раньше времени, не спрашиваете его о чем-либо в такой форме.


Другое дело, если вы хотите получить однозначный ответ «да ». Специалисты советуют начинать любую беседу именно с таких фраз и желательно получить, как минимум, три однозначных ответа «да », чтобы потом с человеком было проще и удобнее общаться, ведь зона взаимопонимания станет существенно шире.

Спросите его так: «Согласитесь, ведь реку нельзя повернуть вспять? » или «Для вас имеют значение гарантии и качество? ». Добейтесь согласия по мелочам и тогда его проще будет получить в чем-то важном и большом.

Умение задавать открытые вопросы

Как нужно правильно задавать открытые вопросы? В этом случае интервьюер не ждет однозначного ответа на заданную фразу, он хочет выяснить отношение человека к обсуждаемому предмету.

Узнать все о фактах и событиях, относящихся к данной ситуации можно, спросив: «Кто имеет к этому отношение ?», «Какие попытки были предприняты ?» и т.д.


Узнать, как относится собеседник к обсуждаемой ситуации можно так: «Ваше мнение по этому поводу ?», «Какое впечатление на вас произвели ?» и др.

Не навязывайте собеседнику свою точку зрения и никогда не говорите: «Давайте сделаем так », «Я думаю, надо вот что » и т.п. Лучше предложить так: «Не хотели бы рассмотреть такой вариант решения проблемы ?», «А может быть, стоило бы ?». Интересуйтесь, на чем зиждется утверждение вашего оппонента: «Чем обусловлено такое решение ?», «На что вы опираетесь ?» и т.п. Если имеются какие-либо сомнения, лучше уточнить, чем остаться неудовлетворенным от беседы.

Особенности, характерные для открытых вопросов:

  • вовлечение собеседника в обсуждение. Фразы, задаваемые в таком ключе, заставляют его думать и аргументировать свой ответ;
  • интервьюируемый сам выбирает, что именно сказать и как ответить;
  • заданная фраза – это хороший способ вывести человека из состояния замкнутости и сдержанности и устранить все существующие барьеры в общении;
  • интервьюируемый воспринимается как главный источник информации, предложений и идей.

Другие виды задаваемых фраз


Но интервьюер должен быть всегда начеку и при необходимости задать наводящий, уточняющий или любой другой вопрос.

Как правильно задать уточняющий вопрос мужчине или женщине? Если есть какие-либо сомнения и требуется уточнить нюансы, интервьюер может спросить: «Сколько именно человек было? », «Во сколько по времени это произошло? » и т.п. В результате собеседник удостоверится, что вы все поняли правильно, поэтому зачастую он сам ждет, что вы спросите его об этом.

Наводящий вопрос наводит на определенную мысль, подталкивает человека к тому, что он должен сказать.


Если тема разговора ушла в сторону или интервьюер ищет способ подтвердить правильность суждения своего собеседника, он может задать наводящую фразу, но при этом учитывать, что она всегда звучит навязчиво и вынуждает собеседника согласиться с его мнением, а ведь это не всегда целесообразно.