Утомление – это некое состояние человеческого организма, которое характеризуется временным понижением работоспособности. Оно возникает после длительного умственного или физического напряжения. Переутомление проявляется как уменьшением работоспособности, так и понижением общего жизненного тонуса. В таком случае организму нужно полноценно восстановиться, чтобы он мог функционировать как раньше.
Виды утомления. Переутомление
Нервное утомление. Длительное нервное напряжение будет вызывать у человека усталость и разбитость.Эмоциональное утомление. В этом состоянии происходит эмоциональное истощение, отсутствуют силы на то, чтобы проявлять какие-либо чувства. Человек не может испытывать ни радости, ни огорчения.
Умственное утомление. В этом случае трудоспособность снижается по причине нарушения работы процессов, связанных с центральной нервной регуляцией. Человеку становится трудно думать, запоминать, сконцентрировать свое внимание на чем-то, падает продуктивность интеллектуального труда.
Физическое утомление. Оно отличается тем, что развиваются нарушения функции мышц, снижается сила, точность, согласованность и ритмичность движений. Обычно физическое утомление развивается постепенно.
Является уже патологическим состоянием организма. Оно развивается на фоне постоянной деятельности без полноценного отдыха, может проявляться как невроз. В основе его развития лежит нарушенное функционирование центральной нервной системы, которое выражается в разбалансировке таких процессов, как возбуждение и торможение в головном мозге.
Обратите внимание! Женщины в большей степени подвергаются переутомлению из-за хрупкой нервной системы.
Стадии переутомления
- 1 стадия. Наличие субъективных признаков, но отсутствуют глубокие расстройства. Пациенты часто жалуются на и аппетит. Вылечить такое состояние обычно не составляет труда.
- 2 стадия. Присоединяется объективная симптоматика. У пациентов много жалоб на данной стадии, нарушаются обменные процессы. Лечение уже будет более сложным, чем на первой стадии.
- 3 стадия. Самая тяжелая степень, для нее характерен переход в неврастению. Требует продолжительного и сложного лечения.
Утомление, переутомление и синдром хронической усталости (видео)
В данном видеоролике можно послушать ознакомительную информацию, которая касается видов утомления и переутомления, а также способов борьбы с ними.Причины возникновения утомления, переутомления
Утомление может возникать в следующих ситуациях:- при долгой работе умственного или физического характера;
- при однообразной монотонной работе;
- при длительном воздействии раздражителей: шуме, слабом освещении и т. д.;
- при конфликтах, отсутствии заинтересованности;
- при недостаточном питании, различных заболеваниях.
Эмоциональное утомление обычно возникает вследствие общения с большим количеством незнакомых людей.
Причины переутомления разнообразны. К такому состоянию могут привести: недостаточное количество сна, отсутствие физической активности, стрессы, отсутствие полноценного отдыха, плохое питание, психические перенапряжения. Группа риска – спортсмены, люди с неустойчивой психикой и подвергающиеся чрезмерным физическим нагрузкам.
Помимо физических факторов, на развитие переутомления могут влиять лекарственные препараты. Это касается противокашлевых, противоаллергических, противопростудных и некоторых других препаратов.
Также причиной переутомления могут выступать некоторые болезни. Причина в том, что они снижают работоспособность человека и качество жизни, как следствие – развивается переутомление. Речь идет о бронхитах, астме, депрессиях, болезнях сердца, некоторых вирусных заболеваниях, анемиях и так далее.
Симптомы утомления, переутомления
Психическое утомление легко спутать с обычной усталостью. Но просто поспать и отдохнуть, скорее всего, будет недостаточно.Основные признаки умственного переутомления :
- Проблемы с засыпанием.
- Покраснение глаз (см. также – ).
- Бледные кожные покровы.
- Появление мешков под глазами.
- Нестабильное артериальное давление (см. также – ).
- Усталость, которая не проходит после отдыха и сна.
- Головная боль без причины (см. также – ).
Признаки физического утомления:
- Нарушения сна. Человек тяжело засыпает, а ночью неоднократно просыпается.
- Постоянное чувство усталости.
- Усиливается болезненность в мышцах.
- Вялость или излишняя агрессия.
- Повышенное артериальное давление.
- Снижение аппетита или полное его отсутствие.
- Снижение веса.
- У женщин может быть нарушен менструальный цикл.
- Дискомфортные ощущения в области анатомического расположения сердца, тяжесть за грудиной.
- Затрудненное дыхание.
- резкие перепады настроения;
- раздражение;
- склонность к уединению;
- упадок сил, бессонница, нестабильная нервная система.
Они проявляются повышенной раздражительностью, чрезмерным возбуждением.
Признаки переутомления
Помимо присутствия симптомов, характерных для утомления, могут добавиться:
- тошнота, рвота;
- снижены рефлексы;
- повышенная потливость;
- обморочные состояния.
На этой стадии у человека совсем нет сил, он выполняет необходимое действие с огромным напряжением. Если переутомление переходит в срыв, то идет полное расстройство процессов жизнедеятельности. Тогда человек прекращает выполнение любой деятельности.
Особенности переутомления у детей
В детском возрасте утомление может развиваться более стремительно, чем во взрослом. Большинство таких случаев возникает, когда ребенок начинает посещать образовательные учреждения. С непривычки ему бывает сложно подстроиться под правила школьной программы.Другие причины, которые могут способствовать развитию переутомления:
- Страх перед публичными выступлениями (ответ у доски).
- Сложности в общении с другими детьми.
- Комплекс неполноценности.
- Насмешки окружающих.
Диагностика
Достоверного теста, который помог бы определить переутомление, еще не существует в природе. Как правило, диагностика проводится, основываясь на жалобах больного. Врач проводит оценку субъективных и объективных признаков заболевания. Возможно использование специального терапевтического теста. Он заключается в предоставлении человеку нескольких дней, посвященных полноценному отдыху. После этого врач делает вывод о правильности диагноза и плане лечения.Так как похожие признаки могут возникать при других заболеваниях, то могут назначаться дополнительные лабораторные, аппаратные и инструментальные исследования.
Лечение
Принципы терапии выстроены на том, чтобы добиться снижения всех видов имеющихся нагрузок.Для начала нужно наладить распорядок дня, временно прекратить умственную деятельность и физическую активность на срок – 3-4 недели. По мере того, как быстро будет проходить восстановление организма, врачи будут принимать решение о возможности пациента вернуться к обычной жизни.
Если ситуация тяжелая, то 2-3 недели нужно вообще ничего не делать, чтобы было состояние полной релаксации. И уже потом понемногу подключать активный отдых в виде прогулок, умеренной физической активности, любимых занятий.
Лекарственные средства используются исключительно при наличии показаний. Обычно это общеукрепляющие и специфические препараты.
- Стимуляторы мозгового кровообращения («Кавинтон», «Гинкго билоба», «Платифиллин»).
- Ноотропы («Пирацетам»).
- Седативные средства (пустырник, валериана).
- Гормональные препараты. Но они назначаются только в запущенных случаях.
Наряду с этим назначаются витамины, так как переутомление часто является следствием гиповитаминоза. Есть несколько витаминов, которые помогают нервной системе нормально функционировать и справляться с чувством усталости.
- Витамин C . Он обеспечивает необходимой энергией, препятствует появлению усталости.
- Витамин E . Способствует укреплению сосудистых стенок, сохраняет головной мозг от разрушений.
- Витамины группы B . Участники основного обмена, препятствуют развитию нервозности, депрессий, бессонницы.
- Витамин D . Способствует улучшению работоспособности.
Помимо витаминов, целесообразно использовать средства, которые повышают общий тонус организма. К таким стимуляторам можно отнести: лимонник, настойку элеутерококка и женьшеня.
В последнее время медики активно используют гомеопатические средства для борьбы с утомлением. Они имеют растительную основу, поэтому обладают минимальным количеством побочных эффектов. Самые распространенные средства, используемые на сегодняшний день: «Гельземиум», «Ацидум фосфорикум», «Хининум арсеникозум».
Народная медицина тоже предлагает свои рецепты для борьбы с этой проблемой. Правда, эффективными они будут лишь на ранних стадиях утомления. Вот некоторые из советов:
- Употребление ромашкового чая.
- Употребление смородинового, малинового, брусничного морсов.
- Употребление настоя шиповника.
- Чеснок. Ежедневно нужно съедать три зубчика.
Профилактика
Утомление в большинстве случаев зависит от социальных и психических факторов, поэтому решение данной проблемы имеет первостепенную важность. Целесообразно будет принятие мер по предупреждению возникновения этого состояния, поддержанию работоспособности на высоком уровне.Для того чтобы предупредить переутомление у взрослых людей, надо соблюдать определенные правила образа жизни. Все что нужно, это придерживаться следующих рекомендаций:
- Нужно заниматься физической активностью – ходьба, бег, плавание, утренняя зарядка.
- Если ваша трудовая деятельность умственного характера, обязательно чередуйте ее с физической активностью.
- Если же ваша работа связана с физическими нагрузками, то в свободное время добавляйте умственную деятельность.
- Обязательно наличие выходных дней.
- Выберите для себя способ расслабления: посещение бани, сауны, массажного кабинета, спа процедур.
- Не злоупотребляйте алкоголем.
- Перед отходом ко сну почитайте любимую книгу, посмотрите хороший фильм.
- Старайтесь минимизировать стрессовые ситуации, психоэмоциональное напряжение, отрицательные эмоции.
- Периодически нужно менять обстановку: поездки к родным, путешествия, выходные на даче.
- Старайтесь, чтобы дела выполнялись в срок, не допускайте авралов.
- Грамотный распорядок дня. Ребенку необходимо девять часов качественного сна.
- Каждодневные прогулки на свежем воздухе.
- Регулярное проветривание детской комнаты.
- Сбалансированное питание.
Внешние признаки утомления
Признаки |
Степень утомления |
||
значительная |
очень большая |
||
Цвет кожи лица и тулошшца |
Небольшое покраснение |
Значительное покраснение |
Резкое покраснение, побледиение, появление синюшности губ |
Потливость |
Небольшая, чаше на лице |
Большая, головы и туловища |
Оченьсильная. выступление соли |
Учащенное ровное |
Значительное учащение, периодически через рот |
Резко учащенное, поверхностное, появление одышки |
|
Движения |
Не нарушены |
Неуверенные |
Покачивания, нарушение координации движений, дрожание конечностей |
Внимание |
Безошибочное |
Неточность выполнения команд |
Замедленное выполнение заданий, часто на повторную команду |
Сахюч у встии с |
Жалоб нет |
Жалобы на усталость, сердцебиение, одышку и т.д. |
Сильная усталость, больв ногах, головокружение, одышка, шум в ушах, головная боль, тошнота и др. |
Все указалные выше показатели в различной степени и различных отношениях отражают величину воздействия физической нагрузки на организм занимающихся, что позволяет определять и регулировать нагрузку в процессе занятия.
Теоретико-методическую основу оптимального дозирования нагрузок составляют закономерности адаптации организма к воздействию физических упражнений, развития тренированности. Исходя из этого сформулированы и научно обоснованы следующие методические положения: адекватность нагрузок (соответствие индивидуальным функциональным возможностям организма), постепенность повышения нагрузок (обеспечивающая развитие функциональных возможностей), систематичность нагрузок (их последовательность и регулярность).
Физические нагрузки в каждом конкретном случае должны быть оптимальными по своим параметрам (объему, интенсивности, интервалам отдыха), что обеспечивает тренирующий эффект. Недостаточные нагрузки неэффективны, так как ведут к потере учебного времени, а чрезмерные - наносят вред организму.
Если нагрузка остается прежней и не меняется, то ее воздействие становится привычным и перестает быть развивающим стимулом, поэтому постепенное увеличение физической нагрузки - необходимое требование.
Наиболее информативным, объективным и широко используемым в практике показателем реакции организма на физическую нагрузку является величина частоты сердечных сокращений (ЧСС).
При дозировании нагрузок в целях повышения функциональных возможностей сердечно-сосудистой системы их величина по показателю ЧСС должна быть не ниже 130 уд./мин (при этом наблюдается максимальный ударный объем сердца). Поэтому величина нагрузок при ЧСС, равной 130 уд./мин, соответствует порогу тренирующей нагрузки.
В оздоровительных делях оптимальный диапазон нагрузок на занятиях находится в пределах ЧСС от 130 до 170 уд./мин (А. А. Виру, 1988, и др.).
Следовательно, наибольший общеукрепляющий оздоровительный эффект на занятиях с учащимися подросткового и юношеского возраста достигается упражнениями аэробной направленности средней и большой интенсивности (с помощью подвижных игр, эстафет, спортивных игр, плавания, бега, ходьбы на лыжах и др.).
Диапазон нагрузок средней интенсивности составляет 130- 160 уд./мин и большой интенсивности - 161 - 175 уд./мин.
Строгое регулирование физических нагрузок и их чередование с отдыхом обеспечивают направленное воздействие физических Упражнений на функциональную активность органов и структур организма детей школьного возраста.
Регулирование параметров нагрузки на уроке физической кулъ- достигается многими разнообразными способами и методи-
ческими приемами; наиболее эффективные и доступные из них следующие:
изменение количества повторений одного и того же упражнения;
изменение суммарного количества упражнений;
изменение скорости выполнения одного и того же упражнения;
увеличение или уменьшение амплитуды движений;
варьирование величин внешних отягощений;
выполнение упражнений в усложненных или облегченныхусловиях (например, бег в горку и бег под горку или бег по дорожке стадиона и бег по песку и т.д.);
изменение исходных положений (например, выпрыгиваниявверх из полуприседа и приседа, сгибание и разгибание рук вупоре лежа с положением ног на полу и на гимнастической скамейке и т.д.);
изменение длины дистанций в беге, плавании, в беге налыжах;
проведение занятий на обычной, увеличенной или уменьшенной площадке (в спортивных играх);
варьирование применяемых методов (равномерньтй, игровой, соревновательный и др.);
увеличение или уменьшение времени (интервалов) и характера отдыха между выполнением упражнений.
В каждом конкретном случае преподаватель применяет наиболее оптимальные способы регулирования физической нагрузки для эффективного решения задач урока.
Общая и моторная плотность урока. Одним из показателей эффективности урока является его плотность. Определять плотность урока необходимо в целом и по частям. Это обусловлено неодинаковыми возможностями и условиями организации работы в подготовительной, основной и заключительной частях урока. Общее время, затраченное на урок (или его часть), принимается за 100%. Относительно него и рассчитываются процентные величины.
Различают общую (педагогическую) и моторную (двигательную) плотность урока.
Общая плотность урока - это отношение педагогически оправданных (рациональных) затрат времени к общей продолжительности урока.
Общая плотность урока включает в себя следующие педагогически целесообразные мероприятия (В.Ф. Новосельский, 1989):
организацию учащихся, проверку домашнего задания, постановку учебных задач;
сообщение и закрепление теоретических сведений;
проведение общеразвивающих упражнений;
инструктирование, регулирование, коррекцию (исправление ошибок), помощь, страховку;
подготовку и уборку снарядов, необходимые перемещенияучащихся на уроке и т.д.;
изучение техники физических упражнений, воспитаниефизических качеств;
методическую подготовку учащихся, формирование уменийсамостоятельно заниматься, а также организаторских навыков;
мотивацию учащихся;
использование наглядных пособий, технических средств,показ упражнений;
педагогический контроль;
подведение итогов, выполнение упражнений на расслабление, постановку домашних заданий;
воспитательную работу на уроке.
Для определения общей плотности (ОП) урока или его частей суммируются показатели времени активной деятельности на уроке / . Сюда входит время, затраченное на выполнение физических упражнений, слушание, наблюдение и организацию урока, кроме времени на неоправданные ожидание и простои. Это время умножается на 100% и делится на общее время урока / общ:
Общая плотность полноценного урока физической культуры должна приближаться к 100%. К снижению общей плотности урока приводят следующие причины:
неоправданные простои на уроке (опоздание с началом,несвоевременная подготовка мест занятий и инвентаря, ожидание очереди перед выполнением упражнений);
неподготовленность учителя к уроку; непродуманные организация и содержание урока, приводящие к паузам;
излишняя и малоэффективная словесная информация дляучащихся на уроке;
неудовлетворительная дисциплина занимающихся, что приводит к нерациональному использованию времени из-за многократного повторения команд и распоряжений, замечаний ученикам, повторений объяснения и т.п.
Например, если простой на уроке по вине преподавателя составил 1 мин, то общая плотность урока будет равна:
оп = 39мин.100% 40 мин
Моторная плотность урока - это отношение времени, использованного непосредственно на двигательную деятельность учащихся, к общей продолжительности урока.
Для расчета моторной плотности (МП) необходимо время вы полнения физических упражнений г фу умножить на 100% и разде лить на общее время занятия, урока "/ общ:
Например, установлено, что суммарное время, затраченное учащимися на выполнение физических упражнений, равно 25 мин (оставшиеся 15 мин были затрачены на объяснения преподавателя, подготовку мест занятий, интервалы отдыха между смежными заданиями и т.п.). В этом случае моторная плотность урока будет равна:
Моторная плотность в процессе урока постоянно меняется. Неизбежность таких изменений можно объяснить прежде всего различием содержания применяемых упражнений, местом их использования и методами применения. Показатели моторной плотности меняются также и в зависимости от типа урока. Так, на уроках совершенствования техники движений и развития физических качеств она может достигать 70-80%, а на уроках разучивания двигательных действий и формирования знаний, требующих значительных затрат времени на умственную деятельность занимающихся, моторная плотность может находиться на уровне 50%.
При всей важности моторной плотности урока она не может достигать 100%, так как в противном случае не оставалось бы времени для объяснения материала, его осмысления учащимися, анализа ошибок, что неизбежно привело бы к снижению качества и эффективности учебной работы в целом.
Формирование навыков самостоятельности при занятиях физическими упражнениями
Самостоятельная работа учащихся выступает и как форма организации занятия, и как способ деятельности учащихся по решению определенных задач. Основная, специфическая цель самостоятельной работы заключается в формировании самостоятельности.
Исходным признаком самостоятельной работы является деятельность учашихся без посторонней помощи или при сравнительно небольшой помощи.
Степень самостоятельности зависит от возрастных и познавательных возможностей учащихся, содержания учебного материала.
У детей младшего школьного возраста самостоятельность в первую очередь проявляется в подражательной, воспроизводящей де-
ятельности. В среднем и старшем школьном возрасте самостоятельная работа проводится: 1) с различными источниками знаний - учебником, учебными и наглядными пособиями по физической культуре; 2) с практическим учебным материалом, представленным в учебных карточках-заданиях, упражнениях-заявках, контрольно-обучающих заданиях, обучающих программах, составленных по принципу алгоритмических предписаний и др.
Самостоятельная работа с учебными и наглядными пособиями по физической культуре проявляется в ответах учащихся (после чтения текста, рассмотрения наглядного пособия) на вопросы преподавателя или программ контроля знаний с выборочными вариантами ответов (программированный контроль знаний).
В учебных карточках-заданиях перечисляются упражнения (на закрепление ранее изученных двигательных действий, для общефизической подготовки), которые каждый занимающийся выполняет за урок (или за несколько уроков). Успешная работа по карточкам возможна в случае полного взаимопонимания преподавателя с учащимися и наличия хорошей материально-технической базы. Это позволяет учащимся заниматься, не мешая друг другу и не ожидая своей очереди к тому или иному снаряду.
Суть упражнений-заявок заключается в том, что занимающимся предлагается упражнение, для успешного выполнения которого необходимо проявить смекалку, определенную сноровку, с целью реализации своих двигательных возможностей.
Контрольно-обучающие задания (установки-задания) направлены на самостоятельную творческую деятельность учащихся с учетом задач урока. Они разрабатываются для каждого класса, урока, этапа обучения. На уроках физической культуры применяются следующие контрольно-обучающие задания: а) по формированию двигательных умений и навыков; б) по общей и специальной физической подготовке; в) по осмыслению рациональных форм организации двигательных действий, целесообразности тактических приемов в индивидуальных и групповых упражнениях, в играх и состязаниях.
Первая часть заданий носит обучающую направленность (например, из разрозненных упражнений, предложенных для разминки, составить комплекс с соблюдением их последовательности), вторая часть - контрольную направленность (например, по составленному комплексу провести разминку с классом).
Обучающие программы алгоритмического типа содержат в себе комплекс взаимосвязанных учебных заданий последовательно нарастающей сложности и направленных на постепенное подведение учащихся к успешному освоению двигательного действия. Комплекс состоит из 5-6 серий учебных заданий. Первая серия содержит упражнения, направленные на повышение уровня физической подготовленности учащихся, необходимого для овладе- н ия изучаемого двигательного действия. Вторая - упражнения на
освоение исходного положения (или основного элемента) изучаемого двигательного действия. Третья - упражнения, с помощью которых изучаются действия, обеспечивающие выполнение изучаемого движения. Четвертая и пятая серии - упражнения, связанные с обучением отдельным частям (элементам) техники двигательного действия. Шестая серия - упражнения, направленные на совершенствование техники.
При подготовке учащихся к самостоятельной работе следует дать им четкие указания об объеме и содержании предстоящей самостоятельной деятельности, о ее целях, а также о технике выполнения (если эта техника им еще неизвестна), т.е. проинструктировать учеников о том, что делать и как выполнять задание.
Основным средством контроля за самостоятельным выполнением физических упражнений являются ответы и двигательные действия учащихся, а также аналитическая деятельность преподавателя по определению степени их правильности, числа и характера ошибок. Логическим завершением педагогических усилий по формированию у учащихся навыков самостоятельной деятельности на уроке становятся разбор при подведении итогов всей или части проделанной работы, выявление их достижений, определение правильности и характера их дальнейших учебных действий.
Для повышения эффективности самостоятельной работы учащихся весьма важно, чтобы в учебном процессе наряду с внешней существовала внутренняя обратная связь. Под ней подразумевается та информация, которую учащийся сам получает о ходе и результатах своей работы. Одной из возможностей создания внутренней обратной связи при самостоятельной работе является использование элементов самоконтроля и самопроверки.
Показателями уровня развития навыков самоконтроля являются способности учащихся самостоятельно соотносить свои действия при выполнении физических упражнений и их результаты с поставленными педагогом задачами. Весьма важно, чтобы учащиеся определяли недостатки и положительные стороны своей деятельности, представляли мысленно возможные результаты тех или иных изменений в своих действиях, самостоятельно оценивали выполнение заданий.
Самостоятельная работа дает большой эффект, если она связана с образовательно-воспитательными задачами конкретного урока, организуется планомерно и в определенной системе, обеспечивается взаимосвязью одних видов работы с другими (при этом соблюдается преемственность между ними), обусловлена уровнем, развития школьников.
Необходимо также учитывать следующие общедидактическиеи методические требования. Работа проводится под опосредованным руководством преподавателя и занимает не весь урок, а часть Iего. Материал для самостоятельной деятельности школьников еле- \ дует подбирать посильным для его выполнения. J
11.11. Профессионально-педагогическая деятельность учителя физической культуры
В деятельности учителя физической культуры выделяют три основных этапа:
подготовка к процессу физического воспитания;
практическая деятельность на уроке;
контроль за эффективностью педагогического процесса.Каждый из этих этапов включает в себя определенные виды
деятельности.
Первый (подготовительный) этап деятельности учителя физической культуры направлен на обеспечение условий качественного проведения учебно-воспитательного процесса в целом и каждого урока в отдельности. Он включает в себя разработку и составление плана-графика учебно-воспитательного процесса на год, тематического (рабочего) плана на каждую учебную четверть, планов-конспектов на каждый урок, выбор конкретных средств и методов физического воспитания, форм организации учебного процесса, а именно:
основных, подводящих и специальных упражнений;
определение количества повторений каждого упражнения;
определение продолжительности выполнения отдельныхупражнений;
выбор общепедагогических методов - словесного (рассказ,объяснение, описание и т.п.), наглядного (демонстрация рисунков, кинограмм, учебных видеофильмов, методических пособий,непосредственный показ учителем движений и двигательных действий) и специфических методов обучения двигательным действиям и воспитания физических качеств.
Успешность процесса физического воспитания во многом зависит и от его предварительной организации. На подготовительном этапе деятельность учителя физической культуры направлена на организацию:
целостного учебно-воспитательного процесса;
каждого урока.
Организация целостного учебно-воспитательного процесса включает совокупность профессиональных действий учителя физической культуры, направленных на обеспечение условий успешного проведения уроков планируемого периода.
Организация отдельного урока включает совокупность профессиональных действий учителя, направленных на упорядочение и налаживание деятельности учащихся. Важно обеспечить возможно более эффективное решение на конкретном уроке предусмотренных учебной программой и запланированных учителем педагогических задач. В этот вид организационной работы входит ряд мероприятий, направленных на обеспечение опти-
мальных условий для обучения и воспитания учащихся на каждом уроке:
подготовка предстоящих мест занятий (организация безо-;ласности мест занятий);
подготовка необходимого для урока оборудования и инвентаря.
В процессе физического воспитания (второй этап) практик ческая деятельность учителя физической культуры направлена управление учеб но-практической и познавательной деятельное* тью учащихся на уроке, в ходе которого выполняются программные требования по физическому воспитанию в школе. Управление деятельностью учащихся включает в себя:
организационные мероприятия на уроке;
непосредственно педагогические воздействия;
текущий контроль на уроке.
Приведению учащихся в состояние готовности к усвоению программного материала и воспитательному воздействию служат следующие организационные мероприятия на уроке:
построение класса;
сообщение учащимся задач урока;
проведение перестроений, необходимых для руководстваклассом;
выбор места для руководства классом (отделением, подгруппами);
организация дисциплины;
установка необходимого оборудования и спортивного инвентаря;
организация безопасности учащихся при выполнении двигательных действий;
рациональное распределение учебного времени;
уборка мест занятий (оборудования и инвентаря);
подведение итогов урока и сообщение домашнего задания(индивидуального или для всего класса).
Действия учителя физической культуры на уроке направлены на решение конкретных задач и характеризуются совокупностью методических профессиональных мероприятий. К ним относятся:
объяснение учебного материала;
показ упражнений;
демонстрация рисунков, кинограмм, методических пособийи т.п.;
непосредственная помошь учащимся при выполнении двигательных действий.
Слово (объяснение, описание, рассказ) и наглядность играют важную роль в педагогическом воздействии учителя на учащихся. Они содействуют созданию представлений и понятий; облегчают восприятие, воспроизведение, понимание, за-, поминание; служат источником чувственного восприятия;^
контролируют абстрактное мышление; содействуют развитию активности, сознательности, самостоятельности, интереса, наблюдательности и т.п.
Слово и показ выполняют в учебном процессе следующие основные функции: а) передачу знаний о выполняемом двигательном действии и его составных элементах; б) организацию деятельности (подготовку учащихся к восприятию передаваемых знаний), организацию выполнения упражнений, оценку, организацию и поддержание дисциплины на уроке; в) управление деятельностью учащихся.
Соотношение слова и показа на уроках физической культуры меняется в зависимости от сложности учебного материала, степени подготовленности и возраста обучаемых.
Основные сведения о двигательных действиях и способах их выполнения учащиеся получают из словесных сообщений учителя, а наглядные средства подтверждают или конкретизируют их. Объяснение учителем разучиваемого упражнения подкрепляется его показом, а по возможности и демонстрацией рисунков, кинограмм и т.п. При изучении нового двигательного действия учитель обычно объясняет его, а затем с помощью различных наглядных приемов подтверждает или уточняет полученные при объяснении представления.
В процессе обучения двигательным действиям учащихся старших классов для передачи знаний о структуре всего упражнения учитель чаще использует слово и слово-показ, показ-слово, а на занятиях с учащимися младших классов в большей мере использует показ и одновременно слово и показ. При передаче знаний о структуре элементов двигательного действия опыт, приобретенный учащимися начальных классов, позволяет учителю чаще использовать слово.
Показ в сочетании с объяснением вносит решающий вклад в формирование представлений об изучаемом двигательном действии. Всего в процессе разучивания обучаемый получает до 80% представлений о действии, из них более половины формируются в результате правильного названия действия, его демонстрации и объяснения.
Деятельность учащихся весьма вариативна, как и условия проведения урока (спортивный зал, пришкольная площадка, стадион, пересеченная местность, а также изменение времен года). Именно это определяет высокие требования к умению учителя выбрать свое место на уроке и те перемещения в процессе занятия, которые обеспечат ему надежный контроль за деятельностью Учащихся. Основной принцип здесь - видеть всех и видеть все. Знание специфики видов двигательной деятельности и условий их проведения обязывает педагога не только обеспечить наиболее эффективную организацию деятельности занимающихся, но и предусмотреть при этом необходимые меры безопасности.
Деятельность учителя физической культуры сводится не только к процессу передачи знаний учащимся, формированию у них двигательных умений и навыков и воспитанию физических качеств. По ходу урока он анализирует учебно-практическую деятельность учащихся, оценивает ее эффективность, вносит соответствующие коррективы и т.п., т.е. осуществляет текущий контроль. Текущий контроль - это совокупность профессиональных действий учителя физической культуры, направленных на оценку и сверку результатов педагогического воздействия с запланированными и при необходимости на оперативное устранение замеченных отклонений от плана.
На этапе контроля за эффективностью педагогического процесса (трет и й эта п) деятельность учителя физической культуры направлена на анализ и оценку результатов обучения, положительных и отрицательных сторон своего труда, выявление наиболее рациональных путей устранения замеченных недостатков и при необходимости на выработку нового профессионально-педагогического решения.
В структуре профессионально-педагогической деятельности учителя физической культуры важное место занимает конструктивная деятельность, направленная на выработку программы деятельности на уроках физической культуры.
Рассматривая конструктивную деятельность учителя физической культуры, необходимо отметить, что она направлена на:
формирование личности учащихся, характера и объема ихтеоретических знаний, двигательных умений и навыков;
отбор и последовательное расположение учебного материала;
составление программы деятельности учащихся на урокефизической культуры;
программирование учителем своей роли по управлению учебно-практической и познавательной деятельностью учащихся.
Конструктивная деятельность включает в себя поиск и создание оптимальной методики урока физической культуры, поскольку каждая предлагаемая специалистами методика дает максимальный положительный эффект лишь при определенном сочетании условий.
Элементы конструктивной деятельности учителя наглядно проявляются в рамках отдельного урока физической культуры. У опытных педагогов они реализуются следующим составом умений:
заранее определять и формулировать цель и задачи предстоящего урока физической культуры;
заранее подбирать упражнения по обучению технике двигательных действий и определять последовательность их выполнения;
заранее подбирать упражнения, направленные на воспитание физических качеств с учетом сенситивных (наиболее благоприятных для воспитания) периодов;
заранее подбирать подвижные игры, игровые задания, эстафеты, направленные на закрепление и дальнейшее совершенствование двигательных действий и на воспитание физическихкачеств;
заранее подбирать к уроку разнообразные и наиболее эффективные упражнения по обшей физической подготовке (ОФП), продумывать последовательность их выполнения и дозировку;
подбирать и использовать на уроке полезные упражнения издругих видов спорта (не входящих в школьную программу);
заранее обдумывать последовательность этапов обучения ивоспитания физических качеств, чтобы после каждого этапа получать ожидаемый эффект;
заранее определять характер своего руководства уроком привыполнении учащимися различных видов деятельности;
рационально распределять время между отдельными частями урока;
переходить от одного вида деятельности к другому, не вызывая организационного беспорядка или нежелательного состояния у учащихся;
подводить учащегося в случае необходимости к выполнениюосновного задания через вспомогательные и подводящие упражнения;
оптимально сочетать на уроке показ со словесным объяснением;
рационально использовать имеющийся инвентарь, технические средства обучения (ТСО), подручные (вспомогательные)средства, нестандартное оборудование, различные ориентиры(предметные регуляторы) и т.п.;
в процессе урока осуществлять воспитательную работу;
в процессе урока (исходя из конкретной ситуации) изменять запланированный ход работы, упражнения, нагрузку и т.п.;
соединять в оптимальном отношении техническую и физическую подготовку учащихся;
координировать в процессе урока деятельность всего классаи выполнение индивидуальных заданий;
предусматривать возможные у учащихся затруднения и намечать в связи с этим несколько вариантов упражнений;
развивать активность школьников, делая их активными участниками организации урока физической культуры.
Деятельность учителя физической культуры может осуществляться на следующих уровнях эффективности (Н.В.Кузьмина, 1970).
Минимальный уровень (репродуктивный) - учитель можетпередать учащимся только то, что знает и умеет сам.
Низкий уровень (адаптивный) - учитель может передатьзнания, умения, которыми владеет сам, умеет приспособить конкретное содержание осваиваемого материала к возрастным и ин-
дивидуалъным особенностям занимающихся, к уровню их физической подготовленности.
Средний уровень (локально-моделирующий) - учитель может формировать у занимающихся прочные знания, умения и навыки по отдельным разделам и частям своего учебного предмета.
Высокий (системы о-моделирующий) - учитель умеет форм и-1ровать у занимающихся прочные знания, умения и навыки по всемз|основным аспектам (сторонам) их двигательной деятельности.
Высший уровень (системно-моделирующий двигательнуюдеятельность и поведение учащихся) - учитель умеет использовать свой учебный предмет как средство формирования личностизанимающихся, т.е. сознательно формировать у них творческоемышление, умение самостоятельно добывать новые знания, обоб-щать их и перестраивать свою двигательную деятельность в новых, изменяющихся условиях.
В современном мире практически каждый стремится стать интеллектуально развитым человеком, с успешной карьерой, любимой семьей, при этом путешествовать и заниматься спортом. Активная жизненная позиция, безусловно, важна, но не стоит забывать, что резерв наших возможностей не безграничен, поэтому утомление при физической и умственной работе практически никого не обходит стороной.
Утомление – это особое ощущение, с которым сталкивается человек после продолжительной физической или умственной нагрузки. При переутомлении сильно падает работоспособность. Из-за переутомления понижается общий жизненный тонус.
При этом физиологическом состоянии организм испытывает стресс и подает сигналы о необходимом восстановлении, после чего он вновь сможет полноценно функционировать. Человек зачастую испытывает физическое утомление и угнетение после непрерывной нагрузки, связанной непосредственно с телом, которое или долгое время напряжено, или пребывает в одном положении.
Деятельность, ведущая к мышечному перенапряжению: тяжелый физический труд, постоянные командировки, интенсивные тренировки, изнуряющий образ жизни, недосып, вследствие чего сильная утомляемость ведет к нарушению мышечных функций, снижению энергии, скорости, четкости координации.
Умственное утомление у человека выражается в затрудненном мышлении, вялости, замедленной реакции, проблемами с сосредоточением внимания. При сильном умственном переутомлении проявляется депрессия или плохое настроение.
Утомление и переутомление бывают психологического (душевного) характера. Людей с определенной организацией нервной системы слишком сильная эмоциональная нагрузка приводит к неврозу, возникающему при обессиливании от напряженных психических состояний, от чувства большой ответственности и т.д.
Бывает так, что люди испытывают упадок сил каждый день. Некоторые уже с утра просыпаются без сил и пребывают в этом состоянии на протяжении всего дня, месяца, года – это называется хронической усталостью.
Какой бывает усталость
В зависимости от рода деятельности человека и степени усталости существуют следующие виды утомления:
- Сенсорное.
- Перцептивное.
- Информационное.
- Эффекторное.
- Нервное.
- Эмоциональное.
- Умственное.
- Физическое переутомление.
Сенсорное переутомление образуется вследствие продолжительного раздражения в виде громкого шума, яркого света, при этом человек начинает нервничать и чувствует дискомфорт в теле, особенно в области головы (глаза, уши).
Перцептивная обессиленность обычно поступает в сенсорный центр, что связано с затруднением опознавания сигнала, то есть человек сталкивается с сильными помехами в восприятии, ему трудно различать звуки и явления.
Информационное переутомление возникает при недостатке или перегрузке мозга информацией. Когда центральная нервная система не выдерживает возлагаемой на нее нагрузки или, наоборот, испытывает нехватку материала, она не в состоянии отразить адекватную картину явлений и мира.
Эффекторное переутомление развивается при возникновении каких-либо активных изменений, особенно в центральной нервной системе человека. Изменения проявляются из-за процесса обработки информации или процесса преобразования в мозге по конкретным правилам – например, математический счёт, формирование мнения, идеи. Из-за этой мозговой деятельности возникает общее утомление, с выраженными нарушениями нервной системы человека.
Переутомление на нервной почве развивается в результате напряжения и проявляется у человека в виде большой усталости, вялости и ощущения «разбитости». В ходе эмоционального переутомления организм истощается, отсутствуют силы для выполнения каких-либо действий и проявления разных эмоций. При этом индивид не в состоянии чувствовать ни счастье, ни горе.
При интеллектуальном обессиливании понижается деятельная способность человека из-за сбоя работы процессов в мозге, в частности во всей нервной системе. Процессы обдумывания и запоминания затруднены.
Утомляемость на физическом уровне можно определить по нарушению функционирования мышц, уменьшению энергии, нестабильности координации и сильному желанию выспаться.
С патологической усталостью человека связано переутомление. В этом состоянии стресса человеческий организм пребывает большую часть времени. Оно возникает из-за постоянных перегрузок и отсутствия полноценного отдыха, порой проявляется в виде невроза. Происходит серьезный сбой в работе центральной нервной системы. Стоит отметить, что представительницы женского пола более подвержены переутомлению, чем мужчины, в силу слабой нервной системы.
Каковы стадии усталости
Существуют три основные фазы утомления:
- Начальное утомление: клиническая и психофизиологическая картина неустойчива, изменена, в то же время показатели не выходят за рамки нормы.
- Компенсированное утомление: усталость и внутреннее напряжение увеличиваются, происходит изменение координации, трудно управлять телом.
- Декомпенсированное: прекращение работы всех органов и отключение сознания.
Утомление также бывает:
1. Острым: проявляется при непродолжительной, но интенсивной работе, к которой человек не готов физически или психологически. Оно возникает при нарушении сердечной деятельности.
2. Хроническим: проявляется при постоянных перегрузках организма, недостатке сна и отдыха. Уровень работоспособности понижается настолько, что человек не способен усвоить новую информацию.
3. Общим: возникает при тяжелом физическом труде, в который вовлечены обширные группы мышц. Ощущается отдышка, упадок сил, учащенное сердцебиение.
4. Локальным: развивается при слишком большой нагрузке на отдельные группы мышц. Удар приходится не на все тело, а на отдельные его области.
5. Скрытым: в скрытой фазе утомления зачастую человек не теряет трудоспособности, но у него очень быстро наступает упадок сил и потеря энергии.
Иными словами, стадии утомления таковы:
1-я стадия, для которой характерно измененное восприятие, но отсутствуют серьезные повреждения или расстройства. Основные внутренние и внешние признаки утомления на данной стадии: частично нарушены сон, настроение и аппетит. Человек выглядит нервным, цвет кожи – бледноватый. Восстановиться на данном этапе несложно.
2-я стадия, при которой присутствует объективная симптоматика. Симптомы: нарушение обмена веществ, вялость, апатия. Восстановиться уже более трудно.
3-я стадия является самой запущенной. Развиваются неврозы и депрессии. Требуется интенсивное и комплексное лечение.
Причины возникновения усталости
Имеются следующие причины утомления у человека:
- Нерегулярное питание.
- Перегрузки на тренировках или в огороде.
- Непрерывное вождение машины.
- Использование компьютера.
- Слишком большой объем информации.
- Работа в ситуации недостатка информации.
- Чрезмерная физическая активность.
- Долгое сидение в одном положении.
- Плохой или чрезмерный сон.
- Продолжительное воздействие раздражителей.
- Постоянное пребывание в конфликтном или некомфортном обществе.
- Интенсивная физическая, интеллектуальная деятельность.
Все эти признаки утомления и переутомления проявляются как внутренние и внешние симптомы. Желательно их заметить до наступления утомления, так как они выступают словно сигналы предупреждения об опасности нашего организма и нервной системы.
Существуют очень действенные меры профилактики утомления, которыми не стоит пренебрегать. Например, утомление умственное можно предотвратить такими методами, как регулярные перерывы, отвлечение внимания, полноценный сон, разделение информации на порции, медитация.
Имеются и другие способы снятия усталости: правильное питание, поездки на природу, прослушивание музыки, восьмичасовой сон. Иногда стоит порадовать себя походом по магазинам или встречей с друзьями.
Для снятия усталости могут также подойти просмотр любимого кинофильма, прогулка с детьми или забавы с животными. Всё, что душе угодно.
Человеческая жизнь драгоценна, поэтому стоит ценить и беречь ее. Постоянная усталость вряд ли сделает жизнь более качественной. Стоит помнить о сигналах усталости, и если кто-то заметил у себя ее основные признаки, то профилактика утомления поможет восстановиться и вновь повысить жизненный тонус. Автор: Дарья Сергеева
Сегодня затронем тему здоровья. Часто нашему хорошему самочувствию препятствует множество факторов. Это , всякие болезни, бессонница и, конечно же, усталость. В этой статье поговорим о переутомлении, о том, что это такое, его симптомах, признаках и профилактических методах, которые помогут вылечить эту болячку.
Что такое переутомление?
Итак, для начала разберемся с вопросом, что такое переутомление? Переутомление – это утомленное состояние человека, которое возникает как следствие длительного отсутствия отдыха. В чем разница между переутомлением и утомлением? Утомление – это истощение организма, а переутомление – это длительное утомление. Переутомление является опасным явлением для здоровья человека. И сейчас многие современные люди подвергаются этому риску.
Причины переутомления
Причины переутомления совершенно очевидны. Это несоответствие продолжительности труда и отдыха. То есть человек много и тяжело работает и мало отдыхает. Переутомление может быть как физическим, так и эмоционально-психологическим. Например, человек будет испытывать физическое переутомление, если он будет беспрерывно заниматься спортом, скажем по три часа в день. Я подобное переживал. Когда я занимался каратэ, летом и зимой у нас были 2-х дневные сборы, на которых мы занимались по шесть часов в день. После окончания этих сборов я не мог с кровати встать, так как чувствовал физическое переутомление.
Эмоциональное или психологическое переутомление связано с постоянной тревогой и беспокойством. Представьте, что Вам нужно каждый день выходить на сцену и выступать перед публикой, а Вы страшно боитесь публичных выступлений. Постоянное беспокойство и тревога высосет всю Вашу энергию за несколько часов, после чего Вы будете чувствовать себя подавленным. Другой пример, человек боится летать, но он вынужден часто перелетать из одного места в другое. Во время полета у человека присутствует внутри та же тревога и беспокойство, которое пожирает его энергию огромными порциями. После успешного приземления человек может чувствовать угнетенное состояние и утомление.
Причинами переутомления могут быть неудовлетворенность работой, неправильное питание, отсутствие отдыха, неблагоприятные бытовые условия. Стресс и депрессия являются мощными пожирателями энергии. А когда у человека заканчивается энергия, он чувствует себя немощно и слабо. Переутомление сопровождается своими симптомами.
Симптомы и признаки переутомления
Это постоянная сонливость. Даже после длительного сна человек может чувствовать себя усталым и слабым. Постоянные болезни, головные боли. Это свидетельствует о наличии слабой иммунной системе. Несмотря на постоянную сонливость, человек не может заснуть. Появляется раздражительность, апатия, снижается внимание и работоспособность памяти. В состоянии утомления человек неразговорчив. Так же наблюдается повышенное давление.
При продолжительном влиянии на человеческий организм вредных факторов производительной среды может развиться переутомление, которое по-другому называется хроническим утомлением, когда ночной сон не восстанавливает полностью затраченную в дневное время энергию. Это способствует снижению сопротивляемости внешним воздействиям, вследствие чего повышается уровень заболеваемости и травматизма.
Так же переутомление чревато нервными срывами и истериками, что в свою очередь может негативно сказаться на отношениях с близкими людьми. Постоянное желание побыть наедине с собой заставляет человека огрызаться на тех, кто хочет побыть рядом с ним, тем самым отдаляя его от себя. И если Вы хотите сохранить гармоничные отношения, то Вам необходимо знать о методах профилактики переутомления.
Профилактика переутомления
Теперь рассмотрим лучшие профилактические методы по борьбе с переутомлением. Мне всегда помогали обычные бессмысленные прогулки, когда идешь туда, куда глаза глядят. Это замечательное время для того, чтобы все осмыслить. Возможно, человека не устраивает его зарплата, из-за чего он чувствуете постоянную неудовлетворенность. Или личная жизнь не складывается, что ведет к стрессу и депрессии, а эти две вещи высасывают энергию как пылесос пыль. Я не советую Вам целыми днями сидеть дома и страдать от переутомления. Лучше выйдите на улицу и пройдитесь не спеша. В это время к Вам могут придти осознания, которые помогут Вам .
Следует отказаться от . Откажитесь от чрезмерного употребления кофе и чая. Начните . Побалуйте свой организм витаминами. Это очень важно. Авитаминоз тоже является главной причиной переутомления. Восполните свой организм ими. Это сделать совсем не сложно. Сейчас в аптеках продают много препаратов для получения дополнительного источника витаминов.
Разумеется, стоит забросить все дела к чертовой бабушке. Грубовато я изъяснился, но это действительно стоит сделать. Переутомление может возникнуть из-за скучной рутинной работы. Я по себе это знаю. Когда я учился в университете, я после одной скучной лекции чувствовал себя по-настоящему истощенным. Эта скука так изматывала меня… Если у Вас такая работа, что после нее Вы еле-еле доползаете до дивана, то Вам придется найти ей замену. Если Вы любите свою работу, то Вам просто нужно взять перерыв. Дайте время Вашей батарейки подзарядиться.
Переутомление – это угнетенное состояние. В этот момент необходимо восполнить эмоциональную пустоту. Новые впечатления и эмоции лечат любую болезнь. Это мой еще один любимый способ придти в себя. Не нужно сидеть дома и ждать, когда что-нибудь само произойдет. Найдите что-нибудь, что Вас порадует. Сходите в зоопарк, покатайтесь на аттракционах, можете посидеть у берега и понаблюдать за течением реки. Когда мне плохо, я поступаю именно таким образом. Всплеск позитивных эмоций вернет Вас на Землю.
Обычный способ избавиться от утомления – это хорошенько выспаться. Стандартный совет. Если Вам вообще никуда не хочется идти, Вы можете просто поваляться на диване. Вы имеете полное право на полноценный отдых.
Нужно оградить себя от стресса. Полностью избежать стрессовых ситуаций не получится, а вот сократить их количество под силу любому из нас. Стоит только захотеть. Этот шаг самый важный. Стресс, так же как и депрессия является отличным пожирателем энергии. Не будет стресса – не будет подавленного состояния.
Во время переутомления спортом можно заниматься, но немного – 20 минут простых упражнений. Я часто бывал в спортзале в утомленном состоянии. Продуктивность в тот момент была нулевой. Лучше просто попрыгать, по отжиматься, растяжку поделать. Тяжести поднимать я не рекомендую, а то еще упадет что-нибудь на Вашу или чужую ногу. Это лишний стресс, а он нам ни к чему.
И очень будет здорово, если Вы позволите своим близким побыть вместе с Вами. Не нужно их «отсылать» за то, что они проявляют заботу. Многие люди даже этого лишены. Пускай кто-нибудь Вас пожалеет.
Отдых и отсутствие стресса побеждает утомление любых уровней. Все что Вам нужно сделать, это соблюдать простые рекомендации, описанные выше.
переутомление что это, утомление, симптомы переутомления, признаки переутомления
Нравится | |
Тема 6. Утомление и работоспособность
Утомление и усталость. Признаки, причины и процесс развития утомления.
Виды утомления
Фазы работоспособности
Переутомление
Утомление и усталость. Признаки и причины утомления водителя.
Надежность водителей в значительной степени зависит от их работоспособности. Высокая работоспособность обеспечивает выполнение работы с высокой производительностью и высокими качественными показателями. При управлении автомобилем в состоянии сниженной работоспособности водители допускают ошибки, которые иногда приводят к ДТП.
Одной из причин снижения работоспособности водителей является утомление.
Различают такие понятия как утомление, усталость и переутомление.
Утомление - этозакономерный процесс временного снижения работоспособности, наступающего в результате деятельности. Это объективный процесс, характеризующийся изменениями в организме человека, которые могут быть установлены объективными методами.
Усталость - это субъективное переживание человеком утомления. Физиологическая сущность усталости заключается в сигнализации организма о необходимости прекратить или снизить интенсивность работы для того, чтобы избежать расстройства функций нервных клеток.
Вместе с тем далеко не всегда чувство усталости соответствует степени утомления. Человек в состоянии утомления может и не чувствовать усталости под влиянием эмоционального возбуждения, опасности, интереса к выполняемой работе, чувства долга, ответственности за порученное дело. Именно по этой причине водитель в продолжительном рейсе испытывает чувство усталости в меньшей степени, чем сидящий рядом пассажир, хотя длительное управление автомобилем, естественно, приводит к большему утомлению водителя, чем бездействующего пассажира.
Для оптимального протекания психических процессов необходим оптимальный уровень информационной нагрузки. Избыток и недостаток информации способствуют развитию утомления. Кроме того, имеет значение и характер поступающей информации.
При управлении автомобилем в условиях, когда на дороге нет других участников движения, при однообразном ландшафте водитель быстрее почувствует усталость, чем при управлении автомобилем в условиях интенсивного городского движения. В монотонной обстановке, при недостатке информации или в состоянии вынужденной бездеятельности чувство усталости может возникнуть быстрее, чем при активной напряженной работе, хотя объективных признаков утомления при этом еще может и не быть.
Отечественными физиологами было установлено, что клетки головного мозга утомляются значительно быстрее, чем работающие мышцы. Наименьшей утомляемостью обладают нервы, по которым передаются нервные импульсы.
Впервые это было доказано физиологом И. М. Сеченовым в оригинальном эксперименте. Испытуемый при сгибании указательного пальца в заданном ритме поднимал груз на определенную высоту. В результате развивающегося утомления высота подъема груза через некоторое время уменьшалась, а затем наступал момент, когда испытуемый совсем не мог поднять груз. При этом он чувствовал сильное утомление мышц работавшего пальца и, естественно, считал, что утомление развилось в них. Далее, в момент, когда он не мог поднять груз, через мышцы работавшего пальца пропускали электрический ток, который вызывал сокращение мышц в том же ритме, что приводило к поднятию груза. Естественно, можно было предположить, что после отключения тока дополнительно поработавшие мышцы в результате еще большего утомления сокращаться не будут. Однако, когда отключили ток, испытуемый опять стал легко в том же темпе поднимать груз. Объясняется это тем, что во время работы утомление быстрее развилось не в самих мышцах, а в нервных центрах, которые посылали к этим мышцам импульсы. Во время сокращения мышц электрическим током нервные клетки этих центров отдохнули, работоспособность их восстановилась и они опять стали посылать импульсы к мышцам. Таким образом, быстрее всего утомляются нервные клетки коры головного мозга, затем утомляются мышцы и наименьшей утомляемостью обладают нервы, по которым передаются нервные импульсы.
В результате более быстрого утомления нервных клеток головного мозга прежде всего возникают нарушения в протекании психических процессов - восприятия, мышления, памяти и внимания. Кроме того, снижается острота зрения, суживается поле зрения, ухудшается глубинное зрение, нарушаются точность и координация движений, увеличивается время реакций, снижается степень автоматизации навыков, учащается пульс, повышается кровяное давление, теряется чувство скорости, возникает апатия, вялость, нарушается готовность к действиям при неожиданном изменении дорожной обстановки.
Утомление проявляется в виде постепенного снижения работоспособности организма. При этом снижается слуховая, зрительная и тактильная чувствительность, увеличивается время реакции, возрастает количество ошибок, падает производительность.
Признаки наступающего утомления:
· чувство усталости;
· появление незначительных ошибочных действий;
· желание выпрямиться, изменить позу;
· заметное снижение интенсивности и устойчивости внимания;
· непроизвольное отвлечение на мысли, не связанные с управлением автомобилем;
· все большее волевое усилие, необходимое для преодоления перечисленных негативных явлений.
Первые признаки утомления, появившиеся после нескольких часов работы за рулем, не опасны для водителя и легко устраняются кратковременным отдыхом.
Степень утомления зависит от продолжительности работы. Чем больше рабочий день водителя, тем более выражено утомление, более вероятны ошибки. Статистикой установлена прямая зависимость между временем управления автомобилем и количеством ДТП.
Водители при управлении автомобилем в течение 7-12 часов совершают ДТП в 2 раза, а при продолжительности управления свыше 12 часов в 9 раз чаще, чем при продолжительности работы до 7 часов. По другим данным, водители, работающие более 7 часов, совершают 1/3всех ДТП. ДТП, возникающие из-за ошибок водителей в результате длительного управления автомобилем, приводят к более тяжелым последствиям. Так, у водителей, работающих более 12часов, ДТП со смертельным исходом возникают в 1,5 раза чаще.
При утомлении могут сохраняться простые, хорошо автоматизированные навыки, которые позволяют правильно действовать в хорошо знакомых, стандартных ситуациях. Однако нарушаются сложные виды психической деятельности, что снижает готовность к действиям при неожиданном и необычном изменении дорожной обстановки. Все это снижает надежность водителей, приводит к ошибкам и ДТП.
Особое значение для водителя имеет зрительное утомление. Через 8 часов непрерывной работы он видит дорожный знак уже не за 100 м, а лишь за 80 м. Утомлению зрения способствует недостаточный контраст между фоном и объектом, что имеет место при вождении автомобиля в условиях ограниченной видимости, а также при ослеплении водителей фарами встречных автомобилей ночью и солнцем днем. Зрительное утомление отрицательно сказывается на работе водителя. Усталый мышечный аппарат глаз не обеспечивает четкого пространственного восприятия. Взгляд даже у опытных водителей при утомлении чаще переносится на боковую часть дороги и с дальней перспективы на ближнюю, что затрудняет восприятие и прогнозирование развития дорожной обстановки.
Возможные причины, способствующие развитию утомления водителя:
· неудобное сиденье,
· низкая температура воздуха,
· частые перепады температуры в кабине автомобиля,
· плохая видимость,
· частые изменения освещенности и недостаточная освещенность дороги в темное время суток,
· вибрация,
· попадание в кабину паров бензина или отработавших газов.
Процесс развития утомления проходит следующие стадии:
1) Стадия отсутствия утомления. Работа еще не утомила, человек может далее продолжать работу или заниматься еще чем-либо;
2) Первая стадия утомления. Возникает чувство утомления, вызванное работой. Но после часового активного или пассивного отдыха снова обретается свежесть мыслей и чувств, человек снова становится энергичным.
3) Вторая стадия утомления. Снижается волевое усилие, заставляющее напрягать мозг для решения сложных вопросов.
4) Третья стадия утомления. Человек не хочет уже ни на чем останавливать внимание, даже в самой легкой работе, но еще сохраняет желание есть и спать;
5) Четвертая стадия утомления. Характеризуется бессонницей. Одновременно появляются признаки неврастении, головные боли, ощущение усталости после ночного полусна-полубодрствования, раздражительность, излишняя чувствительность в общении с другими людьми, вспыльчивость, иногда депрессия.