Питание летного состава должно отвечать следующим требованиям:


  • суточные рационы должны, как правило, включать продукты, не нарушающие нормальную работу органов пищеварения;

  • калорийность суточных рационов должна полностью покрывать энергетические затраты, а питательные вещества должны удовлетворять потребности в них организма в различных климатогеографических зонах;

  • продукты и готовые блюда следует подбирать с учетом влияния на организм неблагоприятных факторов полета и особенностей функционирования желудочно-кишечного тракта в полете;

  • готовая пища должна обладать хорошими вкусовыми качествами, быть достаточно разнообразной и безопасной в санитарно-эпидемиологическом отношении;

  • режим питания и распределение суточного пищевого рациона должны соответствовать распорядку дня и характеру полетов.
Человек в целях поддержания расхода энергии постоянно с пищевыми продуктами употребляет углеводы, жиры и белки, которые окисляясь восстанавливают энергетический баланс. Энергетические затраты в основном зависят от уровня основного обмена, а величина основного обмена в свою очередь зависит от массы тела, возраста, роста и характера выполняемой мышечной работы.

В летной практике на величину основного обмена оказывают большое влияние нервно-психическое напряжение, определенный недостаток кислорода во вдыхаемом воздухе, вибрация, шум, неравномерное по времени питание, режим, а иногда и гиподинамия, обусловленная длительными полетами, и ряд других факторов. В этих условиях энергетический обмен и функции желудочно-кишечного тракта нередко изменяются.

В полетах повышается потребность организма в витаминах, белках и углеводах. Поэтому необходимо обеспечение членов экипажей рациональным питанием, т. е. таким питанием, которое могло бы полностью обеспечить потребность организма в пище, как в количественном, так и в качественном отношении. Пищевые продукты должны быть доброкачественными, обработанными и приготовленными таким образом, чтобы они вызывали аппетит, были легко усвояемыми и оптимально распределялись по калорийности рационов в течение рабочего дня с учетом особенностей полетов. Важным условием безопасности полетов является также оптимальное обеспечение летного состава бортовым питанием на многоместных самолетах в длительных полетах. Должен осуществляться своевременный контроль за доброкачественностью продуктов, санитарным состоянием пищеблоков и обработкой сырья в целях предупреждения возможностей появления метеоризма и пищевых отравлений. При разработке режима питания должен также быть учтен и ряд моментов, связанных с метеорологическими и климатическими условиями, а также с ассортиментом и наличием продовольствия.

Следует иметь в виду, что прием большого количества пищи перед полетом или во время полета может снизить работоспособность пилота, так как прием пищи ведет к приливу крови к органам пищеварения, а это в свою очередь может неблагоприятно сказаться на кровоснабжении головного мозга и работоспособности мышц. Кроме того, переполненные желудок и кишечник могут оказывать стесняющее действие на диафрагму и затруднять дыхательные движения и сердечную деятельность.

Перед полетом пища должна быть по объему компактной, обладать достаточной насыщающей способностью, быть легко усваиваемой и перевариваемой и не вызывать чрезмерного газообразования в кишечнике. Перед высотным полетом желательно ограничить в пищевом рационе содержание жира, а также бобов и гороха и увеличить содержание легкоусвояемых углеводов, которые повышают высотную устойчивость. При значительных промежутках времени между приемами пищи у некоторых лиц могут появляться чувство голода, ощущение слабости, головокружение, ухудшение самочувствия и снижение работоспособности.

Особо важную роль в обеспечении полноценности питания во время длительного полета играют такие пищевые вещества, как аскорбиновая кислота, рибофлавин, тиамин, которые входят в состав ферментов, участвующих в окислительно-восстановительных процессах. Учитывая, что при длительных полетах в кабине экипажа и пассажирских салонах относительная влажность значительно уменьшается и воздух становится сухим, а у экипажей и пассажиров возникает ощущение сухости во рту и чувство жажды, целесообразно применять кондитерские изделия, содержащие в себе органические кислоты, которые уменьшают эти ощущения и способствуют утолению жажды.

Питание летных экипажей, основанное на рациональных принципах, должно удовлетворять энергетическим, пластическим и другим потребностям организма и обеспечивать необходимый уровень обмена веществ и работоспособности членов экипажей.

Питание, основанное не на рациональных принципах, может привести к нарушению обмена веществ и расстройству функционального состояния различных органов и систем организма.

По пищевым ингредиентам питание членов экипажей должно быть сбалансировано и индивидуализировано в соответствии с энергозатратами, особенностями метаболизма в условиях высоты, а также наличием тех или иных отклонений в состоянии здоровья (чрезмерная полнота, нарушение обмена веществ и др.).

Питание может быть четырех- или трехразовым, поэтому суточный рацион питания по калорийности рекомендуется распределять в зависимости от принятого режима питания. При четырехразовом питании рацион может быть распределен ориентировочно следующим образом: на первый завтрак - 25 % общего количества суточной пищи, на 2-й завтрак-15%, на обед-40% и на ужин-20%; при трехразовом: на завтрак-30%, на обед - 40 % и на ужин - 30 %. Прием пищи с соблюдением таких режимов может обеспечить регулярное поступление в организм пилота необходимых питательных веществ и предотвратить возникновение чувства переедания или голода.


    1. Порядок обеспечения питанием экипажей ВС ГА.
(Приложение N 3 к Приказу Минтранса России от 30 сентября 2002 г. N 122).

1. Экипажи воздушных судов в дни полетов и дежурств

обеспечиваются эксплуатантом бесплатным рационом питания.

При невозможности обеспечения экипажа бесплатным питанием во

внебазовых аэропортах (аэродромах, посадочных площадках) по причине

отсутствия специализированных организаций общественного питания

допускается возмещение расходов на питание членам экипажа.

2. При организации питания в специализированных организациях

общественного питания в базовых аэропортах эксплуатантом

обеспечивается рацион питания, составление меню - раскладок, учет

пищевой ценности и калькуляция блюд. Калорийность суточного рациона

питания в дни полетов и дежурств с учетом норм потребляемых белков,

жиров и углеводов на одного члена экипажа не должна быть ниже 3500

3. Рацион питания предоставляется экипажу воздушного судна в

зависимости от продолжительности рабочего времени при выполнении

полетного задания:

До 3 часов - одноразовое питание;

От 3 до 6 часов - двухразовое питание;

Свыше 6 часов - трехразовое питание.

4. При нахождении экипажей воздушных судов в резерве, на

дежурствах (поисковые и аварийно - спасательные работы, санитарные

задания, лесоохрана) обеспечение питанием производится в зависимости

от продолжительности рабочего времени:

До 4 часов - одноразовое питание;

От 4 до 8 часов - двухразовое питание;

Свыше 8 часов - трехразовое питание.

Организация питания экипажей воздушных судов, выполняющих

авиационные работы, оговаривается эксплуатантом в соответствующих

договорах с заказчиками.

5. Время и порядок приема пищи членами экипажей устанавливаются

командиром воздушного судна в зависимости от условий полета.

6. При ожидании вылета во внебазовых аэропортах (на аэродромах,

посадочных площадках) с целью продолжения выполнения полетного

задания, выполнении внеплановых посадок и задержек вылета во

внебазовых аэропортах (на аэродромах, посадочных площадках), не

предусмотренных полетным заданием, члены экипажей воздушных судов

обеспечиваются питанием в порядке, установленном в пункте 4 настоящего

приложения.


      1. Порядок обеспечения питанием членов летного экипажа в полете.

  • Вход в кабину летного экипажа осуществляется по вызову или разрешению КВС СБЭ или бортпроводником, назначенном на предполетном брифинге. Идентификация личности производится с помощью камер видеонаблюдения.

  • Использовать салфетки, предназначенные для обслуживания летного экипажа.

  • Обслуживание напитками:
- наливать напиток не более 2/3 емкости стакана;

Подавать стакан со стороны борта самолета.


  • Обслуживание летного экипажа не производится при прохождении зоны турбулентности.

      1. Порядок обеспечения питанием членов кабинного экипажа в полете.

  • Питание членов кабинного экипажа производится по графику и на местах, определенным СБЭ. График составляется таким образом, чтобы в пассажирских салонах и туалетных комнатах осуществлялся контроль безопасности, чистоты и проводилась индивидуальная работа с пассажирами членами кабинного экипажа.

  • Запрещено размещение стаканов и подносов/ланч-боксов с питанием в местах, для этого не предназначенных. Следует соблюдать чистоту и порядок в БКС.

8. Список литературы

1. Инструкция по организации питания пассажиров на борту самолетов гражданской авиации, утв. МГА и Минторгом СССР от 10.01.80 N 11/7.

2. Отраслевой стандарт «Рационы питания, выдаваемые пассажирам в полете. Основные требования». ОСТ 54-3-61-93.

3. Гигиенические требования к организации бортового питания авиапассажиров и членов экипажей воздушных судов ГА. СП2.5.1.788-99.

4. Указания по составлению меню, комплектованию и отпуску рационов питания для пассажиров самолетов внутрисоюзных и международных воздушных линий гражданской авиации СССР, утвержденные Минторгом СССР и МГА от 06.06.88 N 109/92.

5. Правила гигиены для бортового питания - Ассоциация Европейских авиакомпаний (АЕА), Брюссель G 9051, 28.02.95. 41.

6. Программа обучения бортпроводников внутренних и международных авиалиний гражданской авиации по вопросам санитарно - эпидемиологического обеспечения полетов, утв. заместителем Главного государственного санитарного врача Российской Федерации 16.12.98 N 292-117.

8. Воздушный кодекс Российской Федерации (19.03.97 N 60-ФЗ).


ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ПИТАНИЯ ЛЕТНОГО СОСТАВА При организации питания летного состава используются:

  1. повседневное (предполетное) питание в наземных условиях;
  2. бортовое питание в длительных полетах более 4 часов;
  3. питание и водообеспечение в аварийных условиях;
  4. питание при вылете по тревоге.
  5. Питание летного состава должно отвечать следующим требованиям:
  6. суточные рационы должны, как правило, включать продукты, ассортимент и количество которых предусмотрены летным пайком;
  7. замена продуктов летного пайка может производиться в исключительных случаях с учетом климатогеографических особенностей района дислокации, санитарных условий или кулинарных соображений в соответствии с нормами разрешенных замен;
  8. калорийность суточных рационов должна полностью покрывать энергетические затраты, а питательные вещества должны удовлетворять потребности в них организма в различных климатогеографических зонах;
  9. продукты и готовые блюда следует подбирать с учетом влияния на организм неблагоприятных факторов полета и особенностей функционирования желудочно-кишечного тракта в полете;
  10. готовая пища должна обладать хорошими вкусовыми качествами, быть достаточно разнообразной и безопасной в санитарно-эпидемиологическом отношении;
  11. режим питания и распределение суточного пищевого рациона должны соответствовать распорядку дня и характеру полетов.
  12. Предполетное питание летного состава организует командир авиационно-технической части за сутки до начала полетов.
  13. В зависимости от распорядка дня и особенностей летной работы пища может выдаваться в летной столовой, на аэродроме во время полетов, на борту самолета в полете и должна полностью удовлетворять гигиеническим требованиям. Готовая пища должна быть употреблена не позднее 2 часов с момента ее приготовления.
  14. Предполетное питание
  15. Под предполетным питанием понимают все приемы пищи на протяжении 24 часов до начала полетов.
  16. Предполетное питание организует командир авиационно-технической части в летной столовой, а контролирует - начальник медицинской службы авиационной части.
  17. Предполетная пища может приниматься в летной столовой и непосредственно на аэродроме. В летной столовой организуются, как правило, основные приемы пищи: завтрак, обед, ужин, а на аэродроме - вторые завтраки или ужины.
  18. Предполетное питание является важным средством повышения работоспособности летчика в полете и сохранения его здоровья. Предполетный завтрак (обед, ужин) летный состав должен получать в летной столовой за 1,5 - 2 часа до вылета. Во избежание высотного метеоризма в предполетный рацион не включаются продукты, способствующие повышенному газообразованию в кишечнике (горох, бобы, фасоль, чечевица, ячменная и овсяная крупы, кукуруза, репа, редька, дыня).
  19. Продукты растительного происхождения, богатые клетчаткой, вводятся в предполетный рацион в строго нормированных количествах: не более 200 г ржаного хлеба (вчерашней выпечки), не более 100 г капусты, не более 550 г картофеля, не более 250 г прочих овощей. Овощи должны подвергаться термической обработке. Не рекомендуется перед полетом пить квас и холодную некипяченую воду.
  20. В суточном предполетном рационе не разрешается делать замены продуктов, приводящие к увеличению содержания круп, ржаного хлеба, овощей.
  21. В целях снижения газообразования в кишечнике рекомендуется использовать в предполетном питании простоквашу, кефир, ацидофилин, лук, чеснок, укроп, которые угнетают газообразующую флору кишечника. Особенно целесообразен прием этих продуктов в ужин накануне полетов.
  22. Поливитаминные препараты, входящие в состав летного пайка, следует принимать во время предполетного приема пищи. В предполетный рацион должны включаться легко перевариваемые и усвояемые продукты, имеющие небольшой объем. Его калорийность устанавливается соответственно режиму питания.
  23. Во избежание диспепсических расстройств в предполетное меню не следует вводить богатые жиром продукты, особенно жирную свинину и баранину, а также жирные сорта рыбы и птицы.
  24. Для сохранения высокой работоспособности во время летной смены непосредственно на аэродроме через 4 часа после предполетного приема пищи должен дополнительно выдаваться второй завтрак (второй ужин) калорийностью около 700 ккал, содержащий преимущественно легко перевариваемые и усвояемые питательные вещества: углеводы, жиры и белки. Поэтому во второй завтрак рекомендуется включать белый хлеб, масло, сахар, сыр, яйца, колбасу, простоквашу, шоколад, горячий чай и кофе.
  25. Второй завтрак и ужин выдаются, как правило, на аэродроме в перерыве между полетами.
  26. В условиях жаркого климата при высоких дневных температурах воздуха калорийность пищи, принимаемой в наиболее жаркие часы, которые совпадают с интенсивной летной нагрузкой, не должна превышать 20 - 35% общей суточной калорийности. Во время ужина в конце рабочего дня ее можно увеличить до 36 - 40%.
  27. При трехразовом режиме питания на завтрак должно приходиться около 30%, на обед 50%, на ужин 20% общей суточной калорийности рациона.
  28. Распределение суточного рациона по приемам пищи (в % от общей калорийности летного пайка)
  29. Питание на необорудованных аэродромах
  30. В целях обеспечения рационального питания, предупреждения пищевых отравлений и токсикоинфекций при базировании на аэродромах, не оборудованных стационарными пищеблоками, необходим усиленный медицинский контроль санитарного состояния полевых кухонь-столовых, доброкачественности продуктов и воды, условий хранения, приготовления и приема пищи, а также состояния здоровья персонала полевых кухонь-столовых.
  31. При отсутствии возможности приготовить пищу из продуктов летного пайка могут применяться консервированные и концентрированные продукты, имеющие питательную ценность, аналогичную летному пайку. В этих случаях предусматривается трехразовое питание.
  32. Питание экипажей воздушного судна в отрыве от мест постоянной дислокации может также осуществляться специальным рационом, предназначенным для питания на необорудованных аэродромах. Продукты рациона распределены по приемам пищи, количество которых увеличено до четырех (введен вечерний чай).
  33. Суточные рационы продуктов взамен летного пайка комплектуются авиационно-техническими частями за счет продуктов, поступающих на текущее довольствие. Заявку на необходимое количество суточных рационов подает штаб авиационной части в авиационно-техническую часть.
  34. Питьевая вода и вода для приготовления пищи должна доставляться только из проверенных водоисточников и удовлетворять предъявляемым к ней требованиям.
  35. Питание в полете
  36. При выполнении длительных беспосадочных полетов (более 4 часов) летный состав обеспечивается бортовыми пайками.
  37. В целях обеспечения полноценным бортовым питанием членов экипажей самолетов и вертолетов разработано 4 варианта бортового пайка, и комплектация бортового рациона конкретными пайками зависит от продолжительности полета.
  38. Бортовые пайки комплектуют в летной столовой специально выделенные и проинструктированные лица. Продукты бортового пайка на один прием пищи после внешнего осмотра укладываются в пакеты из пленки отдельно на каждого члена экипажа. Укладка продуктов в один пакет для двух человек и более не разрешается. В бортовых пайках запрещается использовать черствый хлеб, продукты с истекшими сроками хранения, негерметичные, деформированные, загрязненные консервы и банки с признаками бомбажа.
  39. В летной столовой готовятся также горячие чай и кофе, которые разливаются в индивидуальные или групповые термосы, выдаваемые экипажу в полет. Заготавливать горячие напитки следует из расчета не менее 100 мл на час полета на человека.
  40. Бортовые сумки с пайками и термосы доставляются на аэродром к указанному в заявке времени и сдаются под расписку члену экипажа, ответственному за организацию питания в полете.
  41. Для обеспечения экипажа бортовым питанием и водой воздушное судно оборудуется контейнерами для хранения бортовых пайков, столовых принадлежностей и кружек, а также подогревателями для мясных консервов и устройствами для приготовления горячих напитков (кофе или чай). В кабине должен быть бачок для хранения питьевой воды, а также контейнер для сбора и хранения пищевых отходов, тары и гигиенических салфеток.
  42. Емкости для питьевой воды на борту воздушного судна должны наполняться преимущественно из централизованных водопроводов и только питьевого качества.
  43. Бортовые пайки в полете расходуются с соблюдением режима питания из расчета: первый прием пищи - через 4 часа после последнего предполетного приема пищи в столовой или на аэродроме, а последующие приемы пищи - через каждые 4 часа полета. При беспрерывных полетах продолжительностью 4 - 5 часов каждому члену экипажа воздушного судна выдается один бортовой паек и экипаж в этом случае с довольствия в столовой не снимается.
  44. В полетах на больших высотах, когда избыточное давление в герметической кабине не ниже барометрического давления на высоте 5000 м и экипаж пользуется кислородом, перед приемом пищи и питья включается непрерывная подача кислорода и ослабляется крепление кислородной маски справа. Затем маска сдвигается левой рукой, а правой в рот вкладывается пища или подносится ко рту кружка с чаем (водой, соком). По окончании приема пищи и питья маска возвращается на место, подтягивается ее крепление и выключается непрерывная подача кислорода.
  45. За лицом, принимающим пищу, должен наблюдать один из членов экипажа, чтобы в случае необходимости оказать помощь. При внезапной разгерметизации кабины следует немедленно прекратить прием пищи, возвратить маску в исходное положение и восстановить герметичность ее прилегания к лицу.
  46. При полетах на больших высотах, когда избыточное давление в герметической кабине равно фактическому барометрическому давлению на высоте 5000 м или ниже его, экипаж должен принимать пищу и питье только при надетой кислородной маске (гермошлеме), имеющей клапан для питания (кислородная маска КМ-32П). В такие полеты должен выдаваться специальный высотный бортовой паек, состоящий из консервированных пюреобразных и жидких продуктов, упакованных в алюминиевые тубы.
  47. Перед приемом пищи из тубы необходимо отвинтить бушон (колпачок), вскрыть защитную фольгу на горловине тубы и навинтить на нее мундштук из парафинированного картона или оргстекла. Затем, держа подготовленную указанным образом тубу, правой рукой ввести мундштук через клапан в маске в рот. Во избежание загрязнения маски и подмасочного пространства не следует сильно надавливать на тубу рукой.
  48. После полета маска и дыхательные клапаны должны быть очищены от остатков пищи, а маска проверена на герметичность.
  49. Питание и водообеспечение в аварийных условиях
  50. В целях сохранения и поддержания работоспособности на уровне, необходимом для выживания после аварийного приземления (приводнения) в безлюдной местности, экипажи воздушного судна снабжаются аварийными запасами. Аварийные запасы на воздушном судне содержатся в форме носимых аварийных запасов или бортовых аварийных запасов.
  51. В состав носимых аварийных запасов и бортовых аварийных запасов, кроме средств сигнализации и связи, предметов первой необходимости и аптечки, как правило, включаются аварийные запасы пищи и воды (так называемая водно-пищевая группа).
  52. Медицинский контроль обеспечения экипажей воздушного судна аварийными запасами пищи и воды включает:
  53. санитарно-гигиенический контроль доброкачественности пищевых продуктов и воды, предназначенных для комплектации аварийных запасов;
  54. контроль правильности комплектации пищевых групп аварийных запасов;
  55. контроль своевременности освежения аварийных запасов пищи и воды.
  56. Санитарно-гигиенический контроль доброкачественности пищевых продуктов и воды, предназначенных для комплектации аварийных запасов пищи, осуществляет начальник медицинской службы авиационно-технической части, который акцентирует внимание на сроках изготовления продуктов, признаках их порчи, сохранности и чистоте упаковки.
  57. Освежение продуктов, входящих в наборы аварийных запасов, производится по истечении сроков хранения по планам командиров авиационной и авиационно-технической частей, а также при установлении полной или частичной невозможности использования продуктов.
  58. Организация питания при вылете по тревоге
  59. При невозможности обеспечения летного состава горячей пищей в период подготовки к вылету по тревоге питание организуется за счет специального набора продуктов.
  60. Комплекты наборов продуктов должны храниться в двух местах: на продовольственном складе авиационно-технической части и в специально отведенном помещении на аэродроме. Наборы должны быть готовы к выдаче в любое время суток.
  61. Вылет экипажей натощак не допускается.

54. Медицинский контроль питания летного состава включает:

контроль полноценности пищевого рациона и соблюдения режима предполетного питания, питания в период проведения полетов, бортового питания и питания на аэродроме;

контроль комплектования бортовых пайков и водно-пищевых групп аварийных запасов;

выявление у летного состава признаков недостаточности, пониженного или повышенного питания или его несоответствия условиям летной деятельности;

контроль соблюдения особенностей организации питания летного состава (приведен в приложении N 5 к настоящим Правилам).

55. Начальник медицинской службы авиационной части является ответственным за медицинский контроль питания летного состава. К медицинскому контролю питания летного состава он привлекает медицинскую службу авиационно-технической части.

При медицинском контроле питания летного состава начальник медицинской службы авиационной части участвует в составлении меню-раскладок с учетом особенностей предстоящих полетов и организовывает:

санитарно-гигиенический контроль предполетного питания в летной столовой, питания и водообеспечения на аэродроме;

медицинский контроль бортового питания и водообеспечения экипажей самолетов, комплектования водно-пищевых групп аварийных запасов в носимом аварийном запасе и бортовом аварийном запасе.

56. Недостатки в организации питания летного состава, выявленные в процессе медицинского контроля, и предложения по их устранению начальник медицинской службы докладывает командиру авиационной части и вышестоящему начальнику медицинской службы.

57. Начальник медицинской службы авиационно-технической части принимает участие в медицинском контроле питания летного состава с учетом особенностей организации питания летного состава, указанных в приложении N 5 к настоящим Правилам.

58. В дни полетов летный состав должен принимать горячую пищу четыре раза в сутки. Промежутки между приемами пищи в период бодрствования во всех случаях, в том числе в полете, не должны превышать 4 - 5 часов. В нелетные, выходные и праздничные дни количество приемов пищи может быть уменьшено до трех раз в сутки.

59. Перед выполнением полетов пищу целесообразно принимать за 1,5 - 2 часа до вылета. Выполнение полетов сразу после обильного приема пищи не рекомендуется. Выполнение полетов натощак не проводится.

60. Летный состав должен быть обучен правилам приема пищи и питья в длительном полете, при этом необходимо разъяснять недопустимость использования в полете продуктов и напитков, не входящих в бортовой паек.

61. Для питания летного состава на необорудованных (полевых) аэродромах могут использоваться суточные рационы из консервированных и концентрированных продуктов.

62. Пища для летного состава, получающего диетическое питание, должна готовиться из продуктов летного пайка с заменой отдельных видов продуктов по медицинским показаниям.

4. Заключение.

Необходимо систематическое санитарно-эпидемиологическое наблюдение за строгим соблюдением санитарных правил на всех этапах – от изготовления пищевых продуктов до раздачи летному составу и пассажирам.

С целью профилактики пищевых отравлений, токсикоинфекций и диспепсических расстройств у членов экипажей в длительных полетах, которые являются опасными предпосылками к летным происшествиям, в бортовые пайки вкладывают только продукты, доброкачественность которых не вызывает сомнений. При комплектовании в бортовые пайки не должны включаться продукты с истекшими сроками хранения, поврежденной или загрязненной упаковкой, консервные банки и тубы с признаками бомбажа.

Запрещается использование продуктов, состав и консистенция которых благоприятны для развития патогенной микрофлоры: мясные и рыбные фарши, паштеты, вареные и полукопченые колбасы, молочные продукты, грибы и т.д. При комплектовании бортовых пайков в летных столовых необходимо добиваться, чтобы они укладывались в чистые пакеты (из пленки или крафт-бумаги), хорошо подготовленные бортовые сумки и исправные контейнеры для доставки на аэродром. Автотранспорт для доставки бортовых пайков и воды на аэродром должен отвечать санитарным требованиям к транспорту для перевозки пищевых продуктов.

Необходимо, чтобы на длительные полеты выдавались различные по составу бортовые пайки, и продовольственная служба имела достаточный ассортимент мясных консервов, туб и плодово-ягодных соков. Необходимо добиваться, чтобы летный состав был обеспечен достаточным количеством чистых столовых принадлежностей, консервными ножами и кружками для чая, кофе и воды. Вода для заполнения емкостей бортовой системы водообеспечения и для приготовления горячих напитков должна использоваться преимущественно из централизованных водопроводов и только питьевого качества, соответственно СанПиН 2.1.4.1074-01 "Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества". Необходимо требовать выполнения гигиенических требований к организации бортового питания авиапассажиров и членов экипажей воздушных судов гражданской авиации, СП 2.5.1.788-99.

Летный состав должен быть хорошо ознакомлен с пищевыми качествами бортовых пайков, режимом питания и водообеспечения, правилами хранения и использования бортовых пайков, а также запасов воды в длительных полетах.

Использованная литература.

Начала авиационной и космической медицины. Учебное пособие/ Под ред.чл.-корр. РАН, академика РАМН И, Б. Ушакова. – М.: Медицина для всех, 2007. – 400с.

Руководство авиационному врачу по вопросам питания лиц летного состава / М-во гражд. авиации. - М. : Воздуш. трансп., 1986. - 185 с

Авиационная медицина : (Руководство) / [Н. М. Рудный, В. И. Копанев, И. Н. Черняков и др.]; Под ред. Н. М. Рудного и др. - М. : Медицина , 1986. - 577, с. : ил.

Профилактическая военная авиационная медицина в государственной системе охраны здоровья / В. А. Пономаренко. - Б. м., 2002 (Воронеж: Тип. ВГУ). – 24 с.

Приказа Министра обороны РФ от 27.04.09. №2654 «Об утверждении Федеральных авиационных правил медицинского обеспечения полетов государственной авиации».

СанПиН 2.1.4.1074-01 "Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества".

«Гигиенические требования к организации бортового питания авиапассажиров и членов экипажей воздушных судов гражданской авиации» СП 2.5.1.788-99.

размер шрифта

ПРИКАЗ Минобороны РФ от 15-10-92 200 О ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ ПОЛОЖЕНИЯ О ПРОДОВОЛЬСТВЕННОМ ОБЕСПЕЧЕНИИ ВООРУЖЕННЫХ СИЛ... Актуально в 2018 году

6. Питание летного и инженерно - технического состава авиации

152. Питание летного и инженерно - технического состава авиации Вооруженных Сил Российской Федерации организуется через соответствующие столовые воинских частей (летного, инженерно - технического состава).

При необходимости в дни полетов по заявке штаба авиационной части питание летного и инженерно - технического состава может быть организовано непосредственно на аэродроме. Для этой цели приготовленная пища вывозится в термосах, а на аэродромах оборудуются специальные помещения для подогрева и приема пищи.

153. На питание по летному пайку в соответствии со статьей II настоящего Положения зачисляются:

а) контингенты, поименованные в подпунктах "а", "в", "г", "д", "е", "ж", "к", "л", "м", "н" примечания 1 к норме N 2 (Приложение N 2 к настоящему Положению), - приказом командира авиационной части (военно - учебного заведения, учреждения);

б) военнослужащие летного состава, не входящие в штатные расчеты экипажей летательных аппаратов, но совершающие полеты по планам боевой и учебной подготовки, боевого дежурства и испытаний авиационной техники и имущества в воздухе, которым определена норма налета часов не менее нормы, установленной для штатных экипажей соответствующих типов летательных аппаратов <*>:

<*> Нормы налета часов устанавливаются ежегодно приказами главнокомандующих видами Вооруженных Сил Российской Федерации.

Авиационных частей и соединений, штабов, управлений и отделов воздушных армий, ВВС военных округов, групп войск, флотов, авиации округа ПВО, штабов и управлений армий, флотилий, других видов Вооруженных Сил Российской Федерации - ежеквартально приказами командующих указанными объединениями по спискам, представляемым по подчиненности командирами авиационных соединений, отдельных частей, начальниками штабов, управлений и отделов через заместителей командующих объединениями по тылу;

Главных штабов и управлений и служб видов Вооруженных Сил Российской Федерации, управлений командующих Дальней авиацией и Военно - транспортной авиацией - ежеквартально приказами начальников главных штабов, управлений и служб видов Вооруженных Сил Российской Федерации, командующих Дальней авиацией и Военно - транспортной авиацией по согласованию с Центральным продовольственным управлением Министерства обороны Российской Федерации <*>.

<*> За дни, не связанные с выполнением полетов, разрешается летному составу штабов, управлений и служб выдавать положенный ему продовольственный паек продуктами на руки или выплачивать взамен его денежную компенсацию в порядке статьи 22 настоящего Положения.

Военнослужащие, указанные в настоящем подпункте, норма налета часов у которых меньше нормы, установленной для штатных экипажей соответствующих типов летательных аппаратов, обеспечиваются питанием за счет государства по летному пайку только в дни полетов;

в) военнослужащие, поименованные в подпунктах "з" и "и" примечания 1 к норме N 2 (Приложение N 2 к настоящему Положению), - приказом командира воинской части, на базе которой совершаются прыжки с парашютом. При этом, если в назначенный день прыжки не состоялись или отменены, зачисленные на питание военнослужащие с довольствия в этот день не снимаются;

г) контингенты, поименованные в подпунктах "р", "с" и "т", - приказом командира воинской части.

Контингенты, поименованные в подпунктах "о" и "п" примечания 1 к норме N 2 (Приложение N 2 к настоящему Положению), на питание по летному пайку зачисляются в порядке, предусмотренном в указаниях (приложение N 23 к настоящему Положению) <*>.

<*> Не приводится.

Зачисление военнослужащих инженерно - технического состава авиации на питание в разрешенных случаях производится приказом командира авиационно - технической части.

154. Предоставление летному и инженерно - техническому составу авиации питания по соответствующим пайкам прекращается:

При расформировании (переформировании) авиационных и авиационно - технических частей;

При замене материальной части с прекращением полетов;

При переводе военнослужащих из одной авиационной (авиационно - технической) части в другую;

При отстранении (в том числе и временно) от летной работы (от полетов) или обслуживания летательных аппаратов по решению командования или военно - врачебной комиссии;

При переводе на работу, не связанную с полетами или с обслуживанием летательных аппаратов.

В этих случаях со дня прекращения полетов или обслуживания летательных аппаратов военнослужащие летного и инженерно - технического состава авиации переводятся на продовольственное обеспечение по норме N 1 (Приложение N 1 к статье 16 настоящего Положения).

Генералы, офицеры, прапорщики и военнослужащие срочной и сверхсрочной службы летного состава (в том числе прибывающие из училищ) вновь зачисляются на питание по летному пайку со дня вступления в исполнение должности в составе экипажа летательного аппарата, указанного в приказе командира воинской части.

155. Пища в столовых летного и инженерно - технического состава авиации готовится по предварительным заказам на основании раскладок продуктов.

156. Летный состав обеспечивается горячей пищей 4 раза в сутки. Промежутки между приемами пищи во всех случаях, в том числе и в полете, не должны превышать 4 - 5 часов.

В выходные, праздничные и нелетные дни количество приемов пищи может быть уменьшено до 3 раз в сутки с распределением продуктов пайка по энергетической ценности по приемам пищи: на завтрак - 30%, на обед - 50% и на ужин - 20%.

В дни полетов летный состав пищу принимает за 1,5 - 2 часа до начала полетов.

Продукты летного пайка по энергетической ценности в дни полетов распределяются:

Прием пищи При полетах с 3 - 5 часов При полетах с 8 - 9 и с 14 - 16 часов При ночных полетах
1 завтрак 10 - 15 20 - 25 20 - 25
2 завтрак 25 - 20 15 - 10
Обед 35 - 40 35 - 40 40 - 35
1 ужин 30 - 25 30 - 25 25 - 30
2 ужин 15 - 10

<*> Выданные бортовые пайки записываются членам экипажей самолетов в аттестаты на продовольствие.

Бортовые сумки с уложенными в них бортовыми пайками и термосы с горячим чаем доставляются на аэродром к часу, указанному в заявке штаба авиационной части, и сдаются под расписку в накладной на каждый самолет (вертолет) одному из членов экипажа.

158. При отмене или перенесении на сутки и более продолжительных беспосадочных полетов, а также при возвращении самолета (вертолета) из полета ранее назначенного срока выданные экипажу самолета продукты по бортовому пайку подлежат сдаче в столовую, члены экипажа в этом случае обеспечиваются питанием через столовые в установленном порядке.

159. Летный состав экипажей перелетающих самолетов и вертолетов и инженерно - технический состав, привлекаемый для сопровождения этих самолетов и вертолетов, на период перелета обеспечиваются талонами на получение бесплатного питания по летному пайку и общевойсковому пайку в столовых летного и инженерно - технического состава на военных аэродромах по маршруту перелета в порядке, указанном в Приложении N 25 к настоящему Положению, или (если перелет связан с посадками на аэродромах гражданской авиации) денежной компенсацией в порядке, установленном статье 27 настоящего Положения. Личный состав, получивший указанные талоны или денежную компенсацию взамен положенного питания, снимается с продовольственного обеспечения с выдачей аттестатов на продовольствие.

В таком же порядке обеспечиваются талонами на получение бесплатного питания по летному пайку военнослужащие летного состава штабов, управлений и центрального аппарата при убытии в служебные командировки в авиационные и авиационно - технические части.

Пищу в столовых летного и инженерно - технического состава на военных аэродромах по маршруту перелета летный и инженерно - технический состав перелетающих самолетов получает в строгом соответствии с раскладками продуктов по нормам установленных пайков для летного и инженерно - технического состава авиации.

160. На случай аварий и вынужденных посадок экипажи самолетов и вертолетов обеспечиваются комплектами аварийного запаса продовольствия (Приложение N 19 к настоящему Положению).

В спасательных средствах коллективного пользования, находящихся на борту самолетов и вертолетов, несущих дежурство по поисково - спасательному обеспечению полетов, а также в спасательном имуществе наземных поисково - спасательных команд и спасательных парашютно - десантных группах содержатся рационы питания (пайки) (Приложения N 15 и 18 к настоящему Положению).

Обеспечение комплектами аварийного запаса и рационами питания производится авиационно - техническими частями в порядке, устанавливаемом главнокомандующим Военно - воздушными силами по согласованию с Центральным продовольственным управлением Министерства обороны Российской Федерации в зависимости от типов самолетов.

Расходование комплекта аварийного запаса допускается только в случаях аварий и вынужденных посадок в пустынных и малонаселенных местностях и в море, а рационов питания (пайков) - при проведении поисково - спасательных работ по спасению личного состава, терпящего бедствие на море. Списание продуктов аварийного запаса и рационов питания (пайков) производится по актам, утверждаемым командиром авиационной части, с приложением отчета начальника поисково - спасательной и парашютно - десантной службы о проведении поисково - спасательных работ.