Профессиональные заболевания водителей условно можно разделить на несколько групп.
Первая - это заболевания позвоночника и малого таза. Связаны они с неудобным функциональным положением за рулем, в котором длительное время находится водитель. Сюда можно отнести радикулиты, остеохондрозы. Дополняют этот букет геморрой и, конечно же, простатит, который является наиболее «представительным» заболеванием этой условно разделенной группы.

Статистики утверждают, что простатитом страдают от 40 до 60% мужчин. Разные причины способствуют возникновению этой болезни - тут и курение, и выпивка, но у водителя первоочередная - застой циркуляции кровообращения в малом тазу, а к нему, не побоюсь повториться, приводит неудобная поза, в которой постоянно находится человек за рулем.
Конечно, по сравнению с геморроем, простатит для мужчины более опасен, а полноценное действие этой составной организма наиболее важно, поскольку заболевание простаты, как правило, ведет к развитию импотенции.
Вторая группа заболеваний связана с повышенной эмоциональной нагрузкой. Постоянное напряжение за рулем вызывает сердечно-сосудистые заболевания. Потому-то у водителей наиболее часты инфаркты, гипертония, сбои сердечного ритма.
Третья группа - болезни желудочно-кишечного тракта, связанные с нерегулярным и неполноценным питанием во время работы. Но эти заболевания - удел профессионалов, большей частью шоферов-дальнобойщиков и в меньшей степени любителей.

По большому счету перечисленным заболеваниям меньше подвержены автолюбители. Все зависит от того, сколько времени человек проводит за рулем и насколько внимательно он относится к здоровью.
Что же нужно делать, чтобы не допустить возникновения заболеваний, а тем более перехода их в хроническую форму?

Как бы банально ни звучало - это разнообразные физические нагрузки, то есть ежедневный комплекс гимнастических упражнений, который должен держать в норме сердечно-сосудистую систему, тонус нервной системы, в том числе кровообращение. Ничего сверхъестественного в нем нет, в общем-то это обычный комплекс гимнастических упражнений, единственное, что должно непременно присутствовать, - круговые движения в поясничном отделе позвоночника, всевозможные сгибания и разгибания. Это особенно важно, когда мы говорим об активизации кровообращения в малом тазу.
Для профилактики профессиональных водительских заболеваний нет ничего лучше контрастного душа. И в то же время нет ничего проще - утром после принятия гигиенического душа переходить на контрастный. Причем не нужно сразу бросаться на максимальную разницу температур, входите в эту процедуру постепенно, тем более если ни разу ее не делали, - от прохладно-тепленькой, доведя со временем разницу до максимально горяче-холодной, такой, которую кожа может выдержать в течение нескольких секунд. Такое температурное раскачивание активизирует кровообращение кожи, центральное кровообращение, нормализует тонус нервной системы, стимулирует иммунную систему.

И завершающим аккордом режимных профилактических мероприятий должна стать ежедневная прогулка. Но прогулка - это не посещение гостей, поход в магазин или на рынок - это всего лишь ходьба. В день нужно проходить примерно пять километров в течение 40 минут. Утром ли вы это будете делать, вечером ли - значения не имеет.
Этих трех составляющих достаточно для того, чтобы держать себя в тренирующем режиме и активизировать жизненно важные функции организма.

Подчеркиваю особо: все хорошо делать вовремя, важно не допустить возникновения заболевания, а тем более его перехода в хроническую форму. Очень важно найти себе врача, который будет помогать вам на стадии микросимптоматики, когда в организме произошли минимальные сдвиги или возникновение их возможно. В этом случае можно поставить человека на ноги, чего сегодня медицина редко достигает в силу того, что люди обращаются, когда, как говорится, край пришел. Лучше сходить к врачу «по-пустому», то есть перестраховаться, чем оказаться в клинике.

Профессиональные болезни дальнобойщиков.

Дальнобойщиками называют водителей автотягачей, которые перевозят грузы на большие расстояния. Автомобильные грузоперевозки - очень популярный вид перевозок во всем мире. Перевозя грузы автомобильным транспортом можно быть уверенным, что он будет быстро доставлен в пункт назначения. Особенно бурное развитие рынка автомобильных грузоперевозок началось вместе с ростом и укреплением среднего бизнеса. Стали востребованы услуги автоперевозчиков по перевозки небольших грузов, весом до 20 тонн, и сборных грузов по всей России.
Профессия дальнобойщика окутана ореолом романтики: "короли дорог", широкие просторы, дорожные приключения... Да и телевизионный сериал "Дальнобойщики" добавил популярности этой профессии. Многие подростки мечтают стать дальнобойщиком и рассекать на мощном тягаче по бескрайним просторам России. Однако про отрицательные стороны этой профессии никто говорить не хочет. А между тем только профессиональных болезней дальнобойщиков можно насчитать несколько десятков. Про них и пойдет речь в этой статье.
Специфика профессии дальнобойщика в том, что он очень много времени проводит в сидячем положении. Например на маршруте грузоперевозки Стерлитамак - Москва водитель должен провести за рулем 24 часа, причем это без учета пробок. Сидячая работа приводит к ухудшению кровообращения и, как следствие, к целому букету заболеваний органов малого таза: простатит, радикулит, остеохондроз, геморрой - вечные спутники дальнобойщика. Правда в последнее время ведущие производители грузовых автомобилей стали устанавливать водительские сидения с функцией вибромассажа, но не все транспортные компании Москвы могут позволить купить такие грузовики.
Кроме перечисленных болезней у дальнобойщиков очень часто наблюдаются заболевания нервной системы, ведь дальняя дорога - это постоянный стресс и нервное напряжение. Водитель отвечает за сохранность груза, а в дороге может случиться все что угодно. Да и нахождение в пробке нельзя назвать полезным для нервов времяпровождением. Отсюда заболевания сердечно-сосудистой системы, гипертония и угроза инфаркта.
Но и это еще не все. Во время рейса водитель не всегда имеет возможность полноценно питаться и обычно обходится кофе и бутербродами. Такое нерегулярное питание способствует расстройству желудка, появлению гастрита и язвенной болезни. Опытные дальнобойщики, планируя маршрут движения, предусматривают места для отдыха, где можно полноценно покушать и расслабиться, снять накопившееся нервное напряжение.
Вообще дальнобойщик должен быть в хорошей физической форме, сильным и выносливым. Его путь пролегает через множество городов и поселков, ему встречаются различные люди, и не все они настроены дружелюбно. В криминальных сводках частенько мелькают сообщения про нападения на дальнобойщиков с целью кражи перевозимого ими груза. К тому же физическая сила пригодится при погрузке и разгрузке автомобиля, ведь часто на дальнобойщика возлагают функции грузчика, экспедитора и охранника.
Некоторые крупные транспортные компании Москвы заботятся о своих водителях, обеспечивают их путевками в санатории и пансионаты, оборудуют комнаты междурейсового отдыха, строят спортивные и тренажерные залы. Однако это скорее исключение из правил. Подавляющее большинство автоперевозчиков предпочитает экономить на здоровье своих водителей, предоставляя им самостоятельно решать возникающие проблемы со своим здоровьем.

Конец XX – начало XХI века ознаменовалось прогрессированием новых заболеваний, которым раньше не придавалось такого большого значения, как в наше время. Речь идет о болях в нижней части спины, которые раньше носили название «радикулита», «люмбаго», «ишиаса». В наше время используются более страшные термины, относящиеся к группе неврологических заболеваний, такие, как остеохондроз, спондилоартроз, грыжи дисков позвоночника, спондилолистез.

Сами термины в переводе на обычный язык на самом деле не являются такими грозными, какими выходят из уст заинтересованных врачей. Например, остеохондроз сейчас применяется не только для обоснования болей в спине взрослым людям, но и подросткам под названием ювенильный (то есть юношеский) остеохондроз. И если разобраться в этом термине, то он состоит из двух слов: «остео» – кость, «хондро» – хрящ. Остеохондроз (лат.) и спондилоартроз (греч.) имеют приблизительно ту же смысловую нагрузку, только «спондило» – это позвонок по-гречески. Одним словом, все эти болезни можно перефразировать двумя словами – «болезни позвоночника». Какие и как они проявляются, насколько они опасны или неопасны, это уже вторая сторона медали. В последнее время наиболее «страшным» из вышеперечисленных терминов является «грыжа позвоночника», которой невропатологи пугают всех людей с болями в спине. На самом деле слово «грыжа», т.е. «выпячивание», никоим образом не относится к межпозвонковому диску.

Само слово «грыжа» пришло из хирургии, где под ним подразумевается «выпячивание». Например, кишечника сквозь слабую брюшную стенку (паховая грыжа, грыжа белой линии живота, которые действительно нуждаются в операции с вправлением выпавшей кишки на место и зашиванием брюшной стенки с последующим ее укреплением). Откуда же берется боль в спине, если нерв не ущемляется? Но в том-то вся и штука, что нервы не могут болеть, они не имеют болевых рецепторов. Они имеют нервные окончания, а болевые рецепторы имеют мышцы, окружающие межпозвонковый диск. Это хорошо известно физиологам, но меньше всего почему-то известно невропатологам. Поэтому невропатологи пытаются лечить обезболивающими препаратами (уколами, таблетками) то, что лечиться уколами и таблетками не может, – мышцы. Грыжа диска позвоночника, на самом деле, не является выпячиванием, которое якобы ущемляет нервные окончания, создавая боли в спине.

Грыжа диска – это его разрушение (дегенерация) – термин, сопровождающий содержание любого описания компьютерного снимка позвоночника. Это разрушение диска происходит из-за его плохого питания («смазки»), а питание диска зависит от глубоких мышц позвоночника, которые его окружают и, будучи здоровыми, выполняют функцию насоса, накачивающего эту смазку в диск. Чтобы эти мышцы работали и постоянно «смазывали» межпозвонковые диски («амортизаторы тела»), за ними надо регулярно ухаживать, т.е. выполнять специальные упражнения, в основе которых лежит их сокращение и расслабление.

Если же мышцы туловища только эксплуатировать и не заниматься их профилактикой, как это происходит с водителями-дальнобойщиками, которые по многу часов и дней проводят в одной позе, то рано или поздно эти мышцы устают и спазмируются. Возникает отек тех мышц, на которых «сидят» водители. И мышцы подают сигнал тревоги: «Хозяин! Мы устали! Разомни, растяни нас!». При этом порой немеют ноги, «горят» ноги. Но «хозяин» бежит к невропатологу, тот выписывает обезболивающий укол, который отключает информацию от больных мышц, хотя спазм мышц в глубине позвоночника сохраняется.

Обезболивание может длиться неделями, месяцами, и чем дольше оно длится, тем труднее вывести (расслабить) мышцы позвоночника, находящиеся в спазме. От побочных эффектов обезболивания начинаются кровотечение желудка, аллергии, депрессии, снижение работоспособности и качества жизни. Можно было бы сравнить такой подход к лечению болей в спине с эксплуатацией машины без регулярного прохождения ТО (техобслуживания). Если водитель не следит за смазкой подшипников, то они сгорают, превращаясь в металлические опилки, но не вываливается подшипник – просто трещит и скрипит колесо. Если не смазывать межпозвонковые диски, они высыхают (дегидратация), и «стружка» от них скапливается в подсвязочном пространстве позвоночника.

Это накопление стираемого диска невропатологи выдают за его «грыжу», т.е. выпячивание. Принципиально неверная трактовка болей в спине приводит врача к неправильным действиям, т.е. к операции по удалению этой самой грыжи. Результаты подобных врачебных действий, как правило, одинаковые – ношение корсета 6–8 недель, ограничение физических нагрузок до 2 кг и третья группа инвалидности на год, т.е. резкое снижение качества жизни. Вы – водитель, это ваша профессия. После подобных «лечебных» процедур стоимостью в настоящее время в России от 90 до 160 тыс. руб., фактически вынуждены сменить профессию.

Вам же приходится менять колеса во время своей работы, выполнять большое количество нестандартных физических нагрузок, которые никак не меньше 2 кг, и вдруг такое. Что делать? Как предохранить себя от болей в спине, если приходится сидеть в одной позе десятки часов? Выход один: каждые 2–3 часа останавливать машину и выполнять специальные упражнения, связанные с растяжением позвоночника и мышц ног. Во время ралли «Париж–Дакар» после каждого этапа протяженностью от 300 до 600 км, проходящего в тяжелейших условиях бездорожья, мне приходится помогать выполнять эти упражнения пилотам боевых машин.

В результате подобных упражнений за последние три года участия в ралли, и, несмотря на тяжелейшие компрессионные нагрузки на позвоночник, не было ни одного случая боли в спине после этапа. Травмы были и бывают, но об этом в другой статье. Что же это за упражнения? Итак, каждые два–три часа (это уже про вас, а не про Дакар), в крайнем случае, четыре часа, водитель должен выйти из машины и, создав неподвижную опору для ног, взявшись руками за какую-то прочную деталь кузова, постараться растянуть позвоночник и ноги, сделав упражнение «складной нож». То есть, выпрямляя ноги и руки, согнуть туловище как можно больше, стараясь опустить таз как можно ближе к земле на продолжительном выдохе «ХХАА» (не путать со словом «ой»). После этого, выпрямившись и поставив ноги как можно шире плеч, повернуть туловище к любой ноге, при этом передняя нога смотрит носком вперед, а задняя стоит перпендикулярно передней.

Теперь нужно стараться медленно, на выдохе, согнуться вперед (руки скользят по ноге), стараясь коснуться руками земли возле впереди стоящей ноги. Переднюю ногу ни в коем случае не сгибать, даже немного. При этом вы будете чувствовать достаточно серьезную болезненность по задней линии ноги и в области поясничного отдела позвоночника. Не бойтесь этой боли. Медленное выполнение этого упражнения на выдохе или нескольких выдохах за одно движение в принципе не может ничего «ущемить» и ухудшить! Эти упражнения (естественно, к каждой ноге по очереди) я называю декомпрессионными. Они обладают очень большой профилактической способностью как для предотвращения острых болей в спине, так и при их наличии для избавления от этих болей. Но в каждом случае упражнения выполняются через боль. И чем запущеннее ваша спина, тем более серьезную боль вы можете испытывать при выполнении этих упражнений.

Бояться их не следует. Я часто говорю одну шокирующую фразу: «Боль – это друг, только со знаком минус». Если не будет боли, которая предупреждает человека о какой-то поломке в организме, то человек может погибнуть. В то же время, умея пройти через боль, можно не только вылечить самые тяжелые заболевания, но и укрепить тело и дух, избавившись от необходимости принимать обезболивающие таблетки. Хочется отметить, что эти боли в спине могут возвращаться после длительных «сидений», но, выполняя профилактические упражнения, с каждым разом боли будут снижать свою интенсивность и остроту.

Если есть возможность перед длительной поездкой позаниматься на турнике, то одним из лучших упражнений является подъем прямых или, на худой конец, согнутых в коленях ног до касания носками перекладины («полусклепка»). Подъем ног выполняется так же на выдохе, а при наличии боли (а боль может быть очень сильной) через ее преодоление. Больно только первые 2-3 движения. Хотелось бы к этому добавить, что отлично помогает снять боль баня или сауна. По правилам - русская баня после упражнений, а не сама по себе, но с обязательным охлаждением тела до захода в парилку и обязательным окунанием (с головой) после выхода из парилки.

В отношении холодных ванн тоже существует много мифов, одним из которых является якобы возникающий от холодной воды простатит. Но простатит - это отнюдь не переохлаждение предстательной железы, а застой в мышцах промежности, который (простатит) также является «профессиональным» заболеванием водителей-дальнобойщиков. Для предотвращения простатита и его профилактики я бы рекомендовал перед длинной поездкой или сразу после нее глубокие приседания, при этом руки держать вытянутыми вверх вперед. Для достижения нужного эффекта за одно упражнение надо присесть не менее 100 раз.

Вставать после приседания, опять же делая выдох «ХХАА». Приседания улучшают венозный отток крови от нижних конечностей и тем самым поддерживают нормальное кровообращение в мышцах промежности, что и является основной профилактикой простатита. В заключение хотелось бы порекомендовать водителям-дальнобойщикам регулярно заглядывать в тренажерный зал для поддержания хорошего мышечного тонуса, который необходим для профилактики заболеваний, проявляющихся при долгих неподвижных позах. К группе этих заболеваний можно отнести головные боли, повышенную утомляемость, раздражительность, заболевания крупных суставов, гипертоническую болезнь, геморрой и ряд других.

Запомните: болезни опорно-двигательной системы организма, а правильнее, костно-мышечной системы, лечатся только упражнениями. Но правильное движение лечит - неправильное калечит. Само по себе движение, например игра в футбол, волейбол, большой теннис, не является профилактикой рассматриваемых нами заболеваний. Правильное движение, или упражнение, - это не развлечение, а необходимая, так же, как и ТО для автомобиля, рутина. Надо делать - и все! Желательно регулярно. И через «не могу» и «не хочу». Мой среднестатистический пациент ленив, труслив и слаб. В этом-то и заключается суть всей проблемы. Желаю не доводить себя до болезни!

Сергей Михайлович Бубновский,
к.м.н., врач команды «КАМАЗ-Мастер» на ралли «Дакар»

Современные мужчины и женщины не могут представить себя без автомобиля. Многие забыли, что в жизни нужно как можно больше активно двигаться. Если раньше автомобиль считался роскошью, сегодня – это средство передвижения. Для некоторых мужчин автомобиль – это работа. Практически сутками приходится проводить за баранкой дальнобойщикам, таксистам, водителям автобусов. Насколько опасен такой ? Какие профессиональные заболевания характерны для водителей? Можно ли от них защититься?

Частые болезни у водителей

Простатит

Распространенная патология у мужчин. Очень часто он развивается из-за сидячего образа жизни. Когда мужчина постоянно находится в таком положении, у него возникают проблемы с кровообращением, появляются разные застои в малом тазе, развивается .

Геморрой

Болезнь вызвана частыми запорами. Мужчина в дороге неполноценно питается, ему не хватает клетчатки, которая крайне необходима для полноценной работы пищеварительной системы. Поэтому лучше вместо хот-дога, шаурмы, всегда иметь при себе бобовые, овощи, фрукты, семечки, орехи. Не забывать есть теплые супчики, полезные каши.

Остеохондроз

За рулем приходится сидеть в согнутом виде, поэтому нарушается положение осанки.

Радикулит

Часто сначала мужчина страдает от остеохондроза, затем – от . Также в поездках, особенно в сильную жару, постоянно открытые окна, поэтому можно легко простудить поясницу.

Ожирение

Водители практически на двигаются, они постоянно в пути. В результате начинает откладываться лишний жир, нарушается обмен веществ. А, если водитель еще употребляет фаст-фуд, пьет газировку, энергетики, это еще больше усугубляет ситуацию.

Сердечные болезни

Ученые доказали, профессиональные водители чаще всего страдают от высокого давления, подвержены инсульту, . Почему? Во-первых, опять же, из-за отсутствия физических нагрузок. Во-вторых, из-за постоянных стрессов – на трассе приходится находится в напряжении, внимательно следить за дорогой, иначе можно попасть в серьезное ДТП. В результате атрофируются мышцы сердца, сужаются сосуды, поэтому мужчина может в любой момент пострадать.

Бесплодие

Когда мужчина постоянно сидит, у него перегреваются яички, поэтому нарушается выработка тестостерона, не созревают сперматозоиды. Особенно опасно кресло водителя с дополнительным подогревом, тесное нижнее белье.

Болезни кишечника и желудка

Как уже было выше сказано, практически каждый водитель питается вредной пищей. У него нет времени, чтобы сесть спокойно поесть первое и второе, нужно быстро ехать, поэтому имеет в результате кишечную непроходимость, гастрит, язву и пр.

Какие вещества опасны для водителя?

  • Выхлопные газы . Практически все автомобили заправляют бензином, когда он сгорает, начинает выделять более 200 токсинов. Особенно опасны тяжелые металлы.
  • Угарный га з. Часто водитель не ощущает ни запаха, ни цвета, а в больших дозах это вещество может привести к смерти. В случае легкого отравления беспокоит сильная головная боль, слабость, тошнота, рвота, кружится голова, а вот, когда человек вдыхает угарный газ в течение длительного времени, он теряет сознание.
  • Окислы азота выделяются на магистралях. Они приводят к раздражению глаз, дыхания, могут привести к хронической пневмонии.
  • Углеводороды – канцерогены, приводящие к раку. Для защиты от негативного воздействия от токсинов лучше всего заправляйтесь бензином со специально присадкой для сгорания топлива.
  • Вещества, которые выделяют шины , не менее опасны. Когда автомобиль резко тормозит, начинают выделяться токсические вещества – фенолы, бензол, стирол, толуол. Когда шины трутся об асфальт, начинают образовываться опасные канцерогены.
  • Шинная пыль . Когда изнашивается протектор, выделяется шинная пыль , она попадает в легкие и приводит к серьезной аллергии в виде , ринита, конъюнктивита и крапивницы.
  • Асбест. Не менее опасные тормозные колодки. Для изготовления этой запчасти используется асбест, а он со временем может вызвать рак.

Внимание! Особенно опасным веществом считается фенол, который выделяется во время торможения. Он постепенно отравляет организм.

Профилактика водительских болезней

  • Прежде всего нужно заняться спортом. В свободное время как можно больше гуляйте пешком, занимайтесь активным спортом.
  • Не забывайте за перерывы. Останавливайтесь и выполняйте упражнения, которые помогут улучшить кровообращение в области малого таза: приседания, круговые вращения тазом в разные стороны, наклоны туловища.
  • Во время езды обязательно выполняйте такое упражнение: втяните область между анусом и яичками, при этом ягодичные мышцы должны быть расслаблены. С помощью упражнения можно натренировать лобково-копчиковые мышцы. Это лучшая профилактика простатита и других застоев крови в органах малого таза.
  • Купите специальный ортопедический матрас. Так можно предотвратить развитие геморроя, простатита, радикулита. Кроме того, вы всегда будете поддерживать осанку, снизите утомляемость.
  • Старайтесь каждый день принимать контрастный душ. За счет перепадов температуры, вы активизируете кровообращение, улучшите состояние нервной системы, укрепите иммунитет.
  • Дополнительно принимайте витамины, особенно, если вы их не получаете из пищи.

Вы водитель? Приходится проводить много времени за рулем? Подумайте о своем здоровье. В свободное время старайтесь как можно меньше сидеть, отдайте предпочтение активному отдыху на природе. Если все-таки начали беспокоить разные заболевания, придется отказаться от своей профессии, иначе в дальнейшем не избежать тяжелых последствия.

Вы просто владелец автомобиля? Старайтесь использовать авто только на дальнее расстояние, лучше всего как можно больше ходить. Движение –отличная закалка для организма. Ходьба укрепляет суставы, сердце, сосуды и другие системные органы. Водите автомобиль и оставайтесь здоровыми!

Профессия водителя далеко не самая благоприятная для заботы о своём здоровье. Особенности этой работы приводят к повышенному риску возникновения сердечно-сосудистых заболеваний, ожирения, расстройств сна, и др. Но снизить свои шансы на такое развитие событий можно.

Что мешает сохранить здоровье?

В первую очередь это отсутствие режима дня. У организма есть биологические часы, и работа многих его систем заточена на 24-часовые изменения. То есть ночью организм приводит все системы в спокойное состояние, чтобы спать, до обеда, наоборот, поднимается давление, учащается пульс и повышается работоспособность. Это лишь малая часть изменений, которые происходят в организме в течение суток. Поэтому при соблюдении режима дня он работает оптимально. Когда же сегодня вы спите в 11 часов вечера, а завтра плотно ужинаете в это время, организму сложно справиться с такими разными задачами одинаково хорошо. В частности это может выразиться в накоплении жировой клетчатки.

Водители много времени проводят за рулём, не вставая. Недостаток физической активности сказывается на весе, здоровье сердца и сосудов. Также нередко развивается и , при этом обращение к врачу обычно откладывается снова и снова, а тем временем состояние только ухудшается и справиться с проблемой бывает тяжело. Хотя на ранних стадиях геморрой можно вылечить довольно просто и безболезненно

Имея такой распорядок дня, очень трудно обеспечить себе здоровое питание, особенно если учесть, что за сутки может найтись возможность поесть только один раз. В таких условиях говорить о сбалансированном питании не приходится.

Частое следствие такого образа жизни - ожирение. Оно способствует развитию гипертонии, сахарного диабета 2-го типа, болезней сердца, заболеваний спины и суставов, инсульта, рака, а также зачастую возникает обструктивное апноэ сна (когда во сне происходит задержка дыхания).

Сонливость за рулем

Из-за сбитого распорядка дня и большой нагрузки часто не удаётся нормально поспать: поджимает график, мучит бессонница или сон недостаточно качественный. В последнем случае виновником может быть как раз обструктивное апноэ сна.

Если нужно вести машину поочерёдно с напарником, то это также может нарушать сон. Например, потому что не доверяешь другому водителю, или потому что тяжело спать, когда машина движется, или из-за того, что она постоянно останавливается. Всё это приводит к дневной сонливости (и повышенному риску возникновения аварий). Со временем усталость воспринимается как норма, и человек уже не понимает степень опасности. Кроме того, недостаток сна связан с менее эффективным использованием основного источника энергии - глюкозы, а также ненормальным уровнем кортизола (гормона стресса).

Травмы и стрессы у водителей

Работа водителя также травмоопасна по очевидным причинам. Если водитель участвует в разгрузке, то это несёт дополнительные риски. Особенно если делать это в неправильной позе. Здоровью могут навредить и выхлопные газы. При перевозке жидкого бетона водители подвержены воздействию хрома и щёлочи, что может вызвать и кожную аллергическую реакцию, и химический ожог. Водители, перевозящие бензин, часто страдают от головных болей, головокружений и тошноты из-за паров топлива. Выхлопные газы связывают с раком лёгких и различными формами аллергического воспаления.

Хронический стресс, в отличие от острого, вредит здоровью и нехорошо сказывается на работе сердечно-сосудистой системы. Он часто возникает у водителей - из-за длинного рабочего дня, расставания с близкими, сложностей на дороге и требований следовать жёсткому расписанию, притом что всегда можно застрять в пробке.

Любой из этих факторов может привести к потере трудоспособности и лишению водительских прав.

Что можно сделать для своего здоровья?

Старайтесь есть небольшими порциями. Самым здоровым подходом к питанию считается средиземноморский. В еде должно быть минимальное количество жирного мяса и сладостей. Вместо колы или соков (в которых много сахара) лучше пить воду. Основу диеты составляют фрукты, овощи, зерновые, бобы, орехи и оливковое масло. Также нужно как минимум два раза в неделю есть морскую рыбу и морепродукты. Мясо, сливочное масло, маргарин, жареное - это всё источники вредных жиров, из-за которых образуются атеросклеротические бляшки. Они приводит к инсультам и инфарктам.

Спорт

Чтобы не набирать вес, нужно тратить столько же энергии, сколько поступает. Чтобы сбросить - надо тратить ещё больше. Поэтому для профилактики ожирения и для борьбы с ним очень важно быть физически активным. Конечно, в условиях дальнего рейса это сложно. Но немного размяться во время коротких остановок очень полезно. А полноценные тренировки можно проводить дома.

Отдых

Сон и отдых не менее важны, чем правильный рацион и физическая активность. Например, в Евросоюзе водителям запрещается находиться за рулём больше 9 часов в день, и каждые 4,5 часа необходимо делать 45-минутный перерыв. Такой режим считается безопасным.

В норме нужно спать 7–9 часов в день, но исследования показывают, что обычно водители-дальнобойщики в рейсе спят не больше 4–5 часов в сутки. Если избежать этого не удаётся, то хотя бы условия для сна должны быть максимально хорошими. Лучше выбирать место на стоянке подальше от дороги, а если всё равно шумно, использовать беруши. Нужно плотно задёрнуть занавески или использовать маску для сна. Матрас и подушка должны быть удобными. Если у вас нет матраса, а есть только спальник, то можно использовать наматрасник. Попросите близких, работодателей и диспетчеров не беспокоить вас без острой необходимости во время сна.

Если сложно заснуть…

Когда человек ложится спать не в одно и то же время, ему нередко бывает сложно заснуть. Чтобы справиться с этим, можно каждый раз использовать одни и те же ритуалы: почистить зубы, умыться, переодеться. Это сигнал для мозга, что сейчас нужно засыпать. Причиной бессонницы может быть избыточное употребление кофеина. По-хорошему, после обеда кофе пить нельзя. Употреблять алкоголь перед сном - тоже не очень хорошая идея: он делает сон менее качественным.

В крайнем случае (когда уже далеко не первую ночь вы по полчаса, а то и больше, ворочаетесь) можно прибегнуть к помощи снотворного. Из безрецептурных препаратов лучше всего изучены антигистаминные средства первого поколения. Их раньше принимали от аллергии, но они вызывали сонливость. Теперь этот побочный эффект стал приносить пользу. Однако к антигистаминным развивается привыкание. К тому же, они могут иметь длительный эффект, и сонливость останется после пробуждения. Рецептурные снотворные должен выписывать только врач, он же и объяснит, как их принимать, чтобы не стать от них зависимым. А такая вероятность есть.

С дневной сонливостью можно бороться с помощью кофе (главное, не переусердствовать), а также благодаря коротким перерывам на сон. Но они не должны быть меньше 20–30 минут, иначе спать захочется ещё сильнее. Важно помнить, что большинство аварий из-за сонливости случается с полуночи до 6 утра, и лучше, конечно, сделать всё, чтобы в это время не быть в пути.

Безусловно, спать важно, но если есть возможность только полежать и так отдохнуть, лучше ею воспользоваться.

Профилактический медицинский осмотр водителей

К сожалению, несмотря на все опасности профессии, немногие водители вовремя доходят до врача. Не всегда предсказуемый график мешает запланировать визит к доктору. Но, как бы банально это ни звучало, здоровье должно быть важнее всего. И у водителей есть немало профессиональных болезней, которые не позволят в дальнейшем продолжить работу. При этом подавляющее большинство из этих заболеваний можно предотвратить.

К врачу обязательно нужно идти при возникновении беспокоящих симптомов, а также каждый год проходить профилактический осмотр. Например, зачастую повышенное артериальное давление никак не даёт о себе знать и обнаруживается только при измерении тонометром. А между тем, если его не контролировать, оно несёт большую угрозу здоровью: повышает риск развития инсульта и инфаркта.

Когда вождение противопоказано?

После инфаркта миокарда, аортокоронарного шунтирования, транзиторной ишемической атаки, стабилизации состояния при нестабильной стенокардии на месяц нужно воздержаться от вождения.

Если была аритмия с обмороком, то после этого эпизода должно пройти 3 месяца без повторной потери сознания. На тот же срок необходимо отказаться от вождения, если случился инсульт (и потом удалось восстановить функции) или произошло несколько транзиторных ишемических атак.

Установка имплантируемого кардиовертер-дефибриллятора или реанимация при устойчивой желудочковой тахикардии или фибрилляции желудочков приводят к запрету на вождение на полгода.

При диабете есть риск развития гипогликемии (слишком низкого уровня сахара в крови). В этом случае человек может потерять сознание. Если такое состояние возникло без ранних настораживающих признаков, то за руль можно садиться только через 3 месяца без подобных эпизодов. Либо после того, как предприняты надёжные меры контроля уровня сахара в крови. Также из-за неконтролируемого диабета может ухудшиться чувствительность конечностей, возникнут проблемы со зрением, и это повлияет на способность водить.

Именно поэтому нужно обращать внимание на своё здоровье даже тогда, когда времени на него, кажется, совсем нет.