text_fields

text_fields

arrow_upward

Промежуточный мозг вместе со стволом мозга прикрыт сверху и с боков большими полушариями – конечным мозгом. Полушария состоят из подкорковых узлов (базальных ганглиев), и имеют полости – . Снаружи полушария покрыты (плащом).

Базальные ганглии или подкорковые узлы

text_fields

text_fields

arrow_upward

Базальные ганглии или подкорковые узлы, (nuclei basales) – образования филогенетически более древние, чем кора. Свое название базальные ганглии получили из-за того, что они лежат как бы в основании больших полушарий, в их базальной части. К ним относится хвостатое и чечевицеобразное ядра, объединяемые в полосатое тело (стриатум), ограда и миндалевидное тело.

Хвостатое ядро

text_fields

text_fields

arrow_upward

Хвостатое ядро (nucleus caudatus) вытянуто в сагиттальной плоскости и сильно изогнуто (рис. 3.22; 3.32; 3.33). Его передняя, утолщенная часть – головка – помещается впереди зрительного бугра, в латеральной стенке переднего рога бокового желудочка, сзади оно постепенно суживается и переходит в хвост. Хвостатое ядро охватывает зрительный бугор спереди, сверху и с боков.

Рис. 3.22.

1 – хвостатое ядро;
2 – колонки свода;
3 – эпифиз;
4 – верхнее и
5 – нижнее двухолмия;
6 – волокна средней ножки мозжечка;
7 – проводящий путь верхней ножки мозжечка (отпрепарирован);
8 – ядро шатра;
9 – червь;
10 – шаровидное,
11 – пробковидное и
13 – зубчатое ядра;
12 – кора полушарий мозжечка;
14 – верхняя ножка мозжечка;
15 – треугольник поводка;
16 – подушка таламуса;
17 – зрительный бугор;
18 – задняя спайка;
19 – третий желудочек;
20 – переднее ядро зрительного бугра

Рис. 3.32.

Рис. 3.32. Головной мозг – горизонтальный срез через боковые желудочки:

1– мозолистое тело;
2 – островок;
3 – кора;
4 – хвост хвостатого ядра;
5 – свод;
6 – задний рог бокового желудочка;
7 – гиппокамп;
8 – сосудистое сплетение;
9 – межжелудочковое отверстие;
10 – прозрачная перегородка;
11 – голова хвостатого ядра;
12 – передний рог бокового желудочка

Чечевице образное ядро

text_fields

text_fields

arrow_upward

Чечевице образное ядро (nucleus lentiformis) располагается снаружи от зрительного бугра, на уровне островка. Форма ядра близка к трехгранной пирамиде, обращенной своим основанием наружу. Ядро отчетливо делится прослойками белого вещества на более темноокрашенную латеральную часть – скорлупу и медиальную – бледный шар, состоящий из двух сегментов: внутреннего и наружного (рис. 3.33; 3.34).

Рис. 3.33.

Рис. 3.33. Горизонтальный срез больших полушарий на уровне базальных ганглиев:
1 — мозолистое тело;
2 – свод;
3 – передний рог бокового желудочка;
4 – голова хвостатого ядра;
5 – внутренняя капсула;
6 – скорлупа;
7 – бледный шар;
8 – наружная капсула;
9 – ограда;
10 – таламус;
11 – эпифиз;
12 – хвост хвостатого ядра;
13 – сосудистое сплетение бокового желудочка;
14 – задний рог бокового желудочка;
15 – червь мозжечка;
16 – четверохолмие;
17 – задняя спайка;
18 – полость третьего желудочка;
19 – яма боковой борозды;
20 – островок;
21 – передняя спайка

Рис. 3.34.

Рис. 3.34. Фронтальный срез через большие полушария мозга на уровне базальных ганглиев:

1 — мозолистое тело;
2 – боковой желудочек;
3 – хвостатое ядро (головка);
4 – внутренняя капсула;
5 — чечевидное образное ядро;
6 – латеральная борозда;
7 — височная доля;
8 – ограда;
9 – островок;
10 – наружная капсула;
11 – прозрачная перегородка;
12 – лучистость мозолистого тела;
13 – кора головного мозга

Скорлупа

text_fields

text_fields

arrow_upward

Рис. 3.35.

Скорлупа (putamen) по генетическим, структурным и функциональным признакам близка к хвостатому ядру.

Оба эти образования имеют более сложное строение, чем бледный шар. К ним подходят волокна главным образом от коры больших полушарий и таламуса (рис. 3.35).

Рис. 3.35. Афферентные и эфферентные связи базальных ганглиев:
1 — прецентральная извилина;
2 – скорлупа;
3 – наружный и внутренний сегменты бледного шара;
4 – чечевицеобразная петля;
5 — ретикулярная формация;
6 – ретикулоспинальный тракт,
7 — руброспинальный тракт;
8 – мозжечковоталамический тракт (от зубчатого ядра мозжечка);
9 – красное ядро;
10 – черная субстанция;
11 – субталамическое ядро;
12 – Zona incerta;
13 – гипоталамус;
14 – вентролатеральные,
15 – интраламинарные и центромедианное ядра таламуса;
16 – III желудочек;
17 – хвостатое ядро

Бледный шар

text_fields

text_fields

arrow_upward

Бледный шар (globus pallidus) в основном связан с проведением импульсов по многочисленным нисходящим путям в нижерасположенные структуры мозга – красное ядро, черную субстанцию и др. Волокна от нейронов бледного шара идут к тем же ядрам таламуса, которые связаны с мозжечком. От этих ядер многочисленные пути направляются в кору больших полушарий.

Бледный шар получает импульсы от хвостатого ядра и скорлупы.
Полосатое тело (corpus striatum) (стриатум), объединяющее хвостатое и чечевицеобразное ядра, относится к эфферентной экстрапирамидной системе. Дендриты нейронов стриатума покрыты многочисленными шипиками. На них оканчиваются волокна от нейронов коры, таламуса и черной субстанции (рис. 3.35). В свою очередь, нейроны стриатума посылают аксоны к интраламинарным, передним и латеральным ядрам таламуса. От них волокна идут к коре, и таким образом замыкается петля обратной связи между корковыми нейронами и стриатумом.

В процессе филогенеза эти ядра надстроились над ядрами среднего мозга. Получая импульсы от таламуса, полосатое тело принимает участие в осуществлении таких сложных автоматических движений, как ходьба, лазанье, бег. В ядрах полосатого тела замыкаются дуги сложнейших безусловных, т.е. врожденных, рефлексов. Экстрапирамидная система филогенетически более древняя, чем пирамидная. У новорожденного последняя еще недостаточно развита и импульсы к мышцам доставляются от подкорковых ганглиев по экстрапирамидной системе. Вследствие этого движения ребенка в первые месяцы жизни характеризуются обобщенностью, недифференцированностью. По мере развития коры больших полушарий аксоны их клеток подрастают к базальным ганглиям, и деятельность последних начинает регулироваться корой. Подкорковые ганглии связаны не только с двигательными реакциями, но и с вегетативными функциями – это высшие подкорковые центры автономной нервной системы.

Миндалевидное тело

text_fields

text_fields

arrow_upward

Миндалевидное тело (corpus атуgdaloideum) (амигдала) – скопление клеток в белом веществе височной доли. При помощи передней спайки оно соединяется с одноименным телом другой стороны. Миндалевидное тело принимает импульсы из разнообразных афферентных систем, в том числе обонятельной, имеет отношение к эмоциональным реакциям (рис. 3.36).

Рис. 3.36.

Рис. 3.36. Структуры головного мозга, связанные с миндалиной: афферентные (А) и эфферентные (Б) связи миндалины:
1 — ядра таламуса;
2 – околоводопроводное серое вещество;
3 – парабрахиальное ядро;
4 – голубое пятно;
5 — ядра шва;
6 – ядро одиночного пути;
7 — досальное ядро X нерва;
8 – височная кора;
9 – обонятельная кора;
10 – обонятельная луковица;
11 — лобная кора;
12 – поясная извилина;
13 – мозолистое тело;
14 – обонятельное ядро;
15 — передне-вентральное и
16 – дорсомедиальное ядра таламуса;
17 – центральное,
18 – кортикальное и
19 – базолатеральное ядра миндалины;
20 – гипоталамус;
21 – ретикулярная формация;
22 – перегородка;
23 – черная субстанция;
24 – вентромедиальное ядро гипоталамуса; XXIII, XXIV, XXVIII – поля коры

1. Какие функции выполняет продолговатый мозг?
2. Какие нервные пути
проходят через мост?
3. В чём проявляются
функции среднего
мозга?
4. Какова роль
мозжечка?

ПЕРЕДНИЙ МОЗГ

Промежуточный
мозг
Большие
полушария
головного мозга
Это задний отдел
переднего мозга, состоит
из:
Таламуса
Гипоталамуса
Эпиталамуса (Эпифиз)
Метаталамуса
Состоят из коры
головного мозга и
лежащей под ней
центральной
массы белого
вещества
головного мозга.

ТОПОГРАФИЯ ПРОМЕЖУТОЧНОГО МОЗГА

Промежуточный мозг,
(diencephalon) отдел
головного мозга,
составляющий у человека
самую- верхнюю часть
мозгового ствола, над
которой расположены
большие полушария.

ЧАСТИ ПРОМЕЖУТОЧНОГО МОЗГА

Мозолистое тело
Эпифиз
Таламус
Гипоталамус
Гипофиз
мост
Продолговатый
мозг
мозжечок

ТАЛАМУС – ЗРИТЕЛЬНЫЙ БУГОР

Таламус (thalamus, зрительный бугор) - структура, в которой
происходит обработка и интеграция практически всех
сигналов, идущих в кору большого мозга от спинного, среднего
мозга, мозжечка, базальных ганглиев головного мозга.
Функции:
Сбор и оценка всей
поступающей
информации от органов
чувств.
Выделение и передача в
кору мозга наиболее
важной информации.
Регуляция
эмоционального
поведения

ГИПОТАЛАМУС - ПОДБУГОРЬЕ

Гипоталамус (hypothalamus) или подбугорье - отдел головного
мозга, расположенный ниже таламуса, или «зрительных
бугров», за что и получил своё название.
Высший подкорковый центр вегетативной нервной системы и
всех жизненно важных функций
Функции:
Обеспечение постоянства
внутренней среды и обменных
процессов организма.
Регуляция мотивированного
поведения и защитные реакции
(жажда, голод, насыщение, страх,
ярость, удовольствие и
неудовольствие)
Участие в смене сна и
бодрствования.

ГИПОТАЛАМО - ГИПОФИЗАРНАЯ СИСТЕМА.

Гипоталамус в ответ на нервные импульсы оказывает стимулирующее
или тормозящее действие на переднюю долю гипофиза. Через
гипофизарные гормоны гипоталамус регулирует функцию
периферических желез внутренней секреции.

ЭПИФИЗ – ШИШКОВИДНАЯ ЖЕЛЕЗА

Основные функции эпифиза в организме
Регуляция сезонных ритмов организма
Регуляция репродуктивной функции
Антиоксидантная защита организма
Противоопухолевая защита
«Солнечные часы старения»
эпифиз
Мелатонин – гормон эпифиза.
И если эпифиз уподобить
биологическим часам, то
мелатонин можно уподобить
маятнику, который
обеспечивает ход этих часов
и снижение амплитуды
которого приводит к их
остановке.

10. БОЛЬШИЕ ПОЛУШАРИЯ ГОЛОВНОГО МОЗГА

.
Самая
большая часть мозга,
составляющая у взрослых
примерно 70% его веса. В
норме полушария
симметричны. Они соединены
между собой массивным
пучком аксонов (мозолистым
телом), обеспечивающим
обмен информацией.
Каждое полушарие состоит из
четырех долей: лобной,
теменной, височной и
затылочной. Доли мозговых
полушарий отделяются одна от
другой глубокими бороздами.
Центральная борозда
Боковая
борозда
Теменнозатылочная
борозда

11. КОРА БОЛЬШИХ ПОЛУШАРИЙ

Кора головного мозга играет очень важную роль в осуществлении
высшей нервной (психической) деятельности.
У человека кора составляет в среднем 44% от объёма всего
полушария в целом. Площадь поверхности коры одного полушария у
взрослого человека в среднем равна 220 000 мм². На поверхностные
части приходится 1/3, на залегающие в глубине между извилинами
- 2/3 всей площади коры.

12.

13. ПОДПИШИТЕ ОТДЕЛЫ ГОЛОВНОГО МОЗГА

1 – конечный мозг
2 – промежуточный
мозг
3 – средний мозг
4 - мост
5 – мозжечок
6 – продолговатый
мозг

14. ПОВТОРИ И ЗАПОМНИ.

Продолговатый мозг
Промежуточный мозг
Мост
Таламус
Средний мозг
Гипоталамус
мозжечок
Большие
полушария мозга

15. ОПРЕДЕЛИТЕ ОШИБКИ

1. Гипоталамус
2. Мост
5. Продолговатый мозг
6. Средний мозг
1 – Большие полушария
4 – Мост
7 – Таламус
3. Промежуточный
мозг
7. Большие
полушария
4. Таламус
8. Мозжечок
2 - Мозжечок
3 - Продолговатый мозг
5 – Гипоталамус 6 -Промежуточный мозг
8 – Средний мозг

















Включить эффекты

1 из 17

Отключить эффекты

Смотреть похожие

Код для вставки

ВКонтакте

Одноклассники

Телеграм

Рецензии

Добавить свою рецензию


Аннотация к презентации

Презентация по биологии на тему "Функции переднего мозга" поможет учителю в проведении урока. Целью данного урока является изучение функций переднего мозга, раскрытие значения асимметрии левого и правого полушарий. Оформление презентации иллюстрировано тематическими картинками.Теоретическая информация грамотно структурирована, что позволят легко воспринимать новый материал.

  1. Части Переднего мозга
  2. Закрепление

    Формат

    pptx (powerpoint)

    Количество слайдов

    Аудитория

    Слова

    Конспект

    Присутствует

    Предназначение

    • Для проведения урока учителем

Слайд 1

Какие отделы головного мозга мы ещё не изучали?

1. Какие функции выполняет продолговатый мозг?

2. Какие нервные пути проходят через мост?

3. В чём проявляются функции среднего мозга?

4. Какова роль мозжечка?

Слайд 2

Функции переднего мозга

План урока:

  • Части Переднего мозга
  • Промежуточный мозг и его отделы
  • Большие полушария головного мозга
  • Закрепление
  • Слайд 4

    Топография промежуточного мозга

    • ФПромежуточный мозг,(diencephalon) отдел головного мозга, составляющий у человека самую- верхнюю часть мозгового ствола, над которой расположены большие полушария.
  • Слайд 5

    Части промежуточного мозга

    • Эпифиз
    • Гипоталамус
    • Таламус
    • Гипофиз
    • мозжечок
    • Продолговатый мозг
    • Мозолистое тело
  • Слайд 6

    Таламус – зрительный бугор

    Таламус (thalamus, зрительный бугор) - структура, в которой происходит обработка и интеграция практически всех сигналов, идущих в кору большого мозга от спинного, среднего мозга, мозжечка, базальных ганглиев головного мозга.

    • Сбор и оценка всей поступающей информации от органов чувств.
    • Выделение и передача в кору мозга наиболее важной информации.
    • Регуляция эмоционального поведения
  • Слайд 7

    Гипоталамус - подбугорье

    Гипоталамус (hypothalamus) или подбугорье - отдел головного мозга, расположенный ниже таламуса, или «зрительных бугров», за что и получил своё название.

    Высший подкорковый центр вегетативной нервной системы и всех жизненно важных функций

    • Обеспечение постоянства внутренней среды и обменных процессов организма.
    • Регуляция мотивированного поведения и защитные реакции (жажда, голод, насыщение, страх, ярость, удовольствие и неудовольствие)
    • Участие в смене сна и бодрствования.
  • Слайд 8

    Гипоталамо - гипофизарная система

    • Гипоталамус в ответ на нервные импульсы оказывает стимулирующее или тормозящее действие на переднюю долю гипофиза. Через гипофизарные гормоны гипоталамус регулирует функцию периферических желез внутренней секреции.
  • Слайд 9

    Эпифиз – шишковидная железа

    • Основные функции эпифиза в организме
      • Регуляция сезонных ритмов организма
      • Регуляция репродуктивной функции
      • Антиоксидантная защита организма
      • Противоопухолевая защита
      • «Солнечные часы старения»
    • Мелатонин – гормон эпифиза.
      • И если эпифиз уподобить биологическим часам, то мелатонин можно уподобить маятнику, который обеспечивает ход этих часов и снижение амплитуды которого приводит к их остановке.
  • Слайд 10

    Большие полушарияголовного мозга

    • Самая большая часть мозга, составляющая у взрослых примерно 70% его веса. В норме полушария симметричны. Они соединены между собой массивным пучком аксонов (мозолистым телом), обеспечивающим обмен информацией.
    • Каждое полушарие состоит из четырех долей: лобной, теменной, височной и затылочной. Доли мозговых полушарий отделяются одна от другой глубокими бороздами.
    • Центральная борозда
    • Боковая борозда
    • Теменно-затылочная борозда
  • Слайд 11

    Кора больших полушарий

    • Кора головного мозга играет очень важную роль в осуществлении высшей нервной (психической) деятельности.
    • У человека кора составляет в среднем 44% от объёма всего полушария в целом. Площадь поверхности коры одного полушария у взрослого человека в среднем равна 220 000 мм². На поверхностные части приходится 1/3, на залегающие в глубине между извилинами - 2/3 всей площади коры.
  • Слайд 12

    Слайд 13

    Подпишите отделы головного мозга

    1 – конечный мозг

    2 – промежуточный мозг

    3 – средний мозг

    5 – мозжечок

    6 – продолговатый мозг

    Слайд 14

    Повтори и запомни

    • Промежуточный мозг
    • Таламус
    • Продолговатый мозг
    • Средний мозг
    • Гипоталамус
    • мозжечок
    • Большие полушария мозга
  • Слайд 15

    Определите ошибки

    1. Гипоталамус

    3. Промежуточный мозг

    5. Продолговатый мозг

    6. Средний мозг

    7. Большие полушария

    1 – Большие полушария 2 - Мозжечок 3 - Продолговатый мозг 4 – Мост 5 – Гипоталамус 6 -Промежуточный мозг

    7 – Таламус 8 – Средний мозг

    4. Таламус

    8. Мозжечок

    Слайд 16

    Домашнее задание

    • П. 46 продолжить заполнение таблицы
    • Повторить п.45
  • Слайд 17

    Литература и интернет ресурсы

    Биология человека в таблицах, рисунках и схемах. Резанова Е.А, Антонова И.П, Резанов А.А. М., Издат-Школа

    Посмотреть все слайды

    Конспект

    Урок по теме:

    «Борьба организма с инфекцией. Иммунитет»

    Задачи:

    Показать роль барьеров, защищающих организм человека от агрессии микроорганизмов на уровне кожных покровов, внутренней среды, клетки;

    Продолжить формирование понятия об иммунитете и его вида (неспецифический, специфический);

    Раскрыть знание клеточного и гуморального иммунитета;

    Ввести сведения об органах иммунной системы;

    Показать разницу между понятиями «воспаление» и «общее заболевание», включая инфекционные болезни

    Оборудование: таблицы «Кровеносная и лимфатическая системы», «Состав крови», «Кровь», «Железы внутренней секреции», «Строение трубчатой кости», схема фагоцитоза, портреты Л. Пастера, Э. Дженнера, И.И. Мечникова

    Ход урока:

    I Организационный момент

    II Проверка знаний

    На предыдущем уроке мы с вами познакомились с компонентами внутренней среды организма, выяснили как эти компоненты взаимосвязаны между собой, а так же подробно изучили состав и функции клеток крови. Давайте вспомним всё, что мы изучили по данной теме.

    Индивидуальный опрос:

    (двум учащимся предлагается на доске выполнить задания по карточкам,

    третий учащийся выполняет задание на листочке)

    Карточка 1: «Внутренняя среда организма» (базовый уровень)

    Внутренняя среда организма - это ….

    Заполните схему:

    Карточка 2: Заполните таблицу «Клетки крови и их значение» (повышенный уровень)

    Карточка 3: Выполните задание: (высокий уровень)

    В биологической лаборатории на препаратах крови человека и лягушки были утрачены этикетки. По каким признакам можно определить где какая кровь? Дайте обоснованный ответ.

    (Крупные эритроциты, содержащие ядро, человеку принадлежать не могут. Следовательно, это кровь лягушки. Мелкие безъядерные эритроциты могут принадлежать человеку)

    Фронтальный опрос:

    Какие форменные элементы крови вам известны?

    Как строение и состав эритроцита обеспечивает его функцию?

    Чем опасен для организма угарный газ?

    Какую функцию выполняют лейкоциты?

    Что такое фагоцитоз и фагоциты?

    Как осуществляется процесс фагоцитоза?

    Назовите имя учёного открывшего это явление?

    Какие клетки способны к фагоцитозу?

    Каков механизм образования тромба?

    Каково значение свёртываемости крови для организма?

    Наличие каких веществ в плазме крови обуславливает процесс сворачиваемости?

    Какие параметры крови определяют при анализе крови?

    Что такое малокровие? Чем оно опасно?

    Какие органы в организме отвечают за процесс кроветворения?

    III Основная часть

    1. Актуализация знаний

    Человек живет в окружении разнообразных микробов: бактерий, вирусов, грибков, простейших. Любой организм при этом защищается от них различными способами. Сегодня на уроке мы разберём основные механизмы защиты организма человека от различных инфекций. Тема сегодняшнего занятия: «Борьба организма с инфекцией. Иммунитет»

    2. Защитные барьеры организма

    Иммунитет - способность организма защищать себя от болезнетворных м/о и вирусов, а также от инородных тел и веществ, обеспечивая постоянство внутренней среды организма

    3. Формы и механизмы иммунитета

    Самой древней формой иммунитета является неспецифичный иммунитет , который действует на все виды мироорганизмов, независимо от их химической природы. Другая форма иммунитета – специфический иммунитет – связан со способностью организма распознавать вещества, отличные от его клеток и тканей, и уничтожать только эти чужеродные клетки и вещества.

    фагоцитоз

    (И.И. Мечников) нейтрализация

    Антигены - чужеродные вещества и микроорганизмы, способные вызывать

    иммунную реакцию.

    * микробы, вирусы, любые другие клетки

    Механизмы иммунитета

    Клеточный механизм иммунитета

    Уничтожение вредного фактора клетками-фагоцитами

    Гуморальный механизм иммунитета

    Уничтожение вредного фактора с помощью веществ, выделяемых самой клеткой

    * интерферон

    4. Органы кроветворения

    У позвоночных животных есть специальные органы, где формируются клетки крови, участвующие в иммунной реакции.

    Центральные органы иммунной системы:

    Костный мозг

    Расположен в трубчатых костях скелета. Вырабатывает лейкоциты, которые поступают в кровеносное русло.

    Тимус (вилочковая железа)

    Тимус располагается у основания шеи, за грудиной. Вырабатывает Т-лимфоциты.

    Периферические органы иммунной системы:

    Селезёнка

    Находится в левом подреберье. Содержит большое количество Т-лимфоцитов и В-лимфоцитов, которые обеспечивают иммунологическую «проверку» крови.

    Лимфатические узлы

    Располагаются по ходу лимфатических сосудов. Содержит В-лимфоциты, Т-лимфоциты, макрофаги.

    5. Воспаление Рис. 47 стр.92

    Признаки:

    1. покраснение поражённого участка

    2. повышение температуры

    4. нагноение

    Воспаление - это местная реакция организма на проникновение м\о, вирусов, различных

    Значение:

    1. не допустить распространение микробов на весь организм

    2. полное уничтожение микробов

    Гной погибшие м\о и фагоциты

    Илья Ильич Мечников

    Российский и французский биолог (зоолог, эмбриолог, иммунолог, физиолог и патолог). Родился 15 мая 1845 года в селе Ивановка Харьковской губернии Российской империи.

    Один из основоположников эволюционной эмбриологии, первооткрыватель фагоцитоза и внутриклеточного пищеварения, создатель сравнительной патологии воспаления, фагоцитарной теории иммунитета, основатель научной геронтологии.

    Лауреат Нобелевской премии в области физиологии и медицины (1908).

    Обнаружив в 1882 явления фагоцитоза (о чём доложил в 1883 на 7-м съезде русских естествоиспытателей и врачей в Одессе), разработал на основе его изучения сравнительную патологию воспаления (1892), а в дальнейшем - фагоцитарную теорию иммунитета («Невосприимчивость в инфекционных болезнях» - 1901).

    Многочисленные работы Мечникова по бактериологии посвящены вопросам эпидемиологии холеры, брюшного тифа, туберкулёза и др. инфекционных заболеваний.

    IV Работа с учебником

    Инфекционные заболевания

    Используя текст §18, выполните следующие задания: стр.91-92

    Базовый уровень:

    Какие заболевания называют инфекционными?

    Укажите отличительные особенности инфекционных заболеваний

    Перечислите известные вам инфекционные заболевания.

    Повышенный уровень:

    Что такое «ворота инфекции»?

    Перечислите основные стадии развития инфекционного заболевания.

    В каком случае, при проникновении в организм инфекции, болезнь не развивается?

    Высокий уровень:

    Почему опасны бацилло- и вирусоносители?

    Каков механизм формирования подобного носительства?

    В чём заключается различие между больным СПИДом и ВИЧ-носителем?

    Проверка правильности выполнения заданий

    Вывод: иммунитет, выработанный к одному из возбудителей, не гарантирует от

    заражения другим.

    ? Каковы возможные меры профилактики инфекционных заболеваний?

    тщательное мытьё рук, фруктов и овощей

    кипячение, обработка дезинфицирующими средствами

    изоляция и лечения заболевших

    соблюдение мер личной гигиены

    профилактические прививки, лечебные сыворотки

    V Закрепление

    1. Установите соответствие

    1. Иммунитет

    А. Особые белки, специфически связывающиеся с проникающими в организм чужеродными веществами

    2. Антитела

    Б. Клетки крови, играющие главную роль в иммунной защите организма

    3. Антигены

    В. Препарат, приготовленный из убитых или ослабленных бактерий и вирусов

    4. Фагоциты, Т- и В-лимфоциты

    Г. Комплексная реакция организма, направленная на защиту от болезнетворных микробов, вирусов, инородных тел и веществ

    5. Вакцина

    Д. Общее название чужеродных веществ, проникающих в организм

    6. Лечебная сыворотка

    Е. Препарат, содержащий готовые антитела, полученный из крови животного, перенесшего заболевание

    2. Заполните пропуски в тексте

    Иммунитет – это способность организма избавляться от ……………. тел и соединений, сохранять химическое ……………….. внутренней среды и биологическую индивидуальность. Первым барьером на пути болезнетворных факторов являются ………….. и …………… оболочки. Вторым барьером на пути болезнетворных факторов является ………….. среда организма (…………. и лимфа). В состав иммунной системы входят ……………………. мозг, вилочковая железа (тимус), лимфатические узлы, ……………. .

    3. Заполните пропуски в тексте

    Синдром приобретенного иммунодефицита (СПИД) – эпидемическое заболевание человека, охватившее 150 стран мира. Болезнь поражает преимущественно …………… систему человека. Возбудитель заболевания – ……………………….. (ВИЧ). В результате его проникновения в организм человек становится беззащитным к микробам, в обычных условиях не вызывающим заболевания. Один из наиболее частых путей передачи ВИЧ и распространения СПИДа – ……………………. . Мерами профилактики СПИДа являются: ……………………………………………………. .

    VI Итоги урока

    Организм имеет два барьера защиты от болезнетворных организмов.

    Защитная реакция организма на внедрение болезнетворных м/о, вирусов, инородных тел и веществ называется иммунитетом.

    Существует две формы иммунитета: неспецифический иммунитет (действует на все виды м/о) и специфический иммунитет (действует на конкретный антиген).

    Клетками, осуществляющими в организме иммунную реакцию, являются В-лимфоциты, Т-лимфоциты, макрофаги, которые образуются органах иммунной системы.

    Инфекционные заболевания отличаются от других тем, что заразны, имеют циклическое течение и формируют постинфекционный иммунитет.

    VII Домашнее задание

    Выучить §18; Уметь отвечать на вопросы после параграфа.

    Подготовить сообщения: «Л. Пастер. Вакцина. Лечебные сыворотки»

    «Э.Дженнер. Методы оспопрививания»

    Учебная, методическая литература:

    Колесов Д.В., Маш Р.Д., Беляев И.Н. «Биология: Человек.» Учебник для 8 кл.. М: Дрофа, 2008г

    Колесов Д.В. «Биология. Человек». Тематическое и поурочное планирование к учебнику Д.В. Колесова, Р.Д. Маш, И.Н. Беляева. М: Дрофа, 2004г.

    Анисимова В.С., Бруновт Е.П., Реброва Л.В. «Самостоятельные работы учащихся по анатомии. Физиологии и гигиене человека» Пособие для учителя. М: Просвещение,1987г.

    макрофаги

    лейкоциты

    специфический

    неспецифический

    Формы иммунитета

    Б О Л Е З Н Ь

    Кровь (лейкоциты); лимфа (лимфоциты); тканевая жидкость (макрофаги)

    Кожа, слизистые оболочки (слёзы, пот, слюна, соляная кислота) + м\о живущие на коже и слизистых оболочках

    Проникновение м/о

    Компоненты внутренней среды

    лимфоциты

    антитела на антигены

    макрофаги

    Клетки иммунитета

    Т-лимфоциты

    В-лимфоциты

    пожирают инородные вещества, м\о, клетки

    образуют антитела

    делают бактерии беззащит-ными перед фагоцитами

    выделяют вещества, убивающие бактерии и вирусы

    Вне клетки!

    В клетке!

    клетки памяти

    плазматические клетки

    Т-киллеры

    Т-супрессоры

    Т-хелперы

    передают информацию об антигене

    запоминание информации

    об антигене

    чужеродные

    блокируют чрезмерные реак-ции В-лимфоциты

    Сообщение учащегося

    Секция естественных наук

    Большие полушария – самая развитая функционально важная структура центральной нервной системы. Все части головного мозга перекрыты отделами полушарий.

    Анатомически полушария (правое и левое) отделяются продольной щелью, расположенной в глубоких отделах. Эта щель может соприкасаться с мозолистым телом. Мозжечок и мозговые полушария отделены друг от друга поперечной щелью.

    Строение полушарий

    Снаружи полушария покрыты корой (пластинка серого вещества). Имеют 3 поверхности: верхнебоковую, медиальную (срединную) и нижнюю. Поверхности отделяются краями.

    Полушария имеют полюса: лобный, затылочный и височный.

    На всех поверхностях полушарий, кроме нижней, расположены борозды. Они могут быть глубокими и мелкими, имеют неправильную форму и могут изменять свою направленность. Каждое полушарие разделено глубокими бороздами на доли.

    Выделяют следующие виды долей:

    • лобная;
    • затылочная;
    • теменная;
    • островковая;
    • височная.

    Лобная доля

    Она расположена в передних отделах обоих полушарий и ограничена одноименным полюсом, латеральной и центральной бороздами.

    Центральная борозда (Роландова) начинается на срединной поверхности полушария, направлена к его верхнему краю. Затем направляется книзу, но не достигает латеральной борозды.

    Параллельно центральной борозде расположена предцентральная. От нее идут вверх 2 лобные борозды – верхняя и нижняя, которые делят лобную долю на извилины.

    Извилины отделяют мелкие борозды друг от друга. В лобной доле 3 извилины – верхняя, средняя и нижняя. В области нижней извилины находится центр Брока. Значение его велико. Он отвечает за интерпретацию смысла речи, синтаксическое формирование предложений и расстановку слов в них.
    Лобная доля состоит из 3 частей – треугольной, глазничной и покрышечной.

    Функции лобной доли:

    1. мышление;
    2. регуляция поведения;
    3. осознанные движения;
    4. двигательная активность;
    5. речевая функция;
    6. почерк;
    7. центр памяти.

    Теменная доля

    Теменная доля расположена позади Роландовой борозды. Ограничена затылочно-теменной и латеральной бороздами.

    В этой доле находится постцентральная борозда, которая проходит параллельно центральной борозде. Между ними находится постцентральная извилина. Направляясь в сторону лобной доли и соединяясь с предцентральной извилиной, формируется парацентральная долька. Кроме этой дольки, у теменной доли есть одноименные верхняя и нижняя дольки. Нижняя теменная долька имеет 2 извилины: надкраевую и угловую.

    Функции теменной доли:

    1. глубокая и поверхностная чувствительность всего тела;
    2. автоматические движения, спровоцированные постоянными повторами (умывание, одевание, вождение автомобиля и т.д);
    3. осязательная функция (способность узнавать размер, вес предмета на ощупь).

    Затылочная доля

    Она расположена за теменно-затылочной бороздой. Имеет небольшой размер. Затылочная доля имеет борозды и извилины, которые могут изменять свою форму и направление. Наиболее выраженными являются шпорная и поперечная борозды. Оканчивается затылочная доля затылочным полюсом.

    Функции затылочной доли:

    1. зрительная функция (восприятие и переработка информации);
    2. восприятие света.

    Височная доля

    Височная доля отделена от лобной и теменной Сильвиевой бороздой (латеральной). Край этой доли прикрывает сбоку островковую долю и называется височной покрышкой. Височная доля имеет одноименный полюс и 2 одноименные извилины – верхнюю и нижнюю. Также в ней находятся три короткие извилины, которые располагаются в поперечном направлении – извилины Гешля. В височной доле расположен центр Вернике, который отвечает за придание смысла нашей речи.

    Функции височной доли:

    1. восприятие ощущений (слух, вкус, обоняние);
    2. анализ звука и речи;
    3. память.

    Островковая доля

    Находится в глубине Сильвиевой борозды. Ее можно увидеть только в том случае, если раздвинуть покрышку (височную, лобную и теменную доли). Имеет круговую, центральную борозды, длинную и короткую извилины.

    Основной функцией островка является распознавание вкуса.

    В медиальной области полушарий находятся следующие структуры:

    1. борозды: мозолистое тело; гиппокамп; поясная.
    2. извилины: парагиппокампальная, зубчатая, поясная, язычная.

    На нижней поверхности полушарий расположены обонятельные луковицы, борозды и пути. Кроме этого, там находятся носовая борозда, крючок (конец парагиппокампальной извилины), затылочно-височные извилины и борозда.

    Обонятельные луковица, путь, треугольник, продырявленное вещество, поясная, парагиппокампальная, зубчатая извилины и гиппокамп формируют лимбическую систему.

    Функция лимбической системы – обонятельная.

    Кора полушарий

    Кора большого мозга – это серое вещество, расположенное на периферических участках полушарий. Площадь ее поверхности составляет около 200 тысяч мм 2 . Форма, вид и расположение нейронов и других структур неодинаково на различных участках коры и носит название «цитоархитектоника». В коре полушарий находятся ядра корковых анализаторов всех видов чувствительности: двигательного, кожного, слухового, обонятельного и зрительного.

    Патологии полушарий головного мозга

    При поражении коры любой доли больших полушарий головного мозга возникают различные неврологические симптомы и синдромы.

    Необходимо своевременно обращаться за медицинской помощью, чтобы избежать тяжелых последствий при нарушении функционирования любой зоны мозга.

    Причинами развития таких состояний являются:

    1. травмы головы;
    2. онкологические заболевания (доброкачественные и злокачественные опухоли головного мозга);
    3. атрофические заболевания головного мозга (болезнь Пика, );
    4. врожденные нарушения (недостаточное развитие структур нервной системы);
    5. родовые травмы черепа;
    6. гидроцефалия;
    7. инфекционно-воспалительные процессы в оболочках мозга (менингит, энцефалит);
    8. нарушение кровообращения в сосудах головного мозга.

    Нарушения в коре лобной доли

    При поражении коры лобной доли, в зависимости от локализации, возникают следующие симптомы:

    • лобная атаксия – нарушение равновесия, шаткость походки;
    • повышенный мышечный тонус в конечностях (пассивные движения ограничены или затруднены);
    • паралич конечности/конечностей с одной стороны;
    • тонические/клонические судороги;
    • припадки (тонико-клонические или эпилептические);
    • затруднение речи (человек не может подобрать синонимы, падеж, время действия) – афазия Брока;
    • симптомы лобной психики (человек ведет себя дурашливо, раскрепощенно, может появляться ярость без причины);
    • «лобные знаки» (появление примитивных рефлексов, таких как у младенца – хоботкового, хватательного и др.);
    • утрата обоняния с одной стороны.

    Кроме выраженных симптомов лобной психики, больной может вести себя апатично, безразлично, не вступать в контакт с окружающими. В тяжелых случаях может возникнуть склонность к аморальным общественным поступкам: драки, дебоши, поджоги.

    Патологические нарушения в коре теменной доли

    При поражении коры теменной доли возникают нарушения чувствительности и окружающего восприятия. Характерны следующие симптомы:

    • нарушения кожной чувствительности;
    • постуральность (изменения положения в пространстве, пассивные движения, которые больной ощущает, но с ним этого не происходит);
    • отсутствие восприятия частей своего тела;
    • неспособность или отказ реагировать на воздействие раздражителей в зонах поверхностной и глубокой чувствительности;
    • утрата навыков чтения, письма, счета;
    • неспособность находить знакомые места;
    • при исследовании предметов с закрытыми глазами больной не может распознать знакомую вещь.

    Патологические нарушения в коре височной доли

    Основными проявлениями поражения височной доли являются:

    • корковая глухота (утрата слуха, при которой нет травмы уха);
    • афазия Вернике – утрата способности воспринимать речь, музыку и т.д;
    • шум в ушах;
    • подобные сну состояния (больной вспоминает то, чего раньше не видел и не слышал, но утверждает, что это было с ним наяву, а не во сне);
    • возникновение слуховых галлюцинаций;
    • кратко- или долговременная утрата памяти (амнезия);
    • возникновение моментов дежавю;
    • сочетанные галлюцинации (слуховые + зрительные, слуховые + обонятельные);
    • височные припадки.

    Патологические нарушения в коре затылочной доли

    Повреждения коры данного участка сопровождаются проблемами со зрительным анализатором. Развиваются такие состояния, как:

    • корковая слепота (полная утрата зрения без повреждения зрительного анализатора);
    • утрата зрения, при которой больной утверждает, что он не потерял зрение;
    • гемианопсия – выпадение полей зрения с одной из сторон;
    • неспособность вспомнить предмет, цвет или лицо человека;
    • изменения окружающих предметов, которые кажутся маленькими – зрительные иллюзии;
    • зрительные галлюцинации – вспышки света, зигзаги, индивидуальные для каждого глаза.

    При поражении лимбической системы происходит утрата памяти или спутанность воспоминаний, наблюдаются отсутствие возможности создавать и запоминать яркие моменты жизни, низкая эмоциональная лабильность, отсутствие обоняния, утрата способности анализировать и принимать решения, а также овладевать новыми умениями.

    Передний мозг, является самым ростральным отделением нервной системы. В его состав входят (кора) и базальные ганглии. Последние, находясь в коре, расположены между лобными частями мозга и промежуточным мозгом. В состав этих ядерных структур входят скорлупа, которые вместе составляют полосатое тело. Свое название оно получило вследствие чередования серого вещества, состоящего из нервных клеток, и белого. Эти элементы головного мозга вместе с бледным шаром, который называют паллидум, образуют стриопаллидарную систему. Эта система у млекопитающих, в том числе и у человека, является основным ядерным аппаратом и участвует в процессах двигательного поведения и других важных функциях.

    В состав базальных ганглиев входят имеющие очень разнообразный клеточный состав. В бледном шаре расположены большие и мелкие нейроны. Полосатое тело имеет похожую клеточную организацию. К нейронам стриопаллидарной системы идут импульсы от коры полушарий, таламуса, стволовых ядер.

    Какие функции выполняют подкорковые ядра?

    Ядра стриопаллидарной системы участвуют в и двигательной активности. Раздражение хвостатого ядра, вызывает повороты головы стереотипного характера и дрожательные движения рук или передних конечностей у животных. В процессе изучения выяснено, что оно имеет значение в процессах запоминания движений. Раздражающее воздействие на эту структуру нарушает и обучения. оказывает тормозящее действие на двигательную активность и её эмоциональные компоненты, например на агрессивные реакции.

    Кора мозговых полушарий

    Передний мозг включает в себя образование, которое называют корой. Она считается самым молодым образованием головного мозга. Морфологически, кора состоит из серого вещества, которое покрывает весь мозг и имеет большую площадь из-за многочисленных складок и извилин. Серое вещество состоит из громадного числа нервных клеток. Благодаря этому число синоптических связей очень велико, этим обеспечиваются процессы хранения и переработки получаемой информации. Исходя из появления и эволюции, выделяют древнюю, старую и новую кору. В период эволюции млекопитающих новая кора развивалась особенно быстро. Древняя кора в своём составе имеет обонятельные луковицы и тракты, обонятельные бугорки. В состав старой входит поясная извилина, миндалина и извилина гипокампа. Оставшиеся области принадлежат новой коре.

    Нервные клетки коры полушарий расположены послойно и упорядоченно, в своём составе образуя шесть слоёв:

    1-й - называется молекулярным, образован сплетением нервных волокон и содержит минимальное количество нервных клеток.

    2-й - называют наружным зернистым. Он состоит из мелких нейронов разной формы, похожих на зёрна.

    3-й - состоит из пирамидных нейронов.

    4-й - внутренний зернистый, подобно наружному слою, состоит из мелких нейронов.

    5-й - содержит клетки Беца (гигантские пирамидные клетки). Отростки этих клеток (аксоны)образуют пирамидный тракт, который достигает каудальных участков и переходит в передние корешки

    6-й - мультиформный, состоит из нейронов треугольной и веретенообразной формы.

    Хотя нейронная организация коры имеет много общего, более детальное её изучение показало различия, появляющиеся в ходе волокон, размерах и количестве клеток и ветвлении их детритов. Изучая была составлена карта коры, которая включает 11 областей и 52 поля.

    За что отвечает передний мозг ?

    Очень часто древнюю и старую кору объединяют. Они образуют обонятельный мозг. Передний мозг также отвечает за настораживание и внимание, участвует в вегетативных реакциях. Система принимает участие в инстинктивном поведении и формировании эмоций. В опытах на животных, при раздражающем воздействии на старую кору, появляются эффекты, связанные с пищеварительной системой: жевание, глотание, перистальтика. Также раздражающее действие на миндалины вызывает изменение функции внутренних органов (почек, матки, мочевого пузыря). Некоторые области коры участвуют в процессах запоминания.

    Совместно гипоталамус, лимбическая область и передний мозг (древняя и старая кора), образуют которая сохраняет гомеостаз и обеспечивает сохранение вида.