Неврозы у детей относятся к дефектам психического состояния обратимого характера, без искажения восприятия мира. Неврозы у детей представляют собой психогенные нарушения, которые являются ответной реакцией индивидуума на психотравмирующую ситуацию. Однако главная опасность этого невротического расстройства скрывается не за тяжестью протекания, а в реагировании родителей на его проявления. Поскольку первичные проявления невротических состояний подавляющее большинство взрослых лиц просто не замечают. В случаях, когда взрослые члены семейных отношений все же обнаруживают проявления невроза у собственных чад, они все равно продолжают относиться довольно безразлично и поверхностно к ним, полагая, что такие проявления исчезнут сами собой. Только незначительное количество представителей взрослого населения, к сожалению, относится серьезно к проблеме неврозов у малышей.

Причины неврозов у детей

Факторы, провоцирующие зарождение неврозов у маленьких представителей человечества, бывают разнообразными. К ним относят причины наследственного характера или социально-психологические факторы. Кроме этого, также можно выделить определенную категорию ребят, которые наиболее подвержены риску приобретения неврозов.

Особенности неврозов у детей обусловлены развитием формирующейся личности. Детская личность в существенной мере определяется типом воспитания в семье. Различные типы неправильного воспитания (неприятие, гиперопека, потворствующая гиперопека, жесткое, авторитарное воспитание, гиперсоциализирующее контрастное воспитание) искажают зачастую биологические особенности детской личности и ее .

В первый черед, психологи рекомендуют родителям обратить внимание на существование определенных возрастных этапов у детей, на которых они наиболее восприимчивы в окружающей среде и негативу в ней, вследствие чего являются более психически уязвимыми.

Невроз у детей, преимущественно, начинает развиваться в возрастном периоде между двумя и тремя годами и между пятью и семью лет.

Данные периоды характеризуются специфическими особенностями. Первый период отличается устойчивым психологическим противостоянием малышей и их родителей. На этом этапе ребята вначале пытаются осознать, а впоследствии отстоять собственное место в мире.

Невроз у ребенка 3 лет считается довольно серьезным состоянием, так как на данном этапе малыш наиболее уязвим.

Невроз у ребенка 7 лет проявляется в остроте детского реагирования на различные травмирующие обстоятельства и невозможности надлежащим образом контролировать собственные реакции на такие обстоятельства и свое состояние.

Профилактика неврозов у детей, находящихся в кризисных периодах развития, заключается в их оберегании от провоцирующих и травмирующих факторов, обеспечении им комфортной жизнедеятельности.

Неврозы у детей и подростков могут возникать вследствие предрасположенности или наличия определенных черт характера либо физических особенностей. Таким образом, развитие неврозов у детей в следующих случаях будет наиболее вероятным при перенесении во время беременности невротических расстройств и если малыш неуверен в себе, чрезмерно стеснителен, возбудим, зависим от суждений окружающих, тревожен, внушаем, гиперактивен, раздражителен.

Неврозы у детей и подростков появятся, прежде всего, у тех, кто стремится быть лучше окружения и хочет всегда быть номером один.

Можно выделить ряд факторов социального характера, провоцирующих развитие неврозов у детей:

— избыток или дефицит эмоционального вербального взаимодействия с малышом;

— нежелание взрослых лиц находить точки психологического соприкосновения с детьми;

— болезни нервной системы у взрослого окружения или наличие в семейных связях ситуаций, травмирующих психику малыша, например, алкоголизм родителей;

— перегибы в модели воспитания, например, чрезмерная забота или, наоборот, дефицит опеки, навязывание взрослым окружением собственных взглядов и видений жизни, непомерные требования и т.д.;

— разногласия во взглядах на манеру воспитания среди взрослого окружения;

— запугивание малыша наказаниями или несуществующими объектами, такими как бабайка или баба Яга.

К факторам социально-культурной направленности можно отнести:

— проживание в мегаполисе;

— нехватку полноценного отдыха;

— плохие жилищные условия;

Социально-экономические факторы это:

— постоянная профессиональная занятость родителей;

— неполная семья;

— привлечение к заботе о маленьком ребенке посторонних лиц.

К биологическим причинам неврозов относят наследственные факторы, особенности характера, физическое состояние организма, различные перегрузки (умственные или физические), травмы и недосыпание.

Неврозы у детей дошкольного возраста зачастую возникают при преуменьшении родителями значений совместных игр, следования семейным традициям или соблюдение ритуалов.

Симптомы неврозов у детей

Специфические симптомы невротических расстройств обнаруживаются в выраженных приступах различных , которые зачастую начинаются вечером перед отходом ко сну. Длительность их может составлять до 30 минут. Реже в тяжелых случаях таким приступам сопутствуют галлюцинации.

Невроз у ребенка 3 лет может проявляться в боязни темноты и чудовищ, которые в ней скрываются. Появление таких страхов должно служить для родителей серьезной причиной для беспокойства и поводом для обращения к квалифицированным специалистам. Также нередко у дошкольников наблюдается невротическое заикание, которое может спровоцировать внезапный приступ сильного страха.

У школьников невротические состояния обнаруживаются в , в который они впадают, сопровождающийся слезливостью, ухудшением аппетита, изменением мимики и заторможенностью. У них также могут наблюдаться депрессивные состояния, вследствие перегруженности связанной с учебой. Школьницы женского пола характеризуются озабоченностью собственным здоровьем и опасаются различных заболеваний.

Если родители начали замечать, что любимое чадо стало более раздражительным, чрезмерно плаксивым, отмечается расстройства сна, то необходимо обязательно показать его специалистам, так как подобное состояние свидетельствует о наличии серьезных проблем со здоровьем малыша.

Для того чтобы перечислить все возможные симптомы, следует выделить главные виды неврозов у детей.

Неврозы навязчивых движений, которые содержат в себе различной направленности фобии и заключаются в обсессивных движениях, нервном тике. Тики при неврозах бывают различными, начиная от мигания и заканчивая подергиванием плечами.

Истерическому неврозу сопутствуют рыдания, падения на пол, сопровождающиеся криками и даже воплями.

Множество вариаций имеют неврозы страха – от боязни темноты и до страхов умереть.

Для подростков характерен депрессивный невроз, проявляющийся в подавленном состоянии и желании одиночества.

Нередко детская сопровождается вегето-сосудистой дистонией и проявляется в непереносимости даже незначительного психического напряжения. Дети с таким синдромом имеют невротические нарушения сна.

Для пожилых людей более типична , однако подростки также нередко подвержены ей. Она проявляется в виде нездорового страха за собственное здоровье.

Если рассматривать упрощенную типологию неврозов, можно выделить 3 наиболее серьезные виды неврозов у детей, связанные с неврологическими проявлениями: , астенический и истерический неврозы.

Как проявляется невроз у детей? Самыми распространенными формами неврозов у детей являются истерические неврозы.

Истерическому неврозу у ребенка зачастую сопутствуют нарушения вегетативных и сенсорных процессов, двигательных функций. Кроха, подверженная данным проявлениям во время приступов не в состоянии полностью осуществить контроль над собственным телом и производит самопроизвольные телодвижения. Подобные движения истерического характера создают существенный психический дискомфорт.

Нередко сопровождается систематической головной болью, которая нередко локализуется в височной области. К другим симптомам следует отнести тремор, то есть дрожание конечностей или их подергивание, частичное понижение чувствительности различных участков тела. Большинство врачей полагает, что данный недуг непосредственно связан с последующим появлением таких заболеваний как энурез, заикание или . Также следует отметить, что признаки невроза истерического характера у ребенка зачастую проявляются в следующих систематических действиях: кривляние губами, постоянные кивания головой, растирание своей кожи и подергивания волос.

Астенический невроз или неврастения проявляется повышенной утомляемостью, неспособностью концентрироваться, апатичностью и безразличностью. Одновременно с этим наблюдается слабая физическая подвижность, чрезмерные и кратковременные эмоциональные всплески. Малыши, страдающие неврастенией, характеризуются вспыльчивостью, находясь в повышенном напряжении. Бурную реакцию эмоционального характера у них могут вызвать малозаметные внешние раздражители. Другими типичными признаками неврастении считается расстройство сна, функциональные нарушения желудочно-кишечного тракта, головные боли, сбои в работе сердечно-сосудистой системы.

Обсессивный невроз также имеет название навязчивое нервозное состояние и проявляется неконтролируемым желанием крохи постоянно выполнять повторяющиеся действия. Подобные повторяющиеся действия объясняются во многом возникновением необъяснимого страха вследствие схожих жизненных ситуаций. Ребенок нередко осознает анормальность или нелогичность собственных поступков, что впоследствии может существенно повлиять на критическое отношение его к собственной личности и переживание им чувства отчуждения.

Признаки невроза у индивида, испытывающего состояния навязчивого характера, могут быть различны. Так, например, у некоторых малышей проявляется в неконтролируемой привычке считать ступеньки.

Невроз навязчивых движений у детей

Расстройство, нередко встречающееся у детей и проявляющееся сериями движений навязчивого характера, нервным тиком и симптомом общего нарушения развития, называется неврозом навязчивых движений. При таком расстройстве движения могут быть разнообразными. Наиболее часто у малышей встречаются следующие проявления невроза: сосание пальцев, покачивание головой или ее наклон в одну сторону, кручение волос, скрежет зубами, мелкие движения руками, пощипывание кожи и др.

Развитие неврозов у детей часто наступает вследствие сильного потрясения или психической травмы. Если у ребенка отмечается появление части перечисленных симптомов, то это еще не повод говорить о диагнозе невроза навязчивых состояний. Часто такие симптомы являются всего лишь свидетельством процесса взросления, и по прошествии некоторого количества времени они проходят. В тех случаях, когда тики и движения навязчивого характера ярко выражены, мешают крохе нормально функционировать, и проявляются на протяжении довольно продолжительного времени, следует безотлагательно обратиться к врачу.

Навязчивые состояния у детей невозможно диагностировать при помощи тестов или других приемов. Они могут являться частью других, более серьезных заболеваний. Нередко навязчивые движения путают с тиками, но если знать природу подобных явлений, то отличить их не представляется сложным. Тиком называют подергивания, непроизвольное сокращение мышц, которые невозможно контролировать. Тики далеко не всегда определяются причинами психологического характера.

Навязчивые движения при помощи силы воли можно удержать. Они всегда будут являться результатом психологического дискомфорта, переживаемого ребенком.

Итак, о невротических состояниях навязчивых движений свидетельствуют такие симптомы: малыш грызет ногти, резко вращает головой, щелкает пальцами, дергает губой, обходит предметы либо только справа, либо слева, причмокивает, кусает губы, крутит пуговицы, дует на ладони. Невозможно перечислить все движения навязчивого характера, так как они являются индивидуальными проявлениями. Главным признаком неврозов навязчивых состояний считается раздражающее повторение одинаковых движений. При этом такие повторения нередко могут сопровождаться истерическими вспышками, бессонницей, нарушением аппетита, снижением работоспособности и чрезмерной плаксивостью.

Таким образом, навязчивые неврозы у детей дошкольного возраста отличаются превалированием разнообразных явлений навязчивого характера, то есть действий, страхов, представлений, появляющихся обязательно вопреки желанию.

Лечение неврозов у детей

В качестве патогенетической терапии при детских неврозах применяют психотерапию, которая, прежде всего, направлена на нормализацию обстановки в семье, улучшение системы взаимоотношений в браке и коррекцию воспитания. Для обеспечения нужного психосоматического фона с целью повышения эффективности психотерапии применяют медикаментозное лечение, физиотерапию и рефлексотерапию.

Психотерапия неврозов у детей условно подразделяется на три группы методов: на индивидуальную, семейную и групповую терапию.

Контакт с участниками семейных отношений позволяет терапевту изучить жизненные проблемы непосредственно в семейной среде, что способствует ликвидации эмоциональных расстройств, нормализации системы взаимоотношений, коррекционному воздействию воспитания. Поэтому значение семейной терапии в лечении невротических состояний у детей настолько велико. Особенным значением обладает неврозов у детей, находящихся на дошкольном возрастном этапе, так как именно на данном этапе она наиболее эффективна вследствие того, что в этом возрасте легче поддается устранению патологическое воздействие ошибок родительского воспитания. Психотерапия семьи включает обследование семьи, которое позволяет изучить совокупность личностных особенностей, психопатологических и социально-психологических характеристик семейства, что даст основание определить семейный диагноз. Следующий этап психотерапии семье включает семейные обсуждения, которые охватывают беседы с дедушками и бабушками, разговор с родителями. С малышом необходимо заниматься в специализированном кабинете, оснащенным как игровая комната. Вначале крохе предоставляется возможность свободного взаимодействия с игрушками или книжками. После установления стойкого эмоционального контакта с малышом проводится непосредственно беседа с ним. Занятиям с ребенком обычно предшествуют семейные обсуждения, но иногда можно начинать занятия без предварительных обсуждений, так как улучшение состояния малыша положительно повлияет в свой черед на семейные обсуждения. В ходе семейных обсуждений необходимо определить педагогическую перспективу, при этом подчеркивается непосредственная роль родителей и необходимость тесного сотрудничества.

На следующем этапе происходит совместная психотерапия родителей и малыша. С дошкольниками могут проводиться предметные игры или рисование. С детьми, находящимися в школьном возрастном периоде происходит обсуждение разнообразных тем, целенаправленные предметные игры. В ходе взаимодействии малышей и их родителей определяются привычные реакции эмоционального характера и возможные конфликты. Затем проводятся ролевые игры, которые отражают вербальное взаимодействие в жизни, проигрываются школьные ситуации или моменты из жизни семьи. В процессе таких игр происходит смена ролей – ребята и родители меняются ролями. Задача психотерапевта лежит в демонстрации во время разыгрываемого сценария оптимальной модели семейных взаимоотношений, что позволяет постепенно построить условия для устранения психологического конфликта и видоизменения отношений в семейных связях.

Индивидуальная психотерапия неврозов у детей включает рациональную, суггестивную , методики , аутогенную тренировку.

Метод рациональной психотерапевтической помощи проводится в несколько этапов. После установления с пациентом стойкого эмоционального контакта терапевт объясняет ему в доступной форме суть его болезненного состояния. Следующий этап ребенок совместно с терапевтом старается выявить источник переживаний. Затем малышу предлагается окончить рассказ, начатый терапевтом. Разбирая различные вариации завершения рассказа, ребенок старается разрешить серьезные конфликтные ситуации самостоятельно или при помощи врача.

Нередко рисование может стать единственной возможностью малыша общаться. При помощи рисования ребенок начинает лучше ориентироваться в собственных переживаниях. А наблюдение за малышом в процессе рисования дает возможность составить представление о его особенностях характера, коммуникативности или замкнутости, кругозоре, наличии фантазии и творческого потенциала. Игровая психотерапия наиболее отвечает возрастной потребности в игре, однако предполагает организацию игры в качестве терапевтического процесса. Может применяться спонтанная игра, то есть не предполагает определенного сценария, и направленная игра, которая базируется на заданном сюжете, но с использованием импровизации. Спонтанная игра предоставляет возможность самовыражения, осознания страха, тревоги и напряжения. Импровизационная игра предполагает создание особых стрессовых ситуаций страха, спора или других неблагоприятных условий, чтобы малыш самостоятельно находил решение или выход из ситуации.

Как лечить невроз у ребенка? При неврозах медикаментозная терапия имеет, скорее, второстепенное значение, так как она действует симптоматически, снимает напряжение, устраняет повышенную возбудимость или, наоборот, депрессивные состояния, уменьшает астенический синдром. Также нередко применяется комплексное лечение, объединяющее в себе психотерапию прием лекарственных препаратов и физиотерапию. Чаще она применяется при неврозоподобных состояниях. Не рекомендуется прием антидепрессантов и транквилизаторов, так как данные препараты могут осложнить проведение психотерапии. Чаще транквилизаторы употребляется для коррекции и при органической расторможенности.

Детям для лечения невротических состояний целесообразно назначать прием настоев лекарственных растений.

Заболевания нервной системы у детей, вызванные каким-либо микроорганизмом, всегда представляют угрозу здоровью, а иногда и жизни. Возбудителем может быть любой представитель микромира: бактерии, вирусы, грибки и др. Инфекционный процесс начинается после проникновения возбудителя в нервную ткань или (что встречается реже) на фоне других заболеваний, в том числе инфекционной природы.

Среди всех существующих заболеваний различают следующие типы: менингит, полиомиелит, энцефалит.

Менингит

Заболевания нервной системы у детей во многих случаях встречаются в виде менингита или, другими словами, воспаления оболочек головного мозга.

Если в патологический процесс вовлечены не только оболочки, но и ткань мозга ребенка, то специалисты ставят диагноз – менинго-энцефалит.

Независимо от природы (инфекционного начала) для менингита характерны общие симптомы: головная боль (у новорожденных она сопровождается сильным плачем), ухудшение общего состояния, повышение температуры тела. Головная боль становится сильнее под влиянием каких-либо раздражителей (света, звука). Кроме того, у ребенка может быть рвота, приступы которой не имеют связи с приемами пищи.

Еще один немаловажный признак воспаления – ригидность (сжатость) мышц затылка, что проявляется максимальным сгибанием шеи и запрокидыванием головы назад. О возможном заболевании специалисты также судят по симптому Кернига. Он проявляется в следующем: ребенка укладывают в горизонтальное положение, при этом сгибают ему ногу, разогнуть которую в суставах получается плохо по причине возникающей боли в спине. Что касается новорожденных, а также детей до 1,5 лет, то при заболевании, особенно когда ребенок плачет, выбухает большой родничок. В запущенных случаях у новорожденных выпячивание наблюдается даже в состоянии покоя по причине повышенного давления внутри черепа. Нередко менингит сопровождается судорожным синдромом.

Распространенные возбудители менингита

Вирусы Коксаки

Заболевание у ребенка, вызванное данным вирусом, может быть в виде вспышек, передается через продукты питания и через воздух. После попадания в организм первые признаки отмечаются приблизительно спустя 7 дней. Начинается данная патология, как у новорожденных, так и у детей постарше, с приступов головной боли. Визуально лицо, а также склеры глаз, становятся красными. По всему телу заметна сыпь в виде пятен. Заболевший малыш возбужден, плохо спит. Течение этого вида менингита доброкачественное. Обсеменение ликвора и повышение температуры тела длится не более 3 недель.

Лечение заключается в назначении препаратов, устраняющих признаки, то есть жаропонижающих, обезболивающих и других средств. Если беспокоит сильная головная боль, то по назначению врача могут быть рекомендованы пункции.

Палочка Коха

Туберкулезный менингит, вызываемый палочкой Коха, почти всегда вторичен, то есть развивается на фоне уже имеющегося инфекционного процесса. Характерные симптомы: гиподинамия (уменьшение двигательной активности ребенка), гипертермия, отсутствие аппетита, появление симптомов, которые характерны для менингита. Возможны парезы (частичная парализация), опущение век, косоглазие.

При взятии спинномозговой жидкости она вытекает под повышенным давлением. Лечение заключается в назначении антибактериальных препаратов, губительно воздействующих на микобактерии туберкулеза. В качестве этиотропной терапии назначаются Фтивазид, Стрептомицин, ПАСК.

Менингококк

Часто заболевают дети первых трех лет жизни. К характерным признакам заболевания относятся: ухудшение общего самочувствия (повышение температуры, рвота без тошноты, беспокойство и др.). У новорожденных и детей до года сильно выбухает родничок и присутствуют менингеальные признаки.

Доказывают природу заболевания своеобразные высыпания с кровоизлиянием внутри по форме напоминающие мелкие звезды. Они слегка приподняты над уровнем кожи и возникают на нижних конечностях, спине. Спустя время возможно воспаление суставов и оболочки глаз. Если взять спинномозговую жидкость, то она мутная, в ней обнаруживается большое содержание лейкоцитов, белка, а также менингококки – возбудители заболевания. Они же обнаруживаются и в кожных соскобах, а также во внутрисуставной жидкости.

Прогноз исхода данного вида менингита для жизни серьезный. Лечение заключается в назначении антибиотиков: менингококк чувствителен к пенициллину. Вместе с ним могут быть назначены сульфаниламиды, а также кортикостероидные препараты.

Полиомиелит

Это заболевание вирусной природы, которое передается преимущественно через грязные руки, а также через воздух, и поражает главным образом некоторые отделы спинного мозга. Скрытый период длится не более 10 дней. Симптомы заболевания у новорожденных зависят от стадии заболевания. В препаралитический период наблюдаются общие признаки интоксикации, недомогание. Симптомы, характерные для поражения нервной системы: сонливость, судороги конечностей, бред, болезненность при пальпации мышц конечностей и др.

В паралитический период наблюдаются типичные парезы (частичная парализация) и параличи (полные парезы). Тяжелая форма заболевания сопровождается поражением жизненно важных центров мозга, что может привести к гибели ребенка. В восстановительный период отмечается полное или частичное выздоровление. В период остаточных явлений наблюдаются симптомы парализации, свидетельствующие о поражении нервной системы.

Лечение сводится к немедленной госпитализации и введении гамма-глобулина.

Предупредить данное заболевание возможно, если не игнорировать обязательную вакцинацию.

Энцефалит

Воспалительный процесс в тканях головного мозга, как у ребенка, так и у взрослых, называется энцефалитом. В зависимости от природы он может быть вирусный (например, клещевой), вторичный, и энцефаломиелит (часто у новорожденных после перенесенного гриппа, краснухи и др.). Общие характерные симптомы: быстрое начало развития заболевания, изменение сознания вплоть до развития комы, сонливость, судорожное состояние, возникновение парезов и менингеальных симптомов. У ребенка может быть нарушено дыхание, наблюдается расстройство зрения.

Детей с подозрением на энцефалит госпитализируют и проводят следующие терапевтические мероприятия. При клещевом энцефалите вводится сыворотка; при энцефалите, который возник на фоне введенной вакцины, вводится гамма-глобулин, назначаются антибиотики. По показаниям вводятся препараты, устраняющие судороги, температуру, перебои в работе сердца у новорожденных.

Любой из вышеперечисленных симптомов требует незамедлительного обращения к специалисту. В противном случае ухудшение состояния может привести к серьезным изменениям здоровья или смерти ребенка.

Нарушения со стороны нервной системы могут быть разнообразными.
Чаще всего это:
аффективно-респираторные приступы;
нарушения речи;
нарушения сна;
неловкость;
приступы злобы;
проблемы воспитания;
повышенная возбудимость.

Аффективно-респираторные приступы:

Аффективно-респираторные приступы - это острая задержка дыхания. Может возникать при крике или плаче ребенка. От злости, обиды или боли (например, при падении) ребенок начинает плакать так горько, что задерживается дыхание, в легких уже нет воздуха, ребенок сначала краснеет, затем синеет и тут же начинает дышать. В момент нехватки воздуха возможно кратковременное кислородное голодание мозга и ребенок теряет сознание.
В это время могут быть судороги.

Все это длится несколько десятков секунд, после чего дети становятся вялыми, иногда сонливыми. Подобные приступы могут отмечаться у 2 % детей до 2 лет, редко до 4 лет. Обычно это бывает у очень упрямых, своенравных детей, которые любой ценой стараются добиться своего. Такие состояния, как правило, проходят бесследно и служат одним из проявлений ранней детской нервности. Во время приступа следует вынести ребенка на свежий воздух, повернуть лицом вниз, чтобы запавший язык не перекрывал дыхательные пути. Можно побрызгать лицо холодной водой, но не давать пить, так как ребенок в этот момент не глотает.

Для того чтобы избежать приступа, надо «переключить» внимание ребенка на какой-то другой предмет, отвлечь его и стараться избегать конфликтных ситуаций.
Необходимо единство взглядов всей семьи на отношение к этой проблеме, поскольку ребенок очень быстро учится извлекать выгоду для себя из сложившейся ситуации. Во многих случаях нужна консультация психолога. Особой опасности такие приступы не представляют, однако во всех случаях необходима консультация врача для исключения эпилепсии и нарушений сердечного ритма. Следует также помнить, что часто повторяющиеся приступы из-за кислородного голодания мозга могут привести к неврологическим заболеваниям.

Нарушения речи:

Если вам кажется, что ребенок мало говорит, выясните у логопеда, как он должен говорить в этом возрасте. Развитие речи ребенка зависит от того, как много с ним разговаривают с первых дней жизни. В первое время новорожденный как будто никак не реагирует на обращения к нему.
Но проходит несколько недель, и ребенок прислушивается к звукам речи, как бы замирает. Еще через некоторое время в ответ на вашу речь начинает произносить звуки: «гу», «у». К 1,5-2 месяцам гулит хорошо, а к 3 месяцам гулит долго, протяжно, певуче, затихает, когда начинаете говорить вы, потом снова гулит, улыбается. К 6-8 месяцам появляются цепочки звуков: «ба-ба-ба», «ма-ма-ма», к 9-12 месяцам - слова. К году обычно ребенок знает 6-10 слов.

К 15 месяцам начинает осознанно обращаться к родителям и другим членам семьи: «мама», «папа», «баба». К 18 месяцам хорошо копирует интонации, выполняет инструкции («возьми и принеси, положи» и т. д.). К 2 годам может говорить короткие двухсловные предложения («мама, ам»). После 2 лет формируются предложения, и 3-летний ребенок уже говорит фразами, поет песенки, читает короткие стишки. Правда, речь еще нечеткая, не всегда понятная окружающим. Однако так бывает не всегда. Если ребенок мало говорит, необходимо выяснить, нет ли у него нарушений слуха или поражений со стороны нервной системы. Если ребенок хорошо слышит, необходимо постоянно с ним говорить, приучать пользоваться не жестами, а словами.

Окруженному «стеной молчания» малышу не хватает стимулов для развития речи. Если речь ребенка нечеткая, следует обратиться к логопеду, чтобы проверить, не короткая ли у него уздечка языка. Патология твердого неба (расщелина) тоже приводит к нарушению звукопроизношения, даже после хирургической коррекции. Если со стороны органа слуха, полости рта нет отклонений, необходимо проконсультироваться у невропатолога, чтобы исключить задержку психоречевого развития как следствия поражения нервной системы.

Следует помнить также о наследственных особенностях развития речи. Существует естественная разница в развитии речи детей: кто-то начинает говорить раньше, кто-то позже. Чем больше разговаривать с ребенком, тем раньше он сам научится говорить. Большинство речевых нарушений является следствием патологии слуха.

Нарушения сна у ребенка:

Подобно взрослым, у детей различная потребность во сне. Новорожденные спят от 12 до 20 часов в сутки, старшие дети - всю ночь. Однако некоторые могут спать лишь 4-5 часов и не спят днем. В большинстве случаев это наследственные особенности, но и режим жизни ребенка вносит свои изменения. Дети, которые мало активны днем, плохо спят ночью, как, впрочем, и чрезмерно активные, не успевающие успокоиться вечером.

Дети с астмой, экземой, аллергией, пищевой непереносимостью тоже плохо спят ночью. Многое зависит от того, как укладывать ребенка. В одних семьях принято укачивать малыша на руках, в других - укладывать в кроватку. Преимущество последнего метода в том, что родители некоторое время могут побыть вдвоем.

Около половины детей до 5 лет просыпаются ночью, что является нормой. Другое дело, что при этом недосыпают родители. Поэтому они могут вставать к ребенку поочередно или подольше поспать утром.

К нарушениям сна относятся:
ночные кошмары;
ночные страхи;
снохождение (лунатизм).

Ночные кошмары очень неприятны для ребенка. Они возникают из-за нарушения дыхания: при астме, аллергии, увеличении миндалин, заложенности носа, из-за психических причин (страшные фильмы и т. д.), перенесенных болезненных ощущений или травм, а также в жарких и душных помещениях. Обычно бывает между 8 и 9 годами. Ребенку снится, что его кто-то давит, преследует и т. д. Утром он помнит, что ему снилось. Эти нарушения бывают в фазу быстрого сна.

Ночные страхи. Ребенок просыпается ночью и несколько минут кричит, не узнавая окружающих. Его нелегко успокоить, он испуган, у него частое сердцебиение, широкие зрачки, учащенное дыхание, искажены черты лица. Чаще всего ночные страхи отмечаются между 4 и 7 годами. Через несколько минут ребенок успокаивается и засыпает, утром ничего не помнит. Ночные страхи возникают в фазе менее глубокого сна.

Снохождение (лунатизм, сомнамбулизм) появляется в фазе неглубокого сна или фазе выхода из неглубокого сна: Дети встают с кровати, ходят по комнате, могут разговаривать, сходить в туалет или помочиться в комнате, затем возвращаются в свою пастель или в другую и укладываются спать. Утром они об этом не помнят. Иногда снохождение сочетается с ночными страхами. Следует помнить, что уставшие дети спят крепко. Поэтому физическая и умственная активность ребенка днем: подвижные игры, пение, чтение стихов, считалочки - способствует крепкому сну.

К 3 годам дети значительно меньше спят днем или вообще отказываются от дневного сна. Укладывание ребенка вечером после ванны, сказка на ночь способствуют закреплению режима, и ребенок спокойно отправляется в постель. Можно оставить неяркий свет ночника или свет в коридоре, если малыш боится темноты. В кроватку ребенок может взять любимую игрушку или книжку. Иногда помогает тихая музыка или «белый шум» (работа каких-либо бытовых приборов, тихие разговоры взрослых между собой). Не стоит укачивать ребенка на руках, так как он просыпается, как только его укладывают в кроватку. Лучше посидеть рядом и спеть колыбельную. Спальня должна быть уютной, теплой.

Если ребенок плачет, боясь оставаться один, приучайте его к этому постепенно. Уложив ребенка, выйдите на несколько минут и снова вернитесь. Постепенно увеличивайте время отсутствия. Ребенок будет знать, что вы где-то рядом и вернетесь к нему.

При кошмарах и ночных страхах надо успокоить ребенка, уложить его. При необходимости по рекомендации врача можно давать легкие успокаивающие средства. Важно, чтобы ребенок не смотрел вечером фильмы, сказки, которые могут напугать его. При снохождении надо спокойно уложить ребенка, не будить его. Нужно обследовать его у врача и при необходимости провести лечение. Помните о безопасности ребенка: закройте окна и двери, чтобы он не попал на лестницу и не свалился через окно.

Нарушения сна - частое явление у грудных и младших детей. Однако регулярное укладывание в одно и то же время позволяет выработать определенный режим. При нарушениях сна необходима консультация врача и применение соответствующих лекарств.

Неловкость:

Все маленькие дети немного неловки, так как их нервная система не успевает за развитием мышц и костей. Начиная самостоятельно есть, ребенок пачкает одежду, разбрасывает еду, учась одеваться - воюет с пуговицами, застежками, замочками. Часто падает, ушибается, появляются синяки и шишки на голове, руках и ногах. В 3 года ребенку еще трудно построить башню из кубиков, дошкольники плохо рисуют, пишут, часто разбивают посуду, не умеют оценивать расстояния, поэтому неловко бросают и ловят мяч.

Многие дети не отличают правую сторону от левой. Чаще они чрезмерно возбудимы, импульсивны, не могут долго сосредоточить внимание. Некоторые начинают поздно ходить (после полутора лет). Должно пройти какое-то время, чтобы они наверстали этот пробел. У некоторых детей координация движений страдает «по наследству». Другие дети имеют эмоциональные нарушения.

Дети с какими-либо отклонениями: координаторными, эмоциональными, манипулятивными - чувствуют себя не такими, как все. Иногда неловкость возникает в результате травм, особенно головы. Недоношенные дети также несколько отличаются от сверстников. Во многих случаях по мере роста ребенка проявляются, вначале незаметные, нарушения по типу минимальной мозговой недостаточности. Неловкость ребенка осложняет проблемы воспитания. Неудача в выполнении какого-либо задания может вызвать у ребенка гнев, обиду, склонность к уединению, стеснительность, неуверенность в себе, особенно если сверстники начинают смеяться над ним.

Негрубые неврологические нарушения часто не замечают, а ребенка оценивают как «нормального, но несносного», что ведет к наказаниям, выговорам, еще большим нарушениям поведения и патологическому формированию характера. Ребенок начинает избегать школы, находит любые причины, чтобы не пойти на уроки, где его ругают, высмеивают. Родители в первую очередь должны понять, что у ребенка не все в норме. Если вы замечаете, что ваш ребенок особенно неловок, обратитесь к невропатологу, психологу, чтобы выявить и уточнить характер нарушений как можно раньше.

Небольшие нарушения есть у каждого десятого ребенка, поэтому важно проявить максимум терпения и внимания, чтобы провести соответствующую коррекцию. Для успеха нужны взаимопонимание, терпение, а не наказание, высмеивание и выговор. Если выявлено минимальное поражение мозга - не расстраивайтесь, есть много способов лечения и коррекции подобных нарушений.

Приступы гнева:

Приступы гнева часто бывают у детей в возрасте от полутора до 4 лет. Самое трудное время - от 2 до 3 лет. Это критический возраст самоутверждения. К 4 годам приступы становятся значительно более редкими. В возрасте 2-3 лет около 20 % детей ежедневно злятся по тем или иным причинам.

Главная из причин гнева - недовольство тем, что ребенок не может выразить свои желания так, как хочет. Дети в этом возрасте очень хорошо понимают все, что происходит вокруг них, и страстно желают, чтобы все было, как им хочется. Если этого не происходит, гнев выливается в приступы злобы, которые доставляют много беспокойства родителям, особенно в общественных местах. Иногда приходится даже шлепнуть малыша.

Чтобы избежать этой неприятной ситуации, всегда проанализируйте свои действия, прежде чем вы куда-то отправляетесь с ребенком. Дети обычно начинают капризничать, если хотят есть. Имейте с собой всегда какие-нибудь фрукты или печенье. Если ребенок хочет спать, постарайтесь возвратиться домой ко времени сна или идите после того, как ребенок проснется и у него будет хорошее настроение. Иногда удается «переключить» внимание ребенка на что-то необычное и интересное в окружающей обстановке.

Приступы зависти к сестре или брату можно предотвратить, если уделять ребенку максимум внимания и нежности, а не бранить его. Старайтесь сохранять спокойствие и не реагировать на выходки ребенка. Не думайте о том, что скажут окружающие. Многие из них тоже имеют детей и знают, как с ними бывает нелегко. Иногда в гневе ребенок плачет и может вызвать аффективно-респираторный приступ, но, к счастью, это бывает редко. Всегда оставайтесь спокойны и будьте последовательны.

Возьмите плачущего ребенка на руки и крепко обнимите, чтобы он не мог вырваться. Все находящиеся поблизости предметы, которые он, может схватить и бросить, отодвиньте. Если ребенок не хочет двигаться с места, оставьте его и идите, но не выпускайте из поля зрения. Обычно дети всегда бегут за уходящими родителями. Несмотря на трудности, не позволяйте ребенку одержать победу, иначе с каждым разом будет еще труднее. В случае приступов гнева у ребенка после 5 лет необходимо проконсультировать его у психолога.

Проблемы воспитания у детей:

Проблемы воспитания весьма разнообразны. Причинами возникающих проблем могут служить приступы злобы, отказ от еды, нарушение сна, чрезмерная возбудимость, а иногда и приступы агрессии, когда ребенок может нанести повреждение себе и другим, кусаясь и дерясь. Поведение родителей в таких ситуациях зависит от их культуры, воспитания, общественного положения. Особенно большое влияние на поведение родителей оказывают их собственные впечатления детства.

Некоторые родители очень строго подходят к ребенку и не допускают никаких поблажек, другие относятся более мягко и лояльно. С медицинской точки зрения нет единых подходов к воспитанию. Главное, чтобы родители не унижали и не оскорбляли ребенка. Дети, которые приучены к режиму дня и постоянно знают, что будут делать дальше, как правило, не доставляют хлопот в воспитании, даже если они чрезмерно возбудимы.

Родители ищут помощи, когда не справляются с ребенком и их методы воспитания не дают результатов. Идеальных детей нет, но поведение родителей в вопросах воспитания во многом предопределяет судьбу ребенка. Иногда воспитание (или, лучше сказать, его отсутствие) противоречит всем нормам поведения в обществе. В воспитании необходимо учитывать и особенности ребенка. Некоторые дети с рождения спокойные, несмелые, другие же, наоборот, подвижные и напористые.

Беспокойные дети плохо спят, склонны к ночным кошмарам, быстро устают. Если они находятся постоянно под страхом наказания, видят натянутые отношения между родителями, то пытаются любым способом обратить на себя внимание, в том числе и плохим поведением. Во многом воспитание является результатом поведения родителей. Ребенок, которому не дали сладостей, начинает капризничать, но, если не добьется своего, сделает для себя выводы.

Иногда плохое поведение ребенка проявляется в определенных ситуациях: если он голоден, хочет пить или устал. Тогда очень легко установить причину и нормализовать ситуацию. Если ребенок плохо себя ведет, надо терпеливо и доступно объяснять его ошибки и повторять это в соответствующих ситуациях. Дети реагируют на чуткое, внимательное отношение, особенно на похвалу, даже если они ее не всегда заслуживают. Возбужденному ребенку можно позволить «выплеснуть энергию» в игре, в спортивных занятиях, чтобы он успокоился.

Нельзя позволять ребенку все. Если сказано «Нет!» - это должно быть уверенным «нет», законом для всех членов семьи. Очень плохо, когда один из родителей запрещает, а другой, наоборот, - разрешает. Всегда разумно реагируйте на выходки ребенка. Лучше хвалить за хорошее поведение, чем наказывать за непослушание. Можно даже обещать награду за что-нибудь хорошее при этом следует обязательно выполнить свое обещание. Однако награда не должна быть повседневным стимулом для поведения ребенка.

Режим дня и последовательное отношение к ребенку могут предотвратить много трудностей. Если вы не справляетесь с проблемами воспитания своего ребенка, обратитесь к невропатологу или психиатру для выявления возможных (скрытых) отклонений со стороны нервной системы.

Повышенная возбудимость:

Этот термин не всегда используют правильно. Часто энергичного, подвижного ребенка называют возбудимым. Однако дети, страдающие повышенной возбудимостью, не только подвижны, но и беспокойны, они не могут концентрировать внимание, совершают много ненужных движений при выполнении какой-либо работы, плохо учатся, не могут довести начатое дело до конца, у них быстро меняется настроение.

У таких детей часто бывают приступы гнева, когда они бросают предметы на пол, нередко они страдают нарушением координации, неловкостью. Такие явления встречаются у 1-2 % детей, в 5 раз чаще у мальчиков, чем у девочек. Коррекцию подобного поведения не¬обходимо провести как можно раньше: повзрослев, чрезмерно возбудимые дети могут совершать антисоциальные поступки. Причины повышенной возбудимости до конца не выяснены. Важное значение придается наследственным факторам и воздействию социальной среды. Не исключается влияние аллергии (экзема, астма) и других заболеваний, а также отклонений в течении беременности и родов.

Если ребенок очень возбудимый, необходимо тщательно продумать режим его дня. Выясните, что интересует ребенка, и используйте эти интересы, чтобы научить его концентрации внимания, усидчивости, улучшить координацию и двигательную активность рук. Это могут быть рисование, раскрашивание, конструирование, те или иные игры, спортивные занятия и т. д. Не предоставляйте ребенка самому себе, но давайте свободу в определенные часы.

Основная роль в коррекции поведения возбудимого ребенка принадлежит родителям. Вам доверяет ребенок, и с вами он чувствует себя защищенным. При необходимости можно обратиться за помощью к невропатологу, психологу, аллергологу.

Практически каждый родитель владеет информацией об основных заболеваниях, которые встречаются у детей, знает, как правильно их лечить, и что вообще делать при их появлении. Однако возникновение каких-то нарушений в деятельности нервной системы может иногда проходить незамеченным, или при значительной выраженности вызывать у родителей чуть ли не панику. Стоит отметить, что своевременное выявление подобных проблем – это первый шаг к их успешной коррекции. Попробуем разобраться, что собой представляют нервные расстройства у детей, рассмотрим их симптомы и возможное лечение.

Нервные расстройства человека в подгузнике

Невропатия

Данное патологическое состояние считается наиболее распространенной формой психоневрологических нарушений у деток раннего возраста. Невропатия может проявляться по-разному, доктора ее также часто классифицируют как «раннюю детскую нервность». Такое состояние не считают именно заболеванием, его рассматривают как фон, который может предрасполагать к дальнейшему развитию неврозов, психозов, а также неврозоподобных состояний и патологического развития личности.

Проявления невропатии обычно выражаются в вегетативной дисфункции, повышенной возбудимости, а также значительной истощаемости нервной системы. Подобные симптомы особенно заметны в первые пару лет жизни, после они нивелируются либо трансформируются в прочие пограничные нервно-психические расстройства. Такие дети часто кричат или плачут, они не любят оставаться сами, и при помощи постоянного крика пытаются обратить на себя повышенное внимание. При невропатии ребенок становится сонливым днем, а по ночам часто просыпается либо и вовсе отказывается спать. Малейший шорох приводит к пробуждению с внезапным криком. Со временем подобная ситуация может осложняться появлением ночных кошмаров и ночных страхов.

Во многих случаях невропатия не поддается лечению, а проходит сама по себе. Детки с подобной особенностью могут выдавать парадоксальные реакции на разные медикаменты, так, к примеру, успокаивающие составы частенько дают противоположный ожидаемому эффект. Родителям стоит особенно внимательно относиться к своим детям, обеспечивая им адекватный режим, предотвращая нагрузки и проявляя максимум терпения и любви. Само собой крайне важную роль играет постоянное наблюдение у невролога. Нужно уделять время и силы гимнастическим упражнениям, закаливанию, а также спорту на воздухе.

Судорожные состояния

Данная разновидность нервных расстройств у деток встречается гораздо чаще, нежели у взрослых. Подобное нарушение чаще всего диагностируется в первые три года жизни, однако оно может также давать о себе знать в дошкольном и младшем школьном возрасте.

Судорожные состояния проявляются припадками, которые являются кратковременными, внезапными и не провоцируются внешним воздействием. За несколько дней или часов до них поведение малыша меняется, он становится раздражительным, плаксивым и капризным.

Непосредственно перед началом припадка дети могут застывать в одной позе с гримасой боли либо страдания, также они могут озираться по сторонам, отталкивать и маму, и игрушки. Далее наступает судорожный этап, который выражается в непроизвольных сокращениях мышц тела и в потере сознания. Дети могут громко кричать, падать, их тело напрягается, а зрачки расширяются, может прикусываться язык. После припадка больной засыпает или становится особенно беспокойным.

Лечение нервных расстройств с судорожной составляющей зависит от причины их появления. Дети с подобным нарушением требуют немедленной помощи по восстановлению дыхания, коррекции судорог и дегидратации организма. Терапия подбирается лишь доктором после госпитализации.

Неврозы и неврозоподобные состояния

Подобные нарушения также довольно часто диагностируются у деток от двухлетнего и до семилетнего возраста. Обычно они дают о себе знать отказом от еды (анорексией), нервной рвотой, заиканием, ночным недержанием мочи, непроизвольными движениями (тиками), разными страхами и пр.

Невротические расстройства в любом случае дополняются нарушениями в работе вегетативной нервной системы, а также внутренних органов. У некоторых детей наблюдается учащение пульса, у других – потливость или сухость кожных покровов. Также возможна тошнота, рвота, поносы, запоры и прочие многочисленные симптомы.

Справиться с неврозами у детей помогает грамотная психотерапия, направленная на оптимизацию семейной обстановки, улучшение системы отношений внутри семьи, а также на коррекцию воспитания. Сеансы с доктором-психотерапевтом могут быть, как семейными, так и индивидуальными. Разные методики такого воздействия могут комбинироваться и дополнять друг друга.

Параллельно осуществляется лекарственное лечение, физиотерапия и рефлексотерапия. Такие методы обеспечивают нужный психосоматический фон для эффективной психотерапии. Медикаментозное лечение чаще всего подразумевает применение лекарств на растительной основе, мягких транквилизаторов, антидепрессантов и пр. Терапия осуществляется исключительно под контролем доктора.

Так как многим молодым родителям неведомо что такое детское нервное расстройство, симптомы таких проявлений не знакомы им, то, как следствие, реакция на возникновение состояния порой оказывается запоздалой. Тем более сразу обратиться к педиатру никто не спешит. Потому довести информацию о таких состояниях стоит как можно раньше.

Своевременная диагностика неврологических расстройств у детей – это первый шаг к их успешному излечению. Поэтому при подозрении на развитие таких патологических состояний стоит немедленно обращаться к неврологу либо к педиатру. Крайне важную роль при этом играет сознательность и ответственность родителей.