ДЦП, или детский церебральный паралич, – патология ЦНС, связанная с недоразвитием головного мозга, не прогрессирующая, но проявляющаяся отставанием в физическом и умственном развитии малыша.

Двигательные нарушения могут иметь разную степень выраженности: от подергиваний мышц до параличей и выраженного нарушения равновесия. Умственная отсталость и нарушения речи тоже зависят от распространенности поражения головного мозга.

В любом случае ДЦП мешает нормальному развитию ребенка и приобретению жизненно необходимых навыков. Согласно статистике, распространенность ДЦП в России составляет 2 случая на 1000 детей.

Причины

Беременная женщина должна следить за своим здоровьем.

Поражение головного мозга может произойти во время внутриутробного развития (около 70% всех случаев), или уже после рождения. Самым опасным считается первый триместр беременности.

Наиболее распространенной причиной является повреждение головного мозга вследствие инфицирования. Организм самой беременной женщины может справиться с заболеванием, но это не защищает головной мозг плода от повреждающего действия инфекции.

Для развития ДЦП имеют значение такие инфекции беременных, как:

  • герпетическая инфекция;
  • токсоплазмоз.

Увеличивают риск заболевания:

  • поздний токсикоз;
  • резус-конфликт матери и плода;
  • нарушения развития эмбриона;
  • неправильное положение плода;
  • стремительные или, наоборот, затяжные роды;
  • выраженная желтуха новорожденного;
  • родовые травмы.

Все перечисленные состояния ведут к кислородному голоданию (гипоксии), которое способствует нарушению закладки и последующему развитию головного мозга.

Факторами повышенного риска являются также:

  • эндокринная патология матери (особенно гипотиреоз);
  • слабоумие и эпилепсия;
  • вредные привычки (наркомания и алкоголизм);
  • длительное бесплодие;
  • стрессовые ситуации;
  • возраст беременной до 18 лет и старше 40 лет.

В родовом процессе возникновение ДЦП может быть связано с родовой травмой или с гипоксией плода при затяжных родах. Во многих случаях причиной повреждения является сочетание нескольких факторов.

В редких случаях патология может быть вызвана радиационным и рентгенологическим облучением или другими электромагнитными излучениями; женщины в период вынашивания ребенка; .

После рождения ребенка причиной поражения мозга может стать менингоэнцефалит (воспаление оболочек и вещества мозга) и черепно-мозговые травмы.

Симптомы

Ребенок с ДЦП отстает в развитии от сверстников.

Определить ДЦП до рождения ребенка невозможно. Как правило, первые проявления заболевания замечают только при отставании малыша в физическом и психомоторном развитии.

Признаки ДЦП делят на ранние и поздние. Сроки появления симптомов и характер их зависят от тяжести и локализации недоразвитых участков головного мозга. Выраженность проявлений может также быть разной: от легкой до очень тяжелой степени.

К ранним симптомам относятся:

  • нарушение мышечного тонуса у новорожденного: ребенок не держит голову в положенный срок, не может самостоятельно перевернуться, в последующем не может ползать и сидеть;
  • нарушения слуха вплоть до полной потери его;
  • задержка психомоторного, в том числе речевого, развития, отсутствие интереса к игрушкам;
  • трудности выработки навыков по вскармливанию.

К поздним признакам можно отнести:

  • появление скелетных деформаций: сколиоза, укорочение конечностей и др.;
  • нарушения подвижности в суставах;
  • судороги и приступы эпилепсии (в 40% случаев);
  • задержка интеллектуального развития;
  • нарушения слуха, зрения и других органов чувств (в 20% случаев);
  • повышенное слюновыделение;
  • и дефекации.

Более всего становятся заметными нарушенные функции со стороны опорно-двигательного аппарата: помимо повышенного тонуса мышц, могут отмечаться непроизвольные подергивания, конечности могут плохо двигаться или не двигаться вовсе. Ребенок не становится на ножки или опирается только на носочки, не может удержать игрушку в руке.

Тугоподвижность в суставах еще больше ограничивает движения. Развившийся паралич конечностей делает их тонкими и укороченными. Не исключено появление эпилептических припадков. Может развиться косоглазие, снижение остроты зрения, подергивание глазных яблок и др.

Нарушается психика ребенка, становится недоступным обучение его из-за неусидчивости и отсутствия концентрации внимания, снижения памяти. Ни рисовать, ни раскрашивать картинки не любит и не умеет.

При легкой выраженности симптомов ребенок воспринимается как неловкий, неуклюжий. Он не может поймать мяч, ударить по нему ногой, не умеет правильно держать ложку в руке. Малыш не проявляет интереса к играм и общению с другими детьми.

Нарушение координации движений приводит к тому, что ребенок не может застегнуть пуговицу и завязать шнурок, не может прыгать (через скакалку или препятствие), часто наталкивается на предметы.

Типы ДЦП

Согласно классификации выделяют такие типы ДЦП:

  • Дискинетический или атетоидный: наиболее легкая форма заболевания, проявляется в виде судорожных сокращений мышц, в том числе подергиваний мимической мускулатуры, легких нарушений речи и слуха. Умственное развитие деток не страдает.
  • Атаксический паралич: обусловлен поражением мозжечка, что приводит к нарушению координации движения. Умственная отсталость выражена умеренно.
  • Для спастического типа характерным является вялость и понижение мышечного тонуса. Умственная отсталость отмечается в 60% случаев. Такой тип ДЦП имеет 3 разновидности:

Квадрипарез, или тетрапаралич: развивается вследствие повреждений в процессе родов; ребенок не держит голову, ручки согнуты в локтях, пальцы сжаты в кулачки, ножки скрещены;

Гемипарез, или гемиплегия: замечают ее по неестественному положению конечностей с одной стороны;

Диплегия: поражение верхних или нижних (чаще) конечностей, из-за чего ребенок не ходит.

Могут отмечаться смешанная форма и неуточненный ДЦП.

Диагноз устанавливается на основании неврологических нарушений, выявленных при осмотре невролога, данных дополнительного обследования (определение электрического потенциала мышц, электроэнцефалографии), результатов осмотра других специалистов (ортопеда, окулиста, ЛОР-врача, психиатра).

Лечение

Для подбора индивидуального лечения проводят с помощью специальных тестов оценку выявленных нарушений и физических способностей ребенка.

Так как у подавляющего большинства детей с ДЦП отмечается задержка умственного развития, задержка развития речи, то обычно их обучение проводится в специализированной школе или школе-интернате, где с ними работают, помимо педагогов, психологи, физиотерапевты, логопеды и др. специалисты.

Крайне важно начинать лечение ДЦП в ранние сроки и проводить беспрерывно, только в этом случае можно рассчитывать на благоприятный результат. Комплексное лечение каждого ребенка проводится по индивидуальному плану.

Оно может включать такие компоненты:

  • медикаментозное лечение;
  • физиотерапия;
  • ортопедическое и хирургическое лечение;
  • лечебная физкультура;
  • психологическая помощь;
  • занятия с логопедом по развитию речи;
  • санаторно-курортное лечение.

Целью лечения ребенка с ДЦП является улучшение эластичности мышц, повышение функциональности опорно-двигательного аппарата и развитие психологического здоровья.

Церебролизин - препарат для медикаментозного лечения ДЦП

Медикаментозное лечение является при ДЦП симптоматическим. Оно включает применение мозговых метаболических препаратов, нейропротекторов (Церебролизин, Цераксон, Кортексин, Сомазин, Пирацетам и др.), сосудистых средств (Актовегин).

При выраженном спазме мускулатуры используют миорелаксанты (Мидокалм, Баклофен и др.), витаминные препараты (Нейровитан, витамины группы В). В тяжелых случаях может применяться введение в малых дозах в несколько точек напряженной мышцы ботулинического токсина (Ботокс).

При эпилептических приступах врач подбирает противосудорожные препараты (Ламотриджин, Топарамат и др.). При необходимости назначаются обезболивающие средства, антидепрессанты или транквилизаторы.

Широко применяется физиотерапевтическое лечение , направленное на предотвращение деформации и контрактур суставов и мышц. Используется большое число методик лечения:

  • электрофорез;
  • парафинотерапия;
  • аппликации с озокеритом;
  • магнитотерапия;
  • электростимуляция мышц;
  • грязевое лечение и бальнеотерапия;
  • массаж.

В случае возникновения мышечных контрактур (ограничения движения в суставах), при возникновении вывихов суставов, возможно хирургическое лечение: удлинение сухожилий и мышц, костей (артропластика, ахиллопластика), операции на нервах. В некоторых случаях ортопеды применяют в лечении гипсовые повязки и аппаратную разработку суставов.

С 2006 г. начал применяться метод лечения ДЦП с имплантацией стволовых клеток. Такая методика является способом биологической «очистки» ЦНС. В России это лечение проводится в Генеральном госпитале вооруженной милиции. Курс лечения прошли около 3000 детей с разными типами ДЦП, эффективность лечения достигает 85% (по результатам за 2013 г.).

Метод основан на способности стволовых клеток самостоятельно дифференцироваться и заменять пораженные нервные клетки. Кроме того, эти клетки могут восстанавливать поврежденную миелиновую оболочку нервной клетки и тем самым обеспечить нормальное проведение импульса.

В результате лечения стволовыми клетками у детей улучшалась двигательная функция (стабильность осанки в положении сидя и стоя, улучшалась ходьба и т.д.), лучше развивалась речь и интеллектуальные способности, память и концентрация внимания, уменьшалось косоглазие, нормализовалось слюноотделение.

Непременным условием лечения является повседневное занятие лечебной физкультурой, специальные комплексы упражнений которой подбираются каждому ребенку. При этом широкое применение находит использование тренажеров.

Психологическая помощь необходима в любом возрасте ребенка. В случае нарушения речи логопед также подбирает специальные упражнения для ежедневных упражнений по развитию речи.

Санаторно-курортный этап лечения детей с ДЦП проводится в санаториях Одессы, Евпатории, Трускавца, Саки и др.

ДЕТСКИЙ ЦЕРЕБРАЛЬНЫЙ ПАРАЛИЧ.

Термин ДЦП объединяет целый ряд синдромов, которые возникают в связи с поражением мозга.

ДЦП возникает вследствие органического поражения, недоразвития или повреждения мозга в раннем онтогенезе (внутриутробный период развития, момент родов или ранний постнатальный период). При этом особенно страдают «молодые» в филогенетическом плане отделы мозга и кора больших полушарий. ДЦП может проявляться как целый комплекс двигательных, психических и речевых нарушений, сочетаться с расстройствами зрения, слуха, различных видов чувствительности. Основной клинический синдром детских церебральных параличей это двигательные нарушения.

Степень тяжести двигательных нарушений может варьироваться от минимальных до очень грубых, тяжелых.

Первое клиническое описание ДЦП было сделано ЛИТТЛЕМ В. в 1853 году. В течении почти 100 лет ДЦП называли болезнью ЛИТТЛЯ. Термин «Детский церебральный паралич» предложил Зигмунд Фрейд в 1893 году. С 1958 года этот термин официально принят ВОЗ (Всемирная организация здравоохранения).

ВОЗ утвердила следующее определение: «Детский церебральный паралич – не прогрессирующее заболевание головного мозга, поражающее его отделы, которые ведают движениями и положением тела, заболевание приобретается на ранних этапах развития головного мозга»

В настоящее время ДЦП рассматривается как заболевание, возникшее в результате поражения мозга, перенесенного в пренатальном периоде или в периоде незавершенного процесса формирования основных структур мозга, что обуславливает сложную сочетанную структуру неврологических и психических расстройств.

Этиология и патогенез ДЦП.

Причины ДЦП разнообразны. Принято выделять:

пренатальные (до рождения ребенка, во время беременности матери)

натальные (во время родов)

постнатальные (после рождения ребенка).

Чаще всего причины пренатальные от 37% до 60% случаев.

Натальные от 27% до 40% случаев.

Постнатальные – от 3 до 25%.

Пренатальные факторы.

Состояние здоровья матери (соматические, эндокринные, инфекционные заболевания матери), например, болезни сердечно сосудистой системы у матери вызывают в 45% случаев кислородную недостаточность плода.

вредные привычки матери;

прием беременной женщиной различных лекарственных препаратов.

отклонения и осложнения течения беременности;

Фактором риска являются малый вес плода, досрочные роды, неправильное положение плода. Установлено, что высокий процент детей с ДЦП имели низкий вес при рождении. Важным является генетический фактор, т.е. наследование врожденной патологии развития.

Натальные факторы.

Асфиксия в родах, родовая травма. Асфиксия в родах приводит к расширению сосудов головного мозга плода, возникновению кровоизлияний. Родовая травма связана с механическим повреждением или сдавлением головы ребенка в родах.

Постнатальные факторы.

Возникают на ранних этапах жизни ребенка, еще до того как двигательная система сформирована.

Травмы черепа, нейроинфекции (менингиты, энцефалиты), интоксикации лекарственными веществами (некоторыми антибиотиками и др.). Травмы вследствие удушения или утопления. Опухоли мозга, гидроцефалия.

В некоторых случаях этиология остается невыясненной, неизвестной.

Патогенез ДЦП.

ДЦП является следствием изменений в клетках головного мозга или с нарушениями развития мозга. Патологические изменения мозга у детей с ДЦП могут быть установлены с помощью компьютерной томографии.

КЛИНИЧЕСКИЕ ФОРМЫ ДЦП.

В настоящее время имеется более 20 различных классификаций ДЦП. В отечественной практике чаще всего используется классификация СЕМЕНОВОЙ К.А.

Согласно этой классификации выделяют пять основных форм ДЦП:

ДВОЙНАЯ ГЕМИПЛЕГИЯ;

СПАСТИЧЕСКАЯ ДИПЛЕГИЯ;

ГЕМИПАРЕТИЧЕСКАЯ ФОРМА

ГИПЕРКИНЕТИЧЕСКАЯ ФОРМА

АТОНИЧЕСКИ - АСТАТИЧЕСКАЯ ФОРМА

На практике выделяют смешанные формы ДЦП.

ДВОЙНАЯ ГЕМИПЛЕГИЯ.

Самая тяжелая форма ДЦП. Возникает в результате значительного поражения мозга на этапе внутриутробного развития. Имеется псевдобульбарный синдром.

Термин гемипарез или гемиплегия означает, что страдает одна половина тела (лицо, рука, нога на одной стороне).

Клинические проявления: Ригидность мышц (Ригидность – негибкость, неподатливость, оцепенелость, обусловленная напряжением мышц).

Сохраняющиеся на протяжении многих лет тонические рефлексы. Произвольная моторика отсутствует или слабо развита. Дети не сидят, не стоят, не ходят. Грубые нарушения речи, тяжелая дизартрия вплоть до анартрии. У большинства детей выраженная умственная отсталость, что тормозит развитие ребенка и усугубляет состояние.

Отсутствие тормозящего влияния высших отделов нервной системы на рефлекторные механизмы ствола мозга или спинного мозга способствуют высвобождению примитивных рефлексов, в результате изменяется мышечный тонус, и появляются патологические позы. Происходит задержка или невозможность поэтапного развития цепных установочных рефлексов, которые в норме способствую тому, что ребенок постепенно обучается поднимать и удерживать голову, сидеть, стоять, затем ходить.

СПАСТИЧЕСКАЯ ДИПЛЕГИЯ.

Известна под названием болезни или синдрома ЛИТТЛЯ. Самая распространенная форма ДЦП. Спастическая диплегия характеризуется тетрапарезом, когда поражены руки и ноги обеих сторон тела. Ноги поражены сильнее, чем руки. Основной клинический симптом - повышение мышечного тонуса, спастичность. Наблюдается перекрещивание ног при опоре. Конечности могут застывать в неправильной позе. У 70 – 80% детей выраженные речевые нарушения в виде спастико – паретической (псевдобульбарной) дизартрии, иногда моторной алалии, задержки речевого развития. Ранняя логопедическая работа значительно улучшает состояние речи. Нарушения психики проявляются в виде задержки психического развития, которая может компенсироваться при коррекционном воздействии. Дети могут учиться в специальных школах – интернатах для детей с нарушениями опорно - двигательного аппарата или в общеобразовательных школах. Часть детей имеет умственную отсталость, в этом случае они обучаются по программе школы VIII вида. Данная форма ДЦП является прогностически более благоприятной формой по сравнению с двойной гемиплегией. 20 – 25% детей начинают сидеть, ходить, но со значительным запаздыванием (к 2 – 3 годам). Остальные обучаются передвигаться используя костыли или на коляске. Ребенок может научиться писать, выполнять некоторые функции самообслуживания.

ГЕМИПАРЕТИЧЕСКАЯ ФОРМА ДЦП.

Эта форма характеризуется повреждением конечности (руки и ноги) с одной стороны тела. Рука обычно поражается больше, чем нога. Правосторонний гемипарез, связанный с поражением левого полушария, наблюдается чаще, чем левосторонний. Дети овладевают двигательными навыками позже, чем здоровые. Уже в первый год жизни выявляется ограничение движений в пораженных конечностях, сидеть ребенок начинает вовремя или с небольшим опозданием, но поза асимметрична, с перекосом в одну сторону. Ходить ребенок обучается подавая здоровую руку. Со временем формируется стойкая патологическая поза. Приведение плеча, сгибание руки и кисти, сколиоз позвоночника. Ребенок выносит вперед здоровую часть тела. Пораженные конечности замедлены в росте, происходит укорочение пораженных конечностей.

Отмечаются нарушения речи в виде моторной алалии, дисграфии, дислексии, нарушения счета. У детей наблюдается спастико – паретическая (псевдобульбарная) дизартрия.

Нарушения интеллекта варьируется от легкой задержки психического развития до умственной отсталости.

Прогноз двигательного развития благоприятный, дети ходят самостоятельно, овладевают навыками самообслуживания.

ГИПЕРКИНЕТИЧЕСКАЯ ФОРМА ДЦП.

Связана с поражением подкорковых отделов мозга. Причиной данной формы ДЦП может быть несовместимость крови матери и плода по резус- фактору или кровоизлияния в область хвостатого тела в результате родовой травмы. Двигательные расстройства проявляются в виде непроизвольных насильственных движений – гиперкинезов. Первые гиперкинезы появляются в 4 – 6 месяцев чаще в мышцах языка, затем к 10 – 18 месяцам в других частях тела. В период новорожденности отмечается сниженный мышечный тонус, гипотония и дистония. Гиперкинезы возникают непроизвольно, усиливаются при движении и волнении, при попытке движения. В покое гиперкинезы уменьшаются и исчезают во время сна.

При гиперкинетической форме произвольная моторика развивается с большим трудом. Дети долго не могут научиться самостоятельно сидеть, стоять, ходить. Самостоятельно передвигаться начинают только к 4 – 7 годам. Походка толчкообразная, асимметричная. Равновесие при ходьбе легко нарушается, но стоять тяжелее, чем идти. Затруднена автоматизация двигательных навыков, письма. Речевые нарушения в форме гиперкинетической дизартрии (экстрапирамидная, подкорковая). Психические и интеллектуальные нарушения проявляются в меньшей степени, чем при других формах ДЦП. Большинство детей обучается самостоятельно ходить, но произвольные движения, особенно мелкая моторика в значительной степени нарушены. Дети обучаются либо в специальной школе для детей с НОДА или в массовой школе. Могут в последствии обучаться в техникуме или вузе. Незначительная часть детей обучается по программе вспомогательной школы.

АТОНИЧЕСКИ - АСТАТИЧЕСКАЯ ФОРМА ДЦП.

При данной форме ДЦП имеется поражение мозжечка, иногда сочетающееся с поражением лобных отделов мозга. Наблюдается низкий мышечный тонус, нарушение равновесия тела в покое и при ходьбе, нарушение равновесия и координации движений, тремор, гиперметрия (чрезмерность движений).

На первом году жизни выявляются гипотония, задержка психомоторного развития, т.е. не развиваются функции сидения, стояния, ходьбы. Ребенок затрудняется в хватании и игре с предметами, игрушками. Сидеть ребенок обучается к 1 – 2 годам стоять и ходить к 6 – 8 годам. Ребенок стоит и ходит широко расставляя ноги, походка неустойчивая, руки разведены в стороны, совершает много избыточных, качательных движений. Тремор рук и расстройство координации тонких движений затрудняют овладение навыками письма, рисования, самообслуживания. Речевые нарушения в виде задержки речевого развития, мозжечковая дизартрия, алалия. Могут быть интеллектуальные нарушения различной степени тяжести в 55% случаев. Обучение затруднено.

СМЕШАННАЯ ФОРМА ДЦП.

При данной форме имеются сочетания различных клинических проявлений, свойственных выше перечисленным формам: СПАСТИКО – ГИПЕРКИНЕТИЧЕСКАЯ, ГИПЕРКИНЕТИЧЕСКИ - МОЗЖЕЧКОВАЯ и т.д.

По степени тяжести двигательных нарушений выделят три степени тяжести ДЦП.

Легкая - физический дефект позволяет передвигаться, иметь навыки самообслуживания.

Средняя – дети нуждаются в помощи окружающих.

Тяжелая – дети целиком зависят от окружающих.

Иногда беременность заканчивается не так, как ожидалось, малыш рождается с патологией развития, например, ДЦП (детский церебральный паралич). Следует отметить, что болезнь не передается по наследству, а возникает во время вынашивания ребенка или при родах. ДЦП – это заболевание, которое представляет собой ряд синдромов, возникших из-за поражения головного мозга, признаки недуга связаны с нарушением двигательной сферы человека.

История выявления заболевания

ДЦП был выявлен и изучен в начале 19-го века британским врачом Литтлом, именно поэтому ДЦП еще называют «болезнью Литтла». Британский ученый и врач считал, что основная причина ДЦП заключается в патологической родовой деятельности, во время которой ребенок испытывает сильное кислородное голодание (гипоксию). Зигмунд Фрейд в свое время тоже изучал ДЦП. Он выдвинул предположение, что причина заболевания в повреждении центральной нервной системы ребенка во время внутриутробного развития. Это предположение было доказано в 1980 году. Но последующие исследования выявили, что осложненная родовая деятельность – наиболее распространенная причина ДЦП.

Общая характеристика состояния

В настоящее время врачи утверждают, что ДЦП возникает сразу после рождения или в период беременности. Причин болезни множество. Но главным образом это повреждение ЦНС и связанные с этим проблемы неврологического характера. При болезни наблюдается самые разнообразные нарушения двигательных функций. Максимально поражаются мышечные структуры, проявляется это в нарушении координации. Двигательная активность нарушается вследствие поражения структур головного мозга. Локализация и объем этих поражений определяют форму, характер и тяжесть мышечных нарушений, которые могут быть единичными или в сочетании. Варианты основных мышечных нарушений:

  • Напряжение мышц.
  • Движения непроизвольного хаотичного характера.
  • Разнообразные нарушения походки.
  • Ограниченная подвижность.
  • Сокращения мышц.

Кроме нарушений двигательной функции, ДЦП может сопровождаться ухудшением слуха и речевой деятельности. Кроме того, очень часто болезнь сопровождается эпилепсией, отклонениями в психологическом и умственном развитии. Дети имеют нарушения в сфере ощущений и восприятия.

ДЦП не прогрессирует, так как повреждение головного мозга является точечным, оно не распространяется и не захватывает новые участки.

Причины

Детский церебральный паралич вызывается повреждением определенных участков мозга, которые развиваются. Это повреждение может произойти в период беременности, когда мозг малыша только начинает формироваться, в процессе родов, в первые годы жизни. В большинстве случаев точную причину установить очень сложно. В научной литературе причины развития ДЦП разделяют на несколько групп:

  • Генетические причины (повреждение хромосом матери или отца, может произойти из-за старения организма).
  • Кислородное голодание головного мозга (плацентарная недостаточность как во время родов, так и в период вынашивания малыша). Факторы развития кислородной недостаточности: отслойка плаценты, долгие или, наоборот, стремительные роды, обвитие пуповиной, неправильное предлежащие плода.
  • Инфекционные заболевания, например, энцефалит, менингит вызывают недуг ДЦП. Особо опасно, если инфекция протекает с высокой температурой.
  • Токсическое воздействие на ребенка (работа на вредном производстве, курение, наркотики, алкоголь).
  • Физическое воздействие (если на ребенка происходило воздействие рентгена или радиации).
  • Механические причины, следствие родовых травм.

Также факторами, которые порождают ДЦП – это:

  • Преждевременные роды.
  • Малый вес новорожденного.
  • Большой вес малыша или крупноплодие.
  • Хронические заболевания женщины.
  • Многоплодная беременность.

Риск развития заболевания возрастает, если воздействуют сразу несколько факторов, которые влияют на мозг малыша и его нервную систему.

Факторами развития заболевания в первые дни жизни может быть:

  • Гемолитическое заболевание (врожденный недуг, который развивается из-за несовместимости крови матери и ребенка).
  • Асфиксия ребенка в период родовой деятельности.
  • Попадание околоплодных вод в дыхательные пути плода.
  • Дифекты развития органов дыхания.

Детский ДЦП является следствием воздействия различных факторов, которые приводят к нарушению нормального функционирования головного мозга ребенка. Наибольшее влияние имеет кислородное голодание, которое развивается из-за преждевременной отслойки плаценты, ягодичном положении плода, быстрых или затянувшихся родов, обвитии пуповиной. Факторами риска является резус-конфликт мамы и малыша, инфекции.


Иногда причиной развития ДЦП считают различные патологии сосудистой системы. Это ошибочное мнение, так как сосуды ребенка эластичные и мягкие, они не могут разорваться без причины. Именно поэтому повреждение сосудов у ребенка может произойти только в результате сильной травмы.

Важно своевременно установить причину развития ДЦП, так как это определяет дальнейшую тактику работы с ребенком и его лечения.

Признаки

Симптомы ДЦП делятся на поздние и ранние. К ранним ученые относят:

  • Отставание ребенка в физическом развитии (не держит голову, не ползает, не сидит, не ходит к положенному сроку).
  • Рефлексы, которые свойственны младенцам, сохраняются со взрослением ребенка (движение конечностей долгое время хаотические, хватательный рефлекс, рефлекс шаговый).
  • Ребенок пользуется только одной рукой, явно заметно это во время игры или в бытовых условиях.
  • Ребенок не интересуется игрушками.
  • Если ставить ребенка на ножки, он встает только на носочки.

Поздние признаки ДЦП - это:

  • Деформация скелета, на пораженном участке конечность гораздо короче.
  • Нарушение координации, малая подвижность ребенка.
  • Частые судороги конечностей.
  • Походка затруднена, в основном на носочках.
  • Проблемы с глотанием.
  • Слюнотечение.
  • Проблемы с речью.
  • Близорукость, косоглазие.
  • Заболевание органов желудочно-кишечного тракта.
  • Непроизвольная дефекация и мочеиспускание.
  • Эмоциональные и психологические проблемы.
  • Детям трудно писать, читать, считать.

Степень инвалидности зависит от уровня развития ребенка и усилий родных людей. Чем выше уровень интеллекта, тем меньше нарушений двигательных функций у малыша.

Формы

Выделяют две классификации заболевания - первая основывается на возрасте малыша, вторая на форме нарушения.

По возрасту заболевание подразделяют:

  • Раннее – симптомы проявляются до 6 месяцев жизни малыша.
  • Остаточное начальное – болезнь выявляется с 6 месяцев до 2 лет.
  • Остаточное позднее – после 2 лет.

Относительно форм ДЦП классифицируют:

  • Спастическая тетраплегия - поражаются участки мозга, которые отвечают за двигательную функцию. Происходит это, как правило, во внутриутробном периоде развития ребенка из-за кислородной недостаточности. Этот вид ДЦП – одна из самых тяжелых и серьезных форм заболевания. Болезнь проявляется в виде проблем с глотанием, нарушения образования звуков и их воспроизведения, пареза мышц конечностей, проблем с вниманием, нарушениями зрения, косоглазием, задержкой умственного развития.
  • Спастическая диплегия – это самый распространенный вид заболевания, на него приходится около 75 % всех случаев. Как правило, выявляется у детей, которые родились в результате преждевременных родов. Болезнь проявляется в виде поражения нижних конечностей, задержки психического и умственного развития, проблем с речью. Но, несмотря на все проявления болезни, больные с ДЦП этого вида успешно учатся в школе, адаптированы в социуме. Они выполняют определенные виды работ.
  • Гемиплегическая форма чаще видны нарушения в движении верхних конечностей. Причина появления этой формы ДЦП – кровоизлияние в мозг или инфаркты в головном мозге. У таких деток хорошие способности к обучению, они могут выучить целый ряд действий, но скорость их будет не большая. У детей, которые страдают, этой формой болезни, часто встречается задержка умственного развития, отставание в речевом развитии, проблемы с психикой, частые эпилептические припадки.
  • Дискинетическая форма – причина в гемолитической болезни (врожденное заболевание, которое развивается при резус-конфликте крови матери и малыша). У таких детей непроизвольные телодвижения, проявляются парезы и параличи во всех частях тела. Положения конечностей не являются нормальными. При этом данный вид ДЦП считается наиболее легкой формой. Дети могут обучаться в школе, не уступать в интеллектуальных способностях своим сверстникам, они могут окончить высшее учебное заведение, жить нормальной жизнью в обществе.
  • Атаксическая форма - основные причины заболевания - это гипоксия плода или травмы лобных долей мозга. Признак этой формы парез голосовых связок и мышц гортани, дрожание конечностей, непроизвольные движения. Как правило, дети страдают умственной отсталостью. При правильной работе с ребенком он может научиться стоять и даже ходить.
  • Смешанная форма – когда у больного присутствуют симптомы нескольких форм заболевания.

Следует отметить, что у новорожденных тяжело достоверно диагностировать форму ДЦП, характерные признаки выявляются к 6 месяцам жизни малыша.

Диагностика состояния

Болезнь диагностируется на основании выявленных характерных признаков. Проверяются условные рефлексы и тонус мышц, кроме того, делают МРТ мозга. Если есть подозрение на поражение мозга, проводят ЭЭГ и УЗИ.

Своевременно поставленный диагноз очень важен для маленького пациента. Важно распознать расстройство. Осматривать детей должны еще в роддоме, особое внимание врачи уделяют детям:

  • С небольшим весом.
  • Родившиеся преждевременно.
  • Имеющие пороки и аномалии развития.
  • С диагнозом "желтуха новорожденного".
  • Появившиеся на свет в результате тяжелых и продолжительных родов.
  • С инфекционными заболеваниями.

ДЦП диагностирует невролог, но он дополнительно может назначить другие анализы, чтобы уточнить диагноз.


Особенности детей с ДЦП

Главная причина ДЦП – это изменение структуры головного мозга, а основными симптомами являются нарушение двигательной активности. Расстройства движений происходят из-за нарушения передачи сигналов от головного мозга к мышцам. ДЦП характеризуется наличием речевых, двигательных, эмоциональных, умственных расстройств. Они связаны с повреждением разных групп мышц и тканей головного мозга.

Сложности развития таких детей обусловлены огромными трудностями во время выполнения сложных или координированных движений. У таких деток ограниченная самостоятельность, возможность свободно двигаться, и только частичная способность к самообслуживанию.

Любые движения детей замедленные, именно поэтому возникает диспропорция между мышлением и представлением об окружающей действительности. Логическое мышление и абстрактные знания у таких детей формируется отлично, а представление об окружающем мире формируются только в условиях постоянного движения ребенка, в результате которых вырабатывается мышечная память.

Дети, больные ДЦП, не способны заниматься продолжительное время, они усваивают меньший объем информации, по сравнению со сверстниками. У этих деток трудности со счетом, им очень тяжело усвоить математические действия.

В эмоциональном плане они ранимые, впечатлительные, очень привязаны к родителям и опекунам.

У них, как правило, расстройство речи, из-за чего всегда ограничен круг общения со сверстниками.

Лечение и реабилитация ДЦП

Цель и главная задача всех лечебных мероприятий – уменьшение проявлений признаков и симптомов заболевания. Полностью вылечить недуг невозможно, но можно при правильно выбранной методике добиться того, чтобы ребенок приобрел необходимые навыки и умения для жизни.

Для выбора характера лечения врачу нужно знать форму ДЦП, сопутствующие заболевания и тяжесть недуга.

В качестве медикаментов, как правило, назначают противосудорожные препараты, расслабляющие.


В настоящее время не существует универсальных методов лечения ДЦП. Хорошо зарекомендовали себя следующие методы:

  • Массаж.
  • Лечебная физкультура.
  • Медицинские лекарственные препараты, которые направлены на нормализацию тонуса мышц ("Диспорт", "Мидокалм", "Баклофен").

Обладают положительным эффектом в лечении заболевания такие методы и приемы:

  • Бобат-тарапия.
  • Метод Войта.
  • Нагрузочный костюм «Гравистат» или «Адели».
  • Пневмокостюм «Атлант».
  • Логопедические занятия.
  • Вспомогательные устройства (кресло, ходунки, вертикализаторы, тренажеры, велосипеды).

Успешно применяется бальнеотерапия, водолечение в бассейне. В воде ребенку легче двигаться, он сначала учится ходить в воде, после этого ему легче выполнять те же действия на земле. Водные процедуры завершают гидромассажем.

Хорошим эффектом обладает грязелечение, которое оказывает стимулирующее воздействие на нервные клетки и снимает тонус мышц. Кроме того, гипертонус хорошо нормализуется при помощи электрофореза, магнитотерапии, парафинотерапии.

Если изменения структуры мышц не удалось исправить, то прибегают к хирургическому лечению ДЦП. Операции направлены на выполнение пластики мышц и сухожилий. Если есть возможность исправить нарушения в тканях нервной системы, то проводят нейрохирургические вмешательства, стимуляцию спинного мозга, удаление поврежденных участков.

Согласно отзывам, ДЦП необходимо лечить как можно раньше, так как состояние может ухудшаться из-за постепенного развития ортопедической проблемы. Это может быть искривление позвоночника, плоскостопие, косолапость, дисплазия бедренного сустава, и другие. Если упустить время придется лечить не только ДЦП, но и исправлять ортопедические нарушения, надевая распорки, лангеты, шины.

Принципы работы с детьми

С детьми, которые болеют ДЦП, необходимо заниматься как врачам, так и педагогам. Начинать работать лучше с раннего возраста детей - от 1 года до 3. Необходимо их водить на занятия, на которых будут обучать говорить, выполнять повседневные действия, обучат навыкам самообслуживания. Такие учебные центры ДЦП развивают способности взаимодействовать и общаться со сверстниками.

В работе с такими детками, большое внимание уделяют развитию речи и поведению в обществе. К каждому ребенку индивидуальный подход, который учитывает возраст, форму патологии. Обучение детей, как правило, проводится в группах в форме игры, которой руководит грамотный специалист. За движениями каждого ребенка внимательно наблюдают, неправильные движения корректируют, а верные – поощряют.

Для развития правильных навыков движений применяются специальные устройства и приспособления, предназначенные для поддержки головы, конечностей, туловища в нужной позе. Ребенок тренируется и изучает окружающее пространство.

ЛФК и массаж

Массаж при ДЦП начинают проводить с 1,5 месяцев. Проводит курс только специалист, который может оценить тонус мышц, частоту сеансов, степень воздействия. Не рекомендуется делать массаж самостоятельно.

Лечебная физкультура включает в себя комплекс терапии, занятия должны быть регулярными. Сложность упражнений устанавливается для каждого ребенка индивидуально, с учетом возраста, способностей, уровня умственного и эмоционального развития. Нагрузка должна увеличиваться постепенно, по мере улучшения состояния ребенка.

Как правило, при ДЦП выполняют следующие упражнения:

  • Растяжка.
  • Уменьшение тонуса мышц.
  • Укрепление отдельных групп мышц.
  • Упражнения на выносливость.
  • На равновесие.
  • На увеличение сил в мышцах.

Осложнения

ДЦП не прогрессирует во времени. Но опасность заболевания в том, что на его фоне развиваются дополнительные патологии. Осложнения ДЦП:

  • Инвалидность.
  • Проблемы с приемом пищи.
  • Эпилепсия.
  • Задержка роста и развития.
  • Сколиоз.
  • Недержание.
  • Слюнотечение.
  • Психологические и психические расстройства.

Профилактика ДЦП

Во время беременности необходимо строго следить за своим здоровьем. Важно исключить вредные привычки, регулярно ходить на приемы к лечащему врачу, строго следовать его рекомендациям. Вовремя диагностировать опасные для плода состояния, например, гипоксию. Врачу следует правильно оценить состояние матери и выбрать правильный путь родоразрешения.

Инвалидность

Инвалидность при ДЦП присваивается в зависимости от тяжести и форм заболевания. Дети могут получить статус «ребенок-инвалид ДЦП», а после 18 лет – первую, вторую или третью группу.

Для получения инвалидности необходимо пройти медико-социальную экспертизу, в результате которой устанавливается:

  • Степень и форма заболевания.
  • Характер поражения опорно-двигательной системы.
  • Характер речевых нарушений.
  • Степень и выраженность психических поражений.
  • Степень умственной отсталости.
  • Наличие эпилепсии.
  • Степень потери зрения, слуха.

Родители ребенка-инвалида могут получать необходимые средства реабилитации и путевки в санатории за счет государственного бюджета.

Специальные средства, которые облегчают жизнь ребенка

Такие приспособления и спецсредства можно получить за счет государственного бюджета. Это возможно только, если врач внес их перечень в специальную реабилитационную карту, а комиссия МСЭ при подтверждении инвалидности зафиксировала все средства как необходимые для реабилитации ребенка.


Такие приспособления делятся на 3 группы:

  • Гигиенического назначения: кресла-туалеты, кресла для купания. Эти приспособления оснащены специальными сидениями, удобными ремнями для фиксации ребенка.
  • Приспособления, предназначенные для перемещения: инвалидные коляски для детей с ДЦП, параподиум, ходунки, вертикализаторы. Все эти приспособления позволяют ребенку перемещаться в пространстве и изучать его. Ребенку, который не способен ходить самостоятельно, понадобится коляска (ДЦП - тот диагноз, при котором этот предмет зачастую крайне необходим), причем не одна. Для перемещения по дому – домашний вариант, а для прогулок по улице, соответственно, уличный. Прогулочная коляска (ДЦП), например, «Стингрей» наиболее облегченная, оснащена съемным столиком. Есть очень удобные и комфортные коляски, с электроприводом, но цена у них достаточно высокая. Если ребенок может ходить, но не умеет удерживать равновесие, ему понадобятся ходунки. Они хорошо тренируют координацию движений.
  • Приспособления для развития ребенка, лечебных процедур, тренировки: лангеты, столы, тренажеры, велосипеды, специальные игрушки, мягкие валики, мячи.

Кроме того, ребенку с ДЦП понадобятся специальная мебель, обувь, одежда, посуда.

Полноценно жить

Многие дети с ДЦП успешно адаптируются в обществе, некоторые проявляют себя в творчестве. Так, например, семилетний мальчик с ДЦП (тяжелая форма), который совершенно не может ходить, но очень любит петь, стал настоящей звездой. Интернет буквально взорвало видео, где он сделал кавер на трек «Минимал» рэпера Элджея. ДЦП-диагноз совершенно не препятствует занятиям творчеством и самореализацией. Этого талантливого ребенка посетил сам рэпер, их совместный снимок пользуется огромной популярностью среди поклонников как Элджея, так и мальчика Сергея.

С диагнозом ДЦП (детский церебральный паралич) я живу с рождения. Точнее — с годовалого возраста (примерно тогда врачи наконец-то определили, как называется то, что со мной происходит). Я окончила спецшколу для детей с ДЦП, а через 11 лет пришла туда работать. С тех пор прошло уже 20 лет… По самым скромным подсчетам, я знаю, более или менее близко, больше полутысячи ДЦПшников. Думаю, этого достаточно для того, чтобы развеять мифы, которым склонны верить те, кто столкнулся с этим диагнозом впервые.

Миф первый: ДЦП — тяжелое заболевание

Не секрет, что многие родители, услышав от врача этот диагноз, испытывают шок. Особенно в последние годы, когда СМИ все чаще и чаще рассказывают о людях с тяжелой формой ДЦП — о колясочниках с поражением рук и ног, невнятной речью и постоянными насильственными движениями (гиперкинезами). Им и невдомек, что многие люди с ДЦП нормально говорят и уверенно ходят, а при легких формах вообще не выделяются среди здоровых. Откуда же берется этот миф?

Как и многие другие заболевания, ДЦП варьируется от легкой до тяжелой степени. По сути, это даже не болезнь, а общая причина целого ряда расстройств. Ее суть — в том, что во время беременности или родов у младенца оказываются поражены отдельные участки коры головного мозга, в основном те, которые отвечают за двигательные функции и координацию движений. Это и вызывает ДЦП – нарушение правильной работы отдельных мышц вплоть до полной невозможности управлять ими. Медики насчитывают более 1000 факторов, которые могут запустить этот процесс. Очевидно, что разные факторы вызывают разные последствия.

Традиционно выделяются 5 основных форм ДЦП, плюс смешанные формы:

Спастическая тетраплегия – самая тяжелая форма, когда больной из-за чрезмерного напряжения мышц не в состоянии управлять ни руками, ни ногами и нередко испытывает сильные боли. Ею страдает только 2% людей с ДЦП (здесь и далее статистика взята из Интернета), но именно о них чаще всего рассказывают в СМИ.

Спастическая диплегия – форма, при которой сильно поражены либо верхние, либо нижние конечности. Чаще страдают ноги – человек ходит с полусогнутыми коленями. Для болезни Литтля, наоборот, характерно сильное поражение рук и речи при относительно здоровых ногах. Последствия спастической диплегии имеют 40% ДЦПшников.

При гемиплегической форме поражены двигательные функции руки и ноги с одной стороны тела. Ее признаки есть у 32%.

У 10 % людей с ДЦП основная форма – дискинетическая или гиперкинетическая . Для нее характерны сильные непроизвольные движения – гиперкинезы – во всех конечностях, а также в мышцах лица и шеи. Гиперкинезы часто встречаются и при других формах ДЦП.

Для атаксической формы характерен пониженный тонус мышц, вялые замедленные движения, сильное нарушение равновесия. Она наблюдается у 15% больных.

Итак, малыш родился с одной из форм ДЦП. А дальше включаются другие факторы — факторы жизни, которая, как известно, у каждого — своя. Поэтому то, что происходит с ним после года, правильнее называть последствиями ДЦП. Они могут быть совершенно разными даже в рамках одной формы. Знаю человека со спастической диплегией ног и довольно сильными гиперкинезами, который окончил мехмат МГУ, преподает в институте и ходит в турпоходы со здоровыми людьми.

С ДЦП рождается, по разным данным, 3-8 младенцев из 1000. Большинство (до 85 %) имеет легкую и среднюю тяжесть заболевания. Это значит, что многие люди просто не связывают особенности их походки или речи со «страшным» диагнозом и считают, что в их окружении ДЦПшников нет. Поэтому единственный источник сведений для них — публикации в СМИ, которые отнюдь не стремятся к объективности…

Миф второй: ДЦП излечим

Для большинства родителей детей с ДЦП этот миф крайне привлекателен. Не задумываясь о том, что нарушения в работе мозга сегодня не исправляются никакими средствами, они пренебрегают «неэффективными» советами рядовых врачей, тратя все сбережения и собирая огромные суммы с помощью благотворительных фондов, чтобы оплатить дорогостоящий курс в очередном популярном центре. Между тем, секрет облегчения последствий ДЦП отнюдь не столько в модных процедурах, сколько в постоянной работе с малышом начиная с первых недель жизни. Ванны, обычные массажи, игры с распрямлением ножек и ручек, поворотами головы и выработкой точности движений, общение — вот та база, которая в большинстве случаев помогает организму ребенка частично компенсировать нарушения. Ведь главная задача раннего лечения последствий ДЦП — не исправление самого дефекта, а предупреждение неправильного развития мышц и суставов. А этого можно достичь только ежедневным трудом.

Миф третий: ДЦП не прогрессирует

Так утешают себя те, кто столкнулся с нетяжелыми последствиями заболевания. Формально это верно – состояние мозга действительно не меняется. Однако даже легкая форма гемиплегии, практически не заметная окружающим, уже к 18 годам неизбежно вызывает искривление позвоночника, которое, если им не заниматься, — прямой путь к раннему остеохондрозу или межпозвонковым грыжам. А это – сильные боли и ограничение подвижности вплоть до невозможности ходить. Подобные типичные последствия есть у каждой формы ДЦП. Беда лишь в том, что в России эти данные практически не обобщаются, а потому растущих ДЦПшников и их родных никто не предупреждает об опасностях, подстерегающих в будущем.

Гораздо лучше известно родителям, что пораженные участки мозга становятся чувствительными к общему состоянию организма. Временное усиление спастики или гиперкинезов могут вызвать даже банальный грипп или скачок давления. В редких случаях нервное потрясение или серьезное заболевание вызывают резкое длительное усиление всех последствий ДЦП и даже появление новых.

Разумеется, это не значит, что людей с ДЦП надо содержать в тепличных условиях. Наоборот: чем крепче организм человека, тем легче он адаптируется к неблагоприятным факторам. Однако если процедура или физическое упражнение регулярно вызывают, к примеру, усиление спастики, от них нужно отказаться. Ни в коем случае нельзя делать что-либо через «не могу»!

Особое внимание должны проявлять родители к состоянию ребенка с 12 до 18 лет. В это время даже здоровые дети испытывают серьезные перегрузки из-за особенностей перестройки организма. (Одна из проблем этого возраста – рост скелета, опережающий развитие мышечных тканей.) Знаю несколько случаев, когда ходячие дети из-за проблем с коленными и тазобедренными суставами в этом возрасте садились на коляску, причем навсегда. Именно поэтому западные врачи не рекомендуют ставить на ноги ДЦПшников 12-18 лет, если до этого они не ходили.

Миф четвертый: всё от ДЦП

Последствия ДЦП бывают самые разные, и все же их перечень ограничен. Однако близкие людей с этим диагнозом порой считают ДЦП причиной не только нарушения двигательных функций, а также зрения и слуха, но и таких явлений как аутизм или синдром гиперактивности. А главное – считают: стоит вылечить ДЦП – и все остальные проблемы решатся сами собой. Между тем, даже если причиной болезни действительно стал ДЦП, лечить надо не только его, но и конкретное заболевание.

В процессе родов у СильвестраСталлоне были частично повреждены нервные окончания лица — часть щеки, губ и языка актера так и остались парализованными, впрочем невнятная речь, ухмылка и большие грустные глаза стали в дальнейшем визитной карточкой.

Особенно забавно фраза «У вас же ДЦП, чего вы хотите!» звучит в устах врачей. Не раз и не два я слышала ее от докторов разных специальностей. В этом случае приходится терпеливо и настойчиво объяснять, что хочу я того же, что и любой другой человек, – облегчения собственного состояния. Как правило, врач сдается и назначает те процедуры, которые мне необходимы. В крайнем случае, помогает поход к заведующему. Но в любом случае, сталкиваясь с тем или иным заболеванием, человеку с ДЦП приходится быть особенно внимательным к себе и порой подсказывать врачам нужное лечение, чтобы свести к минимуму негативное воздействие процедур.

Миф пятый: с ДЦП никуда не берут

Здесь утверждать что-либо с опорой на статистику крайне сложно, ибо надежных данных попросту нет. Однако, если судить по выпускникам массовых классов спецшколы-интерната № 17 г. Москвы, где я работаю, лишь единицы после школы остаются сидеть дома. Примерно половина поступает в специализированные колледжи или отделения вузов, треть — в обычные вузы и колледжи, кое-кто сразу идет работать. В дальнейшем трудоустраивается не менее половины выпускников. Иногда девушки после окончания школы быстро выходят замуж и начинают «работать» мамой. С выпускниками классов для детей с умственной отсталостью ситуация сложнее, однако и там около половины выпускников продолжает учебу в специализированных колледжах.

Этот миф распространяют в основном те, кто не в состоянии трезво оценить свои способности и хочет учиться или работать там, где ему вряд ли удастся соответствовать предъявляемым требованиям. Получая отказ, такие люди и их родители нередко обращаются в СМИ, стремясь силой добиться своего. Если же человек умеет соизмерять желания с возможностями, он находит свой путь без разборок и скандалов.

Показательный пример – наша выпускница Екатерина К., девушка с тяжелой формой болезни Литтля. Катя ходит, но может работать на компьютере всего одним пальцем левой руки, а ее речь понимают только очень близкие люди. Первая попытка поступить в вуз на психолога не удалась – посмотрев на необычную абитуриентку, несколько преподавателей заявили, что отказываются ее учить. Через год девушка поступила в Академию печати на редакторский факультет, где была дистанционная форма обучения. Учеба пошла настолько успешно, что Катя стала подрабатывать сдачей тестов за своих однокашников. Устроиться после окончания вуза на постоянную работу ей не удалось (одна из причин – отсутствие трудовой рекомендации МСЭ). Однако время от времени она работает модератором учебных сайтов в ряде вузов столицы (трудовой договор оформляется на другого человека). А в свободное время пишет стихи и прозу, выкладывая произведения на собственный сайт.

Сухой остаток

Что же я могу посоветовать родителям, которые узнали, что у их малыша ДЦП?

Прежде всего – успокоиться и постараться уделять ему как можно больше внимания, окружая его (особенно в раннем возрасте!) только положительными эмоциями. При этом постарайтесь жить так, будто в вашей семье растет обычный ребенок – гуляйте с ним во дворе, копайтесь в песочнице, помогая своему малышу наладить контакт со сверстниками. Не нужно лишний раз напоминать ему о болезни – ребенок должен сам прийти к пониманию своих особенностей.

Второе – не уповайте на то, что рано или поздно ваш ребенок будет здоровым. Примите его таким, какой он есть. Не следует думать, что в первые годы жизни все силы надо бросить на лечение, оставив развитие интеллекта «на потом». Развитие ума, души и тела взаимосвязаны. Очень многое в преодолении последствий ДЦП зависит от желания ребенка их преодолеть, а без развития интеллекта оно просто не возникнет. Если же малыш не понимает, зачем нужно терпеть дискомфорт и трудности, связанные с лечением, пользы от таких процедур будет немного.

Третье – будьте снисходительны к тем, кто задает нетактичные вопросы и дает «глупые» советы. Помните: недавно вы сами знали о ДЦП не больше, чем они. Постарайтесь спокойно вести такие разговоры, ведь от того, как вы будете общаться с окружающими, зависит их отношение к вашему ребенку.

А главное – верьте: у вашего ребенка всё будет хорошо, если он вырастет открытым и доброжелательным человеком.

<\> код для сайта или блога

No related articles yet.

    Анастасия

    Прочитала статью. Моя тема:)
    32 года, правосторонний гемипарез (лёгкая форма ДЦП). Обычный детский сад, обычная школа, ВУЗ, самостоятельные поиски работы (на ней, собственно, сейчас и нахожусь), путешествия, друзья,обычная жизнь….
    И через "хромоногую" прошла, и через "косолапую", и через бог весть что. И многое ещё будет, я уверенна!
    НО! Главное это позитивный настрой и сила характера, оптимизм!!

    Нана

    А действительно с возрастом следует ждать ухудшений? У меня легкая степень, спастика в ногах

    Анжела

    А меня отношение людей, не благоприятные условия жизни сломали. В 36 лет у меня не ни образования, ни работы, ни семьи хотя легкая форма (правосторонний гемипарез).

    Наташа

    После прививок появилось много "дцп". Хотя детки и вовсе и не дцп. Там ничего врожденного и внутриутробного нет. Но приписывают к дцп и соответственно неправильно "залечивают". В результате — действительно разновидность паралича получают.
    Часто причина "врожденного" дцп вовсе и не травма, а внутриутробная инфекция.

    Елена

    Замечательная статья, поднимающая огромную проблему — как "с этим" жить. Хорошо показано, что одинаково плохо и не учитывать наличие связанных с заболеванием ограничений и придавать им избыточное значение. Не стоит фокусировать внимание на том, чего ты не можешь, а нужно сосредоточиться на том, что доступно.
    И действительно очень важно уделять внимание интеллектуальному развитию. Мы даже Цереброкурин кололи, он нам дал огромный толчок в развитии, всё-таки эмбриональные нейропептиды действительно помогают использовать имеющиеся возможности мозга. Моё мнение, что не нужно ждать чуда, но и опускать руки тоже нельзя. Автор прав: «этого можно достичь только ежедневным трудом» самих родителей и чем раньше они эти займутся, тем продуктивнее. Начинать «предупреждение неправильного развития мышц и суставов» после полуторагодовалого возраста поздно — «паровоз ушел». Знаю на личном опыте и на опыте других родителей.
    Екатерина, всего Вам хорошего.

    * Кинесте́зия (др.-греч. κινέω — «двигаю, прикасаюсь» + αἴσθησις — «чувство, ощущение») — так называемое «мышечное чувство», чувство положения и перемещения как отдельных членов, так и всего человеческого тела. (Википедиия)

    Ольга

    не согласна абсолютно с автором. во-первых, почему при рассмотрении форм дцп ничего не сказали про двойную гемиплегию? она отличается от обычной гемиплегии и от спастического тетрапареза. во-вторых, дцп действительно излечим. если подразумевать развитие компенсаторных возможностей мозга и улучшение состояния пациента. в-третьих, автор в глаза тяжелых детей видела??? таких, о которых и речи нет вынести поиграться в песочницу. когда чуть не так посмотри на ребенка и его трясет от судорог. и крик не прекращается. и он выгибается дугой так, что синяки на руках у мамы, когда она пытается его держать. когда не только сидеть — лежать ребенок не может. в-четвертых. форма дцп — это вообще ни о чем. главное — тяжесть заболевания. я видела спастическую диплегию у двоих детей — один почти не отличается от сверстников, другой — весь скрюченный и с судорогами, разумеется, даже ровно сидеть в коляске не может. а диагноз один.

    Елена

    не совсем согласна со статьей как мама ребенка с ДЦП-спастическая диплегия, средней степени тяжести. Как маме мне легче жить и бороться думая, что это если и неизлечимо, то поправимо-возможно максимально приблизить ребенка к "норм." социальной жизни. за 5 лет успели наслушаться что сына лучше в интернат сдать, а самим родить здорового…и это-от двух разных врачей-ортопедов! сказано было при ребенке, у которого сохраненный интеллект и он все слышал…конечно замкнулся, стал сторониться чужих….но у нас огромный скачок-сын ходит сам, правда плохо с равновесием и колени согнуты…но мы боремся.начали довольно поздно-с 10мес, до этого лечили другие последствия преждевременных родов и пофигизма врачей…

2.3.

Клинические формы детского церебрального паралича

Поскольку термин ДЦПне может включить в себя все много­образие патологических сдвигов, возникающих при этом заболева­нии, уже много лет ведутся поиски и разработки оптимальной классификации этого страдания. Первая четко оформленная клас­сификация ДЦП принадлежит S . Freud (96). В основе ее лежат кли­нические критерии.

Классификация ДЦП(96)

Гемиплегия

Церебральная диплегия (двусторонний церебральный паралич)

Генерализованная ригидность

Параплегическая ригидность

Двусторонняя параплегия

Генерализованная хорея

Двойной атетоз

Эта классификация впервые позволила выделить типы ДЦП, которые потом были положены в основу всех последующих клас­сификаций.

В мировой литературе предложено более двадцати классифика­ций ДЦП. Они основаны на этиологических признаках, характере клинических проявлений, патогенетических особенностях. В оте­чественной клинической практике используется чаще всего клас­сификация К.А. Семеновой (65), в которую включены собствен­ные данные автора и элементы классификации Д. С. Футера (76) и М.Б. Цукер (80). Согласно этой классификации выделяют пять основных форм ДЦП:

Двойная гемиплегия;

Спастическая диплегия;

Гемипаретическая форма;

Гиперкинетическая форма;

Атонически-астатическая форма.

На практике выделяют еще смешанную форму ДЦП. Остано­вимся на кратком описании клинических форм ДЦП.

Двойная гемиплегия - самая тяжелая форма ДЦП, возникает при значительном поражении мозга в периоде внутриутробной жизни. Все клинические проявления связаны с выраженными дес-труктивно-атрофическими изменениями, расширением субарах-

Ноидальных пространств и желудочковой системы мозга. Имеется псевдобульбарный симптом, слюнотечение и т.д. Оказываются тя­жело нарушенными все важнейшие человеческие функции: двига­тельные, психические, речевые (82).

Двигательные нарушения выявляются уже в периоде новорож­денное™, как правило, отсутствует защитный рефлекс, резко вы­ражены все тонические рефлексы: лабиринтный, шейные, рефлекс с головы на туловище и с таза на туловище. Не развиваются цепные установочные рефлексы, т.е. ребенок не может научиться самосто­ятельно сидеть, стоять и ходить.

Функции рук, как и ног, практически отсутствуют. Всегда пре­обладает ригидность мышц, усиливающаяся под влиянием сохра­няющихся интенсивных топических рефлексов (шейного и лаби­ринтного). Из-за повышенной активности тонических рефлексов ребенок в положении на животе или спине имеет резко выражен­ные сгибательную или разгибательную позы (рис. 1) При поддерж­ке в вертикальном положении, как правило, наблюдается разгибательная поза при свисании головы. Все сухожильные рефлексы очень высокие, тонус мышц в руках и ногах резко нарушен. Произ­вольная моторика совсем или почти не развита.


Психическое развитие детей находится обычно на уровне умственной отсталости в умеренной или тяжелой степени.

Речь отсутствует: анартрия или тяжелая дизартрия.

Прогноз дальнейшего развития двигательной, речевой и пси­хических функций крайне неблагоприятен. Диагноз «двойная гемиплегия» указывает на полную инвалидность ребенка.

Спастическая диплегия

Это самая распространенная форма ДЦП, известная под наз­ванием болезни или синдрома Литтля. По распространенности двигательных нарушений спастическая диплегия является тетрапарезом (т.е. поражены руки и ноги), но нижние конечности пора­жаются в значительно большей степейи.

У детей со спастической диплегией часто наблюдается вторич­ная задержка психического развития, которая при рано начатом и правильно проводимом лечении к 6-8 годам может быть устране­на. 30-35% детей со спастической диплегией страдают умственной отсталостью в легкой степени. У 70% - наблюдаются речевые рас­стройства в форме дизартрии, значительно реже - форме мотор­ной алалии.

Тяжесть речевых, психических и двигательных нарушений ва­рьирует в широких пределах. Это связано с временем и силой дейст­вия вредных факторов. В зависимости от степени тяжести пораже­ния мозга уже в периоде новорожденности слабо выражены или вовсе не возникают врожденные двигательные рефлексы: защит­ный, ползания, опоры, шаговые движения новорожденного и др., т. е. нарушается основа, на базе которой формируются установоч­ные рефлексы. Хватательный рефлекс чаще всего, наоборот, уси­лен, также как и тонические рефлексы: шейные, лабиринтный; при­чем степень их выраженности может нарастать к 2-4 мес. жизни.

Резко повышен тонус мышц языка, так что он оказывается при­веденным к корню, а подвижность его резко ограничивается. Глаза ребенка поднимаются вверх. Таким образом, в порочный круг ока­зываются втянутыми функции зрения и речь.

При выраженности симметричного шейно-тонического реф­лекса при сгибании головы возникает сгибательная поза в руках и разгибательная в ногах, а при разгибании головы, наоборот, воз­никает разгибание рук и сгибание ног. Эта жесткая связь тоничес­ких рефлексов с мышцами к 2-3 годам приводит к формированию стойких патологических синергии и как следствие - к стойким порочным позам и установкам.

Наиболее характерные позы детей со спастической диплегией представлены на рис. 2.


К 2-3 годам порочные позы и установки становятся стойкими, и с этого времени в зависимости от степени тяжести двигательных нарушений различают тяжелую, среднюю и легкую степени спас­тической диплегии.

Дети стяжелой степенью самостоятельно не передвигаются или передвигаются с помощью костылей. Манипулятивная дея­тельность рук у них значительно снижена. Эти дети себя не обслу­живают или обслуживают частично. У них относительно быстро развиваются контрактуры и деформации во всех суставах нижних конечностей. У 70-80% детей наблюдаются речевые нарушения, у 50-60% - задержка психического развития, у 25-35% - ум­ственная отсталость. У этих детей на протяжении 3-7 и более лет не редуцируются тонические рефлексы и с трудом формируются установочные выпрямительные рефлексы.

Дети сосредней степенью тяжести двигательного поражения передвигаются самостоятельно, хотя с дефектной осанкой. У них неплохо развита манипулятивная деятельность рук. Тонические рефлексы выражены незначительно. Контрактуры и деформации развиваются в меньшей степени. Речевые нарушения наблюдаются у 65-75% детей, ЗПР - у 45-55%, у 15-:25% - умственная отста­лость.

Дети слегкой степенью тяжести двигательного поражения от­мечают неловкость и замедленность темпа движений в руках, относительно легкое ограничение объема активных движений в ногах, преимущественно в голеностопных суставах, незначитель­ное повышение тонуса мышц. Дети самостоятельно передвигают­ся, но походка их остается несколько дефектной. Речевые наруше­ния наблюдаются у 40-50% детей, ЗПР - у 20-30%, умственная отсталость - у 5%.

Прогностически спастическая диплегия - это благоприятная форма заболевания в отношении /преодоления психических и рече­вых расстройств и менее благоприятная в отношении становления локомоции.

Ребенок, страдающий спастической диплегией, может научить­ся обслуживать себя, писать, овладевать рядом трудовых навыков (25, 82).

Гемипаретическая форма

Эта форма заболевания характеризуется поражением одно­именных руки и ноги (82). В 80% случаев развивается у ребенка в ранний постнатальный период, когда вследствие травм, инфекций и пр., поражаются формирующиеся пирамидные пути головного

Мозга. При этой форме поражена одна сторона тела: левая при пра­востороннем поражении мозга, и правая, при левостороннем. При данной форме ДЦП обычно тяжелее поражается верхняя конеч­ность. Правосторонний гемипарез встречается чаще, чем левосто­ронний. По-видимому, левое полушарие при воздействии вредных факторов страдает в первую очередь как более молодое филогенетически, функции которого наиболее сложны и многообразны. У 25-35% детей наблюдается легкая степень умственной отсталос­ти, у 45-50% - вторичная задержка психического развития, пре­одолеваемая при своевременно начатой восстановительной тера­пии. Речевые расстройства наблюдаются у 20-35% детей, чаще по типу псевдобульбарной дизартрии, реже моторной алалии.

После рождения у ребенка с такой формой ДЦП все врожден­ные двигательные рефлексы оказываются сформированными. Од­нако уже в первые недели жизни можно выявить ограничение спонтанных движений и высокие сухожильные рефлексы в пора­женных конечностях; рефлекс опоры, шаговые движения, полза­ние хуже выражены в паретичной ноге. Хватательный рефлекс менее выражен в пораженной руке. Сидеть ребенок начинает во время или с небольшим запозданием, при этом поза оказывается асимметричной, что может приводить к сколиозу.

Проявления гемипареза формируются, как правило, к 6-10-мес. жизни ребенка, которые постепенно нарастают (рис. 3).


Начиная с 2-3 лет основные симптомы заболевания не про­грессируют, они во многом сход­ны с теми, которые наблюдаются у взрослых. Двигательные нару­шения носят стойкий характер, не смотря на проводимую терапию.

Выделяют 3 степени тяжести гемипаретической формы ДЦП: тяжелую, среднюю и легкую.

При тяжелой степени пораже­ния в верхней и нижней конечно­сти наблюдаются выраженные на­рушения тонуса мышц по типу спастичности и ригидности. Объ­ем активных движений, особенно Рис. 3. Гемипаретическая форма в предплечье, кисти, пальцах и

Стопе, минимален. Манипулятавная деятельность верхней конечности практически отсутствует. Уменьшены кисть, длина всех фалангов пальцев, лопатка, стопа.

В паретичной руке и ноге отмечается гипотрофия мышц и замедле­ние роста костей. Дети начинают ходить самостоятельно только с 3-3,5 лет, при этом наблюдается грубое нарушение осанки, фор­мируется сколиоз позвоночного столба и перекос таза. У 25-35% детей выявляется умственная отсталость, у 55-60%- речевые расстройства, у 40-50% - судорожный синдром.

При средней тяжести поражения двигательной функций нару­шения тонуса мышц, трофические расстройства, ограничение объема активных движений менее выражены. Функция верхней конечности значительно нарушена, однако больной может брать предметы рукой. Дети начинают ходить самостоятельно с 1,5-2,5 лет, прихрамывая на больную ногу, с опорой на передние отде­лы стопы. У 20-30% детей наблюдается ЗПР, у 15-г20% - умствен­ная отсталость, у 40-50% - речевые расстройства, у 20-30% судо­рожный синдром.

При легкой степени поражения нарушения Тонуса мышц и тро­фики незначительны, объем активных движений в руке сохранен, но отмечается неловкость движений. Дети начинают ходить самостоятельно с 1г.1мес.-1г.3мес. без переката стопы в больной ноге. У 25-30% детей отмечается ЗПР, у 5% - умственная отсталость, у 25-30% - речевые расстройства.

Гиперкинетическая форма

Причиной этой формы ДЦП чаще всего является билирубиновая энцефалопатия как результат гемолитической болезни ново­рожденных. Реже причиной может быть недоношенность с после­дующей черепно-мозговой травмой во время родов, при которой происходит разрыв артерий, снабжающих кровью подкорковые ядра.

В неврологическом статусе у этих больных наблюдаются гиперкинезы (насильственные движения), мышечная ригидность шеи, туловища, ног. Несмотря на тяжелый двигательный дефект, огра­ниченную возможность самообслуживания уровень интеллекту­ального развития при данной форме ДЦП выше, чем при предыду­щих.

После рождения у такого ребенка врожденные двигательные рефлексы оказываются нарушенными: врожденные движения вя­лые и офаниченные. Сосательный рефлекс ослаблен, нарушена координация сосания, глотания, дыхания. В ряде случаев тонус мышц снижен. В 2-3 месяца могут наблюдаться внезапные мы­шечные спазмы. Сниженный тонус сменяется дистонией. Устано­вочные цепные рефлексы значительно запаздывают в своем фор-

Мировании. Задержка формирования установочных рефлексов, мышечная дистония, а в последующем и гиперкинезы нарушают формирование нормальных поз и приводят к тому, что ребенок длительное время не может научиться самостоятельно сидеть, сто­ять и ходить. Очень редко ребенок начинает ходить самостоятель­но с 2-3 лет, чаще всего самостоятельное передвижение становит­ся возможным в 4-7 лет, иногда только в 9-12 лет.

При гиперкинетической форме ДЦП могут наблюдаться ги­перкинезы различного характера, они чаще всего полиморфны, выделяют типы гиперкинезов: хореиформный, атетоидный, хореатетоз, паркинсоноподобный тремор. Хореиформный гиперкинез характеризуется быстрыми и отрывочными движениями, чаще всего он более выражен в проксимальных отделах конечностей (рис. 4) Атетоз характеризуется медленными, червеобразными движениями, одновременно возникающими в сгибателях и разги­бателях, наблюдается преимущественно в дистальных отделах ко­нечностей (рис. 5)


Гиперкинез возникает с 3-4 месяцев жизни ребенка в мышцах языка и только к 10-18 месяцам появляется в других частях тела, достигая максимального развития к 2-3 годам жизни. Интенсив­ность гиперкинеза усиливается под влиянием экстероцептивных, проприоцептивных и особенно эмоциональных раздражителей. В покое гиперкинез значительно уменьшается и практически пол­ностью исчезает во время сна.

Нарушение тонуса мышц проявляется дистонией. Нередко у многих детей наблюдается атаксия, которая маскируется гипер­кинезом и выявляется при его редукции. У многих детей наблюда­ется снижение мимики, паралич отводящего и лицевого нерва. Почти у всех детей выражены вегетативные нарушения, значитель­но снижена масса тела.

Нарушения речевой функции встречаются у 90% больных, чаще в форме гиперкинетической дизартрии, ЗПР - у 50%, нару­шения слуха у 25-30%.

Интеллект в большинстве случаев развивается вполне удовлет­ворительно, а необучаемыми дети могут оказаться в связи с тяже­лыми расстройствами речи и произвольной моторики из-за гиперкинезов.

Прогностически это вполне благоприятная форма в отношении обучения и социальной адаптации. Прогноз заболевания зависит от характера и интенсивности гиперкинеза: при хореическом - дети, как правило, овладевают самостоятельным передвижением к 2- 3 годам; при двойном атетозе прогноз крайне неблагоприятен.

Атонически-астатическая форма

Эта форма ДЦП встречается значительно реже других форм, характеризуется парезами, низким тонусом мышц при наличии па­тологических тонических рефлексов, нарушением координации движений, равновесия (25, 82).

С момента рождения выявляется несостоятельность врожден­ных двигательных рефлексов: отсутствуют рефлексы опоры, авто­матической походки, ползания, слабо выражены или отсутству­ют, защитный и хватательный рефлексы (рис. 6) Снижен тонус мышц (гипотония). Цепные уста­новочные рефлексы значительно задерживаются в развитии. Такие больные начинают самостоятель­но сидеть к 1-2 годам, ходить - к 6 годам.

К 3-5 годам при систематичес­ком, направленном лечении дети, как правило, овладевают возмож­ностью произвольных движений. Речевые расстройства в форме мозжечковой или псевдобульбарной дизартрии наблюдаются у 60- 75% детей, имеет место ЗПР.


Как правило, при этой форме ДЦП поражается лобно-мостомозжечковый путь, лобные доли и мозжечок. Характерными симптомами являются атаксия, гиперметрия, интенционный тремор.

В тех случаях, когда имеет место выраженная незрелость мозга в целом и патологический процесс распространяется преимущественно на передние его отделы, обнаруживается умственная отсталость чащев легкой, реже - в умеренной степени выраженное, наблюдается эйфория, суетливость, расторможенность.

Эта форма прогностически тяжелая.

Смешанная форма

Наиболее часто встречающаяся форма ДЦП. При ней имеютсясочетания всех перечисленных выше форм: спастико-гиперкинедоческая, гиперкинетически-мозжечковая и так далее. Нарушенияречи и интеллекта встречаются с той же частотой. Иногда заболевание протекает как спастическая форма, а в дальнейшем появляются и проявляются все отчетливее гиперкинезы.

По двигательному дефекту различаются три степени тяжестиДЦП при всех перечисленных формах заболевания:

Легкая - физический дефект позволяет передвигаться, пользоваться городским транспортом, иметь навыки самообслуживания.

Средняя - дети нуждаются в частичной помощи окружающих при движении и самообслуживании.

Тяжелая - дети целиком зависят от окружающих.

Значительно ухудшает течение ДЦП наличие у больных гипертензионного, гидроцефального, судорожного синдромов; нарушение функций гипоталамуса, всей гипоталамо-гипофизарно-надпочечной системы, адаптирующей рольного к внешней среде.